Либеральный стиль педагогического руководства это

Стили педагогического руководства

Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили.

При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе детей. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.

Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между педагогом и детьми.

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «воспитатель—дети».

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

В чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.

Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности педагога могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Стиль
педагогического управления

характерная
манера и преобладающие способы
взаимодействия педагога с отдельной
личностью
или
группой воспитанников.
Традиционно
выделяют авторитарный, демократический,
попустительский
(либеральный) стили педагогического
управления.

Авторитарный
стиль

можно выразить
словами: «Делайте, как я говорю, и не
рассуждайте». Общение строится на
дисциплинарных воз­действиях
и подчинении. Педагог единолично
задает цели и способы деятельности,
проявляет чрезмер­ную
требовательность, пренебрегает мнением
и инициативой учащих­ся.
Воспитанники находятся в по­зиции
объектов педагогического воздействия.
Преобладает официальный,
начальственный тон в обращении
(указания, поучения, приказ, инструкция,
окрик). Данный стиль педагогического
руководства тормозит
развитие личности, подавляет ее
активность,
порождает неадекватную самооценку,
воздвигает смысловой и
эмоциональный барьеры между учителем
и учениками.

Попустительский
(либеральный)
стиль
можно выразить словами: «Как
все идет, так пусть и идет». Отсугствует
система в организации деятельности
учащихся и контроля за нею. Педагог
занимает позицию стороннего
наблюдателя, не вника-ег
в жизнь коллектива и отдельных учащихся.
Тон и формы (увещева­ния,
уговоры и т. п.) обращения дик­туются
желанием избежать слож­ных
ситуаций, во многом зависят от
настроения педагога. Данный стиль
ведет либо к панибратству, либо
к отчуждению. Он не способ­ствует
развитию личности, не по­буждает
учащихся к инициативе, самостоятельности.
Отсутствует целенаправленное
педагогическое взаимодействие «педагог
— воспи­танник».

Демократичный
стиль
можно
выра­зить
словами: «Вместе задумали, вместе
планируем, организуем, под­водим
итоги». Общение и деятель­ность
педагога и учащихся строит­ся
на творческом сотрудничестве. Совместная
деятельность мотиви­руется
педагогом, он поддерживает право
воспитанников на собственное мнение
и на свою позицию, поощря­ет их
активность, инициативу. Этот стиль
характеризуется полажительно-эмоциональной
атмосферой взаимо­действия,
доброжелательностью, доверием,
требовательностью и ува­жением, учетом
индивидуальносги личности.
Основными формами об­ращения
учителя являются совет, рекомендация,
просьба. Этот стиль способствует
развитию личности, побуждает
к самостоятельности, сти­мулирует
высокую адекватную само­оценку
и способствует установле­нию
гуманных взаимоотношений.

9.Стили пед. Общения.

Педагогическое
общение

это
целенаправленное, специально организованное
взаимодей­
ствие
педагога и воспитанников, включающее
обмен информацией и действиями, а также
установление
взаимопонимания между ними.
В
ходе этого взаимодействия осуществля­ется
познание окружающего мира и самих себя,
овладение определенными способами
деятельности (умениями и навыками) и
усвоение опыта эмоционально-ценностных
от­ношений
к себе и окружающему миру. Таким образом,
педагогическое
общение

это
про­
фессиональное
общение педагога с детьми, направленное
на решение задач воспитания,
обучения,
развития.
Если
общение педагога с классом сводится
только к контролю за по­ведением детей
и решению возникающих дисциплинарных
проблем, то его нельзя назвать
педагогическим. Оно становится таковым
в том случае, если возникает обмен
духовными ценностями
и смыслами учащегося и педагога.

Стиль
— это индивидуально-своеобразная манера
действования и поведения чело­века
(А.
А. Бодалев).
Исходя
из этого, под стилем педагогического
общения понимают «индивидуально-типологические
особенности социально-психологического
взаимодействия
педагога
и обучающихся» (В. А. Кан-Качик).
К
этим особенностям относятся: особенности
коммуникативных возможностей педагога,
достигнутый уровень его взаимоотношений
с воспитанниками, творческая
индивидуальность педагога и особенности
детей, с которы­ми
он общается. Рассмотрим типичные стили
педагогического общения, описанные в
педа­гогической
литературе.

1.Общение
на основе увлеченности
совместной
деятельностью-
Предполагает сотрудничество, совместную
заинтересованность, сотворчество,
а также высокий уровень компетентности
педагога и его нрав­ственных
установок.

2.Общение
на
основе
дружеского
расположения-
Проявляется в искреннем интересе к
личности воспитанника, к груп­пе
учащихся, в стремлении понять мотивы
их деятельности и пове­дения,
в открытости контактов. При этом стиле
важна мера, «целесообразность
дружественности».

3.
Общение-дистанция-Педагог
и воспитанник занимают разные социальные
позиции, поэтому должна
существовав дистанция в их отношениях.
Эта дистанция долж­на
быть для воспитанников естественной в
силу естественности для них ведущей
роли педагога. Педагогу в свою очередь
важно владеть искус­ством
дистанции, чтобы избежать фамильярности
в общении.

4.
Общение-устрашение-
Строится на жесткой регламентации
деятельности учащихся, на их беспрекословном
подчинении, страхе; ориентирует детей
на то, чего делать нельзя.

5.Общение-заигрывание-
Основывается на желании педагога
нравиться воспитанникам, завоевать у
них авторитет, который скорее всего
будет «дешевым», ложным.
Нередко характерен для молодых педагогов.

6.Общение-превосходство-
Характеризуется желанием педагога
возвыситься над воспитанниками; он
поглощен собой, отстранен от детей, мало
интересуется своими от­ношениями
с ними, не чувствует учащихся.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения обучающихся. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения студентов и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности студента, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с обучающимися, проявление доверия и уважения к ним, преподаватель стремится наладить эмоциональный контакт со студентом, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с обучающимися преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от студентов в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования студенческих взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и студентом, вызывает у обучающихся положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к студентам, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении студентов, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный преподаватель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях студентов, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания обучающихся. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития студентов вопреки их индивидуальным особенностям — с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая студентов и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от обучающихся, каждый студент испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у студентов таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

Для либерального преподавателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности студентов. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка студентов либеральным преподавателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах студентов. Однако такой преподаватель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих студентов как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия со студентами. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Стиль педагогического общения – это определенная система взаимодействия педагога с учащимися. Он определяет всю его педагогическую деятельность, его культуру как педагога. Это очень важная дефиниция в работе учителя, от стиля общения педагога зависит эффективность его работы.

Стиль педагогического общения включает в себя коммуникативную технику педагога (манеру общения), его творческие особенности, его отношение к воспитанникам, а также отношение учеников к учителю. Таким образом, стиль общения учителя – это очень обширное понятие. Они бывают разными у разных педагогов.

Существует общеизвестная классификация основных стилей педагогического общения, согласно которой различают три вида – авторитарный, демократический и попустительский. Это классификация Коломинского Я.Л., Петровского А.В. и др. Сейчас более подробно поговорим о каждом стиле педагогического общения, разберем достоинства и недостатки каждого из стилей.

Авторитарный стиль общения педагога характеризуется тем, что все решения педагог принимает сам, мнение учеников не учитывается. Учитель находится в центре всего процесса обучения и воспитания, он определяет все условия взаимодействия в коллективе. По сути, это диктаторский стиль педагогического общения. Такой стиль присутствовал в отечественной педагогике, однако в личностно-ориентированной он не приемлем. Любая инициатива ученика обрывается на корню, ученик не имеет права высказать собственное мнение, он, как подчиненный. Если же все-таки случается так, что учащийся высказывает свое мнение, то порождается конфликтная ситуация, которая крайне нежелательна. Этот стиль общения учителя позволяет добиться хорошей дисциплины на уроке, успеваемость тоже на высоте, однако социальный и психологический климат в классе оставляют желать лучшего.

Дети остаются недопонятыми. Учитель акцентирует внимание только на отрицательных моментах ученика. Этот стиль педагогического общения также приводит к формированию неустойчивости нервной системы ребенка. Ученик не может принимать самостоятельно решения, тяжело складываются отношения со сверстниками. Авторитарный стиль порождает формирование неправильного стереотипа, когда доминирует властность и сила над остальными качествами человека, что в нынешних условиях неприемлемо.

Другой крайностью является попустительский стиль – как разновидность основных стилей педагогического общения. При нем учитель принимает позицию, когда его ничего не интересует, он пускает все на самотек. Решения принимаются только учениками, учитель не вмешивается в их жизнь. Таким образом, роль учителя в таком педагогическом процессе минимальна. Такие учителя лишь формально выполняют роль учителя, а фактически они не участвуют в социально-психологической жизни учебного коллектива. Этот стиль общения педагога формирует неправильную жизненную позицию у учащегося, которую он перенесет на всю дальнейшую жизнь, если вовремя не принять соответствующие меры. Учащиеся учатся позиции невмешательства, безразличия к окружающему, равнодушия. При таком подходе страдает и успеваемость, и дисциплина, и отношение к жизни. В целом стиль очень негативно характеризуется.

И авторитарный, и попустительский стиль общения педагогов имеют одну общую характеристику – они формируют отдаленные отношения между педагогом и учащимися, хотя в остальном они диаметрально противоположны.

Мы рассмотрели два основных стиля общения из трех существующих. Остался самый позитивно характеризующийся, к которому должен стремиться каждый педагог, так как он является золотой серединой. Он должен стать основным стилем общения между учениками и педагогами при современной концепции личностно-ориентированной педагогики. Это демократический стиль педагогического общения. В целом, сегодня вся жизнь сводится к демократическому подходу, умению находить компромиссы в жизни, умению договариваться в любых ситуациях. При таком стиле общения формируется обратная рефлексия, т.е. педагог прислушивается к мнению учащихся, а они – к его мнению, происходит процесс постоянного взаимодействия. Во время такого стиля общения повышается роль ученика, он становится самостоятельным, учится сам принимать решения, отвечать за свои поступки. Учащиеся начинают трудиться над одним общим делом, беспокоясь о хорошем результате. Ученики учатся трудиться в коллективе. На современном уровне это единственно правильный стиль общения педагога, который учит взаимоприятию, взаимоориентации. Ученики без опаски могут с преподавателем обсудить любым возникшие сложности, при этом они точно знают, что найдут поддержку в лице учителя, что он поможет им найти правильный выход из сложившейся ситуации. Основа взаимодействия при демократическом стиле общения – это открытый диалог.

Таковы плюсы и минусы существующих стилей педагогического общения, с которыми мы вас познакомили.

Стили педагогического общения и их технологическая характеристика

Как уже отмечалось, одним из важнейших требований, которое предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога — это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Именно поэтому стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Их оценки учащихся неадекватны, основаны лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия.

Авторитарный стиль общения, по данным Н.Ф.Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как безответственность, властность; культивированию в ущерб внутренним достоинствам внешней привлекательности и физической силы.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися — единственный реальный способ организации их сотрудничества.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

Характеристика приведенных выше педагогических стилей общения дана в «чистом» виде. В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.

Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Помимо основных существуют промежуточные стили педагогического взаимодействия, в отношении которых следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е. всецело зависят от личности педагога. И предельно мягкий и добрый Песталоцци, и строго организованный, требовательный и деловитый Макаренко, и сторонник свободного воспитания либерал Л.Н.Толстой, и жесткий в своих требованиях Дистервег — все они добивались больших успехов в деле обучения и воспитания, придерживаясь, естественно, разных стилей педагогического общения.

B.А.Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Театральный педагог М.О.Кнебель отмечала, что именно педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней…».* Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского.

Достаточно результативным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определенная мера дистантности сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является общение-дистанция, которое используют в полной мере как опытные педагоги, так и начинающие.

Исследования показывают, что достаточно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений и является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к упрочнению авторитарного стиля их взаимоотношений.

Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму — общение-устрашение. Оно наиболее популярно у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Для личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным.

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, при их частом использовании становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения.

Однако рефлексирующий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особенно пристальное внимание на то, какие способы общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е. должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся.

Наблюдения школьной практики показывают, что стиль педагогического общения непосредственно влияет на психологическую атмосферу, эмоциональное благополучие в коллективе, которые во многом определяют результативность педагогической деятельности. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. Ответственность за них всегда лежит на учителе. Но в реальном педагогическом процессе возможны конфликтные отношения и между детьми. В связи с этим особого рассмотрения требует технология психологической коррекции общения, т.е. технология разрешения конфликтов.

Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общению; не подтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы угашения конфликтов подразделяют на прямые и косвенные. К прямым методам относятся такие, как поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций, оценочных высказываний и очернительства); высказывание претензий публично; применение административных санкций; разведение конфликтующих по разным классам, группам. Косвенные методы опираются на реализацию следующих принципов: «выхода чувств» (по К.Роджерсу), «эмоционального возмещения», «авторитетного третьего», «обмена позициями», «расширения духовного горизонта спорящих».*

Однако знание перечисленных и других приемов разрешения конфликтных ситуаций не снимает с педагога ответственности за необходимость решения каждый раз заново педагогической задачи (анализ и постановка диагноза, принятие решения на основе прогнозирования, собственно решение и анализ решения).

Педагогическое общение

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе[1].

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности[2].

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3]

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьеви др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).[2]

Структура общения:

Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.

Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.

Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.[1]

Условия эффективности педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв.

Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.

Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.

Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.[4]

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения

Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).

Социальная установка на человека (аттракция).

Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.

Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.

Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.

Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).

Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.

Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека.

Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.

Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.

Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

Эффект проекции — приписывание своих достоинств, приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.

Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

Литература

  • Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.
  • Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989.
  • Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. — М., 1987.
  • Ильин Е. Н. Искусство общения. — М., 1988.
  • Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
  • Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997.
  • Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979.
  • Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.
  • Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1993.
  • Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 576 с. Глава 23. с. 458—482.

Государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

Ленинградской области

«Ленинградский государственный

университет имени А.С. Пушкина»

(ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина»)

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

РЕФЕРАТ

на тему:

«Стиль педагогического общения и его виды.»

Выполнила:

Гусева Юлия Сергеевна

2 курс, группа 7950,

 форма обучения заочная

Санкт-Петербург

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1.1.Стили общения        4

1.2.Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.        8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        11

ВВЕДЕНИЕ

В наше время существует острая необходимость в гуманной системе образования. Подобная образовательная система характеризует современный этап развития педагогики, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, проявлению творческой личности.

Наличие у педагога своего стиля показывает, что с одной стороны он адаптируется к объективно определенной структуре профессиональной деятельности, а с другой-максимально раскрывает свою индивидуальность.

Педагогическая деятельность сложная и разносторонняя . Есть три компонента педагогической деятельности:

  • Содержательный;
  • методический;
  • социально-психологический.

Эти компоненты образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Главное-социально-психологический компонент, иначе говоря, педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других компонентов .

В общении формируется важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Он выступает в качестве инструмента влияния, и обычные условия общения здесь приобретают дополнительное значение, поскольку из общечеловеческих ценностей они перерастают в профессионально-творческие составляющие .

1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Сегодня правильно организованный процесс педагогического общения должен обеспечить реальное психологическое общение в педагогической деятельности, которое должно возникать между педагогом и детьми. В этом случае педагогическое общение формирует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности:

Существуют следующие характеристики общения в период педагогической деятельности:

  • общая сформировавшаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
  • система коммуникации;
  • ситуационная коммуникационная система, которая возникает при решении конкретных педагогических и коммуникационных проблем.

Педагогическое общение – это целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитываемого, которая содержит в себе обмен информацией, воспитательное влияние и организацию взаимоотношений с помощью коммуникационных средств, организационная функция взаимоотношений педагога с воспитателями и выступает в качестве средства решения учебных задач.

Самой сложной задачей, стоящей перед педагогом, можно считать организацию эффективного общения, которое предполагает наличие высокого уровня развития коммуникативных навыков. Важную роль в этом играет стиль общения.

1.1.Стили общения

Одним из наиболее эффективных способов коммуникативной деятельности является общение. Общение – главный инструмент педагогического воздействия.

В процессе педагогического общения педагог выполняет свои непосредственные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в полностью определяет успешность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования отношений между детьми и между педагогом и детьми.

На занятиях педагогу необходимо овладеть коммуникативными навыками всего педагогического процесса, быть очень чутким к любым изменениям в детях, постоянно сравнивать выбранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе.

В педагогической деятельности можно выделить следующие характеристики общения:

  • определенный устоявшийся стиль общения между педагогом и детьми;
  • стиль общения, который применяется на конкретном этапе педагогической деятельности;
  • стиль общения, который возникает при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Стиль общения – это индивидуальная особенности коммуникативного взаимодействия между педагогом и детьми.

Рассмотрим наиболее распространённые стили педагогического общения.

  1. Авторитарный

Авторитарные педагоги отличаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги очень часто используют запреты, а также ограничения по отношению к детям, злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения – заключается в строгости и наказании во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Во время работы с авторитарным педагогом допускается только послушание со стороны детей.

Авторитарный стиль педагогического общения приравнивается к конфликтности, а также вражде в отношениях, чем создаются неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога часто выступает результатом недостатка уровня психологической культуры, а также желанием ускорить темп в развитии воспитанников, несмотря на индивидуальные особенности.

Очень часто педагоги используют авторитарные приемы из хороших намерений, так как думают, что принуждая детей, добиваясь лучших результатов, можно на много быстрее достичь желаемых целей. При использовании педагогом авторитарного стиля общения, он вызывает в детях отторжение, так как каждый ребенок начинает испытывать тревогу и незащищенность, неуверенность и напряжение. Всё это происходит из-за недооценивания развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства является снятие с себя ответственности за происходящее во время педагогического процесса, самоустранение. Попустительский стиль считатеся менее желанным среди всех стилей педагогического общения. Результаты такого стиля общения  — маленький объем выполненной работы и ее плохое качество.

Ученикам не нравится работать группе, где работает такой педагог. При попустительском стиле педагог хочет как можно меньше вмешиваться в деятельность детей, практически уходит от руководства ими, ограничиваясь незначительным выполнением обязанностей и заданий от администрации.

Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский) отличается стремлением педагога минимально включаться в педагогическую деятельность. Попустительский стиль общения использует тактику невмешательства, источник которой является равнодушие и незаинтересованность. Педагог уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К итогам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком.

3. Демократический

Демократический стиль общения является наиболее приемлемым в общении с детьми. Главной особенностью данного стиля считается то, что группа принимает активное участие в работе и ее организации. В итоге у детей развивается уверенность в себе, активизируется самоуправление. В то же время увеличиваются общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

При демократическом стиле общения учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении.

При демократическом стиле педагог ставит во главе коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности группы педагог старается стать «первым среди равных». Педагог проявляет определенную терпимость к замечаниям детей, вникает в их личные дела и проблемы. Дети активно участвуют в жизни коллектива и делают выбор, но окончательное решение остается за педагогом.

В.А. Канн Калик установил более распространенные стили педагогического общения. Среди них:

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Данный стиль общения предполагает содружество, совместную деятельность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Суть этого стиля заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

6. Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Такой стил общения связан с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения работает, чтобы завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что категорически не допустимо в рамках педагогической этики. Использование этого стиля общения связано со стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а также с отсутствием умений и навыков педагогического общения.

8. Общение на основе дружеского расположения.

Данный стиль общения проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу в целом, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Данный стиль общения взаимосвязан с предыдущим стилем общения, так как он стимулирует увлеченность совместной деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками. С другой стороны, увлеченность совместной деятельностью способствует созданию дружеского расположения. Но при данном стиле общения важна мера.

9. Общение — дистанция

Данный стиль в системе взаимоотноше-ний педагогов и учащихся распространен. Дистанция в общении должна существовать, она необходима, так как педагог и вос-питанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для учащихся ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством установить дис-танцию. Дистанция в общении никак не должна подчеркивать социальные позиции педагогов и учеников, так как это будет способствовать возникновению отчужденности, закрытости. Данный стиль общения часто используют молодые педагоги для самоутверждения в коллективе учеников.

1.2.Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.

От стиля педагогического общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие в группе. Если педагог будет использовать такие стили общения, как устрашение, заигрывание, общение-дистанцию, то это может негативно сказаться на личности учителя. В таком случае, подобное поведение педагога может прочно «засесть» в его общении с детьми и  испортить творческую индивидуальность учителя.

Наиболее эффективный процесс воспитания достигается правильно выстроенной системой взаимоотношений. Для достижения успешного развития коммуникативных способностей необходимо следующее:

1) Все мысли, что педагог доносит о детей, должны казаться им собственным убеждением педагога.

2) Педагог обязан уметь контролировать себя и свои эмоциональные всплески.

3) Необходимо строить педагогическое взаимодействие исключительно на взаимоуважении всех участникв педагогического процесса (детей и педагогов, детей и дете, педагогов и педагогов).

4) Педагогу необходимо показывать детям свой широкий кругозор.

5) Педагог должен уметь понимать эмоциональное состояние ребенка, чтобы уметь найти правильный подход к нему.

6) Педагог должен уметь хвалить даже незначительные успехи каждого ребенка. Тогда у ребенка появится стимул работать усерднее.

7) Родители должны быть включены в педагогический процесс.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

Создание своего стиля педагогического общения возможно только при умении анализировать свою педагогическую деятельность и умение корректировать её. Для этого пеагогу необходимо больше общаться с детьми, участвовать в педагогических семинарах, накапливать опыт, читать методическую литературу, самосовершенствоваться.

Постепенно, с совершенствованием себя, педагогу удается найти свой индивидуальный стиль педагогического общения.

Чем раньше педагог поймет, что ему необходимо формировать свой собственный стиль, тем успешнее будет его педагогическая деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогу очень важно выбрать правильную позицию в общении  с учениками. Конечно, одним стилем педагогического общения педагог пользоваться не сможет. Всегда будут задействованы несколько стилей.

Для формирования правильного педагогического  общения, учитель должен обладать определенными знаниями и уметь  совершать определенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценного педагогического общения. Эти знания и умения заключаются в следующем:

  • Педагог должен способствовать формированию группы.
  • Педагог должен учитывать социально-психологические  факторы в ходе воспитательного  процесса.
  • Педагог должен постоянно повышать свою квалификацию.
  • Педагог должен постоянно оценивать свою деятельность в ходе воспитательного  процесса.
  • Педагог должен постоянно корректировать свою деятельность, исходя из педагогической ситуации.
  • Педагог должен тщательно анализировать  выбранный им индивидуальный стиль  руководства коллективом.
  • Педагог должен использовать при работе с  коллективом невербальные средства общения и взаимодействия.
  • Педагог должен повышать свой коммуникативный  уровень используя в работе невербальные средства общения.
  • Педагог должен конструктивно подходить  к решению педагогических проблем.

         Успешный  ход учебно-воспитательного  процесса зависит от грамотности педагога и высокого уровня его  мастерства. Только реализовывая данные  условия можно говорить о полноценности  педагогического общения. 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева  Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. — М., 1980.

2. Андреенко Е.В. Социальная психология [Текст] / Под. Ред.  В.А Сластенина. –    М., 2004г. 3. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

3. Асмолов. П.Я. Вопросы психологии. [Текст]  / П.Я. Ясмолов. — М.,5-2000.

4. Выготский  Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под. Ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. 

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст]  / И.А. Зимняя. – М., 1997.

6. Немов Р.С. Психология образования. [Текст] / Р.С. Немов. — М., 1995.

7. Радугина А.А. Психология и педагогика. [Текст] / А.А. Радугинаю — М., 2000.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М., 1999. -9.

Психологический портрет педагога-либерала

Наставник либерального типа часть собственного функционала делегирует подопечным, то есть пытается уйти от руководства классом. Он отличается:

  • безынициативностью;
  • низкой активностью;
  • не развитой степенью ответственности в осуществлении своих полномочий.

Возможности учащихся им довольно часто переоцениваются.

Педагог либерального типа практически не проверяет выполнение собственных требований и задания. Если его задания не сделаны, он не будет настаивать на их выполнении, то есть требовательность у него практически отсутствует.

Замечание 1

Педагог-либерал уважительно относится к своим подопечным, понимает их, способен их чувствовать, но вот учащиеся не уважают и не ценят такого наставника.

Обратная взаимосвязь (от учащихся к наставнику) превалирует над прямой (от наставника к учащемуся). Преподаватель полностью подчинен мнению своих воспитанников, пытается учитывать все возможные точки зрения, но это не всегда у него получается, потому что взгляды самих подопечных зачастую противоречивые. Поэтому педагог либерального типа:

  • ситуативный;
  • непоследовательный;
  • неубедительный в поступках и принятых решениях.

Также он является нерешительным в нестандартной ситуации. Крайне редко пользуется директивными методиками и механизмами, даже если этого требуют затруднительные обстоятельства и чрезвычайные ситуации. Инициативный, но не критичный в ее оценивании. Часто идет на поводу у детей, потому как ему не достает личностной точки зрения, а также твердости, решимости для ее отстаивания.

Наставник-либерал в образовательном и воспитательном функционировании принимает во внимание взаимодействие в классе, но может далеко уйти от сути и задач деятельности класса. Таким образом, преподаватель либерального толка не способен прибегать к директивным методикам и механизмам решения.

Взаимодействие воспитателя-либерала с учениками имеет большое сходство с заигрывание и сочетается со страхом потери власти и авторитетности в группе. Либеральный воспитатель относится с уважением и любовью к детям-лидерам, потому что они активные и инициативные, то есть способны проявлять такие черты и качества характера, которых не хватает самому наставнику, но вместе с тем он опасается лидера, потому как его энергичность и инициативность при собственном пассивном положении составляет опасность, угрозу его авторитету. Следовательно, их взаимоотношения являются противоречивыми, неубедительными и непоследовательными.

Воспитатель либерального типа практически не обосновывает и не объясняет поставленную задачу воспитанникам, а лишь рассказывает почему она является важной. Потому как у воспитателя либеральной ориентации не достает дискуссионных и бойцовских качеств, он часто идет на поводу у класса, или стереотипно и неубедительно аргументирует, и обосновывает свои доводы.

Либеральный наставник с легкостью признает перед ребятами собственные недочеты и ошибки, особую значимость этому не придает. А так как совершает он промахи и ошибки довольно часто, как следствие понижается его авторитетность в глазах подопечных. Для того, чтобы поднять и поддерживать авторитет на должном уровне необходимо быть старательным, трудолюбивым в своей деятельности, а также твердым и решительным, поступательно совершенствуя педагогические навыки и знания.

Особенности либерального воспитательного воздействия

Количество методов воспитательного либерального педагогического воздействия является ситуативным, зависит от различных условий и обстоятельств. На их разнообразие воспитатель-либерал внимания не обращает, не придает значимости. Не отдает должное организующим методам воздействия, количество дисциплинирующих механизмов является ситуативным (влияет настроение и различные ситуативные условия и обстоятельства).

Ситуативным представляется в оценке в адрес воспитанников. Если он в хорошем расположении духа применяет положительное оценивание, если в плохом — использует негативное оценивание. Практически не учитывается общая перспективность совершенствования ребенка.

Преподаватель-либерал считает лишним использовать косвенные замечания и порицания.

Педагог либеральной стилевой коммуникации является непоследовательным в собственных установках и задачах. Они у него ситуативные и даже порой иллюзорные, способные менятся с большой скоростью. Точку зрения такого наставника учащиеся не ценят и не принимают во внимание.

Замечание 2

Педагогический результат во многом зависит от совершенствования коммуникативных техник воспитателя, арсенала речевых и неречевых способов и механизмов, которыми он может убедительно владеть, от его коммуникативной изобретательности.

Довольно печально смотрится либеральная педагогическая взаимосвязь. Часто ее именуют либерально-ситуативной, потому что взаимодействие в основном определяется ситуацией, зависит от типа настроения. Педагогов такого типа учащиеся не любят и не ценят, к ним сложно приспособиться, их трудно предугадать. Резкий переход от либерального настроя к авторитарному и обратно типичен для воспитателя-либерала.

Не сдавайте скачаную работу преподавателю!

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нейромидин таб инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Седимин для кур несушек дозировка для яйценоскости инструкция по применению
  • Блок терморегулирования втр 110и руководство по эксплуатации
  • Руководство теле2 пермский край
  • Мануал к korg pa3x