-
Советская культура при Брежневе
Реабилитация сталинизма. Тема преступлений
эпохи «большого террора» с конца 1960-х
гг. фактически оказалась под запретом.
В 70-е гг. стал формироваться образ
талантливого полководца И.В. Сталина,
одержавшего победу в ВОВ. С конца 60-х
гг. начинается и постепенно набирает
размах кампания по возвеличиванию
Брежнева. В 1973 году было принято
специальное постановление о мерах по
«повышению авторитета» главы партии.
Большое распространение получили новые
СМИ и способы ее передачи: радио и
телевидение, аудио- и видеокассеты –
все это способствовало доступу широких
слоев советского общества к западной
массовой культуре, позволяло понять,
насколько СССР оторван от достижений
западной цивилизации. Становилось ясно,
что «самый передовой строй» фактически
отстает от стандартов жизни «загнивающего»
капитализма. Единственным ответом
советских идеологов была критика
«буржуазных концепций».
Несмотря на отчаянные попытки советского
руководства догнать и перегнать Запад
в области развития науки и культуры,
материальных средств на это явно не
хватало. Неуклонно снижались расходы
на науку и просвещение. Действовал все
тот же принцип остаточного финансирования
культурного строительства. В кино,
театре и литературе внедрялся регулируемый
тематический репертуар.
В СССР наблюдалось разграничение
официальной и подпольной культуры.
Определенная часть интеллигенции
вынуждена была уехать из СССР (А.
Тарковский, А. Галич, Ю. Любимов, Э.
Неизвестный, М. Ростропович, В. Некрасов
и др.). Таким образом, в СССР и за рубежом
в конце 60-х — начале 70-х гг. сложилась
духовная оппозиция.
Наряду с наметившимся противостоянием
интеллигенции и власти в советском
обществе в конце 60-х гг. заметно усилилось
диссидентское движение. Среди известных
диссидентов были А. Сахаров, В. Буковский,
А. Марченко, В. Красин, Ж. Медведев, Л.
Убожко и др.
Пересмотр школьных программ и попытка
внедрить новейшие методы обучения. На
первом этапе (с 1971 года) курс начальной
школы был сокращен до 3 лет. В 1983-1984 годах
предпринимается попытка комплексной
реформы школы.
За короткий период своего правления
Андропов укрепил позиции официальной
идеологии государства. Оппозиция и
диссидентское движение, ранее
представленные многочисленными
деятелями, были разгромлены КГБ и
фактически прекратили существование
как массовое явление.
В условиях научно-технического прогресса
в СССР особое значение придавалось на4
родному образованию и всей системе
подготовки квалифицированных кадров.
В 19704х годах был осуществлен переход ко
всеобщему среднему образованию, каждый
год в стране открывалось до десятка
новых вузов, численность обучающихся
в них к 1977 г. достигла почти 5 млн человек.
В 1979 г. высшее и среднее (полное и неполное)
образование имело 80,5% занятого населения,
в 1989 г. — 92,1%.
К началу 19804х годов около 40% городских
жителей имели вузовские дипломы.
Государственные ассигнования на науку
увеличивались от десятилетия к
десятилетию. В 1940 г. они составляли 300
млн рублей, в 1950 г.1 млрд, в 1960 г. — 3,9, в
1970 г. — 11,7, в 1980 г. — 24 млрд рублей. Это
позволяло расширять сеть научных
учреждений. В 1985 г. в СССР было 2607 НИИ и
1 млн 491 тыс. научных работников. На
финансирование науки выделялось 5%
национального дохода.
Советские ученые занимали передовые
позиции по многим направлениям математики,
физики, естествознания. СССР произвел
множество запусков пилотируемых
космических кораблей. 18 марта 1965 г.
космонавт А. А. Леонов осуществил первый
выход человека в открытый космос во
время полета на космическом корабле
«Восход42».
Со второй половины 1960-х годов значительно
усиливается идеологический контроль
за СМИ, учреждениями культуры. Основанием
для этого стало постановление ЦК КПСС
«О повышении ответственности руководителей
органов печати, радио, телевидения,
кинематографии, учреждений культуры и
искусства за идейно4политический уровень
публикуемых материалов и репертуара»
(январь 1969 г.). Цензура нередко запрещала
выпуск художественных и публицистических
произведений, кинофильмов, организацию
художественных выставок. Приоритет
отдавался произведениям на
историко4революционные, военно-патриотические
и производственные темы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Аргументы в подтверждение:
— В музыке стал широко популярен новый
стиль «рок» (группы «Аквариум» и «Машина времени»).
Появилось новое направление в литературе — «деревенская проза», в которой
поднимались острые социальные проблемы. Книги писателей-«деревенщиков» официально
издавались большими тиражами. Возникновение и развитие новых стилей и направлений
– один из признаков культурного прогресса и культурной свободы.
— В годы «застоя» развивался жанр авторской
песни. Например, всеобщую популярность приобрело творчество В. Высоцкого, который,
несмотря на острое содержание некоторых произведений, не был отлучён от сцены, и
даже получил возможность выезжать за границу. Авторская песня слабо контролировалась
властями и допускала больше творческой свободы, чем «официальная» эстрада времен
Сталина и Хрущева.
*- В эпоху «застоя» работал Театр
на Таганке, в котором режиссёр Юрий Любимов использовал авангардные приёмы и ставил
пьесы с острым политическим и социальным подтекстом. Несмотря на многочисленные
критические отзывы и обвинения в «диссидентстве», в течение всего периода правления
Брежнева театр так и не был разгромлен, а Любимов оставался режиссёром. Это говорит
о либеральном отношении к инакомыслию в творчестве.
Аргументы в опровержение:
— В конце 60-х гг. усилились атаки на
журнал «Новый мир», который публиковал литературные произведения на острые социальные
и политические темы. Его главный редактор Твардовский был вынужден уйти в отставку.
Политика запретов и разгрома творческих коллективов противоречит принципам культурной
свободы.
— В изобразительном искусстве власти
продолжали пресекать попытки отойти от канонов социалистического реализма. В
1974 г. группа московских художников-нонконформистов решила про вести выставку своих
картин под открытым небом, которая, была разогнана с применением бульдозеров. Уничтожение
художественных произведений – крайнее проявление духовной несвободы.
— В период правления Брежнева за своё
творчество были лишены гражданства и высланы из страны такие видные авторы, как
Солженицын и Бродский. Этот случай доказывает, что в годы «застоя» к «неудобным» творцам по-прежнему применялись репрессивные меры, что в корне противоречит принципам
культурной свободы.
Источник: НезЛО Антона Чубукова
Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя
Тайные публикации, демонстрации протеста, бегства из страны, разгромы редакций и другие события позднего этапа существования СССР, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века
1960
30 мая
Умер Борис Пастернак. Последние два года жизни поэт подвергался травле
из-за публикации в Италии романа «Доктор Живаго», официально признанного клеветой на советский строй, а также из-за присуждения ему Нобелевской премии по литературе. Сообщение о смерти Пастернака появилось только в «Литературной газете» и газете «Литература и жизнь», но, несмотря на это, на похороны поэта в Переделкине приезжают около 500 человек.
1960
Май
Святослав Рихтер впервые совершает гастрольные поездки на Запад. Сначала он выступает в Финляндии, а потом дает 33 концерта в США. Прежде невыездной пианист получает всеобщее признание, а следом и премию «Грэмми» (первую для советских музыкантов) за «лучшее исполнение Второго фортепианного концерта Брамса».
1960
Декабрь
В декабрьском номере журнала «Юность» вышла статья «Шестидесятники»,
в которой 25-летний критик Станислав Рассадин давал характеристику новому поколению советских людей. Молодежь не терпит пустых слов, пропагандистских уловок, она верит в «воспитание правдой». Коммунизм для нее — «это прежде всего невиданный расцвет души». Название статьи вскоре стало нарицательным.
1961
16 июня
После гастролей в Париже танцовщик Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова Рудольф Нуреев попросил убежища во Франции. Никакие протесты советских властей не помогли. Уже через две недели беглец танцевал
в «Спящей красавице», поставленной труппой маркиза де Куэваса, с которой он заключил, по сообщениям газет, баснословный контракт.
1962
Ноябрь
В № 11 журнала «Новый мир» за 1962 год появляется первое произведение «лагерной прозы» — рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о рядовом советском заключенном Иване Шухове. Публикацию пробил главный редактор журнала Александр Твардовский, добившийся разрешения лично у Хрущева. Рассказ хвалит критика, его перепечатывают
в СССР, позволяют переводить и издавать на Западе, а автора даже выдвигают на Ленинскую премию. Однако после отставки Хрущева отношение
к Солженицыну и его рассказу начинает стремительно меняться.
1962
1 декабря
Хрущев посетил выставку в Манеже, организованную к 30-летию Московского отделения Союза художников (МОСХ). Увиденное привело его в ярость.
Не стесняясь в выражениях, он называет работы художников мазней, которая «не нужна советскому народу», кричит и потрясает кулаками. На следующий день газеты выходят с разгромными статьями, а из экспозиции исчезают работы авангардистов старшего поколения — Фалька, Татлина и Древина, а также вся целиком выставка работ молодых художников группы «Новая реальность» Элия Белютина, вызвавших негодование Хрущева.
1962
Декабрь
После выставки «30-летие МОСХ» состоялись две встречи руководства СССР
с интеллигенцией. На них Хрущев, сравнив художников со шпионами, а поэта Вознесенского — с предателем Пастернаком, указал строгие границы творческой свободы и заявил, что в искусстве «либерализму нет места».
1964
13 марта
Поэт Иосиф Бродский был приговорен к пяти годам — максимально возможному сроку — принудительного труда в отдаленной местности по статье за тунеядство. Он не состоял ни в одной профессиональной писательской организации, что по советским законам делало его безработным. В защиту поэта выступили многие деятели советской и мировой культуры. Спустя полтора года он был отпущен на свободу и по ходатайству Корнея Чуковского стал членом Ленинградского отделения Союза писателей СССР. Это, впрочем, не избавило его от преследования. В 1972 году он был вынужден эмигрировать.
1964
23 апреля
Спектаклем по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» началась новая эпоха в истории Московского театра драмы и комедии на Таганке. Пришедший на должность главного режиссера Юрий Любимов и его ученики, выпускники Щукинского театрального училища, быстро завоевали внимание зрителей смелыми новаторскими постановками. Театр приобрел репутацию самого радикального, даже скандального, и стал одним из символов эпохи. Постоянные напряженные отношения с властью закончились лишением гражданства и отставкой Любимова в 1984 году, но уже в 1988-м режиссер вернулся в СССР и вновь возглавил театр.
1965
15 октября
Нобелевскую премию по литературе получил Михаил Шолохов
с формулировкой «за художественную силу и полноту, с которой в своем эпическом произведении о Доне отобразил историческую фазу жизни русского народа». Последний том романа «Тихий Дон» вышел в 1940 году, а Шолохов попадал в список номинантов и раньше. Но, несмотря на стремление властей СССР повлиять на конечный выбор академиков, награда доставалась другим (так, в 1958-м премию присудили Пастернаку). Успех Шолохова преподносился в печати как символ мирового признания советской литературы.
1966
14 февраля
Был вынесен приговор писателям Андрею Синявскому и Юлию Даниэлю
за публикацию произведений на Западе, в которых они допустили клевету
на советский строй. Подсудимые своей вины не признали. Даниэль получил пять, а Синявский — семь лет заключения в колонии строгого режима.
5 декабря 1965 года в Москве на Пушкинской площади собрался митинг поддержки, участники которого требовали гласности суда над писателями.
А после вынесения приговора было обнародовано «Письмо 62 литераторов», просивших выпустить осужденных.
1966–1967
Ноябрь 1966 года — январь 1967 года
В трех номерах журнала «Москва» за 1966–1967 годы спустя почти 30 лет после написания выходит в свет роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Предисловие написал Константин Симонов, он же был инициатором этой публикации. 150 тысяч экземпляров журнала разошлись мгновенно, интерес читателей был подогрет слухами о гениальном романе. Текст копировали
на ротапринтах и перепечатывали на машинках. Вокруг героев и мест, описанных в романе, поклонники писателя создают настоящий культ.
1968
30 апреля
Выходит в свет первый номер самиздатского информационного бюллетеня «Хроника текущих событий». Это первое в СССР неподцензурное общественно-политическое и правозащитное периодическое издание. В нем публикуются сообщения о случаях нарушения прав человека в СССР, акциях протеста диссидентов. Распространяется бюллетень через знакомых; тем же способом, только в обратном направлении, предлагается передавать сведения, которые могут быть опубликованы. В эфире западных радиостанций, вещающих
на СССР, выпуски зачитывают целиком. Редакция анонимна, и все же ее состав часто меняется из-за арестов. «Хроника» просуществует 15 лет, в свет выйдет 63 номера.
1968
25 августа
В Москве состоялась акция протеста против вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Восемь человек — Константин Бабицкий, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов, Виктор Файнберг и Татьяна Баева — вышли на Красную площадь, сели у Лобного места и развернули плакаты «At’ žije svobodné a nezávislé Československo!» («Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!»), «Позор оккупантам!», «За вашу и нашу свободу!» и другие. Почти сразу их скрутили сотрудники КГБ. На суде двоих участников демонстрации признали невменяемыми и отправили на принудительное лечение, еще двое получили тюремные сроки, троих сослали. 21-летнюю Татьяну Баеву товарищи убедили признаться в том, что с ними она оказалась случайно, и ее отпустили.
1970
В 1970 году по инициативе МИД и КГБ руководство страны предоставляет возможность советским евреям выехать на историческую родину в Израиль. Открывшейся возможностью стремятся воспользоваться многие, нередко вызовы приходят от мифических родственников. Получить разрешение совсем не просто, иногда его ждут по несколько лет. Далеко не все выбирают своей конечной точкой Израиль: после распределительного пункта в Вене часть рассредоточивается по Европе, часть уезжает в США. За первые пять лет СССР покинут около 100 тысяч человек, среди них много деятелей науки и культуры. В самом разгаре третья волна русской эмиграции.
1970
Февраль
Меняется редакция главного литературного журнала страны — «Нового мира». Его либеральная общественно-политическая программа формировалась при Хрущеве. Она не вписывается в новую стратегию руководства СССР, преследующего всякое инакомыслие не только внутри своих границ, но и в странах-сателлитах. После серии разгромных статей руководство Союза писателей увольняет заведующих основными разделами, вынуждая главреда, всеми уважаемого поэта-фронтовика Александра Твардовского, написать заявление об уходе по собственному желанию.
1970
Октябрь
Нобелевская премия по литературе 1970 года присуждается Солженицыну
«за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Как и в случае с Пастернаком, в советской прессе организуется масштабная пропагандистская кампания против автора. Несмотря ни на что, Солженицын не отказывается от награды и решает ехать в Стокгольм на торжественную церемонию. Однако поняв, что обратно его не пустят, писатель отказывается от своих планов. Диплом и денежную премию ему удастся получить только в эмиграции, в декабре 1974 года.
1974
15 сентября
На пустыре в московском районе Беляево, на пересечении улиц Профсоюзной
и Островитянова, состоялась выставка работ художников-нонконформистов, получившая название «бульдозерной». Несмотря на то что организаторы (коллекционер Александр Глезер и художник Оскар Рабин) заранее уведомили власти о своих планах, акция закончилась, не успев толком начаться. Через полчаса собравшихся потеснили сотрудники милиции, одетые в форму рабочих-озеленителей. В ход пошла спецтехника — тракторы и поливальные машины. Выставку буквально смели. Жестокий разгон в дальнейшем объяснили возмущением рабочих, «которым хулиганствующие дилетанты мешали проводить воскресник».
1975
Октябрь
Нобелевскую премию мира за 1975 год получает Андрей Сахаров, автор советской водородной бомбы, академик, трижды Герой соцтруда, лауреат Сталинской и Ленинской премий. С конца 1960-х он активно занимается общественной деятельностью, становится одним из учредителей Комитета прав человека в СССР. В 1973 году в советской печати появляются коллективные письма ученых и писателей, осуждающих деятельность Сахарова. С этого момента он самый известный диссидент СССР. За премией ученого не выпустят, ее получит жена.
1975
В конце года создан Московский горком художников-графиков. В него вошли мастера советского андеграунда, которым был заказан путь в большой профессиональный союз. Получено согласие московской городской партийной организации. Власть стремилась впредь избегать скандалов наподобие «бульдозерной выставки». Существование неофициального искусства теперь признано официально, но развернуться ему не дали, поселив в подвале. Горком получил помещение на Малой Грузинской улице, 28, в кооперативном доме деятелей кино, где жил Высоцкий. С осени 1976 года там проходят выставки. Сообщения о них регулярно печатает западная пресса. В небольшом зале картины висят вплотную, а чтобы попасть внутрь, нередко нужно выстоять большую очередь.
1976
18 декабря
В аэропорту Цюриха состоялся самый известный в истории СССР обмен политзаключенными. Из Москвы под охраной группы «Альфа» в наручниках был доставлен один из организаторов диссидентского движения Владимир Буковский, который провел в тюрьмах и лагерях в общей сложности 12 лет. Среди прочего ему вменялась передача на Запад материалов о советской карательной психиатрии, что было квалифицировано судом как «антисоветская агитация и пропаганда». В обратном направлении последовал генеральный секретарь Коммунистической партии Чили Луис Корвалан, арестованный после военного переворота Аугусто Пиночета 11 сентября 1973 года. Этим обменом советская власть фактически признала, что в стране есть политзаключенные.
1980
22 января
Физика Андрея Сахарова без суда высылают из Москвы в Горький. Сотрудники КГБ задержали его прямо на улице по дороге на работу. Причиной послужили выступления диссидента против ввода советских войск в Афганистан. 4 января газета The New York Times опубликовала его письмо, осуждающее политику властей СССР. 8 января Сахарова лишили всех званий и наград, но он вновь открыто выступил против вторжения в интервью телекомпании ABC. Советское руководство надеялось лишить Сахарова возможности общения
с западными журналистами: в те годы въезд в Горький для иностранцев был закрыт. Однако его статьи и заявления продолжают печататься как в самиздате, так и за границей, их тайно возит в Москву жена ссыльного Елена Боннэр.
1980
8–16 марта
С 8 по 16 марта в Тбилиси проходит фестиваль эстрадной и популярной музыки «Весенние ритмы», организованный при участии Центрального комитета комсомола Грузии. За привычным названием скрывался первый
в СССР конкурс рок-музыкантов, фактически легализовавший этот музыкальный жанр и открывший его для массового слушателя. Победителями были признаны группы «Машина времени» и «Магнетик бэнд» из Эстонии.
А «Аквариум» стал виновником скандала: его выступление сочли непристойным. Жюри демонстративно покинуло зал, а группу сняли
с конкурса.
1980
25 июля
В своей московской квартире умер Владимир Высоцкий. Сообщение о смерти самого популярного в СССР актера и автора-исполнителя песен опубликовали только две газеты: в Москве проходили Олимпийские игры, почти на месяц столица стала закрытым городом, и массовые стихийные акции не должны были омрачать праздничную программу. И все-таки в день похорон 28 июля
на улицах и крышах домов вокруг Театра на Таганке собралось около 300 тысяч человек. Жена Высоцкого Марина Влади признавалась, что никогда раньше не видела таких похорон. На прощание отвели всего два часа. Как только гроб
с телом увезли на Ваганьковское кладбище, поливальные машины начали сметать горы цветов, оставшихся возле театра, а из окна второго этажа пытались вытащить портрет актера, установленный работниками Таганки.
Культура СССР в эпоху «застоя» (1965-1984)
Завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева. Впрочем, ужесточение внутриполитического режима и идеологического контроля было начато ещё во время правления Хрущёва после окончания Карибского кризиса. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс восстановления роли победы советского народа в войне. Личность Сталина старались обходить стороной.
Ряд исследователей полагает, что окончательно оттепель закончилась в 1968 году после подавления Пражской весны.
С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат и «кухни».
Поэт и бард Ю. Ким писал о связи с прошедшим с большим успехом спектаклем «Московские кухни», что брежневское время остается в памяти московских интеллигентов как годы, проведенные на кухне, за беседами «в своем кругу» на тему о том, как переделать мир. Были и «кухни» другого уровня, например, университет в Тарту, Ленинградский университет, Институт экономики Сибирского отделения Академии наук и другие места, официальные и неофициальные, где анекдоты об убожестве жизни и о заикании генсека перемежали споры, в которых предвосхищалось будущее.
Несмотря на нарастание консервативных тенденций и ужесточение идеологического контроля, «оттепель» успела сделать главное — полное возвращение к сталинизму уже было невозможным. Идеологически-цензурное давление на культуру предопределило развитие наряду с официальной так называемой неофициальной культуры: существовал самиздат; «магнитофонная революция» делала популярными песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, возникавших рок-групп. Это придавало культурной жизни противоречивый характер.
В 1964 году к власти приходит представитель консервативных сил – Л.И. Брежнев. Он был полной противоположностью Н.С. Хрущеву с его смелостью, склонностью к риску, авантюризму, с его жаждой перемен. Период 70-80 годов получил название «застоя».
Советская система приобретает еще большую жесткость. В этот период формируется механизм торможения общества. Это – совокупность устаревших консервативных институтов, взглядов, стереотипов практического действия в развитии общества.
В конце 60-х гг. отечественная художественная культура стала освобождаться от иллюзий построения коммунизма. Ее творцы, как и большая часть советского общества, все отчетливей осознавали лживость официальных лозунгов, а в слова Н. С. Хрущева о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», сказанные на XXII съезде КПСС, вообще мало кто верил.
«Болезненное двоемыслие» — так можно назвать психологическую атмосферу 70-80-х гг. , когда люди, с одной стороны, произносили заученные политические лозунги, а с другой — в узком кругу ловили запрещенные и заглушаемые вражеские голоса в надежде получить правдивую информацию о политическом и экономическом состоянии страны.
Однако в экономике удалось создать впечатление благополучия за счет сырьевого экспорта (отсюда такая тоска по застойным временам). Основной доход давала нефть. Начался хищнический и необратимый процесс истребления природных ресурсов. Замораживаются самые перспективные разработки отечественных технологий, в свою очередь финансируются самые сомнительные проекты. В итоге темпы роста советской экономики упали до уровня экономической стагнации.
Наука
Наука и научно-технический прогресс (НТП) в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95%) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений советской системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере науки работало 4,4 млн. человек (в том числе 1,52 млн. научных и преподавательских кадров). Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т.д.).
Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики.
Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, запущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арктика». Эти работы осуществлялись под руководством президента Академии наук СССР А. П. Александрова . Другим направлением в развитии энергетики явилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных технологических разработок по добыче и транспортировке полезных ископаемых.
Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии.
Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры белка, получению искусственных генов (генная инженерия), лазерная медицина.
Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий , которые в 70-е гг. являлись главным направлением государственной политики в области науки.
В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса социально-экономической системы «государственного социализма» стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим.
Проявлением этого явилась регулярная корректировка сроков реализации научных программ, торможение выполнения даже наиболее важных для государства космических исследований, как это произошло с запуском космического «челнока» «Буран» — советского аналога американского «Шаттла».
Летом 1975 г. был осуществлен совместный полет советского корабля Союз-19 и американского — Аполлон. Развивалась программа «Интеркосмос» по подготовке и осуществлению полетов международных экипажей.
Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др.
Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Советские ученые добились успехов в расшифровке структуры белка, получении искусственных генов (генной инженерии), лазерной медицине (например, методы офтальмолога С. Н. Федорова).
В тоже время, совершенно очевидно, что в 70-е годы советская наука теряет свои приоритеты. Виднейшие ученые П.Л. Капица, А.Д. Сахаров с тревогой обращаются в правительство, говоря о неэффективной системе образования, некомпетентности руководящих органов. Послушные ученые стали нужнее, чем талантливые.
В упадок приходят такие известные во всем мире центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок, где прежде научные открытия следовали одно за другим.
Литература
В произведениях деятелей советской литературы 60-х-70-х годов получила дальнейшее развитие тема советского человека. В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А.Чаковский, А.Ананьев, В.Быков, Ю.Бондарев, А.Карпов, Б.Васильев и др.) сами в большинстве участники войны, помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях гуманистические проблемы ценности человеческой жизни, судьбы простого солдата на войне. Они возрождали в своих произведениях достоверность и подлинность фактов и событий.
А.Чаковский
В.Быков
А.Ананьев
Б.Васильев
Ю.Бондарев
Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации.
Вывод один – никто не имеет права отнимать у человека жизнь, ни «чужие», ни, тем более «свои» и, если перед воином стала дилемма – плен или смерть , каждый вправе выбрать первое, как меньшее из зол (вспомните два сталинских приказа военного времени). И уж тем более эти люди не могут быть ни порицаемы, ни судимы. Не удивительно, что многие произведения оказались под строжайшим запретом и стали «возвращенной» литературой лишь во второй половине 80-х.
В. Пикуль
В. Гроссман
Одно из ведущих литературных направлений 60-70-х гг. получило название деревенская проза. В ней был поднят ряд общечеловеческих и социально-исторических вопросов, раскрывались своеобразные черты русского национального характера.
В произведениях В.Овечкина, Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева содержался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.
Писатели «деревенщики» (В. Астафьев «Последний поклон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело», М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина ) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле, т.е. то, во что превратилась наша деревня в эпоху «развитого застоя». Люди изверились в жизни. Они не могут обустроиться в самой деревне, не могут найти себя в городе. Самое страшное, что нет надежды. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя и т.п.).
В. Шукшин
Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в городской прозе . Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю.Трифонова . В традициях городской прозы работали также А.Битов, В.Конецкий, А.Ким, В.Токарева, Н.Садур, Ю.Поляков и др. писатели.
Наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова («Вечный зов», «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Жизнь на грешной земле»), П. Проскурина («Имя твое», «Судьба», «Черные птицы»), А. Черкасова («Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь») и ряда других авторов. Массовая литература, покоящаяся на основах социалистического реализма и социалистического же гуманизма, усиленно пропагандировалась.
Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира – характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.
«Магнитофонная революция»
Магнитофонная революция занимает значимое место в истории России. Она положила начало первым проявлениям свободомыслия, несогласия с общепринятыми нормами и ценностями. Эти первые протесты были выражены в музыкальной форме.
А.Галич
В.Высоцкий
Ю.Визбор
Б.Окуджава
Рождённые произведения останутся «музыкальным портретом» того времени, который ярче, чем что-либо ещё, отразил данный период в истории. И не стоит забывать, что эти направления сыграли важную роль в борьбе за свободу слова и индивидуальность личности.
Ю.Ким
Живопись
Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений.
Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к формированию определенного художественного вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, который предпочитал реальное отражение действительности.
Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма», автор портретов в романтическом стиле. Участвовал в выставках молодых художников, а в 1976 г. стал членом Союза художников СССР.
Илья Глазунов — народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», монархист.
Дороги войны
Дмитрий Донской
Глазунов И. С. Иван Грозный
Поединок
Театр
Постоянную борьбу за идеалы подлинного гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр. Создатели боролись за жизнь почти каждого спектакля.
Такие, как
- «Человек со стороны» в Театр е на Малой Бронной ,
- «А зори здесь тихие», «Гамлет» в Театр е на Таганке ,
- «Соло для часов с боем», «Заседание парткома», «Обратная связь» во МХАТ е.
В таких условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали.
Юрий Любимов — российский режиссёр, актёр и педагог, создатель московского Театра драмы и комедии на Таганке, заслуженный артист РСФСР (1954), народный артист России (1992), лауреат Сталинской премии второй степени (1952).
Ю. Любимов
Театр на Таганке
«А зори здесь тихие», Театр на Таганке
6 января 1971 г.
«Гамлет», Театр на Таганке
17 июля 1980 года.
Скульптура
Эрнст Неизвестный — советский и американский скульптор.
Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его экспрессию и мощную пластику часто составлялись из частей человеческого тела.
Он предпочитал создавать скульптуры в бронзе, но его монументальные скульптуры создавались из бетона.
Наиболее значительными произведениями Неизвестного советского периода являются — «Прометей» во Всесоюзном пионерском лагере Артек (1966) и «Цветок лотоса», сооруженный около Асуанской плотины в Египте (1971).
Памятник на могиле Н. С.
Эрнст Неизвестный.
2005 год.
Цветок лотоса
Михаил Шемякин — российский художник и скульптор. Лауреат Государственной премии РФ, народный художник Кабардино-Балкарии, почетный доктор Университета Сан-Франциско.
Монумент «Памяти забытой войны, изменившей ход истории» — памятник, установленный в городе Гусеве, посвященный памяти русских солдат и офицеров, погибших в Гумбинненском сражении 20 августа 1914 года. В центре композиции три фигуры: солдат, распятый на «колесе судьбы», и две женщины, протягивающие к нему руки, — вдова и мать. Пьедестал памятника выполнен в виде разрушенных во время бомбардировок шкафов, в обломки которых вмонтированы фотографии, карты и военная документация тех времен.
Евгений Вучетич — выдающийся советский скульптор-монументалист, народный художник СССР (1959), действительный член (1953) и вице-президент (1970) Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946—1950), лауреат Ленинской премии (1970).
Общая высота памятника —85-87 метров. Он покоится на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана.
«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград
Кино
Бесспорно, кинематограф переживал сложную ситуацию. Большое количество однотипных лент заполняло экраны кинотеатров.
Поиски таких талантливых советских режиссеров, как А.Тарковский, А.Герман, не стали достижением широкой киноаудитории.
Экранизируется литературная классика. Снимаются комедии.
Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.).
Мосфильм
Л. И. Гайдая «Операция Ы» 1965 г., «Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г., Э. А. Рязанов «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г., «Москва слезам не верит», В. Я. Мотыль «Белое солнце пустыни» и другое.
Ленфильм
Владимиром Фетиным «Полосатый рейс» 1961 г.
Одесская киностудия
С. С. Говорухин «Место встречи изменить нельзя» .
Киностудия им. А. Довженко
«Их знали только в лицо» —Антон Тимонишин.
Рижская киностудия
«Цыплят по осени считают» —Ольгерт Дункерс.
Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».
Л. И. Гайдай
Леонид Иович Гайдай — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист РСФСР (1974), Народный артист СССР (1989).
В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая — «Долгий путь» , поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко. Спустя два года на экраны вышла скандальная сатирическая картина «Жених с того света» , едва не стоившая режиссеру карьеры. После этого Гайдай уходит в тень на три года.
1961 год отмечен двумя короткометражными фильмами «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» . Эти работы приносят известность режиссеру, а также легендарной тройке Трус — Балбес — Бывалый.
На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди» .
Сделав перерыв в три года, Леонид Иович выпускает три фильма, которые становятся всенародно любимыми произведениями советской кинематографии. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трех киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года. «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1966) и «Бриллиантовая рука» (1968) повторили это достижение.
Детективная комедия Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей.
В 1970-х занимался экранизациями классических произведений (И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, М. Зощенко, Н. Гоголь). В 1981—1988 гг. Гайдай снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль».
Также на экраны вышло несколько новых картин Гайдая.
Последней работой Леонида Гайдая стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» выпущенный в 1992 году.
«Бриллиа́нтовая рука́» 1968 г.
Э. А. Рязанов
Эльдар Александрович Рязанов— знаменитый российский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт. Народный артист СССР.
В 1955 г. Эльдар Александрович стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса». В 1956 г. «Карнавальная ночь» — имел колоссальный успех.
Комедии: лирическая «Девушка без адреса» (1957), героическая «Гусарская баллада» (1962), бытовая «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическая «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974).
Одна из лучших картин Э. А. Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966).
Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали Э. А. Рязанова: «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1982).
Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» (1979) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Жестокий романс» (1984, по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»), вызвавший бурную полемику в прессе.
Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал «путёвку в жизнь» многим молодым актёрам, по-новому открыл уже известных актёров.
В 1979—1985 годах Эльдар Александрович в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама». Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы «Восемь девок, один я» , «Белоснежка и семь гномов» , «Разговоры на свежем воздухе» , «Поговорим о странностях любви» , «Парижские тайны Эльдара Рязанова» .
В 1984 году Эльдар Александрович был удостоен звания народного артиста СССР, он дважды становился лауреатом Государственных премий: СССР (1977 — за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» ) и РСФСР имени братьев Васильевых (1979 — за фильм «Служебный роман» ), награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, а также французским орденом искусств и литературы. Он — призёр международных кинофестивалей в Мадриде, Дели, Брюсселе и др.
В 2010 году стал одним из учредителей КиноСоюза. Живёт и работает в Москве.
А.А. Тарковский
Андрей Арсеньевич Тарковский — выдающийся советский кинорежиссёр и сценарист.
Уже первой своей работой – «Иваново детство» (1962) – он заявил о себе как философ в кино. Его фильмы не были развлечением. Зрители несколько раз смотрели его картины «Андрей Рублев» (1966/1971), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер» (1979), «Ностальгия» (1983), «Жертвоприношение» (1986). Каждый просмотр открывал возможность нового прочтения времени и человека. А.А.
Тарковскому всегда хотелось делать фильм так, будто речь шла о его современнике. Он хотел заставить зрителя философствовать вместе с собой. Это была сложная работа, не всем доступная, но притягивающая и заинтересовывающая процессом творчества, возможностью «путешествия внутри себя с помощью кино».
С А.А. Тарковского началась линия «философского кино», которое переводило кинематограф из балаганного зрелища массовой культуры в разряд высокого искусства.
Памятник Андрею Тарковскому у входа во ВГИК.
Музыка
Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку.
Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей
«Самоцветы» , «Песняры» , «Машина времени» и др.
Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару , Валерия Леонтьева и др.
Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.
Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова (сюита «Время – вперед!» 1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А. Г. Шнитке .
Сравнение развития культуры и ее достижения в периоды правления Хрущева и Брежнева
В Советском Союзе культура играла важную роль, как элемент воспитания молодого поколения. В разные периоды правления различных лидеров СССР, культура тоже развивалась.
Период Хрущева
Правление Хрущева было переломным моментом в истории Советского Союза. В 1953 году, после смерти Сталина, Хрущев стал главарем страны и привнес новые идеи в культуру. Он способствовал национальному развитию и поддерживал тех, кто желал выразить свою индивидуальность в искусстве.
Главным достижением культуры в период Хрущева стало произведение архитектуры — Московский метрополитен, построенный в 1935-1963 годах. Метро стало идеальным примером функционального и искусственного дизайна. Также в этот период были созданы много станков, где проводились выставки, открылись много музеев и театров. Большое внимание уделялось науке и образованию.
Период Брежнева
Период правления Брежнева был более спокойным и стабильным, чем период Хрущева. Было создано новое поколение художников и музыкантов, которые отражали интересы национальных групп и традиций.
Одним из главных достижений культуры в период правления Брежнева было появление нового направления — советского рока и бардовской песни. Советские рок-группы начали активно популяризироваться не только внутри страны, но и за её пределами. БЫли созданы такие группы, как «ДДТ», «Аквариум» и др.
В этот период также было многостороннее развитие литературы и кинематографии. Со временем появилось много новых звезд на экранах кино и на страницах журналов.
Вывод
Советская культура в периоды правления Хрущева и Брежнева была различна, но оба периода содействовали культурному развитию страны. Были созданы новые шедевры в культуре, как Московский метрополитен и советский рок-жанр. Было достигнуто многое в литературе, кино и других областях творчества. Эти два периода правления культурно имеют большое значение в истории СССР.
- Бывает в жизни
- Где жили ахейцы? От куда ахейцы пришли к Трои? Где Родина Ахилла?
- Посоветуйте фильм, где девушка ждет парня с войны, или что-то похожее. «Дорогой Джон» смотрела…
- Чему учат в Школе Любви?
- Кнопка Доллара на ноутбуке Acer aspire 6530g
- И всё-таки Бэкс едет в ЮАР…
- Где найти карты навигации для Mercedes Benz ML350?
- Что вы выберете? НГ с друзьями Снегурочки или Деды Морозы, исполняющие любые желания — угар, веселье…