-
Возникновение концепции непрерывного образования. Цели и задачи начального образования. Роль начального образования в формировании психических новообразований младшего школьника
Сущность непрерывного
образования
Идея непрерывного
образования занимает заметное место в
ряду прогрессивных идей культуры XX в.
Общечеловеческая и философская значимость
этой идеи велика, так как смысл ее
заключается в том, чтобы обеспечить
каждому человеку постоянное развитие,
совершенствование, творческое обновление
на протяжении всей жизни, а значит,
обеспечить процветание всего общества.
Именно поэтому государства и сегодня
ищут свою модель непрерывного образования.
Первую разработку его теоретических
основ осуществили П. Ленгранд, Э. Фор,
Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс,
Г. Коптаж.
Идея непрерывного
образования – детище XX в., но ее истоки
можно найти у древних философов –
Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона,
Платона, Сенеки.
Непрерывное
образование развивалось как феномен
практики и как педагогическая концепция.
Впервые концептуально оформленная эта
идея была представлена на конференции
ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком
непрерывного образования П. Ленграндом.
На основании его сообщения были
разработаны рекомендации по данному
вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает
следующий шаг: слушается доклад комиссии,
работавшей под руководством Э. Фора, на
тему «Учиться, чтобы быть». С середины
1970-х гг. идея непрерывного образования
находит поддержку почти во всех странах,
становится основным принципом
образовательных реформ.
Центральной идеей
непрерывного образования
является развитие человека как личности,
субъекта деятельности и общения на
протяжении всей его жизни. Эта идея,
осознанная обществом, становится
системообразующим фактором непрерывного
образования.
Непрерывным
является образование, всеохватывающее
по полноте, индивидуализированное по
времени, темпам и направленности,
предоставляющее каждому право и
возможности реализации собственной
программы его получения и пополнения
в течение всей жизни.
Разработка
теоретических основ непрерывного
образования актуализировала возникновение
отраслевых концепций непрерывного
образования. Одной из них стала концепция
непрерывного педагогического образования.
Появление ее было вызвано деятельностью
ЮНЕСКО, а также вниманием, проявленным
в 1980-е гг. государственными органами
к данному вопросу. Идея непрерывного
образования была заложена в «Основах
законодательства СССР и союзных республик
о народном образовании» (1984) и в решениях
съездов учителей, обсуждалась народными
депутатами на сессиях и рассматривалась
в печати. Она стала ключевой идеей
реформы народного образования.
Разработкой
концептуальных основ непрерывного
педагогического образования в Советском
Союзе занимались научные коллективы в
Москве, Петербурге, Хабаровске, Пензе,
Минске, Гродно. Одной из первых была
представлена Концепция непрерывного
педагогического образования, подготовленная
группой ученых и преподавателей
Московского государственного
педагогического института им. Ленина
под руководством академика В.А. Сластенина.
Данная Концепция, одобренная в 1989 г.
Государственным комитетом СССР по
народному образованию в качестве
модели-ориентира для вузов, предлагала
общую парадигму педагогического
образования, выдвигала новые цели и
задачи, рассматривала этапы (звенья)
педагогической подготовки.
В структуре
непрерывного образования можно выделить
две подсистемы: основное и дополнительное
образование. В свою очередь, основное
и дополнительное образование может
быть общим и профессиональным.
Следовательно, получается четыре
подсистемы образования: основное общее,
основное профессиональное, дополнительное
общее, дополнительное профессиональное.
Данная структура, описанная Пионовой
Р.С., представлена на рис.1.
-
ОСНОВНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕПрофессиональное
Профессиональное
Докторантура
АспирантураПовышение
квалификацииМагистратура
БакалавриатПереподготовка
Высшее
Профессионально-техническое
Среднее
специальноеОбщее
Общее
Среднее
Общекультурная
подготовка,физкультура,
спорт, туризм, искусство и т.д.Дошкольное
Рис.
1. Структура непрерывного образования
Отношения между
элементами подсистемы основного
образования строятся по принципу
иерархии, каждое последующее звено дает
образование более высокого уровня. В
подсистеме дополнительного образования
звенья самостоятельны и независимы,
существуют параллельно друг другу.
Дополнительное образование не является
образованием более высокого уровня по
сравнению с основным. В каждой из
подсистем имеются основные и дополнительные,
основные и параллельные, государственные
и негосударственные учебные заведения
и повышения квалификации, учреждения
культуры, спорта, туризма и т.д.
Цели и задачи
начального образования:
-
Приоритетная
цель образования — развитие личности,
готовой к правильному взаимодействию
с окружающим миром, к самообразованию
и саморазвитию. -
Цель начального
общего образования — формирование
учебной деятельности как -
желания и умения
учиться, развитие познавательных
интересов и готовности к обучению в
основном звене.
Приоритетной
задачей начальной ступени является
сохранение индивидуальности ребенка,
создание условий для его самовыражения
Социальная
ситуация развития в младшем школьном
возрасте
С
поступления ребенка в школу устанавливается
новая социальная ситуация развития.
Центром социальной ситуации развития
становится учитель.
, в младшем школьном,
возрасте учебная деятельность становится
ведущей. Учебная деятельность — особая
форма активности ученика, направленная
на изменение самого себя как субъекта
учения.
Это необычайно
сложная деятельность, которой будет
отдано много сил и времени — 10 или 11 лет
жизни ребенка.
Структура учебной
деятельности по Д.Б. Эльконину:
— МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
— система побуждений, которая заставляет
ребенка учиться, придает учебной
деятельности смысл.
— учебная задача,
т.е. система заданий, при выполнении
которых
ребенок осваивает
наиболее общие способы действия;- учебные
действия, те, с помощью которых усваивается
учебная задача, т.е. все те действия
которые ученик делает на уроке
(специфические для каждого учебного
предмета и общие);
— действия контроля
— те действия, с помощью которых
контролируется ход усвоения учебной
задачи;
—
действие оценки
— те действия, с помощью которых мы
оцениваем успешность усвоения учебной
задачи.
Развитие
психических функций в младшем школьном
возрасте
Доминирующей
функцией в младшем школьном возрасте
становится МЫШЛЕНИЕ.
Завершается
наметившийся в дошкольном возрасте
переход от наглядно-образного к
словесно-логическому мышлению.
В начале младшего
школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ —
недостаточно дифференцированно. Из-за
этого ребенок «иногда путает похожие
по написавию буквы и цифры (например, 9
и 6 или буквы d и b). Хотя он может
целенаправленно рассматривать предметы
и рисунки, им выделяются, так же как и в
дошкольном возрасте, наиболее яркие,
«бросающиеся в стаза» свойства — в
основном, цвет, форма и величина.
Для того чтобы
ученик более тонко анализировал качества
объектов, учитель должен проводить
специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников
было характерно анализирующее восприятие,
то к концу младшего школьного возраста,
при соответствующем обучении, появляется
синтезирующее восприятие. Развивающийся
интеллект создает возможность
устанавливать связи между элементами
воспринимаемого. Это легко прослеживается
при описании детьми картины.
Стадии: 2-5 лет —
стадия перечисления предметов на
картине;
6-9 лет — описание
картины;
после 9 лет —
интерпретация (логическое объяснение).
ПАМЯТЬ развивается
в двух направлениях — произвольности и
осмысленности. Дети непроизвольно
запоминают учебный материал, вызывающий
у них интерес, преподнесенный в игровой
форме, связанный с яркими наглядными
пособиями и т.д. Но, в отличие от
дошкольников, они способны целенаправленно,
произвольно запоминать материал, им не
интересный. С каждым годом все в большей
мере обучение строится с опорой на
произвольную память.
Младшие школьники
так же, как и дошкольники, обладают
хорошей механической памятью.
В младшем школьном
возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без
достаточной сформированности этой
психической функции процесс обучения
невозможен. На уроке учитель привлекает
внимание учеников к учебному материалу,
удерживает его длительное время. Младший
школьник может сосредоточено заниматься
одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается
объем внимания, повышается его
устойчивость, переключение и распределение.
Особенности личности младшего школьника
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н.
Леонтьев, — ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов
учения, пожалуй, главное место занимает
мотив получения высоких отметок. Высокие
отметки для маленького ученика — источник
других поощрений, залог его эмоционального
благополучия, предмет гордости.
Внутренние мотивы:
-
Познавательные
мотивы — стремление получать знания;
стремление овладеть способами
самостоятельного приобретения знаний; -
Социальные мотивы
— стремление быть грамотным человеком,
быть полезным обществу; стремление
получить одобрение старших товарищей,
добиться успеха, престижа; стремление
овладеть способами взаимодействия с
окружающими людьми, одноклассниками.
Внешние мотивы —
учиться за хорошие отметки, за материальное
вознаграждение, т.е. главное не получение
знаний, какая-то награда.
САМОСОЗНАНИЕ
Непосредственно
влияет школьная оценка и на становление
самооценки. Оценка успеваемости в начале
школьного обучения, по существу, является
оценкой личности в целом и определяет
социальный статус ребенка.
Полноценное
развитие личности предполагает
формирование чувства компетентности,
которое Э. Эриксон считает центральным
новообразованием данного возраста.
Учебная деятельность — основная для
младшего школьника, и если в ней ребенок
не чувствует себя компетентным, его
личностное развитие искажается.
Психологические
особенности подростка
Основной особенностью
этого возраста являются резкие,
качественные изменения, затрагивающие
все стороны развития. Процесс
анатомо-физиологической перестройки
является фоном, на котором протекает
психологический кризис.
Активизация и
сложное взаимодействие гормонов роста
и половых гормонов вызывают интенсивное
физическое и физиологическое развитие.
Увеличиваются рост и вес ребенка, причем
у мальчиков в среднем пик «скачка
роста» приходится на 13 лет, а
заканчивается после 15 лет, иногда
продолжаясь до 17. У девочек «скачок
роста» обычно начинается и кончается
на два года раньше (дальнейший, более
медленный рост может продолжаться еще
несколько лет).
Изменение роста
и веса сопровождается изменением
пропорций тела. Сначала до «взрослых»
размеров дорастают голова, кисти рук и
ступни, затем конечности — удлиняются
руки и ноги — ив последнюю очередь
туловище. Интенсивный рост скелета,
достигающий 4-7 см в год, опережает
развитие мускулатуры. Все это приводит
к некоторой непропорциональности тела,
подростковой угловатости. Дети часто
ощущают себя в это время неуклюжими,
неловкими.
В связи с быстрым
развитием возникают трудности в
функционировании сердца, легких,
кровоснабжении головного мозга. Поэтому
для подростков характерны изменение
АД (артериального давления), повышенная
утомляемость, перепады настроения;
гормональная буря => неуравновешенность.
Это состояние
удачно выразил американский подросток:
«В 14 лет мое тело
будто взбесилось». Эмоциональную
нестабильность усиливает сексуальное
возбуждение, сопровождающее процесс
полового созревания.
В этот самый
короткий по астрономическому времени
период подросток проходит великий
путь в своем развитии: через внутренние
конфликты с самим собой и с другими,
через внешние срывы и восхождения он
может обрести чувство личности.
Социальная ситуация
развития представляет собой переход
от зависимого детства к самостоятельной
и ответственной взрослости. Подросток
занимает промежуточное положение между
детством и взрослостью.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
КОНЦЕПЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(дошкольное и начальное звенья)
(Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию
Министерства образования РФ 17.06.2003 г.)
(извлечения)
Введение
Правовыми основами развития и функционирования дошкольного и начального образования в России являются документы, принятые меж дународными организациями (Между народная конвенция о правах ребен ка, Декларация прав ребенка), а так же законы Российской Федерации (Конституция РФ, Закон РФ «Об об разовании»). Для концепции непре рывного образования особенно важ ны следующие положения этих доку ментов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получе ние образования, гуманистического по своему характеру; бережное отно шение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы обра зования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.
Демократические преобразова ния в российском обществе приве ли к серьезным изменениям в сис теме дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования.
Так, система дошкольного обра зования представляет гибкую, мно гофункциональную сеть дошколь ных образовательных учреждений (ДОУ), которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и инди видуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. Развиваются дошкольные учреждения с приоритетами одного или нескольких направлений рабо ты с детьми (детские сады компен сирующего вида, присмотра и оз доровления, центры развития ре бенка и др.).
Возникли новые формы обслу живания дошкольников (мини-сады, группы кратковременного содержания, прогулочные, оздоро вительные и др.)- Положительно зарекомендовали себя образова тельные учреждения «начальная школа — детский сад», создающие наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании, обучении и развитии детей. Положительные изменения наметились в становлении и распространении психологической службы для детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.
Существенные изменения про изошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем ха рактере и стиле педагогического процесса: все большее распрост ранение приобретает вариатив ность программ, учебных пла нов, средств обучения, что зна чительно обогащает содержание как дошкольной, так и началь ной ступени образования. Наме тился отказ от жестко регламен тированных форм обучения, пе дагогической общественностью приняты идеи гуманистической педагогики.
Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы об разования в будущем. Вместе с тем происходящие в системе обра зования изменения показали него товность значительной части педа гогических кадров к осознанному выбору вариативной образователь ной программы и ее адекватной ре ализации с учетом возможностей и потребностей детей. Кроме того, вариативность привнесла в дошкольное воспитание неоправдан ное увлечение предметным обу чением, а в начальную школу — многопредметность (в частности, обилие одночасовых предметов), то привело к неоправданному Росту требований к поступающим в школу, снижению качества об разования и перегрузке детей.
Отсутствие утвержденных на госу дарственном уровне стандартов об разования существенно препятству ет обеспечению преемственности и перспективности в системе образо вания.
Так, подготовка к школе зачас тую рассматривается как более раннее изучение программы перво го класса и сводится к формирова нию узкопредметных знаний и уме ний. В этом случае преемствен ность между дошкольным и младшим школьным возрастом оп ределяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, не обходимые для осуществления но вой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследо вания психологов и педагогов пока зывают, что наличие знаний само по себе не определяет успеш ность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоя тельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготов ки к школе должно быть формиро вание у дошкольника качеств, не обходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательно сти, инициативности, самостоятель ности, произвольности, творческо го самовыражения ребенка и др.
Серьезной проблемой является игнорирование создателями про грамм и учебников закономерностей психического развития возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и ново образований, роли ведущей деятельности в их формировании. Так, воспитатели в дошкольных учреж дениях недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются «школь ные» технологии: фронтальные за нятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения зна ний и умений и др. Тем самым осу ществляется недопустимая искусст венная акселерация развития ре бенка, «овзросление» дошкольного образования. Интенсивность про цесса обучения в начальной школе, преждевременное формирование ряда учебных навыков (например, курсивное письмо, беглое чтение и др.) не только не способствуют их формированию, но тормозят разви тие, приводят к усвоению нерацио нальных способов реализации этих базовых школьных навыков. Наря ду с этим целенаправленное фор мирование учебной (ведущей) дея тельности в начальной школе, как правило, находится вне поля зре ния авторов программ и практиче ских работников.
Эти проблемы усугубляются тем, что явно недостаточное внимание уделяется физическому воспита нию и развитию детей до школьного и младшего школьно го возраста, охране и укрепле нию их здоровья.
Отсутствие единых концептуаль ных подходов к определению це лей, задач и содержания образова ния на каждой его ступени с учетом их преемственности и перспектив ности не обеспечивает полноценное развитие ребенка от данной ступе ни образования к последующей. Полноценная, социально-направ ленная и регулируемая государ ством реализация положений ука занных выше правовых документов возможна только при соблюдении непрерывности всех ступеней об разования.
Непрерывное образование по нимается как связь, согласован ность и перспективность всех ком понентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитаниями обучения) на каждой ступени обра зования для обеспечения преем ственности в развитии ребенка. Идея непрерывности образова ния в настоящее время больше декларируется, чем осуществляет ся, что актуализирует задачу со здания концепции, раскрывающей современные подходы к целям и содержанию непрерывного обра зования на первых его ступенях — дошкольном и начальном школь ном.
Концепция строится на основе таких признанных в современной педагогике ценностей образова ния, как:
* гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой лично сти, доброжелательного и бе режного отношения к каждому; исключение принуждения и наси лия;
* открытость человека изменяю щемуся миру;
* самоценность каждого возраста полнота реализации возможно стей ребенка; опора на достижния предыдущего этапа разви тия — неоправданность как инфантилизации в образовании, так и «забегания вперед»;
* индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;
* создание условий для его разви тия, независимо от уровня ис ходной подготовленности.
Концепция непрерывного образования (дошкольное и началь ное звено образования) призвана:
* выделить приоритеты в содержа нии образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной соци альной ситуации;
* определить психологические и педагогические условия реализа ции непрерывности образования;
* обозначить вклад каждой обра зовательной области в развитие дошкольника и младшего школь ника;
* дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе. Концепция адресована всем ка тегориям работников системы об разования и широкой общественно сти.
Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Общие цели непрерывного об разования детей дошкольного и младшего школьного возраста мо гут быть сформулированы как:
* воспитание нравственного чело века;
* охрана и укрепление физическо го и психического здоровья де тей;
* сохранение и поддержка индиви дуальности ребенка, физического и психического развития детей.
Знания, умения и навыки рас сматриваются в системе непре рывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение конкретных приори тетных задач.
На дошкольной ступени:
* приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
* обеспечение эмоционального бла гополучия каждого ребенка, раз витие его положительного само ощущения;
* развитие инициативности, любо знательности, произвольности, способности к творческому са мовыражению;
* формирование различных зна ний об окружающем мире, сти мулирование коммуникативной, познавательной, игровой и дру гой активности детей в различ ных видах деятельности;
* развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
* включение детей в различные фор мы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной школы:
* осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регу ляция своего поведения в соот ветствии с ними;
* готовность к активному взаимодей ствию с окружающим миром (эмо циональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); желание и умение учиться, готов ность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятель ность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
* совершенствование достижений дошкольного развития (на протя жении всего начального образо вания); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; ин дивидуализация процесса обуче ния, особенно в случаях опере жающего развития или отстава ния.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования
Реализация общей цели и задач образования этих возрастов требу ет соблюдения ряда психолого-пе дагогических условий:
* личностно-ориентированного вза имодействия взрослых с детьми;
* предоставление каждому ребен ку возможности выбора деятель ности, партнера, средств и пр.;
* ориентировки педагогической оценки на относительные показа тели детской успешности (срав нение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вче рашними достижениями);
* создания образовательной сре ды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуаль ности;
* формирования ведущей деятель ности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной дея тельности;
* сбалансированности репродук тивной (воспроизводящей гото вый образец) и исследователь ской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм ак тивности.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и
младшего школьного возраста
При отборе содержания непре рывного образования в концепции учитываются устоявшиеся в дидак тике принципы, но особое внима ние обращается на те из них, кото рые либо недостаточно реализуют ся в современной теории и практике дошкольного и начального образования, либо являются новыми.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального раз вития и саморазвития ребенка, создание условий для проявления самостоятельности, инициативно сти, творческих способностей ре бенка в различных видах деятель ности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом значимость усвоения детьми знаний, овладение умениями и на выками сохранятся как средство для детского развития, а не само цель дошкольного и начального образования.
Принцип гуманитаризации со держания образования рассматри вается как усиление гуманитарной направленности предметов есте ственно-научного и математическо го циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и со циально-личностное развитие ре бенка; придание особого значения предметам гуманитарного и худо жественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
Принцип целостности образа мира требует отбора такого содер жания образования, которое помо жет ребенку удерживать и воссоз давать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнооб разных связей между его объекта ми и явлениями, и в то же время — сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является созда ние интегрированных курсов.
Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание усло вий для наиболее полного (с уче том возраста) ознакомления с до стижениями и развитием культуры современного общества и форми рование разнообразных познава тельных интересов. Возможный путь реализации этого принципа — сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содер жания образования.
Принцип вариативности содер жания образования предполагает возможность сосуществования раз личных подходов к отбору содер жания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализа цию целей образования с учетом развития современной науки, по требностей общества и региональ ных особенностей. Кроме этого, вариативность обеспечивает диф ференциацию образования, т.е. возможности индивидуального раз вития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариант ного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка — гражданина РФ на получение равного с други ми дошкольного и начального об разования.
Возрастные характеристики ребенка
Целевые ориентиры для каждой ступени образования представлены в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребен ка к концу ступени. Возрастной портрет ребенка дошкольного возраста отражает идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или продвинутости самого ребенка. Портрет младшего школьника от ражает необходимый (минималь ный) уровень достижений, кото рый должен быть приобретен в результате обучения на первой ступени образования.
Характеристика ребенка перед поступлением в школу
Характерная черта старшего дошкольника — устойчивое поло жительное отношение к себе, уверенность в своих силах, от крытость внешнему миру. Ребе нок проявляет инициативность и самостоятельность в разных ви дах детской деятельности — игре, общении, конструировании, рисова нии, лепке, в сфере решения эле ментарных социальных и бытовых задач.
Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договари ваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное вни мание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятель ности обсуждает возникающие про блемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.
Находясь в обществе сверстни ков в предметно насыщенной сре де, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнару живает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссер ской игре, которая к концу до школьного периода характеризует ся наличием оригинального замыс ла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно услови ям и обстоятельствам. Творческие способности детей также проявля ются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звука ми и словами. Эта способность тес но связана с развитием речи и сви детельствует о возникновении внут реннего плана действия, развитии функции воображения и становле нии произвольности предметного действия.
Особым объектом освоения ста новятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произволь ный характер.
Волевое начало в действиях ре бенка проявляется в продуктив ной деятельности, где он обнару живает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность так же проявляется в социальном по ведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.
В дошкольном детстве получа ют развитие познавательные способности ребенка. Он проявля ет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близ ких и далеких предметов и явле ний, интересуется причинно-след ственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, эксперименти ровать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графиче ским схемам, пытается самостоя тельно пользоваться ими.
Одновременно с развитием этих качеств повышается компетент ность ребенка в разных видах дея тельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляет ся не только в том, что он облада ет знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее ос нове собственные решения.
Содержание дошкольного образования
Содержание дошкольного об разования предопределяется сле дующими направлениями разви тия:
* физическое;
* познавательно-речевое;
* социально-личностное;
* художественно-эстетическое.
Физическое развитие
В этой сфере происходит ста новление ценностей здорового об раза жизни, совершенствуется дви гательная активность детей, разви ваются представления о своем теле и своих физических возможностях.
Взрослые способствуют ста новлению у детей ценностей здорового образа жизни: береж ного отношения к своему организ му, представления о том, что по лезно и что вредно для здоровья, овладения необходимыми гигиени ческими навыками. Для этого сле дует воспитывать привычку к чис тоте, порядку, аккуратности, со блюдению режима дня. Взрослые создают возможности для актив ного участия детей в оздорови тельных мероприятиях: закаливаю щих процедурах, утренней гимна стике и пр. Важно помочь детям осознать пользу рационального питания и соблюдать соответству ющие правила. Взрослые рассказывают, для чего это нужно, чита ют соответствующие книги, ком ментируют иллюстративный мате риал, организуют дидактические игры.
Необходимо создавать широ кие возможности для двигатель ной активности детей: поддержи вать их интерес к подвижным иг рам, занятиям на спортивных снарядах и т.п. Важно, чтобы до школьники упражнялись в беге, прыжках, лазаний, метании и др. Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники. Следует побуждать детей выполнять физи ческие упражнения, способствую щие развитию координации движе ний, ловкости, гибкости, быстроты, уделяя специальное внимание раз витию у ребенка представлений о своем теле, произвольности дей ствий и движений ребенка. При этом важно использовать вообра жаемые ситуации, побуждать детей создавать образы (животных, рас тений, воды, ветра и др.), поддер живая и стимулируя стремление ребенка к творческому самовыра жению.
Взрослые развивают у ребен ка интерес к различным видам спорта: приобщение детей к пер воначальной спортивной актив ности (плавание, катание на лы жах, коньках, велосипеде и т.п.), способствуют разностороннему физическому развитию ребенка, таких качеств, как воля, целеуст ремленность, выносливость, сме лость.
В ходе занятий физкультурой необходимо варьировать нагрузку в соответствии с состоянием здоро вья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за их са мочувствием.
Познавательно-речевое развитие
В этой сфере происходит разви тие ребенка как субъекта позна ния: его любознательности, иници ативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробо вании разных способов действия, ответов на возникающие у него во просы, решении проблемных ситуа ций. Развиваются общие пред ставления ребенка об окружаю щем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возра ста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания.
Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте, предпола гает:
* опору на природную детскую любознательность;
* поощрение познавательной ини циативы ребенка — детских во просов, рассуждений, самостоя тельных умозаключений, уважи тельное к ним отношение;
* опору на такие виды познава тельной активности, как наблю дение, экспериментирование, по знавательное общение;
* организацию образовательной среды, стимулирующей познава тельную активность детей;
* предоставление информации из разных областей культуры (рече вой), математики, естественных наук, искусств, общественной жизни человека, здоровья, эко логии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.
В области естественных наук, экологии, здоровья. Взрослые со здают широкие возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле и т.п. При этом желательно опираться на привлекательные для детей за нятия, такие как наблюдение за природными явлениями, жизнью растений и животных; составление гербариев; экспериментирование различными веществами (песком, водой, крупами, тестом), прибора ми и материалами (лупой, весами, магнитами и т.п.); исследование различных механизмов (часов, за водных игрушек и пр.), опробова ние свойств материалов и инстру ментов в процессе ручного труда; дидактическую игру. Взрослые организуют экскурсии на природу, по городу, беседуют на интересные для детей темы, читают книги, проблематизируют привычные ситуа ции и т.п.
Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребенка ос новы экологической культуры — подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе.
В сфере общественной жизни человека. Дошкольников знакомят с достопримечательностями родно го края, рассказывают сказки, мифы и легенды народов мира, из которых дети могут узнать о жизни человека в древности и современ ности, о культуре разных народов. Желательно познакомить детей с основным профессиями, направле ниями технического прогресса (средствами передвижения, связи и др.). При этом важно побуждать детей использовать полученные знания в интересных для них заня тиях, сюжетно-ролевых играх, на родных играх и забавах, приготов лении национальных блюд и т.п.
Основы математических пред ставлений. Взрослые создают широкие возможности для воз никновения и развития у детей элементарных математических представлений (о форме, величи не, мере, соотношении, количе стве, числе, времени и простран стве). Математические представ ления в дошкольном возрасте успешно развиваются, когда взрослые организуют привлека тельные для детей игры и заня тия. Это могут быть измерение, взвешивание, сортировка и соот несение (по функции, размеру, цвету, форме) в сюжетно-роле вых, дидактических, спортивных играх; конструирование; решение головоломок, разгадывание зага док, игры с числами и т.п. Ориен тировка в пространстве и времени хорошо развивается при использовании схем, планов, моделей, соотнесении событий в жизни ре бенка с определенными периода ми времени.
Основы речевой и языковой культуры. Взрослые обеспечива ют ребенку возможности для обо гащения словарного запаса, со вершенствования звуковой культу ры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком взрослый побуждает его задавать вопросы, высказы вать свои суждения, строить умо заключения, обсуждать возникаю щие проблемы. Специальное вни мание следует уделять развитию диалогической речи (обмену ин формацией, мнениями, планирова нию индивидуальной и совмест ной деятельности, обсуждению событий, общих дел и т.п.) в про цессе общения ребенка с другими детьми. В речевых и звукоподра жательных играх успешно разви ваются чувствительность к смыс ловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и словопроизношение. Очень важно приобщать детей к культуре чтения художественной литературы — организовывать прослушивание художественных произведений, обсуждать их со держание. Благодаря этому у ре бенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов. Закладывая основы речевой и языковой куль туры, взрослые способствуют воз никновению у детей предпосылок для овладения чтением и пись мом.
Социально-личностное развитие
В этой сфере происходит разви тие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуника тивной и социальной компетент ности детей.
Важнейшей основой полноцен ного социально-личностного раз вития ребенка является его поло жительное самоощущение: уве ренность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоцио нальном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, уста навливают с детьми доверитель ные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства соб ственного достоинства, осозна нию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельно сти, иметь личные вещи, по соб ственному усмотрению использо вать личное время). Взрослые уважительно относятся к интере сам, вкусам и предпочтениям де тей (в играх, занятиях, еде, одеж де и др.).
Взрослые способствуют разви тию положительного отношения ребенка к окружающим людям — воспитывают уважение и терпи мость независимо от социального происхождения, расовой и нацио нальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взро слые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо ува жать чувство собственного досто инства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в обще нии, игре, совместной деятельнос ти. Поощряют проявления добро желательного внимания, сочув ствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло жела ние и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценно стям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необ ходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять со вместные игры детей, организовы вать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей по стройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми худо жественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совмест ную работу, соподчинять и контро лировать свои желания, согласо вывать мнения и действия. Взро слые способствуют развитию у Детей чувства ответственности за Другого человека, общее дело, Данное слово.
Взрослые уделяют особое вни мание развитию коммуникатив ной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее на строение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и пере живания. Для этого взрослые вме сте с детьми обсуждают различ ные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматри вают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, по ступкам других людей: организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе кото рых ребенок учится различать и передавать настроения изобража емых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравствен ного поведения.
Взрослые способствуют разви тию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликт ных ситуаций, договариваться, со блюдать очередность, устанавли вать новые контакты. Важным ас пектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за сто лом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обра титься, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний ад рес и т.п.).
Важно создавать условия для развития бережного, ответ ственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотвор ному миру: ухаживать за животны ми и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.
Художественно-эстетическое развитие
В дошкольном возрасте разви вается интерес к эстетической стороне действительности, по требность в творческом самовы ражении, инициативность и са мостоятельность в воплощении художественного замысла. Ре бенок знакомится с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творче ства.
Образование, направленное на художественно-эстетическое разви тие ребенка, предполагает созда ние следующих условий:
* обогащения чувственного опыта ребенка во всех видах активно сти;
* организации художественной де ятельности, адекватной данному возрасту, — музыкальной, изо бразительной, театрализованной, художественного конструирова ния; сюжетно-ролевой и режис серской игры;
* предоставления ребенку возмож ности выбора вида деятельности, сюжетов, материала и средств воплощения художественного замысла;
* поддержки детский непосред ственности, поощрение, стимуля ция фантазии и воображения ребенка.
Взрослые создают широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращают внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружаю щем мире во время прогулок, эк скурсий, в игре, быту, специально организованных видах деятельно сти. Для развития у ребенка эмо циональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира взрослые побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важ но развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внут реннюю жизнь. Наделенную понят ными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.). Разви тию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравствен ных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружаю щем, представлению о многообра зии форм и художественных сти лей способствует приобщение де тей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосыл ки для актуализации у ребенка ху дожественных способностей, также развития художественного вкуса.
Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддер живают инициативу, стремление к импровизации при самостоятель ном воплощении ребенком художественных замыслов. Вовлекают детей в разные виды художе ственно-эстетической деятельнос ти, в сюжетно-ролевые и режис серские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности). В изобразитель ной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художествен ном конструировании — экспе риментировать с цветом, приду мывать и создавать композицию; осваивать различные художе ственные техники (такие как ори гами, папье-маше, разрывная апп ликация); использовать разнооб разные материалы (разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный матери ал) и средства (кисточки, каранда ши, ножницы и др.). В музыкаль ной деятельности — танцах, пе нии, игре на детских музыкальных инструментах — создавать худо жественные образы с помощью пластических средств, ритма, тем па, высоты и силы звука. В теат рализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерс кой игре — языковыми средства ми, средствами мимики, пантоми мы, интонации передавать харак тер, переживания, настроения персонажей.
Важное значение для художе ственно-эстетического развития имеет приобщение ребенка к ис токам народного творчества. Взрослые знакомят детей с тради ционными национальными и регио нальными художественными про мыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образ цы народного творчества в само стоятельной изобразительной, му зыкальной, театрализованной дея тельности.
Содержание начального образования (в системе непрерывного образования)
Начальное образование имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от после дующих этапов систематического школьного образования. Во-пер вых, это первоначальное форми рование учебно-познавательной деятельности детей и, в частно сти, познавательной мотивации. Во-вторых, это становление само сознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него дея тельности («Я — ученик, школь ник»). В-третьих, это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. Без овладения чтением, письмом, сче том и т.д. невозможно образова ние на следующих этапах. В-чет вертых, в начальной школе закла дываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятель ности, которые развиваются и дифференцируются в основной школе. […]
Концепция непрерывного образования в педагогике
Содержание:
-
Непрерывное образование – что это такое
- Понятие концепции в педагогике
-
Что включает в себя, формы и модели системы
- Преимущества и недостатки
- Сложности непрерывного образования
- Почему учиться тяжелее, чем кажется
Непрерывное образование – что это такое
Представление о том, что необходимо учиться всю жизнь, впервые сформулировали античные мыслители.
Одну из первых попыток научно обосновать важность обучения во взрослом возрасте предпринял американский исследователь Э. Линдеман. Он выпустил в 1926 г. работу «Значение образования для взрослых».
Как самостоятельная концепция идея о непрерывном образовании начала разрабатываться в результате деятельности экспертов ЮНЕСКО в 1960-е гг. В 1965 г. данный термин впервые ввел в оборот ученый П. Ленгранд, в 1968 г. он был закреплен в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В 1970-е гг. концепция непрерывного образования широко освещалась в рамках деятельности различных международных организаций и постепенно получила мировое признание. Совет Европы рассматривал данную концепцию в первую очередь как средство выравнивания темпов развития разных стран посредством образования. По мнению экспертов СЕ, это должно было привести к углубленной интеграции европейских государств.
Постепенно понятие «непрерывное образование» усложнялось и наполнялось новыми смыслами. В настоящий момент его рассматривают в 3-х основных аспектах:
- как обучение на протяжении всей жизни;
- как образование взрослых;
- как постоянное совершенствование трудовых навыков.
Определение
Непрерывное образование – это система учебных действий, направленная на непрерывный процесс роста общего и профессионального потенциала личности в соответствии с потребностями общества и самого человека.
Цели:
- социализация;
- профессиональная ориентация и повышение квалификации;
- достижение определенного социального статуса;
- общее развитие личности.
Функции:
- компенсаторная;
- адаптирующая;
- развивающая;
- рекреационная.
Компоненты:
- государственные и общественные образовательные институты;
- образовательные программы;
- система управления;
- социальная среда.
Признаки:
- всеохватность;
- открытость;
- доступность;
- длительность;
- нацеленность в первую очередь на самообразование.
В процессе непрерывного обучения человек совершенствует знания в следующих основных сферах:
- экономической;
- социальной;
- культурной;
- политической;
- технической.
В наши дни идея непрерывного образования стала еще более актуальна, поскольку:
- интенсивными темпами внедряются инновационные технологии;
- исчезают старые и появляются новые профессии;
- знания быстро устаревают;
- увеличивается продолжительность жизни.
Стратегия непрерывного образования легла в основу национальной образовательной политики многих государств. С 2000-х гг. участие населения в непрерывном образовательном процессе стало рассматриваться как одна из ключевых характеристик успешности страны, в том числе в области экономики и развития человеческого потенциала.
Понятие концепции в педагогике
Педагогика непрерывного образования – это концепция в педагогике, объясняющая необходимость обучения на протяжении всей жизни. На основе полученных знаний о формировании и развитии личности в процессе непрерывного образования вырабатываются методики и практические инструменты для реализации данной концепции.
Задачи:
- сбор и изучение информации об образовательных запросах современного общества;
- выявление закономерностей и тенденций в системе непрерывного обучения;
- выработка новых форм управления непрерывным образованием;
- поиск методов и средств для оптимизации обучения на протяжении всей жизни.
Что включает в себя, формы и модели системы
Непрерывное образование в широком смысле включает в себя все виды и компоненты образовательной деятельности. Оно распространяется на все население, независимо от возраста, социального статуса, профессиональной принадлежности.
Формы:
Институализированные – формы обучения, осуществляемые на базе общественных институтов.
Примеры:
- учреждения образования;
- творческие ассоциации;
- кружки;
- клубы;
- курсы.
Неинституализированные – связаны с самообразованием, самостоятельным поиском и обработкой информации.
В зарубежной литературе более распространена следующая классификация:
- формальное образование – основано на деятельности учебных заведений, использующих взаимосвязанные, формализованные программы;
- неформальное – любые формы организованной образовательной деятельности, не направленные на получение аттестата и не связанные с обязательными программами;
- информальное – неорганизованная учебная деятельность, как индивидуальная, так и групповая. Ее особенностью является отсутствие четкой структуры.
Существуют 3 основных модели непрерывного образования.
1. «Life-long learning education» – обучение на протяжении всей жизни.
Данная модель базируется на 3-х принципах:
- «обучение длиной в жизнь» – образовательный процесс не прекращается на протяжении всей жизни человека;
- «обучение шириной в жизнь» – образование должно быть всесторонним, охватывать не только профессиональные компетенции, но и широкие сферы познания;
- «самомотивация» – в основе образования должен лежать сознательный интерес человека к познавательной деятельности, его внутренняя тяга к самосовершенствованию.
2. «Adult education» – образование взрослых.
Подразумевает приобретение взрослыми людьми знаний, умений и навыков, которые не были ими в свое время получены в рамках традиционных образовательных программ на стандартных этапах обучения (школа, колледж, ВУЗ). Включает в себя получение профессиональных компетенций, а также знаний, не связанных с работой.
3. «Continuing vocational education and training» – непрекращающееся профессиональное образование и обучение. В современном быстро меняющемся технологическом мире постоянное самосовершенствование в профессиональном плане жизненно необходимо.
Оно позволяет:
- адаптироваться к преобразованиям;
- повысить конкурентоспособность на рынке труда;
- приобрести новую востребованную профессию;
- продвинуться по карьерной лестнице путем приобретения новых умений и навыков.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- возможность постоянного саморазвития;
- профессиональный и карьерный рост;
- расширение кругозора;
- повышение коммуникативных навыков;
- ощущение востребованности в личном и профессиональном плане;
- адаптация к быстро меняющимся условиям современного мира.
Минусы:
- полученные знания быстро устаревают;
- огромное количество образовательных систем создают информационную перегруженность;
- непрерывное образование требует больших временных, а часто и финансовых затрат;
- в отсутствии четкого целеполагания обучение может превратиться в бессмысленное накопление разрозненных знаний.
Сложности непрерывного образования
- многие образовательные курсы имеют низкое качество;
- полученные неформальным образом профессиональные знания не всегда востребованы работодателем, который требует формального подтверждения компетенций (аттестаты, дипломы);
- разрыв между теорией и практикой;
- при самообразовании часто возникает «иллюзия компетентности»;
- трудности в выявлении критериев оценки приобретенных знаний;
- внедрение качественных образовательных программ требует значительного финансирования.
Почему учиться тяжелее, чем кажется
Многие люди быстро загораются, но бросают курсы и тренинги уже после нескольких занятий. Это связано с тем, что:
- недостаточно сформирована мотивация;
- переоценены свои силы;
- неправильно расставлены приоритеты;
- не выработана способность к постоянному обучению.
Для того чтобы успешно учиться необходимы:
- наличие осознанной мотивации;
- постановка реальных целей;
- умение отделять главное от второстепенного;
- волевые усилия;
- стремление к саморазвитию;
- дисциплинированность;
- навыки правильной организации времени.
Также следует учитывать, что с возрастом у многих людей ослабевает способность к обучению. Особенно это характерно для тех, у кого были длительные перерывы в самообразовании. Чтобы минимизировать сложности обучения во взрослом возрасте, необходимо сделать процесс образования непрерывным, а также заручиться поддержкой родных и близких.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 4.09 (Голосов: 11)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Текст с ошибкой:
Расскажите, что не так
Поиск по содержимому
Концептуальные положения
Концепция непрерывного образования, как современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте, которая предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни, пока находится в стадии обсуждения. Формирование концепции зависит от многих составляющих и, в частности, от основной цели непрерывного образования.
Непрерывное образование рассматривается как непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию.
Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении жизни. Целью непрерывного образования выступает развитие личности. Само непрерывное образование рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое предстает для личности как целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, удовлетворения ее познавательных, духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил и призвания.
Непрерывное образование представляет возможность каждому человеку на любом этапе его жизни подключиться к образовательному процессу. Как открытая, гибкая и развивающаяся система, система непрерывного образования действует на основе иерархии подсистем дошкольного образования, школьного образования, профессионального образования, а также взаимосвязи и координации иных, основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных, муниципальных и частных, формальных и неформальных институтов. Обеспечивается это преемственностью структурных элементов системы на основе утвержденных единых образовательных стандартов, взаимодополнением различных типов и форм обучения. Принцип единства управления и самоуправления образовательных учреждений поощряет новаторство, педагогический поиск, творчество.
Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в развитии личности каждого человека. Этим определена интеграция всех образовательных подсистем и процессов. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение отношений взаимодополнения между ними превращают совокупность подсистем в единую систему. Непрерывное образование есть целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.
В настоящее время вырисовываются контуры образовательных систем, открывающих человеку широкие возможности для саморазвития и самовоспитания на протяжении жизни, поддержания неиссякаемого стремления к самосовершенствованию. Развитие непрерывного образования приведет к возникновению более гибких структур, удовлетворяющих разнообразные как универсальные, так и специальные потребности, помогающим получать новые профессии и развивать потенциальные способности. Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание всего общества.
Одна из основных целей непрерывного образования есть расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность и неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения, и определяется как целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем самообразования Непрерывное образование можно определить как пожизненный процесс целенаправленного систематического формирования человека, подчиненный задачам формирования определенных качеств личности, ее знаний, навыков, ценностей и норм поведения . Непрерывное образование рассматривается как система, включающая в себя общеобразовательное, базовое профессиональное образование, повышение квалификации и самообразование. Это значит, что процесс непрерывного образования начинается после того, как человек научился читать и писать, и продолжается в течение всей жизни. Непрерывное образование представляет собой процесс овладения человеком теми ценностями, отношениями и умениями, которые общество считает необходимыми для участия личности в общественной жизни.
_________________________
Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М., 2000. — 173 с. Симонов Б. А. Дифференцированный подход к профилированию отдельных ступеней непрерывного образования : дис. … канд. пед. наук. — М., 1994. — 146 с.
Исходя из высказанной позиции, профессиональное образование является подсистемой непрерывного образования. В то же время само оно рассматривается как непрерывный процесс формального или неформального обучения, состоящий из фаз начального, среднего, высшего и последипломного специального образования. Все эти фазы образования реализуются системой непрерывного профессионального образования, совокупностью образовательных программ, использованием информационно-коммуникационных сетей, обеспеченных финансовых и материальных ресурсов, ориентированными на удовлетворение познавательных потребностей личности на протяжении жизни.
_________________________
Новинская Л. В. Непрерывное профессиональное образование: цель, содержание, аудитория // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов : сб. тез. докл. междунар. конф. (Москва 2001 г.). — М., 2001. — С. 141-144. Симонов Б. А. Дифференцированный подход к профилированию отдельных ступеней непрерывного образования : дис. … канд. пед. наук. — М., 1994. — 146 с.
При построении системы непрерывного профессионального образования необходимо учитывать наличие многих уровней и ступеней базового профессионального образования. Необходимо обеспечить человеку возможности изучать различные курсы в зависимости от его интересов и планов, посещать занятия в разных профессиональных учебных заведениях, а также параллельно обучаться в двух или нескольких вузах по разным специальностям. Концепция непрерывного образования есть современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
Непрерывное образование обеспечивает поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.
В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.