Команда инструкция это информатика 4 класс

Сегодня мы познакомимся с понятием «алгоритм», узнаем о способах записи алгоритмов, научимся составлять блок-схемы алгоритмов. 

Каждый человек в повседневной жизни, в учёбе или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Сложные задачи требуют длительных размышлений для нахождения решения; простые и привычные задачи человек решает автоматически (не задумываясь). В большинстве случаев решение каждой задачи можно разбить на простые этапы (шаги). Для многих таких задач (установка программного обеспечения, сборка шкафа, эксплуатация технического устройства, решение математической задачи, разбор слова по составу т. д.) уже разработаны и предлагаются пошаговые инструкции, при последовательном выполнении которых можно прийти к желаемому результату. Эти инструкции являются алгоритмами.

Алгоритм — совокупность последовательных действий (шагов, команд), выполнение которых приводит к желаемому результату.

Рассмотрим простой пример линейного алгоритма.

Алгоритм «Открой дверь».

    1. Начало.
    2. 1. Достань ключ из кармана.
    3. 2. Вставь ключ в замочную скважину.
    4. 3. Поверни ключ два раза.
    5. 4. Вытащи ключ.
    6. Конец.

Каждый алгоритм предназначен для определённого исполнителя

 Исполнитель — это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.

Набор команд, которые способен выполнить исполнитель составляют систему команд исполнителя (СКИ).

Выполни упражнение

Рассмотрим свойства алгоритмов

1.     Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов. Если последовательность действий не имеет результата ее нельзя считать алгоритмом.

2.     Пошаговость (Дискретность). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

3.     Определённость (Детерминированность). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

4.     Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

5.     Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

6.     Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

Выделяют следующие основные способы записи алгоритмов:

 вербальный (словесный), когда алгоритм описывается на человеческом языке;

— символьный, когда алгоритм описывается с помощью набора символов (с помощью какого-либо алгоритмического языка).

— графический, когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.

Общепринятыми способами записи являются графическая запись с помощью блок-схем.

Описание алгоритма с помощью блок схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками.

В начале алгоритма принято записывать команду «Начало», а в конце – команду «Конец».

Рассмотри примеры алгоритма «Соберись в школу » в вербальной (словесной форме) и  в графическом виде (блок-схема)

Проверь, все ли ты запомнил.

Привет,
мальчики и девочки!

На
прошлых уроках мы с вами узнали, что алгоритм – это описание подробного
плана последовательности действий, который необходимо выполнить, чтобы решить
задачу. Но не каждый план действий можно назвать алгоритмом.

Давайте,
вспомним почему.

Чтобы
план действий можно было назвать алгоритмом он должен обладать следующими свойствами:

·    количество шагов известно и конечно;

·    понятен смысл шагов;

·    выполнение приводит к решению задачи и подходит для решения целого
класса задач.

Вспомнили?

А помните ли вы, какие формы записи алгоритмов существуют?

Это
текстовая и графическая формы.

Графическая
форма, которая описывается в виде блок-схемы.

И
мы помним, что бывает линейный алгоритм, в котором все шаги выполняются
последовательно.

Также
есть алгоритм и с ветвлением – это алгоритм, в котором есть блок с
условием, один вход и два выхода: «Да» и «Нет».

Ну
что же, мы вспомнили, что изучили на предыдущих уроках.

Сейчас
я хочу, чтобы вы вспомнили алгоритм «собраться в школу».

Ребята,
скажите, кто выполняет этот алгоритм в данном случае?

Правильно,
мальчик.

Та-а-а-к,
а теперь вспомним алгоритм нахождения периметра треугольника.

Кто
его исполняет?

А
исполнять его может и ученик, и учитель и даже родители.

Вот
мы и подошли к тебе нашего сегодняшнего урока – «Исполнитель алгоритма».

В
алгоритмах, которые мы рассмотрели ранее, исполнителем был человек.

Но
выполнить команды могут и другие живые существа. Например, собака выполняет
команды хозяина.  

Но
не только живые существа выполняют команды.

Наверное,
вы видели машинку, которой можно управлять при помощи пульта?

В
данном случае машинка выполняет команды, которые вы ей задаёте – вперёд, назад,
повернуть налево, направо.

Дома
мама кладёт грязную одежду в стиральную машину, выбирает режим, то есть программу
стирки, и машина выполняет определённый алгоритм действий.

Получается,
что человек, машина, животное, управляемая игрушка могут выполнять команды.
Значит они являются исполнителями алгоритма.

Исполнитель
алгоритма
– это объект, выполняющий команды (шаги, инструкции)
по определённым правилам и в нужном порядке.

Рассмотрим
стиральную машину. После того как мама или любой другой человек выбирает режим
стирки, машина начинает выполнять действия, которые заложены в её память для
выполнения этого режима стирки. И выполняет машина команды от начала до конца
строго по порядку без участия человека. Такой исполнитель алгоритма, как
стиральная машина, называется автоматическим исполнителем.

Автоматический
исполнитель
выполняет только назначенный ему набор
команд. Другие команды, которые не входят в этот набор, исполнитель выполнить
не может, так как он не понимает неизвестные команды.

Ребята,
вы знаете, что исполнитель может принимать команды в виде сигнала. Это могут
быть слова, звуковой сигнал, световой сигнал, радиосигнал и другие.
Для исполнителя каждый сигнал имеет определённое значение. Например,
управляемая машинка «понимает» и исполняет такие команды, как «вперёд»,
«назад», «влево», «вправо».

Наверное,
у большинства из вас дома есть компьютер.

А
его можно назвать исполнителем?

Конечно,
можно.

Компьютер
– это такой исполнитель, который обрабатывает закодированную информацию, то
есть данные, исполняя программу, которая написана человеком.

Вы
же помните, что закодированная информация – это информация, которая
представлена в форме, удобной для её хранения и передачи.

Кодировать
информацию можно звуками, буквами, цифрами, рисунками, нотами, знаками и
другим.

Компьютер
обрабатывает любую информацию – звуковую, текстовую, графическую, числовую.

Использовать
компьютер, то есть работать на нём, может человек любой профессии: учёный,
строитель, учитель. Но не обязательно нужно работать, чтобы пользоваться
компьютером. Его могут использовать мальчики и девочки, бабушки и дедушки. На
компьютере можно играть, переписываться в социальных сетях, рисовать и
многое-многое другое.

Поэтому
компьютер – это универсальный исполнитель алгоритмов.

А
кто ещё является универсальным исполнителем алгоритмов?

Конечно,
человек.

Только
человек понимает и обрабатывает информацию, составляет и исполняет алгоритмы. А
компьютер не создаёт алгоритмы, не понимает смысла программ. Он только выполняет шаги программы, которые для
него написал человек на каком-либо языке программирования.

Помните?

Язык
программирования
– это искусственный язык, созданный
человеком, чтобы обрабатывать информацию с помощью компьютера.

У
компьютера, как и у человека может быть большо-о-ой набор команд.

Кстати,
список, или набор, всех команд (шагов или инструкций), которые исполнитель
способен выполнить, называется системой команд исполнителя.

Например,
в систему команд исполнителя-человека могут входить команды – «реши пример»,
«скажи ответ», «найди ошибку», «подними руку». В данном случае
исполнителем-человеком может быть ученик. Он понимает и может выполнить эти
команды.

Другой
пример, собака понимает определённые команды: «фу», «рядом», «сидеть», «лежать»
и другие.

А
сейчас давайте поиграем, чтобы закрепить ваши знания.

Найдите
на кухне автоматических исполнителей.

Давайте
проверим, всех ли автоматических исполнителей вы нашли.

Стиральная
машина, которой мы задаём программу для стирки.

Микроволновая
печь. В неё мы ставим разогреться еду на определённое время, или готовим еду,
включая выбранный режим.

Посудомоечная
машина, которой также, как и стиральной машине, задаётся режим работы.

Кофемашина.
Мы выбираем тип кофе, и машина делает его по алгоритму.

Ребята,
вы молодцы, но давайте выполним вот такое задание: выберите инструкции,
которые компьютер не может выполнить.

Вывести
ответ на экран.

Поднять
руку.

Выполнить
программу.

Подумать.

Понять
смысл программы.

Выполнить
алгоритм.

Создать
план действий.

Рассказать
решение задачи.

Сложить.

Придумать
алгоритм.

Нашли?

Давайте
проверим.

Правильный
ответ на это задание:

Поднять
руку.

Подумать.

Понять
смысл программы.

Создать
план действий.

Рассказать
решение задачи.

Придумать
алгоритм.

Ну
что же, а теперь повторим самое главное, что мы сегодня узнали.

Исполнитель
алгоритма
– это объект, который выполняет команды (шаги, инструкции)
по определённым правилам и в нужном порядке. Например, человек, компьютер.

Человек
создаёт алгоритм и исполняет его.

Компьютер
только выполняет алгоритм, написанный человеком на языке
программирования.

Система
команд исполнителя
– это список команд или набор шагов,
которые способен выполнить конкретный исполнитель.

Автоматический
исполнитель
– это исполнитель, выполняющий действия,
которые заложены в его память, без участия человека.

Сегодня
мы с вами изучили очень важный материал, и уже подошло время прощаться. До
свидания, ребята. До новых встреч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Выполнил учитель информатики
МКОУ СОШ № 14
Пос. Пятигорский Ставропольский кр...

    1 слайд

    Выполнил учитель информатики
    МКОУ СОШ № 14
    Пос. Пятигорский Ставропольский край
    Громакова Татьяна Ивановна
    Исполнитель
    алгоритма
    4 класс
    ФГОС

  • ЦЕЛЬ УРОКАПонять, что означают термины «исполнитель алгоритма» и «система ком...

    2 слайд

    ЦЕЛЬ УРОКА
    Понять, что означают термины «исполнитель алгоритма» и «система команд исполнителя»

    Научиться составлять список команд, которые может выполнять данный исполнитель

  • Например:РОБОТ «ПОНИМАЕТ» И МОЖЕТ ИСПОЛНЯТЬ КОМАНДЫ: «СДЕЛАТЬ ШАГ ВПЕРЕД», «П...

    3 слайд

    Например:
    РОБОТ «ПОНИМАЕТ» И МОЖЕТ ИСПОЛНЯТЬ КОМАНДЫ: «СДЕЛАТЬ ШАГ ВПЕРЕД», «ПОВЕРНУТЬ НАПРАВО», «ПОВЕРНУТЬ НАЛЕВО» И ДРУГИЕ КОМАНДЫ

  • Исполнителем алгоритма может быть объект, который может точно выполнить коман...

    4 слайд

    Исполнителем алгоритма может быть объект, который может точно выполнить команды (инструкции)
    Человек, управляемая игрушка, робот и компьютер похожи – они могут исполнять команды

    Команды поступают к исполнителю
    в виде сигнала (слова, радиосигнал, звуковой сигнал, световой сигнал и др)

    Каждый сигнал имеет для исполнителя определенное значение

  • КОМПЬЮТЕР – это особенный исполнитель, который может обрабатывать закодирован...

    5 слайд

    КОМПЬЮТЕР – это особенный исполнитель, который может обрабатывать закодированную информацию (данные), исполняя программы, написанные для него человеком
    Компьютер может обрабатывать
    любые данные:
    Звуковые
    Текстовые
    Графические
    Числовые

    Компьютером могут пользоваться люди
    в любых сферах деятельности:
    Учёные
    Учителя
    Врачи
    Инженеры
    Рабочие
    И многие другие
    Компьютер – универсальный исполнитель алгоритма

  • С понятием «исполнитель алгоритма» связано понятие «система команд исполните...

    6 слайд

    С понятием «исполнитель алгоритма»
    связано понятие «система команд исполнителя»
    Набор команд – система команд исполнителя (если исполнитель
    может выполнить любую из них)
    СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ –
    ЭТО СПИСОК ВСЕХ КОМАНД, КОТОРЫЕ
    ИСПОЛНИТЕЛЬ МОЖЕТ (СПОСОБЕН)
    ВЫПОЛНИТЬ

  • ЧЕЛОВЕК – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМОВ

    7 слайд

    ЧЕЛОВЕК – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМОВ

  • ИСПОЛНИТЕЛЬ-КОМПЬЮТЕРЗАДАЧ НЕ РЕШАЕТ

АЛГОРИТМОВ НЕ СОЗДАЕТ

СМЫСЛА ПРОГРАММ...

    8 слайд

    ИСПОЛНИТЕЛЬ-КОМПЬЮТЕР
    ЗАДАЧ НЕ РЕШАЕТ

    АЛГОРИТМОВ НЕ СОЗДАЕТ

    СМЫСЛА ПРОГРАММ НЕ ПОНИМАЕТ

    ПРОСТО ВЫПОЛНЯЕТ ПРОГРАММЫ, КОТОРЫЕ ДЛЯ НЕГО НАПИСАЛ ЧЕЛОВЕК НА ОДНОМ ИЗ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

  • ГЛАВНОЕОбъект, исполняющий алгоритм, - это исполнитель алгоритма. Человек и к...

    9 слайд

    ГЛАВНОЕ
    Объект, исполняющий алгоритм, — это исполнитель алгоритма. Человек и компьютер могут быть исполнителями алгоритма

    Человек может создавать алгоритмы и исполнять их

    Компьютер может только исполнять алгоритмы, написанные человеком на одном из языков программирования и введённые в память компьютера

    Система команд исполнителя – это набор команд, которые способен выполнять данный исполнитель

  • Домашнее задание
§17 
Рабочая тетрадь к §17

    10 слайд

    Домашнее задание
    §17
    Рабочая тетрадь к §17

  • ДАННЫЙ УРОК ПОДГОТОВЛЕН К УЧЕБНИКУ

4 КЛАСС     ИНФОРМАТИКА

ФГОС 









Н...

    11 слайд

    ДАННЫЙ УРОК ПОДГОТОВЛЕН К УЧЕБНИКУ

    4 КЛАСС ИНФОРМАТИКА

    ФГОС

    Н.В.Матвеева
    Е.Н.Челак
    Н.К.Конопатова
    Л.П.Панкратова
    Н.А.Нурова

Технологическая карта сценария занятия «Информатика» в 4  классе

Тема занятия «Исполнитель алгоритма». Учебник «Информатика» Н.В. Матвеева

Цель занятия:

Изучить понятие об исполнителя алгоритма, системе его команд; осмыслить различия между исполнителями «Человек» и «Робот»

Задачи:

Образовательные

Рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя; учить составлять простейшие алгоритмы

Развивающие

Развивать алгоритмическое и пространственное мышление, развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль, формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету

Воспитательные

Воспитание  аккуратности, точности, взаимоуважение к одноклассникам; формировать умение работать в группах и индивидуально

Тип занятия

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Форма занятия

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Опорные понятия, термины

Алгоритм, исполнитель, система команд

УУД

Предметные УУД:

Сформировать понятие «исполнителя алгоритма»; развивать умение составлять алгоритм, развивать представления об исполнителях алгоритма.

Личностные УУД:

Формировать устойчивый  познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление;

Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.

Познавательные:

ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования;

Коммуникативные:

выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Планируемые

 результаты

  1. Предметные:
  2. Личностные:
  3. Метапредметные:

Предметные:

Формирование составление программы с конструкцией повторения; понимание  возможности преобразовать программу не изменяя; умение выполнять программу с конструкцией повторения.

Личностные:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Понимание учебной задачи;

умение планировать и действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Осознание задачи; формирование и развитие компетентности в области ИКТ.

Умение участвовать в диалоге, в беседе, умение понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение.

Формы контроля

Беседа, устный опрос, практическая работа

Здоровьесберегающие технологии

Рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; рационально организованный двигательный режим; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии.

Приготовить: Доску, в стороне нарисовать поле для Робика и поставить пункты так, чтобы по следу Робика получить цифру 5; команды (повторить ___ раз) для поле Робика; 4 плаката для работы в группах; смайлики, магниты.

Этап урока

Обучающие развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма организации совзаимодействия на уроке

Формируемые УУД

Орг. Момент

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к уроку

Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе

 -Здравствуйте, ребята!  Присаживайтесь.

— Прочитаем хором стих

Я сегодня быстро встал,

В школу рано прибежал.

Очень я хочу учиться,

Не лениться, а трудиться.

-Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением? Кто не хочет лениться, а хочет учиться и трудиться и узнать что-то новое?

Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание.

Дети читают хором стихотворение, написанное на доске

Отвечают на вопрос.

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: Проявляют познавательный интерес к учению.

Регулятивные: выражают свое желание учиться.

Актуализация опорных знаний

Показ слайдов.

Повторение основных понятий

Организует проверку д/з и повторение прошлой темы.

Задает вопросы. Настроить учащихся на дальнейшую работу.

— Молодцы, все ли сделали ДЗ. А что мы изучали на прошлом уроке?

— С какими видами алгоритмов мы познакомились на прошлом уроке?

— Чем они отличаются друг от друга? /ответы учащихся/

— А давайте посмотрим на следующий алгоритм. СЛАЙД 1-4  (примеры)

-Изучи алгоритм. Кому ты можешь поручить его выполнение?

(слайд1-слайд4)

Сдают д/з.

Ученики отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают слайды.

Изучают заданные алгоритмы. Отвечают на вопрос.

фронтальная

Коммуникативные:

Взаимодействие учителя и ученика

Познавательные:

Общеучебные действия. Регулятивные: Умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка; определяют последовательность действий.

Постановка учебной задачи. Сообщение темы и целей урока.

 Понимание темы, целей занятия

-Можем ли мы дать /придумать/ общее имя всем объектам, которые выбрали? /ответы учащихся/ Дав им общее имя мы узнаем тему урока.

Из ответов учащихся формулировать тему урока.

-Итак, тема сегодняшнего урока «Исполнитель алгоритма», сегодня на уроке мы узнаем про исполнителей алгоритма и системой команд исполнителя. СЛАЙД 5 (тема урока) /выключить экран/

Придумывают общее имя объектам (приводят примеры)

— Исполнители

фронтальная

Коммуникативные:

Умение слушать

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель, находят и выделяют необходимую информацию, анализируя программу. Регулятивные: Под руководством учителя формулируют учебную задачу урока; тему урока.

Открытие новых знаний:

Работа с учебником

Показ презентации

Работа с учебником: Прочитайте тему «Исполнитель алгоритма», стр 37-39

— Какой вывод сделаем? СЛАЙД 6 /включить экран/

— Изучим следующий алгоритм. Кому мы можем его поручить? СЛАЙД 7. /Роботу/

— Сегодня, чтобы вместе с нами поиграть и весело провести время, он к нам пришел в гости. Его зовут Робик.

— Как вы думаете, что он умеет делать? /ответы уч-ся, Робик/

— Чем отличается человек от робота? /ответы уч-ся/

— А смотрите, наш Робик пришел к нам с запиской.

/прочитать — слайд/

—  //Помогите мне добраться до дома //

— Поможем ему добраться до дома? Сможем ли мы помочь?

— Чтобы помочь ему давайте посмотрим, что он умеет делать. Он умеет ходить по клетчатому полю, и умеет выполнять команды «вправо» — двигается на одну клетку вправо, «влево» — двигается на одну клетку влево, «вверх» — на одну клетку вверх, «вниз» — на одну клетку вниз. При этом след Робика закрашивается. СЛАЙД 8.

— Вот его поле. Для того, чтобы помочь Робику мы должны построить алгоритм для него из предложенных команд, так чтобы он смог пройти по всем пунктам по порядку начиная с первого. Не забывайте какие команды умеет делать Робик. (Показать поле и команды)

Читают учебник, получают новые знания

Делают вывод:

•        Исполнителем может быть объект, который может точно выполнить команды;

•        Система команд исполнителя – это список всех команд, которые исполнитель может выполнить

Изучают алгоритм. Отвечают на вопрос

— Роботу

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

человек может создавать и исполнять алгоритмы, а робот может только исполнять алгоритмы

Ответы учащихся

Слушают объяснение учителя.

Изучают поле Робика

Ученик выходит к доске строит программу Е для робика с конструкцией повторения.

Ученик выходит к доске выполняет программу Е.

Сравнивают результаты. Если есть ошибки, то их исправляют.

— Да

Ответы учащихся

фронтальная

Коммуникативные:

вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Познавательные:

развитие мышления, воображения школьников; знакомство с важнейшим информационным понятием ЦИКЛ; делают выводы.

Регулятивные: — соотносить уже усвоенные знания учащимися с теми, которые неизвестны;

Первичное закрепление полученных знаний

Работа в рабочих тетрадях

Предлагает написать программу до второй задачи. Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях и взаимопроверку.

— Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до первого пункта? Кто напишет?

— На доске прикреплены команды, с их помощью мы будем сегодня работать. А след Робика будем закрывать вот такими небольшими листочками/ показать листочки/

— Оказывается на пунктах есть задание, чтобы дойти до следующего пункта мы должны сначала решить их.

—  Значит, чтобы помочь Робику мы должны сделать задачи в РТ.

/самостоятельная работа уч-ся/

— Поменялись РТ и проверяем результат. Все ли смогли выполнить программу правильно?  /проверить с плаката/

Составляют программу до второй задачи. Выполняют задание в рабочих тетрадках. Осуществляют взаимопроверку.

Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу за пунктом/

Пункт 1

—  Работа с РТ

Выполнить задание № 1, 4, 5 (стр 33 и 36)

Выполняют задание в РТ

Осуществляют взаимопроверку.

индивидуальная

Коммуникативные:

Умение работать самостоятельно;

Личностные:

развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью. Выполнять взаимопроверку  учебного задания.

Физминутка

Выполняют  упражнения  

Предлагает написать программу до второй задачи.

— Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до второго пункта? Кто напишет?

— Наш Робик хочет отдохнуть вместе с вами. (СЛАЙД 9)

/выключить проектор/

Составляют программу.

Делают разминку вместе с Робиком.

Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом 2

Пункт 2

СТОП  УРОК,

СТОП ДЕЛА

НА ЗАРЯДКУ

НАМ ПОРА

индивидуальная

Коммуникативные: умение слушать; Личностные самоорганизация;

Регулятивные саморегуляция;

Закрепление.

Работа в группах

Предлагает написать программу до четвертой задачи. Организует работу в группах. Объясняет задания.

— Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до третьего пункта? Кто напишет?

— Какое слово получилось? (компьютер)

— Как вы думаете почему у нас получилось слова «компьютер»?

— Чтобы узнать это, давайте доведем Робика до следующего пункта.

Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом 3.

Пункт 3

— Выполните задания в группах.

— Соединяете команды с исполнителями, которые умеют выполнять эти команды. Выполняете алгоритм. По пути записываете буквы в цепочку..

Разделяются в группы. Выполняют задание в группах.

Сверяют результаты работ.

Ответы учащихся.

групповая

Коммуникативные:

умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог; умения работать в группе. Познавательные:

Развитие логического мышления; умение выполнить задание по заданному алгоритму.

Регулятивные: выполнять программу с циклом; строить цепочку по ходу Робика.

Практическая работа за компьютером

Работа с исполнителем

— Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до четвертого пункта? Кто напишет?

— Любимое занятие Робика работать за ПК и он зовет вас за собой поработать вместе с ним. Заходим в мир информатики, четвертый год обучения, исполнитель.

— Вам надо довести робота к выходу. Для этого в наборе команд выбираете нужные команды и запускаете робота. Если робот не двигается или останавливается, значит вы выбрали неправильную команду. В таком случае, удаляете неправильную команду и исправляете.

— Молодцы, я вижу, что вы справились с заданием. Выходим из программы. Закрыли ноутбуки, положили в сторону. И давайте выполним упражнение для глаз, чтобы снять напряжение. Спинки прямо, не двигая голову посмотрели влево, вправо, вверх, вниз, рисуем восьмерки с глазами, зажмурьте глаза, откройте.

Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом 4.

Пункт 4

— В компьютерном варианте выполни задание: исполнитель.

Ученики слушают учителя, обдумывают свои действия за компьютером. Выполняют задание в ПК

Выполняют упражнение для глаз

индивидуальная

Личностные:

соблюдать требования техники безопасности, гигиены Коммуникативные:

уметь сотрудничать с учителем. Познавательные:

Формирование навыком работы в ПК;

уметь использовать инструменты; проверять правильность получения результата пошагово.

Регулятивные  УУД:

Понимать учебную задачу; умение действовать по плану;

работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапа» для Робика.

Подведение итогов.

Удовлетворение результатами своей работы

— Осталось нам дойти до последнего пункта. Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до пятого пункта? Кто напишет?

— Смотрите, а там домик. Мы помогли Робику дойти до дома? А что мы для этого сделали? (ответы уч-ся)

— А некоторые команды у нас остались. Почему эти команды мы не использовали? (ответы уч-ся)

— Посмотрите на след Робика. Какую оценку мы заслужили?

— Что мы обычно делаем дома?

— Запишите д/з

Оценивают достижение поставленной цели, отвечают на вопросы. Проводят самооценку. Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом. 

Пункт 5

Здесь домик.

Ответы уч-ся.

— Ходили до каждого пункта, для этого  составили программу с конструкцией повторения и выполняли задание под пунктами.

— 5.

— Домашнее задание.

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания. Записывают в дневник

фронтальная

Коммуникативные:

Умение обсуждать результаты.

Регулятивные: Формирование умения,  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Рефлексия

Учитель предлагает оценить ученикам занятие.

— Какова же была цель нашего урока?
— Достигли ли мы её?

— Были ли у вас затруднения?
— Смогли ли мы их преодолеть?
— А теперь оцените себя, каким был для вас урок?

/поднимает смайлики/
— Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке.

Ученики выражают свое мнение о занятии.

фронтальная

Коммуникативные:

полно и грамотно выражают свои мысли, знают правила речевого общения.

Регулятивные: оценивают результат урока.

Тип урока: урок изучения нового материала.

– формировать понятие алгоритм;
– формировать знания и умения составления
алгоритмов;
– обучать поиску и исправлению ошибок в
алгоритмах;

– развивать алгоритмический стиль мышления;
– развивать информационную культуру
обучающихся;
– развивать творческие способности учащихся;

– воспитывать трудолюбие, любознательность.

Знания, умения и навыки, которые должны
приобрести учащиеся в ходе данного урока:

– иметь представление об алгоритме как о
последовательности действий;
– уметь описывать повседневную деятельность в
виде алгоритма;
– уметь составлять простейшие алгоритмы;
– уметь находить и исправлять ошибки в
алгоритме;
– уметь выполнять простейшие операции на
компьютере.

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Организационный момент
  Встаём в круг, держась за руки

“Я
желаю тебе добра,
Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу”
“Если вам будет трудно, я вам помогу”

  • Целеполагающий этап
  Постановка цели:

Повернитесь направо,
зафиксируйте взгляд, запомните самую дальнюю
точку.

Вернитесь в исходное положение.

А теперь ёще раз повернитесь направо и
попробуйте увидеть дальше, чем та точка, которую
вы запомнили. Получилось? Почему?

Какие цели мы можем поставить перед собой в
начале урока, чтобы достичь хорошего результата?

Желаю вам успеха. Садитесь.

Была поставлена цель, мы старались её
достигнуть.

— Внимательно слушать, стараться, …

2.

приложение 1.ppt

Эпиграф

“Прежде чем что-нибудь
делать, надо составить план”,
— говорила
Алиса из сказки “Алиса в Стране Чудес” Льюиса
Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой,
она строила самые фантастические планы, но редко
доводила их до конца, из-за чего частенько
попадала в самые невероятные ситуации. Я желаю,
чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили
до конечного результата и результат оказывался
положительным.

 

3

В течение урока вы будете сами
оценивать свою работу на маршрутных листах,
который состоит из геометрических фигур. Каждая
фигура соответствует этапу урока. В зависимости
от того, как вы выполните задания этапа – вы
обозначите соответствующим цветом фигуру
маршрутного листа. Первый этап урока (начало) —
ваш настрой
Определяют настрой на работу, в
маршрутном листе раскрашивают фигуру: красный
цвет — отлично, синий — хорошо, зелёный – волнуюсь.

приложение 2.doc

  • Операционно-исполнительный этап

4.

Предлагаю для разминки разгадать
кроссворд

  • Назовите орган чувств , с помощью которого
    человек воспринимает зрительную информацию? +
    какие ещё виды по способу восприятия человеком
    информации вы знаете? По способу представлении
    информации на носителе?
  • Как называется устройство ввода информации? +
    какие устройства ввода информации знаете?
  • Чем является процессор для компьютера?
  • Как называется объект, передающий информацию?
  • Как называется объект, принимающий информацию?
  • Сведения, знания об окружающем мире – это…..
  • Как называется устройство для хранения
    информации
  • + какие ещё носители информации знаете?

  • Как называется устройство вывода информации? +
    Какие ещё устройства вывода информации знаете?
  • Глаза
  • Клавиатура
  • Мозг
  • Источник
  • Приёмник
  • Информация
  • Память
  • Монитор
  По вертикали получилось ключевое
слово….
-Алгоритм
  — Что называется алгоритмом?

— Описание
последовательности действий (план), строгое
исполнение которых приводит к решению
поставленной задачи за конечное число шагов.

— Это модель процесса решения задачи

— Это модель сложного действия,
представленная на носителе в виде описания
последовательности элементарных действий
(шагов, команд, инструкций).

5

— Откуда к нам пришло это слово?

(проверка
Д. З.)

Где можно узнать о происхождении слов?
Вспомните уроки русского языка?

Термин “алгоритм” произошел
от имени великого математика IX в. Мухаммеда
аль-Хорезми ( по –европейски Алгоритми”).
Мухаммед аль-Хорезми в своих трудах разработал
правила выполнения 4-х арифметических действий.

С течением времени это словоалгоритм
приобрело более широкий смысл и стало
обозначать любые точные правила действий.

— В этимологическом словаре

6

— Не любая последовательность
элементарных действий может быть названа
алгоритмом. Алгоритмом мы можем назвать такую
последовательность действий, которая приводи к
результату и удовлетворяет некоторым условиям
(обладает некоторыми свойствами). Выберите из
предложенных понятий условия.

1. Последовательность должна
состоять из конечного ряда инструкций
(шагов-команд), т.е. эта последовательность должна
обязательно завершиться.

2. Каждая инструкция должна быть
понятна исполнителю

3. Чёткое исполнение
последовательности команд-инструкций должно
привести к конечному результату.

4. Последовательность должна быть
предназначена для решения не одной конкретной
задачи, а может быть использована для решения
целого класса задач.

7

Алгоритмы бывают разные.
Вспомните виды алгоритмов по способу записи


Дома вы подобрали примеры таких
алгоритмов.

Текстовые и графические

— Текстовые:
правила по русскому языку

— Графические: в учебнике математики (автор
Петерсон)

 

— С каких инструкций
начинаются и чем заканчиваются эти алгоритмы?

Неисполняемыми командами “начало” и
“конец”
 

— Между неисполняемыми
командами располагаются…

— Исполняемые команды.

В текстовом алгоритме они
записываются на естественном языке, в
графическом алгоритме – в виде геометрических
фигур.

8

Оценочный лист – оцените себя, как вы
помните изученный материал.

Работают с маршрутной картой.
Дают самооценку этапу “Как я помню предыдущий
материал”.

9

10

Мир алгоритмов очень
разнообразен. Мы постоянно сталкиваемся с
алгоритмами в различных сферах человеческой
деятельности.

Кулинарная книга – рецепты
приготовления блюд.

Любой прибор, купленный в магазине,
снабжается инструкцией по его применению.

Каждый водитель должен знать правила
дорожного движения.

Массовый выпуск автомобилей стал
возможен только тогда. Когда был придуман
порядок сборки машины на конвейере.

Обычно мы выполняем привычные
действия не задумываясь.

Предлагаю далее выбрать для себя
способ работы: в группе или самостоятельно.

Предлагаю вам составить алгоритмы

для ребёнка, который не знает, как
выполнить данное действие.

Индивидуально работают –
упаковки товара: коробки каш, пластырь, упаковка
чая, Задание – найти алгоритм текстовый,
записать графически.

В группах работают : на доске составить
алгоритм из написанных на табличках действий.

11

12

Проверка – слайд.

При проверке: какой результат
получили?

Оцените, насколько хорошо вы построили
алгоритм. В путь — к следующему этапу

Как бы вы назвали эти алгоритмы, когда
описание действий записано в линию, действия выполняются
однократно

Начало:

  • Насыпать порошок
  • Отжать бельё
  • Повесить сушиться
  • Потереть
  • Налить воду
  • Прополоскать
  • Конец

    Результат – выстирали бельё.

    Начало:

  • Взять пакет молока
  • Налить молоко в кружку
  • Открыть пакет молока
  • Взять кружку
  • Выпить молоко
  • Поднести ко рту
  • Результат – выпили кружку молока.

    Работают с маршрутным листом — “Построили”.

    Линейный алгоритм

 

Вывод: мы получили алгоритмы
на естественном языке и блок-схему – это две
разные модели одного и того же сложного действия.

Линейный алгоритм – это вид
алгоритма по последовательности исполнения
команд

 

13

14

Нет, пожалуй, человека, который бы в
детстве не любил слушать сказки.

А как вы
думаете, встречаются ли алгоритмы в сказках?
Конечно, “да”.

Все знают сказку “Репка”? Давайте посмотрим на
фрагмент сказки
, когда репку вытягивают все
герои

Дедка за репку
Бабка за дедку
Внучка за бабку
Жучка за внучку
Кошка за жучку
Мышка за кошку
Потянули и вытащили репку

Вот, оказывается, как легко и просто мы с вами
смогли выполнить поставленную задачу, т.е.
вытащили репку.

Вид алгоритма?

Вспомним другой сюжет из русской народной
сказки “Иван-царевич и серый волк. Царевич
останавливается у развилки дороги и видит камень
с надписью: “Направо пойдёшь – коня потеряешь,
налево пойдёшь – сам пропадёшь…”. Попробуем
построить алгоритм.

Подобная ситуация, заставляющая нас принимать
решение в зависимости от некоторого условия,
постоянно встречается в нашей жизни, в условии
задачи есть слова “ЕСЛИ…, ТО…”

Попробуем построить алгоритм решения задачи с
условием

Линейный алгоритм

Работают в
группах.

15

16

Проверка работы в группе

Как бы вы
назвали этот алгоритм, когда дороги царевича
разделились, разветвились, когда есть блок
выбора, в котором один вход и два выхода?

— На каком уроке мы встречались с такими
алгоритмами?

Дети показывают индивидуальные доски,
сверяем со слайдом

-Алгоритм с ветвлением

-На уроках математики

17

-Какие виды алгоритмов по способу
записи мы знали?

— С какими видами алгоритмов мы
сегодня познакомились?

(прикрепляю карточки на магнитной доске)

— Текстовые и графические

— С линейным и с ветвлением

Это разные модели одного действия

 

18

Предлагаю прочитать об алгоритмах по
последовательности исполнения команд в учебнике
с. 122-125 и параллельно выполнить задание в тетради
с. 33 № 8 или № 9
Проверка в №9 (один ученик на магнитной
доске)

Тетради сдают на проверку.

Компьютерный
практикум. Самостоятельная работа.приложение
3

  Предлагаю выбрать для себя задание

1 задание – Решение разветвлённого
алгоритма (уже построенного),

(можно с использованием калькулятора)

Отработка вычислительных навыков

При проверке – связь с уроками
окружающего мира – Что вы знаете об этом
человеке?

2 задание– По текстовому алгоритму
построить графический линейный алгоритм

3 группа – по текстовому алгоритму
построить графический разветвлённый алгоритм

— Что было сложно при построении?

Заполняют таблицу. Ответ –
Ломоносов, рассказывают, что изучали на уроках
окр мира.

Самопроверка 2 и 3 заданий по образцу
(на листах).

  Физ минутка для глаз. Выполняют самостоятельно по мере
выполнения задания
  Оцените себя на маршрутном листе
“Построение”
Самооценка на листе
 
  • Рефлексивно-оценочный
  — Какие бывают алгоритмы по способу
представления?

— По последовательности шагов?

Как называют наглядную модель процесса решения
задачи? (блок – схема)

Отвечают на вопросы.
  Дом задание

С. 32 № 2 или № 6
-заполнить блок-схему, опираясь на текстовый
алгоритм

№ 7 – дополнить блок схему алгоритма с
ветвлением, опираясь на текст задачи

 
  Заполните маршрутный лист – настроение
в конце урока
Проверка маршрутных листов – на
магниты на доску.
  Вспомним слова Алисы: “Прежде
чем что-нибудь делать, надо составить план”.

Я
желаю, чтобы дома при выполнении дом заданий вы
планировали свою деятельность и у вас всё
получалось.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по заполнению коносамента по графам
  • Как пользоваться валидатором в общественном транспорте инструкция
  • Факторы успешного руководства
  • Руководство по eclipse ide
  • Дэн 132шм руководство по эксплуатации