Кто осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в россии

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

(пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. 

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета). 

Перечень ПБУ 2022-2023 годов смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года — ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года — ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

    Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

  4. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в России осуществляет:

а) Президент
РФ

б) Правительство РФ

в) Институт
профессиональных бухгалтеров

Активы организации по времени
использования подразделяются на:

а) текущие и долгосрочные;

б)
внеоборотные и оборотные;

в) предмета
труда и средства труда.

Цель бухгалтерского учета
определяется — интересами:

а)
государства;

б) пользователей информации;

в) работников
бухгалтерской службы.

К юридически контролируемому имуществу
относится имущество:

а) принадлежащее организации на праве
собственности;

б) не
принадлежащее организации на праве собственности;

в)
принадлежащее и не принадлежащее организации на праве собственности.

Фактическая стоимость- это:

а) сумма денежных средств или их
эквивалентов уплачиваемая или начисленная при приобретении или производстве
объекта;

б) сумма
денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее
время в случае необходимости замены объекта;

в) сумма
денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате
продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.

В соответствии с осмотрительностью
в бухгалтерском учете создаются резервы:

а) резерв по
сомнительным долгам, под обесценивание финансовых вложений, под снижение
стоимости товарно-материальных ценностей;

б) резерв под
снижение стоимости товарно-материальных ценностей, основных средств и
нематериальных активов;

в) резерв по сомнительным долгам, под
снижение стоимости основных средств, под обесценивание финансовых вложений.

Упрощенная система бухгалтерского
учета предназначена для:

а) всех
организаций;

б) субъектов малого
предпринимательства;

в)
иностранных организаций.

Ответственность за организацию
бухгалтерского дела на предприятии возлагается на:

а) главного
бухгалтера

б) руководителя предприятия

в)
руководителя и главного бухгалтера

Налоговые органы являются внешними
пользователями информации:

а) с прямым
финансовым интересом;

б) с косвенным финансовым интересом;

в) без
финансового интереса.

При ликвидации предприятия без
правопреемника документы личного состава работников:

а) выдаются
им на руки;

б)
уничтожаются по акту;

в) сдаются в территориальное
отделение Росархива.

Имущество, полученное в
капитализированный финансовый лизинг:

а) является
активом организации;

б) не
является активом организации;

в) зависит от условий договора.

Основные направления реформирования
бухгалтерского учета в России – это:

а) совершенствование нормативно
правового регулирования, формирование стандартов, методическое и кадровое
обеспечение, международное сотрудничество;

б) пересмотр
плана счетов и первичных документов, взвешенное использование международных
стандартов в национальном регулировании;

в)
переориентация национального учета с нормативного регулирования учетного
процесса на МСФО, система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров.

Целью реформирования бухгалтерского
учета в России является:

а) переход
российского учета на МСФО;

б)
переориентация национального учета с нормативного регулирования учетного
процесса на учетную политику организаций;

в) приведение национальной системы
бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.

Задачи реформирования
бухгалтерского учета в России:

а) сформировать систему национальных
стандартов, увязать реформу с МСФО, оказать методическую помощь
заинтересованным пользователям;

б)
совершенствовать нормативную базу, повысить квалификацию бухгалтеров;

в)
организовать ведения бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, организовать
международное сотрудничество, разработать новый план счетов бухгалтерского
учета.

Программой реформирования
бухгалтерского учета полагалось разработать и утвердить:

а) 22 ПБУ;

б) 23 ПБУ;

в) 24 ПБУ.

В рамках Программы реформирования
бухгалтерского учета в России в 1998г. были приняты:

а) Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

б)
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

в) План
счетов.

Ежегодное повышение квалификации
профессионального бухгалтера:

а) дело
сугубо добровольное;

б) обязательно;

в)
желательно, но не обязательно.

Членами ИПБ России могут быть:

а) только
физические лица;

б) только
юридические лица;

в) физические и юридические лица.

Институт профессиональных
бухгалтеров России:

а)
государственная организация;

б)
профессиональный союз бухгалтеров;

в) некоммерческое партнерство.

Территориальные институты
профессиональных бухгалтеров имеют статус:

а)
корпоративного члена ИПБ России;

б)
ассоциативного члена ИПБ России;

в) действующего члена ИПБ России.

Профессиональными организациями
аудиторов России являются:

а)
хозяйственное общество;

б)
государственное предприятие;

в) некоммерческая организация.

Система регулирования бухгалтерского
учета в России имеет:

а) два
уровня;

б) три
уровня;

в) четыре уровня.

Организация бухгалтерского дела на
предприятии определяется:

а) Федеральным законом «О
бухгалтерском учете»;

б) Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

в) Приказом
руководителя.

Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ относится к:

а) первому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;

б) второму уровню системы
регулирования бухгалтерского учета;

в) третьему
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;

г) четвертому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета
относится к:

а) первому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;

б) второму
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;

в) третьему уровню системы
регулирования бухгалтерского учета;

г) четвертому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета.

Методические указания по
бухгалтерскому учету материально-производственных запасов,
утвержденные
Приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н:

а) являются обязательными;

б) не
являются обязательными;

в) не
обязательны, но желательны.

Собственники имущества,
находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении,
являются:

а) внешними
пользователями информации;

б)
внутренними пользователями информации;

в) внешними и внутренними
пользователями информации.

Для составления бухгалтерской
отчетности за отчетный год признается период:

а) с 1 января по 31 декабря
включительно;

б) с 1 января
отчетного года по 1 января следующего за отчетным годом;

в) по
усмотрению руководства организации.

В машинно-ориентированных системах
бухгалтерского учета использование двойной записи на
счетах:

а) обязательно;

б) необязательно;

в)
необязательно, но желательно.

Более современным считается
использование при автоматизации бухгалтерского дела:

а) системы учетных алгоритмов
формирования экономической информации;

б) модельный
принцип систематизации данных бухгалтерского учета;

в)
использование западных систем.

Основой системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета в РФ является:

а) Кодекс
профессиональной этики бухгалтера;

б) Федеральный закон «О бухгалтерском
учете;

в) Закон «О
государственном регулировании бухгалтерского учета в РФ.

Положение о бухгалтерии предприятия
утверждается

а) обязательно;

б)
необязательно;

в)
желательно.

Контроль над соблюдением
исполнителями графика документооборота по предприятию
осуществляет:

а) главный бухгалтер организации;

б)
руководитель организации;

в)
руководитель и главный бухгалтер организации.

Положение о бухгалтерии
предприятия:

а)
разработано на государственном уровне как нормативный документ;

б) разрабатывается самой
организацией;

в) разрабатывается
Росстатом.

Положение о бухгалтерии предприятия
разрабатывается:

а)
руководителем;

б) главным бухгалтером;

в)
руководителем и главным бухгалтером.

К организационно-распорядительным
документам относятся:

а) график документооборота;

б) положение о бухгалтерии;

в)
номенклатура дел.

Распоряжения главного бухгалтера
передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов,
которые
определяют конкретного исполнителя при:

а)
иерархичной структуре организации бухгалтерии;

б) линейно-штабной структуре
организации бухгалтерии;

в)
функциональной структуре организации бухгалтерии.

Все работники бухгалтерии
подчиняются непосредственно главному бухгалтеру при:

а) линейной структуре организации
бухгалтерии;

б)
вертикальной структуре организации бухгалтерии;

в)
комбинированной структуре организации бухгалтерии.

Административная ответственность
главного бухгалтера наступает:

а) за неуплату налогов;

б) за
неуплату налогов в крупных размерах;

в) за
неуплату налогов в особо крупных размерах.

Подписывать приходные кассовые
ордера при приеме наличных денег главный бухгалтер:

а) обязан;

б) не обязан;

в) может
доверить подписывать кассиру.

Разработка документооборота в
организации:

а) обязательно;

б)
необязательно;

в) желательно.

Формировать учетную политику
организации обязан:

а) главный
бухгалтер;

б)
руководитель;

в) руководитель и главный бухгалтер.

Периодичность учета материальных
ценностей включается в:

а)
организационный аспект учетной политики;

б) технический аспект учетной
политики;

в)
методический аспект учетной политики.

Рабочий план счетов включается в:

а) технический аспект учетной
политики;

б)
организационный аспект учетной политики;

в)
методический аспект учетной политики.

Уровень централизации учета
включается в:

а)
технический аспект учетной политики;

б) организационный аспект учетной
политики;

в)
методический аспект учетной политики.

Учетный процесс рассредоточен по
отдельным производственным подразделениям при:

а) централизованном
учете;

б) децентрализованном учете;

в) смешанном
учете.

Порядок проведения инвентаризации
включается в:

а)
организационный аспект учетной политики;

б) технический аспект учетной
политики;

в)
методический аспект учетной политики.

Первичный учетный документ должен
содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование и дата составления
документа, наименование организации, содержание и измерители хозяйственной
операции, наименование должностного лица и его подпись;

б) наименование
и дата составления документа, наименование организации, содержание и измерители
хозяйственной операции, подпись руководителя и печать.

в)
наименование и период составления документа, содержание и измерители
хозяйственной операции, подпись.

Подписывать расходные кассовые
ордера при выдаче наличных денег главный бухгалтер:

а) обязан;

б) не обязан;

в) может
доверить подписывать кассиру.

Отсроченными обязательствами
считается задолженность:

а) срок
погашения которой не наступил;

б) срок
погашения истек;

в) срок погашения продлен.

Выдача первичных учетных документов,
регистров и отчетности из архива производиться с разрешения:

а) руководителя организации;

б) главного
бухгалтера;

в)
руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Казенное предприятие на выделенное
ему имущество имеет:

а) право
собственности;

б) право
хозяйственного ведения;

в) право оперативного управления.

Некоммерческие организации:

а) потребительские кооперативы;

б) общество с
ограниченной ответственностью;

в)
государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Государственное унитарное
предприятие на выделенное ему имущество имеет:

а) право
собственности;

б) право хозяйственного ведения;

в) право оперативного управления.

Некоммерческое партнерство прибыль,
полученную по результатам предпринимательской
деятельности:

а) могут
распределять между своими членами в полном объеме;

б) могут
распределять 50% прибыли между своими членами;

в) не могут распределять между
членами партнерства.

Источник финансирования
потребительских кооперативов:

а) имущественные паевые взносы;

б)
вступительные и членские взносы;

в)
добровольные имущественные взносы.

Источник финансирования
общественных организаций:

а)
имущественные паевые взносы;

б) вступительные и членские взносы;

в)
добровольные имущественные взносы.

Источник финансирования автономных
некоммерческих организаций:

а)
имущественные паевые взносы;

б)
вступительные и членские взносы;

в) добровольные имущественные взносы.

Некоммерческое партнерство может
реорганизоваться в:

а) автономная некоммерческая
организация;

б)
учреждение;

в) союз.

Под грантом понимаются:

а) любое
целевое поступление денежных средств или иного имущества;

б)
поступление денежных средств или иного имущества от зарубежных
правительственных организаций;

в) целевое поступление денежных
средств или иного имущества на осуществление конкретных
программ.

Уставный фонд формируют:

а) хозяйственные общества;

б)
хозяйственные товарищества;

в) унитарные предприятия.

Погашение обязательств приводит:

а) к оттоку
капитала организации;

б) к оттоку активов организации;

в) притоку
активов организации.

Под обязательством в бухгалтерском
учете понимается:

а)
дебиторская задолженность организации;

б) кредиторская задолженность
организации;

в)
дебиторская и кредиторская задолженность организации.

Показатели платежеспособности
характеризуют:

а)
краткосрочную платежеспособность организации;

б)
долгосрочную платежеспособность организации;

в) краткосрочную и долгосрочную
платежеспособность организации.

Коэффициент финансовой устойчивости
характеризует:

а) структуру
доходов организации;

б)
рентабельность расходов организации;

в) долгосрочную платежеспособность
организации.

Быстрореализуемые активы:

а) денежные
средства;

б) дебиторская задолженность до 12
месяцев;

в)
дебиторская задолженность более 12 месяцев.

Наиболее ликвидные активы:

а) денежные средства;

б)
дебиторская задолженность до 12 месяцев;

в)
дебиторская задолженность более 12 месяцев.

Медленнореализуемые активы:

а)
нематериальные активы;

б)
дебиторская задолженность до 12 месяцев;

в) дебиторская задолженность более 12
месяцев.

Труднореализуемые активы:

а) нематериальные активы;

б)
дебиторская задолженность до 12 месяцев;

в)
дебиторская задолженность более 12 месяцев.

Наиболее срочные обязательства:

а)
краткосрочные кредиты;

б) доходы
будущих периодов;

в) кредиторская задолженность.

Показатели состояния основных и
оборотных средств – это:

а) коэффициент реальной стоимости
имущества;

б)
коэффициент оборачиваемости запасов;

в)
коэффициент финансовой устойчивости.

Коэффициент постоянных пассивов
характеризует:

а) финансовую
независимость организации;

б) финансовую устойчивость организации;

в) финансовую
маневренность собственного капитала.

2.
Органы, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, руководствуясь
законодательством Российской Федерации,
разрабатывают и утверждают в пределах
своей компетенции обязательные для
исполнения всеми организациями на
территории Российской Федерации:

а)
планы счетов бухгалтерского учета и
инструкции по их применению;

б)
положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету, устанавливающие принципы, правила
и способы ведения организациями учета
хозяйственных операций, составления и
представления бухгалтерской отчетности;

в)
другие нормативные акты и методические
указания по вопросам бухгалтерского
учета;


ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N
61-ФЗ)

г)
положения и стандарты, устанавливающие
принципы, правила и способы ведения
учета и отчетности для таможенных целей.

(пп.
«г» введен Таможенным кодексом РФ
от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

В
планах счетов бухгалтерского учета,
других нормативных актах и методических
указаниях должна предусматриваться
упрощенная система бухгалтерского
учета для субъектов малого
предпринимательства, а также для коллегий
адвокатов и адвокатских бюро.


ред. Федерального закона от 31.12.2002 N
187-ФЗ)

КонсультантПлюс:
примечание.

Приказом
Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н утверждены
Типовые рекомендации по организации
бухгалтерского учета для субъектов
малого предпринимательства.

Нормативные
акты и методические указания по
бухгалтерскому учету, издаваемые
органами, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, не должны
противоречить нормативным актам и
методическим указаниям Министерства
финансов Российской Федерации.

3.
Организации, руководствуясь
законодательством Российской Федерации
о бухгалтерском учете, нормативными
актами органов, регулирующих бухгалтерский
учет, самостоятельно формируют свою
учетную политику, исходя из своей
структуры, отрасли и других особенностей
деятельности.

Статья
6. Организация бухгалтерского учета в
организациях

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а)
учредить бухгалтерскую службу как
структурное подразделение, возглавляемое
главным бухгалтером;

б)
ввести в штат должность бухгалтера;

в)
передать на договорных началах ведение
бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерии, специализированной
организации или бухгалтеру-специалисту;

г)
вести бухгалтерский учет лично.

3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При
этом утверждаются:

рабочий
план счетов бухгалтерского учета,
содержащий синтетические и аналитические
счета, необходимые для ведения
бухгалтерского учета в соответствии с
требованиями своевременности и полноты
учета и отчетности;

формы
первичных учетных документов, применяемых
для оформления хозяйственных операций,
по которым не предусмотрены типовые
формы первичных учетных документов, а
также формы документов для внутренней
бухгалтерской отчетности;

порядок
проведения инвентаризации и методы
оценки видов имущества и обязательств;

правила
документооборота и технология обработки
учетной информации;

порядок
контроля за хозяйственными операциями,
а также другие решения, необходимые для
организации бухгалтерского учета.

4.
Принятая организацией учетная политика
применяется последовательно из года в
год. Изменение учетной политики может
производиться в случаях изменения
законодательства Российской Федерации
или нормативных актов органов,
осуществляющих регулирование
бухгалтерского учета, разработки
организацией новых способов ведения
бухгалтерского учета или существенного
изменения условий ее деятельности. В
целях обеспечения сопоставимости данных
бухгалтерского учета изменения учетной
политики должны вводиться с начала
финансового года.

Статья
7. Главный бухгалтер

1.
Главный бухгалтер (бухгалтер при
отсутствии в штате должности главного
бухгалтера) назначается на должность
и освобождается от должности руководителем
организации.

2.
Главный бухгалтер подчиняется
непосредственно руководителю организации
и несет ответственность за формирование
учетной политики, ведение бухгалтерского
учета, своевременное представление
полной и достоверной бухгалтерской
отчетности.

3.
Главный бухгалтер обеспечивает
соответствие осуществляемых хозяйственных
операций законодательству Российской
Федерации, контроль за движением
имущества и выполнением обязательств.

Требования
главного бухгалтера по документальному
оформлению хозяйственных операций и
представлению в бухгалтерию необходимых
документов и сведений обязательны для
всех работников организации.

Без
подписи главного бухгалтера денежные
и расчетные документы, финансовые и
кредитные обязательства считаются
недействительными и не должны приниматься
к исполнению.

4.
В случае разногласий между руководителем
организации и главным бухгалтером по
осуществлению отдельных хозяйственных
операций документы по ним могут быть
приняты к исполнению с письменного
распоряжения руководителя организации,
который несет всю полноту ответственности
за последствия осуществления таких
операций.

Глава
II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ
БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА.
БУХГАЛТЕРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ

Статья
8. Основные требования к ведению
бухгалтерского учета

1.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств
и хозяйственных операций организаций
ведется в валюте Российской Федерации
— в рублях.

2.
Имущество, являющееся собственностью
организации, учитывается обособленно
от имущества других юридических лиц,
находящегося у данной организации.

3.
Бухгалтерский учет ведется организацией
непрерывно с момента ее регистрации в
качестве юридического лица до реорганизации
или ликвидации в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

4.
Организация ведет бухгалтерский учет
имущества, обязательств и хозяйственных
операций путем двойной записи на
взаимосвязанных счетах бухгалтерского
учета, включенных в рабочий план счетов
бухгалтерского учета.

Данные
аналитического учета должны соответствовать
оборотам и остаткам по счетам синтетического
учета.

5.
Все хозяйственные операции и результаты
инвентаризации подлежат своевременной
регистрации на счетах бухгалтерского
учета без каких-либо пропусков или
изъятий.

6.
В бухгалтерском учете организаций
текущие затраты на производство продукции
и капитальные вложения учитываются
раздельно.

Статья
9. Первичные учетные документы

1.
Все хозяйственные операции, проводимые
организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти
документы служат первичными учетными
документами, на основании которых
ведется бухгалтерский учет.

КонсультантПлюс:
примечание.

Постановлением
Госкомстата РФ от 29.05.1998 N 57а, Минфина РФ
от 18.06.1998 N 27н утвержден Порядок поэтапного
введения в организациях независимо от
формы собственности, осуществляющих
деятельность на территории Российской
Федерации, унифицированных форм первичной
учетной документации.

2.
Первичные учетные документы принимаются
к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации,
а документы, форма которых не предусмотрена
в этих альбомах, должны содержать
следующие обязательные реквизиты:

а)
наименование документа;

б)
дату составления документа;

в)
наименование организации, от имени
которой составлен документ;

г)
содержание хозяйственной операции;

д)
измерители хозяйственной операции в
натуральном и денежном выражении;

е)
наименование должностей лиц, ответственных
за совершение хозяйственной операции
и правильность ее оформления;

ж)
личные подписи указанных лиц;

3.
Перечень лиц, имеющих право подписи
первичных учетных документов, утверждает
руководитель организации по согласованию
с главным бухгалтером.

Документы,
которыми оформляются хозяйственные
операции с денежными средствами,
подписываются руководителем организации
и главным бухгалтером или уполномоченными
ими на то лицами.

4.
Первичный учетный документ должен быть
составлен в момент совершения операции,
а если это не представляется возможным
— непосредственно после ее окончания.

Своевременное
и качественное оформление первичных
учетных документов, передачу их в
установленные сроки для отражения в
бухгалтерском учете, а также достоверность
содержащихся в них данных обеспечивают
лица, составившие и подписавшие эти
документы.

5.
Внесение исправлений в кассовые и
банковские документы не допускается.
В остальные первичные учетные документы
исправления могут вноситься лишь по
согласованию с участниками хозяйственных
операций, что должно быть подтверждено
подписями тех же лиц, которые подписали
документы, с указанием даты внесения
исправлений.

6.
Для осуществления контроля и упорядочения
обработки данных о хозяйственных
операциях на основе первичных учетных
документов составляются сводные учетные
документы.

7.
Первичные и сводные учетные документы
могут составляться на бумажных и машинных
носителях информации. В последнем случае
организация обязана изготовлять за
свой счет копии таких документов на
бумажных носителях для других участников
хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих
контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации, суда и прокуратуры.

8.
Первичные учетные документы могут быть
изъяты только органами дознания,
предварительного следствия и прокуратуры,
судами, налоговыми инспекциями и органами
внутренних дел на основании их
постановлений в соответствии с
законодательством Российской Федерации.


ред. Федерального закона от 30.06.2003 N
86-ФЗ)

КонсультантПлюс:
примечание.

Письмом
Минфина РСФСР от 26.07.1991 N 16/176 утверждена
Инструкция о порядке изъятия должностным
лицом государственной налоговой
инспекции документов, свидетельствующих
о сокрытии (занижении) прибыли (дохода)
или сокрытии иных объектов от
налогообложения, у предприятий,
учреждений, организаций и граждан.

Главный
бухгалтер или другое должностное лицо
организации вправе с разрешения и в
присутствии представителей органов,
проводящих изъятие документов, снять
с них копии с указанием основания и даты
изъятия.

Статья
10. Регистры бухгалтерского учета

КонсультантПлюс:
примечание.

Письмом
Минфина РФ от 24.07.1992 N 59 направлены
Рекомендации по применению единой
журнально-ордерной формы счетоводства,
а также Перечень типовых регистров
единой журнально-ордерной формы.

1.
Регистры бухгалтерского учета
предназначены для систематизации и
накопления информации, содержащейся в
принятых к учету первичных документах,
для отражения на счетах бухгалтерского
учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры
бухгалтерского учета ведутся в специальных
книгах (журналах), на отдельных листах
и карточках, в виде машинограмм, полученных
при использовании вычислительной
техники, а также на магнитных лентах,
дисках, дискетах и иных машинных
носителях.

2.
Хозяйственные операции должны отражаться
в регистрах бухгалтерского учета в
хронологической последовательности и
группироваться по соответствующим
счетам бухгалтерского учета.

Правильность
отражения хозяйственных операций в
регистрах бухгалтерского учета
обеспечивают лица, составившие и
подписавшие их.

3.
При хранении регистров бухгалтерского
учета должна обеспечиваться их защита
от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре
бухгалтерского учета должно быть
обосновано и подтверждено подписью
лица, внесшего исправление, с указанием
даты исправления.

4.
Содержание регистров бухгалтерского
учета и внутренней бухгалтерской
отчетности является коммерческой
тайной.

Лица,
получившие доступ к информации,
содержащейся в регистрах бухгалтерского
учета и во внутренней бухгалтерской
отчетности, обязаны хранить коммерческую
тайну. За ее разглашение они несут
ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.

Статья
11. Оценка имущества и обязательств

КонсультантПлюс:
примечание.

По
вопросу, касающемуся оценки имущества
и обязательств, см. Приказ Минфина РФ
от 29.07.1998 N 34н.

1.
Оценка имущества и обязательств
производится организацией для их
отражения в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности в денежном
выражении.

Оценка
имущества, приобретенного за плату,
осуществляется путем суммирования
фактически произведенных расходов на
его покупку; имущества, полученного
безвозмездно, — по рыночной стоимости
на дату оприходования; имущества,
произведенного в самой организации, —
по стоимости его изготовления.

Начисление
амортизации основных средств и
нематериальных активов производится
независимо от результатов хозяйственной
деятельности организации в отчетном
периоде.

Применение
других методов оценки, в том числе путем
резервирования, допускается в случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации и нормативными
актами органов, осуществляющих
регулирование бухгалтерского учета.

2.
Бухгалтерский учет по валютным счетам
организации и операциям в иностранной
валюте ведется в рублях на основании
пересчета иностранной валюты по курсу
Центрального банка Российской Федерации
на дату совершения операции.

Статья
12. Инвентаризация имущества и обязательств

КонсультантПлюс:
примечание.

Приказом
Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 утверждены
Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств.

1.
Для обеспечения достоверности данных
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности организации обязаны проводить
инвентаризацию имущества и обязательств,
в ходе которой проверяются и документально
подтверждаются их наличие, состояние
и оценка.

Порядок
и сроки проведения инвентаризации
определяются руководителем организации,
за исключением случаев, когда проведение
инвентаризации обязательно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Важнейшей предпосылкой правильной организации бухгалтерского учета в современных условиях является государственное руководство бухгалтерским учетом. Государственное руководство бухгалтерским учетом обеспечивает единообразие подхода к однородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отражения в учете, унификации учетных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности, что способствует наиболее рациональной организации и экономному расходованию средств на ведение бухгалтерского учета.

Отдельные вопросы методического руководства бухгалтерским учетом целесообразно делегировать общественным организациям бухгалтеров,например,Институту профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ и др. К этим вопросам методического руководства можно отнести: разработка методологии бухгалтерского учета; внедрение в практику новых норм и методов организации учета и т.п.

В соответствии с Федеральным законом«О бухгалтерском учете»общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Методологическим же центром по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ, который разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми организациями.

Органы, которым федеральными законами представлено праворегулирования бухгалтерского учета (Центральный банк РФ, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

  • планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие общие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации. При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через

Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности.

Методологический совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и отчетности, проекты положений (стандартов) и других документов нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы действует Экспертный совет, который разрабатывает проекты законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и проводит экспертизы законопроектов, содействие их реализации и др.

В работе вышеназванных Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказать общественные организации, и прежде всего ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ. Эти организации оказывают большое содействие в разработке программ и мероприятий по подготовке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также в разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики и др.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Селен витамины инструкция по применению взрослым в таблетках
  • Мукалтин состав инструкция по применению взрослым
  • Форд мондео руководство пользователя
  • Культура смена руководства
  • Ринорус инструкция по применению цена отзывы аналоги цена