Мчс россии структура руководства

Структура Министерства

фото

Куренков Александр Вячеславович

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-лейтенант

Департамент информационной политики
Департамент кадровой политики
Главное управление собственной безопасности
Контрольно-ревизионное управление

фото

Чуприян Александр Петрович

Первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-полковник внутренней службы

Департамент международной деятельности
Департамент образовательной и научно-технической деятельности

фото

Серко Алексей Михайлович

Статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-лейтенант

Заслуженный юрист Российской Федерации

Административный департамент
Правовой департамент

фото

Гречушкин Николай Николаевич

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-полковник

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Департамент спасательных формирований
Департамент тылового и технического обеспечения
Управление инвестиций и строительства
Управление медико-психологического обеспечения

фото

Яцуценко Виктор Николаевич

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-полковник

Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»
Департамент гражданской обороны и защиты населения
Департамент оперативного управления
Управление авиации и авиационно-спасательных технологий

фото

Денисов Илья Павлович

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-полковник внутренней службы

Главное управление пожарной охраны
Мобилизационное управление

фото

Супруновский Анатолий Михайлович

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

Генерал-полковник внутренней службы

Департамент надзорной деятельности и профилактической работы
Управление безопасности людей на водных объектах

Финансово-экономический департамент
Департамент информационных технологий и связи

Пучков
Владимир Андреевич

Министр
Российской Федерации по делам
гражданской

обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий
стихийных бедствий

Шляков
Сергей Анатольевич

Первый
заместитель Министра

Артамонов
Владимир Сергеевич

Статс-секретарь
— заместитель Министра

Степанов
Владимир Викторович

Заместитель
Министра, генерал-лейтенант

Воронов
Сергей Иванович

Заместитель
Министра

Чуприян
Александр Петрович

Заместитель
Министра, генерал-полковник внутренней
службы

Борзов
Борис Анатольевич

Главный
государственный инспектор Российской
Федерации по пожарному надзору,
генерал-майор внутренней службы

Чижиков
Эдуард Николаевич

Главный
военный эксперт МЧС России,
генерал-лейтенант

Лутошкин
Андрей Владимирович

Руководитель
аппарата Министра

Агафонов
Александр Викторович

Директор
Департамента пожарно-спасательных
сил и специальных формирований,
генерал-майор внутренней службы

Ковалев
Юрий Павлович

Директор
Департамента территориальной политики,
генерал-полковник

Диденко
Сергей Леонидович

Директор
Департамента гражданской защиты,
генерал-лейтенант

Гречушкин
Николай Николаевич

Директор
Департамента тыла и вооружения,
генерал-майор

Шмидт
Геннадий Викторович

Директор
Департамента административной работы
и правовой деятельности

Дешевых
Юрий Иванович

Директор
Департамента надзорной деятельности,
заместитель главного государственного
инспектора Российской Федерации по
пожарному надзору, генерал-лейтенант
внутренней службы

Сергеев
Игорь Николаевич

Директор
Организационно-мобилизационного
департамента, генерал-лейтенант

Шуйков
Валерий Аверкиевич

Директор
Департамента международной деятельности
(руководитель российского национального
корпуса чрезвычайного гуманитарного
реагирования)

Сусликов
Сергей Евгеньевич

Директор
Финансово-экономического департамента

Шадаев
Дамир Равильевич

Директор
Департамента капитального строительства
и эксплуатации основных фондов

Серегин
Вадим Вадимович

Начальник
Управления безопасности людей на
водных объектах

Асыльбаев
Радик Тавфикович

Начальник
Управления авиации и авиационно —
спасательных технологий

Власов
Сергей Витальевич

Начальник
Управления информационных технологий
и связи, полковник

Кавалерский
Геннадий Михайлович

Начальник
Управления психологического и
медицинского обеспечения

Син
Александр Филиппович

Начальник
Управления военизированных
горноспасательных частей

Овсяник
Александр Иванович

Начальник
научно-технического управления

Гогохия
Беслан Юрьевич

Начальник
Управления переоснащения и организации
контрактной работы

Лысов
Сергей Васильевич

ВрИО
начальника Управления защиты информации
и обеспечения безопасности спасательных
работ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Министерство по чрезвычайным ситуациям, также известное как МЧС России, является одной из важнейших государственных организаций в стране. Оно осуществляет контроль и управление в сфере чрезвычайных ситуаций, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пожаров, наводнений, землетрясений, аварий на транспорте и других угроз.

Структура МЧС России в 2023 году является динамичной и многоуровневой. Она включает управляющие центры на различных уровнях, от федерального до местного, а также специализированные службы и подразделения.

Одной из главных задач МЧС России является разработка и реализация государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для этого в МЧС создаются специализированные структуры и службы, которые занимаются мониторингом, прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций, а также координацией и управлением оперативными мероприятиями при их ликвидации.

Организация службы МЧС России базируется на принципах мобильности, оперативности и комплексности действий. Специалисты МЧС проводят регулярные тренировки и учения, налаживают сотрудничество с другими силами и специализированными организациями для более эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации и защиты населения и территорий страны.

МЧС России — это государственный орган, ответственный за предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также за организацию защиты населения и территорий от возможных угроз и опасностей. Структура МЧС России 2023 имеет следующие основные элементы:

1. Федеральная служба по чрезвычайным ситуациям

Этот орган занимается руководством и координацией деятельности всей системы МЧС России. Федеральная служба по чрезвычайным ситуациям разрабатывает стратегию и политику работы МЧС, а также осуществляет контроль и надзор за подчиненными органами.

2. Региональные центры МЧС

В каждом субъекте Российской Федерации функционирует региональный центр МЧС, отвечающий за координацию мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС на территории своего региона.

3. Управления МЧС в муниципальных образованиях

На муниципальном уровне деятельность МЧС осуществляется через муниципальные управления МЧС, которые ответственны за выполнение задач МЧС на территории своих муниципальных образований.

4. Службы и подразделения МЧС

МЧС включает в себя различные службы и подразделения, которые выполняют специализированные функции. К ним относятся, например:

  • Пожарная служба, которая занимается предупреждением и тушением пожаров;
  • Служба спасения, осуществляющая спасательные операции при ЧС;
  • Служба гражданской обороны, занимающаяся подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • Бригады скорой медицинской помощи, оказывающие помощь пострадавшим;
  • Специальные подразделения, например, для работы в условиях радиационно-загрязненных зон.

5. Образовательные учреждения МЧС

МЧС России также включает в себя образовательные учреждения, где производится подготовка специалистов для работы в области предотвращения и ликвидации ЧС. В этих учреждениях проводятся курсы, тренинги и практические занятия, помогающие кадрам МЧС приобрести необходимые знания и навыки.

Структура МЧС России 2023 постоянно совершенствуется и адаптируется к современным вызовам, чтобы эффективно реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации и обеспечивать безопасность граждан и территорий России.

Описание структуры МЧС России 2023

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – это федеральный орган исполнительной власти, ответственный за защиту населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Структура МЧС России включает в себя следующие подразделения:

  1. МИЧС (Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).
  2. Федеральная служба по чрезвычайным ситуациям (ФССЧС).
  3. Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральная противопожарная авиабаза».
  4. Федеральное государственное унитарное предприятие «Авиационная спасательная служба».
  5. Федеральное государственное унитарное предприятие «Пожарные резервы».

Подразделения МЧС России имеют различные задачи и функции:

  • МИЧС занимается выработкой стратегии и политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и ликвидации их последствий. Также разрабатывает систему планирования и организации деятельности по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
  • ФССЧС осуществляет оперативное руководство службами и подразделениями МЧС России на территории страны. Основные функции ФССЧС включают мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, организацию оперативного реагирования на них, проведение работ по ликвидации последствий и взаимодействие с другими государственными органами и организациями.
  • «Центральная противопожарная авиабаза» и «Авиационная спасательная служба» занимаются предупреждением и тушением пожаров, спасательными и аварийно-спасательными работами в труднодоступных и удаленных районах страны.
  • «Пожарные резервы» являются мобильными пожарными подразделениями, которые привлекаются в случае чрезвычайных ситуаций в регионах и несут с собой необходимое оборудование для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Таким образом, структура МЧС России 2023 включает организационные единицы, ответственные за предупреждение, реагирование и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Каждое подразделение имеет свои уникальные функции и задачи, обеспечивая эффективное функционирование системы МЧС России.

Схема структуры МЧС России 2023

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России является государственным органом, ответственным за организацию противопожарной охраны, спасательных работ, а также за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций различного характера. Структура МЧС России регулярно изменяется с целью повышения эффективности работы и реагирования на возникшие проблемы.

Схема структуры МЧС России на 2023 год предполагает следующие основные службы и подразделения:

  1. Министр МЧС России
  2. Заместитель Министра МЧС России
  3. Главное управление безопасности населения и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУБНиЛПСБ)
    • Главное управление по противопожарной охране и спасательству (ГУПОС)
    • Главное управление по предупреждению и ликвидации ЧС природного характера (ГУПиЛЧС)
    • Главное управление по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера (ГУПиЛЧС)
  4. Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС)
  5. Главное управление по спасательным и другим работам в ЧС (ГУСДРЧС)
  6. Главное управление медицины и психологической поддержки (ГУМиПП)
  7. Главное управление организационно-материального обеспечения (ГУОМО)
  8. Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)
  9. Уральский федеральный округ (УрФО)
  10. Сибирский федеральный округ (СибФО)
  11. Дальневосточный федеральный округ (ДФО)

Каждое из главных управлений отвечает за свою сферу деятельности и имеет связь со всеми региональными филиалами МЧС России, расположенными по федеральным округам. Структура МЧС России постоянно совершенствуется для более эффективного управления и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Таблица 1. Структура МЧС России 2023

Служба Подразделение
ГУБНиЛПСБ ГУПОС
ГУПиЛЧС
ГУПиЛЧС
ГУГПС
ГУСДРЧС
ГУМиПП
ГУОМО
СКФО
УрФО
СибФО
ДФО

Задачи МЧС России 2023

  • Обеспечение безопасности населения и территории Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях, в том числе природного и техногенного характера.
  • Предупреждение, ликвидация и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций.
  • Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях предотвращения и пресечения актов терроризма и экстремизма, а также выявления и задержания лиц, причастных к их совершению.
  • Участие в подготовке населения и территории к возможным чрезвычайным ситуациям, в том числе путем проведения пожарно-технических, медицинских и лайнеро-пассажирских учений.
  • Осуществление работ по спасанию населения и животных, а также оказание им неотложной медицинской помощи.
  • Координация деятельности и сотрудничество с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и международными организациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЧС России также составляет планы и программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирует резервы специальной техники и оборудования, обеспечивает подготовку спасателей и других специалистов, осуществляет международное сотрудничество в области чрезвычайных ситуаций.

Работа МЧС России направлена на защиту и безопасность граждан России, на обеспечение стабильности и нормального функционирования общества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на уменьшение их последствий.

Организация службы МЧС России 2023

МЧС России – это ведомство, ответственное за обеспечение безопасности и защиту населения от чрезвычайных ситуаций, а также за проведение оперативного реагирования на ЧС и ликвидацию их последствий. В составе МЧС России функционируют различные службы, каждая из которых выполняет свои задачи и осуществляет определенные виды деятельности.

Противопожарная служба

Основная задача противопожарной службы МЧС России – предотвращение и ликвидация пожаров. Сотрудники этой службы осуществляют контроль за соблюдением противопожарного режима на объектах различного назначения, проводят пожарно-технический надзор и инструктажи, обучают население правилам безопасности при возникновении пожара и т.д.

Служба гражданской защиты

Задачи службы гражданской защиты МЧС России связаны с организацией мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Сотрудники этой службы занимаются предупреждением и ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий, техногенных и иных ЧС, а также проводят гражданскую оборону и эвакуацию населения при угрозе опасности.

Спасательная служба

Спасательная служба МЧС России отвечает за оказание помощи пострадавшим и эвакуацию людей из зон опасности. Специалисты данной службы принимают участие в поисково-спасательных операциях, ликвидации последствий промышленных аварий, водных происшествий, землетрясений и других ЧС, а также осуществляют работу по разминированию.

Финансово-экономическая служба

Задача финансово-экономической службы МЧС России – обеспечение финансовой и экономической деятельности ведомства. Сотрудники этой службы осуществляют планирование и контроль финансово-хозяйственной деятельности МЧС, разрабатывают бюджет, осуществляют закупки, проводят учет и анализ расходов и доходов МЧС России.

Информационно-аналитическая служба

Информационно-аналитическая служба МЧС России занимается сбором, анализом и распространением информации о возможных ЧС и мерах их предотвращения. Сотрудники данной службы проводят мониторинг ситуации в стране и всемирную практику в области обеспечения безопасности, рассматривают выработанные проекты законов и подзаконных актов, а также организуют проведение научно-исследовательских работ и подготовку экспертных заключений.

Служба медицины катастроф

Задачи службы медицины катастроф МЧС России связаны с предоставлением медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Сотрудники данной службы осуществляют эвакуацию раненых и тяжелобольных, организуют работу мобильных медицинских бригад, осуществляют госпитализацию и хирургическое лечение пострадавших, а также занимаются психологической помощью.

Кроме перечисленных служб, в составе МЧС России также функционируют служба государственного пожарного надзора, служба охраны окружающей среды и природопользования, служба реагирования на радиационные и химические угрозы, служба радиоэлектронной борьбы, служба аварийно-спасательных работ на водных объектах и др.

Все эти службы взаимодействуют между собой в рамках оперативного реагирования на ЧС и ликвидацию их последствий, образуя единый механизм, направленный на обеспечение безопасности населения и территорий России.

Центральный аппарат МЧС России 2023

Центральный аппарат МЧС России является центральным органом управления и руководства ведомства. Он занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Центральный аппарат МЧС России состоит из следующих структурных подразделений:

  1. Руководство МЧС России – высшая структура управления ведомства.

  2. Управление государственно-конфессиональных отношений – отвечает за взаимодействие с религиозными организациями и поддержку духовно-нравственного развития сотрудников МЧС.

  3. Управление строительства, эксплуатации и реконструкции объектов МЧС – занимается строительством и обслуживанием объектов ведомства, включая пожарные части, спасательные базы и другие.

  4. Управление кадров – занимается кадровой политикой и персоналом МЧС, включая набор, подготовку и профессиональное развитие сотрудников.

  5. Управление финансов и материально-технического обеспечения – осуществляет финансово-экономическую деятельность ведомства, включая бюджетное планирование, закупки и учёт материалов и техники.

  6. Управление связи и информатизации – отвечает за организацию коммуникаций и информационных систем МЧС.

  7. Управление государственного противопожарного надзора – контролирует соблюдение пожарной безопасности в стране.

  8. Управление гражданской защиты – осуществляет работу по гражданской защите населения и территорий.

  9. Управление спасательной службы – отвечает за спасательные операции и работу группы «Спасатели МЧС».

  10. Управление противопожарной службы – координирует деятельность пожарных частей и специализированных подразделений.

Центральный аппарат МЧС России играет важную роль в системе обеспечения безопасности населения и территорий. Он разрабатывает и реализует стратегические планы и программы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также занимается координацией работы всех подразделений и учреждений МЧС по всей России.

Федеральные органы МЧС России 2023

МЧС России — это федеральное исполнительное орган государственной власти, задачами которого является обеспечение безопасности граждан, защита от чрезвычайных ситуаций различного характера, а также спасение людей и оказание им помощи в случае происшествий.

В структуре МЧС России на 2023 год существует несколько федеральных органов, которые выполняют определенные задачи и имеют свою организационную структуру:

  • МЧС России — основная федеральная служба, отвечающая за обеспечение безопасности граждан и территорий России, противодействие чрезвычайным ситуациям различного типа;
  • ФАПСИ (Федеральное агентство по пожарному надзору и спасению) — эта служба отвечает за предотвращение пожаров, осуществление контроля соблюдения пожарной безопасности, а также спасение людей при пожарах;
  • Федеральное агентство государственной противопожарной службы — оно занимается координацией и управлением работой противопожарных органов всех уровней;
  • Федеральная служба авиационной противопожарной службы — отвечает за предотвращение и тушение лесных пожаров с воздуха;
  • Федеральное агентство специального назначения — осуществляет спасательные операции, проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Федеральная служба государственного резерва — занимается организацией и обеспечением государственного резерва, поддержанием аварийно-резервного фонда;
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта — отвечает за безопасность движения судов, спасение людей на воде, защиту морских и речных ресурсов;
  • Аварийно-спасательное управление спасательной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям России — осуществляет действия по спасению людей и ликвидации аварий различного характера;
  • Федеральное агентство спасения на водах — занимается спасательными операциями на водных объектах, противодействием чрезвычайным ситуациям на воде;
  • Федеральная аварийно-спасательная служба горно-промышленного комплекса — отвечает за организацию и координацию работ по спасению при авариях и чрезвычайных ситуациях в горно-промышленном комплексе.

Каждый из этих федеральных органов МЧС России является составной частью общей структуры и отвечает за выполнение своих задач в рамках своей компетенции. Вместе они осуществляют комплексные мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.

Региональные органы МЧС России 2023

В структуре МЧС России на 2023 год выделяются региональные органы, которые осуществляют свою деятельность на территории отдельных субъектов Российской Федерации. Региональные органы МЧС России выполняют задачи по обеспечению безопасности и защите населения, экономики и природы от чрезвычайных ситуаций различного характера.

Основные задачи региональных органов МЧС России включают:

  • Организацию работы спасательных служб на территории региона;
  • Проведение профилактической работы с населением и предприятиями по предотвращению возникновения ЧС;
  • Оказание помощи населению в случае чрезвычайных ситуаций;
  • Разработку и реализацию мер по защите и восстановлению населения и объектов в случае возникновения ЧС;
  • Обучение населения и кадров МЧС России методам предотвращения и ликвидации ЧС.

В 2023 году региональные органы МЧС России организованы по принципу децентрализации власти и представлены в каждом регионе. В состав региональных органов входят:

  1. Руководитель регионального органа МЧС России, который осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью МЧС на территории региона;
  2. Оперативный штаб регионального органа МЧС России, который координирует действия спасательных служб в случае возникновения ЧС;
  3. Отделы по профилактике и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые занимаются предотвращением ЧС и их ликвидацией на территории региона;
  4. Спасательные службы, осуществляющие проведение спасательных операций в условиях ЧС;
  5. Центры предупреждения и связи, ответственные за своевременное предупреждение о возникновении ЧС и поддержание связи с федеральными и региональными органами МЧС.

Региональные органы МЧС России работают в тесном взаимодействии с федеральными органами МЧС и другими ведомствами в рамках системы одноцентрового управления ЧС. Это позволяет оперативно реагировать на угрозы и минимизировать последствия возникновения чрезвычайных ситуаций на территории региона.

Министерство пожарной безопасности МЧС России 2023

Министерство пожарной безопасности МЧС России – это структурное подразделение МЧС России, которое отвечает за организацию и координацию деятельности в сфере пожарной безопасности. В своей работе оно руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами МЧС России и международными стандартами в области пожарной безопасности.

Задачами Министерства пожарной безопасности МЧС России являются:

  1. Обеспечение пожарной безопасности на территории Российской Федерации;
  2. Проведение профилактических мероприятий для предотвращения пожаров и минимизации возможных ущербов;
  3. Обучение населения правилам пожарной безопасности;
  4. Подготовка и проведение спасательных операций при пожарах и других чрезвычайных ситуациях;
  5. Контроль и надзор за соблюдением пожарной безопасности на объектах;
  6. Совершенствование технических средств пожаротушения и технологий в области пожарной безопасности;
  7. Сотрудничество с органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, международными организациями.

Организация службы Министерства пожарной безопасности МЧС России включает в себя следующие структурные подразделения:

  • Федеральное пожарное надзорное управление;
  • Центры пожарной безопасности и противопожарной подготовки;
  • Пожарные части;
  • Центры диспетчеризации и мониторинга;
  • Научно-исследовательские институты и лаборатории;
  • Общественные советы по пожарной безопасности.

Структура Министерства пожарной безопасности МЧС России 2023 стремится обеспечить эффективную систему управления пожарной безопасностью на всей территории страны и снизить число пожаров и чрезвычайных ситуаций, а также обеспечить быстрое и эффективное реагирование на них.

Министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС России 2023

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России является федеральным органом исполнительной власти. В его компетенцию входит предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, а также осуществление мер гражданской обороны.

Задачи МЧС России:

  1. Организация и проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.
  2. Охрана жизни и здоровья граждан в условиях чрезвычайных ситуаций.
  3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  4. Обеспечение государственной противопожарной безопасности.
  5. Осуществление мер гражданской обороны.

Организация МЧС России:

В состав МЧС России входят следующие структурные подразделения:

  • Министерство — высший орган управления.
  • Федеральные службы спасения и пожарной охраны — осуществляют противопожарную деятельность.
  • Федеральные службы государственной противопожарной службы и спасательной службы для объектов Национальной академии МЧС России — обеспечивают противопожарную безопасность на объектах академии.
  • Федеральные службы государственной противопожарной службы и спасательной службы для объектов Федеральной государственной унитарной предприятия «РГСУ» — занимаются противопожарной безопасностью объектов предприятия.

Структура МЧС России:

Наименование структурного подразделения Задачи
Министерство Организация и координация деятельности всех структурных подразделений МЧС России.
Федеральные службы спасения и пожарной охраны Проведение пожарно-технического минимума, предупреждение и ликвидация пожаров.
Федеральные службы государственной противопожарной службы и спасательной службы для объектов Национальной академии МЧС России Обеспечение безопасной эксплуатации объектов академии и проведение спасательных работ.
Федеральные службы государственной противопожарной службы и спасательной службы для объектов Федеральной государственной унитарной предприятия «РГСУ» Предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах предприятия.

МЧС России является важным федеральным органом, который обеспечивает безопасность граждан и территорий России в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.

Министерство гражданской обороны МЧС России 2023

Министерство гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет управление деятельностью по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая стихийные бедствия, и организацию гражданской обороны.

Министерство гражданской обороны МЧС России является одним из самых масштабных и важных министерств в системе государственного управления Российской Федерации. Оно включает в себя следующие структурные подразделения:

  • Аппарат МЧС России
  • Федеральные органы государственной противопожарной службы
  • Центры управления в кризисных ситуациях
  • Академия гражданской защиты
  • Центр противопожарной подготовки и проведения испытаний
  • Другие учреждения и организации

Министерство гражданской обороны МЧС России имеет широкий спектр обязанностей и задач, включая:

  1. Предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Российской Федерации.
  2. Организацию первоочередной помощи пострадавшим и эвакуацию людей из зон чрезвычайных ситуаций.
  3. Обеспечение и поддержание государственной противопожарной службы.
  4. Обучение населения мерам гражданской защиты и правилам пожарной безопасности.
  5. Координацию работы субъектов Российской Федерации в области чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Министерство гражданской обороны МЧС России организовано в соответствии с иерархической структурой. В его состав входят отдельные управления, службы и департаменты, каждый из которых отвечает за определенные аспекты деятельности МЧС России.

В целях эффективного управления и координации в МЧС России созданы региональные управления, отделы и пункты управления в каждом субъекте Российской Федерации.

Работа Министерства гражданской обороны МЧС России в 2023 году ориентирована на развитие и совершенствование системы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на повышение готовности населения и организаций к действиям в таких ситуациях.

Министерство по делам ГО и ЧС МЧС России 2023

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГО и ЧС) – это государственный орган, который регулирует и координирует деятельность по предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает гражданскую оборону страны. В России МЧС осуществляет защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, наводнения, землетрясения, террористические акты и прочие стихийные бедствия.

В 2023 году МЧС России имеет следующую структуру:

  1. Министерство — центральный орган управления, отвечающий за разработку и осуществление государственной политики в области ГО и ЧС.
  2. Территориальные органы МЧС — структуры, расположенные на территории различных регионов России. Их задача заключается в координации и контроле деятельности органов по предотвращению и ликвидации ЧС на местах.
  3. Органы управления ГО — занимаются организацией государственной системы гражданской обороны. Они обеспечивают подготовку и мобилизацию населения, проводят тренировки и учения по ГО.
  4. Службы спасения и пожарной безопасности — занимаются предотвращением, ликвидацией и последствиями пожаров. Эти службы также осуществляют спасательные операции в случае стихийных бедствий и аварийного контроля.
  5. Силы и средства ГО и ЧС — это войска и специальные подразделения, которые привлекаются к проведению масштабных спасательных операций и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  6. Центры гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — организации, занимающиеся научно-исследовательской и разработочной работой в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Структура МЧС России 2023 обеспечивает эффективную организацию службы по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороне страны. Задачи МЧС включают в себя обеспечение безопасности граждан, защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, оказание помощи и поддержки пострадавшим, проведение профилактических мероприятий и обучение населения правилам безопасности.

Спасательные службы МЧС России 2023

У МЧС России существует ряд спасательных служб, которые занимаются проведением оперативно-спасательных работ в различных ситуациях Чрезвычайных Ситуаций (ЧС). Вот некоторые из них:

  1. Служба экстренной медицинской помощи — обеспечивает медицинскую помощь пострадавшим при ЧС, осуществляет эвакуацию раненых и транспортировку в медицинские учреждения.
  2. Пожарно-спасательная служба — осуществляет тушение пожаров, эвакуацию людей, проведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
  3. Служба радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) — занимается обнаружением, ликвидацией и предотвращением последствий ЧС, вызванных радиологической, химической или биологической угрозой.
  4. Служба спасения на водах — осуществляют спасание людей на водных объектах, проводят поисково-спасательные работы, оказывают помощь погибшим и пострадавшим.
  5. Служба гражданской обороны — занимается предупреждением и ликвидацией ЧС, а также защитой населения и территорий в случае военных и других опасностей.

Каждая из этих служб имеет свою специфику и специализацию, основанную на возможностях и потребностях региона. Так, например, на побережье страны больше акцентируется внимание на службе спасения на водах, в то время как в северных регионах больше внимания уделяется службе радиационной, химической и биологической защиты.

Пожарные службы МЧС России 2023

Пожарные службы являются одной из ключевых структур МЧС России и выполняют важные задачи по предотвращению и ликвидации пожаров. В 2023 году пожарные службы существенно усилили свою организацию и функционал, чтобы эффективно справляться с возникающими вызовами.

Основными задачами пожарных служб МЧС России в 2023 году являются:

  • Предупреждение пожаров путем проведения профилактических мероприятий, включая инспекции и проверки противопожарного состояния объектов.
  • Ликвидация пожаров на ранних стадиях с помощью оперативной реагирования и применения специализированной техники.
  • Обеспечение безопасности людей при пожаре, эвакуация населения и оказание первой помощи пострадавшим.
  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий для выявления причин возникновения пожаров и привлечения виновных лиц к ответственности.

Организация пожарных служб включает следующие структуры:

  • Пожарные части являются основными подразделениями пожарных служб и располагаются в различных населенных пунктах страны. Они осуществляют первичное реагирование на пожары, проводят пожаротушение и спасательные операции.
  • Пожарно-спасательные части занимаются ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, спасением людей и оказанием первой помощи. Они оснащены специализированной техникой и оборудованием для проведения спасательных операций.
  • Центры борьбы с пожарами координируют деятельность пожарных частей и пожарно-спасательных частей в определенной территории. Они проводят оперативное руководство при ликвидации крупных пожаров и координируют работу специалистов.

Сотрудники пожарных служб обладают необходимыми знаниями и навыками для борьбы с пожарами. Они проходят специальное обучение и подготовку, чтобы эффективно действовать в сложных и аварийных условиях. Кроме того, пожарные службы МЧС России сотрудничают с другими службами и организациями для координации действий и обмена информацией.

Надежная и эффективная работа пожарных служб МЧС России в 2023 году является неотъемлемой частью общей системы предотвращения и ликвидации ЧС. Благодаря улучшенной организации и функционалу пожарные службы способны оперативно реагировать на пожары и обеспечивать безопасность граждан и объектов.

Служба пожарной охраны МЧС России 2023

Пожарная охрана является одной из основных и наиболее важных служб МЧС России. Она отвечает за предотвращение, тушение пожаров, а также за проведение аварийно-спасательных работ в случае чрезвычайных ситуаций.

Задачи службы пожарной охраны включают в себя:

  • Обеспечение пожарной безопасности на территории Российской Федерации;
  • Предупреждение и тушение пожаров;
  • Защита населения и объектов от пожара;
  • Проведение спасательных работ;
  • Изучение причин возникновения пожаров и разработка мер по их предотвращению;
  • Обучение населения основам пожарной безопасности;
  • Сотрудничество с местными органами власти и другими службами МЧС в целях координирования действий при чрезвычайных ситуациях.

Организация службы пожарной охраны МЧС России осуществляется на базе федеральных учреждений, ведомственных противопожарных частей, а также на основе добровольного пожарного дружества.

Структура службы пожарной охраны МЧС россии включает:

  1. Управление пожарной охраны;
  2. Федеральный пожарно-спасательный центр;
  3. Региональные управления пожарной охраны;
  4. Окружные центры пожарной охраны;
  5. Противопожарные части населенных пунктов.

Каждая из указанных структурных единиц имеет свои функции и ответственности в области пожарной безопасности. Они занимаются работой по пожарному надзору, проводят пожарно-техническую экспертизу, участвуют в тушении пожаров и ликвидации их последствий.

Для координации действий между подразделениями и эффективной работы службы пожарной охраны МЧС России в 2023 году разработана система связи и информационного обмена на базе современных информационных технологий.

Служба государственной противопожарной службы МЧС России 2023

Служба государственной противопожарной службы является одной из основных служб МЧС России. Её основная задача — предотвращение и ликвидация пожаров на территории России.

Согласно структуре МЧС России на 2023 год, служба государственной противопожарной службы состоит из нескольких подразделений:

  • Центральный аппарат ГПС МЧС России;
  • Региональные ГПС по всем федеральным округам;
  • Межрегиональные специализированные подразделения;
  • Районные и местные отделы ГПС.

В работе службы государственной противопожарной службы активно используются современные технические средства пожаротушения и спасания, а также различное оборудование, необходимое для выполнения специфических задач.

ГПС МЧС России осуществляет ряд важных функций:

  1. Предупреждение пожаров:
    • Организация пожарной профилактики;
    • Проведение мероприятий по информированию населения о правилах пожарной безопасности.
  2. Ликвидация пожаров:
    • Выезд на место пожара с целью оперативного тушения;
    • Проведение расследования причин пожара;
    • Оказание помощи пострадавшим;
    • Восстановление обжитых территорий после пожаров.
  3. Обучение населения мерам пожарной безопасности.
  4. Контроль за соблюдением пожарной безопасности в различных сферах деятельности.
  5. Участие в международных операциях по ликвидации пожаров.

Государственная противопожарная служба играет важную роль в обеспечении пожарной безопасности на территории России, а также в различных отраслях хозяйственной деятельности. МЧС России непрерывно совершенствует свою деятельность и техническую базу для более эффективной работы ГПС.

Служба специального назначения МЧС России 2023

Служба специального назначения МЧС России (ССН МЧС России) является структурным подразделением Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Она отвечает за выполнение особых задач и операций в области предотвращения и ликвидации ЧС, спасения людей и оказания неотложной помощи населению в экстремальных ситуациях.

ССН МЧС России имеет следующие основные задачи:

  • Спасение и эвакуация людей из зон возникновения и развития ЧС;
  • Создание инженерных сооружений для тушения пожаров и организации различных видов работ в районах ЧС;
  • Ликвидация последствий пожаров, аварий на опасных объектах и техногенных катастроф;
  • Поиск и спасение людей в затруднительной обстановке: при землетрясениях, наводнениях, обвалах, снежных завалах и других ЧС;
  • Оказание гуманитарной помощи пострадавшим от ЧС;
  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий по поиску разыскиваемых лиц;
  • Участие в международных силах, помощи и спасении;
  • Проведение противопожарной профилактической работы и предупреждение пожаров.

ССН МЧС России представляет собой высокопрофессиональный отряд специалистов, прошедших специальное обучение и подготовку. Она включает следующие службы:

  1. Служба специальной команды «Альфа» — основная задача команды — проведение спецопераций по ликвидации ЧС, освобождению заложников и борьбе с террористическими актами.
  2. Служба специальной команды «Барс» — отвечает за проведение операций по спасению людей из затруднительных ситуаций, таких как разрушенные здания, под завалами, в горах и т.д.
  3. Служба специальной команды «Рысь» — специализируется на ликвидации последствий пожаров в труднодоступных местах, поиске и спасении людей при пожарах.
  4. Служба специальной команды «Гепард» — задача команды — поддержание общественной безопасности, проведение контртеррористической деятельности, предотвращение террористических актов.

Сотрудники ССН МЧС проходят специализированную подготовку и обучение по различным направлениям, включая тактико-специальную подготовку, медицинскую подготовку, обучение по работе с техникой и т.д. Сотрудники службы обладают профессиональными навыками и опытом работы в экстремальных условиях.

ССН МЧС России является надежной и эффективной силой, готовой быстро и эффективно реагировать на ЧС и спасать людей в экстремальных ситуациях.

Историческая справка

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». В 1995 г. Указом Президента РФ 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации. 17 апреля 1991 г. — постановлением Совета Министров РСФСР № 207 заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем Российского корпуса спасателей. 30 июля 1991 г. — постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

10 января 1994 г. — Указом Президента РФ № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Ему также переданы функции Госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.

Структура МЧС России

В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 принято Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В соответствии с Положением МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.

В систему МЧС входят:

  1. центральный аппарат;
  2. территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;
  3. Государственная противопожарная служба МЧС РФ;
  4. войска гражданской обороны;
  5. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ;
  6. аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС РФ.

МЧС России возглавляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В Указе Президента (от 11 июля 2004 года N 868) устанавливается предельная численность работников центрального аппарата МЧС РФ в количестве 825 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 140 лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС РФ и 250 военнослужащих войск гражданской обороны, предельная численность работников территориальных органов МЧС РФ в количестве 26 900 единиц. Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Основные функции МЧС России

МЧС России осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и представляет Президенту РФ и (или) в Правительство РФ:

  1. предложения по формированию основ государственной политики, проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  2. предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  3. предложения о введении чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае возникновения ЧС;
  4. ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера;
  5. предложения по организации реагирования при ЧС регионального, федерального и трансграничного характера, по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате ЧС;

2) разрабатывает и утверждает (устанавливает):

  1. положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования ЧС;
  2. методики оценки ущерба от ЧС, классификации и учета ЧС, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований;
  3. порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, а также положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;
  4. инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) организует:

  1. работу по предупреждению и ликвидации ЧС федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих ЧС;
  2. планирование в установленном порядке действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны РФ, подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами РФ действиям в целях обороны РФ;
  3. информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  4. подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для войск гражданской обороны, Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;
  5. методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;
  6. проведение в установленном порядке аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;
  7. проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития РСЧС, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;
  8. формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению РФ и иностранных государств, а также эвакуацию граждан РФ из иностранных государств в случае возникновения ЧС;

4) осуществляет:

  1. надзор за выполнением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по ГО и пожарной безопасности, а также по защите населения и территорий от ЧС в пределах своих полномочий;
  2. руководство деятельностью Государственной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;
  3. управление в установленном порядке РСЧС методическое руководство органами исполнительной власти при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
  4. в пределах своей компетенции меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности;
  5. разработку и контроль за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
  6. международное сотрудничество в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, а также поддержку международных гуманитарных проектов, программ и операций.

Символика МЧС России

Основным символом МЧС РФ является Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны — голубой треугольник в круге оранжевого цвета.

Эмблема МЧС России учреждена Указом Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1231 » О флаге и геральдическом знаке — эмблеме министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». По степени информативности эмблема разбита на три уровня: большая, средняя и малая. Большая эмблема представляет собой изображение двуглавого орла со щитом оранжевого цвета на груди. В центре щита расположена Белая Звезда Надежды и Спасения.

Эта эмблема используется на флаге, штандарте министра, ведомственных наградах, переходящих вымпелах и нарукавном знаке министра. Средняя эмблема представляет собой изображение двуглавого орла, на груди которого расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Она используется на знаменах, вымпелах, нарукавных знаках, ведомственных наградах, при оформлении территорий и помещений военных городков, а также на рекламной, сувенирной и печатной продукции. Малая эмблема представляет собой Белую Звезду Надежды. Она используется на нарукавных и нагрудных знаках, ведомственных наградах, для маркировки техники и имущества.

Эмблемы МЧС России: а) большая; б) средняя; в) малая (Белая Звезда Надежды)

Эмблемы МЧС России: а) большая; б) средняя; в) малая (Белая Звезда Надежды)

Контрольные вопросы

  1. В каком году образовано МЧС России?
  2. Какие органы входят в МЧС России?
  3. Какие функции выполняет МЧС России?
  4. Что вы знаете о символике МЧС?

На чтение 15 мин Просмотров 23 Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Организационная структура, задачи и основные функции МЧС России
  2. Организационная структура МЧС России
  3. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  4. История создания МЧС
  5. Справка
  6. Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России
  7. Центральный аппарат МЧС России:
  8. Департаменты МЧС России:
  9. Управления МСЧ России:
  10. Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):
  11. Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям
  12. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
  13. a) в режиме повседневной деятельности:
  14. b) в режиме повышенной готовности:
  15. c) в режиме чрезвычайной ситуации:
  16. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
  17. Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям

Организационная структура, задачи и основные функции МЧС России

Организационная структура МЧС России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий – является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах («Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля2004 г. № 868).

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

территориальные органы – РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ;

— Государственную противопожарную службу МЧС (ГПС);

— Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС) МЧС;

— аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;

— образовательные и научно-исследовательские учреждения;

— медицинские и санаторно-курортные и иные учреждения и организации,находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС создается российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.

МЧС России в своей деятельности руководствуется:

— Конституцией Российской Федерации;

— Нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ;

— Приказами и директивами ВГК Вооруженными Силами РФ;

Структура центрального аппарата МЧС России

2. Первый заместитель министра;

3. Заместители министра – 2;

4. Главный военный эксперт;

5. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;

6. Аппарат советников (пресс-служба и внутренняя безопасность).

Департаменты

1. Оперативного управления;

2. Предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Источник

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

История создания МЧС

Справка

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

История МЧС тесно связана с историей российской гражданской обороны, которой 4 октября 2010 г. исполнилось 78 лет. Начало государственной гражданской обороне было положено 4 октября 1932 г. принятием Советом народных комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне СССР», которое впервые определило мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этот день принято считать днем рождения Местной противовоздушной обороны (МПВО) – начального этапа развития государственной системы защиты населения и территорий.

Решение, принятое руководством страны в 1961 г., о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО), практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Этот день считается днем образования МЧС России. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

Начало создания структуры — 27 декабря 1990 года, когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день — 27 декабря — в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель — С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр — Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра — подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России — это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.

В настоящее время способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов, катастроф и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.

Сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. На основе внедрения современных технических средств и унификации структурных элементов создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО. Осуществлена реконструкция централизованной системы оповещения гражданской обороны на федеральном и межрегиональном уровнях. Предприняты необходимые меры по сохранению материально-технической базы гражданской обороны, системы инженерной защиты населения, запасов материально-технических ресурсов гражданской обороны.

В соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на базе реорганизуемых соединений и воинских частей войск гражданской обороны формируются воинские спасательные формирования постоянной готовности МЧС России, способные эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени.

Создана единая система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения, на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств. С целью обучения различных категорий населения и доведения информации создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН). На современном этапе развития сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению мероприятий гражданской обороны, позволяющие гибко и оперативно решать задачи по защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России

Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:

— органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;

— силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;

— силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Центральный аппарат МЧС России:

Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь — заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

Департаменты МЧС России:

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.

Управления МСЧ России:

Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.

Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):

Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).

Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям

РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:

режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;

режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

a) в режиме повседневной деятельности:

— изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

— сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

— планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;

— пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

— руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

b) в режиме повышенной готовности:

— усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

— непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

— принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;

— уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

— проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

c) в режиме чрезвычайной ситуации:

— непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

— оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;

— проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

— непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

— организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

— проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

— локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;

— местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);

— территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);

— региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;

— федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;

— глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.

— спасательными формированиями (отрядами) поисково — спасатальной службы (ППС) министерства;

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

— военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково — спасательные и аварийно — восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

— учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

— формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;

— части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;

— силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;

— воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

— силы и службы поискового и аварийно — спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;

— восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

— аварийно — спасательные службы Военно — Морского флота России и других министерств;

— военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

— территориальные аварийно — спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;

— подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

— военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;

— аварийно — технические центры и специализированные отряды Минатома России;

— отряды и специалисты — добровольцы общественных объединений.

Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно — территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

— руководящий орган — республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

— постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

— собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:

— о случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;

— о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно передаётся информация:

— о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;

— об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;

— о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

1. Для атмосферного воздуха:

  • содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
  • в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
  • в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
  • в 50 и более раз (без учёта времени);
  • визуальные и органолептические признаки:
  • появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
  • обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека — резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р.
  • (одновременно у нескольких десятков человек);

2. Для поверхностных вод суши, морских вод:

  • разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1 — 2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3 — 4 класса опасности в 50 и более раз;
  • плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км 2 ;
  • сильный необычный запах от воды водоёма;
  • попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
  • снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
  • увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
  • массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;

3. Для почв и земель:

  • содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
  • содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
  • в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
  • наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;

4. Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:

  • мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
  • суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м 2 ;
  • концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые единновременно допустимые уровни (ВДУ).

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ямаха psr 550 инструкция по применению
  • Ingenuity качели инструкция по применению на русском
  • Chm 8028 массажер инструкция на русском
  • Как сделать оружие из бумаги пошаговая инструкция
  • Заезд в бокс передним ходом пошаговая инструкция