Кто осуществляет руководство сог

В зависимости от правовой регламентации различают процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия. Последние иногда именуют организационно-тактическими.

Процессуальные формы взаимодействия:

  • оперативно-розыскные мероприятия, выполняемые органами дознания по поручению следователя, помощь в производстве следственных действий;
  • розыск по поручению следователя лиц и объектов по делам, приостановленным производством;
  • работа со сведущими лицами;
  • образование СОГ.

Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений складывается из ряда элементов. Первый из них – анализ материалов дела следователем, определение задач, которые требуют совместной деятельности, конкретных исполнителей.

Необходимость в совместной деятельности определяется следователем на основе имеющихся в его распоряжении доказательств и иных данных, учета следственной ситуации и состояния процесса расследования. Определяются им и субъекты взаимодействия: те или иные службы правоохранительных и иных органов, конкретные лица. Наиболее часто к совместной деятельности привлекаются сотрудники уголовного розыска, служб по борьбе с организованной преступностью и с преступлениями в области экономики, криминалистических подразделений органов внутренних дел, ГИБДД и др.

Второй элемент – оперативный обмен информацией о состоянии и результатах работы.

Третий элемент – корректировка работы участников взаимодействия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации.

Во вступившем в силу с 1 марта 2011 года Федеральном законе № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года в ст. 10 говориться, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. А те в свою очередь должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

В целях наиболее эффективного взаимодействия подразделений органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений создаются СОГ, которые с учетом характера, объема решаемых ими задач и продолжительности их деятельности подразделяются на следующие виды:

Дежурная (при дежурной части) – для обеспечения производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий непосредственно после поступления сообщения о преступлении, формируется в составе следователя или дознавателя (в зависимости от подследственности совершенного преступления), сотрудников оперативных подразделений, полиции общественной безопасности, экспертно-криминалистических и иных подразделений, при необходимости инспектора-кинолога.

Специализированная – для обеспечения эффективного взаимодействия подразделений органов внутренних дел в процессе производства расследования по конкретному уголовному делу, а также отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким; прошлых лет, серийным и другим, в том числе тем» по которым лица, их совершившие, не установлены.

Необходимость создания и состав СОГ данного вида определяется в каждом конкретном случае обстоятельствами, характером и особенностями совершенного преступления (преступлений).

Дежурная СОГ формируется из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда по органу внутренних дел в соответствии с графиком, утверждаемым начальником органа внутренних дел.

Количество дежурных СОГ, их состав, график работы и отдыха с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов определяет начальник органа внутренних дел исходя из штатной численности, состояния оперативной обстановки и ресурсных возможностей.

Силами одной и той же СОГ в течение дежурных суток может быть осуществлено, как правило, не более 2-3 выездов. В условиях осложнения оперативной обстановки может создаваться несколько дежурных СОГ. Порядок очередности их выезда на места происшествий в таком случае устанавливается начальником органа внутренних дел.

Ответственный от руководящего состава органа внутренних дел в течение дежурных суток выезжает на места происшествий при совершении тяжких и особо тяжких преступление и в иных случаях, требующих его присутствия, а также обеспечивает контроль за организацией деятельности дежурной СОГ.

Необходимость выполнять поручения следователя о производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий предусмотрена п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. Давая такое поручение, следователь лишь ставит задачу перед органом дознания, но не определяет пути и средства ее решения, поскольку это компетенция органа дознания. Выполнением поручения следователя будет, и содействие ему в реализации предусмотренных законом мер процессуального принуждения: участие сотрудников органа дознания в операциях по задержанию вооруженного преступника, его преследованию (засады, погони, облавы, различные заградительные мероприятия), привод лица, уклоняющегося от явки к следователю, оцепление места происшествия, места производства обыска, пресечение случаев сопротивления следователю.

По сложившейся практике органу дознания не может быть поручено производство только наиболее значимых процессуальных действий – следователь лично выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляет обвинение, допрашивает обвиняемого.

Сотрудники органа дознания помогают следователю готовить и проводить сложные и трудоемкие следственные действия, выполняют те или иные обязанности в ходе этих действий (наблюдают за поведением обыскиваемого, осуществляют связь между участниками следственного эксперимента, опрашивают очевидцев во время осмотра места происшествия и т.п.).

Взаимодействие следователя со сведущими лицами заключается в следующем:

  • привлечение специалистов к участию в процессуальных действиях (ст. 58 УПК РФ);
  • производство судебных экспертиз (причем следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы) (ст. 195, 197, 199 УПК РФ);
  •  назначение и производство ревизий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);
  • следователь вправе поручить производство следственных или розыскных действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток (ч. 1 ст. 152 УПК РФ).

Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками служит СОГ. Эту форму характеризуют следующие черты:

  • проводимые членами СОГ следственные действия и оперативнорозыскные мероприятия подчинены единым целям;
  • все действия членов СОГ обязательно согласуются между собой, в частности путем разработки единого плана;
  • каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;
  • работа в составе СОГ дает следователю возможность незамедлительно использовать данные, полученные оперативным путем, а оперативными сотрудниками – информацию, полученную в ходе проведения следственных действий.

В практике существуют следующие виды СОГ:

  • для осмотров мест происшествий. Такие группы носят временный характер, находятся при дежурных частях органов внутренних дел и сменяются по установленному графику. Состав групп по общему правилу постоянно обновляется; в него обычно входят следователь, сотрудник уголовного розыска, специалисты – криминалист и судебный медик, кинолог со служебнорозыскной собакой. Обязанность группы – провести квалифицированный осмотр места происшествия и выполнить связанные с ним неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. В зависимости от величины обслуживаемой органом внутренних дел территории и населения одновременно может дежурить несколько СОГ;
  • для работы по «горячим следам». Эта же группа, которая выезжала на место происшествия, если ее обязанности не ограничиваются лишь осмотром, или специально сформированная;
  • по раскрытию определенных видов опасных преступлений: краж, разбойных нападений или бандитских нападений, половых преступлений и др. Такая СОГ носит постоянный характер, специализируется, как правило, на раскрытии конкретного вида преступлений, совершенных в пределах обслуживаемой территории;
  • по раскрытию и расследованию любого вида преступлений, совершенных организованными преступными сообществами. В состав СОГ в этом случае входят оперативные сотрудники специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью;
  •  по расследованию конкретного сложного, многоэпизодного дела. Состав СОГ носит переменный характер; по ходу расследования в него включаются оперативные сотрудники разных профилей, специалисты, дополнительно привлекаемые следователи;
  • по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет. Группа работает на постоянной основе, может специализироваться на преступлениях определенного вида, например, убийствах, так называемых серийных преступлениях.

От СОГ нужно отличать бригадный метод, когда работает бригада следователей, создаваемая решением прокурора или начальника следственного подразделения органа внутренних дел. Такая бригада состоит только из следователей одного или разных ведомств. Ей могут быть приданы и оперативные сотрудники, но в состав бригады они не входят и взаимодействие с ними чаще всего носит разовый характер.

Процессуальные формы взаимодействия определяются ст. 38-41, 150, 151, 157 УПК РФ, некоторыми положениями Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ст. 10, 12, 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года.

Специализированная СОГ создается приказом начальника органа внутренних дел по предложению руководителя следственного подразделения, начальников подразделений криминальной полиции, полиции общественной безопасности либо по собственной инициативе.

Если в состав СОГ включаются несколько сотрудников оперативных подразделений или полиции общественной безопасности, один из них назначается старшим. Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, после предварительного обсуждения с руководителем СОГ, а также по его предложению.

При необходимости в приказе о создании специализированной СОГ разрешаются вопросы материально-технического обеспечения ее деятельности.

Решение о расформировании специализированной СОГ принимает начальник, ее создавший, по собственной инициативе или по предложению руководителя СОГ.

Участие участковых уполномоченных полиции в работе СОГ обеспечивается с учетом приоритетов проведения ими профилактических мероприятий на административных участках. Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и других подразделений привлекаются для выезда на место происшествия, как правило, при совершении преступлений, относящихся к их направлению оперативно-служебной деятельности.

По инициативе начальника органа внутренних дел или по предложению руководства подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом в состав СОГ также могут быть включены сотрудники этих подразделений.

Руководитель СОГ, помимо участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и осуществляет его планирование во взаимодействии с членами группы, распределяет работу между ними, контролирует и координирует их действия, знакомится с относящимися к делу материалами оперативно-розыскной деятельности и лично несет ответственность за надлежащее использование тех из них, которые предоставлены в установленном порядке органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность.

При необходимости в целях разрешения вопросов организационного и материально-технического характера и наиболее эффективного функционирования следственной группы начальником органа внутренних дел издается приказ об обеспечении деятельности следственной группы.

Взаимодействие при поступлении сообщения о преступлении оперативному дежурному по органу внутренних дел.

При поступлении сообщения о преступлении оперативный дежурный по органу внутренних дел:

  1. С привлечением групп немедленного реагирования, сил патрульнопостовой службы, участкового уполномоченного полиции принимает меры к пресечению преступления, задержанию лиц, его совершивших, перекрытию возможных путей их отхода, блокированию мест их укрытия, установлению очевидцев и обеспечению охраны места происшествия.
  2. Производит все необходимые действия, предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
  3. Незамедлительно организует выезд на место происшествия дежурной СОГ, персональный состав которой определяет исходя из характера совершенного преступления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность дежурных частей органов внутренних дел, обеспечивает выезжающих сотрудников средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставления к месту происшествия и обратно.
  4. О совершении преступления и принятых мерах незамедлительно докладывает начальнику органа внутренних дел и (или) ответственному от руководящего состава органа внутренних дел, с последующим информированием их о результатах работы СОГ и организует выполнение полученных указаний.
  5. В случае необходимости обеспечивает участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво- и пожаротехники и других, а также организует привлечение дополнительных сил и средств для осмотра места происшествия и раскрытия преступлений в возможно короткие сроки.
  6. Поддерживает связь с дежурной СОГ для постоянного получения объективной информации об оперативной обстановке с целью принятия дополнительных мер по организации работы на месте происшествия. Организует инициативно и по запросам руководителя СОГ получение необходимых сведений из имеющихся банков данных и обеспечивает их своевременное предоставление СОГ.
  7. Передает, в случае подтверждения достоверности сообщения, информацию в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел и докладывает о результатах проведенных неотложных следственных действий.
  8. При необходимости, извещает другие органы внутренних дел о совершенном преступлении, похищенных предметах, приметах лиц, подозреваемых в его совершении, и других обстоятельствах, имеющих значение для быстрого раскрытия преступления. Принимает меры к установлению личности погибших, а также пострадавших, доставленных в медицинские учреждения, и информирует о случившемся их близких родственников, опекунов или попечителей.

По прибытии на место происшествия:

Следователь:

Осуществляет руководство СОГ, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованные действия всех ее членов, направленные на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы.

Через оперативного дежурного в необходимых случаях привлекает к участию в осмотре специалистов экспертное криминалистических подразделений органов внутренних дел и других ведомств, а также других лиц для оказания помощи при осмотре значительной по площади территории места происшествия, истребует дополнительные технические средства.

Совместно с членами СОГ изучает обстановку на месте происшествия, следы и предметы, служившие орудиями преступления, или на которые были или могли быть направлены преступные действия. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.

Дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

Несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра места происшествия, применение криминалистических средств и методов, изъятие, упаковку и сохранность изъятых следов преступления, сравнительных образцов и иных предметов, их доставку для лиц. Незамедлительно докладывает о таких фактах оперативному дежурному и своему непосредственному руководителю.

В необходимых случаях разрешает допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, в том числе представителей средств массовой информации за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пресекает попытки необоснованного вмешательства в свою процессуальную деятельность на месте происшествия со стороны не уполномоченных должностных других собранных материалов при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, не разрешается.

При наличии достаточных оснований, принимает решение о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном уголовнопроцессуальным законодательством Российской Федерации.

При отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, незамедлительно направляет материалы начальнику органа внутренних дел для проведения органом дознания проверки, осуществляемой в соответствии с требованиями УПК, Закона Российской Федерации от 7февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции». Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности».

Дознаватель:

Осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями УПК, нормативных правовых актов МВД России и подпунктов 17.1.1 -17.1.8 Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений.

Сотрудник оперативного подразделения:

Осуществляет необходимые мероприятия, предусмотренные Законом Российской Федерации «О полиции»» Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствующими нормативными правовыми актами МВД России, по установлению, обнаружению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке изъятых вещей и объекте» по криминалистическим учетам, выявлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, взаимодействуя при этом с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел и иных ведомств.

На основании поручений руководителя СОГ, данных в порядке, определенном УПК, производит оперативно-розыскные мероприятия.

Сообщает в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых лиц и особенностях похищенного имущества, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

О результатах проделанной работы незамедлительно информирует руководителя СОГ (в необходимых случаях по указанию руководителя СОГ – письменно) и своего непосредственного начальника.

Специалист-криминалист:

Оказывает содействие руководителю СОГ в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных предметов, имеющих значение для дела, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь в решении вопросов, требующих специальных знаний.

Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра места происшествия полученной криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.

Обсуждает с руководителем СОГ наиболее целесообразные приемы применения криминалистических средств и методов и использует их в работе на месте происшествия.

По указанию руководителя СОГ оказывает помощь в производстве следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий, в том числе проводит исследования следов и иных предметов на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление, и иных фактах, подлежащих установлению.

С учетом результатов осмотра места происшествия привлекается к разработке версий совершенного преступления.

Участковый уполномоченный полиции:

Информирует руководителя СОГ и сотрудника оперативного подразделения о характере и месте совершения преступления, о пострадавших, возможных свидетелях и лицах, которые могут быть причастны к совершению преступления.

Исполняет поручения руководителя СОГ по установлению, вызову к следователю, дознавателю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и лицах, его совершивших, используя для этого возможности доверительных отношений с гражданами.

Инспектор-кинолог:

Формулирует руководителю СОГ предложения о целесообразности и тактике применения служебно-розыскной собаки и по указанию руководителя СОГ применяет ее для обнаружения причастных к совершенному преступлению или находившихся на месте происшествия лиц, а также орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела.

Принимает участие в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Составляет акт о применении служебно-розыскной собаки.

Сотрудник ГИБДД:

Действует в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность дорожно-патрульной службы ГИБДД.

На месте дорожно-транспортного происшествия оказывает содействие в перемещении транспортного средства в случае его повреждения» а также в доставлении в организации здравоохранения либо специально оборудованные передвижные пункты водителей, направленных в установленном порядке для медицинского освидетельствования на выявление состояния опьянения.

По прибытии с места происшествия:

Руководитель СОГ:

  1. Незамедлительно докладывает начальнику органа внутренних дел либо ответственному от руководящего состава органа внутренних дел, а также сообщает оперативному дежурному о принятых мерах по раскрытию преступления.
  2. При наличии достаточных оснований принимает решение о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае необходимости, незамедлительно производит обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, а также иные необходимые следственные действия, назначает судебные экспертизы, обеспечивая при этом своевременное направление на исследование изъятых следов и других объектов и их последующее хранение.
  3. Совместно с членами СОГ изучает собранные материалы, на основании полученной информации разрабатывает версии и составляет согласованный план расследования.
  4. Дает поручение оперативному дежурному, другим должностным лицам органа дознания о принятии мер к установлению личности погибших и доставленных в медицинские учреждения, а также об уведомлении о случившемся близких родственников пострадавших, опекунов или попечителей.

Сотрудник оперативного подразделения:

  1. Принимает меры по установлению лиц, причастных к совершению преступления, их розыску и доставлению в орган внутренних дел.
  2. Проверяет по оперативно-справочным, криминалистическим и экспертно-криминалистическим учетам данные, полученные в ходе первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
  3. Осуществляет постановку на учет похищенных вещей, имеющих индивидуальные номера, и объектов экспертно-криминалистических учетов.
  4. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России, заводит оперативно-поисковое дело.
  5.  Оказывает содействие подразделениям полиции общественной безопасности в раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно.

Специалист – криминалист:

В срок до 5 суток, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, – в течение дежурных суток, оформляет результаты предварительного исследования следов и иных объектов справкой и доводит до сведения следователя, дознавателя, сотрудника оперативного подразделения.

В срок до 5 суток представляет следователю, дознавателю, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело, фототаблицу к протоколу осмотра места происшествия, а в случае проведения видеосъемки – видеоматериалы.

В дальнейшем, в установленном порядке по заданиям следователя, дознавателя, оперативного подразделения осуществляет техникокриминалистическое обеспечение расследования и раскрытия преступлений.

Оперативный дежурный в случае задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, организует их дактилоскопирование, а также в установленном порядке помещение в изолятор временного содержания.

Без письменного разрешения следователя, дознавателя запрещается выдача кому бы то ни было подозреваемых и обвиняемых, содержащихся по уголовным делам, находящимся в их производстве, в изоляторах временного содержания, за исключением случаев, предусмотренных УПК.

Сведения о задержании подозреваемых, обвиняемых, обстоятельствах совершения преступления и иные данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя по уголовным делам, находящимся в их производстве и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается.

Непроцессуальные формы взаимодействия разнообразнее и относятся к более широкому кругу участников. Самые типичные из них:

  • со сведущими лицами: консультативно-справочная деятельность специалистов, состоящая в помощи следователю как при подготовке тех или иных следственных действий, так и при оценке их результатов, например, консультирование следователя по вопросам, которые целесообразно выяснить при допросе обвиняемого, о возможности того или иного вида судебной экспертизы, о содержании и смысле технологических требований к производству какой-либо продукции, о научной обоснованности примененных экспертом методов исследования объектов и т.п.; выполнение технических поручений следователя: подготовка технико-криминалистических средств, размножение документов и др.;
  • с оперативными сотрудниками: совместное планирование действий следователя по реализации оперативных данных; обсуждение формулировок вопросов лицом, допрашиваемым с использованием оперативной информации, тактики поисковой группы с участием потерпевшего, плана оперативнотактической комбинации и др. Можно сказать, что основная цель такого взаимодействия – получение оперативной информации. Остановимся на видах этой информации и возможностях ее использования.

Оперативная информация, ориентирующая следователя о действиях и поведении лиц, причастных к расследуемому преступлению:

  • сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;
  • сведения о действиях различных лиц по раскрытию преступлений;
  • сведения о действиях или намерениях совершить действия, препятствующие расследованию;
  • данные о лицах – носителях указанных сведений и вещественных образованиях, которые могут стать источником этих сведений.

Использовать эту информацию возможно двояким путем: непосредственно и путем преобразования источника оперативной информации в источник доказательства (опосредованно).

Непосредственное использование оперативной информации заключается в:

  • ее учете при определении направленности расследования и конструирования версий о личности вероятного преступника;
  • определении на ее основе очередности и характера следственных действий;
  • обосновании ею конкретных следственных действий – задержания с поличным, обыска и др.;
  • достижении превосходства в ранге рефлексии; оперативная информация в этом случае выполняет функцию «обратной связи», позволяя следователю оценить свои действия «глазами партнера» по его высказываниям третьим лицам;
  • ее учете как компонента следственной ситуации при оценке последней и принятии тактического решения.

Опосредованное использование оперативной информации заключается прежде всего в поиске путей придания ее источника процессуального статуса, а затем уже извлечении из этих источников той же информации, но уже выступающей в качестве доказательственной.

Оперативная информация, ориентирующая следователя о местонахождении объектов, имеющих значение для дела. Эта информация используется:

  • при решении произвести обыск, выемку, наложить арест на имущество и т.п.;
  • для производства иных действий, целью которых служит вовлечение указанных объектов в сферу судопроизводства для придания им процессуального статуса: следственного осмотра, проверки и уточнения показаний на месте происшествия, освидетельствования и т.п.

Оперативная информация, содержащаяся в материальных образованиях и полученная либо непосредственно оперативным сотрудником, либо с помощью специалиста.

Согласно Закону об ОРД непосредственно оперативным сотрудником информация может быть получена путем исследования предметов и документов, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и снятия информации с технических каналов связи (ст. 6).

Чаще всего это документы, которые могут быть приобщены к уголовному делу в порядке ст. 84, 89 УПК РФ. Если речь идет о таких носителях оперативной информации, как вещи, предметы, то они могут быть введены в уголовный процесс при осуществлении оперативно-тактической комбинации.

Более сложно использовать в доказывании результаты предварительных исследований материальных объектов, впоследствии, как правило, фигурирующих по делу в качестве вещественных доказательств. Проблема обусловлена тем, что по действующему законодательству исследования, с одной стороны, могут быть назначены до возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 144 УПК РФ), а с другой – может быть проведена экспертиза, что по сути и является исследованием, только по возбужденному уголовному делу, а исследование материальных объектов как раз и проводится для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказаться от его возбуждения.

На практике результаты таких исследований впоследствии дублируются соответствующей экспертизой, однако это возможно не всегда и порой эти результаты оперативный сотрудник вынужден легализовать иным путем, например, представляя их следователю при рапорте об источнике их получения, и т.д. С появлением в УПК РФ заключения специалиста как доказательства (ч. 2 ст. 74) положение дел с использованием результатов предварительного исследования может быть изменено. Для этого справка об исследовании направляется следователю и служит (вместе с другими данными) основанием к возбуждению уголовного дела. После возбуждения уголовного дела следователь привлекает специалиста и ставит ему вопросы по поводу произведенного предварительного исследования. Ответы на вопросы специалист облекает в форму суждения (заключения). Ответы на вопросы специалист приобщает к делу, а справка об исследовании прилагается к заключению специалиста. Другими словами, предлагается легализовать документ о предварительном исследовании, полученный в процессе оперативной деятельности.

Предложение о такой легализации не противоречит законодательству (в частности, положениям ст. 89 УПК РФ):

  • со средствами массовой информации при организации розыска людей или предметов, опознании различных объектов, расширении участников розыска; для принятия профилактических мер;
  • с администрацией учреждений и предприятий: для получения криминалистически значимой информации об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления; для принятия мер по предупреждению преступлений; при изучении порядка документо- и товарооборота на предприятиях и в учреждениях и др.;
  • с населением и общественными организациями: содействие при производстве розыскных мероприятий, выявление источников доказательственной и ориентирующей информации, получение независимых характеристик тех или иных лиц и т.п.

Взаимодействие, осуществляемое в непроцессуальных формах, преследует ту же цель, что и процессуальное, – способствовать успешному выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, их эффективной превенции.

Содержание

  1. Руководитель Следственной оперативной группы
  2. Оперативный офицер Следственной оперативной группы
  3. Эксперт-криминалист Следственной оперативной группы
  4. Следователь Следственной оперативной группы
  5. Новостной отчетчик Следственной оперативной группы
  6. Технический специалист Следственной оперативной группы

Следственная оперативная группа (СОГ) при расследовании краж представляет собой команду профессиональных специалистов, целью которой является эффективное раскрытие преступлений и привлечение виновных лиц к ответственности. СОГ является неотъемлемой частью правоохранительной системы и выполняет сложные задачи, связанные с выявлением, документированием и анализом улик, а также с проведением оперативных мероприятий.

В состав СОГ обычно входят следующие специалисты:

  • Оперативник — осуществляет оперативные мероприятия, собирает информацию о преступлении и подозреваемых, проводит следственные действия по расследованию краж.
  • Документовед — анализирует документы и иные материалы, связанные с преступлением, и проводит экспертизу подлинности и их значения.
  • Бытовой и следственный техник — занимается исследованием следов на месте преступления, сбором и фиксацией улик и доказательств.
  • Криминалист — проводит экспертизу материалов и доказательств, исследует и анализирует химические, физические и биологические свойства улик, определяет их связь с преступлением.

Раскрытие краж требует взаимодействия всех участников СОГ, а также тесной координации их действий. Ключевыми задачами СОГ являются сбор и анализ информации, профессиональная и тщательная работа с доказательствами, выявление преступников и их привлечение к уголовной ответственности.

Работа СОГ является важной и незаменимой в борьбе с кражами и анализировании преступлений. В составе группы каждый специалист имеет свою роль и задачи, которые помогают эффективно раскрыть преступление и установить истина.

Руководитель Следственной оперативной группы

Руководитель Следственной оперативной группы (СОГ) является главным организатором и руководителем работы всей группы в ходе расследования кражи. Он имеет ключевую роль в обеспечении эффективного и оперативного процесса расследования, а также координации действий всех участников группы.

Основными задачами руководителя СОГ при расследовании кражи являются:

  1. Планирование и организация работы группы. Руководитель СОГ определяет общую стратегию расследования, разрабатывает план действий, распределяет задачи между членами группы и контролирует выполнение поставленных задач.
  2. Координация действий. Руководитель СОГ обеспечивает взаимодействие между различными специалистами в рамках группы, а также с другими службами и органами, участвующими в расследовании кражи.
  3. Анализ и оценка полученной информации. Руководитель СОГ отвечает за анализ и систематизацию данных, полученных в ходе расследования. Он определяет наиболее перспективные направления работы и принимает решения по дальнейшим действиям.
  4. Обеспечение связи с вышестоящими органами и руководством. Руководитель СОГ представляет группу перед вышестоящим начальством, осуществляет информационное взаимодействие и связь с руководством организации, при необходимости получает инструкции и руководство.
  5. Работа с доказательствами. Руководитель СОГ следит за сбором и фиксацией доказательств, обеспечивает их сохранность и анализ. Он также принимает участие в разработке стратегии судебного рассмотрения дела.

Руководитель СОГ должен обладать высоким уровнем профессиональных навыков и знаний в области расследования краж. Ему требуются лидерские качества, способность принимать решения в сложных ситуациях, умение эффективно организовывать работу группы. Кроме того, руководитель СОГ должен обладать коммуникативными навыками и быть готовым к сотрудничеству с другими службами и органами, вовлеченными в расследование кражи.

Оперативный офицер Следственной оперативной группы

Оперативный офицер является одной из ключевых ролей в работе Следственной оперативной группы (СОГ) при краже. Его задача состоит в оперативном руководстве и координации действий группы во время расследования преступления.

Роль оперативного офицера включает в себя:

  • Сбор информации о произошедшем преступлении. Оперативный офицер анализирует доступные данные, проводит обследование места происшествия, берет показания свидетелей и других участников событий.
  • Выработку стратегии и тактики расследования. Оперативный офицер разрабатывает план действий, определяет наиболее эффективные методы и средства для достижения цели.
  • Осуществление оперативно-разыскных мероприятий. Оперативный офицер принимает участие в задержании подозреваемых, обысках, следит за передвижением и действиями лиц, причастных к преступлению.
  • Обработку полученной информации. Оперативный офицер анализирует данные, собранные в ходе расследования, и делает выводы о ходе дела. Он также ведет документацию и отчетность по производимым операциям.

Для успешного выполнения своих задач оперативный офицер использует разнообразные методы работы, включая сотрудничество с коллегами из других структурных подразделений, общение с правоохранительными органами и судебными инстанциями.

Ключевые задачи оперативного офицера Описание
Сбор информации Оперативный офицер собирает информацию о происшедшем преступлении с помощью анализа данных и проведения расследовательных действий.
Разработка стратегии Оперативный офицер разрабатывает план действий и стратегию расследования, определяет наиболее эффективные методы работы.
Осуществление оперативно-разыскных мероприятий Оперативный офицер принимает участие в реализации расследовательных действий, направленных на задержание обвиняемых и обнаружение улик.
Анализ информации Оперативный офицер анализирует полученные данные и делает выводы о ходе расследования, ведет документацию и отчетность.

Для выполнения своих обязанностей оперативный офицер должен обладать хорошими аналитическими и коммуникационными навыками, уметь принимать оперативные решения в ситуациях ограниченного времени и осознавать ответственность за результаты проводимых операций.

Эксперт-криминалист Следственной оперативной группы

Эксперт-криминалист является одной из ключевых ролей в работе Следственной оперативной группы (СОГ) при расследовании кражи. Он обладает специализированными знаниями и навыками, которые помогают ему проводить ряд экспертных исследований и выявлять следы и улики, связанные с преступлением.

Задачи эксперта-криминалиста СОГ включают:

  • Сбор и анализ материалов по делу, связанных с татуировками, ранениями, травмами и другими следами и уликами;
  • Освидетельствование места преступления и проведение всех необходимых исследований;
  • Лабораторное исследование следов на предмет наличия отпечатков пальцев, ДНК, волос и других биологических материалов;
  • Использование специализированного оборудования и технологий, таких как спектральный анализ, баллистическое исследование, компьютерная графика и другие методы для выявления и анализа следов;
  • Подготовка экспертных заключений и дача заключений, основанных на проведенных исследованиях;
  • Сотрудничество с другими членами СОГ и предоставление необходимой информации для расследования преступления.

Работа эксперта-криминалиста требует высокой профессиональной подготовки и опыта. Эксперт должен быть внимателен к деталям, уметь анализировать информацию и использовать свой аналитический и логический склад ума для выведения возможных выводов. Он также должен быть знаком с современными методами и технологиями в области криминалистики и быть способен адаптироваться к новым технологическим разработкам.

Эксперт-криминалист является важным звеном в СОГ при расследовании кражи. Его знания и навыки помогают установить факты преступления, идентифицировать подозреваемых и предоставить убедительные доказательства в суде.

Следователь Следственной оперативной группы

Следователь Следственной оперативной группы (СОГ) играет ключевую роль в расследовании краж. Он отвечает за выполнение следственных действий, сбор и анализ доказательств, а также составление протоколов и докладов.

Задачи следователя СОГ:

  • Проведение допросов свидетелей, потерпевших и подозреваемых;
  • Сбор и анализ информации о событии кражи;
  • Изучение места происшествия и обнаружение следов;
  • Опрос свидетелей и соседей, выявление очевидцев;
  • Оперативное взаимодействие с другими членами СОГ;
  • Определение степени ущерба и оценка украденного имущества;
  • Получение показаний от подозреваемых;
  • Проведение анализа и экспертизы полученных доказательств;
  • Составление протоколов и докладов о результатах проведенного расследования.

Следователь СОГ должен обладать профессиональными навыками и знаниями в области криминалистики, оперативной и следственной работы. Он должен быть внимателен к деталям, уметь анализировать информацию и принимать взвешенные решения.

Следователь СОГ часто работает в команде с другими специалистами, такими как оперативный сотрудник, эксперт, криминалист и прокурор. Вместе они сотрудничают для успешного расследования кражи и привлечения виновных лиц к ответственности.

Новостной отчетчик Следственной оперативной группы

Новостной отчетчик Следственной оперативной группы (СОГ) является неотъемлемой частью работы группы и является важным инструментом для общественности и органов правопорядка. Новостной отчетчик отвечает за подготовку и предоставление информации о происходящих событиях, прогрессе расследования и достижениях группы.

Задачи новостного отчетчика:

  • Сбор информации о случаях краж и других преступлениях, в которых участвует СОГ;
  • Подготовка сообщений и пресс-релизов по происшествиям;
  • Координация с пресс-службой и органами массовой информации для распространения информации;
  • Поддержка контактов с журналистами и предоставление им релевантной информации;
  • Создание отчетов о работе группы и предоставление ее руководству.

Новостной отчетчик должен обладать хорошими коммуникативными навыками, уметь подготавливать информацию для разных средств массовой информации, а также быть внимательным к деталям и владеть навыками редактирования текстов.

Пример работы новостного отчетчика:

Дата Событие Описание
10.04.2021 Успешное расследование кражи в магазине СОГ была задействована в расследовании случая кражи в магазине «МегаМарт». Группа организовала оперативные мероприятия, результатом которых стало задержание подозреваемого и возврат похищенного имущества. Следственные действия продолжаются.
15.04.2021 Объявление награды за информацию СОГ объявляет награду в размере 100 000 рублей за информацию, которая поможет раскрыть серию краж автомобилей. Группа просит всех граждан, обладающих информацией, связаться с ними по указанному номеру телефона.

Новостной отчетчик играет важную роль в информационной поддержке работы Следственной оперативной группы, позволяя поддерживать связь с общественностью, информировать о результативности ее действий и привлекать дополнительные ресурсы для борьбы с преступностью.

Технический специалист Следственной оперативной группы

Технический специалист является неотъемлемой частью Следственной оперативной группы (СОГ) при расследовании краж. Он отвечает за выполнение задач, связанных с техническим обеспечением оперативной деятельности и предоставляет специализированную помощь следователям в ходе расследования.

Задачи технического специалиста:

  1. Консультирование и поддержка следователей в вопросах, связанных с использованием технических средств и технологий.
  2. Обработка и анализ технической информации с использованием специализированных программ и оборудования.
  3. Проведение экспертизы и исследований технических следов и улик, полученных на месте происшествия.
  4. Подготовка и предоставление следователям заключений и экспертных выводов на основе анализа технической информации.
  5. Участие в оперативных мероприятиях, связанных с использованием технических средств, таких как прослушивание телефонных разговоров, установка видеонаблюдения и др.
  6. Участие в составлении протоколов и документов, связанных с технической частью расследования краж.

У технического специалиста должно быть специальное образование и знание соответствующих законов, правил и норм, регулирующих работу с техническими средствами. Он должен иметь навыки работы с компьютерным программным обеспечением и специальным оборудованием, а также уметь анализировать и интерпретировать полученную техническую информацию.

  1. Создание следственно-оперативной группы, ее состав.

Следователь
как самостоятельная процессуальная
фигура руководит при производстве
осмотра действиями всех присутствующих,
в том числе лицами, входящими в состав
следственно-оперативной группы (СОГ).

Правовой
основой образования и деятельности СОГ
следует считать соответствующие
положения уголовно-процессуального
законодательства и, в частности, положения
ч.2 ст.163 УПК РФ из которой следует, что
к работе следственной группы «могут
быть привлечены должностные лица
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность».

Поэтому,
если в состав группы, созданной для
расследования преступления, помимо
следователя входят еще и сотрудники
оперативных аппаратов правоохранительных
органов или иные специалисты (например,
криминалисты, взрывотехники, аудиторы
и другие), такая группа именуется
следственно-оперативной группой (СОГ).

Создание
и совместная деятельность в составе
СОГ является одной из наиболее эффективных
форм взаимодействия следователей с
органами дознания, правоохранительными
и иными государственными органами в
сфере предупреждения, пресечения и
расследования преступлений.

Следственно-оперативная
группа (СОГ) представляет собой созданное
уполномоченными законом должностными
лицами единовременное (либо действующее
продолжительный период времени)
специальное функциональное образование
(группа должностных лиц), состоящее из
следователя (следователей), оперативного
сотрудника (сотрудников) правоохранительных
органов и иных специалистов, согласованно
применяющих предоставленные им
полномочия, силы, средства и методы в
сфере расследования преступлений.

Состав,
численность и продолжительность работы
СОГ законом не ограничиваются. Данные
параметры СОГ определяются в каждом
конкретном случае руководителями
следственных и иных правоохранительных
органов, принимающих решения о создании
СОГ, с учетом целей и задач, для решения
которых формируется та или иная
следственно-оперативная группа.

Создание
СОГ оформляется совместным решением
руководителя соответствующего
следственного органа и руководителя
правоохранительного органа соответствующего
уровня. Руководителем СОГ всегда
назначается один из следователей,
включенных в её состав, либо включенный
в её состав руководитель следственного
органа.

Процессуальные
полномочия руководителя СОГ и следователей,
работающих в ее составе, определяются
уголовно-процессуальным законодательством
и реализуются с учетом положений ст.
163 УПК РФ.

Например,
в соответствии с требованиями ч. 3 и ч.
4 ст. 163 УПК РФ, только руководитель СОГ
принимает к своему производству уголовное
дело о преступлении, для расследования
которого создана СОГ, и только он вправе
принять по данному уголовному делу
следующие решения:

  • о
    выделении уголовного дела из основного
    производства;

  • о
    прекращении уголовного дела;

  • о
    приостановлении и возобновлении
    производства по делу;

  • о
    привлечении соответствующего лица в
    качестве обвиняемого;

  • о
    направлении обвиняемого в медицинский
    или психиатрический стационар для
    производства экспертизы;

  • о
    возбуждении перед руководителем
    следственного органа ходатайства о
    продлении срока предварительного
    следствия;

  • о
    возбуждении перед судом ходатайства
    об избрании меры пресечения, а также о
    производстве следственных и иных
    процессуальных действий, требующих
    решения суда;

  • о
    составлении постановления о направлении
    уголовного дела в суд для решения
    вопроса о применении принудительных
    мер медицинского характера;

  • о
    составлении обвинительного заключения
    и направлении уголовного дела прокурору
    для последующего направления данного
    дела в суд.

Иные
должностные лица, входящие в состав СОГ
по конкретному уголовному делу
(следователи, оперативные сотрудники,
специалисты), не вправе принимать по
данному делу указанные процессуальные
решения.

Входящие
в состав СОГ оперативные сотрудники и
иные специалисты действуют в рамках
закона и в пределах полномочий,
определяемых их процессуальным
положением, профессиональной компетенцией
и должностными функциональными
обязанностями, подчиняясь в вопросах
организации расследования руководителю
СОГ.

В
различные исторические периоды в
деятельности по расследованию преступлений
участвовали СОГ различных типов,
например:

  • дежурная
    следственно-оперативная группа;

  • целевая
    следственно-оперативная группа;

  • совместная
    следственно-оперативная группа
    (бригада);

  • специализированная
    следственно-оперативная группа.

Дежурная
СОГ создавалась при дежурной части
соответствующего правоохранительного
органа. Продолжительность ее работы
составляла – 24 часа дежурных суток,
определяемых графиком дежурств
правоохранительного органа. Основной
задачей дежурной СОГ было немедленное
уголовно-процессуальное и оперативное
реагирование на сообщения о преступлениях,
в том числе с выездом на место происшествия
и производством неотложных следственных
действий и оперативно-розыскных
мероприятий.

Целевая
СОГ создавалась для производства
расследования по конкретному уголовному
делу и действовала, как правило, до
завершения расследования.

Совместная
СОГ (бригада) создавалась в тех же целях,
что и целевая следственно-оперативная
группа, упомянутая выше, то есть для
производства расследования по конкретному
уголовному делу. Совместную СОГ, на
практике, именовали «бригадой», чтобы
подчеркнуть, что в ее состав входят
следователи, оперативные сотрудники и
иные специалисты различных правоохранительных
органов. Например, МВД, ФСБ, прокуратуры
и других министерств и ведомств.

Необходимость
создания такой совместной
следственно-оперативной группы (бригады)
возникала тогда, когда сложное и
многоэпизодное уголовное дело предполагало
расследование преступлений различной
подследственности, а также в тех случаях,
когда в процессе расследования
предполагалось использование результатов
оперативно-розыскной деятельности,
оперативных и технических возможностей
различных правоохранительных органов.

Специализированная
СОГ создавалась для расследования
отдельных категорий преступлений,
например, поджогов, криминальных взрывов,
серийных убийств и некоторых других.

В
настоящее время, в различных
правоохранительных органах практикуется
создание различных по составу и целевому
назначению следственно-оперативных
групп (СОГ). Разновидности этих СОГ и
организация их работы определяются
ведомственными правовыми актами
соответствующего правоохранительного
органа.

В
системе МВД России порядок создания
СОГ, их виды, организация их работы и
обеспечение их деятельности в настоящее
время определяется Положением об
организации взаимодействия подразделений
органов внутренних дел Российской
Федерации при раскрытии и расследовании
преступлений, утвержденным приказом
МВД России от 26 марта 2008 года.

В
соответствии с данным правовым актом
в системе МВД России  в настоящее
время предусмотрено создание СОГ двух
видов:

дежурная
СОГ (создается из числа сотрудников,
осуществляющих дежурство в составе
суточного наряда, для выездов на места
происшествий);

специализированная
СОГ (создается для расследования сложных,
многоэпизодных преступлений).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В качестве основной организационной и самой результативной формой взаимодействия служащих органов, осуществляющих раскрытие преступлений, выступает следственно-оперативная группа. Рассмотрим далее эту структуру подробнее. следственно оперативная группа

Нормативная база

Современное законодательство не определяет порядок, основания, по которым осуществляется создание следственно-оперативной группы. Отсутствует в УПК и разъяснение понятия СОГ. Одним из наиболее полно разработанным документов и, по мнению экспертов, имевших особое значение в процессе укрепления взаимодействия между подразделениями внутренних дел, является Инструкция, утвержденная приказом Министерства ВД СССР от 20.02.1979 г. К другим значимым нормативным актам необходимо отнести указание Генпрокурора и МВД СССР. Оно было принято в 1985 г. Этим указанием утверждена типовая инструкция, в соответствии с которой должна организовываться работа следственно-оперативной группы. С 1993 г. был введен в действие новый документ. В дальнейшем его положения были учтены при разработке других нормативных актов.

Определение

Существует несколько вариантов трактовки понятия СОГ. По мнению Шостака и Дубинского, следственно-оперативная группа представляет собой организационную форму взаимодействия служащих разных подразделений правоохранительных органов. И. А. Цоколов считает, что СОГ – это организационное формирование временного характера, основанное на ведомственных правовых актах и законодательстве. В эту структуру включаются следователи, сотрудники оперативных аппаратов и прочие специалисты. Назначение СОГ – оптимальная организация мероприятий, которые осуществляются служащими по раскрытию преступлений. Некоторые эксперты, однако, отмечают, что включение в определение понятия «временности» будет излишним. Это обуславливается тем, что сегодня достаточно распространены постоянные совместные следственно-оперативные группы. Между тем возможность и необходимость функционирования таких формирований может отпасть по нескольким причинам. Например, деятельность следственно-оперативной группы станет невостребованной при изменении криминологической ситуации, перестановках в структуре самих правоохранительных органах. При этом для служащих, задействованных в данных объединениях, это не является основными и единственными профессиональными задачами. В этой связи представляется допустимым согласиться с временным характером СОГ. руководитель следственно оперативной группы

Классификация

В практике распространено формирование:

  1. Дежурных следственно-оперативных групп. Они обеспечивают незамедлительное реагирование на поступившие сообщения о совершенных преступлениях. В задачи этой категории СОГ входит также производство неотложных действий и розыскных мероприятий по «горячим следам». В группу входят следователь, служащие экспертно-криминалистических и оперативных подразделений, кинолог. При необходимости в СОГ могут включаться и представители иных отделов.
  2. Специализированных СОГ. В состав следственной оперативной группы такого типа входят служащие различных подразделений. Такие СОГ формируются для раскрытия определенных преступлений, в том числе тех, по которым совершившие деяния субъекты не установлены. Значение этого вида объединений сложно переоценить. Законодатель особо подчеркивает важность ряда категорий объектов, находящихся под государственной охраной. В этой связи от правоприменителя требуется соответствующая реакция. Она должна быть направлена на максимально результативное раскрытие, а в ряде случаев, выявление определенных преступлений. К ним, в частности, относят деяния террористической, коррупционной направленности, посягательства на жизнь, здоровье граждан, несовершеннолетних в том числе, прочие особо тяжкие нарушения.
  3. Целевых СОГ. Они задействованы, как правило, в раскрытии деяний по конкретному делу. Создание следственно-оперативной группы такого типа особенно востребовано на начальных этапах процесса выяснения всех обстоятельств произошедшего. Дело в том, что на первых стадиях возникает необходимость выполнить большой объем следственных действий в максимально короткий срок. Целевая СОГ осуществляет сбор доказательств при проведении неотложных мероприятий, устанавливают личности виновных «по горячим следам». Участники следственной оперативной группы выполняют поставленные задачи на относительно небольшой территории, при повышенной сложности дела. Они осуществляют раскрытие преступлений с множественностью эпизодов или при наличии нескольких виновных.
  4. Совместных групп. Такие объединения формируются для раскрытия тяжких, а также особо тяжких деяний, совершенных в том числе ОПГ, или дела со значительным объемом материалов. В состав следственной оперативной группы могут входить по согласованию служащие СК РФ, прокуратуры, ФСБ, Министерства ВД и пр. дежурных следственно оперативных групп

Характеристики

В качестве неотложной и первостепенной задачи дежурных групп при получении сообщения о преступлении выступает его пресечение и принятие мер по сохранению следов деяния и задержанию нарушителя закона. На эффективность мероприятий в этом случае, вне зависимости от формы и способа поступления сведений, будет влиять уровень знания своих обязанностей и инициатива служащих. Непременным условием успешного раскрытия преступного деяния выступает своевременная и правильная организация выезда на место, квалифицированный осмотр территории происшествия. В ходе этих мероприятий следственно-оперативная группа осуществляет сбор информации об обстоятельствах и предполагаемом виновном. Умелое использование полученных при осмотре сведений в большинстве случаев обеспечивает возможность установления личности преступника. Зачастую информация, собранная на месте происшествия, позволяет раскрыть деяние «по горячим следам».

Субъекты

Если рассматривать дежурные группы, необходимо сказать, что включение в них следователей является, безусловно, необходимым. Это объясняется несколькими причинами. В первую очередь оперуполномоченный далеко не всегда имеет право возбудить уголовное производства. Это связано с тем, что тот или иной состав может не относиться законодательством к его подследственности. Решение о возбуждении дела следователем объясняется и тем, что этот служащий может объективно и взвешенно рассмотреть те или другие обстоятельства. При этом он принимает на себя всю ответственность за дальнейшее раскрытие преступления. Проблема включения в состав группы следователя может решаться путем формирования постоянных объединений, незамедлительного привлечения служащего, в том числе с заблаговременным его уведомлением о планируемом мероприятии. При этом его законное и своевременное вмешательство можно считать результатом эффективного взаимодействия представителей разных подразделений.

Особенности специализированной СОГ

В практике правоохранительным органам приходится раскрывать самые различные преступления. Среди них в том числе и деяния прошлых лет. Для выяснения обстоятельств таких преступлений формируется специализированная следственно-оперативная группа. Сотрудники такого объединения занимаются наиболее сложными делами. В этой связи к их профессиональным качествам предъявляются повышенные требования. Специализированная следственно-оперативная группа может заниматься раскрытием особо тяжких посягательств на личность, совершенных в условиях неочевидности, террористических актов или иных деяний, спровоцировавших широкий резонанс в обществе. следственно оперативная группа сотрудники

Специфика взаимодействия служащих

Руководитель следственно-оперативной группы несет персональную ответственность за итоги проведенных мероприятий. Он вправе принимать процессуальные решения, организовывать выполнение тех или иных процедур. К основным задачам взаимодействия между служащими следует отнести:

  1. Обеспечение исполнения неотложных мероприятий при совершении преступлений.
  2. Своевременное выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
  3. Раскрытие преступных деяний.
  4. Объективное, всестороннее и полное раскрытие уголовных дел.
  5. Общую работу, направленная на розыск скрывающихся лиц.
  6. Выявление, пресечение незаконных деяний, принятие мер по их предупреждению.
  7. Реализацию мероприятий, ориентированных на компенсацию материального вреда, нанесенного организациям, вне зависимости от их формы собственности, и граждан преступными действиями лиц. деятельность следственно оперативной группы

В существующем сегодня УПК не предусматривается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. Несмотря на это, представляется, что без учета этого условия следственно-оперативная группа МВД не может функционировать эффективно и целенаправленно. В существующем УПК предусматривается возможность формирования только СГ. Следственная группа осуществляет процессуальную работу, привлекая к ней служащих органа дознания. Последние задействуются зачастую напрямую к проведению определенных мероприятий, итоги которых имеют существенное доказательное значение. При этом имеет место и оперативное сопровождение процедур. Оно также позволяет добыть процессуальные доказательства, которые впоследствии реализуются в установленном порядке. Эксперты обращают внимание на то, что отсутствие нормативного регулирования, применяемого на практике участия дознавателей в раскрытии преступлений на постоянной основе в пределах функционирования СОГ, может оказать влияние на качество и скорость выявления обстоятельств дела.

Важный момент

Следственно-оперативная группа полиции образуется, как правило, для успешного решения трудоемких, сложных, экстренных задач, реализации большого объема мероприятий по делам с множеством эпизодов, по преступлениям, совершенным несколькими лицами в сговоре, а также в других случаях, имеющих существенное социальное значение. Кооперирование труда будет эффективно только тогда, когда оно производится на базе тесного служебного взаимодействия членов бригад, комиссий, подразделений. Это, в свою очередь, предполагает выполнение заданий по одному, согласованному плану. Выполнение поставленных задач осуществляется посредством совершения скоординированных действий при четко распределенных обязанностях, взаимопомощи, взаимопонимании, взаимной информированности и поддержке. В рамках СОГ сопровождение должно быть максимально полным. работа следственно оперативной группы

Ключевые принципы

Формирование СОГ базируется на ряде положений. К ключевым принципам создания групп следует отнести:

  1. Своевременность образования.
  2. Межведомственный характер их формирования.
  3. Максимально целесообразное и четкое распределение участков проведения мероприятий.
  4. Грамотная организация не только процесса раскрытия конкретного преступления, но и предотвращения аналогичных незаконных деяний.

Дополнительные лица

Кроме следственно-оперативной группы, на месте происшествия некоторые функции могут осуществлять и иные участники производства. В качестве них выступают, например, понятые, представители коммерческих организаций, учреждений, предприятий, на территории которых производится осмотр. Участие этих субъектов регламентируется ст. 170 УПК. Во избежание затруднений в выборе понятых, для исключения опасений в привлечении субъектов, заинтересованных в результатах расследования, а также вероятности разглашения ими итогов осмотра, этих лиц рекомендуется привлекать до выезда на место. В ст. 170, ч. 3 УПК предусматривается ряд случаев, в которых процессуальное действие может осуществляться без участия указанных субъектов.

Еще одной категорией лиц, которая задействуется в осмотре, выступают обвиняемые, подозреваемые, очевидцы, пострадавшие. Эти субъекты могут быть необходимы и полезны ввиду их осведомленности об обстоятельствах случившегося. При привлечении к осмотру подозреваемого/обвиняемого, с ним вместе в процессе осуществления процессуального мероприятия может присутствовать и защитник. В случае необходимости к процедуре привлекается переводчик. Возможность его участия регламентируется ст. 59 УПК. К субъектам, которые могут быть задействованы в осмотре, относят также и вспомогательный персонал. На него возлагаются обязанности по оказанию технической помощи сотрудникам следственно-оперативной группы. Им, в частности, могут поручаться раскопки, расчистка завалов, охрана территории осмотра и прочее. Представители учреждений, предприятий, коммерческих структур полезны при осмотре, поскольку обладают необходимой информацией о самом месте происшествия, документацией, имеют доступы в помещения. Они также могут организовывать вспомогательные работы. совместные следственно оперативные группы

Заключение

Впервые понятие «межведомственная» или «совместная следственно-оперативная группа» было введено в практику в мае 1995 г. Это определения стало использоваться по приказу Генпрокуратуры, Министерства ВД, ФСБ. К утверждению соответствующих нормативных положений привлекался и Департамент налоговой полиции РФ. Развитие новых форм сотрудничества, введение специализации служащих, расширение опыта формирования СОГ по конкретным направлениям, оправдавших себя на практике организации специальных подразделений, обусловили совершенствование подзаконных правовых актов. Создание следственно-оперативных групп имеет особое значение в рамках осуществления процедур, направленных на раскрытие преступлений.

Необходимо сказать, что взаимодействие служащих разных подразделений, организованное в соответствии с четко разработанным планом, при конкретном и грамотном распределении обязанностей позволяет в кратчайшие сроки решить как неотложные задачи, так и собрать полную доказательную базу по особым категориям преступлений. Существенное значение работы следственно-оперативных групп имеет при расследовании преступлений, совершенных в сравнительно давнее время. Во всех случаях к процессуальным мероприятиям привлекаются различные специалисты: криминологи, эксперты и пр. Незамедлительный выезд СОГ на место преступления обеспечивает сохранение и фиксацию следов деяния. Это, в свою очередь, позволяет быстро установить все обстоятельства случившегося, а в ряде случаев поймать виновных «по горячим следам».

Библиографическое описание:

Плеханов, А. В. Следственно-оперативная группа как одна из организационных форм взаимодействия органов следствия и дознания / А. В. Плеханов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2832/ (дата обращения: 24.09.2023).

В статье рассмотрен вопрос
определения СОГ, приведена краткая историческая справка по вопросам
нормативного регулирования существования следственных групп, с учетом
практики проанализированы их основные виды, выведены задачи их
функционирования, сделаны практические предложения.

Ключевые слова:
СОГ; взаимодействие органов следствия и дознания;
следственно-оперативная группа; следователь; орган дознания;
межведомственное взаимодействие; расследование.

There are
question of definition, short historical reference of standard
regulation, analysis of principal views, problems of functioning and
practical proposals about investigatory-inquiry group.

Keywords:
interaction of investigation agencies bodies and inquiry;
investigatory-inquiry group; the inspector; investigator; inquiry
body; interdepartmental interaction; investigation.

Основной организационной и наиболее
эффективной формой взаимодействия органов следствия и дознания
является следственно-оперативная группа (далее по тексту — СОГ). В
современном уголовно-процессуальном законодательстве РФ не только не
определены основания, порядок создания и функционирования
следственно-оперативной группы, но и отсутствует сам термин
«следственно-оперативная группа» [1, с.77].

Однако одной из наиболее полно разработанных и сыгравших
свою, несомненно, позитивную роль в укреплении взаимодействия между
следственными и оперативными подразделениями органов внутренних дел
стала «Инструкция о взаимодействии следователей, оперативных
работников УР, БХСС и дежурных частей при возбуждении уголовных дел и
расследовании преступлений», утвержденная приказом МВД СССР №
64 от 20 февраля 1979 года. Среди других нормативных актов следует
отметить совместное указание Генерального прокурора СССР и МВД СССР №
31/15-1985 г., которым утверждена «Типовая инструкция об
организации работы постоянно действующих следственно-оперативных
групп по раскрытия умышленных убийств». В 1993 году была
введена в действие новая «Типовая инструкция об организации
работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по
расследованию умышленных убийств», утвержденная совместным
указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России №
315-16-93 от 02 июня 1993 года и № 1/3452 от 02 августа 1993 года «О
введении в действие типовой инструкции об организации работы
постоянно действующих следственно-оперативных групп по расследованию
умышленных убийств»[2, с. 636-640].

С 1993 года указанный приказ МВД не
применяется, однако его положения были учтены в дальнейшем.

Понятие «совместная» или
«межведомственная следственно-оперативная группа» впервые
введено в оборот в мае 1995 года совместным приказом Генеральной
прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы
безопасности и Департамента налоговой полиции Российской Федерации
«Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных
группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности
и налоговой полиции для пресечения и раскрытия деятельности
организованных преступных групп»[3, с. 23-24].

Совершенствование подзаконных актов
было обусловлено развитием новых форм взаимодействия, внедрением
специализации сотрудников, совершенствованием опыта создания
следственно-оперативных групп по отдельным направлениям деятельности,
оправдавшей себя практикой организации специализированных
подразделений в оперативных службах и следствии.

А.Я. Дубинский и Ю.Н.Шостак определили
СОГ как организационную форму взаимодействия следователя с
оперативными работниками[4, с. 8].

Цоколов И.А. предлагает определить
следственно-оперативную группу как основанное на законе и
ведомственных нормативных правовых актах временное организационное
формирование, состоящее из следователя (следователей), сотрудников
оперативных аппаратов субъектов ОРД и иных специалистов,
возглавляемое следователем и создаваемое для оптимальной организации
деятельности по раскрытию и расследованию преступлений [5, с. 23-24].
Включение признака временности в это определение может показаться
излишним в связи с широким распространением на практике постоянно
действующих СОГ. Однако необходимость и возможность их
функционирования может отпасть по многим причинам, например,
изменение криминологической обстановки, изменение в структуре
правоохранительных органов, а участие в них в большинстве случаев не
является единственной и основной профессиональной деятельностью их
членов, в связи с чем представляется возможным согласиться с
«временным» характером существования постоянно
действующих следственно оперативных групп.

Следственной практикой апробированы
четыре вида СОГ:

  1. Дежурная СОГ (при дежурной
    части
    ) — обеспечивает незамедлительное
    реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных
    следственных действий и ОРМ по «горячим следам» и
    формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и
    экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Также по
    необходимости в группу могут быть включены сотрудники и иных
    подразделений.

Первостепенная и неотложная задача
дежурного при поступле­нии сообщения о преступлении
пресечь преступление и принять
меры к сохранению его следов и задержанию преступника.
Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления
информации о преступлении, зависит от инициативы и знания
сотрудниками дежур­ных частей своих обязанностей, определенных
ведомственными норма­тивными актами. Правильная и своевременная
организация выезда на место про­исшествия, его квалифицированный
осмотр следователем
непремен­ное условие успешного
раскрытия преступления. Осмотр места престу­пления и
осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является
одним из наиболее эффективных способов собирания ин­формации о
преступлении и преступнике, умелое использование кото­рой
обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица,
совершившего преступление, а нередко способствует и раскры­тию
преступления по «горячим следам» [6, с. 89]

При этом участие следователя в работе
дежурной группы по сообщениям о преступлениях, предварительное
следствие по которым обязательно, представляется безусловно
необходимым. Так, оперуполномоченный не всегда
может возбудить уголовное дело в связи с отнесением того или иного
состава преступления к подследственности следственного органа. Более
того, принятие решения о возбуждении уголовного дела исключительно
следователем (по уголовным делам, по которым предварительное
следствие обязательно) обоснованно тем, что следователь может
взвешенно и объективно рассмотреть тот или иной материал, принимая на
себя ответственность за дальнейшую судьбу уголовного дела. Проблема
участия следователя может быть решена посредством создания постоянно
действующих следственно-оперативных групп, незамедлительным
привлечением дежурного следователя, в том числе с его возможным
заблаговременным извещением о факте планируемого
оперативно-розыскного мероприятия. При этом своевременное и законное
вмешательства следователя можно назвать результатом эффективно
организованного взаимодействия следователя, следственного органа в
целом и органа дознания.

  1. Специализированная СОГ (постоянно действующая)
    — для расследования и раскрытия определенной категории преступлений,
    в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены.
    Важность такого вида СОГ трудно переоценить. В связи с
    подчеркиванием законодателем особого значения тех или иных
    охраняемых уголовным законом объектов, необходима и реакция
    правоприменителя, направленная на более эффективное и результативное
    раскрытие, расследование, а порой и выявление отдельных видов
    преступлений. К таким видам современная российская практика относит
    преступления террористической направленности, коррупционные
    преступления, преступления в отношении несовершеннолетних
    потерпевших, иные особо тяжкие преступления против личности и
    другие. Так, совместными актами ГУВД, СУ СКП РФ по Волгоградской
    области создавались группы по раскрытию преступлений прошлых лет
    (приказ № 36/863/257 от 28.05.2009); по расследованию особо тяжких
    преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности
    (приказ № 64/1068 от 15.10.2008); по раскрытию и расследованию
    преступлений террористического характера и иных преступлений,
    вызвавших широкий общественный резонанс (распоряжение № 41 от
    27.04.2010). Необходимость в создании постоянно действующих СОГ
    обусловлена определенной сложностью расследуемой категории
    преступлений, повышенных требований к профессиональным качествам
    сотрудников – членов СОГ, особой потребностью в оперативном и
    качественном следственном реагировании на факты преступных деяний.

  2. Целевая СОГ (временная)
    — для расследования и раскрытия преступлений по конкретному
    уголовному делу. Создание таких групп особенно востребовано на
    начальной стадии расследования уголовных дел при необходимости в
    выполнении большого количества следственных действий в условиях
    качественного оперативного сопровождения в максимально сжатые сроки
    – при собирании доказательств в ходе выполнения неотложных
    следственных действий, раскрытия преступления по горячим следам.
    Создание таких групп также целесообразно для выполнения ряда
    следственных действий (оперативных мероприятий) на сравнительно
    большой территории, а также при повышенной сложности расследования
    уголовных дел о множественных эпизодах преступной деятельности, в
    отношении нескольких лиц.

  3. Совместная СОГ (бригада)
    — для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений,
    в том числе совершенных организованными преступными группами, либо
    для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы.
    В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию
    сотрудники Следственного комитета РФ, органов прокуратуры,
    Федеральной службы безопасности, МВД и др.

Руководителем СОГ является следователь.
Это положение, кстати, закреплено законодателем в ст.163 УПК РФ. На
следователя, как на руководителя СОГ, возлагаются как право принятия
решений и руководство членами группы, так и персональная
ответственность за результаты деятельности группы.

Основными задачами взаимодействия
следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими
подразделениями являются:

  • обеспечение неотложных
    следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при
    совершении преступлений;

  • раскрытие преступлений;

  • своевременное изобличение лиц и
    привлечение их к уголовной ответственности;

  • всестороннее полное и объективное
    расследование преступлений;

  • совместная деятельность по розыску
    скрывшихся преступников;

  • выявление, пресечение преступлений
    и принятие мер по их предотвращению;

  • осуществление мероприятий,
    направленных на возмещение материального ущерба, причиненного
    гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности
    преступными действиями виновных лиц.

Хотя в действующем УПК РФ не
предусмотрено полное, всестороннее и объективное расследование
преступления, как это было зафиксировано в УПК РСФСР 1960 года (ст.
20), однако считаем, что без учета этого обстоятельства деятельность
СОГ не может быть целенаправленной и эффективной.

Целесообразным предполагается
процессуальное урегулирование существования такой важной
организационной формы взаимодействия следователя и органа дознания
как следственно-оперативная группа, по крайней мере в случае ее
создания при расследовании конкретного уголовного дела. Действующий
УПК РФ предусматривает возможность создания только следственной
группы, к работе которой также могут привлекаться сотрудники органа
дознания. При этом они зачастую прямо привлекаются к выполнению
процессуальных действий, вплоть до проведения отдельных следственных
действий, результаты которых могут иметь важное доказательственное
значение. Вместе с этим ими осуществляется и оперативное
сопровождение по делу, в результате которого также могут быть добыты
процессуальные доказательства, реализованные в установленном порядке.
Отсутствие процессуального регулирования апробированного на практике
участия органа дознания в расследовании уголовного дела на постоянной
основе в рамках функционирования следственно-оперативной группы может
повлиять на оперативность и качество расследования уголовного дела.

Литература:

  1. Кругликов А.П. Следственно-оперативная группа: проблемы
    взаимодействия следователей и органов дознания при их
    функционировании//Уголовное право. 2010. №6. С.77

  2. Вопросы расследования преступлений. М.: Спарк, 1997.
    С.636-640

  3. Совместный приказ Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ РФ
    от 22.05.1995г. №32/199/73//Вопросы расследования преступлений. М.:
    Спарк, 1997. С.651-652

  4. Дубинский А.Я., Шостак Ю.И. Организация и деятельность
    следственно-оперативной группы. Киев: КВШ МВД СССР, 1981. С.8

  5. Цоколов И.А. Процессуальные и криминалистические
    особенности расследования преступлений следственной и
    следственно-оперативной группой. Дис. к.ю.н. М.: Государственной
    учреждение Всероссийский НИИ МВД РФ, 2011. С.23-24

  6. Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и
    органов дознания при расследовании преступлений (сравнительный
    анализ уголовно-процессуального законодательства РФ и Российской
    Империи) // Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика
    применения: Материалы межведомственного «круглого стола»
    / Под. ред. Д.ю.н., проф., О.А. Галустьяна, к.ю.н., доцента О.И.
    Цоколовой. М.: МосУ МВД России, 2003. – С. 89.

Основные термины (генерируются автоматически): следственно-оперативная группа, группа, преступление, РФ, орган дознания, действие, дело, организация работы, расследование преступлений, типовая инструкция.

Похожие статьи

Следственнооперативная группа как форма взаимодействия…

следственнооперативная группа, расследование преступлений, преступление, дело, организационное формирование, полное раскрытие преступлений, орган дознания, раскрытие, расследование

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных

следственнооперативная группа, расследование преступлений, РФ, Российская Федерация, следователь, следственная группа, следственный орган, предварительное следствие, оперативно-розыскная…

Применение специальных средств при организации проведения…

следственнооперативная группа, расследование преступлений, РФ, Российская Федерация, следователь, следственная группа, следственный орган, предварительное следствие, оперативно-розыскная…

Формы взаимодействия следователя с оперативнорозыскными

Скогорева Т. Ф. Следственнооперативная группа как одна из организационных форм повышения качества следственной и оперативной работы при раскрытии и расследовании преступлений против собственности.

Методика расследования серийных убийств | Статья в журнале…

− в процессе расследования серийного убийства изучение фактов аналогичных преступлений, совершенных до и после расследуемого преступного события; − состав следственнооперативной группы должен быть расширен и составлять не менее…

К вопросу о взаимодействии следователя и органов

орган дознания, РФ, следователь, оперативнорозыскная деятельность, поручение, действие, предварительное следствие, дело, мероприятие, производство. Смежная плоскость защиты информации и прав граждан…

Понятие, содержание, значение следственных версий…

РФ, возбуждение уголовного дела, преступление, предварительное расследование, норма, стадий возбуждения уголовного дела, должностное лицо органа, результат рассмотрения…

орган дознания, РФ, следователь, оперативнорозыскная

следственнооперативная группа, расследование преступлений, РФ, Российская Федерация, следователь, следственная группа

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных… орган дознания, РФ, следователь, оперативно-розыскная деятельность…

Типичные следственные ситуации и алгоритм действий

Сведений о лице, совершившем преступление, в распоряжении правоохранительных органов нет или почти нет.

[5] Для этой ситуации, помимо следственных действий, перечисленных выше, характерны оперативнорозыскные мероприятия, направленные на: установление…

Следственнооперативная группа как форма взаимодействия…

следственнооперативная группа, расследование преступлений, преступление, дело, организационное формирование, полное раскрытие преступлений, орган дознания, раскрытие, расследование

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных

следственнооперативная группа, расследование преступлений, РФ, Российская Федерация, следователь, следственная группа, следственный орган, предварительное следствие, оперативно-розыскная…

Применение специальных средств при организации проведения…

следственнооперативная группа, расследование преступлений, РФ, Российская Федерация, следователь, следственная группа, следственный орган, предварительное следствие, оперативно-розыскная…

Формы взаимодействия следователя с оперативнорозыскными

Скогорева Т. Ф. Следственнооперативная группа как одна из организационных форм повышения качества следственной и оперативной работы при раскрытии и расследовании преступлений против собственности.

Методика расследования серийных убийств | Статья в журнале…

− в процессе расследования серийного убийства изучение фактов аналогичных преступлений, совершенных до и после расследуемого преступного события; − состав следственнооперативной группы должен быть расширен и составлять не менее…

К вопросу о взаимодействии следователя и органов

орган дознания, РФ, следователь, оперативнорозыскная деятельность, поручение, действие, предварительное следствие, дело, мероприятие, производство. Смежная плоскость защиты информации и прав граждан…

Понятие, содержание, значение следственных версий…

РФ, возбуждение уголовного дела, преступление, предварительное расследование, норма, стадий возбуждения уголовного дела, должностное лицо органа, результат рассмотрения…

орган дознания, РФ, следователь, оперативнорозыскная

следственнооперативная группа, расследование преступлений, РФ, Российская Федерация, следователь, следственная группа

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных… орган дознания, РФ, следователь, оперативно-розыскная деятельность…

Типичные следственные ситуации и алгоритм действий

Сведений о лице, совершившем преступление, в распоряжении правоохранительных органов нет или почти нет.

[5] Для этой ситуации, помимо следственных действий, перечисленных выше, характерны оперативнорозыскные мероприятия, направленные на: установление…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В октябре 1837 году восставшие под руководством исатая тайманулы
  • Флуконазол жидкий инструкция по применению взрослым
  • Теппеки от белокрылки инструкция по применению в теплице
  • Fishfinder 565 инструкция на русском языке
  • Когда было крестьянское восстание под руководством ивана болотникова