Мак авиация руководство

17 января 2023 года в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялась сессия Совета по авиации и использованию воздушного пространства под председательством уполномоченного представителя Российской Федерации в Совете по авиации и использованию воздушного пространства, заместителя Министра транспорта Российской Федерации Игоря Чалика.

В заседании приняли участие полномочные представители всех государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. 

Совет утвердил новую редакцию Положения о совете по авиации и использованию воздушного пространства, Положения о Межгосударственном авиационном комитете (МАК), а также утвердил пакет документов, регулирующих финансовую деятельность МАК.

Совет назначил Председателем МАК Олега Сторчевого, предложив занимавшей ранее данную должность Татьяне Анодиной звание Почетного Президента Совета с правом совещательного голоса. 

18 января 2023 года Олег Георгиевич Сторчевой приступил к исполнению обязанностей Председателя Межгосударственного авиационного комитета.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Interstate Aviation Committee

Межгосударственный авиационный комитет

IAC headquarters in Moscow
Agency overview
Formed 1991
Preceding agency
  • Gosavianadzor of the USSR
Jurisdiction  CIS countries
Headquarters Moscow, Russia
Agency executive
  • Oleg Storchevoy[1], chairperson
Parent agency Civil Aviation and Airspace Use Council of the Commonwealth of Independent States
Website mak-iac.org/en/

The Interstate Aviation Committee (IAC; Russian: Межгосударственный авиационный комитет, МАК) is an executive body of the Civil Aviation and Airspace Use Council of the Commonwealth of Independent States (CIS) and was formed in 1991[2] according to the Civil Aviation and Airspace Use Multilateral Agreement, signed on 25 December 1991.[3]

History[edit]

In the Soviet Union, the State Supervisory Commission for Flight Safety (Gosavianadzor), under the Council of Ministers,[4] was the predecessor of the IAC.[5] The Gosavianadzor conducted aircraft accident and incident investigations.[4] until the IAC was established[6] in Minsk on 25 December 1991.

The IAC has been accredited by ICAO as an intergovernmental organisation which may be invited to attend suitable ICAO meetings (officially, ICAO does not classify these as observers).[7]

The Aviation Accident Investigation Commission of the IAC cooperates with the Federal Air Transport Agency in investigations of aviation accidents.[8] One publicly known and controversial IAC investigation was the 2010 plane crash that killed Polish president Lech Kaczyński.[9][10]

Governance[edit]

The committee is head-quartered in Yakimanka District, Central Administrative Okrug, Moscow, Russia.[2] Since 1991, Tatiana Anodina has been the chairperson of the committee.[11][12] There was press speculation regarding Anodina’s conflict of interest in certifying aircraft with respect to Transaero’s market position.[13][14]

Participating states[edit]

Current[edit]

As of May 2023, the following countries are named by the IAC[15] as the Treaty participants:

  • Azerbaijan
  • Armenia
  • Belarus
  • Kazakhstan
  • Kyrgyzstan
  • Moldova
    • In 1999 Government of Moldova announced its intention to reduce or end participation in the Civil Aviation and Airspace Use Multilateral Agreement.[16] The IAC’s official web site still names Moldova among participating states
  • Russia (partially, in aviation accidents investigation domain)
  • Tajikistan
  • Turkmenistan
  • Uzbekistan

Former[edit]

  • Georgia[2]
    • Despite the fact that Georgia withdrew from the Commonwealth of Independent States, as of 2011 Georgian authorities may still cooperate with the IAC.[17]
  • Ukraine[18]
    • Ukraine has its own independent civil aviation and accidents investigation agencies. Ukraine’s participation was based on two agreements concluded within the CIS — a presidential decree.[19][20][21]

See also[edit]

  • Aviation accidents and incidents

References[edit]

  1. ^ «Экс-замглавы Росавиации Сторчевой стал руководителем МАК». 1prime.ru (in Russian). 2023-01-17.
  2. ^ a b c «Main.» (Archive) Interstate Aviation Committee. Retrieved on 24 June 2010. Member list: «By present time the participants of the Agreement are republics Azerbaijan, Armenia, Belarus, Georgia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Moldova, Russian Federation, Tadjikistan, Turkmenistan, Uzbekistan and Ukraine.» Address: «119017, Moscow, Russia Bolshaya Ordynka str. 22/2/1» Russian home page (Archive): Address: «119017, Москва, Россия ул.Большая Ордынка, 22/2/1» Member list: «Участниками Соглашения к настоящему времени являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.«
  3. ^ Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства Archived 2013-06-30 at the Wayback Machine (in Russian)
  4. ^ a b Kutskov, Alexey (December 1990). «Investigating Foreign Aircraft Accidents In the U.S.S.R.» (PDF). Flight Safety Digest. Flight Safety Foundation. p. 4. Archived (PDF) from the original on 16 June 2013. Retrieved 2 February 2013. ()
  5. ^ «Russian Duma calls for more state control over aviation safety.» Vremya Novostey, Moscow, in the BBC Archive (BBC Monitoring International Reports). May 13, 2004. «[…]former USSR republics back in December 1991, is considered the successor to the USSR State Commission for Oversight of Aircraft Safety (Gosavianadzor).»
  6. ^ «History». General Department of Civil Aviation at the Government of the Republic of Armenia. Archived from the original on July 21, 2011. Retrieved 2010-04-26.
  7. ^ «Organizations able to be invited to ICAO Meetings». ICAO. Retrieved 2019-03-04.
  8. ^ «Crash: Aeroflot-Nord B735 at Perm on Sep 14th 2008, impacted ground while on approach to Perm».
  9. ^ «Polish representative in IAC sees errors in IAC report». Interfax. January 12, 2011. Retrieved April 15, 2013.
  10. ^ Рубникович, Олег (April 14, 2010). Российские и польские следователи разделили самописцы. Kommersant (in Russian). Retrieved April 15, 2013.]
  11. ^ Kuznetsova, Elizaveta (Елизавета Кузнецова). «»Аэрофлот» не прошел регистрацию на рейс (in Russian)Kommersant. No. 18 (5049). 1 February 2013. Retrieved on 19 April 2013. «Участники отрасли и эксперты полагают, что проблемы возникли из-за нерасторопности комитета, который возглавляет Татьяна Анодина — мать Александра Плешакова, совладельца «Трансаэро», основного конкурента «Аэрофлота».»
  12. ^ Kryukov, Dimitri (Дмитрий Крюков). «Запасной аэродром.» (in Russian). Kommersant. No. 18 (5049). 1 February 2013. Retrieved on 19 April 2013. «Последняя — единственная частная компания в шорт-листе. Свыше 80% ее контролирует семья Плешаковых в лице Ольги, ее мужа Александра и свекрови Татьяны Анодиной — одной из самых влиятельных фигур российской авиации. Анодина является бессменным председателем Межгосударственного авиационного комитета (МАК), ответственного за сертификацию самолетов на территории СНГ.»
  13. ^ ««Аэрофлот» получил разрешение на эксплуатацию Boeing 777″ (in Russian). lenta.ru. 2013-02-05.
  14. ^ «Boeing 777 «Аэрофлота» с отключенным двигателем сел в «Шереметьево»» (in Russian). Ведомости (en:Vedomosti). 2013-02-11.
  15. ^ «Home (English)». Interstate Aviation Committee. Retrieved 2023-05-19. The participants of the Agreement[…]
  16. ^ (in Romanian) «Evaluarea stării actuale şi a perspectivelor colaborării Republicii Moldova în Comunitatea Statelor Independente Archived 2012-04-15 at the Wayback Machine.» Institute of Public Policy, on the Republic of Moldova. Retrieved on 5 November 2011.
  17. ^ Brilyov, Sergei (Сергей Брилев). «МАК предотвращает катастрофы.» (Archive) Vesti. 3 December 2011. Retrieved on 6 April 2013. «- Это последнее поступление? Как я понимаю, это самописцы с самолета Ил-76, который потерпел катастрофу в Пакистане. Самолет был зарегистрирован в Грузии. Ошибки нет. Прозвучало слово «Грузия». Михаил Саакашвили мог выйти из СНГ, но грузинские авиаторы продолжают контактировать с МАК. Он — вне политики.»
  18. ^ «Main.» (Archive) Interstate Aviation Committee. Retrieved on November 19, 2013.
  19. ^ «КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ ПОСТАНОВА від 21 березня 2012 р. № 228 Київ Про утворення Національного бюро з розслідування авіаційних подій та інцидентів з цивільними повітряними суднами.» (Archive) Verkhovna Rada. Retrieved on 6 April 2013.
  20. ^ Про затвердження Правил сертифікації типу авіаційної техніки Archived 2013-06-30 at the Wayback Machine (in Ukrainian)
  21. ^ Ukraine is based on two agreements concluded within the CIS — a presidential decree

External links[edit]

  • Interstate Aviation Committee
  • Interstate Aviation Committee (in Russian)
  • old website (mak.ru/english/english.html) at the Wayback Machine (archive index)
  • old website (mak.ru/) at the Wayback Machine (archive index) (in Russian)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 января 2016;
проверки требуют 2 правки.

Текущая версия

Межгосударственный авиационный комитет
(МАК)
Logo MAK3.jpg
Общая информация
Дата создания 30 декабря 1991 года
Предшествующее ведомство Госавианадзор СССР
Руководство деятельностью осуществляет Flag of the CIS.svg СНГ
Штаб-квартира Москва, ул. Большая Ордынка, 22/2/1
Председатель Татьяна Анодина
Сайт
mak-iac.org

Здание штаб-квартиры в Москве

Межгосуда́рственный авиацио́нный комите́т (МАК) — исполнительный орган 11 государств бывшего СССР (Содружества независимых государств) по делегированным государствами функциям и полномочиям в области гражданской авиации и использования воздушного пространства. Учреждён на основании подписанного 30 декабря 1991 года межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства». Ведёт Авиарегистр МАК (АР МАК). Занимается расследованиями авиационных происшествий.

Штаб-квартира МАК находится в Москве по адресу: ул. Большая Ордынка, дом 22/2/1.

До ноября 2015 года МАК осуществлял сертификацию воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283 функции и полномочия по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов, которые были возложены на Межгосударственный авиационный комитет, перераспределены Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации. [1]

Содержание

  • 1 Государства — члены соглашения о МАК
  • 2 Критика
    • 2.1 Подчинённое отношение к ИКАО
    • 2.2 Расследования авиационных происшествий
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
  • 5 Примечания

Государства — члены соглашения о МАК[править | править вики-текст]

Критика[править | править вики-текст]

Подчинённое отношение к ИКАО[править | править вики-текст]

Особо было подчеркнуто, что МАК неизменно руководствуется Стандартами ИКАО во всех аспектах своей деятельности, в том числе в области независимого расследования авиационных происшествий, сертификации типов воздушных судов и международных (категорированных) аэродромов, реализации программ CNS/ATM, уточнили в комитете.[2]

Расследования авиационных происшествий[править | править вики-текст]

МАК уполномочен проводить расследования авиационных происшествий (включая катастрофы) на территории государств — членов соглашения о МАК. В ряде случаев высказывалось недоверие к результатам расследований. Авиакатастрофы, отчёт о которых критиковался или подвергался сомнению[3]:

  • 6 декабря 1997 года самолёт Ан-124 ВВС РФ, выполнявший рейс Иркутск — Фанранг, упал на жилые дома микрорайона авиастроителей сразу после взлёта. Непосредственной причиной катастрофы стал отказ трёх из четырёх двигателей. МАК назвал причиной катастрофы ошибку пилота и перегруз самолёта. Ранее комитет сертифицировал двигатели этого самолёта, а по мнению ряда экспертов, причиной катастрофы могли стать конструктивные недостатки двигателей[4].
  • 4 октября 2001 года самолёт Ту-154М авиакомпании «Сибирь», согласно заключению МАК был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе проводившихся на Крымском полуострове совместных военных учений с ЧФ РФ. Однако, иск авиакомпании, поданный на основании заключения МАК, был отклонён хозяйственным судом Киева, по причине экспертного опровержения КНИИСЭ.[5] Также, решение суда было оставлено в силе, в ходе апелляции. Руководством авиакомпании «Сибирь» было принято решение не обращаться в Европейский суд по правам человека. Таким образом, финансовые претензии «Сибири» на сумму $15 млн не были удовлетворены.
  • 3 мая 2006 года самолет А320 авиакомпании Armavia, выполнявший рейс Ереван — Сочи, потерпел крушение в Чёрном море. На его борту находились 113 человек: 8 членов экипажа и 105 пассажиров. Все они погибли. МАК назвал действия командира экипажа неадекватными. После данного заключения Управление гражданской авиации Армении и авиакомпания «Армавиа» высказали свои замечания, указав на факт отсутствия в отчёте комитета данных о качестве метеорологического оборудования аэропорта Сочи. Владелец авиакомпании Михаил Багдасаров даже намеревался оспорить выводы МАК в судебном порядке.
  • 9 июля 2006 года в Иркутске при посадке потерпел катастрофу пассажирский самолёт A310 компании S7 Airlines, следовавший рейсом 778 Москва — Иркутск. Погибли 125 человек. МАК провел расследование и пришёл к заключению, что «причиной катастрофы самолета А310 F-OGYP авиакомпании „Сибирь“ явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа. Самолёт на большой скорости выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, столкнулся с бетонным ограждением и строениями, разрушился и сгорел»[6]. Авиакомпания после того, как единственным виновным в катастрофе был признан экипаж, также заявила о необъективности заключения комиссии. Более того, компания поддержала намерение правительства России передать функции по расследованию происшествий от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) независимому органу. В конечном итоге, выводы МАК были подтверждены в ходе проведения дополнительной комплексной лётно-технической судебной экспертизы[7].
  • 10 апреля 2010 года в Смоленске потерпел катастрофу самолёт Ту-154М, следовавший из Варшавы. На борту самолёта находились высокопоставленные лица Республики Польша во главе с Президентом Польши Лехом Качиньским. Все 89 пассажиров и 7 членов экипажа погибли. Впервые в расследовании, проведённом МАК, участвовала большая группа иностранных специалистов — представителей Польши. Тем не менее окончательный отчёт МАК, в котором причинами крушения самолёта были названы неправильные действия экипажа и недостатки в подготовке полёта, был раскритикован польской стороной, которая возложила ответственность наряду с экипажем самолёта также и на группу руководства полётами аэродрома Смоленск-Северный и указала на недостатки в техническом обеспечении аэродрома[8][9].
  • 7 сентября 2011 года произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса номер AKY-9633, перевозившего команду хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль) из Ярославля (Туношна) в Минск. Рейс выполнялся авиакомпанией «Як Сервис» на самолёте Як-42Д, регистрационный номер RA-42434. В катастрофе погибло 44 человека, включая основной состав хоккейной команды «Локомотив». Техническая комиссия МАК назвала причиной крушения ошибки экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъёмом носового колеса при неправильном положении ног на педалях в процессе взлета[10]. Родственники пилотов не согласились с выводами расследования и попытались оспорить их в судебном порядке[11]. Замоскворецкий суд г. Москвы отказался принять иск, пояснив, что МАК действует от имени государств-участников межправительственного соглашения, и его выводы неподсудны, так как он пользуется дипломатической неприкосновенностью. Позднее Мосгорсуд признал данное решение законным.[12] В Верховный Суд РФ адвокатами подано заявление о признании незаконными и недействующими Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 439, Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 N 367 и от 07.04.1995 N 316, Соглашения между Правительством РФ и МАК об условиях его пребывания на территории РФ от 20.10.1995.[13].

Бывший сотрудник Госавианадзора СССР, лётчик-испытатель Владимир Герасимов в своей книге «Тайны авиакатастроф» высказывает следующие претензии к МАКу:

  • недопустимое затягивание сроков расследования по ряду авиакатастроф на срок до нескольких лет, в результате чего в ряде случаев истекает даже срок давности по возбуждённым в отношении этих катастроф уголовным делам;
  • одновременная сертификация гражданских воздушных судов, аэродромов и их оборудования и расследование происшествий с ними одной и той же организацией могут приводить к неэффективности проводимых расследований;
  • бессменный председатель МАК Татьяна Анодина одновременно с этим является президентом некоммерческой общественной организации «Международная Ассоциация авиастроителей» и аффилированным лицом (членом совета директоров и матерью генерального директора) авиакомпании «Трансаэро», что может создавать конфликт интересов с участниками данных организаций;
  • статус дипломатического представительства не позволяет привлекать сотрудников МАК к ответственности за допущенные в ходе расследования нарушения.

См. также[править | править вики-текст]

  • Сертификат типа воздушного судна
  • Сертификат лётной годности
  • Авиационные правила (АП-25)
  • ИКАО
  • ГосНИИ ГА
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Госавианадзор СССР

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Официальный сайт МАК
  • Официальный сайт МАК (old website)

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283
  2. МАК и ICAO подписали широкомасштабное соглашение о сотрудничестве — AEX.RU
  3. Почему поляки не верят «царице российской авиации»?
  4. Катастрофа самолета Ан-124 в Иркутске (1997 г.)
  5. Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем (рус.) // Википедия.
  6. Расследование Межгосударственного авиационного комитета по факту крушения рейса 778 Москва — Иркутск // Mak.ru
  7. Николай Тарасенко, Иркутск. В деле А-310 не осталось подозреваемых. Коммерсантъ № 35 (4335) (2 марта 2010). Проверено 13 августа 2010. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  8. Катынь преткновения
  9. Посадку польского Ту-154 разрешил штаб ВВС России
  10. Заключение технической комиссии МАК
  11. Родственники погибших пилотов Як-42 оспорили в суде выводы МАК//Информационно-аналитический портал «Аzerros» 02.02.2012
  12. Выводы МАК по делу о гибели «Локомотива» пытаются оспорить через КС РФ
  13. Материалы пресс-конференции на тему: «Скандал вокруг крушения Як 42 с ярославскими хоккеистами»
 Просмотр этого шаблона Организации по расследованию авиационных происшествий

Австралия и Океания

 • Австралия ATSB (англ.)  • Новая Зеландия TAIC (англ.)  • Папуа — Новая Гвинея AIC (англ.)

 • Фиджи CAAF (англ.)

Fdr sidefront.png

Азия

 • Армения IAC  • Азербайджан IAC  • Бангладеш CAAB  • Китайская Народная Республика CAAC  • Гонконг CAD  • Индия AAIB  • Индонезия NTSC  • Иран CAO  • Израиль CAA  • Япония JTSB  • Казахстан IAC  • Республика Корея ARAIB  • Ливан LCAA  • Малайзия MOT  • Мальдивы AICC  • Монголия AAIB  • Непал CAAN  • Пакистан PCAA  • Филиппины CAAP  • Россия IAC  • Саудовская Аравия GACA  • Сингапур AAIB  • Шри-Ланка CAA  • Китайская Республика ASC  • Таджикистан IAC  • Таиланд AAIC  • Турция DGAC  • Туркмения IAC  • Объединённые Арабские Эмираты GCAA

 • Узбекистан IAC

Африка

Алжир DACM (англ.)  • Габон BEIAA (англ.)  • Гана GCAA (англ.)  • Египет MCA  • Камерун CCAA (англ.)  • Кения KCAA  • Коморы ANACM (англ.)  • Демократическая Республика Конго BPEA (англ.)  • Кот-д’Ивуар ANAC (англ.)  • Ливия LYCAA (англ.)  • Майотта BEA  • Мали ANAC (англ.)  • Марокко BEA (англ.)  • Намибия DAAI (англ.)  • Нигерия AIB (англ.)  • Реюньон BEA  • Сенегал ANACIM (англ.)  • Судан CAA (англ.)  • Танзания TCAA (англ.)  • Тунис DGAC (англ.)  • Эфиопия ECAA (англ.)

 • Южно-Африканская Республика CAA (англ.)

Европа

 • Армения IAC  • Азербайджан IAC  • Австрия SIA  • Белоруссия IAC  • Бельгия AAIU  • Республика Кипр AAIIB  • Чехия AAII  • Дания AIB  • Финляндия SIA  • Франция BEA  • Германия BFU  • Греция AAIASB  • Венгрия TSB  • Исландия AAIB  • Ирландия AAIU  • Италия ANSV  • Казахстан IAC  • Киргизия IAC  • Латвия TAIIB  • Люксембург AET  • Молдавия IAC  • Нидерланды DSB  • Норвегия AIBN  • Польша SCAAI (civil)  • Польша KBWLLP (state/military)  • Португалия GPIAA  • Россия IAC  • Сербия CAD  • Словакия AMIA  • Испания CIAIAC  • Швеция SHK  • Швейцария STSB  • Турция DGAC  • Украина NBAAI

 • Великобритания AAIB

Северная Америка

 • Ангилья ECCAA  • Антигуа и Барбуда ECCAA  • Барбадос BCAD  • Британские Виргинские острова ECCAA  • Канада TSB  • Коста-Рика DGAC  • Куба IACC  • Доминика ECCAA  • Доминиканская Республика CIAA  • Сальвадор AAC  • Гренада ECCAA  • Гваделупа BEA  • Гватемала DGAC  • Гондурас DGAC  • Ямайка JCAA  • Мартиника BEA  • Мексика DGAC  • Монтсеррат ECCAA  • Никарагуа INAC  • Панама AAC  • Сент-Китс и Невис ECCAA  • Сент-Люсия ECCAA  • Сент-Винсент и Гренадины ECCAA  • Тринидад и Тобаго TTCAA

 • Соединённые Штаты Америки NTSB

Южная Америка

 • Аргентина JIAAC  • Боливия DGAC  • Бразилия CENIPA  • Чили DGAC  • Колумбия UAEAC  • Эквадор DGAC  • Французская Гвиана BEA  • Гайана GCAA  • Парагвай DINAC  • Перу CIAA  • Уругвай OIPAIA

 • Венесуэла DGPIAA

Руководство

БЕСПАЛОВ Владимир Васильевич

Председатель Авиарегистра МАК

ДОНЧЕНКО Александр Викторович

Первый заместитель Председателя Авиарегистра МАК –

Генеральный директор

БОГДАНОВА Нина Александровна

Заместитель Председателя

ИНСТРУМЕНТОВ Сергей Петрович

Заместитель Председателя

КОЗЛОВА Ирина Борисовна

Заместитель Председателя

ЩЕРБАКОВ Геннадий Борисович

Заместитель Председателя

БУРКИН Александр Борисович

Директор по сертификации производства

ВЕЛИКАНОВ Сергей Петрович

Директор по сертификации самолетов

МАЗЕРСКИЙ Александр Эдуардович

Директор по оперативному взаимодействию и

информационному обеспечению

ПУТИЛИН Владимир Алексеевич

Директор по Авиационным правилам 

Подоплека и последствия смещения Татьяны Анодиной с должности председателя Межгосударственного авиационного комитета

В сфере гражданской авиации произошло событие, напоминающее дворцовый переворот. По результатам состоявшегося в Минтрансе заседания с 18 января председателем Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вместо Татьяны Анодиной, руководившей им 30 лет, стал бывший замглавы Росавиации Олег Сторчевой. В МАК оспаривают назначение, заявляя о нарушении процедуры. 

002 (1).jpg

Так как МАК имеет прямое отношение к обеспечению безопасности полетов на постсоветском пространстве, событие широко обсуждается в отрасли. Редакция обобщила доступную информацию и узнала мнения экспертов о подоплеке и последствиях смены власти.

Почему МАК против

Наши собеседники подчеркивают, что МАК – это надгосударственная структура, поэтому для смены председателя, которая ни разу ранее не проводилась, стране-инициатору необходимо соблюсти процедуру. По версии МАК, которую приводит РБК, принятые в помещении Минтранса решения о смене руководителя, а также изменения в документах, регулирующих финансовую деятельность Комитета, не могут считаться правомерными, так как МАК не участвовал в подготовке этого мероприятия. 

Кроме того, как пишет «Коммерсантъ», кадровое решение удивительным образом совпало с госпитализацией Татьяны Анодиной, а по трудовому кодексу увольнять сотрудника в период нетрудоспособности нельзя.

Что такое МАК и чем известна Татьяна Анодина

Чтобы понять причины столь странной ситуации, необходим экскурс в историю. Межгосударственный авиационный комитет создан в 1991 году для расследования авиационных происшествий, а также в целях сертификации воздушных судов. Он учрежден межправительственным соглашением 10 стран – членов СНГ.

Татьяна Анодина, возглавлявшая МАК все это время – авторитетная персона в сфере гражданской авиации. Родилась в семье военного летчика, всю жизнь работала на конструкторских и управленческих должностях. А еще она – фигурант рейтинга самых влиятельных женщин в России. Ей приписывают дружбу со спикером Совфеда Валентиной Матвиенко и другими сильными мира сего. «Без разрешения Татьяны Анодиной в России не полетит ни один самолет», – писали ранее некоторые издания в публикациях по случаю дня рождения, ставили в ранг министра и называли «железной леди» российской авиации.

001 (2).jpg

Кроме того, Татьяна Анодина – мать основного владельца «Трансаэро» Александра Плешакова. До своего краха в 2015 году «Трансаэро» была второй по величине авиакомпанией страны, главным туристическим перевозчиком. Близость к «Трансаэро» создавала почву для обвинений в лоббировании его интересов. По словам одного из наших собеседников, будучи волевым и влиятельным человеком Татьяна Анодина фактически вела независимую от государства политику. Поэтому отношения с Минтрансом и Росавиацией всегда были натянутыми.

В 2015 году, уже после остановки полетов «Трансаэро», конфликт перешел в острую фазу: в Казани разбился 23-летний Boeing 737 а/к «Татарстан». МАК объявил о конструктивных недостатках и приостановил сертификат на этот тип, в то время как Росавиация их не обнаружила. Тогда Минтранс лишил МАК части функций, забрав сертификацию самолетов и перераспределив ее между Росавиацией и другими структурами, но на практике некоторые функции сертификации дублировались в Росавиации и МАК.

Кроме того, в Госдуму тогда внесли законопроект о запрете использования самолетов старше 20 лет. Но он не был принят. Победила точка зрения экспертов авиации, поддержанная МАК: возраст воздушного судна никак не может быть связан с его надежностью.

Почему переворот в МАК случился только сейчас

Смена власти в МАК – логичное продолжение многолетнего конфликта. Может показаться странным, что это произошло только сейчас. Полеты «Трансаэро» прекратились в 2015 году, но Татьяна Анодина все это время оставалась у руля МАК. У одного из наблюдателей есть объяснение: за этот период скандал вокруг многомиллиардных долгов «Трансаэро» сошел на нет, дело фактически развалилось. Временного управляющего, которому вменяли в вину расхищение 1 млрд руб., в 2021 году освободили за истечением срока давности, год спустя завершилось банкротство дочернего предприятия «Трансаэро», задолжавшего кредиторам 8,5 млрд руб., а основатели компании, с которых ВТБ требовал 250 млрд, как писал Forbes еще в 2015 году, уехали на ПМЖ за границу. Тогда же скончался экс-премьер Евгений Примаков, которого считали одним из покровителей авиакомпании.

003.jpg

Что теперь

Эксперты, опрошенные TourDom.ru, считают, что сместив Татьяну Анодину, Минтранс хочет окончательно закрепить за собой контроль над сертификацией воздушных судов и обеспечением безопасности. МАК имеет международные соглашения о взаимном признании сертификатов. «Поэтому сертификаты на самолеты, выданные авиарегистром комитета, могут быть валидированы в ряде стран без сложных дополнительных процедур», – предположил один из наших собеседников.   

Интерес Минтранса к МАК объясняется еще и тем, что за 30 лет структура накопила ценный опыт расследования авиационных происшествий В этой области организация располагает квалифицированным персоналом и лабораторной базой.

Что касается нового руководителя, его характеризуют так: экс-замглавы Росавиации Олег Сторчевой – «человек с полей», бывший летчик, 10 лет отлетал в том числе и в «Трансаэро». Ему должны быть близки насущные проблемы гражданской авиации. Один из экспертов, правда, считает, что фигура нового руководителя МАК теперь уже не так важна. Главное, что ставленник Минтранса «не будет вести свою игру, а станет действовать в корпоративных интересах правительственных структур, которые отвечают за авиацию. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Энтеросгель капсулы инструкция по применению цена
  • Как сделать собаку из лего по инструкции
  • Покупка автомобиля пошаговая инструкция для чайников
  • Руководство оку ппс курской области
  • Норколут инструкция по применению отзывы при гиперплазии эндометрия