Коллектив ученых под руководством

Тема исследования: «Материальный трансфер и советская внешняя торговля в условиях глобальных экономических вызовов в 1950-е–1980-е гг.: опыт химико-медицинской отрасли»

Коллектив ученых под руководством Алексея Попова получил грант РНФ

Аннотация исследования:
«Как известно, в позднесоветской экономике наблюдалась нехватка многих видов импортных высококачественных ресурсов, позволяющих производить высокосортную целлюлозу и бумагу, а также некоторые медикаменты. В условиях Холодной войны СССР и страны соцлагеря оказались ограничены в доступе к значительной части новейших западных технологий, попавших в списки Координационного комитета по экспортному контролю (КоКом). При этом развитие научно-технического прогресса уже в 1960-е – 1970-е привело к скачкообразному усложнению как технологии, так и номенклатуры ресурсов, необходимых для функционирования отдельных отраслей и советской экономики в целом. В условиях пост-фордистской глобализированной экономики полная изоляция советской экономики оказывалась невозможной. Советское руководство искало пути преодоления сырьевой зависимости путем создания собственных высокотехнологичных производств качественных товаров широкого потребления через внедрение западных технологий, развитие международной кооперации и собственных научно-исследовательских разработок. Для большинства высокотехнологичных отраслей, за исключением наиболее крупных и политических проектов по типу Автоваза, обход санкций ради модернизации производства был сложным, многоканальным процессом, механизмы которого требуют комплексного изучения. Исторические исследования последних лет показали, что процесс трансфера технологий и поиска ресурсов для создания «передовых производств» в условиях «Холодной войны» был сложным и многофакторным процессом, в который вовлекались акторы различных уровней по обе стороны железного занавеса. Проект подразумевает изучение советского опыта преодоления санкций рамках концепции «глобальной Холодной войны» (O.A. Westad, 2005), которая предполагает анализ экономических и политических процессов второй половины XX века как конкуренции систем экономического и политического влияния в контексте углубления глобализации (Липкин, 2019; Lorenzini, 2019), формирования новых рынков и новых торгово-экономических связей. Проект направлен на исследование каналов и механизмов технологического трансфера и торговли ресурсами в двух конкретных отраслях – химической и медицинской – как одних из наиболее уязвимых с точки зрения эмбарго и наиболее перспективных в условиях научно-технологического прогресса второй половины XX в. В рамках проекта будут исследованы каналы переноса, основные акторы/агенты трансфера как процесса переноса технологий и их применения. Будет изучены роль трансферов и торговли с западными странами (Финляндией, Великобританией и др.), странами соцблока и странами Третьего мира, для обеспечения производства высококачественной бумаги и медицинских препаратов. Такая сравнительная перспектива позволит исследовать, как производство конкретных товаров зависело от возможностей трансфера в виде научно-технического сотрудничества между институтами, совместных международных проектов, неофициальных переносов (практик шпионажа) и каналов торговли».

Поздравляем коллег и желаем им продуктивной работы и интересных открытий!

В период с 2015 по 2022 год был создан цикл работ учёных, посвящённый получению и характеризации новых цеолитов и композиционных материалов на их основе. Эти работы были отмечены грантами Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Проведение исследований стало возможным благодаря слаженной работе специалистов из разных организаций под руководством доктора химических наук, профессора кафедры цифровых и аддитивных технологий Института перспективных технологий и индустриального программирования МИРЭА — Российского технологического университета Галины Михайловны Кузьмичёвой. Галина Михайловна объединила вокруг себя молодых специалистов и высококвалифицированных учёных:

Доморощина Елена Николаевна, Гайнанова Асия Анваровна и Кравченко Галина Валерьевна — сотрудники специализированной учебно-научной лаборатории «Материаловедение функциональных объектов с разной размерностью» Института перспективных технологий и индустриального программирования РТУ МИРЭА, занимающиеся получением и характеризацией новых высокоэффективных модифицированных цеолитов универсального назначения (катализаторы, фотокатализаторы, адсорбенты, антимикробные препараты) с установлением природы активных центров, что обеспечивает управление структурной организацией и свойствами;

Чернышёв Владимир Васильевич и Светогоров Роман Дмитриевич — сотрудники Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», которые определяют реальный состав цеолитов и их кристаллическое строение;

Храмов Евгений Владимирович — специалист Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», исследующий локальную структуру отдельных ионов в составе цеолитов;

Брук Лев Григорьевич и Пастухова Жанна Юрьевна — сотрудники кафедры «Общей и химической технологии» Института тонких химических технологий имени М.В Ломоносова РТУ МИРЭА, Жукова Анна Ивановна, Маркова Екатерина Борисовна и Чуклина Софья Гариковна — сотрудники кафедры «Физической и коллоидной химии» факультета физико-математических наук Российского университета дружбы народов, Кустов Александр Леонидович и Кустов Леонид Модестович — сотрудники кафедры «Общей химии» химического факультета Московского государственного института имени М.В. Ломоносова и Института органической химии имени Н.Д. Зелинского — занимаются изучением каталитических свойств материалов.

Подробнее о разработке учёных рассказал сайт Минобрнауки России.

Научная школа — группа учёных или коллектив исследователей, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством лидера (главы школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач.

Несколько научных школ могут решать одинаковые научные задачи, однако могут различаться в подходах к их решению (программах, методах, инструментах), научных принципах и, соответственно, в достигнутых результатах.

Научные школы, как правило, формируются на базе (внутри) институциональных единиц — академических кафедр или отделов научно-исследовательских организаций, а главами школ выступают профессора, руководители данных институтов.

Во всех развитых странах научные школы подлежат государственному учёту и поддержке.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Научные школы
    • 2.1 Естественные науки
    • 2.2 Технические науки
    • 2.3 Общественные (гуманитарные) науки
      • 2.3.1 Экономика
      • 2.3.2 Юриспруденция
      • 2.3.3 Менеджмент
      • 2.3.4 Психология
      • 2.3.5 Лингвистика
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

В числе известнейших школ философской мысли древности — аристотелевские перипатетики.[1].

Книгопечатание создало важную техническую предпосылку возникновения школ учёной мысли, охватывающих сразу несколько географических центров, облегчило процесс обучения и распространения идей разных школ. Каждая из них обрела действенный инструмент их пропаганды — периодически выходящие сборники, журналы, бюллетени и прочую научную периодику. Собственный печатный орган — существенный признак, позволяющий констатировать наличие соответствующей школы научной мысли как состоявшийся факт истории науки, а также облегчить поиск научных результатов её деятельности.

В наши дни школой-помещением часто являются университеты. Их структурообразующие единицы, кафедры — аналоги творческим мастерским, а возглавляющие их учёные (обычно профессора) — самим мастерам, «первым лицам» школ, нередко усваивающим впоследствии их прославленные имена. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов.

Научные школы

Естественные науки

Технические науки

Общественные (гуманитарные) науки

  • Онтология социального поведения субъекта

Экономика

  • Австрийская школа
  • Институционализм
  • Кейнсианство
  • Неоинституционализм
  • Лозаннская школа маржинализма
  • Классическая политэкономия

Юриспруденция

  • Классическая школа уголовного права

(см. также Категория:Экономические учения, направления и школы)

Менеджмент

Основная статья: Научные школы и направления менеджмента

Психология

Научная школа имеет огромное значение в развитии психологии со времен античности, когда психологическое знание формировалось в истоке философских и естественнонаучных учений. Это школы Древнего Востока, древнегреческие школы: (Пифагора, Гиппократа, софистов, Платона, стоиков, скептиков и т.д.). При этом развитие шло в направлении от школ как хранителей персонифицированного знания (Древний Восток) к школам как прообразам исследовательских коллективов (школа Аристотеля). Школы Средневековья преимущественно занимались репродуктивной деятельностью. В Новое время связи со стремительным прогрессом науки, с превращением ее в профессию, а также благодаря переходу научной деятельности из сферы преимущественно индивидуального труда в сферу коллективного роль научной школы значительно возросла.

См. список: Школы психологии, также Категория:Школы психологии

  • Харьковская психологическая школа

Лингвистика

(см. также Категория:Школы и направления в лингвистике)

  • Азербайджанская лингвистическая школа
  • Женевская лингвистическая школа
  • Ленинградская грамматическая школа
  • Ленинградская (Петербургская) типологическая школа
  • Московская фонологическая школа
  • Московско-тартуская семиотическая школа

См. также

  • Школа (в науке и искусстве)
  • Наука
  • Науковедение
  • Список наук
  • Познание (философия)
  • Научная картина мира
  • Научный метод
  • Парадигма

Примечания

  1. От названий и самого помещения (гимнасий), и расположенного поодаль храма Аполлона Ликейского (Ликей, др.-греч. Λύκειον впоследствии образовались имена отдельных видов учебных заведений.

Литература

  • Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск, «Современное слово», 2005. С. 667-668.
  • Криворученко В. К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2 (март — апрель).

Ссылки

  • БИБЛИОГРАФИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ НАУЧНЫХ ШКОЛ В РОССИИ

Научный коллектив, возглавляемый Аланом Калуевым, использовал модель хронического социального конфликта, разработанную заведующей сектором нейрогенетики социального поведения Института цитологии и генетики СО РАН, доктором биологических наук Наталией Кудрявцевой. В лабораторном исполнении данная модель, получившая широкое мировое признание, представляет собой пару самцов мышей, помещенных в клетку.

«Внутри клетки самцы немедленно сходятся в драке за доминирование, через 15 минут после начала драки их разделяют прозрачной перегородкой с небольшими отверстиями. Они видят, слышат и ненавидят друг друга, но не имеют возможности атаковать. На следующий день перегородку убирают, и следующие 15 минут самцы снова «выясняют отношения» в борьбе. Как правило, победитель определяется уже в первых поединках. А у хронически проигрывающего самца-“лузера” через 10 дней формируется синдром тревоги. На 20-й день вместо тревоги наблюдается другая экспериментальная патология — депрессия, что соответствует “классической” клинической картине: ведь примерно у 70% пациентов с расстройствами психики тревога как раз предшествует депрессии», — рассказывает Алан Валерьевич.

Проведя полный скрининг экспрессии генов подопытных мышей в префронтальной коре головного мозга (определяет социальное поведение) и гиппокампе (память и эмоции), научная группа профессора Калуева установила, что переключение состояния мыши-«лузера» с тревоги на депрессию происходит на 15-й день эксперимента. Именно в этот период специфически «активируются» мозговые гены, которые отвечают за активность цитоскелета (клеточного скелета) и мозговых клеток-астроцитов.

«Таким образом, в результате наших исследований впервые эмпирически подтверждено, что в организме мышей присутствует уникальный геномный механизм, который, не имея непосредственного отношения к синдромам тревоги и депрессии как таковым, то есть не вызывая их на 10-й или 20-й день, тем не менее сопрягает их на 15-й день эксперимента. Если этот подход применить к другим болезням, можно допустить, что такие уникальные механизмы могут участвовать во “включении” не только конкретно тревоги и депрессии, но и любых других, причем необязательно психических, заболеваний. Например, известно, что депрессии способствует ожирение. Возможно, что, разрушая “нитку” — механизм, сопрягающий ожирение и депрессию, мы сможем “оторвать” одно заболевание от другого и таким образом усилить терапию обоих данных расстройств», — комментирует Алан Калуев.

Согласно теории, выдвинутой в начале 1970-х годов выдающимся американским психогенетиком Ирвингом Готтесманом, любое психическое заболевание проще изучить и, следовательно, излечить, разделив его на отдельные симптомы. Так, любая сложная болезнь-синдром больше, чем простая сумма ее составляющих, и это в полной мере относится к болезням как совокупностям внутренних симптомов, то есть имеющих генетическую природу — так называемых эндофенотипов (термин, введенный в научный оборот Готтесманом).

«Идея Готтесмана оказалась поистине революционной и сделала переворот в мировой психиатрии. Наша же идея заключается в том, что болезнь — это не просто набор отдельных эндофенотипов (образно говоря, “бусинок”), но их “ожерелье”, где “бусинки” связаны некой нитью, за которой стоят свои особые молекулярные процессы. Например, об обсессивно-компульсивном синдроме можно говорить лишь в том случае, если обсессии — тревожные, навязчивые мысли — и компульсивные действия связаны друг с другом и их циклы регулярно повторяются, — объясняет Алан Калуев. — Иными словами, сложносоставная, “хорошо оркестрованная” патология более опасна, чем составляющие ее симптомы в отдельности, но разорвав “нить”, мы расчленяем и само “ожерелье” болезни, ее сложного синдрома на разрозненные “бусинки”-симптомы, анализировать и подавлять которые, как отмечал Ирвинг Готтесман, гораздо легче».

Однако если «бусинки»-эндофенотипы подробно изучаются современной генетикой, то объединяющие их «нити», хоть и являются неотъемлемым элементом синдромов, пока остаются за рамками внимания большой науки. На протяжении полутора десятилетий Алан Калуев последовательно доказывает, почему так важно изучать генетику не только эндофенотипов, но и сопрягающих их механизмов.

Получив признание со стороны Готтесмана и опубликовав с ним совместные теоретические работы, в течение последних лет профессор Калуев искал способы эмпирического подтверждения выдвинутой им теории. Задача была решена только недавно — благодаря успешному сотрудничеству с Федеральным исследовательским центром «Институт цитологии и генетики» Сибирского отделения РАН (Новосибирск) и поддержке исследования грантом Российского фонда фундаментальных исследований (№ 16-04-00851).

В исследовании лаборатории профессора Калуева также принимали участие представители Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова, Российского научного центра радиологии и хирургических технологий имени А. М. Гранова, НИИ общей патологии и патофизиологии, НИИ физиологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, Московского физико-технического института, Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, Новосибирского государственного университета, Маастрихтского университета (Нидерланды) и Университета Пасо-Фунду (Бразилия).

Тема исследования: «Материальный трансфер и советская внешняя торговля в условиях глобальных экономических вызовов в 1950-е–1980-е гг.: опыт химико-медицинской отрасли»

Коллектив ученых под руководством Алексея Попова получил грант РНФ

Аннотация исследования:
«Как известно, в позднесоветской экономике наблюдалась нехватка многих видов импортных высококачественных ресурсов, позволяющих производить высокосортную целлюлозу и бумагу, а также некоторые медикаменты. В условиях Холодной войны СССР и страны соцлагеря оказались ограничены в доступе к значительной части новейших западных технологий, попавших в списки Координационного комитета по экспортному контролю (КоКом). При этом развитие научно-технического прогресса уже в 1960-е – 1970-е привело к скачкообразному усложнению как технологии, так и номенклатуры ресурсов, необходимых для функционирования отдельных отраслей и советской экономики в целом. В условиях пост-фордистской глобализированной экономики полная изоляция советской экономики оказывалась невозможной. Советское руководство искало пути преодоления сырьевой зависимости путем создания собственных высокотехнологичных производств качественных товаров широкого потребления через внедрение западных технологий, развитие международной кооперации и собственных научно-исследовательских разработок. Для большинства высокотехнологичных отраслей, за исключением наиболее крупных и политических проектов по типу Автоваза, обход санкций ради модернизации производства был сложным, многоканальным процессом, механизмы которого требуют комплексного изучения. Исторические исследования последних лет показали, что процесс трансфера технологий и поиска ресурсов для создания «передовых производств» в условиях «Холодной войны» был сложным и многофакторным процессом, в который вовлекались акторы различных уровней по обе стороны железного занавеса. Проект подразумевает изучение советского опыта преодоления санкций рамках концепции «глобальной Холодной войны» (O.A. Westad, 2005), которая предполагает анализ экономических и политических процессов второй половины XX века как конкуренции систем экономического и политического влияния в контексте углубления глобализации (Липкин, 2019; Lorenzini, 2019), формирования новых рынков и новых торгово-экономических связей. Проект направлен на исследование каналов и механизмов технологического трансфера и торговли ресурсами в двух конкретных отраслях – химической и медицинской – как одних из наиболее уязвимых с точки зрения эмбарго и наиболее перспективных в условиях научно-технологического прогресса второй половины XX в. В рамках проекта будут исследованы каналы переноса, основные акторы/агенты трансфера как процесса переноса технологий и их применения. Будет изучены роль трансферов и торговли с западными странами (Финляндией, Великобританией и др.), странами соцблока и странами Третьего мира, для обеспечения производства высококачественной бумаги и медицинских препаратов. Такая сравнительная перспектива позволит исследовать, как производство конкретных товаров зависело от возможностей трансфера в виде научно-технического сотрудничества между институтами, совместных международных проектов, неофициальных переносов (практик шпионажа) и каналов торговли».

Поздравляем коллег и желаем им продуктивной работы и интересных открытий!

В период с 2015 по 2022 год был создан цикл работ учёных, посвящённый получению и характеризации новых цеолитов и композиционных материалов на их основе. Эти работы были отмечены грантами Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Проведение исследований стало возможным благодаря слаженной работе специалистов из разных организаций под руководством доктора химических наук, профессора кафедры цифровых и аддитивных технологий Института перспективных технологий и индустриального программирования МИРЭА — Российского технологического университета Галины Михайловны Кузьмичёвой. Галина Михайловна объединила вокруг себя молодых специалистов и высококвалифицированных учёных:

Доморощина Елена Николаевна, Гайнанова Асия Анваровна и Кравченко Галина Валерьевна — сотрудники специализированной учебно-научной лаборатории «Материаловедение функциональных объектов с разной размерностью» Института перспективных технологий и индустриального программирования РТУ МИРЭА, занимающиеся получением и характеризацией новых высокоэффективных модифицированных цеолитов универсального назначения (катализаторы, фотокатализаторы, адсорбенты, антимикробные препараты) с установлением природы активных центров, что обеспечивает управление структурной организацией и свойствами;

Чернышёв Владимир Васильевич и Светогоров Роман Дмитриевич — сотрудники Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», которые определяют реальный состав цеолитов и их кристаллическое строение;

Храмов Евгений Владимирович — специалист Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», исследующий локальную структуру отдельных ионов в составе цеолитов;

Брук Лев Григорьевич и Пастухова Жанна Юрьевна — сотрудники кафедры «Общей и химической технологии» Института тонких химических технологий имени М.В Ломоносова РТУ МИРЭА, Жукова Анна Ивановна, Маркова Екатерина Борисовна и Чуклина Софья Гариковна — сотрудники кафедры «Физической и коллоидной химии» факультета физико-математических наук Российского университета дружбы народов, Кустов Александр Леонидович и Кустов Леонид Модестович — сотрудники кафедры «Общей химии» химического факультета Московского государственного института имени М.В. Ломоносова и Института органической химии имени Н.Д. Зелинского — занимаются изучением каталитических свойств материалов.

Подробнее о разработке учёных рассказал сайт Минобрнауки России.

Российские учёные синтезировали самый сложный в мире минерал

Время на прочтение
2 мин

Количество просмотров 6.4K

Группа исследователей под руководством учёных из СПбГУ смогла синтезировать в лаборатории аналог самого сложного в мире минерала — эвингита. Для этого учёным потребовалось полтора года. Эвингит находят в отработанных урановых рудниках, минерал содержит уран в своём составе. По словам учёных, работа поможет контролировать риски от добычи урана для окружающей среды.

image
Кристаллы и структура синтетического эвингитоподобного соединения. Источник: Пресс-служба СПбГУ

Коллектив учёных во главе с кристаллографами из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) синтезировал в лаборатории аналог эвингита — самого сложного минерала на планете. Исследование проводилось при грантовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) и Чешского научного фонда. Результаты опубликованы в журнале Materials.

Эвингит — минерал, появление которого в природе связано с деятельностью человека. Впервые соединение было найдено в отработанной урановой шахте в Чехии. Как отмечают учёные, соединение отличает необычайно сложная кристаллическая структура — по сложности эвингит не имеет аналогов. В состав минерала входят атомы урана, объединённые в нанокластеры с карбонатными группами. До открытия эвингита науке были неизвестны соединения такого рода, поэтому создание синтетического аналога эвингита было непростой задачей.

«У нашей группы довольно богатый опыт получения аналогов минералов в лабораторных условиях и синтеза новых соединений с минералоподобными структурами. Но несмотря на это, эксперимент продлился почти полтора года: столько времени потребовалось на налаживание протокола синтеза для получения достаточно крупных кристаллов, которые позволили получить достоверную структурную модель», — отметил в комментарии RT руководитель научной работы, доцент кафедры кристаллографии СПбГУ Владислав Гуржий.

Минерал, который удалось получить в условиях лаборатории, немного отличается по составу от природного эвингита. Искусственный аналог несколько уступает оригиналу по устойчивости к внешним воздействиям. Но если поместить полученный минерал в условия, схожие с природными, он способен со временем приобрести большую устойчивость, считают авторы работы.

Исследование имеет не только научное, но и прикладное значение. В отработанных урановых рудниках всегда остаётся немало урана в рассеянной форме. По мнению учёных, понимание, как именно уран включается в кристаллическую структуру эвингита по мере формирования минерала, поможет в будущем снизить риски для окружающей среды.

Научная школа — группа учёных или коллектив исследователей, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством лидера (главы школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач.

Несколько научных школ могут решать одинаковые научные задачи, однако могут различаться в подходах к их решению (программах, методах, инструментах), научных принципах и, соответственно, в достигнутых результатах.

Научные школы, как правило, формируются на базе (внутри) институциональных единиц — академических кафедр или отделов научно-исследовательских организаций, а главами школ выступают профессора, руководители данных институтов.

Во всех развитых странах научные школы подлежат государственному учёту и поддержке.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Научные школы
    • 2.1 Естественные науки
    • 2.2 Технические науки
    • 2.3 Общественные (гуманитарные) науки
      • 2.3.1 Экономика
      • 2.3.2 Юриспруденция
      • 2.3.3 Менеджмент
      • 2.3.4 Психология
      • 2.3.5 Лингвистика
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

В числе известнейших школ философской мысли древности — аристотелевские перипатетики.[1].

Книгопечатание создало важную техническую предпосылку возникновения школ учёной мысли, охватывающих сразу несколько географических центров, облегчило процесс обучения и распространения идей разных школ. Каждая из них обрела действенный инструмент их пропаганды — периодически выходящие сборники, журналы, бюллетени и прочую научную периодику. Собственный печатный орган — существенный признак, позволяющий констатировать наличие соответствующей школы научной мысли как состоявшийся факт истории науки, а также облегчить поиск научных результатов её деятельности.

В наши дни школой-помещением часто являются университеты. Их структурообразующие единицы, кафедры — аналоги творческим мастерским, а возглавляющие их учёные (обычно профессора) — самим мастерам, «первым лицам» школ, нередко усваивающим впоследствии их прославленные имена. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов.

Научные школы

Естественные науки

Технические науки

Общественные (гуманитарные) науки

  • Онтология социального поведения субъекта

Экономика

  • Австрийская школа
  • Институционализм
  • Кейнсианство
  • Неоинституционализм
  • Лозаннская школа маржинализма
  • Классическая политэкономия

Юриспруденция

  • Классическая школа уголовного права

(см. также Категория:Экономические учения, направления и школы)

Менеджмент

Основная статья: Научные школы и направления менеджмента

Психология

Научная школа имеет огромное значение в развитии психологии со времен античности, когда психологическое знание формировалось в истоке философских и естественнонаучных учений. Это школы Древнего Востока, древнегреческие школы: (Пифагора, Гиппократа, софистов, Платона, стоиков, скептиков и т.д.). При этом развитие шло в направлении от школ как хранителей персонифицированного знания (Древний Восток) к школам как прообразам исследовательских коллективов (школа Аристотеля). Школы Средневековья преимущественно занимались репродуктивной деятельностью. В Новое время связи со стремительным прогрессом науки, с превращением ее в профессию, а также благодаря переходу научной деятельности из сферы преимущественно индивидуального труда в сферу коллективного роль научной школы значительно возросла.

См. список: Школы психологии, также Категория:Школы психологии

  • Харьковская психологическая школа

Лингвистика

(см. также Категория:Школы и направления в лингвистике)

  • Азербайджанская лингвистическая школа
  • Женевская лингвистическая школа
  • Ленинградская грамматическая школа
  • Ленинградская (Петербургская) типологическая школа
  • Московская фонологическая школа
  • Московско-тартуская семиотическая школа

См. также

  • Школа (в науке и искусстве)
  • Наука
  • Науковедение
  • Список наук
  • Познание (философия)
  • Научная картина мира
  • Научный метод
  • Парадигма

Примечания

  1. От названий и самого помещения (гимнасий), и расположенного поодаль храма Аполлона Ликейского (Ликей, др.-греч. Λύκειον впоследствии образовались имена отдельных видов учебных заведений.

Литература

  • Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск, «Современное слово», 2005. С. 667-668.
  • Криворученко В. К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2 (март — апрель).

Ссылки

  • БИБЛИОГРАФИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ НАУЧНЫХ ШКОЛ В РОССИИ

Коллектив учёных под руководством профессора из РТУ МИРЭА разработал новые материалы на основе цеолитов

В период с 2015 по 2022 год был создан цикл работ учёных, посвящённый получению и характеризации новых цеолитов и композиционных материалов на их основе, как рассказал сайт Минобрнауки России. Эти работы были отмечены грантами Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Проведение исследований стало возможным благодаря слаженной работе специалистов из разных организаций под руководством доктора химических наук, профессора кафедры цифровых и аддитивных технологий Института перспективных технологий и индустриального программирования МИРЭА — Российского технологического университета Галины Михайловны Кузьмичёвой. Галина Михайловна объединила вокруг себя молодых специалистов и высококвалифицированных учёных:

Доморощина Елена Николаевна, Гайнанова Асия Анваровна и Кравченко Галина Валерьевна — сотрудники специализированной учебно-научной лаборатории «Материаловедение функциональных объектов с разной размерностью» Института перспективных технологий и индустриального программирования РТУ МИРЭА, занимающиеся получением и характеризацией новых высокоэффективных модифицированных цеолитов универсального назначения (катализаторы, фотокатализаторы, адсорбенты, антимикробные препараты) с установлением природы активных центров, что обеспечивает управление структурной организацией и свойствами;

Чернышёв Владимир Васильевич и Светогоров Роман Дмитриевич — сотрудники Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», которые определяют реальный состав цеолитов и их кристаллическое строение;

Храмов Евгений Владимирович — специалист Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», исследующий локальную структуру отдельных ионов в составе цеолитов;

Брук Лев Григорьевич и Пастухова Жанна Юрьевна — сотрудники кафедры «Общей и химической технологии» Института тонких химических технологий имени М. В Ломоносова РТУ МИРЭА, Жукова Анна Ивановна, Маркова Екатерина Борисовна и Чуклина Софья Гариковна — сотрудники кафедры «Физической и коллоидной химии» факультета физико-математических наук Российского университета дружбы народов, Кустов Александр Леонидович и Кустов Леонид Модестович — сотрудники кафедры «Общей химии» химического факультета Московского государственного института имени М. В. Ломоносова и Института органической химии имени Н. Д. Зелинского — занимаются изучением каталитических свойств материалов.

Источник: Российские ученые создали новые композиционные материалы на основе цеолитов (minobrnauki.gov.ru)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Присадка ресурс некст для двигателя инструкция по применению
  • Тв приставка eltex nv 100 инструкция
  • Инструкция по настройке смарт браслета м4 на русском языке
  • Кроватка erbesi dormiglione инструкция по сборке
  • Бабочка из соленого теста своими руками пошаговая инструкция