Сюжетно-ролевая игра
Ознакомление с социальной действительностью
Обучающие игры
Предметно-игровая среда
Младшая группа
«Магазин»
-организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Рассказ воспитателя о труде взрослых»;
-чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»;
-чтение рассказа И.Янчарского «В магазине игрушек»;
-«Магазин одежды»
Дидактические игры:
-«Магазин»;
-«Кукла Маша купила мебель»;
-«Чудесный мешочек»;
-«Кому что?».
Настольно-печатные игры:
-«Сложи картинку»;
— «Лото»;
— «Кому что нужно для работы».
Словесные игры:
-«Магазин;
Атрибуты:
-весы;
-касса;
-сумочки;
-кошельки;
-полочки;
-муляжи овощей, фруктов, кондитерских изделий.
«Шофер»
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Труд шофера»;
-рассматривание игрушечного грузовика, аппликация;
-рассказы воспитателей и детей о транспорте;
-отгадывание загадок;
-рассматривание картины «Едем в автобусе;
-чтение стихов Б.Заходера «Шофер»;
-чтение сказки Павловой Н. «На машине».
Подвижная игра :
-«Автомобили»;
-«Воробушки и автомобиль».
Дидактические игры:
-«Куда едут машины»;
-«Найди предмет по описанию»;
-«Профессии»;
-«Парные картинки».
Словесные игры:
-«Птицы и автомобиль».
-руль;
-строительный материал;
-шапочки шоферов;
-дорожные знаки.
«Больница»
-экскурсия в кабинет медсестры;
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Знакомство с трудом врача»;
-чтение сказки К.Чуковского «Доктор Айболит»
Дидактические игры:
-«Кому что нужно для работы»;
-«Найди в мешочке одинаковое»;
-«Что ты достал?»;
-«Найди предмет по описанию»
-халат;
-шапочка;
-сумочка;
-коробочки из под лекарств;
-фонендоскоп.
«Поезд»
-рассматривание картины «Играем в поезд» из серии «Мы играем»;
-чтение стихотворения А.Введенского «Песня машиниста»;
Подвижно-дидактические игры:
-«Строим поезд»;
-«В поезде».
Дидактические игры:
-«Найди предмет по описанию»;
-«Можно ездить или нет?».
Словесная игра:
-«Еду-еду»;
-«Угадай, какой поезд?».
Игра-инсценировка:
-«Вежливы щенок».
-шапочка машиниста;
-касса;
-строительный материал;
-флажки.
Средняя группа
«Семья»
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Будем учиться заваривать чай»;
-сюжетная игра-путешествие «Едем в гости к бабушке»;
-рисование на тему «Моя семья»;
-фотовыставка «Моя семья»;
-рассказывание на тему «Что мы делаем вместе»;
-чтение рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой»;
-беседа-интервью «Моя семья».
Игра-инсценировка:
-«Матрешкино новоселье»
Дидактическая игра:
-«Новоселье куклы»
Словесная игра:
—«наши имена»;
-«Кому что подарили»;
—«Что делает?»;
-«Кто знает?»
-кукольная посуда, мебель;
-предметы-заместители.
«Скорая помощь»
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Знакомство с работой медсестры»
Дидактическая игра:
-«Что для чего?»;
-«Что кому?»;
-«Кто что делает?»;
-«Не ошибись»;
-«Профессии»;
-«Кому что нужно для работы»
Словесная игра:
-«Загадки и отгадки»;
-башкирская игра «Змея и врач»
-сумка для лекарств;
-шапочка медсестры;
-белый халат;
-строительный материал
«Строители»
-чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»;
-чтение рассказа Е.Пермяка «Мамина работа»;
-чтение стихотворения Г.Люшнина «Строители»;
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) « Знакомство с трудом строителя»;
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)
«Постройка и фантазия»;
-экскурсия к строящемуся объекту
Дидактическая игра:
-«Кто знает?»;
-«Дорисуй»;
—«Что нужно для работы?»;
-«Что к чему?»;
-«Кем быть?»;
-«Чьи предметы?»
-шапочки строителей;
-пластмассовые строительные инструменты,
-каски,
-игрушечные лопаты;
-молотки
«Пароход»
-чтение стихотворения Г.Виеру «У моря»
Дидактические игры:
-«Поможем художнику»;
-«Отбери предметы»;
-«На что это похоже»;
-«Волшебная мозаика»
-строительный материал;
-шапочки капитана, матросов;
-бинокль;
-штурвал;
-игрушки рыб.
«Детский сад»
-экскурсия по детскому саду»;
-организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Детский сад»;
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Жизнь в детском саду»;
-коллективное рассказывание «Что мы делаем в детском саду»
Старшая группа
«Хлеборобы»
-беседа на тему «Как выращивают хлеб»;
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Беседа о хлебе»;
-беседа «летний день-год кормит»;
-чтение рассказа Ю.Ванога «Хлеборобы»;
-чтение сказки «Колосок»
Дидактические игры:
-«Вершки-корешки»;
-«Угадай, что это»;
-«Собери картинку»;
-«Вывески»;
-«А что потом?».
Словесные игры:
-«Кто больше назовет предметов?»;
-«Кто больше знает?»;
-«Закончи предложение»;
-«Когда это бывает?»
-муляжи хлебобулочных изделий;
-шапочки шофера,
комбайнера;
-строительный материал,
-предметы –заместители.
«Почта»
-чтение стихотворения С.Маршака «Почта»;
-занятие «Знакомство с трудом почтальона»;
-чтение стихотворения Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»;
-экскурсия на почту.
Дидактическая игра:
-«Кто назовет?»;
-«Кто скажет?»;
-«Знаешь ли ты?»;
— «Что сначала, что потом?»;
-«Кому что нужно?»;
-«Чья одежда?»
-шапочка почтальона;
-сумка;
-почтовый ящик;
-письма;
-газеты;
-журналы.
«Зоопарк»
-рассказывание по картине «Ежи»;
-рассказ воспитателя о диких животных;
-рассматривание картины «зайцы»;
-рассказ воспитателя о диких животных;
— беседа на тему «Что мы знаем о птицах»
Дидактическое упражнение:
-«Угадайте, где мы были?»;
Дидактическая игра:
— «Зоологическое домино»;
-«Где кто живет?»;
-«Что за птица?»;
-«Птица, звери, рыбы»
Словесные игры:
-«Устроим зоопарк»
-фигурки, игрушки диких животных, птиц;
Таблички с названием зверей;
-строительный материал;
-игрушки-заместители.
«Путешествие»
-чтение рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»;
-чтение рассказа Г.Снегирева «К морю»;
-конструирование бинокля;
-конструирование кораблика из природного материала;
-оригами «Кораблик»;
-чтение рассказа Ф.Губайдуллина «Буду моряком»
Дидактические упражнения:
-«Угадайте, где мы были?»
Дидактические игры:
-«Путешествие по городу»;
-«Где мы были вам не скажем…»;
-«И я»
-флажки;
-штурвал;
-руль;
-билеты;
-игрушки-заместители
Подготовительная группа
«Улица»
-беседа на тему «Правила дорожного движения»;
-беседа на тему «Автотранспорт»;
-чтение рассказа М.Ильина и Е.Сегала «Машины на нашей улице»;
-«Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа-милиционер»;
-беседа на тему «Безопасное поведение на улице»
Дидактические игры:
-«Будь внимателен»;
-«Испорченный телефон»;
-«Дорожные знаки»;
-«Четыре стихии»;
-«Улица»;
-«Где и на чем люди передвигаются?»;
-«Путешествие по городу, селу»;
-«Водители»;
-«Разрешается-запрещается»
Дорожные знаки;
-машины;
-строительный материал;
-головной убор полицейского;
-светофор;
-предметы-заместители
«Пожарный»
-чтение рассказов Л.Толстого «Пожарные», «Пожар»;
-игра-занятие «Что делать при пожаре?»;
-чтение рассказа Б.Житкова «Пожар»;
организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)- на тему «Как говорить по телефону»;
-занятие на тему «Пожароопасные предметы»;
-экскурсия в пожарную часть.
Дидактические игры:
-«Кем быть»;
-«Кому что»;
-«Выбери пожароопасные предметы»;
-«Что не так»;
-«не ошибись»;
«испорченный телефон»;
-«Умные машины»
-каски;
-строительный материал;
-предметы-заместители.
«Школа»
-чтение стихотворения А.Барто «Первоклассница»;
-экскурсия в школу;
-чтение стихотворения С.Михалкова «Важный день»;
-чтение стихотворения А.Барто «В школу»
Дидактические игры:
-«Первоклассник»;
— «Для чего нужен предмет?»;
-«Что за чем?»;
-«Веселая логика»;
-«Словарные слова»;
-«Ассоциации»;
-«Что для кого»;
-«Что положить в портфель?»
-касса букв, цифр;
-игрушечные парты;
-куклы;
-тетради;
Карандаши;
-доска;
-мел.
«Космическое путешествие»
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Первый космонавт Ю.А.Гагарин»;
-чтение рассказа В.Бороздина «Первый в космосе»;
-рассказ воспитателя о космонавтах;
-пересказ рассказа В.Бороздина «Ракета»;
-чтение рассказа Ю.Яковлева «Трое в космосе»;
-беседа на тему «Наша планета»;
-игра-путешествие «Планета Земля в опасности»;
-чтение стихотворения Я.Акима «Есть одна планета-сад»;
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Кто охраняет окружающую среду»;
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Уголок планеты, где мы живем»;
-конструирование «Космонавты у ракеты»;
-беседа «Мы все –жители планеты Земля»;
-рисование «Загадочный мир космоса»;
-аппликация «Полет на луну»;
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Земля-наш общий дом»
Дидактические игры:
-«Кем быть?»;
-«Звезды на небе»;
-«Подбери детали»
Словесные игры:
-«Кто больше назовет действий?»;
-«Что это?»
-карта звездного неба;
-шлемы для космонавтов;
-пуль управления;
-глобус
«Библиотека»
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие)«Экскурсия в библиотеку. Старинные книги»;
-экскурсия в библиотеку;
-чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»;
-чтение стихотворения «наши мамы, наши папы» Г.Бранловской;
-чтение рассказа В.Берестова «Читалочка»;
-организация мини-музея книги;
— организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) на тему «Книжная ярмарка»;
-чтение «Как печатали вашу книгу» С.Маршака
Дидактическая игра:
-«Кем быть?»;
-«Из чего и кем сделано?»;
-«Кто больше назовет действий?»;
-«Что для кого»
Словесные игры:
-«Кто работает днем?»;
-«Было-будет»;
-«Вчера, сегодня, завтра»;
-«Загадки и отгадки»
-книжки-малютки;
-карточки;
-предметы-заместители.
Руководство
играми дошкольников. Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми
дошкольников (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)
Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова
сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на
протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать
игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный
способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на
каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений
одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так
и на пояснение его смысла партнерам.
4. На каждом возрастном этапе педагогический
процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты
формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание
условий для самостоятельной детской игры.
Методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых
игр дошкольников на разных возрастных этапах.
Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных
действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного
предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного-двух
детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех
участников однотипных условных игровых действий.
Во втором полугодии деятельность педагога
направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки
из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и
воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра
воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные
сюжеты.
Во второй младшей группе задача педагога – построить совместную игру с ребенком так, чтобы
центром стало ролевое поведение. Выделяются независимые (строитель, шофер,
космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли.
Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя
взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли
ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания
сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем
уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли
инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей
и сказочных персонажей. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами
активизирует речь детей.
Средняя группа. Задача воспитателя– перевести детей к более сложному ролевому поведению
в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с
разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для
партнеров в ходе игры. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где
одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от
однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в
сюжете должно быть больше, чем участников.
Старший дошкольный возраст. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более
сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение
включает:
– умение ребенка выстраивать новые
последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;
– быть ориентированным на
партнеров-сверстников;
– обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров,
прислушиваться к их мнению;
– умение комбинировать предложенные
самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.
Задачи, которые стоят перед воспитателем
при руководстве сюжетно-ролевыми играми: 1) развитие
игры как деятельности; 2) использование игры в целях воспитания детского
коллектива и отдельных детей. Развитие игры как деятельности означает
расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны
приобретать положительный социальный опыт. Чем организованнее игра, тем выше ее
воспитательное воздействие: умение играть сосредоточенно, целенаправленно,
учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие
конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Для правильного руководства играми
воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и
воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в
игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих
объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д. Наблюдая
за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и
самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую
обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т. д.
Используемые воспитателями приемы руководства
играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного
воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется
путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления
игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру.
Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение
игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.
Прямые приемы руководства (ролевое участие в
игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры,
предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на
содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д.
Игровые технологии
Сюжетно-ролевые игры в детском саду
22.02.20185060.6k
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
Цели и задачи сюжетно-ролевой игры в детском саду
Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом.
Дети играют в «Магазин игрушек». На столике расставляются товары (игрушки), к ним прикрепляются ценники (при условии, что дети уже знакомы с цифрами и числами; это могут быть готовые таблички-наклейки или самостоятельно подписанные листочки). На «прилавке» есть игрушечная касса с банкнотами и монетками. Дети распределяются роли: продавец, кассир, покупатели. Следует разыгрывание вымышленной ситуации: выбор товаров покупателями, помощь продавца, совершение покупки на кассе.
По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.
Первоначальная сюжетно-ролевая игра состоит из воспроизведения действия взрослых, увиденного малышом в повседневной жизни
Когда автор этой статьи стала мамой во второй раз, первому сыну едва исполнилось полтора года. Естественно, старший ребёнок наблюдал за младенцем и за тем, как за ним заботятся родители: купают, пеленают, кормят из бутылочки, укладывают спать. И в возрасте двух лет сын повторял с игрушками сценки обыденной жизни. Он качал медвежонка на руках и напевал мелодию колыбельной, давал ему соску и погремушку, катал в коляске. То есть ребёнок примерил на себя роль родителя.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения.
Таблица: задачи сюжетно-ролевой игры
Возрастная категория детей | Задачи |
3–4 года |
|
4–5 лет |
|
5–6 лет |
|
6–7 лет |
|
В сюжетно-ролевой игре дети закрепляют знания о профессии (продавец-кассир) и учатся культуре посещения магазина
Виды сюжетно-ролевых игр
По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-ролевые игры делятся на творческие, сюжетно-дидактические и интерактивные.
- В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг: стать палеонтологами на раскопках, полететь на Марс, изобрести машину времени.
Творческая игра «Путешествие в космос» начинается с того, что один из воспитанников объявляет себя капитаном и предлагает полететь на луну. Ребята соглашаются: мальчики строят космический корабль (из стульев или мягких модулей), девочки собирают в дорогу припасы. Когда всё готово, капитан командует: «Поехали!», и путешествие начинается. Ребята рассказывают о том, что видят в воображаемых иллюминаторах, показывают действие в невесомости. Внезапно случается поломка, корабль совершает посадку на ближайшей планете, космонавты исследуют неизвестную территорию.
Воспитанники самостоятельно разработали замысел, подготовили предметы для игры и распределили роли
- Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Воспитатель всегда руководит игрой этого вида: озвучивает обязанности для каждой роли, наблюдает за ходом игры, корректирует выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая». Игра приобретает дополнительное содержание: познавательное (отличие фруктов и овощей в игре «Столовая» или «Огород»), математическое (посчитать количество предметов в игровой ситуации), языковое (актуально для групп, в которых изучается национальный язык).
Дети автора статьи любят играть в «Супермаркет». Старший сын готовится к поступлению в школу, умеет складывать и вычитать в пределах 100 — он выполняет роль кассира, раскладывает по ячейкам игрушечные купюры. Дочка учится писать, она оформляет ценники для товаров, её роль в игре — покупатель. Сценарий игры классический: покупатель набирает товары в тележку, кассир пробивает, совершается покупка. Дидактическое содержание игры заключается в тренировке дочкой умений писать цифры и совершенствовании сыном вычислительных операций (сложение и вычитание).
В игре происходит практическое применение математических знаний: получить сумму (сложение номинала банкнот или стоимости товаров), посчитать сдачу
- Организация интерактивных игр обусловлена внедрением технических средств в образовательные процесс ДОУ (применением ИКТ). Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх обогащает игровой опыт дошкольников. На экран проецируются фотографии реальных мест (морские, тропические пейзажи, города и представители далёкий стран) и фантастические сюжеты (иллюстрации волшебной страны, эпохи динозавров, инопланетных рас).
На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие» показываются видеофрагменты запуска ракеты и пребывания экипажа внутри корабля. Для развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических явлений: метеоритный дождь, полёт кометы, чёрная дыра. Воспитанникам предлагается выполнить задания на интерактивной доске по теме предыдущих занятий: члены экипажа закрепляют знания о вращении планет, устройстве Солнечной системы.
На доску проецируются космические пейзажи с целью максимального погружения детей в игровую среду и для закрепления знаний в небольших дидактических заданиях
По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по интересам мальчиков и девочек.
- Деловая игра — это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый член команды. Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и слаженность в работе коллектива — залог успешной работы (в условиях детского сада — работы-игры).
Примеры деловых игр для младших и средних дошкольников: «Парикмахерская», «Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В автобусе», «Путешествие на корабле».
Деловые игры для старших дошкольников требуют умения действовать по сговору и слаженно: «Операционная», «Школа», «Опытная лаборатория», «Спасательная бригада», «Редакция/Журналисты», «Космический экипаж».Дети действуют в рамках ролей — автомеханики, водитель
- Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных» и т. д.
Современная сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» копирует модель профессиональных взаимоотношений «банковский оператор — клиент». Игра подходит для старших дошкольников, имеющих представление об оказании услуг в сберегательном банке (посещали с родителями): оплата квитанций, оформление банковской карты, выдача наличных, перевод средств и др. Некоторые атрибуты для игры педагог делает совместно с ребятами: терминал и банкомат (наклеивают на коробки распечатки-экраны с кнопками), бейджики для операторов, банкноты и монетки.
Для игры используются старые банковские карточки, клавиатура и телефон, бутафорские банкноты и терминал
- Игры разделяются по интересам — для мальчиков и для девочек — в возрасте 4–5 лет. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой). Для сюжетно-ролевых игр девочек требуется небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к ним (коляски, кроватки, посудка, одежда). Мальчики воспроизводят в играх мужскую модель поведения: защита население (игры военной тематики, в полицейских, пожарных), строительство, занятия с техникой и транспортом.
Пишущая эти строки наблюдает каждый вечер несколько компаний в старшей группе, которую посещает сын. Девочки играют в «Дом моды», «Маникюрный салон», «Дочки-матери» в уголке игровой деятельности. Тогда как сюжетно-ролевые игры мальчиков имеют больший размах и выходят за пределы игровой зоны: их игры подвижны и часто шумны. Любимые игры сына и одногруппников — «Полицейские и воришки», «Строители», «Автомобилисты и инспектор».
Мальчикам интересно играть в строителей с привлечением специальной техники, спецодежды и инструментов
Со старшими дошкольниками воспитателю необходимо организовывать совместные сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек, чтобы формировалось представление о важности взаимодействия мужчин и женщин в быту, о профессионализме независимо от половой принадлежности. В играх «Семья» и «Встречаем гостей» дети примеряют различные возрастные роли (малыши, родители, тёти и дяди, старшее поколение родственников), развивают культуру общения со взрослыми, с гостями, напоминают, что домашние дела выполняются всеми членами семьи (мама готовит, стирает, гладит, папа чинит, делает ремонт, дети помогают). Патриотической подготовке воспитанников способствует игра в «Войну»: дети осознают значение каждого участника в этой сложной ситуации, девочкам отводятся роли на походной кухне и пункте медицинской помощи.
В играх военно-патриотической направленности участвуют и девочки, и мальчики, ведь помочь родине может каждый
Когда проводить сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.
Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру речевых и творческих занятий. Роль воспитателя заключается в проговаривании условий и плана игры и в контроле за действиями детей, поскольку игра в этом случае является инструментом обучения.
Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития речи. На речевом занятии дети изучают наглядные материалы по названной теме, беседуют с воспитателем, узнают новые слова и поясняют их значение. Воспитатель предлагает погрузить в тему и поиграть, активно используя в диалогах новые слова.
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» применяется на речевом занятии по теме «Поликлиника» в средней группе. Дети распределяют роли: стоматолог, педиатр, окулист, пациенты. Воспитатель даёт задание: в диалоге врача и пациента должны быть использованы слова по теме занятия (названия медицинский специальностей, «осмотр», «симптомы», «диагноз», «рецепт»).
В сюжетно-ролевой игре дети применяют знания, полученные на речевом занятии по медицинской тематике
Для активизации фантазии и развития талантов сюжетно-ролевые игры проводятся на творческих занятиях: музыкальных, по хореографии и театральной деятельности. После ознакомления детей с определённой группой музыкальных инструментов им предлагается провести игру «Духовой/струнный/народный ансамбль», в подготовительной группе сюжетно-ролевая на музыкальном занятии усложняется.
Игра в подготовительной группе «Симфонический оркестр» предполагает знание воспитанниками профессиональных обязанностей дирижёра и взаимодействия его со всем участниками оркестра. Для исполнения ролей музыкантов (скрипачи, флейтисты, барабанщик и др.) дети должны быть знакомы со всеми группами инструментов и способами игры на них.
Музыкальные занятия и особенно занятия хореографического кружка включают сюжетно-ролевые игры-танцы. Дети выполняют под музыку движения в соответствии с тематикой композиции: «На лесной опушке» — дети изображают зайчиков, лисиц, медвежат, «Танец с саблями» — импровизация на военный сюжет, «Лесорубы», «Косари» — моделирование в танце трудовой деятельности.
Под музыку дети движут в соответствии с сюжетом танцы: волк ловит зайчат
Также сюжетно-ролевая игра является первой ступенью театрализованной деятельности дошкольников. С детьми проводятся игры-инсценировки по литературным произведениям (в театральном уголке или кружке дополнительного образования): «Теремок», «Репка», «Лиса и заяц», «Мойдодыр» и др.
Игра-инсценировка проводится по мотивам известной детям сказки
Проведение сюжетно-ролевых игр в детском саду
Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирает воспитатель и располагает их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулирует интерес к развёртыванию самостоятельной деятельности. Для детей 4–7 лет атрибуты хранятся в игровой зоне в секциях/коробках по темам («Посуда», «Инструменты», «Медицина»). Ребята старших групп с удовольствием изготавливают материалы для игр своими руками: мечи из картона, продукты из пластилина, нарисованные картинки заменители.
Таким образом, воспитанникам младшей группы предоставляется готовый набор для игры в кафе: посуда, бутафорские продукты, касса, деньги. Подробнее об организации сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников можно узнать из нашей статьи — Как провести сюжетно-ролевую игру в младшей группе детского сада.
Игровая деятельность младших дошкольников активируется при помощи готового набора для сюжетно-ролевой игры
Методика организации сюжетно-ролевой игры
Воспитатель знакомится с перспективным планом развития и обогащения игровой деятельности, выявляет личных интересы детей и способность самостоятельного продумывания сюжета. С учётом полученных данных он приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.
- Выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета.
- Подготовка игровой среды: предметы мебели, игровые атрибуты и заменители, детали костюмов, материалы для самостоятельного изготовления предметов по замыслу.
- Создание мотивации и начало игры:
- воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию («Ребята, Чебурашка никогда не был в цирке, покажем ему представление?», «Жители острова Чунга-Чанга приглашают нас в гости!», «У кукол скопилось много грязной одежды, устроим для них прачечную!»);
- проведение краткой беседы по теме игры («Какие номера исполняют в цирке?», «Что необходимо для морского путешествия?», «Какие бытовые приборы есть в прачечной?»);
- руководство к игре (для младших дошкольников — прямое, для ребят постарше — косвенное): распределение ролей, обозначение примерного сюжета;
- Поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание;
- Завершение игры: анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.
Видео: организация сюжетно-ролевой игры в детском саду на всех возрастных этапах
Картотека сюжетно-ролевых игр — таблица
Возрастная группа | Методические приёмы | Примерная тематика |
Первая младшая (ясельная) | Ролевое парное взаимодействие: воспитатель в качестве партнёра по игре развивает способности ребёнка, исполняет «ведущую» роль. |
|
Вторая младшая | Ролевой диалог:
|
|
Средняя | Построение игры основывается на умении менять роль одного и того же ребёнка во время одной игры:
|
|
Старшая | Дети развивают умение действовать в сюжетно-ролевой игре по принципу «Смысловой куст»: у одного ребёнка сменяется несколько ролей за игру. Развивающий элемент в игре старший дошкольников — введение нестандартного персонажа (Баба-Яга в парикмахерской, крокодил Гена в музее, Чебурашка в космосе и т. д.). |
|
Подготовительная | Сюжетно-ролевые игры строятся детьми 6–7 лет по принципу придумывания:
|
|
Временной план игры в детском саду
Положения СаНПин по организации режима работы в ДОУ не содержат прямых указаний по длительности игровой деятельности дошкольников. Поскольку организованная педагогом сюжетно-ролевая игра считается формой обучения в детском саду, приравняем её длительность к временным нормам образовательных и физкультурных занятий.
Таблица: примерный временной план игр
Тема, группа | Начало игры | Основная часть игры | Завершение игры | Общая длительность |
«На приёме в поликлинике», первая младшая группа | Воспитатель приглашает ребят поиграть в «Поликлинику», показывает врачебный кабинет, распределяет роли (доктор, ожидающие в очереди пациенты с различными жалобами), проговаривает с детьми примерные партнёрские диалоги. 2–3 минуты |
Дети в парах разыгрывают диалоги («На что жалуетесь?», «Доктор, у меня болит…», «Проведём осмотр», «Я вам назначаю…»); роль доктора передаётся несколько раз разным воспитанникам. 9–10 минут |
Воспитатель хвалит детей, спрашивает о понравившихся моментах, просит положить игрушки на места. 2–3 минуты |
15 минут |
«Поездка в метро», средняя группа | Первичное распределение ролей, ребята пробуют самостоятельно продумать сюжет, подбирают атрибуты. 3–4 минуты |
Воспитатель подсказывает смену ролей воспитанникам, направляет сюжет, предлагает использовать дополнительные игровые материалы. 12–14 минут |
Обсуждение игры в целом, высказывание впечатлений, планирование возможных вариантов для обогащения сюжета 2–5 минут |
20 минут |
«На границе», подготовительная группа | Распределение ролей, составление плана игры, подготовка места, изготовление некоторых атрибутов для игры, перевоплощение в уголке ряжения. 4–7 минут |
Выстраивание сюжета по задумке воспитанников. 18–23 |
Анализ игры: каких атрибутов не хватало, как можно улучшить, разнообразить сюжет, что добавить в костюмах. 3–5 минут |
30 минут |
Если воспитатель видит заинтересованность детей в более длительной игре и не наблюдает признаков переутомления или чрезмерного перевозбуждения, стоит немного увеличить время на игру.
Видео: сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос» в подготовительной группе (30 минут)
Конспект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» в средней группе — таблица
Цель |
|
Оборудование | Предметы-заместители, бросовый материал, наборы специальных игрушек «Детский парикмахер», полотенца, фартуки, пеньюары, детские игрушки для уборки, ширма, магнитофон, бейджики. |
Предварительная работа | Экскурсия в салон красоты, беседа с работниками, рассматривание иллюстративного материала, изготовление атрибутов к игре. |
Руководство к игре | — Дети,сегодня мы с вами отправимся на очень интересное мероприятие, которое произойдёт в нашем любимом городе Серпухове. Давайте наденем куртки, шапки (показываю), встанем парами. Будьте осторожны и внимательны на улице (звучит фонограмма «Шум улицы»). — Вот мы и пришли. Здесь в этот прекрасный день открывается новый салон красоты «Золушка». И мы будем его первыми посетителями. — Скажите, дети, для чего нужны салоны красоты? (ответы детей) — Что люди делают в салоне красоты? (ответы детей) Кто работает в салоне? (парикмахер, мастер маникюра, косметолог, массажист, уборщица). Давайте же зайдём в «Золушку». Двери открыты для посетителей салона! (звучит торжественная музыка). — Посмотрите, какой красивый и уютный салон! Это — удобный зал ожидания для клиентов, где вы можете посмотреть модные журналы и выбрать красивую стрижку, причёску. Это — зал, где работают парикмахеры. Скажите, какую работу выполняют парикмахеры? Что нужно им для работы? (ответы детей) — Лучше других про работу парикмахера рассказала Лиза. Ты будешь работать мастером за этим креслом (показываю). А вторым мастером будет Костик. Я заметила,что ему очень нравится эта профессия. Вот это твоё рабочее место за этим креслом (показываю). Запомнили? Давайте пройдём дальше. Это — маникюрный кабинет. Как называется мастер, который здесь работает? (мастер маникюра) Что она делает? Кто из вас мог бы работать мастером маникюра? — Хорошо, Катя, ты будешь работать в маникюрном кабинете. Вы мне говорили, что в салоне работает ещё уборщица. То, что она делает очень важно. Уборщица поддерживает чистоту и порядок в салоне. А когда в салоне чисто и аккуратно, это нравится клиентам. Всегда приятно находиться в таком помещении. Парикмахеры благодарны за её работу. Кто из вас, ребята, мог бы справиться с этой ролью? Кому можно поручить это ответственное дело? Ты, Арина, будешь уборщицей. А я с вашего разрешения стану хозяйкой салона «Золушка». Буду наблюдать за вашей работой и помогать. — Итак, парикмахеры у нас — Лиза и Костик, мастер маникюра — Катя, уборщица — Арина, а остальные — посетители. Присаживайтесь в кресла и на диван, посмотрите журналы. Не забудьте вести себя тихо и спокойно, ждите когда вас пригласит мастер. А вы возьмите всё необходимое для работы и проходите к своим креслам. Будьте с клиентами внимательны, вежливы и приветливы. Аккуратно обращайтесь с оборудованием. Наш салон начинает свою работу! (звучит музыка). Выполняют игровые действия. — Дети, рабочий день заканчивается, нам пора закрывать салон красоты. Завтра он обязательно откроет перед вами свои двери. — Какие роли вам понравилось выполнять? — Что интересного было в игре? — Кто из вас хотел бы работать в салоне красоты, когда станете взрослыми? |
В сюжетно-ролевой игре дети учатся осваивать элементы новых профессий, например, мастера ногтевого сервиса
Атрибуты и наглядный материал для игр
Существует множество идей, как разнообразить детские игры при помощи различных атрибутов, вариантов оформления. Предметы и игрушки-заменители для сюжетно-ролевой игры легко изготовить своими руками, в том числе из бросового материала. К пополнению материальной базы игрового уголка следует привлекать воспитанников и родителей.
Видео: атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Фотогалерея: готовые наборы для игр
Игрушки в готовых наборах функциональны: в кассовый аппарат встроен калькулятор, на кухонной плите загораются конфорки, фен шумит и дует, у дрели вращается сверло и т. д. Эти атрибуты для игр максимально точные копии реальных приборов и инструментов, они яркие и удобные.
Фотогалерея: атрибуты из бросового материала
Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками — для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.
Фотогалерея: ролевые костюмы
Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.
Случай из жизни автора статьи: детям придумывали игру про супергероев. Специальных масок или одежды дома не было, и тут же включилось воображение! Супергеройская маска получилась из отрезка тёмной ткани с прорезями для глаз. Костюм чудо-девочки сложился из маминой футболки и шляпы из пластикового листа.
Дети — невероятные фантазёры, из простых вещей они делают костюмы и могут вообразить себя кем угодно
Фотогалерея: оформление игровой среды
Как говорилось выше, игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.
Анализ сюжетно-ролевой игры
С целью выявления эффективности организаторских способностей воспитателя в сюжетно-ролевых играх и корректировки плана дальнейшей деятельности педагог проводит анализ игры.
Протокол составляется по следующим критериям:
- Соответствие темы и содержания игры интересам воспитанников и уровню их игровых умений.
- Соответствие подготовительного этапа возрастной категории детей.
Игровая среда, выбор атрибутов и план сюжета продуманы воспитателем — для младшего возраста. Дети самостоятельно подбирали атрибуты из предложенных и намечали план игры — средний возраст. В соответствии с темой игры воспитанники сами подготовили предметные условия, сделали материал и атрибуты, распределили роли и развернули сюжет — старшие дошкольники.
- Описание методов для руководства ходом игровой деятельности, их результативность.
- Какие задачи были реализованы в проведённой игре.
- Оценка деятельности воспитанников:
- средства воплощения ролей (использование костюмов, мимики, жестов, выразительность речи);
- использование атрибутов;
- коммуникативный аспект в игре (взаимодействие с партнёром, помощь, отсутствие конфликтных ситуаций).
- Завершение игры: логический финал игрового сюжета, эмоциональное состояние детей (признаки переутомления, приподнятое настроение, желание в будущем развить сюжет игры).
- Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры, какими средствами обогатить игровой опыт детей.
Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию личностных качеств воспитанников. В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.
- Автор: Мария Скопина
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(45 голосов, среднее: 4.3 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Методическая разработка «Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников»
Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников).
Ведь сюжетно-ролевая игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми: развитие игры как деятельности и использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. При подборе игрушек и организации игрового пространства воспитателю следует принимать во внимание возраст детей. В младших группах наиболее целесообразно располагать игрушки в групповом помещении так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка — в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. При этом дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.
В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определены приёмы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. п., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры, вместе с тем, вызывает интерес у них к новой теме игры, обогащает содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. К прямым приёмам руководства относятся: ролевое участие взрослого в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Они дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Однако нельзя забывать, что основное условие использования этих приёмов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. В то же время, развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.
Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом. На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой. На третьем этапе (5 — 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.
Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
1. Выбор игры.
Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, а также использовать темы игр, отражающих общественные события и явления, окружающую бытовую жизнь людей.
2. План игры.
Воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребёнка, и определить предполагаемые роли и средства игровой организации.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к
об суждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации.
Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья — поезд, кубики — корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.
5. Распределение ролей.
Воспитателю необходимо стремиться удовлетворить игровые потребности детей, то есть каждому предложить желаемую роль, а также установить очерёдность разыгрывания ро- лей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры.
Воспитателю необходимо создать интересную игровую ситуацию. Для этого можно
использовать некоторые методические приёмы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода; в начале игры распре- делить главные роли между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением.
7. Сохранение игровой ситуации.
В развёрнутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети. Воспитатель помогает этому с помощью некоторых приёмов: в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия (требования, поощрения, наказания) осуществляет в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
8. Завершение игры.
Воспитателю необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течении всего учебного года. В этом может помочь структурированная в таблицах система подбора тематики для игр.
Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми в зависимости от поставленных задач.
Задача № 1: Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни.
Методы и приемы:
* Рассматривание иллюстраций, фотографий
* Просмотр видеоматериалов
* Рассказ воспитателя
* Чтение художественной литературы
* Беседа
* Отгадывание загадок
Задача № 2: Изучать интересы детей, их любимые игры.
Методы и приемы:
* Наблюдение за игровыми объединениями детей
* Рисование на тему «Как мы играем»
* Рисование на тему «Мои любимые игрушки»
* Беседа на тему «Любимые игры»
* Беседа на тему «Мои друзья»
* Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду»
Задача № 3: Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную
базу» для игры.
Методы и приемы:
* Рассматривание предметов, игрушек, предметов-
заместителей
* Рассказ воспитателя о предметах
* Беседа об использовании предметов, игрушек
* Беседа о хранении и размещении игрушек
* Изготовление детьми предметов-заместителей,
игрушек-самоделок, поделок
* Внесение новых игрушек и предметов
Задача № 4: Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре.
Развивать творческие способности детей.
Методы и приемы:
* Предложение темы игры, новых сюжетов
* Обсуждение игрового сюжета
* Создание игровой воображаемой ситуации
* Создание игровой обстановки
* Разработка плана игры
* Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры
* Распределение ролей
* Ролевое участие в игре
Задача № 5: Формировать специфические игровые умения.
Методы и приемы:
* Показ игровых действий с игрушками, предметами,
предметами-заместителями
* Употребление условной игровой терминологии
* Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей)
* Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой