Коучинг руководство для тренера

#подборки


  • 0

Теоретические основы и практические инструменты для начинающих и опытных профессионалов, а также для тех, кто организует обучение сотрудников.

Иллюстрация: Сeiling Electric / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Тем, кто только задумывается о карьере тренера или коуча, книги из этой подборки помогут составить полное представление о профессии. Уже практикующие специалисты найдут в них методики для индивидуальной и групповой работы, а ещё — модели компетенций тренера и коуча, которые помогут в профессиональном саморазвитии. И конечно, эти издания будут полезны тем, кто организует корпоративное обучение, — не только для того, чтобы выбирать самые эффективные предложения на рынке, но и чтобы развивать коучей, тренеров и наставников из своих сотрудников.

Изображение: издательство «Библос»

Книга от сооснователя Европейского совета по наставничеству и коучингу (англ. European Mentoring and Coaching Council) Эрика Парслоу и его соавтора Мелвилла Лидхема состоит из двух частей.

Первая часть знакомит с базовыми принципами индивидуального и группового коучинга, даёт рекомендации и полезные инструменты начинающим коучам и наставникам. В целом она помогает составить представление, в чём вообще заключается работа этих специалистов.

Вторая часть предназначена для тех, кто хочет создать систему коучинга и наставничества в своей компании. Авторы рассказывают, чем такая форма обучения полезна бизнесу, какие сложности могут возникнуть в процессе её внедрения, как оценить её эффективность.

Изображение: издательство «Речь»

Пособие для начинающих и опытных тренеров, которые хотят использовать в своей практике метод психогимнастики. Так называют различные невербальные техники, направленные на установление контакта и повышение доверия в группе, снятие эмоционального напряжения, развитие внимания и другие психологические аспекты.

Психогимнастические упражнения, представленные в книге, разработали специалисты Института тренинга — образовательного центра в области бизнес-тренингов и стратегического консалтинга. Его основатели Нина Хрящёва и Сергей Макшанов — одни из первопроходцев в этой сфере, они начали обучать будущих тренеров и консультантов в 1990-х годах.

Пособие состоит из теоретической и практической частей. В первой рассказывается об истории и ключевых принципах эффективного тренинга, а также о самом методе психогимнастики. А вторая часть состоит из описания упражнений и инструкций по их применению. Все они разделены по назначению — для поддержания работоспособности участников, развития коммуникативной компетентности и креативности, управления эмоциями.

Изображение: издательство «Альпина Паблишер»

Ещё одна книга от пионеров в своей области. На этот раз речь пойдёт об основателях Института коактивного обучения (англ. The Co-Active Training Institute, CTI) — крупнейшей организации, занимающейся персональным коучингом. Генри и Карен Кимси-Хаус, Лаура Уитворт и Филлип Сандал предлагают читателю опробованную на многолетнем опыте модель коактивного коучинга и раскрывают её принципы и методологию.

Коактивностью авторы называют особый вид взаимодействия между коучем и клиентом, совместную работу над решением задач подопечного. Выстраиванию таких отношений посвящена первая глава книги. Дальше рассказывается о ключевых аспектах коучинга и необходимых навыках коуча — с упражнениями для их развития. Для иллюстрации своих тезисов авторы приводят много примеров коучинговых бесед.

Изображение: издательство «Питер»

Практическое пособие от основательницы школы тренингов с 25-летним опытом Натальи Самоукиной. Слово «театр» в названии означает один из аспектов эффективного тренинга — постановку и режиссуру «спектакля», вовлекающего участников в обучение и вдохновляющего их на развитие. Без этого мотивационного аспекта, считает автор, даже самый полезный и ориентированный на практику тренинг окажется скучным, его участники мало что запомнят и ещё меньше внедрят в свою профессиональную деятельность.

Наталья Самоукина предлагает упражнения и методики для решения различных задач (от установления контакта в группе до развития практических навыков), приводит в пример интересные кейсы из своей работы. Кроме того, автор говорит о качествах и компетенциях, незаменимых для каждого тренера, а ещё даёт пошаговый алгоритм разработки программы тренинга и его проведения.

Изображение: издательство «МИФ»

Интегральным коучингом авторы называют подход, который учитывает все аспекты жизни человека и помогает ему пройти через трансформационные изменения. То есть не просто начать действовать по-новому, а изменить свои установки, встать на путь целостного и устойчивого развития.

Марина Данилова, Яна Мельвиль и Александр Савкин описывают ключевые постулаты этого подхода, приводят авторские модели интегрального коучинга и раскрывают его различные аспекты, в том числе на примерах сессий. Несколько глав посвящены обучению коучингу — в них авторы рассматривают личностные характеристики коуча, навыки и знания, необходимые для работы. И даже предлагают собственную программу обучения.

А практическая часть книги состоит из упражнений и методик для коучинговых сессий, направленных на развитие различных универсальных компетенций — коммуникативных, управленческих, а также целеполагания и креативности.

Изображение: издательство «Класс»

Эта книга ориентирована в первую очередь на опытных тренеров — тех, кто уже столкнулся с тем, что чёткие методические указания не всегда помогают решить профессиональную задачу или ответить на сложный вопрос.

Авторы Леонид Кроль и Екатерина Михайлова — известные коучи и бизнес-тренеры. Они обозначают здесь типичные проблемы индустрии тренингов, но не дают готовых инструкций для их решения. По их мнению, тренеру стоит не только обогащать свой арсенал тренинговых техник и методик, но и развивать гибкость и рефлексию, которые помогут осознанно применять нужные инструменты. «На наш взгляд, предлагать в изобилии произвольные, искусственные стандарты удобно, но вредно: самой сутью повышения тренерской квалификации мы считаем умение жить и работать в поле неопределённости и отсутствия (неоднозначности, множественности) общепринятых правил», — пишут авторы.

В соответствии с этим подходом, в книге представлена структура профессиональной компетентности тренера. Она состоит из шести аспектов: контекстуального, коммуникативного, технического, адаптивного, концептуального и интегративного. Рассматриваются и установки тренера-профессионала, к которым относятся этические стандарты, профессиональная идентичность, стремление к востребованности на рынке, мотивация к непрерывному обучению.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Посмотреть курсы

Предисловие

Что мы называем коучингом? Откуда возник этот термин?

Сегодня мы становимся свидетелями рождения новой профессии — коучинг в бизнесе и в повседневной жизни. Спортивный термин «коучинг»[1] — т. е. тренировка, подготовка к соревнованиям — всем давно известен, однако сейчас появились новые понятия: коучинг первых лиц, коуч-менеджер, личный коучинг. Все эти названия подразумевают способы, используемые одними людьми для того, чтобы оказывать помощь в профессиональной деятельности другим людям. По иронии, бизнес-коучинг, многое заимствовавший из спортивного коучинга, сейчас ищет новые подходы, которые помогли бы изменить и традиционные методы спортивных тренировок.

Что интересно в процессе становления любой новой профессии, так это отсутствие установившихся определений, принятой практики и ограничений. И те, кто проводит коучинг, и те, с кем коучингом занимаются, возможно, сами не вполне понимают, что именно происходит. Общепринятое представление о различиях между коучингом и родственными ему дисциплинами — управлением, консультированием, руководством и обучением — весьма условно.

На этой ранней стадии становления новой профессии несколько человек просто сами называют себя бизнес-коучами. Поначалу все сводится к визитной карточке и публикации небольшой брошюры. Затем некоторые из этих коучей собираются вместе и решают, что есть коучинг и что коучингом не является. Вскоре у них появляется желание расширить свое влияние и взять на себя право сертифицировать, т. е. выработать критерии профессиональной пригодности, в соответствии с которыми человек либо имеет законное право именоваться коучем, либо нет.

Далее возникает щепетильный вопрос. Кто сертифицирует сами эти сертифицирующие органы? При отсутствии признанных авторитетов люди начинают вести себя необычно и проявлять любознательность. Возможно, именно в такой момент мы наиболее человечны. Однако тут же мы начинаем ощущать неуверенность и бросаемся создавать некий руководящий орган, рискуя утратить при этом изрядную долю нашей человечности. Это отчаянное стремление к созданию руководящих органов можно назвать сомнениями человека в самом процессе эволюции. Но коучинг по своей природе отличается от других профессий. Если следствием коучинга является высокая результативность — выигрыш в игре, достижение успехов в бизнесе или цели всей жизни, то выигрывает не коуч, а отдельный человек или команда, которую он тренирует. Коуч не может забить гол или защитить ворота. Он не может участвовать в гонке, пройти порог в голосовании, получить чистую прибыль или создать какой-либо продукт. Но несмотря на то что коуч не появляется на поле, ему часто платят огромные деньги за то, что он способствует успеху отдельного человека или команды.

Тот факт, что эффективность работы коуча измеряется успехами тех, с кем он или она проводят коучинг, свидетельствует о существенной особенности этой новой профессии. Ведь дело не только в том, что еще не создана общепринятая система знаний, именуемая коучингом. Нередко коуч имеет меньше опыта, чем тот, с кем он работает. Коучу нет необходимости делиться знаниями, советами или даже мудростью: что он должен делать — так это говорить и поступать так, чтобы другие учились или работали как можно лучше.

Итак, профессию коуча можно назвать «непрямой». Вызывать к жизни лучшее в человеке или команде — вот слова, точнее всего определяющие коучинг. В действительности коуч может выжать лучшее лишь из себя самого. Все, что он может сделать, — это говорить, работать, быть рядом и позволять другим откликаться, успешно или не очень. У тех, кого считают хорошими коучами, вероятность увидеть появление значимых результатов больше. Тем не менее все это не особенно поддается объяснению.

Так как же нам определить уровень компетенции, необходимый для того, чтобы помочь другому человеку стать тем, кем он может стать? Я бы предположил, что делать это раньше времени было бы ошибкой: это может осложнить, а не облегчить успешную работу коуча. Единственный, кто может судить о компетентности коуча, — это человек (или команда), с которыми он работает. Они лучше кого бы то ни было знают, какое влияние коуч оказал на обучение, результативность работы и как сумел доставить им удовольствие, которое они получают на рабочем месте или на игровом поле. Что бы там ни говорили о том, что есть коучинг, а что коучингом не является, в конечном итоге только тот, с кем коуч работает, может судить, насколько ценен был для него коучинг.

Это положение естественно согласуется с самой природой коучинга, который среди других форм помощи направлен на то, чтобы поддерживать клиента. Коуч — это человек, который должен помогать вам поверить в себя и доверять себе, а не полагаться на то, что говорят и делают другие. И если коуч просит о доверии, то единственный способ оправдать это доверие — вернуть его сторицей тому, с кем он работает. Единственное право, которое коучу нужно, это право сказать другому человеку: «Поверь в себя».

Цель коучинга — установить более тесную связь с неким внутренним «Я», благодаря чему можно направлять ви́дение, стремиться к высокому результату и находить в себе мудрость не подвергаться при этом воздействию внутреннего «шантажиста», утверждающего свой авторитет на основе внешнего диктата и навязывающего человеку свои правила без его согласия.

Не хочу сказать, что новая профессия не нуждается в контроле. Вовсе нет! Контроль требуется только там, где она вторгается на территорию других дисциплин, где требуется диплом об образовании. Коучинг — не психотерапия. Психотерапией занимаются психологи, которым требуется определенная квалификация. Коучинг — не консалтинг, он не должен вторгаться на принятую территорию этого рода деятельности. Кроме того, коучинг не является ни религиозным, ни духовным наставничеством. Подобные виды деятельности помогают людям, но все они — отдельные, вполне установившиеся виды деятельности, следующие своим правилам.

Коучинг не охватывает широкого поля деятельности, именуемого помощью людям. Если этот род деятельности попробует вторгнуться во владения психотерапии или религиозного либо духовного наставничества, то с этой минуты он автоматически должен подчиняться правилам, установленным в этих владениях.

А до тех пор почему бы не позволить тем, кто может доказать свою способность помогать своим клиентам, самим определять для себя и своих клинтов, что такое коучинг, и работать на этой основе по заключенному контракту? Это даст коучингу возможность вырасти, стать тем, чем он может стать. Не следует при этом позволять неким самозванным авторитетам подавлять зарождающуюся профессию.

Только сам коуч или группа коучей, а также, конечно, линейные менеджеры, применяющие на практике основные навыки коучинга, могут предлагать клиентам свои теоретические и практические наработки, свое определение коучинга и устанавливать те рамки, которые они будут соблюдать. В таком случае клиент будет решать, насколько полезной оказалась оказанная ему тем или иным коучем помощь и стоит ли ему продолжать пользоваться его услугами.

Я пишу это в предисловии, ибо Майлз Дауни в своих размышлениях о коучинге пытается сохранить целостность коучинга как дисциплины, внося ясность и доходчиво объясняя, что понимается под подходом, который он называет «эффективным коучингом». При этом он принципиально противостоит всему тому, что может расширить власть коуча за счет авторитета клиента или группы, с которыми он работает. В своем подходе он остается верным духу и этике коучинга в самом лучшем смысле. И этот подход может принести огромную пользу человеку или команде, с которыми проводят коучинг, а также коучу или линейному менеджеру, которые воспримут его стиль и убеждения. Когда коучинг эффективен, ему не нужны дополнительные подтверждения со стороны третьих лиц.

Актуальность коучинга в наши дни буквально зашкаливает, и это можно объяснить массой причин. Стремление повысить эффективность работы и быстрее добиваться результата, желание быть впереди, распутывать клубки задач на раз-два, необходимость обрести спокойствие, уверенность, жизнелюбие – все это приводит современного человека к специалисту, именуемому коучем.

Помимо этого, желание освоить коучинг может быть обусловлено желанием сменить род деятельности, самому стать тренером и зарабатывать, помогая людям.

Научиться методам коучинга можно различными способами. Кто-то сразу идет на официальные курсы и тренинги, а кто-то полагается на собственные силы, используя доступные инструменты.

И те, и другие не гнушаются литературой, говоря проще, осваивают книги по коучингу. Поверьте, таких изданий немало, и это также можно объяснить актуальностью тематики.

Само собой, чтобы от чтения получить пользу, необходимо тщательно выбирать источники информации. Из сотни книг для успешного обучения могут пригодиться только десять. Мы отобрали лучшие книги по коучингу, которые пользуются наибольшим спросом! Но для начала…

Для чего вы хотите учиться коучингу

Ответив на этот вопрос, вы сможете более точно подобрать для себя литературу. Здесь два основных варианта:

  • учиться, чтобы испытывать методы и практики на себе, применять их в своей жизни, самосовершенствуясь и добиваясь успеха;
  • учить других, то есть, работать с клиентами, проводить консультации, семинары, практики и получать от этого доход.

Конечно, никто не запретит вам сочетать два этих варианта, и применять полученные знания как на себе, на и на своих клиентах. Тем не менее, не все готовы работать коучем, но с удовольствием будут прорабатывать собственные проблемы и блоки.

От первоначальной цели будет зависеть и выбор книг по коучингу. Одни рассчитаны на личную практику, другие – на работу с людьми. И те, и другие мы оценим в нашей статье.

ТОП-13 книг по коучингу для новичков и практиков

Это как раз тот случай, когда вы интересуетесь саморазвитием и коучингом, не знаете, с чего начать, и как получить азы, и пока не планируете выносить в народ полученные знания и навыки. Для начинающих и любителей покопаться в себе можно посоветовать следующие издания.

Джули Стар «Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга»

Джули Стар является одним из самых авторитетных авторов книг по коучингу. Ее работы переведены на многие языки, входят в перечни рекомендованной литературы для коучинг программ, а конкретно это издание содержит практическое руководство к действию.

Выбираем лучшие книги по коучингу

Джон Уитмор «Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства»

Сэр Джон Уитмор является основателем крупнейшей коучинговой компании в мире. Именно Уитмор первым сформулировал основные методы коучинга и разработал его инструменты. Всего можно найти пять книг автора, каждая из которых имеет свою специфику.

В данном издании описана в целом философия коучинга, его характерные черты, задачи, цели, то есть все то, что даст вам представления о направлении в общем. Подходит как для начинающих, так и для практикующих коучей.

«Интегральный коучинг. Как научить и научиться»

Это относительно свежее издание авторства сразу нескольких специалистов:  Марины Даниловой, Яны Мельвиль и Александра Савкина. Содержание работы еще не успело «замылиться», так как издательство ЭКСМО выпустило книгу только в прошлом году.

Здесь есть теория, но куда больше эффективных практических упражнений, которых так недостает многих изданиям. То есть, параллельно с чтением вы будете прокачивать себя и свои способности.

«Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития»

Мэрилин Аткинсон в соавторстве с Рае Т. Чойс создали книгу, которая одинаково хорошо подходит начинающим и практикующим коучам, а также тем, кто просто занимается саморазвитием, не практикуя с клиентами.

Основная идея книги – развитие личного потенциала без привязки к социальному статусу, материальному положению и условий жизни. В основу книги легла аккредитованная Международной Федерацией Коучинга программа «Наука и искусство коучинга».

«Как помочь людям измениться»

Авторы книги Ричард Бояцис, Мелвин Смит, Эллен Ван Остин – авторы популярной книги – уверены, что для эффективной работы с человеком важно понять его мечту и внутренние устремления.

В книге приведены результаты многолетних исследований и красочные примеры из личной практики. Здесь описан новый тип коучинга – коучинг с сопереживанием, который позволяет иначе взглянуть на все направление работы в целом.

Книги по коучингу которые обязательно нужно прочесть

Анна Козлова «Ваш персональный коучинг успеха»

Автор книги уверена, что для того чтобы настроить свою жизнь на успех, не обязательно обращаться к профессионалам, ведь человек сам может перестроиться в нужном направлении.

Анна Козлова рассказывает, как от абстрактного желания «я хочу» перейти к конкретному «я имею/могу», а это и есть одна из наиболее актуальных задач коучинга. Шаги четко расписаны, язык доступный и вы не заснете на очередной главе.

Татьяна Башкирова «Развивающий коучинг. Работа с Я»

Татьяна Башкирова сама является профессиональным коучем, а ее книги базируются на личном опыте работы. Методика развивающего коучинга, который базируется на работе с Я клиента, помогает человеку лучше понять себя, разобраться в себе, и уже через личную проработку выйти к решению иных проблем. Плюс в книге есть рекомендации по развитию коуча и его профессиональных навыков.

Парслоу Эрик, Лидхем Мелвилл  «Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития»

Это действительно настольная книга многих коучей и наставников, которые практикуют работу с индивидуально, в группе, в бизнесе. Здесь достаточно полно излагается информация обо всех уровнях и видах коучинга и менторства, объясняется, каковы между ними различия, какова специфика и так далее. Данная работа успешно пережила уже несколько изданий.

Дейджес Андреа, О’Коннор Джозеф  «Коучинг мозга. Как мы можем использовать знания о мозге, чтобы помочь себе развиваться»

Эту книгу можно отнести, скорее, к группе изданий для личностного саморазвития и самопознания. Практических советов о том, как работать с клиентом и достигать поставленных целей она не дает, зато просто и доступно рассказывает, как мозг управляет нашими чувствами, мыслями или действиями. В свою очередь, поняв это, вы уже можете влиять на мозг и его сигналы.

Уитмор Джон «Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом»

Поверить в то, что у каждого сотрудника есть скрытый потенциал, под силу не каждому руководителю. Труд Джона Уитмора учит как раз отказу от вечного понукания и раздачи распоряжений в пользу раскрытия ресурсов подчиненных.

Еще одна отличная мысль – уровень потенциала сотрудников во многом зависит от уровня развития самого лидера. Само собой, эта книга идеальна для руководителей, лидеров, владельцев бизнеса. К слову, рекомендую посмотреть подборку лучших книг по финансам и финансовой грамотности, раз уж мы затронули эту тему.

Топ книг по коучингу для новичков и профессионалов

Марк Лейблинг, Робин Прайор «Коучинг – это просто»

Один из «старичков» среди представителей коучинг литературы. В общих чертах, простым языком и с использованием примеров учит тому, как начать и продолжить работать с клиентами, какова специфика коучинга и его характерные черты.

Опять же, стоит делать скидку на возраст, так как книга увидела свет еще в 2008 году, а с того времени наука коучинга в целом шагнула далеко вперед. Однако для общего ознакомления с темой работа вполне подойдет.

Александр Савкин, Марина Данилова «Коучинг по-русски: смелость желать»

Не всегда можно найти профессиональную литературу, адаптированную под российские реалии. И многие техники и приемы, работающие на Западе, у нас почему-то оказываются недостаточно эффективными.

Авторы этой книги как раз и показывают характерные черты «русского» коучинга, а также отличия работы у нас и за рубежом.

Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»

Нельзя не упомянуть работы Стивена Кови – неоспоримые лидеры рейтингов и списков, неизменно рекомендуемые к прочтению тем, кто хочет развиваться и добиваться успехов на избранном поприще.

У Кови есть целая серия бизнес-книг, а «7 навыков высокоэффективных людей» одна из них. Труд недавно переиздали с дополнениями, что еще раз подтверждает его актуальность и востребованность у читателя.

Что можно сказать в заключение? Чтение книг – это не только и не столько удел школьников и студентов. Это занятие для успешных людей, лидеров, тех, кто всегда на волне. Не спешите отказываться от литературы по саморазвитию, ведь это чуть ли не самый простой способ добиться успеха своими силами!

коучинг развитие тренера

Коучинг проник в бизнес в нашей стране относительно недавно — в начале 2000-х годов. Причем взрывной рост популярности метода длился последние 5-7 лет. К сожалению, из-за этого термин «коучинг» сильно обесценился, а границы метода размылись.

В бизнесе коучинг путают с наставничеством, менторингом, карьерным консультированием, оценкой и обратной связью. За пределами рабочих задач с помощью коучинга предлагают худеть, приобретать полезные привычки, выстраивать баланс рабочей и личной жизни, решать конфликтные ситуации. Нередко коучинг путают с психологическим консультированием и даже с психотерапией.

Возникают резонные сомнения:

  • В каких случаях стоит использовать именно коучинговую сессию?
  • Как определить, что мой запрос можно решить данным методом?
  • Как понять, что для моих целей лучше выбрать другой формат работы?

В рамках одной статьи мы не очертим все границы метода и не перечислим все возможные запросы. Это было бы нереалистично. Мы предлагаем рассмотреть, в каких случаях коучинг будет полезен именно в тренерской практике.

Мы в Институте Тренинга верим, что при методически и технически верном применении метода, коучинг позволяет тренеру проработать часть задач развития куда эффективнее. Именно поэтому индивидуальные коучинговые сессии являются обязательной частью обучения на нашей программе повышения квалификации для бизнес-тренеров «Корпоративный тренер: мастер-курс».

Примеры в этой статье взяты непосредственно из нашей практики.

Коучинг — это не супервизия с последующей обратной связью

Бывает, что тренеры ожидают от коуча развивающей обратной связи, конкретных наблюдений, рекомендаций по результатам проведенного обучения под супервизию.

Одна из задач коучинга — повысить осведомленность коучи (подопечного коуча) относительно волнующего его вопроса, дать возможность осознать свои модели поведения, увидеть способы их улучшения.

Например, тренер хочет повысить качество контакта с группой. В случае супервизии он мог бы позвать более опытного коллегу на свой тренинг и попросить понаблюдать за действиями, укрепляющими и ослабляющими контакт. После чего супервизор дал бы тренеру обратную связь и рекомендации, подкрепляя свои слова фактами.

На коучинговой сессии коуч с помощью вопросов способствует тому, что тренер начинает лучше осознавать, в какие моменты он теряет контакт с группой, что является предпосылками, какие привычные паттерны поведения тренер использует в данных ситуациях. А затем с помощью вопросов помогает коучи увидеть альтернативные варианты, выработать план действий на следующие тренинги.

коучинг развитие тренера

Коучинг — это не профессиональная консультация

Порой тренер хочет проработать определенный этап обучения, который вызывает у него сомнения. Он может показать карту или план модуля и запросить рекомендации по улучшению.

Если он обращается к опытному методологу, они вместе проанализируют адекватность выбора метода обучения, формата работы целям этапа, реалистичностью планируемых результатов, последовательностью активностей и так далее. В ходе обсуждения методолог и тренер могут опираться на предыдущий опыт проведения этого модуля, чтобы лучше понять, что именно требует доработки. Такая работа будет профессиональной консультацией по методологии, но не коучинговой сессией.

В случае коучинга тренер может сформулировать в аналогичной ситуации следующий запрос: «Как мне помочь группе на этапе ориентации поверить, что изучаемое нами действительно полезно и сделает их работу более эффективной?». В коучинговой сессии коуч будет помогать тренеру самостоятельно определять, за счет каких действий, методов, форматов работы он может усилить работу с установками и мотивацией участников; что на данный момент является точкой приложения усилий. В диалоге с коучем тренер сможет проработать детальный план достижения цели, определить первые шаги, проанализировать возможные барьеры и пути их преодоления.

коучинг развитие тренера

Коучинг — не психологическое консультирование

Иногда тренер осознает, что на работу с группой влияют его личностные особенности. Кто-то робкий и стеснительный, кто-то требовательный и директивный. Вариантов множество, ведь все мы разные!

Запрос на исследование и развитие личностных качеств, например, спонтанности, уверенности, эмпатии — это работа для формата психологического консультирования.

В коучинговой сессии лучше уменьшить масштаб работы до вопроса «Как мне избавиться от излишней директивности в тренингах?». Так коуч не будет работать со структурой личности тренера, исследовать причины директивности. Он поможет тренеру самостоятельно увидеть, какие его действия в ходе работы с группой поддерживают партнерскую позицию, а какие противоречат ей. Тренер исследует свои установки, научится подмечать, в какие моменты включается его «директивная часть», и осознанно выбирать другую модель поведения.

коучинг развитие тренера

Вот с какими еще запросами обращаются тренеры к нашим коучам:

  • Как мне повысить собственную уверенность при работе с группой?
  • Как справиться с волнением на старте тренинга, когда звучат сложные для меня вопросы?
  • Как подготовиться к работе со статусной группой?
  • Как справиться с «синдромом самозванца» в тренинге?
  • Как развиваться дальше в профессии?

При выборе коучинга как метода решения актуального запроса, следует помнить, что коучинг позволяет:

  1. Разобраться в ситуации
  2. Найти решения
  3. Сделать то, что решил

Коуч же в свою очередь помогает находить решения в субъективно трудных обстоятельствах. 

Наставник по здоровому образу жизни — Евгений Ванюков о коучинге

  • /
  • /
  • /

Фитнес-тренеры, которым мало достигнутого, которые хотят дать своим клиентам больше, увеличить их результативность и свои профессиональные возможности, могут удовлетворить здоровую жажду роста — в коучинге. Как это работает и какие перспективы у коучинга в России — в интервью с Сертифицированным коучем ICF (International Coaching Federation), автором и преподавателем курса «Коучинг в сфере фитнеса», директором направления групповые программы World Class Евгением Ванюковым.

История вопроса

Внимание! Ближайшее обучение коучингу начнется с 4 октября в World Class University. Оставить заявку можно здесь.

Коучинг пришел из спорта. Один из идеологов системы Тимоти Голви работал инструктором по теннису. Он заметил, что у некоторых спортсменов между лучшими и худшими результатами слишком большая разница при равных способностях и возможностях. Различия напрямую были связаны со способом обучения. Голви обратил внимание, что строгое следование инструкциям тренера не дает подопечным стимула самосовершенствоваться и нести ответственность за результат.

Тимоти Голви

Это наблюдение он выразил в своей знаменитой фразе: «Противник в голове опаснее того, который за теннисной сеткой». Что он сделал? Создал уникальную систему коучинга, которая позволяет спортсмену находить собственные решения и ответы. Метод задавания правильных вопросов активизирует внимание только на нужных для победы моментах.

Результативный метод заинтересовал партнеров Голви по гольфу — крупных бизнесменов и топ-менеджеров. Они убедили его, что инструменты, которые использовал инструктор, могут быть полезны в бизнесе. Ведь ценность метода универсальна. Так Голви стал бизнес-тренером международного уровня — коучем, который помогал в любой сфере гарантированно увеличить результативность.

Почему коучинг?

— Евгений, вы почти пять лет в коучинге, знаете все о системе. Как пришли к этому методу работы с людьми?

— К коучингу я шел долго. Всю жизнь интересовался психологией, особенностями взаимопонимания, взаимоотношений. Коммуникации — вот что всегда меня привлекало. Я много разных тренингов проходил в своей жизни. Но мне их не хватало, я искал что-то еще. Однажды мне посоветовали сходить на коучинг. Я пошел и не пожалел ни на секунду. Это были те самые знания, которые помогли мне удовлетворить внутренние потребности и желание развития и роста. Пройдя обучение, я понял, что это мое, то, что я искал.

— Но в России, к сожалению, далеко не каждый понимает ценность коучинга.

— Все потому что в нашей стране коучинг пока не является законодательно оформленной профессией, нет единых стандартов и требований. Поэтому коучем может назвать себя любой. А значит у людей есть негативный опыт — у тех, кто сталкивался с самозванцами, и положительный опыт — у тех, кому посчастливилось работать с профессионалами и оценить результаты этой работы. Отсюда сочетание востребованности с мифами и стереотипами.

— Какие результаты можно привести в пример?

— Сейчас при таком свободном доступе к информации работать по старым директивным принципам управления уже невозможно. Если есть цель увеличить результативность, то нужно менять стиль управления с руководящего на стиль поддержки. Мы привыкли: «Я сказал, как делать, и ты делаешь». Но эффективнее себя показывает другой посыл: «А как ты сам можешь сделать это лучше». В крупных компаниях такой подход доказал свою эффективность, это действительно рабочая схема. В этом суть коучинга — достичь большего не через принуждение, а через естественную мотивацию получить желаемый результат.

Евгений Ванюков Директор направления Групповые Программы
World Class, автор и преподаватель курса «Коучинг в сфере фитнеса»

— Как же найти коуча, который действительно поможет, а не будет манипулировать?

— Когда я впервые стал изучать возможности этого метода, обнаружил, что большинство крупных компаний, особенно зарубежных, в обязательном порядке привлекают коучей. Но не просто людей, которые так себя называют. А специалистов с определенной сертификацией, которая является гарантией нужных компетенций. Так как в России нет законодательно закрепленных требований к профессии, а спрос на специалистов есть, то безопаснее и эффективнее всего работать с коучем, который имеет лицензию крупных международных федераций. Например, я подтверждал свою квалификацию в Международной Федерации Коучинга (ICF) и имею статус PCC (профессиональный сертифицированный коуч). В федерации предъявляют строгие требования к выдаче лицензии, которую, кстати, могут и отозвать при нарушении стандарта коучинга.

Коучинг в фитнесе

— Коучинг в бизнесе помогает руководителю найти мотивацию к росту и развитию. В фитнесе — те же цели? Отличается ли спортивный коучинг от любого другого?

Коучинг — это универсальные инструменты, которые можно использовать абсолютно в любой сфере. Но со временем каждый коуч находит себя в определенной специализации, которая ему наиболее близка. Так как я всю жизнь в спорте, всю жизнь в фитнесе, мне интересно развивать эту тему именно здесь. Я много работаю с тренерами, понимаю их сильные и слабые стороны и точки роста.

— Вы стоите у истоков развития коучинга в российском фитнесе. Будучи руководителем направления групповых программ, внедряете ли систему непосредственно в сети World Class?

— Я влюбился в коучинг и вижу, насколько он эффективен на примере крупнейших корпораций. Поэтому болею за то, чтобы мои сотрудники не просто механически выполняли то, что им сказали, а развивались сами и развивали компанию. Это особенно важно в нашем бизнесе, так как мы работаем с людьми. А это огромная психологическая нагрузка, постоянное общение, выслушивание. Работа с людьми истощает. Нужно где-то брать энергию. Коучинг дает возможность восстанавливаться психологически, аккумулировать энергию, брать ее изнутри. Запас энергии внутри у нас бесконечен, если правильно найти мотивацию.

Когда я сам все это прочувствовал, понял, что необходимо внедрять коучинг в компанию, если мы хотим, чтобы World Class был лучшим и развивался.Начал с верхушки компании. Проводил обучение для всего руководящего состава, чтобы люди по-новому относились к работе, сотрудникам, процессам.

— Теперь вы обучаете не только «своих» людей, но и всех желающих на курсе «Коучинг в сфере фитнеса» на базе университета профессиональной переподготовки World Class University. Это энерго и времязатратный процесс.

— У нас сеть успешных фитнес-клубов, смежных бизнес-направлений, поэтому цели давно стали глобальнее — развивать российский фитнес, готовить как можно больше продвинутых мощных специалистов своего дела. На курсе акцент идет не на руководителей, а на тренеров. Обладание тренером коучинговых инструментов делает его незаменимым в жизни любого клиента. Он не просто тренирует его с точки зрения развития здоровья, а развивает его внутренний потенциал, снимает психологические нагрузки со своего клиента.

Как коучинг влияет на востребованность и заработок

— Позволяют ли навыки коучинга вырасти тренеру в доходах и расширить клиентскую базу?

— Да, инструменты коучинга позволяют тренеру зарабатывать сразу в нескольких направлениях. Во-первых, как отдельный специалист — фитнес-коуч. В самом обучении есть целый блок: как выходить на рынок в качестве коуча.

Во-вторых, как тренер, который использует инструменты коучинга для привлечения клиентов и их удержания. Чтобы клиент получал настолько ценную услугу, после которой не захочет уйти. Текучка значительно снижается.

В-третьих, руководители в сфере фитнеса используют коучинг для улучшения внутренней атмосферы в команде, для развития своих сотрудников, которых они считали недостаточно активными.

Мы даем все необходимые для работы знания. А человек после курса сам выбирает, как ему лучше использовать новые навыки: как отдельную профессию, как дополнение к основной профессии или оба варианта.

— Мы видим, как «зашел» коучинг в бизнесе, как он меняет процессы к лучшему. А в фитнесе, похоже, только предстоит доказывать силу коучинга.

— Внедрение чего-то нового, пусть даже и эффективного, — сложный процесс, который встречает определенное сопротивление. А ведь коучинг лучше дается именно тренерам. Они каждый день работают с людьми, подсознательно чувствуют важность коммуникации. Обучение раскладывает все по полочкам, системно, структурно с научно подтвержденными данными, с хорошей теорией — это находит мощный отклик у коллег и легко применяется на практике.

Тренеры начинают чувствовать клиентов гораздо лучше, разговаривают с ними на одном языке, находят работающую мотивацию достигать чего-то. Клиенты начинают понимать, зачем конкретно им все это нужно, в чем смысл усилий лично для них. Ведь все знают, как правильно, но не все делают — верно? Мне часто пишут люди еще с первых потоков, благодарят и делятся достижениями. Это дает дополнительные силы двигаться вперед.

Коучинг в персональных тренировках и в работе с группой

— Коучинг — универсальный способ помочь клиенту выбрать путь, который не будет его истощать. Это особенно ценно при индивидуальной работе с клиентом?

— У нас нет привязки к конкретному направлению фитнеса. Существует групповой командный коучинг. Также в персональном тренинге у коучей огромный потенциал для эффективного взаимодействия с клиентом. Метод дает возможность работать не только с физическими качествами клиента, но и с психологическими.

Коуч не рекомендует, не дает советов, не пропускает ситуацию через свое субъективное мнение. Коучинг — это безоценочное пространство. Мы клиента спрашиваем: А ты что хочешь? А сам что чувствуешь? А тебе самому это понравится? Мы не говорим: вот так лучше было бы сделать.

Необходимо, чтобы клиент сам осознавал, что ему отзывается, чтобы шел по пути, который нравится ему, а не коучу. И тогда человек начинает двигаться по жизни с акцентом на ту роль, которую он сам для себя выбрал. И тогда сама жизнь становится позитивной для него. У него нет сопротивления. Никто его не заставлял, он сам это выбрал. В любой момент он может передумать, пойти другим путем, и будет гармоничен с этим выбором. Это работает в любом виде фитнеса, в любой сфере жизни.

В отличие от психотерапии, которая работает с причиной проблем, с прошлым, коучинг работает с точками роста, с мотивацией, с глубинными потребностями и возможностями.

— Подойдет ли курс тренерам, которые не имеют базовых знаний и опыта в психологии?

— Обучение построено таким образом, что любой человек, даже который никогда не интересовался психологией, все поймет, все прочувствует. Помимо теории есть еще и практика — около 60% обучения. Студенты тренируются, проводят друг с другом сессии, обсуждают с методистами детали, получают обратную связь. Начинается все с простых разговоров. К концу обучения практически каждый может проводить по-настоящему крутые глубокие сессии.

Коучинг открывает другой уровень восприятия себя. Всему научу на курсе. Ждем коллег в World Class University. Будет полезно!

Оставь контакты, чтобы задать вопросы и получить консультацию

ОСВОЙ
ФИТНЕС-КОУЧИНГ
ЗА 2 МЕСЯЦА

ОСВОЙ ФИТНЕС-КОУЧИНГ ЗА 2 МЕСЯЦА

  • Курсы спасателей на воде: обучение доврачебной помощи

Будь в курсе!
Не пропусти свежие статьи о фитнесе

Коучинг. Руководство для тренера и менеджера

Коучинг. Руководство для тренера и менеджера

Название: Коучинг. Руководство для тренера и менеджера
Автор: Торп С., Клиффорд Дж.
Язык: Русский
Издательство: Питер
Год: 2004
Страниц: 224
Формат: pdf
Размер: 10.2 Мб

В книге предлагаются доступные утилитарные способы коучинга, какие можно применять без особенной подготовки. Настоящая модель обучения и развития основана на уникальном эксперименте авторов, изображает гибкой и воздушной для использования. Кроме того, представлен денежный утилитарный материал: описание реальных ситуаций коучинга, коротаемого признанными специалистами в данной области; упражнения.

Пособие направлено утилитарным психологам, тренерам, педагогам, специалистам в области обучения и развития персонала, а также менеджерам всех уровней.

Скачать Коучинг. Руководство для тренера и менеджера

Предисловие

Что мы называем коучингом? Откуда возник этот термин?

Сегодня мы становимся свидетелями рождения новой профессии — коучинг в бизнесе и в повседневной жизни. Спортивный термин «коучинг»[1] — т. е. тренировка, подготовка к соревнованиям — всем давно известен, однако сейчас появились новые понятия: коучинг первых лиц, коуч-менеджер, личный коучинг. Все эти названия подразумевают способы, используемые одними людьми для того, чтобы оказывать помощь в профессиональной деятельности другим людям. По иронии, бизнес-коучинг, многое заимствовавший из спортивного коучинга, сейчас ищет новые подходы, которые помогли бы изменить и традиционные методы спортивных тренировок.

Что интересно в процессе становления любой новой профессии, так это отсутствие установившихся определений, принятой практики и ограничений. И те, кто проводит коучинг, и те, с кем коучингом занимаются, возможно, сами не вполне понимают, что именно происходит. Общепринятое представление о различиях между коучингом и родственными ему дисциплинами — управлением, консультированием, руководством и обучением — весьма условно.

На этой ранней стадии становления новой профессии несколько человек просто сами называют себя бизнес-коучами. Поначалу все сводится к визитной карточке и публикации небольшой брошюры. Затем некоторые из этих коучей собираются вместе и решают, что есть коучинг и что коучингом не является. Вскоре у них появляется желание расширить свое влияние и взять на себя право сертифицировать, т. е. выработать критерии профессиональной пригодности, в соответствии с которыми человек либо имеет законное право именоваться коучем, либо нет.

Далее возникает щепетильный вопрос. Кто сертифицирует сами эти сертифицирующие органы? При отсутствии признанных авторитетов люди начинают вести себя необычно и проявлять любознательность. Возможно, именно в такой момент мы наиболее человечны. Однако тут же мы начинаем ощущать неуверенность и бросаемся создавать некий руководящий орган, рискуя утратить при этом изрядную долю нашей человечности. Это отчаянное стремление к созданию руководящих органов можно назвать сомнениями человека в самом процессе эволюции. Но коучинг по своей природе отличается от других профессий. Если следствием коучинга является высокая результативность — выигрыш в игре, достижение успехов в бизнесе или цели всей жизни, то выигрывает не коуч, а отдельный человек или команда, которую он тренирует. Коуч не может забить гол или защитить ворота. Он не может участвовать в гонке, пройти порог в голосовании, получить чистую прибыль или создать какой-либо продукт. Но несмотря на то что коуч не появляется на поле, ему часто платят огромные деньги за то, что он способствует успеху отдельного человека или команды.

Тот факт, что эффективность работы коуча измеряется успехами тех, с кем он или она проводят коучинг, свидетельствует о существенной особенности этой новой профессии. Ведь дело не только в том, что еще не создана общепринятая система знаний, именуемая коучингом. Нередко коуч имеет меньше опыта, чем тот, с кем он работает. Коучу нет необходимости делиться знаниями, советами или даже мудростью: что он должен делать — так это говорить и поступать так, чтобы другие учились или работали как можно лучше.

Итак, профессию коуча можно назвать «непрямой». Вызывать к жизни лучшее в человеке или команде — вот слова, точнее всего определяющие коучинг. В действительности коуч может выжать лучшее лишь из себя самого. Все, что он может сделать, — это говорить, работать, быть рядом и позволять другим откликаться, успешно или не очень. У тех, кого считают хорошими коучами, вероятность увидеть появление значимых результатов больше. Тем не менее все это не особенно поддается объяснению.

Так как же нам определить уровень компетенции, необходимый для того, чтобы помочь другому человеку стать тем, кем он может стать? Я бы предположил, что делать это раньше времени было бы ошибкой: это может осложнить, а не облегчить успешную работу коуча. Единственный, кто может судить о компетентности коуча, — это человек (или команда), с которыми он работает. Они лучше кого бы то ни было знают, какое влияние коуч оказал на обучение, результативность работы и как сумел доставить им удовольствие, которое они получают на рабочем месте или на игровом поле. Что бы там ни говорили о том, что есть коучинг, а что коучингом не является, в конечном итоге только тот, с кем коуч работает, может судить, насколько ценен был для него коучинг.

Это положение естественно согласуется с самой природой коучинга, который среди других форм помощи направлен на то, чтобы поддерживать клиента. Коуч — это человек, который должен помогать вам поверить в себя и доверять себе, а не полагаться на то, что говорят и делают другие. И если коуч просит о доверии, то единственный способ оправдать это доверие — вернуть его сторицей тому, с кем он работает. Единственное право, которое коучу нужно, это право сказать другому человеку: «Поверь в себя».

Цель коучинга — установить более тесную связь с неким внутренним «Я», благодаря чему можно направлять ви́дение, стремиться к высокому результату и находить в себе мудрость не подвергаться при этом воздействию внутреннего «шантажиста», утверждающего свой авторитет на основе внешнего диктата и навязывающего человеку свои правила без его согласия.

Не хочу сказать, что новая профессия не нуждается в контроле. Вовсе нет! Контроль требуется только там, где она вторгается на территорию других дисциплин, где требуется диплом об образовании. Коучинг — не психотерапия. Психотерапией занимаются психологи, которым требуется определенная квалификация. Коучинг — не консалтинг, он не должен вторгаться на принятую территорию этого рода деятельности. Кроме того, коучинг не является ни религиозным, ни духовным наставничеством. Подобные виды деятельности помогают людям, но все они — отдельные, вполне установившиеся виды деятельности, следующие своим правилам.

Коучинг не охватывает широкого поля деятельности, именуемого помощью людям. Если этот род деятельности попробует вторгнуться во владения психотерапии или религиозного либо духовного наставничества, то с этой минуты он автоматически должен подчиняться правилам, установленным в этих владениях.

А до тех пор почему бы не позволить тем, кто может доказать свою способность помогать своим клиентам, самим определять для себя и своих клинтов, что такое коучинг, и работать на этой основе по заключенному контракту? Это даст коучингу возможность вырасти, стать тем, чем он может стать. Не следует при этом позволять неким самозванным авторитетам подавлять зарождающуюся профессию.

Только сам коуч или группа коучей, а также, конечно, линейные менеджеры, применяющие на практике основные навыки коучинга, могут предлагать клиентам свои теоретические и практические наработки, свое определение коучинга и устанавливать те рамки, которые они будут соблюдать. В таком случае клиент будет решать, насколько полезной оказалась оказанная ему тем или иным коучем помощь и стоит ли ему продолжать пользоваться его услугами.

Я пишу это в предисловии, ибо Майлз Дауни в своих размышлениях о коучинге пытается сохранить целостность коучинга как дисциплины, внося ясность и доходчиво объясняя, что понимается под подходом, который он называет «эффективным коучингом». При этом он принципиально противостоит всему тому, что может расширить власть коуча за счет авторитета клиента или группы, с которыми он работает. В своем подходе он остается верным духу и этике коучинга в самом лучшем смысле. И этот подход может принести огромную пользу человеку или команде, с которыми проводят коучинг, а также коучу или линейному менеджеру, которые воспримут его стиль и убеждения. Когда коучинг эффективен, ему не нужны дополнительные подтверждения со стороны третьих лиц.

  • Главная
  • Книги
  • Коучинг: руководство для тренера и менеджера

Описание книги

В книге предлагаются доступные практические способы коучинга, которые можно применять без специальной подготовки. Данная модель обучения и развития основана на уникальном опыте авторов, является гибкой и легкой для использования. Кроме того, представлен богатый практический материал: описание реальных ситуаций коучинга, проводимого признанными специалистами в данной области; упражнения. Пособие адресовано практическим психологам, тренерам, педагогам, специалистам в области обучения и развития пе…

В книге предлагаются доступные практические способы коучинга, которые можно применять без специальной подготовки. Данная модель обучения и развития основана на уникальном опыте авторов, является гибкой и легкой для использования. Кроме того, представлен богатый практический материал: описание реальных ситуаций коучинга, проводимого признанными специалистами в данной области; упражнения. Пособие адресовано практическим психологам, тренерам, педагогам, специалистам в области обучения и развития персонала, а также менеджерам всех уровней Книга «Коучинг: руководство для тренера и менеджера» авторов Джо Клиффорд Фауст, Сильвия Торп оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

  • Просмотров: 76
  • Страниц: 224
  • Рецензий: 0

Информация об издании

  • Переводчики: не указаны
  • Серия:
    не указана
  • ISBN (EAN): 5-94723-705-9
  • Количество страниц: 224
  • Языки: не указаны
  • Возрастное ограничение: не указано
  • Год написания: 2004

Эта книга еще не добавлена в подборки

К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи

КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ

Посмотрите еще

Час тишины. И еще 34 инструмента, которые сохранят ваше время и энергию

Час тишины. И еще 34 инструмента, которые сохранят ваше время и энергию

Эта книга для тех, кому не помешал бы дополнительный день в неделе, чтобы все успевать. Дэвид Хорсагер собрал великолепную коллекцию из 35 простых стратегий, которые позволят любому человеку взять свою жизнь под контроль. Каждый прием можно сразу применять на практике, и в итоге больше успевать как на работе, так и дома, при этом существенно экономить время и силы. Это понятный и эффективный путев…

Другая книга, которой нет. 20 наиболее эффективных инструментов саморазвития

Другая книга, которой нет. 20 наиболее эффективных инструментов саморазвития

Вы держите в руках долгожданное продолжение. «Другая книга, которой нет» — прямой последователь дебютной работы и вторая часть заявленной трилогии. В ней читатель получает «ящик с инструментами» по саморазвитию — 20 наиболее эффективных и многократно апробированных на практике методов личностного роста. Все написано в формате пошагового чек-листа — читай и внедряй. Новая работа Новака — настоящий …

Укрощение амигдалы. И другие инструменты тренировки мозга

Укрощение амигдалы. И другие инструменты тренировки мозга

Проверенные на практике и научно обоснованные рекомендации по ?программированию? мозга для улучшения практически всех аспектов жизни.

Еще не так давно считалось, что мозг, с которым вы родились — это тот же мозг, с которым вы проживете всю жизнь. Сейчас известно, что это не так. Если провести аналогию с компьютерами: мозг — это ?софт?, а не ?железо?, он перепрограммируется и меняется в течение …

Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук

Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук

По статистике, пары, которые устраивают пышные свадьбы, реже разводятся. Почему? Просто состоятельные люди имеют меньше поводов для ссор, чем бедные, да и разводиться им менее выгодно. То есть прямой связи между масштабом вечеринки и вероятностью развода нет, но есть неочевидный третий фактор, который все объясняет. Наша жизнь полна таких скрытых факторов, а наш мозг любит упрощать реальность, …

Быть диктатором. Практическое руководство

Быть диктатором. Практическое руководство

Если бы безудержное стремление к власти не сопровождалось, как часто бывает, большими потрясениями и жертвами, эта книга стала бы просто развлекательным чтением, не более.Но финалы биографий «царей мира» обычно весьма плачевны. И как ни старается тот или иной властолюбец выглядеть богом для своего народа, историки рано или поздно докапываются до правды и выставляют ее на всеобщее обозрение.В жизни…

Всё по полочкам. Как избавиться от беспорядка, даже если у вас нет времени

Всё по полочкам. Как избавиться от беспорядка, даже если у вас нет времени

Думаете, у вас нет времени, чтобы лучше организовать свое пространство? А вот Эрин Доланд точно знает, что оно у вас есть, и если вы последуете ее советам, то обнаружите, что это так. Неважно, справляетесь ли вы с беспорядком за тридцать секунд или посвящаете большое количество времени тщательной уборке каждой комнаты, эта книга расскажет вам о том, как управлять своим временем и вещами максимальн…

Самодисциплина. Развитие личности

Самодисциплина. Развитие личности

Часто ли вы задумываетесь о том, что могли бы сделать, если бы победили свою лень, перестали отвлекаться на раздражители и попусту тратить время? Чтобы перестать жалеть об упущенном времени, научитесь его использовать. В этой книге издательства AB Publishing собраны рецепты, которые действительно помогают развить силу воли и самодисциплину и учат добиваться поставленных целей. Если вы планируете н…

Думай как инженер. Как превращать проблемы в возможности

Думай как инженер. Как превращать проблемы в возможности

Разум человека способен не только дарить чудеса инженерной мысли, но и находить новые способы решения различных проблем повседневной жизни и бизнеса. В этой книге описывается философия инженерного мышления, которая стоит за проектированием решений, основанных на системности, ограничениях и компромиссах.Книга предназначена для всех, кто хочет с помощью системного мышления научиться решать сложные, …

Обновление. Пошаговый план личного развития

Обновление. Пошаговый план личного развития

Эта книга для тех, кто хочет сделать «перезагрузку» своей жизни, найти новую интересную работу или открыть бизнес, достичь больших целей. Брайан Трейси предлагает рассматривать себя как корпорацию, которой нужно управлять и успех которой зависит исключительно от вас. Вопросы и тесты, предложенные автором, помогут понять, чего вы на самом деле хотите от жизни, а рекомендации – поставить цели и план…

Handmade. Придумай и сделай бизнес своими руками

Handmade. Придумай и сделай бизнес своими руками

Готовы ли вы сделать из хобби дело своей жизни и зарабатывать, занимаясь любимым творчеством? Автор бестселлеров о handmade-бизнесе Кари Чапин уверена — вы готовы! В своей книге Кэри рассматривает все основные вопросы, связанные с трансформацией хобби в успешный бизнес — от бизнес-планирования, тайм-менеджмента и распространения продукции до расширения производства, поиска финансирования и реше…

скачать книгу бесплатно

Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей
Майлз Дауни

В бизнесе коуч – это человек, который, как и в спорте, должен помочь нам мобилизовать наши ресурсы для достижения поставленной цели. Заставить каждого сотрудника поверить в свои силы, выйти на пик своих возможностей и таким образом вывести организацию на качественно новый уровень – основные задачи профессионального бизнес-тренера.

Достичь результатов в бизнесе путем обучения и развития сотрудников в процессе работы гораздо более ценно как для самих сотрудников, так и для менеджеров, коуча и всей организации: именно способность к обучению – залог выживания организации. Разработанная автором концепция недирективного коучинга с успехом используется сегодня во многих компаниях мира.

«Эффективный коучинг» – книга об инновационных подходах к использованию коучинга в бизнесе и организационном развитии в контексте конкретных рабочих ситуаций. Майлз Дауни, основатель Лондонской школы коучинга и ее директор по учебной работе, дает читателю целый набор эффективных инструментов для успешной управленческой работы.

Майлз Дауни

Эффективный коучинг. Уроки коуча коучей

COPYRIGHT © 2003 by Myles Downey

Foreword © 2003 by W. Timothy Gallwey

© Издательство «Добрая книга», 2008 – перевод

От автора

Многие люди способствовали тому, что я сумел написать эту книгу. Это коучи, наставники, учителя, коллеги, которые помогали мне учиться на протяжении более двух десятков лет, а также те, с кем я вел занятия коучингом или готовил к профессии коуча. Особо хотелось бы поблагодарить Алана Файна, Грэхема Александера, сэра Джона Уитмора, Сюзи Морелл, Бена Кэннона, Кэролайн Хэррис, Чарльза Шерно, Криса Моргана, Тони Моргана и Филипа Голдмана. Со времени первого издания я научился очень многому, надеюсь, моя книга это покажет, и каждый из моих коллег по Школе коучинга внес в это значительный вклад: Джейн Мейлер, Чарльз Брук, Джудит Ферман, Шеридан Магуайр, Энн Скоулар, доктор Майк Тернер, Тревор Уолдок и Дэвид Уэбстер. Кроме того, я выражаю признательность Барри Сэрноу и Наоне Бичер-Мур за личную и профессиональную поддержку. Спасибо Клиффу Кимберу за то, что он прочитал первый вариант книги, за все его советы, предложения и поддержку. Хотелось бы также поблагодарить Дэвида Уилсона из издательства TEXERE за его чуткое отношение к моему материалу, за умение перевести его в практическое русло, которое помогло мне сделать книгу еще лучше. И наконец, я благодарю Тима Гэллуэя за то, что он написал свою «Внутреннюю Игру в теннис» – книгу, открывшую для меня новый мир.

    Майлз Дауни

Предисловие

Что мы называем коучингом? Откуда возник этот термин?

Сегодня мы становимся свидетелями рождения новой профессии – коучинг в бизнесе и в повседневной жизни. Спортивный термин «коучинг»[1 — Coach (англ.) – тренер, инструктор. – Прим. пер.] – т. е. тренировка, подготовка к соревнованиям – всем давно известен, однако сейчас появились новые понятия: коучинг первых лиц, коуч-менеджер, личный коучинг. Все эти названия подразумевают способы, используемые одними людьми для того, чтобы оказывать помощь в профессиональной деятельности другим людям. По иронии, бизнес-коучинг, многое заимствовавший из спортивного коучинга, сейчас ищет новые подходы, которые помогли бы изменить и традиционные методы спортивных тренировок.

Что интересно в процессе становления любой новой профессии, так это отсутствие установившихся определений, принятой практики и ограничений. И те, кто проводит коучинг, и те, с кем коучингом занимаются, возможно, сами не вполне понимают, что именно происходит. Общепринятое представление о различиях между коучингом и родственными ему дисциплинами – управлением, консультированием, руководством и обучением – весьма условно.

На этой ранней стадии становления новой профессии несколько человек просто сами называют себя бизнес-коучами. Поначалу все сводится к визитной карточке и публикации небольшой брошюры. Затем некоторые из этих коучей собираются вместе и решают, что есть коучинг и что коучингом не является. Вскоре у них появляется желание расширить свое влияние и взять на себя право сертифицировать, т. е. выработать критерии профессиональной пригодности, в соответствии с которыми человек либо имеет законное право именоваться коучем, либо нет.

Далее возникает щепетильный вопрос. Кто сертифицирует сами эти сертифицирующие органы? При отсутствии признанных авторитетов люди начинают вести себя необычно и проявлять любознательность. Возможно, именно в такой момент мы наиболее человечны. Однако тут же мы начинаем ощущать неуверенность и бросаемся создавать некий руководящий орган, рискуя утратить при этом изрядную долю нашей человечности. Это отчаянное стремление к созданию руководящих органов можно назвать сомнениями человека в самом процессе эволюции. Но коучинг по своей природе отличается от других профессий. Если следствием коучинга является высокая результативность – выигрыш в игре, достижение успехов в бизнесе или цели всей жизни, то выигрывает не коуч, а отдельный человек или команда, которую он тренирует. Коуч не может забить гол или защитить ворота. Он не может участвовать в гонке, пройти порог в голосовании, получить чистую прибыль или создать какой-либо продукт. Но несмотря на то что коуч не появляется на поле, ему часто платят огромные деньги за то, что он способствует успеху отдельного человека или команды.

Тот факт, что эффективность работы коуча измеряется успехами тех, с кем он или она проводят коучинг, свидетельствует о существенной особенности этой новой профессии. Ведь дело не только в том, что еще не создана общепринятая система знаний, именуемая коучингом. Нередко коуч имеет меньше опыта, чем тот, с кем он работает. Коучу нет необходимости делиться знаниями, советами или даже мудростью: что он должен делать – так это говорить и поступать так, чтобы другие учились или работали как можно лучше.

Итак, профессию коуча можно назвать «непрямой». Вызывать к жизни лучшее в человеке или команде – вот слова, точнее всего определяющие коучинг. В действительности коуч может выжать лучшее лишь из себя самого. Все, что он может сделать, – это говорить, работать, быть рядом и позволять другим откликаться, успешно или не очень. У тех, кого считают хорошими коучами, вероятность увидеть появление значимых результатов больше. Тем не менее все это не особенно поддается объяснению.

Так как же нам определить уровень компетенции, необходимый для того, чтобы помочь другому человеку стать тем, кем он может стать? Я бы предположил, что делать это раньше времени было бы ошибкой: это может осложнить, а не облегчить успешную работу коуча. Единственный, кто может судить о компетентности коуча, – это человек (или команда), с которыми он работает. Они лучше кого бы то ни было знают, какое влияние коуч оказал на обучение, результативность работы и как сумел доставить им удовольствие, которое они получают на рабочем месте или на игровом поле. Что бы там ни говорили о том, что есть коучинг, а что коучингом не является, в конечном итоге только тот, с кем коуч работает, может судить, насколько ценен был для него коучинг.

Это положение естественно согласуется с самой природой коучинга, который среди других форм помощи направлен на то, чтобы поддерживать клиента. Коуч – это человек, который должен помогать вам поверить в себя и доверять себе, а не полагаться на то, что говорят и делают другие. И если коуч просит о доверии, то единственный способ оправдать это доверие – вернуть его сторицей тому, с кем он работает. Единственное право, которое коучу нужно, это право сказать другому человеку: «Поверь в себя».

Цель коучинга – установить более тесную связь с неким внутренним «Я», благодаря чему можно направлять ви?дение, стремиться к высокому результату и находить в себе мудрость не подвергаться при этом воздействию внутреннего «шантажиста», утверждающего свой авторитет на основе внешнего диктата и навязывающего человеку свои правила без его согласия.

Не хочу сказать, что новая профессия не нуждается в контроле. Вовсе нет! Контроль требуется только там, где она вторгается на территорию других дисциплин, где требуется диплом об образовании. Коучинг – не психотерапия. Психотерапией занимаются психологи, которым требуется определенная квалификация. Коучинг – не консалтинг, он не должен вторгаться на принятую территорию этого рода деятельности. Кроме того, коучинг не является ни религиозным, ни духовным наставничеством. Подобные виды деятельности помогают людям, но все они – отдельные, вполне установившиеся виды деятельности, следующие своим правилам.

Коучинг не охватывает широкого поля деятельности, именуемого помощью людям. Если этот род деятельности попробует вторгнуться во владения психотерапии или религиозного либо духовного наставничества, то с этой минуты он автоматически должен подчиняться правилам, установленным в этих владениях.

А до тех пор почему бы не позволить тем, кто может доказать свою способность помогать своим клиентам, самим определять для себя и своих клинтов, что такое коучинг, и работать на этой основе по заключенному контракту? Это даст коучингу возможность вырасти, стать тем, чем он может стать. Не следует при этом позволять неким самозванным авторитетам подавлять зарождающуюся профессию.

Только сам коуч или группа коучей, а также, конечно, линейные менеджеры, применяющие на практике основные навыки коучинга, могут предлагать клиентам свои теоретические и практические наработки, свое определение коучинга и устанавливать те рамки, которые они будут соблюдать. В таком случае клиент будет решать, насколько полезной оказалась оказанная ему тем или иным коучем помощь и стоит ли ему продолжать пользоваться его услугами.

Я пишу это в предисловии, ибо Майлз Дауни в своих размышлениях о коучинге пытается сохранить целостность коучинга как дисциплины, внося ясность и доходчиво объясняя, что понимается под подходом, который он называет «эффективным коучингом». При этом он принципиально противостоит всему тому, что может расширить власть коуча за счет авторитета клиента или группы, с которыми он работает. В своем подходе он остается верным духу и этике коучинга в самом лучшем смысле. И этот подход может принести огромную пользу человеку или команде, с которыми проводят коучинг, а также коучу или линейному менеджеру, которые воспримут его стиль и убеждения. Когда коучинг эффективен, ему не нужны дополнительные подтверждения со стороны третьих лиц.

    У. Тимоти Гэллуэй

Введение

Зачем переписывать книгу, которая была прекрасно принята читателем и продолжает хорошо продаваться? Для этого есть много причин. Истина, однако, проста и сводится к следующему: я считаю коучинг очень важным делом. Поэтому я твердо намерен написать самую лучшую книгу, какую только смогу. Это означает, что я собираюсь исправить ошибки, имеющиеся в первом издании, включить свежие мысли и обобщить опыт, приобретенный мною со времени первой публикации. Таким образом, новое издание станет обобщением проведенных исследований и уроков, а также открытий, сделанных мною за те двадцать лет, которые я занимаюсь коучингом и обучаю ему.

Позвольте мне объяснить, почему я считаю коучинг столь важным делом. Коучинг может привнести в работу все самое лучшее, что свойственно человеку. Это исключительно важно, поскольку многое из того, что мы делаем на рабочем месте и вне его, в конечном итоге вытравливает из человека все человеческое. Вечная погоня за эффектом (заметьте, именно эффектом, а не за эффективностью), реструктуризацией, реинжинирингом и другими далеко идущими целями, напрасная растрата человеческих ресурсов – все это истощает дух, энергию и творческие способности человека, обедняя и его самого, и организацию, в которой он работает. Несмотря на это, если мы воспользуемся возможностями, которые предоставляются нам сейчас, мы увидим, что находимся на грани осознания того факта, что дать человеку свободу на рабочем месте и вне его – исключительное преимущество. Когда человек со всем своим потенциалом – назовем хотя бы ум, творческие способности, воображение, способность чувствовать и прагматизм – освобожден от гнета страха и сомнений и имеет возможность самовыражения, то от него можно ожидать потрясающих результатов. Идеализм, скажете вы? Надеюсь, что так. Но это также результат многолетних наблюдений. Все просто: люди работают лучше, производительнее, эффективнее и с большей творческой отдачей, когда о них заботятся. А забота подразумевает и сложные беседы. Прагматизм, скажете вы? Да, я и на это надеюсь. Возможно добиться и продуктивности, и выполнения цели – одно питает и поддерживает другое. Коучинг может мобилизовать все ресурсы человека на благо как самого сотрудника, так и всей организации в целом.

Намереваясь написать и переписать эту книгу, я преследовал цель представить комплексное введение в коучинг на рабочем месте. Чтобы этого добиться, я построил книгу так, что повествование в ней движется от обсуждения того, что собой представляет коучинг, и в особенности эффективный коучинг, к представлению ключевых моделей, использующихся в коучинге, и описанию базовых навыков и умений. Таким образом, принцип построения книги – от общего к частному: сначала дается характеристика коучинга, а затем конкретные случаи его применения. Например, каким образом коучинг используется на рабочем месте? С чего начинать? Как проводить коучинг с командой? В последней главе книги достаточно подробно говорится о необходимости рассматривать любое внедрение коучинга в его контексте: например, насколько коучинг отдельного сотрудника отвечает нуждам организации, в которой он работает. В конце книги приводятся приложения. Они содержат информацию, которая напрямую не вписывается в общую структуру книги, однако сама по себе является важной. Цель этой книги сугубо практическая. Она затрагивает реальные повсе-дневные проблемы. В книге приводится множество историй и разговоров, которые знакомы каждому человеку, работающему в какой-либо организации. Главная цель – продемонстрировать на самых доступных примерах, как коучинг может быть эффективным. Надеюсь, эта книга покажет линейным менеджерам, что коучинг не является дополнительной ответственностью или тяжкой работой, а составной частью своих прямых обязанностей.

Поскольку книга посвящена коучингу на рабочем месте, она рассчитана на аудиторию трех основных категорий: линейных менеджеров, профессиональных коучей и людей, выступающих проводниками изменений, например, специалистов по работе с персоналом. Для профессиональных коучей и специалистов по изменениям коучинг является либо основной деятельностью, либо составляет значительную ее часть, поэтому не требуется пояснений, зачем им может пригодиться эта книга. Линейные менеджеры, будь то управленцы самого высокого звена или супервайзеры в магазине, не всегда осознают, что коучинг является частью их роли, либо не понимают, как его применять. Я же считаю, что коучинг – важнейшая система навыков и умений, которыми линейный менеджер просто обязан владеть, чтобы работать, творчески. В дальнейшем я развиваю эту идею в своей книге. Многие линейные менеджеры уже пришли к пониманию того, что типичные принципы управления подчиненными, такие как «командуй и контролируй», не только не отвечают нуждам организаций, в которых они работают (т. е. сотрудники работают недостаточно эффективно), но и не дают возможности раскрыть лучшее в своих коллегах. Коучинг, даже проводимый на обычном среднем уровне, в сочетании с эффективным управлением и руководством во многом помогает решить эту проблему.

Опыт первого издания показывает, что изложенные там идеи может применять любой человек, имеющий чувство ответственности или желание помочь другим учиться и работать с наибольшей отдачей. Таким образом, читательская аудитория расширяется и может включать в себя консультантов, учителей, родителей, спортивных тренеров и многих других. Основная цель книги, как я уже сказал, – комплексное введение в коучинг. Другая цель, достичь которую значительно сложнее, – намерение вдохновить людей на использование возможностей, которые предоставляются им каждый день, не упускать из виду даже случайные разговоры в коридоре или просьбу помочь с домашним заданием, а также умение применять изложенные здесь навыки, чтобы помочь другим изменить их жизнь. Ибо вся жизнь в целом, а не одна только работа, может быть и должна быть продуктивной, приносить удовлетворение и радость.

Я внес значительные изменения в новую версию книги. Структура ее полностью переделана, причем так, что пришлось переписывать чуть ли не каждую страницу. Появилась новая информация, а вместе с ней – новые модели и новое понимание. Наиболее существенным дополнением я считаю главу 11 «Коучинг в контексте организации». Позвольте объяснить: в теории и практике коучинга есть тенденция рассматривать человека, с которым проводят коучинг, в изоляции и работать с его стремлениями и ожиданиями в отрыве от контекста, в котором он существует. Примером такого подхода может служить привычка, распространенная среди коучей, рассматривать такого человека как клиента и подчеркивать, что коучинг – чисто конфиденциальное дело. Во-первых, если коучу платит организация, она и является клиентом. Во-вторых, организация должна иметь гарантии, что отдача от коучинга пойдет ей на пользу. Это означает, что представитель организации должен иметь возможность некоторого контроля за процессом коучинга и влиять на то, какие цели ставятся для коучинга, так что в этом смысле коучинг уже не может быть полностью конфиденциальным. Новая глава преследует цель предоставить средства для ви?дения и понимания проблем организации, где работает человек, с которым проводят коучинг. Это помогает человеку понять, как именно его действия или любые перемены, которые он может осуществить, способствуют или не способствуют достижению главных целей, поставленных организацией. Что еще более важно, это означает, что такие элементы, которые могут привести человека к поражению, как например, особенности культуры организации, конфликты стратегических интересов, интриги, могут быть учтены и к ним можно подготовиться.

В книге есть термины, которые я употребляю намеренно. Вы, возможно, уже обратили внимание, что я старательно применяю термин «линейный менеджер», хотя здесь вполне подошло бы и просто слово «менеджер». Я пользуюсь этим термином по двум причинам. Во-первых, и это будет показано ниже, роль линейного менеджера состоит из трех компонентов: руководство, управление и коучинг. Назвать человека, выполняющего эту роль, просто менеджером, значило бы уменьшить его роль, отвлечь внимание от того, что она в себя включает. Во-вторых, я хочу, чтобы этот термин охватывал в организации всех, у кого есть прямые подчиненные, т. е. тех, в чьи обязанности входит руководство, управление и коучинг других сотрудников, начиная с директоров и заканчивая супервайзерами. Если использовать термин «менеджер», может сложиться впечатление, что только некоторые представители среднего управленческого звена нуждаются в коуче.

В той части, где дается общая характеристика коучинга, я иногда прибегаю к термину «игрок», имея в виду реципиента коучинга. Более распространенное слово – «тренируемый», но оно слишком громоздкое и, кроме того, отводит игроку пассивную, вторичную роль, представляя его как объект коучинга. Слово «игрок» дает реципиенту определенный приоритет и признает тот факт, что именно ему предстоит действовать и воплощать все то, что прояснялось в процессе коучинга. И наконец, последняя причина: мне нравится мысль о том, что люди могут подходить к работе с позитивным и творческим настроем, а в некоторых случаях даже с оттенком игривости.

Вы, должно быть, также заметите, что я упоминаю выражение Внутренняя Игра – термин, используемый Тимом Гэллуэем для описания своих книг и своего интеллектуального капитала. Когда я обращаюсь к его книге – например, упоминаю его модель или определение, я всегда пишу их с заглавной буквы, подчеркивая его авторство. Когда же потом я описываю, как внутренняя игра работает в коучинге, это уже полностью мое понимание и толкование. Мне бы не хотелось, чтобы те, кто прочитает эти разделы книги, считали, что теперь они поняли Внутреннюю Игру так, как понимает ее Гэллуэй, либо думали, что это официальная версия внутренней игры в коучинге.

Надеюсь, вы получите удовольствие от книги и сможете легко воплотить ее идеи в жизнь.

Глава 1

Один разговор

– Генри! Как у тебя дела?

– Сам не знаю!

– Что ты хочешь этим сказать?

– Видишь ли, я живу на автопилоте. Спал за неделю от силы часов семнадцать.

Надеюсь, читатель, вы поняли, что мы находимся около аппарата с водой на четвертом этаже офиса фирмы Brand plc.

– Ничего себе! Почему?

– Зачем тебе это знать?

– А ты попробуй рассказать.

– Сколько у тебя времени?

– Серьезно? Сейчас примерно полчаса, но, если нужно, у меня будет еще час времени к концу рабочего дня, после половины пятого.

– В общем, наверно, надо бы поговорить. Пойдем, вон там можно сесть.

– Отлично, только налью себе стакан воды… Ну, так что же случилось?

– Понимаешь, у меня такое ощущение, что я работаю на износ и совершенно впустую.

Возникает пауза. Мелани молчит, и Генри продолжает:

– Ты ведь знаешь, что я должен разработать предложение для государственного сектора?

– Конечно. Мы уже прежде над этим работали.

– С тех пор все осложнилось.

– Каким образом?

– Начать с того, что люди, с которыми я работаю, – просто кучка придурков. Ничего не делают из того, что я им говорю, а если и делают, то так безобразно, что приходится самому все переделывать. Так что команда у меня – хуже не придумаешь. Ребята из финансового отдела хоть и медлительные, как черепахи, но делают то, что надо.

– А еще что?

– Еще? А этого разве недостаточно?

– Ну, ты сказал: «Начать с того»…

– Нет, это, конечно, не все. Мы с самого начала наметили расходы и проверили свои расчеты на нескольких потенциальных клиентах. Но мы, разумеется, не могли предусмотреть, что правительство прекратит финансирование из центра и потребует, чтобы департаменты финансировали нас из собственного бюджета.

– А департаментам это все еще нужно?

– Больше, чем когда-либо, насколько мы можем судить. Они просто получили меньше денег.

– Что еще?

– Ну-у… Извини. Стресс. Главная трудность в том, что Стив, наш замечательный шеф, дышит нам в спину – мне в основном – и требует одного, а Джереми из маркетингового отдела – совсем другого, причем с не меньшей настойчивостью.

– А еще что?

Генри качает головой. Ничего.

– Тогда, насколько я поняла, существуют три проблемы: дееспособность команды, задействованной в проекте, изменение финансовой схемы и противоречивые потребности наших двух друзей – Стива и Джереми.

– Вот именно. Хотя, что касается третьего пункта, то тут проблема не только в их «потребностях», как ты выразилась, но и в том, что они на меня давят.

– Хорошо. Пусть будет четыре пункта, включая давление. О чем тебе интереснее всего поговорить в первую очередь?

– О том, как разобраться с этой сладкой парочкой.

– Со Стивом и Джереми? Ты уверен?

– В общем, да.

– Если помнишь, обратная связь с твоей командой в последнем «опросе 360 градусов»[2 — «Опрос 360 градусов» – социометрическое исследование методом опроса сотрудников организации на различных уровнях, дающее развернутое представление о восприятии ее руководителей и сложных ситуаций. – Прим. пер.] наводит на мысль, что ты слишком их контролируешь и не хочешь никому передавать свои полномочия. Вот я и думаю, может быть, дело в этом?

– Что ж, верно. По-моему, со времени нашего последнего разговора я стал лучше с этим справляться – по крайней мере, пока этот проект не превратился в полную глупость. Но мне действительно кажется, что сначала надо разобраться со Стивом и Джереми. Если они дадут нам работать спокойно, все остальное мы сможем решить.

– Хорошо, тогда рассказывай, что там у тебя с ними.

– Ну, ты знаешь, как мы сидим – весь офис как на ладони. Стиву и Джереми, чтобы попасть в свои кабинеты, надо пройти через мой отдел, поэтому они вечно «заглядывают». Уже одно это плохо, но ведь они еще оба требуют разного. Стив желает, чтобы мы предельно урезали проект – так он сможет показать начальству, какой он мастер экономить. Джереми хочет, чтобы мы разрядили проект в павлиньи перья – он считает, что так его легче будет продать, а он сможет показать начальству, какой он мастер сбывать нашу продукцию на самых разных рынках. И оба трясут меня – да и всю команду, а требования у них при этом взаимоисключающие. А поскольку один из них, вероятно, станет начальником подразделения, ни того ни другого мне расстраивать не хочется.

– И как же ты справляешься?

– Да просто соглашаюсь и с тем и с другим – авось не заметят. Только постоянно приходится изворачиваться, как угрю.

– В каком смысле?

– Я изо всех сил стараюсь угадать, что им надо, – разумеется, с учетом имеющейся информации, а потом несу отчет – непременно каждому в отдельности, чтобы можно было говорить о том, что отвечает их требованиям, скрывая при этом то, что не отвечает. Это страшно изматывает.

Генри начинает хохотать.

– Ты что?

– Представляешь, они ведь ничего не замечают. Слишком заняты интригами, чтобы вдаваться в подробности проекта.

– И что ты можешь сделать? Какой у тебя выбор?

– Если бы у меня был выбор…

– Господи, Генри, перестань быть таким сварливым!

– Извини. Это все стресс.

– Скажи, а как, по-твоему, все это происходило бы в идеальном мире?

– Там был бы четкий набор целей, согласованных со всеми участниками. Звучит несколько патетически, но ведь цели-то уже намечены. Вот только Стив и Джереми в них не разобрались, а теперь используют тот факт, что изменилось финансирование, чтобы склонить дело на свою сторону.

– Ну и что же тебе следует делать?

– Мне нужен новый список целей, который соответствовал бы нынешней ситуации и с которым все были бы согласны.

– Как этого можно добиться?

– Наверное, собрать что-то вроде совещания… Хотя сначала надо заставить маркетинговый отдел закончить обзор, а финансовый – рассчитать все варианты…

– Ну и что ты думаешь?

– Я уже сказал, что верчусь, как угорь, но это в корне неправильный подход.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Братский алюминиевый завод руководство
  • Нейрографика принципы рисования с чего начать бесплатно пошаговая инструкция
  • Напольные весы скарлет sc 216 инструкция на русском
  • Менеджер по работе с документами должностная инструкция
  • Bmw system 7 инструкция на русском