Личности в организации руководство

Личность руководителя, руководитель и коллектив

Эффективность
протекания управленческого про­цесса,
настроение людей в организации, отношения
между сотрудниками зависят от множества
факторов: непосредственных условий
работы, профессиональных качеств
кадровых работников, уровня управленческого
состава и др. И одну из первых ролей в
ряду этих факторов играет личность
руководителя.

Руководитель
это
лицо, наделенное правом при­нятия
решений и выступающее единоначальником
в пределах данных ему полномочий.

Влияние руководителя
на сотрудников имеет своей целью
побуждение их к определенному служебному
поведению, которое соответствовало бы
как требовани­ям организации, так и
собственным представлениям.

Известны
два способа воздействия на сотрудников:
прямой
(приказ,

задание) опосредствованный,
моти­вирующий

(через стимулы).

Реальное
влияние руководителя на деятельность
коллектива основывается не только на
его официаль­ных
полномочиях,

но я на личном
авторитете,

т. е. имеет две составляющие: формального
руководителя и неформального лидера.
Как руководство, так и лидерство являются
способами организации и управления
деятельностью людей

Качества личности руководителя

Личность руководителя
его опыт, деловые и ха­рактерологические
особенности играют ведущую роль в
управлении организациями.

Перечень требований
к лич­ности современного руководителя.

1.
Руководитель должен быть управляющим,
а не погонщиком, поэтому он должен:

— вести
коллектив, а не погонять;

— полагаться
на кооперацию и содействие сотруд­ников,
а не только на свою власть;

— держать
сотрудников в курсе дел, заинтересовы­вать
их в решении проблем, а не решать все
самому, полагаясь на свою власть;

— говорить
«мы», объединяя себя с коллективом, а
не говорить всегда’ «я»;

— подавая
пример, самому всегда приходить вовре­мя,
а не требовать этого только от других;

— исправлять
свои ошибки, а не искать ответствен­ных
за них.

2.
Для руководителя необходима вера в свое
дело, смелость, целеустремленность,
решительность и уме­ние показать эти
качества своим подчиненным.

3.
Знание науки об управлении.

4.
Умение ценить время подчиненных.

5.
Проявление строгости и требовательности
(без придирчивости).

6.
Умение критиковать и воспринимать
критику.

7.
Умение наказывать и поощрять.

8.
Приветливость и тактичность.

9.
Чувство юмора.

10.
Умение говорить, беседовать, слушать,
а также умение молчать.

Основы и проблемы психологии управленческих воздействий

Проблема овладения
научно обоснованными и эф­фективными
средствами и способами влияния на лю­дей
в целях управления их трудом, воспитания
и пере­воспитания, т. е. психологического
воздействия руководителя на подчиненного.
Оно включено во все сферы жизнедеятельности
человека как субъекта и объекта
управления: участвует в формировании
и функционировании многих явлений
общественной (групповой) психологии:
общественного (группового) мнения,
настроения, восприятия, коллективной
воли, мо­тивации деятельности и т. п.
От эффективности этих воздействий во
многом зависят результаты деятельно­сти
всего трудового или учебного коллектива.
Вот по­чему руководителям необходимо
владеть научно обо­снованными
средствами и способами воздействия на
своих подчиненных, знать закономерности
их эффективности. Чтобы наилучшим
образом использовать этот мощный рычаг
влияния на трудовую деятель­ность
людей, руководителям нельзя полагаться
только на один здравый смысл, а надо
владеть научными при­емами и способами
управленческих воздействий на трудовые
коллективы.

К числу наиболее
распространенных ошибок руко­водителей
следует также отнести:

— чрезмерный
контроль текущей служебной дея­тельности
в целях проверки соответствия выполнения
работ ранее данным заданиям;

— частые
выговоры подчиненным или открытая
брань, унижение вместо выражения
неодобрения в бо­лее конструктивной
и корректной форме;

— редкое
проявление интереса к мнению подчи­ненных;

— недостаточная
мотивация сотрудников к анали­зу
поставленных задач и поиску путей их
наиболее эффективного решения;

— постоянное
понукание подчиненных с требова­нием
трудиться больше, быстрее и качественнее;

— частое
использование власти в процессе делового
обсуждения возникающих проблем с
подчиненными;

— протежирование.

Успешное выполнение
управленческой деятельно­сти требует
умения строить взаимодействие с людьми,
создавать атмосферу непринужденности
в отношениях с подчиненными, быть
способным убеждать и оказы­вать
побуждающие воздействия, выражать
признатель­ность и одобрение при
достижении успехов, преодоле­вать
сопротивление со стороны тех сотрудников,
кото­рые преследуют цели, не
согласовывающиеся с целями коллектива.
Все это свидетельствует о необходимости
более активной работы по формированию
представле­ний руководителей и
сотрудников организации о том, каким
должен быть стиль обращения с подчиненными,
а также характер психологических
воздействий на них.

Существенное
значение при изучении психологи­ческого
воздействия имеет генетический
анализ,

ко­торый должен быть направлен на
раскрытие динамиче­ской характеристики
процесса «субъект воздействия
— объект
воздействия», его течение, развитие. В
этом плане с позиции системного подхода
в психологиче­ском воздействии можно
выделить ряд последовательных
взаимосвязанных этапов. Незначительным
эта­пом процесса является так называемый
операцион­ный
этап, т.
е.
воздействие субъекта на психику своего
объекта. Затем он продолжается процессами
понятия (отвержения)
объектом психологического воздействия
соответствующей информации. Следующий
этап про­цесса
результативный

выявляется ответными реакциями

объекта психологического воздействия,
ко­торые служат показателями выполнения
психологи­ческого воздействия. Эти
реакции объекта воздействия выполняют
двоякую функцию. С одной стороны, они
воспринимаются субъектом воздействия,
сопоставля­ются с его целями и замыслом
и служат основой для выработки нового
воздействия. С другой стороны, ре­акции
объекта воздействия влияют на степень
уверен­ности субъекта психологического
воздействия в успе­хе дела, уверенности
в том, что цель будет достигнута.

В
настоящее время в исследованиях по
психологии управления чаще всего
используются следующие ме­тоды
воздействия: убеждение, внушение,
принуждение, поощрение и наказание.
Методы воздействия необхо­димо
рассматривать в их связи с определенными
нор­мами,
которые понимаются как правила поведения,
предписания, образцы. Нормы носят
относительный характер и зависят от
конкретного исторического пе­риода,
уровня развития культуры, экономики,
полити­ческой и правовой организации
общества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Личность и характер человека, возглавляющего любую организацию, во многом определяет то, будет ли данная организация существовать, развиваться и противостоять вызовам, либо будет деградировать. Давайте поговорим о значимости личности и характера руководителя для будущего возглавляемой им организации!

В народе в метафорическом смысле говорят, что рыба гниёт с головы. Как правило, подразумевая, что любая структура разрушается, начиная с её руководства. Верно и обратное утверждение о том, что созидание и развитие любой организации и структуры также начинается с «головы».

Рыба гниёт с головы

Народная мудрость

Руководитель обладает повышенными возможностями, которые даны ему полномочиями занимаемой должности, вследствие чего он способен внести существенный вклад, как в развитие, так и в деградацию, вверенной ему структуры или организации.

Ведь именно руководитель определяет порядки и правила, по которым будет жить организация, которую он возглавляет, а также от него зависят, как правило, назначения на должности в подчинённой ему структуре.

Например, мы поставим во главе эффективно работающей организации, где каждый сотрудник – достойный человек, человека, склонного с коррупции, склокам, аморальным методам управления: запугиванию, шантажу и так далее.

Что будет дальше? А дальше он начнёт вытеснять из своего ближайшего окружения достойных людей, с которыми он будет вступать в личные противоречия, и начнёт их заменять людьми, схожими с ним личностными характеристиками.

Назначенные им люди начнут поступать также – будут вытеснять людей, несогласных с их подходами и правилами, и будут заменять их лояльными себе и мыслящими аналогичным с ним образом.

Кроме того, те порядки и правила, которые начнёт устанавливать этот новый руководитель, также начнут выдавливать из организации людей, с этими правилами согласны не будут, а на местах останутся только те, кто их поддерживает.

Таким образом за определённое время весь персонал организации, начиная с самого верха, будет заменён людьми другого качества с другими личностными характеристиками, которые будут соответствовать личностным характеристикам нового руководителя.

А вслед за этим вся организация начнёт меняться на всех уровнях: будет меняться отношение сотрудников к клиентам, к партнёрам, к иным контрагентам, будут меняться порядки, подходы и правила функционирования организации, её принципы, реакции организации в различных ситуациях и её поступки.

По описанной выше схеме происходит упадок и деградация любой успешной и эффективной организации или структуры, происходящее вследствие назначения на высокую управляющую должность руководителя с деструктивными личностными чертами.

Но верен и обратный процесс, когда для исправления ситуации в неэффективной организации назначается руководитель с нужным набором личностных характеристик, который по той же описанной выше схеме начнёт проводить конструктивную работу и шаг за шагом преображать организацию, начиная с самого верха иерархической структуры.

Личностные характеристики (проще говоря, характер) руководителя является определяющим фактором успешности и развития, либо деградации и распада любой организации или структуры.

Любая организация за определённое время, зависящее от её сложности и размера, унаследует черты характера и поведенческие особенности своего руководителя, а вместе с этим и закономерный результат проявления этих черт в виде реакции на организацию иных лиц (клиентов, поставщиков, партнёров, сотрудников и так далее), поступков в отношении неё и так далее.

Черты характера и личностные характеристики определяют поступки, которые будут совершаться, результат этих поступков, а также реакцию на эти поступки окружающий лиц.

Например, гордыня, жадность, пренебрежение людьми со стороны руководителя со временем передастся всей организации, и вызовет такое же её отторжение, осуждение и непринятие со стороны заинтересованных лиц (клиентов, сотрудников, партнёров и так далее), как эти же эмоции вызывает отдельно взятый человек – их носитель.

Чтобы избежать разрушительных сценариев для всей организации и способствовать её росту и развитию, нужно самым тщательным образом подходить к подбору руководителей, опираясь в меньшей степени на их опыт, стаж и знания, и в большей на личностные характеристики.

Конечно, человек обладающий опытом, навыками и знаниями, вместе с наличием у него нужных черт характера является лучшей кандидатурой, но так бывает далеко не всегда. Найти такого человека – это очень большой труд и большая удача. Чаще всё же приходиться выбирать среди кандидатов, у которых чего-то из перечисленного недостаёт.

Если человека без знаний и опыта, но с нужными личностными характеристиками можно назначить – нужный опыт и знания он получит в процессе, а конструктивные черты характера обеспечат ему эффективность на должности, то человека, обладающего знаниями и нужным опытом, но не имеющем нужного набора личностных характеристик назначить на должность категорически не рекомендуется – все его знания и опыт не предотвратят его деструктивной деятельности, исходящей от его характера.

Вследствие этого выбирая между кандидатом, обладающим званиями и опытом, и кандидатом, обладающим нужным характером, выбирать всегда рекомендуется характер.

Кроме того, руководителю нужно обеспечить пространство для постоянного личностного роста, поскольку невозможно быть идеальным и оттого всегда есть куда расти, и над чем в области личностного роста работать. Работа над характером руководителя является первостепенной в сравнении с работой над его опытом и знаниями, что, конечно, также является важным. Поскольку имея нужные личностные характеристики руководитель (как и любой иной сотрудник) быстро и эффективно наберёт нужный опыт, знания и навыки.

Также за психологическим состоянием руководителя необходимо постоянно наблюдать, оказывая ему необходимую помощь и поддержку в части психологической регуляции. Более того, руководителя, находящегося под влиянием сильных деструктивных эмоций, вовсе нельзя допускать на рабочее место – слишком многое и слишком просто он сможет за короткое время порушить.

Кстати, стоит упомянуть, что интеллектуальные и волевые качества руководителя, а также его инициативность, решительность и смелость предопределяются его эмоционально-психологическим состоянием.

Личность руководителя, его характер, а также его эмоционально-психологическое состояние являются ключевыми факторами, определяющими эффективность руководителя и конструктивность его деятельности.

Описанный выше механизм проявляет себя как в небольших структурах: небольшие коллективы, организации, отделы, так и в крупных социальных структурах: большие политические и коммерческие организации, и даже целые государства. Организациям, которые хотят иметь существенные конкурентные преимущества, хотят быстро и уверенно развиваться, необходимо налаживать работу по отслеживанию и корректировке психологического состояния руководства, а также наладить систему отбора и отсева руководителей по параметрам их личностных характеристик.

Конечно, есть и обратная сила, которая воздействует на руководителя и препятствует проводимым изменениям в организации, защищая устоявшуюся систему с её составом и порядками, в условиях, если руководитель сильно диссонирует в лучшую или худшую сторону с порядками, правилами и людьми в структуре, куда он назначен. В таком случае сам руководитель может уступить давлению системы и вместо изменения её, начать под неё подстраиваться, либо вовсе может быть выдавлен системой из себя. Но это уже тема для иных материалов и к ней мы ещё обязательно вернёмся.

Коллектив любой компании состоит из определенного количества людей с разными характерами. Построение плодотворного взаимодействия невозможно без знания их типов личности. В особой степени это относится к руководителям, ведь именно от них во многом зависит микроклимат в коллективе и эффективность рабочей команды.

Меня зовут Ольга Лесняк, я — практикующий психолог, и сегодня, основываясь на отзывах и историях своих клиентов, расскажу об основных типах личности: экстравертах, интровертах и амбивертах.

Немного теории

Итак, начнем с определений:

  • Экстраверт — общительный человек, с открытым характером, обращенный в своих интересах и переживаниях к объектам внешнего мира.
  • Интроверт — человек, сосредоточенный на внутреннем мире. Не слишком общительный, тем не менее может быть прекрасным собеседником, если разговор касается интересующей его темы.
  • Амбиверт — средний тип, который в зависимости от ситуации может проявлять черты двух предыдущих. Спокойно ощущает себя в больших компаниях, но длительное нахождение среди людей его изматывает.

Казалось бы, все ясно. Лучший вариант руководителя — коммуникабельный и активный экстраверт. Тихоня интроверт и непредсказуемый амбиверт делят последние позиции. Но только в теории. На практике все не так однозначно.

Руководитель-экстраверт

Настоящая “зажигалка” и душа компании — деятельный, общительный, легко сходится с людьми. Если ваш руководитель относится к этому типу, то скорее всего он любит и умеет находиться в центре внимания. Переговоры, бизнес-встречи, корпоративы — он всегда и везде на виду. В современной бизнес-культуре принято считать, что экстравертный тип темперамента — залог успеха. Но в реальности не совсем так.

Приведем пример. Мужчина-руководитель 38 лет. Ярко выраженный экстраверт. Активный, предприимчивый, общительный. Легко идет на контакт с людьми, завязывает новые знакомства, причем не всегда выгодные для бизнеса. В силу постоянной потребности нравиться, легко поддается манипуляциям, чем периодически пользуются некоторые его подчиненные. Принимает решения импульсивно, “рубит с плеча”, редко прислушивается к команде. Как итог: комплекс неразумно принятых решений, конфликты в коллективе и последующий уход с должности.

Руководитель-амбиверт

Довольно редкое явление. Но если ваш начальник относится к этому типу, не удивляйтесь, когда на новогоднем корпоративе он внезапно уедет домой. Таким людям нужно время, чтобы побыть наедине с собой. Амбиверты не слишком амбициозны, поэтому бизнес, которым они руководят, вряд ли добьется существенных успехов.

Еще одна реальная история. Начальник на работе — великолепный оратор, профессионал своего дела, довольно быстро вывел компанию в лидеры отрасли. Но даже самые успешные бизнес-сделки казалось не приносили ему никакой радости. Равнодушие подчиненные принимали на свой счет, из-за чего начались проблемы в коллективе. Вместе с тем, конфликтов можно было избежать, если бы в нужный момент руководитель проявил характерную для экстравертов активность или свойственную интровертам внимательность к окружающим. В результате: успешного руководителя из этого амбиверта не вышло.

Руководитель-интроверт

Неожиданно, но, согласно исследованиям ученых Гарвардского, Стэнфордского и Чикагского университетов, опубликованным в International Journal of Multidisciplinary Research and Development, именно этот тип руководителя является наиболее успешным. Примеров более чем достаточно. Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Джеф Безос, Илон Маск, Стив Возняк — все эти мастодонты бизнеса — интроверты.

В чем преимущества руководителя-интроверта?

  • Думает прежде, чем говорит.
  • Прекрасно образован в своей отрасли.
  • Умеет слушать и слышать.
  • Любит изучать психологию человека, знает своих подчиненных.
  • Спокойно переживает кризисы.
  • Ставит перед собой реальные цели.

Интроверты по своей природе постоянны. Они могут работать на одном месте десятилетиями, вникая во все тонкости процесса и постигая малейшие психологические нюансы своей команды. За это время экстраверт, скорее всего, сменит 3-4 места работы. И везде будет начинать все сначала.

Например, интроверт-руководитель в строительной компании. Ей 52 года, занимает должность уже 11 лет. Грамотный специалист, пользуется неоспоримым авторитетом среди подчиненных. Всегда взвешивает свои решения, внимательно изучает точку зрения партнеров и сотрудников. В период кризиса не поддавалась панике, а действовала согласно составленной стратегии, чем завоевала доверие и уважение команды. При этом сохраняет определенную дистанцию с сотрудниками, чем исключила всякую возможность для фамильярности и манипуляции. Такая руководительница плавно и уверенно ведет свою команду к успеху.

Психолог Ольга Лесняк

В заключении добавлю, что у всех руководителей есть свой стиль управления и способы мотивации команды. Делить их на “плохие” и “хорошие” было бы некорректно. Просто одни методы позволяют настроить подчиненных на продуктивность и достижение успеха, а другие — нет. Я, как практикующий психолог Ольга Лесняк, сталкиваюсь с каждым из этих типов и знаю, как можно помочь им добиться большего успеха.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Белодерм мазь инструкция по применению цена гормональный или нет
  • Hotpoint ariston стиральная машина 7кг инструкция
  • Донна лекарство для суставов инструкция по применению отзывы цена
  • Лего карета с лошадью инструкция розовая
  • Гептрал инструкция по применению цена украина