Истринский
профессиональный колледж — филиал
Государственного
образовательного учреждения высшего образования Московской области
«Государственный
гуманитарно-технологический университет»
Факультет переподготовки и повышения
квалификации
Эссе на тему:
«Концепция развития УУД в начальной школе»
Выполнила слушатель курсов по программе
«Методика формирования универсальных
учебных действий младших школьников в процессе решения текстовой задачи»
Яблочкина В.А.
Проверил: преподаватель
Лимарчук Ю.Е.
Оценка:
Истра, 2017.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Концепция развития универсальных
учебных действий………………….4-6
2. Анализ работы учителей нач. классов МОУ
«Дедовская СОШ №4»…….7-8
Заключение………………………………………………………………………9
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия в обществе
произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их
реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования
произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки обучающихся к
реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию; успешно
решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к
быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
УУД — это совокупность способов действий,
которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых
знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных
учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Цель
— изучить организационно-методическую работу учителя по
формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Объект
— деятельность учителя по формированию УУД.
Предмет
— формирование универсальных учебных действий младших
школьников.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое
место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование
у обучающихся умения учиться. И в решении этой задачи главное место занимает
формирование системы универсальных учебных действий.
1.
Концепция развития универсальных учебных
действий
Разработка
концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования
отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от
индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на
знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся,
обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем
сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом
знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от
соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих
обучающихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером
видов универсальных
действий. Концепция
развития универсальных учебных действий разработана на основе
системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.
Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г.
Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и
С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к
результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание
образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования
образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной
школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать
основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов
и пособий в системе начального образования. Актуальность концепции развития
универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена
следующими факторами:
—
необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с
целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития
детей, создания условий для достижения успешности всеми обучающимися;
—
задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности обучающихся,
обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного
разнообразия российского общества.
Уже
к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка,
складывается система представлений о моральных нормах и правилах,
обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений
между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую
самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской
идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на
первых ступенях его включения в институты социализации; необходимостью
сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной
системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском
возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины
которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной
психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным
государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического
развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью
результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного
управляемого формирования системы универсальных учебных действий,
обеспечивающих умение учиться; возрастанием требований к коммуникационному
взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени
ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень
коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей
с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи
отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления
враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую
актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть
толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера,
свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Я считаю, что формирование способности и готовности обучающихся реализовывать
универсальные учебные действия позволит повысить эффективность
образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные
положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью
оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
2.
Анализ работы учителей начальных классов
МОУ «Дедовская СОШ №4»
Главным помощником для учителей в формировании УУД в соответствии с ФГОС НОО,
становятся школьные методические объединения учителей начальных классов. Здесь
есть возможность практически подойти к решению вопросов, спланировать и
реализовать новые задачи.
В 2014-2015 учебном году учителя начальных классов МОУ «Дедовская СОШ №4»,
работали по проблеме: повышение эффективности и качества образования в
начальной школе в условиях реализации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Цель: совершенствование педагогического
мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках
ФГОС НОО путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных
образовательных технологий.
Задачи:
1)
Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми
образовательными технологиями через систему повышения квалификации и
самообразование каждого учителя.
2)
Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные
технологии в рамках урока и внеурочной деятельности, направленных на
формирование компетентностей обучающихся, УУД.
3)
Применение информационных технологий для развития познавательной активности и
творческих способностей обучающихся;
4)
Планирование работы над самообразованием, изучение, обобщение и распространение
опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям
учебно-воспитательного процесса.
5)
Применение информационных технологий для развития познавательной активности и
творческих способностей обучающихся.
6)
Совершенствование формы работы с одарёнными детьми.
7)
Осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.
Результаты работы: рост качества знаний обучающихся; овладение учителями
МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС; создание
условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых
компетентностей, УУД.
Организационные формы работы: заседания методического объединения;
методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания
предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности;
взаимопосещение уроков педагогами; выступления учителей начальных классов на
ШМО школы, района, педагогических советах; посещение семинаров, повышение
квалификации педагогов на курсах; прохождение аттестации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ нормативной, психолого-педагогической,
методической литературы позволил нам выявить, что новые социальные запросы,
отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное,
личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую
компетенцию образования, как «научить учиться». Я
считаю, что важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих
компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Вывод: сформированность универсальных учебных действий является также и
залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» — саморазвитие
и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
«Универсальные учебные действия.
От теории к практике формирования»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача
«научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В образовательном стандарте 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных.
В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Сл. 2
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сл. 3, 4
Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.Сл.6
Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон. Сл.7
— Почему они носят название универсальные?
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Универсальный характер этих действий проявляется том, что они: Сл. 8
– носят надпредметный, метапредметный характер;
– обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвитияличности;
– обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
– лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специальнопредметного содержания;
– обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.
Виды УУД сл. 9
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Сл. 10
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические виды. Сл. 11
Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Сл. 12
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Сл. 13
Поэтому ежедневно следует создавать необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно- смысловых и операциональных характеристик.
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они: Сл. 14
— обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
— создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
— обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО. Сл. 15
И это вполне оправдано, ведь роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Сл. 16
Из представленной картины видно, что УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. И сегодня важно создать новые условия для такой деятельности. Для этого необходимо изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Сл. 17
Учитель Серая Т.Н.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности и без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Л: Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику
значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Выступление
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.
«Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова».
Что такое Универсальные учебные действия (УУД):
- В широком смысле – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В узком смысле- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
В возрасте 7–10 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности. Ученики начальной школы постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, т.е. осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от самого человека. Любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди.
Личностные универсальные учебные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные универсальные учебные действия
обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
— создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
— обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
— обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельностьи ее результаты.
Мир не стоит на месте и постоянно движется вперед.
История человечества тесно связана с постоянным прогрессом, развитием
технологий, новыми открытиями и изобретениями.
Предлагаю вам на несколько мгновений окунуться в глубину веков, чтобы
увидеть, как стремительно развивается мир.
11 век – 3 изобретения (печатный станок в Китае. Пушка. Огнемет).
12 век – 2 изобретения (Производство мыла).
13 век – 5 изобретений (стеклянное зеркало, коленчатый вал).
14 век – 7 (компас).
15 – 7 (печатный станок Гуттенберга, линзы для очков).
16 – 13 (ножницы, микроскоп).
17 – 28 (калькулятор, электрическая машина).
18 – 50 (громоотвод, паровоз. Подводная лодка).
19 – 223 (телефон, кинематограф, троллейбус).
20 – 297 (пассажирский самолет, пенициллин, компьютер, интернет).
21 век (11 лет) – 85 (автономное искусственное сердце, экран 3D телевизора,
искусственная хромосома, передача мысли в Интернет, первая живая клетка).
Можно только предположить, какой скачок в развитии сделает мир в 21 веке!
Может ли в быстро меняющемся мире остаться неизменным образование? Нет, и еще
раз нет! Сейчас становится ясно всем – учителям, родителям, правительству и
специалистам, – что система образования должна измениться так, чтобы
появились люди, которые смогут решить глобальные проблемы планетарного масштаба.
Нам необходима образовательная система, обращенная к интересу и любопытству
ученика.
Система механического запоминания, до сих пор господствующая в наших школах,
вскоре сменится концепциями, о которых всего несколько поколений назад никто и
мечтать не мог.
В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”
подчеркивается, что главной задачей
современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы
организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую
информационно-образовательную среду. Но прежде всего, должен измениться и
перестроиться сам учитель.
Несколько лет назад я открыла для себя концепцию развития
универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных
действий разработана группой авторов под руководством А.Г. Асмолова.
Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика, вокруг него
море информации. Но школа должна научить ребенка
- обобщать
- осмысливать новые знания;
- уметь связать новые знания с жизненным опытом.
Иначе говоря, задача школы – формирование у каждого ребенка умения
учитьСЯ – учить СЕБЯ.
Мы должны стремиться к тому, чтобы учащийся стал “архитектором и строителем”
образовательного процесса:
- САМ ставил учебную задачу,
- САМ намечал пути решения
- САМ контролировал и оценивал свои достижения.
Достичь этой цели мы можем благодаря системе формирования универсальных
учебных действий.
Хочу рассказать о том, как помогает развитие УУД в моей работе. За 16 лет
работы в системе образования я работала с разными детьми и по разным
учебно-методическим комплексам… Второй год я работаю с не совсем обычными,
но от этого не менее любимыми детьми из класса коррекционно-развивающего
обучения. Учащиеся, попадающие в классы КРО, характеризуются не только
недостаточной сформированностью основных психических функций (внимание, слуховое
и зрительное восприятие, пространственная ориентация, память), но и ослабленным
здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной
утомляемостью. Все это является причинами, препятствующими успешности их
обучения.
В начальной школе возможна коррекция негативных тенденций в развитии, и можно
повысить успешность обучения каждого учащегося. Я пришла к выводу, что наилучших
результатов можно добиться с помощью формирования УУД, которые делятся на 4
группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные
Личностные УУД.
Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику
значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями
и ситуациями.
Развивая личностные УУД, большое внимание уделяю созданию положительного
эмоционального настроя на работу всех учеников. Учащиеся моих классов не боятся
высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии. Поощряю
творческую активность учащихся, ориентируя их на развитие интеллектуальных
умений, а не только на запоминание учебной информации. На уроках использую
сюжетно-ролевые игры, элементы тренинга, анализ ситуаций и их моделей.
Регулятивные УУД.
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью
посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих
действий и оценки успешности усвоения.
Зная, что одной из основных задач начальной школы является формирование
учебной деятельности школьников, на своих уроках я учу детей самостоятельной
постановке целей и подведение итогов урока (с использованием речевых клише),
планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и
взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности.
Познавательные УУД.
Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации,
выбор наиболее эффективных способов задач, построение логических цепочек.
Растет количество желающих проявить себя в данном направлении, ребята
принимают участие в конкурсах разного уровня, внеклассных мероприятиях по
предметам, в этом году участвовали в школьной олимпиаде. Начали работу над
проектом “Помогите птицам!” Результатом организации работы с учащимися в данном
направлении считаю развитие познавательной активности моих учеников. Это
подтверждает и диагностика, проведенная школьным психологом.
Коммуникативные УУД.
Обеспечивают возможности сотрудничества – я учу детей слышать, слушать и
понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться, правильно выражать свои мысли в речи. Участие детей в играх и
упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а
групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и
тревожные дети преодолевают страх.
В своей работе использую технологию сотрудничества, проблемно-диалоговую
форму изложения учебного материала, чтение текста с остановками, маркирование
текста символами. Широко использую приемы разноуровневой работы, выбор способов
решения задач.
На уроках литературного чтения, например, я использую игры:
- “Комплименты”: – сказать комплимент сказочному, литературному герою.
- “Сказка в заданном ключе”: – ввести в название сказки нового объекта,
например “Колобок и воздушный шарик”.
Подводя итог, можно отметить, что все это позволяет мне повышать
эффективность образовательно-воспитательного процесса. А моим ребятам
чувствовать себя комфортно и уверенно.
“До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно”, – эти
слова я сделала девизом своей жизни, этому учу и своих ребят.
Приложение 1 –
презентация
Классификация универсальных учебных действий (УУД)
Данная классификация соответствует одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — формированию универсальных учебных действий.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г. Асмолова: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Классификация УУД:
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
— смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
► Общеучебные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации;
— применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
— извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
— определение основной и второстепенной информации;
— свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
— понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
— знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных универсальных действий:
-моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
► Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствия;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждении;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
► Постановка и решение проблемы:
— постановка и формулирование проблемы;
— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:
— умение слушать и вступать в диалог;
— учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Концептуальное изложение педагогического опыта
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
-
Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования. Приоритетной целью школьного образования является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения самостоятельно учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже не останется голодным. Именно учитель начальных классов и должен стать тем самым человеком, который даст в руки малышу ту самую «удочку» и научит его «ловить рыбу».
Учитель начальных классов – это педагогуниверсал, работающий не в рамках одного узкого предмета, а в области сразу нескольких предметных дисциплин. Новые запросы современного образования заставляют искать свои собственные пути по удовлетворению этих запросов на практике.
-
Концепция «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников»
-
Теоретическое обоснование.
Концепция «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников» возникла на основе изучения работ и исследований, посвященных деятельностному и компетентностному подходам в образовании.
Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И в более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе универсальных учебных действий. Итак, что же дают универсальные действия? Они:
— обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
— создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
— обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Введение в учебный процесс формирования УУД ставит перед учителем ряд проблем: проблему изменения позиции преподавателя, проблему создания учебной ситуации снятия барьеров общения, проблему сосредоточенности учебного процесса на личности каждого ученика и классного коллектива в целом.
Отсюда вытекает проблема исследования: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности.
При решении проблемы учитываются следующие факторы:
— необходимость оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися;
— формирование общекультурной и гражданской идентичности личности;
— необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
— возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование УУД.
Предмет исследования: пути формирования УУД в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза: формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Цели исследования: поиск и реализация наиболее эффективных путей и способов формирования универсальных учебных действий, определяющих способность личности младшего школьника к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Задачи исследования:
-
изучение и анализ проблемы создания условий, способствующих формированию у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих «умения учиться»;
-
организация учебной деятельности учащихся на основе анализа и отбора оптимальных технологий, методов и средств формирования УУД.
-
Реализация концепции в учебно-воспитательном процессе.
Концептуальные идеи построения образовательного процесса по формированию УУД.
-
Знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности.
-
Переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
-
Учение выступает как сотрудничество – совместная работа учащихся и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Так как формирование ведущей учебной деятельности является первостепенной задачей педагога, то определены и ведущие принципы педагогической деятельности на уроках и во внеурочной деятельности: научности, доступности, практической направленности, деятельностного и компетентностного подходов. Приоритетные методы: по источнику знаний – практический, наглядный, словесный; по характеру познавательной деятельности – проблемный, исследовательский, частично-поисковый; по характеру продвижения мысли от незнания к знанию – продуктивные методы, проектный; по принципу расчленения и соединения знаний – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Поэтому изучение программного материала напрямую увязывается с личными целями (Зачем, для чего мне это нужно?) и жизненными ситуациями (Где пригодится? Какую пользу смогу принести?). Например, на уроках русского языка, мы с детьми не просто разбираем виды писем, правила их оформления, но и находим практическое применение полученным знаниям личностно-значимого характера: личные письма – «Письмо Деду Морозу в Великий Устюг», деловые письма – «Письмо директору школы по благоустройству школьного двора», публичные письма – обращения к жителям города о бережном отношении к зеленым насаждениям и т.п. Здесь же пригождаются знания по предмету «Окружающий мир».
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Поэтому особое внимание уделяется построению уроков. Использование минут вхождения в урок, загадок, ребусов, сюжетных иллюстраций, видеосюжетов позволяет быстро перевести ребят из состояния отдыха в рабочее состояние урока и замотивировать на работу по теме. С помощью заданий, с которыми все ребята индивидуально справляются успешно, практических парных либо групповых работ, итог выполнения которых приводит к положительной оценке создается ситуация успеха. Выход на тему, проблему, учебную задачу обеспечивают задания, выполнение которых приводит к самостоятельному или коллективному обнаружению незнания чего-либо, обнаружению нехватки информации.
Опыты, ребусы, зачастую отрывки из песен или мультфильмов выводят детей после коллективного обсуждения на формулировку темы урока и постановку задач на урок (Песня сорняков при изучении темы о значении растений, Песенка водовоза – вода и ее свойства, видеосюжет ДТП – задачи на движение и безопасность на дорогах). Обязательно присутствует знаковая фиксация учебных задач на урок для осуществления контроля за продвижением к конечному результату урока. Ответы на вопрос: «Где находимся на пути достижения к цели? Какие знания, умения нам в этом помогли? Какие новые знания и умения приобрели и для чего?» помогают осуществлять рефлексию и контроль на каждом этапе. Неотъемлемой частью работы на уроке становятся оценка учебной деятельности и проделанной работы (самооценка, взаимооценка, групповая, коллективная, учителя, родителей) и итог урока (цель-результат, эмоционально-психологическое состояние на конец урока, позитивное прощание с уроком, благодарность соученикам за помощь в достижении цели, за поддержку).
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Здесь самыми актуальными становятся компетентностно-ориентированные задания для выхода на конечный творческий продукт в виде минипроектов, которые создаются в результате поисковой , исследовательской работы, работы над проблемными ситуациями. В результате изучения тем «Периметр и площадь» был создан проект Снежного городка в школьном дворе. Работая над темой «Симметрия» появился проект «Самая красивая клумба». Тема «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения» позволило создать алгоритм правописания и памятку по правилам поведения на льду любителю зимней рыбалки. Серьезный анализ задач на движение привел к изготовлению карточек-тренажеров и созданию закладки с алгоритмом работы над такими задачами. Информационными источниками служат не только учебники, словари, энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы, но и изготовленные самими детьми информационные бюллетени («Грибы», «Виды бактерий», «Вода, вода, кругом вода»), справочные материалы, сообщения.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками, умение и готовность вести диалог, искать решение, оказывать поддержку друг другу. Наиболее эффективной по формированию данных УУД оказалась групповая форма организации учебной деятельности – группы постоянного и сменного состава, пары прямые и перекрестные.
Работа по формированию УУД продолжается и во внеурочной деятельности. Учебно-воспитательный процесс базируется на совместной деятельности учащихся, родителей и педагога по созданию разнообразных социальных проектов, на основе приобретенных знаний, предусматривающих создание какого-либо творческого продукта (плакаты, листовки, информационные бюллетени, газеты, открытые письма, справочники, презентации, сценарии и т.д.)
-
Заключение
Реализация концепции формирования УУД создает условия для обучения и развития ребят в пространстве школьной и общественной жизни. Способствует воспитанию социально-активной личности, позитивно настроенной на преобразование действительности. Результат – положительное изменение отношения младших школьников к обучению.
Самое главное – создать комфортные условия для реализации личных потребностей каждого ученика в процессе формирования ведущей учебной деятельности, повышения учебной мотивации наряду с сохранением и укреплением здоровья учащихся, для формирования ключевых компетенций и развития креативных способностей детей. Организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы он стал значимым для каждого ученика.
Список литературы
-
Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов-на-Дону, 2003.
-
Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека.- М.: Смысл, 2007.
-
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя//Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
-
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.- М.:Изд-во Моск. Ун-та.
-
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: ИНТЕРО, 2006.