Коллектив это в классном руководстве

 Понятие, сущность классного
коллектива, особенности его формирования

Термин «коллектив»
произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную
группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и
совместной деятельности.

Коллектив – явление
сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов,
увлечений самых разных людей.

А.С. Макаренко считал,
что гуманистическая интерпретация коллектива предполагает наличие определенных
признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом
прикосновения к личности».  Наращивание этих признаков и есть главный предмет
заботы педагога по созданию и развитию ученического коллектива. Выделяют
следующие признаки:

1. Общественно-значимая
цель. Школьный класс – коллектив особого рода: он изначально создан по
формальному признаку. Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед
педагогом цель и определяет стратегические и тактические задачи воспитания.
Задача педагога: определить цель для себя и довести до сознания своих
воспитанников.

2. Общественно-значимая
деятельность. Межличностное общение детей начинается, развивается и существует
как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в
деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Педагог, желая как
можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными
делами. Это позволит быстрее узнать детей, включить в деловые и
интимно-личностные отношения. Это будет возможно при следующих условиях: любая
деятельность должна быть, во-первых, общественно-полезной, значимой и,
во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику.

3. Отношения
ответственной зависимости. А.С. Макаренко называл их еще отношениями «взаимной
ответственности и взаимного подчинения».  Это система поручений и обязанностей.
При этом важно соблюдение двух условий: научение использования поручения
(алгоритм, инструктаж, пример взрослого и т.п.) и контроль (с целью доведения
до конца начатого дела). Только тогда система поручений позволит создать в
коллективе условия для самоактуализации каждого его члена.

Виднейшим
представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был
Антон Семенович Макаренко.

Его перу принадлежат
многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально
разработана методика коллективистского воспитания. Учение Антона Семеновича
Макаренко содержит основы подробного, поэтапного формирования коллектива.

Коллектив, по мнению
Макаренко, — это живой социальный организм, в котором: движение – форма жизни
коллектива, остановка – форма его смерти. Коллектив по отношению к каждому его
члену — это «инструмент прикосновения к личности».

Чтобы стать
коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На
этом пути А.С. Макаренко выделил несколько стадий формирования коллектива:

Первая стадия:
становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор
коллектива — педагог, от него исходят все требования.

На первоначальной
стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь
класса. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в
которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы
образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатии, но чаще на
основе общности интересов. В центре — дети, обладающие привлекательными для
всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характер и,
если не появилось другого мотива их объединения, распадаются на первой стадии
развития коллектива. В классе в этот период обычно значительное количество
изолированных школьников. Эта стадия характеризуется сравнительно высокой
конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще всего не являются
принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а
сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами.

Первая часть считается
завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники
сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.

На второй стадии
усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования
педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии
характерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии уже
складывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических.

Стабилизируется состав
дружеских микрогрупп. Изменение в их составе сводится, как правило, к введению
в группу или выделению из нее одного – двух человек, однако полностью они
обычно не распадаются.

Конфликты на этой
стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способов
поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен
разрешать возникающие в нем конфликты самостоятельно.

К завершению второй
стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» школьники, но число
их обычно не превышает одного-двух, резко увеличивается количество взаимных
выборов.

Третья и последующая
стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых
качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень
развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер
требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие
требования к себе, чем к своим товарищам. Для данной стадии развития коллектива
характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть
осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю
организацию жизни коллектива.

Дружеские микрогруппы
не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Все группы в
большей или меньшей степени приобретают коллективистскую направленность;
конфликты в коллективе единичны, и школьники в основном способны сами
преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной
личности. [7; 453]

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем
развитии, даже если он достиг очень высокого уровня, поэтому некоторые педагоги
выделяют четвертую стадию развития коллектива.

На этой стадии каждый школьник благодаря прочно
усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования,
выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания
переходит в процесс самовоспитания.

Указанная стадиальность в основе своей имеет
требования к личности, входящей в коллектив. Именно это основание послужило
Антону Семеновичу Макаренко критерием для выделения этапов.

Это идеальная модель
процесса развития классного коллектива. Конечно, реальные условия могут внести
существенные коррективы в ее реализацию.

Л.И. Новикова отмечает,
что в современных условиях классный коллектив должен рассматриваться, прежде
всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития
детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для
процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в
коллективе.

Влияние коллектива на
личность ребенка осуществляется не только в процессе совместной деятельности,
но и через внутриколлективные отношения, рождающиеся и развивающиеся во
внедеятельностном общении. Направленность такого влияния зависит от характера
отношений и положения ребенка в них.

Формирование отношений
в классе – процесс педагогически управляемый, и важнейшим средством его
осуществления является создание педагогических ситуаций как специфической формы
организации деятельности и общения.

Понимание важности
воспитания в коллективе позволяет говорить, что современный ребенок испытывает
самые разнообразные влияния фронтального (или массового), коллективного,
группового и индивидуального характера, механизмы воздействия.

Взаимовлияние
коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степени
зависит как от характеристик классного коллектива, так и от
индивидуально-психологических особенностей входящих в него детей.

Процесс в направлении
«класс-ребенок». Во-первых, следует отметить, что класс может влиять или не
влиять на личность в зависимости от характеристик, среди которых важную роль
играет уровень развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее
становится это влияние. Нередко последнее отождествляется с подавлением,
усреднением личности ребенка, что вполне возможно, если он рассматривается
только как объект педагогических воздействий. Во-вторых, влияние класса на
ребенка зависит от того, какое положение занимает он в системе внутриклассных
отношений, являющихся, в свою очередь, результатом, с одной стороны,
совокупности различных качеств самого ребенка, а с другой – особенностей
класса. Один и тот же ребенок может занимать в разных классах различное
положение в зависимости от ценностей, норм поведения, сложившихся в них.
В-третьих, влияние класса на ребенка зависит, в первую очередь, от характера
его взаимоотношений с классным руководителем. В-четвертых, оно связано с тем,
каково в классе положение дружеской микрогруппы, в которую входит ребенок и
каково отношение к ней со стороны классного руководителя. В-пятых, это влияние
определяется наличием в школе такой воспитательной системы, которая была бы в
нем заинтересована. В-шестых, влияние класса на личность школьника зависит от
его значимости для каждого конкретного ребенка.

Безусловно, практически
в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние класса минимально.
Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся.

Класс может влиять на
ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда
связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности
выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через
создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм
поведения, через создание эмоционального климата.

В конечном счете, все
это находит отражение в структуре и в характере взаимоотношений, формирующихся
в классе и служащих самым мощным фактором влияния на личность школьника.
Существенной характеристикой отношений является их гуманистичность, которая
позволяет школьнику реализовывать различные задатки и ощутить свою
защищенность.

Следует отметить, что
гуманистические отношения, возникающие в детской среде, не являются устойчивой
характеристикой и поэтому, должны быть объектом специальной педагогической
заботы. Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен,
неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален и
зависит не только от психических особенностей личности, но и от ее
индивидуального социального опыта.

Процесс вхождения в
систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной
степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их
микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится
к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает
от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он
неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей.

Занять благоприятное
положение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это
удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию,
плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в
коллективе любой ценой.

Исследования показали,
что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже
в раннем школьном возрасте и в дальнейшем оно оказывается для подавляющей массы
детей стабильным.

Конечно, когда
положение ребенка в коллективе класса благоприятно и его статус достаточно
высок, когда коллектив видит в нем личность яркую, оригинальную, интересную,
признает ее право на самобытность, самостоятельность, класс является более
благоприятной средой для развития личности такого ребенка.

При этом важную роль
играет правильность развития ученического коллектива. Необходимо проводить работу
по предупреждению и преодолению негативных явлений в ученическом коллективе:
«групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду
общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров (формальных и
неформальных), недоразвитие некоторых признаков коллектива, ошибочность позиции
взрослого в детском коллективе (авторитаризм, попустительство, лжедемократизм)
и др. Роль педагога заключается в выработке специальной стратегии и тактики
предотвращения и преодоления этих явлений.

Таким образом, можно
сделать вывод, что для того, чтобы назвать группу коллективом, она должна
соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с
возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее
деятельности, иметь высокую мораль, нравственные человеческие отношения).

Психологически развитой
как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная
система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
Такие отношения можно назвать коллективистскими.

В связи с развитием
класса как коллектива необходимо рассмотреть совокупность его характеристик в
зависимости от возраста учащихся. Это позволяет говорить о возрастных
особенностях классного коллектива.

1) Одним из важнейших
принципов воспитания является воспитание
в коллективе и че­рез коллектив.
Человек

в своей жизни
включается в деятельность различных
коллективов (пример).

И.K.
Крупская — одна из первых теоретиков
воспитания в коллективе (пионерская
орга­низация,
вопросы школьного самоуправления,
организация содержательной жизни
де­тей).

А.С.Макаренко
— практическая деятельность организации
детского коллектива (слияние личных и
общественных интересов, создание актива,
органов самоуправления, учение о
перспективных
линиях…).

Коллектив

это группа людей, являющихся частью
общества, объединенная общей целью,
совместной деятельностью, подчиненной
единой цели.

2). Не каждую группу
людей мы можем назвать коллективом.

Признаки
коллектива
:

-наличие
единой, общественно значимой деятельности,

-органы
самоуправления,

-связь
с другими коллективами,

-наличие
традиций и системы перспективных линий,

-гуманистические
отношения

ТИПОЛОГИЯ
КОЛЛЕКТИВОВ

Человек
на протяжении всей своей жизни

одновременно
входит в состав многих коллективов,

разных
по содержанию объединяющей их
членов деятельности:

ВИДЫ:

  1. УЧЕБНЫЕ — членов
    коллектива объединяет учебно-познаватель­ная
    деятельность; формы объединения —
    образо­вательное учреждение, учебный
    класс, учебная группа.

  2. ТРУДОВЫЕ —совместная
    трудо­вая деятельность; формы
    объединения — пред­приятие, организация,
    учреждение, кооператив и т.п., их
    структурное подразделение (цех, отдел,
    бригада и т.д.).

  3. НАУЧНЫЕ —объединяет
    общая программа научно-исследовательской
    деятельности; основные формы объединения
    — исследовательские группы, кафедры,
    лабо­ратории, НИИ, ВНИКи и др.

  4. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
    — объединяют духовные и общественные
    идеалы и устремле­ния, политические
    цели и программы, формы объединения —
    обще­ственные организации, движения,
    союзы (в том числе про­фессиональные),
    ассоциации, партии и т.п.

  5. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ
    — объединяет области искусства и
    культуры; формы объединения — творческие
    ма­стерские, труппы, творческие союзы,
    клубы,.

  6. КЛУБНЫЕ —объединяет
    непрофессиональ­ная деятельность,
    их интересы и увлечения (хобби), формы
    объединения — клубы, кружки и т.д.

  7. СПОРТИВНЫЕ
    —совместная спортивная деятельность;
    формы объединения — команды, секции,
    спортивные школы, общества.

и
по внешне заданной функции (коллектив
— инструмент, средство):

  1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
    — коллективы, созданные для реше­ния
    конкретных социально-производственных
    задач: кол­лектив предприятия, воинской
    части, педагогический кол­лектив и
    др.

  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
    —с целью реали­зации воспитательных
    (образовательных) задач, состоящие из
    двух взаимосвязанных, относительно
    самостоятельных — детского
    (воспитанники,
    учащиеся) и педагогического
    (вос­питатели,
    учителя) — коллективов.

по
степени сложности структуры и
опосредованное

межличностных
отношений:

  1. ПЕРВИЧНЫЕ —
    небольшие, как правило, коллективы,
    обеспе­чивающие непосредственное
    межличностное взаимодей­ствие и
    общение: коллектив класса, группы,
    бригады и т.д.

  2. ВТОРИЧНЫЕ — более
    сложные по своему составу коллективы,
    состоящие из ряда первичных; при наличии
    общих для всех членов коллектива целей
    и задач содержание их дея­тельности
    может быть различным, отсутствуют или
    ограни­чены прямые межличностные
    контакты.

по
юридически (социально) фиксированному
статусу:

  1. ФОРМАЛЬНЫЕ —
    коллективы, имеющие юридически
    фикси­рованный статус, осуществляющие
    социально заданную де­ятельность
    (например: коллектив образовательного
    учреж­дения, класса, учебной группы).

  2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ —
    коллективы людей, добровольно
    объеди­нившихся на основе общих
    интересов, личностных симпа­тий,
    взаимной пользы.

  3. ПОСТОЯННЫЕ —
    длительно существующие: школьный,
    класс­ный, производственный коллектив.

  4. ВРЕМЕННЫЕ —коллектив
    летнего оздоровительного ла­геря,
    коллектив временного трудового
    объединения (отряда, бригады), временный
    научно-исследовательский (творчес­кий)
    коллектив и др.

  5. СИТУАТИВНЫЕ —для
    выполнения локальной задачи: сводные
    отряды у А.С. Макаренко, объединения,
    организующие коллектив­ные творческие
    дела в школе В.А. Караковского, и т.п.

ДЕТСКИЙ
(УЧЕНИЧЕСКИЙ) КОЛЛЕКТИВ

Особая
роль в социализации личности принадлежит
воспита­тельному, а в его составе,
прежде всего, — детскому
(ученическо­му) коллективу,
органично
соединяющему в себе черты практичес­ки
всех других видов коллективов:

  • по
    содержанию
    основной
    деятельности его членов он является
    учебным;


  • первичный формальный
    коллектив
    — класс
    (учебная группа) выступает как часть
    общешкольного (вторичного)
    воспита­тельного коллектива;

  • — в
    классе и в школе ученик
    может становиться

    членом трудо­вых, общественных,
    художественно-творческих, клубных,
    спортивных, постоянных, временных и
    ситуативных объедине­ний, которые
    по своим основным признакам могут
    рассматри­ваться как коллективы.

3).
В теории и практике о детском коллективе
выделяют формальную и неформальную
структуры
коллектива:

Формальную структуру
коллектива составляют первичные
коллективы. В общеобразо­вательной
школе ведущее место занимает класс (в
класс записывают детей без учета их
желания, интересов, симпатий).

Неформальная
структура возникает на основе формирования
микрогруппы (дружеские отношения,
общие интересы, занятия). Например
волейболисты, лыжники….

Учителю
необходимо знать неформальную структуру
детского коллектива, чтобы скоординировать
ее с формальной. Каким коллективом легче
управлять ?…

4).
Стадии
развития коллектива:

На
первой стадии

дисциплина и порядок могут соблюдаться
только на основе требова­ний педагога.
Общая для всех интересная деятельность
сплачивает учащихся,. Выбор актива —
трудная задача, помочь решить ее может
форма просьбы. С большой эффек­тивностью
может быть использовано соревнование…..

На
второй стадии
создаются
органы самоуправления, активно поддерживая
требования педагога.
Формируется ядро коллектива. В организации
общей деятельности возника­ет
новая система отношений, появляются
признаки коллектива. Педагог — помощник
организации
общей деятельности.

На
третьей стадии

требования к личности предъявляет весь
коллектив. Учитель меньше
контролирует, а чаще направляет. Большое
значение имеет налаживание дружеских
отношений
между воспитанниками.

Классификации
стадий развития (по А.С.Макаренко).

Стадии

Признаки

1.Зарождение
кол-ва

Выбор методов,
формирование групп по интересам, важна
роль воситателя в организации кол-ва

2.Развитие кол-ва

Установление
тесных взаимоотношений между членами
кол-ва. Работают активно органы
самоуправления: «Совесть кол-ва»,
«Ядро кол-ва».

3.Вершина развития
кол-ва

Коллектив
сформирован, огромную роль играет
общественное мнение

Классификации
стадий развития (по А.Н.Лутошкину).

Стадии

Признаки

1. «Песчаная
россыпь»

Нет общих
интересов, нет авторитетного центра,
группа существует формально

2. «Мягкая глина»

Соблюдение
формальной дисциплины. Требованиея
предъявляет воспитатель, нет лидеров.

3. «Мерцающий
маяк»

Появляется
желание к общей деятельности, помощи
друг другу. Появляется актив-«смотритель
маяка»

4. «Алый парус»

Заинтересованность
в делах друг друга. Взаимная
требовательность, авторитет актива,
появление чувства гордости за кол-в.

5. «Горящий факел»

Кол-в сформирован

5).
Пути
формирования коллектива:

1.участие
школьников в жизненно важной для них
совместной деятельности:

а)
учебная деятельность

б)
трудовая деятельность

в)
игровая деятельность,

2.создание
системы перспективных
линий

(совместное
планирование деятельности),

традиции
( хороший обычай) Например — день
именинника, шефство над ветерана­ми…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое классный коллектив?

      Коллективом называют группу людей, которых объединяет общая работа или учеба, общие стремления или интересы. Наш класс тоже может стать коллективом. Почему учитель этого так хочет?

       В классном коллективе ребята сотрудничают, добиваясь высоких показателей в учебе. Сильные помогают и поддерживают слабых, слабые стремятся сравняться с сильными. Более воспитанные поправляют и корректируют поведение шалунов. Классный коллектив всегда вместе – на уроке, на перемене, при подготовке домашних заданий, вне школьных стен. И входящие в классный коллектив – это уже не просто одноклассники. Их мы называем товарищами.

       Кто такой товарищ? Он не просто сидит за соседней партой. Товарищ так же,  как и ты, пришел в школу учиться, добывать знания. Товарищ уважает тебя и твой труд. Товарищ может подсказать, помочь, приободрить. Он поможет преодолеть трудности, подскажет, если ты чего-то не понял. Он порадуется твоим успехам. На перемене он затеет с тобой игру. Он не станет давать тебе кличек и прозвищ, он вежлив, не затевает ссор по пустякам. Товарищ старается в учебе, но не бахвалится своими успехами.

       Что же сделать нам, чтобы наш класс превратился в коллектив, а одноклассники смогли бы называться товарищами? Для такого превращения нужно потрудиться. Но результат будет таков: ты каждое утро с удовольствием будешь приходить в школу, а в выходной будешь скучать по ней.  Послушай, какую памятку приготовили для нас психологи.

Правила жизни коллектива.

  1. С хорошим товарищем легче в беде, радостнее при успехе.
  2. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек, не кричи, не забывай про «волшебные слова», не жадничай, не забудь поздороваться утром и попрощаться после занятий.
  3. Если ты что-то знаешь или умеешь, а другим это интересно, не хвастайся, а научи других.
  4. Не спорь с товарищами по пустякам, старайся работать и играть дружно.
  5. В играх не кричи, не будь грубым. При проигрыше не обижайся, а при победе не возносись.
  6. Не будь ябедой. Если товарищ в чем-то неправ, сразу скажи ему об этом. И останови его, если он делает что-то нехорошее.
  7. Если двое ссорятся, попробуй помирить их. Драчунов разними.
  8. Не зазнавайся, если тебе что-то удалось; не злись и не падай духом, если что-то не вышло.
  9. Помнишь мушкетеров? Они были настоящими товарищами. Их девиз: один за всех и все за одного.

Законы жизни коллектива.

  1. Закон уважения. Уважай окружающих, и тогда они будут уважать тебя.
  2. Закон дружбы. Жизнь не всегда похожа на праздник. В ней есть трудности и препятствия. Тогда на помощь приходит друг.
  3. Закон храбрости. Не опускай руки перед трудностями, не пасуй перед препятствиями.
  4. Закон любви. Люби своих родных, друзей, школу, Родину, вон ту бабочку и ту березку – люби все, что тебя окружает.
  5. Закон доброты. Доброта – это огромная сила. Не бойся быть сильным —  дари людям добро.
  6. Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, который нуждается в помощи. Помоги!
  7. Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Полюби трудиться, чтобы гордиться результатами!

Желаю нам стать настоящим коллективом,

а вам – хорошими товарищами!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга

Деятельность

классного руководителя

по формированию

коллектива

младших школьников

Джубга

2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга

Деятельность

классного руководителя

по формированию коллектива

младших школьников

методическая разработка 

Разработчик: Щеголихина

Наталья Брониславовна,

учитель начальных классов

Джубга

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….… 3-4

1. Психолого — педагогическое понятие коллектива                       

1.1.Понятие «коллектив»……………………………………….……………………..……5-6

1.2. Особенности коллектива……………………………………………….…6-10

2. Этапы и пути формирования коллектива

2.1. Учение А.С. Макаренко о коллективе……..…………………………….11-13

2.2. Теория А.Н. Лутошкина…………………………………….……………13-16

2.3. Цель коллектива (перспектива)……………………………………….…17-21

3. Опыт формирования коллектива младших школьников

3.1. Деятельность классного руководителя по формированию коллектива22-26

3.2.Анализ результатов работы ……………………………………………26-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28-29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..……30

ВВЕДЕНИЕ

Каким станет наше общество — зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс.[6, с.3] 

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный школьный коллектив — это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.

Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений требуется время.

Для воспитания детей нужна всевозможная совместная деятельность, без которой не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.

Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает. [2,с. 34]

1. Психолого — педагогическое понятие коллектива

1.1. Понятие «коллектив»

С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» даёт следующее толкование данному слову: «Коллектив — группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами».

А.С.Макаренко писал: «…Только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом».

Ещё в 20-х годах педагоги — психологи отмечали, что коллектив не простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. «Класс — коллектив, — размышлял в этой связи известный педагог и психолог П. П. Блонский, — не является простой суммой отдельных учеников». [6, с. 23]  

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив» (от лат. Collectives –собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается по-разному: под коллективом понимают любое организованное объединение людей или же высокую степень развития группы.

Слово «коллектив» нередко используется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать всякую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то напрасно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Потому педагоги должны чётко отличать истинные детские коллективы от других групп детей. Ведь коллектив является одним из видов реальных контактных групп.

Коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями. [2, с. 106]   

1.2. Особенности коллектива

Для отчетливого понимания особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум (протяжённость) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а, разъединяют своих членов, и кончая коллективом.  

1. Антиколлектив — это группа, для которой присуща внутригрупповая враждебность. Каждый хочет достичь своей цели за счёт остальных членов группы («пауки в банке»). В группе господствует внутригрупповая апатия, жестокость и групповое преследование слабого. Разумеется, что продолжительное пребывание ребёнка в такой группе причиняет тяжёлую травму его психике.

2. Диффузная группа (конгломерат) — это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного вагона поезда). Группа неоднородна и нестабильна. Рассуждать о серьёзном воздействии её на развитие личности не приходится.

3. Номинальная группа – это малая группа, имеющая общее наименование и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы. Например, класс, образованный из учеников, прибывших из разных школ. Наличие формального объединения начинает воздействовать на членов группы, но это воздействие незначительно, поскольку взаимоотношения ещё не сформировались.

4. Ассоциация – это группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой возникает совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое объединяющее воздействие на своих членов.

5. Кооперация – это группа, для которой присуще успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определённое воспитательное влияние на своих членов.

6. Автономия – это группа, для которой свойственны признаки кооперации, но сверх этого её члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное воздействие группы приближается к влиянию коллектива.

7. Коллектив – это высший тип группы. Сформированная группа людей, объединенная совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

У всех этих групп есть немало отличий. Но, самое значительное – они по-разному воздействуют на личность. Чтобы грамотно и действенно воздействовать на развитие личности, воспитатель должен ясно представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то разумно помочь группе скорее подняться на уровень коллектива.

Как и всякая группа, коллектив – это часть среды, в которой формируется ребёнок. Коллектив включает ребёнка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно хаотическое, разнонаправленное, случайное влияние на ребёнка, то в воспитательном коллективе такое влияние упорядочено и целенаправленно. Потому что детский коллектив – это педагогизированная среда. [2, с. 107-108]

Коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом значительных признаков.

Рассмотрим их.

Общая социально-значимая цель. Цель есть у каждой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в поезд, и злоумышленники, организовавшие преступную группировку. Все дело в том, какая это цель, на что она сориентирована. Цель коллектива непременно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит властвующей идеологии, конституции и законам государства.

Общая совместная деятельность для достижения намеченной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы общими усилиями скорее достичь поставленной цели. Для этого каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются характерные взаимоотношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Некоторые из этих характеристик могут быть свойственны и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т.д.) Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме перечисленных признаков коллектив различается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу, «чувство локтя». В хорошо сформированных коллективах проявляются доброжелательность и бескорыстие, взаимопомощь и взаимоответственность, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, но только не коллектив. Ведь без них он теряет свои преимущества.

Наиболее неизменное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает главная деятельность школьников – теория. Именно в классном коллективе между школьниками формируется сеть межличностных связей и отношений. Именно поэтому он осуществляет роль своеобразного фундамента, на базе которого складываются различные школьные коллективы.

        Для практической работы в школе большую роль играет вопрос о структуре коллектива и его органов. Как показываетопыт, общешкольный коллектив должен иметь не более 400 – 500 учащихся и он не оказывает прямого влияния на каждую личность в отдельности. Это возможно только через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

         По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на три группы:  

— созданные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности: классы, отряды;

— созданные на основе какого-то одного вида деятельности: кружки, секции, клубы;

— созданные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Очень важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать, как практические, так воспитательные задачи.

        Успешное функционирование детского коллектива требует присутствия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач создается актив и избирается староста. Для организации и осуществления какого-либо мероприятия формируются временные и коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив доверяет планирование, разделение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

        Таким образом, проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

2. Этапы и пути формирования коллектива

2.1. Учение А.С. Макаренко о коллективе

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых подробно разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит детальную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Также определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и вычленил этапы развития коллектива.

        Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

1. Становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, желающего организационно оформленную группу превратить в коллектив, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первый этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и заработал актив, ученики объединились на основе общей цели, деятельности и организации.

Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.

2. Для второго этапа присуще стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают функционировать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения и круг требований постепенно при этом расширяется.

Таким образом, на втором этапе развитияколлектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Главная цель педагога на этом этапе – предельно использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив формируется.  

Развитие коллектива на этом этапе связано с преодолением противоречий:

— между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;

— между общими и индивидуальными перспективами;

— между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;

— между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д.

Поэтому в развитии коллектива неминуемы скачки, остановки, движения вспять.

3. Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этом этапе, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – главной признак и наиболее свойственная черта коллектива на третьем этапе.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет отчетливых границ.  Возможности для перехода к следующему этапу формируются в рамках предшествующей. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, если даже ондостиг высокого уровня.

Поэтому отдельные педагоги выделяют четвертый и последующие этапы развития. На этих этапах каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью и процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

2.2. Теория А.Н. Лутошкина

В книге «Как вести за собой» А.Н. Лутошкин характеризует стадии развития коллектива следующим образом: формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик именуемый «коллективом». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Условно А.Н. Лутошкин обозначил эти станции-ступени.

У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и вершина – «Горящий факел».

«Песчаная россыпь» – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может быть и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного организаторского мастерства пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Заметьте, маяк говорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетные «смотрители» маяка – те, кто не даст погаснуть огню, — организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы уже видим проявление активности, но далеко не у всех.

«Алый парус» — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» — это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, опускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «горящему факелу» находятся все классные группы школы, то можно быть уверенным – цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой. Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины, ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные группировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. Надо опускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно только всем составом.

Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может «перевалить» через «Мерцающий маяк»?

Причины тут разные. Замечено, например, что в классах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпов коллективной деятельности. [6, с.94] 

2.3. Цель коллектива (перспектива)

Формирование коллектива – сложный и долгий процесс, который связан с преодолением ряда противоречий:

— между коллективом и группами школьников или отдельными учениками, отстающими от его развития или, наоборот опережающими его в своём развитии;

— между некоторыми группами учащихся с неодинаковыми ценностными ориентациями;  

— между перспективами коллектива и перспективами его членов;

— между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сформировавшимися в некоторых его группах.

Для формирования общешкольного коллектива наравне с преодолением перечисленных противоречий важно присутствие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть общие действия всего коллектива (преодоление возникших трудностей, проекты, торжества). Нужно учесть, что интегрирующими являются как общие цели, так и действия по их достижению. Ещё А. С. Макаренко подметил необходимость наличия у коллектива близких, средних и дальних перспектив. [9, с.92-95]

Близкая перспектива – это события, которые совершатся в ближайшие часы, дни, недели. Это множество разнообразных дел: различные и увлекательные уроки, спортивные занятия, экскурсии, прогулки и игры. Это заманчивые и внешние условия, в которые попадает ученик, приходя в школу: хорошо освещённые и уютные кабинеты, цветы, доброжелательный стиль отношений к ученику со стороны одноклассников, преподавателей, администрации и технического персонала.

Средняя перспектива содержит в себе наиболее крупные события в жизни школы, класса, ожидаемые в ближайшие месяцы.  Это школьные балы, вечера, праздники, туристский слёт и походы, открытие спортивного сезона. Схожие события могут происходить и на классном уровне.

        Далёкая перспектива включает события, ожидаемые через годы. В масштабах не только школы, но и города, района, республики или страны.

        Педагогическое применение перспектив общей деятельности предполагает переключение внимания детей:

— от аморальных и вредных перспектив их будущей деятельности (к примеру, перспектив что-то сломать, поджечь или украсть) – к полезным;

— от исключительно-личных – к объединяющим общественные и личные интересы;

— от чисто потребительских перспектив – к соединяющим потребление, творчество и труд. [2, с. 112]

А.С.Макаренко выделял три основных этапа развития коллектива с точки зрения её воспитательного влияния на личность. Основываясь на его убеждения, рассмотрим эти этапы.

1 этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят главные требования к деятельности и поведению членов группы. В группе его почти никто не поддерживает. Нет ясного распределения обязанностей между членами группы. Группа несамостоятельна и не имеет собственного руководства. Класс слабо участвует в жизни школы. Нет обще-групповых дружеских связей и сплочения. Педагогу работать   нелегко, а воспитательная результативность его деятельности недостаточна. Основное его внимание сориентировано на образование отправных условий для развития группы. Он стремиться увлечь школьников разнообразной соблазнительной деятельностью, сформировать внутригрупповое общение, оградить школьников от групповой агрессии, привлечь помощников из самих детей в налаживании групповых дел.

Это состояние детского объединения отвечает номинальной группе или группе более низкого уровня, по типологии Л.И.Уманского.

        2 этап. В группе формируется официальная структура, появляются и функционирующие ответственные лица, такие как староста, дежурные, санитары, книжный сектор, физорг и т.д. Изменяется и отношение к учителю: создался поддерживающий его актив. Расширяется товарищеское общение и коллективная сплочённость. Возникает общественное мнение, выражаемое в будничном общении и на собраниях. Часть школьников заслуживает авторитет у товарищей. Общая деятельность группы упорядочена и удачна. Она более самостоятельна и включается в общешкольную жизнь. Воздействие группы на личность увеличивается и приобретает воспитательный характер. Работа облегчается, её действенность возрастает.

Педагог, продолжая и расширяя деятельность, которая проводилась на первом этапе, делает упор на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.

Это состояние детского объединения в основном соответствует по типологии Л.И.Уманского ассоциации, кооперации и автономии.

3 этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство неприметное управление группой и отдельными школьниками осуществляется детским органом самоуправления. Группа самостоятельна, успешно действует и в отсутствии педагога. У всех имеются общественные поручения, их роли часто сменяются и переплетаются. Группа интегрирована в общешкольную жизнь. Товарищеские связи охватывают всю группу, она объединена. Общественное мнение требовательно, могущественно, критично и самокритично. Любая личность защищена и чувствует себя комфортно. Дети любят свою группу и не хотят уходить из неё. В целом группа становится сильным воспитательным фактором.

Это состояние детского объединения соответствует коллективу. [2, с. 109-111]

  По мнению Н.П. Аникеевой, началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель непременно должна содержать понимаемую ими перспективу, как сплочения их коллектива, так и собственного роста: творческого, нравственного, делового.  

Но поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого необходимо выявить увлечения, склонности учащихся, их нравственные и культурные представления, имеющийся у них опыт совместных дел и взаимоотношений. Такая информация нужна для установления частных целей и конкретного содержания будущей совместной деятельности.  

        Методика формирования и воспитания ученического коллектива опирается на двух вещах: первое – необходимо вовлекать всех учащихся в различную и содержательную общую деятельность и, во- вторых, необходимо организовать и активизировать эту деятельность так, чтобы она объединяла и сплачивала учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

В качестве основных и центральных средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно- массовая деятельность учащихся. В процессе организации деятельности необходимо применять специальную методику, сориентированную на формирование и воспитание сплоченного коллектива.

Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Формирование коллектива необходимо начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Верное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы с младшими школьниками сформирует их поведение, содействует улучшению их работы и вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.

Для того чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Потому в воспитательной работе с коллективом немалое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.

Педагогическую основу организации коллектива младших школьников составляют:

— умелое предъявление требований к учащимся;

— воспитание ученического актива;

— организация занимательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно- оздоровительной и художественно- эстетической деятельности;

— воспитание здорового общественного мнения;

-организацию и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Таким образом, путь к коллективу — это далеко не прямолинейное движение от низшего уровня к высшему.

3. Опыт формирования коллектива младших школьников

3.1. Деятельность классного руководителя по формированию коллектива

Известно, что в жизни любого ребенка однажды происходит очень значимое событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, часто бывает ребенку сложно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является учитель, от него исходят все требования. Для этого педагог применяет разнообразные способы сплочения, включая детей в различные виды деятельности. Для детей младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей.  

Свою деятельность по созданию классного коллектива я условно разделила на несколько стадий, взаимосвязанных между собой:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Полагаем, что на первой стадии формирования классного коллектива, возглавляющие функции принадлежат классному руководителю. Ведь на нем лежит первостепенная задача по созданию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу ребят, предупреждает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Наше знакомство с ребятами началось 1 сентября на празднике «Первый раз в первый класс». В 1 класс пришли 27 учащихся — 14 девочек и 13 мальчиков. Ребята пришли из разных детских садов, был адаптационный период. По этой причине в начале учебного года замечалось раздробление класса, каждый ребенок был сам по себе. Были обнаружены трудности в обучении у некоторых учащихся класса, которые они испытывали ввиду ряда различных причин (отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей, интеллектуальные способности, мотивация к обучению).

Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

— адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене;

— создание и сплочение классного коллектива;

— воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

— формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

 — воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и её традициям;

— прививать навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь, чувство ответственности в учёбе.

Далее была проведена работа по созданию классного самоуправления. В конце первойчетверти были проведены выборы классного самоуправления. Каждый из ребят высказал своё мнение о том, в каком секторе он хотел бы работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому были переданы некоторые простые функции руководства коллективом. В классе все ребята имеют поручениями с учетом их интересов, что содействует развитию активности, инициативы и деловитости.

Наряду с работой по организации классного самоуправления закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела.  «Ничто так не скрепляет коллектив, — говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций… не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал…- это школы, которые накопили традиции».

Классный коллектив — это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после работы собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что ждет впереди.

В классе традиционными стали следующие мероприятия:

«День рождения класса». Цель – осмысление своей сплоченности, неповторимости и важности друг для друга. Проводится в рамках классного часа первого сентября в различной форме при участии детей и родителей.

«Самый, самый лучший день» – поздравление учащихся с днем рождения, праздник именинников. Проводится четыре раза в год. Ребята заблаговременно готовят для своих одноклассников – именинников небольшой сценарий, подарки и поздравления.

Акция «Доброе сердце». Ребята собирают игрушки, канцелярские товары, книги и дарят детям – сиротам, детям из многодетных семей, а также оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

«Спортивный праздник», цель которого показать значение спорта в жизни человека. Данное мероприятие проводится в конце мая в форме состязаний между начальными классами по шахматам, легкой атлетике, гимнастике, прыжкам, и т.д. Мероприятие дает отдельным ученикам возможность показать свою значимость в классе, реализовав себя в том или ином виде спорта и защищая честь своего класса.

Вместе с родителями проводятся прогулки в парк, где для ребят проводятся занимательные игры и конкурсы. После этих прогулок дети длительное время обсуждают данное мероприятие и делятся впечатлениями. У них возникает общий интерес к коллективной деятельности, они с радостью поддерживают новые идеи.

На таких мероприятиях формируются дружеские отношения между детьми, культивируется внимательное отношение друг к другу. Существенную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.  

Также, объединению коллектива содействуют всевозможные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают как дети, так и их родители.

        Всему этому способствует многообразная коллективная деятельность, которой руководит учитель, опираясь на актив детей и родителей.  

На третьей стадии формирования классного коллектива главной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Непременным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся рассуждать, рефлексировать свои чувства, сотрудничать. Формы проведения классных часов были разнообразными: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. Например, был проведен классный час «Добру откроются сердца», цель которого —  сплочение коллектива и построение знаний о том, что такое добрый поступок, воспитание внутренней потребности к совершению добрых поступков. Классный час прошёл в форме круглого стола, где ребятам пришлось учиться выслушивать друг друга, прислушиваться к суждению других.

К тому же учитель начальных классов должен уделять больше внимания групповой работе на уроке. Так, на уроке технологии по теме «Лесная поляна» (объёмное моделирование) ребята в группах подготавливали разные элементы из цветной бумаги. У каждой группы свое задание, в частности, ребята в первом ряду изготавливали цветы и бабочек, ученики второго ряда вырезали деревья и кустарники, третий ряд прорабатывал детали неживой природы для дальнейшего составления совместной работы. В ходе урока каждый школьник был заинтересован, старался выполнить пропорциональные элементы, волновался за исходный результат.

3.2 Анализ результатов работы

К концу первого года обучения было проведено анкетирование, цель которого было выявить комфортно ли детям в классе. Анкетирование состояло из шести вопросов, на которые ребята должны были дать один из трех вариантов ответа: да, нет, иногда.  Вопросы анкетирования были следующими:

С желанием ли ты ходишь в школу, в свой класс?

Легко ли тебе общаться с одноклассниками?

Обижают ли тебя в классе?  

Приходишь ли ты на помощь одноклассникам?

Любите ли вы вместе проводить время, сообща работать?

Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?

О том, что детям в классе комфортно, подтверждают результаты анкетирования. Проанализировав анкеты ребят можно сделать вывод, что с желанием ходят в школу 80% детей, 4% — «нет», 16% ответило «иногда». Ребятам легко в общении (72% ответили положительно, а 28% опрошенных ребят ответило «иногда», так как им нелегко дается общение с людьми). Неоднозначно ответили на третий вопрос, так как по-разному понимают значение слова «обида». Готовы оказать помощь одноклассникам 76% учеников, 16% опрошенных ответило «иногда», и 8%, а это два ученика ответили «нет». На пятый вопрос положительно ответило 76% ребят, а это большинство, ответ «нет» отсутствует, 24% ответило «иногда».  100% учеников не хотят поменять школу и класс.

Следует заметить, что сплочение классного коллектива — это очень продолжительный процесс. И потому необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия, в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это отличная возможность рассмотреть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.        

Разумеется, в начальной школе еще бывают расхождения, несовпадение мнений, но общая совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает возможность классному коллективу перейти к более высоким уровням организации, модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях (грамотном руководстве учителя) на следующую ступень развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Перед учителями начальной школы стоит, пожалуй, самая сложная задача по формированию коллектива. Ведь детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый ощущал необходимость и потребность другого.

Всякий раз, учителя, ощущая затруднения, когда вновь берут первый класс, стараются вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее результативные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Ведь деятельность рождает самоуправление. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.  

Роль учителя при формировании коллектива велика – введение каждого ученика в систему коллективных отношений, хотя зачастую этот процесс оказывается сложным, даже противоречивым. Каждый ученик отличается от других, на первый взгляд, таких же детей, как он, отличается внешностью, чертами характера, степенью общительности, состоянием здоровья, знаниями, умениями и массой других черт, качеств и особенностей. Само собой разумеется, что дети входят в систему коллективных отношений каждый по-своему, вызывая далеко не одинаковую реакцию со стороны товарищей и по-разному влияя на коллектив. Поэтому в работе по созданию классного коллектива важное место отводится формированию сплоченности ребят.

Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность проявлять отпор силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей. Сплоченность трактуется как состояние группы, к которому она приходит в результате увеличения взаимодействия между членами группы – чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем выше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот. Сплоченность коллектива формируется и проявляется в процессе общения, на фоне которого осуществятся групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.  

В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива ключевая роль принадлежит классному руководителю. Следуя общей теорией коллектива, объединение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу увлекательной и содержательной совместной жизни. В то же время   классный руководитель помогает учащимся создать органы внутриколлективного самоуправления.

Таким образом, правильная организация совместной деятельности учащихся, постановка перед ними чёткой цели, совместное продумывание путей и средств её достижения, систематичность такой деятельности обеспечат достижение цели исследования. Формируя коллектив младших школьников, необходимо делать акцент на формирование их готовности к самоуправлению, выработке элементарных умений самоуправления и черт коллективизма, способствовать развитию органов самоуправления, а также насыщению интеллектуальной жизни детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000. — 78 c.

2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательство «Школьные технологии»; 2008. – 176 с.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «Вако», 2004, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

4.  Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. — М.: Новая школа, 2000. — С. 45,67-69, 111-114.

5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1, 2. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. /160 с.

6. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». Москва, «Просвещение», 1986. –159 с.

7. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). – М.: Педагогика, 1988. – 144 с.

8. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. –C.45-49, 87-91.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – 256 с.

10. Сергеева в.п. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

11. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000. -53c.

12. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под редакцией Е.Н.Степанова. – М., Центр «Педагогический поиск», 2003. — 160 с.

       Актуальной проблемой для классных руководителей является выбор технологий воспитательного процесса, которые согласовывались бы с целью и содержанием воспитания учащихся в современных условиях.

   Именно в классном коллективе, в окружении талантливого педагога, создаются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для развития личности ученика, его реализации.

     Воспитательная система класса— это организация жизнедеятельности каждого школьника с учетом его индивидуально- психологических особенностей, с целью формирования духовно, морально и физически-совершенной  конкурентноспособной личности, которая может адаптироваться в современных условиях.

     Этапы организации воспитательного процесса

  1. Диагностика развития ученика, классного коллектива, эффективности воспитательного процесса.
  2. Определение целей и задач воспитания.
  3. Определение направления деятельности.
  4. Определение участников и соучастников деятельности.
  5. Определение содержания, форм и методов воспитания.
  6. Подготовка деятельности.
  7. Анализ и оценка результатов деятельности.
  8. Обсуждение результатов, выход на перспективную деятельность.

Концептуальными основами воспитательного процесса являются:

  1. Учет индивидуальных особенностей, интересов, потребностей ученика.
  2. Учет воспитательного потенциала детского коллектива.
  3. Позитивное восприятие ребенка.
  4. Воспитание без принуждения и насилия.
  5. Педагогическая поддержка.
  6. Свобода и творчество.
  7. Преобладание игровой деятельности.

Воспитательная система класса предусматривает участие в создании системы воспитания учеников, родителей, учителей, общественности.

Ее суть заключается в организации деятельности во внеурочное время, а именно:

— создание условий для социализации ученика;

— воспитание Гражданина, который уважает историческое  

  прошлое своего народа и толерантно относится к другим 

  национальностям;

— развитие творческой личности;

— организацию воспитательного простора через деятельность

  ученического самоуправления.

         Главная роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса, безусловно, принадлежит классному руководителю, поскольку именно он:

— координирует учебно-воспитательный процесс;

— ведет всю воспитательную работу с классом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их наклонностей и интересов, уровня сформированности ученического коллектива;

— содействует самовоспитанию учащихся, создает условия для содержательного досуга;

— проводит профилактическую работу, осуществляет диагностику развития коллектива, характера внутриклассных отношений;

-обеспечивает педагогическое руководство развития инициативы, самодеятельности, коллективного творчества детей.

         Классный руководитель наиболее заинтересован  в эффективности воспитательного процесса класса.

          Вместе с тем, технологии воспитания, которые используют большинство педагогов, мало ориентированы на актуализацию личностных возможностей ученика, сформированности в них потребности к активной самореализации.

         Учащиеся, как субъекты процесса воспитания, являются значимой составляющей воспитательного компонента.

Они не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса, берут участие во всех формах планирования, являются полноправными индивидами своего развития. Одновременно учащихся следует рассматривать «объектами» воспитательного воздействия в процессе совместной деятельности.

          В создании воспитательной системы класса важную роль играют родители и общественность. Формы взаимодействия классного руководителя и родителей- это способы организации совместной деятельности, направленной на воспитание личности. Такое видение проблемы отвечает методическим рекомендациям А.С.Макаренко, который говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать самостоятельно. Он должен помнить, что должен быть коллектив воспитателей. И там, где воспитатели не объединены в коллектив и коллектив не имеет общего плана работы, единого подхода к ребенку, там отсутствует какой-либо процесс.

         Организация воспитательной работы в классе прослеживается прежде всего, по умению составить план работы. При планировании учитывается цель и задачи воспитания, уровень развития и воспитания учащихся, возможности воспитательной среды, анализ работы за прошедший год, предложения учащихся, родителей, календарные знаменательные и памятные даты. Содержание плана работы направлено на такую деятельность  школьников как познавательная, трудовая, общественно-полезная, творческая, физкультурно-оздоровительная и др.

         Самостоятельная деятельность учащихся обеспечивается созданием классного самоуправления.

         Следует отметить, что далеко не каждый классный руководитель эффективно работает с классом.

         В отдельных коллективах воспитательная работа сводится к проведению единичных мероприятий, не связанных между собою единой идеей. Как следствие, дети в таких классах выполняют роль пассивных наблюдателей. Эффективность подобных мероприятий равна нулю, а иногда приносит больше вреда чем пользу.

         Большинство педагогов не изучают уровень развития учащихся, их индивидуальные особенности и проводят воспитательную работу, не анализируя результаты.

         Часто акцентируется внимание на получении формальных показателей работы, а не на формировании у воспитанников ключевых навыков.

         Наблюдается чрезмерное увлечение организационными вопросами, а не развитием самостоятельности и инициативы.

         Воспитательное взаимодействие классного руководителя и ученика строится, в основном, по объективному типу, а не на основе сотрудничества.

         Без анализа деятельности классного руководителя и его воспитанников, невозможно проектировать дальнейшую работу.

         Самодиагностика- диагностирование классным руководителем своей деятельности, выявление своих проблем с целью их преодоления, состоит из самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самокоррекции.

         Самоанализ – самостоятельное выявление классным руководителем достоинств и недостатков в воспитательной деятельности с учащимися и определения путей их устранения.

         Основные задачи самоонализа:

— выявление результатов и качества воспитательной деятельности;

— выявление позитивных сторон и недочетов своей деятельности;

— определение путей улучшения воспитательной деятельности.

Мониторинг результатов воспитательного процесса дает возможность классному руководителю регулярно корректировать цели, задачи и программу воспитания, т.е. проводить управление воспитательным процессом по результатам. На основе мониторинга выявляются основные объекты воспитательного влияния; определяются педагогически целесообразные формы стиля управления воспитательным процессом и взаимодействие с конкретной типологической группой воспитанников; отбираются и ранжируются воспитательные задачи с целью дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса; планируется жизнедеятельность класса с непосредственным участием учащихся на основе основных видов деятельности, выбора форм личностно- развивающего взаимодействия, готовятся методы и процедуры мониторинга динамики активности учащихся; проводится выбор тех учащихся, которые требуют коррекции развития и поведения.

По результатам диагностики и предыдущего прогнозирования составляется план воспитательной деятельности, определяются педагогические задачи.

Просмотр содержимого документа

«»Классный коллектив как объект и субъект управления»»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лецитин купить в новосибирске цена инструкция
  • Инструкция по эксплуатации ultrasonic nebulizer my 520a
  • Ципролет тинидазол инструкция по применению таблетки
  • Наушники plantronics backbeat fit 2100 инструкция
  • Выжигатель по дереву умелец 1 инструкция