Менеджмент руководство человека

Руководство как функция управления – это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

«В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:

? выдача директив относительно того, что нужно сделать;

? налаживание сотрудничества между людьми;

? обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели»[36].

В отличие от понятия «управление», которое характеризует процесс организации всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.

Менеджер – это должность и профессия. Понятие «менеджер» часто используется для обозначения различных должностей. Генеральный директор объединения, заместитель директора предприятия, мастер – это названия должностей, которые различаются по уровню, но все они могут быть объединены понятием «менеджер».

Менеджеры – это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей. Лучше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одноруководить:

ЭР = Л + Вформула эффективного руководства.

Руководитель (Р) – это хозяйственный лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей.

Лидерство (Л) – это процесс влияния одного лица на других.

Власть (В) – это делегированные полномочия влиять на поведение других.

Рис. 15.1. Факторы результативности руководителя

Рис. 15.2. Области жизненного плана руководителя

Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель. В составе руководителей выделяются два основных типа – линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела – линейным.

Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов (из экономических, технических и других служб). Но решать должен именно он, а само принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений – основная функция руководителя, это результат его деятельности, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за контроль исполнения.

Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства.

По занимаемому в управленческой иерархии уровню менеджеры составляют три звена:

институциональный (высший уровень, топ-менеджмент): члены совета директоров, президенты, вице-президенты, генеральные директора и их заместители. Основная задача менеджеров этого уровня – определение целей, смысла существования и принципов деятельности организации. Главное внимание – «что делать»;

управленческий (средний уровень, мидл-менеджмент): директора, начальники производств и их заместители. Основная задача – определение способов достижения целей, совершенствование производственных процессов, повышение эффективности затрат. Главное внимание – «что и как делать»;

технический (нижний уровень, супервайзеры): начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача – непосредственная организация работы тех, кто своим трудом вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное внимание – «как делать».

Хозяином (собственником) организации может быть государство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, частный собственник и т. д. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положение руководителя определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Руководители разного уровня могут быть и собственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционерами).

Функции собственника часто отделены от функций управления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же собственник работает в управлении, то он должен выполнять только те обязанности, которые вытекают из его должности.

Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями, и его отношениями с руководителями равного уровня управления.

Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя – власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Властьэто способность заставить других выполнять вашу волю.

Выделяются различные источники власти: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности, харизма; доступ к информации.

В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти:

? власть, основанная на принуждении (через страх). Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;

? власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;

? власть примера, эталонная власть (через уважение и влияние силы личности). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;

? юридическая или законная власть (традиционная) основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации;

? экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний.

Таким образом, влияниеэто поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. А властьэто возможность влиять на поведение других. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это – убеждение и участие сотрудников в управлении.

В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена подчиненным в подготовке и принятии организационно-управленческого решения.

С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).

Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие, жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них – метод взысканий.

Появление руководителя-автократа нередко связано с личностными особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетентность или отсутствие организаторских способностей.

Живучесть автократа в отечественной хозяйственной системе обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, волевое принуждение подчиненных, исполнительность и единоначалие.

Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегирование им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании.

Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.

Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализоваться, самоутвердиться.

Гласность и полная информированность сотрудников о подготовке и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения – все это способствует росту авторитета руководителя, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.

Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.

Сказанное выше не означает, что на практике можно встретить в чистом виде тот или иной тип руководителя. Чаще всего в реальной жизни наблюдается сочетание черт, присущих различным типам руководства в зависимости от способностей и личных качеств руководителя; от способностей и личных качеств подчиненных; от типа руководства вышестоящего органа и, наконец, в зависимости от ситуации.

Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со стилем руководства. Стиль руководителя в менеджменте принято трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хозяйственных функций. По сути дела, руководство любой организацией заключается в выборе тех средств, которые побуждают коллектив к инициативному и творческому труду, усиливают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить – это значит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.

Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в работе с подчиненными:

1. Сила принуждения, основанная на понимании подчиненными того, что в случае отказа выполнять требования руководителя он может быть наказан.

2. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненными возможностей руководителя повысить его в должности, увеличить зарплату и т. д.

3. Юридическая сила, основанная на том, что руководитель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права.

4. Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя над подчиненными в знаниях, умениях и опыте.

5. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях к нему.

В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента. Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-экономические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностных отношений в коллективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.

Рис. 15.3. Факторы, влияющие на стиль руководителя

Учитывая субъективные и объективные компоненты в деятельности руководителя, его современный стиль должен отвечать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.

Таким образом, стиль руководства – это устойчивая система индивидуальных приемов и форм целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных.

В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления (табл. 15.1).

В графическом виде взаимосвязь этих стилей выглядит следующим образом (рис. 15.4).

Рис. 15.4

Таблица 15.1. Разновидности стилей руководства

Так, в зависимости от стратегической ориентации выделяют адаптационный и инновационный стили.

Первый характеризуется ориентацией на усовершенствование используемых методов управления и принятием решений, не изменяющих кардинально организационные структуры и практику управления.

Инновационный стиль заключается в более широком подходе к разрешению проблем и предполагает существенные изменения в стратегии и методах управления (рис. 15.5).

Выделяют также консультативный, партисипативный, трансформационный стили.

Консультативный стиль основывается на представлении о подчиненном как о знающем, ответственном, заинтересованном лице; руководитель ориентирован на консультирование и вовлечение подчиненных в принятие решений. Руководитель этого типа постоянно создает атмосферу, которая мотивирует его самого и подчиненных. Для этого он обеспечивает непрерывную двустороннюю коммуникацию со своими сотрудниками, стремится стимулировать своих подчиненных для достижения постоянных и устойчивых результатов в работе, создает и поддерживает в коллективе дух команды.

Рис. 15.5. Решетка управленческого поведения руководителя

При партисипативном стиле менеджер стремится к вовлечению всего персонала в процесс решения проблем предприятия. Этот стиль отождествляется с демократическим в противовес авторитарному. Создание партисипативного стиля руководства – длительный процесс, время, когда полностью начнут сказываться его преимущества, может наступить через 10 лет.

Трансформационный стиль ориентирован на преобразование организаций. Руководство заключается не в выдаче набора инструкций, а в задавании траектории, тона и удерживании в восприятии «глобальной картины».

Разумеется, все приведенные стили управления (их количество может быть намного больше) не встречаются в чистом виде; речь может идти лишь о преобладании тех или иных характеристик. Таким образом, типологии условны, и следует вывод, что лучшего стиля руководства не существует.

Умение применять разные стили в зависимости от конкретной задачи и обстановки определяет искусство руководства. Поэтому лучший стильэто ситуационный стиль!

Эффективные менеджеры способны адаптировать свой стиль:

? к ситуации;

? способностям и личным качествам руководителя и подчиненных;

? типу руководства непосредственного начальника;

? традициям, сложившимся в данной организации;

? характеру рабочей обстановки в организации или структурном подразделении.

Состав задач, решаемых менеджерами на предприятии, значителен, но только лица, относящиеся к высшему руководству, отвечают за предприятие в целом, следовательно, за его выживание и успех, идеологию, подбор кадров, распределение ресурсов, внешние связи с клиентами, поставщиками, инвесторами, властями. Это задачи уникальные, требующие разных способностей и темперамента, интуиции, дара предвидения, жизненного опыта.

Это редчайший случай, чтобы человек совмещал в себе эти качества одновременно. Более того, сами объемы работ руководителя таковы, что превышают возможности одного человека. В этой связи очень важно создать в организации команду из высшего руководства. Такая команда должна быть четко структурирована, каждый ее член имеет вполне определенные функции, права, сферы ответственности.

К сожалению, на российских предприятиях зачастую имеет место ситуация, когда каждый заместитель директора отвечает за свою сферу деятельности, «болеет» за нее душой, искренне считает ее более важной. В итоге тот, кто лучше способен убедить первого руководителя, решает вопросы развития своей сферы в ущерб другим. Обостряется конфликтность между руководством, наиболее часто – между руководителями, курирующими экономические и технические подразделения. Каждый приводит свои доводы, и они, как правило, серьезные. Но интересы предприятия в целом как бы на втором плане. Причем здесь нет четких критериев, и каждый трактует их достаточно субъективно.

В связи с этим можно определить несколько советов по формированию эффективных команд высшего руководства.

Менеджер, отвечающий за какую-то область, обладает в ней решающим словом. Другие члены руководства не принимают решений по вопросам, не относящимся к их компетенции.

Ни один подчиненный не может опротестовать решение одного из членов руководства и апеллировать по поводу этого решения к другому. Члены руководства должны взять за правило вне своего круга не критиковать и не принижать друг друга. Желательно вообще не высказывать мнений друг о друге.

Должны быть продуманы те области жизнедеятельности предприятия, по которым принимаются коллективные решения, – это новые цели, крупные инвестиционные проекты, основы кадровой, ценовой, сбытовой политики.

Это рекомендации этического характера, но они очень важны и формируют дух команды у высшей администрации предприятия. Их следует учитывать, но главное все же в самой системе управления. Она должна обеспечивать командную игру:

? иметь четкую идеологию менеджмента, принятую всей командой;

? владеть информационной системой, обеспечивающей информированность членов команды, которые оказывают влияние на благосостояние всей организации;

? иметь объективные критерии оценки вклада отдельных сфер деятельности в конечные результаты предприятия;

? располагать возможностями материального стимулирования менеджеров за вклад в общие результаты.

Руководитель в разных группах реализует различные функции. Д. Креч, Р.С. Крачбрилд и Э.Л. Балачи определяют 14 лидерских функций, или ролей: 1) координатор деятельности группы; 2) определяющий цели и политику группы; 3) планирующий способы и средства достижения групповой цели; 4) эксперт; 5) представитель группы вовне; 6) контролер внутригрупповых отношений; 7) раздающий награды и наказания; 8) арбитр и посредник; 9) пример поведения для других; 10) символ группы; 11) освобождающий других от ответственности, поскольку сам принимает решения; 12) идеолог группы; 13) фигура «отца», с которой члены группы эмоционально связаны; 14) «козел отпущения».

Роль руководителя
одна из главных ролей в управленческих
отношениях. Слово руководитель буквально
означает «ведущий за руку». Смысл этого
лучше выражает слово надсмотрщик. Для
организации оказалось нужным иметь
человека, отвечающего за надзор за всем
подразделением в целом, а не только
полностью поглощенного выполнением
специализированных задач. Этот вид
деятельности – следить за целым –
составляет суть работы руководителя.

Слово «менеджер»
первоначально обозначало умение
объезжать лошадей и править ими. Термин
«менеджмент» буквально означает
«руководство людьми». Практически все
известные зарубежные энциклопедии
трактуют понятие «менеджмент» как
процесс достижения цели организации
руками и головой других людей. Функции
и методы деятельности, типы менеджеров
исторически меняются.

Общие ролевые
требования к руководителю (менеджеру)
включают ряд функций, направленных на
отбор, выполнение групповых производственных
задач, а также на поддержание и активизацию
деятельности сотрудников и отдельных
групп.

Ролевая модель
руководителя

заключается в выполнении следующих
задач:

1) определение
целей и задач деятельности организации,
подчиненных;

2) постановка задач
перед подчиненными;

3) стимулирование
работы подчиненных;

4) координация
деятельности внутри организации;

5) контроль за
выполнением работы;

6) оценка исполнения.

Психологические
характеристики деятельности руководителя:

1) большое разнообразие
содержания профессиональной активности;

2) повышенная
ответственность за состояние ресурсов
и результаты деятельности;

3) творческий
характер работы при обычном дефиците
информации, времени и средств;

4) особая роль
коммуникативных функций, поскольку
управленческая деятельность протекает
посредством общения;

5) высокая общая
нервно-психическая напряженность.

Поведенческая
реализация управленческой роли

складывается из двух процессов:

1) управленческое
общение; 2) управление собой как процесс
совершенствования своих личностных
качеств.

Управленческое
общение
, в
свою очередь, может реализовываться в
двух формах:

1) в форме ситуационных
взаимодействий с подчиненными;

2) в форме
производственных совещаний, собраний,
конференций, т.е. формализованных и
организованных встреч руководителей
с коллективом.

Управление собой
предполагает, что руководитель должен
осознавать себя как личность, которой
будут подражать, он должен подвергать
себя самооценке и создавать свой образ,
соответствующий представлениям об
эффективном управляющем, т.е. «Я-концепцию.
Под управлением собой понимают развитие
характерных черт руководителя, позволяющих
ему эффективно трудиться. Эти черты
можно сгруппировать следующим образом:
1) поддержание физического здоровья, 2)
рациональное распределение сил, 3)
преодоление трудностей, 4) рациональное
распределение времени.

Еще одним результатом
управления собой при выполнении роли
руководителя является формирование
управленческого менталитета –
определенного мироощущения, мировосприятия
руководителя. Управленческий
менталитет – определенная система
образов и представлений руководителя
о себе, своих подчиненных, об эффективности
своей работы. Все элементы данной системы
образов тесно взаимосвязаны и выполняют
функцию регулирования поведения
руководителя.

В различные периоды
существования и развития организации
роль руководителя может выполняться
по-разному. Рассмотрим содержание
некоторых ролей.

Разновидности
роли руководителя:

1. Руководитель
как предприниматель-новатор.

Предпринимательские и новаторские
навыки у руководителя должны быть
направлены на решение следующих
организационных задач:

  1. быть первым среди
    равных, а значит предприимчивым.

  2. Помнить, что успех
    на рынке рождается в конкуренции.

  3. Поддерживать
    свободу творчества и энтузиастов в
    коллективе

  4. Уметь учитывать
    коньюктуру рынка и перестраивать
    оргструктуру организации.

2. Руководитель
как коммерсант
.
Ролевая функция выполняет две задачи:

  1. обеспечение
    эффективных коммерческих переговоров
    руководителя с деловыми партнерами.

  2. Формирование у
    торговых сотрудников инновационного
    поведения.

3. Руководитель
как администратор
.
Эта роль направлена на формирование
персонала фирмы. Процесс планирования
людских ресурсов включает в себя три
этапа: оценка наличных ресурсов, оценка
будущих потребностей, разработка
программы удовлетворения будущих
потребностей.

4. Руководитель
как лидер-мотиватор
.
Задачи этой деятельности:

  1. завоевание
    психологического неформального
    авторитета среди сотрудников.

  2. Умение лучше
    других видеть цель совместной деятельности
    группы.

  3. Выработка
    индивидуального стиля общения и
    руководства подчиненными.

  4. Обеспечение
    эффективной мотивации работников,
    содействующей эффективному достижению
    групповых целей.

5. Руководитель
как практический психолог-воспитатель
.
Деятельность направлена на решение
следующих задач:

  1. познание и
    формирование необходимых деловых и
    личностных качеств сотрудников

  2. обеспечение
    эффективных управленческих воздействий
    на трудовое поведение работников.

  3. Создание условий
    для трудовой самореализации работников.

  4. Развитие персонала
    (в т.ч. оказание помощи по
    самосовершенствованию).

6. Руководитель
как создатель организационной культуры
.
Ролевые задачи:

  1. формирование и
    развитие организационной культуры в
    организации.

  2. обеспечение
    идентификации работников с организационной
    культурой.

  3. Развитие «духа»
    предпринимательства и новаторства в
    коллективе.

7. Руководитель
как координатор

решает следующие задачи:

  1. создание оптимальной
    организационной структуры управления
    предприятием.

  2. Организация
    эффективной совместной трудовой
    деятельности сотрудников в каждом
    первичном коллективе.

  3. Обеспечение
    делегирования подчиненным полномочий
    и ответственности.

  4. Систематическое
    осуществление комплексной и объективной
    оценки результативности трудовой
    деятельности работников.

8. Руководитель
как коммуникатор

обеспечивает эффективное взаимодействие
членов организации. Его роль заключается
в следующем:

  1. организация
    эффективных деловых коммуникаций
    (осуществление приема и распространения
    информации)

  2. обеспечение сбора
    и переработки информации для обоснования.

  3. Развитие
    межличностных коммуникаций.

9. Руководитель
как социальный контролер
.
Эта роль связана с выявлением слабых
мест и ошибок в управлении, а также
своевременным исполнением. Сущность
социального контроля в сфере труда
выражается в следующих функциях:

  1. оценочной,
    заключающейся в оценке социально
    значимых поступков работников и в
    сравнении их с действующими в коллективе
    нормами поведения.

  2. Стимулирующая,
    состоящая в регулировании как позитивной.
    Так и негативной модели поведения
    работников (при этом санкции понимаются
    как антистимул).

10. Руководитель
как дипломат
.
Среди различных навыков и умений
руководителя значимым является умение
налаживать выгодные контакты, умение
ладить с людьми.

Особенности
личностных качеств руководителя,
понимание, усвоение и выполнение им
своей роли определяют и его управленческий
стиль.

Индивидуальный
стиль выполнения роли

складывается из:

1) потребностей,
интересов, мотивов личности;

2) ответственности
личности;

3) уровня притязаний
человека;

4) самооценки
личности.

Выделяют следующие
стили управления. Авторитарный
(директивный) стиль

управления: характеризуется высокой
централизацией руководства, доминированием
единоначалия. Руководитель требует,
чтобы обо всех делах докладывали именно
ему. К мнению коллектива не прислушивается,
решает за коллектив сам. Преобладающими
методами управления являются приказы.
Наказания, замечания, выговоры.

Демократический
(коллегиальный) стиль

управления характеризуется распределением
полномочий, инициативы и ответственности
между руководителем и заместителями,
руководителем и подчиненными. Руководитель
выясняет мнения подчиненных по важным
вопросам. Принимает коллегиальные
решения. Методы управления: просьбы,
пожелания, рекомендации, советы,
поощрения, реже – приказы.

Либеральный
(попустительский) стиль

характеризуется отсутствием активного
участия руководителя в управлении
коллективом. Руководитель «плывет по
течению», предпочитает не рисковать,
стремится уменьшить свою персональную
ответственность. Работу пускает на
самотек. Редко контролирует. Такой стиль
управления предпочтителен в творческих
коллективах, где сотрудники отличаются
самостоятельностью и индивидуальностью.

Подлинным
критерием оценки
деятельности руководителя служит
конечный результат
труда всего коллектива, в котором
органически соединены
результаты труда и руководителя, и
исполнителей.
Результаты труда с экономической точки
зрения проявляются
как прибыль предприятия, качество и
количество
продукции, экономичность (себестоимость),
новизна
продукции. Но помимо указанных критериев,
эффективность
деятельности руководителя

оценивается через пси­хологические
критерии.

Психологические
критерии эффективности деятельности
руководителя:

1)
удовлетворенность членов коллектива
различными аспектами членства в нем
(например,
удовлетворенность отношениями с
коллегами, с руководителем,
условиями труда, заработной платой и
т. д.), что проявляется
в благоприятном либо неблагоприятном
психологическом климате коллектива, в
степени стабильности либо «текучести»
кадров;

2)
мотивация членов коллек­тива
(желание людей трудиться и сохранять
членство в коллективе);

3) авторитет
руководителя в коллективе;

4)
самооценка коллектива своей сплоченности,
своей успешности
функционирования.

Вопросы для
самопроверки:

1. Что такое
«социальная роль»?

2. Какие факторы
влияют на усвоение и выполнение социальной
роли?

3. Каковы основные
задачи ролевой модели руководства?

4. Из каких процессов
складывается поведенческая реализация
управленческой роли?

5. Охарактеризуйте
разновидности роли руководителя в
организации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Главная функция руководства — это стимулирование людей работать с полной отдачей, целеустремленно и максимально эффективно. Это не просто управление группой людей путем раздачи заданий и указаний, но глубокое проникновение в тонкости выполняемой командой работы и ее конечной цели. Руководство может предполагать разные уровни, стили и подходы как к людям, так и к самой работе.

Существует много дискуссий о том, является ли руководство и управление одним и тем же, равно как руководство и менеджмент.

руководство это

Рассмотрим этот вопрос с разных граней и определим главную задачу руководства.

Руководитель или менеджер?

В современной практике принято использовать понятие «менеджер», которое своими английскими, а еще глубже латинскими корнями уходит к слову «manus» — рука. Очевидно, что происхождение слова связано с должностью, каторая давала человеку право отдавать приказы с помощью рук. Это отображает саму суть руководства как раздачу приказов и ценных указаний.

Несомненно, настоящий менеджер – это профессиональный руководитель, который способен управлять людьми. Эффективный менеджер способен одинаково продуктивно руководить как отделом в банке, так и тем же отделом в супермаркете. Он быстро разбирается в тонкостях дела и находит подход к персоналу. Менеджер может не знать той работы, которую выполняют его подчиненные, но эффективно руководить ими. Как метод работы он, конечно, может использовать практику «поставить себя на место подчиненного», чтобы лучше разбираться в основах дела.

Традиционное понимание руководства

Традиционное и, пожалуй, наиболее верное понимание руководства можно описать в нескольких функциональных направлениях.

руководство это лидерство

Вот несколько основных направлений.

  • Руководство – это лидерство, показывающее пример и стимулирующее персонал к работе на высоком уровне. И тут имеется в виду не стимулирование угрозами, но справедливое и продуманное лидерство.
  • Руководство – это работа со структурой, а задача руководителя состоит в создании и поддержании такой структуры, где каждый знает свою роль, участок работы и цель. Это также умение принять решения, которые будут способствовать наиболее эффективному продвижению к успеху.
  • Руководство это процесс взаимодействия начальства и сотрудников, оно связывает и замыкает цепь вознаграждений и достижения цели. Создание команды, которая может эффективно взаимодействовать как друг с другом, так и с начальством.
  • Руководство это умение взращивать людей и разумно делегировать полномочия.

Руководство – дело стиля?

Поскольку руководство — это работа с людьми с использованием определенной власти и влияния, то разделяют несколько стилей такого влияния:

  • авторитарный стиль;
  • демократический стиль;
  • стиль невмешательства.

Рассмотрим эти стили подробнее, а также их положительные и отрицательные стороны.

Авторитарный стиль

Авторитаризм предполагает концентрацию всей власти в руках одного человека. Это подавляющий, неприкрыто властный тип руководства, которое сосредотачивается на решениях одного человека, не принимающего консультации своих подчиненных. Этот стиль достаточно жесткий, держащий людей в «ежовых рукавицах».

руководство это и принятие решений

Плюсы: возможность быстро принимать решения, но только с условием достаточного опыта и наличия информации у руководящего лица.

Минусы: отсутствие стимула к развитию у подчиненных.

Демократический стиль

Демократия – управление, где властные полномочия делегируются на несколько уровней, а подчиненные не просто исполнители, но и активные участники процесса принятия решений. Предполагается меньшее давление на персонал, уверенность в их собственной самоорганизации и целеустремленности.

руководство это процесс

Плюсы: в условии квалифицированного персонала стимулирует к достижению целей, новшествам и карьерному росту.

Минусы: часто случается, что персонал не может быстро принимать решения или ведет себя недостаточно ответственно.

Существуют и другие стили руководства, например, стиль «невмешательства», который стимулирует весь творческий потенциал у подчиненных путем их полной самостоятельности. Если говорить о популярности, то первый стиль руководства используется все реже, тогда как демократический и подобные ему отвечают на запросы персонала и соответствуют современному способу мышления.

Можно ли научить руководству?

Если говорить об учебной дисциплине, которая должна подготовить человека к должности руководителя, то это менеджмент. Руководство — это и принятие решений, для чего нужно иметь основательную базу знаний. Менеджмент являет собой синтез знаний из разных областей: экономика и финансы, психология и социология, право и т. д. Разработаны и совершенно новые методы и схемы для управления людьми.

Но если говорить открыто, то руководство — это в менеджменте только теория, а на практике руководитель должен являться:

  • психологом;
  • лидером;
  • аналитиком;
  • социологом;
  • экономистом;
  • и т.д.

Но теория и практика — это две разные вещи, и многие теории бесплодны для решения практических задач по управлению людьми. Ведь руководство – это отношения с людьми, использование опыта различных сфер знаний, личностные качества и наличие стимула. Все перечисленное является продуктом жизненного опыта и соприкосновения с реальностью бизнеса или другой деятельности, но не теории.

руководство это в менеджменте

Истинный руководитель способен организовать успешную команду, используя все вышеперечисленные качества.

Все ли менеджеры одинаково хороши?

В настоящее время в угоду модным веяниям или для придания значимости отдельным должностям, менеджером могут быть названы все – от расстановщика товара до начальника какого-либо отдела.

Более того, многие выпускники вузов получают корочку с заветным словосочетанием «менеджер…», но не имеют ни теоретической базы по управлению людьми, ни практических основ. Это всего лишь сосуды набора знаний, которые в большинстве случаев даже не научены их применять.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пнв с 270 инструкция по эксплуатации
  • Немабакт инструкция по применению для растений
  • Веспер е3 8100 руководство по эксплуатации
  • Полиоксидоний инструкция по применению таблетки для иммунитета взрослым как принимать
  • Задачи руководства участка