Консультация для воспитателей руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 «Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей»

Подготовила: Сударская Н.В.,

музыкальный руководитель

МБДОУ №11

Важная задача музыкального воспитания — сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Способные к музыке дети, как известно, по собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой: слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т.д.

От самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не музыкальную, а игровую деятельность: они играют в «концерт». Разумеется, в этой игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является необходимым условием воспитательного эффекта данной  деятельности.

Источники самостоятельной музыкальной деятельности

Источником самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок живет в мире музыки. Он с детства  слушает радио, магнитофон,  смотрит телевизор. Музыка входит  в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным  источником его  самостоятельной деятельности являются музыкальные  занятия.                                                                                                                                                        

Немаловажное место принадлежит праздникам и развлечениям,  которые надолго  запечатлеваются в памяти детей, и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.

Разнообразны ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение в кругу семьи и т.д.

Виды самостоятельной музыкальной деятельности

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования.                                            

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и концерты, основанные на  опыте,   приобретенном детьми на занятиях. Играя в музыкальное занятие, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей-«артистов», для своих товарищей-«зрителей». Одним из вариантов игры можно назвать оркестр.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения.

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ. В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку.

Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на  занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия,  способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятия. Прежде всего это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки, которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх, на прогулках.

Помимо занятий, определенное влияние оказывает участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр,  плясок,  инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее отдалённом месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребёнка в семье.

Разумеется, на детей влияют не только детские музыкальные передачи,  они охватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация,  перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль воспитателя и музыкального руководителя

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие в музицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью детей — это его участие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: »Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает кассету, — Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в  оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить  интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «наблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности детей отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми,  знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью детей в разных возрастных группах

Для детей второй младшей и средней групп особое значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, поскольку многие по собственной инициативе музыкой, как правило, не занимаются. Воспитатель должен всячески поощрять инициативу детей, даже в том случае, когда их деятельность весьма несовершенна. На первых порах это самое главное. Вместе с тем, нельзя упускать из виду собственно руководство их деятельностью, прежде всего устранение недочетов. Воспитатель не должен проходить мимо, например, фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам. Однако замечания следует делать так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Нельзя противопоставлять одного ребенка другому. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги, которые произошли в исполнении ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера, а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Для того, чтобы поощрить слушание музыки воспитателю нужно провести беседу в группе, выяснить, какую музыку дети слушают дома, порекомендовать им этот вид деятельности.

Велико значение помощи воспитателя при коллективных действиях
детей, например, в процессе музыкально-дидактических игр. Это объясняется тем, что организовать свою
 деятельность дети не могут и для их действий характерна дисгармония, которая иногда переходит в конфликты: кое-кто нарушает  правила  игры, кто-то недоволен своей ролью, а некоторые хотят в это время играть громко на барабане, расстраивая всю игру. Поэтому вначале воспитатель должен брать на себя функцию организатора и контролера. Только к концу года можно постепенно передавать функции организатора отдельным детям.

Важно, чтобы дети не мешали друг другу. Нужно приучить их играть и петь не очень громко, мотивируя эти тем, что, во-первых, громко петь не очень красиво, а во-вторых, нельзя мешать другим.

В старшей группе,   поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности,  следует учитывать, что к этому времени у них появляется интерес к ее отдельным видам.  Поэтому  здесь следует стимулировать детей к конкретному виду деятельности,  например,   пению, игре на музыкальных инструментах и т, д. многие дети чувствуют себя недостаточно уверенно. Потому нужно планировать индивидуальную работу, например, пение без сопровождения. Получив одобрительную оценку воспитателя, дети почувствуют себя уверенно, с желанием будут петь по собственной инициативе.

Учитывая то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, воспитатель должен следить за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию. В тех случаях, когда ребенку трудно воспроизвести мелодию, воспитателю надо пропеть ее несколько раз правильно. В процессе ритмики нужно не только поощрять танцы по собственной инициативе детей,  но и фиксировать эстетическую привлекательность движений. Важно, чтобы дети не копировали механически движения воспитателя или других детей.

В этом возрасте следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно стимулировать их поиски. Например, воспитатель предлагает: «Сегодня день рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок (спеть, станцевать и т.п.)». Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани, который пришел к нам в детский сад после болезни» и т.д.

При руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной группы следует учитывать неравномерность развития отдельных форм музыкальной деятельности и появление вследствие этого некоторых противоречий. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает развитие певческих возможностей детей. Большинство детей охотно занимается самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней участия. По всей видимости, это результат характерологических особенностей детей: робкий ребенок возможно и хочет спеть или станцевать, но стесняется. Такое чаще всего наблюдается, в тех случаях, когда первые попытки не были одобрены или вызвали насмешки у сверстников. К этой группе детей нужно проявлять повышенное внимание, всячески поощрять их не очень умелые действия.

Иной подход нужен к детям, которые добились успехов и несколько преувеличивают свои возможности, относятся свысока к сверстникам, чувствуя себя лидерами. Таким детям предлагают более сложные задания, требующие значительных усилий. В ряде случаев целесообразно даже ограничить активность этих детей. Здесь особенно важен психологический подход, учет индивидуальных особенностей.

В руководстве  пением детей особое внимание следует обратить на чистоту пения без сопровождения. Важно предостеречь детей от слепого копирования сложных песен, что может отрицательно повлиять на развитие детского голоса.

Воспитатель должен предварительно планировать и создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он должен быть соучастником этой деятельности, побуждать детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести викторину — кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник» и т.д.

В развитии самостоятельной музыкальной деятельности первостепенное значение имеет качество  проведения занятий.  Очень важен метод показа воспитателя, способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять арсенал педагогических средств. Творческие задания, побуждение к самостоятельным действиям на занятиях, анализ действий и коррегирование с одной стороны, и развитие инициативы, уверенности детей в своих силах — с другой, а также тесный контакт с родителями, их помощь в организации музыкальной среды – таковы важнейшие предпосылки формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Консультация «Самостоятельная музыкальная деятельность как форма организации музыкального воспитания в ДОУ»

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей — деятельность по инициативе самих детей.

Самостоятельная деятельность детей ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах.

Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.

Ветлугина определила формы проявления самостоятельной музыкальной деятельности детей:

— сюжетно-ролевые игры (напевание);

— самообучающие упражнения (один ребенок показывает другому как надо играть на музыкальных инструментах);

— в виде художественной самодеятельности, когда дети демонстрируют свои умения в исполнении знакомых попевочек.

В самостоятельной деятельности качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некоторой степени могут быть показателем работы музыкального руководителя на занятиях.

К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:

— музыкальные занятия;

— праздники и вечера развлечений;

— театральные постановки и концерты;

— телевидение, видео, мультфильмы;

— окружение (семья).

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Но подобное про исходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками.

И, конечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь — руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).

Руководство педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, также является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка.

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях необходимо приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь и т. д.

Создание определенной материальной среды — «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Структура самостоятельной деятельности (по Н.А. Ветлугиной):

1.Возникновение художественного замысла, продиктованного мотивами и художественным опытом ребенка. На этом этапе осуществляется выбор вида деятельности, привлечение участников, распределение ролей, подготовка материалов.

2.Самостоятельные действия по реализации замысла, определяемые уровнем владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.

3.Совершенствование и коррекция замысла и способов реализации.

4.Формы самостоятельной музыкальной деятельности. Факторы, влияющие на ее возникновение и протекание.

Для самостоятельного музицирования дети используют различные виды музыкальной деятельности.

Музыкальные игры и танцы имеют наибольшие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно- ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальное занятие» и «концерт», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на музыкальных занятиях.

Играя в «музыкальное занятие», дети распределяют между собой роли взрослых: музыкального руководителя, воспитателя. В процессе игры копируют не только поведение и интонации взрослых, но и структуру самого занятия.

«Музыкальное занятие» в детской игре может иметь и более сложную форму, объединяя несколько видов музыкальной деятельности.

В игре «Концерт» дети организуют чередование различных «номеров» , исполняемых группой детей – «артистов», для своих друзей, играющих роль «зрителей». Здесь непременно участие ребёнка – «ведущего».

Ещё одним из вариантов музыкальной игры детей можно назвать «оркестр». Выбирается «Дирижёр», назначаются «Оркестранты» и дети выбирают несложную мелодию, исполняя её, они беспрекословно подчиняются управлению «Дирижёра».

Очень значимыми для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сами сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

В других сюжетно – ролевых играх они используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад» дети просят воспитателя поставить «Марш», который звучал на празднике, посвящённом «Дню Победы» или «Дню защитника Отечества». Или девочки, укладывая кукол спать, поют им колыбельные.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Угадай, на чём играю?», «Узнай песню по картинке» и другие. Например в игре «Два барабана» один ребёнок отстукивает ритмический рисунок, а второй должен точно его воспроизвести на другом барабане или выложить на фланелеграф.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на различных детских музыкальных инструментах, исполняя разученные на музыкальных занятиях попевки, песенки, услышанные где-то мелодии, или сочиняют свои. Интересно у старших дошкольников проходят инсценировки с использованием музыкальных инструментов. Инструменты в этом случае характеризуют какого-то персонажа или говорят за него. Музыкальные инструменты дети могут использовать индивидуально, объединяясь по 2-3 человека или, по своей инициативе, объединяется в оркестр вся группа.

Так же в самостоятельной практике детей может иметь место и слушанье. Когда воспитатель, по просьбе детей, ставит кассету или диск, и вся группа слушает вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Форма протекания самостоятельной музыкально-игровой деятельности ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении — например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально-игровую сценку, т.е. они ищут свои варианты и способы действия.

Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:
а) сюжетно-ролевые игры;
б) игра-импровизирование на детских музыкальных инструментах;
в) песенные и танцевальные импровизации;
г) театрализованные представления импровизационного характера.
Однако в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:

а) игра с пением;
б) музыкально-дидактические игры, дополненные собственными вариантами;
в) сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры-сказки, истории, концерт и прочее);
г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра);

д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
е) импровизированные ансамбли и оркестры.

Наличие богатой по содержанию и формам ее организации самостоятельной музыкально-игровой деятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития детей, о наличии глубоких внутренних переживаний и способности актуализировать их в своем опыте. Самостоятельность ребенка, характер его музыкальных интересов, потребностей, предпочтений является показателем личностного отношения к тому, что он усваивает в процессе музыкального опыта. Весь комплекс характеристик самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей можно рассматривать в качестве свидетельства успешности музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Деятельность может выражаться в форме «художественной самодеятельности» (с демонстрацией песен и танцев), в форме взаимообучающих упражнений, похожих по характеру на индивидуальные занятия (но возникающие исключительно по инициативе самих детей), или в форме сюжетной игры, в которой роли распределены на музыкантов и слушателей. Были случаи, когда ребята просто напевали, выходя на прогулку, рассматривая книжку и т.п.
Наиболее распространенные формы детского музицирования– действия небольшой группой участников или индивидуальные. Если эта деятельность яркая, интересная, с элементами нового, неожиданного, она способна на некоторое время привлечь внимание остальных ребят.

Обобщая формы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся. Это сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий («ищем таланты», «концерт», «игра в оркестр», «музыкальные занятия» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает свое развитие. Другую форму можно отнести к играм-упражнениям, преимущественно самообучающего характера, во время которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение. Но такая самоорганизация, конечно, не исключает и других индивидуальных проявлений детского творчества.

Не редко, просят ребят придумать движение, для какого-либо танца. Такие творческие эксперименты проходят довольно удачно. Так же, используют самостоятельность одаренных детей в своих целях. Просят поработать в группе с детьми, у которых не получается то или иное движение. Этот опыт оказывает огромную помощь в работе над тем или иным танцем.

Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика рассматривает термин «самостоятельная деятельность» следующим образом:

свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

 Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из сложных форм организации музыкальной деятельности детей, поскольку возникает она при наличии следующих условий:

-интереса ребенка к музыки;

-наличия устойчивых  умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях;

-запаса музыкальных впечатлений;

-создания условий в групповом музыкальном центре;

-создания условий в семье. 

    Музыкальный руководитель открывает  ребенку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает  интерес к музыкальному искусству. Разнообразие используемых педагогом методов и приемов, включение детей в разные виды музыкальной деятельности способствуют тому, что музыкальные занятия  становятся источником для творческого вдохновения детей. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность.

     Для того чтобы самостоятельная музыкальная деятельность детей была активной, важно, как отмечает С.И.Мерзлякова, уделять огромное внимание воспитанию инициативы, самостоятельности  детей на музыкальных занятиях.  

    В процессе слушания музыки важно создание «поисковых ситуаций», в которых дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, совместно с педагогом анализируют прослушанное произведение, высказывают свое отношение  к музыке.

    В пении педагогу следует обратить внимание на самостоятельное исполнение песен дошкольниками в сопровождении и без сопровождения инструмента, а также на включение в музыкальное занятие заданий на развитие песенного творчества.   

    В музыкально-ритмической деятельности дети учатся самостоятельно двигаться в пляске, хороводе. Используя знакомые элементы танцев, комбинируют их по-новому,  придумывают новые движения, построения. Музыкальные игры, задания на развитие танцевального творчества, инсценировки песен развивают креативность, воображение, фантазию, т.е. качества, которые так необходимы для развития активной самостоятельной деятельности дошкольников.

   Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать, подбирать мелодии по слуху. Разученный репертуар, не представляющий уже трудности, дети переносят в быт, используют в своих играх.

    Таким образом, музыкальный руководитель, грамотно организуя музыкальное занятие, способствует приобретению форм самостоятельного поведения дошкольников.

    Источником вдохновения для детского творчества являются не только  музыкальные занятия, но и праздники, различные виды развлечений (тематические концерты, театральные постановки, музыкальные вечера, игры, хороводы и т.д.). Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, развивают инициативу, творческую выдумку.

    Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его музыкальных способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания.

    Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Консультация для воспитателей

«Руководство самостоятельной музыкальной
деятельностью детей»

Важная
задача музыкального воспитания — сформировать у детей способность к
самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной
инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах,
инсценировали песни, водили хороводы. Способные к музыке дети, как известно, по
собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой:
слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т.д.

От
самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей
явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют
движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются
ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не
музыкальную, а игровую деятельность: они играют в «концерт». Разумеется, вэтой
игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной
деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только
в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является
необходимым условием воспитательного эффекта данной деятельности.

 Источники
самостоятельной музыкальной деятельности.

    Источником
— в широком смысле слова —
самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка
действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок
живет в мире музыки. Он с
детства слушает радио, магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его
жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются
музыкальные
занятия.                                                                                                                                          
             Немаловажное
место принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго запечатлеваются в памяти детей, и воспоминания о
которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.

Разнообразны
ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно
отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение
в кругу семьи и т.д. 

Виды
самостоятельной музыкальной деятельности

Рассмотрим,
как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях
самостоятельного детского
музицирования.                                          

Музыкальные
игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто
они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее
место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и концерты,
основанные на опыте,   приобретенном детьми на занятиях.

Играя
в музыкальное занятие, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального
руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации
взрослых. (Пример: с куклами)

В
концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой
детей-«артистов», для своих товарищей-«зрителей». Одним из вариантов игры можно
назвать оркестр.

Значительными
для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются
творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски,
используя знакомые движения.

Дети в
самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ. В
самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель
по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и
инструментальную музыку.

Дети
ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по
собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных
видах музыкальной практики.

Руководство
самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство
детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения
на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации
музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает
себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это
не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на
помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который
становится более косвенным:

во-первых,
воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные
им в детском саду и семье;

во-вторых,
воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей
по их инициативе;

в-третьих, воспитатель
должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные
связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной
деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей
самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий
на занятиях. Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки,
которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх,
на прогулках.

Помимо
занятий, определенное влияние оказывает участие в утренниках и развлечениях.
Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную
деятельность.

Самостоятельная
музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды.
Детям важно иметь свой «музыкальный уголок’. Он помещается в наиболее отдалённом месте. В
распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных
инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот,
пианино с нарисованной клавиатурой и т. д.

Воспитатель
должен интересоваться, каково музыкальное
окружение ребёнка в семье.

Разумеется,
на детей влияют не только
детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и
танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка
впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль
воспитателя и музыкального руководителя

В
первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к
детям: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие
в музицировании. Воспитателя
должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и
тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес
к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети,
наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь
посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому
безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные
условия. На основе своих наблюдений
воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого
музыкальной деятельностью.

Основная
линия поведения воспитателя в руководстве
музыкальной самостоятельной деятельностью детей — это его участие в ней
.
Взрослый как бы советуется с детьми: »Как бы нам получше разложить музыкальные
инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею
играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же
отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню
люблю? — говорит воспитатель и проигрывает диск, — Хорошо бы нам сделать
библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать,
о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало.
Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения,
то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя
приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что
надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты,
пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это
сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности
детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли
их интересы.

К
планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время
ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на
данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать»,
«понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой»,
«координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный
подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной
деятельности детей.

Как
было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности
детей отвечает воспитатель.   Повседневная работа с детьми, знание их
интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу
качественно и ответственно.

Музыкальный
руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной
деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого
репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество
его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование
работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать.
Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется
причина успехов детей.

Особенности
руководства самостоятельной   музыкальной деятельностью детей в
разных возрастных группах

Для
детей второй младшей и средней групп особое
значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, поскольку многие по
собственной инициативе музыкой, как правило, не занимаются. Воспитатель должен
всячески поощрять инициативу детей, даже в том случае, когда их деятельность
весьма несовершенна. На первых порах это самое главное. Вместе с тем, нельзя
упускать из виду собственно руководство их деятельностью, прежде всего
устранение недочетов. Воспитатель не должен проходить мимо, например,
фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам. Однако замечания
следует делать так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Нельзя
противопоставлять одного ребенка другому. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги,
которые произошли в исполнении ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера,
а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Для того, чтобы поощрить
слушание музыки воспитателю нужно провести беседу в группе, выяснитькакую музыку дети слушают дома,
порекомендовать им этот вид деятельности.

Велико
значение помощи воспитателя при коллективных действиях
детей, например, в процессе музыкально-дидактических игр. Это объясняется тем,
что организовать свою деятельность
дети не могут и для их действий характерна дисгармония, которая иногда
переходит в конфликты: кое-кто нарушает правила игры, кто-то недоволен своей
ролью, а некоторые хотят в это
время играть громко на барабане, расстраивая всю игру.
Поэтому вначале воспитатель должен брать на себя функцию организатора и
контролера. Только к концу года можно постепенно передавать функции
организатора отдельным детям.

Важно,
чтобы дети не мешали друг другу. Нужно приучить их играть и петь не очень
громко, мотивируя эти тем, что, во-первых, громко петь не очень красиво, а
во-вторых, нельзя мешать другим.

В старшей
группе
, поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности,
следует учитывать, что к этому времени у них появляется интерес к ее отдельным
видам. Поэтому здесь следует стимулировать детей к конкретному виду
деятельности, например,   пению, игре на музыкальных инструментах и
т, д. многие дети чувствуют себя недостаточно уверенно. Потому нужно
планировать индивидуальную работу, например, пение без сопровождения. Получив
одобрительную оценку воспитателя, дети почувствуют себя уверенно, с желанием
будут петь по собственной инициативе.

Учитывая
то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, воспитатель должен
следить за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию. В тех случаях, когда
ребенку трудно воспроизвести мелодию, воспитателю надо пропеть ее несколько раз
правильно. В процессе ритмики нужно не только поощрять танцы по собственной
инициативе детей, но и фиксировать эстетическую привлекательность движений.
Важно, чтобы дети не копировали механически движения воспитателя или других
детей.

В этом
возрасте следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные
решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно
стимулировать их поиски. Например, воспитатель предлагает: «Сегодня день
рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок (спеть,
станцевать и т.п.)». Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани,
который пришел к нам в детский сад после болезни» и т.д.

При
руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной
к школе группы
 следует учитывать неравномерность развития
отдельных форм музыкальной деятельности и появление вследствие этого некоторых
противоречий. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает
развитие певческих возможностей детей. Большинство детей охотно занимается
самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней
участия. По всей видимости, это результат
характерологических особенностей детей: робкий ребенок возможно и хочет спеть
или станцевать, но стесняется. Такое чаще всего наблюдается, в тех случаях,
когда первые попытки не были одобрены или вызвали насмешки у сверстников. К
этой группе детей нужно проявлять повышенное внимание, всячески поощрять их не
очень умелые действия.

Иной
подход нужен к детям, которые добились успехов и несколько преувеличивают свои
возможности, относятся свысока к
сверстникам, чувствуя себя лидерами. Таким детям предлагают более сложные
задания, требующие значительных усилий. В ряде случаев целесообразно даже
ограничить активность этих детей. Здесь особенно важен психологический подход,
учет индивидуальных особенностей.

В
руководстве пением детей особое внимание следует обратить на чистоту пения без
сопровождения. Важно предостеречь детей от слепого копирования сложных песен,
что может отрицательно повлиять на развитие детского голоса.

 Воспитатель
должен предварительно планировать и создавать условия для самостоятельной
музыкальной деятельности детей. Он должен быть соучастником этой деятельности,
побуждать детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем
конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести
викторину — кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник»
и т.д.

В
развитии самостоятельной музыкальной деятельности первостепенное значение имеет
качество проведения занятий. Очень важен метод показа воспитателя,
способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять
арсенал педагогических средств. Творческие задания, побуждение к
самостоятельным действиям на занятиях, анализ действий и коррегирование с одной
стороны, и развитие инициативы, уверенности детей в своих силах — с другой, а
также тесный контакт с родителями, их помощь в организации музыкальной среды –
таковы важнейшие предпосылки формирования самостоятельной музыкальной
деятельности.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы, которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно — ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю — баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3.Музыкально — дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского «Ладушки – ладушки», П.И.Чайковского «Новая кукла» и другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки — туки», пальчиковые речевые игры.

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром — спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей «Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.
Таким образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.

В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий.

Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать.

Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

28.07.2021

«Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» (консультация для воспитателей детского сада)

Слободенюк Наталья

Консультация для воспитателей детского сада «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников». Здесь даны рекомендации — какие виды деятельности можно развивать в групповых условиях, что размещать в музыкальных уголках.

Оценить




663

Содержимое разработки

«Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников»

(консультация для воспитателей детского сада)

Важная задача музыкального воспитания — сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.

Источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников является окружающая ребенка действительность. Современный ребенок живет в мире музыки. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются музыкальные занятия, где дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники и развлечения. Это яркие страницы жизни ребёнка. Часто сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные аудио и видео передачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкальные игры и танцы. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры.

Среди игр основное место занимают игра в «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на музыкальных занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, линию поведения и интонации взрослых.

В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой «артистов», для «зрителей», с участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-
дидактические игры
, которые развивают у ребят способность к различению основных свойств музыкального звука: высота, динамика, ритм, тембр.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских
музыкальных инструментах.
 Они играют простейшие песенки и попевки на металлофонах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах и других инструментах. Иногда по своей инициативе дети организуют «оркестр».

В самостоятельной практике детей может иметь место слушание музыки. Воспитатель по их просьбе используя аудиотехнику, даёт возможность послушать знакомую вокальную и инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей.

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды.

Детям важно иметь свой «музыкальный уголок’. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой и т. д. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребёнка в семье.

Разумеется, на детей влияют не только детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль воспитателя

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто из них интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. 

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. 

Взрослый как бы советуется с детьми: »Как бы нам лучше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит.

«Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает диск, — «Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало.

Планируя приёмы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью, воспитатель намечает следующие моменты:

— что нужно внести нового в оборудование музыкального уголка (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.), в каком порядке целесообразно это сделать;

— намечает за кем необходимо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей;

— наблюдает, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

— планируя приёмы руководства, использует формулировки, с учётом задач воспитания на данный момент: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности детей отвечает воспитатель. 

Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать.Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458170-samostojatelnaja-muzykalnaja-dejatelnost-dosh

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Общее руководство магазина
  • Как написать руководство пользователя по госту
  • Оригами футбольный мяч из бумаги пошаговая инструкция
  • Что включает в себя руководство инструкция по эксплуатации
  • Эпоксидный клей пластилин инструкция по применению