Мастер-класс для старших дошкольников «Игрушечных дел мастера»
«Олешек»
Многие знают, как проблематично лепить с детьми из глины. Оказывается, глину, с успехом, можно заменить пластилином. Конечно, поделки из пластилина будут не такими прочными как из глины. Но гуашью отлично можно рисовать и по пластилину. И ваши дети получат массу удовольствия, раскрашивая собственную скульптуру.
1. Для работы берем уже использованный пластилин.
2. Сминаем его в однородную массу.
3. Лепим две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче. Это будет шея и голова.
4. Толстую колбаску зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части).
5. Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму.
6. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.
7. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения.
8. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка.
9. Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются при покраске.
10. Делаем рожки. Раскатываем колбаску, она так же не должна быть очень тонкой, иначе может сломаться при покраске.
11. Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Хорошо сглаживаем места креплений.
12. Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу.
13. Заготовка олешка готова. Загрунтуем олешка белой гуашью. Начинать надо с брюшка и ножек. Поставить олешка на ножки и очень тщательно загрунтовать всю заготовку. Торопиться не стоит. Важно чтобы не осталось непрокрашенных мест. Дать высохнуть гуаши.
14. Теперь можно приступить к раскраске. Олешка можно раскрасить в стиле дымковской, каргопольской, филимоновской игрушки. Или пофантазировать и нанести свой растительный или геометрический орнамент. Важно наносить мазки четко и аккуратно. На ножках нарисовать копытца. Нарисовать мордочку. Раскрашенных олешков можно сбрызнуть лаком для волос, чтобы закрепить гуашь.
15. Так выглядят наши красавцы-олешки.
Название: Мастер-класс для детей старшей и подготовительной групп «Олешек»
Номинация: Методические разработки, Мастер-классы в ДОУ, Детский сад, подготовительная группа, старшая группа
Автор: Подкопаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад № 1
Месторасположение: г. Ярославль, Россия
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 26.08.2014
Основные разделы:
Становление разносторонне развитой, творческой личности — ключевая задача образовательной деятельности, решение которой начинается в дошкольный период. Чрезвычайно важно поддерживать природную любознательность и познавательную активность дошкольника разнообразными увлекательными видами изобразительной деятельности. Занятия по лепке дымковской игрушки в детском саду развивают мелкую моторику и ручные умения ребёнка, творческие способности и эстетический вкус, а также приобщают к родной культуре.
Особенности лепки дымковской игрушки в старшей группе ДОУ
Лепка — художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, тесто, воск). Этот вид пластического моделирования помогает ребёнку ощутить радость от процесса созидания, оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, культуры трудовой деятельности, предметного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей к синтезу и анализу.
Отдельная тема для занятий с дошкольниками — лепка и роспись дымковской игрушки. Такие поделки получаются необычными, забавными, выразительными с яркими рисунками и стилизованными узорами.
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Виды лепки
На занятиях в ДОУ с детьми 5–6 лет используются различные виды лепки для изготовления дымковской игрушки:
- Предметная — обобщённое изображение характерных черт отдельных объектов (козлик, уточка, петушок, лошадка, барыня и т. д.).
- Сюжетная — композиция из нескольких предметов, художественное воплощение эпизодов сказок, литературных произведений или сцен из окружающей жизни («Ярмарка», «Кладовая мастеров», «Масленица»), практикуется только в старшей и подготовительной группах.
- Декоративная — изображения традиционной игрушки в стиле мелкой пластики народного декоративного искусства по самостоятельно подготовленному ребёнком эскизу с использованием яркой, сочной росписи (геометрические или растительные узоры) или дополнительных материалов (бисера, пёрышек, пуговичек, ракушек) в качестве оригинального украшения изделия.
Фотогалерея: примеры сюжетной декоративной лепки
Технические разновидности лепки и необходимые инструменты
Способы лепки могут быть следующими:
- Конструктивный — образ поделки создаётся путём комбинирования и соединения разных частей или деталей как элементов конструктора. Этот технический приём ребёнок осваивает уже в 2–3 года, придумывая модель и её составные части.
- Скульптурный — лепка из цельного куска материала. Ребёнок разминает и придаёт необходимую форму, вылепливая образ из бесформенного куска материала, используя целый арсенал вспомогательных мелких пальчиковых движений: вытягивает форму головы или хвостика, сминает, скручивает, прищипывает, передавая фактуру поверхности, вдавливает и т. д.
- Комбинированный — крупная форма вылепливается скульптурным способом, например, туловище, а части и детали (рожки, хвост, грива, глазки) присоединяются отдельно методом налепа. В старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение именно этому варианту создания изделий.
- Лепка, использующая готовую форму. Тонкую лепёшку раскатанного материала оборачивают вокруг прочной формы (банка, бутылка), убирают лишнее, сглаживают швы. Каркасную форму при необходимости аккуратно вынимают.
Оборудование и инструменты:
- стеки — заострённые, закруглённые, а также в виде лопаточки и петли палочки, использующиеся для снятия лишней глины, произведения надрезов для лап или крыльев и проработки с помощью прорисовки и штрихов деталей и фактуры (бородка, глазки, оперение);
- специальные доски, размер которых зависит от размера фигурки (для фигуры 15х20 см подойдёт доска 22х35 см) или поворотные станки.
В старшей группе дети используют для лепки специальные доски и стеки
Направленность заданий для старших дошкольников
В старшей группе задания по лепке имеют свои особенности:
- Базовыми являются задания на лепку двух-трёх предметов, форма которых напоминает изученные ранее шар, овал, цилиндр, конус, при этом важно тренировать навыки анализа формы и цвета, сравнения качества предметов, передачи характерных признаков (длинный, короткий, толстый, тонкий). Детей обучают составлять композиции из окрашенной глины или цветного пластилина и размещать их на подставке.
- Продолжается работа, стартовавшая в средней группе, по лепке фигур животных и людей, но детям предлагается новый приём изображения объекта с натуры, например, дымковской народной игрушки из цельного куска способом вытягивания отдельных частей или деталей. В дальнейшем ребятам показывают варианты лепки отдельных частей фигуры игрушки (юбка из конуса, выкатывание ножек и туловища из цилиндров, головы из шара) и их соединения.
- Пристальное внимание уделяется не только правильной передаче формы, но и характеру деталей, осмыслению строения предметов, умению сравнивать величину, изображать несложные движения (шаг, вытянутые руки). Полезным для решения этих учебных задач будет изучение и анализ строения дымковской или тульской пластической декоративной скульптуры животных и людей.
- Скульптурный способ изготовления поделок методом вытягивания формы и деталей из цельного куска глины и пластилина является опорным. Технические приёмы (вдавливание, закругление, прищипывание, ленточный налеп, сглаживание фактуры) продолжают совершенствоваться, способствуя развитию мелкой моторики рук.
- Активно практикуется освоение конструктивного способа создания предмета путём изготовления и скрепления отдельных частей (воспитатель наглядно демонстрирует, устно поясняет и подсказывает в индивидуальном порядке во время самостоятельной работы детей).
- Осваивается художественная роспись красками созданного ребёнком изделия из глины или пластилина.
- Дети этого возраста сталкиваются с проблемами в решении задач, связанных с соблюдением правильного соотношения размеров и форм, неаккуратно соединяют части, но следует требовать от них более точной передачи формы и качественного промазывания швов, соединяющих детали в целостную фигуру.
- Преобладает лепка с натуры, но усилия педагога направлены на освоение детьми лепки по представлению, что требует разносторонней предварительной работы такой, как чтение литературы, демонстрация наглядности, наблюдение, беседа и т. д.
Воспитатель готовит детей к лепке по представлению, изучая вместе с ними формы, пропорции, орнамент народной игрушки
Подготовка и проведение занятия по лепке дымковской игрушки в старшей группе
Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на 25 минут непрерывного занятия в старшей группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 3–5 минут. Занятия по лепке рекомендуется проводить 1 раз в неделю.
Организация и подготовка к занятию
Предварительная подготовка нацелена, прежде всего, на развитие самостоятельной работы детей по представлению. Особое внимание уделяется формированию навыков планирования работы, обдумывания художественного замысла. Ребёнку предоставляется больше самостоятельности в выборе темы и планировании своих действий. Интересная ролевая игра, чтение художественной литературы и её обсуждение, познавательная беседа, рассматривание тематических картинок помогут добиться более высокого качественного уровня работы детей. Воспитателю необходимо предупредить своих подопечных о предстоящем задании по лепке и помочь эмоционально и умственно настроиться на пластическое воплощение образа предмета, обдумать необходимые операции и почувствовать уверенность в своих силах.
Воспитанников старшей группы приучают самостоятельно готовить рабочее место, т. е. определять необходимое количество глины или пластилина и подбирать стеки для лепки. Детям до занятия предлагается выбрать образ, например, лепить по выбору козлика, лошадку или барана в коллективной работе «Ярмарка мастеров», определиться с количеством и характером материала (глина или пластилин, возможно, тесто), обдумать форму, пропорции, способы передачи динамики. Только после такой предварительной работы ребята приступают к реализации замысла.
Структура занятия
Структура занятия включает ряд этапов:
- Организационный этап (мотивирующее начало).
- Практический этап. Методика проведения занятия предусматривает практическую часть, когда воспитатель показывает и объясняет последовательность скрепления частей или деталей в одно целое, обращая внимание на необходимость плотного примазывания элементов со всех сторон. Своими вопросами педагог подводит воспитанников к осознанию алгоритма действий. Отдельные технические приёмы использования инструментов и пластические способы передачи выразительности педагог демонстрирует всей группе сразу, затем подсказывает индивидуально каждому ребёнку в зависимости от замысла. Визуальное восприятие и зрительный анализ продолжают играть ключевую роль. Воспитатель, демонстрируя предмет, предлагает детям словесно описать, проанализировать форму, особенности строения, основные признаки и качества.
Если дети испытывают трудности, то педагог задаёт наводящие вопросы, подсказывает или сам характеризует предмет.
Основные технические приёмы лепки детьми освоены, поэтому с каждым занятием воспитатель тратит меньшее количество времени на показ действий, всё больше полагаясь на самостоятельность воспитанников в выборе правильного решения. Важно, чтобы дети определили наиболее эффективный способ передачи образа, метод вытягивания форм из цельного куска позволяет легче и точнее передать динамику, метод сборки из отдельных частей более сложный, длительный и подходит для статических изображений. Основная проблема изготовления поделок с помощью скульптурной техники состоит в умении определять на глаз необходимый объём куска материала, но дети 5–6 лет в состоянии справиться с этой задачей. Трудность вызовет и задача соблюдения пропорциональности форм, поэтому воспитателю необходимо путём дополнительных вопросов подвести ребёнка к правильному решению, которое он всё же примет самостоятельно, таким образом, приобретёт личный опыт и лучше запомнит и освоит алгоритм действий.
Воспитатель наглядно демонстрирует и поясняет основные способы создания и оформления игрушки - Самостоятельная работа детей. В основном работу старшие дошкольники осуществляют самостоятельно, вмешательство воспитателя ограничивается подсказкой или вопросом. Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию навыков своей работы, осмыслению образа и способов его художественного воплощения.
- Подведение итогов, анализ и самоанализ. В конце занятия дети обсуждают и оценивают получившиеся фигурки, отмечая степень выразительности, пропорциональности, сопоставляя их с моделью и своим представлением, сформировавшимся в процессе наблюдения в реальной жизни. Если работы небольшие, то их помещают на выставочную доску с фамилиями ребят.
Мотивирующее начало занятия
На организационном этапе занятия для стимулирования рождения у детей мысленного образа персонажа и его большей выразительности воспитатель показывает игрушки по теме, проводит беседу, демонстрирует иллюстрации, слайд-шоу, зачитывает отрывки из сказок, художественной литературы, стихотворения, загадки.
Таблица: стихотворения по теме «Дымковская игрушка» (составлено по материалам открытого доступа)
Название стихотворения | Текст |
Дымково | Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок, Дым идёт из труб столбом, Точно в дыме всё кругом. Голубые дали, И село большое Дымково прозвали. Там любили песни, пляски, В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски — Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. И пошла о «дымке» слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведём сейчас рассказ. |
Девица | За студёною водицей Собирается девица, Как лебёдушка, плывёт, Вёдра полные несёт. |
Конь | В красном новеньком седле Всадник скачет на коне. Конь копытом гордо бьёт, Молодца домой везёт. |
Птицы | Поглядите, что за птицы! Кто ни взглянет, удивится! Расписные петухи, Курочки и индюки. |
Олень | Через горные отроги, Через крыши деревень Красноногий, жёлторогий Мчится глиняный олень! |
Козлик | Козлик — свисток, Левый рог — завиток, Правый рог — завиток, На груди — цветок. |
Барышня | В слободе на Вятке Прямо у колодца, Дымковская барышня Плачет и смеётся: «Все мои подружки, Сестрёнки и братья К празднику надели Нарядные платья. Только мне, бедняжке, Очень уж обидно — Не хватило ткани Для меня, как видно». |
Таблица: пример беседы для организационной части занятия
Автор | Евдокимова Ю. А., воспитатель НДОУ Д/с №111 ОАО «РЖД», г. Саратов. |
Ход беседы | Под русскую народную музыку появляется Петрушка (игрушка бибабо). Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я весёлая игрушка под названием Петрушка! В.: Здравствуй, Петрушка! С чем к нам пожаловал? Петрушка: Был я на ярмарке в русском селе Дымково, где увидел много интересного, да кое-что купил, а у вас есть что на продажу? В.: А что мы тебе должны продать? Петрушка: Игрушки, которые сделали своими руками. Воспитатель: Дети, а у нас есть такие игрушки? Дети отвечают. Петрушка: Не печальтесь, дети, послушайте лучше мой рассказ. Может быть, он вам поможет сделать игрушки своими руками. Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу Голубой речки стоит большое село. Слобода Дымково под Вяткой. Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть — зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир своей игрушкой знаменитою. Вон сколько у меня их. И лошадки, и барашки, и козлики, и павлины, и уточки, и петушки и многие другие. А из чего лепили игрушки, знаете? Дети отвечают. Петрушка: Правильно, из глины лепили. Налепят, высушат и в печь, чтобы они так закалились, стали крепкими и воды не боялись. В.: Мы знаем, что название село получило оттого, что когда мастера высушивали свои глиняные поделки в печи, над крышами из труб вился дымок. Петрушка: Правильно, так и назвали село — Дымково. Потом игрушки белили белилами и они становились, как снег, белые. Затем их начинали расписывать. Как вы думаете, эти игрушки лепили и расписывали радостные или грустные мастера? Как они передали нам своё настроение? Дети отвечают. В.: Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера для их росписи? Давайте расскажем по очереди, используя план:
Петрушка: Как интересно вы рассказывали! |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2016/12/22/konspekt-nod-po-lepke-dymkovskie-loshadki |
Фотогалерея: презентация по теме «Дымковская игрушка»
Таблица: дидактическая игра «Выбери дымковскую игрушку»
Автор | Тарханова Н. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Снежинка», п. Игрим, Тюменская обл. |
Ход игры | В.: Я приглашаю вас в музей народной игрушки. Здесь мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев. Дети рассматривают и называют знакомые игрушки. В.: А сейчас, чтобы проверить ваши знания, мы поиграем. Из предложенных изображений — филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек — детям требуется выбрать последнюю и обосновать выбор. В.: Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Мастерская закрыта. Чтобы войти в неё, надо ответить на вопросы:
Мастерская открывается. Дети входят, надевают фартуки и садятся на рабочие места. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/10/03/v-masterskoy-dymkovskoy-igrushki |
Видео: история дымковской игрушки
Видео: снежная дымковская игрушка в детском саду
Предполагаемые результаты и составление конспекта занятия
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий лепкой со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
- стимулировать интерес к лепке;
- сформировать понимание свойств материала;
- научить правильному использованию глины, пластилина и теста;
- сформировать технические приёмы и практические навыки (ощипывания, раскатывания, соединения, сглаживания);
- обучить лепке простейших геометрических форм (шар, овал, конус, цилиндр, диск), их комбинированию и трансформации базовых форм в более сложные объекты (уточка, лошадка, козлик и т. д.);
- совершенствование зрительного восприятия предметной формы, например, её изменения в зависимости от действий предмета;
- использование разнообразных техник (опорными являются скульптурная и комбинированная, совершенствуется конструктивная), а также разнообразных средств, приёмов и инструментов (стеки, печатки для декоративного оформления) с целью достижения большей художественной и эмоциональной выразительности образа, передачи динамики предмета;
- совершенствование навыков передачи формы (создание объекта из нескольких частей), соблюдения пропорций предметов, закрепление технического приёма создания образа из цельного куска материала;
- дальнейшее развитие самостоятельности и творческой инициативы, обучение самостоятельному выбору сюжета на основе знакомых сказок или литературных произведений.
В конспекте занятия детально прописываются все сценарные моменты занятия, вплоть до слов педагога и предполагаемых ответов детей.
Таблица: пример конспекта занятия по теме «Олешек» (фрагмент)
Цели |
|
Программное содержание |
|
Материалы и атрибуты |
|
Организационная часть | Звучит тихая мелодия на народную тему. Педагог: Смотрите-ка, река! А по берегам реки — город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка — город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся — будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы Дымково. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка. <…> Музыкальная игра-пантомима. Педагог: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении. Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит:
|
Практическая часть | Педагог:
Педагог достаёт крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами — кругами, кольцами и точками. Если контурные изображения достаточно крупные, дети могут работать подгруппами. Педагог уточняет, какие элементы используются для составления узора. Перед работой дети просматривают слайд-шоу.
Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.
Правильно, это олешек. Обратите внимание на схему! (На плакате — образцы и приёмы лепки). |
Самостоятельная работа детей | Педагог: Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. |
Подведение итогов | Педагог: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. |
Цит. по: http://gigabaza.ru/doc/79167.html |
Видео: в мастерской дымковской игрушки
Технологические карты и инструкции по лепке дымковской игрушки в старшей группе
На занятиях в детском саду у старших дошкольников есть возможность изготовить разнообразные дымковские игрушки. Всё зависит от фантазии педагога и его подопечных.
Универсальные этапы создания дымковской игрушки конструктивным способом
- Выбрать ориентировочную модель (изображение на картинке), которую планируется копировать.
Для начала потребуется выбрать ориентировочкую модель поделки - Вылепить основу-туловище из большого шара, выкатывая овальную форму, к которой впоследствии нужно будет присоединить детали (ножки, шея, голова, рожки, хвостик). Основная трудность для детей — определиться с размером основы, соблюдая пропорциональное соотношение всех частей фигуры.
Шар для основы-туловища поделки выкатывают в овальную форму - Дополнительные части также формируются путём деформации шариков, но уже меньшего размера. Ножки получаются путём суживания одного конца цилиндров меньшего размера.
Основные части (туловище, голова, шея, ноги) получаются путём деформации шаров - Все подготовленные части и детали скрепляются методом прижимания к основе в единую фигуру.
Основные детали скрепляются прижиманием Первые работы детей вряд ли будут соответствовать требованиям точности и гармоничности, но постепенно глазомер начнёт помогать видеть и определять правильное соотношение размера и формы.
- С помощью жидкой глины все швы между деталями аккуратно сглаживаются.
Места соединений аккуратно сглаживаются - После создания основной заготовки к ней присоединяются декоративные детали: кружочки, колечки, оборки, завитушки и т. д.
- Пока глиняная фигурка высыхает (2–3 дня), можно продумать орнамент, который украсит её и сделает неповторимой. Краски используются сочные, яркие, не смешанные, наиболее подходящий вариант — акриловые краски.
Готовые изделия расписываются в стиле дымковского декоративного узора
«Олешек» из пластилина в комбинированной технике
Ход работы:
- Можно использовать отработанный пластилин.
Для изготовления поделок можно использовать отработанный пластилин - Создать однородную массу.
Из пластилина делают однородную массу - Цельный кусок разделить на 2 части и скатать 2 вытянутых цилиндра, один из которых (туловище и ноги) будет толще и длиннее другого (шея и голова).
Формируют два цилиндра для создания частей тела оленя - Большой цилиндр мысленно разделить на 3 части, первую и третью стекой разрезать пополам, образуя задние и передние ноги.
С обеих сторон в большом цилиндре делают надрезы для оформления ног - Средней части (спинка) придать форму плавного изгиба, ножки закруглить по линиям надреза и внешним краям.
Изогнуть туловище оленя, закруглить ножки - От цилиндра меньшего размера косым движением отрезать кусочек, подготовив место среза для прикрепления шеи к туловищу. Присоединить меньшую деталь к корпусу игрушки, сглаживая соединительный шов.
Соединить туловище и меньший цилиндр, который выполнит роль шеи - Вершину прикреплённой детали изогнуть, формируя голову олешка.
Голову олешка формируют из детали шеи - Отщипнуть от куска пластилина 2 кусочка, скатать шарики, затем придать им форму ушек, присоединить к голове.
Из двух кусочков пластилина делают ушки - Раскатать жгутик для рожек.
Раскатывают небольшой жгутик для рожек - Жгутик согнуть в форме подковки и установить между ушек, сгладив места соединения.
Рожки аккуратно присоединяют между ушек оленя - Сделать маленький хвостик и прилепить.
К туловищу присоединяют маленький хвостик - Заготовку загрунтовать гуашью белого цвета, начиная с ножек и животика, перевернуть на ножки и постепенно загрунтовать всю фигурку.
Фигурку олешка грунтуют белой гуашью - Дождаться полного высыхания грунтовочного слоя. Можно приступить к декоративному оформлению в стиле дымковского орнамента.
После полного высыхания игрушек можно приступать к их росписи - Вот такие красавцы в итоге получились.
Готовые поделки олешков украсят помещение группы и порадуют родителей дошкольников
«Козлик» из пластилина в скульптурной технике
Ход работы:
- Из цельного куска пластилина третью часть утончить и загнуть (шея и голова с рогами).
ДЛя изготовления поделки потребуется утончить и загнуть третью часть цельного куска пластилина - Наметить небольшие выступы, которые затем методом вытягивания нужно будет сформировать в ноги.
Вытянуть мордочку и рожки, наметить ноги - Вытягивая и перегоняя пальцами пластилин, удлинить ноги и рога.
Удлинить рожки и ножки - Придать более чёткие формы туловищу и мордочке.
Сделать формы более чёткими путём сглаживания - Методом прищипывания вытянуть бородку и ушки, сглаживанием выровнять поверхность скульптуры.
- Стекой нарисовать глаза и прочертить бородку. В дальнейшем можно загрунтовать и разрисовать акриловыми красками или гуашью.
Готовую поделку можно разрисовать красками
«Козлик» из пластилина в конструктивной технике
Ход работы:
- Скатать толстый цилиндр для туловища и 4 тонких цилиндра для ног. Один конец деталей для ног утончить, другому придать форму углового скоса.
- Соединить все детали.
Вылепить части для туловища и ног козлика, затем соединить детали - Из шариков вылепить детали для ушек и рожек.
Готовят детали для головы, ушек и рожек будущего козлика - Сформировать рожки.
Вылепить рожки, валики для хвостика, бородки козлика и декоративных деталей - Скатать шар для головы, цилиндр для шеи, присоединить к туловищу, сгладить все швы и дополнить фигурку мелкими деталями.
Соединить шею с головой козлика, прикрепить мелкие детали, сгладить фактуру поделки - Готовое изделие украсить росписью.
С готовой поделкой козлика из пластилина ребята могут играть, не боясь, что она разобьётся
«Лошадка» в комбинированной технике из солёного теста
Ход работы:
- Кусок солёного теста разделить на 2 неравные части (туловище, голова с шеей), скатать цилиндры.
- Из заготовки большего размера сформировать туловище, изогнув деталь и сделав стекой надрезы с обеих сторон для ног.
- Из маленького цилиндра вылепить шею и голову, отогнув небольшую часть.
- Соединить части, прилепив к туловищу шею с головой, тщательно сглаживая место соединения шеи и туловища.
- Ушки сформировать с помощью приёма защипывания.
- Присоединить декоративные детали гривы и хвоста, сгладить фактуру изделия смоченными в воде руками.
Детали хвостика и гривы формруют в виде жгутиков - Дождаться высыхания поделки и приступить к художественной росписи.
После высыхания поделку аккуратно расписывают красками - Работа готова.
В результате получается милая лошадка
«Лошадка» из пластилина
Ход работы:
- Из двух кусков вылепить туловище и цилиндр для шеи с головой, присоединить шею, отогнуть голову.
Вылепить туловище лошадки из цилиндра, присоединить шею, отогнуть голову - Вылепить 2 жгутика для гривы и хвоста и прилепить к фигурке.
Прикрепить к туловищу лошадки гриву и хвост - Подготовить изделие к росписи, для чего обсыпать скульптуру мукой, лишнюю муку удалить с помощью кисти.
Для росписи потребуется предварительно обсыпать изделие мукой - Загрунтовать фигурку гуашью.
Туловище лошадки грунтуют гуашью белого цвета, а гриву и хвост — чёрного - Разукрасить поделку в стиле декоративного узора.
Поделку украшают стилизованными узорами
«Дымковская лошадка» из глины в скульптурной технике (совместно с родителями)
Организационная часть сопровождается демонстрацией слайд-шоу и подробным обсуждением пошаговой инструкции.
Ход работы:
- Цельный кусок скатать в форме цилиндра.
Большой кусок глины скатать в форме цилиндра - Третью часть стекой разделить на 2 части (голова и шея, передние ноги).
Один конец туловища будущей лошадки стекой разделить пополам - Одну часть отогнуть вверх и вытянуть, сформировать продолговатую шею, загнуть и закруглить (голова).
Одну часть туловища лошадки отогнуть вверх для формирования шеи и головы - Другую часть отогнуть вниз и стекой разделить на 2 части, сформировать передние ноги.
При создании элементов поделки поможет схема - Другой конец базового цилиндра слегка вытянуть, разделить стекой на 2 части, согнуть и вылепить задние ноги.
Ноги будущей лошадки формируют из туловища - Гриву и хвост оттянуть от основной фигуры и вылепить с помощью мелкой техники прищипывания. Усложнённый вариант исполнения предполагает отдельное скатывание жгутиков и прикрепление к скульптуре.
Сформировать гриву и хвост путём прищипывания - Получившиеся изделия дети с родителями забирают домой, дожидаются полного высыхания и расписывают на своё усмотрение.
Поделки дети забирают домой и там совместно с родителями расписывают
Видео: как сделать лошадку из глины
«Дымковская барыня» из пластиковой бутылки и пластилина
Предварительно сделать заготовки, отрезав нижнюю часть пластиковой бутылки.
Ход работы:
- Размазать пластилин по поверхности бутылки (юбка и туловище).
- Из небольшого кусочка скатать шарик для головы и вытянуть шею. Присоединить к туловищу, разгладить место соединения.
- Скатать вытянутые цилиндры (руки), дугообразно изогнуть и присоединить к туловищу.
- Сплести 2 косички, прилепить, сформировав причёску, методом налепа присоединить кокошник.
- Аналогично можно украсить нижнюю часть платья декоративной волнообразной ленточкой с помощью налепа сплющенного продолговатого валика.
Облепить бутылку, присоединить голову, руки барыни, декоративные детали - Предварительную подготовку к росписи проводит воспитатель. Необходимо сначала обсыпать изделие мукой, затем покрыть специальным лаком и, наконец, загрунтовать белой гуашью.
Подготовить изделие к росписи ребятам помогает воспитатель - Дети самостоятельно расписывают получившиеся скульптуры. На уроках рисования желательно заранее отработать варианты декоративного узора, которые дошкольники смогут реализовать в своих творческих работах.
Дошкольники самостоятельно расписывают поделки
«Барыня» из глины в конструктивной технике с использованием формочки
Ход работы:
- Используя стаканчик от йогурта, сформировать заготовку для платья, присоединить цилиндр для туловища, сгладить место соединения. Получится форма колокольчика с ручкой.
Сформировать заготовку для юбки на стаканчике от йогурта - Скатать шарик для головы, валики для рук, затем голову присоединить к туловищу, валики изогнуть и прикрепить.
- Вылепить лепёшку для кокошника и прилепить к голове.
Аккуратно скрепить все части и детали поделки - Развести белую гуашь с мылом и покрыть подсохшие скульптуры.
Покрыть фигурки гуашью с мылом в качестве подготовки к дальнейшей росписи - Дождаться окончательного высыхания изделий и приступить к росписи. Ребёнок почувствует себя настоящим дизайнером, оформляющим собственное творение.
Разрисовывая скульптуры, дети почувствуют себя настоящими творцами
«Водоноски» — фигурки из глины в конструктивной технике
Ход работы:
- Основной кусок глины разделить на 3 части. Из одного (самого большого) скатать лепёшку и сформировать платье и туловище в форме колокола (пышная юбка). Туловище можно вылепить отдельно в форме цилиндра.
- Из другого куска (маленький) сформировать шар для головы, присоединить и сгладить места соединений.
Дети лепят барыню, опираясь на схему - Третий кусок (средний) использовать для формирования валиков для рук и декоративных деталей для оформления причёски и одежды. Вылепить косичку из жгутиков, лепёшку для передника, коромысло с вёдрами. Аккуратно присоединить все детали.
Готовые фигурки потребуется просушить - После высыхания приступить к росписи. Фигурки должны быть яркими и красивыми благодаря сочным цветам и узору.
Видео: дымковская барыня из глины
«Дымковская уточка» из глины в скульптурной технике
Ход работы:
- Кусок глины размять, скатать цилиндр.
- Изогнуть цилиндр, сформировать голову, вытянуть остроконечный клювик.
- Методом вдавливания и сплющивания вылепить хвостик.
- Сделать боковые надрезы с помощью стеки и в технике прищипывания сформировать крылья.
Вылепить фигурку уточки из цельного куска глины - Высушить поделку и расписать.
После высыхания уточку расписывают красками
«Дымковский петушок» из пластилина в комбинированной технике
Ход работы:
- Разделить кусок пластилина на 2 части, из большей сформировать овальное туловище, вытянуть шею и закруглить голову, а из меньшей вылепить хвост, крылья и подставку.
К туловищу петушка присоединить хвост и подставку - Присоединить хвост, аккуратно разглаживая место стыка, добавить клюв, гребешок и бородку.
- Украсить фигурку методом налепа мелких деталей по своему усмотрению.
Дошкольники украшают фигурки в соответствии со своими цветовыми предпочтениями
Занятия по лепке дымковской игрушки позволяют дошкольникам окунуться в мир народной культуры, развить ручные умения, глазомер и чувство вкуса, освоить различные техники лепки и создать яркие, интересные поделки. Усилия воспитателя старшей группы должны быть направлены на обучение детей 5–6 лет практике предварительного обдумывания своей работы, воспитывая мыслительную культуру, умение работать по представлению, а также самостоятельность, чувство формы и цвета, аккуратность при выполнении поделки.
Программа по изо для старшей группы включает занятия по декоративному творчеству — лепке и рисованию. Знакомство с народно-прикладным искусством начинается с изучения дымковской игрушки. Традиционно сначала проводится занятие по лепке, после — по росписи в стиле народного промысла. Первые фигурки для лепки — олешек и козлик.
Подготовка к занятию по лепке дымковской игрушки в старшей группе
С дымковской игрушкой ребята познакомились в средней группе детского сада. Они помнят, что промысел этот древний. Фигурки создавались из глины и вручную расписывались узорами-оберегами. Дымковские игрушки привлекают детей простотой и яркостью. В старшей группе они осваивают лепку животных: олешка (то есть оленя), козлика, лошадки.
Дымковские фигурки животных сложнее в исполнении, чем птички, уточки
Способы и приёмы лепки
Фигурки козлик и олешек дети лепят комбинированным способом. Из кусков пластилина вылепливаются туловище, голова и рога пластичным/скульптурным способом. Готовые части последовательно соединяются в единый образ — это приём конструктивного способа.
Воспитанники старшей группы совершенствуют технику лепки. Со всеми приёмами они знакомы и выполняют самостоятельно:
- раскатывание/скатывание шариков, цилиндров, колбасок,
- вдавливание,
- сплющивание,
- прищипывание краёв,
- оттягивание,
- присоединение/примазывание деталей,
- сглаживание швов/границ между элементами.
Лепка дымковской игрушки сочетает элементы конструктивного и скульптурного способов
Материалы и инструменты
- Пластилин — универсальный материал для работы с дошкольниками. Для лепки дымковской игрушки можно использовать пластилин любых цветов. Используйте и остатки материала: сложите кусочки и разомните в единую массу. Главное — пластилин для фигурок выбирайте нежирный, слишком мягкая масса не будет держать объёмную форму.
Лепить заготовки для игрушек можно из отходов от других поделок
- Солёное тесто — масса из муки, соли и воды по схеме 1:1:1/2, смешанных до однородности. Старшие дошкольники справляются с лепкой из теста, им можно поручить самостоятельно приготовить массу. Подсказка воспитателя потребуется при соединении деталей к дымковской игрушке: элементы из теста нужно смачивать и примазывать к основе. Некрепко закреплённые детали при высыхании отвалятся.
Фигурки из солёного теста оставляют сушиться на подставках: колбасках из фольги, сложенных домиком картонках.Игрушки из солёного теста просушивают на подставках
- Глина — менее податливый материал. Детям потребуется помощь в раскатывании, делении глиняного куска, соединении деталей. Лепку дымковской игрушки из глины рекомендуется проводить в подгруппах. На занятии, например, все делают олешка из пластилина, во второй половине дня в творческом уголке (по 3–4 ребёнка) — лошадку из глины.
Лепить из глины сложнее, чем из пластилина и теста
- Самозасыхающая масса для лепки — удивительный материал для детского творчества. Лёгкая, податливая и невероятно приятная масса не липнет к пальцам, принимает любую форму, засыхает при комнатной температуре. Стоимость только выше цены на пластилин и глину.
Затвердевающую массу можно посоветовать родителям для совместной лепки дома
- Стека необходима для деления пластичного материала на части.
Стекой дети отрезают от большого куска пластилина и обозначают детали
В детском саду, который посещают мои сын и дочь, проводятся занятия по декоративной лепке и росписи. Времени не хватает на раскрашивание сделанной игрушки. Поэтому воспитатель к занятию по рисованию покрывает детские поделки белым грунтом. А во второй половине дня функционирует кружок по лепке. Игрушки по мотивам народных промыслов дети создают из глины. После просушки изделия раскрашивают акрилом сами дети.
Видео: дымковская барышня из пластилина
Видео: конь дымковский из глины
Видео: петушок из солёного теста
Раскрашивание игрушек
Занятие по лепке не предполагает украшение поделки орнаментом. Согласно классической программе по ИЗО в старшей группе (автор Комарова Т. С.) роспись дымковских игрушек проводится отдельно, на занятиях по декоративному рисованию. Если лепили из пластилина (не требуется время на просушку), то завершающим этапом станет нанесение белой фоновой краски.
Попытка совместить в одном занятии лепки, раскрашивание и роспись может стать причиной переутомления детей. Ребята начнут торопиться и переживать, что не успеют сделать игрушку.
В старшей группе роспись дымковских игрушек обязательна, но проводится отдельным занятием
Для раскрашивания игрушек нужны дополнительные материалы:
- Краски понадобятся для росписи высохшей игрушки. Предварительно фигурка покрывается слоем белой гуаши, можно использовать акриловую грунтовку. Основные цвета дымковской росписи — красный, жёлтый, синий. Составные — зелёный, оранжевый.
Основа дымковской игрушки — белого цвета
- Кисти рекомендуется использовать синтетические, они не оставляют волосков на игрушке.
Раскрашивают дымковскую игрушку тонкой кисточкой
Индивидуализация заданий в декоративной лепке
Индивидуально-личностный подход реализуется в выявлении детей, не справляющихся с общим заданием, и творчески одарённых ребят. Первым воспитатель помогает в лепке. Для детей 5–6 лет сначала дают устную подсказку. Если ребёнок после прослушивания рекомендаций по-прежнему не справляется, воспитатель показывает действие.
Для одарённых детей подготавливаются задания повышенного уровня сложности:
- слепить игрушку из глины (когда группа работает с пластилином),
- сделать две фигурки разного размера: олешка и оленёнка, козлика и козлёнка,
- украсить поделку дополнительными элементами — оборками, чёлкой, ушками.
Заданием с усложнением может быть лепка по образцу настоящей игрушки — с дополнительными красивыми элементами
Таблица: постановка задач
Образовательные |
|
Развивающие |
|
Воспитательные |
|
Цель лепки дымковских игрушек — приобщить детей к богатству народно-прикладного искусства
Темы «Олешек», «Козлик», «Лошадка» включаются в план проектной деятельности. Со старшими дошкольниками делается краткосрочный проект по изучению дымковского промысла или отдельной темы в разных стилях народно-прикладного искусства.
Примеры проектов в старшей группе:
- «Образ коня в русских народных промыслах».
- «Наша дымкова игрушка не стареет сотню лет».
- «Мчится глиняный олень».
Итогом проектной деятельности по народным промысла может быть выставка дымковских игрушек, сделанных детьми
Содержание занятий по дымковской игрушке в старшей группе
Образовательная деятельность на занятии состоит из вводной части и практической. Обязательно проведение подвижных и дидактических игр, физкультминуток. Эти здоровьесберегающие технологии являются профилактикой переутомления и дарят хорошее настроение.
Схема занятия по декоративной лепке в старшей группе:
- Орг. момент — 1 минута.
- Вводная часть — 3–4 минуты.
- Практическая работа:
- объяснение задания, проговаривание алгоритма лепки — 2–3 минуты,
- самостоятельная работа детей — 15–16 минут.
- Показ работ, подведение итогов — 2 минуты.
Это важно. Не забывайте про короткие игры и динамические паузы. Лепить и раскрашивать 20 минут без перерыва может казаться простым. Но не для детей. Сидячие занятия провоцируют мышечные зажимы и гипертонус, работа с мелкими деталями повышает риск проблем со зрением.
Двигательная активность должна сменять работу за партой — это забота о физическом и эмоциональном здоровье детей
Вводная часть занятия знакомит детей с темой. Чтобы задание по лепке увлекло детей, их нужно мотивировать к активной деятельности.
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Форма подачи материала | Краткий план мотивирующего начала |
Выставка дымковской игрушки, беседа |
|
Малые жанры УНТ (устного народного творчества) | Дети слушают аудиозаписи частушек, отгадывают загадки на тему дымковских игрушек или зачитывают выученные дома стишки.
|
Решение проблемной ситуации | В группу из музея приходит письмо: едет иностранная делегация, а все экспонаты увезли в другой город. Директор музея просит ребят о помощи. Дети предлагают решение проблемы. Лучшее — сделать дымковские игрушки и организовать выставку. |
Просмотр видеоматериала |
|
Видео: мультфильм «Петрушка и вятская игрушка»
Мультик про Петрушку входит в цикл «Народные промыслы России». Можно показать детям всю серию мультиков на занятиях по декоративной лепке или рисованию. Предварительно просмотрите мультфильм без детей. Для дошкольников достаточно увидеть начало — про возникновение и особенности дымковской игрушки.
Видео: фрагмент фильма «Дымковская игрушка»
Лепим дымковскую игрушку «Олешек»
- Делим пластилин на три части.
Стека обязательно должна быть на занятиях лепкой в старшей группе
- Из самой большой части формируем тело и ножки олешка. Для этого скатываем колбаску. С помощью стеки делаем надрезы с двух её концов. Выгибаем деталь дугой. Формируем ножки.
Туловище олешка лепится пластичным способом
- Из второй небольшой части формируем шею и голову олешка. Скатываем колбаску и загибаем один конец. Соединяем с телом олешка и сглаживаем места соединения.
Для рогов олешка обычно достаточно двух пластилиновых колбасок
- Из оставшегося пластилина скатываем тонкие колбаски и формируем рожки нашему олешке.
Таблица: конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» (фрагменты)
Автор | Узунян А. Н. |
Задачи |
|
Предварительная работа |
|
Материал |
|
Ход занятия |
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-po-lepke-dymkovskaja-igrushka-oleshek.html |
Узоры на олешке можно сделать при помощи пластилиновой аппликации
Фотогалерея: примеры готовых работ
Лепим дымковскую игрушку «Козлик»
- Разделить кусок глины на две части. Из одной части скатать колбаску.
Пластилин может быть любого цвета
- Разрезать колбаску посередине с двух сторон.
Разрезы должны быть одинаковыми, чтобы козлик крепко стоял на ногах
- Аккуратно вытянуть, прижимая и выглаживая каждую ножку.
Туловище козлика такое же, как у олешка
- Кусок глины разделить на две части, из одной половины скатать шар, потом шар превратить в колбаску.
Остаётся слепить детали для козлика
- «Колбаску» согнуть крючочком.
Покажите, какого размера должны получиться крючочек
- Прикрепить шею к туловищу способом примазывание.
Остаётся слепить детали
- Скатать два шарика одного размера, раскатать в конусы, примазать к голове — рожки.
Рожки у козлика меньше, чем у олешка
- Три маленьких шарика превратить в конусы и примазать — это ушки и борода.
Козлик готов
Основа фигурки «Козлик» лепится аналогично «Олешку». Разница — в форме рогов. Уровень сложности выполнения этих игрушек примерно одинаковый. Смотрите по детям. Попроще игрушки (и олешек, и козлик) лепятся без дополнительных элементов: ушек, хвоста, чёлки/бородки. Если дети хорошо справляются с лепкой, декоративные детали должны быть частью задания.
Таблица: конспект НОД по лепке из пластилина «Дымковский козлик» в старшей группе
Автор | Иванова Т. |
Цель | Учить детей создавать в лепке фигуру козлика, украшать её узорами по мотивам дымковской игрушки. |
Задачи |
|
Ход занятия |
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-lepke-iz-plastelina-dymkovskii-kozlik-v-starshei-grupe-dou.html |
Разработку Ивановой Т. рекомендуется использовать в качестве опорной схемы занятия «Дымковский козлик». Для старшей группы очень бедная вводная часть: сомнительно, что у детей возникнет мотивация к лепке после одной загадки. Следует обогатить начало занятия, включить дидактическую или малоподвижную игру в середине.
Части козлика можно вылепить в разных цветах, характерных для дымковской игрушки
Фотогалерея: примеры готовых работ
Лепка других дымковских игрушек
На тему животных можно предложить слепить дымковскую лошадку. Изучая домашних птиц на занятиях НОД, параллельно проводится лепка утки (по типу свистульки). Во второй половине учебного года воспитанники старшей группой приступают к лепке фигуры человека, актуально знакомство с игрушкой «Дымковская барышня».
Лошадка
- Кусок пластилина раскатываем в толстый валик. Делим его на 4 части (ножки).
Пластичным способом лепится и туловище коня
- Из другого куска (меньшего) формируем шею и голову. Применяем приём вытягивание и приглаживание.
Шея коня может быть длиннее, чем у олешка и козлика
- Прикрепляем голову к туловищу, приглаживая пластилин.
Лошадке нужны свои детали
- Из тонких валиков делаем гриву и хвост, применяя приём прокручивания двух валиков. Прикрепляем гриву и хвост.
Лошадка готова
Дымковских животных — лошадку, олешку, козлика — можно вылепить конструктивным способом. Слепить дымковскую игрушку из отдельных деталей — задание повышенного уровня сложности.
Слепить дымковскую лошадку конструктивным способом сложнее
Утка
- Из пластилинового блинчика сворачиваем туловище.
Тело уточки лепится по принципу старинной дымковской свистульки
- Формируем шею и голову, примазываем к туловищу.
Голова и шея у уточки, как у олешка, только меньшего размера
- Из маленьких блинчиков складываем гармошкой крылья, примызываем.
Упрощённое задание: сделать крылья в виде обычных блинчиков
- Декорируем голову утки шапочкой или кепкой.
Кепочку сделать сложнее
- Ставим на пластилиновую подставку.
Уточка готова
Барышня
- От пластиковой бутылки отрезаем верхнюю часть.
Собрать бросовый материал можно поручить детям и родителям
- Берём пластилин белого цвета и равномерно наносим его на нашу заготовку.
Красить барышню не придётся, если использовать пластилин в цветах дымковской росписи
- Делаем туловище из пластилина красного цвета.
Кофточка у барышни может быть разных цветов
- Формируем голову.
Чтобы голова лучше держалась, её можно закрепить на пластиковом колпачке
- Украшаем юбочку.
Украшение фартука складывается из полосок и кругов
- Оформляем фартучек.
Для фартука нужны пластилиновый узор и оборка
- Приступаем к голове, коричневым пластилином делаем прическу (из двух жгутиков делаем косу).
Обычно волосы дымковской барышни коричневого цвета
- Делаем два жгута из красного пластилина и прикрепляем ручки.
Кисти барышни фиксируем у пояса
- Украшаем голову кокошником и детализируем лицо барышни.
Дымковская барышня готова
Украшение игрушки при помощи пластилина экономит время, это намного быстрее росписи.
Фотогалерея: поделки по дымковским мотивам
Расскажите ребятам о дымковской игрушке. Покажите многообразие форм и деталей в этом незамысловатом, на первый взгляд, промысле. Знакомство с работами народных умельцев побуждает к собственному творчеству и расширяет кругозор.
- Автор: Мария Скопина
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(3 голоса, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Мастер-класс «Олешек» для работы с детьми старшей группы
Выполнила: воспитатель Ярашова Р.Ф.
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по лепке «Олешек». Для работы понадобится: доска для лепки, пластилин, стека, гуашь, кисточка, стаканчик с водой.
Вполне подойдут все, имеющиеся под рукой остатки пластилина. Делим пластилин на три части.
Из самой большой части формируем тело и ножки олежка. Для этого скатываем колбаску. С помощью стеки делаем надрезы с двух ее концов. Выгибаем деталь дугой. Формируем ножки.
Из второй небольшой части формируем шею и голову олешка. Скатываем колбаску и загибаем один ее конец. Соединяем с телом олешка и сглаживаем места соединения.
Из оставшегося пластилина скатываем тонкие колбаски и формируем рожки нашему олешке.
Теперь приступаем к покраске олешка белой гуашью. Лучше начинать с брюшка и внутренней стороны ножек. Рожки красим красной краской.
Когда основа высохнет, можно приступать к расписыванию олешка. Вот, что у нас получилось.
Желаю творческих успехов!
Занятие в старшей группе
Лепка «Олешек» по мотивам дымковских игрушек
Цели: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Показать пластичность передачи движений в лепке.
Задачи:
-продолжать работу по «вживанию в образ» дымковской игрушки, усиливая восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами;
-помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: пластичность, яркость, нарядность;
-обучать детей приемам лепки;
-развивать речь через богатый материал народного промысла (составление описательных рассказов по игрушкам);
-продолжать упражнять детей в лепке из целого куска пластилина игрушки по замыслу народных глиняных игрушек;
-воспитывать у детей бережное и внимательное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно-прикладное искусство близко к природе.
Материал и оборудование: пластилин, подставки для лепки, стеки, салфетки для вытирания рук, дымковские игрушки, аудиозаписи народной музыки.
Дети входят в группу, здороваются с гостями и садятся на стульчики.
Сюрпризный момент. Перед детьми стоит сундук.
— Ой, ребята, посмотрите, это что за сундучок?
Сундучок тот не простой,
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Веселые зверушки.
— Но, чтобы его открыть, отгадайте загадку:
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я? (Дымковская игрушка)
— Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях!
А что мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке? Нам о них расскажут Арина, Алена, Даша и Егор С.
-Молодцы, ребята! Напомню вам вкратце историю возникновения дымковской игрушки (показ картинок).
— Предлагаю поиграть в русскую народную игру
«Боевые петухи»:
Петушки распетушились
Но подраться не решились
Если перышек лишиться
Нечем будет петушиться!
(Выбирают 2 петуха. Зайдя в круг, игроки становятся на одну ногу и кладут руки за спину. По сигналу начинают прыгать и выталкивать соперника из круга)
-Ребята, скоро у нас в детском саду будет ярмарка. Предлагаю вам стать мастерами и слепить игрушку для ярмарки.
Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить:
Стоит на стройных ножках-
Вся краса в рожках.
Дети: Олешек
— Правильно, это олешек.
Обратите внимание на схему:
1.Лепим две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — по — тоньше и покороче. Это будет шея и голова.
2. Толстую колбаску зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части).
3. Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму.
4. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.
5. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения.
6. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка.
7. Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются при покраске.
8. Делаем рожки. Раскатываем колбаску, она так же не должна быть очень тонкой, иначе может сломаться при покраске.
9. Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Хорошо сглаживаем места креплений.
10. Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу.
11. Заготовка олешка готова.
12.Загрунтуем олешка белой гуашью. Начинать надо с брюшка и ножек. Поставить олешка на ножки и очень тщательно загрунтовать всю заготовку. Торопиться не стоит. Важно, чтобы не осталось не прокрашенных мест. Дать высохнуть гуаши.
Воспитатель:
Перед началом работы разогреем ручки:
Мы игрушки расписные
Хохотушки Вятские
Щеголихи Слободские
Кумушки Посадские
Наши руки крендельком
Щеки будто яблочки
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
— Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок
(Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приёмы работы)
Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку.
Воспитатель анализируют работы:
-Ай, да игрушки у нас получились, настоящие дымковские!
— Кто трудился от души — веселись теперь, пляши!
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной
Вот какой веселый пляс
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте
Все танцуют с нами вместе! (Звучит русская народная мелодия «Барыня»)
Дети танцуют.
— Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!