КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 34 (в ред. ФЗ от 29.05.2023 N 184-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 29.05.2023.
КонсультантПлюс: примечание.
Положения ст. 34, касающиеся избирательных комиссий муниципальных образований, применяются в части, не противоречащей ФЗ от 14.03.2022 N 60-ФЗ.
1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2010 N 315-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводятся в сроки, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 23.05.2020 N 154-ФЗ, от 29.05.2023 N 184-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены в сроки, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2023 N 184-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.
Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.
В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования — в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.
7. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
8. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Положения ст. 34, касающиеся избирательных комиссий муниципальных образований, применяются в части, не противоречащей ФЗ от 14.03.2022 N 60-ФЗ.
1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2010 N 315-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.
Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.
В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования — в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.
7. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
8. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Понятие органов местного самоуправления
Под органами местного самоуправления, чаще всего, понимают другие и выборные органы, которые наделены полномочиями для решения вопросов местного значения и которые не входят в систему органов государственной власти. Это такие органы муниципальных образований, местных саморегулируемых территориальных сообществ, которыми они образовываются и перед которыми в обязательном порядке несут ответственность за плохое исполнение своих полномочий и обязанностей.
Органы местного самоуправления имеют следующие особенности:
- — Они не входят в компанию органов власти государства (этот пункт имеет полное соответствие 12 страницы Конституции);
- — В случае, когда они наделены иными государственными полномочиями и также могут принимать участие в реализации функций государства, и их функционировании в этом случае будет все под государственным контролем (этот пункт имеет полное соответствие статье 132 Конституции).
Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее— Закон о местном самоуправлении 2003 года) подробно дает определение составу органов местного самоуправления, которые включают в нее основные элементы:
— глава муниципального образования;
— орган представителей муниципального образования;
— орган контроля муниципального образования;
— местная администрация;
— другие органы местного самоуправления, которые предусмотрены уставом.
И при этом наличие представительного органа, главы, местной администрации в системе органов местного самоуправления очень важно и является обязательным.
В данной системе особенное место занято представительным органом местного самоуправления в роли выборного органа, который обладает правом представлять все интересы населения и от его имени принимать решения, которые действуют на всей территории муниципального образования. Названия представительного органа местного самоуправления разнообразны.
Это все зависит от, национальных, исторических и иных традиций, также представительный орган можно называть:
- совет,
- дума,
- сход,
- муниципальный совет,
- собрание представителей,
- собрание,
- рада,
- джирге,
- курултай,
- круге и т.п.
Основные вопросы органа самоуправления
Представительный орган решает вопросы только ведения — это такие вопросы, которые не требуют проведения опросов общественного мнения, референдумов, публичных обсуждений, решаемых только при помощи представительных органов местного самоуправления и никаких других органов. Принимая во внимание Закон о местном самоуправлении 2003 года (35 статья), в редком ведении представительного органа местного самоуправления существуют такие вопросы как:
- утверждение устава муниципального образования и занесение в него дополнений и изменений;
- утверждается местный бюджет и отчет о его реализации;
- отмена, изменение и установление местных сборов и налогов в полном соответствии с российским законодательством по налогам и сборам;
- принимают планы и программы по развитию муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение поочередности распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
- определение поочередности принятия решений об создании, ликвидации и реорганизации муниципальных учреждений и предприятий, а также об принятии тарифов на определенные услуги муниципальных учреждений и предприятий;
- определение правил участия муниципального образования в проведении межмуниципального сотрудничества;
- определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы органов местного самоуправления;
- контроль за выполнением должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления обязанностей по исполнению вопросов местного назначения,
- утверждение решений о определении главы муниципального образования в отставку.
Все перечисленные возможности представительных органов представляют собой минимальный, но в то же время не окончательный список их обязанностей и прав. Компетенция представительных органов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований, в которых в соответствии с законодательством субъектов России они имеют возможность быть расширены (но никоем случае не сужены).
В других ситуациях, когда перечень полномочий весьма обширен, обязанности представительных органов во всей системе органов местного самоуправления существенно увеличивается.
Состав и структура органов самоуправления
Состав представительного органа местного самоуправления представляет собой внутреннее построение органа, определяющее населением по законодательству муниципального образования без чьей-либо помощи.
Структурными элементами представительного органа местного самоуправления, в большинстве случаев, относят:
- председатель или руководящее звено;
- депутатские группы либо территориальные структуры;
- постоянные и временные комиссии либо подразделение функционально-отраслевые;
- политические фракции;
- рабочий аппарат.
Председатель руководит работой представительного органа муниципального образования: созывает и ведет собрания представительного органа; в то же время контролирует и обеспечивает выполнение основных правил представительного органа; ставит подписи на протоколах собраний, заседаний, а так же решений, другие различные документы представительного органа; строго следит за исполнением указов представительного органа; регулирует работу постоянных и иных комиссий; при его помощи решаются и другие вопросы, которые поручены представительным органом или возложены существующим законодательством.
Постоянные комиссии в роли функционально-отраслевых структурных подразделений представительного органа местного самоуправления имеют важное место в составе органа. К основным задачам неизменных комиссий органа представления местного самоуправления относятся данные вопросы:
- разрабатывание предложений, которые будут представлены к рассмотрению на заседании;
- создание проектов, а также заключений решений по вопросам управления представительного органа;
- помощь депутатам и органам самоуправления в их непростой работе по выполнению решений и приказов представительного органа;
- осуществление контроля в рамках возможностей представительного органа по деятельности городской администрации, а также ее структурных и территориальных подразделений, и за действием предприятий, организаций и учреждений по исполнению решений и приказов представительного органа.
Органы местного самоуправления исполнительного назначения — ни что иное, как органы, которые осуществляют исполнительно-распорядительные и организационно-управленческие функции, а также направленные на исполнение законов субъекта России, федеральных законов и местных нормативных актов, которые наделены уставом муниципального образования своей направленности.
Местная администрации и ее функции
Исполнительный орган местного самоуправления выступает местная администрация или мэрия.
Местная администрация (в переводе с латинского означает руководство или управление) — это исполнительный орган в составе местного самоуправления, который возглавляется главой администрации или главой муниципального образования
Местная администрация осуществляет представленные организационно-распорядительные функции:
- выполнение законов субъекта России, федеральных законов, а также местных нормативных актов;
- осуществляется создание проекта бюджета и его выполнения;
- происходит управление собственностью, которая принадлежит муниципальной структуре;
- разрабатываются программы социально-экономического развития муниципального образования и их выполнение и т.п.
К составным элементам местной администрации, в большинстве случаев, относятся:
- глава местной администрации, а также его заместители, то есть руководящее звено;
- управления, департаменты, комитеты;
- административный аппарат;
- территориальные либо районные структурные организации местной администрации.
Человек, который занимает главенствующую роль в местной администрации контролирует деятельность исполнительных органов муниципального образования по принципу единоначалия. Абсолютно все исполнительные службы местного самоуправления обязаны отчитываться только ему и несут ответственность перед ним. Руководитель местной администрации персонально несет ответственность за эффективную работу исполнительных органов городского самоуправления.
Основные функции руководителей
Отталкиваясь от устава муниципального образования, руководитель местной администрации исполняет данные функции:
- следит за организацией формирования и исполнения бюджета муниципального образования;
- осуществляет руководство напрямую или через органы предприятия, которые находятся в непосредственном подчинении, организациями и учреждениями, которые находятся в муниципальной собственности;
- несет ответственность за обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан и законности;
- при его непосредственном участии отменяются правовые акты подотчетных органов управления администрации;
- следит за организацией и разработкой проектов и планов, правовых актов, программ и вносит их на общее рассмотрение представительного органа муниципального образования;
- с его помощью заключают договора, соглашения;
- осуществляет применение мер поощрения, призывает к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, которых сам же и назначает.
Исходя из статьи 37 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководителем местной администрации могут являться:
- руководитель муниципального образования;
- человек, который назначается по контракту, который заключат в результате конкурса на занимание данной должности.
При исполнении конкурса представительный орган муниципального образования отвечает за следующие вопросы:
- осуществляет определение порядка проведения конкурса (принимает положение об конкурсе на замещение места руководителя местной администрации);
- определяет состав, а также число членов конкурсной комиссии;
- осуществляет подбор членов конкурсной комиссии (к примеру, в муниципальных районах или городских округах могут назначать всего 2/3, а остальная часть назначается только законодательным органом государственной власти субъекта РФ по предъявлению высшего руководящего лица субъекта России);
- только он может выбирать лицо, которое претендует на должность руководителя местной администрации исходя из числа соискателей, которые представлены конкурсной комиссией полагаясь на результаты конкурса;
- при его непосредственном участии утверждаются условия контракта либо договора руководителя администрации (определяя примерный контракт, который заключается с руководителем местной администрации);
- определяет состав местной администрации по непосредственному преставлению руководителя местной администрации;
- может выступать основоположником разрыва контракта с руководителем местной администрации.
Высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления выступает глава муниципального образования.
Согласно статье 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководитель муниципального образования:
- может избираться только на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования только из своей структуры;
- в том случае, когда избрания на муниципальных выборах он или входит в состав представительного органа муниципального образования с соответствующим правом основного голоса и выступает его председателем, или возглавляет местную администрацию;
- в то время, когда избирание представительным органом муниципального образования является главным участником представительного органа муниципального образования;
- в то же время нельзя чтобы одновременно быть председателем представительного органа муниципального образования и руководителем местной администрации;
- в случае, когда создание представительного органа муниципального района, взятое из списка представителей выборных органов поселений, является председателем представительного органа муниципального района.
Вот таким образом на местном уровне осуществляется принцип разделения властей. Исходя из статьи 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, как правило в малочисленных сельских поселениях можно совмещать полномочия председателей представительного органа местного самоуправления и глав местной администрации.
Исходя из статьи 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководитель муниципального образования имеет следующие возможности:
- он представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и других муниципальных образований, гражданами и организациями, органами государственной власти, без наличия доверенности работает от имени муниципального образования (в то время, когда представительские возможности представляют из себя перечисленные субъекты руководителей муниципального образования имеют право подписывать соглашения, требовать позицию от имени целого муниципального образования, только за исключением предварительно, специально прописанных в уставе муниципального образования либо законодательстве случаях);
- может подписывать и обнародовать в порядке, который установлен нормативно правовыми актами, уставом муниципального образования, принятыми представительным органом муниципального образования;
- издает в определенных рамках своих возможностей правовые акты;
- имеет право требовать организации внеочередных заседаний представительного органа муниципального образования;
- обеспечивает разрешение вопросов местного значения.
Все приведенные возможности принадлежат руководителю муниципального образования в независимости от способа, при помощи которого его избрали или от того органа, который он возглавляет. Уставы муниципальных образований увеличивают настоящий список полномочий руководителя муниципального образования, только при учете того, каким органом он руководит — представительным или исполнительным. Руководитель муниципального образования подотчетен и подконтролен всему населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.
Органы самоуправления напрямую взаимосвязаны один с другим и также являются единой системой, в которой согласно Закону в полной мере реализован обязательный принцип разделения власти.
Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.
Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.
Местное самоуправление
Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.
В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.
Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.
Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.
Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.
Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.
Структура
Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:
На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:
- созывается представительный орган;
- определяется, кто будет главой;
- формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
- создается контрольный комитет или иная структура.
Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.
Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.
Состав представительного органа:
- председатель, заместители;
- комиссии, комитеты.
Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.
В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.
При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.
Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.
Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.
На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.
Глава
Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.
Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.
Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.
Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.
В компетенцию главы входит несколько направлений:
- представительство;
- нормотворчество;
- контроль.
Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.
Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.
Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.
Контрольный орган
Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.
Контроль может выполняться следующими формами:
- инициатива граждан правотворческого характера;
- собрания;
- выборы;
- голосование;
- слушания;
- опрос.
В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.
Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.
Администрация муниципального образования
Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.
Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.
Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.
Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.
Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.
Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.
Полномочия МСУ
Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:
- принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
- решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
- следить за порядком;
- издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
- распоряжаться собственностью муниципалитета;
- распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
- принимать решение о сборах определенных видов налога.
То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.
Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:
- принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
- утверждение бюджета;
- определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
- создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
- распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
- определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
- определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
- представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
- выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.
Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.
Полезное видео
При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.
Обязательным является наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
Состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В его исключительной компетенции находятся:
-
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
-
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
-
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
-
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
-
определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
-
определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
-
определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
-
определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
-
контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
-
принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Глава муниципального образования
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.
Уставом сельского поселения может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Местная администрация
Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Глава местной администрации
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Помимо главы муниципального образования, представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, устав муниципального образования может предусматривать возможность создания контрольного органа муниципального образования, а также иных органов местного самоуправления.
Уставом муниципального
образования может быть предусмотрена
должность главы муниципального
образования—выборного
должностного лица, возглавляющего
деятельность по осуществлению местного
самоуправления на территории муниципального
образования. Термин «глава муниципального
образования» введён в научный оборот
Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ». До вступления в силу этого Закона
последовательно применялись понятия
«глава местной администрации» и «глава
местного самоуправления», хотя чёткого
толкования их не было. Наименования
главы муниципального образования
определяются уставами муниципальных
образований в соответствии с законами
субъектов Федерации. Обычно в городских
муниципальных образованиях глава
именуется мэром, а в сельских районах—главой
района.
Исполнительный
орган местного самоуправления—правоприменительный,
исполнительный и распорядительный
орган общей компетенции, создаваемый
специально для повседневного
функционирования в системе местного
самоуправления с целью проведения в
жизнь (исполнения) принимаемых населением
и представительным органом решений и
общеобязательных правил в процессе
управления и регулирования экономической,
социально-культурной и
административно-политической сфер
жизни местных сообществ.
Новый Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. внёс необходимую
определённость в систему исполнительных
органов муниципальных образований,
включив в неё главу муниципального
образования и местную администрацию,
наличие которых в муниципальном
образовании является обязательным. Он
предоставляет муниципальным образованиям
возможность выбора разных организационных
схем построения органов, осуществляющих
исполнительно-распорядительную
деятельность на местном уровне:
-
Исполнительная
деятельность—реализация мероприятий,
связанных с обеспечением исполнения
требований закона, других актов (это
лежит в основе названия данных органов); -
Распорядительная
деятельность—юридически властные
действия, направленные на обеспечение
исполнения объектами управления
требований нормативных актов, принятых
управленческих решений.
Глава муниципального
образования избирается (непосредственно
этот вопрос решается в уставах
муниципальных образований):
-
Либо гражданами,
проживающими на территории муниципального
образования, на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании; -
Либо представительным
органом местного самоуправления из
своего состава в порядке, установленном
Федеральными законами и законами
субъектов Федерации.
Он наделяется
собственной компетенцией по решению
вопросов местного значения в соответствии
с уставом муниципального образования.
В случае избрания его на муниципальных
выборах он входит в состав представительного
органа муниципального образования с
правом решающего голоса и является его
председателем либо возглавляет местную
администрацию. Глава муниципального
образования не может быть одновременно
председателем представительного органа
и главой местной администрации.
Наименование главы и сроки его полномочий
определяются уставом муниципального
образования.
Варианты статуса
главы муниципального образования:
-
Председатель
представительного органа местного
самоуправления, не являясь депутатом
и главой местной администрации; -
Будучи избранным
депутатом, является председателем
представительного органа местного
самоуправления и возглавляет местную
администрацию; -
Глава местной
администрации, представляя муниципальное
образование, может в отдельных случаях
председательствовать на заседаниях
представительного органа.
Особенности
правового положения:
-
Является выборным
должностным лицом; -
Возглавляет
деятельность по осуществлению местного
самоуправления; -
Наделяется уставом
муниципального образования собственной
компетенцией по решению вопросов
местного значения; -
Согласно уставу
может входить в состав представительного
органа местного самоуправления и
председательствовать на его заседаниях; -
Занимая муниципальную
должность, вместе с тем не относится к
категории муниципальных служащих.
Полномочия главы
муниципального образования:
-
Представление
муниципального образования в отношениях
с другими муниципальными образованиями,
органами государственной власти,
гражданами и организациями (без
доверенности действует от имени
муниципального образования, официально
представляя его внутри страны и за её
пределами); -
Руководство
исполнительными органами местного
самоуправления (организация работы с
кадрами муниципальных служащих и
аппаратом местной администрации); -
Взаимоотношения
с представительным органом местного
самоуправления; -
Подписание и
обнародование нормативных правовых
актов, принятых представительным
органом муниципального образования; -
Издание в пределах
своих полномочий правовых актов; -
Представление
программ и планов социально-экономического
развития муниципального образования; -
Требование созыва
внеочередного заседания представительного
органа муниципального образования; -
Отчётность о своей
деятельности.
Он подконтролен
и подотчётен населению и представительному
органу местного самоуправления.
Полномочия главы
муниципального образования прекращаются
досрочно в случае:
-
Смерти;
-
Отставки по
собственному желанию; -
Отрешения от
должности в соответствии со ст. 74
Федерального закона № 131-ФЗ высшим
должностным лицом субъекта Российской
Федерации; -
Признания судом
недееспособным или ограниченно
дееспособным; -
Признания судом
безвестно отсутствующим или объявления
умершим; -
Вступления в
отношении его в законную силу
обвинительного приговора суда; -
Выезда за пределы
Российской Федерации на постоянное
место жительства; -
Прекращения
гражданства Российской Федерации,
прекращения гражданства иностранного
государства—участника международного
договора Российской Федерации, в
соответствии с которым иностранный
гражданин имеет право быть избранным
в органы местного самоуправления; -
Отзыва избирателями;
-
Установления в
судебном порядке стойкой неспособности
по состоянию здоровья осуществлять
полномочия главы муниципального
образования; -
Досрочного
прекращения полномочий представительного
органа муниципального образования,
если глава муниципального образования
был избран из состава данного органа.
Конституционный
Суд РФ подтвердил, что создание
исполнительных органов местного
самоуправления относится к усмотрению
местных сообществ и не может устанавливаться
в качестве обязательного требования
законом субъекта РФ. Дело в том, что
согласно ст. 10 Конституции РФ принцип
разделения властей является обязательным
только для государственной власти, но
не для местного самоуправления.
Местная
администрация—исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования,
наделяемый в соответствии с уставом
муниципального образования полномочиями
по решению вопросов местного значения
и полномочиями по осуществлению отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Местная администрация
обладает правами юридического лица.
Структура местной администрации
утверждается представительным органом
муниципального образования по
представлению главы местной администрации.
В неё могут входить отраслевые
(функциональные) и территориальные
органы местной администрации. Главой
местной администрации является глава
муниципального образования либо лицо,
назначаемое на должность главы местной
администрации по контракту, заключаемому
по результатам конкурса на замещение
указанной должности на срок полномочий,
определяемый уставом муниципального
образования. Таким образом, глава
администрации муниципального образования
не является выборным лицом. Порядок
проведения конкурса на замещение
должности главы местной администрации
устанавливается представительным
органом муниципального образования.
Лицо назначается на должность главы
местной администрации представительным
органом муниципального образования из
числа кандидатов, представленных
конкурсной комиссией по результатам
конкурса. Глава местной администрации
руководит деятельностью аппарата
администрации и органов местной
администрации на принципах единоначалия
и несёт ответственность за надлежащее
осуществление ими своих полномочий. Он
не вправе заниматься предпринимательской,
а также иной оплачиваемой деятельностью,
за исключением педагогической, научной
и другой творческой деятельности.
Местная администрация
(варианты):
-
Формируется
представительным органом местного
самоуправления; -
Создаётся главой
местного самоуправления самостоятельно; -
Формируется главой
местного самоуправления с согласия
представительного органа местного
самоуправления; -
Главные должностные
лица назначаются с согласия
представительного органа местного
самоуправления, а остальные—главой
местного самоуправления самостоятельно.
Полномочия главы
местной администрации, осуществляемые
на основе контракта, прекращаются
досрочно в случае:
-
Смерти;
-
Отставки по
собственному желанию; -
Расторжения
контракта по соглашению сторон или в
судебном порядке; -
Отрешения от
должности в соответствии со ст. 74
Федерального закона № 131-ФЗ высшим
должностным лицом субъекта Российской
Федерации; -
Признания судом
недееспособным или ограниченно
дееспособным; -
Признания судом
безвестно отсутствующим или объявления
умершим; -
Вступления в
отношении его в законную силу
обвинительного приговора суда; -
Выезда за пределы
Российской Федерации на постоянное
место жительства; -
Прекращения
гражданства Российской Федерации
прекращения гражданства иностранного
государства—участника международного
договора Российской Федерации, в
соответствии с которым иностранный
гражданин имеет право быть избранным
в органы местного самоуправления.
Контракт с главой
местной администрации может быть
расторгнут по соглашению сторон или в
судебном порядке на основании заявления:
-
Представительного
органа муниципального образования или
главы муниципального образования; -
Высшего должностного
лица субъекта РФ в связи с нарушением
условий контракта в части, касающейся
осуществления отдельных государственных
полномочий; -
Главы местной
администрации в связи с нарушениями
условий контракта органами местного
самоуправления и (или) органами
государственной власти субъекта РФ.
Возможные модели
взаимодействия между главой местного
самоуправления и местной администрацией:
-
Глава местного
самоуправления лично руководит
деятельностью местной администрации; -
Глава местного
самоуправления осуществляет общее
руководство муниципальным образованием,
обладает незначительным объёмом
полномочий исполнительно-распорядительного
характера; оперативное руководство
принадлежит руководителю местной
администрации; -
Глава местного
самоуправления практически не участвует
в осуществлении исполнительных
полномочий.
Как правило, к
ведению исполнительных органов
муниципальных образований отнесены:
-
Владение,
пользование, распоряжение и управление
муниципальной собственностью; -
Комплексное
социально-экономическое развитие на
своей территории; -
Жилищно-коммунальный
комплекс; -
Муниципальное
здравоохранение; -
Муниципальное
образование; -
Пожарная
безопасность.
Структура
исполнительного органа местного
самоуправления включает различные
подразделения отраслевого и функционального
назначения: отделы, управления, комитеты.
Вертикальность системы—особенность
организационного построения исполнительных
органов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
09.02.201616.14 Mб65Немцов и Светлакова. Электротехника.2007.pdf
- #
- #
- #
- #
Ме́стное самоуправле́ние, самостоятельное (в пределах, установленных конституцией и законами государства) осуществление населением своей публичной власти по вопросам местного значения.
Местное самоуправление осуществляется непосредственно (местный референдум) или через избранные народом органы (мэра, местный парламент и др.). Оно неразрывно связано с административным делением территории государства и с территориальными публичными коллективами людей, сложившимися в административно-территориальных границах (в населённых пунктах, районах и др.). Территориальные публичные коллективы в муниципальных и региональных образованиях (если последние создаются для местного самоуправления, а не являются только административно-территориальными единицами с назначаемыми сверху должностными лицами) – самостоятельные публично-правовые образования, которые имеют свою собственность, принимают свой бюджет, сами регулируют вопросы своей местной жизни в пределах, установленных законами государства (а также субъектов федераций в федерациях). Как правило, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но они не изолированы от органов государства – имеют с ними общие задачи, выполняют акты, изданные органами государства (субъектов федерации); органы государства оказывают помощь (в том числе материальную) органам местного самоуправления и могут поручить им выполнение некоторых своих полномочий с передачей необходимых для этого материальных средств. Система местного самоуправления – один из главных факторов социальной стабильности государства.
В зарубежных странах различается муниципальное и региональное местное самоуправление. Муниципальное самоуправление существует в таких единицах, которые не делятся на другие муниципальные образования (обычно это небольшие населённые пункты, но иногда и большие города, например Марсель во Франции или Нью-Йорк в США). Региональное самоуправление существует в крупных единицах, включающих в свой состав несколько небольших муниципальных образований низового и иногда даже среднего звена (например, режьоны во Франции, включающие департаменты, которые состоят из коммун). Соответственно этому в зарубежных странах существует несколько систем местного самоуправления.
В англосаксонской системе (Великобритания, США, Австралия, Канада и др.) жители малых поселений (общин, приходов, обычно с населением менее 150 человек) решают местные вопросы на собраниях, где вправе голосовать лица, имеющие избирательные права. Для решения текущих дел собрание избирает старосту (существуют разные названия). В других административно-территориальных единицах избирается совет и по решению населения мэр или небольшой коллегиальный исполнительный орган. Возможно введение оплачиваемой советом должности наёмного управляющего.
В романо-германской системе (некоторые страны континентальной Европы) на низовом уровне в территориальных коллективах (например, в коммунах во Франции) избираются совет и мэр. Мэр затем утверждается обычно министром внутренних дел, и как государственный служащий он решает вопросы государственного значения, возникающие в коммуне. Но по существу мэр – глава местного самоуправления. В вышестоящих территориальных коллективах (департаменты, режьоны) вопросами государственного значения занимаются чиновники, префекты, назначаемые правительством, а местные вопросы решают выборные советы и их выборный исполнительный орган – председатель совета.
В латиноамериканской системе население в муниципиях (есть иные названия) отдельно избирает совет и префекта (регидора и др.), но затем префект по должности становится председателем совета и назначается правительством (министром внутренних дел) представителем государства в муниципии, т. е. государственным чиновником, обладающим большой властью.
В некоторых арабских странах (Египет, Сирия и др.) есть избираемые советы, в странах мусульманского фундаментализма совет заменяет совещательный орган мусульманской уммы при монархе – аш-шура, но в некоторых городах (в частности, в городах Саудовской Аравии) созданы частично выборные, частично назначаемые советы.
В России правовые основы действующего местного самоуправления установлены Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (до 2025 действует переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесёнными в 2019), Федеральным законом № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 г. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Местное самоуправление в федеральной территории «Сириус» с 2021 г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус»» непосредственно в формах, предусмотренных законодательством РФ, а также через органы публичной власти федеральной территории «Сириус», осуществляющие в том числе полномочия органов местного самоуправления городского округа. С 2022 г. особенности организации местного самоуправления на территории Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны РФ устанавливаются Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 253-ФЗ «О Военном инновационном технополисе «Эра» Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в муниципальных образованиях, территория которых определяется с учётом исторических и иных местных традиций. При этом с 2020 г. в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и иными государственными органами для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. При этом с 2020 г. органы государственной власти наделены правом участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении должностных лиц местного самоуправления и освобождении их от должности. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также (с 2020) в пределах своей компетенции обеспечивают доступность медицинской помощи. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом или законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Каждое муниципальное образование (городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения) принимает свой устав, в котором в соответствии с законодательством регулируются система и деятельность его органов местного управления. Законодательство определяет территориальные основы местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований. В собственности муниципальных образований может также находиться имущество, переданное Федерацией или субъектом РФ для выполнения некоторых полномочий государственных органов, имущество, переданное для обеспечения деятельности местного самоуправления (административные здания, транспортные средства), некоторые автомобильные дороги, мосты и другое имущество, переданное для обеспечения водоснабжения, электроснабжения и др. Муниципальные образования могут создавать свои организации, получать от них доходы. Местный бюджет формируется за счёт налоговых и неналоговых доходов: местных налогов и сборов, отчислений от федеральных налогов и сборов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и региональных налогов, штрафов, доходов от использования и продажи муниципального имущества, платы за пользование водными объектами и за негативное воздействие на окружающую среду, межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций и др.) из вышестоящих бюджетов, самообложения населения (оно возможно в определённых размерах в соответствии с законом) и т. д. В России экономическая основа местного самоуправления пока слабая, требует дальнейшего укрепления.
Муниципальные образования и их органы не подчинены друг другу по вертикали. В пределах закона муниципальные образования автономны и самостоятельно решают свои местные вопросы.
Общие принципы осуществления публичной власти на местном уровне, установленные в указанных выше законах, в части непосредственной регламентации вопросов структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, как правило, детализируются в уставах соответствующих муниципальных образований.
Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется представительным органом местного управления, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом), контрольно-счётным органом, иными органами и выборными должностными лицами, если они предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными решающими полномочиями по вопросам местного значения. Наличие в этой структуре представительного органа, главы муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа обязательно (за исключением мелких муниципальных образований, где, например, полномочия представительного органа осуществляет сход граждан). В сельских поселениях и во внутригородских муниципальных образованиях города федерального значения может быть местная администрация, возглавляемая главой муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа. В муниципальных районах и поселениях, являющихся административными центрами таких районов, может быть местная администрация муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации этого поселения. Тогда в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, а его глава является и председателем представительного органа этого поселения. Представительный орган (муниципальное собрание, совет депутатов и др.) формируется неодинаково. В поселениях, муниципальных округах, городских округах, внутригородских районах, внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения он состоит из депутатов, избираемых гражданами на муниципальных выборах. В муниципальных районах представительный орган также может избираться, а может состоять по должности из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депутатов, избранных непрямыми выборами, представительными органами поселений и из их числа. Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования. Закон устанавливает нижнюю границу количества депутатов – не менее 7–35 человек (последнее – для крупных городов с населением свыше 500 тыс. человек). Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Если они плохо выполняют свои обязанности и по другим причинам, могут быть досрочно отозваны избирателями путём голосования. Представительный орган имеет права юридического лица. В небольших поселениях (не более 100 человек) представительный орган не создаётся, его полномочия осуществляет сход граждан. Если в поселении проживает от 100 до 300 человек, может быть сформирован представительный орган, но возможно и решение всех вопросов сходом. Проведение схода граждан обеспечивает глава муниципального образования. Глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, обладающее собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он избирается непосредственно гражданами (в этом случае – либо входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию) или представительным органом муниципального образования из его состава либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (тот или иной способ выборов определяется законом соответствующего субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование, и уставом муниципального образования).
На практике в большинстве муниципальных образований глава муниципальной администрации избирается из состава совета и является его председателем, а местной администрацией руководит глава исполнительного органа. Согласно ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган может назначить главой исполнительного органа (главой местной администрации) по конкурсу управляющего (менеджера). Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государства, гражданами; он подписывает документы, обнародует правовые акты муниципального образования, сам издаёт правовые акты. По некоторым вопросам (бюджет и др.) только он может вносить проекты решений в представительный орган. Глава муниципального образования может прекратить свои полномочия по уважительным причинам (стойкая неспособность по состоянию здоровья, утрата поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом и др.), в случае обвинительного приговора против него, прекращения российского гражданства либо выявления факта наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства (а равно какого-либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, например вида на жительство) и в ряде иных случаев. Кроме того, он может быть уволен в отставку по указанным в законе причинам (преимущественно неисполнение своих обязанностей) решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или представительного органа. Местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) может возглавлять глава муниципального образования, иное назначенное должностное лицо, управляющий, назначенный по конкурсу. Представительным органом для осуществления внешнего муниципального финансового контроля может быть образован контрольно-счётный орган (до 2011 – либо представительным органом, либо избирался непосредственно гражданами). В муниципальном образовании существует своя муниципальная служба (около 395 тыс. служащих на 2020). Муниципальные служащие должны быть вне партий и политической деятельности. Органы государства и субъектов РФ осуществляют контроль в отношении местного самоуправления, но не с точки зрения целесообразности решаемых его органами вопросов на собственные средства, а с позиций соблюдения законности и целевого расходования средств, предоставленных государством и субъектом РФ (если эти средства не являются дотациями). Представительный орган местного самоуправления может быть распущен Президентом РФ или главой субъекта РФ в случае принятия им противоправного нормативного правового акта, нарушающего Конституцию РФ, законы РФ или субъекта РФ, если такой акт будет предварительно признан судом противоправным и если представительный орган не отменит его в установленный срок. По этой же причине глава муниципального образования может быть отрешён от должности. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед гражданами. Депутаты и мэр могут быть досрочно отозваны избирателями. Муниципальные образования и их органы, признанные юридическими лицами, несут гражданско-правовую ответственность за причинение ущерба физическим и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 133 Конституции РФ в настоящее время местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, запретом на ограничение прав местного самоуправления.
Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2012. Актуализация: Шахрай Сергей Михайлович, Тедеев Астамур Анатольевич, 2022.
Опубликовано 20 мая 2022 г. в 19:47 (GMT+3). Последнее обновление 10 января 2023 г. в 23:47 (GMT+3).