Лидерство ответственность руководства

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Стили лидерства и руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Авторитарный стиль управления.Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический стиль управления.Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управленияхарактеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидераотличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства

Высокие навыки руководства

  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

Автор: Владимир Гаджиевич Алиев

Источник: http://www.elitarium.ru/2006/12/18/liderstvo_i_rukovodstvo.html

По данным Kelly Services, управлять людьми нравится 51% российских работников — они мечтают построить карьеру руководителя. Разбираемся, что значит быть эффективным лидером и какие качества ему нужны

Что такое лидерство

Лидерство — это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.

«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — Рональд Рейган.

Настоящие лидеры в истории — это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди — визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска. Но чтобы стать лидером, необязательно запускать ракеты в космос, можно быть лидером и в небольшой зоне ответственности: рабочей команде, сообществе соседей или объединении по интересам.

Разница между лидером и управленцем

Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.

В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.

Менеджер:

  • следит, чтобы подчиненные работали;
  • фокусируется на рациональности и контроле;
  • стремится сохранять корпоративные структуры и работать в их рамках;
  • является обычным звеном в управленческой иерархии;
  • заботится о благополучии сотрудников.

Лидер:

  • вдохновляет последователей;
  • привык рисковать ради внедрения инноваций;
  • не заботится о сохранении существующих структур, если этого требует цель;
  • может проявлять независимость;
  • ставит ценность результата выше личных проблем команды и своих собственных.

Фото:Unsplash

Как появилось лидерство

Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.

Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.

На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.

Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.

Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
 

Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
 

Какие качества присущи лидерам

Если обобщить выводы работ Тимоти Джаджа и соавторов 2002 года, Брайана Хоффмана и соавторов 2011 года, Дэвида МакКлеланда и Ричарда Бояциса 1982 года и Бернарда Басса 1990 года, получится список качеств и навыков, свойственных эффективным лидерам.

  • Экстраверсия — общительность и активность, такие люди испытывают положительные эмоции от работы и общения с другими.
  • Сознательность — надежность, добросовестность и серьезное отношение к обязательствам.
  • Открытость творчеству и нестандартным, инновационным подходам.
  • Порядочность желание оставаться честным, нетерпение лжи, приверженность сильным моральным и этическим ценностям.
  • Харизматичность — способность формулировать убедительное видение будущего и формировать у окружающих образ сильного высокоэффективного человека.
  • Развитый интеллект в широком смысле: эмпатичность, критическое мышление, умение выстраивать логику, понимать, обучаться, рассуждать и планировать.
  • Креативность — навык творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся компетенций и устоявшихся взглядов.
  • Замотивированность — стойкое желание добиваться результатов.
  • Потребность во власти — получение удовольствия от управления людьми и процессами.
  • Коммуникабельность — навыки эффективного письменного и устного межличностного общения.
  • Кризис-менеджмент — умение решать непредвиденные проблемы.
  • Навык принятия решений — способность принимать ответственность и выбирать наиболее оптимальные пути развития.
  • Техническая осведомленность — знание методов, процессов и оборудования.
  • Управленческие навыки, включающие координацию работы, организацию и контроль выполнения задач.

Типы и стили лидерства

Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.

Поведенческое лидерство

Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.

  1. Авторитарное руководство. Лидер единолично принимает решения и жестко контролирует выполнение задач, не заботясь о состоянии команды. Такой стиль помогает сделать много работы в сжатые сроки, но негативно сказывается на мотивации, дружелюбии, ментальном благополучии и инициативности в группе.
  2. Демократическое руководство. Команда разрабатывает решения совместно с управленцем, ответственность и власть распределяются между всеми. Задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном лидерстве, но группа проявляет большую оригинальность и креативность, а взаимоотношения становятся теплее.
  3. Либеральное руководство. Лидер практически не участвует в работе команды — она сама принимает решения и организует процессы. Скорость и качество выполнения задач значительно снижаются, сравнительно с демократическим и авторитарным стилями.

Ситуационное лидерство

Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.

  1. Указывающий стиль. Лидер не консультируется с командой и все решает самостоятельно. Он действует как диктатор, сохраняющий всю полноту власти в своих руках.
  2. Наставнический стиль. Руководитель в значительной степени сам определяет задачи и функции, но не приказывает, а убеждает и мотивирует. Он продает свои идеи команде и больше похож на спортивного тренера.
  3. Поддерживающий стиль. Лидер подключается к генерации идей и решений, но предоставляет группе ощутимую независимость. Он выступает как равный другим член команды.
  4. Делегирующий стиль. Руководитель формирует видение будущего, а конкретные решения и реализацию выбранного пути оставляет за командой. Его роль — стратегическая.

Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников

Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников

Эмоциональное лидерство

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.

  1. Визионер. Подходит, когда компании нужны новые направления роста и видение будущего. Такой лидер определяет цели и предоставляет команде возможность самой найти лучший путь к ним. Основная эмоция, которую он вызывает, — вдохновение.
  2. Коуч. Полезен для подтягивания отстающих сотрудников. Он помогает советом и поддерживает, увязывает личные цели подчиненных с бизнесом. Последние ощущают заботу о себе и рост мотивации.
  3. Аффилативный лидер. Незаменим, если команде не хватает гармонии: часто возникают конфликты и люди не доверяют друг другу. Он решает спорные ситуации, сглаживает углы и укрепляет группу. Это заряжает сотрудников оптимизмом и дарит им чувство сплоченности.
  4. Демократ. Нужен командам, в которых много высококвалифицированных специалистов. Он прислушивается к ним и принимает совместные решения, основанные на плюрализме мнений. Сотрудники ощущают свою значимость и профессионализм.
  5. Ведущий. Пригодится, когда нужны быстрые результаты. Лидер задает высокую планку эффективности и сам активно вовлекается в процессы. При этом стиль может негативно влиять на сотрудников, вызывая у них выгорание и истощение.
  6. Командующий. Необходим во времена кризисов и сложных ситуаций. Он может принимать непопулярные решения ради спасения бизнеса и давать безапелляционные приказы. Подчиненные при этом испытывают подавленность.

Как стать лидером

Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.

Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.

Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.

Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.

Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.

Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.

  • Кто такой лидер
  • Лидером рождаются или становятся
  • Стили лидерства
  • Лидерские качества
    • Ответственность
    • Коммуникабельность
    • Экспертность
    • Развитые организаторские способности
    • Гибкость
  • Как стать лидером

 кто такой лидер

Умение вести за собой людей и вдохновлять их на подвиги высоко ценится в обществе. Источник: piqsels.com

Кто такой лидер

Лидер — представитель группы людей, которого остальные члены наделяют правом принимать решения и действовать от лица коллектива. Он пользуется авторитетом окружающих и способен вести за собой людей в прямом и переносном смысле.

Лидер способен оказывать влияние на людей и вдохновлять их своими идеями — именно это помогает ему получить власть. Однако не стоит смешивать понятия «лидер» и «руководитель». 

Руководитель формально занимает роль лидера, но фактически может им не являться. Так часто бывает, например, когда в сложившийся коллектив приходит начальник со стороны. Подчиненные не хотят признавать его авторитет и следовать указаниям, возникают конфликты.

Чтобы вы лучше понимали разницу между лидером и управленцем, предлагаем изучить их основные характеристики в таблице.

Управленец

Лидер

контролирует работу подчиненных

вдохновляет и мотивирует последователей

действует рационально и последовательно, придерживается инструкции

способен рисковать и ломать устоявшиеся шаблоны

работает в рамках корпоративных структур и стремится сохранять их

готов разрушить существующие структуры, если этого требует цель

является звеном управленческой сети

действует независимо

Открыть свой бизнес — отличный способ реализовать лидерские амбиции. Придумайте идею, а воплотить ее поможет Совкомбанк.

Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 30 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж на специальном калькуляторе!

Рассчитать кредит

Лидером рождаются или становятся

Этот вопрос волновал философов на протяжении тысячелетий. Можно ли стать путеводной звездой для других людей, воспитав в себе лидера, или это дар, доступный лишь единицам? 

До XX века господствовала идея врожденного лидерства, согласно которой роль человека предопределена изначально. Если природа наделила его необходимыми качествами, он непременно станет лидером. Если нет, то, как говорится, выше головы не прыгнешь.

Эту доктрину, в частности, развивали философ Томас Карлайл в своем труде «О героях, поклонении героям и героике в истории» и исследователь Фрэнсис Гальтон в труде «Наследственный гений».

В дальнейшем идею подвергли критике и трансформировали. Сегодня ученые сходятся во мнении, что лидерство — это набор личностных качеств, которые человек способен развить в течение жизни. Врожденной является лишь предрасположенность к ним. 

Вот что по этому поводу говорит бизнес-психолог, врач психиатр и психотерапевт Дмитрий Ломоть:

«Мы привыкли называть лидерами предпринимателей, руководителей. На самом деле, каждый человек — лидер своей жизни. Разница только в том, что лидерские навыки у всех по-разному развиты.

Базовый набор лидерских качеств формируется у ребенка к подростковому возрасту. Это тот момент, когда человек понимает, что может сам распоряжаться собой, что-то придумывать, выстраивать договоренности с окружающими, достигать своих целей.

Дальше все зависит от того, занимается ли он развитием своих лидерских качеств. Их можно развить в любом возрасте. Способ простой — расширять привычную степень ответственности. Чем больше ответственности человек берет на себя, тем сильнее проявляется как лидер».

Чтобы было понятнее, приведем пример. Одна из важных лидерских черт — коммуникабельность. Лидер должен уметь находить подход к любому человеку, иначе ему сложно будет завоевать авторитет.

Алексей — экстраверт и легко сходится с людьми. Он может часами говорить без умолку, пока другие слушают раскрыв рты.

Марат — интроверт и не может похвастать такими успехами в общении. Он сдержан и немногословен, предпочитает разговорам активную деятельность.

Но это не значит, что путь в лидеры для Марата закрыт. Да, ему придется приложить больше сил для развития коммуникабельности, чем Алексею. И стиль лидерства у него будет иной.

Стили лидерства

Самую популярную классификацию предложил немецкий психолог Курт Левин. Он выделил три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

  • Авторитарный

Лидер самостоятельно принимает решения, не учитывая мнения команды. От подчиненных он требует жесткой дисциплины и беспрекословного подчинения. Его авторитет часто держится на страхе.

  • Демократический

Лидер активно вовлекает членов команды в принятие решений, прислушивается к их мнению, старается общаться на равных. При этом ответственность тоже делится на всех. 

  • Либеральный

Руководитель предоставляет подчиненным полную свободу действий. Никаких жестких правил и тотального контроля. Такой стиль еще называют попустительским.

Выбранный стиль зависит не только от качеств самого лидера, но и от особенностей команды. Авторитарный уместен при работе с плохо мотивированными сотрудниками, имеющими низкую квалификацию.

Демократический подходит работникам умственного труда, где комфортная обстановка и благоприятные условия для развития играют важную роль.

Либеральный уместен, лишь когда в команде трудятся высококлассные специалисты, мотивированные на результат.

Как эффективно управлять командой

Лидерские качества

Настоящий лидер должен уметь эффективно взаимодействовать с людьми, хорошо владеть собой и разбираться в рабочих процессах. В этом ему помогают следующие качества:

  • ответственность,
  • коммуникабельность,
  • экспертность,
  • развитые организаторские способности,
  • гибкость,
  • креативность,
  • целеустремленность,
  • инициативность,
  • харизматичность,
  • высокий интеллект,
  • смелость,
  • трудолюбие.

Первые пять мы рассмотрим подробно.

Ответственность

Руководящая роль всегда связана с повышенной ответственностью. Лидер отвечает не только за себя, но и за всю команду. В случае неудачи винить в первую очередь будут его.

Только сильная и зрелая личность способна сохранять стойкость под гнетом высокой ответственности. С одной стороны, человек должен избавиться от излишнего невротизма, чтобы уверенно вести команду за собой.

А с другой — не быть слишком самонадеянным и беспечным, полагаясь в работе на авось. Умение балансировать между двумя этими крайностями — искусство, которое приходит с опытом.

Коммуникабельность

Лидер должен уметь эффективно взаимодействовать с людьми: доносить свои мысли, убеждать, адекватно оценивать обратную связь. Без развитых коммуникативных навыков это невозможно.

Также важно обладать хорошей эмпатией, уметь предвосхищать реакции людей и помогать им достичь нужного эмоционального состояния.

лидерские качества

Лидер должен уметь найти подход к любому человеку. Источник: piqsels.com

Экспертность

Занять лидерскую позицию проще тому, кто обладает знаниями и навыками, необходимыми для достижения общей цели. Поэтому во многих компаниях принято назначать на руководящие должности рядовых сотрудников, хорошо проявивших себя в работе, а не привлекать обученных управленцев со стороны.

Представьте, что оказались на необитаемом острове. Кого вы охотнее признаете лидером — человека, обладающего навыками выживания, или менеджера с многолетним опытом управления?

Развитые организаторские способности

Умение организовать работу команды так, чтобы она действовала как единый слаженный организм, — настоящее искусство. Лидер должен помочь каждому винтику в системе занять свое место.

Для этого нужно хорошо разбираться в людях — видеть их слабые и сильные стороны, скрытый потенциал, совместимость друг с другом. А также обладать хорошей самодисциплиной и уметь дисциплинировать других.

Гибкость

Мир стремительно меняется. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо быть гибким, быстро реагировать на изменения и подхватывать тренды.

Настоящий лидер способен без сожаления отказаться от устаревших технологий. Он активно внедряет в работу передовые разработки, не боится пробовать новое и рисковать.

Как стать лидером

Все перечисленные выше качества можно развить в течение жизни. Придется упорно трудиться и потратить немало времени, но это того стоит. Несколько простых советов помогут вам сделать первые шаги на пути к лидерству.

  • Учитесь принимать решения самостоятельно

Перестаньте перекладывать ответственность за свой выбор на других людей. Это касается не только судьбоносных решений, но и мелких бытовых.

Не можете определиться с цветом обоев в спальне? Прислушайтесь к своим ощущениям, а не устраивайте соцопрос среди знакомых. Ломаете голову, куда поехать в отпуск? Самостоятельно изучите возможные варианты и примите решение.

Постепенно усложняйте уровень ответственности. С каждым разом будет проще полагаться на собственное мнение, вырастет ваш авторитет в собственных глазах, а затем и в глазах окружающих.

  • Постоянно развивайтесь в выбранной области

Если человек разбирается в важных вопросах лучше других, ему охотно доверяют лидерскую роль. Поэтому нужно постоянно учиться и никогда не останавливаться в развитии.

Определите для себя приоритетную область, в которой хотели бы заработать авторитет. Она может быть связана с работой, хобби, общественно полезной деятельностью. Составьте план развития и начните обогащать свои знания и оттачивать навыки.

Сегодня в интернете представлено множество курсов самой разной направленности. Не выходя из дома можно освоить новую профессию, повысить квалификацию, прокачать гибкие навыки (soft skills). 

Если не хватает средств на обучение, выручит Халва. Среди партнеров карты известные онлайн-университеты, которые предоставляют рассрочку на свои программы. Начните учиться сейчас, а оплату вносите равными частями в течение нескольких месяцев!

Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 15%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку до 24 месяцев. Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!

  • Будьте открыты новому

Чрезмерный консерватизм способен перечеркнуть все старания на пути к лидерству. Учитесь выходить за устоявшиеся рамки, используйте в работе передовые методы, предлагайте свежие идеи. Только так можно быть на одной волне с этим постоянно меняющимся миром.

  • Проявляйте инициативу

Не бойтесь браться за сложные задачи, от которых отказываются другие. Страх неудачи не должен стать помехой на пути к великой цели. Будьте активны, не прячьтесь за спинами соратников, смело заявляйте о себе. Люди бессознательно тянутся к смелым и независимым личностям.

 новая идея

Открытость новому и инициативность — важные качества современного лидера. Источник: piqsels.com

Шанс стать лидером есть у каждого. Почему же людей, способных вести за собой других, единицы? Это сложная роль, которая приносит человеку не только власть и авторитет, но и груз ответственности.

Если уверены, что лидерство вам по силам, и готовы упорно трудиться для достижения цели, у вас все получится!

За качество в целом на фирме отвечает
ген. директор, а не гл. контролер и не
заместитель по произ-ву. Стандарты ИСО
9000 требуют, чтобы на фирме был заместитель
директора по качеству. Ситуация аналогична
охране труда. Зам по качеству отвечает
за разработку, внедрение и надлежащее
функционирование системы качества. А
каждый сотрудник отвечает за качество
труда в меру своей ответственности и
технологического процесса. Многие
инициативы хорошо прорастают снизу(
технические новшества). Но вопросы
культуры всегда насаждаются сверху и
роль руководства в этом – исключительная.
Ответственность руководства: — руководство
организует до сведений персонала
важность выполнения требований закона,
стандартов и потребителей; — руководитель
должен утвердить политику в области
качества и целей; — он анализирует
результативность системы качества
постоянно; — выделение ресурсов.

3.Вовлечение персонала в дело повышения качества.

а) информировать и обучитьб) мотивацияв)
установить цели в области качества-цели
должны быть поняты и приняты-цели должны
быть увязаны на трех уровнях(
организация-подразеление-исполнитель)-цели
должны ориентировать на результат, а
не на отчет-цели должны быть измеримы-цели
должны быть безусловно достижимы.г)
нужно исключить страх как средство
управления-испуганный человек не
инициативен-страх искажает информацию,
идущую снизу вверх.

С точки зрения управляемости процессы
делятся на оперативные и специальные(
результат которых можно оценить только
на более поздних этапах жизненного
цикла). Для специальных процессов
управление неизбежно идет через
валидацию. Верификация – проверка
соответствия в определенных условиях
применения и разрешения для применения
в этих условиях. Разбиение процесса
происходит до операции. Для повышения
управляемости процесс разбивают на
подпроцессы до уровня операции, то есть
такой части, при которой исполнитель,
оборудование постоянны. Операция сильна
тем, что основные элементы не меняются.
В системе качества выделяют от 10 до 40
процессов. Возникает проблема увязки
подпроцессов.

Наличие представителя заказчика у
поставщика не снимает с него ответственность
за качество. Обратная связь может быть
выборочной, а не сплошной. Она
организовывается принудительно самой
организацией. Нужно различать выходные
параметры процесса( характеристики
продукта) и параметры регулирования(
те режимы, с помощью которых обеспечиваются
выходные характеристики).

5) Системный подход. (см. курс
ИСУ)

Переходная зона – та часть внешней
среды, на которую можно повлиять.Не
столько изучаем элементы системы,
сколько связи между ними. Взаимодействие
элементов обуславливает синергию. Если
ее нет, то это куча элементов, а не
система. Система проявляет себя в 3-х
свойствах: Постоянство Повсеместность.
В этих двух свойствах система имеет
место там и тогда, где и когда она
определена.Система должна быть
документирована. Система либо есть,
либо ее нет. Документирование – все
действия в организации должны быть
оформлены как стандарт СТП, и должно
предусматривать вариативность выполнения
действий без потери качества. Естественная
воспроизводимость результата. Если
есть система, то по крайней мере
функционирования одного цикла она
должна выдавать результат.

6) Принцип постоянных улучшений. а)
Если результативность устраивает, то
улучшать эффективность.б) Есть процесс,
который от вас не зависит, то зачем в
системе качества выделять его в отдельный
процесс. Конкуренция к меняющимся
требованиям заказчика и рынка заставляют
все время что-то улучшать. Способы
улучшения:-коррекция-предупреждение
Корректирующие действия могут оказаться
экономически более целесообразны.
Постепенные изменения (кайдзен) –
безрисковые и в азиатском(?) исполнении
– бесплатные, однако они очень медленные
и скачкообразные изменения могут
опередить. Скачкообразные изменения
(«кайрио») – затратное, высокорисковое.

PDCA (plan, do,
check, action) –
циклы Деминга – Шухорда (планируй,
исполняй, проверяй, исправляй)

PDCA- цикл реализуется как
система управления с обратной связью,
нацеленная на наилучший результат. И
там, где это возможно, она должна заменить
выбраковочный контроль, как средство
повышения качества, в связи с тем, что
контроль – запоздала и дорогая мера.

Контур обратной связи

Сам исполнитель снимает параметр А в
процессе выполнения операции i

Сравнивается Аi с
номинальным Ан , т.е. Аi
– Ан , где Ан считается
наилучшим, если разница больше, чем
некий порог чувствительности, то в блоке
«коррекция» вырабатывается сигнал,
который поправляет операцию без остановки
процесса.+ PDCA нацелен на наилучший
результат. Процесс требует постоянного
мониторинга, что позволяет обеспечить
ноль дефектов (пример с коридором и
крашеными стенами)

7) Управление на основе фактов.
Это не означает отказ от воли и интуиции,
однако, если говорить об обоснованном
управлении решениями , то необходимы
сведения о событиях и фактах. События
и факты требуют постановки управленческого
учета, где 80% нефинансовых и 20% финансовых
показателей. Проблемы постановки УУ:
надо решить, какие данные собирать (надо
идти от малого к большому, от простого
к сложному) выбрать критические места
и с них внедрять УУ. кто это будет делать?
Тот, кто является исполнителем процесса.
На чем? Новым регистрационным документом
является контрольный листок. Форма
хранения информации (создания базы
данных – упорядоченность, возможность
выборки проблемы: база данных формируется
мгновенно, но мы не знаем математику, а
математики не понимают наших технических
задач) Для кого это делается? Для
менеджмента организации

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Смысл и характерные черты лидерства
2. Принципы и задачи руководства
3. Схожесть и принципиальные различия руководства и лидерства

Смысл и характерные черты лидерства

Лидерство, как понятие, достаточно многогранно. В расхожем смысле, это положение индивида в общественной группе, дающее ему возможность влиять на остальных членов группы, направляя их деятельность для достижения определённых целей. В сфере менеджмента предприятия под лидерством понимается способность руководителя организовать коллектив и вести его к выполнению поставленных задач силой своего авторитета.

Определение 1

Лидер – это личность, способная организовать своих последователей и побудить их к действиям, направленным на достижение поставленных целей.

Лидерство двойственно по своей природе. Оно разделяется на две сферы:

  • Деловую или формальную, подразумевающую должностной статус;
  • Сферу межличностных отношений или неформальное лидерство.

Обе сферы неразрывны как социально-экономические и организационно-технические аспекты менеджмента.
Деловое лидерство является руководящим, а неформальное возникает в процессе личных и ситуативных отношений.

Принципы и задачи руководства

Руководство – процесс организации и управления коллективом людей или предприятием, направленный на достижение поставленных задач. Включает оно в себя и контроль за ходом работы коллектива или компании. В сфере менеджмента руководство представляется механизмом, направляющим усилия одной или нескольких личностей на достижение цели посредством воздействия на их потребности.

Определение 2

Руководитель – официальное лицо, наделённое полномочиями единоличного принятия управленческих решений, в рамках должностного статуса.

Деловой лидер назначается вышестоящим руководством и воплощает собой менеджмент компании. К главным чертам формального лидера относятся:

  1. Ответственность за вверенный объект или программу;
  2. Наличие подчинённых;
  3. Обладание правом принятия управленческих решений;
  4. Ответственность за результаты принятых решений.

Обязанности руководства являются функциями менеджмента, главные из которых: планирование деятельности, организация и контроль за ходом процесса и мотивация подчинённых. Таким образом, принципы и смысл руководства сводятся к формированию задач и их эффективному решению.

Схожесть и принципиальные различия руководства и лидерства

В сегодняшнем мире, лидерство – основа руководства любой компании. Без него не возможен менеджмент ни одного предприятия.

Хотя лидерству и принадлежит основополагающая роль в менеджменте, следует отметить, что не все достаточно сильные лидеры являются высокоэффективными руководителями. Рассмотрим главные различия официального руководителя и неформального лидера. Лидер:

  1. Управляет личностными и ситуативными отношениями;
  2. Избирается стихийно;
  3. Не имеет официальных полномочий;
  4. Имеет нестабильное положение, зависящее от настроений в группе.

В тоже время, менеджер-руководитель:

  1. Управляет официальными отношениями;
  2. Назначается вышестоящим руководством;
  3. Имеет право и санкции на принятие управленческих решений;
  4. Положение зависит от распоряжений вышестоящих органов.

Замечание 1

Лидер управляет личностными отношениями, не имея официальных полномочий. В отличие от него, руководитель-менеджер обладает юридическими правами регламентированной власти.

Положение официального менеджера более стабильное, а его действия регулируются правилами.
Ещё одно существенное отличие в том, что неформальное лидерство присуще небольшим группам, а деловой менеджмент – элемент системы общественных отношений.

Можно сформулировать 4 основных постулата отличия лидерства от руководства:

  1. Руководство осуществляется в организованных общественных структурах, а лидерство зачастую стихийно;
  2. Выбор лидера и руководителя происходит разными способами;
  3. Лидер, в отличии от менеджера, имеет последователей;
  4. Руководство и лидерство различны по сути.

Это означает, что лидеры могут существовать в стихийных группах, а руководители управляют чётко организованными структурами, многие из которых функционируют на протяжении довольно долгого времени. Примерами таких структур являются промышленные предприятия, финансовые организации, учебные и дошкольные учреждения и пр.

Принципиально различаются они и по принципу назначения. Лидер выдвигается коллективом, а руководитель назначается вышестоящими органами. Таким образом, первый получает общественное признание, а второму коллектив вынужден подчинится. 

Таким образом, руководитель становится представителем управленческой организации с делегированными полномочиями. Лидер же становится стихийно выбранным представителем группы.

Замечание 2

Одно из принципиальных различий менеджмента и лидерства – наличие последователей. Руководитель назначается приказом «сверху» и коллектив, ставший группой подчинённых, вынужден следовать его решениям. За лидером стоят добровольные последователи, которые могут изменить своё мнение вплоть до смены лидера.

Следует также понимать, что лидерство несколько шире, чем формализм менеджмента. Оно основано на движущей идее и личных качествах неформального лидера Его свобода действий и решений не ограничивается официальными рамками. В тоже время, руководство – это строго регламентированные управленческие функции, возложенные на человека в приказном порядке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чайник борк к 516 инструкция по применению
  • Как пользоваться яндекс навигатором на андроид инструкция по применению
  • Ауди а3 инструкция по эксплуатации 2015
  • Стиральная машина indesit wg622tp инструкция по применению
  • Инструкция по эксплуатации браслета здоровья на русском языке