Кто осуществляет руководство парламентом

КОМПЕТЕНЦИЯ, СТРУКТУРА
И ПРОЦЕДУРЫ ПАРЛАМЕНТА

Щербинин Алексей Игнатьевич,
доктор политических наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии
Томского государственного университета.

Что может парламент?
Структура парламента
Превращение законопроекта в закон.

Прочитав этот раздел, вы сможете:

  • выяснить, что входит в компетенцию парламента;
  • познакомиться со структурой парламента;
  • узнать о функциях парламента, его отдельных частей и наиболее значимых персонажей;
  • уяснить некоторые национальные отличия в парламентской деятельности.

 

Что может парламент?

Так действительно ли парламент настолько всемогущ? В предыдущей главе мы с вами весьма бегло, но все же смогли познакомиться с историей, которая демонстрировала недюжинный потенциал этой формы представительного правления, способной уже на ранней стадии своего существования противостоять королям и королевствам.

В сфере политики в круг компетенции парламента сегодня входят формирование правительства, а в некоторых странах и избрание президента. Парламент утверждает ключевые фигуры страны типа генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей и т. п. Ему de jure принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации международных договоров. В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента (официальное обвинение высшего должностного лица) президенту. Хотя это экстраординарные функции, тем не менее они предусматривают официальное обвинение и отстранение от должности высшего лица государства, как это предусмотрено, к примеру, в Палате представителей Конгресса США, когда речь идет о «государственной измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях, проступках и недостойном поведении».

Известный английский историк лорд Болингброк приводит цитату не менее известного философа Бэкона: «Ничто на свете не может погубить Англию, кроме парламента. А парламент может все на свете».

Нагрудный знак и удостоверение депутата Государственной Думы ФС РФК числу парламентских компетенций относится контроль за деятельностью правительства. Зачастую это не контроль пост фактум, а упреждающий или одновременный контроль. Особенно это важно для деятельности оппозиционных парламентских партий, не имевших возможность сформировать правительство. В ряде стран, например, в американском Конгрессе, парламент обладает правом контроля и надзора за исполнением программ, под которые получены бюджетные деньги. Наиболее распространенной формой в данном случае являются парламентские слушания. Они могут быть инициированы в связи с тревожными сигналами или же являются обычной рутинной работой, «чтобы карась не дремал».

Законодательная компетенция, основная для парламента, связана не только с текущей деятельностью этого органа одноименной власти. Прежде всего, значимость парламента определяется тем, что он наделен полномочиями принимать так называемые конституционные законы, то есть те, которые напрямую не регулируются конституцией, но и не могут быть отданы на откуп текущему законодательству, так как от них зависит политический «дизайн» страны. Это законы об избирательных правах и гарантиях граждан, о статусе политических партий и т. п. Большинство парламентов обладают учредительной властью и уже тем самым влияют на конфигурацию политического процесса. В конституциях некоторых стран предусмотрена невозможность со стороны парламента менять отдельные статьи конституции.

Текущее законодательство — это то, что мы можем назвать рутинной работой парламентариев. С процедурой принятия закона мы ознакомимся чуть ниже, а пока отметим, что законотворчество — это не результат умственных и волевых усилий исключительно депутатов. Правом законодательной инициативы обладают президент, глава правительства, парламентская фракция, депутатская группа, отдельный депутат, а в некоторых странах и так называемая народная инициатива (в Италии для подачи законопроекта от населения требуются подписи 50 тыс. граждан).

К парламентской компетенции относится и информационная. Но об этом речь пойдет в следующей главе.

Современные политологи выделяют следующие функции парламента:
представительную,
законодательную,
финансово-бюджетную,
контрольную,
властную.

В истории США только президент Эндрю Джексон прошел процедуру импичмента в 1868 г.
и сохранил свой пост благодаря тому, что не хватило одного голоса.

Ричард Никсон, которого обвинили в организации прослушивания своих политических конкурентов в отеле «Уотергейт»,
в августе 1974 г. ушел
в отставку, не дожидаясь результатов голосования
в ходе импичмента.

Билл Клинтон прошел процедуру по так называемому делу
о недостойном поведении
и был оправдан.

Законопроект поступает
в парламент, и, для того чтобы стать принятым законом, ему следует пройти ряд процедур, определенных не только регламентом парламента, но и его конфигурацией.

Структура парламента

Рассмотрим, из чего состоит парламент. Главной фигурой в парламенте является депутат (лат. deputatus — посланный). Именно он прямо или косвенно (через партии, субъекты государственно-территориального устройства) от имени народа, его избравшего, осуществляет власть. Правовым статусом члена парламента, дающим ему возможность осуществлять власть, является депутатский мандат. Существует два вида мандатов: свободный, когда депутат не связан обязательствами перед избирателями своего округа и как бы является представителем всего народа, и императивный мандат, когда парламентарий несет ответственность перед своими избирателями. В ряде стран императивный мандат законодательно запрещен. С другой стороны, на практике нет подлинно свободных мандатов, так как парламентарии действуют, как правило, под влиянием политических партий и групп интересов. Мандат вступает в силу с момента юридического оформления итогов выборов. Он же утрачивает силу с поражением действующего депутата на выборах, но в целом ряде стран называются и другие причины: отставка, деятельность, не совместимая со статусом депутата, и даже за пропуски заседаний парламента.

Парламентарий обладает иммунитетом. Есть две трактовки этого понятия. Менее распространенной является та, что депутат не несет ответственности за то, что он говорит. Более известна в широких кругах трактовка иммуннитета, как депутатской неприкосновенности.

Итак, мы познакомились с депутатом. Коль скоро он работает в парламенте, то интегрирован в его структуру, прописанную в законе, и подчиняется регламенту. Структуру парламента, разную для различных стран и эпох, образуют его палаты. Если это однопалатный парламент, тогда все очевидно. Для двухпалатного — верхняя и нижняя, а далее идут депутатские объединения (фракции и группы), парламентские комитеты и комиссии, административно-вспомогательные органы, и, наконец, руководящие органы.

Руководящим органом однопалатного парламента является председатель Национального собрания. В случае двухпалатного парламента единого руководителя парламента нет.

Руководство палатами может быть единоличным или коллегиальным. Например, во Франции во главе стоит Бюро. Когда речь идет о единоличном руководстве, то для разных стран и разного уровня палат должность председателя замещается на различных основах. Например, в верхнюю палату председатель может быть назначен по должности. Так, Сенат США возглавляет вице-президент. В нижней палате, как правило, должность председателя получает представитель партии или коалиции победившего на выборах большинства.

В Англии в 1397 г.
парламент в связи
с обвинением одного из депутатов в измене настоял на его неприкосновенности.

А в XVI в. Генрих III издал распоряжение
о неприкосновенности депутатов и их имущества во время парламентской сессии.

При его дочери, королеве Елизавете I, были признаны право на свободное высказывание в парламенте и отказ королевской власти от преследования депутатов за выступления.

Рассмотрим на примере Конгресса США функции различных структур парламента. Как уже говорилось, деятельность парламента определяется конституцией и регламентом. Фактически эта документация является своеобразным «повседневным правом» Конгресса, основанным на неписаных нормах поведения парламентариев.

Что может быть интересно в работе Конгресса? Прежде всего, как структурированы сами палаты. Известно, что парламент США двухпартийный, поэтому мы имеем дело, прежде всего, с партийными фракциями, избирающими партийных лидеров палат, выдвигающих кандидатуры на должность спикера, временного председателя Сената (в верхней палате), председателей и членов комитетов и подкомитетов.
Решения, принятые абсолютным большинством голосов, обязательны для всех членов фракции (если это не противоречит предвыборным обещаниям депутата, гласит пункт 7 Правил демократической фракции в нижней палате).

На одном из заседаний Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. 2005 г.Помощники партийных лидеров палат, так называемые «кнуты» (whips), проводят в жизнь политику фракций и их лидеров. Именно они обеспечивают партийную дисциплину в случае голосования фракции за или против какого-либо решения. В каждой палате создаются политические комитеты республиканской и демократической фракций (10 человек в Сенате и 20 в Палате представителей). В состав этих комитетов входят партийный лидер, председатель фракции и «кнут». Комитеты осуществляют проведение партийной линии в работе Конгресса. Кроме политических комитетов, как уже отмечалось, существует большое количество различных рабочих комитетов и подкомитетов. Это связано с тем, что работа парламентариев во время сессий являет избирателю фасадную сторону парламентаризма, основная же работа по подготовке законов идет как раз в этих комитетах, где депутаты объединяются по интересам и компетентности. Поскольку сфера политиче ского регулирования страной обширна, а депутатов — фиксированное количество, то каждый сенатор в среднем входит в десять комитетов, а каждый член нижней палаты — в шесть.

Итак, какого вида бывают комитеты? По стоянные комитеты — основа Конгресса. Они специализируются в определенной области законодательства (по юридическим вопросам, по охране окружающей среды и общественным работам и т. п.). Именно они вносят законопроекты на рассмотрение в обе палаты. Как правило, постоянные комитеты подразделяются на подкомитеты. Следующий вид — объединенный комитет, состоящий из членов верхней и нижней палат с целью анализа стратегических направлений политики страны. Специальный комитет создается на время рассмотрения какого-либо вопроса, не связанного с прерогативой постоянных комитетов и для объединения членов более чем одного комитета. Временным является также согласительный комитет, создаваемый для урегулирования расхождений между верхней и нижней палатами по законопроекту. Он включает в себя представителей тех комитетов, которые занимались разработкой данного законопроекта. К слову сказать, до четверти всех законопроектов проходят через такие комитеты.

За 200 с лишним лет своего существования Палата представителей Конгресса США наработала регламент объемом в 300 страниц и вдобавок свыше 10 томов, связанных с процедурами работы нижней палаты. Регламент Сената занял чуть более 100 страниц
и 1 том процедур.

Превращение законопроекта в закон

В первом разделе даннойПульт и табло для голосования на рабочем месте депутата в зале заседаний Государственной Думы ФС РФ главы мы уже говорили о том, кто обладает правом законодательной инициативы. Теперь же на примере Конгресса США посмотрим, как возникают законы, чтобы получить полное представление о законодательной деятельности. В Соединенных Штатах (как в Великобритании, Канаде и ряде англоговорящих стран) законопроект носит название билль (англ. — bill). Предположим, что билль рассматривается в Сенате, тогда стандартная процедура будет выглядеть следующим образом:

  1. Билль вносится в соответствующий постоянный комитет верхней палаты;
  2. Комитет рассматривает билль;
  3. Закрытая сессия комитета принимает окончательное решение по биллю;
  4. Комитет докладывает о решении Сенату;
  5. Сенат обсуждает билль;
  6. Сенат принимает билль и передает егов Палату представителей;
  7. Постоянный комитет Палаты представителей заслушивает билль;
  8. Закрытая сессия комитета по биллю принимает решение;
  9. Комитет по биллю докладывает о своем решении Палате представителей и передает билль в комитет правил;
  10. Комитет правил принимает решение о дальнейшем порядке рассмотрения билля;
  11. Билль обсуждается и голосуется в нижней палате;
  12. В билль вносятся изменения и поправки согласительным комитетом, если законопроект принят с данными оговорками;
  13. Причастные к законопроекту комитеты утверждают доклад согласительного комитета;
  14. Билль передается на подпись президенту;
  15. Президент подписывает документ, и билль становится законом;
  16. Если президент не подписывает, воспользовавшись правом
    вето (лат. veto — запрещаю), то применяется
    процедура преодоления вето.

Случаи отклонения законопроекта имеют глубокую, уходящую за пределы истории парламентаризма традицию. Сегодня английский монарх обладает абсолютным правом вето, когда проект повторно не рассматривается. Однако главы государств могут воспользоваться как официальным правом вето и вступить с парламентом в новый круг борьбы по проталкиванию законопроекта, так и, как американский президент, употребить «карманное вето», унеся билль с собой. Таким образом, если за десять дней (выпавших на перерыв в заседании Конгресса) не будет реакции на билль, то по закону он считается отклоненным.

Есть в парламентах так называемая технология «гильотины», когда на обсуждения и поправки выделяется фиксированное время, если парламентарии не укладываются, то законопроект не рассматривается. Технология «кенгуру» позволяет спикеру перепрыгивать с одной поправки на другую, тем самым превращая обсуждение в игру без правил.

Итак, мы вплотную подошли к понятию процедур, тех самых, по которым Палата представителей Конгресса США наработала свыше десяти томов, а Сенат один том. Процедурами предусмотрены не только прохождение биллей, но и порядок дебатов, и прочие внутрипарламентские отношения. В Палате представителей работает специальная Демократическая исследовательская группа, занимающаяся совершенствованием процедур. К примеру, внесение билля в палату парламента предполагает, чтобы у всех депутатов был распечатанный текст этого законопроекта. Процедуры слушания в комитетах предусматривают получение любой информации от должностных лиц и государственных органов. Более того, на комитет повестками могут вызываться свидетели и давать показания. В самом комитете процедурой отведено каждому депутату 5 мин. на вопрос по биллю. Процедуры предусматривают оперативность в рассмотрении билля. Так называемый принцип дисконуитета обязывает парламентариев провести законопроект через все отмеченные выше стадии. Процедуры прений на пленарных заседаниях предусматривают часовой регламент для выступающего, хотя, согласно обычаю, депутат может уступить часть своего времени другому депутату. Следует упомянуть и еще об одной форме «политического бартера». Поскольку конгрессмены, мягко скажем, не совсем компетентны в каких-либо специальных законах, а на детальное освоение этой сферы нет ни времени, ни желания, то они просто обмениваются голосами: мы поддержим ваш билль, а вы — наш.

Интересна процедура голосования. Несмотря на то, что в Конгрессе США еще в 70-е гг. установлена электронная система голосования, в случае неполадок конгрессмены возвращаются к испытанному на практике голосованию криком. Сначала председатель палаты предлагает выкрикнуть «за», а затем «против». Результаты определяются на слух. Не менее архаичным является голосование делением: сначала встают сторонники решения (и их подсчитывают), затем противники. Третий способ — голосование со счетчиками, когда сторонники и противники проходят мимо людей, которые их пересчитывают. Усложненная процедура третьего способа — это внесение позиции каждого члена палаты в специальный протокол.

Наконец, законопроект становится законом. Он показывает, что парламентарии действуют в интересах всего общества, они рассмотрели все нюансы и оказали влияние на своих избирателей собственной активной позицией, компетентностью. Парламент работает, жизнь продолжается.

Уже в ранний период существования английского парламента были выработаны деликатные формулировки одобрения или отклонения законопроекта монархом: «Королю это угодно»
в первом случае, и
«Король об этом подумает» во втором.

Нередко законопроект отклоняют еще
в парламенте,
так сказать, на «дальних подступах».

Резюме

  • К компетенции парламента относятся законодательная деятельность как основная; формирование правительства (избрание президента в ряде стран); утверждение на посты ключевых фигур страны; объявление войны и заключение мира, ратификация и денонсация международных договоров; контроль за деятельностью правительства и ряд других функций.
  • Парламент состоит из палат, фракций и депутатских групп, комитетов. Во главе палаты стоит спикер. Основу парламента составляют депутаты с их статусом, закрепленным законодательством страны.
  • Законопроект (билль) становится законом в порядке, установленном процедурами того или иного парламента. Процедурами регламентируется и иная деятельность этого органа (его палат): порядок дебатов, парламентских слушаний, голосования и т.п.

Литература

  1. Дайси А.В., проф. Оксфорда. Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции. 2-е изд. — М., 1907.
  2. Джанда К., Берри Дж. М., Голдман Дж., Хула К. Трудным путем демократии: Процесс государственного управления в США. — М., 2006. Гл.8. Конгресс.
  3. Илберт К. Парламент: Его история, организация и практика. — Пг., 1915.
  4. Саидов А.Х. Национальные парламенты мира. Энциклопедический справочник. — М., 2005.
  5. Регламент Конгресса США (обзор) // Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып. 2. — М., 1991.
  6. Романов Р.М. Парламентаризм: теория, история и современность. Учебн. пособие. — М., 2002.
  7. Энсон В. Английский парламент, его конституционные законы и обычаи. — СПб., 1908.
   

Вернуться на главную

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

From Wikipedia, the free encyclopedia

Federal Assembly

Федеральное Собрание

Federalnoye Sobraniye

Coat of arms or logo
Type
Type

Bicameral

Houses • Federation Council
• State Duma
History
Founded 12 December 1993; 29 years ago
Preceded by Supreme Soviet of Russia
Constitutional Conference of Russia
Leadership

Chairwoman of the Federation Council

Valentina Matviyenko, United Russia
since 21 September 2011

Chairman of the State Duma

Vyacheslav Volodin, United Russia
since 5 October 2016

Structure
Seats State Duma: 450
Federation Council: 170

Federation Council political groups

Political parties (167)

  •   United Russia (142)
  •   LDPR (4)
  •   SRZP (4)
  •   CPRF (4)
  •   Independent (14)

Vacant (2)

  •   Vacant (2)

State Duma political groups

Government (324)

  •   United Russia (324)

Other parties (125)

  •   Communist Party (57)
  •   SRZP (28)
  •   LDPR (23)
    •   Rodina (1)
    •   Civic Platform (1)
  •   New People (15)
  •   Party of Growth (1)
  •   Independent (1)
Elections

State Duma voting system

Parallel voting

Last Federation Council election

12 December 1993

Last State Duma election

17–19 September 2021

Next State Duma election

Before 20 September 2026
Meeting place
Federation Council Building, Moscow
State Duma Building, Moscow
Website
Gov.ru
Constitution
Constitution of Russia, Chapter V, Articles 94-109

The Federal Assembly (Russian: Федера́льное Собра́ние, tr. Federalnoye Sobraniye, IPA: [fʲɪdʲɪˈralʲnəjə sɐˈbranʲɪjə]) is the national legislature of the Russian Federation, according to the Constitution of the Russian Federation (1993). It was preceded by the Supreme Soviet of Russia.

It consists of the State Duma, which is the lower house, and the Federation Council, which is the upper house. Both houses are located in Moscow. The Chairman of the Federation Council is the third most important position after the President and the Prime Minister. In the case that both the President and the Prime Minister are incapacitated, the Chairman of the upper house of the Russian parliament becomes Acting President of Russia.[1][2]

The jurisdiction of the State Duma includes: consent to the appointment of the Chairman of the Government, deciding the issue of confidence in the Government, appointment and dismissal of the Chairman of the Central Bank, appointment and dismissal of the Chairman and half of the auditors of the Accounting Chamber, appointment and dismissal of the Commissioner for Human Rights, proclamation of amnesty, advancing of charges against the President for his impeachment and others.[3]

The jurisdiction of the Council of the Federation includes: approval of changes in borders between subjects of the Russian Federation, approval of the decree of the President on the introduction of a martial law or on the introduction of a state of emergency, deciding on the possibility of using the Armed Forces of Russia outside the territory of Russia, appointment of elections of the President, impeachment of the President, appointment of judges of higher courts of Russia, appointment and dismissal of the Procurator-General of the Russian Federation, appointment and dismissal of Deputy Chairman and half of the auditors of the all Accounting Chamber and others.[4]

Powers[edit]

As the Russian legislature, all laws must be voted in the Federal Assembly before they are signed into law. All bills, even those proposed by the Federation Council, must first be considered by the State Duma. Upon adoption by a majority of the full State Duma membership, a draft law is considered by the Federation Council, which has fourteen days to place the bill on its calendar. The Federation Council cannot make changes in bills passed by the Duma and can either approve or reject them. If the Federation Council rejects a bill passed by the State Duma, the two chambers must form a conciliation commission to work out a compromise version of the legislation. If two chambers cannot reach a compromise, or the Duma insists on passing the bill as is, the veto of the Federation Council can be overridden, if two thirds of the Duma’s constitutional composition vote in favor of the bill.

The State Duma and the Federation Council usually meet separately. Joint sessions are organized when:

  • President of Russia delivers his annual address to the Federal Assembly;
  • For hearing of addresses of the Constitutional Court of Russia;
  • To hear the speeches of leaders of foreign States.

Parliamentary centre[edit]

In the mid 2000s it was suggested that the Parliamentary centre of the State Duma and Federation Council be combined into one building.[5][6] In 2012, the idea was supported by President Dmitry Medvedev.[7] Reasons cited for the construction of a new building included the cramped nature of the parliament members’ current offices, the remote locations of these offices split across ten locations in Moscow, and the desire of the government to move the bodies away from the city centre to reduce traffic congestion.

Various areas of Moscow were examined to serve as the new parliamentary center: Kutuzovsky Prospekt, Frunzenskaya embankment, «Moscow City», Tushino airfield, Krasnaya Presnya, Moskvoretskaya embankment, Park Museon and the Sofia embankment. In September 2014, the Mnyovniki floodplain was selected, a decision which was protested by ecologists.[8]

The design of the new building was to be decided on the basis of an architectural competition.[9] The parliamentarians, however, disagreed on aesthetic decisions between candidates in the competition, which were not resolved when the contest was conducted a second time.[10]

Financing issues caused complications. Originally, the Parliamentary center was to be funded by private investors, who would in turn receive ownership of a building currently belonging to the State Duma and the Federation Council, as well as permits to tear it down and replace the building with their own development projects (such as hotels). An objection to this plan was lodged by architectural critic Grigory Revzin, arguing that the State Duma is located in the building of the Council of Labor and Defense which was designed by Arkady Langman and built in 1935, rendering the existing State Duma building an architectural monument, which would be protected by the state and cannot be demolished.

Work on the parliamentary center was to begin in 2020.[11] However, in 2016 it was postponed to an unknown date due to the economic situation and disagreements on what the center should look like.[12]

See also[edit]

  • City duma
  • List of legislatures by country
  • Politics of Russia
  • Regional parliaments of Russia

Notes[edit]

References[edit]

  1. ^ «Пост Председателя Совета Федерации РФ – это третий пост в стране. В случае недееспособности президента и премьера именно председатель верхней палаты парламента должен возглавить государство.»
  2. ^ «Почему у нас третье лицо в государстве Председатель Совета Федерации? Потому что это федерация, он не распускается, он действует постоянно.» — Сергей Шахрай
  3. ^ The Constitution of the Russian Federation. Article 103
  4. ^ The Constitution of the Russian Federation. Article 102
  5. ^ Russian newspaper «Sergei Mironov will make a proposal for the construction of the Parliamentary centre». Retrieved 2016-02-19.
  6. ^ www.rg.ru «the Construction of the parliamentary centre — Russian newspaper». Retrieved 2016-02-19.
  7. ^ Russian newspaper «In the state Duma confirmed the relocation of Parliament in the Lower Mnevniki». Retrieved 2016-02-19.
  8. ^ the Moscow Government is going to relocate the Russian Parliament in Mnevniki
  9. ^ «Переезд Госдумы в Мневники отложили по эстетическим соображениям». РБК. Retrieved 2017-12-22.
  10. ^ Традиции шизофрении в русской архитектуре. Афиша (in Russian). Retrieved 2017-12-22.
  11. ^ «Владимир Ресин: Новый парламентский центр откроется к 2020 году». Российская газета. 2016-02-03. Retrieved 2023-01-24.
  12. ^ «Переезд Госдумы в Мневники отложили по эстетическим соображениям». РБК (in Russian). Retrieved 2023-01-24.

External links[edit]

  • Russian Federation Today — Official issue of the Federal Assembly (in Russian)

С целью
обеспечения необходимой организации
работы палат, ведения заседаний и
соблюдения внутреннего распорядка
депутаты каждой палаты избирают из
своего состава соответственно –
Председателя Совета Федерации и его
заместителей, Председателя Государственной
Думы и его заместителей. (статья 101
Конституции России) Так, Совет Федерации
избирает в руководящие органы палаты
Председателя палаты и трёх его
заместителей, а Государственная Дума
Председателя Государственной Думы, его
первого заместителя и заместителей –
по одному от крупнейших партийных
фракций палаты.

Кроме того, в
соответствии с Регламентом нижней
палаты для предварительного рассмотрения
организационных вопросов, касающихся
распорядка деятельности этой палаты,
образуется Совет Государственной Думы.
В его состав входят Председатель
Государственной Думы, руководители
фракций и депутатских групп. С правом
совещательного голоса на заседаниях
Совета Государственной Думы могут
присутствовать заместители Председателя
палаты и председатели её комитетов.
Заседания Совета являются открытыми:
на них вправе присутствовать депутаты
Государственной Думы. Совет Государственной
Думы обладает полномочиями по разработке
проекта общей программы работы палаты
на очередную сессию; составлению
календаря рассмотрения вопросов на
очередной месяц; созыву внеочередных
заседаний палаты – по предложению
Президента Российской Федерации, либо
по требованию депутатского объединения
(фракции, группы), поддержанному не менее
чем одной пятой голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы, или по
предложению Правительства России;
направлению на рассмотрение в комитеты
палаты законопроектов, поступившие в
государственную Думу от субъектов права
законодательной инициативы; принятию
решений о проведении парламентских
слушаний, разрешению других вопросов,
связанных с организацией работы
Государственной Думы.

К числу
депутатских объединений Государственной
Думы относятся фракции и депутатские
группы. Фракция формируется депутатами,
избранными в состав палаты от какого-либо
избирательного объединения (политической
партии, движения и т.п.) и депутатами –
членами этой политической партии
(движения), избранным в неё по одномандатным
избирательным округам.

Депутаты
Государственной Думы, не вошедшие во
фракции, могут образовать депутатские
группы (при наличии в них не менее 35
депутатов).

§ 3. Основные полномочия палат Федерального Собрания.

К полномочиям
Совета Федерации относится: утверждение
изменения границ между субъектами
Российской Федерации (статья 67 п.3
Конституции); утверждение указа Президента
России о введении военного положения,
принятого им в соответствии со статьёй
87 Конституции; утверждение указа
Президента России о введении им
чрезвычайного положения в случаях,
указанных в статье 88 Конституции; решение
вопроса о возможности использования
Вооружённых Сил Российской Федерации
за пределами страны; назначение выборов
Президента России как в связи с истечением
срока полномочий, так и в случаях их
досрочного прекращения; отрешение
Президента России от должности в порядке
предусмотренном Конституцией (статья
93); назначение на должность судей
Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации. Это полномочие
верхняя палата парламента России
осуществляет по представлению Президента
(статья 83 п. ‘е’ Конституции); назначение
на должность и освобождение от должности
Генерального прокурора Российской
Федерации по представлению Президента
России.

По всем
перечисленным вопросам Совет Федерации
большинством голосов от общего числа
членов палаты принимает постановления.
При этом постановления Совета Федерации
по целому ряду вопросов (утверждению
изменения границ между субъектами
Российской Федерации, принятии решения
о введении военного или чрезвычайного
положения и др.) носят нормативный
характер.

Организация
работы Совета Федерации, его внутренних
органов и должностных лиц определяется
на основе Конституции Российской
Федерации Регламентом этой палаты, а
также текущими решениями Совета
Федерации. Основной формой деятельности
Совета Федерации являются заседания,
которые могут быть открытыми или
закрытыми, очередными и внеочередными.
Внеочередные заседания могут созываться
председателем Совета Федерации (спикера
верхней палаты) по предложению Президента
Российской Федерации, Правительства
России, одного из субъектов Российской
Федерации, какого-либо комитета палаты
или по предложению не менее одной пятой
от общего количества членов Совета
Федерации. В первоочередном порядке на
заседании палаты рассматриваются
послания и обращения Президента России,
поправки к главам 3 – 8 Конституции;
законы, принятые Государственной Думой
и подлежащие, в соответствии со статьями
106 и 108 Конституции, обязательному
рассмотрению верхней палатой парламента,
предложения о пересмотре глав 1,2, и 9
Конституции, предложения о запросах
Совета Федерации в Конституционный Суд
России.

Решения
Совета Федерации принимаются простым
большинством голосов (кроме случаев,
предусмотренных Конституцией Российской
Федерации) открытым или тайным
голосованием. При открытом голосовании
может использоваться электронная
система подсчёта голосов либо без неё:
бюллетенями или путём опроса. Для тайного
голосования могут использоваться
бюллетени или электронная система.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Статья 94

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95 <*>

  1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
  2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

  1. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.
  2. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
  4. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.
  5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

  1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет <16>.
  2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

———————————

<16> Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.

Статья 97

  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации <*>.
  2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления <*>.
  3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

  1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей <*>.
  2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

  1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
  2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
  3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
  4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

  1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
  2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
  3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации <*>.

Статья 101

  1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
  2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
  4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
  5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

  1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий <*>;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации <*>;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации <*>;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации <*>;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации <*>.

  1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации <*>.

Статья 103

  1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации <*>;

а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации <*>;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой <17>;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации <*>;

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации <*>;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации <*>;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности <*>.

  1. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
  2. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

———————————

<17> Часть 1 дополнена новым пунктом «в», буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Статья 103.1 <*>

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

Статья 104

  1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения <*>.
  2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
  3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

  1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
  2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
  3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
  4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
  5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

  1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
  2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
  3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания <*>.

Статья 108

  1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
  2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания <*>.

Статья 109

  1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации <*>.
  2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
  3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
  4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
  5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Осуществляют совокупность законодательных полномочий, в т. ч. по разработке, внесению на рассмотрение, обсуждению и принятию законов РФ. В соответствии с Конституцией РФ законодательную власть в РФ осуществляют законодательные органы государственной власти: ФС РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

ФС РФ – парламент РФ – является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На ФС РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Порядок формирования СФ установлен Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». ГД состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов ГД определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

О. з. в. субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ. Наименование органа законодательной власти, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов органа законодательной власти и срок их полномочий устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной, постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Орган законодательной власти самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и (или) распоряжение органом законодательной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности органа законодательной власти и (или) депутатов. При этом полномочия органа законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Орган законодательной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа законодательной власти определяется законом субъекта РФ. При этом заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный орган законодательной власти собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания органа законодательной власти в правомочном составе. Заседания органа законодательной власти являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Орган законодательной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, указанным федеральным законом, др. федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство пользователя i20
  • Мануал тойота витц 2015
  • Кальян в стакане на апельсине своими руками пошаговая инструкция
  • Диспетчерское руководство перевозками грузов
  • Витамин а в капсулах цена инструкция по применению для женщин