Кто осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в российской федерации

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

(пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Руководство бухгалтерским учетом и профессиональная этика бухгалтера

10.1. Руководство бухгалтерским учетом

В российской федерации

Важнейшей
предпосылкой правильной организации
бухгалтер­ского учета в современных
условиях является государственное
ру­ководство
бухгалтерским учетом. Государственное
руководство бухгалтерским
учетом обеспечивает единообразие
подхода к од­нородным хозяйственным
процессам, единство их оценки и отра­жения
в учете, унификацию учетных документов,
регистров бух­галтерского
учета и форм отчетности, что способствует
наиболее рациональной
организации и экономному расходованию
средств на ведение бухгалтерского
учета.

Отдельные
вопросы методического руководства
бухгалтерским учетом
целесообразно делегировать общественным
организациям бухгалтеров,
например, Институту профессиональных
бухгалте­ров,
Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ
и др. К этим вопро­сам
методического руководства можно отнести:
разработка мето­дологии
бухгалтерского учета; внедрение в
практику новых норм и
методов организации учета и т.п.

В
соответствии с Федеральным законом «О
бухгалтерском уче­те» общее
методологическое руководство бухгалтерским
учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством
Россий­ской
Федерации. Методологическим же центром
по бухгалтер­скому
учету является Министерство финансов
РФ, который разрабатывает
и изучает нормативные акты по бухгалтерскому
учету
и отчетности, обязательные к исполнению
всеми орга­низациями.

Органы,
которым федеральными законами
представленно право регулирования
бухгалтерского учета (Центральный банк
РФ, Федеральная
служба по надзору за страховой
деятельностью и раз­личные
ведомства), руководствуясь законодательством
РФ, раз­рабатывают и утверждают в
пределах своей компетенции обяза­тельные
для исполнения всеми организациями на
территории Рос­сийской
Федерации:

а) планы
счетов бухгалтерского учета и инструкции
по их при­менению;

б) положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету,
устанав­ливающие
общие принципы, правила и способы
ведения
организациями
учета хозяйственных операций, составления
и
представления бухгалтерской отчетности;

в) другие
нормативные акты и методические указания
по воп­росам
бухгалтерского учета.

Нормативные
акты и методические указания по
бухгалтерско­му учету, издаваемые
органами, которым федеральными закона­ми
предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, не должны
противоречить нормативным актам и
методическим ука­заниям
Министерства финансов Российской
Федерации.

При
разработке нормативных актов Минфин
РФ тесно взаи­модействует
с заинтересованными ведомствами через
Методоло­гический совет по бухгалтерскому
учету и отчетности. Методоло­гический
совет разрабатывает концепции
бухгалтерского учета и отчетности,
проекты положений (стандартов) и других
докумен­тов нормативного регулирования
бухгалтерского учета.

В
регулировании бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчет­ности
в России важная роль отводится
Государственной Думе, разрабатывающей
и принимающей законодательные акты по
бух­галтерскому
учету. В составе Государственной Думы
действует Эк­спертный
совет, который разрабатывает проекты
законов по ауди­ту,
бухгалтерскому учету, статистике и
проводит экспертизы за­конопроектов,
содействие их реализации и др.

В
работе вышеназванных Экспертного и
Методологического советов
большую помощь призваны оказать
общественные орга­низации, и прежде
всего ассоциации бухгалтеров и аудиторов
РФ и стран Содружества, Институт
профессиональных бухгалтеров России
и Международный консультативный комитет
по бухгал­терскому
учету и аудиту в РФ. Эти организации
оказывают боль­шое
содействие в разработке программ и
мероприятий по подго­товке и
переподготовке аудиторских и бухгалтерских
кадров, а также в разработке нормативных
документов по бухгалтерскому Учету
и аудиту и норм профессиональной этики
и др.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. 

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета). 

Перечень ПБУ 2022-2023 годов смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года — ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года — ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

    Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

  4. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

П:
Бухгалтерский учёт
Ключевые понятия

Бухгалтер • Бухгалтерия
Главная бухгалтерская книга
Оборотно-сальдовая ведомость
Отчётный период
Учётная политика
Двойная запись • Проводка
Дебет = Кредит • Актив = Пассив
Калькуляция • Себестоимость
РСБУ • УСБУ • МСФО • GAAP

Финансовая отчётность

Бухгалтерский баланс
Отчёт о прибылях и убытках
Отчёт о движении денежных средств
Отчёт о нераспределённой прибыли
Отчёт об изменениях капитала
Консолидированная • Комбинированная

Области бухгалтерского учёта

Учёт затрат • Финансовый учёт • Судебная бухгалтерия
Учёт фондов • Управленческий учёт • Налоговый учёт
Бюджетный учёт • Банковский учёт

Аудит
Финансовый контроль

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
  • выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
  • контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
  • контроль целесообразности хозяйственных операций;
  • контроль наличия и движения имущества и обязательств;
  • контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Инки
    • 1.2 Новое время
  • 2 Метод бухгалтерского учёта
  • 3 Субъекты бухгалтерского учёта
  • 4 Принципы бухгалтерского учета
  • 5 Защитная функция бухгалтерского учёта
  • 6 Бухгалтерский учёт в банках
  • 7 Правовое регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации
  • 8 Профессия бухгалтера
  • 9 Примечания
  • 10 См. также
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки

История

Инки

Бухгалтерский учёт широко использовался в Центральных Андах (Перу, Боливия) в государственных и общественных целях в I тысячелетии н. э. на основе узелковой письменности Инков — кипу, состоявшей как из числовых записей десятичной системы[1], так и не числовых записей в двоичной системе кодирования[2]. В кипу применялись первичные и дополнительные ключи, позиционные числа, кодирование цветом и образование серий повторяющихся данных[3]. Кипу впервые в истории человечества использовалось для применения такого способа ведения бухгалтерского учёта как двойная запись[4].

Новое время

  • Бухгалтерский учет на основе двойной записи был впервые введен в коммерческую практику в Венеции в конце XIII в[5]. Систематическое изложение учета по методу двойной записи было дано в классической работе итальянского математика Л. Пачоли в 1494: статья «Трактат о счетах и записях» входила в предисловие к энциклопедии по математике (итал. Summa de arithmetica, geometria, proportioni et proportionalità).
  • В XVIII веке были сформулированы правила Баррема о дебете и кредите. В 1840 году Ванье выдвинул принцип, согласно которому бухгалтерский учёт ведётся от имени фирмы, а не её собственника.

Метод бухгалтерского учёта

Совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в Бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников, он включает в себя следующие основные элементы:

  • документирование
  • оценка
  • система бухгалтерских счетов
  • двойная запись
  • инвентаризация
  • калькулирование
  • составление баланса и отчётности.

Субъекты бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учёт может вестись:

  • бухгалтерией, входящей в состав предприятия;
  • бухгалтером;
  • руководителем организации;
  • сторонней организацией.

Принципы бухгалтерского учета

Принципы бухгалтерского учёта — основные, исходные, базовые положения бухгалтерского учёта как науки, которые предопределяют все последующие, вытекающие из них утверждения. Основными принципами бухгалтерского учёта можно считать следующие:

  • Принцип автономности предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; её имущество строго обособлено от имущества её совладельцев, работников и других организаций. Данные бухгалтерского учёта представляют единую систему, отвечающую задачам управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, осуществляемым организацией в процессе её функционирования. Элементы учёта, не оказывающие влияния на хозяйственные процессы, изъяты из системы учёта как излишние. В бухгалтерском учёте и балансе отражается только имущество, которое признается собственностью именно этой конкретной организации.
  • Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределённое использованием двойной записи на счетах, то есть одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счёта и кредиту другого бухгалтерского счёта.
  • Принцип действующей организации предполагает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнерами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с её будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный принцип приобретает при оценке имущества и обязательств организации.
  • Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учёт.
  • Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов. Пренебрежение указанным принципом приведёт к тому, что финансовая отчётность перестанет быть нейтральной и, следовательно, утратит надёжность.
  • Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:
    • принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата. В России момент продажи продукции определяется по отгрузке и по оплате. Международные стандарты допускают фиксировать реализацию по отгрузке, поставке, получению денег продавцом или агентом;
    • принцип соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Разумеется, расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанным в другом отчётном периоде, учитываются отдельно.
  • Принцип периодичности нацелен на регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение — составление баланса и отчётности за год, полугодие, квартал, месяц. Названный принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.
  • Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.
  • Принцип денежного измерения, то есть количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны.
  • Принцип преемственности предполагает разумную приверженность национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики.

Защитная функция бухгалтерского учёта

Под защитной функцией бухгалтерского учёта понимают обеспечение охраны имущественных интересов участников экономической деятельности, а именно:

  • собственников (участников, акционеров) предприятия;
  • работников предприятия;
  • государства.

Различают две составляющих защитной функции бухгалтерского учёта:

  • предупредительная (превентивная),
  • охранительная (следообразующая).

Предупредительная (превентивная) функция направлена на затруднение совершения нарушений тем или иным лицом путём осуществления текущего контроля. То есть сама система бухгалтерского учёта построена таким образом, чтобы все действия лиц, участвующих в осуществлении хозяйственных операций были максимально прозрачны; известны большому кругу лиц; подвержены немедленному контролю; взаимосвязаны с действиями других лиц.

Охранительная (следообразующая) функция срабатывает после того, как совершено нарушение. Она обеспечивается способностью системы учёта адекватно отражать факты деструктивных отклонений в хозяйственной деятельности против воли злоумышленников. То есть несмотря на усилия лиц, заинтересованных скрыть информацию о совершаемых нарушениях, при грамотно поставленном бухгалтерском учёте в учётных документах остаются следы, позволяющие выявлять такие факты.

Охранительная функция реализуется через систему последующего финансового контроля:

  • в плановом порядке,
  • при возникновении информации о противоправных действиях.[6][7]

Бухгалтерский учёт в банках

Правовое регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из:

  • Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, с последующими редакциями (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации). Утрачивает силу 1 января 2013 года. Вместо него будет действовать Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ[8]
  • других Федеральных законов,
  • указов Президента Российской Федерации,
  • постановлений Правительства Российской Федерации, например:
    • Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности»
    • Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», с последующими редакциями (закрепляет за МинФином РФ полномочия об определении порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности);
  • приказов Министерства Финансов РФ:
    • Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»;
    • Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», с последующими редакциями;
    • Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства»;
    • Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», с последующими редакциями;
    • Положения по бухгалтерскому учёту — ПБУ (утверждаются приказами МинФина РФ, по состоянию на 2010 год принято 23 ПБУ)
    • и другие;
  • прочих нормативно-правовых документов министерств и ведомств, например:
    • «Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Минфине РФ 29 декабря 1997 года)

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.[9]

В настоящее время, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, происходит приближение национальных правил бухгалтерского учёта к международным стандартам финансовой отчётности (IFRS).

Профессия бухгалтера

Для того, чтобы овладеть профессией бухгалтера, необходимо знать теорию бухгалтерского учёта — теоретические, методологические и практические основы его организации.

Большее значение имеет понимание функций бухгалтерского учёта — контрольной, информационной и аналитической. Для достижения успеха в профессии бухгалтера требуется также овладение методами бухгалтерского учёта.

Примечания

  1. Ordish George, Hyams, Edward. The last of the Incas: the rise and fall of an American empire. — New York: Barnes & Noble, 1996. — С. 80. — ISBN 0-88029-595-3
  2. Experts ‘decipher’ Inca strings. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  3. Carlos Radicati di Primeglio, Gary Urton. Estudios sobre los quipus. — стр.49.
  4. Dale Buckmaster (1974). «The Incan Quipu and the Jacobsen Hypothesis». Journal of Accounting Research 12 (1): 178-181. Проверено 2009-12-24.
  5. J. Gleeson-White Double Entry: How the Merchants of Venice Created Modern Finance
  6. Судебная бухгалтерия: Учебник / С.П.Голубятников. — М.: Юридическая литература, 1998. — С. 15 — 19. — 368 с. — ISBN 5-7260-0903-7
  7. Дубоносов Е. С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. — М.: Книжный мир, 2004. — С. 17. — 252 с. — ISBN 5-8041-0161-7
  8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ
  9. Статья 5 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006)

См. также

П: Портал «Бухгалтерский учёт»
v: Бухгалтерский учёт в Викиверситете?
  • Субконто
  • CIMA
  • Международные стандарты финансовой отчётности
  • Аутсорсинг бухгалтерии

Литература

  • Каморджанова Наталия Александровна, Карташова Ирина Валериевна. Бухгалтерский учет. Краткий курс. — 6-ое. — Питер, 2009. — 320 с. — ISBN 978-5-91180-661-3
  • Пачолли, Лука Трактат о счетах и записях. — ФиС, 1994. — 320 с. — ISBN 5-279-01215-7
  • Jane Gleeson-White = Double Entry: How the Merchants of Venice Created Modern Finance. — Allen & Unwin, 2012. — P. 294. — ISBN 978-1743311431

Ссылки

  • Официальный сайт МинФина РФ, раздел бухгалтерский учет

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сделать тетраэдр из картона своими руками пошаговая инструкция
  • Фуразолидон сироп для детей инструкция по применению цена
  • Книги по руководству toyota rav4 2006
  • Передача документов на рассмотрение руководству должна осуществляться
  • Монталин мазь инструкция по применению взрослым