Коллегиальный орган общей компетенции осуществляющий руководство исполнительной

Что такое коллегиальный орган управления

Высший орган управления в обществе с ограниченной ответственностью – это общее собрание участников. Текущая деятельность юридического лица осуществляется единоличным исполнительным органом — генеральным директором. С некоторых пор директоров в ООО может быть несколько. Кроме того, в некоторых организациях действует коллегиальный орган управления.

Содержание 

  • Что такое коллегиальный орган управления
  • Кто может входить в коллегиальный орган управления
  • Как избирается коллегиальный орган управления
  • Полномочия коллегиального органа управления

Что такое коллегиальный орган управления

Коллегиальный орган управления для юридического лица необязателен. Обычно он формируется в крупных компаниях, где возникает много управленческих вопросов. В качестве примера коллегиального органа юридического лица статья 41 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» приводит правление или дирекцию.

При этом сами по себе несколько директоров не формируют коллегиальный исполнительный орган ООО. Каждый из них является единоличным исполнительным органом, которые действуют совместно или независимо друг от друга.

В обществе с ограниченной ответственностью может быть организован ещё и совет директоров, однако это не коллегиальный орган управления. Совет директоров выполняет не управленческие, а наблюдательные функции.

Таким образом, коллегиальный исполнительный орган ООО осуществляет текущее управление деятельностью общества, наряду с единоличным исполнительным органом. Оба исполнительных органа подконтрольны общему собранию участников и совету директоров, если он создан в компании.

Кто может входить в коллегиальный орган управления

В коллегиальный орган управления могут входить только физические лица. Количество членов правления или дирекции законом не установлено, но их должно быть не менее двух.

Важно: функции председателя коллегиального исполнительного органа возлагаются на руководителя юридического лица либо на управляющего.

Требования к членам коллегиального органа могут быть установлены уставом. Например, это может быть запрет на аффилированность с компанией-конкурентом. А вот быть участником ООО члену правления или дирекции необязательно.

Как избирается коллегиальный орган управления

Коллегиальный орган юридического лица избирается общим собранием участников или советом директоров. При этом члены правления или дирекции могут входить в состав директоров, но не должны превышать долю в 25%.

Состав правления избирается простым большинством, если другое значение не определено уставом. Обычно на собрание приглашают и самих кандидатов в правление или дирекцию. Решение об избрании членов коллегиального исполнительного органа оформляется протоколом.

Полномочия коллегиального органа управления

Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» не устанавливает полномочия коллегиального исполнительного органа. По сути, он может выполнять те же функции, что и генеральный директор, за исключением представления общества без доверенности.

на заметку Читайте также:

  • Трудовой договор с руководителем.
  • Может ли руководитель работать по совместительству?
  • Приказ о вступлении в должность руководителя.

Распределение управленческих полномочий между КИО и ЕИО определяется уставом и внутренними документами компании. В частности, должно быть разработано положение о созыве правления, проведении заседаний, принятии решений, оформлении протоколов и др.

Срок полномочий членов правления или дирекции законом не определён, но часто он совпадает со сроком полномочий генерального директора, то есть председателя коллегиального органа управления.

Члены КИО, так же, как и единоличные руководители компании, несут ответственность за принятые управленческие решения. При необходимости их можно привлечь к возмещению причинённого ущерба.

Месяц бухгалтерского обслуживания в подарок

Мы в соцсетях: Телеграм,  ВКонтакте,  Дзен  — анонсы статей, новости по регистрации и ведению бизнеса

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции  по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]:

1 блок – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    • Министерство иностранных дел Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
    • Министерство обороны Российской Федерации
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Федеральная служба судебных приставов
    • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
    • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
    • Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
    • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
    • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

2 блок — федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

    • Министерство здравоохранения Российской Федерации
    • Министерство культуры Российской Федерации
    • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
    • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
    • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
    • Министерство спорта Российской Федерации
    • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
    • Министерство транспорта Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
    • Федеральное агентство воздушного транспорта
    • Федеральное дорожное агентство
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта
    • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
    • Федеральная служба по труду и занятости
    • Министерство финансов Российской Федерации
    • Федеральная налоговая служба
    • Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
    • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
    • Федеральная таможенная служба
    • Федеральное казначейство (федеральная служба)
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
    • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Министерство экономического развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по аккредитации
    • Федеральная служба государственной статистики
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
    • Федеральное агентство по туризму
    • Министерство энергетики Российской Федерации.

3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

    • Федеральная антимонопольная служба
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
    • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
    • Федеральное агентство по государственным резервам
    • Федеральное медико-биологическое агентство
    • Федеральное агентство по делам молодежи
    • Федеральное агентство по делам национальностей.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.

Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

[1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».

1. Если уставом общества предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом общества также коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и других), такой орган избирается общим собранием участников общества в количестве и на срок, которые определены уставом общества. Уставом общества может быть предусмотрено отнесение вопросов образования коллегиального исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Членом коллегиального исполнительного органа общества может быть только физическое лицо, которое может не являться участником общества.

Коллегиальный исполнительный орган общества осуществляет полномочия, отнесенные уставом общества к его компетенции.

Функции председателя коллегиального исполнительного органа общества выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.

2. Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества и внутренними документами общества.

Выбор модели управления для каждой компании индивидуален. Чтобы выбранная модель соответствовала интересам компании, нужно знать преимущества и недостатки управления руководителем и управляющим (управляющей компанией или управляющим — индивидуальным предпринимателем). В статье расскажем о двух моделях управления, покажем их положительные и отрицательные стороны с точки зрения норм законодательства, бухгалтерского и налогового учета.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА: ФОРМЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Российское гражданское законодательство предусматривает две категории участников правовых отношений: физические лица (ФЛ) и юридические лица (ЮЛ). По отношению к участию в предпринимательстве у них есть права на извлечение дохода от собственных трудовых вложений. При этом юридические лица, которыми являются организации, априори имеют сложную структуру управления.

Основополагающее определение юридического лица и нормативное описание всех видов организаций содержит ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ):

«Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Государство обеспечивает контроль за всеми организациями, зарегистрированными на территории Российской Федерации. Для этого каждая организация подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

Информация ЕГРЮЛ является публичной. Любое заинтересованное лицо вправе получить определенные сведения об организации (например, на сайте налогового органа www.nalog.ru). В реестре есть информация о дате регистрации, организационной форме, собственниках и исполнительном органе на текущую дату.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом также включены в ЕГРЮЛ.

Для утверждения схемы управления создаваемого юридического лица должна быть выбрана форма ЮЛ. Предусмотренные законом формы юридического лица отражены в ГК РФ. Каждую форму создания юридического лица регламентирует отдельный федеральный закон.

Федеральные законы, регламентирующие отдельные формы создания юридического лица:

1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью».

2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об акционерных обществах».

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (в ред. от 23.11.2020) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Выбранную форму юридического лица учредители организации должны закрепить в Уставе организации.

Наибольшее число вариантов форм управлений присутствует в законодательстве об обществе с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерном обществе (АО). Рассмотрим их подробнее.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

В Обществе с ограниченной ответственностью действует следующая система управления.

Общее собрание участников ООО — высший орган управления общества. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале.

К компетенции общего собрания участников ООО относятся самые важные вопросы функционирования общества:

  • определение основных направлений деятельности общества;
  • утверждение Устава общества;
  • образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
  • принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) ООО — его образование в обществе с ограниченной ответственностью не обязательно.

Коллегиальный исполнительный орган ООО — осуществляет руководство текущей деятельностью общества. Чаще всего он именуется правлением или дирекцией, подотчетен общему собранию участников ООО и совету директоров. Формируется одновременно с избранием единоличного исполнительного органа.

Единоличный исполнительный орган ООО — осуществляет руководство текущей деятельностью общества. Как правило, это генеральный директор (директор, президент), который подотчетен общему собранию участников ООО и совету директоров (наблюдательному совету).

На практике часто возникает вопрос по правилам оформления трудовых отношений общества с генеральным директором (директором, президентом). Договор между ними от имени ООО может подписать:

  • лицо, председательствовавшее на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества;
  • участник общества, уполномоченный решением общего собрания участников общества;
  • председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать физическое лицо.

Полномочия единоличного исполнительного органа ООО могут быть переданы управляющей организации или управляющему — индивидуальному предпринимателю, которые действуют как законные представители общества (ст. 42 Федерального закона № 14-ФЗ). На них в полной мере распространяются нормы, на основании которых действует единоличный исполнительный орган общества.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Рассмотрим систему управления в акционерном обществе.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества (проводится ежегодно).

Совет директоров (наблюдательный совет) АО осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом № 208-ФЗ к компетенции общего собрания акционеров.

Председатель совета директоров организует его работу, созывает заседания совета директоров акционерного общества.

Коллегиальный исполнительный орган осуществляет руководство текущей деятельностью АО. Исполнительный орган подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) АО и общему собранию акционеров.

Уставом общества, предусматривающим одновременное наличие единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа.

Единоличный исполнительный орган осуществляет руководство текущей деятельностью АО. Как правило, это директор, генеральный директор, президент. Он подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Извлечение из Федерального закона № 208-ФЗ

Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

[…]

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

ВАРИАНТЫ ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ

Наряду с единоличным исполнительным органом управления, в лице которого выступает избираемое физическое лицо, общества (ООО и АО) вправе принять решение о передаче полномочий стороннему управляющему — коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — Управляющему).

Общество вправе привлекать на договорных началах Управляющего для выполнения функций своего исполнительного органа, устанавливать размеры выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций.

Если организация принимает решение об управлении единоличным исполнительным органом — физическим лицом (далее — Руководителем), с ним заключают трудовой договор с учетом всех требований, предъявляемых ТК РФ к такому типу трудовых отношений.

Важный момент: органы пенсионного обеспечения рекомендуют заключать данный договор независимо от принадлежности руководителя к числу собственников компании. То есть этот субъект может быть одновременно директором и собственником организации.

Это объясняется тем, что статус собственника отражает его права и обязанности по отношению к результатам деятельности общества, а его деятельность руководителя сопряжена с выполнением трудовых функций, что выражается в заключаемом трудовом договоре.

Права и обязанности Управляющего и Руководителя перед собственниками имеют определенные различия, которые лежат в основе выбора варианта управления фирмой. В части ответственности за свои действия закон уравнивает эти категории управления.

К СВЕДЕНИЮ

Единоличный исполнительный орган общества, управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав, исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (ст. 71 Федерального закона № 208-ФЗ).

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (абз. 2 п. 1 ст. 53.1 ГК РФ).

УПРАВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ (ЕДИНОЛИЧНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ): ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, СПЕЦИФИКА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Единоличный исполнительный орган (Руководитель) имеет достаточно широкие полномочия (п. 3 ст. 40 Федерального закона № 14-ФЗ):

  • без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом № 14-ФЗ или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Важный момент: наличие этих прав у Руководителя нужно учитывать собственникам, принимая решение о такой форме управления компанией.

Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия сделка может быть оспорена.

Поэтому при определении собственниками суммы сделки, не требующей согласования с ними, нужно проанализировать возможный объем последствий от ошибочных действий Руководителя, которые могут нанести компании ущерб.

Полномочия Руководителя могут одновременно определять Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), другие законы и нормативные правовые акты РФ, учредительные документы и локальные нормативные акты организации.

ЭТО ВАЖНО

На должность Руководителя может быть назначен один из собственников общества или наемный менеджер, не связанный с компанией имущественными отношениями. При заключении трудового договора с наемным менеджером необходимо учитывать специфику применения норм гл. 43 ГК РФ.

Согласно ст. 273–281 ГК РФ Руководитель сочетает в себе функции представителя организации в гражданско-правовых отношениях и, являясь стороной трудовых отношений, осуществляет функцию руководства организации.

Глава 43 ТК РФ не распространяется на трудовые отношения Руководителей в следующих случаях:

  • Руководитель является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. В этом случае руководитель осуществляет функцию единоличного исполнительного органа на основании закрепленного в учредительных документах соответствующего положения, и заключение с ним трудового договора не требуется (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2010 № Ф03-5775/2010 по делу № А24-457/2010);
  • управление организацией осуществляется Управляющим, то есть на основании гражданско-правового договора. Трудовой договор при этом не заключается.

В трудовом договоре с Руководителем могут предусматриваться специфические права и обязанности:

  • возможность заключения договоров, в том числе трудовых;
  • открытие в банках расчетных и других счетов;
  • утверждение штатного расписания;
  • применение к работникам организации мер дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • утверждение положения о представительствах и филиалах, уставов дочерних организаций.

Не допускается наделение Руководителей организаций правами и полномочиями, реализация которых может ухудшить положение работников данной организации по сравнению с законодательством о труде.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2021.

Правительство
РФ. Федеральные органы исполнительной
власти

Основы
конституционно-правового статуса
Правительства РФ

Правительство
— это коллегиальный орган общей
компетенции, осуществляющий руководство
исполнительной и распорядительной
властью в стране. Правовой статус
Правительства РФ закрепляется в
Конституции РФ. В ней в
сжатой форме закреплены основные
функции, полномочия
данного органа исполнительной власти.
ФКЗ «О Правительстве РФ» назвал
Правительство высшим исполнительным
органом государственной власти РФ.
Правительство РФ возглавляет единую
систему исполнительной власти в РФ.

Правовой
основой деятельности Правительства
являются также иные законы РФ (ФКЗ «О
военном положении», ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в РФ», ФЗ «О
приватизации государственного и
муниципального имущества» и другие,
устанавливающие компетенцию Правительства
в данных сферах), а также указы Президента
РФ («О структуре федеральных органов
исполнительной власти», «Об обеспечении
взаимодействия Президента и Правительства»,
«О Председателе Правительства»).

Согласно
ч. 1 ст. 110 исполнительную власть РФ
осуществляет Правительство РФ.
Правительство, обладая наиболее полным
представлением о состоянии дел, не
ограничивается исполнением законов и
указов, но фактически принимает участие
в выработке государственной политики.
Правительство не исчерпывает всей
системы исполнительных органов
государственной власти, поэтому
министерства и ведомства, по существу,
также осуществляют исполнительную
власть.

Место
Правительства РФ в системе высших
органов государственной власти определено
особым влиянием Президента. Так,
Президент:

а)
формирует Правительство, в том числе
назначает на должность Председателя
Правительства РФ (процедура
согласования кандидатуры с Государственной
Думой носит формальный характер, в
истории всего дважды Государственная
Дума отклоняла кандидатуры на пост
Председателя Правительства,
предложенные Президентом —
Черномырдин и Примаков);
назначает не только заместителей
Председателя, но и членов Правительства,
а также руководителей тех федеральных
органов исполнительной власти, общее
руководство которыми он осуществляет;
вправе отправить Правительство в
отставку; Правительство слагает свои
полномочия перед вновь избранным
Президентом;

б)
Президент имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства;

в)
Президент осуществляет руководство
рядом федеральных органов исполнительной
власти (ведающих вопросами
обороны, безопасности, внутренних
дел, юстиции, иностранных
дел, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации
последствий стихийных бедствий,
утверждает положения о них
и назначает руководителей и заместителей
руководителей этих органов);

г)
Президент обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
Правительства и других органов
государственной власти, то есть Президент
применяет свои полномочия арбитра;

д)
постановления Правительства должны
соответствовать не только Конституции
и законам, но и указам Президента, в
противном случае они могут быть отменены;

е)
определяет и утверждает систему
(структуру) федеральных органов
исполнительной власти (сколько должно
быть министерств, федеральных служб и
агентств, их наименование); ни в одном
акте о данном полномочии Президента не
указано, в том числе и в Конституции,
однако по этому вопросу принято
Постановление Конституционного Суда
от 27 января 1999 года №2-П: «Само по себе
отнесение того или иного вопроса к
ведению РФ не означает невозможности
его урегулирования иными, помимо
закона, нормативными
актами, кроме случаев,
когда сама Конституция
исключает это, требуя для
решения конкретного вопроса принятия
именно федерального конституционного
либо федерального закона, следовательно,
до принятия соответствующих
законодательных актов Президент может
издавать указы по вопросам установления
системы федеральных органов исполнительной
власти, порядка их
организации и деятельности;

ж)
особую связь Президента и Правительства
подчеркивает то, что во всех случаях,
когда Президент не в состоянии выполнять
свои обязанности, их временно исполняет
Председатель Правительства;

Состав
и порядок формирования Правительства

Правительство
состоит из Председателя Правительства,
заместителей Председателя
Правительства и федеральных министров,
а также Президиума. С
точки зрения Конституции руководители
агентств и ведомств не являются членами
Правительства.

Основанием
для формирования нового Правительства
является избрание Президента. Формирование
Правительства осуществляется в два
этапа:

а)
назначение Председателя Президентом
с согласия Государственной Думы;
предложение о кандидатуре Председателя
Правительства вносится не позднее
двухнедельного срока после вступления
в должность вновь избранного Президента
или после отставки Правительства либо
в течение недели со дня отклонения
кандидатуры Государственной Думой;
Государственная Дума рассматривает
представленную кандидатуру в течение
недели; Президент может вносить
кандидатуру премьер-министра трижды,
после трехкратного отклонения
представленных кандидатур Президент
назначает Председателя Правительства,
распускает Государственную Думу и
назначает новые выборы; Президент вправе
представлять одного кандидата дважды
или трижды либо предлагать все три раза
разных кандидатов, поскольку выбор
представляемой кандидатуры является
прерогативой Президента; Председатель
Правительства назначается из числа
граждан РФ, не имеющих гражданства
иностранного государства либо вида на
жительство;

б)
назначение руководителей министерств
и ведомств; сначала в течение недельного
срока после своего назначения Председатель
Правительства представляет Президенту
предложение о структуре федеральных
органов исполнительной власти, после
чего предлагает Президенту и сами
кандидатуры на эти должности;

Полномочия
Правительства РФ:

а)
разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной
Думе отчет об исполнении федерального
бюджета; представляет
Государственной Думе ежегодные отчеты
о результатах своей деятельности,
в том числе по вопросам,
поставленным Государственной
Думой;

б)
обеспечивает проведение в
РФ единой финансовой, кредитной
и денежной политики;

в)
обеспечивает проведение в
РФ единой государственной политики в
области культуры, науки,
образования, здравоохранения,
социального обеспечения,
экологии;

г)
осуществляет управление
федеральной собственностью;

д)
осуществляет меры по обеспечению
обороны страны, государственной
безопасности, реализации
внешней политики РФ;

е)
осуществляет меры по обеспечению
законности, прав и свобод
граждан, охране собственности
и общественного порядка, борьбе
с преступностью;

ж)
осуществляет руководство теми федеральными
органами исполнительной власти, которые
ему подведомственны (Минздрав, Минкульт,
Минобрнауки, Минпромторг, Минкомсвязь,
Минсельхоз, Минтранс, Минфин, Минспорт,
Минэкономразвития, Министерства по
развитию Дальнего Востока и по делам
Северного Кавказа); в отношении органов,
подведомственных Президенту, Правительство
осуществляет координацию их деятельности
(не руководство и не контроль, иначе оно
будет вмешиваться в сферу деятельности
Президента);

з)
принимает положения о тех федеральных
органах исполнительной власти, которые
ему подведомственны, и назначает
заместителей министров, руководителей,
заместителей руководителей данных
федеральных органов;

и)
вправе приостанавливать либо отменять
акты федеральных органов исполнительной
власти, которые противоречат Конституции,
федеральным законам, указам Президента
и постановлениям Правительства;

Для
оперативного решения вопросов, относящихся
к компетенции Правительства, оно образует
Президиум. В состав Президиума входят
Председатель Правительства, все его
заместители и руководители наиболее
важных министерств (внутренних дел,
иностранных дел, энергетики, финансов,
обороны, здравоохранения, труда и
социальной защиты, сельского хозяйства
и экономического развития). Президиум
решает все вопросы, относящиеся к
компетенции Правительства, за исключением
тех, которые относятся к исключительной
компетенции Правительства (разработка
и обсуждение проекта федерального
бюджета, обсуждение отчета об исполнении
бюджета, вопросы межправительственных
соглашений, эмиссии ценных бумаг, решения
о внесении Правительством законопроектов
в Государственную Думу, образование
Президиума, утверждение положений о
федеральных органах исполнительной
власти, утверждение Регламента
Правительства и Положения об Аппарате
Правительства, рассмотрение ежегодных
отчетов Правительства о результатах
его деятельности).

Парламентский
контроль за деятельностью Правительства
наиболее полно осуществляется
Государственной Думой:

а)
полномочия Государственной Думы, в
рамках которых выражение несогласия
Государственной Думы с Президентом
может привести к роспуску Государственной
Думы (право дать или не дать согласие
Президенту по кандидатуре Председателя
Правительства; право выразить недоверие
Правительству; право отказать Правительству
в доверии);

б)
другие контрольные полномочия
Государственной Думы (заслушивание
ежегодных отчетов Правительства о
результатах его деятельности; заслушивание
отчета Правительства об утверждении
федерального бюджета; парламентские и
депутатские запросы; парламентские
расследования);

Именно
в 1997 году, когда был принят закон,
расширились полномочия Государственной
Думы как федерального представительного
органа по контролю за деятельностью
Правительства. Когда приглашали
министров, они заявляли, что подотчетны
только Президенту, либо посылали вместо
себя других лиц. Данный закон закрепил
норму, согласно которой члены Правительства
по приглашению членов Совета Федерации,
депутатов Государственной Думы обязаны
являться на заседания и отвечать на
вопросы (представляется, что норма
нисколько не противоречит принципу
разделения властей, поскольку
исполнительная власть вторична по
отношению к представительной власти).
Были внесены изменения в Конституцию
РФ: теперь Правительство раз в год
отчитывается о своей деятельности в
целом перед Государственной Думой, а
также появился «парламентский час»,
когда на заседания комитетов или комиссий
приходит приглашенный член Правительства,
который отвечает на все вопросы, связанные
с его деятельностью, соответствующей
сферой государственного управления).
Таким образом, Правительство подотчетно
как Президенту, так и Государственной
Думе.

Как
и все государственные органы Правительство
действует в определенных правовых
формах, то есть оно издает правовые
акты. Закон закрепил два вида правовых
актов, издаваемых Правительством:

а)
постановления (всегда являются
нормативными актами);

б)
распоряжения (не являются нормативными
актами);

Правительство
может издавать также неправовые акты
управления (заявления, обращения), однако
не раскрывается, что они из себя
представляют (к таковым можно отнести,
например, ежегодное поздравление
Президента граждан с Новым годом).

Существует
несколько вариантов отставки Правительства:

а)
при избрании нового Президента;

б)
по инициативе самого Правительства;

в)
по инициативе Президента;

г)
при выражении Государственной Думой
недоверия Правительству;

д)
само Правительство может инициировать
вопрос о доверии ему со стороны
Государственной Думы;

В
случае, если Государственная Дума
принимает постановление о недоверии
Правительству простым большинством
голосов, оно направляется Президенту,
который принимает решение об отставке
Правительства либо не соглашается с
Государственной Думой. Государственная
Дума повторно в течение 3 месяцев может
объявить недоверие Правительству, тогда
Президент либо отправляет в отставку
Правительство, либо распускает
Государственную Думу.

Если
Председатель Правительства ставит
вопрос о доверии, Государственная Дума
либо объявляет о доверии, либо отказывает
в доверии, тогда Президент в течение 7
дней либо отправляет в отставку
Правительство, либо
распускает Государственную Думу.

Особенности
ответственности Правительства в РФ:

а)
нет четких оснований ответственности;

б)
ответственность солидарная;

в)
отправленное в отставку Правительство
продолжает действовать до сформирования
нового Правительства;

г)
члены Правительства не обладают
неприкосновенностью;

Федеральные
органы исполнительной власти

В
РФ образуется единая система органов
исполнительной власти (в данном случае
нет двух уровней власти), то есть по
существу принципиально важных вопросов
разделения по уровням власти на
федеральный и субъектов федерации нет.
Система подчинения органов исполнительной
власти Правительству РФ строится
следующим образом:

а)
федеральный уровень (Правительство,
федеральные министерства и ведомства);

б)
региональный уровень (территориальные
подразделения федеральных органов
исполнительной власти, исполнительные
органы государственной власти субъектов
РФ федерального и совместного ведения,
исполнительные органы государственной
власти совместного ведения и исключительного
ведения субъектов РФ);

в)
муниципальный уровень (отделы
территориальных подразделений федеральных
органов государственной власти власти,
территориальные подразделения
исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ федерального и
совместного ведения, территориальные
подразделения исполнительных органов
государственной власти совместного
ведения и исключительного ведения
субъектов РФ, а также местные администрации);

9
марта 2004 года Президент
издал указ «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной
власти». Указ закрепил трехзвенную
систему и структуру федеральных органов
исполнительной власти (в определенной
степени закрепил концепцию «разделения
труда»):

а)
федеральные министерства — это федеральные
органы исполнительной власти,
осуществляющие функции по
выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной сфере
деятельности; министерства не вправе
осуществлять функции контроля и надзора
в установленной сфере деятельности,
функции по управлению государственным
имуществом, а также функции по оказанию
государственных услуг, кроме случаев,
установленных указами Президента и
постановлениями Правительства (однако
в Указе не сказано, о каких случаях идет
речь); министерства, осуществляя
руководство в той или иной сфере
государственного управления, осуществляют
также координацию и контроль деятельности
подведомственных им федеральных служб
и агентств (но не все министерства имеют
в своей подведомственности агентства
и службы);

б)
федеральные службы — это федеральные
органы исполнительной
власти, осуществляющие функции по
контролю и надзору в установленной
сфере деятельности, а также специальные
функции в области обороны, государственной
безопасности, защиты и охраны
государственной границы, борьбы с
преступностью, общественной безопасности;
федеральную службу возглавляет директор;
федеральная служба не вправе осуществлять
нормативно-правовое регулирование в
установленной сфере деятельности,
функции по оказанию государственных
услуг;

в)
федеральные агентства — это федеральные
органы исполнительной власти,
осуществляющие функции по управлению
государственным имуществом, оказанию
государственных услуг и правоприменительные
функции; федеральное агентство как и
федеральная служба не вправе осуществлять
функции по нормотворчеству, за исключением
случаев, установленных указами Президента
и постановлениями Правительства РФ;

Целями
реформы были: инвентаризация функций
федеральных органов исполнительной
власти, дебюрократизация, устранение
дублирования, повышение эффективности.
Таким образом получилась система,
несколько похожая на систему разделения
труда: министерства издают нормативные
акты, не осуществляя контроля за их
исполнением; функцию по контролю и
надзору осуществляют федеральные
службы. Министерства теперь не обременены
функциями по управлению государственными
предприятиями, организациями и
учреждениями, эти функции переданы
федеральным агентствам.

Процесс
совершенствования системы федеральных
органов исполнительной власти
продолжается. За последние годы упразднен
ряд федеральных органов исполнительной
власти: Федеральная миграционная служба,
Федеральное космическое агенство,
Федеральная служба по контролю за
оборотом наркотиков. Появились некоторые
другие: Федеральная служба войск
национальной гвардии.

Вместе
с тем несколько отошли от концепции
«разделения труда». Это проявилось в
том, что на министерства стали возлагать
функции по контролю и надзору в
определенных сферах деятельности.
Функции по контролю и надзору стали
осуществлять Министерство юстиции,
Министерство культуры, Министерство
финансов и ряд других министерств. Ряд
федеральных служб стал осуществлять
нормативное правовое регулирование:
Федеральная служба по экологическому
и атомному надзору, Роспотребнадзор.
Наметилась тенденция наделения отдельных
федеральных агентств функциями по
контролю и надзору: Федеральное агентство
лесного хозяйства, Федеральное
медико-биологическое агентство и ряд
других, то есть пошел процесс, связанный
с наделением дополнительными полномочиями
министерств, агентств и служб.

Все
федеральные органы
исполнительной власти в зависимости
от их организационной подведомственности
можно поделить на две группы:

1.
Подведомственные Президенту РФ, который
осуществляет общее руководство, а
Правительство осуществляет координацию
деятельности, не вмешиваясь в сферу
компетенции Президента. Многим
министерствам подведомственны федеральные
службы и агентства, например, Министерству
обороны подведомственны Федеральная
служба по военно-техническому обслуживанию,
Федеральное агентство специального
строительства и другие. Президент
назначает всех министров, он же назначает
на должности заместителей министров
тех министерств, руководство которыми
он осуществляет. В отношении подведомственных
министерству служб и агентств Президент
по представлению министра назначает
руководителей и их заместителей служб
и агентств данного министерства.
Президент утверждает положения о
министерствах и федеральных агенств и
служб, то есть ему подведомственны через
министерства также и службы и агентства.
В то же время Президент РФ осуществляет
общее руководство рядом федеральных
служб, которые не подведомственны
какому-либо министерству, то есть они
напрямую, без посредника в виде
министерства, подчинены Президенту
(например, Федеральная служба охраны,
Федеральная служба безопасности,
Служба внешней разведки, Управление
делами Президента как агентство и
другие). В таких агентствах и службах
Президент назначает руководителей и
их заместителей, утверждает положения;
напрямую через Президента можно выбивать
финансирование, различные льготы;

2.
Подведомственные Правительству РФ
(значительно больше по
количеству). Правительству
подведомствен ряд министерств, оно
осуществляет руководство этими
министерствами (Минобрнауки, Минобрразвития,
Минтранс, Минкульт, Минфин и другие).
Министерства, подведомственные
Правительству, осуществляют координацию
и контроль деятельности подведомственных
им федеральных служб и агентств (Минтрансу
подведомственны Федеральная служба по
надзору в сфере транспорта, Федеральное
агентство по воздушному транспорту,
Федеральное дорожное агентство,
Федеральное агентство морского и речного
транспорта). В этой системе Президент
назначает министров, но их заместителей
назначает Правительство РФ. По
представлению министра Правительство
назначает руководителей федеральных
служб и агентств, подведомственных
министерству; заместителей руководителей
федеральных служб и агентств назначает
министр. Правительству подведомствен
ряд федеральных служб и агентств, которые
напрямую (без посредников в лице
министерств) подведомственны Правительству
РФ (Федеральная антимонопольная служба,
Федеральная служба государственной
статистики, Федеральное агентство по
делам национальностей). Правительство
назначает руководителей таких федеральных
служб и агентств, их заместителей и
утверждает положения всех федеральных
министерств, служб и агентств,
подведомственных Правительству РФ.

Конституция
РФ закрепила право федеральных органов
исполнительной власти создавать свои
территориальные органы. Любое министерство
не справится с теми задачами, которое
перед ним ставит государство, с учетом
территориального масштаба их деятельности
(невозможно объять необъятное), поэтому
для реализации своих задач, функций и
полномочий федеральные органы образуют
свои территориальные органы: они могут
быть на уровне федеральных округов,
каждого субъекта РФ, межрегиональные.
Например, в каждом федеральном округе
Минюст образовал Главные управления
Минюста по соответствующему федеральному
округу и утвердил по ним положения;
территориальные органы Минюста имеются
также на уровне субъектов РФ.

Формирование
кадрового состава территориальных
органов осуществляется федеральным
органам исполнительной власти с
привлечением органов исполнительной
власти субъектов федерации, которые
могут высказывать свое мнение по поводу
назначения руководителя территориального
органа, его кадрового состава, но решающее
слово принадлежит федеральному органу
исполнительной власти, который организовал
такой территориальный орган.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Верстка сайта пошаговое руководство
  • Сяоми смарт бэнд 7 про инструкция на русском
  • Феофан затворник руководство к духовной жизни слушать
  • Нутрисел инструкция по применению для крс
  • Кальциум магнезиум цинк инструкция по применению цена отзывы