Кодификация права под руководством сперанского

Попытки
кодификации законов в Российской империи
были начаты ещё в XVIII в. и продолжались
при Александре I.

Но только
Николаю I, который привлек к кодификационной
работе М. М. Сперанского, возглавившего
Второе отделение С.Е.И.В. Канцелярии,
удалось осуществить это начинание.

Новые
задачи кодификации формулировались
следующим образом: а) законы должны
утверждаться на «непоколебимых
основаниях права»; б) они должны
определять все части государственного
управления, пределы компетенции
государственных органов, права и
обязанности подданных в соответствии
с «духом правления, политическим и
естественным положением государства
и народным характером»; в) они должны
располагаться по строгой системе; г)
они должны содержать в себе правила для
отправления правосудия.

Под
руководством Спиранского была проведена
огромная работа по розыску, сличению и
упорядочению отдельных законодательных
актов и правительственных распоряжений
и подготовило два крупных издания. В
1830 г. вышло 46- Полное собрание законов
Российской империи (ПСЗ), которое вобрало
в себя свыше 80 тысяч актов, начиная с
Соборного Уложения, которым открывался
1 том, и заканчивая законами 1825 г. (концом
царствования Александра I), помещенными
в последнем томе. Законодательные акты
располагались в нем в хронологическом
порядке (то есть по мере выхода).

В дальнейшем
ПСЗ было продолжено и выпущено ещё два
издания. Третье издание обобщило
законодательство, начиная с 1881 г. и
заканчивая 1913 годом. Наряду с ПСЗ был
подготовлен – Свод законов Российской
империи.

Государственный
совет рассмотрел все подготовленные
пятнадцать томов Свода и пятьдесят
шесть томов Полного собрания законов.
Было принято решение ввести в действие
Свод законов Российской Империи с 1
января 1835 г. В нем увидели свет действующие
законы, объединенные в 15 томов и
расположенные в них уже не в хронологической
последовательности, а по тематическому
принципу Таким образом, работа, начатая
еще Екатериной II, была завершена.

В основу
структуры Свода положено деление права
на публичное и частное, Сперанский
называл эти две группы законов
государственными и гражданскими. В
первой группе располагались Основные
государственные законы, в которых
характеризовалась организация публичной
власти (высшие органы власти, учреждения
центральные и местные, устав о
государственной службе). Затем шли
законы, характеризующие организацию
управления и устройство казны ( уставы
казенного управления, о повинностях,
таможенный, монетный, горный и др.).
Третью группу составляли законы об
организации сословного строя (о
состояниях). В четвертую входили уставы
государственного благоустройства
(кредитный, торговый, промышленности,
путей сообщения, сельскохозяйственный,
почтовый, телеграфный и др.).

В особую
группу выделялись Уставы благочиния,
объединявшие законы о народном
продовольствии, общественном призрении,
организации врачебной помощи и др. Сюда
же относились помещенные в отдельном
томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре,
о ссыльных, о беглых и др., определявшие
законодательное поле деятельности
полиции.

Наконец,
впервые в российском законодательстве
были отделены друг от друга помещенные
в разных томах законы гражданские и
законы уголовные

Так, в первой
половине XIX в. была оформлена система
российского права, дожившая в своей
основе до последних дней империи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Кодификация законодательства при Николае I — это систематизация всех действующих законодательных актов на территории Российской империи с последующим их изданием под названием «Свод законов Российской империи», начиная с 1832 года.

  1. 1 Суть понятия «кодификация законодательства»
  2. 2 Предыстория вопроса
  3. 3 Работа над созданием Свода законов при Николае I
    1. 3.1 Задачи, поставленные императором
    2. 3.2 Создание II Отделения
    3. 3.3 Издание Полного собрания российских законов
    4. 3.4 Правила Бэкона
    5. 3.5 Составление Свода законов
  4. 4 Введение в действие Свода законов
  5. 5 Краткая характеристика Свода законов
  6. 6 Историческое значение проделанной работы

Суть понятия «кодификация законодательства»

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

  • В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
  • Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства –  разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

  1. Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
  2. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
  3. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
  4. Сократить обширные и многосложные правовые акты.
  5. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
  6. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
  7. Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
  8. Новые законы вносить в продолжение Свода.

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Историческое значение проделанной работы

Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.

Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.


Использованная литература:

  1. Галимзянова Е. Как создавали Свод законов Российской империи. / Электрон. текстовые дан. – Российское военно-историческое общество, 2913-2019.
  2. Латкин В.М. Кодификация при Николае I – Свод Законов. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). – М.:2004.

С начала XVIII века перед российскими правителями стояла цель — систематизировать разобщённое законодательство государства. Решить эту непростую задачу удалось Николаю I и его помощнику Михаилу Сперанскому. 12 февраля 1833 года император опубликовал манифест об издании Свода законов Российской империи. В него вошли все законы — начиная с Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года, в котором были скорректированы прежние указы. С какими проблемами пришлось столкнуться законотворческому гению Сперанского — в материале RT.

«Зависти и злобе удалось взять верх…»

Государственные преобразования первой четверти XIX века, на которые выпали годы правления Александра I, в первую очередь связаны с деятельностью Михаила Сперанского. Его сочинения не только стимулировали развитие законодательства, но и повлияли на общественные взгляды прогрессивно мыслящего служилого дворянства и офицеров, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах.

Молодые люди наблюдали результаты буржуазных революций на Западе, и на фоне прогрессивных реформ, проводимых в Европе, им казалось очевидной отсталость России. Передовые круги дворянства настаивали на проведении в стране коренных реформ. Особенно остро встал вопрос об отмене крепостного права, получивший развитие в деятельности декабристов. Но чаще всего молодые люди выступали за введение в России конституционного правления по европейскому образцу.

В этот момент на политической арене появился Михаил Сперанский — сын церковнослужителя, быстро поднявшийся по карьерной лестнице благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности.

  • Миниатюра: Портрет графа Михаила Михайловича Сперанского
  • © Иванов П.А.

Прогрессивные проекты реформ Сперанского поначалу соответствовали взглядам Александра I. Идеи реформатора базировались на основных положениях западноевропейского государственного устройства при сохранении самодержавной власти.

Однако не многие из проектов государственных преобразований Сперанского воплотились в жизнь. Некоторые реформы были невыгодны чиновному дворянству, которое бездельничало или занималось рутинной работой в подлежавших модернизации бюрократических учреждениях. Преобразования Сперанского противоречили всей существовавшей тогда в верхах системе патрон-клиентских отношений. Ситуация осложнялась тем, что всех этих чиновников поддерживали их высокопоставленные родственники.

Консервативное дворянство пошло на всё, чтобы опозорить «выскочку-поповича» Сперанского в глазах императора. Молодого законотворца обвиняли во взяточничестве, в членстве в масонских ложах, в измене родине и даже в попытках создать некий теневой комитет для управления делами России за спиной государя.

Сам Александр поначалу не верил клевете, но в конце концов под влиянием крупных чиновников сдался. В марте 1812 года у государя и Сперанского состоялся жёсткий разговор, завершившийся фразой Александра: «Обстоятельства требуют, чтобы на время мы расстались». Открыто в защиту чиновника высказался герой Отечественной войны М.Б. Барклай-де-Толли: «Итак, зависти и злобе удалось-таки взять верх над правдой!» Но никакие слова уже не могли спасти Сперанского.

  • Нижний базар и Рождественский собор в Нижнем Новгороде
  • РИА Новости

По приказу императора опальный реформатор был в тот же день отправлен в Нижний Новгород, а спустя ещё пару дней — в Пермь. Через три года Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири. Подав пару прошений об отставке, вскоре он вместе с дочерью отправился в своё крохотное имение в Новгородской губернии, но приезжать в Петербург реформатору запретили.

Сперанский вернулся в столицу почти через 10 лет после ссылки. В марте 1921 года Александр I назначил его членом Государственного совета и пожаловал ему хорошее имение в Новгородской губернии. Император также согласился на несколько предложений Сперанского об улучшении управления Сибирью. Однако мечтам бывшего советника Российской империи сблизиться с государем и вновь начать с ним сотрудничать уже не суждено было осуществиться. Вскоре, во время поездки на юг России Александр неожиданно скончался в Таганроге.

После внезапной смерти царя необходимо было как можно скорее назначить наследника престола. Предполагалось, что им станет следующий по старшинству сын Павла I Константин. Но тот, будучи женат по обряду католической церкви и выполняя обязанности наместника Польши, твёрдо отказался от российской короны. Николай Павлович также отказался от титула императора в пользу Константина. Однако секретным решением Александра I именно Николаю предстояло стать следующим самодержцем. Этой неразберихой воспользовались декабристы, поднявшие восстание 14 декабря 1825 года, когда весь народ должен был присягнуть новому императору Николаю Павловичу.

Полупрощённый сибирский губернатор

Подавив вооружённое выступление декабристов, Николай стал опасаться революционных идей и всю свою дальнейшую деятельность направил на то, чтобы не допустить каких-либо проявлений свободомыслия у образованной части общества.

С первых дней Николай озаботился сохранением незыблемости самодержавия в Российской империи. Начатые Александром I реформы были свёрнуты.

Вместе с тем нового императора очень беспокоила запутанность российского законодательства. Предыдущие попытки его кодификации в течение более века заканчивались провалом. Создание полного собрания законов России Николай поручил Сперанскому, его законотворческая деятельность вновь оживилась.

Но самый жёсткий экзамен для бывшего советника Александра I на верность Николаю заключался в том, что реформатору предстояло разработать проект Манифеста о Верховном уголовном суде по делу декабристов.

  • Портрет Николая I в парадной конногвардейской форме
  • © В. Д. Сверчков

Отношение Николая к Сперанскому было весьма неоднозначным. Главный биограф Сперанского Модест Корф писал: «Несравненно замечательным обстоятельством можно считать то, что император Николай избрал Сперанского для дела, столь близкого его сердцу, отнюдь не по какому-либо особому доверию к образу его мыслей и действий, а только по необходимости, не находя вокруг себя никого к тому более способного. В другом случае, назначая начальником Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии проф. М.И. Балугьянского, прямо наставлял его: «Смотри, чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году: ты у меня будешь за него в ответе».

Лишь впоследствии, оценив блестящие способности Сперанского, обеспечившего успешный ход работы царской канцелярии и ответственное выполнение доверенных ему поручений, Николай совершенно изменил свой взгляд на прошлое законотворца. И постепенно Сперанский стал ближайшим доверенным лицом Николая I.

Свод законов Российской империи

Российское законодательство начала XIX века было крайне запущенным — во многом из-за наследия Петра I. Пытаясь преобразовать Россию на европейский лад, император составил сотни указов и уставов, почти всегда заимствованных из западноевропейских законодательств. Однако свести разобщённый материал в единую систему законодательства так и не удалось.

За масштабную кодификацию многочисленных указов и законов впервые взялся Сперанский. Он предложил издать два взаимодополняющих собрания российских законов: 1) Полное собрание отечественных законов, изданных с 29 января 1649 года по 12 декабря 1826 года, 2) Свод законов Российской империи, охватывающий всё действующее законодательство на день его издания в 1826 году, с последующими изменениями и дополнениями, вносимыми в свод.

Эта трудная работа, с которой не смогла справиться ни одна предыдущая комиссия, была начата в 1826 году и доведена до конца в 1833 году под руководством Сперанского и наблюдением Николая I.

Наконец 12 февраля 1833 года Николай I опубликовал Манифест об издании Свода законов Российской империи. А 1 января 1835 года император ввёл его в качестве единственного источника общеимперского права.

  • «Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов»
  • © А.Кившенко

Появлением в России нового свода законов заинтересовались политики и юристы из Европы. Для них оказалось неожиданностью, что именно в России удалось реализовать мечту многих стран. По выражению современников, законодательство России наконец-то вышло из мрака «чиновных канцелярий и делопроизводства».

За создание свода законов Сперанский был отмечен высшей наградой Российской империи — орденом Андрея Первозванного. Девиз ордена — «За веру и верность» — оказался созвучен пути, которому реформатор следовал всю жизнь. И теперь его заслуги были наконец оценены.

Деятельность Михаила Сперанского серьезным образом способствовала становлению правовой системы России и оказала значительное влияние на развитие юриспруденции в государстве. О создании «Свода законов Российской империи» и других достижениях выдающегося российского правоведа рассказывает в тридцать девятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


С начала складывания русского централизованного государства ежегодно выходило много новых законов. Поэтому со временем их накопилось огромное количество. Какого-то строгого порядка их учета в органах власти не существовало. Довольно часто в разных законах крылись противоречия и порой существенные. 

Устаревшие законы порой не отменялись. Отсюда возникла острая необходимость в систематизации всех этих нормативно-правовых актов и в устранении противоречий в них. Такая потребность обозначилась еще в XVIII веке и попытки кодификации уже предпринимались монархами, но из-за чрезвычайной сложности и большого объема работы они не увенчались успехом. Как будто эта многотрудная задача ждала своего исполнителя, который бы по своему уровню соответствовал её масштабу и сложности. 

На этот вызов времени явился ответ в лице выдающегося юриста Михаила Михайловича Сперанского, которого мы заслуженно считаем основоположником юридической науки и классического юридического образования в России.

Фигура М.М. Сперанского − одна из крупнейших в истории российского права. Список его разработок и проектов реформ огромен. Вначале его деятельность протекала при императоре Александре I. Они с молодым монархом оказались в главных вопросах единомышленниками, так как оба находились под влиянием работ французских просветителей. В Государственном совете, учрежденном в 1810 году по проекту Сперанского, он становится государственным секретарём — самым влиятельным сановником России и вторым после императора лицом в государстве. 

О большом вкладе Сперанского в государственное строительство и в развитие российского права хорошо было известно и за рубежом. Очевидцы встречи Александра I с Наполеоном в 1808 году в Эрфурте рассказывали о шутке Наполеона, который, кивнув на участвовавшего во встрече Сперанского, якобы предложил Александру I: «Не угодно ли вам, государь, уступить мне этого человека в обмен на какое-нибудь королевство?»

Однако консервативная среда настолько решительно выступила против планируемых прогрессивных преобразований, что император вынужден был отказаться от своих планов радикальных реформ и отправить в ссылку их главного разработчика.

Но в 1816 году Сперанский был возвращен на государственную службу и назначен пензенским губернатором. Благодаря своим личным качествам, способностям, порядочности и честности Сперанский приобрел здесь необычайную популярность и получил прозвище «благодетеля края».

В 1819 году Сперанский назначается генерал-губернатором Сибири. При этом он получает поручение царя провести основательную ревизию деятельности местных органов власти. А ревизии в Сибири давно не проводилось, и чиновники, начиная с губернаторов, погрязли в чудовищной коррупции и взяточничестве, грубо и дерзко нарушая законы, исходя из того, что «до Бога высоко, а до царя далеко». 

Проехав по всей Сибири и прибыв к месту назначения в Иркутск, Сперанский заключил: «Если в Тобольске я отдал всех под суд… то здесь оставалось бы всех повесить». Действительно, под суд пошли оба губернатора: томский и иркутский, а также десятки чиновников. Всего «в противозаконной деятельности» были уличены 681 человек управленцев разного уровня.

В Иркутске Сперанский разработал «Сибирское уложение» — обширный свод реформирования аппарата управления Сибири. Он запретил все ограничения на торговые сделки и все виды монополий. Введение свободной торговли серьезным образом повлияло на улучшение состояния дел в экономическом положении края. Именно Сперанским в Сибири впервые в России был реализован принцип разделения властей: были созданы коллегиальные органы местной законодательной власти — советы.

В 2016 году в Иркутске был установлен памятник М.М. Сперанскому. 

Однако в Сперанском была большая нужда в столице. Кроме него в России не было такого уровня правоведа, которому бы можно было смело доверять разработку новых законов. 

В 1821 император назначает Сперанского управляющим Комиссией составления законов. Одновременно он становится членом Государственного совета по департаменту законов. Ему и было поручено возобновить работы по составлению гражданского и уголовного уложений.

Высочайший уровень способностей и креативности Сперанского был настолько неоспорим, что без него не смог обойтись и новый император Николай I, прослывший, в отличие от Александра I, ярым реакционером. И это при том, что Николаю хорошо было известно, что декабристы в своих планах переустройства России видели первым российским президентом именно М. М. Сперанского.

Николай I в 1826 году поручает Сперанскому самое ответственное дело, которое вообще может быть поручено юристу и которое может выполнить только выдающийся высококвалифицированный правовед: кодификацию российского законодательства за последние 180 лет. 

Колоссальная по объему работа была выполнена уже к 1830 году. На специальном заседании Государственного совета Сперанский представил 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода законов Российской империи». В конце торжественной церемонии Николай I снял с себя звезду ордена Андрея Первозванного и надел её на Сперанского.

В Полное собрание законов были включены все узаконения, изданные верховной властью, начиная с Соборного уложения 1649 года и по окончание царствования Александра I, всего 30 тысяч законодательных актов. В него вошли и действующие, и утратившие силу законы. Все документы были расположены в хронологическом порядке. 

Кроме собственно законов, в Собрание были включены некоторые судебные решения, в самом изложении которых предписывалось распространение их на все подобные случаи, и те, в которых изъяснялся точный смысл того или иного узаконения, а также решения, вынесенные по делам о государственных преступлениях.

Трудности в составлении данного Собрания законов начинались уже с самых первых этапов работы, так как большое число законов хранилось в различных архивах страны, а полных реестров изданных законов вообще не существовало. 

Узаконения, изданные до 1711 года, хранились в архивах упраздненных приказов, Вотчинного департамента и Коллегии иностранных дел; узаконения более позднего времени — в петербургском архиве Правительствующего Сената, Московском губернском архиве старых дел, архивах Кабинета Его Величества, Департамента уделов, Военного министерства, Морского министерства и других ведомств.

А в Свод законов Российской империи вошли только действующие узаконения, сведенные в кодексы, т.е. расположенные не в хронологическом, а в тематическом порядке.

Трудно переоценить значение проделанной под руководством М.М. Сперанского работы. С выходом Полного собрания законов и Свода законов обозначился новый этап в истории развития отечественного права. Эти издания, бесспорно, являются выдающимся достижением русской правовой мысли первой половины XIX века, в которых впервые были обобщены и сформулированы многие юридические понятия. 

Продолжение читайте на сайте 8 августа

Обновлено: 24.09.2023

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Работа над созданием Свода законов при Николае I

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

  • В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
  • Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства – разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

  1. Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
  2. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
  3. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
  4. Сократить обширные и многосложные правовые акты.
  5. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
  6. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
  7. Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
  8. Новые законы вносить в продолжение Свода.

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Историческое значение проделанной работы

Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.

Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.

Читайте также:

      

  • Свойства нервных центров собаки кратко
  •   

  • История московского водопровода кратко
  •   

  • Сущность оперативного поиска кратко
  •   

  • Абсцизовая кислота это кратко
  •   

  • Елизаветинская эпоха в русской культуре кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Термостат grohe grohtherm smartcontrol 29126000 инструкция
  • Бета каротин облепиха инструкция по применению цена
  • Инструкция по безопасности в детском саду для воспитателей
  • Синупрет таблетки инструкция по применению цена как принимать
  • Тахометр тесто 470 инструкция по эксплуатации