Метод организации активного поиска решения выдвинутых в обучении задач под руководством педагога это

Тесты по «Педагогическим технологиям» (решенные)

Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию «педагогическая технология».
Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, принципов, целей, содержания, форм, методов и средств обучения.
*Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
Последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач, как планомерное решение и воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения? Из приведённых примеров выберите правильный.
К.Д.Ушинский.
А.С.Макаренко.
*Я.А.Коменский.
И.Песталоцци.
Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству?
*Совершенное владение педагогической техникой.
Совершенное знание своего предмета.
Совершенное владение педагогическими методами.
Все ответы верны.
Что означает термин «технология?
«технос» — прогресс.
«техне» — искусство, «логос» — учение.
«техникос» — высокая техника.
«технология» — образование.
Из предложенных вариантов ответов найдите определение педагогической техники.
*Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом.
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
Что такое технологическая карта?
Единый процесс разработки определённой продукции.
*Технический документ, отображающий последовательность технологических операций производства определённой продукции.
Показатель процесса выполнения работы производителя.
Порядок реализации технологических операций.
Что такое тестирование?
*Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики педагогического процесса.
Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников.
Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в этом ряду изучаемых объектов.
Что такое педагогические инновации?
Это все изменения, направленные на изменения педагогической системы.
Это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности.
Это новшества, мобилизирующие внутренние ресурсы педагогической системы и приводящие к повышению результата.
*Все ответы верны.
Педагогические инновации охватывают следующие главные направления:
Оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическую педагогику, организацию и управление.
Новые педагогические технологии.
*Все ответы верны.
Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
Значительные инвестиции.
Полная перестройка педагогической системы.
*Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения.
Согласие учителей и родителей.
Что такое стимулирование учения?
Требование хорошо учиться.
*«Подталкивание» школьников к успешному учению.
Преодоление лени.
Борьба с плохими привычками, мешающими учиться.
Определите виды обучения.
*Объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное.
Урок, внеклассное занятие, экскурсия, лабораторное занятие.
Начальное, общее, средне-специальное, высшее.
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Из приведённых примеров найдите правильный ответ: инновации – это…
Внесение новшеств на урок.
*Нововведение, изменение внутри системы.
Проведение урока нетрадиционным методом.
Все ответы верны.
Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
Обучение, воспитание, развитие.
Преподавание, учение, деятельность.
*Вызова, осмысления, размышления.
Определение, активизация, закрепление.
Как считает И.Г.Агапов, «критическое мышление» – это…
*педагогическая технология, ориентированная на развитие у учащихся навыков работы с текстом, на овладение всеми видами звучащей и письменной речи, на взаимодействие со сверстниками по поводу данного текста.
сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации.
умственная деятельность, при которой особое внимание уделяется анализу, сравнению, толкованию, применению, инновациям, решению проблемы или оценке хода мысли.
Критическое суждение человека относительно условий и результатов опыта способно направить желание и интересы личности по правильному пути.
Что означает «Синквейн»?
Концептуальная таблица.
*Пятистрочный стих.
Пучок, связка.
Мозговой штурм.
Дайте определение методу критического мышления «Кластер».
*Пучок, связка.
Свёртывание информации.
Двучастный дневник.
Обучение сообща.
Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению.
Словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные.
*Продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща.
Лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща.
Убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты.
Технология программированного обучения начала активно внедрятся в образовательную практику. Из приведённых вариантов укажите, когда это произошло?
С середины 70-х годов ХХ столетия.
С середины 90-х годов ХХ столетия.
*С середины 60-х годов ХХ столетия.
С середины 80-х годов ХХ столетия.
Продвинутая лекция, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща – это…
*Методы критического мышления.
Методы обучения.
Методы воспитания.
Все ответы верны.
К какому обучению относятся три фазы: вызов, осмысление, размышление?
К обучению на уроке.
*К обучению критическому мышлению.
К обучению самостоятельности.
К обучению ведения дискуссии.
Дайте другое название понятию «Пятистрочный стих».
Кластер.
Мозговой штурм.
*Синквейн.
Инсерт.
Что означает «Пучок, связка»?
*Кластер.
Мозговой штурм.
Синквейн.
Инсерт.
В каких годах, и в каких странах начали заниматься проблемами педагогических технологий специализированные учреждения?
К началу 60-х годов в США и Японии.
*К началу 70-х годов в США и Японии.
К началу 90-х годов в Японии и Германии.
К началу 80-х годов в США и Германии.
Назовите основные типы уроков.
Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа.
Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
*Комбинированные, изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний, умений, практического применения знаний, умений.
Индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, иллюстрации учебного материала, компьютерные уроки, контроля и коррекции.
Дайте определение понятию «нестандартный урок».
*Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Организация обучения, при которой учитель ведёт занятия по твёрдому расписанию с применением современных методик.
Нововведение.
Инновации.
Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых – это…
Преподавание.
Учение.
Образование.
*Обучение.
По какому признаку можно определить тип и структуру урока?
По дидактическим целям.
По расположению элементов урока.
*По количеству времени, отводимого на достижение главной цели.
По количеству структурных частей.
Что такое учение?
Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
*Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.
Предметная поддержка учебного процесса – это…
*Средство обучения.
Форма обучения.
Метод обучения.
Приём обучения.
Выберите методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.
Педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
Беседа, лекции, диспуты, метод примера.
*Соревнование, поощрение, наказание.
Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, учебные требования, поощрение и порицание.
Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления – это…
*Образование.
Учение.
Преподавание.
Формирование.
Предметная поддержка учебного процесса – это…
*Средство обучения.
Форма обучения.
Метод обучения.
Приём обучения.
Что означает с латинского слово «стандарт»?
Основа, первоначало.
*Образец, норма, мерило.
Путь, способ.
Оболочка, содержание.
По характеру познавательной деятельности учащихся выделяют следующие методы. Из приведённых ответов найдите правильный.
Традиционный, продуктивный, репродуктивный, дедуктивный, программированный, компьютерный.
Объяснения нового материала, повторения, закрепления, комбинированный, контроля.
*Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские.
Словесные, наглядные, практические, логические.
К какому понятию относится это определение? Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
*Дидактическая игра.
Мозговая атака.
Обучение сообща.
Дискуссия.
Найдите правильное определение понятию «мозговая атака».
Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
*Активизация мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы.
Создание в аудитории атмосферы принятия решения по конкретной проблемной ситуации.
Все ответы верны.
Из приведённых вариантов ответов определите принципы педагогических технологий.
*Научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Что такое объяснительно-иллюстративный подход к обучению?
*Это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
Методы формирования сознания и опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля за поведением и деятельностью учащихся.
К какому понятию относится поисковый (исследовательский) подход к обучению?
Это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
*Метод организации активного поиска решения выдвинутых в обучении задач под руководством педагога.
Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.
Найдите правильное определение понятию педагогическая технология.
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
*Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.
Педагогическая таксономия позволяет:
*Классифицировать учебные цели по категориям.
Выделить опорные понятия темы.
Формировать содержание учебной цели.
Гарантировать достижения учебной цели
Преимущества педагогической технологии:
Выработка учебных целей.
*Гарантированное достижение запланированных результатов обучения.
Описание учебного процесса.
Использование эффективных методов обучения.
Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие основные принципы:
*Гуманизм, сотрудничество, свободное воспитание.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
К специфическим принципам дистанционного обучения можно отнести:
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
*Интерактивности, стартовых знаний, индивидуализации, идентификации, регламентности обучения, педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий, обеспечения открытости и гибкости обучения.
Что отражает принцип интерактивности дистанционного обучения?
*Закономерность дистанционных контактов не только слушателей с преподавателями, но и слушателей между собой.
Необходимость предварительной подготовки слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
Составление индивидуальных планов обучения, в том числе и выполнения недостающих начальных знаний и умений.
Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, использованием различных технических средств.
Что означает принцип стартовых знаний дистанционного обучения?
Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
*Дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
Создание и организация системы дистанционного обучения, необходимость оценить целесообразность применения существующих информационных технологий.
Чем характеризуется принцип индивидуализации дистанционного обучения?
*В реальном учебном процессе проводится входной и текущий контроль. На основании их результатов составляются индивидуальные планы обучения, в том числе и выполнения недостающих начальных знаний и умений.
Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
В чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения?
Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
*В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.
Чем характеризуется принцип регламентности дистанционного обучения?
Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
*Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.
Что означает принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий?
*При проектировании, создании и организации системы дистанционного обучения необходимо оценить целесообразность применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
В чём выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения?
Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
*Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.
Что является самым элементарным в проектировании дидактики?
Учебник.
Учебная программа.
Государственный образовательный стандарт.
*Конспект урока.
Что называется обучением?
*Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых.
Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний.
Что называется педагогическим процессом?
*Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
Это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания, развития, формирования, преподавания и учения.
Процесс активной деятельности личности.
Необходимо ли планировать проведение специальных «мотивационных» моментов на уроке?
Не обязательно.
Нет.
*Да.
Смотря по обстоятельствам.
Что такое цель (учебная, образовательная)?
Это то, к чему стремится обучаемый, будущее, на которое направлены его усилия.
*То, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Назовите основные типы уроков.
Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа.
Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
*Комбинированные, изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний, умений, практического применения знаний, умений.
Индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, иллюстрации учебного материала, компьютерные уроки, контроля и коррекции.
Определите основные признаки урока.
*Уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющий примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту.
Урок характеризуется такими признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием.
Для урока характерно постоянное время работы – 45 минут.
Урок определяется следующими чертами: руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний.
Укажите виды образования.
*Дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское, повышение квалификации, внешкольное.
Начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское.
Дошкольные учреждения, начальная школа, средне образовательная школа, средне специальные лицеи и профессиональные колледжи, высшие учебные заведения.
Что такое организация процесса обучения?
Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний.
*Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели.
Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Кому из великих педагогов относиться это высказывание? «Наше педагогическое производства никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди».
А. Дистервег.
К.Д.Ушинский.
*А.С.Макаренко
Я.А.Коменский.
Технология модульного обучения разрабатывается на основе принятых принципов:
*Деятельности, паритетности, технологичности, системного квантования, мотивации, модульности, проблемности, когнитивной визуальности.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
В чём заключается принцип деятельности модульного обучения?
*Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.
В чём заключается принцип мотивации модульного обучения?
Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
*Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.
Дайте определение принципу проблемности модульного обучения.
Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
*Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.
Из приведённых вариантов найдите принцип технологичности модульного обучения.
Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
*Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.
Дайте определение понятию технология воспитания.
*Направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов.
Отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей.
Наука, изучающая особенности воспитательной работы с детьми.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.   Различат следующие классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
    • лекция;
    • беседа;
    • рассказ;
    • инструктаж;
    • демонстрация;
    • упражнения;
    • решение задач;
    • работа с книгой;
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
      • использование технических средств;
      • просмотр кино- и телепрограмм;
    • практические:
      • практические задания;
      • тренинги;
      • деловые игры;
      • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
    • объяснительный;
    • иллюстративный;
    • проблемный;
    • частично-поисковый;
    • исследовательский;
  • по логичности подхода:
    • индуктивный;
    • дедуктивный;
    • аналитический;
    • синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый, или эвристический, метод;
  • исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод обучения — метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного изложения в обучении — метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Исследовательский метод обучения — метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Приемы и средства обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных образовательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-производственное оборудование;
  • дидактическая техника;
  • учебно-наглядные пособия;
  • компьютерные классы;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
  • использование цифровых ресурсов;
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Коммуникативные барьеры и способы их преодоления

Деятельность педагогического работника системы профессионального образования предполагает большое количество коммуникативных контактов – и не только cобучающиеся, но и с родителями, коллегами, руководителями, контролирующими органами, представителями базовых предприятий

Большое количество контактов, в которые вступает ежедневно че­ловек, требует от него выполнения определенных правил, позволяющих бесконфликтно общаться, сохраняя свое личное достоинство и достоин­ство другого человека. В ходе образовательного процесса не всегда придается особое значение общению. Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная. Но ведь важны не знания сами по себе, а влияние преподавателя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности обучающегося. Результативность при этом возможна лишь тогда, когда налажен контакт с тем, кому хочешь эти знания передать.

Изменилась и роль педагога в современных условиях жизни: от транслятора знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ученика. Юношеский возраст характеризуется потребностью в понимании со стороны взрослого и принятии. Педагогическое общение невозможно без отношения. Учащиеся очень чувствуют отношение к себе. Самая грубая обида — это явное невнимание к человеку, который что-то тебе го­ворит, и простить эту обиду всего труднее. Верх невоспитанности – во время разговора «вперять взоры» в окно или в угол, играть с собакой или крутить что-либо в руках. Отсюда непреложное правило: «Говоря с людь­ми, всегда смотри им в глаза!».

Очень важен тон разговора. По нему мы можем судить о настрое­нии и даже о характере человека. Ни работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают права быть невежливыми с окружающими. При всем своем желании и умении скрыть свои эмоции и чувства по отношению к ученикам учитель не в состоянии это сделать. Ведь существует много показателей отношения:

с помощью речи — интонации, паузы, логическое ударение, повышение/понижение голоса, тембра голоса — одно выражение может иметь различную окраску отношений

невербальные средства: мимика, жесты, внешне совершенно непроизвольно дают ученикам информацию об отношению к себе. Поэтому, важное условие педагогического общения доброжелательное отношение к ученикам, принятие их такими, какие они есть…

Коммуникативные барьеры или барьеры общения – это чисто психологический феномен, проявляющийся в ходе общения, когда возникает чувство неприязни, недоверия к источнику информации и самой информации. Достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Когда «слушание» не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся коммуникативные барьеры.

Слушая чужую речь мы понимаем её на 70% . Самое трудное сказать так, чтобы тебя поняли, так как ты сам понимаешь. Ведь слушатель вкладывает свой смысл, свое содержание в принимаемую информацию. Деловую речь воспринимать трудно, темпераментную – легко. Наша речь характеризует нашу личность. Личность выражается вся целиком в интонации. Когда мы говорим, мы себя оголяем. Некоторые недостатки нашей речи могут составлять её самобытность, но на начальном этапе общения это может вызывать коммуникативные барьеры.

Так что же нужно делать, чтобы не допустить возникновения барьеров в общении?

Изначально должна произойти преднастройка человека на общение. (вспомните хотя бы 1-2 положительных качества человека, или его хороших поступков или решений)

На начальном этапе общения необходимо принятие определенного выражения лица, позы, выбора начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнера действий. Невербальные компоненты общения очень значимы в первые минуты знакомства. По одежке встречают — эта «одежка» не только костюм, но и поза, взгляд, улыбка. Еще не произнесено не единого слова, а первая оценка собеседника уже получена. Изменить её в последствие, бывает трудно. Американские исследователи считают, что важны первые 2-4 минуты встречи. Именно в этот начальный момент общения необходимо показать заинтересованность в предстоящей беседе, готовность к конструктивному сотрудничеству, открытость для новых идей и предложений.

Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. В процессе общения контролировать его ход и результаты, оставив у партнера благоприятное впечатление о себе, и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло стремление продолжить общение. Для этого можно применить:

— произнесение вслух имени, имени-отчества это показывает внимание и утверждения данного человека как личности и обычно вызывает удовлетворение;

— добрая улыбка и приятное выражение лица свидетельствует – «я – ваш друг, а друг – это сторонник, защитник». У партнера возникает чувство защищенности;

— высказывание комплементов способствует эффекту внушения, не льстите, а найдите действительно то, за что человека можно похвалить;

— терпеливое и внимательное выслушивание приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека – потребности в самоуважении;

— привлечение внимания к «хобби», увлечениям, интересам.

Все эти приемы, как правило, сопровождается положительными эмоциями собеседника. Узкая педагогическая направленность мешает воспитанию обучающегося как субъекта учебной деятельности, как личности в целом, а у педагога происходит абсолютизация ролевых позиций, отношений, деловых качеств, может возникнуть узость восприятия педагогических ситуаций, стереотипы мышления, нежелание отражать свои личностные качества, рефлектировать способы своего поведения. Подобная профессиональная деформация педагогам, как правило, не осознается. В педагогическом общении могут возникнуть не только барьеры, но и конфликты, если педагог будет высказывать такие сообщения как:

— ты несносный (осуждение)

— ты просто хочешь привлечь к себе внимание (интерпретация)

— ты очень невнимательная (критика)

— нехорошо перебивать других (научение)

— вам лучше бы успокоиться, иначе… (предупреждение)

— ты всегда был хорошим учеником (положительная оценка)

— Менделеев ты наш… (сарказм)

— ты дрянь, глупец, (обзывание)

— уход от разговора, отшучивание

— советы, подсказки, готовые решения, выпытывания, выспрашивания

Ни одно из сообщений не несет в себе информации о взрослом. Взрослый не объясняет, чем конкретно он недоволен, какие чувства у него вызывают те или иные действия учащегося. Не давайте общих оценок человеку. Оценивайте конкретный поступок

Многообразие коммуникативных барьеров свидетельствует, что практически каждый человек в тех или иных ситуациях делового общения испытывает серьезные трудности. Универсальных рецептов преодоления коммуникативных барьеров не существует. Самое важное – принять наличие коммуникативных трудностей и не бояться проявлять творчество, гибкость, индивидуальное своеобразие, при решении сложившейся ситуации. Развивайте в себе необходимые для педагога коммуникативные качества – мягкость, пластичность, деликатность в общении с обучающимися, любезность, приветливость, общительность, умение налаживать духовно общение.

Любое общение с другим человеком – это воспитание. Мы отдаем другому человеку энергию и заботу и должны требовать от него того же. Мало быть альтруистом и проявлять жертвенность, мы должны воспитывать это и в других. Когда вы просто ждете, что у человека проснется совесть, вы этим отказываетесь от воспитания, от отдачи энергии, а значит и от любви. А воспитание – это в первую очередь любовь, а потом поощрение и наказание, поддержка и ограничение.

Ничего не кажется человеку страшнее, чем отвержение, жестокость и отсутствие любви.

Проявляйте любовь и понимание!


Существенной
составляющей педагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     В
педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности
учащихся».


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     В
истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности
    преподавателя и учащихся:
    • лекция;
    • беседа;
    • рассказ;
    • инструктаж;
    • демонстрация;
    • упражнения;
    • решение задач;
    • работа с книгой;


      (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация
        плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
      • использование
        технических средств;
      • просмотр кино- и
        телепрограмм;
    • практические:
      • практические
        задания;
      • тренинги;
      • деловые игры;
      • анализ и
        решение конфликтных ситуаций и т.д.;


        (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • по степени активности познавательной
    деятельности учащихся:
    • объяснительный;
    • иллюстративный;
    • проблемный;
    • частичнопоисковый;
    • исследовательский;


      (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • по логичности подхода:
    • индуктивный;
    • дедуктивный;
    • аналитический;
    • синтетический.


      (См. дополнительный иллюстративный материал.)


      (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Близко к
этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей
степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным
критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
    метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частичнопоисковый, или эвристический,
    метод;
  • исследовательский метод.


    (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В каждом из
последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
     Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через
экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое
широкое применение для передачи большого массива информации.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Репродуктивный
метод обучения
— метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по
инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Метод
проблемного изложения в обучении
— метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную
задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками
научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Частичнопоисковый,
или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под
руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или
самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Исследовательский метод обучения — метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются
в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)


Источник: 

http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps13.html

Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей
педагогических технологий являются
методы обучения
— способы упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и учащихся.
(См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     В
педагогической литературе нет единого
мнения относительно роли и определения
понятия «метод обучения». Так, Ю.К.
Бабанский считает, что «методом
обучения называют способ упорядоченной
взаимосвязанной деятельности преподавателя
и обучаемых, направленной на решение
задач образования». Т.А. Ильина понимает
под методом обучения «способ организации
познавательной деятельности учащихся».
(См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     В
истории дидактики сложились различные
классификации методов обучения, наиболее
распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности
    преподавателя и учащихся:

    • лекция;

    • беседа;

    • рассказ;

    • инструктаж;

    • демонстрация;

    • упражнения;

    • решение задач;

    • работа с книгой; (См.
      дополнительный иллюстративный
      материал.)

  • по источнику получения знаний:

    • словесные;

    • наглядные:

      • демонстрация плакатов, схем, таблиц,
        диаграмм, моделей;

      • использование технических средств;

      • просмотр кино- и телепрограмм;

    • практические:

      • практические задания;

      • тренинги;

      • деловые игры;

      • анализ и решение конфликтных ситуаций
        и т.д.; (См.
        дополнительный иллюстративный
        материал.)

  • по степени активности познавательной
    деятельности учащихся:

    • объяснительный;

    • иллюстративный;

    • проблемный;

    • частичнопоисковый;

    • исследовательский; (См.
      дополнительный иллюстративный
      материал.)

  • по логичности подхода:

    • индуктивный;

    • дедуктивный;

    • аналитический;

    • синтетический. (См.
      дополнительный иллюстративный
      материал.) (См.
      дополнительный иллюстративный
      материал.)

Близко к этой классификации примыкает
классификация методов обучения,
составленная по критерию степени
самостоятельности и творчества в
деятельности обучаемых. Поскольку же
успех обучения в решающей степени
зависит от направленности и внутренней
активности обучаемых, от характера их
деятельности, то именно характер
деятельности, степень самостоятельности
и творчества и должны служить важным
критерием выбора метода. В этой
классификации предложено выделить пять
методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • репродуктивный метод;

  • метод проблемного изложения;

  • частичнопоисковый, или эвристический,
    метод;

  • исследовательский метод. (См.
    дополнительный иллюстративный материал.)

В каждом из последующих
методов степень активности и
самостоятельности в деятельности
обучаемых нарастает.
     Объяснительно-иллюстративный
метод обучения

метод, при котором учащиеся получают
знания на лекции, из учебной или
методической литературы, через экранное
пособие в «готовом» виде. Воспринимая
и осмысливая факты, оценки, выводы,
студенты остаются в рамках репродуктивного
(воспроизводящего) мышления. В вузе
данный метод находит самое широкое
применение для передачи большого массива
информации. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     Репродуктивный
метод обучения

метод, где применение изученного
осуществляется на основе образца или
правила. Здесь деятельность обучаемых
носит алгоритмический характер, т.е.
выполняется по инструкциям, предписаниям,
правилам в аналогичных, сходных с
показанным образцом ситуациях. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     Метод
проблемного изложения в обучении

— метод, при котором, используя самые
различные источники и средства, педагог,
прежде чем излагать материал, ставит
проблему, формулирует познавательную
задачу, а затем, раскрывая систему
доказательств, сравнивая точки зрения,
различные подходы, показывает способ
решения поставленной задачи. Студенты
как бы становятся свидетелями и
соучастниками научного поиска. И в
прошлом, и в настоящем такой подход
широко используется. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     Частичнопоисковый,
или эвристический,
метод обучения

заключается в организации активного
поиска решения выдвинутых в обучении
(или самостоятельно сформулированных)
познавательных задач либо под руководством
педагога, либо на основе эвристических
программ и указаний. Процесс мышления
приобретает продуктивный характер, но
при этом поэтапно направляется и
контролируется педагогом или самими
учащимися на основе работы над программами
(в том числе и компьютерными) и учебными
пособиями. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     Исследовательский
метод обучения

метод, в котором после анализа материала,
постановки проблем и задач и краткого
устного или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают
литературу, источники, ведут наблюдения
и измерения и выполняют другие действия
поискового характера. Инициатива,
самостоятельность, творческий поиск
проявляются в исследовательской
деятельности наиболее полно. Методы
учебной работы непосредственно
перерастают в методы научного исследования.
(См.
дополнительный иллюстративный материал.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление — педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:

  • научном — как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном — как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном — осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:

  • концептуальность;
  • системность;
  • управляемость;
  • эффективность;
  • воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

  • логикой процесса,
  • взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость — подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

  • концептуальная основа;
  • cодержательный компонент обучения;
  • процессуальная часть — технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии — это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную часть технологии составляют цели — общие и конкретные, а также содержание учебного материала
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности учащихся;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.
  • cущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип системности обучения и связи теории с практикой;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся

Методика и технология

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.

В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.

Очевидно, что совершенствование методик надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука — реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.

По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

  • Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
  • Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
  • Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
    • лекция;
    • беседа;
    • рассказ;
    • инструктаж;
    • демонстрация;
    • упражнения;
    • решение задач;
    • работа с книгой;
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
      • использование технических средств;
      • просмотр кино- и телепрограмм;
    • практические:
      • практические задания;
      • тренинги;
      • деловые игры;
      • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
    • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
      • иллюстративный;
      • проблемный;
      • частичнопоисковый;
      • исследовательский;
    • по логичности подхода:
      • дедуктивный;
      • аналитический;
      • синтетический.

      Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

      • объяснительно-иллюстративный метод;
      • репродуктивный метод;
      • метод проблемного изложения;
      • частичнопоисковый, или эвристический, метод;
      • исследовательский метод.
      • В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
        Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

        Репродуктивный метод обучения — метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

        Метод проблемного изложения в обучении — метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

        Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

        Исследовательский метод обучения — метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Приемы и средства обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-производственное оборудование;
  • дидактическая техника;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
  • компьютерные классы;
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.). Формы обучения
    Форма обучения (или педагогическая форма) — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

    В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:

    • простые;
    • составные;
    • комплексные.

    Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:

    • беседа;
    • экскурсия;
    • викторина;
    • зачет;
    • экзамен;
    • лекция;
    • консультация;
    • диспут;
    • культпоход;
    • «бой эрудитов»;
    • шахматный турнир;
    • концерт и т.п.

    Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:

    • урок;
    • конкурс профмастерства;

    • праздничный вечер;

    • трудовой десант;

    • конференция;

    • КВН

    Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.

    Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:

    • дни открытых дверей;
    • дни, посвященные выбранной профессии;
    • дни защиты детей;
    • недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.

    Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:

    • формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
    • формами организации обучения являются:
      • урок,
      • лекция,
      • семинар,
      • зачет,
      • консультация,
      • практика и пр.;
    • формы учебной деятельности учащегося (виды);
    • формы организации текущей учебной работы класса, группы.
    • Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.

      Основные формы педагогического общения

      На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме «педагог-ученик» являются:

      • монолог;
      • диалог;
      • дискуссия;
      • полилог.
      • Монолог — форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.
      • Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога — умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
        В диалогических отношениях существуют две формы диалога:

        • внутренний;
        • внешний.

      Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.

      При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:

      • выбор решения из альтернатив;
      • разрешение проблемных ситуаций;
      • поиск суждений относительно определенного факта или явления;
      • решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
      • выдвижение гипотез и предположений.

      Для создания условий внешнего диалога проектируются:

      • вопросительный образ общения;
      • обмен мнениями, идеями, позициями;
      • дискуссии;
      • коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
      • полифункциональный анализ идей и гипотез;
      • творческие мастерские.
      • Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:
        • противоречивость;
        • возможность оценки;
        • вопросительность;
        • возможность выразить свою точку зрения.

      Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.

      Дискуссией (лат. discusso — исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

      Дискуссия в педагогическом процессе — это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.

      Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии — представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий.

      В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант — диалог — включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания.

      Полилог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

      Способы обучения

      Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества.

      К способам обучения можно отнести:

      • индивидуальное обучение;
      • индивидуально-групповой способ;
      • групповой способ;
      • коллективный способ.

      Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для «подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.

      Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако подавляющая масса детей оставалась необученной.

      Уже к концу XVI — началу XVII века как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI веке была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.

      Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Ян Амос Коменский (XVII век). Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

      Для этой формы обучения характерны следующие элементы:

      • объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);
      • постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
      • работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;
      • обязательность занятий для всех;
      • основной единицей занятий является урок;
      • наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул.

      Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:

      • ограниченное количество обучаемых;
      • ориентированность в основном на среднего ученика;
      • высокая трудность обучения для слабого;
      • торможение развития более сильного учащегося;
      • невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.

      В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны — учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.

      Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ацикловир цена таблетки 500 мг инструкция
  • Пример диаграммы с инструкцией построения диаграммы
  • Зарядное устройство макита dc18rc инструкция сколько заряжать аккумулятор
  • Термодат 13кх3 руководство по эксплуатации
  • Инструкция к лампе с датчиком движения