Обогащение жизненного опыта детей
Обогащение игрового опыта детей
Создание предметно — игровой среды
Активизирующее общение педагога с детьми
- Беседы воспитателя о работе врача – педиатра, медсестры, о медицинских учреждениях
- Наблюдение за работой медсестры д/с
- Экскурсии
в медицинский кабинет, в процедурный кабинет
- Целевые прогулки до поликлиники, до аптеки
- Чтение стихов А.Барто «Мы с Тамарой…», «Очки», В.Маяковский «Кем быть?», В.Берестов «Больная кукла», К.Чуковский «Айболит»
- Чтение рассказов
И. Туричин «Человек заболел»
- Рассматривание иллюстраций Петров –Водкин «Тревога», картинки и иллюстрации к произведениям, из журналов и энциклопедий
- Загадки «Если кто-то заболел…»,
- «Кто у постели больного сидит…», «Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь…», «Ускользает, как живое…», «Пузыри пускало…»
- Скороговорки «Прочитал журавль в журнале…»
- Просмотр видеозаписей «Айболит 66», «Болто»
- Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Поликлиника», «Врачи разных специальностей»
- Продуктивные виды деятельности
Лепка «Витамины», конструирование «Изготовление бланков рецептов», аппликация «Красный крест», рисование сюжетное по сказке «Доктор Айболит».
- Слушание музыки «Болезнь куклы», «Новая кукла» из детского альбома П.Чайковского
Слушание песен «Закаляйся, если хочешь быть здоров..», песни из мультфильмов «Айболит», «Мойдодыр»
- Дидактические игры
«Кому что нужно для работы», «Расставь по размеру», «Распутай и сверни бинтик», «Что изменилось», Разрезные картинки, «Распределить пациентов по кабинетам», «Разложи таблетки» (по количеству, по цвету, по размеру)
- Театрализованные игры «Волк и журавль», «Петушок и бобовое зернышко»
- Игровые упражнения «Врач принимает больных», «Спрашивает, что болит», «Осматривает», «Прослушивает», «Назначает лечение»
- Игры – имитации «Медсестра измеряет давление, температуру», «Медсестра делает уколы, прививки, перевязки»
- Строительно – конструктивные игры
«Гараж для скорой помощи», «Больница», «Кровать для куклы» (по размеру), кушетка
- Игры с математическим содержанием. «Выдай лекарство по рецепту» (соотнесение числа с количеством»
- Игры с экологическим содержанием
«Береги ушки», «Береги глазки», «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Прямая спинка», «Здоровый животик», «Уроки Мойдодыра»
- Обучающие игры
- Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей) Воспитатель в роли врача, медсестры. Осматривает детей, делает процедуры. Дети выступают в роли пациентов
- Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)
Воспитатель берет на себя роль пациента, а дети роли врачей, медсестер
- Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку)
дети вместе с воспитателем в роли врачей, медсестер осматривают больных (куклы, медведи, собаки…)
- Ребенок играет, используя только реальные предметы. Одни дети вместе с воспитателем в роли врачей, другие дети в роли пациентов.
- Принятие параллельной роли
- Привлечение к параллельной роли
Позвать другого врача для осмотра и консультации, медицинский консилиум
- Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога
Врач – врач, врач – медсестра, врач – пациент, медсестра – пациент, пациент — пациент
- Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации
Долго не приезжает скорая помощь, не записаться на прием к врачу, врач заболел, длинная очередь у кабинета врача
- Атрибуты: коробка для хранения игрового оборудования
- Внешние признаки
Чемоданчик, халаты, колпаки, марлевые повязки
- Копии имитации медицинских инструментов, пустые флакончики из-под лекарств, ватки, бинты, шпатели
- Заместители: палочки, карандаши, шпатели, блокноты, мелкий строительный материал, мозаика, пуговицы, ленточки, тряпочки.
- Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы «Пациент» (кукла – кегля – воображаемый больной)
- Цепочка: подсказывающие игрушки:
Коробочка – аптечка, аптечка водителя, дорожный знак «Красный крест»
- Самостоятельная организация, приготовление игровой среды
- Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей: таблица для проверки зрения
- Изменение сюжетной ситуации все машины скорой помощи на вызовах, как доставить больного до больницы
2 Совместное изготовление игры, атрибутов:
- Внесение нового атрибута в проблемные ситуации
Изготовление градусников (эпидемия гриппа, появилось много больных)
- Введение нового атрибута в проблемные ситуации Медицинские амбулаторные карты пациентов, номерки к врачам
- Обыгрывание игрового материала педагогом сигмомонометр (для измерения давления)
3 Презентация игрового материала педагогом дефибриллятор (при остановке сердца)
- Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий:
- С сюжетной игрушкой «У куклы заболело горлышко и она не сможет петь песни.» Что надо сделать?
- С предметами – заместителями «У куклы болит голова, не может играть с нами» Что надо сделать? – измерить температуру, проверить горло, сделать укол.(шпатель, карандаш, маленький кубик)
- С воображаемыми предметами «Кукла ушибла ножку» — что надо сделать? – помазать ножку, перевязать
- Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Доктор вы свободны?», «Доктор, мы сдали анализы, проверьте, пожалуйста», «Доктор, где можно купить такое лекарство?», «Доктор, как принимать это лекарство?»
- Создание подсказывающей ситуации
Кукле песок попал в глаза, к какому врачу надо обратиться, какую помощь оказать
- Обращения по ходу игры «Как пройти к кабинету окулиста?» «Где у вас гардероб?», «Мне нужен номерок к окулисту», «Оденьте бахилы»
«На что жалуетесь?»
«Соблюдайте правила для глаз»
«Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»
Издание посвящено вопросам эффективной организации и диагностики игровой деятельности детей 2–7 лет с учетом новых федеральных государственных требований. Даются рекомендации, как можно организовать методическую работу с кадрами по совершенствованию руководства игрой, и предлагается научно обоснованная диагностика развития игровой деятельности. Книга адресована специалистам дошкольных учреждений: воспитателям, старшим воспитателям, психологам.
Комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой на примере игры «Больница »
Из опыта работы
воспитателя
МДОУ «ЯСЛИ – САД №4
ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
Яланской Н.А.
2018 год
Основные направления комплексного руководства сюжетно – ролевой игрой
Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры
Планомерное обогащение игрового опыта детей
Планомерное обогащение жизненного опыта детей
Развитие навыков общения с детьми и взрослыми
Проектирование предметно — игровой среды
2
Планомерное обогащение жизненного опыта детей
- Цель : создать основу для развития и обогащения содержания игры.
- Беседы воспитателя о работе врача – педиатра, о работе медсестры, о медицинских учреждениях
- Наблюдение за работой медсестры, за работой врача
- Экскурсии в медицинский кабинет, в процедурный кабинет, в изолятор
- Целевые прогулки до поликлиники, до аптеки, ,до медицинского центра
- Чтение стихов: А.Барто «Мы с Тамарой…», «Очки», В.Маяковский «Кем быть?», В.Берестов «Больная кукла», К.Чуковский «Айболит и воробей» «Айболит»
- Чтение рассказов: И. Туричин «Человек заболел»
- Рассматривание иллюстраций: Петров –Водкин «Тревога», картинки и иллюстрации к произведениям, фотографии из журналов и энциклопедий
Очень интересно смотреть мультфильм
«Про бегемота, который боялся прививок »
Со специальностями врачей знакомимся по иллюстрациям
В наших книгах много рассказов, стихов, сказок о работниках медицины
Планомерное обогащение жизненного опыта детей
- Загадки, скороговорки, чистоговорки
- Просмотр мультфильмов «Доктор Айболит»
- Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Поликлиника», «Врачи разных специальностей»
- Продуктивные виды деятельности:
лепка: «Витамины»,
конструирование «Изготовление бланков рецептов», аппликация «красный крест» рисование сюжетное по сказке «Доктор Айболит»
- Слушание музыки «Болезнь куклы», «Новая кукла» из детского альбома П.Чайковского
- Слушание песен «Закаляйся, если хочешь быть здоров..», песни из мультфильмов «Айболит», «Мойдодыр»
2
Так мы оформляли вывески на кабинеты, медицинские сумки, нарезали рецепты, карточки, делали подарки для кукол – малышей лежащих в больнице
2
Планомерное обогащение игрового опыта детей
- Цель : развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры.
- Дидактические игры
- «Кому что нужно для работы», «Расставь по размеру», « Сверни бинтик», «Распутай бинтик», «Что пропало», «Что изменилось», «Что появилось», Разрезные картинки, «Выпиши рецепт», «Распределить пациентов по кабинетам» (по звукам, по количеству слогов), «Разложи таблетки» (по количеству, по цвету, по размеру)
- Театрализованные игры «Волк и журавль», «Петушок и бобовое зернышко»
- Игровые упражнения «Врач принимает больных», «Спрашивает, что болит», «Осматривает», «Прослушивает», «Назначает лечение»
- Игры – имитации «Медсестра мерит давление, температуру», «Медсестра делает уколы, прививки, перевязки…
Дидактическая игра «Что чем можно заменить?»
Дидактическая игра «Какому врачу
нужны эти предметы?»
Игровое упражнение «Обследуем больного»
- Строительно – конструктивные игры:
«Гараж для скорой помощи», «Больница», «Кровать для куклы» (по размеру), стоматологическое кресло, кушетка, массажный стол.
- Игры с экологическим содержанием:
« Береги ушки», «Береги глазки», «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Прямая спинка», «Здоровый животик», «Уроки Мойдодыра», «Береги живое»
- Игры с математическим содержанием:
- «Выдай лекарство по рецепту» (соотнесение числа с количеством», «Назначение лечения» (раскладывание геометрических фигур в порядке убывания, возрастания, чередование по цвету, форме, размеру)
2
А из стульчиков получается
отличная машина скорой помощи
Строим гараж для скорой помощи
На корабле тоже нужны медики .
2
Обучающие игры
- Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей ) Воспитатель в роли врача, медсестры. Осматривает детей, делает процедуры. Дети выступают в роли пациентов
- Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)
- Воспитатель берет на себя роль пациента, а дети роли врачей, медсестер
- Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку)
- дети вместе с воспитателем в роли врачей, медсестер осматривают больных (куклы, медведи, собаки…)
- Ребенок играет, используя только реальные предметы Одни дети вместе с воспитателем в роли врачей, другие дети в роли пациентов.
- Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога
- Врач – врач, врач – медсестра, врач – пациент, медсестра – пациент, пациент — пациент
- Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации
- Долго не приезжает скорая помощь, не записаться на прием к врачу, врач заболел, длинная очередь у кабинета врача…
Разыгрывание сюжета — действия направлены на детей
Проблемная ситуация: авария на дороге»
Воспитатель – врач рассказывает,
какие кабинеты надо посетить
Действия направлены на воспитателя
2
Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры
Цель : способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов решения
Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий
С сюжетной игрушкой « У медведя заболело горлышко и он ре сможет рычать.» Что надо сделать?
- С предметами – заместителями « У куклы болит голова, не может играть с нами» Что надо сделать? – измерить температуру, проверить горло, сделать укол.(шпатель, карандаш, маленький кубик)
- С воображаемыми предметами «Кукла ушибла ножку» — что надо сделать? – помазать ножку, перевязать, позвонить в больницу…
Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Доктор вы свободны?», «Доктор, мы сдали анализы, проверьте, пожалуйста», «Доктор, где можно купить такое лекарство?», «Доктор, как принимать это лекарство?»
Создание подсказывающей ситуации
- Кукле песок попал в глаза, к какому врачу надо обратиться, какую помощь оказать?
- Обращения по ходу игры «Как пройти к кабинету окулиста?» «Где у вас гардероб?» «»Мне нужен номерок к окулисту», «Оденьте бахилы»
«На что жалуетесь?» «Соблюдайте правила для глаз»
2
Медведь взбирался на дерево и повредил лапу
У куклы температура
и в детский садик вызвали врача
У куклы хрипит в груди. Как доктор может определить, что у неё болит?
2
Проектирование предметно — игровой среды
Цель : создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
- Атрибуты: коробка для хранения игрового оборудования;
- Внешние признаки: чемоданчик, халаты, колпаки, марлевые повязки;
- Копии: имитации медицинских инструментов, пустые флакончики из-под лекарств, ватки, бинты, шпатели и т.д.
- Заместители: палочки, карандаши, шпатели, блокноты, мелкий строительный материал, мозаика, пуговицы, ленточки, тряпочки.
- Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы «
- Пациент »(кукла – кегля – воображаемый больной)
- Цепочка: подсказывающие игрушки:
Коробочка – аптечка, аптечка водителя, дорожный знак «Красный крест
Развитие навыков общения детей в игре.
Цель : развивать у детей навыки общения в соответствии с взятой ролью.
Ситуации: Как объяснить врачу что ты ел орехи и сломал зуб, если не можешь открыть рот.
- Этюды для выражения эмоционального состояния: «Друг заболел» — горе, «Друг поправился» — радость, «Нет номерков к врачу» — злость, «Быстро приехал доктор» — удивление, «Надо удалить зуб» — страх.
- Коммуникативные игры: «Обратись вежливо», «Вежливо ответить нет», «Разговор по телефону», «Вызов врача на дом»
Поддерживаем диалог
Ой, как болит зуб!
Всё прошло – совсем не больно !
Мы любим своих пациентов
Игровое сотворчество родителей и детей
Цель : педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей.
- Собрание «Значение игры в жизни ребенка»
- Консультации «Игра – мир ребенка»
- Семинар– практикум «Играем с детьми»
- Круглый стол «Игровые ситуации»
- Экскурсии в поликлинику, в стоматологическую клинику, в медицинский центр.
- Выставки
- Рисунка «Все работы хороши»
- Создание фотоколлажа «Играем в доктора»
2
Мы играем в больницу.
Детский доктор утром рано
Надевает свой халат,
Руки моет он под краном,
В кабинет зовет ребят.
А потом в жару и холод,
Словно доктор Айболит,
Через весь огромный город
Врач по вызову спешит
Выполняет медсестра Назначения с утра. Вам с улыбкою веселой Быстро сделает уколы, Даст таблетки и микстуру, Сходит вниз в регистратуру
Педиатра ты не бойся, Не волнуйся, успокойся, И, конечно же, не плачь, Это просто детский врач.
Поднимите–ка рубашку
Я послушаю живот
Ой-ой-ой: урчит там что – то
Срочно выпейте компот
Вот вам градусник под мышку
Посидите пять минут
Я натру вас лучшей мазью
Наложу на ногу жгу т
Да у вас температура
Дома выпейте микстуру
Медсестре дам порученье
Выписать рецепт и назна ч енья
Наша добрая сестрица
На все руки мастерица
Хорошо, без промедленья
Выполняет назначенья
«Вам я выпишу рецепт:
Лучшего лекарства нет!
Коле сделаем уколы,
Ты не бойся, милый Коля!»
В процедурный кабинет Есть желающие? – НЕТ! Дети, вам должно быть ясно – Без прививок жить опасно. Врач их делает нам, чтоб Не забрался в нос микроб.
Стало плохо – набери Номер правильный: 03 Вмиг сиреной из больницы «Помощь скорая» примчится,
На машине той прикатит
Врач в голубеньком халате
2
Физиолечение – Просто развлечение! Входишь – снял ботинки, Полежал в кабинке, Уши, горло, нос прогрел, Возле кварца загорел
Здесь не просят вас ответить, Как зовут и сколько лет, А рентген-лучом просветят И покажут ваш скелет.
2
Если ты ушиб колено, Лбом ударился о стену, На ступеньках оступился, В парке с роликов свалился, Дал по пальцу молотком, Обварился кипятком
К доктору твой путь недолог
Этот доктор — травматолог
К стоматологу ходить Никому не любо
Любит этот врач сверлить Нам больные зубы,
Но зато когда полечит,
Всем нам сразу станет легче
Кто погладит каждой крошке Ручки, спинку и животик Нежно сделает массаж? Массажист любимый наш.
Если с болезнью трудная ситуация,
Хирург вам сделает операцию.
Чтоб не чувствовали боли,
Усыпит вас анестезиолог Оля.
Операция пройдёт
И животик заживёт.
Доктора приходят в детский сад
Рады научить ребят
Как здоровье сохранить,
Сильным, крепким, бодрым быть.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот
Руки мыть перед едой
Надо с мылом и водой
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты.
Вот полезная еда
2
Будьте здоровы всегда!
«Методика
комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой»
Смирнова В.П.
I.
Теоретическая часть
Основными задачами
руководства сюжетно-ролевыми играми являются:
— развитие игры как
деятельности;
-использование игры
в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Среди
разнообразных игр дошкольников традиционно любимой игрой остается
сюжетно-ролевая игра, но она сейчас находится, к сожалению, на последнем месте
по популярности, потому что в современном мире сместились акценты: происходит
перевес в сторону раннего обучения детей и для игры остается мало
времени. Поэтому задача работы педагогов в детских садах — вернуть игру детям
без отрыва от дня настоящего! Тем более в современной
педагогике, как мы все знаем, игра была и остается ведущим видом
деятельности дошкольника.
Ну, а
в чем же сила сюжетно-ролевой игры? Она обладает мощными развивающими
характеристиками. В игре развиваются физические силы ребенка,
становится тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, вырабатывается организационный навык, развивается выдержка,
умение взвешивать обстоятельства, воспроизводятся нормы жизни в обществе.
Как же
тогда педагогу руководить игрой, чтобы она могла сохранить это мощное влияние
на развитие ребенка? Конечно же, существует игровая технология. Одним
из перспективных направлений является методика комплексного руководства игрой.
Чтобы
в ней разобраться, необходимо знать основные структурные элементы
сюжетно-ролевой игры.
— Игровой
замысел – дети определяют то, во что и как будут
играть.
По
замыслу игры разделяются на: бытовые («Семья», «Детский сад», «Поликлиника»);
отражающие созидательный труд (строительство кораблей, домов,
транспорта); отражающие общественные события («Праздники», «Встреча
гостей», «Путешествие»).
Тут же
приведем пример игрового замысла: «Наша игровая группа вдруг превращается
в квартиру, мы ждем гостей и нам надо накрыть на стол, но у нас нет продуктов,
и мы отправляемся в магазин».
— Сюжет или
содержание игры
По
нашему примеру: «Магазин находится недалеко от
дома, туда отправляется семья, где встречаются и другие покупатели. Семья
выбирает продукты, оплачивает их на кассе, возвращается домой, готовит обед и
встречает гостей».
— Правила, которые
регулируют поведение и взаимоотношения играющих. «Нам надо знать, как ведут
себя покупатели, как работают продавцы, чем занимается охранник, что делает
кассир».
— Роль – когда ребенок
сравнивает себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с его
воображаемыми поступками. «Значит, среди детей нам надо выбрать данные
роли: продавец, покупатели, охранник, кассир. Разные варианты: по считалке, по
желанию, по рекомендации воспитателя».
— Роль реализуется
в игровых действиях.
Покупатели –
рассматривают товар, кладут в корзину, оплачивают. Продавец – взвешивает
товар, советует по качеству. Кассир – считает стоимость,
принимает деньги, выдает чек. Охранник – обходит зал
магазина, следит за порядком.
Зная
структуру игры, теперь мы можем рассмотреть методику комплексного руководства
игрой.
Она состоит из
нескольких компонентов:
1.Ознакомление
детей с окружающим миром
Этот метод
способствует переносу знаний в игру, обучает детей способам игрового
воспроизведения действительности. Формами работы могут быть экскурсии (в
прачечную, на кухню, в кабинет медсестры, заведующего, методиста), просмотр
иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях, совместный труд с взрослым и
продуктивные виды деятельности.
Мы не
можем совершать экскурсии за пределы сада, поэтому, например поход в магазин, в
парикмахерскую, предлагаем осуществить родителям.
Кроме
того, замечено, что просмотр мультфильмов влияет на выбор героев в играх детей.
Работа
по ознакомлению с окружающим миром нередко проводится отдельно от игры. Надо
позаботиться о том, чтобы знания, полученные на занятиях, находили отражение в
игре. Тогда не придется придумывать, а в какую игру предложить детям поиграть.
Но и не следует настаивать на том, чтобы дети обязательно повторяли в своих
играх то, о чем они узнали на занятиях.
2. Обогащение игрового опыта
детей.
Обогащение игрового опыта детей —
второй компонент руководства развитием игры. Цель: развивать умение детей
переводить жизненный опыт в условный план игры. В этой работе педагогу
необходимо обратить внимание на планирование совместной игровой деятельности с
ребенком / детьми, используя все периоды времени, отведенные режимом дня для
игры и свободной деятельности детей.
Рекомендуется использовать
следующие виды игр — дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые,
строительно-конструктивные, близкие по персонажам, тематическому содержанию и
др. к планируемой сюжетно-ролевой игре.
Например, в контексте
сюжетно-ролевой игры «Зоолечебница» (старшая группа) могут быть запланированы
дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Где мы были — мы не скажем, а
что видели, покажем», игра-имитация «Угадай, кто я»; игра-инсценировка по
сказке К.Чуковского «Айболит», строительная игра «Больница для зверей» и др.
В рамках обогащения игрового
опыта возможно использование различных приемов практического руководства игрой,
исходя из возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития
ребенка.
Например, в I младшей группе в
плане может быть отражен такой прием, как «обыгрывание воспитателем роли
«доктора» с последующим вовлечением в игру заинтересованных детей»; во II
младшей — «совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль —
«доктор» — выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет
одинаковые второстепенные роли — пациенты»; в средней — «разыгрывание с детьми
многоперсонажного сюжета, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными:
«доктор — медсестра — шофер скорой помощи», со сменой ролей воспитателем или
детьми по ходу игры; в старшем дошкольном возрасте — «создание проблемной
ситуации, направленной на сюжетосложение, например, комбинирование сюжетов
«Путешествие в Африку» + «Больница» (письмо от доктора Айболита с просьбой
помочь больным зверям)».
Обучающие игры вызывают интерес и
эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны,
сюрпризности и занимательности. Обучающие игры — это своеобразная форма
передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по
конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.
Вместе со взрослым дети учатся ставить интересную воображаемую цель, усваивают
новые, более обобщенные способы отображения действительности.
3. Активизирующее общение
педагога с детьми в процессе обучающих игр.
Активизирующее общение педагога с
детьми в процессе обучающих игр — третий компонент руководства развитием игры.
Цель: способствовать развитию
самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения;
формировать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом.
Общение взрослого с ребенком
способствует формированию прогрессивных для каждого возрастного периода
способов решения игровых задач: — младший дошкольный возраст — развертывание
сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками,
предметами-заместителями, воображаемыми предметами; — средний дошкольный
возраст — развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевых диалогов);
— старший дошкольный возраст — развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных
событий.
Эффективность обучающих игр могут
обеспечить продуманные приемы мотивации дошкольников к игре, активизации их по
ходу игры, которые реализуются в педагогическом процессе через ролевое общение
педагога с детьми.
Эффективность обучающих игр могут
обеспечить проблемные игровые ситуации, направленные на самостоятельное решение
игровой задачи ребенком, на нахождение нового способа отображения
действительности.
Формулировка игровой задачи
(проблемной ситуации) может быть прямой («Покорми дочку»), косвенной («Дочка
хочет есть»), игровая задача может быть поставлена вне подсказывающей сюжетной
ситуации («Чья дочка потеряла маму?»). Игровые задачи (проблемные ситуации)
могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками,
игрушками.
Например, во II младшей группе
может быть следующее развитие сюжетно-ролевой игры «Повар»:
1. Развитие сюжета, в котором игровые
действия воспитателя направлены на детей — педагог предлагает испечь и угостить
детей пирожками, показывая и комментируя при этом условные игровые действия.
2. Развитие сюжета, в котором игровые
действия детей направлены на воспитателя. В этом случае педагог создает
проблемную ситуацию, объясняя детям, почему он голоден и просит его накормить,
активизируя их прежний опыт и знания наводящими вопросами, советами, стараясь
вызвать эмоциональную заинтересованность игровой задачей.
3. Развитие сюжета, в котором игровые
действия детей направлены на игрушки — теперь уже в группу приходят проголодавшиеся
животные, которых дети кормят самостоятельно.
Таким образом, игровая деятельность
дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их
практический и игровой опыт, а у педагога есть возможность наблюдать и
анализировать игровые умения детей, на основе чего намечать новые развивающие
задачи и включать новое содержание работы в перспективный план.
4. Создание развивающей
предметно-игровой среды.
Создание развивающей
предметно-игровой среды — четвертый компонент руководства развитием игры.
Цель: создание условий для
самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и
содержанию игровой деятельности.
Своевременное изменение игровой
среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка
недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих
играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи,
побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.
Предметно-игровая среда изменяется
с учетом практического и игрового опыта детей: — сюжетные игрушки —
предметы-заместители — воображаемые предметы; — подсказывающие развернутые
сюжетные ситуации — измененные сюжетные ситуации — самостоятельная организация предметно-игровой
среды детьми.
Примерное содержание работы в
плане работы воспитателя: внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых
атрибутов, маркеров пространства; изменение предметно-игровой среды на основе
новых развивающих задач; совместное составление алгоритмов игры (старший
дошкольный возраст); проблемные игровые ситуации, направленные, например, на
мотивацию детей к игре (появление новых игрушечных персонажей, которое пришли в
группу, потому что знают, что дети умеют вкусно готовить); на использование
детьми предметов-заместителей (исчезновение необходимого для работы доктора,
парикмахера и др. инструмента) и т. д.; обыгрывание игрового материала
педагогом; презентации игрового материала взрослым (детьми старшего дошкольного
возраста).
Реализация этих составляющих
обеспечивает системную, комплексную работу педагога по развитию сюжетные игры.
В выборе тематики детских игр (например, «Детский сад», «Путешествие на
корабле», «Экскурсия в зоопарк» и т. д.) необходимо руководствоваться
образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении, учитывая
игровые интересы детей группы.
Практика показывает, что
комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей
обеспечивает системную, пошаговую работу педагогов в развитии сюжетно-ролевых
игр дошкольников и способствует нарастанию игровой самостоятельности и
творчества детей.
После
применения любой методики, мы должны понять насколько она удалась, поэтому
немаловажным заключительным этапом является – обсуждение. Педагог обсуждает с детьми, как дети сыграли роли, причем начинать
надо с положительного момента, а затем помочь ребенку увидеть свои ошибки.
Положительный
момент — похвала – игра в семью: «Какая нежная и заботливая у нас была мама!».
Игра в
магазин: «Какие вежливые были продавцы! К ним захочется еще раз придти в
магазин!»
Ошибки,
какие: «Был немного грубоват с пассажиром в автобусе! Надо сдерживать свои
эмоции! Быть тактичнее!», «Разрушил постройку товарища! Ты был невежлив! Будь в
следующий раз аккуратен!», «Не взяли ребенка в игру!» (узнать причину,
объяснить, что так поступать нехорошо). «Отобрал игрушку! Произошла ссора! Но
ее можно было заменить другим предметом». В любом случае, мы можем
сказать детям, что мы очень любим их и поэтому ссоры очень нас
огорчают.
Для целенаправленного
развития сюжетно – ролевой игры необходима систематическая работа педагога,
которая необходимо планировать.
Для
каждой возрастной группы составляется перспективный план.
Перспективный
план сюжетно-ролевой игры «Шофёры» ( средняя группа)
Обогащение |
Обогащение |
Создание |
Активизирующее |
1.Рассматривание 2. — о — о — о — о — о — о — о 3. 4. — «Моя — — — -С.Михалков — — — — 5. 4. 3. |
1.Дидактические — — — «Узнай — «Что — — «Кто — — — «Чем — «Три — «Что — — 2. — Я – — вызов — вызов — — шофёр -заправка |
1. 2. Внести 3.Трафареты–«Транспорт», крупный Иллюстрации 4.Привлечение — — |
— Папа — На — В — Алло! — Мама, -Садитесь — Шофёр, |
Структура перспективного плана развития и руководства
сюжетно-ролевой игрой «Шоферы» может быть применима к другим играм.
Далее
эти методики мы должны применить в своей работе. Поэтому рассмотрим особенности сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе.
В
возрасте 2-3 года игра в раннем возрасте
носит ознакомительный характер и основное содержание игры — действие с
предметами.
Ну,
например, обыгрываем роль «доктора». Надо научить ребенка, как
пользоваться градусником, принимать лекарства. Задаем вопросы,
просим выполнить небольшие поручения.
Воспитатель
в игре выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и
играет вместе с ним.
Игры
в этом возрасте неустойчивые, дети играют в одиночку,
правила не выполняются.
К
концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, постепенно роль
партнеров переносится на сверстников, переходят к играм вдвоем.
В
возрасте 3-4 лет дети могут самостоятельно ставить
игровые задачи, но нуждаются в помощи взрослого.
Толчком
к началу игры служит предложение взрослого или полученные впечатления из
собственной жизни. Это игры – «Дочки-матери», «Детский сад», «Водитель»,
«Доктор».
Действуя
с ребенком на равных (как дочка, пассажир), воспитатель показывает, как надо
играть, знакомит с ролевыми высказываниями, жестами, то есть формирует у детей
умение принимать роль.
Неизменной
остаётся и форма игры: индивидуальная или игра «рядом», т.к. дети еще не умеют
договориться между собой, распределять роли, подбирать игровой материал.
Поэтому
очень важна помощь воспитателя для объединения детей в игре. Он может сказать:
«Тебе, наверное, скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой». Сюжеты игр
однообразны. Игры непродолжительны – до 10-15 минут.
В этом
возрасте ребята часто подражают друг другу и желают выполнять ту же роль, что и
другой ребенок. Возникают конфликты из-за одной и той же игрушки. Тогда
воспитателю нужно постараться увлечь детей
совместными действиями с одной игрушкой (у одной куклы, например, будут и
«мама» и «сестра»; у одной машины будет 2 шофера – один привозит «на стройку»
кубики, другой выгружает и везет машину в гараж для ремонта).
В
возрасте 4-5 лет дети могут уже договариваться о
теме игры, распределять роли, выполнять правила, самостоятельно выбирать
предметы-заместители.
Расширяется
тематика игр и усложняется сюжет. Дети включают в игру элементы общественной
жизни: «Магазин», «Путешествие на корабле», «Тренер занятий», «Поликлиника».
В
играх появляются уже группы по 3-4 человека. Увлекаются игрой до 30 — 40
минут.
Большая
роль в организации игр также пока принадлежит воспитателю. Он принимает на
себя главную или второстепенную роль, но не часто. Помощь должна быть
ненавязчивой. Например, в пути испортился поезд (развалился один вагон), и дети
больше заняты починкой вагона, чем игрой в путешествие. Воспитатель, приняв на
себя роль механика, быстро исправляет повреждение, и игра продолжается дальше.
В
возрасте 5-6 лет замыслы игр устойчивые,
развивающиеся, играющие учитывают точку зрения партнера, строго выполняют
правила.
Сюжетно-ролевая
игра, как правило, коллективная, длительная по времени. Используется
большое разнообразие тем. Дети отражают события и ситуации, выходящие за рамки
их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны,
например, «Космическое путешествие», а также «Работа кассира или регистратора»,
«Больница».
В этом
возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов,
пользующиеся авторитетом. Они берут на себя главную роль.
Задача
воспитателя в старшем возрасте: научить овладеть умением придумывать новые
сюжеты игр, и брать на первых порах на себя ведущую роль, если у
детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует опыт.
Но
руководство игрой должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и
творчество детей, а всячески способствовать их развитию.
К 7 годам, играющие
моделируют знакомые им общественные отношения людей, что и является
собственно ролевой игрой. Дети могут развертывать в игре разнообразные
последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и
замыслам 2-3 партнеров.
И здесь уже
достигается уровень длительного общения и взаимодействия, складываются
на основе общих интересов и избирательных симпатий.
Роль воспитателя:
предоставить воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы.
Если нужно, подсказывает, как лучше исполнить роль, использует советы,
напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания,
направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных
интересов, организационных навыков.
II. Практическая часть
Прочитайте предложенный ниже текст и
выполните задания:
1. Впишите основные структурные
элементы сюжетно-ролевой игры.
2.Напишите компоненты комплексного
руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников.
3.Выберите тему игры (в соответствии с требованиями
программы «От рождения до школы» и составьте план ее введения в жизнь детей (или
развития уже существующей игры) по своей возрастной группе.
И в
заключение хочется сказать, в педагогике существует множество определений
игры, но одна мне нравится особенно: «Сюжетно-ролевая игра — это королева игр и
детства!»
Она всегда приносила
детям удовольствие, радость, а это ведь здоровье наших воспитанников! Поэтому игра стоит того, чтобы ею серьезно заниматься!
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
В ГРУППАХ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
«СЕМЬЯ» |
«БОЛЬНИЦА» |
«ДЕТСАД» |
«ШОФЁРЫ» |
|
сентябрь |
Готовим обед |
Кукла заболела |
Обед в детсаду |
Мы — шофёры |
декабрь |
Банный день |
На приёме у врача |
Играем в детсаду |
Автопарк |
март |
Большая стирка |
Лечим зверят |
В яслях |
Катаем кукол |
июнь |
Мамы нет дома |
В больнице |
Праздник |
Ремонт машин |
«СТРОЙКА» |
«МАГАЗИН» |
«ЗВЕРЯТА» |
«КУКЛЫ» |
|
октябрь |
Строим дом |
«Продукты» |
Мы — котята, щенята |
Угощение кукол |
январь |
Строим гараж |
«Овощи — фрукты» |
Мы — лисята, зайчата |
Ухаживаем за малышами |
апрель |
Строим мост, плотину |
«Хлеб» «Молоко» |
Мы — ежата |
День рождения куклы |
июль |
Строим дорогу |
«Игрушки» «Книжки» |
Мы — медвежата |
Новоселье у кукол |
«ТРАНСПОРТ» |
«ПАРИКМА- ХЕРСКАЯ» |
«ПУТЕШЕСТ- ВИЕ» |
«ТЕАТР» |
|
ноябрь |
Автобус |
Причешем кукол |
Едем в гости |
Театр зверят |
февраль |
Трамвай |
Причешем зверят |
Едем в театр |
Театр сказки |
май |
Поезд |
Собираемся на праздник |
Путешествие по реке |
Театр кукол |
август |
Самолет |
Парикмахерская для детей |
Путешествие в лес |
Спектакль для мам |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
«СЕМЬЯ» |
«БОЛЬНИЦА» |
«ДЕТСАД» |
«МАГАЗИН» |
|
сентябрь |
В семье младенец |
Поликлинника |
Работники детсада |
«Овощи — фрукты» |
декабрь |
Мамы и папы нет дома |
Аптека |
День в детсаду |
Супермаркет |
март |
Праздник в семье |
Вызов врача на дом |
Играем и занима-емся в детсаду |
«Игрушки» «Книги» |
июнь |
Мы мамы и папы |
На приеме у специалистов |
Праздник в детсаду |
«Одежда» «Обувь» |
«ПАРИКМА- ХЕРСКАЯ» «АТЕЛЬЕ» |
«СТРОЙКА» «ЗАВОД» «ФАБРИКА» |
«КОСМОС» «АРМИЯ» |
«ТЕАТР» «МУЗЕЙ» |
|
октябрь |
Парикмахерская |
Строим город |
Летчики |
Мы — зрители |
январь |
Салон красоты |
Автозавод |
Служба в армии |
Театр кукол |
апрель |
Ателье одежды |
Судоремонтный завод |
Космонавты |
Мы — артисты |
июль |
Детское ателье |
Фабрика игрушек |
Пограничники |
Экскурсия в музей |
«ТРАНСПОРТ» ГИБДД |
«ЗООПАРК» «ЦИРК» |
«ПУТЕШЕСТ- ВИЕ» |
«ШКОЛА» «БИБЛИО- ТЕКА» |
|
ноябрь |
Машины на нашей улице |
Зоопарк |
Путешествие на автобусе |
Библиотека |
февраль |
Пост ГИБДД |
Поездка в Африку |
Путешествие на поезде |
Школьная библиотека |
май |
Общественный транспорт |
Цирк зверей |
Путешествие на корабле |
Уроки в школе |
август |
Автосервис |
Артисты цирка |
Путешествие на самолете |
Мы — школьни- ки |
Перспективный план
сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»
Обогащение |
Обогащение |
Создание |
Активизирующее |
1.Рассматривание 2. — о — как 3. — Чтение «Дайте — Чтение -Загадки «У этой -Скороговорки «Не -Чистоговорки«Расти 4. за 5.Продуктивные —рисование: -аппликация: 6.Слушание —муз. |
1.Дидактические — «4 – — «Что — — «Найди -«Что Театрализованные — Бианки Игровыеупражнения: «Заплетаем Игры – «Сушим Строительно – «Парикмахерская», Игры с «У Игры с «Наведи 2. — Разыгрывание Разыгрывание воспитатель Разыгрывание Ребенок Привлечение Разворачивание Разворачивание |
1. Внести 2. Внести 3.Копии: имитации 3.Привлечение — фартук — |
— -Здравствуйте, -Сынок, — Меня |
Перспективный план
сюжетно-ролевой игры «Больница»
Обогащение |
Обогащение |
Создание |
Активизирующее |
1.Рассматривание 2. — — — — — — — — 3. 4. — — — -А.Барто — — — |
1.Дидактические — — — 2. — — — — — — — -Побуждать — — — |
Скомпоновать Внести Внести — -бинт -таблетки — — Копии: Использовать 4.Привлечение — |
— -Дима? -Катя, — — — — — |
Перспективный план
сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Обогащение |
Обогащение |
Создание |
Активизирующее |
1.Рассматривание 2. 3. — — — И 4. |
1.Дидактические — — — — «Что 2. |
1. Скомпоновать 2. Внести 3. Совместное 4. Привлечение 5. Совместное |
— Катя, — Алло ! — Ждём — Ты — У |
Перспективный план
сюжетно-ролевой игры « Семья»
Обогащение |
Обогащение |
Создание |
Активизирующее |
1.Рассматривание А.Усановой 2. 3. — -А.Барто — — С.Маршак — 4. |
1.Дидактические — «Кто 2. — Уложим — — — оденем — — — стирка — 3. -« — «Ждём -«Дочка -«Вызываем — |
1.Скомпоновать игровую зону –квартиру с 2.Внести игрушки –заместители: телефон, 3.Привлечение родителей к изготовлению 4.Совместное |
— Катя, — Мишка, — Как — Кукла — Приём — Ты — Ты -Настя, |
Перспективный план
сюжетно-ролевой игры « Строители»
Обогащение |
Обогащение |
Создание |
Активизирующее |
1.Рассматривание 2. Беседы о 3. -Чтение -Чтение -Загадки «Средь -Скороговорки«Ищу -Чистоговорки«Ца – ца -Лепка -Аппликация -Рисование -Конструирование -Слушание |
1.Дидактические -«4 – — «Кому -«Сосчитай — «Что -«Расставь -«Волшебная -«Забиваем Театрализованные -«Три поросенка», — -«Теремок» Игровые -«Построй Игры – -«Красим — Строительно – — «Дома 3. Обучение -Разыгрывание -Разыгрывание -Ребенок -Строим Принятие -Привлечение -Разворачивание -Разворачивание |
Внести каска, Копии: имитации Заместители: |
— Ты — Вы — Дима, |
Перспективный план
сюжетно-ролевой игры «Цирк»
Обогащение |
Обогащение |
Создание |
Активизирующее |
1.Рассматривание 2. — о — о 3. 4.Чтение -С. Я. — А. Н. 5.Слушаниепесен |
1.Дидактические — Обучающая — -«Клоуны 2. |
1.Совместное 2.Привлечение 3.Внесение |
-Я — Ты — Катя, |
Перспективный план
сюжетно-ролевой игры
«На корабле»
Обогащение знаний через ознакомление с окружающим миром |
Обогащение игрового опыта |
Создание предметно-игровой среды |
Активизирующее воздействие на игры детей |
Беседа -о разновидностях водного — о труде моряков (походы Рассматривание иллюстраций Заучивание стихотворений Чтение С.Маршака «Мы Аппликация «Кораблик» Рисование «Моряки» Беседа с детьми о моряках Альбом «Все работы хороши» Пение песни «По морям, по |
Обучающие игры: — «Я — моряк» — Я – капитан — Я – матрос — кок (повар) — построим корабль Индивидуальное обыгрывание Использование игровых Дид. игра «Кому что нужно |
Подбор игрового материала для игры «Моряки» — спасательный круг — подзорная труба — бескозырки — воротники матросские — фуражка капитана — штурвал Изготовить новые атрибуты: — бинокли — рупор — сети — подводные обитатели — наушники, рация — фотоаппарат — акваланги Побуждать детей использовать игрушки заместители |
— Я капитан корабля. Приглашаю всех в путешествие… Воспитатель оказывает помощь в постройке корабля Вос-ль в главной роли (капитан – образец игрового Вос-ль во второстепенных ролях (матрос, радист, кок, водолаз) (образец общения: капитан — матрос) Вос-ль предлагает: — команде посетить больницу (мед.осмотр перед выходом в море) — загрузка корабля всем необходимым (продукты, вода, груз) — проверка корабля Ситуации в море: — встреча с акулой — фото – дельфины… — пробоина — спуск водолазов — шторм — пожар — киты — льды… |
Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.
Комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина).
Комплексный метод включает в себя 4 блока развития ребенка:
1-Расширение и уточнение представлений детей о жизни взрослых (материал детской игры).
-Методы непосредственного изучения из жизни взрослых (наблюдение, экскурсии, общение и соучастие в деятельности взрослого).
–Методы опосредованные методы взрослого ( чтение художественной литературы, аудиозаписи, видеоматериалы).
2.Блок- включает в себя методы, которые помогают перевести впечатление ребенка о мире взрослых из реального в игровой план (инсценировка, разные виды театров).
3. Блок-предполагает создание организации предметно-игровой среды соответствующий о детском представлении о мире взрослых.
4. Блок-активирующее общение с детьми в процессе игры. Недостатки этого подхода: -тематическое планирование, развитие игры в русле этого метода ограничивает развитие творчества ребенка. Тот метод не дифференцирует содержание педагогических воздействий в зависимости от возраста детей. Данный метод только деталирует развитие совместной игры. Деталирует- взрослый только дает советы.
Возраст |
Мотив игры |
Игровые действия |
Руководство игрой |
Младенческий Ознакомительная игра |
Обследование игрушки, предмета |
Манипуляция с предметом, игрушкой, связанная с их физическим свойством. Игра в одиночку. |
— игровую ситуацию готовит взрослый; — ознакомление с окружающим при активном участии детей; — общение взрослого с ребенком; — наличие условно-образных игрушек. |
2-й год Отобразительная игра |
Отражение знакомой ситуации (действия людей), действие на результат |
Не связанные между собой действия с предметами в соответствии с их социальным назначением. Отражение знакомой ситуации. Игра в одиночку. |
— передача игрового опыта через обучающие игры; — общение взрослого с ребенком; — наличие условно-образных реалистических игрушек; — игровую ситуацию готовит взрослый. |
3-й год Сюжетно-отобразительная игра |
Отображение действий людей, действие на выполнение условной цели |
2 – 3 игровых действия передают элементы поведения тех, кого изображают, «роль в действии». Объединение по 2 – 3 человека, игра рядом. |
— наличие условных образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов; — условия игры готовят дети; — обучающие игры. |
4-й год Сюжетно-ролевая игра |
Познаватель- ный интерес, потребность в общении |
Действия связаны с принятой ролью, объединение в группы, групповая игра, носят обобщающий характер. |
— наличие сюжетно-образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов; — условия для игры готовят дети; — обучающие игры. |
5-й год Ролевая игра |
Познаватель- ный интерес, потребность в общении |
Действия связаны с отражением и моделированием естественных отношений. Коллективная игра. |
— активное общение взрослого и ребенка; — использование воображения взрослого совместно с ребенком; — использование воображаемого предмета и замена действий словами. |
Сущность метода в использовании на каждом этапе игры единого комплекса обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игр (ознакомление с окружающим при активной деятельности детей, организация игровой среды с использованием игрушек по степени обобщенности образа, передача реального и игрового опыта через обучающие игры, активизирующие общение взрослого с детьми в процессе игры).