Комплексное руководство игрой это

Характеристика комплексного метода руководства

сюжетной игрой

 Комплексный подход к руководству игрой – система педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, направленная на передачу детям способов игровой деятельности. Специфика комплексного руководства игровой деятельности состоит в том, что педагогу необходимо:

—   организовать игру как партнерскую деятельность;

— формировать ее как самостоятельную деятельность, развивать самостоятельность в постановке игровой цели и использовании игровых способов и средств ее реализации.

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» — «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п.), а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях

На основе многочисленных исследований установлено, что:

в возрастном диапазоне 1,5-3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником;

в 3-5 лет — может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником;

в 5-7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров — сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Метод комплексного руководства был применен в работе Е.В.Зворыгиной в работе с детьми второго года жизни. Учет психологических особенностей развития игры как деятельности и изменение ее содержания (от предметного к общению) повлекло за собой и изменение в комплексном руководстве.

Называются четыре компонента комплексного метода (Е.В.Зворыгина):

         — ознакомление детей с окружающим в активной деятельности (способствует переносу знаний в игру);

         — обучение детей способам игрового воспроизведения действительности (игры – загадки, использование предметов – заместителей, игра с воображаемыми предметами);

         — организация предметно – игровой среды  — обогащение и изменение (оформление игровых эпизодов на съемных панелях, уменьшение количества игрушек, привлечение детей к приготовлению простых предметов для игры и. т. д.);

         — активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры для развития творческой активности (обращение к детям в предполагаемой роли, напоминание о литературном герое, показ образца игры другого ребенка, проблемно – игровая ситуация и др.)

В работах Д.В.Менджерицкой, Р.И.Жуковской. А.П.Усовой и других последователей (В.Я.Вороновой, Е.В.Зворыгиной, А.К.Бондаренко, А.И.Матусик и др.) показаны три направления руководства, заключающиеся в приемах, направленных на формирование:

— игры;

— взаимоотношений в игре;

— творчества и инициативы.

Комплексное руководство состоит из нескольких этапов: подготовительного, основного, заключительного.

Подготовительный этап включает в себя обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, чтение художественной литературы, показ телевизионных передач, просмотр театральных представлений педагогами либо детьми старшего возраста, либо  профессиональными актерами. На этом этапе уделяется вниманию создание предметно – игровой среды, подготовке атрибутов вместе с детьми, подбору предметов-заменителей.

Основной этап состоит из компонентов: начало, хода и конца игры. На этом этапе педагог широко использует косвенные и прямые приемы руководства (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, инсценировки, взятие главной и второстепенной роли, внесение атрибутики и т. д.). Большое внимание уделяется развитию игрового замысла, формированию воображения, игровых действий, способов выполнения.

Заключительный этап – обсуждение. Педагог обсуждает  с детьми, как дети сыграли роли, причем начинать надо с положительного, а затем помочь ребенку увидеть свои ошибки, хвалит детей за участие в игре, стимулирует детей призами.

В свободной сюжетной игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. В сюжетной игре все «как будто», «понарошку». Поэтому педагог должен осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей:

— ему необходимо хорошо понимать ее специфику;

— иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе;

— уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов (владеть «игровой грамотой», игровой культурой). Последнее — особенно важно для воспитателей.

Комплексное руководство должно строиться на принципах организации сюжетной игры (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»), которые позволяют развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Первый принцип: воспитатель должен играть с детьми!

В совместной игре с детьми воспитатель должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Воспитатель должен строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети видели необходимость сразу использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием. Так, ребенок 1,5-3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие. Начиная с 3-3,5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры. После достижения детьми 5 лет воспитатель может втягивать их в своеобразную игру — придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ — творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

Третий принцип руководства сюжетной игрой: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

Педагог может опираться  в своих действиях при формировании игровых умений у детей на реальное средство – сюжет игры  (тематику и построение сюжета)

 На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей.

На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, введение новых персонажей.

На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Педагог может использовать «конспект», в качестве возможного проекта собственных действий, при этом он должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект — не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре дети сразу начнут обнаруживать свои замыслы, желания, не совпадающие с проектом воспитателя. Педагог должен вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа (соответствующую роль), достроить, развернуть событие.

Недопустимо принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной), потому что игра по приказу уже не является игрой.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит и от создания условий:

—   изготовление игрушек (самостоятельность, трудовая активность детей);

— подбор готовых игрушек (при игре с готовой игрушкой переживания ребенка и его действия реальны)

— обдуманный способ использования (у малышей несколько одинаковых игрушек разного размера и оформления, у детей постарше – большее количество; необходимость менять для того, чтобы у детей не угас интерес,  знакомство с новой игрушкой — вызвать интерес и объяснить ее значение));

—  хранения игрушек (удобного для пользования детьми, для  формирования организованности, дисциплинированности);

— организация игр на свежем воздухе (больше возможностей для движений и развития фантазии);

— чередование творческих игр с подвижными играми и физическими упражнениями.

Педагогу рекомендуется составлять ориентировочный план, где должны отражаться задачи, предусмотренные программой и пути реализации; вести ежедневный учет своих достижений, трудностей, недостатков; проводить диагностику  игровой деятельности детей (как средство коррекции).

Используемая литература:

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие).
  2. Воспитание детей в игре:  Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик.  – 2 изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983. – 192 с., ил.
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. — 2 изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96с

Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми

В дошкольном возрасте закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, надо научиться, ею управлять, а для этого нужно уметь подчиняться законам развития игры.

Нередко воспитатели довольно жестко указывают детям, во что и как играть, при таком руководстве игра теряет присущие ей признаки ведущего процесса, и тогда действительно вместо развития происходит ломка этой специфической детской деятельности.

Руководить игрой сложно. Одна из трудностей связана с тем, что в настоящее время в дошкольной педагогике сложились разные теоретические подходы к руководству игрой.

Актуальность руководства игрой определяется еще и тем, что в настоящее время с появлением новых информационных технологий на дошкольников обрушился поток разнообразной информации, управлять которым взрослым непросто. С одной стороны, это имеет огромное значение, так как использование новых источников информации позволяет интенсивно расширять кругозор у детей. Но, с другой стороны, дети приучаются пассивно воспринимать информацию, творчески ее не перерабатывая. Поскольку игра является своеобразной формой размышления ребенка о мире, отражение интересных событий в ней приводит к тому, что происходит осмысление присвоение.

Поэтому игра при условии грамотного руководства со стороны педагога может превратиться в мощное средство развития со стороны современного ребенка

В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Одним из перспективных направлений является методика комплексного руководства игрой.

Комплексное руководство игрой включает четыре взаимосвязанных общим содержанием компонента: 1. Ознакомление детей с окружающим миром в активной деятельности, 2. Обобщение игрового опыта, 3. Организацию предметно-игровой среды, 4. Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.

Все компоненты одинаково важны в процессе формирования игры.

Как показала практика, внедрение этой методики позволяет к концу дошкольного возраста сформировать полноценную самодеятельную творческую игру, что является важным условием подготовки детей к школе и переходу их к следующей ведущей деятельности – учебной.

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности

Обогащение игрового опыта

Организация предметно-игровой среды

Активизирующее общение воспитателя с детьми

I_____________________I__________________I__________________I

Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности

Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства.

Игра по своей природе социальна, в ее основе – явления окружающей действительности, поэтому в качестве составной части руководства выделяют ознакомление с окружающим миром.

В результате усвоения социального опыта дети начинают играть, тем самым они в увлекательной форме знакомятся с широким кругом явлений окружающей действительности. Важно и то, что через игры ребенок не только познает мир, он также имеет возможность пережить еще неизвестные ему в реальной жизни чувства, приобщиться к деятельности людей. Какие действия и отношения ребенок видит в реальной жизни, такие он и отражает в игре.

Работа по ознакомлению с окружающим миром нередко проводится изолированно от игры. Надо позаботиться о том, чтобы знания, полученные на занятиях, во время беседы на прогулках, в вечернее время, в повседневной жизни, находили отражение в игре. Тогда не придется придумывать, а в какую игру предложить детям поиграть. Но и не следует настаивать на том, чтобы дети обязательно повторяли в своих играх то, о чем они узнали на занятиях.

К планированию работы по ознакомлению с окружающим миром педагогам надо подходить творчески, только в этом случае игра сможет стать своеобразной формой размышления ребенка о мире, а постоянный приток новых впечатлений будет обогащать содержание игр. Тогда и замыслы игр будут разнообразными, и сами игры по содержанию не будут похожи друг на друга.

Именно в игре приобретенные детьми знания получают практическое применение, обогащаются, воплощаются в игровых действиях, и самое главное – усваиваются ребенком, становятся его собственными знаниями, повышающими его личностную компетентность.

Ознакомление с окружающей действительностью задает содержание всем последующим компонентам комплексного руководства игрой и насыщает саму игру конкретным содержанием. На разных этапах развития игры значимость ознакомления с окружающим миром меняется. Несколько снижена его роль в младшем дошкольном возрасте, так как круг событий, с которыми знакомят детей, еще ограничен. Чем старше становятся дети, тем более значимой представляется работа по ознакомлению с окружающим миром: у детей появляется желание узнавать о новых фактах и событиях. Таким образом, у них начинают складываться познавательные интересы, которые влияют на развитие игровых интересов.

Обогащение игрового опыта

В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. Содержание второго компонента комплексного руководства игрой посвящено выявлению специфики обогащения игрового опыта детей на разных этапах развития игры.

Взрослый принимает на себя сложную функцию – сформировать у ребенка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью.

Возникает вопрос: Какой игровой опыт должны приобрести дети?

Ответ на него дает представление об основных направлениях в развитии игрового опыта детей.

Развитие игрового опыта детей

Усложнение содержания

Усложнение игровых действий

Взаимодействие с партнером

Самостоятельность и творчество

Объективную информацию о том, какой игровой опыт должен приобрести каждый ребенок, дает диагностика уровня развития игры. Грамотно проведенная диагностика позволит целенаправленно, постепенно осуществлять обогащение игрового опыта у каждого ребенка по всем направлениям развития игры.

Большое значение для обогащения игрового опыта детей имеют обучающие игры. При проведении обучающих игр необходимо соблюдать ряд требований.

Воспитатель выступает в роли равноправного партнера, который вместе с детьми сомневается, размышляет, советуется с остальными участниками игры, уважает их мнение, но при этом взрослому принадлежит ведущая роль.

Чтобы обучающая игра была подлинной, детей надо вводить в игровую, мнимую, ситуацию, иначе это будет не игра, а занятие. Безусловно, игра должна быть детям интересна.

Игровое сотрудничество должно быть особым: взрослый вместе с детьми придумывает, как решить поставленные игровые проблемные ситуации, помогает советами, наводящими вопросами, но не играет за ребенка, авторитарная или демонстративная позиция обучающего в них неуместна. Обязательное требование – должно быть активное участие ребенка в игре. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребенка, он ему только помогает! Обучение должно проходить в непринужденной, игровой форме и быть незаметным. Прямое обучение в игре неуместно, неэффективно, ошибочно.

Организация предметно-игровой среды

Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому в комплексном руководстве игрой серьезное внимание уделяется выявлению специфики организации развивающей предметно-игровой среды. При оформлении предметно-игровой среды соблюдаются следующие условия:

  • Оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками и другим игровым материалом зависит от знаний детей об окружающем мире, поэтому обязательно должна прослеживаться взаимосвязь с работой по ознакомлению с ним;

  • Игровые уголки комплектуются различным материалом с учетом развития игры.

Взаимосвязь в работе по ознакомлению с окружающим миром и последующим оснащением игровой среды ведет к обогащению содержания детских игр.

Игровая среда гибко изменяется с учетом обогащения жизненного и игрового опыта детей. Если игровая среда статична, неизменна, то дети привыкают к постоянному набору игрового материала и могут не обращать на него внимания. Такое оснащение не оказывает развивающего эффекта.

Важно, чтобы дети ощущали себя полноправными хозяевами в своем игровом уголке А от воспитателей требуется проявление творчества, чуткости к детской фантазии, рациональность в подборе и размещении игрового материала.

Активизирующее общение воспитателя с детьми

Подвести детей к самостоятельному, творческому применению обогащенного реального и игрового опыта помогают игровые проблемные ситуации. Они направлены на творческий поиск, мобилизуют знания, игровой опыт. Игровые проблемные ситуации могут быть созданы как путем изменения предметно-игровой среды, так и с помощью активизирующего общения взрослого с детьми по содержанию игры(четвертый компонент комплексного руководства).

Общение воспитателя с детьми называется активизирующим, этим подчеркивается, что детей надо побуждать к проявлению инициативы в игре.

Вступая в активизирующее общение, воспитатель должен учитывать уровень развития игры конкретных детей, представлять перспективу ее совершенствования.

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры, с одной стороны, выступает как самостоятельный компонент комплексного руководства игрой, с другой-0пронизывает все остальные компоненты, поскольку воспитатель обязательно вступает в общение с детьми при проведении любых воспитательно-образовательных мероприятий.

Во время обогащения игрового опыта воспитатель особым образом обучает детей, передавая им свой игровой опыт. В ходе активизирующего общения воспитатель с детьми акценты смещаются: взрослый как бы отходит на второй план, он умело направляет детей на проявление самостоятельности. Инициативности, творчества в игре.

Активизирующее общение не только рассматривается как отдельный компонент руководства игрой, но и является неотъемлемой частью всех предшествующих компонентов.

Чтобы активизировать детей, педагог должен знать, какой игровой опыт надо развивать у каждого ребенка. В процессе активизирующего общения он может усложнять содержание игры, побуждать детей к взаимодействию, а также развивать у них самостоятельность и творчество в игре. Воспитатель ставит конкретные задачи руководства и, активизируя детей, решает их.

Основные требования к организации активизирующего общения воспитателя с детьми в процессе игры:

  1. Воспитатель вступает с детьми в игровое сотрудничество, строит с ними диалог. Это требует, чтобы взрослый считался с мнением играющих, не диктовал им, как поступать в той или иной игровой ситуации. Педагог предоставляет детям свободу игрового самовыражения. Воспитатель не играет за детей, не дает им готового решения, он активизирует их к проявлению инициативности, творчества, самостоятельности.

  2. Чтобы общение было целенаправленным, оправданным, а не спонтанным, воспитателю нужно заранее продумывать, как оно будет осуществляться, то есть не игнорировать этап организации общения, связанный с его предварительным моделированием. Планированием.

  3. Включаться в активизирующее общение необходимо своевременно, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать освоенные ранее игровые умения. Это значит, что воспитатель должен постоянно держать в поле зрения играющих, быть наблюдательным.

  4. Воспитатель должен включаться в игру тактично, деликатно, осторожно, чтобы не разрушить детские замыслы, умело направлять играющих, обобщая сюжетное и психологическое содержание игры. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным.

Использование демократического стиля педагогического общения может привести к положительным результатам в организации активизирующего общения воспитателя с детьми в процессе игры.

Игра стоит того, чтобы ею серьезно заниматься!

Комплексный метод руководства
сюжетно-ролевыми играми дошкольников

Комплексный метод включает в
себя четыре взаимосвязанных компонента:

1.      
Ознакомление
детей с окружающим в активной деятельности.

2.      
Обогащение
игрового опыта.

3.      
Организация
предметно-игровой среды.

4.      
Активизирующее
общение воспитателя с детьми в процессе игры.

Психологи определили, что в своем развитии игра
проходит три этапа:

1 этап
сюжетно-отобразительная игра /ранний и младший дошкольный возраст/;

2 этап
сюжетно-ролевая игра (сюжетно-ролевая игра первой фазы) /младший и средний
дошкольный возраст/;

3 этап
собственно-ролевая игра (сюжетно-ролевая игра второй фазы) /старший дошкольный
и младший школьный возраст/.

Ознакомление с окружающим в активной деятельности

Сюжетно-отобразительная игра.

            На данном этапе развития игры
ознакомление с окружающим идет через знакомство с предметами и действиями с
ними. В центре ознакомления с трудом взрослых должны быть орудия труда, а не
сам человек. Например, знакомя с трудом няни, мы должны показать детям посуду,
различные действия с ней. Нужно сделать так, чтобы дети познакомились  с
предметами, активно подействовали с ними. Дети не должны быть пассивными
наблюдателями, а включаться в активную деятельность – умственную, трудовую.

Сюжетно-ролевая игра первой фазы.

            Роль обучающих игр не снижается, но
проводятся они в других ситуациях. Например, воспитатель подходит к ребенку с
больной куклой и просит поставить горчичники. Ребенок в затруднении. Тогда
воспитатель отрывает сама листочек: «На тебе горчичник». Другой пример:
воспитатель просит у ребенка таблетку, а тот дает листочек, что никак не может
быть заместителем таблетки. Воспитатель: «Я возьму из коробочки таблетку» (дает
катышек из бумаги). Эта работа проводится индивидуально.

Большое значение в обучении детей
ролевым способам имеют фронтальные формы работы. Например:
проведение подвижных игр с сюжетным содержанием, игр имитационного характера. В
игре следует предусматривать связь имитационных игр с общеразвивающими
упражнениями по содержанию. Например, ознакомление с трудом шофера параллельно
с игрой «Воробушки и автомобиль». В процессе фронтальных форм работы дети
усваивают средства выразительности: жесты, мимику, движения, и в дальнейшем
переносят их в игру.

Одной из эффективных форм
обогащения игрового опыта являются совместные игры воспитателя с
детьми. Действуя с ребенком на равных (как подружки, соседки) воспитатель
показывает, как надо играть, знакомит с ролевыми высказываниями, жестами.

Необходимо помнить: если мы
хотим, чтобы наши дети играли, надо включать их в активные действия на занятиях
по ознакомлению с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра первой фазы

При проведении занятий по
ознакомлению с окружающим следует учитывать, что центральной фигурой на этом
этапе становится человек. Прежде, чем познакомить детей с действиями
человека определенной профессии, важно вызвать у детей чувство симпатии к нему.
Это необходимо для того, чтобы дети захотели в него поиграть.

Экскурсия в медицинский
кабинет: «Это врач Анна Ивановна. Посмотрите, какая она веселая, добрая.
Ласково улыбается она вам. Посмотрите, как она одета».

На занятиях по ознакомлению с
окружающим мы решаем еще одну задачу. Необходимо создавать условия для того,
чтобы зародить у детей мысль о переносе увиденного в игру. Например, в конце
экскурсии врач может спросить: «Ребята, а у вас все куклы здоровы? Нет больных?
Мне кажется, вам их надо посмотреть. Дать витамины». Хорошо, когда человек. За
трудом которого дети наблюдали, подарит детям что-то, связанное с его трудом:
медсестра может подарить пустые коробочки из-под витаминов, шофер –
пластмассовый гаечный ключ для починки машины в группе и т.д.

На занятиях по ознакомлению с
окружающим в конце 4-го – начале 5-го года жизни важно показать детям процесс общения
взрослых с детьми, друг с другом. Это необходимо для того, чтобы дети вступали
во взаимодействие в игре. Например, во время экскурсии в медицинский кабинет
специально подготовленный ребенок входит в кабинет: «Здравствуйте, у меня
сильно заболело горло». – «Дети, постойте тихо-тихо, а я полечу девочку».

Сюжетно-ролевая игра второй фазы

В процессе ознакомления с
окружающим основное внимание следует уделять содержательному общению
взрослых
, что сказывается на развитии и обогащении сюжетов детских игр.
Обучение воспроизведению окружающей действительности, игровым действиям,
способам игрового поведения должно быть постоянным и проходить не только на
занятиях. На этом этапе роль обучающих игр снижается. В старшем дошкольном
возраста большое внимание отводится планированию сюжета перед игрой.

Организация предметно-игровой среды

Сюжетно-отобразительная игра

В группе должны быть крупные
игрушки. Куклы подбираются с хорошо гнущимися конечностями, с лепными париками.
Хороши плоскостные игрушки. В игровом уголке должна находиться коробка с
заместителями: они должны быть крупными, небьющимися. У кукол тоже могут быть
заместители: например, свернутое полотенце, платочек – получается новая кукла.

Сюжетно-ролевая игра первой фазы

Весь материал к
сюжетно-ролевым играм вносится постепенно, по мере ознакомления детей с
окружающим. В оформлении игровых уголков нужны ролевые атрибуты. Но
увлекаться ими не следует. Нужны 1-2 элемента. А остальное дети могут сами
сделать из заместителей.

Для совместных игр удобны крупные
макеты
. Например, макет машины, где есть место шофера и пассажира. Надо
обращать внимание на то, чтобы машина была красивой не только с наружи, но и
внутри.

Интересно для развития сюжета
и нарисованное панно. Например, мальчик пришел в детский сад и рассказал
детям о работе водолазов. Дети очень заинтересовались рассказом. Воспитатель.
Заметя интерес, сразу же изобразила на съемном панно море. Водолазов и тем
самым поддержала интерес детей.

Нельзя работать без учета
игровых интересов группы. В работе мы должны идти от необходимости. Поэтому не
нужны громоздкие костюмы. В группах должны быть атрибуты для выполнения роли
мамы, папы – взрослого человека. Это юбки, бусы, сережки (можно из пуговиц,
шариков) – для мамы; кепки, галстуки, бабочки – для папы.

Нужен обобщающий материал
– «эвристические коробки» с заместителями (палочки от мороженого, поролон,
трубочки от коктейля и т.д.). очень часто в качестве заместителей дети
используют мозаику, бумагу – не следует запрещать этого детям. Очень важно
привлекать детей к использованию в играх игрушек-самоделок, своих рисунков,
аппликаций.

Сюжетно-ролевая игра второй фазы

            В старших, подготовительных к школе
группах куклы (куколки по профессиям, солдатики и др.) должны быть маленьких
размеров (10-15 см), в игре с ними дети выступают в качестве режиссеров. Дети с
интересом используют в играх бумажные куклы.

Активизирующее общение воспитателя с детьми в
процессе игры

Сюжетно-ролевая игра первой фазы

            Задача формирования активизирующего
общения – одна из главных задач на этом этапе. Самый эффективный прием –
поощрения («Какая нежная, заботливая у нас мама!»). Первая беседа возникает
тогда, когда воспитатель задает серию вопросов. А ребенок вынужден отвечать на
них. Например, дети играют в больницу. Воспитатель, приняв роль мамы, приходит
к врачу: «Здравствуйте, моя дочка заболела». Доктор-ребенок молча начинает
слушать ребенка-куклу. Воспитатель: «Вы сразу прослушаете, а может у него
что-то другое болит. Вы спросите меня, а я вам скажу, ведь я его мама», т.е.
наталкивает ребенка на разговор. Далее воспитатель задает вопросы, требующие
ответа ребенка, подводит  ребенка к беседе: «А витамины полезно давать?», 
«Скажи моей дочке, что ей необходимо делать зарядку по утрам, а то она не
хочет».

            Задача воспитателя – поддержать беседу,
правильно её направить. Только в этом случае может появиться активизирующее
общение детей друг с другом. Для того, чтобы возникла ролевая беседа, нужна
инициатива взрослого. Например, во время игры в больницу воспитатель принимает
на себя роль мамы больного ребенка. Своими вопросами она наталкивает ребенка –
«врача» – на разговор. Использование телефона помогает воспитателю включиться в
игры детей, способствует развитию ролевого одщения между детьми.

Сюжетно-ролевая игра второй фазы

            Значение активизирующего общения
взрослых с детьми снижается. В анализе, беседе взрослый намечает перспективу
дальнейшего развития игры.

Литература:

1.      
Материалы Всероссийского
совещания по совершенствованию игровой деятельности // Дошкольное воспитание. –
1984. — № 1; Руководство играми детей / под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986.

2.      
Анищенко. Игра в плане
воспитателя. // Дошкольное воспитание. – 1984. — № 4.

3.      
Материалы областного
совещания по игровой деятельности. – 1985.

4.      
Опыт работы городского
актива по родному языку по теме «Организация самостоятельной художественной
деятельности».

5.      
Воспитание детей в игре
/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.

6.      
Щербакова Е.И.
Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в играх.

7.      
Воронова В.Я. Творческие
игры старших дошкольников.

8.      
Спиваковская А.С. Игра –
это серьезно.

9.      
Коломинский Я.
Социально-психологические аспекты руководства игрой.

Качественные изменения игровой
деятельности

К трем годам:

1.       Дети
принимают  игровые задачи, предлагаемые в прямой и косвенной форме.

2.       Игровые
действия повторяются и видоизменяются. Игровые действия развернутые,
детализированные.

3.       Одно и то
же игровые действия адресуют разным игрушкам, взрослым.

4.       Самостоятельно
передают в игре интересные действия людей, небольшие жизненные ситуации.

5.       Умение
самостоятельно играть 10-15 минут.

6.       Использование
в игре 3-5 игрушек, отображение нескольких взаимосвязанных по смыслу действий.

7.       Используют
сюжетные сценки.

8.       Охотно
используют предметы-заместители, воображаемые и нарисованные предметы.

9.       Называют
действия, свойства.

10.   Играют рядом, не
мешая друг другу, взаимодействуют друг с другом.

К пяти годам:

1.       Игра
относительно длительная и развернутая.

2.       Самостоятельно
ставят 3-5 взаимосвязанных игровых задач, объединяя общим замыслом несколько
разных, иногда контрастных эпизодов.

3.       Легко
принимают воображаемую ситуацию.

4.       Умеют
договариваться, прислушиваются к мнению сверстников по содержанию, постановке и
способам решения игровых задач.

5.       Владеют
способами предметно-игрового действия (играют с игрушками,
предметами-заместителями, воображаемыми предметами).

6.       Обозначают
эпизоды речью, без наглядной опоры на предмет.

7.       Используют
разные ролевые способы поведения в игре.

8.       Эмоционально,
выразительно (с помощью жестов, мимики, движений, интонации) передают роль.

9.       Ведут
ролевую беседу в совместной игре.

К семи годам:

1.       Самостоятельно
организуют сюжетно-ролевую игру: выбирают тему, создают предметно-игровую
среду, выполняют соответствующие игровые действия и правила поведения.

2.       Творчески
реализуют замыслы.

3.       Игровые
сюжеты развернуты, разнообразны. Содержание сюжетов отражает жизнь людей
ближайшего окружения. Игра насыщена событиями. Появляются романтические,
героические, фантастические сюжеты.

4.       Предпочитают
играть вместе. Объединяются в группировки по 3-7 человек.

5.       Удается
совместная постановка задач. Обговаривают замысел игры, распределение ролей и
их разыгрывание.

6.       Наличие
общей игровой цели, осознанное подчинение ей. Решают до 8 взаимосвязанных по
смыслу игровых задач.

7.       Освоены
способы предметно-игровых действий: свободно играют игрушками,
предметами-заместителями, воображаемыми предметами. Легко дают словесные
обозначения.

8.       Передают
характерные особенности роли с помощью средств выразительности: движения,
мимика, жесты, интонация; выразительность роли через атрибуты.

9.       Вступают в
ролевое взаимодействие на длительное время. Завязывают содержательную ролевую
беседу. Яркие ролевые диалоги.

10.   Игровые интересы
устойчивы. Игровые замыслы отличаются новизной, богатством.

11.   Самостоятельная
игра продолжается в течение достаточно длительного времени.

Характер
взаимодействия взрослого с детьми в игре

Младший дошкольный
возраст

            Воспитатель передает
игровой опыт незаметно, выступая в роли товарища по игре. Исполняет роль с
достоверной выразительностью (используя движения, мимику, интонационную
выразительность речи).. взяв роль, воспитатель организует нескольких детей для
совместной игры. Вступает в ролевую беседу.

            Методические приемы
руководства:

1.       Создание
игровых проблемных ситуаций.

1.1.  С помощью игрового
материала (игрушки, предметы-заместители, воображаемые предметы, съемные
панно-картины, крупные игрушки, строительный материал, игрушки-самоделки,
предметы одежды для ряжения).

1.2.  Усложнение
способов отражения одного и того же события.

2.       Наблюдение
за играющими, обращение к детям, направляющее на поиски новой роли, постановку
новых игровых задач.

3.       Поощрение
(своевременная поддержка в роли).

4.       Похвала за
согласованность игровых действий.

5.       Приглашение
в игру пассивных детей.

6.       Выражение
восхищения игровыми действиями детей.

7.       Игровые приемы,
побуждающие принять роль.

8.       Эмоциональное
комментирование игровых действий, соотнесение их с названием роли.

9.       Вопросы,
побуждающие к постановке личных игровых целей.

10.   Образец ролевого
поведения, ролевого диалога.

Старший дошкольный возраст

Методические приемы
руководства:

1.       Косвенные
приемы руководства (совет, вопрос, подсказка, изменение игровой среды).

2.       Роль
«диспетчера» («волшебницы»):

2.1.  Выяснение
разыгрываемых ролей.

2.2.   Установление
правильности понимания детьми взаимосвязи ролей.

2.3.  Помощь в отражении
простых ролевых связей и отношений.

2.4.  Побуждение к
разыгрыванию ролевых взаимоотношений на фоне интересных событий.

2.5.  Предложение
введения недостающей роли.

2.6.  Подсказ
дальнейшего развития возможных событий (проблемные ситуации).

2.7.  Активизация всех
участников игры «подбором» событий.

3.       Включение
в игру для связи отдельных игровых моментов.

4.       Совместные
игры с одним ребенком.

5.       Участие в
детских играх с целью показа речевого образца.

6.       Коллективное
обсуждение ролевого поведения играющих после игры.

7.       Подведение
итога игры.

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.

Комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина).

Комплексный метод включает в себя 4 блока развития ребенка:

1-Расширение и уточнение представлений детей о жизни взрослых (материал детской игры).

-Методы непосредственного изучения из жизни взрослых (наблюдение, экскурсии, общение и соучастие в деятельности взрослого).

–Методы опосредованные методы взрослого ( чтение художественной литературы, аудиозаписи, видеоматериалы).

2.Блок- включает в себя методы, которые помогают перевести впечатление ребенка о мире взрослых из реального в игровой план (инсценировка, разные виды театров).

3. Блок-предполагает создание организации предметно-игровой среды соответствующий о детском представлении о мире взрослых.

4. Блок-активирующее общение с детьми в процессе игры. Недостатки этого подхода: -тематическое планирование, развитие игры в русле этого метода ограничивает развитие творчества ребенка. Тот метод не дифференцирует содержание педагогических воздействий в зависимости от возраста детей. Данный метод только деталирует развитие совместной игры. Деталирует- взрослый только дает советы.

Возраст

Мотив игры

Игровые действия

Руководство игрой

Младенческий

 Ознакомительная игра

Обследование игрушки, предмета

Манипуляция с предметом, игрушкой, связанная с их физическим свойством. Игра в одиночку.

— игровую ситуацию готовит взрослый;

— ознакомление с окружающим при активном участии детей;

— общение взрослого с ребенком;

— наличие условно-образных игрушек.

2-й год

Отобразительная игра

Отражение знакомой ситуации (действия людей), действие на результат

Не связанные между собой действия с предметами в соответствии с их социальным назначением. Отражение знакомой ситуации. Игра в одиночку.

— передача игрового опыта через обучающие игры;

— общение взрослого с ребенком;

— наличие условно-образных реалистических игрушек;

— игровую ситуацию готовит взрослый.

3-й год Сюжетно-отобразительная игра

Отображение действий людей, действие на выполнение условной цели

2 – 3 игровых действия передают элементы поведения тех, кого изображают, «роль в действии». Объединение по 2 – 3 человека, игра рядом.

— наличие условных образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов;

— условия игры готовят дети;

— обучающие игры.

4-й год Сюжетно-ролевая игра

Познаватель-

ный интерес, потребность в общении

Действия связаны с принятой ролью, объединение в группы, групповая игра, носят обобщающий характер.

— наличие сюжетно-образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов;

— условия для игры готовят дети;

— обучающие игры.

5-й год Ролевая игра

Познаватель-

ный интерес, потребность в общении

Действия связаны с отражением и моделированием естественных отношений. Коллективная игра.

— активное общение взрослого и ребенка;

— использование воображения взрослого совместно с ребенком;

— использование воображаемого предмета и замена действий словами.

Сущность метода в использовании на каждом этапе игры единого комплекса обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игр (ознакомление с окружающим при активной деятельности детей, организация игровой среды с использованием игрушек по степени обобщенности образа, передача реального и игрового опыта через обучающие игры, активизирующие общение взрослого с детьми в процессе игры).

Комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой на примере игры «Больница » Из опыта работы воспитателя  МДОУ «ЯСЛИ – САД №4  ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»  Яланской Н.А. 2018 год

Комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой на примере игры «Больница »

Из опыта работы

воспитателя

МДОУ «ЯСЛИ – САД №4

ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»

Яланской Н.А.

2018 год

Основные направления комплексного руководства сюжетно – ролевой игрой Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры Планомерное обогащение игрового опыта детей Планомерное обогащение жизненного опыта детей Развитие навыков общения с детьми и взрослыми Проектирование предметно — игровой среды 2

Основные направления комплексного руководства сюжетно – ролевой игрой

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Планомерное обогащение жизненного опыта детей

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Проектирование предметно — игровой среды

2

Планомерное обогащение жизненного опыта детей Цель : создать основу для развития и обогащения содержания игры. Беседы воспитателя  о работе врача – педиатра, о работе медсестры, о медицинских учреждениях Наблюдение  за работой медсестры, за работой врача Экскурсии в медицинский кабинет, в процедурный кабинет, в изолятор Целевые прогулки  до поликлиники, до аптеки, ,до медицинского центра Чтение стихов: А.Барто «Мы с Тамарой…», «Очки», В.Маяковский «Кем быть?», В.Берестов «Больная кукла», К.Чуковский «Айболит и воробей» «Айболит» Чтение рассказов: И. Туричин «Человек заболел» Рассматривание иллюстраций: Петров –Водкин «Тревога», картинки и иллюстрации к произведениям, фотографии из журналов и энциклопедий

Планомерное обогащение жизненного опыта детей

  • Цель : создать основу для развития и обогащения содержания игры.
  • Беседы воспитателя  о работе врача – педиатра, о работе медсестры, о медицинских учреждениях
  • Наблюдение  за работой медсестры, за работой врача
  • Экскурсии в медицинский кабинет, в процедурный кабинет, в изолятор
  • Целевые прогулки  до поликлиники, до аптеки, ,до медицинского центра
  • Чтение стихов: А.Барто «Мы с Тамарой…», «Очки», В.Маяковский «Кем быть?», В.Берестов «Больная кукла», К.Чуковский «Айболит и воробей» «Айболит»
  • Чтение рассказов: И. Туричин «Человек заболел»
  • Рассматривание иллюстраций: Петров –Водкин «Тревога», картинки и иллюстрации к произведениям, фотографии из журналов и энциклопедий

Очень интересно смотреть мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок » Со специальностями врачей знакомимся по иллюстрациям В наших книгах много рассказов, стихов, сказок о работниках медицины

Очень интересно смотреть мультфильм

«Про бегемота, который боялся прививок »

Со специальностями врачей знакомимся по иллюстрациям

В наших книгах много рассказов, стихов, сказок о работниках медицины

Планомерное обогащение жизненного опыта детей Загадки, скороговорки, чистоговорки Просмотр мультфильмов «Доктор Айболит» Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Поликлиника», «Врачи разных специальностей» Продуктивные виды деятельности:  лепка: «Витамины»,  конструирование «Изготовление бланков рецептов», аппликация «красный крест» рисование сюжетное по сказке «Доктор Айболит» Слушание музыки  «Болезнь куклы», «Новая кукла» из детского альбома П.Чайковского Слушание песен «Закаляйся, если хочешь быть здоров..», песни из мультфильмов «Айболит», «Мойдодыр» 2

Планомерное обогащение жизненного опыта детей

  • Загадки, скороговорки, чистоговорки
  • Просмотр мультфильмов «Доктор Айболит»
  • Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Поликлиника», «Врачи разных специальностей»
  • Продуктивные виды деятельности:

лепка: «Витамины»,

конструирование «Изготовление бланков рецептов», аппликация «красный крест» рисование сюжетное по сказке «Доктор Айболит»

  • Слушание музыки  «Болезнь куклы», «Новая кукла» из детского альбома П.Чайковского
  • Слушание песен «Закаляйся, если хочешь быть здоров..», песни из мультфильмов «Айболит», «Мойдодыр»

2

Так мы оформляли вывески на кабинеты, медицинские сумки, нарезали рецепты, карточки, делали подарки для кукол – малышей лежащих в больнице 2

Так мы оформляли вывески на кабинеты, медицинские сумки, нарезали рецепты, карточки, делали подарки для кукол – малышей лежащих в больнице

2

Планомерное обогащение игрового опыта детей Цель : развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры. Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Расставь по размеру», « Сверни бинтик», «Распутай бинтик», «Что пропало», «Что изменилось», «Что появилось», Разрезные картинки, «Выпиши рецепт», «Распределить пациентов по кабинетам» (по звукам, по количеству слогов), «Разложи таблетки» (по количеству, по цвету, по размеру) Театрализованные игры  «Волк и журавль», «Петушок и бобовое зернышко» Игровые упражнения  «Врач принимает больных», «Спрашивает, что болит», «Осматривает», «Прослушивает», «Назначает лечение» Игры – имитации «Медсестра мерит давление, температуру», «Медсестра делает уколы, прививки, перевязки…

Планомерное обогащение игрового опыта детей

  • Цель : развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры.
  • Дидактические игры
  • «Кому что нужно для работы», «Расставь по размеру», « Сверни бинтик», «Распутай бинтик», «Что пропало», «Что изменилось», «Что появилось», Разрезные картинки, «Выпиши рецепт», «Распределить пациентов по кабинетам» (по звукам, по количеству слогов), «Разложи таблетки» (по количеству, по цвету, по размеру)
  • Театрализованные игры  «Волк и журавль», «Петушок и бобовое зернышко»
  • Игровые упражнения  «Врач принимает больных», «Спрашивает, что болит», «Осматривает», «Прослушивает», «Назначает лечение»
  • Игры – имитации «Медсестра мерит давление, температуру», «Медсестра делает уколы, прививки, перевязки…

Дидактическая игра «Что чем можно заменить?» Дидактическая игра «Какому врачу  нужны эти предметы?» Игровое упражнение «Обследуем больного»

Дидактическая игра «Что чем можно заменить?»

Дидактическая игра «Какому врачу

нужны эти предметы?»

Игровое упражнение «Обследуем больного»

Строительно – конструктивные игры: «Гараж для скорой помощи», «Больница», «Кровать для куклы» (по размеру), стоматологическое кресло, кушетка, массажный стол. Игры с экологическим содержанием: « Береги ушки», «Береги глазки», «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Прямая спинка», «Здоровый животик», «Уроки Мойдодыра», «Береги живое» Игры с математическим содержанием: «Выдай лекарство по рецепту» (соотнесение числа с количеством», «Назначение лечения» (раскладывание геометрических фигур в порядке убывания, возрастания, чередование по цвету, форме, размеру) 2

  • Строительно – конструктивные игры:

«Гараж для скорой помощи», «Больница», «Кровать для куклы» (по размеру), стоматологическое кресло, кушетка, массажный стол.

  • Игры с экологическим содержанием:

« Береги ушки», «Береги глазки», «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Прямая спинка», «Здоровый животик», «Уроки Мойдодыра», «Береги живое»

  • Игры с математическим содержанием:
  • «Выдай лекарство по рецепту» (соотнесение числа с количеством», «Назначение лечения» (раскладывание геометрических фигур в порядке убывания, возрастания, чередование по цвету, форме, размеру)

2

А из стульчиков получается отличная машина скорой помощи Строим гараж для скорой помощи На корабле тоже нужны медики . 2

А из стульчиков получается

отличная машина скорой помощи

Строим гараж для скорой помощи

На корабле тоже нужны медики .

2

               Обучающие игры  Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей )  Воспитатель в роли врача, медсестры. Осматривает детей, делает процедуры. Дети выступают в роли пациентов Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя) Воспитатель берет на себя роль пациента, а дети роли врачей, медсестер Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку) дети вместе с воспитателем в роли врачей, медсестер осматривают больных (куклы, медведи, собаки…) Ребенок играет, используя только реальные предметы  Одни дети вместе с воспитателем в роли врачей, другие дети в роли пациентов. Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога Врач – врач, врач – медсестра, врач – пациент, медсестра – пациент, пациент — пациент Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации Долго не приезжает скорая помощь, не записаться на прием к врачу, врач заболел, длинная очередь у кабинета врача…

Обучающие игры

  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей Воспитатель в роли врача, медсестры. Осматривает детей, делает процедуры. Дети выступают в роли пациентов
  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)
  • Воспитатель берет на себя роль пациента, а дети роли врачей, медсестер
  • Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку)
  • дети вместе с воспитателем в роли врачей, медсестер осматривают больных (куклы, медведи, собаки…)
  • Ребенок играет, используя только реальные предметы  Одни дети вместе с воспитателем в роли врачей, другие дети в роли пациентов.
  • Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога
  • Врач – врач, врач – медсестра, врач – пациент, медсестра – пациент, пациент — пациент
  • Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации
  • Долго не приезжает скорая помощь, не записаться на прием к врачу, врач заболел, длинная очередь у кабинета врача…

Разыгрывание сюжета - действия направлены на детей Проблемная ситуация: авария на дороге» Воспитатель – врач рассказывает, какие кабинеты надо посетить Действия направлены на воспитателя 2

Разыгрывание сюжета — действия направлены на детей

Проблемная ситуация: авария на дороге»

Воспитатель – врач рассказывает,

какие кабинеты надо посетить

Действия направлены на воспитателя

2

   Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры   Цель : способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов решения Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий С сюжетной игрушкой   « У медведя заболело горлышко и он ре сможет рычать.» Что надо сделать? С предметами – заместителями   « У куклы болит голова, не может играть с нами» Что надо сделать? – измерить температуру, проверить горло, сделать укол.(шпатель, карандаш, маленький кубик) С воображаемыми предметами «Кукла ушибла ножку» — что надо сделать? – помазать ножку, перевязать, позвонить в больницу…

  Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Цель : способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов решения

Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий

С сюжетной игрушкой   « У медведя заболело горлышко и он ре сможет рычать.» Что надо сделать?

  • С предметами – заместителями   « У куклы болит голова, не может играть с нами» Что надо сделать? – измерить температуру, проверить горло, сделать укол.(шпатель, карандаш, маленький кубик)
  • С воображаемыми предметами «Кукла ушибла ножку» — что надо сделать? – помазать ножку, перевязать, позвонить в больницу…

Развертывание сюжета с ролевым диалогом    «Доктор вы свободны?», «Доктор, мы сдали анализы, проверьте, пожалуйста», «Доктор, где можно купить такое лекарство?», «Доктор, как принимать это лекарство?»  Создание подсказывающей ситуации Кукле песок попал в глаза, к какому врачу надо обратиться, какую помощь оказать? Обращения по ходу игры  «Как пройти к кабинету окулиста?» «Где у вас гардероб?» «»Мне нужен номерок к окулисту», «Оденьте бахилы»  «На что жалуетесь?» «Соблюдайте правила для глаз» 2

Развертывание сюжета с ролевым диалогом   «Доктор вы свободны?», «Доктор, мы сдали анализы, проверьте, пожалуйста», «Доктор, где можно купить такое лекарство?», «Доктор, как принимать это лекарство?»

Создание подсказывающей ситуации

  • Кукле песок попал в глаза, к какому врачу надо обратиться, какую помощь оказать?
  • Обращения по ходу игры  «Как пройти к кабинету окулиста?» «Где у вас гардероб?» «»Мне нужен номерок к окулисту», «Оденьте бахилы»

«На что жалуетесь?» «Соблюдайте правила для глаз»

2

 Медведь взбирался на дерево и повредил лапу У куклы температура и в детский садик вызвали врача У куклы хрипит в груди. Как доктор может определить, что у неё болит? 2

Медведь взбирался на дерево и повредил лапу

У куклы температура

и в детский садик вызвали врача

У куклы хрипит в груди. Как доктор может определить, что у неё болит?

2

Проектирование предметно — игровой среды Цель : создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. Атрибуты: коробка для хранения игрового оборудования; Внешние признаки: чемоданчик, халаты, колпаки, марлевые повязки; Копии:   имитации медицинских инструментов, пустые флакончики из-под лекарств, ватки, бинты, шпатели и т.д. Заместители: палочки, карандаши, шпатели, блокноты, мелкий строительный материал, мозаика, пуговицы, ленточки, тряпочки. Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы « Пациент »(кукла – кегля – воображаемый больной) Цепочка: подсказывающие игрушки:  Коробочка – аптечка, аптечка водителя, дорожный знак «Красный крест

Проектирование предметно — игровой среды

Цель : создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

  • Атрибуты: коробка для хранения игрового оборудования;
  • Внешние признаки: чемоданчик, халаты, колпаки, марлевые повязки;
  • Копии:   имитации медицинских инструментов, пустые флакончики из-под лекарств, ватки, бинты, шпатели и т.д.
  • Заместители: палочки, карандаши, шпатели, блокноты, мелкий строительный материал, мозаика, пуговицы, ленточки, тряпочки.
  • Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы «
  • Пациент »(кукла – кегля – воображаемый больной)
  • Цепочка: подсказывающие игрушки:

Коробочка – аптечка, аптечка водителя, дорожный знак «Красный крест

   Развитие навыков общения детей в игре.    Цель : развивать у детей навыки общения в соответствии с взятой ролью.  Ситуации:  Как объяснить врачу что ты ел орехи и сломал зуб, если не можешь открыть рот. Этюды для выражения эмоционального состояния:  «Друг заболел» — горе, «Друг поправился» — радость, «Нет номерков к врачу» — злость, «Быстро приехал доктор» — удивление, «Надо удалить зуб» — страх. Коммуникативные игры:  «Обратись вежливо», «Вежливо ответить нет», «Разговор по телефону», «Вызов врача на дом»

  Развитие навыков общения детей в игре.  

Цель : развивать у детей навыки общения в соответствии с взятой ролью.

Ситуации:  Как объяснить врачу что ты ел орехи и сломал зуб, если не можешь открыть рот.

  • Этюды для выражения эмоционального состояния:  «Друг заболел» — горе, «Друг поправился» — радость, «Нет номерков к врачу» — злость, «Быстро приехал доктор» — удивление, «Надо удалить зуб» — страх.
  • Коммуникативные игры:  «Обратись вежливо», «Вежливо ответить нет», «Разговор по телефону», «Вызов врача на дом»

Поддерживаем диалог Ой, как болит зуб! Всё прошло – совсем не больно ! Мы любим своих пациентов

Поддерживаем диалог

Ой, как болит зуб!

Всё прошло – совсем не больно !

Мы любим своих пациентов

Игровое сотворчество родителей и детей    Цель : педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей.   Собрание «Значение игры в жизни ребенка» Консультации «Игра – мир ребенка» Семинар– практикум «Играем с детьми» Круглый стол «Игровые ситуации» Экскурсии  в поликлинику, в стоматологическую клинику, в медицинский центр. Выставки Рисунка «Все работы хороши»  Создание фотоколлажа «Играем в доктора» 2

Игровое сотворчество родителей и детей  

Цель : педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей.

  • Собрание «Значение игры в жизни ребенка»
  • Консультации «Игра – мир ребенка»
  • Семинар– практикум «Играем с детьми»
  • Круглый стол «Игровые ситуации»
  • Экскурсии  в поликлинику, в стоматологическую клинику, в медицинский центр.
  • Выставки
  • Рисунка «Все работы хороши»
  • Создание фотоколлажа «Играем в доктора»

2

 Мы играем в больницу. Детский доктор утром рано   Надевает свой халат,   Руки моет он под краном,      В кабинет зовет ребят.   А потом в жару и холод,   Словно доктор Айболит,   Через весь огромный город   Врач по вызову спешит

Мы играем в больницу.

Детский доктор утром рано

  Надевает свой халат,

  Руки моет он под краном,   

  В кабинет зовет ребят.

А потом в жару и холод,

  Словно доктор Айболит,

  Через весь огромный город

  Врач по вызову спешит

Выполняет медсестра  Назначения с утра.  Вам с улыбкою веселой  Быстро сделает уколы,  Даст таблетки и микстуру,  Сходит вниз в регистратуру Педиатра ты не бойся,  Не волнуйся, успокойся,  И, конечно же, не плачь,  Это просто детский врач.

Выполняет медсестра Назначения с утра. Вам с улыбкою веселой Быстро сделает уколы, Даст таблетки и микстуру, Сходит вниз в регистратуру

Педиатра ты не бойся, Не волнуйся, успокойся, И, конечно же, не плачь, Это просто детский врач.

Поднимите–ка рубашку Я послушаю живот Ой-ой-ой: урчит там что – то Срочно выпейте компот  Вот вам градусник под мышку Посидите пять минут Я натру вас лучшей мазью Наложу на ногу жгу т Да у вас температура Дома выпейте микстуру Медсестре дам порученье Выписать рецепт и назна ч енья

Поднимите–ка рубашку

Я послушаю живот

Ой-ой-ой: урчит там что – то

Срочно выпейте компот 

Вот вам градусник под мышку

Посидите пять минут

Я натру вас лучшей мазью

Наложу на ногу жгу т

Да у вас температура

Дома выпейте микстуру

Медсестре дам порученье

Выписать рецепт и назна ч енья

Наша добрая сестрица На все руки мастерица Хорошо, без промедленья Выполняет назначенья «Вам я выпишу рецепт: Лучшего лекарства нет! Коле сделаем уколы, Ты не бойся, милый Коля!»

Наша добрая сестрица

На все руки мастерица

Хорошо, без промедленья

Выполняет назначенья

«Вам я выпишу рецепт:

Лучшего лекарства нет!

Коле сделаем уколы,

Ты не бойся, милый Коля!»

В процедурный кабинет  Есть желающие? – НЕТ!  Дети, вам должно быть ясно –  Без прививок жить опасно.  Врач их делает нам, чтоб  Не забрался в нос микроб.   Стало плохо – набери  Номер правильный: 03  Вмиг  сиреной из больницы  «Помощь скорая» примчится, На машине той прикатит Врач в голубеньком халате         2

В процедурный кабинет Есть желающие? – НЕТ! Дети, вам должно быть ясно – Без прививок жить опасно. Врач их делает нам, чтоб Не забрался в нос микроб.

Стало плохо – набери Номер правильный: 03 Вмиг сиреной из больницы «Помощь скорая» примчится,

На машине той прикатит

Врач в голубеньком халате

2

Физиолечение –   Просто развлечение!  Входишь – снял ботинки,  Полежал в кабинке,  Уши, горло, нос прогрел,  Возле кварца загорел Здесь не просят вас ответить,  Как зовут и сколько лет,  А рентген-лучом просветят  И покажут ваш скелет.  2

Физиолечение –  Просто развлечение! Входишь – снял ботинки, Полежал в кабинке, Уши, горло, нос прогрел, Возле кварца загорел

Здесь не просят вас ответить, Как зовут и сколько лет, А рентген-лучом просветят И покажут ваш скелет.

2

Если ты ушиб колено,  Лбом ударился о стену,  На ступеньках оступился,  В парке с роликов свалился,  Дал по пальцу молотком,  Обварился кипятком К доктору твой путь недолог Этот доктор - травматолог К стоматологу ходить  Никому не любо Любит этот врач сверлить  Нам больные зубы, Но зато когда полечит, Всем нам сразу станет легче

Если ты ушиб колено, Лбом ударился о стену, На ступеньках оступился, В парке с роликов свалился, Дал по пальцу молотком, Обварился кипятком

К доктору твой путь недолог

Этот доктор — травматолог

К стоматологу ходить Никому не любо

Любит этот врач сверлить Нам больные зубы,

Но зато когда полечит,

Всем нам сразу станет легче

Кто погладит каждой крошке  Ручки, спинку и животик  Нежно сделает массаж?  Массажист любимый наш.

Кто погладит каждой крошке Ручки, спинку и животик Нежно сделает массаж? Массажист любимый наш.

Если с болезнью трудная ситуация, Хирург вам сделает операцию.  Чтоб не чувствовали боли,  Усыпит вас анестезиолог Оля.  Операция пройдёт  И животик заживёт.

Если с болезнью трудная ситуация,

Хирург вам сделает операцию.

Чтоб не чувствовали боли,

Усыпит вас анестезиолог Оля.

Операция пройдёт

И животик заживёт.

Доктора приходят в детский сад Рады научить ребят Как здоровье сохранить, Сильным, крепким, бодрым быть. Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот  Руки мыть перед едой Надо с мылом и водой Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты. Вот полезная еда  2

Доктора приходят в детский сад

Рады научить ребят

Как здоровье сохранить,

Сильным, крепким, бодрым быть.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот

Руки мыть перед едой

Надо с мылом и водой

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты.

Вот полезная еда

2

Будьте здоровы всегда!

Будьте здоровы всегда!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тойота ленд крузер 100 инструкция по эксплуатации
  • Как оформить разрешение на травматическое оружие через госуслуги пошаговая инструкция
  • Руководство кпсс стремилось
  • Тадафорт 20 инструкция по применению на русском
  • Компрессор дэн 200шм руководство по эксплуатации