Мануал протяжки головки гбц

Собрал ниже информацию по затяжки ГБЦ к блоку, постели и крышки распредвалов.

Фото в бортжурнале Lada Гранта

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров ГБЦ

При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности начиная с цифры 10, равномерно.
Перед установкой головки блока цилиндров удаляем нагар с поверхностей камер сгорания и очищаем привалочные поверхности головки и блока цилиндров от загрязнений и масла. Удаляем из резьбовых отверстий (под винты крепления головки) блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость.
Установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности.
Новую прокладку головки блока цилиндров и саму головку устанавливаем по двум центрирующим втулкам. Перед вворачиванием винтов крепления головки блока цилиндров окунаем винты в моторное масло и даем ему стечь.
Порядок затягивания винтов головки блока цилиндров
Устанавливаем винты крепления головки блока цилиндров, наживляем их и затягиваем в три приема по схеме (для металлических прокладок ГБЦ):
– первый прием — затягиваем винты моментом 20–25 Н·м (2,0–2,5 кгс·м);
– добавочный прием 34 Н·м (советуют так делать) у себя пропустил этот пункт
– второй прием — доворот винтов на 90°;
– ждем 20 минут, третий прием — доворот винтов на 90°.

проверил окончательно 85 Н•м
Для паронитовых:
1 – моментом 20 Н•м (2 кгс);
2 – моментом 69,4–85,7 Н•м (7,1–8,7 кгс);
3 – довернуть на 90°;
4 – снова довернуть на 90°.

Винты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины стандартная длина винтов – 93 мм, но не более 95 мм (без учета высоты головки винта). Если длина больше, заменяем винты новыми.
При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности, равномерно.

Плита распредвалов.
Не наносите на привалочные плоскости корпуса подшипников много герметика. При затягивании болтов крепления герметик, выдавленный во внутренние полости двигателя, может засорить масляные каналы.
На привалочную поверхность корпуса подшипников валов, сопрягающуюся с головкой блока цилиндров, наносим фланцевый герметик типа Локтайт № 574 жгутиком толщиной около 2 мм.

Фото в бортжурнале Lada Гранта

Последовательность затяжки распредвалов для 16 клапанных двигателей. При снятии откручиваем строго в обратной последовательности.

При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности, равномерно.
Окончательно затягиваем болты крепления корпуса подшипников попарно, моментом 8,0—10,0 Нм (0,8—1,0 кгсм) в последовательности, указанной на фото выше.
Ветошью удаляем излишки герметика, выдавленные из зазора между головкой блока цилиндров и крышкой корпуса подшипников.
Запрессовываем сальники распределительных валов.
Запрессовываем две заглушки в головку блока циллиндров.
Крышка ГБЦ и порядок затяжки её болтов
Рекомендуемый момент затяжки винтов – всего 3-4 Н*м. Не удивляйтесь: своё дело сделает герметик. Надо только дать ему высохнуть после установки крышки на место.
Откручивать винты можно в любом порядке. Их количество равно 15 или 14. При монтаже лучше соблюдать последовательность.
Последние записи взяты с источника: carfrance.ru/poryadok-i-m…z-2112-s-16-yu-klapanami/

Фото в бортжурнале Lada Гранта

Установку головки блока цилиндров производим после ремонта, осмотра и дефектации

Перед установкой головки блока цилиндров устанавливаем поршни цилиндров на середину хода

Установка головки цилиндров дв-ль K4J,K4M

Нужно обезжирить посадочные поверхности головки блока и блока цилиндров.

С помощью отвертки и намотанной ветоши (рис. 2) удаляем из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки

Установка головки цилиндров дв-ль K4J,K4M

Проверяем наличие направляющей втулки на блоке цилиндров.

Устанавливаем на блок цилиндров приспособление Mot.104 или обрезанную шпильку в качестве второй направляющей.

Установка головки цилиндров дв-ль K4J,K4M

Устанавливаем на блок цилиндров прокладку головки блока цилиндров.

Установка головки цилиндров дв-ль K4J,K4M

Устанавливаем головку блока. Выворачиваем приспособление Mot.104 или обрезанную шпильку в качестве второй направляющей.

Установка головки цилиндров дв-ль K4J,K4M

Затягиваем болты крепления головки блока в указанной последовательности на рисунке 5 моментом 20±2 Нм.

После затяжки болтов еще доворачиваем все болты в указанной последовательности на угол 240±6˚.

Устанавливаем гидрокомпенсаторы клапанов (рис. 6).

Снятие и установка гидротолкателей

Проверяем работоспособность гидротолкателей: — надавливаем на верхнюю часть гидротолкателя, если цилиндр вдавливается легко, то возможно гидротолкатель забит смолами.

Нужно погрузить гидротолкатель в керосин или дизельное топливо, чтобы растворить смолы.

После этого нужно гидротолкатель погрузить в масло и проверить еще раз.

Если после этого гидрокомпенсатор не становится упругим, значит, гидрокомпенсатор неисправен, и его нужно заменить.

Снятие и установка рычагов клапанов

Устанавливаем коромысла клапанов (рис. 7).

Смазываем моторным маслом опоры распределительных валов.

Установка головки цилиндров дв-ль K4J,K4M

Устанавливаем распределительные валы (смотрим информацию по установке распределительных валов).

Обезжирьте посадочную поверхность головки и крышки головки блока цилиндров.

Нанесение герметика на крышку головки цилиндров двигателя К4М

Наносим с помощью валика герметик Loctite 518, пока он не станет красноватого цвета.

Если на опоры распредвала попал герметик, обязательно его вытираем.

Устанавливаем крышку головки блока цилиндров.

Порядок затяжки болтов крепления крышки головки цилиндров двигателя К4М: 1-24 — болты крепления крышки головки цилиндров

Затягиваем крышку головки блока цилиндров в порядке указанном на рисунке 10 поэтапно:

  • 1-й этап – болты 22, 23, 20 и 13 моментом затяжки 8 Нм (0,8 кгс.м);
  • 2-й этап – болты 1 – 12, 14 – 19, 21 и 24 моментом затяжки 15 Нм (1,5 кгс.м);
  • 3-й этап – ослабить болты 22, 23, 20 и 13;
  • 4-й этап – болты 22, 23, 20 и 13 затянуть моментом затяжки 15 Нм (1,5 кгс.м).

Установка толкателя двигателя 1.6 л

Выворачиваем стопорный болт толкателя эксцентрикового кулачка (1) приспособления Mot. 1669 (см. рис. 11).

Вворачиваем штатный стопорный болт толкателя эксцентрикового кулачка (2), нанеся каплю состава Loctite Frenetanch (клей герметик) на его резьбу.

Затягиваем стопорный болт толкателя эксцентрикового кулачка моментом 15 Нм.

Установка головки цилиндров дв-ль K4J,K4M

Наносим на посадочную поверхность крышки маслоотделителя герметик Loctite 518 (рисунок 12).

Установка головки цилиндров дв-ль K4J,K4M

Устанавливаем крышку маслоотделителя.

Последовательность затяжки болтов маслоотделителя — двигатель 1.6 л

Затягиваем в указанном порядке требуемым моментом новые болты крепления маслоотделителя в отверстиях без резьбы, новые или прежние болты крепления крышки маслоотделителя в резьбовых отверстиях (см. рис. 14).

Устанавливаем сальник электромагнитного клапана фазорегулятора распределительного вала с помощью приспособления Mot1513

Устанавливаем сальник электромагнитного клапана фазорегулятора распределительного вала с помощью приспособления Mot1513 (см. рис. 15) и электромагнитный клапан фазорегулятора распределительного вала впускных клапанов.

Снятие и установка электромагнитного клапана фазорегулятора

Затягиваем болты крепления электромагнитного клапана фазорегулятора распределительного вала впускных клапанов моментом 10 Нм.

Установка заглушки на крышку головки цилиндров

Устанавливаем с помощью приспособления (2) Mot. 1503 заглушку крышки головки блока цилиндров (1) (рисунок 17).

Нанесение смазки на катушки зажигания

Наносим на все четыре катушки зажигания смазку Graisse Fluore (ширина полоски равна 2 мм) по внутренней окружности колпачка провода высокого напряжения (рисунок 18).

Заворачиваем свечи зажигания.

Устанавливаем катушки зажигания на место.

Установка головки цилиндров дв-ль K4J,K4M

Устанавливаем на место датчик распределительного вала с новой прокладкой (рисунок 19).

Устанавливаем прокладки впускной трубы и устанавливаем впускную трубу.

Порядок затяжки впускной трубы, двигатель 1.6 л

Затягиваем впускную трубу в соответствии с рисунком 20.

Дальнейшую сборку производим в обратной последовательности разборке.

Моменты затяжки крепежа при установке ГБЦ:

  1. Узел — Момент Нм
  2. Болты крепления крышки головки цилиндров с 1 по 12,   с 14 по 19 и с 21 по 24 — 15
  3. Болты крепления крышки головки цилиндров 13, 20, 22, 23 — 15
  4. Стопорный болт толкателя эксцентрикового кулачка — 15
  5. Новые болты крепления маслоотделителя в отверстиях без резьбы — 15
  6. Новые или прежние болты крепления маслоотделителя в резьбовых отверстиях — 10
  7. Болт электромагнитного клапана фазорегулятора распределительного вала впускных клапанов — 10
  8. Свечи — 25-30
  9. Болты крепления катушек зажигания — 15
  10. Болт крепления датчика распределительного вала — 10
  11. Болты крепления впускной трубы — 9
  12. Болт крепления обводного ролика ремня привода газораспределительного механизма — 45
  13. Гайка крепления оси натяжного ролика привода ГРМ — 27
  14. Пробка отверстия под фиксатор ВМТ — 20
  15. Болты крепления верхней крышки привода ГРМ — 41
  16. Болты крепления блока дроссельной заслонки — 11
  17. Болты крепления подъемной проушины (со стороны маховика) — 10
  18. Болты крепления подъемной проушины (со стороны привода ГРМ) — 35

Содержание статьи

Момент затяжки гбц ВАЗ

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марок

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марок Момент затяжки гбц на двигателях НИВА шевроле (двигатель ВАЗ-2123)

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марок

Моменты затяжки головки блока цилиндров (гбц) имеют значения указанные в таблице №1. Двигатели, которые устанавливают на автомобили семейства Шевролет нива (ВАЗ-2123) — 4-х цилиндровые, с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала. Оснащенные системой  распределенного впрыска топлива.

Затяжку болтов головки производят в четыре этапа (указаны в таблице). А вот что пишут об этом в руководстве по эксплуатации ВАЗ-2123:

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц)

Рис.1 Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц)

Установите головку блока цилиндров, отцентрировав её по двум направляющим втулкам, вверните болты её крепления и затяните их в четыре приема в определенной последовательности.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1-й — моментом 20 Н-м (2 кгс*м); 2 -й — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс*м); 3-й — доверните болты на 90°; 4-й — окончательно доверните болты на 90°.
Болт крепления крышки головки блока цилицдров М6 1.96-4,60 (0,20-0.47)
Болт крепления головки цилицдров М8 31,36-39,10(3,20-3,99)

Таблица №1. Момент затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц) на нива шевроле (ВАЗ-2123).

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марок  Момент затяжки гбц ВАЗ-2112 16 клапанов (ПРИОРА)

Момент затяжки гбц на приоре взяты из руководства по эксплуатации автомобиля и указаны в табличке №2.

Установите головку на блок, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительные валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока в последовательности, указанной на рис. 5.6, в четыре этапа:
1-й – моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2-й – моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
3-й – доверните болты на 90°;
4-й – окончательно доверните болты на 90°.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1-й — моментом 20 Н-м (2 кгс*м); 2 -й — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс*м); 3-й — доверните болты на 90°; 4-й — окончательно доверните болты на 90°.
Болт крепления крышки головки блока цилицдров М6 1.96-4,60 (0,20-0.47)
Болт крепления головки цилицдров М8 31,36-39,10(3,20-3,99)

Таблица №2. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) приора.

Необходимо учитывать что:

Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании. Болты, длина которых (без учета высоты головки) превышает 98 мм, замените новыми. Перед установкой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

гбц ПРИОРА болт

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марок Момент затяжки гбц КАЛИНА, ГРАНТА

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях модели 21114-50, установленные на автомобилях Lada Kalina указаны в таблице №3. Двигатель 21114-50 со­здан на базе двигателя ВАЗ-2111. Уве­личение рабочего объема двигателя модели 21114 до 1,6 л. по сравнению с объемом двигателя 2111 достигнуто за счет большего хода поршня при неизменном ди­аметре цилиндра.

Камера сгорания в головке блока двигателя модель 21114 стала больше по сравнению с двигателем 2111: ее длина увеличи­лась с 79 до 81 мм, а ширина — с 48 до 50 мм. Для различия головок блока рядом с резьбо­вым отверстием для свечи 1-го цилиндра го­ловки двигателя модель 21114 есть прилив с но­мером «11183».

Вот что нам говорит руководство по эксплуатации о моменте затяжки гбц на калине:

Установите головку на блок, предвари­тельно убедившись, что коленчатый и распре­делительный валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока в указанной последовательности в че­тыре этапа:
1-й — моментом 20 Н-м (2 кгс*м);
2-й — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс*м)
3-й — доверните болты на 90°;
4-й — окончательно доверните болты на 90°.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1-й — моментом 20 Н-м (2 кгс*м); 2 -й — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс*м); 3-й — доверните болты на 90°; 4-й — окончательно доверните болты на 90°.
Гайка крепления крышки головки блока цилиндров М6х1,25 1,96-4,6 (0,2-0,47)

Таблица №3. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) КАЛИНА двигатель модель 21114, ГРАНТА .

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки гбц ВАЗ 2106, 2107, 2103

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях 2106 и 21011, 2103 одинаковый и приведен в таблице №4. В зависимости от модели или модификации автомобиля устанавливались двигатели трех типов:

  • 2106 — с рабочим объемом 1.6литра. Это основной двигатель для автомобиля ВАЗ-2106.
  • 2101 — с рабочим объемом 1.3литра. Устанавливался на автомобили ВАЗ-21063. От двигателя 2106 он отличается уменьшенным на 14мм ходом поршня, поэтому имеет другие блок цилиндров, коленчатый вал и другие детали цепного привода механизма газораспределения.
  • 2103 — с рабочим объемом 1.45литра.
Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 Предварительное затягивание: мин:33,3Н-м(3,4кгс*м) — мах:41,16Н-м(4,2кгс*м) ; Окончательное затягивание мин:96Н-м(9,8кгс*м) — мах:118,4Н-м(12,1кгс*м) ;
Болты крепления головки блока цилиндров М8 минимум: 30,67Н-м(3,13кгс*м) — максимум: 39,1(3,99кгс*м)

Таблица №4. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ВАЗ-2106.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки гбц ВАЗ 2108, 2109

Момент затяжки гбц на двигателях ВАЗ-2108, ВАЗ-2111-80 совпадают, и приведены в таблице №5.

Затяните болты крепления головки в указанной последовательности в четыре этапа:
1 — моментом 20 Н-м (2 кгс-м);
2 — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс-м);
3 — доверните болты на 90°;
4 — окончательно доверните болты на 90°.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1 — моментом 20 Н-м (2 кгс-м); 2 — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс-м); 3 — доверните болты на 90°; 4 — окончательно доверните болты на 90°.

Таблица №5. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ВАЗ-2108, 2109.

Болты крепления головки блока цилин­дров вытягиваются при многократном ис­пользовании. Замените новыми болты, длина которых превышает 135,5 мм. Перед установ­кой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

Болт гбц 2108, 2109

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки гбц ваз 2108, 2110, 2114 8 клапанов инжектор, 2115

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1 — моментом 20 Н-м (2 кгс-м); 2 — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс-м); 3 — доверните болты на 90°; 4 — окончательно доверните болты на 90°.

Таблица №6. Момент затяжки гбц ваз 2108, 2110, 2114, 2115.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки гбц ваз 2101

Момент затяжки гбц, приведенный в таблице№7, применяется для двигателей следующих моделей:

  • ВАЗ-2101 с рабочим объемом 1.2 литра. Это основной двигатель для автомобилей ВАЗ-2101;
  • ВАЗ-21011 с рабочим объемом 1.3 литра. Устанавливался на автомобили ВАЗ 21011 и ВАЗ-21021. От предыдущей модели он отличается увеличенным на 3мм диаметром цилиндров, поэтому у него другие блок цилиндров и поршень; Момент затяжки гбц аналогичный с ВАЗ 2101;
  • ВАЗ-2103 с рабочим объемом 1.45литра. От первой модели отличается увеличенным на 14мм ходом поршня, поэтому у него другие блок цилиндров и шатунно-поршневая группа. Момент затяжки болтов гбц аналогичен двигателю ВАЗ-2101.
Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М8 31.36-39.1
Болт крепления крышки головки блока цилиндров М6 1.96-4.60

Таблица №7. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ваз 2101.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ОКА-1111, 11113

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Гайки крепления головки блока цилиндров 77-82

Таблица №8. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ОКА-1111, 11113.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки головки блока цилиндров (гбц) НИВА

Моменты затяжки для двигателей ВАЗ-21214 евро3.

Порядок затяжки гбц НИВА

Рис.3 Порядок затяжки гбц НИВА

Для обеспечения надежного уплотнения и исключения подтяжки болтов головки блока цилиндров при техническом обслуживании автомобиля затягиваем их в четыре приема. Порядок затяжки указан на рисунке.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Гайки крепления головки блока цилиндров 1 прием: затягиваем болты 1-10 моментом 20 (2,0); 2 прием: болты 1-10 моментом 69,4-85,7 (7,1-8,7). Болт 11 — моментом — 31,4-39,1 (3,2-4,0)

Таблица №9. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) НИВА, двигатели.

Момент затяжки гбц на двигателях ЗМЗ.

лого змз

Двигатели ЗМЗ представлены модификациями ЗМЗ-402.5, ЗМЗ-402.6, ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524. Моменты затяжек гбц у этих моделях двигателей имеют разные значения.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 402-х двигателях (ГАЗЕЛЬ), модификации двигателей ЗМЗ-4025,4026.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Гайка крепления головки блока цилиндров 85-90 (8,5-9)
Болт крепления задней крышки головки блока цилиндров 11-16 (1,1-1,6)
Болт крепления крышки головки блока цилиндров 4,5-8 (0,45-0,8)

Таблица №10. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ 4025 и ЗМЗ-4026.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 406-х двигателях, модификации ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болт крепления головки блока цилиндров 1) Предварительная затяжка: 69-82(6,9-8,2);
2) Выдержка не менее 1мин 15сек — и окончательная затяжка — Довернуть на угол 70-75градусов.

Таблица №11. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 405-х и 405 евро3 двигателях, модификации ЗМЗ-40524.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болт крепления головки блока цилиндров 1) Предварительная затяжка: 40-50(4,0-5,0); 2) Выдержка не менее 1мин 15сек — и окончательная затяжка — Довернуть на угол 90 градусов.

Таблица №12. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ-40524.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на двигателях ЗМЗ-409.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болт крепления головки блока цилиндров 1) Предварительная затяжка: 40-60(4,0-6,0); 2) окончательная затяжка: 130-145 (13,0-14,5)

Таблица №13. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ-409.

Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров показана на рисунке ЗМЗ-409 Порядок затяжки гбц

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки гбц ГАЗ-53.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Гайки крепления головки блока цилиндров 77-82

Таблица №14. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ГАЗ-53.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марокМомент затяжки головки блока цилиндров КАМАЗ-740

Момент затяжки на двигателях КАМАЗ-740.10, КАМАЗ-7403.10 или КАМАЗ-740.11-240 совпадает и приведен в таблице №15.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М16 157 — 176 (16 — 18)

Таблица №15. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) КАМАЗ-740.

ГБЦ играет существенную роль в работе двигателя. Ее правильное положение влияет на работу газораспределительного механизма. Также совместно с блоком цилиндров она формирует камеры сгорания. Поэтому при ремонте важную роль имеет правильная затяжка головки блока цилиндров.

Строение головки блока цилиндров

Каждый двигатель внутреннего сгорания, за исключением двигателя Стирлинга, имеет ГБЦ. Она служит для размещения в ней газораспределительной системы: клапанов, распределительного вала и его привода.

Головка блока цилиндров представляет собой алюминиевую деталь с множеством отверстий для установки впускных и выпускных клапанов, каналов, формирующих рубашку охлаждения двигателя. В зависимости от количества цилиндров и типа двигателя, ГБЦ может иметь один или два распределительных вала.

головка блока цилиндров

Также в головке находятся каналы для смазки ГРМ.

В верхней части находятся отверстия для свечей зажигания у бензиновых двигателей и отверстия для форсунок у дизельных.

Последствия неправильной сборки

Крепится головка к блоку цилиндров при помощи стальных болтов или шпилек, вкрученных в блок. Известно, что у стали и алюминия разные значения температурного расширения. При нагреве алюминий больше увеличивается в объеме, чем сталь, поэтому при затяжке головки блока цилиндров нужно учитывать этот момент. То есть, если при нагреве двигателя головка расширится, а крепеж будет препятствовать расширению, то в ГБЦ могут образовываться микротрещины. Они впоследствии приведут к выходу из строя всего двигателя.

трещина в головке

Например, через трещины в камеру сгорания может попадать охлаждающая жидкость. Или трещина в каналах системы смазки приведет к тому, что система клапанов будет работать в режиме «масляного голодания». Также несоблюдение момента затяжки головки блока цилиндров приводит к зажиманию распредвала и износу его постели.

Как правильно собирать ГБЦ

Для сборки головки понадобятся:

  1. Новая прокладка.
  2. Динамометрический ключ с головкой. Шкала ключа, показывающая момент затягивания, может быть как в Ньютонах, так и в килограммах. Поэтому нужно помнить, что один килограмм равен примерно десяти Ньютонам.
  3. Моторное масло. Оно необходимо для смазки болтов перед установкой.

Перед началом работы нужно проверить новую прокладку на предмет разрывов, а также точного соответствия отверстий с теми, что в двигателе. Затем, если ГБЦ после ремонта, нужно проверить ее на соответствие прилегающей к двигателю стороны. Для этого головку прикладывают к ровной чугунной плите и смотрят, нет ли зазоров между плитой и прилегающей поверхностью.

линейка для проверки плоскости

После этого прокладка укладывается на верхнюю плоскость блока цилиндров. Сверху на нее устанавливается ГБЦ. Затем можно приступать к затяжке головки блока цилиндров. Перед началом работы не забудьте смазать моторным маслом болты.

Особенности установки ГБЦ

Можно выделить отличия при работе с двигателями, у которых разное количество цилиндров. Порядок затяжки головки блока цилиндров будет тоже разный. Но принцип соблюдается один и тот же. Он заключается в том, что болты затягиваются от центра к периферии головки. Это нужно для того чтобы при затягивании возникающие напряжения уходили от центра за пределы, а не наоборот. Это позволит сохранить герметичность прокладки и снизить напряжение металла в процессе эксплуатации двигателя.

Момент затягивания контролируется при помощи динамометрического ключа.

динамометрический ключ

Он представляет собой вороток с длинной гибкой рукояткой. На его ручке имеется стрелка, которая отклоняется в момент прикладывания усилия. Стрелка указывает на шкалу, которая зафиксирована неподвижно. Есть также электронный вариант динамометрического ключа. Он надежнее и показывает усилие более точно.

После установки головки нужно все крепежные болты наживить в отверстиях блока. Закручиваете их рукой, насколько это возможно. Сразу применять ключ не нужно. Это может привести к тому, что болт пойдет не по резьбе, после чего придется восстанавливать резьбу на блоке цилиндров.

Работаем по схеме

Затем, используя схему, затягиваете головку. Самые распространенные двигатели с четырьмя цилиндрами имеют похожую схему. Например, рассмотрим порядок затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106. Болты закручиваются в два этапа. Первым этапом идет предварительное затягивание с усилием 35-41 Н/м. Затем болты протягиваются по второму кругу. Окончательный момент затяжки головки блока цилиндров ВАЗ-2106 составляет 105-115 Н/м.

Сначала затягиваются два средних болта, которые на схеме обозначены цифрами 1 и 2. Затем болт слева от центра и по диагонали напротив, обозначены цифрами 3 и 5. После этого затягиваются в зеркальном отражении болты 4 и 6. Затем идут крайние болты 7 и 8, за ними на противоположном крае 9 и 10.

схема затяжки 16-клапанной головки

Модели двигателей с четырьмя цилиндрами имеют десять болтов. Но не у всех схема затяжки будет такая же. Бывают варианты, когда после двух центральных болтов затягиваются попарно два нижних или верхних, а не по диагонали, как в случае выше. Нужно заметить, что схемы затяжки головки блока цилиндров у ВАЗ-2106 и ВАЗ-2108 разные. Поэтому сначала нужно изучить схему для конкретного двигателя.

Распространенные ошибки при монтаже ГБЦ

В ремонте техники никогда нельзя пренебрегать моментами затягивания резьбовых соединений. Закручивание “от руки” или “на глаз” приводит или к недостаточному или избыточному усилию фиксации детали. Если это сборочная единица, такая как головка блока цилиндров, то халатный подход неминуемо приведет к поломке, и, возможно, к более дорогостоящему ремонту. Недостаточная затяжка вызовет прорыв выхлопных газов в рубашку охлаждения. А избыточная может привести либо к нарушению резьбового соединения в блоке цилиндров, либо чрезмерно зажмет распределительные валы.

Следующей ошибкой может быть использование неправильного инструмента или болтов, которые не предназначены для данного соединения. Обычно эти болты имеют специфическую мелкозубую резьбу. Поэтому, если их заменить на другие, можно повредить резьбу в блоке цилиндров. Кроме того, «родные» болты имеют высокую твердость вследствие термообработки. Это сделано, чтобы в процессе эксплуатации резьба не вытягивалась и между головкой и блоком не увеличивался зазор.

сборка головки

Неправильно подобранный инструмент может стереть грани крепежных болтов и это приведет к недостаточному усилию затягивания или к проблемам с последующим отворачиванием.

Напоследок

Мастера советуют через некоторое время после ремонта снова провести затяжку головки блока цилиндров. Это делается при пробеге от 500 до 1500 км. За это время головка блока находит свое оптимальное положение, вследствие чего крепежные болты ослабевают. Поэтому их нужно протянуть еще раз. Эта процедура не отнимает много времени, но значительно позволяет снизить риски, связанные с недостаточным моментом затяжки.

Установка головки блока цилиндров

1. Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров, предварительно установив новую прокладку головки блока цилиндров.

2. Установите болты крепления головки блока цилиндров.

Примечание:

  • Болты крепления головки блока цилиндров затягиваются в два этапа.
  • Если какой-либо болт крепления головки блока цилиндров сломан или деформирован, замените его.

  • а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления.
  • б) Установите и равномерно затяни-те 10 болтов крепления головки блока цилиндров и пластинчатые шайбы за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
  • Момент затяжки — 49 Нм
  • Если при затяжке какого-либо болта не достигается требуемый момент затяжки, замените болт.

  • в) Нанесите метки краской на переднюю часть болтов головки блока цилиндров.

  • г) Затяните болты головки блока цилиндров на 90° в указанной выше последовательности.
  • д) Проверьте, что нанесенная краской метка стоит на 90° от первоначального положения.

2. Установите трубки свечей зажигания (если снимали).

  • а) Очистите отверстия под трубки свечей зажигания в головке блока цилиндров. Удалите масло керосином или бензином.
  • б) Нанесите герметик на резьбы трубок свечей зажигания и установите трубки в головку блока цилиндров.
  • в) Используя гайку трубки свечей зажигания и торцевой ключ на 30 мм, затяните трубки свечи зажигания.
  • Момент затяжки — 39 Нм

3. Соберите распределительный вал выпускных клапанов (если разбирали).

  • а) Установите распределительный вал в тиски.

Примечание: будьте осторожны, не повредите распределительный вал.

  • б) Установите следующие детали:
    • (1) Пружинное кольцо шестерни распределительного вала.
    • (2) Вспомогательную шестерню привода распределительного вала.
    • (3) Пружинную шайбу

Примечание: совместите направляющие штифты на шестернях с концами пружины.

  • в) Используя инструмент, установите стопорные кольца.

  • г) Вставьте технологический болт «А» в технологическое отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала.
  • д) Используя отвертку, совместите отверстие главной шестерни привода распределительного вала и вспомогательной шестерни, поворачивая вспомогательную шестерню привода распределительного вала по часовой стрелке; затем установите технологический болт (В).

Примечание: не повредите распределительный вал.

  • е) Совместите зубья главной и вспомогательной шестерни и затяните технологический болт В.

4. Установите распределительные валы.

Примечание: при установке распределительных валов необходимо учитывать, что величина осевого зазора очень мала; поэтому валы должны укладываться в постели подшипников строго горизонтально, без перекосов, во избежание заедания и/или повреждения валов.

  • А. Установите распределительный вал впускных клапанов.
    • а) Нанесите спой моторного масла на торцевые упорные поверхности распределительного вала.
    • б) Установите распределительный вал впускных клапанов на 80-115° до установки в ВМТ поршня первого цилиндра.

Примечание: при данных углах выступы кулачков цилиндров №1 и №3 распределительного вала впускных клапанов нажимают на толкатели.

    • в) Нанесите герметик на крышку подшипника №1, как показано.

    • г) Установите крышки подшипников в соответствии с маркировкой на их корпусах.

    • д) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек подшипников.
    • е) Установите и равномерно затяните 10 болтов крепления крышек подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
    • Момент затяжки — 19 Нм

    • ж) Нанесите консистентную смазку на новый сальник.
    • з) Используя оправку подходящего диаметра и молоток, установите сальник

  • Б. Установите распределительный вал выпускных клапанов.
    • а) Установите установочный штифт распределительного вала впускных клапанов в положение 10-45° до ВМТ

Примечание: при данных углах выступы кулачков №2 и №4 цилиндров распределительного вала впускных клапанов нажимают на толкатели.

    • б) Нанесите слой моторного масла на торцевые упорные поверхности распределительного вала.
    • в) Введите в зацепление шестерни привода распределительных валов выпускных и впускных клапанов, совместив друг с другом установочные метки на шестернях.
    • г) Сохраняя зацепление шестерен, скатите распределительный вал выпускных клапанов в посадочные места его шеек на головке блока цилиндров.

Примечание: если имеются также сборочные метки на шестернях, как показано на рисунке, то не используйте эти метки для установки.

    • д) Поверните распределительный вал впускных клапанов по часовой стрелке до тех пор, пока распределительный вал выпускных клапанов не установится в опорных шейках без качения.

Примечание: очень важно соблюдать последовательность затяжки болтов крышек подшипников в последующих шагах.

    • е) Установите крышки подшипников.

    • ж) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек подшипников.
    • з) Установите и равномерно затяните 10 болтов крепления крышек подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
    • Момент затяжки — 19 Нм

    • и) Отверните технологический болт «В».

    • к) Поверните распределительные валы и проверьте совмещение меток на шестернях.

5. Поверните распределительный вал и расположите кулачки рабочими выступами вверх, проверьте и отрегулируйте, при необходимости, зазор в приводе клапанов.

Зазор в приводе клапанов (холодный двигатель):

  • впускные — 0,19-0,29 мм
  • выпускные — 0,26-0,38 мм

6. Установите сегментные заглушки (если снимались).

  • а) Удалите старый уплотнительный материал
  • б) Нанесите герметик на сегментные заглушки, как показано на рисунке.

  • в) Установите две сегментные заглушки в головку блока цилиндров.

7. Установите зажимы высоковольтных проводов, клапан системы вентиляции картера и шланг от крышки головки блока цилиндров.

  • а) Установите зажимы высоковольтных проводов (1), затянув болт.
  • б) Установите клапан системы вентиляции картера(2)предварительно смазав его перед установкой герметиком, шланг (3) и уплотнение (4).
  • в) Установите шланг системы вентиляции картера (3).

8. Установите крышку головки блока цилиндров.

  • а) Удалите остатки старой прокладки.
  • б) Нанесите герметик на головку блока цилиндров, как показано в рисунке.

Примечание: при использовании старой прокладки смажьте всю поверхность.

  • в) Установите прокладку нв крышку головки блока цилиндров.
  • г) Установите крышку головки блока цилиндров и уплотнения трубок свечей зажигания с гайками. Равномерно затяните гайки за несколько проходов.
  • Момент затяжки — 23 Нм

Примечание: установите уплотнения трубок свечей зажигания, чтобы их метки располагались, как показано на рисунке.

9. Установите датчик давления масла, предварительно нанеся специальный фиксирующий клей (или герметик) на 2 или 3 витка резьбы датчика.

10. Установите кронштейн генератора и правый крюк для подъема двигателя, затянув три болта.

  • Момент затяжки — 42 Нм

11. Установите крышку №3 ремня привода ГРМ, затянув четыре болта.

  • Момент затяжки — 8 Нм

12. Временно установите натяжной ролик и пружину.

  • а) Совместите отверстие направляющего штифта кронштейна с штифтом.
  • б) Установите натяжной ролик и болт; не затягивайте болт.
  • в) Установите пружину натяжителя.

  • г) Отожмите ролик влево, насколько это будет возможным, и затяните болт.
  • д) Проверьте, чтобы натяжной ролик перемещался свободно.

13. Установите зубчатый шкив распределительного вала

  • а) Совместите установочный штифт распределительного вала с пазом под установочный штифт и установите зубчатый шкив распределительного вала на вал.
  • б) Затяните болт крепления шкива.
  • Момент затяжки — 54 Нм

14. Установите ремень привода ГРМ на зубчатый шкив распределительного вала.

  • а) Поверните коленчатый вал до совмещения его установочных меток.
  • б) Установите и проверьте совмещение меток шкивов коленчатого и распределительного валов.

15. Установите форсунки в топливный коллектор.

  • а) Установите новые уплотнения на каждую форсунку.
  • б) Нанесите тонкий слой топлива на кольцевые уплотнения.

  • в) Вращая форсунки, нажмите на них к топливному коллектору и установите форсунки.
  • г) Установите разъем форсунок вверх.

  • д) Установите четыре новых изоляторе и две теплоизоляционных втулки.

Примечание: втулки лучше приклеить.

  • е) Установите топливный коллектор вместе с форсунками на голову блока цилиндров.
  • ж) Временно затяните два болта крепления топливного коллектора к головке блока цилиндров.
  • з) Проверьте плавность вращения форсунок.

Примечание: если форсунки равномерно не вращаются, вероятная причина — неправильная установка кольцевых уплотнений. Замените кольцевое уплотнение.

  • и) Установите разъемы форсунок вверх.

  • к) Затяните два болта крепления топливного коллектора к головке блока цилиндров.
  • Момент затяжки — 13 Нм

  • л) Подсоедините разъемы форсунок.

16. Установите впускной коллектор.

  • а) Установите новую прокладку и впускной коллектор, затянув шесть болтов и две гайки за несколько проходов.
  • Момент затяжки — 19 Нм
  • б) Установите два зажима провода двигателя к проводным кронштейнам на впускном коллекторе.
  • в) Установите два зажима защиты жгута проводов двигателя к болтам крепления крышки №2 ремня привода ГРМ в показанной на рисунке последовательности.

  • г) Подсоедините следующие шланги:
    • (1) Шланг системы вентиляции картера к впускному коллектору
    • (2) Вакуумный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера к впускному коллектору.
    • (3) Вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе к газовому фильтру,
    • (4) Вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов к впускному коллектору.

17. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Установите электропневмоклалан системы рециркуляции ОГ, затянув болт.

18. Подсоедините шланг возврата топлива к трубке.

19. Подсоедините шланг подвода топлива к топливному коллектору.

  • a) Временно подсоедините шланг подвода топлива с двумя новыми прокладками и демпфером пульсаций давления топлива.
  • б) Установите демпфер пульсаций давления топлива.
  • Момент затяжки — 34 Нм

  • в) Установите зажим жгута проводов двигателя и зажим электропроводки.

20. Установите вакуумную трубку.

  • а) Установите вакуумную трубку, затянув два болта.

  • 6) Подсоедините следующие шланги:
    • (1) Вакуумный шланг (от газового фильтра) к регулятору давления топлива.
    • (2) Вакуумный шланг (от регулятора давления топлива) к газовому фильтру.
    • (3) Вакуумный шланг клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя к впускному коллектору.
    • (4) Вакуумный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера.

    • (5) Два вакуумных шланга клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя.

21. Подсоедините:

  • (1) разъем датчика детонации,
  • (2) (Модели с системой рециркуляции ОГ) разъем электропневмокпалана системы рециркуляции отработавших газов.
  • (3) провод «массы».

22. Установите кронштейн №1 впускного коллектора, затянув два болта.

  • Момент затяжки — 42 Нм

23. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Установите клапан системы рециркуляции отработавших газов и вакуумный модулятор.

  • а) Установите новую прокладку и клапан системы рециркуляции отработавших газов, затянув накидную гайку и две гайки крепления.
  • Момент затяжки:
    • гайки крепления — 13 Нм
    • накидная гайка — 59 Нм

  • б) Подсоедините следующие шланги:
    • (1) Вакуумный шланг (от клапана системы рециркуляции отработавших газов) к каналу «Е» электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
    • (2) Вакуумный шланг (от канала «Q» модулятора давления системы рециркуляции ОТ) к каналу «G» эпектропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.

24. Установите кронштейн №2 впускного коллектора и левый крюк для подъема двигателя, затянув болт и гайку.

  • Момент затяжки — 42 Нм

25. Установите корпус дроссельной заслонки.

  • а) Установите новую прокладку на впускной коллектор выступом вниз

  • б) Установите корпус дроссельной заслонки, затянув четыре болта или два болта и две гайки.
  • Момент затяжки — 19 Нм

Примечание: используются верхние и нижние болты, различные по длине .

Длина болта:

  • верхний — 40 мм
  • нижний — 55 мм

  • в) Подсоедините следующие шланги:
    • (1) Шланг системы вентиляции картера к корпусу дроссельной заслонки.
    • (2) (Модели с системой рециркуляции отработавших газов) Два вакуумных шланга (от модулятора давления системы рециркуляции ОГ) к корпусу дроссельной заслонки.
    • (3) (Модели с системой улавливания паров топлива) Вакуумный шланг (от термоуправляемого пневматического клапана системы улавливания паров топлива) к корпусу дроссельной заслонки.
    • (4) Вакуумный шланг (от клапана управления холостым ходом) к трубке.

  • д) Подсоедините следующие разъемы:
    • (1) Разъем датчика положения дроссельной заслонки.
    • (2) Разъем клапана управления холостым ходом.

26. Установите перепускную трубку охлаждающей жидкости

  • а) Установите новую прокладку к крышке насоса охлаждающей жидкости
  • б) Установите новое кольцевое уплотнение на перепускную трубку системы охлаждения
  • в) Нанесите мыльный раствор на кольцевое уплотнение
  • г) Подсоедините перепускную трубку охлаждающей жидкости к крышке насоса охлаждающей жидкости.

  • д) Установите перепускную трубку системы охлаждения, затянув две гайки и два болта.
  • Момент затяжки:
    • гаек — 9 Нм
    • болтов — 19 Нм

  • е) Подсоедините следующие шланги:
    • (1) Перепускной шланг охлаждающей жидкости клапана управления холостым ходом к перепускной трубке охлаждающей жидкости.
    • (2) Шланг отопителя к перепускной трубке охлаждающей жидкости.
    • (3) (Модели с масляным радиатором) Два перепускных шланга охлаждающей жидкости масляного радиатора.

27. Установите выходной патрубок охлаждающей жидкости.

  • а) Установите новую прокладку и выходной патрубок охлаждающей жидкости, затянув две гайки
  • Момент затяжки — 15 Нм

  • б) Подсоедините следующие шланги:
    • (1) Верхний шланг радиатора.
    • (2) Перепускной шланг охлаждающей жидкости.
    • (3) Шланг отопителя.
    • (4) Перепускной шланг охлаждающей жидкости клапана управления холостым ходом.
    • (5) (Модели с системой улавливания паров топлива) вакуумный Шланг термоуправляемого пневматического клапана (от канала «Р» корпуса дроссельной заслонки).
    • (6) (Модели с системой улавливания паров топлива) вакуумный шланг термоуправляемого пневматического клапана (от аккумулятора паров топлива).

  • в) Подсоедините следующие разъемы:
    • (1) Разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости;
    • (2) Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости;
    • (3) Разъем датчика давления масла.

29. Установите выпускной коллектор.

  • а) Установите нижний теплозащитный экран к выпускному коллектору, затянув три болта.

  • 6) Установите новую прокладку и выпускной коллектор, затянув шесть гаек, равномерно и за несколько проходов.
  • Момент затяжки — 49 Нм

  • в) Установите кронштейн коллектора, затянув болт и гайку, и установите приемную трубу.

  • Момент затяжки — 42 Нм
  • г) Установите верхний теплозащитный экран, затянув пять болтов.

30. Установите распределитель.

  • а) Поверните коленчатый вал по часовой стрелке и установите разрез распределительного вала впускных клапанов, как показано а рисунке.

  • б) Проверьте состояние кольцевых уплотнений и, если необходимо, замените их.

  • в) Нанесите тонкий слой моторного масла на кольцевое уплотнение.
  • г) Совместите разрез муфты с выступом на корпусе
  • д) Вставьте распределитель, совместите центр фланца с отверстием под болт на головке блока цилиндров.

Примечание: разрез смещен от центра и поэтому распределитель можно вставить только одним способом.

  • е) Слегка затяните два болта.
  • ж) Подсоедините высоковольтные провода к свечами зажигания
  • з) Подсоедините два разъема распределителя

31. Установите генератор.

  • а) Установите генератор, шарнирный, стопорный болт (модели с кондиционером) или регулировочный болт (модели без кондиционера). Не затягивайте болты.

  • б) Установите ремень привода генератора.
  • в) Отрегулируйте натяжение ремня.
  • г) Затяните шарнирный болт, стопорный болт (модели с кондиционером) и регулировочный болт (модели без кондиционера).
  • Момент затяжки:
    • шарнирный болт — 54 Нм
    • стопорный болт или регулировочный болт — 19 Нм
  • д) Подсоедините разъем генератора.
  • е) Подсоедините провод генератора, затяните гайку и установите резиновый колпачок.
  • ж) Установите зажим электропроводки к зажиму на генераторе

32. Установите кронштейн тросов управления привода дроссельной заслонки, затянув два болта.

33 Заполните радиатор охлаждающей жидкостью.

34. Подсоедините и закрепите тросики управления к тяге дроссельной заслонки.

35 Подсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по медицинской профилактике оганов
  • Швейная машина веритас фамула инструкция по применению
  • Единого руководства по составу
  • Opel corsa в ремонт руководство по ремонту
  • Инструкция для сборки танка из лего