Концертный зал чайковского руководство

Ферапонтова Елена

Ферапонтова Елена Владимировна

Кандидат искусствоведения
Преподаватель
Руководитель дирекции

Шебаршина Наталья Валентиновна

Менеджер

Федяева Анастасия Александровна

Ведущий музыкальный редактор

Иудина Дарина Сергеевна

Менеджер

Наймушина Лариса Николаевна

Дежурная по выдаче справок

Сорочинская Нина Сергеевна

Дежурная по выдаче справок

Туровцева Александра Александровна

Менеджер

Орган украшал Концертный зал имени П. И. Чайковского с первых дней. В 1940 году здесь был установлен инструмент немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер», с 1840 года находившийся в соборе Свв. Петра и Павла на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это был один из лучших органов своего времени, на нем обучались студенты Санкт-Петербургской консерватории, в том числе сам Чайковский. Однако при демонтаже и транспортировке в Москву он сильно пострадал. После многоэтапных работ по вводу инструмента в эксплуатацию первый органный концерт состоялся лишь в ноябре 1947 года, играл эстонский органист Хуго Лепнурм. В последующие 12 лет орган звучал нечасто.

В середине 1950-х годов в нашей стране начал стремительно возрастать интерес к органному искусству: при Министерстве культуры СССР была создана Постоянная комиссия по вопросам органостроения, во многих консерваториях стали открываться органные классы. Начался советский органостроительный бум. Его первенцем стал уникальный инструмент Зала Чайковского.

Идею возведения современного органа на месте валькеровского подал чешский органист Иржи Рейнбергеру, в 1956 году посетивший Москву с концертами. Инициатором приобретения нового инструмента стал директор Московской филармонии Митрофан Белоцерковский. По совету выдающегося советского органиста Леонида Ройзмана, председателя упомянутой выше комиссии, изготовление органа было поручено чешской фирме «Ригер-Клосс». Ее мастера блестяще справились с задачей: построенный по последнему слову техники инструмент обладал универсальными ресурсами для исполнения музыкальных произведений разных эпох и стилей; вплоть до 2003 года он оставался самым большим органом Москвы и по-прежнему является одним из крупнейших в России. Для его перевозки из Чехословакии в СССР потребовался специальный состав из восьми вагонов.

Концерт-инаугурация нового органа состоялся 26 сентября 1959 года. Честь первого выступления принадлежала Иржи Рейнбергеру, исполнившему сочинения Пёрселла, Баха, Франка, Дюпре, Хиндемита, Эбена, Сокола и собственную транскрипцию фортепианной прелюдии и фуги Шостаковича. С органом Зала Чайковского связана вся история современного российского органного исполнительства. За 60 лет московская публика познакомилась с органистами практически всех европейских стран, США и Канады. Среди них – крупнейшие в истории исполнительского искусства фигуры: немецкий органист и композитор Иоганнес-Эрнст Кёлер – основатель Баховских фестивалей в Лейпциге, Иоганнес Кестнер – органист Лейпцигской церкви Св. Фомы, Флор Петерс, Жан Гийю, Ги Бове, Оливье Латри, Хуго Лепнурм, Леопольдас Дигриси другие прославленные музыканты.

Несколько поколений публики воспитано на органных концертах Зала Чайковского. На протяжении многих лет огромный интерес слушателей вызывали концерты ежегодного абонемента выдающегося органиста Гарри Гродберга. В наше время в главном зале Московской филармонии регулярно проводятся органные фестивали и выступления крупнейших российских и зарубежных мастеров, большой популярностью пользуются абонементные циклы «Девять веков органа», «Музыка для органа с оркестром».

Орган Зала Чайковского имеет 4 мануала, педальную клавиатуру и 81 регистр. Длина корпуса инструмента – 11 метров, ширина – 6 метров, высота – 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей, где расположены 7800 звучащих труб: размер самых больших доходит до 6,5 метра в высоту, 2,6 метра в диаметре, вес – до 220 килограмм; высота самых маленьких – 20 миллиметров, диаметр – со спичечную головку.

Первоначальная диспозиция органа составлена Иржи Рейнбергером при участии Леонида Ройзмана.Впоследствии инструмент дважды реконструировался – в 1970 и 1977 годах, тогда же по инициативе Гарри Гродберга существенно скорректирована диспозиция и увеличено количество регистров. Универсальный состав голосов позволяет исполнять готический, ренессансный и барочный репертуар, включая произведения испанских композиторов, сочинения немецких, французских и английских авторов эпохи романтизма, музыку XX-XXI вв.

Орган Зала Чайковского остается одним из лучших в России. Это национальное достояние и исторический памятник (как с технической, так и с художественной точки зрения). Его визуальный облик – также памятник своей эпохи: аскетичный фасад инструмента как нельзя лучше вписывается в строгие контуры сцены, придавая ей завершенный и величественный вид.

Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского (сокр. КЗЧ, Концертный зал Чайковского) — здание и концертный зал Московской государственной академической филармонии, открытый в 1940 году. В зале проходят музыкальные фестивали, концерты академической музыки и спектакли. Всего проводится около 300 концертов в год, которые ежегодно посещают более 350 тысяч человек[1].

Достопримечательность
Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского
Tchaikovsky Concert Hall in MSK.jpg
55°46′08″ с. ш. 37°35′46″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Москва
Местоположение Тверская ул., д. 31/4, стр. 1
Ближайшая станция метро Замоскворецкая линия Маяковская
Тип здания Концертный зал
Архитектурный стиль Сталинский ампир
Автор проекта В. Мейерхольд
Архитектор Д. Чечулин, К. Орлов
Строительство 1933—1940 годы
Статус Wiki Loves Monuments logo - Russia - without text.svg ОКН № 7700000047№ 7700000047
Сайт meloman.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Концертный зал включает партер, три амфитеатра и два балконных яруса. Вокруг сцены полукругом расположены 1505 мест. В зале установлено три рояля Steinway & Sons и орган Rieger-Kloss. Параметры сцены: высота — 15 м, глубина — 20 м, ширина: у органа — 11 м, середина сцены — 20 м, авансцена — 23 м[1][2].

В здании базируются Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России имени Евгения Светланова, Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Хор имени Пятницкого, Оркестр русских народных инструментов имени Николая Осипова и других коллективов[3]. Также в здании находится Камерный зал Московской филармонии[4].

РасположениеПравить

Зал имени Чайковского расположен в Тверском районе города Москвы, на пересечении Тверской и Садовой-Триумфальной улиц. Фасад и колоннада здания является важной частью архитектурного ансамбля Триумфальной площади, созданного Дмитрием Чечулиным в 50-х годах XX века. Слева от колоннады встроен южный вестибюль станции метро «Маяковская».

Архитектура и оформлениеПравить

В начале XX века на месте концертного зала находился театр «Буфф-миниатюр», затем ― театр лёгкого жанра «Зон». В 1913 году прямо напротив здания театра был открыт один из первых московских кинотеатров — «Дом Ханжонкова», впоследствии известный кинотеатр «Москва». Рядом, на месте современного Театра Сатиры, — популярный в своё время Цирк братьев Никитиных, затем Мюзик-холл[5].

После революции в 1922 году здание передали Гостеатру имени Всеволода Мейерхольда. В течение десяти лет здесь шли знаменитые спектакли Мейерхольда: «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума») и другие. В 1932-м он переехал в помещение, где в настоящее время находится Драмтеатр имени Марии Ермоловой[5].

Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание на Триумфальной площади и превратить его в самый большой и современный театр в Москве. Проект здания театра был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым, сыном Евгения Вахтангова, и Михаилом Бархином и включал крышу-купол, стеклянный потолок и трансформируемую сцену, состоящую из двух подвижных кругов. Главной задумкой Мейерхольда было создание общего пространства сцены и зрительного зала. Однако во время строительства театра Мейерхольд был репрессирован и расстрелян, а театр его имени закрыли[2].

Мейерхольд и его команда архитекторов Алексей Щусев, Михаил Бархин и Сергей Вахтангов, успели к 1938 году построить основу здания — в кирпиче и бетоне[1]. Не были проработаны только отделка и фасад. Недостроенное здание передали Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро «Маяковская», построенная по проекту Алексея Душкина. В 1940-м архитектор Дмитрий Чечулин закончил внутреннюю отделку концертного зала, получившего имя Петра Ильича Чайковского. Итоговый вариант сохранил элементы первоначального проекта, например, эллипсообразную форму зала, но здание уменьшили вдвое[6].

В концертном зале сохранился конструктивизм внутреннего устройства, спроектированного Бархиным и Вахтанговым, а также внутренняя планировка — расположение зрительных мест, поднимающихся вверх в виде амфитеатра, большие проходы, связывающие фойе, зал и сцену в традициях средневекового площадного театра. Для удобства посетителей гардеробные секции были расположены на каждом этаже.

В 1950 году над сценой установили лепное изображение Герба СССР с шестнадцатью лентами — по числу республик, а через шесть лет одну ленту убрали, когда союзных республик стало пятнадцать[7]. Впервые в СССР сделана система приточной вентиляции через каналы в спинках зрительских кресел. Свежий воздух подавался из отверстий кресел рядом с ногами зрителей со скоростью 0,2—0,3 м/сек. Были применены специальные системы, заглушающие шум вентиляторов. Кардинальные изменения затронули строение сцены: решено было отказаться от трансформера и формы эллипсисиса с двумя кругами. Остался вполне традиционный прямоугольник сцены. А на месте выдающегося в зал второго сценического круга (так называемый «просцениум») сейчас расположен партер[8].

В 2004—2005 годах зал реконструировали: установили новые кресла, изготовили новую сцену-трансформер. В результате изменилась пространственная концепция зала и появилось место для оперных постановок. К 2008 были завершены основные работы по совершенствованию акустики зала, которые провела немецкая фирма Mueller BBM (установлены специальные акустические щиты). Недостатки акустики помещения, первоначально не предназначенного для концертов (Чечулин их пытался решить за счет специального покрытия стен, за счет тяжелого занавеса, ковровых дорожек и обивочного материала на сиденьях, но не довел до совершенства), были устранены. В ходе реконструкции залу вернули исторический облик: восстановили мраморный пол 1930-х годов, зеркальные колонны фойе, банкетки, поставили новые стеклянные двери[1].

ОрганПравить

К открытию зала был установлен орган немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер» (Людвигсбург, Германия), на котором в 60-е годы XIX века играл Пётр Чайковский. Ранее орган стоял в петербургском церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте[7]. В 1959 году, в связи с серьёзными повреждениями при перевозке инструмента из Ленинграда в Москву, этот орган был заменён[9].

Новый орган чехословацкой фирмы «Rieger-Kloss» насчитывает 81 регистр и является одним из самых больших органов в России. Длина корпуса 11 метров, ширина 6 метров, высота 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из трёх этажей, где расположены 7800 звучащих труб. Размер самых больших доходит до 6,5 метров высоты, в периметре 2,6 метра, весом до 220 кг каждая. Высота самых маленьких звучащих труб 20 мм, диаметр 6 мм. Пульт управления представляет собой сложный электрический механизм, на котором установлены четыре клавиатуры для рук и одна — для ног. Он также снабжён контрольным сигнальным устройством. Первоначальная диспозиция органа была спроектирована Иржи Рейнбергером и Леонидом Ройзманом. Его последующие реконструкции в 1970 и 1977 годах инициировал музыкант Гарри Гродберг[источник не указан 1156 дней].

Диспозиция органа «Rieger-Kloss»

Диспозиция органа «Rieger-Kloss» Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве.
81 регистр, 4 мануала, 7800 труб, Opus 3255, 1959 год,   Чехословакия, Крнов[10].
Красным цветом в диспозиции выделены язычковые регистры.

I. Positiv C-c4


1. Principal 8’
2. Gedackt 8’
3. Quintade 8’
4. Prestant 4’
5. Blockflöte 4’
6. Oktave 2′
7. Spitzflöte 2’
8. Quint 11/3
9. Superoktave 1’
10. Sesquialtera 2 f. 22/3′+13/5
11. Mixtur 6-7 fach 1’

12. Krummhorn

8’

13. Rohrschalmei

4’

Tremolo
II. Hauptwerk C-c4


14. Gross Principal 16’
15. Holzpommer 16’
16. Principal 8’
17. Trichterprincipal 8’
18. Hohlflöte 8’
19. Gemshorn 8′
20. Oktave 4’
21. Nachthorn 4’
22. Superoktave 2’
23. Rauschpfeife 4 f. 22/3
24. Mixtura major 5-8 f. 2’
25. Mixtura minor 5 f. 1’

26. Trompete

16’

27. Trompete

8’

III. Oberwerk C-c4


28. Quintade 16’
29. Principal 8’
30. Rohrflöte 8’
31. Spitzgambe 8’
32. Oktave 4’
33. Spillflöte 4’
34. Quint 22/3
35. Superoktave 2′
36. Querpfeife 2’
37. Terzian 2 f. 13/5′+11/3
38. Scharf 5-6 f. 1’
39. Zimbel 3 f. 1/2

40. Trompete

8’

41. Englischhorn

8’

42. Trompete

4’

Tremolo
IV. Schwellwerk C-c4


43. Bourdon 16’
44. Principal 8’
45. Koppelflöte 8’
46. Weidenpfeife 8’
47. Geigemschwebung 2 f. 8’+4’
48. Oktave 4’
49. Klein Gedackt 4’
50. Nassat 22/3
51. Waldflöte 2’
52. Terz 13/5
53. Sifflöte 1’
54. Holzern Glächter 3 f. 4/7
55. Mixtur 5-7 f. 11/3
56. Klingende Zimbel 3 f. 1/6

57. Dulzian

16’

58. Franz. Trompete

8’

59. Oboe

8’

60. Geigendregal

8’

61. Clairon

4’
Tremolo
Pedal C-g3


62. Untersatz 32’
63. Prinzipalbass 16’
64. Offenbass 16’
65. Subbass 16’
66. Bassflöte 16’
67. Quintbass 102/3
68. Oktavbass 8’
69. Gedacktbass 8’
70. Spitzflöte 8’
71. Choralbass 4’
72. Dolkan 4’
73. Russisch Horn 2’
74. Rauschbass 8 f. 51/3
75. Pedalmixtur 6-7 f. 22/3
76. Basszimbel 3 f. 1/2

77. Kontrabombarde

32’

78. Posaune

16’

79. Trompete

8’

80. Klarine

4’

81. Singend Kornett

2’

Копулы: III/I, IV/I, I/II, III/II, IV/II, IV/III, I/P, II/P, III/P, IV/P

Вспомогательные приспособления:

  • Крещендо
  • Зетцер-комбинации: «А» американской системы с раздельным включением на каждом мануале, 7 зетцер-комбинаций (В—H) единых для всего органа
  • Готовые комбинации: общее Pleno, Tutti, раздельное Tutti (I, II, III, IV, P)
  • Аннуляторы крещендо, микстур, язычковых регистров, раздельные аннуляторы для язычковых регистров
  • Швеллер IV мануала
  • Auslöser
  • Vorbereitung

Значимые событияПравить

Открытие Концертного зала состоялось 12 октября 1940 года и было приурочено к столетию со дня рождения Петра Чайковского. На церемонии прошёл концерт, на котором под руководством дирижёров Александра Гаука и Константина Иванова исполняли произведения композитора — Шестую симфонию, Франческа да Римини, первая часть Первого фортепианного концерта и другие[1][11].

В первый филармонический сезон в концертном зале дирижировали Николай Голованов, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Карл Элиасберг, выступали Константин Игумнов, Владимир Софроницкий, Давид Ойстраха, Святослав Кнушевицкий, Надежда Обухова.

В годы Великой Отечественной войны концертный зал продолжал работу, несмотря на осадное положение Москвы и отсутствие отопления. На крыши театра находилась зенитная установка, а в подвале организовали бомбоубежище, куда во время воздушной тревоги спускались артисты и зрители. Осенью 1941 года на крыше зала и на станции метро «Маяковская» состоялись концерты для зенитчиков. За четыре года войны в зале провели более тысячи выступлений, которые посетили 2 млн зрителей[1][5].

В поствоенное время в концертном зале проходили различные культурные мероприятия и выступления: Всесоюзные конкурсы балетмейстеров и артистов балета, международные шахматные турниры, «Пушкинские чтения», торжественные заседания к 800-летию Москвы, творческие вечера московских театров. В 1947 году в зале снимали комедию «Первая перчатка» режиссёра Андрея Фролова.

В послевоенные годы в Зале имени Чайковского выступали Квартет имени Бородина, симфонический оркестр Московской филармонии во главе с Самуилом Самосудом, Московский камерный оркестр, основанный Рудольфом Баршаем. В Концертном зале выступают симфонические оркестры, творческие коллективы, ставятся опера и музыкально-драматические спектакли. Например, оперы «Война и мир» Прокофьева, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского и другие. В зале также проходят различные фестивали: «Русская зима», «Виртуозы гитары», «Опера априори». В 1962 году он становится одной из главных площадок Международного конкурса имени Чайковского, а с 1999-го — конкурса струнных квартетов им. Д. Д Шостаковича[1][12][13]. В 1990-м на сцене зала отмечали 100-летие со дня рождения Бориса Пастернака, в 1998-м — 80-летие Александра Солженицына, впоследствии проводили литературные и творческие вечера Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Сергея Безрукова и других артистов[источник не указан 1156 дней].

Уходящие на фронт солдаты на фоне Зала Чайковского, 1941

После реконструкции 2005 года на сцене зала показывали сценические версии опер «Очарованный странник» Щедрина[14], «Царь Эдип» Стравинского[15], концертные исполнения «Травиаты» Верди[16], «Алеко» и «Франчески да Римини» Рахманинова[1], «Кармен»[17] Бизе и другие музыкальные произведения. Зал Чайковского стал также площадкой для проведения таких циклов Московской филармонии, как «Оперные шедевры», «Великие оратории», «Европейские виртуозы в Москве», «Звезды мировой оперы в Москве»[18]. Здесь проходили концерты фестивалей к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича (2006)[19] и к 75-летию Родиона Щедрина (2007)[20].

В 2007 году Московской филармонией был открыт камерный зал, проход в который осуществляется через фойе Зала имени Чайковского[21].

В 2009—2010 годах в зале проходили органные сезоны Московской филармонии «50 лет органу Концертного зала имени П. И. Чайковского»[22]. В настоящее время в зале ежегодно проводится фестиваль «Девять веков органа»[1].

На сцене Концертного зала в разные годы выступают Венский филармонический, Лондонский симфонический оркестры, Симфонический оркестр Артуро Тосканини, оркестр и хор итальянского фестиваля Arena di Verona, оркестр и хор Мариинского театра, оркестр и хор Пермского театра оперы и балета. В 2017 году состоялся концерт норвежского Симфонического оркестр Ставангера под руководством Кристиана Васкеса[1][23]. В этом же году в рамках IX Большого фестиваля Российского национального оркестра показали премьеру фильма «Последняя ночь последнего царя» сценариста Эдварда Радзинского[24].

Концертный зал служит площадкой для вручения премий имени Шостаковича[25] и правительства Российской Федерации «Душа России»[26].

Зал использовался для церемонии прощания с дирижёром Николаем Калининым (2004)[27], балетмейстером Игорем Моисеевым (2007)[28], певцами Муслимом Магомаевым (2008)[29], Дмитрием Хворостовским (2017)[30], Иосифом Кобзоном (2018)[31], органистом Московской филармонии Гарри Гродбергом (2016) и другими творческими деятелями.

ГалереяПравить

    В киноПравить

    Колоннада Концертного зала имени Чайковского упоминается в фильме Карена Шахназарова «Курьер», как место свидания главных героев Ивана и Кати[32].

    ПримечанияПравить

    1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве. Справка. РИА Новости (12 октября 2010). Дата обращения: 31 октября 2017.
    2. 1 2 Шмидт, 1997, с. 384.
    3. Концертный зал имени Чайковского отмечает юбилей. РоссияК (12 октября 2015). Дата обращения: 14 декабря 2017.
    4. Камерный зал Московской филармонии.
    5. 1 2 3 Концертный зал имени П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии. Культура.рф. Дата обращения: 31 октября 2017.
    6. Кожинов В. История России. Век XX. — М.: Алгоритм, 2016. — 1040 с. — ISBN 978-5-17-097263-0.
    7. 1 2 Концертный зал имени П. И. Чайковского. Московская Филармония. Дата обращения: 31 октября 2017.
    8. Андрей Устинов. От театра Мейерхольда к КЗЧ, Музыкальное обозрение (20.01.2016).
    9. Августин А. Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга. — СПб.: Центрполиграф, 2015. — 512 с. — ISBN 978-5-227-06018-1.
    10. Органы России. Энциклопедия / Авторы-составители: Е. Д. Кривицкая, П. Н. Кравчун. — 2-е изд., расширенное и дополненное. — М.: «Композитор», 2016. — 256 с. — ISBN 978-5-9907997-0-7.
    11. Быков В., Деркач О. Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей. — М.: Директ-Медиа, 2017. — 624 с. — ISBN 978-5-17-097263-0.
    12. Расписание на 2 недели. Коммерсант.ru (17 февраля 2017). Дата обращения: 31 октября 2017.
    13. Фестиваль «Игорь Бутман и “Будущее джаза”». Сноб (14 октября 2014). Дата обращения: 31 октября 2017.
    14. В новый Концертный зал заплыли пароходы. Коммерсант.ru (12 июля 2007). Дата обращения: 31 октября 2017.
    15. Опера-оратория «Царь Эдип» в Зале Чайковского. РоссияК (20 июня 2007). Дата обращения: 31 октября 2017.
    16. «Травиата» Джузеппе Верди прозвучала в Концертном зале Чайковского. РоссияК (23 мая 2017). Дата обращения: 31 октября 2017.
    17. Кармен убежала из Большого зала консерватории. Новая газета (6 марта 2009). Дата обращения: 31 октября 2017.
    18. Абонементы. Московская Филармония. Дата обращения: 14 декабря 2017.
    19. Синемафония жизни и смерти. Российская Газета (16 декабря 2006). Дата обращения: 14 декабря 2017.
    20. «Очарованный странник» Родион Щедрин. Электронная газета “Век” (27 сентября 2007). Дата обращения: 14 декабря 2017. (недоступная ссылка)
    21. Московская филармония. Камерный зал Московской филармонии.
    22. Органу Концертного зала им. П.И.Чайковского исполняется 50 лет. Ореанда (9 октября 2009). Дата обращения: 14 декабря 2017.
    23. В Москве впервые выступит симфонический оркестр Ставангера. The Village (21 марта 2017). Дата обращения: 31 октября 2017.
    24. Один актер, один режиссер и одна афиша. Независимая газета (5 октября 2017). Дата обращения: 31 октября 2017.
    25. Премия имени Шостаковича. Независимая газета (2 ноября 2012). Дата обращения: 31 октября 2017.
    26. Пропагандисты народной культуры (недоступная ссылка). Вечерняя Москва (13 декабря 2016). Дата обращения: 31 октября 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
    27. Прощание с Николаем Калининым. РоссияК (9 июня 2004). Дата обращения: 14 декабря 2017.
    28. Прощание с Игорем Моисеевым. РоссияК (6 ноября 2007). Дата обращения: 14 декабря 2017.
    29. Под звуки золотого голоса. НТВ (28 октября 2008). Дата обращения: 14 декабря 2017.
    30. Телеканал «Культура». Прощание с Дмитрием Хворостовским состоится в КЗЧ.
    31. Известия.ру. Прощание с Кобзоном в КЗЧ.
    32. Прогулки кино. Москва в кино. Х/ф «Курьер» (Мосфильм, 1986).

    ЛитератураПравить

    Шмидт О. С. Москва : энциклопедия. — М.: Большая рос. энцикл, 1997. — 974 с.

    СсылкиПравить

    • Официальный сайт Московской филармонии
    Достопримечательность

    Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского

    Tchaikovsky concert hall Moscow Russia.jpg

    Страна Россия
    Город Москва, Триумфальная площадь, 4/31
    Дата основания 1901 год
    Сайт Официальный сайт
    Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского на Commons-logo.svg Викискладе

    Координаты: 55°46′08.09″ с. ш. 37°35′46.97″ в. д. / 55.768914° с. ш. 37.596381° в. д. (G) (O) (Я)

    Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского — один из крупнейших концертных залов Москвы. Расположен на Триумфальной площади. Является главной концертной площадкой Московской филармонии.

    Содержание

    • 1 История
      • 1.1 Предыстория
      • 1.2 1940—1945 годы
      • 1.3 Послевоенные годы
      • 1.4 Начало ХХI века
    • 2 Ссылки

    История

    Предыстория

    Разнообразная творческая жизнь на месте современного здания на углу нынешних Тверской улицы и Триумфальной площади, началась ещё в первые годы ХХ века. Именно тут с 1901 года располагался театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренера Шарля Омона, позже — театр легкого жанра «Зон», а после революции — Театр РСФСР. В 1913 году прямо напротив здания театра был открыт один из первых московских кинотеатров — «Дом Ханжонкова», впоследствии известный кинотеатр «Москва». Рядом, на месте нынешнего Театра Сатиры, — популярный в свое время Цирк братьев Никитиных, затем Мюзик-Холл.

    В 1922 году здание было передано ТИМу — Театру имени Вс. Мейерхольда. В течение 10 лет здесь с триумфом шли знаменитые спектакли Мейерхольда: «Мистерия-буфф» Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии А.Грибоедова «Горе от ума») и другие. В 1932 году ТИМ переехал в помещение нынешнего театра им. Ермоловой, а в здании на Триумфальной площади началась серьёзная перестройка и реконструкция.

    По замыслу Мейерхольда, новый дом его труппы должен был стать самым большим и современным в Москве, оснащенным по последнему слову техники. Мейерхольд задумывал театр, в котором предвиделись: трансформируемая сцена и возможность переноса игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, перспектива кинофикации и направленного регулирования света и звука, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Также предусматривалась возможность обслуживания публики на безантрактовых спектаклях (с разносом напитков и вентиляцией в спинках кресел для курящих), что казалось фантастическим для того времени, но вполне осуществимо в наши дни.

    Главной же задачей режиссёра было создание единого пространства сцены и зрительного зала. Мейерхольд хотел разрушить воображаемый заслон между актерами и зрителями (убрать занавес, рампу и оркестровую яму), «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля».

    Трагические события конца 30-х подвели черту под всеми творческими замыслами Мейерхольда: в январе 1938 года ГосТим был закрыт, в 1939 году сам Мейерхольд был арестован и в феврале 1940-го расстрелян.

    По историческим сведениям, Мейерхольд и его команда архитекторов (А. В. Щусев, М. Г. Бархин и С. Е. Вахтангов — сын Е. Б. Вахтангова) успели к 1938 году построить основной костяк здания — в кирпиче и бетоне. Не были проработаны только отделка и фасад. После закрытия театра Мейерхольда недостроенное здание было передано Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. В 1940 году была закончена внутренняя отделка нового зала. Архитекторы Д. Н. Чечулин и К. К. Орлов, возглавившие работу по перестройке здания, в целом сохранили прежнюю планировку. Д. Н. Чечулин в дальнейшем внес значительный вклад и в убранство площади, которая с 1935 по 1992 гг. носила имя Владимира Маяковского. Он является архитектором здания гостиницы «Пекин» и памятника великому поэту, установленного на площади Маяковского в 1958 году.

    Тем временем своеобразная «площадь искусств» прирастала все новыми адресами. В одном из зданий с 1937 по 1970 гг. располагался Государственный театр кукол под руководством С. В. Образцова. В другом с 1961 по 1974 гг. работал театр «Современник». С 1959 «соседом» Концертного зала имени Чайковского стал Театр им. Моссовета, переехавший в здание, построенное на месте старого зимнего театра «Аквариум»; с 1965 — Театр Сатиры. Чуть дальше находится музей М. А. Булгакова.

    В конструкции Зала имени Чайковского многое осталось от первоначального проекта. Можно смело сказать, что своим нынешним обликом зал во многом обязан именно Всеволоду Мейерхольду и его гениальным идеям. В частности, идеальным сценическим решением Мейерхольд считал модель древнегреческого театра, где сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон, а места для публики расположены амфитеатром, благодаря чему обеспечивается прекрасный обзор сцены со всех сторон. Эти условия отчасти были сохранены в новом концертном зале, имеющем эллипсообразную форму, которая обеспечивает отличное восприятие происходящего на сцене.

    В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро «Маяковская», уникальный проект которой получил мировое признание. В том же году он завоевал Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. С 1980-х станция «Маяковская» имеет статус памятника архитектуры, а в 2001 году включена в список памятников истории и культуры как один из ценнейших архитектурных объектов столицы.

    1940—1945 годы

    Вид с Садового кольца

    Открытие нового концертного зала Московской филармонии, получившего имя П. И. Чайковского, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. 12 октября 1940 года в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали Шестая симфония, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. Солистами выступили Лев Оборин, Пантелеймон Норцов, Елена Кругликова, Вера Давыдова и Марк Рейзен.

    Уже первый филармонический сезон в Концертном зале имени Чайковского принес залу всесоюзную известность. На афишах нового зала были представлены имена дирижёров Николая Голованова, Александра Мелик-Пашаева, Евгения Мравинского, Натана Рахлина, Карла Элиасберга; пианистов Константина Игумнова, Владимира Софроницкого, Марии Юдиной, Эмиля Гилельса, Якова Флиера, Якова Зака, Григория Гинзбурга; скрипача Давида Ойстраха; виолончелиста Святослава Кнушевицкого; вокалистов Валерии Барсовой, Надежды Обуховой, Марии Максаковой, Сергея Лемешева, Ивана Козловского. Среди ярких событий сезона — концертное исполнение оперы Бетховена «Фиделио» (к 170-летию со дня рождения композитора) и авторский вечер Сергея Прокофьева, в котором Пятую фортепианную сонату исполнил молодой Святослав Рихтер. В зале проходили выступления Ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева, Хора имени Пятницкого, Оркестра русских народных инструментов под управлением Николая Осипова и других коллективов.

    Во вновь открытом зале был установлен старинный орган фирмы «Э. Ф. Валькер» (Людвигсбург, Германия), более 100 лет (с 1839 г.) находившийся в Санкт-Петербурге в Соборе Свв. Петра и Павла на Невском проспекте (в 1860-е годы XIX века на нём играл П. И. Чайковский).

    В годы Великой Отечественной войны филармоническая жизнь продолжалась, и 5 октября 1941 года в Зале имени Чайковского открылся второй концертный сезон. Концерты шли, несмотря на осадное положение, несмотря на то, что жестокие бои проходили у границ Москвы, в районе Волоколамского шоссе (едва ли не в десятке километров от зала), подчас и под звуки сирены воздушной тревоги — в подвале здания было бомбоубежище, куда спускались слушатели во время налетов фашистской авиации, а на крыше находилась зенитная установка. Зал почти не отапливался, но артисты выступали всегда только в концертных костюмах. Очевидцам запомнились два уникальных концерта осени 1941 года: один — на крыше зала для зенитчиков, другой — на перроне станции метро «Маяковская» 6 ноября, после торжественного заседания, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции.

    Всего за четыре военных сезона в Зале имени Чайковского состоялось около 1500 концертов, прошли торжественные заседания в честь памятных дат А. С. Пушкина, М. И. Глинки, И. Е. Репина. Мероприятия посетили более 2 млн зрителей.

    орнамент на здании, изображающий русскую пляску

    Послевоенные годы

    С наступлением мирной эпохи филармоническая жизнь и жизнь Концертного зала им. П. И. Чайковского получили новые творческие импульсы. В первые послевоенные годы публика наслаждалась искусством практически всех выдающихся отечественных исполнителей и коллективов, среди которых были солисты: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Мария Гринберг, Владимир Софроницкий, Яков Зак, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Леонид Ройзман, Зара Долуханова, Иван Козловский, Сергей Лемешев; Квартет им. Бетховена; дирижёры Николай Аносов, Александр Гаук, Николай Голованов, Кирилл Кондрашин, Самуил Самосуд; Государственный симфонический оркестр СССР, Московский государственный симфонический оркестр, оркестр Всесоюзного радио. Состоялись концертные исполнения опер «Война и мир» Прокофьева, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Чио-Чио-сан» Пуччини, музыкально-драматические спектакли «Пер Гюнт», «Арлезианка», «Сон в летнюю ночь», «Эгмонт» (в постановке Всеволода Аксенова), премьеры сочинений советских композиторов, причем многие — с участием авторов: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна, Тихона Хренникова, Дмитрия Кабалевского… Здесь же проходили «Пушкинские чтения», торжественные заседания к 800-летию Москвы, 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, творческие вечера лучших московских театров, блистательных актрис Веры Марецкой и Любови Орловой, популярных мастеров эстрады Ирмы Яунзем, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко, Аркадия Райкина. В 1947 году в зале шли съемки знаменитого кинофильма «Первая перчатка».

    В 1950-е годы на афише Зала имени Чайковского появились названия новых коллективов, ставших необычайно популярными: симфонического оркестра Московской филармонии во главе с Самуилом Самосудом, созданного в 1951 году при Радиокомитете, а в 1953 вошедшего в число коллективов Московской филармонии, Московского камерного оркестра (основан в 1956 Рудольфом Баршаем, ныне Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина), Квартета имени Бородина (официально созданного в 1945, с 1956 года носящего имя великого русского композитора). В 1965 году к ним присоединился Ансамбль солистов «Мадригал», основанный композитором и клавесинистом Андреем Волконским.

    Начиная с 1950-х годов, зал был ареной нескольких матчей на первенство мира по шахматам (1951 — М. Ботвинник — Д. Бронштейн, 1954 и 1957 — М. Ботвинник — В. Смыслов, 1985 — А. Карпов — Г. Каспаров). Трое выдающихся советских гроссмейстеров — Михаил Ботвинник, Василий Смыслов и Гарри Каспаров — были увенчаны на этой сцене лавровыми венками чемпионов мира.

    В конце 1930-х годов в СССР возникла традиция проведения крупных художественных мероприятий-смотров: Декад и Дней культуры и искусства союзных и автономных республик, областей и краев СССР, зарубежных стран. Зал Чайковского стал одной из основных площадок, на которых проходили эти торжественные события. Весьма популярными были абонементы с участием народных хоровых, танцевальных коллективов из РСФСР (Воронежский, Омский, Северный хоры и др.), Украины («Думка», «Трембита»), других союзных и автономных республик СССР.

    Зал имени Чайковского также был ареной Всесоюзных конкурсов балетмейстеров, артистов балета, Всесоюзных и Всероссийских смотров симфонических оркестров, академических и народных коллективов. В 1950 году над сценой зала было водружено лепное изображение Герба СССР — варианта с 16 ленточками (по числу союзных республик, входивших тогда в состав СССР). И хотя в 1956 году союзных республик стало 15, и в структуру Герба были внесены соответствующие изменения, а в 1991 году канул в Лету и Советский Союз, публика Концертного зала имени Чайковского и в наши дни имеет возможность лицезреть старый советский герб.

    В 1959 году в Концертном зале имени Чайковского появился новый орган, установленный чехословацкой фирмой «Ригер-Клосс» взамен прежнего инструмента фирмы «Э. Ф. Валькер» (Людвигсбург, Германия), который получил очень серьёзные повреждения при путешествии из Ленинграда в Москву и находился в неудовлетворительном состоянии. Новый инструмент стал «первой ласточкой» российской органной весны. Орган насчитывает 81 регистр. Длина корпуса органа 11 метров, ширина 6 метров, высота 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей, где расположены 7800 звучащих труб. Размер самых больших труб доходит до 6,5 метров высоты, в периметре 2,6 метра, весом до 220 кг каждая. Высота самых маленьких звучащих труб 20 мм, диаметр 6 мм. Пульт управления представляет собой сложный электрический механизм, на котором установлены четыре клавиатуры для рук и одна для ног, пульт снабжен контрольным сигнальным устройством. Первоначальная диспозиция органа была спроектирована двумя блестящими знатоками этого инструмента — Иржи Рейнбергером и Леонидом Ройзманом. Инициатором его последующих реконструкций в 1970 и 1977 годах стал выдающийся музыкант-просветитель Гарри Гродберг — один из инициаторов установки органа. Сейчас в зале регулярно проводятся органные фестивали и выступления крупнейших российских и зарубежных мастеров. В 2009 году Московская филармония отметила 50-летний юбилей органа, признанного общественностью и критиками одним из лучших в России. Все органные концерты сезона 2009—2010 проходили под девизом «50 лет органу Концертного зала имени П. И. Чайковского».

    С 1962 года Зал — одна из главных площадок Международного конкурса имени Чайковского (в частности, в 2007 здесь проходили конкурсные прослушивания вокалистов). Но ещё в 1958-м, сразу после Первого конкурса, произошло знаменательное событие, которое описал В. Дельсон в своей книге о Святославе Рихтере: «В жюри фортепианного конкурса входили виднейшие музыканты мира и, в том числе, Святослав Рихтер. Через несколько дней после окончания конкурса в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялся фортепианный вечер Рихтера, на котором присутствовали многие члены жюри, лауреаты и участники конкурса. Это было одно из лучших выступлений пианиста в сезоне. Был на концерте и получивший первую премию Ван Клиберн, много слыхавший о Рихтере ранее. Клиберн был поражен совершенством игры Рихтера, масштабом его искусства, глубиной и проникновенностью его дарования. „Если бы я слышал Рихтера раньше, до конкурса, я, наверное, волновался бы ещё больше, зная, что он находится в составе жюри“, — говорил со свойственной ему непосредственностью молодой американский пианист».

    В 1999 году в Зале имени Чайковского проходили прослушивания Пятого Международного конкурса струнных квартетов им. Д. Д. Шостаковича, а в 2004 году — гала-концерт Седьмого конкурса. В 2006 году — заключительный тур и гала-концерт Пятого Международного конкурса альтистов Юрия Башмета.

    Особая страница истории зала — праздники поэзии, литературные концерты. Ещё в 1940—1950-е годы на этой сцене выступали такие мастера художественного слова, как Всеволод Аксенов, Дмитрий Журавлев, Игорь Ильинский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Михаил Царев, Владимир Яхонтов. И, конечно, Ираклий Андроников, чье творчество и знаменитые «устные рассказы» составили целую эпоху в истории Зала имени Чайковского. Впоследствии здесь проходили творческие вечера Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Давида Самойлова, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Михаила Жванецкого, Эдварда Радзинского, выступления выдающихся артистов Московской филармонии, актеров театра и кино. Среди них Сергей Безруков, Олег Борисов, Алла Демидова, Татьяна Доронина, Рафаэль Клейнер, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Антонина Кузнецова, Василий Лановой, Павел Любимцев, Владимир Меньшов, Дмитрий Назаров, Борис Плотников, Вениамин Смехов, Яков Смоленский, Георгий Тараторкин, Михаил Ульянов, Александр Филиппенко, Сергей Юрский. Здесь же торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения Бориса Пастернака и 80-летие Александра Солженицына. В 2010 году популярнейший и любимый многими поколениями посетителей зала жанр литературных чтений справляет свое 100-летие, которое будет торжественно отмечаться на сцене Зала имени Чайковского.

    Начало ХХI века

    В начале ХХI века зал стал позиционироваться как главная концертная площадка Московской филармонии. Здесь проходит около 300 концертов в год, которые посещают более 350 тысяч москвичей и гостей столицы (вместимость зала — 1505 мест).

    Значительно шире и многообразнее стала палитра концертов и фестивалей, которые проводит в зале Московская филармония. К традиционному, проходящему с 1964 года фестивалю «Русская зима» в 2005 году добавились такие события концертной жизни, также уже ставшие традиционными, как фестивали «Виртуозы гитары» и «Девять веков органа» (ныне это отдельные филармонические абонементы). Именно Зал Чайковского стал площадкой для проведения таких эксклюзивных циклов Московской филармонии, во многом определяющих её творческий облик, как «Оперные шедевры», «Великие оратории», «Европейские виртуозы в Москве», «Звезды мировой оперы в Москве» и ряд других. Здесь проходили концерты фестивалей к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича (2006), к 75-летию Родиона Щедрина (2007).

    В последние годы Зал Чайковского значительно расширил свою деятельность, адресованную юным слушателям. Наряду с традиционными абонементами Светланы Виноградовой и Жанны Дозорцевой («Третьяковская галерея», «Музыка, живопись, жизнь») появились и новые циклы, и новые, в том числе интерактивные формы работы с юной аудиторией. Огромной популярностью пользуются абонементы «Сказки с оркестром» (с участием Академического симфонического оркестра Московской филармонии и ведущих артистов московских театров), «Большая музыка для маленьких» (ведущая Наталия Панасюк), «Классика — это классно!» (ведущий Евгений Бушков), «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев), «Музыкальная энциклопедия от А до Я» (ведущий Артём Варгафтик), «Приглашаем в сказку», «Хочу стать дирижером», «Удивительное — рядом».

    Уже несколько лет зал находится в процессе обновления. В сезоне 2004—2005 гг. в зале был проведен ряд независимых акустических экспертиз. В результате удалось усовершенствовать пространственную концепцию зала, расширить спектр его деятельности. В зале были установлены новые кресла, отреставрирован пол. Теперь можно легко разобрать партер и разместить на этом месте оркестр, освободив сцену для постановок опер. Таким образом, филармония возродила идеи Всеволода Мейерхольда об этом здании как о театре универсальных возможностей. В ноябре 2004 года на обновленной сцене состоялся первый такой спектакль — «Пиковая дама» Мариинского театра (дирижер Валерий Гергиев, в роли Германа Владимир Галузин). Таким образом, был дан старт мощному «оперному движению» на сцене зала, результатом которого стали сценические версии опер «Очарованный странник» Щедрина, «Царь Эдип» Стравинского, «Четыре девушки» Денисова, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Тристан и Изольда» Вагнера, «Милосердие Тита» Моцарта; концертные исполнения «Травиаты» Верди, «Алеко» и «Франчески да Римини» Рахманинова, «Кармен» и «Искателей жемчуга» Бизе, «Капулети и Монтекки» Беллини, «Ромео и Джульетты» Гуно, «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, «Орландо» Генделя, «Орфея и Эвридики» Гайдна, «Идоменея» и «Дон Жуана» Моцарта, «Евгения Онегина» Чайковского.

    Летом 2006 года идея реализации проекта коррекции акустики Зала имени Чайковского получила дальнейшие импульсы. К концу года были проведены акустические измерения, и началась подготовка эскизного проекта, включавшего в себя три основных раздела: план расположения пассивных акустических поверхностей, необходимые рекомендации по средствам и материалам и эскизный проект электронной системы коррекции акустических параметров. Такая электронная система была впервые в России установлена именно в Зале Чайковского, предварительные замеры показали её высокую эффективность. Назначение системы — создание отражений звука от несуществующих в действительности, но архитектурно «правильных» поверхностей стен и потолка зала. Отражения создаются сложными математическими алгоритмами на основе реального звучания зала, они не искусственны по своей сути. Система не усиливает звук со сцены, её не слышно, как обычные колонки.

    В течение последующих сезонов было установлено необходимое оборудование для создания в будущем оптимальной акустики зала при проведении концертов различных жанров: симфонических, камерных, вокальных, органных; закончен монтаж электронной части системы, проведена первая проверка работоспособности и новая серия акустических измерений, с уже установленными поверхностями на потолке.

    В дальнейшем система будет постоянно находиться под контролем российских и зарубежных специалистов, независимых экспертов, а также музыкантов. Система может и будет меняться вместе с развитием зала.

    Продолжены работы по улучшению акустики зала в области сцены. Установлены специальные поверхности на сцене и заменена задняя раздвижная перегородка. Это позволит значительно улучшить акустические параметры на сцене, что сделает более комфортной работу музыкантов. Цель этих работ — уменьшение так называемых зеркальных отражений в области сцены, вследствие чего улучшилась акустическая обстановка в партере.

    В 2008 году начались работы по восстановлению исторических интерьеров Концертного зала Чайковского — разумеется, с учетом современных требований к строительству и реставрации залов. В 1990-е годы руководство Московской филармонии вынуждено было отдать часть фойе своего здания в аренду коммерсантам. Многое из традиционного облика Зала имени Чайковского оказалось тогда утеряно.

    В процессе реставрации был обнаружен пол первоначального проекта строительства зала — наливной бетон с мраморной крошкой, сохранившийся ещё с 30-х годов прошлого века, а впоследствии «спрятанный» под перекрытиями более позднего времени. Отличительной особенностью пола является его рисунок: лучи, идущие от одной колонны к другой. Помимо этого, отреставрированы колонны, порталы, светильники, вся система освещения, сняты лишние перегородки, что теперь позволяет увидеть оригинальную архитектуру первого этажа. Восстановлены зеркальные колонны и банкетки, которые долгие годы были неотъемлемой частью и украшением фойе. Вместо прежних тяжелых дверей в зал установлены стеклянные, которые визуально не нарушают обзор архитектуры фойе. На прежнее место поставлен бюст П. И. Чайковского. Во всей этой работе руководству филармонии и реставраторам значительную помощь оказали рядовые любители музыки — те, у кого сохранились фотографии и описания исторического облика Концертного зала им. Чайковского. В дальнейшем реконструкция фойе будет продолжена.

    Ссылки

    • Концертный зал имени П. И. Чайковского + фотогалерея зала

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная консерватория имени Чайковского» — унитарная некоммерческая организация осуществляющая свою деятельность в сфере культуры, образования и науки, и являющаяся организацией высшего образования. Консерватория один из ведущих музыкальных вузов России и мира. На ее базе проводятся международные и российские музыкальные конкурсы. Консерватория является одним из двух учебных заведений учебно-методического объединения по образованию в области музыкального искусства, наряду с Российской академией музыки имени Гнесиных. Отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

         Фортепианный факультет:

         Кафедры:

    — Кафедра специального фортепиано под руководством профессора М.С.Воскресенского

    — Кафедра специального фортепиано под руководством профессора С.Л.Доренского

    — Кафедра органа и клавесина

         Оркестровый факультет:

         Кафедры:

    — Кафедра скрипки под руководством профессора Э.Д.Грача

    — Кафедра скрипки под руководством профессора И.В.Бочковой

    — Кафедра скрипки под руководством профессора В.М.Иванова

    — Кафедра скрипки под руководством профессора С.И.Кравченко

    — Кафедра альта

    — Кафедра виолончели и контрабаса

    — Класс арфы

    — Кафедра деревянных духовых и ударных инструментов

    — Кафедра медных духовых инструментов

         Вокальный факультет:

         Кафедры:

    — Кафедра оперной подготовки

    — Кафедра сольного пения

         Историко-теоретический факультет:

         Кафедры:

    — Кафедра теории музыки

    — Кафедра истории русской музыки

    — Кафедра истории зарубежной музыки

    — Кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов

         Композиторский факультет:

         Кафедры:

    — Кафедра сочинения

    — Кафедра инструментовки

         Факультет исторического и современного исполнительского искусства:

         Кафедры:

    — Кафедра клавишных инструментов

    — Кафедра струнных, духовых и ударных инструментов

         Факультет повышения квалификации

         Факультет симфонического и хорового дирижирования:

    — Кафедра оперно-симфонического дирижирования

    — Кафедра хорового дирижирования

         Межфакультетские кафедры:

    — Кафедра истории и теории исполнительского искусства

    — Кафедра камерного ансамбля и квартета

    — Кафедра концертмейстерского искусства

    — Кафедра современной музыки

    — Кафедра музыкально-информационных технологий

    — Межфакультетская кафедра фортепиано

    — Межфакультетская кафедра физического воспитания

    — Кафедра гуманитарных наук

    — Кафедра иностранных языков

    — Кафедра русского языка

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Курантил 25 инструкция по применению таблетки для чего он нужен
  • Аземетрецин цена инструкция по применению взрослым таблетки
  • Грунт мобихел 1к инструкция по применению
  • Онлайн школа фоксфорд руководство
  • Как подключить юзер мануал