Конспект руководства трудом детей в природе

Конспект по организации совместной трудовой деятельности педагога и детей по труду в природе.

Название примерной общеобразовательной программы: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы

Тема: Уход за комнатными растениями.

Возраст детей: старшая группа

Цель:

•  Расширять представление детей о труде через систематизированный  процесс ухода за комнатными растениями.

Задачи:

• Обучающие:  Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить беречь красоту живой природы.

• Развивающие: продолжать развивать умения ухода за комнатными растениями (рыхлить землю, поливать, протирать листья, обрезать сухие листья, опрыскивать). Развивать речь, активизировать словарный запас детей. Упражнять в правильном названии комнатных цветов (фиалка, бальзамин, роза, фикус, хлорофитум). Учить выполнять индивидуальные поручения.

• Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, трудолюбие, испытывать чувство гордости от совместного, полезного труда.

Формы и методы:

• Беседа

• Индивидуальные поручения

• Объяснение и показ последовательности выполнения работы

• Поощрения

• Сюрпризный момент

• Анализ выполненных действий

• Вопросы

• Художественное слово

• Музыкальное сопровождение «Звуки природы»

• Стикеры со смайлами

Используемое оборудование и материалы:

• Комнатные цветы (фикус, герань, фиалка, хлорофитум, роза), опрыскиватель, стеки, кисточки, влажные салфетки, лейка, фартуки, емкость с водой для полива, емкость для сбора сухих листьев, коробка.

Ход:

1. Организационная часть.

«В» — воспитатель

В. — ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Здравствуй, здравствуй (взявшись за руки пружинка)

Здравствуй друг (здороваются за руки)

Здравствуй, здравствуй (пружинка)

Посмотри вокруг (поворот головы в разные стороны)

Здравствуй, здравствуй (пружинка)

Мне ты улыбнись (улыбаются друг другу)

Здравствуй, здравствуй (пружинка)

Головкой поклонись (кланяются друг другу)

2. Основная часть.

В. Вносит в группу посылку:

-Ребята, к нам в группу утором приходил почтальон и принес для нас посылку. Очень интересно, что же нам прислали! Ребята, а вы хотите узнать, что в ней! Но прежде чем её открыть нам придется отгадать загадку…

Встречаешь их везде:

И в клумбе и в горшке,

И в парке и в саду,

И даже на пруду.

Поднимут настроение

Зеленые (растения) .

-ребята как вы думаете, что же находится в коробке!

В. Открывает посылку и достает оттуда комнатный цветок.

— ребята, вы совершенно правы – это растение. А как вы думаете, как оно называется?

….

В. -Совершенно верно! Этот растение называется фикус. Давайте его рассмотрим… какие части растения, вы знаете?

В. — Совершенно верно! Но посмотрите-ка ребята на этом растении какой-то значок. Давайте его рассмотрим…

Дети вместе с В. Рассматривают грустный смайлик.

В. — Как вы думаете, ребята, почему на фикусе такой грустный значок? Почему этому цветочку совсем невесело? Давайте рассмотрим все ли в порядке с этим цветочком.

В. Подводит детей к тому, что у цветка сухая земля, пыль на листочках.

В. -Ребята, а как вы думаете, растения живые существа или нет?

….

В. -Совершенно верно! А как вы думаете, этому цветочку нужна вода? Как узнать?

Д. — Нужно потрогать землю, если земля сухая, то нужно полить, а если нет, то не надо.

В. -Молодцы! Давайте определим, какая земля у фикуса…

Дети определяют на ощупь влажность земли и, приходят к выводу, что цветок нуждается в поливе.

В. — Максим, возьми, пожалуйста, леечку и полей фикус. Максим, сколько ты будешь лить воды?

М. — Немного, потому что цветок маленький.

В. -Ребята, а если мы будем поливать большой, сколько воды нам потребуется?

Д- Много

В. -Правильно, ребята, а теперь рассмотрим листочки, что же с ними не так… .

Дети рассматривают листья фикуса и замечают на них пыль. В отмечает, что листьям трудно дышать и подводит детей к тому, что пыль надо удалить.

В. — А как можно убрать пыль с листьев?

Д- Протереть их влажной тряпочкой.

В- Какие вы у меня молодцы, все знаете! Алла, протри, пожалуйста листья у фикуса. Ребята, а как это правильно сделать?

Д- Аккуратно положить лист на руку и протереть.

В. — Ну, вот мы полили наш цветок, протерли ему листья, а теперь все с ним в порядке? Может еще что-то мы забыли сделать!

Д-Порыхлить.

В. -А зачем цветы нужно рыхлить?

Д. -Чтобы ему было легче дышать

В. -Молодцы! Совершенно верно! Назар, порыхли, пожалуйста землю. Чем ты будешь её рыхлить?

Н. -Палочкой (стекой)

В. Дети, Назар правильно выбрал инструмент?

Д. -Да, правильно.

В. Как вы думаете, теперь с фикусом все в порядке? Ему можно поменять значок? На какой?

Д- Да можно, на веселый.

В. Давайте поменяем. Вероника, поменяй пожалуйста значок. Молодец!

В. -Ребята, а давайте познакомим фикус с нашими комнатными цветами, чтобы ему у нас было не грустно, ведь это очень грустно, когда у кого-то нет друзей…

В. Выставляет на стол хлорофитум, фиалку, розу

Есть много праздников веселых

На свете и у нас в стране

Есть день школьника, шахтера,

Есть даже праздник день земли

А почему бы не устроить

Нам новый праздник- день цветов

Цветам и взрослый и ребенок

Любовь отдать свою готов.

В. — Ребята я вам предлагаю взять по одному цветку и посмотреть все ли с ними в порядке.

В. предлагает индивидуальную работу по уходу за цветами.

В. — Давайте посмотрим у кого какой цветок?

В. Помогает детям определить название цветов.

В. -Сначала определим нужен ли цветку полив. Мы уже знаем как это сделать… Затем осмотрим листья и определим нужно ли их очистить от пыли, и каким способом…

В. Подводит детей к определению способа очистки листьев от пыли у конкретного вида цветка (кисточкой, влажной тряпочкой, опрыскиванием) .

В. -Молодцы, а теперь посмотрите на землю какая она твердая, что нужно сделать, чтобы она стала рыхлой и пушистой и для чего это надо?

Д. — Порыхлить, чтобы цветочку было легче дышать

В. — Правильно! Возьмите нужный инструмент и порыхлите ваши цветочки. Делаем это аккуратно, чтобы не рассыпать землю из горшка… .а теперь возьмите значки и развешайте их на ваши цветочки по их настроению, как вы думаете какие значки надо прикрепить?

Дети прикрепляют смайлики на цветы.

3.Заключительная часть.

В-Очень хорошо! теперь у всех наших цветочков замечательное и веселое настроение! Мы свами сегодня много говорили о цветах, вспомнили все части растений, повторили все способы ухода за ними. Оттого, что все хорошо потрудились, наши цветы чистые и довольные, а главное, чтобы мы все помнили, что растения живые и им нужна наша помощь в уходе.

Давайте пройдемся медленно по саду

И, здравствуй скажем каждому цветку

Должны мы над цветами наклониться,

не для того, чтобы рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

В. -Ребята, вы все сегодня всех порадовали и наши растения, и меня, а теперь давайте уберем наше рабочее место и будем играть!

Предполагаемый результат:

У детей сформируются практические навыки по уходу за комнатными растениями, дети научатся отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий, возникнет желание систематически ухаживать за растениями.  

Конспект проведения трудовой деятельности с
детьми старшей группы ( труд в природе ).

Конспект трудовой
деятельности в старшей группе «Уход за комнатными растениями»

Название: «Поможем цветочной фее»

Возраст: старшая группа

Цель: продолжать формировать бережное отношение
к комнатным растениям

Задачи:

Образовательные:

·      
закреплять знание названий комнатных растений

·      
конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных
растений

     Воспитательные:

·                
Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с
уходом за растениями в уголке природы, продолжать формировать представление о
том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать
ее.

·      
Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями,
о последовательности работы

Развивающие: 

·      
закреплять умение ухаживать за комнатными растениями

Предварительная работа: беседа «Зачем
нужны растения?», чтение художественной литературы (Е. Серова «Наши цветы», Е.
Вовк «Чьи цветы лучше?», загадки, стихи); просмотр презентации «Комнатные
цветы», рассматривание иллюстраций «Комнатные растения», схемы «Потребности
растений»; рисование «Герань», декоративная лепка «Ромашка», подвижная игра
«Собери букет», дидактическая игра «Собери цветок»

Материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители,
вода, кисточки, костюм феи, жетоны-цветы, клеенка, фартук

Структура деятельности Материалы, игровой центр
Методы Деятельность педагога (Деятельность детей)

I.Мотивация

Сюрпризный момент Проблемная ситуация Наводящие вопросы

Заходит фея в группу

Ф. : Здравствуйте, дети я цветочная фея. Я
очень люблю цветы. Но, я услышала печальный зов цветов из вашей группы, они
зовут на помощь. Говорят, что им тяжело дышать, и они хотят пить.

В. : ребята, а как дышат цветы (листьями) А
если они говорят, что им тяжело дышать, что им может мешать дышать? (пыль,
грязь)

Ф. : как же им помочь (Надо протереть их от
пыли

Надо их полить)

Но они же еще хотят пить?

В. : а как определить, действительно ли нужно
полить цветок? (Потрогать пальчиком — если земля мокрая, то не надо, если
сухая, то надо полить)

Ф. : вы такие умные!

II.Совместная постановка цели

(План действий)

материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители,
вода, кисточки, комнатные цветы, клеенка, фартук

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;

В. : поможем нашим цветам снова радоваться и
дышать свободно?

Что же нам понадобится для этого? (лейки,
тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, клеенка, фартук)

Молодцы, все знаете!

А где нам взять все необходимое? (в шкафу,
спросить у няни)

Давайте распределим работу. Как называется этот
цветок с большими листьями? Молодец, Оля! Кто будет протирать пыль с его
листьев? А как ты будешь это делать (положу листочек на левую ладонь, правой рукой
с влажной тряпочкой осторожно протру листок.)

Отлично, Лиза! Ты умница!

Будешь ли ты сильно давить на листок? (Нет,
потому что листок может сломаться)

Молодец.

Далее идет распределение работы. Распылители, лейки, кисточки.
Спрашивать, как именно, чего нельзя делать. Хвалить после каждого ответа

Давайте приготовим все необходимое.

Что нужно сделать сначала? (постелить клеенку)

Молодец, Петя! А зачем мы стелим клеенку? Потом
что мы делаем? (Ставим на стол тазики, мочим и отжимаем тряпочки) Да, молодцы,
приступаем к работе!

дети помогают готовить оборудование

III.Действия

(управление деятельностью детей)

материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители,
вода, кисточки, комнатные цветы, клеенка, фартук

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;

В. : А теперь давайте наденем фартуки и
приступим к работе. С чего мы начнем?

С полива! кто хотел поливать, Зоя?

Молодцы! Сейчас Коля и Зоя польют цветы и мы с
вами протрем листочки от пыли, чтобы растения дышали. А чем мы говорили, дышат
растения? А зачем нам растения, вспомните?

Да, все верно. Растения нам очень нужны для
жизни. Они нам помогают дышать чистым воздухом, забирая плохой, грязный воздух.
Поэтому и мы должны помогать цветам оставаться чистыми и всегда напоенными
водой. Молодцы!

IV.Результат

(Итог, рефлексия)

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;
взаимооценка

Ф. : вы славно
потрудились! Я слышу, как цветы поют от радости, что они теперь такие чистые и
ухоженные. (фоновая
музыка, хор
) Слышите? А за помощь я хочу вам подарить по одному
волшебному цветку. (картонные
цветы
) Она пришлет самые яркие сны о лете, если положить его под
подушку. Вы ведь больше не будете забывать про то, что за цветами нужно
постоянно ухаживать? Умнички! Спасибо вам, дети, до свидания!

В. : вам понравилось
помогать цветам? Им тоже очень понравилось быть чистыми. Мила очень хорошо
опрыскала мелкие листочки, молодец! Петя тоже умница, вспомнил, как нужно
протирать большие листья! (Похвалить каждого отдельно). Вы такие умнички, все
знаете, все быстро и хорошо делаете! Такие трудолюбивые! Молодцы! Давайте
уберем все по своим местам, чтобы и в группе у нас была чистота! Ведь, когда
все чисто и убрано хорошо!

Тема: «Организация труда детей в природе».

Содержание.

1. Значение труда в природе для детей.

2. Содержание труда в природе с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной группе.

3. Заключение.

В последнее время в связи с глобализацией экологических проблем все более значимым становится экологическое образование, в том числе и детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях экологическое образование является частью общего образования. В ДОУ происходит формирование начал экологической культуры.

Одним из способов экологического воспитания дошкольников в ДОУ является труд в природе. Труд в природе способствует всестороннему развитию ребенка:

для интеллектуального развития детей. Педагоги, организуя трудовую деятельность, имеют возможность разнообразить деятельность дошкольников, что способствует активному усвоению и использованию ими приобретенных знаний, а полученные впечатления побуждают их к активному обмену мнениями, способствуют формированию суждений на основе анализа результатов труда и сравнений;

способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитанию интереса к сельскохозяйственному труду и уважения к людям, которые им занимаются. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, орудиями, овладевают навыками работы с ними, учатся бережному отношению к природе;

физическому развитию детей — совершенствуются движения, стимулируется деятельность различных органов и систем организма через содержание труда в природе, скажем, во время выращивания красивых цветов, удовлетворяются эстетические потребности детей;

Организация трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов работы для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций дает возможность педагогам эффективно осуществлять эстетическое воспитание детей.

Труд в природе, как никакая другая, эффективно способствует формированию морально-волевых качеств личности, позволяет расширить кругозор малышей.

Именно труд в природе является той деятельностью, в процессе которой оптимально реализуются все задачи экологического воспитания: усвоение знаний о наиболее важных взаимосвязях в природе; формирование ценностных ориентаций;воспитание желание общаться с природой; усвоение правил природопользования; формирование первых навыков природосообразного поведения. Труд в природе является первым доступным детям дошкольного возраста видом социально значимой продуктивной трудовой деятельности, в процессе которой вырабатываются конкретные материальные ценности: выращиваются цветы, овощи, фрукты и т.п. Как правило, большинство детей охотно ухаживает за живыми объектами, познавая мир живой природы, раскрывая в себе новые возможности, приобретая опыт бережного отношения ко всему живому. Труд дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за жизнь живых существ, растений. Ведь не политые в жару растения могут засохнуть, ненакормленная птица или животное — погибнуть или заболеть. Уход за растениями в цветнике и на огороде не только позволяет воспитать у детей интерес к природе, сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются, но и сформировать у дошкольников трудовые навыки и желание работать.

Однако у детей дошкольного возраста еще мало опыта, поэтому взрослые должны так организовать деятельность, чтоб дошкольники испытывали радость труда, положительно относиться к нему.

Трудясь в природе, дети знакомятся:

  1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;

усваивают способы установки этих свойств.

 Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.  

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.

Требования к организации труда в природе.

 Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.

Педагогические требования к организации труда в природе.

  • Организация разнообразного по содержанию труда:

а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;

б) выращивание растений в уголке природы,

в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

  • В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.

  • Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

  • Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.

  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.

  • Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.

  •  Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Формы организации труда в природе.

 Труд детей в природе организуют в следующих формах:

Индивидуальные поручения  — применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд в природе — дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т.д.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

 а) труд общий;   б) труд совместный.

Дежурства — предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

Младшая группа

Малыши помогают воспитателю ухаживать за растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой. Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции. Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая труд этот будет организован как труд рядом.

Возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать. Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выпол-нения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер.

Средняя группа.

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в

младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2-3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более двух).

Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.

У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы. Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Теперь не всегда оценка труда может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.

Старший дошкольный возраст

Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Воспитанники подготовительной группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости способа ухода, умение устанавливать связь между условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Овладение трудовой деятельностью в старших и подготовительных к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2- 4 человека.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы. Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что труд дошкольников в природе является средством экологического воспитания и всестороннего развития детей:

разнообразный труд в природе доставляет детям радость, удовольствие, содействует их всестороннему гармоничному развитию;

во время трудовой деятельности у детей воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение, уважение к труду взрослых;

развивается интерес к труду, формируются практические трудовые навыки ухода за растениями;

труд расширяет кругозор детей, учит правильному отношению к природе, решает задачи умственного и сенсорного воспитания;

развиваются интеллектуальные умения

развивается двигательная активность детей. Дети физически закаляются, становятся более выносливыми.

от результатов своего труда дети получают эстетическое удовольствие.

Список литературы

  1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

  1. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.

  2. Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  3. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М., 1991.

  4. Методика ознакомления с природой в детском саду/ Под ред. Саморуковой. – М., 1992.

  5. Николаева С.Н. Методика экологического образования дошкольников,2-е изд. — М.-Академия, 2005

  6. Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы// Ребенок в детском саду. – 2005. — № 5.

  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.

Конспект организации труда в природе для детей в подготовительной группе.

Программное содержание:

1. Воспитательные: подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения; научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию.

2. Развивающие: закреплять умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу.

3. Образовательные: учить ухаживать за комнатными растениями; поддерживать любознательность; закрепить знания названий комнатных растений.

Материалы и оборудование: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, картинки с изображением цветов.

Работа подгруппой.

I. Мотивация

— Приветствие гостей/

— После приветствия дети,садятся на стулья, воспитатель загадывает загадку.

Отгадайте загадку.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения).

— Для чего нам нужны комнатные цветы? (Ответы детей: для красоты, уюта, они очищают воздух, «дают» кислород).

— Вам знакомы цветы, которые стоят на столе? Назовите их. (Ответы детей: хлорофитум,бегония,фиалка,фикус). А какие комнатные цветы вы еще знаете? (Ответы детей).

— Как вы думаете, живые ли комнатные растения? (Ответы детей). Почему вы так думаете? (Ответы детей: они размножаются, растут, дышат, пьют).

— Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают и за ними ухаживают.

— Чем похожи комнатные растения? (Ответы детей: у всех есть корень, стебель, листья, цветы).

— Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание).

— Как надо ухаживать за комнатными растениями?

— Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

II. Целеполагание

Молодцы ребята, Мы с вами поговорили о комнатных растениях.

— А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы детей). Сегодня вы будите самостоятельно ухаживать за комнатными цветами нашей группы.

Для начала каждый из вас выберет карточку, и узнает за каким цветком будет сегодня ухаживать.(Дети выбирают)

А сейчас посмотрите на стол и подумайте,что нам понадобится для работы?(ответы детей) Почему вы выбрали,именно эти предметы?

(ответы детей)

(клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки).

IV.Организация деятельности.

— Ребята, давайте подойдем к нашим комнатным растениям,каждый подходит к своему растению,который выпал на карточке.

— Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит — это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

Как нужно рыхлить землю? (Ответы детей: аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже). Для чего нужно рыхлить землю? (Ответы детей: чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли. Как правильно поливать растения? (Ответы детей: носик лейки поставить на край горшка, лить по всей земле понемножку, ждать пока вода впитается).

Ребята, как вы думаете, за всеми комнатными растениями нужно ухаживать одинаково? (Ответы детей: нет).

Каждый ребёнок рассказывает,как именно он будет ухаживать,за своим цветком.

— фиалку листочки протираем кисточкой,водичку наливаем на поддон.

— фикус протираем листочки мокрой тряпочкой,рыхлим землю,поливаем,можно также использовать пульверизатор.

-хлорофитум протираем листочки мокрой тряпочкой,рыхлим землю,поливаем,можно также использовать пульверизатор.

-бегония листочки протираем кисточкой,рыхлим землю,поливаем.

Молодцы! Все правила мы с вами повторили. Можно приступать к работе.

Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

(дети трудятся)

— Вам понравилось трудиться?

-Ребята, зачем нам цветы в группе?Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны.

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли.

-А что нужно, чтобы они и дальше радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?

Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

-Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

(Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты).

V. Результат

Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали? (Ответы детей: чистые, ухоженные, красивые, блестящие). Что вы делали, чтобы цветы стали такими? (Ответы детей: рыхлили землю, поливали, обтирали листья, опрыскивали). Правильно, молодцы!

Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны.

Тема: Организация труда в природе детей «Уход за комнатными растениями».

Программные задачи:

Обучающие задачи:

-способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;

Развивающие задачи:

-способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало) ; выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне); получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо);

Воспитательные задачи:

— способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу;

-способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда

Вид труда: труд в природе

Форма организации: поручение

Тип труда: совместный

Оборудования: фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.

Предварительная работа: Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .

Подготовка воспитателя: составление конспекта , чтение методической литературы, подборка оборудования, заучивание поговорок о труде.

Словарная работа:

А) обогащение: рыхление, протирать, поддон , полив, отстоявшаяся вода, ком земли, закрепить название цвет.

Б) активизация: растения, цветок, земля

Ход занятия:

Приходит игровой персонаж Карлсон грустный (он влетел в открытое окно при проветривании во время сончаса). Здоровается с каждым ребенком.

Воспитатель. Что-то наш Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.

Карлсон. Я пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. Со мной на крыше живет мой единственный цветок, который мне подарил мой друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.

Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель)

а теперь стало вот каким (показывает растение)

Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Воспитатель. Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.

Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.

Воспитатель. А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)

Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии)

Воспитатель. Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)

Растению нужно скорее помогать. Что же нам для этого ещё нужно? Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы-помошники.

Карлсон. Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)

Воспитатель. Какую лейку нужно взять? В лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель — средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)

А теперь что будем делать?

Дети: А теперь мы будем ухаживать за растениями.

Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)

Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?

Воспитатель: Да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это не только его полив.

Дети: Сначала мы ухаживаем за листьями , мы протираем листья, опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (Если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет-помошник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.

Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.

Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)

Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (Дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)

Воспитатель. Сколько будем лить воды?

Карлсон. Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений

Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)

Воспитатель. Каким станет растение, если мы за ним правильно ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии) .

Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель — растение в хорошем состоянии.) Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.

Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.

Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! До свидания!

Последующая работа

Продолжать:

1. формировать осознанное отношение к труду, способам достижения поставленной цели с помощью пооперационных карт;

2. развивать восприятие комнатных растений как живых существ – замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни в процессе наблюдений в повседневной жизни, используя «Модели функций органов живого», Д/ игры «Путаница».

3. воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними как на специально-организованных занятиях, так и в совместной деятельности с детьми

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Высшие руководство великой отечественной войне
  • Пиритинол суспензия инструкция по применению для детей
  • Jvs grant hd wifi white инструкция на русском
  • Воспитание души вашего ребенка духовное руководство для будущих родителей скачать
  • 4l30e мануал на русском