Кто контролирует выполнение требований инструкций для работников предприятий

Состав работ:

а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:

беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;

предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении N 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;

привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;

запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;

запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;

в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;

д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;

е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;

ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:

приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;

направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая нормативная численность работников

по контролю за соблюдением законодательных и иных

нормативных правовых актов по охране труда

у работодателя и в его структурных подразделениях

N п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда

до 100

101 — 350

351 — 500

501 — 1000

1001 — 3500

3501 и свыше

Рекомендуемая нормативная численность, человек

1

до 500

0,06

0,07

0,08

2

501 — 750

0,07

0,08

0,09

3

751 — 1000

0,08

0,09

0,10

4

1001 — 1500

0,10

0,12

0,14

0,17

5

1501 — 3000

0,14

0,17

0,20

0,24

0,28

6

3001 — 5000

0,20

0,24

0,29

0,35

0,42

0,48

7

5001 — 7500

0,28

0,32

0,38

0,45

0,56

0,70

8

7501 — 10000

0,35

0,41

0,48

0,57

0,68

0,82

9

10001 — 20000

0,65

0,72

0,79

0,93

1,07

1,23

10

20001 и свыше

0,80

0,87

0,94

1,01

1,11

1,26

Среди поверхностно ознакомленных с требованиями ОТ работников бытует мнение, что за их безопасность отвечает инженер по технике безопасности и охране труда. На самом деле это не так. За безопасность конкретных работников отвечает их непосредственный руководитель. За охрану труда и технику безопасности на производстве в целом отвечают руководители: предприятия, подразделений, отделений и т. д.

Ответственность за выполнение требований охраны труда и техники безопасности на предприятии также делится по направлениям надзора и возлагается на работников соответствующей компетенции. Например, ответственность за электробезопасность несут назначенные приказами работники энергетической службы, за организацию системы инструктажей по охране труда и технике безопасности на рабочих местах и ее качественное функционирование – непосредственные руководители работ.

Заботиться о собственной безопасности обязаны и сами трудящиеся. Это – требование не только здравого смысла, но и ст. 214 ТК РФ. Чтобы остаться здоровыми и сохранить работоспособность, трудящимся необходимо:

• четко знать и постоянно соблюдать требования инструкций по технике безопасности и охране труда;
• вовремя проходить обучение и медосмотры;
• использовать СИЗ;
• уметь оказывать первую помощь;
• внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, анализировать производственные ситуации и немедленно сообщать руководителю работ о возможной или существующей опасности.

На время прохождения обучения, медосмотра, остановки работ из-за создавшейся опасной ситуации за трудящимся сохраняется средний заработок. Если же он уклоняется от ответственности за собственное здоровье – не является на инструктажи по охране труда и технике безопасности, не проходит медосмотры, регулярно нарушает требования ОТ, – представители работодателя имеют право в соответствующем порядке отстранить его от выполнения работ. При этом заработная плата за это время не начисляется.

!

I.

Важно!  В случае если у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников  превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением:

  • должна быть создана  служба охраны труда или,
  • введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Их квалификация должна соответствовать требованиям профстандарта  «Специалист в области  охраны труда».

Нарушение требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ может послужить основанием для привлечения работодателя  к административной ответственности, предусмотренной ч.1  ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если численность работников  не превышает 50 человек,  работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Важно! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять:

  • ­работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),
  • ­руководитель организации, 
  • ­другой уполномоченный работодателем работник,
  • ­специалист или организация, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 

При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. 

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

!

II.

Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

Согласно рекомендациям службу охраны труда  (далее – Служба) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • ­организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • ­контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • ­организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • ­информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • ­изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37).

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. 

Они осуществляют контроль за:

  • ­соблюдением сторонами трудового договора требований законодательства об охране труда, локальных нормативных правовых актов работодателя;
  • ­обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • ­выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • ­наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • ­проведением специальной оценки условий труда;
  • ­своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • ­состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств и систем;
  • ­своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охран ы труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • ­организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • ­своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • ­санитарно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.

Важно! Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) может быть предусмотрен  кабинет по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Важно! Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации.

3.1 Контроль за
выполнением инструкций для работников
возлагается на руководителей предприятий
и их структурных подразделений ( служб),
руководителей цехов ( участков), а также
на бригадиров. Выполнение требований
инструкций следует проверять при
осуществлении всех видов контроля.

Методические указания по разработке правил и инструкций по охране труда

Утверждены
постановлением Министерства труда РФ
от 1 июля 1993г.№ 129.

Методические
указания устанавливают требования к
построению, содержанию, оформлению и
обозначению правил и инструкций по
охране труда, а также порядок их проверки,
пересмотра, хранения и обеспечения ими
предприятий

1. Разработка инструкций по охране труда

1.1 Инструкции по
охране труда (в дальнейшем инструкции)
могут разрабатываться как для работников
отдельных профессий (электросварщики,
станочники, слесари, уборщицы, лаборанты,
доярки и др.), так и на отдельные виды
работ

(работа на высоте,
монтажные, наладочные, ремонтные,
проведение испытаний и др.).

1.2 Инструкции для
работников, занятых взрывными работами,
обслуживанием электрических установок,
грузоподъемных машин, котельных
установок, сосудов, работающих под
давлением, и для других работников,
требования безопасности труда которых
установлены в межотраслевых и отраслевых
нормативных актах по охране труда,
утвержденных федеральными органами
надзора России, разрабатываются на
основе указанных актов и утверждаются
в порядке, установленном этими органами.

1.3 Инструкции для
работников разрабатываются на основе
типовых инструкций, требований
безопасности, изложенных в эксплутационной
и ремонтной документации заводов-изготовителей
оборудования, используемого на данном
предприятии, а также в технологической
документации предприятия с учетом
конкретных условий производства. При
отсутствии в отрасли типовых инструкций
для работников разрабатываются на
основе документов, указанных в п.2.2
настоящих Методических указаний, с
учетом конкретных условий труда на
данном участке или рабочем месте.

1.4 Изучение
инструкций для работников обеспечивается
руководителем предприятия. Требования
инструкций являются обязательными для
работников. Невыполнение этих требований
должно рассматриваться как нарушение
трудовой дисциплины.

2. Разработка инструкций для работников

2.1 Инструкции для
работников по профессиям и на отдельные
виды работ разрабатываются в соответствии
с перечнем
, который составляется службой охраны
труда при участии руководителей
подразделений , служб главных специалистов
(главного технолога, главного механика,
главного энергетика, главного металлурга
и др.) , службы организации труда и
заработной платы.

Перечень
разрабатывается на основе утвержденного
на предприятии штатного расписания в
соответствии с Единым тарифно-
квалификационным справочником работ
и профессий рабочих и Квалификационным
справочником должностей служащих,
утвержденными в установленном порядке.

2.2 Разработка
инструкций для работников осуществляется
на основании приказов и распоряжений
руководителя предприятия.

2.3 Инструкции для
работников разрабатываются руководителями
цехов (участков при бесцеховой структуре),
отделов, лабораторий и др. соответствующих
им подразделений предприятия.

2.4 Служба охраны
труда предприятия должна осуществлять
постоянный контроль за своевременной
разработкой , проверкой и пересмотром
инструкций для работников, оказывать
методическую помощь работникам,
содействовать им в приобретении
необходимых типовых инструкций,
стандартов ССБТ, а также других нормативных
актов по охране труда.

2.5 Подготовительная
работа, необходимая для разработки
инструкций должна включать:

изучение
технологического процесса, выявление
возможных опасных и вредных производственных
факторов, возникающих при нормальном
его протекании и при отклонениях от
оптимального режима, а также определение
мер и средств защиты от указанных
факторов;

определение
соответствия требованиям безопасности
применяемых оборудования, приспособлений
и инструмента;

подбор материалов
по вопросам охраны труда, которые могут
быть использованы при разработке
конструкций;

изучение
конструктивных особенностей и
эффективности средств защиты, которые
могут быть использованы при выполнении
соответствующих работ;

изучение
информационных писем, распоряжений и
приказов соответствующего федерального
органа исполнительной власти по
результатам аварий и несчастных случаев
на предприятиях отрасли;

проведение анализа
причин производственного травматизма,
аварийных ситуаций и профессиональных
заболеваний для данной профессии ( вида
работы) на предприятии;

определение
безопасных методов и приемов работ, их
последовательности, а также технических
и организационных мероприятий, подлежащих
включению в инструкцию;

определение режимов
труда и отдыхах на основе утвержденных
норм.

2.6 Требования
нормативных актов по охране труда,
включаемые в инструкции, должны быть
изложены применительно к конкретному
рабочему месту и реальным условиям
труда работника.

2.7 .Для вводимых в
действие новых производств допускается
разработка временных инструкций для
работников. Временные инструкции должны
обеспечивать безопасное ведение
технологических процессов (работ) и
безопасную эксплуатацию оборудования.
К разработке временных инструкций
предъявляются те же требования, что и
при разработке постоянных инструкций
для работников. Временные инструкции
разрабатываются как по профессиям, так
и по видам работ на срок до приемки
указанных производств в эксплуатацию
государственной приемочной комиссией.

2.8 Инструкции для
работников утверждаются руководителем
предприятия после проведения
предварительных консультаций с
соответствующим выборным профсоюзным
органом и службой охраны труда, а в
случае необходимости и с другими
заинтересованными службами и должностными
лицами по усмотрению службы охраны
труда.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Комментарий к статье 146
1. Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по охране труда осуществляется специально уполномоченными государственными органами, не зависящими в своей деятельности от руководителей организаций и их вышестоящих инстанций.
Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов (участков), а также на бригадиров.
2. Работник обязан:
— соблюдать требования охраны труда;
— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.
Положение о Федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:
— беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно — правовых форм;
— запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
— предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
— отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
— запрещать использование и производство не имеющих сертификата соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.
Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с Федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Образцы руководства по качеству испытательных лабораторий
  • Часы honor band 5 инструкция по применению на русском
  • Энромол аква трв инструкция по применению в ветеринарии
  • Препарат велсон для сна инструкция по применению взрослым отзывы
  • Гианеб для ингаляций инструкция по применению цена аналоги дешевые