Кто осуществляет общее руководство мобилизационной подготовкой системы здравоохранения

2.1.  Мобилизационная подготовка здравоохранения, ее нормативно-правовое обеспечение.

Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу эко­номики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени, а также по переводу существующих в мирное время организационных структур (государственных, военных и др.) на организацию и состав военного времени.

В мирное время в стране проводится мобилизационная подготовка. Мобподготовка — это комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также ВС, воинских формирова­ний и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетво­рению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Правовыми основами мобподготовки и мобилизации являются Конституция РФ, Международные договоры РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы («Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»), нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ.

1.   Конституция  РФ (12 декабря 1993г.)

Ста­тья 87 конституции определяет, что: Президент РФ является Верховным Главнокоман­дующим ВС РФ. В случае агрессии против РФ он вводит на террито­рии РФ или в отдельных ее местностях военное поло­жение.

Военное поло­жение это особый правовой режим, вводимый на тер­ритории РФ или в отдельных ее местностях в со­ответствии с Конституцией, Президентом в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

2.  ФЗ № 61 от 31 мая 1996 года «Об обороне».

Закон определяет основы и организацию обо­роны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязан­ности граждан  в области обороны, ответственность за нарушение законодательства в области обороны.

В соответствии с этим законом в целях обороны создаются  ВС РФ.

К обороне привлекаются также ПВ ФСБ, ВВ МВД, войска ГО.

Для выполнения отдельных задач привлекаются ин­женерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки, органы ФСБ, а также создаваемые на во­енное время специальные формирования. 

3.  ФЗ № 31  от 26 февраля 1997г. «О мобилизаци­онной подготовке и мобилизации в РФ».

Это закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизацион­ной подготовки и мобилизации в РФ, устанавливает права, обязанности и ответ­ственность органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, а также организаций независимо от форм собственности и их должност­ных лиц, граждан Российской Федерации в этой области.

4. В соответствии с Законами «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» устанавливаются воинская обязанность граждан РФ (ФЗ № 53  от 28 марта 1998г «О воинской обя­занности и военной службе») и военно-транспортная обязанность для федеральных органов исполнительной власти, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности опреде­ляется Положением о военно-транспортной обязанности (Указ Президента РФ от 2 октября 1998 года № 1175).

5.  Постановление Правительства от 19 октября 1998 г. № 1216 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования)»

Положение определяет порядок призыва на военную службу по мобили­зации граждан РФ, пребывающих в запасе, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени или направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется на основании указа Президента об объявлении общей или частичной мобилизации.

ФКЗ № 3  от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении».

В законе дается определение чрезвычайного положения, как особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, об­щественных объединений.

Этот режим допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, прав организаций и общественных объедине­ний, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

В законе указаны силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычай­ного положения.

Одной из составляющей мобилизационной подготовки экономики является и мобилизационная подготовка здравоохранения.

Она включает в себя комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке органов управления, организаций, учреждений и предприятий здравоохранения к медицинскому обеспечению при защите государства от вооруженного нападения и нужд населения в военное время.

Общее руководство мобподготовкой системы  здравоохранения осуществляет Министр  здравоохранения и социального развития РФ.

Один из заместителей министра обеспечивает повседневное руководство мобилизационной подготовкой системы здравоохранения.

Для организации и выполнения работ по мобподготовке в Минздравсоцразвития  и его учреждениях создаются мобилизационные подразделения или назначаются специальные исполнители.

Мобподготовка и мобилизации проводится в соответствии со следующими основными принципами:

  • Централизованное руководство.
  • Заблаговременность, плановость и контроль.
  • Комплексность и взаимосогласованность.
  •  

В содержание мобподготовки  здравоохранения и мобилизации входят:

  1. Разработка правовых и методических документов.
  2. Подготовка учреждений, организаций и предприятий  здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.
  3. Разработка мобилизационных планов.
  4. Проведение мероприятий по подготовке специальных формирований к отмобилизованию.
  5. Создание и развитие мобилизационных мощностей (станций переливания крови, предприятий выпускающих продукцию медицинского назначения).
  6. Создание, накопление и освежение запасов матресурсов мобрезерва.
  7. Подготовка и организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.
  8. Создание запасных пунктов управления и подготовка их к работе в условиях военного времени.
  9. Организация воинского учета в учреждениях, организациях и на предприятиях  здравоохранения.
  10. Бронирование граждан, пребывающих в запасе ВС РФ.
  11. Проведение учений и тренировок по переводу  здравоохранения на работу в условиях военного времени и выполнению установленных мобзаданий.
  12. Повышение квалификации работников мобподразделений.

Основу мобилизационной подготовки  здравоохранения составляет работа, направленная на выполнение мобилизационных заданий. Мобзадания устанавливаются на расчетный год Правительством.

Минздрав РФ определяет заказы (планы поставок) органам управления  здравоохранения субъектов РФ, НИИ, институтам гематологии и переливания крови, учреждениям, организациям и предприятиям федерального подчинения на договорной (контрактной) основе.

Руководители ОИВ субъектов РФ определяют заказы учреждениям, предприятиям и организациям здравоохранения  расположенным на их территории, независимо от форм собственности (определяют задания по расширению производственных площадей, содержанию мобрезерва медимущества, препаратов крови, подготовки кадров, созданию выездных бригад и донорских контингентов и т.д.).

На органы управления  здравоохранения  субъектов РФ могут возлагаться следующие мобзадания:

  1. Развертывание органов управления по руководству ТГ.
  2. Отмобилизование тыловых госпиталей.
  3. Отмобилизование обсервационных пунктов.
  4. Выделение оперативных коек в ЛУ.
  5. Развертывание дополнительных коек в ЛУ.
  6. Создание мобрезерва мед. и санитарно-хозяйственного имущества.
  7. Заготовка донорской крови и ее компонентов.
  8. Создание мобмощностей для производства бактерийных и иммунно-биологических препаратов.
  9. Подготовка медицинских кадров для ВС РФ, специализация и усовершенствование врачей.
  10.   Проведение научных исследований по вопросам управления.

Для выполнения мобзаданий назначаются исполнители и формирователи спецформирований по отмобилизованию.

2. 2.  Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества.

Понятие «Резерв» происходит от французского слова «rezerv», и означает сберегаю, сохраняю что-либо на случай надобности.

Человечество с древних времен заготавливало запасы продовольствия впрок до нового урожая, на случай непредвиденных обстоятельств и для обме­на.

 Сильное государство всегда должно иметь запасы продовольствия, топлива, военного снаряжения, которые страхуют страну от неурожая, стихийных бедствий, а также обеспечивают армию в военное время.

Как бы не были совершенны ВС, они не могут выполнить возлагаемые на них задачи, если в мирное время не будут накоплены материальные резервы, которые дадут возмож­ность в особый период, какое-то время обеспечивать военные потребности экономики.

Начало создания системы государственных резервов в РФ было начато в 1931 году. Начиная с 1935 года, стали утверждаться годовые планы накопления материалов и товаров в этом резерве. Накопленные к началу 40-х годов запасы продовольственных и промыш­ленных товаров, материалов и нефтепродуктов сыграли важную роль в обес­печении армии и тыла в период Великой Отечественной войны.

Например, в первую мировую вой­ну русская армия израсходовала около 1 млн. тонн различных боепри­пасов, а в Великую Отечественную войну расход боеприпасов составил уже более 8 млн. тонн.      Или еще пример:

В связи с неуклонным ростом технической оснащенности ВС увеличилось и потребление ГСМ. Так в Великую Отечественную войну расход ГСМ составил свыше 13 млн. тонн. Расчеты показывают, что для проведения фронтовой наступательной опера­ции требуется около 300 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В целом горюче-смазочные материалы составляют сейчас более 50% общего веса ма­териальных средств, необходимых Вооруженным Силам.

В послевоенные годы система госрезерва продолжала свое  развитие.

В 1994 году был принят ФЗ № 79 «О государственном материаль­ном резерве», который устанавливает общие принципы формирования, раз­мещения, хранения, использования и освежения запасов государственного резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.

В соответствии с законом — формирование, хранение и обслуживание запасов государственного ре­зерва обеспечивается Федеральным агентством по государственным резер­вам (Росрезерв). Оно совместно с его территориальными управлениями осуществляют управление государственным резервом.

Государственный резерв — это особый федеральный запас материальных ценностей, создаваемый и планомерно пополняемый государством для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий ЧС и удовлетворения других по­требностей государства и общества.

В него входят:

  1. Запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ.
  2. Запасы стратегических материалов и товаров (сырье, топливо, зерно, продовольствие).
  3. Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.

Государственный резерв предназначен для:

—   обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

—   обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

—   оказания государственной поддержки различным отраслям народного хо­зяйства, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья, продовольствия;

—   оказания гуманитарной помощи;

—   оказания регулирующего воздействия на рынок в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке.

С 2001 по 2006 год резерв использовался  28 раз при лик­видации последствий ЧС, оказания гума­нитарной помощи более 20 иностранным государствам Европы, Африки и западного полушария.

Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, защита, своевременное освежение и поддержание в готовности к использованию по предназначению.

Государственный резерв размещается:

—                В организациях, специально предназначенных для хранения материальных ценностей  государственного резерва.

—               На предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания.

—               Часть запасов при необходимости может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях различных отраслей экономики.

Сведения о нормах накопления, о поставках, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах Государственного резерва являются государственной тайной.

Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий — должников, не подлежит использованию в качестве залога.

Минздрав своим приказом (по согласованию с Минэкономразвития России и Росрезервом) утверждает номенклатуру, объемы и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве. Таким образом Минздрав создает резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества который является составной частью государ­ственного резерва.

Данный резерв формируется в целях:

  1. развертывания специ­альных формирований и учреждений, создаваемых для выполнения задач военного времени,
  2. медицинской помощи населению и личному составу войск,
  3. защиты населения от современных средств поражения,
  4. ликвидации вспышек инфекционных за­болеваний.

 Хранение мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного резерва регламентируется специальной «Инструкцией по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества». Она введена в действие приказом Минздрава России от 03.10.2005 года № 613 (дсп).

Структура системы мобрезерва медицинского и сани­тарно-хозяйственного имущества, включает в себя на федеральном уровне:

—         федеральные государственные учреждения здравоохранения,

—         федеральные государст­венные учреждения науки,

—         медицинский центр моби­лизационных резервов «Резерв»,

—         предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов Росздрава,

—         центральные медицинские склады ГВМУ Минобо­роны России,

—         медицинские склады Минтранса России, управления делами Президента РФ и военных округов (флотов).

На уровне субъектов РФ:

—         медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» с подведомственными им складами.

По указанию Минздрава России (Разработчик плана), органы управления здравоохранением субъек­тов РФ (Исполнители плана), на основании Методических указаний проводят работу по разработке номенклатуры и объемов накопле­ния медсанхоз имуществом в мобилизационном резерве на расчет­ный год.

 При этом учитывают:

  1. какие и сколько развертывается специальных формирований и учреждений здравоохранения военного вре­мени,
  2. нормы табельного оснащения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом специальных формирований (исходя на 1-2 месяца их работы),
  3. нормы обеспечения медицин­ским имуществом для оказания населению медицинской помощи в военное время из расчета на 10 специализированных коек на 1 месяц работы,
  4. нормы медимущества для оказания медицинской помощи населению при применении противником ОМП из расчета на 1000 пораженным,
  5.   номенклатуру медицинского имущества в мобилизационном резерве для станций пе­реливания крови.

В мобрезерв закладыва­ется медсанхозимущество, выпускаемое Российскими предприятиями имеющие срок годности не менее 12 месяцев и имеется воз­можность его освежения (за исключением средств профилактики и лечения ЛБ, антидотов и средств лечения пораженных ОВ).

Исполнители обязаны обеспечить со­хранность материальных ценностей, ежегодно проводить их инвентариза­цию, накопление и освежение имущества в соот­ветствии с установленными сроками его годности (хранения).

Контроль, за выполнением складами задач по качественной и количественной сохранности мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества возложен на медцентр мобрезервов «Резерв».

В соответствии с ФЗ «О государственном материаль­ном резерве» финансирование расходов на проведение операций с материальными ценностями, содержание и развитие системы государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств, по­лучаемых от реализации накопленных запасов.

Расходы на закладку материальных ценностей в порядке освежения про­изводятся за счет средств, получаемых от реализации освежаемой продукции. Разница в стоимости закладываемой и выводимой из мобрезерва продукции  покрывается за счет средств федерального бюджета, выделяемых Росрезерву на цели освежения накоп­ленных запасов.

Финансовые средства, получаемые от реализации разбронируемых мате­риальных ценностей мобрезерва, направляются на накопление и восполне­ние потерь от уценки и списания непригодных к дальнейшему использова­нию по прямому предназначению материальных ценностей.

2. 3.    Ведение воинского учета и организация бронирования граждан пребывающих в запасе ВС в организациях здравоохранения.

Ведение воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, является составной частью мобилизационной подготовки, которая в свою очередь входит в состав обороны Российской Федерации.

Под воинским учетом понимаетсягосударственная система учета и ана­лиза имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Он проводится на основании:

  1. ФЗ № 53  от 28 марта 1998 г «О воинской обязанности и военной службе»,  
  2. Постановления Правительства РФ №  1541   от 25 декабря 1998 г.  «Положение о воинском учете»

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету.

 Воинский учет осуществляется с целью:

  1. обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности;
  2. определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов;
  3. проведение плановой работы по подготовке необходимых военных
    специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения
    мероприятий по переводу ВС РФ, спец формирований с мирного на военное время.

Закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  1. воинский учет;
  2. обязательную подготовку к военной службе;
  3. призыв на военную службу;
  4. прохождение военной службы по призыву;
  5. пребывание в запасе;
  6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает:

  • Ø призыв на военную службу по мобилизации;
  • Ø прохождение военной службы в период мобилизации;
  • Ø военное обучение.

Воинскому учету подлежат:

А) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе (призывники);

Б) граждане, пребывающие в запасе ВС (военнообязанные):

  1. уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
  2. не прошедшие военную службу:

−      успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

−      освобожденные от призыва на военную службу в мирное время;

−      получавшие отсрочки от призыва, по достижении ими возраста 27 лет;

−      прошедшие альтернативную гражданскую службу;

−      не призванные на военную службу по иным причинам ( проживание за границей, наличие судимости и т. д.);

  1. женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие военно-учетные специальности согласно утвержденному перечню, в том числе врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.

      Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяет­ся  ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Все граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Состав запаса (воинские звания)

Возраст пребывающих в запасе

1-й разряд

2-й разряд

3-й разряд

муж.

жен.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы

до 35 лет

до 45 лет

до 50 лет

до 45 лет

Младшие офицеры

до 45 лет

до 50 лет

до 55 лет

до 50 лет

Старшие офицеры, в том числе:

майоры,

подполковники

до 50 лет

до 55 лет

до 60 лет

полковники

до 55 лет

до 60 лет

Высшие офицеры (генералы и маршалы)

до 60 лет

до 65 лет

Деление на разряды необходимо для разделения граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т.п.) задач по обеспечению обороноспособности государства.

Лица 1-го и 2-го разрядов в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности. Лица 3-го разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры или строительные части.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к 3-у разряду:

— имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет;

— остальные — до достижения 45 лет.

            Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится в отставку и снимается с воинского учета.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный и осуществляется военными комиссариатами и ор­ганизациями.

Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комисси­ей по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе или ином равном им муниципальном образовании.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получив­ших гражданство РФ, осуществляется военным комис­сариатом в течение всего календарного года.

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

а)   состоять на воинском учете.

б)   явиться в установленное время и место по вызову (повестке);

в)   при увольнении с военной службы в запас явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;

г)   сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган,
осуществляющий воинский учет, об изменении семей­ного положения, образования, места работы или должности, места жительст­ва в пределах района;

д)   сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или
место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), и встать на воинский
учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место
временного пребывания;

е)   бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2-не­дельный срок обратиться в военный комиссариат по месту жительства для решения вопроса о получе­нии документов взамен утраченных.

В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места временного пребывания про­изводится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям граждан.

В паспорте военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.

В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о воинском учете, все организации здравоохранения независимо от организационно-правовой принадлежности должны осуществлять работу по воинскому учету.

Для организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ) в организации здравоохранения  издается соответствующий приказ. Данным приказом устанавливается конкретное должностное лицо, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.

В организациях здравоохранения:

— на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.

— на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время. Воинский учет ведется по личной карточке работника — унифицированная форма № Т-2

Если гражданин достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан не годным к военной службе по состоянию здоровья, делают отметки в личных карточках формы № Т-2 (ВУР) «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоянию здоровья». Личные карточки формы № Т-2  хранятся в сейфе.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе — это комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами.

Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Бронирование граждан пребывающих в запасе ВС РФ на период мобилизации и на военное время, проводится в соответствии со специальной Инструкцией, которая  утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе 22. 12. 1999г. № 144.

Руководство работой по бронированию ГПЗ осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, организацию бронирования – военные комиссариаты.

Основной задачей бронирования ГПЗ является закрепление на период мобилизации и в военное время за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа ГПЗ.

Забронированные ГПЗ освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, а также от призыва на военные сборы на срок действия предоставленной отсрочки.

Основанием для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время являются:

— перечни должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ. 

— постановления Комиссии о предоставлении персональной отсрочки отдельным ГПЗ.

Бронирование осуществляется на основании следующих принципов:

— учет потребности организации трудовыми ресурсами для обеспечения ее на период мобилизации и в военное время;

— приоритетное бронирование граждан, работающих в организациях имеющих мобилизационное задание, а также обеспечивающих жизнедеятельность населения;

— установление ограничений в предоставлении отсрочки от призыва гражданам, предназначенным для доукомплектования воинских частей  постоянной готовности ВС, других войск и создаваемых на военное время специальных формирований, а также гражданам, имеющим особо дефицитные военно-учетные специальности.

Не разрешено бронировать ГПЗ:

—       занятых на сезонных и временных работах (совместители, надомники);

—       офицеров запаса 1-го разряда в первые 5 лет после увольнения с военной службы;

—       граждан, подлежащих призыву на военную службу – до достижения ими возраста 27 лет.

Методическое руководство работой по воинскому учету и бронированию ГПЗ в организациях здравоохранения осуществляет моборган Министерства здравоохранения и социального развития.

Данная работа учреждений здравоохранения осуществляется совместно с военными комиссариатами, на территории ответственности которого они расположены.

Концепция
национальной безопасности РФ отмечает,
что на современном этапе развития
человечества в мире возрастают уровень
и масштабы угроз в военной, экономической
и социальной сферах. Несмотря на то, что
Россия проводит постоянную и
целенаправленную работу по недопущению
возникновения войн и вооруженных
конфликтов, отдавая предпочтение
политическим и дипломатическим методам
в разрешении проблемных вопросов, угроза
их возникновения не снимается с повестки
дня. В связи с этим, медицинский персонал
обязан быть знаком с основами
мобилизационной подготовки и порядком
проведения мобилизации в здравоохранении.

Мобилизационная
подготовка здравоохранения (МПЗ) является
составной частью мобилизационной
подготовки экономики государства и
включает в себя комплекс мероприятий,
проводимых в мирное время по подготовке
органов управления и учреждений
здравоохранения к действиям по
предназначению в период мобилизации и
в военное время.

Общее руководство
МПЗ осуществляет Министр здравоохранения
и социального развития РФ (Минздравсоцразвития
России), повседневное – возложено на
одного из его заместителей, а методическое
руководство, решение координационных
вопросов и контроль за качеством
проведения мобилизационной мероприятий
осуществляет отдел мобилизационной
подготовки и мобилизации отрасли
Минздравсоцразвития России.

В субъектах РФ
непосредственная ответственность за
МПЗ и выполнение возложенного
мобилизационного задания несут
руководители субъектового, муниципального
и объектового здравоохранения, а для
организации выполнения работ по
мобилизационной подготовке, исходя из
объемов и характера мобилизационного
задания, при них создаются мобилизационные
подразделения или назначаются специалисты,
ответственные за данное направление
деятельности.

Правовыми основами
мобилизационной подготовки являются
Конституция Российской Федерации,
федеральные законы от 30.12.2001 г. №
197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской
Федерации», от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об
обороне», от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе», от
12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»,
от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской
Федерации», от 29.12.1994 г. № 79-ФЗ «О
государственном материальном резерве»
и другие нормативные правовые акты
Правительства России, принятые во
исполнение федеральных законов.

Принципами
мобилизационной подготовки и мобилизации
являются:

— централизованное
руководство;

— заблаговременность,
плановость и контроль;

— комплексность и
взаимосогласованность.

Основной целью
МПЗ является создание в мирное время
медицинского потенциала, адекватного
военным потребностям страны.

МПЗ включает в
себя:

— разработку
нормативных правовых и методических
документов по мобилизационной подготовке
и мобилизации отрасли;

— разработку
мобилизационных планов здравоохранения,
их изучение и проведение практических
мероприятий по отработке плановых
мероприятий;

— организацию
ведения воинского учета персонала
здравоохранения;

— отмобилизование
специальных формирований здравоохранения
и развертывание в многопрофильных
больницах ГО оперативных коек для
использования в целях Вооруженных Сил
РФ (ВС РФ);

— доразвертывание
учреждений службы крови до штатов
военного времени; создание, сохранение
и наращивание их мобилизационных
мощностей в целях выполнения установленного
мобилизационного задания;

— организацию
накопления, хранения и освежения
медицинского и санитарно-хозяйственного
имущества и оборудования мобилизационного
резерва;

— организацию
взаимодействия субъектового
(муниципального, объектового)
здравоохранения с органами военного
командования, мобилизационными
управлениями (отделами) территориальных
образований и ведомственной сетью
здравоохранения по качественному
выполнению возложенного мобилизационного
задания;

— повышение
квалификации руководящего состава и
персонала органов управления и учреждений
здравоохранения по мобилизационной
подготовке;

— выполнение научных
исследований по вопросам совершенствования
мобилизационной готовности здравоохранения.

2.1.  Мобилизационная подготовка здравоохранения, ее нормативно-правовое обеспечение.

Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу эко­номики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени, а также по переводу существующих в мирное время организационных структур (государственных, военных и др.) на организацию и состав военного времени.

В мирное время в стране проводится мобилизационная подготовка. Мобподготовка — это комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также ВС, воинских формирова­ний и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетво­рению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Правовыми основами мобподготовки и мобилизации являются Конституция РФ, Международные договоры РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы («Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»), нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ.

1.   Конституция  РФ (12 декабря 1993г.)

Ста­тья 87 конституции определяет, что: Президент РФ является Верховным Главнокоман­дующим ВС РФ. В случае агрессии против РФ он вводит на террито­рии РФ или в отдельных ее местностях военное поло­жение.

Военное поло­жение это особый правовой режим, вводимый на тер­ритории РФ или в отдельных ее местностях в со­ответствии с Конституцией, Президентом в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

2.  ФЗ № 61 от 31 мая 1996 года «Об обороне».

Закон определяет основы и организацию обо­роны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязан­ности граждан  в области обороны, ответственность за нарушение законодательства в области обороны.

В соответствии с этим законом в целях обороны создаются  ВС РФ.

К обороне привлекаются также ПВ ФСБ, ВВ МВД, войска ГО.

Для выполнения отдельных задач привлекаются ин­женерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки, органы ФСБ, а также создаваемые на во­енное время специальные формирования. 

3.  ФЗ № 31  от 26 февраля 1997г. «О мобилизаци­онной подготовке и мобилизации в РФ».

Это закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизацион­ной подготовки и мобилизации в РФ, устанавливает права, обязанности и ответ­ственность органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, а также организаций независимо от форм собственности и их должност­ных лиц, граждан Российской Федерации в этой области.

4. В соответствии с Законами «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» устанавливаются воинская обязанность граждан РФ (ФЗ № 53  от 28 марта 1998г «О воинской обя­занности и военной службе») и военно-транспортная обязанность для федеральных органов исполнительной власти, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности опреде­ляется Положением о военно-транспортной обязанности (Указ Президента РФ от 2 октября 1998 года № 1175).

5.  Постановление Правительства от 19 октября 1998 г. № 1216 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования)»

Положение определяет порядок призыва на военную службу по мобили­зации граждан РФ, пребывающих в запасе, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени или направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется на основании указа Президента об объявлении общей или частичной мобилизации.

ФКЗ № 3  от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении».

В законе дается определение чрезвычайного положения, как особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, об­щественных объединений.

Этот режим допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, прав организаций и общественных объедине­ний, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

В законе указаны силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычай­ного положения.

Одной из составляющей мобилизационной подготовки экономики является и мобилизационная подготовка здравоохранения.

Она включает в себя комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке органов управления, организаций, учреждений и предприятий здравоохранения к медицинскому обеспечению при защите государства от вооруженного нападения и нужд населения в военное время.

Общее руководство мобподготовкой системы  здравоохранения осуществляет Министр  здравоохранения и социального развития РФ.

Один из заместителей министра обеспечивает повседневное руководство мобилизационной подготовкой системы здравоохранения.

Для организации и выполнения работ по мобподготовке в Минздравсоцразвития  и его учреждениях создаются мобилизационные подразделения или назначаются специальные исполнители.

Мобподготовка и мобилизации проводится в соответствии со следующими основными принципами:

  • Централизованное руководство.
  • Заблаговременность, плановость и контроль.
  • Комплексность и взаимосогласованность.
  •  

В содержание мобподготовки  здравоохранения и мобилизации входят:

  1. Разработка правовых и методических документов.
  2. Подготовка учреждений, организаций и предприятий  здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.
  3. Разработка мобилизационных планов.
  4. Проведение мероприятий по подготовке специальных формирований к отмобилизованию.
  5. Создание и развитие мобилизационных мощностей (станций переливания крови, предприятий выпускающих продукцию медицинского назначения).
  6. Создание, накопление и освежение запасов матресурсов мобрезерва.
  7. Подготовка и организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.
  8. Создание запасных пунктов управления и подготовка их к работе в условиях военного времени.
  9. Организация воинского учета в учреждениях, организациях и на предприятиях  здравоохранения.
  10. Бронирование граждан, пребывающих в запасе ВС РФ.
  11. Проведение учений и тренировок по переводу  здравоохранения на работу в условиях военного времени и выполнению установленных мобзаданий.
  12. Повышение квалификации работников мобподразделений.

Основу мобилизационной подготовки  здравоохранения составляет работа, направленная на выполнение мобилизационных заданий. Мобзадания устанавливаются на расчетный год Правительством.

Минздрав РФ определяет заказы (планы поставок) органам управления  здравоохранения субъектов РФ, НИИ, институтам гематологии и переливания крови, учреждениям, организациям и предприятиям федерального подчинения на договорной (контрактной) основе.

Руководители ОИВ субъектов РФ определяют заказы учреждениям, предприятиям и организациям здравоохранения  расположенным на их территории, независимо от форм собственности (определяют задания по расширению производственных площадей, содержанию мобрезерва медимущества, препаратов крови, подготовки кадров, созданию выездных бригад и донорских контингентов и т.д.).

На органы управления  здравоохранения  субъектов РФ могут возлагаться следующие мобзадания:

  1. Развертывание органов управления по руководству ТГ.
  2. Отмобилизование тыловых госпиталей.
  3. Отмобилизование обсервационных пунктов.
  4. Выделение оперативных коек в ЛУ.
  5. Развертывание дополнительных коек в ЛУ.
  6. Создание мобрезерва мед. и санитарно-хозяйственного имущества.
  7. Заготовка донорской крови и ее компонентов.
  8. Создание мобмощностей для производства бактерийных и иммунно-биологических препаратов.
  9. Подготовка медицинских кадров для ВС РФ, специализация и усовершенствование врачей.
  10.   Проведение научных исследований по вопросам управления.

Для выполнения мобзаданий назначаются исполнители и формирователи спецформирований по отмобилизованию.

2. 2.  Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества.

Понятие «Резерв» происходит от французского слова «rezerv», и означает сберегаю, сохраняю что-либо на случай надобности.

Человечество с древних времен заготавливало запасы продовольствия впрок до нового урожая, на случай непредвиденных обстоятельств и для обме­на.

 Сильное государство всегда должно иметь запасы продовольствия, топлива, военного снаряжения, которые страхуют страну от неурожая, стихийных бедствий, а также обеспечивают армию в военное время.

Как бы не были совершенны ВС, они не могут выполнить возлагаемые на них задачи, если в мирное время не будут накоплены материальные резервы, которые дадут возмож­ность в особый период, какое-то время обеспечивать военные потребности экономики.

Начало создания системы государственных резервов в РФ было начато в 1931 году. Начиная с 1935 года, стали утверждаться годовые планы накопления материалов и товаров в этом резерве. Накопленные к началу 40-х годов запасы продовольственных и промыш­ленных товаров, материалов и нефтепродуктов сыграли важную роль в обес­печении армии и тыла в период Великой Отечественной войны.

Например, в первую мировую вой­ну русская армия израсходовала около 1 млн. тонн различных боепри­пасов, а в Великую Отечественную войну расход боеприпасов составил уже более 8 млн. тонн.      Или еще пример:

В связи с неуклонным ростом технической оснащенности ВС увеличилось и потребление ГСМ. Так в Великую Отечественную войну расход ГСМ составил свыше 13 млн. тонн. Расчеты показывают, что для проведения фронтовой наступательной опера­ции требуется около 300 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В целом горюче-смазочные материалы составляют сейчас более 50% общего веса ма­териальных средств, необходимых Вооруженным Силам.

В послевоенные годы система госрезерва продолжала свое  развитие.

В 1994 году был принят ФЗ № 79 «О государственном материаль­ном резерве», который устанавливает общие принципы формирования, раз­мещения, хранения, использования и освежения запасов государственного резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.

В соответствии с законом — формирование, хранение и обслуживание запасов государственного ре­зерва обеспечивается Федеральным агентством по государственным резер­вам (Росрезерв). Оно совместно с его территориальными управлениями осуществляют управление государственным резервом.

Государственный резерв — это особый федеральный запас материальных ценностей, создаваемый и планомерно пополняемый государством для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий ЧС и удовлетворения других по­требностей государства и общества.

В него входят:

  1. Запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ.
  2. Запасы стратегических материалов и товаров (сырье, топливо, зерно, продовольствие).
  3. Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.

Государственный резерв предназначен для:

—   обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

—   обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

—   оказания государственной поддержки различным отраслям народного хо­зяйства, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья, продовольствия;

—   оказания гуманитарной помощи;

—   оказания регулирующего воздействия на рынок в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке.

С 2001 по 2006 год резерв использовался  28 раз при лик­видации последствий ЧС, оказания гума­нитарной помощи более 20 иностранным государствам Европы, Африки и западного полушария.

Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, защита, своевременное освежение и поддержание в готовности к использованию по предназначению.

Государственный резерв размещается:

—                В организациях, специально предназначенных для хранения материальных ценностей  государственного резерва.

—               На предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания.

—               Часть запасов при необходимости может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях различных отраслей экономики.

Сведения о нормах накопления, о поставках, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах Государственного резерва являются государственной тайной.

Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий — должников, не подлежит использованию в качестве залога.

Минздрав своим приказом (по согласованию с Минэкономразвития России и Росрезервом) утверждает номенклатуру, объемы и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве. Таким образом Минздрав создает резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества который является составной частью государ­ственного резерва.

Данный резерв формируется в целях:

  1. развертывания специ­альных формирований и учреждений, создаваемых для выполнения задач военного времени,
  2. медицинской помощи населению и личному составу войск,
  3. защиты населения от современных средств поражения,
  4. ликвидации вспышек инфекционных за­болеваний.

 Хранение мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного резерва регламентируется специальной «Инструкцией по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества». Она введена в действие приказом Минздрава России от 03.10.2005 года № 613 (дсп).

Структура системы мобрезерва медицинского и сани­тарно-хозяйственного имущества, включает в себя на федеральном уровне:

—         федеральные государственные учреждения здравоохранения,

—         федеральные государст­венные учреждения науки,

—         медицинский центр моби­лизационных резервов «Резерв»,

—         предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов Росздрава,

—         центральные медицинские склады ГВМУ Минобо­роны России,

—         медицинские склады Минтранса России, управления делами Президента РФ и военных округов (флотов).

На уровне субъектов РФ:

—         медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» с подведомственными им складами.

По указанию Минздрава России (Разработчик плана), органы управления здравоохранением субъек­тов РФ (Исполнители плана), на основании Методических указаний проводят работу по разработке номенклатуры и объемов накопле­ния медсанхоз имуществом в мобилизационном резерве на расчет­ный год.

 При этом учитывают:

  1. какие и сколько развертывается специальных формирований и учреждений здравоохранения военного вре­мени,
  2. нормы табельного оснащения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом специальных формирований (исходя на 1-2 месяца их работы),
  3. нормы обеспечения медицин­ским имуществом для оказания населению медицинской помощи в военное время из расчета на 10 специализированных коек на 1 месяц работы,
  4. нормы медимущества для оказания медицинской помощи населению при применении противником ОМП из расчета на 1000 пораженным,
  5.   номенклатуру медицинского имущества в мобилизационном резерве для станций пе­реливания крови.

В мобрезерв закладыва­ется медсанхозимущество, выпускаемое Российскими предприятиями имеющие срок годности не менее 12 месяцев и имеется воз­можность его освежения (за исключением средств профилактики и лечения ЛБ, антидотов и средств лечения пораженных ОВ).

Исполнители обязаны обеспечить со­хранность материальных ценностей, ежегодно проводить их инвентариза­цию, накопление и освежение имущества в соот­ветствии с установленными сроками его годности (хранения).

Контроль, за выполнением складами задач по качественной и количественной сохранности мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества возложен на медцентр мобрезервов «Резерв».

В соответствии с ФЗ «О государственном материаль­ном резерве» финансирование расходов на проведение операций с материальными ценностями, содержание и развитие системы государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств, по­лучаемых от реализации накопленных запасов.

Расходы на закладку материальных ценностей в порядке освежения про­изводятся за счет средств, получаемых от реализации освежаемой продукции. Разница в стоимости закладываемой и выводимой из мобрезерва продукции  покрывается за счет средств федерального бюджета, выделяемых Росрезерву на цели освежения накоп­ленных запасов.

Финансовые средства, получаемые от реализации разбронируемых мате­риальных ценностей мобрезерва, направляются на накопление и восполне­ние потерь от уценки и списания непригодных к дальнейшему использова­нию по прямому предназначению материальных ценностей.

2. 3.    Ведение воинского учета и организация бронирования граждан пребывающих в запасе ВС в организациях здравоохранения.

Ведение воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, является составной частью мобилизационной подготовки, которая в свою очередь входит в состав обороны Российской Федерации.

Под воинским учетом понимаетсягосударственная система учета и ана­лиза имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Он проводится на основании:

  1. ФЗ № 53  от 28 марта 1998 г «О воинской обязанности и военной службе»,  
  2. Постановления Правительства РФ №  1541   от 25 декабря 1998 г.  «Положение о воинском учете»

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету.

 Воинский учет осуществляется с целью:

  1. обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности;
  2. определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов;
  3. проведение плановой работы по подготовке необходимых военных
    специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения
    мероприятий по переводу ВС РФ, спец формирований с мирного на военное время.

Закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  1. воинский учет;
  2. обязательную подготовку к военной службе;
  3. призыв на военную службу;
  4. прохождение военной службы по призыву;
  5. пребывание в запасе;
  6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает:

  • Ø призыв на военную службу по мобилизации;
  • Ø прохождение военной службы в период мобилизации;
  • Ø военное обучение.

Воинскому учету подлежат:

А) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе (призывники);

Б) граждане, пребывающие в запасе ВС (военнообязанные):

  1. уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
  2. не прошедшие военную службу:

−      успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

−      освобожденные от призыва на военную службу в мирное время;

−      получавшие отсрочки от призыва, по достижении ими возраста 27 лет;

−      прошедшие альтернативную гражданскую службу;

−      не призванные на военную службу по иным причинам ( проживание за границей, наличие судимости и т. д.);

  1. женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие военно-учетные специальности согласно утвержденному перечню, в том числе врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.

      Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяет­ся  ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Все граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Состав запаса (воинские звания)

Возраст пребывающих в запасе

1-й разряд

2-й разряд

3-й разряд

муж.

жен.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы

до 35 лет

до 45 лет

до 50 лет

до 45 лет

Младшие офицеры

до 45 лет

до 50 лет

до 55 лет

до 50 лет

Старшие офицеры, в том числе:

майоры,

подполковники

до 50 лет

до 55 лет

до 60 лет

полковники

до 55 лет

до 60 лет

Высшие офицеры (генералы и маршалы)

до 60 лет

до 65 лет

Деление на разряды необходимо для разделения граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т.п.) задач по обеспечению обороноспособности государства.

Лица 1-го и 2-го разрядов в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности. Лица 3-го разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры или строительные части.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к 3-у разряду:

— имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет;

— остальные — до достижения 45 лет.

            Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится в отставку и снимается с воинского учета.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный и осуществляется военными комиссариатами и ор­ганизациями.

Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комисси­ей по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе или ином равном им муниципальном образовании.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получив­ших гражданство РФ, осуществляется военным комис­сариатом в течение всего календарного года.

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

а)   состоять на воинском учете.

б)   явиться в установленное время и место по вызову (повестке);

в)   при увольнении с военной службы в запас явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;

г)   сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган,
осуществляющий воинский учет, об изменении семей­ного положения, образования, места работы или должности, места жительст­ва в пределах района;

д)   сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или
место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), и встать на воинский
учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место
временного пребывания;

е)   бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2-не­дельный срок обратиться в военный комиссариат по месту жительства для решения вопроса о получе­нии документов взамен утраченных.

В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места временного пребывания про­изводится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям граждан.

В паспорте военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.

В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о воинском учете, все организации здравоохранения независимо от организационно-правовой принадлежности должны осуществлять работу по воинскому учету.

Для организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ) в организации здравоохранения  издается соответствующий приказ. Данным приказом устанавливается конкретное должностное лицо, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.

В организациях здравоохранения:

— на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.

— на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время. Воинский учет ведется по личной карточке работника — унифицированная форма № Т-2

Если гражданин достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан не годным к военной службе по состоянию здоровья, делают отметки в личных карточках формы № Т-2 (ВУР) «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоянию здоровья». Личные карточки формы № Т-2  хранятся в сейфе.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе — это комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами.

Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Бронирование граждан пребывающих в запасе ВС РФ на период мобилизации и на военное время, проводится в соответствии со специальной Инструкцией, которая  утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе 22. 12. 1999г. № 144.

Руководство работой по бронированию ГПЗ осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, организацию бронирования – военные комиссариаты.

Основной задачей бронирования ГПЗ является закрепление на период мобилизации и в военное время за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа ГПЗ.

Забронированные ГПЗ освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, а также от призыва на военные сборы на срок действия предоставленной отсрочки.

Основанием для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время являются:

— перечни должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ. 

— постановления Комиссии о предоставлении персональной отсрочки отдельным ГПЗ.

Бронирование осуществляется на основании следующих принципов:

— учет потребности организации трудовыми ресурсами для обеспечения ее на период мобилизации и в военное время;

— приоритетное бронирование граждан, работающих в организациях имеющих мобилизационное задание, а также обеспечивающих жизнедеятельность населения;

— установление ограничений в предоставлении отсрочки от призыва гражданам, предназначенным для доукомплектования воинских частей  постоянной готовности ВС, других войск и создаваемых на военное время специальных формирований, а также гражданам, имеющим особо дефицитные военно-учетные специальности.

Не разрешено бронировать ГПЗ:

—       занятых на сезонных и временных работах (совместители, надомники);

—       офицеров запаса 1-го разряда в первые 5 лет после увольнения с военной службы;

—       граждан, подлежащих призыву на военную службу – до достижения ими возраста 27 лет.

Методическое руководство работой по воинскому учету и бронированию ГПЗ в организациях здравоохранения осуществляет моборган Министерства здравоохранения и социального развития.

Данная работа учреждений здравоохранения осуществляется совместно с военными комиссариатами, на территории ответственности которого они расположены.

Основная задача мобилизационного отдела министерства здравоохранения Белгородской области- перевод здравоохранения области на работу в условиях военного времени и медицинское обеспечение населения области в военное время.

Мобилизационная подготовка

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Мобилизационная подготовка в министерстве здравоохранения Белгородской области

В министерстве здравоохранения населения Белгородской области создан мобилизационный отдел в составе:

Начальник мобилизационного отдела — Руднев Сергей Михайлович.

Главный специалист мобилизационного отдела — Фриз Елена Ивановна.

Главный специалист мобилизационного отдела – Плохов Виктор Николаевич.

Основная задача мобилизационного отдела министерства здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области перевод здравоохранения области на работу в условиях военного времени и организация медицинского обеспечения населения области в военное время.

Мобилизационный отдел в целях организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также контроля за их проведением осуществляет следующие функции:

— разрабатывает предложения по проведению в Министерстве мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и направленных на обеспечение выполнения установленного мобилизационного задания (заказа) и задач по мобилизационной работе, а также на реализацию мер, осуществляемых при введении режима военного положения;

— разрабатывает предложения по организации и обеспечению устойчивого управления в период действия военного положения, мобилизации и в военное время;

— организует разработку и уточнение документов мобилизационного планирования;

— организует разработку нормативных правовых актов и методических документов по вопросам мобилизационной подготовки и функционирования Министерства в период действия военного положения, мобилизации и в военное время;

— определяет порядок подготовки сведений, необходимых для организации централизованного руководства мобилизационной подготовкой и мобилизацией Министерства;

— организует подготовку должностных лиц Министерства к работе в период действия военного положения, мобилизации и в военное время, в том числе на запасном пункте управления;

— контролирует в рамках своей компетенции выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке в Министерстве и в подведомственных организациях;

— подготавливает предложения по обеспечению сохранности материальных ценностей мобилизационного резерва, а также по целевому использованию имущества мобилизационного назначения в случае ликвидации организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), или возникновения иных обстоятельств, связанных с отчуждением или переходом указанного имущества к другим лицам;

— подготавливает предложения по источникам и размерам финансирования, мерам экономического стимулирования мобилизационных работников организаций, выполняющих мероприятия по мобилизационной подготовке, обеспечивает заключение договоров (контрактов) о проведении указанных мероприятий, осуществляет контроль за выполнением заключенных договоров (контрактов), а также целевым использованием выделенных средств и реализацией мер экономического стимулирования;

— готовит предложение для принятия министром необходимых решений по вопросам перевода Министерства на работу в условиях военного времени и обеспечения режима военного положения;

— обеспечивает взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (далее — территориальные органы) и координирует совместную деятельность по вопросам мобилизационной подготовки, непосредственной подготовки к переводу и переводу на условия военного времени (на работу в условиях военного времени);

— организует проведение учебных, учебно-практических мероприятий по непосредственной подготовке к переводу и переводу на условия военного времени (на работу в условиях военного времени), обеспечению режима военного положения и выполнению мобилизационного плана экономики;

— организует повышение квалификации работников мобилизационного отдела;

— организует проведение научных исследований по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации Министерства;

— проводит анализ выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке в Министерстве и подведомственных организациях и подготавливает в установленном порядке доклады по данному вопросу;

— принимает участие в пределах компетенции в разработке планов и иных документов и выполнении мероприятий, связанных с подготовкой к работе в условиях военного времени Министерства.

— готовит предложения для принятия заместителем Губернатора области необходимых решений по вопросам непосредственной подготовки к переводу Министерства на работу в условиях военного времени;

— организует проведение мероприятий по непосредственной подготовке к переводу Министерства на работу в условиях военного времени в соответствии с планом мероприятий, выполняемых при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации и контроль их выполнения;

— осуществляет контроль за подготовкой к вводу в действие мобилизационного плана экономики и нормативных правовых актов, принимаемых в период военного положения, мобилизации и в военное время.

— готовит предложение для принятия начальником Министерства необходимых решений по вопросам перевода Министерства на работу в условиях военного времени и обеспечения режима военного положения;

— организует проведение мероприятий по переводу Министерства на работу в условиях военного времени в соответствии с планом перевода и контроль их выполнения;

— осуществляет контроль за вводом в действие мобилизационного плана экономики и нормативных правовых актов, принимаемых в период мобилизации и в военное время.

Логотип РМАНПО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации

  • Главная
  • Об академии
  • Образование
  • Наука
  • E-academy
  • Контакты

Логотип РМАНПО

ФГБОУ ДПО

Российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

Минздрава России

ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Электроника 50у 017с инструкция по эксплуатации скачать
  • Энромокс инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Лекарство торасемид инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • G62 75t75 4nv 400 инструкция по применению
  • Руководство рязанской области фото