1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Гражданская оборона
— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
характера;
Требования в области гражданской обороны
– специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне
— организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Руководство гражданской обороной
руководители органов местного самоуправления.
проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696
Целью
государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
ситуациях.
Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
системы стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации
Федеральные конституционные законы
1.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
2.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Федеральные законы
1.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
2.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
.
4.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
5.
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
6.
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».
7.
Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
8.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
9.
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
10.
Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
11.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
12.
Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.
13.
Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
14.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».
15.
Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
16.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
18.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
19.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
20.
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии
21.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Указы Президента Российской Федерации
1.
Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».
2.
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».
3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
6.
Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).
7.
Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.
8.
Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.
Постановления Правительства Российской Федерации
1.
Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».
2.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
4.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
10.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
12.
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти».
15.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
16.
Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
17.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера».
Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств
2.
Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
(зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).
5.
Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».
Приказы МЧС России
1.
Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
2.
Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».
3.
Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».
4.
Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
5.
Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).
6.
Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».
7.
Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».
8.
Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
9.
Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».
.
10.
Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».
11.
Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».
12.
Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
водных объектах.
Прочие регламентирующие документы
СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».
Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».
Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
.
Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
2016 года № 696.
Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.
Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.
Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
Руководство
гражданской обороной на территориях
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований осуществляют
соответственно главы органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и руководители органов местного
самоуправления. Полномочия органов
государственной власти Российской
Федерации, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и
организаций определены Федеральным
законом «О гражданской обороне» №
28-ФЗ, 1998 г. и изменениями к нему (№ 123-ФЗ,
2002 г. и № 122-ФЗ, 2004 г.).
Руководители
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций
(далее — руководители гражданской
обороны) несут
персональную ответственность
за организацию и проведение мероприятий
гражданской обороны в федеральных
органах исполнительной власти, на
соответствующих территориях и в
организациях.
Они
осуществляют непосредственное
повседневное руководство гражданской
обороной через органы управления,
специально уполномоченные на решение
задач в области гражданской обороны.
Органами,
осуществляющими управление гражданской
обороной, являются:
на
федеральном уровне — Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России);
в
федеральных округах Российской Федерации
— региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий (региональные центры);
в
субъектах Российской Федерации —
главные управления МЧС России по
субъектам Российской Федерации (главные
управления МЧС России);
в
федеральных органах исполнительной
власти и организациях для планирования
и организации выполнения мероприятий
гражданской обороны, контроля за их
выполнением создаются штатные структурные
подразделения (отделы, сектора, группы)
или назначаются отдельные работники
(в зависимости от объема работы),
уполномоченные решать задачи гражданской
обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Задачи,
функции и полномочия МЧС России определены
указом Президента Российской Федерации
от 11 июля 2004 г. № 868.
Региональные
центры и главные управления МЧС России
по субъектам Российской Федерации
комплектуются военнослужащими войск
гражданской обороны, лицами начальствующего
состава Государственной противопожарной
службы и гражданским персоналом.
Руководители указанных территориальных
органов назначаются в установленном
порядке МЧС России. Задачи, функции и
полномочия регионального центра и
главного управления МЧС России по
субъекту Российской Федерации определены
«Положением о территориальном органе
Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий — региональном
центре по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий» и
«Положением о территориальном органе
Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий — органе, специально
уполномоченном решать задачи гражданской
обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по
субъекту Российской Федерации»,
утвержденными приказами МЧС России
соответственно от 1 октября 2004 г. № 458
и от 6 июня 2004
г. № 372.
Вопросы
создания органов, осуществляющих
управление гражданской обороной на
территориях, не отнесенных к группам
по гражданской обороне, регламентируются
правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Структурные
подразделения федеральных органов
исполнительной власти, уполномоченные
на решение задач в области гражданской
обороны, создаются по решению руководителей
федеральных органов исполнительной
власти за счет численности и фонда
заработной платы, установленной для
данного органа. Порядок создания
(назначения) в организациях структурных
подразделений (работников), уполномоченных
на решение задач в области гражданской
обороны, определен постановлением
Правительства Российской Федерации от
10 мая 1999 г. № 782.
Количество
работников в структурном подразделении
по гражданской обороне или отдельных
работников по гражданской обороне в
составе других подразделений организации
определяется, исходя из следующих
принципиальных положений: в организациях,
отнесенных к категориям по ГО в
соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения
организаций к категориям по гражданской
обороне» с количеством работающих до
500 чел. — 1 освобожденный работник; с
количеством работающих от 500 до 2 000
человек — 2—3 освобожденных работника;
от 2 000 до 5 000 человек 3—4 освобожденных
работника, свыше 5 000 человек — 5—6
освобожденных работников; в организациях,
не отнесенных к категориям по гражданской
обороне, с количеством работающих свыше
200 человек 1 освобожденный работник; в
организациях, не отнесенных к категориям
по ГО, с количеством работающих до 200
человек работа по ГО может выполняться
в установленном порядке по совместительству
одним из работников организации.
Полномочия
органов государственной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в области
гражданской обороны
Президент
Российской Федерации:
определяет
основные направления единой государственной
политики в области гражданской обороны;
утверждает
План гражданской обороны и защиты
населения Российской Федерации; —
вводит в действие План гражданской
обороны и защиты населения Российской
Федерации на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях
в полном объеме или частично;
утверждает
структуру, состав войск гражданской
обороны и штатную численность
военнослужащих войск гражданской
обороны, утверждает Положение о войсках
гражданской обороны Российской Федерации;
осуществляет
иные полномочия в области гражданской
обороны в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Правительство
Российской Федерации:
обеспечивает
проведение единой государственной
политики в области гражданской обороны;
руководит
организацией и ведением гражданской
обороны;
издает
нормативные правовые акты в области
гражданской обороны и организует
разработку проектов федеральных законов
в области гражданской обороны;
определяет
порядок отнесения территорий к группам
по гражданской обороне в зависимости
от количества проживающего на них
населения и наличия организаций, играющих
существенную роль в экономике государства
или влияющих на безопасность населения,
а также организаций — к категориям по
гражданской обороне в зависимости от
роли в экономике государства или влияния
на безопасность населения;
определяет
порядок создания убежищ и иных объектов
гражданской обороны, а также порядок
накопления, хранения и использования
в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств;
определяет
порядок эвакуации населения, материальных
и культурных ценностей в безопасные
регионы; определяет порядок обучения
населения способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий;
осуществляет
иные полномочия в области гражданской
обороны в соответствии с законодательством
Российской Федерации и указами Президента
Российской Федерации.
Федеральные
органы исполнительной власти:
принимают
нормативные акты в области гражданской
обороны, доводят их требования до
сведения бюджетных организаций,
находящихся в их ведении, и контролируют
их выполнение;
разрабатывают
и реализуют планы гражданской обороны,
согласованные с федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
на решение задач в области гражданской
обороны, организуют проведение мероприятий
по гражданской обороне, включая подготовку
необходимых сил и средств;
осуществляют
меры, направленные на сохранение
объектов, существенно необходимых для
устойчивого функционирования экономики
и выживания населения в военное время;
создают
и поддерживают в состоянии постоянной
готовности технические системы управления
гражданской обороны и системы оповещения
населения об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
создают
и содержат в целях гражданской обороны
запасы материально — технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств.
Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
организуют
проведение мероприятий по гражданской
обороне, разрабатывают и реализуют
планы гражданской обороны и защиты
населения;
осуществляют
меры по поддержанию сил и средств
гражданской обороны в состоянии
постоянной готовности;
организуют
подготовку и обучение населения способам
защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие
этих действий;
создают
и поддерживают в состоянии постоянной
готовности к использованию технические
системы управления гражданской обороны,
системы оповещения населения об
опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий, защитные сооружения и другие
объекты гражданской обороны;
планируют
мероприятия по подготовке к эвакуации
населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные
районы, их размещению, развертыванию
лечебных и
других учреждений, необходимых для
первоочередного обеспечения пострадавшего
населения;
планируют
мероприятия по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное
время;
создают
и содержат в целях гражданской обороны
запасы материально — технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств
Органы
местного самоуправления
самостоятельно
в пределах границ муниципальных
образований:
проводят
мероприятия по гражданской обороне,
разрабатывают и реализовывают планы
гражданской обороны и защиты населения;
проводят
подготовку и обучение населения способам
защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие
этих действий;
поддерживают
в состоянии постоянной готовности к
использованию системы оповещения
населения об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или
вследствие этих действий, защитные
сооружения и другие объекты гражданской
обороны;
проводят
мероприятия по подготовке к эвакуации
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы;
проводят
первоочередные мероприятия по поддержанию
устойчивого функционирования организаций
в военное время;
создают
и содержат в целях гражданской обороны
запасы продовольствия, медицинских
средств индивидуальной защиты и иных
средств.
Общими
обязанностями руководителей федеральных
органов исполнительной власти являются:
разработка
и реализация планов гражданской обороны
и защиты населения федеральных органов
исполнительной власти, методическое
руководство планированием мероприятий
гражданской обороны в бюджетных
организациях, находящихся в их ведении;
создание
и поддержание в состоянии постоянной
готовности технических систем управления,
связи и оповещения гражданской обороны;
обеспечение
защиты работников федеральных органов
исполнительной власти от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий;
разработка
и осуществление мероприятий по эвакуации
работников федеральных органов
исполнительной власти; принятие мер по
заблаговременной подготовке базы для
их размещения в загородной зоне;
разработка
и принятие (в пределах своих полномочий)
нормативных актов в области гражданской
обороны и доведение их до бюджетных
организаций’ находящихся в их ведении;
осуществление
мер по поддержанию сил и средств
гражданской обороны в состоянии
постоянной готовности;
создание
и содержание в целях гражданской обороны
запасов материально — технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств;
разработка
и осуществление мероприятий, направленных
на сохранение объектов, существенно
необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в
военное время, а также мероприятий по
снижению опасности возникновения
вторичных очагов поражения, выполнение
норм проектирования инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны при
проектировании, строительстве и
реконструкции зданий и сооружений;
разработка
и представление в установленном порядке
проектов планов мероприятий гражданской
обороны, требующих капитальных вложений
и материально-технических средств,
осуществление контроля за реализацией
утвержденных планов;
методическое
руководство созданием нештатных
аварийно-спасательных формирований в
бюджетных организациях, находящихся в
их ведении;
обеспечение
светомаскировки подведомственных
объектов;
организация
проведения мероприятий по гражданской
обороне, включая подготовку необходимых
сил и средств;
организация
и проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и проектных
работ по тематике гражданской обороны.
Общими
обязанностями глав органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
являются:
руководство
гражданской обороной и обеспечение ее
постоянной готовности к выполнению
возложенных задач;
организация
проведения мероприятий по выполнению
задач гражданской обороны на соответствующей
территории;
разработка и
реализация планов гражданской обороны
и защиты населения;
организация
управления гражданской обороной,
создание, развитие (реконструкция) и
поддержание в готовности пунктов
управления, систем оповещения и связи,
а также систем разведки, наблюдения,
прогнозирования, информации и контроля
за радиоактивным, химическим и
биологическим (бактериологическим)
заражением;
организация
подготовки органов управления гражданской
обороны, обучения населения способам
защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие
этих действий;
организация
разработки и представления в установленном
порядке проектов мероприятий гражданской
обороны, требующих капитальных вложений
и материально-технических средств,
контроль за реализацией утвержденных
планов;
организация
заблаговременного накопления и хранения
в мобилизационном резерве техники и
специального имущества для нужд
гражданской обороны;
накопление
и поддержание в готовности защитных
сооружений и средств индивидуальной
защиты;
оповещение
и информирование органов управления
гражданской обороны и населения об
угрозе нападения противника, опасности
заражения и катастрофического затопления,
а также в случае возникновения аварий,
катастроф и стихийных бедствий;
организация
создания и поддержания в состоянии
постоянной готовности к использованию
локальных систем оповещения;
ввод
в действие плана гражданской обороны
и защиты населения и приведение в
готовность гражданской обороны в
установленном порядке;
обеспечение
защиты населения от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий;
планирование
мероприятий по подготовке к эвакуации
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы, их
размещению, развертыванию лечебных и
других учреждений, необходимых для
первоочередного жизнеобеспечения
пострадавшего населения;
организация
и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ в очагах
поражения и в ходе ликвидации последствий
аварий, катастроф и стихийных бедствий;
обеспечение
выполнения при проектировании,
строительстве и реконструкции городов
и организаций норм проектирования
инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны;
планирование
мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное
время;
организация
выполнения мероприятий по защите
сельскохозяйственных животных, растений,
продовольствия, пищевого сырья, фуража,
водоисточников и систем водоснабжения
от современных средств поражения;
создание и содержание в целях гражданской
обороны запасов материально -технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств;
планирование
мероприятий по светомаскировке объектов
и населенных пунктов с заинтересованными
органами;
организация
пропаганды по вопросам гражданской
обороны.
Общими
обязанностями руководителей органов
местного самоуправления (выполняемых
самостоятельно в границах муниципальных
образований) являются:
руководство
гражданской обороной и обеспечение ее
постоянной готовности;
разработка
и реализация планов гражданской обороны
и защиты населения, проведение мероприятий
гражданской обороны;
поддержание
в состоянии постоянной готовности к
использованию системы оповещения
населения об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
проведение
подготовки и обучения населения способам
защиты от военных действий или вследствие
этих действий;
организация
создания и поддержания в постоянной
готовности к использованию локальных
систем оповещения;
проведение
мероприятий по подготовке к эвакуации
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы;
создание
и поддержание в постоянной готовности
к использованию фонда защитных сооружений,
средств индивидуальной защиты;
осуществление
мер по поддержанию сил и средств
гражданской обороны в состоянии
постоянной готовности;
организация
создания нештатных аварийно-спасательных
формирований;
проведение
первоочередных мероприятий по поддержанию
устойчивого функционирования организаций
в военное время;
обеспечение
выполнения норм проектирования
инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны при проектировании,
строительстве и реконструкции городов
и организаций;
создание
и содержание в целях гражданской обороны
запасов продовольственных, медицинских
средств индивидуальной защиты и иных
средств;
ввод
в действие планов гражданской обороны
и защиты населения, приведение в
готовность гражданской обороны
муниципальных образований в установленном
порядке;
организация
и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ в очагах
поражения и в ходе ликвидаций последствий
аварий, катастроф и стихийных бедствий;
проведение
мероприятий по светомаскировке и другим
видам маскировки населенных пунктов и
организаций.
Общими обязанностями
руководителей организаций являются:
планирование
и проведение мероприятий по гражданской
обороне, разработка и реализация планов
гражданской обороны;
издание
приказов, отдача распоряжений и указаний
в пределах своей компетенции по вопросам
гражданской обороны, а также привлечение
в установленном порядке лиц, зачисленных
в нештатные аварийно-спасательные
формирования гражданской обороны для
выполнения мероприятий гражданской
обороны;
обеспечение
защиты своих работников от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий; обучение
их способам защиты от данных опасностей;
создание
и поддержание в состоянии постоянной
готовности к использованию локальной
системы оповещения;
проведение
мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное
время;
создание
и содержание в целях гражданской обороны
запасов материально -технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств;
создание
и поддержание в состоянии постоянной
готовности сил и средств гражданской
обороны; создание, обучение и укомплектование
нештатных аварийно-спасательных
формирований личным составом, оснащение
техникой и материально-техническими
средствами; введение в действие планов
гражданской обороны с последующим
докладом вышестоящим органам управления
гражданской обороны;
личное
руководство проведением аварийно-спасательных
и других неотложных работ на объекте;
проведение
мероприятий по световой и другим видам
маскировки.
Руководители
организаций являются непосредственными
организаторами гражданской обороны на
своих объектах и несут личную
ответственность за ее постоянную
готовность, а также за своевременное
выполнение задач гражданской обороны.
Они выполняют указания и распоряжения
по организации и ведению гражданской
обороны вышестоящего руководителя по
ведомственной принадлежности, а также
руководителя органа местного самоуправления
по месту дислокации организации.
Обязанности
органов управления, уполномоченных на
решение задач в области гражданской
обороны
МЧС
России является федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
на решение задач в области гражданской
обороны. На
МЧС России возлагается:
разработка
предложений по формированию основ
единой государственной политики в
области гражданской обороны и их
реализация; организация разработки и
внесение на рассмотрение Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации проектов
законодательных и других нормативных
правовых актов по вопросам гражданской
обороны;
разработка
и внесение в Правительство Российской
Федерации для представления Президенту
Российской Федерации предложений о
порядке введения в действие Плана
гражданской обороны и защиты населения
на территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях в полном
объеме или частично;
осуществление
разработки и контроля за реализацией
федеральных целевых программ в области
гражданской обороны, реализация в
установленном порядке полномочий
государственного заказчика федеральных
целевых программ по вопросам гражданской
обороны;
организация
в установленном порядке подготовки
должностных лиц федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам
гражданской обороны;
организация
проведения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в области
гражданской обороны;
разработка
и утверждение показателей для отнесения
организаций к категориям по гражданской
обороне в установленном порядке, в
зависимости от их роли в экономике
государства или влияния на безопасность
населения;
разработка
в установленном порядке предложений
об отнесении территорий к группам по
гражданской обороне в зависимости от
количества проживающего населения и
наличия организаций, играющих существенную
роль в экономике государства или влияющих
на безопасность населения, а также о
создании убежищ и иных объектов
гражданской обороны, о накоплении,
хранении и использовании в целях
гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств;
организация
разработки федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями
мобилизационных мероприятий гражданской
обороны;
руководство
созданием и поддержанием в состоянии
постоянной готовности технических
систем управления гражданской обороны
и систем оповещения населения об
опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий, контроль за созданием и
деятельностью этих систем;
контроль
за созданием локальных систем оповещения
в районах размещения потенциально
опасных объектов;
методическое
руководство созданием и обеспечением
готовности сил и средств гражданской
обороны в субъектах Российской Федерации,
муниципальных образованиях и организациях,
а также контроль в этой области;
организационное
и методическое руководство накоплением,
хранением и использованием в целях
гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств;
методическое
руководство созданием и поддержанием
в готовности убежищ и иных объектов
гражданской обороны, организацией
радиационной, химической, биологической
и медицинской защиты населения, а также
контроль в этой области;
обеспечение
осуществления мероприятий по оперативному
оборудованию территорий в части,
касающейся гражданской обороны;
сбор
и обработка информации в области
гражданской обороны, информирование
населения через средства массовой
информации и по иным каналам о
прогнозируемых и возникающих чрезвычайных
ситуациях, мерах по обеспечению
безопасности населения и территорий,
приемах и способах защиты, а также о
прогнозе в области ГО;
осуществление
государственного надзора за выполнением
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, организациями
и гражданами установленных требований
по гражданской обороне; участие в
проведении государственной экспертизы
градостроительной документации и
проектов строительства объектов в
части, касающейся соблюдения требований
по гражданской обороне;
разработка
и представление в установленном порядке
в Правительство Российской Федерации
для утверждения Президентом Российской
Федерации проекта Плана гражданской
обороны и защиты населения Российской
Федерации;
участие
в разработке мобилизационного плана
экономики Российской Федерации в части,
касающейся мероприятий в области
гражданской обороны;
осуществление
мер, направленных на сохранение объектов,
существенно необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания
населения в военное время, создание и
содержание в целях гражданской обороны
запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств, разработка и реализация плана
гражданской обороны МЧС России,
организация проведения мероприятий по
гражданской обороне. включая подготовку
необходимых сил и средств, создание и
поддержание в состоянии постоянной
готовности технических систем управления
гражданской обороны МЧС России;
методическое
руководство и контроль организации
обучения населения способам защиты от
опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий;
участие
в разработке Генеральным Штабом
Вооруженных Сил Российской Федерации
плана применения Вооруженных Сил
Российской Федерации, мобилизационного
плана Вооруженных Сил Российской
Федерации и федеральной государственной
программы оперативного оборудования
территорий Российской Федерации в целях
обороны, обеспечение осуществления
мероприятий по оперативному оборудованию
территорий в части, касающейся гражданской
обороны;
организация
по согласованию с Генеральным Штабом
Вооруженных Сил Российской Федерации
планирования в установленном порядке
действий и применения войск гражданской
обороны для выполнения задач в целях
обороны Российской Федерации, подготовка
войск гражданской обороны к совместным
с Вооруженными Силами Российской
Федерации действиям в целях обороны
Российской Федерации;
осуществление
текущего и перспективного планирования
мобилизационного развертывания войск
гражданской обороны; определение
потребности специалистов для войск
гражданской обороны и подготовка их в
образовательных учреждениях МЧС России
и других образовательных учреждениях;
поддержание
боевой и мобилизационной готовности
органов управления, войск гражданской
обороны;
координация
деятельности и взаимодействие с
Вооруженными Силами Российской Федерации,
другими войсками, воинскими формированиями
и органами при решении задач в области
гражданской обороны;
создание,
реорганизация и ликвидация в установленном
порядке территориальных органов,
спасательных центров, соединений,
воинских частей и подразделений войск
гражданской обороны, комплектование
их личным составом, тарификация их
утвержденных штатов и штатных перечней,
а также организация их материального,
технического, финансового и других
видов обеспечения;
проведение
в установленном порядке проверок
готовности федеральных органов
исполнительной власти к осуществлению
мероприятий гражданской обороны; —
осуществление по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления проверок готовности
указанных органов к проведению мероприятий
гражданской обороны;
осуществление
международного сотрудничества в области
гражданской обороны.
В
начале 2000 г. впервые Указом Президента
Российской Федерации был утвержден
План гражданской обороны Российской
Федерации, разработанный с учетом
требований Федерального закона «О
гражданской обороне». 5 января 2004 г.
Президентом Российской Федерации были
утверждены «Основы единой государственной
политики в области гражданской обороны
на период до 2010 года». Документ подобного
рода в области гражданской обороны был
принят в нашей стране впервые. В нем
заложены концептуальные основы подготовки
государства к ведению гражданской
обороны в новых политических и
социально-экономических условиях,
определены задачи и основные направления
единой государственной политики в
области гражданской обороны, пути
реализации этой политики.
Дальнейшее
развитие этот документ получил в «Основах
единой государственной политики
Российской Федерации в области гражданской
обороны на период до 2020 года», утвержденных
Президентом Российской Федерации
(Пр-2613) 03.09.2011г.
Это программный
документ на ближайшие годы в области
совершенствования и развития гражданской
обороны.
Войска гражданской обороны (ГО) – это организационные объединения воинских формирований, предназначенных для решения задач в области гражданской обороны.
История войск гражданской обороны начинается с создания в 1932-1936 годах первых кадровых воинских частей МПВО для проведения специальных работ по защите населения Москвы, Ленинграда, Киева и др. крупных городов страны в случае нападения возможного противника. В годы Великой Отечественной войны количество воинских частей и подразделений МПВО было значительно увеличено. Ими был выполнен большой объем аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. Воинские части и подразделения МПВО являлись основным резервом и опорой начальников МПВО городов для выполнения внезапно возникших задач. В послевоенные годы они активно участвовали в восстановлении разрушенных городов и объектов обороны. После образования на базе МПВО системы Гражданской обороны СССР (1961) воинские части МПВО были переданы в подчинение военных округов Минобороны СССР. В 60-80 гг. XX в. Войска гражданской обороны участвовали в ликвидации ряда крупных промышленных аварий, наводнений и др. стихийных бедствий, внесли большой вклад в ликвидацию массовых лесных и торфяных пожаров, последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Спитакского землетрясения в Армении. С образованием в 1991 ГКЧС РСФСР (с 1994 – МЧС России). Войска гражданской обороны из состава Минобороны СССР были переданы в его подчинение.
В настоящее время войска гражданской обороны – важнейшая составляющая сил МЧС России, организационно они состоят из спасательных центров, отдельных бригад, полков, батальонов и вертолетных отрядов. На вооружении войск гражданской обороны находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны. Они могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальных органах. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование военнослужащими и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих, а также финансирование осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введением Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, террористических актах, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ. Структуру, состав войск гражданской обороны и их штатную численность утверждает Президент РФ. Руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент РФ, управление — Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий через аппарат министерства и региональные центры МЧС России.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска гражданской обороны выполняют самостоятельно или совместно с нештатными аварийно-спасательными формированиями гражданской обороны, а при необходимости – с ВС РФ, другими войсками и воинскими формированиями. Основа организации деятельности войск гражданской обороны определяется Положением о войсках гражданской обороны, утвержденным Президентом РФ. В войсках гражданской обороны для рассмотрения важнейших вопросов их деятельности функционирует военный совет, который возглавляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. МЧС России создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке органы управления, спасательные центры, отдельные бригады, воинские части и подразделения войск гражданской обороны, осуществляет в соответствии с законодательством РФ их комплектование личным составом, производит тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организацию их материального, технического, финансового и др. видов обеспечения, организует в установленном порядке подготовку войск гражданской обороны.
Основными задачами войск гражданской обороны являются:
в мирное время:
- участие в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
- доставка и обеспечение сохранности гуманитарных грузов;
- участие в жизнеобеспечении пострадавшего населения;
- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием неразорвавшихся боеприпасов.
в военное время:
- строительство укрытий для населения, обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения;
- проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ;
- ликвидация радиационных, химических и биологических очагов поражения, участие в срочном восстановлении функционирования коммунальных объектов и др. элементов систем жизнеобеспечения населения;
- участие в жизнеобеспечении пострадавшего населения и др.
Войска гражданской обороны активно участвовали в последние годы в проведении операций по оказанию гуманитарной помощи населению Чеченской Республики, др. регионов страны и за рубежом.
Источник: Положение о Войсках гражданской обороны Российской Федерации. Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Cт. 2671.