М ричмонд дружеский визит к беднякам руководство для работающих в благотворительных организациях

Мэри Эллен Ричмонд Подготовила учитель начальных классов Сюрина Марина Петровна

Мэри Эллен Ричмонд

Подготовила учитель начальных классов

Сюрина Марина Петровна

 Мэри Эллен Ричмонд — одна из основательниц профессиональной социальной работы в XX в. Ее вклад в становление социальной работы связан с обоснованием научных подходов в теории и практике организационной работы, а также с открытием профессиональных школ подготовки будущих специалистов, развитием направления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа» .

Мэри Эллен Ричмонд — одна из основательниц профессиональной социальной работы в XX в. Ее вклад в становление социальной работы связан с обоснованием научных подходов в теории и практике организационной работы, а также с открытием профессиональных школ подготовки будущих специалистов, развитием направления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа» .

Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928) родилась в городе Беллевилл (Belleville) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она рано осиротела.  Став взрослой, долгое время не могла найти себе работу, пользуясь случайными заработками. Однако в 1889 г. М.Ричмонд получила должность помощника казначея Благотворительного общества в городе Балтимор, а главное — возможность общаться с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль в ее профессиональном самосознании .

Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928) родилась в городе Беллевилл (Belleville) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она рано осиротела.

Став взрослой, долгое время не могла найти себе работу, пользуясь случайными заработками. Однако в 1889 г. М.Ричмонд получила должность помощника казначея Благотворительного общества в городе Балтимор, а главное — возможность общаться с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль в ее профессиональном самосознании .

В 1891 году она становится Генеральным секретарем Благотворительного общества и проработала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 году начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время это факультет социальной работы Колумбийского университета).   В 1909 году она назначается директором Благотворительной организации в Нью-Йорке.  С 1918 года у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита , почетным магистром которого она становится в 1921 году.

В 1891 году она становится Генеральным секретарем Благотворительного общества и проработала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 году начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время это факультет социальной работы Колумбийского университета).

В 1909 году она назначается директором Благотворительной организации в Нью-Йорке.

С 1918 года у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита , почетным магистром которого она становится в 1921 году.

В 1899 году М. Ричмонд написала свою первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Деятельность «дружеских визитеров» опиралась на их концепцию о «хороших» — «плохих» бедных.

В 1899 году М. Ричмонд написала свою первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Деятельность «дружеских визитеров» опиралась на их концепцию о «хороших» — «плохих» бедных.

Придерживаясь той точки зрения, что проблемы бедности связаны с индивидуальными особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определенные ресурсы, дружеские визитеры пытались заставить нуждающихся изменить свой образ жизни (найти работу, не употреблять алкоголь и т.д.).  Однако отношения, ценности и установки среднего класса не приносили ожидаемого эффекта, а философия подхода дружеских визитеров, оперирующая к «здравому смыслу», не давала полной картины проблемы человека и его трудной ситуации

Придерживаясь той точки зрения, что проблемы бедности связаны с индивидуальными особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определенные ресурсы, дружеские визитеры пытались заставить нуждающихся изменить свой образ жизни (найти работу, не употреблять алкоголь и т.д.).

Однако отношения, ценности и установки среднего класса не приносили ожидаемого эффекта, а философия подхода дружеских визитеров, оперирующая к «здравому смыслу», не давала полной картины проблемы человека и его трудной ситуации

 В 1917 году она издает новую книгу «Социальные диагнозы». Эта работа стала не только философией индивидуальной работы на многие годы, но и рабочим инструментарием в практике социальных работников.  М. Ричмонд на 500 страницах своей книги «Социальные диагнозы» описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода.

В 1917 году она издает новую книгу «Социальные диагнозы». Эта работа стала не только философией индивидуальной работы на многие годы, но и рабочим инструментарием в практике социальных работников.

М. Ричмонд на 500 страницах своей книги «Социальные диагнозы» описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода.

 Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, М. Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз» , «лечение», «клиент» , но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.  Также Мэри Ричмонд разработала анкету, которая является одним из первых вариантов проведения социологического опроса. Анкета состояла из 27 глав и касалась абсолютно всех сторон жизни клиента.

Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, М. Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз» , «лечение», «клиент» , но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.

Также Мэри Ричмонд разработала анкету, которая является одним из первых вариантов проведения социологического опроса. Анкета состояла из 27 глав и касалась абсолютно всех сторон жизни клиента.

С 1922 года М.Ричмонд публикует книгу «Что такое социальная работа со случаем ?», разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы» , где помимо прежних подходов, «ум на ум» , получают развитие другие, такие как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». В книге довольно подробно на теоретическом и методическом уровне описана модель диагностики и управления трудной жизненной ситуацией.

С 1922 года М.Ричмонд публикует книгу «Что такое социальная работа со случаем ?», разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы» , где помимо прежних подходов, «ум на ум» , получают развитие другие, такие как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». В книге довольно подробно на теоретическом и методическом уровне описана модель диагностики и управления трудной жизненной ситуацией.

Несмотря на ухудшение здоровья в конце 1920 -х годов, Мэри Эллен Ричмонд продолжала работать, вплоть до кончины от рака В Нью-Йорке, 12 сентября 1928 года. Пройдя путь от бедной сироты до патриарха теории и практики социальной работы,добилась нового более взвешенного и гуманного подхода к пониманию социальных проблем семьи и методов их решения.

Несмотря на ухудшение здоровья в конце 1920 -х годов, Мэри Эллен Ричмонд продолжала работать, вплоть до кончины от рака В Нью-Йорке, 12 сентября 1928 года.

  • Пройдя путь от бедной сироты до патриарха теории и практики социальной работы,добилась нового более взвешенного и гуманного подхода к пониманию социальных проблем семьи и методов их решения.

Текущая страница: 6 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

3.2. Типы теорий и модели социальной работы

Первоначальный этап становления теории социальной работы берет свое начало в конце XIX – начале XX в. и связан с разработкой этико-терапевтической модели. Она опиралась на изучение разнообразных форм благотворительности. Книга американской исследовательницы М. Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» стала первым научным трактатом по социальной работе. В ней предпринята попытка анализа особенностей взаимодействия социального работника и клиента. В другой книге – «Социальные диагнозы» М. Ричмонд подробно описала методы работы с клиентами: социальную диагностику, методы вмешательства в проблемную ситуацию, социальную терапию. По ее мнению, технология социальной работы должна включать следующие этапы:

• получение информации о проблеме клиента;

• постановку диагноза (исследование социального отклонения);

• прогнозирование, как анализ перспектив улучшения;

• осуществление терапии или лечения (оказание помощи клиенту).

Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения. Диагноз должен был носить научно обоснованный характер. Цель деятельности социальных работников заключалась в высвобождении ресурсов человека и гармонизации его отношений с социальным окружением. Социальная помощь организовывалась как косвенным «недирективным» методом (воздействие на среду), так и непосредственным «директивным» методом (прямое воздействие на клиента). Директивный метод ориентировал на вовлечение клиента в выработку и принятие решения, например, при помощи советов, обсуждений, уговоров. Центральным лицом оказания помощи выступал социальный работник. Поэтому данный теоретический подход к социальной работе стал называться «работа с клиентом» или «работа со случаем».

В своем труде «Научная школа социальной работы» Мэри Ричмонд предложила обширный набор схем оценки качества социальной работы, диагностики социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику. Просветительская деятельность М. Ричмонд заложила основы теоретического подхода, который вошел в историю под названием «диагностическая школа» или «диагностический подход» в социальной работе.

Важную роль в формировании диагностической школы социальной работы сыграли идеи психоанализа З. Фрейда. По мнению Фрейда и его последователей, «не человек является проблемой, а у него есть проблемы» [1, – с. 28]. Основная задача психоанализа – это направленность на выявление структурных бессознательных элементов психики и прояснение истинных мотивов поведения личности. Особенное внимание уделялось анализу отношений человека со значимыми близкими, начиная с раннего детства. Целями социальной работы становились гармоничное развитие личности, установление добрых отношений со своим социальным окружением. Отклонения в поведении клиента связывались с неадекватной интерпретацией своих чувств, потребностей, побуждений. Вышеприведенная схема корректировалась следующим образом:

1) поиск болезненного очага (мотивы, защитные механизмы, способы поведения);

2) вскрытие очага возбуждения (проблемы), его обсуждение с клиентом;

3) переоценка клиентом значимости событий для формирования новой системы установок;

4) построение более реалистической модели поведения клиента.

Для эффективной социальной деятельности специалисту-консультанту требовались тонкая наблюдательность, невмешательство, проницательность, эмоциональная стабильность, способность к адекватному объяснению (интерпретации) поведения клиента. Его практическими задачами были «снятие болезненных симптомов» и достижение сбалансированного развития личности клиента.

Данное направление вошло в историю социальной работы как психодинамическая модель (З. Фрейд, Э. Берн и др.), в которой были обоснованы принципы индивидуальной социальной работы, диагностические процедуры и необходимость использования терапевтических технологий помощи.

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в «функциональной школе социальной работы». Идеологами данного направления выступали О. Ранк и Дж. Таффт. Основное внимание здесь уделяется результату взаимодействия социального работника и клиента, а не постановке диагноза. Задача социальной работы заключалась в том, чтобы помощь была признана и осознана клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливались особые взаимоотношения: они становились партнерами и несли равную ответственность за изменение ситуации. Функциональная школа социальной работы стала основой для деятельности различных агентств и служб, которые предоставляли клиентам необходимые дополнительные ресурсы для их личностного и социального развития.

В 20 – 30-е гг. XX в. начался новый этап теоретического осмысления социальной работы, который был «клиентоцентрированным» и получил название психосоциального подхода. Его особенностью стало включение в структуру практической работы психосоциальных методов. Помощь клиентам оказывалась на основе учета особенностей личности клиента и его социального окружения. Основная задача состояла в поддержании равновесия между внутренней психической деятельностью человека и отношениями с окружающими, влияющими на его жизнедеятельность. Поскольку люди принадлежат к различным социальным группам, то и их качество жизни различно. Социальному работнику важно выявить влияние всех факторов и постараться компенсировать недостатки в развитии личности, обусловленные принадлежностью к той или иной среде.

В результате в практику были включены новые принципы, ориентирующие социального работника на понимание того, что:

• каждый клиент является личностью, способной к изменениям и развитию под воздействием как внутренних факторов, так и внешних условий жизнедеятельности;

• отношения клиента с социальным работником непостоянны и в процессе работы могут изменяться;

• отношения клиента с его социальным окружением также не постоянны и могут быть подвержены изменениям;

• оказываемая помощь должна учитывать индивидуальность клиента, его социально-экономическое положение в обществе, национальную и социальную принадлежность, специфику отношений с другими людьми;

• в процессе оказания помощи происходит коррекция поведения клиента, изменяется его мировоззрение.

Наиболее полно психосоциальное направление отражено в работах Холлис и Вудс.

В настоящее время психосоциальный подход находит все более широкое применение в различных сферах социальной работы: охрана детства, помощь семье, работа с пожилыми и инвалидами, работа с этническими меньшинствами, в различных областях здравоохранения.

Распространение бихевиоризма привело к появлению бихевиористского или поведенческого подхода в психосоциальной практике. Данная теория основывается на идеях зависимости поведения человека от воздействий окружающей среды Дж. Уолтона, Б. Скиннера, Э. Л. Торндайк и др. Достаточно правильно выстроить систему социальных стимулов и подкреплений, задать «правильные» образцы для подражания, чтобы устранить нежелательные формы поведения у клиентов. Целью социальной работы становится усиление желаемого поведения путем использования различных видов подкрепления и социального обучения, в основе которого лежит процесс подражания. Социальный работник может помочь клиенту решить его проблемы, представив ему образцы социально одобряемого поведения. В настоящее время бихевиористские методы используются в различных тренингах, в программах устранения причин насилия, в брачном консультировании, при решении проблем безработицы и сокращения правонарушений.

Близкой к бихевиоризму считается когнитивная теория в социальной работе. Эта психологическая теория в социальной работе ориентирована на достижение клиентами правильного понимания ситуации. Мышление формирует поведение, поэтому, изменяя когнитивные (мыслительные) процессы, можно изменять дисфункциональные эмоциональные и поведенческие проявления личности (Бек, Элис, Глессер, Скотт). В рамках когнитивной теории успешно применяются такие методы практической работы с клиентами, как объяснение, убеждение, интерпретация и конфронтация. Чаще всего когнитивный подход применяют при решении эмоциональных проблем, особенно связанных с преодолением депрессии, тревожности, гнева. Особенно эффективен данный метод при работе в рамках супервизорства со специалистами, которые подверглись «профессиональной деформации».

Идеи когнитивной психологии нашли свое отражение в «задача-ориентированной» модели социальной работы. Она строится на признании врожденной склонности человека к рациональному мышлению. В ее рамках социальный работник выступает в роли учителя, побуждающего клиента к решению его жизненных проблем через осознание ошибок и разработку шагов к их исправлению. Данный метод был предложен в 1970 г. Рейдом Эпштейном и успешно апробирован в социальных агентствах.

Развитие гуманистических идей в психологии привело к возникновению гуманистической модели социальной работы (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). В рамках модели социальный работник воспринимает клиента как человека, способного самостоятельно решать свои проблемы и брать на себя ответственность за свои действия и поступки. В своей работе социальный работник должен исходить из следующих гуманистических установок:

• каждый клиент уникален и самоценен;

• каждый клиент наделен потенциалом для непрерывного развития;

• терапия должна быть ориентирована на личностный рост клиентов;

• методы воздействия носят недирективный характер.

Основная задача – в рамках данного подхода помочь клиенту научиться принимать себя таким, как он есть в действительности. И это становится залогом позитивных изменений, так как происходит сокращение между «я» реальным и идеальным, воображаемым. Социальные работники «лечат словом», используя метод логотерапии, поэтому важная роль в гуманистической модели социальной работы отводится личности терапевта, ее коммуникативным способностям и техникам общения. Социальный работник должен помочь клиенту найти свой неповторимый жизненный стиль, позволяющий получать удовольствие от жизни.

С позиций современного гуманизма благо человека – это критерий оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством. Гуманистический тип отношений между людьми предполагает бескорыстную их основу. Развитие идей гуманизма в современном обществе привело не только к признанию за каждым человеком права на жизнь в условиях не ниже установленного прожиточного минимума, но и предоставлению каждому нуждающемуся минимальной социально-психологической помощи и поддержки, оказываемой на безвозмездных началах за счет средств общества и государства.

Психолого-ориентированное направление в социальной работе возникло как результат признания обществом права человека на получение не только материальной, но и психологической помощи в трудных жизненных ситуациях [1, – с. 24].

После Второй мировой войны произошла коренная переориентация проблематики социальной работы. Она стала формироваться на базе долгосрочных программ по оказанию помощи различным группам нуждающихся: сиротам, беженцам, эмигрантам, инвалидам.

Получают развитие социально ориентированные модели социальной работы. В соответствии с новыми идеями решение проблем оказания помощи клиенту должно опираться на совершенствование деятельности, всевозможных окружающих человека социальных систем:

• естественных (семья, друзья, коллеги по работе);

• формальных (различные общественные организации, например профсоюзы);

• социэтальных систем (различные государственные структуры коммунальные, социальные службы, милиция и т. д.).

Задачи социальных работников заключаются в оптимизации функционирования различных типов систем через профессиональную работу в них и осуществление посреднической деятельности между клиентом и различными системами, и, наконец, активизацию собственных потенциалов клиента как саморегулирующейся системы. Данный подход ориентирован на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы. В основе данного подхода идеи теории систем Л. Фон Берталанфи.

Экологический подход в социальной работе анализирует «систему во взаимодействии», где под системой понимается сама личность и то окружение, в котором она живет. Социальный работник действует в пограничных зонах и является преимущественно посредником, задачей которого является воздействие как на личность, так и на окружающую ее среду. Экологический подход активно используется в работе с семьями, группами людей, имеющими одинаковые проблемы; в работе с общественностью на конкретной территории; в работе с органами власти на подчиненной им территории в направлении совершенствования социальной политики.

Главной целью социальной работы является усиление адаптивных способностей людей. Социальный работник в решении проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания. В структуре социальной работы экологический подход проявляется наиболее масштабно в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения.

В настоящее время известны следующие концепции экосистемной теории:

• экокритический, экосоциальный, экофеминистический подходы, изложенные к книге «Экосоциальный подход в социальной работе» под редакцией Матиса и др. (2001);

• модель жизненного цикла, представленная Джемейн и Гиттерман «Модель жизненного цикла в практике социальной работы» (1996);

• экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практической социальной работы» (2002) [2, – с. 173].

В середине XX в. в социальной работе начинают разрабатываться теоретические модели социальной работы, ориентированные на комплексный подход к оценке проблем жизни клиента, их типизации и обобщению. Процесс оказания помощи стал рассматриваться более широко, включая и общесоциальную проблематику. Так, модель социальной работы исходит из базовых положений социологического знания о роли социальных институтов и социальных процессов. Для повышения качества и эффективности социального обслуживания необходимо участие социальных работников в деятельности учреждений социальной сферы. К задачам оказания помощи клиентам в нормальной социализации добавились новые функции по социальной защите и поддержке различных слоев населения. Социальная работа становится инструментом обеспечения социальной устойчивости общественного развития за счет возможностей для удовлетворения актуальных социальных потребностей населения. Социальная работа приобретает характерные черты социального института и рассматривается как способ решения социальных проблем, носящих более или менее глобальный характер: безработица, миграция населения, наркомания. Структурная модель социальной работы предполагает участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся.

Социально-педагогическая модель социальной работы восходит к идеям П. Наторпа о возможности интеграции воспитательных сил общества для решения социальных проблем. Свои взгляды о воспитательных возможностях общества он изложил в сочинении «Культура народа и культура личности» (СПб., 1912). Идеи его учения базируются на положении о том, что процесс социализации является в основном институционализированным процессом. Он реализуется через систему определенных социальных институтов (семья, школа), призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями. Такой подход к осмыслению социальной работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, а другой – на уровне формализованных социальных компонентов среды с учетом требований морали и ценностей общественного развития.

Таким образом, социально-педагогическая модель рассматривает социальную работу как сложное явление общественной жизни и включает несколько уровней осмысления:

• социальная работа в контексте культурно-исторического развития общества (макроуровень);

• отдельные виды и направления социальной работы (средний уровень);

• практика социальной работы с клиентами в ситуации повседневности (микроуровень).

На первом уровне происходит осмысление философского знания в качестве методологии профессиональной деятельности в обществе.

На втором уровне рассматривается организационный аспект социальной работы через формы ее реализации (например, городских социальных служб, государственных и муниципальных учреждений и организаций, фондов и т. д.).

На третьем уровне анализируется социальная работа с точки зрения деятельности или эффективности оказания помощи и поддержки нуждающимся [1, – с. 28].

Профессиональная позиция социального работника должна включать в себя как можно больше объясняющих и разрешающих проблему клиента гипотез для перевода абстрактных теорий в практические действия помощи клиентам. Очень часто по аналогии с технической сферой социальную работу определяют как своего рода социальную инженерию, конструирующую «технику» разрешения социальных проблем.

Библиография и рекомендуемая литература

1. Келасьев В. Н., Григорьева И. А. Теория и практика социальной работы: учебник для социологов, социальных работников и социальных антропологов. СПб.: СПбГУ. 2004.

2. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие. М., 2007.

3. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб., 2002.

4. Рузанов В. И., Гончарова А. Н. Актуальные проблемы теории социальной работы: моногр. Красноярск, 2005.

5. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.

6. Фирсов М. В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие. М., 2005.

7. Студенова Е. Г. Теория социальной работы: учеб. пособие. М., 2001.

Вопросы и задания

1. Дайте краткую характеристику различным теоретическим подходам социальной работы.

2. В чем заключаются особенности психолого-ориентированных моделей социальной работы?

3. Раскройте содержание социально ориентированных моделей социальной работы.

Темы для докладов и рефератов

1. Теория социальной работы: единство или многообразие.

2. Теория социальной работы: современное состояние и пути развития новой науки.

3. Зарубежные теории социальной работы.

Основные понятия

Модель, диагностический подход, социальный диагноз, психосоциальные методы, психолого ориентированные теории.

Дополнение. Отечественные исследователи теории и практики социальной работы

Беличева Светлана Афанасьевна – доктор психологических наук, профессор, президент консорциума «Социальное здоровье России», действительный член Международной академии информатизации и Московской психотерапевтической академии, главный редактор журнала «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы». Внесла значительный вклад в разработку научно-методического обеспечения подготовки профессиональных социальных работников и государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолетних.

Бочарова Валентина Георгиевна – доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и социальной работы РАО, президент Ассоциации социальных педагогов и социальных работников. Руководитель проектов по изучению проблем гармонизации отношений личности и общества в современной социально-экономической ситуации. Научные разработки широко используются в практике социальных педагогов, работников социальных служб и общеобразовательных школ.

Григорьев Святослав Иванович – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, академик ПАНИ, АСН, МАИ, АГН, Нью-Йоркской академии. Под его научным руководством были подготовлены одними из первых учебные пособия: «Теория и практика социальной работы» (1994), «Теория и методология социальной работы» (1994), «Социология и социальная работа» (1992) и ряд других.

Гуслякова Людмила Герасимовна – доктор социологических наук, профессор. Автор более 200 научных работ и публикаций по проблемам теории, методологии и социологии социальной работы. Под ее научным руководством изданы учебные пособия и методические сборники для студентов вузов. Признание получили такие работы, как «Теории и модели практики социальной работы» (в соавторстве с С. И. Григорьевым), «Теория и практика социальной работы: избранные труды 1990-х годов», «Теория и практика социальной работы».

Зайнышев Илъверт Галиевич – доктор исторических наук, профессор, член Международной академии информатизации и Академии социального образования. Автор более 100 научных и научно-методических работ. В 1994–1999 гг. особое внимание уделял разработке проблем теории и технологии социальной работы, принимал участие в подготовке проекта Государственного образовательного стандарта по направлению «Социальная работа», учебных планов и учебных программ. Руководитель авторского коллектива по написанию первого в Российской Федерации учебника «Теория и методика социальной работы» (1994), пособия «Технология социальной работы» (1998).

Зимняя Ирина Алексеевна – доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования. В первой половине 1990-х гг. – один из ведущих исследователей в области социальной работы. Автор более 100 печатных работ, 20 работ по проблемам социальной работы. Один из составителей, авторов и редакторов известного издания «Социальная работа» в 10 выпусках (1992–1995). Была в числе первых исследователей проблем подготовки кадров социальных работников.

Келасьев Вячеслав Николаевич – доктор философских наук, профессор, основатель кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Автор более 130 научных публикаций, в том числе учебников «Теория и практика социальной работы» (2004), «Социальное здоровье и социализация человека» (2006), «Самореализация человека: введение в человекознание» (2006), «Человек в поисках себя» (2008). В данных работах рассматриваются самореализация человека в социуме, теоретические проблемы социального здоровья, средовой подход в социальной работе и многие другие проблемы практической социальной работы.

Никитин Владислав Алексеевич – доктор философских наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации и Академии социального образования. Автор более 100 научных работ и публикаций (в том числе более 10 по теории социальной работы и социального образования). Известен по работам в различных областях философии, политологии, социальной педагогики и социальной работы.

Павленок Петр Денисович – доктор философских наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации и Академии социального образования. Автор более 200 научных работ и публикаций. Под его руководством подготовлены базовые учебные пособия и учебники по различным направлениям социальной работы: «Основы социальной работы» (1997), «Теория и методика социальной работы» (1993, вып. 2), «Социальная работа с детьми девиантного поведения» (1997) и др.

Топчий Леонид Васильевич – кандидат философских наук, профессор, генеральный секретарь Межрегиональной общественной организации «Ассоциация работников социальных служб». Автор более 200 научных работ и публикаций, в том числе 120 по проблемам социальной работы (7 книг и более 10 брошюр). Ведущий разработчик федеральной целевой программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» (1996–1997). Входил в авторские коллективы первых учебников и пособий, энциклопедий и справочников по теории и практике социальной работы. Составитель первой учебной программы для вузов «Этика социальной работы» (1994).

Холостова Евдокия Ивановна – доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе. Автор более 150 публикаций, в том числе около 20 монографий, учебных пособий и учебников по проблемам социальной политики, теории, истории и технологии социальной работы, реабилитологии и геронтологии.

Первые
практические шаги в области теоретического
осмысления социальной работы были
предприняты феминистками во многих
странах мира, но наибольших успехов в
области теоретических исследований
добивается Мэри Ричмонд, описавшая
сущность метода индивидуальной работы.

Одной из
первых книг М.Ричмонд была «Дружеский
визит к беднякам: руководство для работы
в благотворительных организациях».Здесь
помощь осмысливается как некая дружеская
акция одного субъекта по отношению к
другому. Однако, эта акция направлена
не только на нуждающегося, но и на
изменение негативного общественного
отношения к людям, испытывающим бедность
и нищету.

Вслед за этой
работой в 1917 году выходит книга «Социальные
диагнозы» в которой были описаны
теоретические и методологические основы
социальной работы. Здесь впервые
описывается процесс взаимодействия
социального работника и клиента. Процесс
предстает как определенная
последовательность, процедура,
деятельность, подчиненная определенной
логике, выражающейся в системном подходе
к клиенту. Впоследствии процедура
оформляется в метод индивидуальной
работы, ставший основополагающим в
технологиях социальной работы.

М.Ричмонд
охарактеризовала процесс взаимодействия
социального работника и клиента «как
использование здравого смысла в
бессмысленной ситуации».

Процесс
помощи состоял из следующих основных
этапов:

получение
информации;

диагноз
(исследование состояния социального
отклонения);

прогноз
(предположение перспективы улучшения);

лечение
(оказание помощи клиенту).

В дальнейшем
в 1920 году М.Ричмонд привносит в социальную
практику элементы психоанализа и
формирует новые принципы работы, которыми
становятся метод косвенного и
непосредственного лечения.

Косвенный
метод лечения состоял в том, что процесс
помощи сосредоточивался на окружении
клиента, на изменение среды его обитания.

В непосредственном
методе работа с клиентом велась один
на один. Основными формами такой работы
выступали: советы, уговоры, рациональные
дискуссии. Их цель состояла в том, чтобы
вовлечь клиента в совместную деятельность
по выработке необходимого решения.

Определялись
принципы взаимодействия социального
работника и клиента, которые М.Ричмонд
называла принципами ментальной гигиены.

Эти принципы
включали следующие положения:

симпатизировать
клиенту;

отдавать ему
предпочтение;

поощрять
его;

строить с
ним совместные ясные планы действий.

С теоретической
деятельности М.Ричмонд начинается школа
социальной работы, которая получила
название как диагностическая школа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Возникновение   социальной работы   как профессиональной деятельности относится к концу 19 в. и непосредственно связано с воплощением идей Мэри Элен Ричмонд (США).
В 1898 г. по инициативе М.Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). В 1899 г. ею подготовлена книга «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», в которой были заложены научно обоснованные методы социальной работы. В своей следующей книге «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г., Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, который впоследствии получил название индивидуальный метод социальной работы. Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников. Книги Ричмонд становятся важнейшими пособиями для учеб-ных заведений США и Европы.
В основу социальной работы была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом: сбор фактов — социальный диа-гноз — социальная терапия.
Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых является изменения как самого индивида,  и его социальной среды.
Социальные   мероприятия Ричмонд подразделяет на две взаимодополняющие друг друга категории:
— косвенный метод лечения (воздействие на окружение клиента);
— непосредственный метод (воздействие на индивида).
Идеи Ричмонд внесли не только вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.
Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время наступает необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.
В качестве теоретической основы взаимодействия социального работника и клиента была взята медицинская модель, однако идеи Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом. Основное внимание сосредоточивалось    на    внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план. При этом основной акцент делался на диагнозе.
Отношения между клиентом и социальным работником превращаются в довольно авторитарные, а задачей последнего становится лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в его адаптации к окружающей среде.
В другом учебном заведении по подготовке   социальных   работников — в Пенсильванской школе социальных работников в  1930-х гг. получило    развитие    направление, связанное с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как лечебному процессу, а скорее как услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Данное направление получило название функциональной школы.
Функциональная школа взяла за основу представления Ранка о желании перемен у клиента, его способности   к   восприятию   помощи,   а также о начальных процессах и разделений в ходе лечения. Представители данного течения в отличие от диагностической   школы  основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а  началу процесса изменений. Основной акцент делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие самоопределения — права клиента решать за себя. Таким образом происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, представительницей которых являлась Ричмонд.
Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиен щегося;
— привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества.
Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.том.
Важное значение для формирования современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получив свое название от города, где она эффективно была применена и в последующем получившей распространение в середине 19 в. практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения:
— самостоятельность каждого попечительства    при    рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
— индивидуализация помощи при детальном   обследовании   каждого нуждающегося.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хлорелла сухая для растений инструкция по применению
  • Смекта инструкция по применению детям при диарее
  • Руководство по эксплуатации умные часы
  • Дибаза вит д инструкция по применению
  • Ибупрофен велфарм инструкция к применению 400мг