3. Разборка и сборка двигателя
Разборка двигателя с рабочим объемом 2.0 л (3ZR-FAE)
1. Снимите декоративную крышку двигателя.
2. Снимите крышку маслозаправочной горловины.
3. Снимите уплотнение с крышки маслозаправочной горловины.
4. Удалите два фиксатора декоративной крышки с крышки головки блока цилиндров.
5. При помощи свечного ключа 14 мм с удлинителем 100 мм снимите 4 свечи зажигания.
6. Отверните болты крепления и снимите два датчика положения распределительных валов.
7. Отверните 2 болта крепления и снимите два управляющих масляных клапана фазовращателей.
8. Отверните болт крепления и снимите датчик положения коленчатого вала.
9. Отсоедините электрический разъем и при помощи торцевого ключа 24 мм выкрутите датчик давления масла.
10. Отверните болт крепления и снимите датчик детонации.
11. При помощи специальной насадки (09817-33190) выкрутите датчик температуры охлаждающей жидкости с прокладкой.
12. Выкрутите 13 болтов и снимите крышку головки блока цилиндров с уплотнением.
Примечание
При снятии крышки головки блока цилиндров следите за тем, чтобы прокладки не упали в головку блока цилиндров.
13. Снимите 3 прокладки с крышки подшипников распределительных валов.
14. Снимите прокладку с крышки головки блока цилиндров.
15. Отцепите фиксаторы вентиляционной заслонки.
Примечание
Не деформируйте фиксаторы больше, чем необходимо.
16. Удалите 4 прокладки направляющий трубок свечей зажигания с крышки головки блока цилиндров.
Примечание
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить прокладки — их можно использовать при сборке двигателя.
Следите за тем, чтобы не повредить крышку головки блока цилиндров.
17. При помощи специального ключа 09228-06501 отверните крышку масляного фильтра на 4 оборота и слейте остатки моторного масла в заранее подготовленный резервуар.
ВНИМАНИЕ
Не снимайте фиксатор кронштейна масляного фильтра.
18. Снимите крышку масляного фильтра.
19. Извлеките из крышки масляного фильтра фильтрующий элемент и уплотнительное кольцо.
ВНИМАНИЕ
Извлекайте уплотнительное кольцо вручную, без использования вспомогательных инструментов, чтобы не повредить посадочную канавку уплотнительного кольца в крышке.
20.Установите поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки такта сжатия:
• Проверните шкив коленчатого вала так, чтобы совместить канавку на нем с установочной меткой «0» на крышке привода газораспределительного механизма.
• Убедитесь в том, что установочные метки на звездочках распределительных и коленчатого валов расположены, как показано на рисунке. Если это не так, проверните коленчатый вал на один полный оборот (360°), чтобы установить все метки в необходимое положение.
21. Снимите шкив коленчатого вала:
• Используя специальные приспособления 09213-58014 и 09330-00021, ослабьте болт шкива коленчатого вала, но не выкручивайте полностью — болт должен оставаться вкрученным на 2-3 витка резьбы.
• Используя болт шкива в качестве опоры, при помощи съемника (09950-50013 (09951-05010, 0995205010, 09953-05020, 09954-05021)), снимите шкив коленчатого вала.
Примечание
Нанесите смазку на резьбу и упорную часть съемника.
22.Отверните две гайки крепления и снимите натяжитель цепи с прокладкой и дополнительным кронштейном.
ВНИМАНИЕ
Не проворачивайте коленчатый вал при снятом натяжителе цепи №1.
23.Отверните три болта крепления и снимите монтажный кронштейн двигателя.
24.Отверните 4 болта и снимите кронштейн масляного фильтра.
25. Снимите два уплотнительных кольца.
26.Отверните 19 болтов крепления крышки привода газораспределительного механизма.
27. Подденьте крышку привода приводной цепи плоской отверткой в указанных на рисунке местах и снимите крышку с двигателя.
Примечание
Перед использованием обмотайте отвертку изолентой.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхности крышки привода газораспределительного механизма, блок цилиндров, постель распределительных валов и раму лестничного типа.
28. Снимите три уплотнительных кольца.
29. Отверните три болта и снимите водяной насос.
30. Снимите прокладку водяного насоса.
31. При помощи отвертки и деревянных брусков извлеките из крышки привода газораспределительного механизма сальник коленчатого вала.
ВНИМАНИЕ
Следите за тем, чтобы не повредить поверхности установки сальника в крышке.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
32. Выкрутите резьбовую шпильку монтажного кронштейна двигателя.
Примечание
Если резьбовая шпилька деформирована или повреждена её резьба, замените шпильку новой.
33. Выкрутите резьбовую шпильку корпуса впускного порта системы охлаждения.
Примечание
Если резьбовая шпилька деформирована или повреждена её резьба, замените шпильку новой.
34. Отверните три болта и снимите корпус впускного порта системы охлаждения.
35.Отверните 4 болта и снимите кронштейн генератора.
36. Отверните болт крепления и снимите башмак натяжителя приводной цепи.
37. Отверните два болта крепления и снимите успокоитель приводной цепи.
38.Удерживая шестигранную часть распределительного вала от проворачивания гаечным ключом, проверните звездочку распределительного вала против часовой стрелки, чтобы ослабить натяжение цепи между звездочками распредвалов, после чего снимите цепь сначала с одной, а затем и с другой звездочек распределительных валов.
Примечание
Убедитесь в том, что цепь полностью снята со звездочек.
39. Снимите звездочку с коленчатого вала.
40. Временно установите шкив коленчатого вала и зафиксируйте его болтом.
41. Зафиксировав коленчатый вал от проворачивания при помощи специального приспособления, отверните болт звездочки масляного насоса.
42.Отверните болт крепления и снимите натяжитель цепи привода масляного насоса с пружиной.
43.Снимите звездочки и цепь привода масляного насоса.
44.При помощи отвертки извлеките две сегментные шпонки из коленчатого вала.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
45.Снимите импульсный диск датчика положения коленчатого вала.
46. Удерживая шестигранную часть распределительного вала от проворачивания гаечным ключом, отверните болт и снимите звездочку впускного распределительного вала.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить головку блока цилиндров или направляющие трубки свечей зажигания гаечным ключом.
Не разбирайте звездочку распределительного вала. При снятии звездочки удерживайте её в горизональном положении.
47. Удерживая шестигранную часть распределительного вала от проворачивания гаечным ключом, отверните болт и снимите звездочку выпускного распределительного вала.
ВНИМАНИЕ
Постель распределительных валов представляет собой блок, состоящий из собственно постели, распределительных валов, крышек подшипников распредвалов, осей коромысел и демпферов коромысел. Не разбирайте постель распределительного вала. При возникновении неисправностей весь блок заменяется одним комплектом.
48.Снимите постель распределительных валов:
Равномерно ослабьте и полностью отверните 17 болтов крышек подшипников распредвалов в указанной на рисунке последовательности.
• Снимите постель распределительных валов в сборе, вставив плоскую отвертку между головкой блока цилиндров и постелью распредвалов в указанных на рисунке местах и используя её как рычаг.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхности головки блока цилиндров и постели распредвалов.
49. Снимите 16 коромысел с головки блока цилиндров.
Примечание
Проверните ролик коромысла пальцем и убедитесь, что он вращается плавно. Если это не так, замените коромысло новым.
50. Извлеките из головки блока цилиндров 16 гидрокомпенсаторов.
Примечание
Расположите снятые детали в соответствующем порядке.
ВНИМАНИЕ
Не допускайте попадания грязи или посторонних материалов в гидрокомпенсаторы.
51. Удалите колпачки стержней клапанов.
52. Снимите головку блока цилиндров:
• Используя 10 мм ключ Torx, равномерно ослабьте 10 болтов в указанной на рисунке последовательности, а затем полностью выкрутите и снимите болты головки блока цилиндров с плоскими шайбами.
ВНИМАНИЕ
Следите за тем, чтобы шайбы не упали в головку блока цилиндров.
Несоблюдение последовательности ослабления или затяжки болтов крепления может привести к деформации или растрескиванию головки блока цилиндров.
Примечание
Располагайте все снятые детали в соответствующем порядке для правильной установки при последующей сборке.
• Снимите головку блока цилиндров, поддев её отверткой, как показано на рисунке.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
• Снимите прокладку головки блока цилиндров.
53. Рассухарьте клапаны:
• Установите головку блока цилиндров на деревянные бруски и при помощи специального приспособления 09202-70020 сожмите клапанную пружину и удалите сухари клапана.
• Снимите тарелку, клапанную пружину и клапан с головки блока цилиндров.
• Аналогичным образом снимите остальные клапаны.
Примечание
Расположите снятые детали в соответствующем порядке.
54. При помощи длинногубцев удалите маслоотражательные колпачки клапанов с головки блока цилиндров.
55. Подавая сжатый воздух и используя намагниченный стержень, удалите седла клапанных пружин из головки блока цилиндров.
56.Снимите масляный поддон с двигателя:
• Выкрутите пробку сливного отверстия масляного поддона.
• Отверните 10 болтов и две гайки масляного поддона.
• Вставьте лезвие специального резака в стык масляного поддона и, разрезав герметик, снимите масляный поддон с двигателя.
Примечание
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности.
61. Отверните три болта крепления и снимите масляный насос.
62. Снимите раму лестничного типа:
• Отверните 11 болтов в указанной на рисунке последовательности
Примечание
Длина болтов: Болт А: 138 мм. Болт В: 35 мм. Болт С: 70 мм.
• Снимите раму лестничного типа с блока цилиндров, поддев её плоской отверткой.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности блока цилиндров и рамы лестничного типа.
63.Удалите задний сальник коленчатого вала из блока цилиндров.
64.Снимите вентиляционный кожух с двигателя:
• Тип А: отверните 6 болтов и 2 гайки крепления.
• Тип В: отверните 8 болтов.
• Снимите вентиляционный кожух, вставив плоскую отвертку между ним и блоком цилиндров, как показано на рисунке.
Примечание
Перед использованием жало отвертки обмотайте изолентой.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности блока цилиндров и вентиляционного кожуха.
65. Выкрутите две резьбовые шпильки из блока цилиндров.
Примечание
Если резьбовая шпилька деформирована или повреждена её резьба, замените шпильку новой.
66. Используя индикатор часового типа, измерьте боковой зазор шатунов, перемещая их вперед-назад на шатунной шейке коленчатого вала.
Примечание
Стандартный боковой зазор: 0.160-0.342 мм.
Предельно допустимый боковой зазор: 0.342 мм.
• Если полученное значение бокового зазора превышает предельно допустимое, замените шатун (шатуны). Если необходимо, замените коленчатый вал.
67. Проверьте масляный зазор в шатунном подшипнике.
• Убедитесь в том, что все метки шатунов и крышек совпадают.
• Отверните два шатунных болта и снимите шатунную крышку с нижним вкладышем.
Примечание
Не извлекайте нижний шатунный вкладыш из шатунной крышки.
• Очистите поверхности шатунной шейки и вкладыша подшипника.
• Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша подшипника на наличие царапин или питтинга.
• Поместите отрезок калиброванной проволоки Plastigage на шейку коленчатого вала.
• Убедитесь в том, что передняя метка шатунной крышки направлена вперед.
• Установите и последовательно затяните шатунные болты в несколько подходов моментом затяжки 24.5 Н-м.
Не проворачивайте коленчатый вал.
Примечание
Если какой-либо болт не удается затянуть установленным моментом затяжки, замените его новым.
• Нанесите на переднюю сторону каждого шатунного болта метку краской.
• Дотяните шатунные болты еще на 90°, как показано на рисунке.
• Убедитесь в том, что цветовые метки повернуты на 90° относительно первоначального положения.
ВНИМАНИЕ
Не проворачивайте коленчатый вал.
• Отверните шатунные болты.
• Используя два снятых шатунных болта, снимите шатунную крышку с нижним вкладышем, расшатав шатунную крышку влево-вправо.
Примечание
Не извлекайте нижний шатунный вкладыш из шатунной крышки.
• Измерьте ширину калиброванной проволоки в самой расплющенной части при помощи шкалы на её упаковке.
Примечание
Стандартное значение масляного зазора в шатунной шейке коленчатого вала: 0.014-0.038 мм.
Предельно допустимое значение масляного зазора: 0.070 мм.
• Если полученное значение масляного зазора превышает предельно допустимое, замените шатунные вкладыши. Если необходимо, прошлифуйте или замените коленчатый вал.
Примечание
В случае замены шатунных вкладышей, замените их новыми той же размерной группы. Имеется 3 размерных группы стандартных шатунных вкладышей, отмеченных цифрами 1, 2 и 3.
• Полностью удалите калиброванную проволоку с поверхности шейки коленчатого вала.
• Повторите проверку для всех шатунных шеек.
68. Снимите поршень с шатуном в сборе:
• При помощи специальной развертки удалите нагар с верхней части зеркала цилиндра.
• Вытолкните поршень с шатуном из цилиндра через верхнюю сторону блока цилиндров.
Примечание
• Не разукомплектовывайте шатун, шатунную крышку и шатунные вкладыши.
• Расположите поршни с шатунами в соответствующей установке последовательности.
69. Извлеките шатунные вкладыши из шатунов и шатунных крышек.
Примечание
Расположите снятые детали в соответствующем порядке.
70. Используя индикатор часового типа, измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая его впередназад при помощи отвертки.
Примечание
Стандартный осевой зазор: 0.04-0.14 мм.
Предельно допустимый осевой зазор: 0.18 мм.
Если полученная величина осевого зазора превышает предельно допустимое значение, замените упорные кольца коленчатого вала новыми. Если необходимо, замените коленчатый вал.
71. Проверьте масляный зазор в коренных шейках и извлеките коленчатый вал:
• В несколько подходов равномерно ослабьте и снимите 10 болтов крышек коренных подшипников в указанной на рисунке последовательности.
• Снимите 5 крышек коренных подшипников с блока цилиндров.
Примечание
Не извлекайте вкладыши коренных подшипников из крышек.
Расположите снятые крышки в соответствующем порядке.
• Извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.
Примечание
Не извлекайте верхние коренные вкладыши и упорные полукольца из блока цилиндров.
• Проверьте поверхности шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников на наличие питтинга или царапин.
Примечание
Если шейки коленвала или вкладыши подшипников повреждены, замените вкладыши новыми. Если необходимо, замените коленчатый вал.
• Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
• Поместите отрезок калиброванной проволоки вдоль каждой коренной шейки коленчатого вала,
• Проверьте положение передних меток и соответствие номеров и поместите крышки с нижними вкладышами коренных подшипников на блок цилиндров.
Примечание
Номера проставлены на каждой крышке коренных подшипников для индикации положения установки крышек.
• Поместите крышки коренных подшипников в блок цилиндров.
• Вручную затяните болты крышек коренных подшипников так, чтобы зазор между крышкой и блоком цилиндров не превышал 5 мм.
• Пластиковым молотком слегка постучите по крышкам коренных подшипников, чтобы они полностью сели на свои места.
• Равномерно затяните 8 болтов крышек коренных подшипников моментом затяжки 40 Н-м.
• Нанесите на переднюю сторону каждого болта метку краской. Дотяните болты еще на 90°, как показано на рисунке. Убедитесь в том, что цветовые метки повернуты на 90° относительно первоначального положения.
• Отверните все болты и снимите крышки коренных подшипников.
• Измерьте ширину калиброванной проволоки в самой расплющенной части при помощи шкалы на её упаковке.
• Полностью удалите калиброванную проволоку с поверхности шейки коленчатого вала.
• Извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.
• Извлеките верхние упорные полукольца из блока цилиндров.
• Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников из блока цилиндров.
Примечание
Расположите верхние коренные вкладыши и упорные кольца в соответствующей последовательности.
72. Извлеките нижние вкладыши коренных подшипников.
Примечание
Расположите снятые детали в соответствующем порядке.
73. При помощи отвертки извлеките две сегментных шпонки из коленчатого вала.
74. Снимите поршневые кольца с каждого поршня:
• Специальным приспособлением снимите маслосъемные диски.
• Вручную снимите разжимное кольцо маслосъемного поршневого кольца.
Примечание
Расположите поршневые кольца в соответствующей последовательности для правильной последующей установки.
75. При помощи маленькой отвертки удалите стопорное кольцо с передней стороны поршня.
ВНИМАНИЕ
Не извлекайте стопорное кольцо с обратной стороны поршня без особой необходимости. Соблюдайте осторожность при снятии стопорных колец, чтобы не повредить поршень.
Примечание: Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
76. Разъедините поршни с шатунами:
• Постепенно нагрейте поршень в масляной ванне до температуры приблизительно 80~90°С.
• Используя медный стержень и пластиковый молоток, выбейте поршневой палец и разъедините поршень с шатуном.
Примечание:
Не разукомплектовывайте поршень с поршневым пальцем.
Расположите поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны и шатунные вкладыши в соответствующей номерам цилиндров последовательности.
77. Используя 5 мм ключ-шестигранник, отверните болты крепления и снимите 4 масляных форсунки с блока цилиндров.
78. Извлеките резьбовые шпильки из блока цилиндров.
Примечание: Если резьбовые шпильки деформированы или повреждена их резьба, замените шпильки новыми.
Содержание этой страницы защищено авторским правом.
Копирование, перепечатка, либо использование материалов данной страницы для воспроизведения,
переноса на другие носители информации ЗАПРЕЩЕНО и преследуется в соответствии с действующим
законодательством.
Первая часть
Двигатели Toyota. Сборник руководств по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации [PDF]
Язык: русский
Формат: PDF
Страниц: 2000
Размер: 1,2 Gб ( или по частям )
Рассмотрены следующие модели двигателей:
Бензиновые:
1AZ-FE, 2AZ-FE, 1AZ-FSE, 1AZ-FSE(D-4) — 2,0; 2,4 л.
1G-FE, 1G-E, 1G-GE, 1G-GTE, 1G-GZE — 2,0; 2,4 л.
1Е, 2Е, 2Е-С
1JZ-GE, 1JZ-GTE, 1JZ-FSE, 2JZ-GE, 2JZ-GTE — 2,5; 3,0 л.
1-KZ-T, 1KZ-TE, 1NZ-FE, 2NZ-FE — 1,3; 1,5 л.
1ZZ-FE, 2ZZ-GE, 3ZZ-FE, 4ZZ-FE — 1,4; 1,6; 1,8 л.
2L, 2L-T, 2L-THE, 2L-TE, 3L, 5L — 2,4; 2,5; 2,8; 3,0 л.
3S-FE, 3S-FSE — 2,0 л.
4A-F, 4A-FE, 4A-GE, 4Е-FE, 5E-FE, 5A-F, 5A-FE, 7A-FE — 1,3; 1,5; 1,6; 1,8 л.
7M-GE, 7M-GTE — 3,0 л.
Дизельные:
1C, 2C, 2C-T — 1,8; 2,0 л.
3C-Е, 3C-T, 3С-ТЕ — 2,2 л.
B, 3B, 11B, 14B, 15B-F (T) — 3.0; 3,4; 3,7; 4,1 л.
и некоторые другие…
ссылка1 (одним файлом) ссылка 2 ( по частям )
Первая часть
На чтение 11 мин Просмотров 2к. Опубликовано
Двигатель 3ZR-FE – один из представителей линейки ZR, запущенной в серию в 2007 г. Одна из модификаций получила систему Valvematic для непрерывного изменения высоты подъема клапанов. Мотор 3ZR-FE использовался на легковых автомобилях и кроссоверах марки Toyota вплоть до 2019 г.
Основные сведения о двигателе 3ZR-FE
Двигатель 3ZR-FE может работать с механическими и автоматическими коробками передач (включая вариатор). Рассчитан на поперечную установку в моторном отсеке. За счет широкого использования легких сплавов снижена масса агрегата. Номер набит на площадке слева и снизу от корпуса впускного коллектора.
Ресурс двигателя 3ZR-FE (при соблюдении регламента обслуживания) варьируется в пределах от 250 до 300 тыс. км (но известны экземпляры, выдержавшие и больший пробег).
Конструкция
Двигатель 3ZR-FE построен на базе рядного блока, изготовленного из алюминия. В отливке располагались чугунные тонкостенные гильзы с шероховатой внешней частью для улучшения связи с материалом блока. За счет снижения толщины стенок между смежными цилиндрами до 7 мм удалось уменьшить габариты и вес двигателя, но конструкция не рассчитана на расточку при капитальном ремонте.
Головка 3ZR-FE с 16 клапанами также выполнена из алюминия. Для привода ГРМ применена цепь с регулятором натяжения. Она закрыта литой крышкой с приливом для крепления опоры.
В стандартное оснащение включены регуляторы фаз для клапанов впуска и выпуска, а также использованы гидрокомпенсаторы зазоров. К нижней части блока двигателя 3ZR-FE прикреплены литой картер и штампованный поддон с пробкой для слива масла.
Масляный насос с клапаном для ограничения давления имеет привод отдельной цепью от носка коленчатого вала. При использовании системы Valvematic насос имеет перепускной клапан, необходимый для работы механизма. Цепи привода ГРМ и насоса оснащены успокоителями, которые подлежат замене вместе с цепью. Для привода навесного оборудования и водяного насоса использован единый поликлиновый ремень.
Коленчатый вал устанавливался на опорах со сменными вкладышами. Продольная ось вала имеет небольшое смещение относительно оси цилиндров, обеспечивая снижение нагрузок на стенки последних. Поршни с укороченной юбкой оснащены двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом.
Распределительные валы расположены в отдельном корпусе, который прикреплен к головке. На моторах с системой Valvematic вал привода выпускных клапанов вращает вакуумный насос для работы усилителя тормозов.
В системе выхлопа имелся нейтрализатор с датчиками кислорода. Дроссельная заслонка оснащалась электронным приводом. Впускной коллектор оснащен системой изменения длины каналов (фирменное название ACIS).
В конструкции двигателя 3ZR-FE отсутствует клапан EGR (имеется только на моторах серии ZR, работающих по циклу Аткинсона).
Технические характеристики
Основные параметры двигателя 3ZR-FE:
- количество цилиндров – 4;
- объем – 1986 см³;
- диаметр и ход поршня – 80,5х97,6 мм;
- степень сжатия – 10,0;
- мощность – от 142 до 152 сил
- крутящий момент – от 187 до 196 Н*м;
- вес с навеской и заправкой жидкостями – 116 кг.
Характеристики двигателя определялись рынком сбыта и версией прошивки в блоке управления. В России чаще всего встречается модификация мощностью 146 л. с. Максимальный крутящий момент достигается при 3600-4000 об/мин, а пик мощности при 5600-6200 об/мин. В зависимости от года выпуска двигатели 3ZR-FE соответствуют нормам Евро-4 или Евро-5.
Расход топлива
Двигатель 3ZR-FE рассчитан на бензин сорта А-95 с возможностью замены на А-92 со снижением характеристик и ухудшением экономичности. В таблице приведены заводские данные по расходу горючего для ряда автомобилей. В реальных условиях затраты топлива на 5-15% выше из-за ряда факторов.
Модель | Трансмиссия | Город | Трасса | Смешанный цикл |
RAV4 XA40 | МКПП, полный привод | 10,0 | 6,4 | 8,0 |
Noah R70 | Вариатор, полный привод | Расход в смешанном режиме по японскому стандарту 10/15 – 7,9 л | Расход в смешанном режиме по японскому стандарту 10/15 – 7,9 л | Расход в смешанном режиме по японскому стандарту 10/15 – 7,9 л |
Avensis T270 | МКПП, передний привод | 9,3 | 5,8 | 7,0 |
Модификации силового агрегата
Основные модификации двигателя 3ZR-FE Dual VVT-i объемом 2 литра:
- 3ZR-FAE, оснащенная системой Valvematic, развивающая мощность 156 сил при 6200 об/мин. Отличается сниженным расходом топлива. Поставлялась на внутренний рынок, в Европу и Северную Америку.
- 3ZR-FBE, созданная специально для рынка Бразилии. Двигатель может работать на бензине или этаноле. Мощность – 142 и 153 силы соответственно. Ставился только на Toyota Corolla. Выпуск прекращен в 2019 г.
В семейство моторов ZR входит несколько вариантов двигателей, отличающихся параметрами, но имеющих общую конструкцию.
Например, 1ZE-FE, 1ZR-FAE и 1ZR-FBE построены на базе блока объемом 1,6 л и имеют мощность от 122 до 132 сил. Модификации 2ZR оснащены 1,8-литровым блоком и развивают от 132 до 148 сил. Также в семейство ZR входят двигатели 4ZR, 5ZR и 8ZR (два последних работают по циклу Аткинсона и рассчитаны на использование в гибридных силовых установках).
Достоинства и недостатки мотора 3ZR-FE
Преимущества мотора 3ZR-FE:
небольшой расход топлива при спокойном стиле езды;
распространенность на вторичном рынке;
простота обслуживания.
Недостатки двигателя 3ZR-FE, отмеченные в отзывах:
сложность капитального ремонта (необходима перегильзовка);
большое количество поддельных запасных частей;
достаточно высокий расход масла (проблема больше коснулась моторов 2ZR-FE, на которые производитель объявлял акцию по замене колец).
На какие автомобили ставят ДВС
Двигатель 3ZR-FE 16V использовался на автомобилях:
- Toyota RAV4 с кузовом XA40;
- Toyota Avensis поколения Т270 (только для рынка Европы);
- Toyota Voxy и Noah с кузовами ZRR70/75 (модели для внутреннего рынка);
- Toyota Corolla с кузовом Е150 для Южной Америки и Е170 для стран Ближнего Востока.
Модификация 3ZR-FAE с системой Valvematic чаще использовалась на моделях, ориентированных на рынок Японии (например, на Allion или Harrier). С 2018 г. началось постепенное вытеснение двигателей 3ZR-FE, при этом модели объемом 1,6 и 1,8 л остались на конвейере.
Моторы серии ZR никогда не поставлялись на конвейеры Nissan или других автомобильных компаний.
Регламент обслуживания двигателя 3ZR-FE
Обслуживать двигатель 3ZR-FE необходимо ежегодно или через 8-10 тыс. км. Объем масла при замене составляет 4,2 л. Для двигателя подходят масла вязкостью 0W-20, 5W-20, 5W-30 или 10W-30, соответствующие API SM или выше. В зависимости от года выпуска фильтр выполнен в виде картриджа с металлическим корпусом или в виде бумажной кассеты, устанавливаемой внутрь съемного кожуха.
Свечи с иридиевым напылением выдерживают около 100 тыс. км. Антифриз Toyota, залитый на заводе, рассчитан на 5 лет службы или 160 тыс. км. В дальнейшем замену следует проводить через каждые 80 тыс. км при использовании жидкости Toyota. Если использовался антифриз других марок, то периодичность замены указывается производителем на упаковке.
Типичные поломки и проблемы силовой установки
Распространенные неисправности двигателя DOHC 3ZR-FE:
- Появление хорошо различимого шума после пуска холодного мотора. Причиной часто является некондиционное масло, вызывающее шелест гидрокомпенсаторов. По мере роста температуры звук исчезает. Свист может появляться в сырую погоду или после проезда лужи из-за проскальзывающего ремня привода навесного оборудования.
- Увеличение расхода масла. На ранних выпусках проблему угара устраняли путем перехода на масла с вязкостью х-W30 вместо рекомендованных заводом x-W20. Расход масла на двигателях 3ZR-FE с пробегом свыше 150 тыс. км указывает на износ маслосъемных колпачков и поршневой группы.
- Стук со стороны лобовой крышки, усиливающийся при выводе двигателя на средние обороты. Рекомендуется проверить состояние цепи, из-за растяжения которой возникает шум. Ездить с вытянутой цепью на 3ZR-FE не следует. При перескоке происходит удар клапанами о днища поршней. Стучать могут и муфты регуляторов фаз в момент пуска, что не является признаком поломки.
- Течь антифриза через помпу встречается уже при пробегах 60-70 тыс. км. Причина – небольшой ресурс агрегата. Поставляемые на рынок запасных частей детали не отличаются повышенным запасом прочности.
- Нестабильные обороты холостого хода – типовая проблема двигателей внутреннего сгорания. Причина – загрязненный дроссель (отложения на заслонке и стенках). Иногда встречаются проблемы с датчиком положения заслонки.
- Течь моторного масла по стыкам (например, привалочной поверхности лобовой крышки или кожуха механизма ГРМ). Дефект чаще является следствием некачественного ремонта, но иногда масло течет и на моторах, не подвергавшихся разборке.
Возможности тюнинга мотора 3ZR-FE
Базовая схема увеличения мощности 3ZR-FE с сохранением ресурса основана на удалении каталитического нейтрализатора и перепрограммировании блока управления (для отключения обратной связи по датчикам кислорода). Прирост мощности составит 5-7 сил, немного улучшится тяга на низких и средних оборотах.
Установка турбины (например, готового набора от Garrett) позволит довести мощность до 300 сил. Необходима замена поршневой группы и шатунов для снижения степени сжатия (при сохранении штатных деталей давление наддува не должно превышать 0,5 бара).
Но установка турбины сокращает срок службы двигателя и агрегатов трансмиссии, не рассчитанных на высокий момент.
Ремонт и замена силового агрегата
Наиболее трудоемкой является процедура замены цепи, которая растягивается к 150-160 тыс. км, но при спокойной эксплуатации выдерживает и больше. При обслуживании необходимо менять натяжитель, шестерни, башмаки и цепь привода масляного насоса. По заводской инструкции замену выполняют на снятом двигателе, но можно выполнить работы и без выемки двигателя.
Краткий алгоритм действий при замене цепи:
- Отвернуть болты крепления крышки головки блока и снять крышку с прокладкой.
- Вывернуть свечу первого цилиндра двигателя 3ZR-FE и выставить поршень в верхнюю позицию. На шкиве имеется насечка, которая должна совпасть с риской и цифрой 0, набитыми на крышке цепного привода. Установочные метки на муфтах распределительных валов должны совпасть с окрашенными звеньями. Насечка – располагаться между окрашенными звеньями для впускного вала и по центру окрашенного звена на выпускном валу.
- Снять ремень привода навесных агрегатов и отвернуть гайку крепления шкива.
- Стянуть шкив с носка вала, вывесить двигатель на домкрате под поддон, а затем демонтировать опору.
- Отвернуть болты и снять лобовые крышки вместе с насосом системы охлаждения.
- Снять успокоитель цепи, провернуть распределительный вал впуска ключом против часовой стрелки, а затем демонтировать цепь.
- Выставить цепь насоса по меткам (имеются на звеньях и шестернях привода).
- Заклинить шестерню насоса и отвернуть гайку.
- Демонтировать натяжитель, а затем установить новые детали на место.
- Провернуть коленчатый вал на 90⁰ (шпонка должна располагаться сверху).
- Установить боковой успокоитель и планку для устранения колебаний верхней части цепи.
- Накинуть цепь, контролируя положение по окрашенным звеньям и меткам на муфтах регуляторов фаз. Для прокручивания муфты впуска в положение «взвода» на распределительном валу имеется насечка под ключ 24 мм.
- Надеть шестерню на носок коленчатого вала, окрашенные звенья цепи должны находиться напротив лунок.
- Провернуть коленчатый вал вручную и убедиться в корректности фаз, а затем установить снятые детали на место. Подробнее процесс ремонта показан в ролике.
Владелец может самостоятельно прочистить дроссель, руководствуясь видеороликами.
Ремонт 3ZR-FE требует аккуратности, неправильная сборка приводит к повреждению двигателя и лишним затратам.
Двигатель 3ZR-FE, как и все представители семейства ZR, является надежным только при условии регулярного обслуживания. Концерн Toyota не предусматривал возможность капитального ремонта, но на практике возможна установка новых чугунных гильз с последующей механической обработкой под номинальный размер.
Перед покупкой автомобиля с 3ZR-FE рекомендуется потратиться и провести диагностику в сервисе с осмотром цилиндров эндоскопом, позволяющую выяснить состояние двигателя.
Поделюсь в комментариях
0%
Сохраните материал в закладках, чтобы не потерять полезные инструкции и советы.
3. Разборка и сборка двигателя
Разборка двигателя с рабочим объемом 2.0 л (3ZR-FAE)
1. Снимите декоративную крышку двигателя.
2. Снимите крышку маслозаправочной горловины.
3. Снимите уплотнение с крышки маслозаправочной горловины.
4. Удалите два фиксатора декоративной крышки с крышки головки блока цилиндров.
5. При помощи свечного ключа 14 мм с удлинителем 100 мм снимите 4 свечи зажигания.
6. Отверните болты крепления и снимите два датчика положения распределительных валов.
7. Отверните 2 болта крепления и снимите два управляющих масляных клапана фазовращателей.
8. Отверните болт крепления и снимите датчик положения коленчатого вала.
9. Отсоедините электрический разъем и при помощи торцевого ключа 24 мм выкрутите датчик давления масла.
10. Отверните болт крепления и снимите датчик детонации.
11. При помощи специальной насадки (09817-33190) выкрутите датчик температуры охлаждающей жидкости с прокладкой.
12. Выкрутите 13 болтов и снимите крышку головки блока цилиндров с уплотнением.
Примечание
При снятии крышки головки блока цилиндров следите за тем, чтобы прокладки не упали в головку блока цилиндров.
13. Снимите 3 прокладки с крышки подшипников распределительных валов.
14. Снимите прокладку с крышки головки блока цилиндров.
15. Отцепите фиксаторы вентиляционной заслонки.
Примечание
Не деформируйте фиксаторы больше, чем необходимо.
16. Удалите 4 прокладки направляющий трубок свечей зажигания с крышки головки блока цилиндров.
Примечание
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить прокладки — их можно использовать при сборке двигателя.
Следите за тем, чтобы не повредить крышку головки блока цилиндров.
17. При помощи специального ключа 09228-06501 отверните крышку масляного фильтра на 4 оборота и слейте остатки моторного масла в заранее подготовленный резервуар.
ВНИМАНИЕ
Не снимайте фиксатор кронштейна масляного фильтра.
18. Снимите крышку масляного фильтра.
19. Извлеките из крышки масляного фильтра фильтрующий элемент и уплотнительное кольцо.
ВНИМАНИЕ
Извлекайте уплотнительное кольцо вручную, без использования вспомогательных инструментов, чтобы не повредить посадочную канавку уплотнительного кольца в крышке.
20.Установите поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки такта сжатия:
• Проверните шкив коленчатого вала так, чтобы совместить канавку на нем с установочной меткой «0» на крышке привода газораспределительного механизма.
• Убедитесь в том, что установочные метки на звездочках распределительных и коленчатого валов расположены, как показано на рисунке. Если это не так, проверните коленчатый вал на один полный оборот (360°), чтобы установить все метки в необходимое положение.
21. Снимите шкив коленчатого вала:
• Используя специальные приспособления 09213-58014 и 09330-00021, ослабьте болт шкива коленчатого вала, но не выкручивайте полностью — болт должен оставаться вкрученным на 2-3 витка резьбы.
• Используя болт шкива в качестве опоры, при помощи съемника (09950-50013 (09951-05010, 0995205010, 09953-05020, 09954-05021)), снимите шкив коленчатого вала.
Примечание
Нанесите смазку на резьбу и упорную часть съемника.
22.Отверните две гайки крепления и снимите натяжитель цепи с прокладкой и дополнительным кронштейном.
ВНИМАНИЕ
Не проворачивайте коленчатый вал при снятом натяжителе цепи №1.
23.Отверните три болта крепления и снимите монтажный кронштейн двигателя.
24.Отверните 4 болта и снимите кронштейн масляного фильтра.
25. Снимите два уплотнительных кольца.
26.Отверните 19 болтов крепления крышки привода газораспределительного механизма.
27. Подденьте крышку привода приводной цепи плоской отверткой в указанных на рисунке местах и снимите крышку с двигателя.
Примечание
Перед использованием обмотайте отвертку изолентой.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхности крышки привода газораспределительного механизма, блок цилиндров, постель распределительных валов и раму лестничного типа.
28. Снимите три уплотнительных кольца.
29. Отверните три болта и снимите водяной насос.
30. Снимите прокладку водяного насоса.
31. При помощи отвертки и деревянных брусков извлеките из крышки привода газораспределительного механизма сальник коленчатого вала.
ВНИМАНИЕ
Следите за тем, чтобы не повредить поверхности установки сальника в крышке.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
32. Выкрутите резьбовую шпильку монтажного кронштейна двигателя.
Примечание
Если резьбовая шпилька деформирована или повреждена её резьба, замените шпильку новой.
33. Выкрутите резьбовую шпильку корпуса впускного порта системы охлаждения.
Примечание
Если резьбовая шпилька деформирована или повреждена её резьба, замените шпильку новой.
34. Отверните три болта и снимите корпус впускного порта системы охлаждения.
35.Отверните 4 болта и снимите кронштейн генератора.
36. Отверните болт крепления и снимите башмак натяжителя приводной цепи.
37. Отверните два болта крепления и снимите успокоитель приводной цепи.
38.Удерживая шестигранную часть распределительного вала от проворачивания гаечным ключом, проверните звездочку распределительного вала против часовой стрелки, чтобы ослабить натяжение цепи между звездочками распредвалов, после чего снимите цепь сначала с одной, а затем и с другой звездочек распределительных валов.
Примечание
Убедитесь в том, что цепь полностью снята со звездочек.
39. Снимите звездочку с коленчатого вала.
40. Временно установите шкив коленчатого вала и зафиксируйте его болтом.
41. Зафиксировав коленчатый вал от проворачивания при помощи специального приспособления, отверните болт звездочки масляного насоса.
42.Отверните болт крепления и снимите натяжитель цепи привода масляного насоса с пружиной.
43.Снимите звездочки и цепь привода масляного насоса.
44.При помощи отвертки извлеките две сегментные шпонки из коленчатого вала.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
45.Снимите импульсный диск датчика положения коленчатого вала.
46. Удерживая шестигранную часть распределительного вала от проворачивания гаечным ключом, отверните болт и снимите звездочку впускного распределительного вала.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить головку блока цилиндров или направляющие трубки свечей зажигания гаечным ключом.
Не разбирайте звездочку распределительного вала. При снятии звездочки удерживайте её в горизональном положении.
47. Удерживая шестигранную часть распределительного вала от проворачивания гаечным ключом, отверните болт и снимите звездочку выпускного распределительного вала.
ВНИМАНИЕ
Постель распределительных валов представляет собой блок, состоящий из собственно постели, распределительных валов, крышек подшипников распредвалов, осей коромысел и демпферов коромысел. Не разбирайте постель распределительного вала. При возникновении неисправностей весь блок заменяется одним комплектом.
48.Снимите постель распределительных валов:
Равномерно ослабьте и полностью отверните 17 болтов крышек подшипников распредвалов в указанной на рисунке последовательности.
• Снимите постель распределительных валов в сборе, вставив плоскую отвертку между головкой блока цилиндров и постелью распредвалов в указанных на рисунке местах и используя её как рычаг.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхности головки блока цилиндров и постели распредвалов.
49. Снимите 16 коромысел с головки блока цилиндров.
Примечание
Проверните ролик коромысла пальцем и убедитесь, что он вращается плавно. Если это не так, замените коромысло новым.
50. Извлеките из головки блока цилиндров 16 гидрокомпенсаторов.
Примечание
Расположите снятые детали в соответствующем порядке.
ВНИМАНИЕ
Не допускайте попадания грязи или посторонних материалов в гидрокомпенсаторы.
51. Удалите колпачки стержней клапанов.
52. Снимите головку блока цилиндров:
• Используя 10 мм ключ Torx, равномерно ослабьте 10 болтов в указанной на рисунке последовательности, а затем полностью выкрутите и снимите болты головки блока цилиндров с плоскими шайбами.
ВНИМАНИЕ
Следите за тем, чтобы шайбы не упали в головку блока цилиндров.
Несоблюдение последовательности ослабления или затяжки болтов крепления может привести к деформации или растрескиванию головки блока цилиндров.
Примечание
Располагайте все снятые детали в соответствующем порядке для правильной установки при последующей сборке.
• Снимите головку блока цилиндров, поддев её отверткой, как показано на рисунке.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
• Снимите прокладку головки блока цилиндров.
53. Рассухарьте клапаны:
• Установите головку блока цилиндров на деревянные бруски и при помощи специального приспособления 09202-70020 сожмите клапанную пружину и удалите сухари клапана.
• Снимите тарелку, клапанную пружину и клапан с головки блока цилиндров.
• Аналогичным образом снимите остальные клапаны.
Примечание
Расположите снятые детали в соответствующем порядке.
54. При помощи длинногубцев удалите маслоотражательные колпачки клапанов с головки блока цилиндров.
55. Подавая сжатый воздух и используя намагниченный стержень, удалите седла клапанных пружин из головки блока цилиндров.
56.Снимите масляный поддон с двигателя:
• Выкрутите пробку сливного отверстия масляного поддона.
• Отверните 10 болтов и две гайки масляного поддона.
• Вставьте лезвие специального резака в стык масляного поддона и, разрезав герметик, снимите масляный поддон с двигателя.
Примечание
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности.
61. Отверните три болта крепления и снимите масляный насос.
62. Снимите раму лестничного типа:
• Отверните 11 болтов в указанной на рисунке последовательности
Примечание
Длина болтов: Болт А: 138 мм. Болт В: 35 мм. Болт С: 70 мм.
• Снимите раму лестничного типа с блока цилиндров, поддев её плоской отверткой.
Примечание
Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности блока цилиндров и рамы лестничного типа.
63.Удалите задний сальник коленчатого вала из блока цилиндров.
64.Снимите вентиляционный кожух с двигателя:
• Тип А: отверните 6 болтов и 2 гайки крепления.
• Тип В: отверните 8 болтов.
• Снимите вентиляционный кожух, вставив плоскую отвертку между ним и блоком цилиндров, как показано на рисунке.
Примечание
Перед использованием жало отвертки обмотайте изолентой.
ВНИМАНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности блока цилиндров и вентиляционного кожуха.
65. Выкрутите две резьбовые шпильки из блока цилиндров.
Примечание
Если резьбовая шпилька деформирована или повреждена её резьба, замените шпильку новой.
66. Используя индикатор часового типа, измерьте боковой зазор шатунов, перемещая их вперед-назад на шатунной шейке коленчатого вала.
Примечание
Стандартный боковой зазор: 0.160-0.342 мм.
Предельно допустимый боковой зазор: 0.342 мм.
• Если полученное значение бокового зазора превышает предельно допустимое, замените шатун (шатуны). Если необходимо, замените коленчатый вал.
67. Проверьте масляный зазор в шатунном подшипнике.
• Убедитесь в том, что все метки шатунов и крышек совпадают.
• Отверните два шатунных болта и снимите шатунную крышку с нижним вкладышем.
Примечание
Не извлекайте нижний шатунный вкладыш из шатунной крышки.
• Очистите поверхности шатунной шейки и вкладыша подшипника.
• Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша подшипника на наличие царапин или питтинга.
• Поместите отрезок калиброванной проволоки Plastigage на шейку коленчатого вала.
• Убедитесь в том, что передняя метка шатунной крышки направлена вперед.
• Установите и последовательно затяните шатунные болты в несколько подходов моментом затяжки 24.5 Н-м.
Не проворачивайте коленчатый вал.
Примечание
Если какой-либо болт не удается затянуть установленным моментом затяжки, замените его новым.
• Нанесите на переднюю сторону каждого шатунного болта метку краской.
• Дотяните шатунные болты еще на 90°, как показано на рисунке.
• Убедитесь в том, что цветовые метки повернуты на 90° относительно первоначального положения.
ВНИМАНИЕ
Не проворачивайте коленчатый вал.
• Отверните шатунные болты.
• Используя два снятых шатунных болта, снимите шатунную крышку с нижним вкладышем, расшатав шатунную крышку влево-вправо.
Примечание
Не извлекайте нижний шатунный вкладыш из шатунной крышки.
• Измерьте ширину калиброванной проволоки в самой расплющенной части при помощи шкалы на её упаковке.
Примечание
Стандартное значение масляного зазора в шатунной шейке коленчатого вала: 0.014-0.038 мм.
Предельно допустимое значение масляного зазора: 0.070 мм.
• Если полученное значение масляного зазора превышает предельно допустимое, замените шатунные вкладыши. Если необходимо, прошлифуйте или замените коленчатый вал.
Примечание
В случае замены шатунных вкладышей, замените их новыми той же размерной группы. Имеется 3 размерных группы стандартных шатунных вкладышей, отмеченных цифрами 1, 2 и 3.
• Полностью удалите калиброванную проволоку с поверхности шейки коленчатого вала.
• Повторите проверку для всех шатунных шеек.
68. Снимите поршень с шатуном в сборе:
• При помощи специальной развертки удалите нагар с верхней части зеркала цилиндра.
• Вытолкните поршень с шатуном из цилиндра через верхнюю сторону блока цилиндров.
Примечание
• Не разукомплектовывайте шатун, шатунную крышку и шатунные вкладыши.
• Расположите поршни с шатунами в соответствующей установке последовательности.
69. Извлеките шатунные вкладыши из шатунов и шатунных крышек.
Примечание
Расположите снятые детали в соответствующем порядке.
70. Используя индикатор часового типа, измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая его впередназад при помощи отвертки.
Примечание
Стандартный осевой зазор: 0.04-0.14 мм.
Предельно допустимый осевой зазор: 0.18 мм.
Если полученная величина осевого зазора превышает предельно допустимое значение, замените упорные кольца коленчатого вала новыми. Если необходимо, замените коленчатый вал.
71. Проверьте масляный зазор в коренных шейках и извлеките коленчатый вал:
• В несколько подходов равномерно ослабьте и снимите 10 болтов крышек коренных подшипников в указанной на рисунке последовательности.
• Снимите 5 крышек коренных подшипников с блока цилиндров.
Примечание
Не извлекайте вкладыши коренных подшипников из крышек.
Расположите снятые крышки в соответствующем порядке.
• Извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.
Примечание
Не извлекайте верхние коренные вкладыши и упорные полукольца из блока цилиндров.
• Проверьте поверхности шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников на наличие питтинга или царапин.
Примечание
Если шейки коленвала или вкладыши подшипников повреждены, замените вкладыши новыми. Если необходимо, замените коленчатый вал.
• Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
• Поместите отрезок калиброванной проволоки вдоль каждой коренной шейки коленчатого вала,
• Проверьте положение передних меток и соответствие номеров и поместите крышки с нижними вкладышами коренных подшипников на блок цилиндров.
Примечание
Номера проставлены на каждой крышке коренных подшипников для индикации положения установки крышек.
• Поместите крышки коренных подшипников в блок цилиндров.
• Вручную затяните болты крышек коренных подшипников так, чтобы зазор между крышкой и блоком цилиндров не превышал 5 мм.
• Пластиковым молотком слегка постучите по крышкам коренных подшипников, чтобы они полностью сели на свои места.
• Равномерно затяните 8 болтов крышек коренных подшипников моментом затяжки 40 Н-м.
• Нанесите на переднюю сторону каждого болта метку краской. Дотяните болты еще на 90°, как показано на рисунке. Убедитесь в том, что цветовые метки повернуты на 90° относительно первоначального положения.
• Отверните все болты и снимите крышки коренных подшипников.
• Измерьте ширину калиброванной проволоки в самой расплющенной части при помощи шкалы на её упаковке.
• Полностью удалите калиброванную проволоку с поверхности шейки коленчатого вала.
• Извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.
• Извлеките верхние упорные полукольца из блока цилиндров.
• Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников из блока цилиндров.
Примечание
Расположите верхние коренные вкладыши и упорные кольца в соответствующей последовательности.
72. Извлеките нижние вкладыши коренных подшипников.
Примечание
Расположите снятые детали в соответствующем порядке.
73. При помощи отвертки извлеките две сегментных шпонки из коленчатого вала.
74. Снимите поршневые кольца с каждого поршня:
• Специальным приспособлением снимите маслосъемные диски.
• Вручную снимите разжимное кольцо маслосъемного поршневого кольца.
Примечание
Расположите поршневые кольца в соответствующей последовательности для правильной последующей установки.
75. При помощи маленькой отвертки удалите стопорное кольцо с передней стороны поршня.
ВНИМАНИЕ
Не извлекайте стопорное кольцо с обратной стороны поршня без особой необходимости. Соблюдайте осторожность при снятии стопорных колец, чтобы не повредить поршень.
Примечание: Перед использованием обмотайте жало отвертки изолентой.
76. Разъедините поршни с шатунами:
• Постепенно нагрейте поршень в масляной ванне до температуры приблизительно 80~90°С.
• Используя медный стержень и пластиковый молоток, выбейте поршневой палец и разъедините поршень с шатуном.
Примечание:
Не разукомплектовывайте поршень с поршневым пальцем.
Расположите поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны и шатунные вкладыши в соответствующей номерам цилиндров последовательности.
77. Используя 5 мм ключ-шестигранник, отверните болты крепления и снимите 4 масляных форсунки с блока цилиндров.
78. Извлеките резьбовые шпильки из блока цилиндров.
Примечание: Если резьбовые шпильки деформированы или повреждена их резьба, замените шпильки новыми.
Содержание этой страницы защищено авторским правом.
Копирование, перепечатка, либо использование материалов данной страницы для воспроизведения,
переноса на другие носители информации ЗАПРЕЩЕНО и преследуется в соответствии с действующим
законодательством.
2.0-литровый двигатель Toyota 3ZR-FAE производится на заводе концерна в Японии с 2008 года и ставится на многие модели, а у нас этот агрегат известен по кроссоверам RAV4 и Lexus NX200. Данный агрегат оснащается фирменной системы изменения фаз газораспределения Valvematic.
В ZR также входят двс:
1ZR‑FE,
1ZR‑FAE,
2ZR‑FE,
2ZR‑FAE,
2ZR‑FXE и
3ZR‑FE.
Технические характеристики мотора Toyota 3ZR-FAE 2.0 литра
Точный объем | 1987 см³ |
Система питания | инжектор MPI |
Мощность двс | 148 — 158 л.с. |
Крутящий момент | 190 — 200 Нм |
Блок цилиндров | алюминиевый R4 |
Головка блока | алюминиевая 16v |
Диаметр цилиндра | 80.5 мм |
Ход поршня | 97.6 мм |
Степень сжатия | 10 — 10.5 |
Особенности двс | Valvematic |
Гидрокомпенсаторы | да |
Привод ГРМ | цепь |
Фазорегулятор | Dual VVT-i |
Турбонаддув | нет |
Какое масло лить | 4.2 литра 5W-20 |
Тип топлива | бензин АИ-95 |
Экологический класс | ЕВРО 4/5 |
Примерный ресурс | 250 000 км |
Вес двигателя 3ZR-FAE по каталогу составляет 126 кг
Номер двигателя 3ZR-FAE расположен на стыке блока с головкой
Полезные ссылки
MANUAL
Мануал для Toyota RAV4 с мотором 3ZR-FAE ищите тут
Расход топлива 3ZR-FAE VVT-i
На примере Toyota RAV4 2011 года с механической коробкой переключения передач:
Город | 9.4 литров |
Трасса | 6.2 литра |
Смешанный | 7.4 литров |
На какие автомобили ставится двигатель 3ZR-FAE
NX 1 (AZ10) | 2014 — 2021 |
Allion 2 (T260) | 2008 — 2020 |
Avensis 3 (T270) | 2008 — 2018 |
C-HR 1 (AX10) | 2016 — 2023 |
Harrier 3 (XU60) | 2013 — 2020 |
Noah 2 (R70) | 2007 — 2014 |
Noah 3 (R80) | 2014 — 2021 |
RAV4 3 (XA30) | 2008 — 2012 |
RAV4 4 (XA40) | 2012 — 2018 |
Premio 2 (T260) | 2008 — 2020 |
Недостатки, поломки и проблемы Тойота 3ZR-FAE
Чаще всего на форумах водители жалуются на посторонние шумы и стуки в работе
На втором месте рассказы о том сколько этот мотор ест масла на 1000 км пробега
Водяная помпа нередко сдается на 50 000 км, а после 150 000 км вытягивается цепь
Впускной коллектор быстро зарастает коксом, что приводит к плавающим оборотам
Много проблем доставляет система Valvematic, блок управления регулярно глючит
Рассказ о конструкции и проблемах мотора 3ZR-FAE
Первая часть
Двигатели Toyota. Сборник руководств по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации [PDF]
Язык: русский
Формат: PDF
Страниц: 2000
Размер: 1,2 Gб ( или по частям )
Рассмотрены следующие модели двигателей:
Бензиновые:
1AZ-FE, 2AZ-FE, 1AZ-FSE, 1AZ-FSE(D-4) — 2,0; 2,4 л.
1G-FE, 1G-E, 1G-GE, 1G-GTE, 1G-GZE — 2,0; 2,4 л.
1Е, 2Е, 2Е-С
1JZ-GE, 1JZ-GTE, 1JZ-FSE, 2JZ-GE, 2JZ-GTE — 2,5; 3,0 л.
1-KZ-T, 1KZ-TE, 1NZ-FE, 2NZ-FE — 1,3; 1,5 л.
1ZZ-FE, 2ZZ-GE, 3ZZ-FE, 4ZZ-FE — 1,4; 1,6; 1,8 л.
2L, 2L-T, 2L-THE, 2L-TE, 3L, 5L — 2,4; 2,5; 2,8; 3,0 л.
3S-FE, 3S-FSE — 2,0 л.
4A-F, 4A-FE, 4A-GE, 4Е-FE, 5E-FE, 5A-F, 5A-FE, 7A-FE — 1,3; 1,5; 1,6; 1,8 л.
7M-GE, 7M-GTE — 3,0 л.
Дизельные:
1C, 2C, 2C-T — 1,8; 2,0 л.
3C-Е, 3C-T, 3С-ТЕ — 2,2 л.
B, 3B, 11B, 14B, 15B-F (T) — 3.0; 3,4; 3,7; 4,1 л.
и некоторые другие…
ссылка1 (одним файлом) ссылка 2 ( по частям )
Первая часть