Кодификация законов российской империи проходила в гг под руководством

Реформы,
произведенные в системе центральных
органов власти и управления сопровождались
развер­нутой кодификацией
действующего права.

Основные
направления работы были намечены в
деятельности Уложенной комиссии
Екатерины II.

После
вступления на престол Павла I
вновь был поставлен вопрос о новом
Уложении и в 1796 г. была создана комиссия,
целью которой, однако, было не составление
нового, а подготовка сводного Уложения,
в котором были бы собраны все действующие
законы из области уголовного, гражданского
и государственного (административного)
права.

За
время царствования Павла I
комиссия успела подготовить семнадцать
глав из сферы судопроизводства, девять
— вотчинного права и тринадцать глав
по уголовному праву.

Цель
кодификации.

В
1801 г. с воцарением Александра I
создается новая комиссия, но уже в 1803
г. дело кодификации было передано в
Министерство юстиции, а в 1804 г. был
подготовлен проект работ. Неудача всей
кодификационной деятельности,
осуществлявшейся до 1801 г., объяснялась
тем, что комиссии бессистемно соединяли
все старые законы или занимались
сочинением новых. Новые задачи кодификации
формулировались следующим образом: а)
законы должны утверждаться на
«непоколебимых основаниях права»;

б)
они должны определять все части
государственного управле­ния, пределы
компетенции государственных органов,
права и обя­занности подданных в
соответствии с «духом правления,
политическим и естественным положением
государства и народным характером»;

в)
они должны располагаться по строгой
системе;

г)
они должны содержать в себе правила для
отправления правосудия.

Комиссии
поручалось составить общие государственные
законы, действующие на пространстве
всей России. Из массы действующих законов
следовало выбрать те, которые «наиболее
полезны для блага народа и соответствуют
духу нации и естественным условиям
страны».

Первоочередной
задачей стала кодификация законов о
судоустройстве и судопроизводстве.
Затем следовало приступить к составлению
местных законов для частей империи, где
не действуют общие законы.

Предполагаемая
система права.

Новое
Уложение предполагалось разделить на
шесть частей:

1)
«законы органические и коренные»,
определяющие правовой статус императора,
его отношения с правительственными
органами и подданными,

2)
«общие основания или начала права»,
т.е. формы права, его действия в пространстве
и во времени, принципы толкования
зако­на, перечень санкций, понятия
лица, вещи, действия и обязатель­ства,
владения и собственности, способы их
приобретения и прекращения,

3)
общие гражданские законы, относящиеся
к лицам, вещам, действиям, обязательствам,
владению и собственности,

4)
уголовные законы и устав благочиния,

5)
способы приведения законов в исполнение,
применения их на практике, а также законы
о судоустройстве и судопроизводстве,
о разделении судебного процесса на
части,

6)
местные законы, применяемые при особых
условиях, существующих в отдельных
регионах страны.

Кодификационная
работа была поручена Розенкампфу,
но 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ
министра юстиции М.М
Сперанский.

Последний начал с преобразования
комиссии, которая была разделена на
Совет,
правление
и группу
юрисконсультов.

М.М. Сперанский стал секретарем правления.

Новые
проекты.

В 1810 г. с учреждением Государственного
совета произошло новое преобразование
комиссии, директором ее был назначен
Сперанский. Уже в том же году в
Государственный совет был внесен
подготовительный проект первой части
гражданского
Уложения,

чуть
позже — проект второй части. Будучи
рецепцией французского законодательства,
обе части вызвали решительную критику,
но, несмотря на это в 1812 г. в Государственный
совет был внесен проект третьей части
Уложения.

М.М.
Сперанский вышел из состава комиссии,
и она была подчинена вновь министерству
юстиции (с 1810 до 1812 г. находясь в подчинении
Государственного совета). При
разработке системы Уложения, комиссия
обратилась к анализу Соборного Уложения
1649 г., шведского, датского, прусского и
французского.

В
1813 г. был подготовлен проект уголовного
Уложения,

в
1814 г. — торговое
Уложение.

В
1814 г. все три части гражданского Уложения
вновь были представлены в Государственный
совет, который в 1815 г. постановил составить
систематический свод действующих
законов не утвердив представленного
проекта. Последний следовало согласовать
с подготавливаемым сводом.

В
период с 1815 до 1821 г. был подготовлен свод
указов к двум первым частям гражданского
и к уголовному Уложению. Комиссия
Розенкампфа, сменившего Сперанского,

подготовила также первую часть устава
гражданского судопроизводства и
исправила проекты торгового и уголовного
Уложения.

В
1821 г. М. Сперанский назначается членом
Государственного совета и временно
управляющим комиссией. Работа над
проектами гражданского Уложения
возобновилась. В 1823 г. возобновили работу
над торговым Уложением, но смерть
Александра I
прервала работу комиссии.

Николай
I,
продолжал дело своих предшественников
по кодификации русского права, стал
настаивать на создании Свода законов,
а не нового Уложения. Уложенная комиссия
была преобразована во второе отделение
Собственной канцелярии Его Величества
(1826 г.), делами которого фактически ведал
М. Сперанский. Из двух возможных подходов
к кодификации права — сведения
всех
существующих (действующих и недействующих)
законов воедино
и без изменений или составление
нового
Уложения — был выбран первый (образцом
для будущего Свода стал кодекс Юстиниана).

Юридическая
техника для составления Свода основывалась
на методике, разработанной М. Бэконом:
а) статьи Свода, основанные на одном
действующем указе, излагать теми же
словами, которые содержатся в тексте и
без изменений, б) статьи, основанные на
нескольких указах, излагать словами
главного указа с дополнениями и
пояснениями из других указов, в) под
каждой статьей давать ссылки на указы,
в нее вошедшие, г) сократить многосложные
тексты законов, д) из противоречащих
друг другу законов выбирать лучший или
более поздний.

Свод
законов.

Свод
законов

должен
был состоять из восьми разделов:

1)
основные
государственные законы

(т.1,
ч.1);

2)
учреждения:
а)
центральные (т.1, ч.2), б) местные (т.II),
в) устав о государственной службе (т.
Ш);

3)

законы
правительственных
сил “:

а)
устав о повинностях (т. IV),
б) устав о податях и пошлинах (т. V),
в) устав таможенный (т.VI);
г) уставы монетный, горный и о соли (т.
VII),
д) уставы лесной, оброчных статей и
счетные (т.VIII);

4)
законы
о состояниях

(т.1Х);

5)
законы
гражданские и межевые

(т.
Х);

6)
уставы
государственного благоустройства:

а)
уставы духовных дел иностранных
исповеданий, кредитный, торговый,
промышленный (т. XI),
б) уставы путей сообщения, почтовый,
телеграфный, строительный, положения
о взаимном пожарном страховании, о
сельском хозяйстве, о найме на сельские
работы, о трактирных заведениях, о
благоустройстве в казачьих селениях,
о колониях иностранцев на территории
империи (т. XII);

7)
уставы
благочиния:

а)
уставы о народном продовольствии, об
общественном призрении, врачебный (т.
XIII),
б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный,
о предупреждении и пресечении преступлений,
о содержащихся под стражей, о ссыльных
(т.XIV);

8)
законы
уголовные

(т.
XV).

Подобное
разделение законов, по мысли Сперанского,
основыва­лось на сосуществовании
двух правовых порядков: государ­ственного
и гражданского. Законы делятся по тому
же признаку.

Государственные
законы

подразделяются
в свою очередь на четыре категории:
законы основные, учреждения, законы
государ­ственных сил, законы о
состояниях. Сюда относятся также законы
предохранительные (уставы благочиния)
и законы уголовные.

Гражданские
законы

подразделяются
на три категории: законы «союза
семейственного», общие законы об
имуществах и законы межевые, определяющие
порядок «развода» границ владения,
осо­бенные законы об имуществах
(называемые законами государ­ственного
благоустройства или экономии, относящиеся
к сфере торговли, промышленности и
кредита). Сюда же относятся законы о
порядке взыскания по бесспорным делам,
законы о судопроиз­водстве гражданском,
межевом и торговом, законы о мерах
гражданских взысканий.

Впервые
сфера
гражданского права

была
выделена как особая отрасль (хотя
материальное право еще не было отделено
от процессуального). Этот принцип будут
действовать в течение всей последующей
истории права России.

Полное
собрание законов и свод законов.

Параллельно
с работой над Сводом проходила работа
по подго­товке хронологического
собрания законов.

Такие
попытки пред­принимались и ранее, но
работа не доводилась до конца. Второе
отделение канцелярии составило свой
план работы. Предпола­галось весь
правовой материал разделить на два
этапа:

первый
— от Соборного Уложения 1649 г. до 12 декабря
1825 г. (манифеста Николая I),

второй
— от 12 декабря 1825 г. до текущего момента.
Началом Собрания стало Уложение 1649 г.,
объединившее в себе весь предшествующий
ему правовой материал. Собрание законов
должно было вобрать в себя все
законодательные
акты, издаваемые верховной властью и
правительственными органами (действующие
и отмененные). В Собрание включались те
судебные решения, которые стали судебным
прецедентом или толкованием к принятым
законам, а также частные решения, которые
«важны в историческом отношении».

Создание
Полного собрания законов было необходимо
для работы над составлением Свода
законов и стало подготовительным этапом
к его изданию. Кроме того, для работы
над каждой частью (отраслью) Свода
подготавливалась своя историческая
справка. В Собрание вошло более трехсот
тридцати тысячи актов.

Для
каждой статьи Свода законов составлялся
комментарий, но­сивший значение
толкования, но не имевший силы закона.

Свод включал только действующие
законы,
что проверяли специальные ревизионные
комитеты при министерствах и главные
управления, куда направлялись составленные
отдельные части Свода. Ревизия окончилась
в мае 1832 г.

10
января 1832 г. Государственный совет
рассмотрел все подготовленные пятнадцать
томов

Свода и пятьдесят
шесть

томов Пол­ного собрания законов. Было
принято решение ввести в действие Свод
законов Российской Империи с 1 января
1835 г. Таким образом, работа, начатая
еще Екатериной II,
была завершена.

Первое
издание Свода законов было произведено
в 1832 г., за ним последовали два полных
(1842, 1857) и шесть неполных (1876, 1833, 1885, 1886,
1887, 1889 гг.) изданий.

Но
уже в 1836 г. была начата работа по созданию
нового уголовного уложения: меняющаяся
ситуация потребовала пересмотра старых
норм.

В
1845 г. было принято Уложение о наказаниях
уголовных и исправительных.

Вместе
с тем, в рассматриваемый период впервые
сложились основные отрасли права:
государственное, гражданское,
админист­ративное, уголовное,
процессуальное.

Попытка создания нового уложения в 18-м веке

Попытки систематизировать российские законы предпринял уже Пётр I. В 1700 году по его указу была создана комиссия, которая должна была собрать все законы, принятые после 1649 года, и создать единый кодекс, объединив их с Соборным уложением.

Через год комиссия подготовила новый кодекс, «Новоуложенную книгу». Однако это собрание не было утверждено императором. В 1714 году новая комиссия возобновила работу по систематизации законов и за 4 года подготовила 10 глав. Затем Пётр I решил прервать работу и этой комиссии.

В 1720 году царь приказал создать новую комиссию, которая должна была извлечь лучшее из шведских законов и создать новый законодательный кодекс для России.

1.jpg

М. М. Зайцев, «Заседание Уложенной комиссии». (wikimedia.commons)

В течение 18-го века комиссии по кодификации законов создавались ещё 6 раз. Но каждый раз либо они не приступали к работе, либо достигали незначительных результатов. Или правители не утверждали составленные кодексы законов.

В частности, очередная комиссия была созвана в 1754 году по инициативе Петра Шувалова. Члены комиссии принимали пожелания российских дворян, которые планировалось учесть при составлении свода законов. К 1761 году комиссия подготовила записку «О состоянии подданных вообще».

Проект уложения должен был дать дворянам исключительные права. В частности, они обладали бы полной властью над своими крестьянами только без права их пытать и казнить. Уложение также должно было закрыть путь к обретению дворянского звания разночинцами, продвинувшимся по службе.

Следующую попытку упорядочить законы предприняла Екатерина II, создав Уложенную комиссию. Новая комиссия начала работу в 1767 году. В её составе были выходцы из всех сословий кроме крепостных крестьян, но треть составляли дворяне.

2.png

М. А. Балугьянский. (wikimedia.commons)

Разные сословия, а также региональные группы дворян, старались закрепить в новых законах свои привилегии. Родовитые дворяне стремились отменить петровский акт, который давал потомственное дворянство выслужившимся разночинцам. Купцы стремились лишить дворян права вести торговлю. В итоге за полтора года комиссия не приняла ни одного закона и была распущена императрицей.

Очередная комиссия работала при Министерстве юстиции в течение правления Александра I. В 1808—1812, а затем с 1821 года в ней работал Михаил Михайлович Сперанский.

Император Николай I и Михаил Сперанский

Работы по кодификации законов империи начались в 1826 году. В январе было создано II Отделение императорской канцелярии, и Николай I рескриптом предписывал собрать и систематизировать существующие законы.

Работой по кодификации законов руководил глава II Отделения юрист Михаил Балугьянский, который ранее преподавал право Николаю Павловичу и его брату Михаилу. Помощником М. А. Балугьянского и фактическим руководителем работы был Михаил Сперанский, не занимавший официально никакой должности в отделении. 4 апреля отделение было укомплектовано чиновниками, в число которых вошли университетские профессора Александр Куницын и Моисей Плисов.

3.jpg

М. М. Сперанский. (wikimedia.commons)

Содержание новой комиссии обходилось казне в 37 тысяч рублей в год в отличие от 95 тысяч, уходивших на комиссию при Александре I. Также 10 тысяч рублей ушло на приобретение всех нужных книг.

Михаил Михайлович изучил опыт работы предыдущих комиссий и пришел к выводу, что перед работой по разработке новых законов, нужно сперва систематизировать существующие. Свои мысли и план работы реформатор изложил в записке императору. Еще через два года М. М. Сперанский писал, что нужны два свода: «исторический» и действующий.

В течение 1828−1830 годов прошла работа по публикации всех российских законов, начиная с Соборного уложения 1649 года. В Полное собрание законов Российской империи вошло 30920 актов. Последним шёл манифест о вступлении на престол Николая I. Тридцать тысяч актов уместились в 40 томах, которые дополняло еще 5 томов приложений.

4.jpg

А. Д. Кившенко, «Николай I награждает Сперанского орденом Андрея Первозванного». (wikimedia.commons)

В 1832 году вышло собрание действующих законодательных актов — «Свод законов Российской империи». В нём законодательные акты размещались в систематическом порядке и занимали 15 томов. Акты «Свода…» содержали ссылки на соответствующие места «Полного собрания…», которые должны были помочь правильно толковать законы.

Свод законов был рассмотрен Государственным советом в начале 1833 года. Было принято решение о введении его в действие с 1845 года. В 1834—1839 годах издавалось «Продолжение Свода законов Российской империи». А в 1842 году оно было переиздано в 15 томах. Еще одно «Продолжение…» издавалось до 1855 года и было переиздано в 1857-м.

5.jpg

Николай I награждает М. М. Сперанского. Барельеф на памятнике Николаю I. (wikimedia.commons)

Особые своды законов были сформированы для национальных окраин России — Финляндии, остзейских и западных губерний. В 1838 году был опубликован 15-томный «Свод военных постановлений». Наконец, в 1847 году Сенат выпустил «Сборник правил и узаконений, не вошедших в Полное собрание законов».

М. М. Сперанский и М. А. Балугьянов удостоились от императора достойных наград за проделанную работу. Михаил Сперанский получил орден Андрея Первозванного, а затем алмазные знаки к нему, что было высшей наградой в империи.

Михаил Балугьянов удостоился дворянства за свою работу над «Сводом…», а позже статуса тайного советника и сенатора. В герб Балугьяновых была включена цифра 15 — количество томов Свода законов.

Кодификация законодательства при Николае I — это систематизация всех действующих законодательных актов на территории Российской империи с последующим их изданием под названием «Свод законов Российской империи», начиная с 1832 года.

  1. 1 Суть понятия «кодификация законодательства»
  2. 2 Предыстория вопроса
  3. 3 Работа над созданием Свода законов при Николае I
    1. 3.1 Задачи, поставленные императором
    2. 3.2 Создание II Отделения
    3. 3.3 Издание Полного собрания российских законов
    4. 3.4 Правила Бэкона
    5. 3.5 Составление Свода законов
  4. 4 Введение в действие Свода законов
  5. 5 Краткая характеристика Свода законов
  6. 6 Историческое значение проделанной работы

Суть понятия «кодификация законодательства»

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

  • В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
  • Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства –  разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

  1. Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
  2. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
  3. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
  4. Сократить обширные и многосложные правовые акты.
  5. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
  6. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
  7. Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
  8. Новые законы вносить в продолжение Свода.

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Историческое значение проделанной работы

Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.

Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.


Использованная литература:

  1. Галимзянова Е. Как создавали Свод законов Российской империи. / Электрон. текстовые дан. – Российское военно-историческое общество, 2913-2019.
  2. Латкин В.М. Кодификация при Николае I – Свод Законов. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). – М.:2004.

С начала XVIII века перед российскими правителями стояла цель — систематизировать разобщённое законодательство государства. Решить эту непростую задачу удалось Николаю I и его помощнику Михаилу Сперанскому. 12 февраля 1833 года император опубликовал манифест об издании Свода законов Российской империи. В него вошли все законы — начиная с Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года, в котором были скорректированы прежние указы. С какими проблемами пришлось столкнуться законотворческому гению Сперанского — в материале RT.

«Зависти и злобе удалось взять верх…»

Государственные преобразования первой четверти XIX века, на которые выпали годы правления Александра I, в первую очередь связаны с деятельностью Михаила Сперанского. Его сочинения не только стимулировали развитие законодательства, но и повлияли на общественные взгляды прогрессивно мыслящего служилого дворянства и офицеров, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах.

Молодые люди наблюдали результаты буржуазных революций на Западе, и на фоне прогрессивных реформ, проводимых в Европе, им казалось очевидной отсталость России. Передовые круги дворянства настаивали на проведении в стране коренных реформ. Особенно остро встал вопрос об отмене крепостного права, получивший развитие в деятельности декабристов. Но чаще всего молодые люди выступали за введение в России конституционного правления по европейскому образцу.

В этот момент на политической арене появился Михаил Сперанский — сын церковнослужителя, быстро поднявшийся по карьерной лестнице благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности.

  • Миниатюра: Портрет графа Михаила Михайловича Сперанского
  • © Иванов П.А.

Прогрессивные проекты реформ Сперанского поначалу соответствовали взглядам Александра I. Идеи реформатора базировались на основных положениях западноевропейского государственного устройства при сохранении самодержавной власти.

Однако не многие из проектов государственных преобразований Сперанского воплотились в жизнь. Некоторые реформы были невыгодны чиновному дворянству, которое бездельничало или занималось рутинной работой в подлежавших модернизации бюрократических учреждениях. Преобразования Сперанского противоречили всей существовавшей тогда в верхах системе патрон-клиентских отношений. Ситуация осложнялась тем, что всех этих чиновников поддерживали их высокопоставленные родственники.

Консервативное дворянство пошло на всё, чтобы опозорить «выскочку-поповича» Сперанского в глазах императора. Молодого законотворца обвиняли во взяточничестве, в членстве в масонских ложах, в измене родине и даже в попытках создать некий теневой комитет для управления делами России за спиной государя.

Сам Александр поначалу не верил клевете, но в конце концов под влиянием крупных чиновников сдался. В марте 1812 года у государя и Сперанского состоялся жёсткий разговор, завершившийся фразой Александра: «Обстоятельства требуют, чтобы на время мы расстались». Открыто в защиту чиновника высказался герой Отечественной войны М.Б. Барклай-де-Толли: «Итак, зависти и злобе удалось-таки взять верх над правдой!» Но никакие слова уже не могли спасти Сперанского.

  • Нижний базар и Рождественский собор в Нижнем Новгороде
  • РИА Новости

По приказу императора опальный реформатор был в тот же день отправлен в Нижний Новгород, а спустя ещё пару дней — в Пермь. Через три года Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири. Подав пару прошений об отставке, вскоре он вместе с дочерью отправился в своё крохотное имение в Новгородской губернии, но приезжать в Петербург реформатору запретили.

Сперанский вернулся в столицу почти через 10 лет после ссылки. В марте 1921 года Александр I назначил его членом Государственного совета и пожаловал ему хорошее имение в Новгородской губернии. Император также согласился на несколько предложений Сперанского об улучшении управления Сибирью. Однако мечтам бывшего советника Российской империи сблизиться с государем и вновь начать с ним сотрудничать уже не суждено было осуществиться. Вскоре, во время поездки на юг России Александр неожиданно скончался в Таганроге.

После внезапной смерти царя необходимо было как можно скорее назначить наследника престола. Предполагалось, что им станет следующий по старшинству сын Павла I Константин. Но тот, будучи женат по обряду католической церкви и выполняя обязанности наместника Польши, твёрдо отказался от российской короны. Николай Павлович также отказался от титула императора в пользу Константина. Однако секретным решением Александра I именно Николаю предстояло стать следующим самодержцем. Этой неразберихой воспользовались декабристы, поднявшие восстание 14 декабря 1825 года, когда весь народ должен был присягнуть новому императору Николаю Павловичу.

Полупрощённый сибирский губернатор

Подавив вооружённое выступление декабристов, Николай стал опасаться революционных идей и всю свою дальнейшую деятельность направил на то, чтобы не допустить каких-либо проявлений свободомыслия у образованной части общества.

С первых дней Николай озаботился сохранением незыблемости самодержавия в Российской империи. Начатые Александром I реформы были свёрнуты.

Вместе с тем нового императора очень беспокоила запутанность российского законодательства. Предыдущие попытки его кодификации в течение более века заканчивались провалом. Создание полного собрания законов России Николай поручил Сперанскому, его законотворческая деятельность вновь оживилась.

Но самый жёсткий экзамен для бывшего советника Александра I на верность Николаю заключался в том, что реформатору предстояло разработать проект Манифеста о Верховном уголовном суде по делу декабристов.

  • Портрет Николая I в парадной конногвардейской форме
  • © В. Д. Сверчков

Отношение Николая к Сперанскому было весьма неоднозначным. Главный биограф Сперанского Модест Корф писал: «Несравненно замечательным обстоятельством можно считать то, что император Николай избрал Сперанского для дела, столь близкого его сердцу, отнюдь не по какому-либо особому доверию к образу его мыслей и действий, а только по необходимости, не находя вокруг себя никого к тому более способного. В другом случае, назначая начальником Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии проф. М.И. Балугьянского, прямо наставлял его: «Смотри, чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году: ты у меня будешь за него в ответе».

Лишь впоследствии, оценив блестящие способности Сперанского, обеспечившего успешный ход работы царской канцелярии и ответственное выполнение доверенных ему поручений, Николай совершенно изменил свой взгляд на прошлое законотворца. И постепенно Сперанский стал ближайшим доверенным лицом Николая I.

Свод законов Российской империи

Российское законодательство начала XIX века было крайне запущенным — во многом из-за наследия Петра I. Пытаясь преобразовать Россию на европейский лад, император составил сотни указов и уставов, почти всегда заимствованных из западноевропейских законодательств. Однако свести разобщённый материал в единую систему законодательства так и не удалось.

За масштабную кодификацию многочисленных указов и законов впервые взялся Сперанский. Он предложил издать два взаимодополняющих собрания российских законов: 1) Полное собрание отечественных законов, изданных с 29 января 1649 года по 12 декабря 1826 года, 2) Свод законов Российской империи, охватывающий всё действующее законодательство на день его издания в 1826 году, с последующими изменениями и дополнениями, вносимыми в свод.

Эта трудная работа, с которой не смогла справиться ни одна предыдущая комиссия, была начата в 1826 году и доведена до конца в 1833 году под руководством Сперанского и наблюдением Николая I.

Наконец 12 февраля 1833 года Николай I опубликовал Манифест об издании Свода законов Российской империи. А 1 января 1835 года император ввёл его в качестве единственного источника общеимперского права.

  • «Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов»
  • © А.Кившенко

Появлением в России нового свода законов заинтересовались политики и юристы из Европы. Для них оказалось неожиданностью, что именно в России удалось реализовать мечту многих стран. По выражению современников, законодательство России наконец-то вышло из мрака «чиновных канцелярий и делопроизводства».

За создание свода законов Сперанский был отмечен высшей наградой Российской империи — орденом Андрея Первозванного. Девиз ордена — «За веру и верность» — оказался созвучен пути, которому реформатор следовал всю жизнь. И теперь его заслуги были наконец оценены.

Автор статьи

Александр Андреевич Майер

Эксперт по предмету «История России»

Предложить статью

Планы по систематизации законодательства

Николай I полагал своей задачей укрепление государственного строя и наведение порядка в администрации. Функционирование государственного аппарата невозможно было обеспечить без устранения нестабильности и противоречивости законодательства, из которых проистекали коррупция и невысокий уровень законности. Поэтому Николай обратил внимание на работу Комиссии составления законов: ее главноуправляющий П.В. Лопухин представил отчет о деятельности, а фактический руководитель М. Сперанский в январе 1826 года подал две записки — «Краткое историческое обозрение Комиссии составления законов» и «Предположения к окончательному составлению законов».

В первой записке Сперанский обрисовал деятельность законодательных комиссий XVIII — начала XIX веков, а вторая содержала план работы по систематизации законодательства. Сперанский полагал, что на комиссию следует возложить обязанность разработать в течение двух лет проекты сводов уголовных, гражданских, полицейских и хозяйственных законов (Сперанский понимал под сводом соединение законов в установленном порядке), а также издать полное собрание законов в хронологическом порядке. Следовало одновременно приступить к составлению уголовного и гражданского уложений. В свод входили бы существующие законы без дополнений и изменений, но с исключением недействующих правил, а уложение распространялось на уголовное и гражданское законодательство, предполагая переработку нормативно-правового материала с дополнением новыми нормами.

Ознакомившись с записками, Николай решил изменить порядок систематизации. Не отказываясь от составления уложений, подразумевающих разработку новых норм, император посчитал необходимым собрать существующие законы. Так первоочередной задачей стала разработка свода законов. Император решил дело составления сводов взять в непосредственное ведение. С этой целью в структуру Собственной Его Императорского Величества канцелярии было создано подразделение, ставшее известным в качестве Второго отделения.

Полное собрание законов Российской империи

Деятельность Второго отделения по составлению Полного собрания законов Российской империи была связана с трудностями, заключавшимися в количестве законов в разных архивах, и в отсутствии реестров изданных законов. Изданные до 1711 года узаконения хранились в архивах приказов, Коллегии иностранных дел и Вотчинного департамента; узаконения позднего времени — в архиве Правительствующего Сената, архиве старых дел, Московском губернском архиве, архивах, Военного министерства, Департамента уделов, Морского министерства и прочих ведомств. Подобная рассредоточенность затрудняла работу по сбору документов.

«Кодификация законов во время правления Николая I» 👇

Кодификаторы прежде всего начали составление реестров узаконений. В основу лег реестр упраздненной Комиссии составления законов, который насчитывал 23 433 акта. К нему прибавлялись реестры сенатского, московских архивов, архивов министерств и ведомств. Число актов по всем реестрам достигло 53 239. Затем Второе отделение сделало запрос на копии текстов законов, направляя в ряде случаев в архивы сотрудников, которые на местах переписывали текст; всего было просмотрено или доставлено 3596 книг с текстами узаконений. Затем проведена ревизия текстов, заключавшаяся в сличении с подлинниками и выявлении дублирующих актов (было принято оставлять ранний акт).

В Полное собрание законов Российской империи решено было включить узаконения, изданные верховной властью, причем как действующие, так и утратившие силу. Подлежали публикации законы с Соборного уложения 1649 года, отменившего раннее законодательство; впоследствии предыдущие правовые акты изданы в составе Актов исторических. Судебные решения, в Полное собрание не помещались; исключением стали решения, распространенные на подобные случаи, впоследствии ставшие примером для судебных решений, изъясняющих смысл узаконений, а также решения, вынесенные по делам о государственных преступлениях. Акты располагались в хронологическом порядке с присвоением сплошной нумерации, начиная с первого тома.

Замечание 1

Полное собрание не было по-настоящему полным — составители не обнаружили ряд актов.

Некоторые были найдены позже и опубликованы в дополнении. В собрание не вошел ряд секретных узаконений, а также узаконения частного характера (об определении на службу, награждениях, внутреннем распорядке учреждений).

Работа над составлением Полного собрания законов Российской империи была окончена 1 марта 1830 года. Оно вышло двумя собраниями. В Первое Собрание включались изданные до 12 декабря 1825 года акты, Второе Собрание составили акты, изданные позже.

Составление Свода законов

Одновременно Второе отделение вело подготовительную деятельность по составлению Свода. Эта деятельность состояла из двух стадий: построение верных выписок на каждую область законодательства и составление исторического изложения законов по главным предметам. Например, все гражданское право разделялось на пять отделов — о правах состояний, о правах личных и вещественных вообще, о правах личных и вещественных в особенности, о порядке составления и совершения актов, о тяжебном судопроизводстве. Эти отделы подразделялись на четыре периода: с Соборного уложения до Петра I, с Петра I до Екатерины II, время Екатерины II, от Екатерины до Николая I.

После завершения исторических сводов начались работы над систематическим Сводом. Опираясь на рекомендации Фрэнсиса Бэкона, Сперанский сформулировал правила:

  • Исключить все вышедшие из употребления законы;
  • Исключить повторения, и принять полнейшее постановление;
  • Сохранить слова закона, извлекая из самого текста;
  • Законы обширные и многословные должны быть сокращены;
  • Из противоречащих законов избирать лучше других;
  • По составлении свода, сей Состав должен быть утвержден властью.

В силу поставленной Николаем задачи, Сперанский отступил от пятого правила, выбирая не лучший закон, а последний по времени.

Свод составлялся в процессе распределения узаконений по предметам регулирования и изложения в виде статей. Внешней Свод выглядел как один закон, где фрагменты имели вид статьи со своим номером. Статьи при этом представляли дословное изложение нормативных актов.

Под статьями указывались источники, то есть узаконения и сведения, из которых они были извлечены; эти источники помещались, чтобы придать достоверность статье и предоставить возможность проверки правильности изложения.

Работа по составлению Свода была распределена между чиновниками Второго отделения по мере знаний и способностей. Сперанский непосредственно руководил работами, давал советы сотрудникам, разрешал затруднения, докладывал императору. Составленные проекты представлялись на рассмотрение особым присутствием под председательством Сперанского. В результате проекты исправлялись и переделывались.

Энергия Сперанского способствовала быстрой работе. В июле 1826 года Сперанский работал над первыми главами Свода, а 14 января 1828 года представил Николаю I Свод законов гражданских с пояснительной записки, излагавшей подробный план действий по составлению Свода. Деление на тома было введено позже. Все своды были закончены к 1 января 1830 года.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина daewoo 5590 инструкция на русском
  • Разворот в ограниченном пространстве на автодроме пошаговая инструкция на автомате
  • Пульт от лампы на потолке инструкция
  • Долговременная укладка бровей thuya инструкция по применению
  • Как создать сайт с нуля самостоятельно пошаговая инструкция для новичков