Классы методов руководства

Перечисленные
группы методов тесно взаимосвязаны
между собой. Их эффективное использование
основывается на оптимальном сочетании
и выборе в соответствии с возникшей
ситуацией.

Как уже отмечалось,
общие методы управления обеспечивают
функционирование системы управления
организации в целом и подразделяются
на организационно-распорядительные
(административные), экономические и
социально-психологические методы
управления (рис. 3.3).

Организационно-распорядительные
(административные) методы

базируются на властной мотивации,
основанной на подчинении закону,
правопорядку, нормативным актам и
предполагают прямое целенаправленное
воздействие на объект управления, четкое
определение прав и обязанностей всего
персонала организации. Эти методы
направлены на такие мотивы поведения
человека, как осознанная необходимость
соблюдения дисциплины труда, чувство
долга, культура трудовой деятельности
и т.п.

Административные
методы подразделяются на:

организационно-стабилизирующие
методы

направлены на упорядочение деятельности
субъекта и объекта управления. Эта
группа методов осуществляются в следующих
формах:

а) регламентирование
– наиболее жесткий тип организационного
воздействия, заключается в установлении
четких положений, определяющих сферу
и порядок действия организации в целом
и ее отдельных звеньев. К регламентированию
относятся:

положения
общеорганизационного характера (устав
предприятия, учредительный договор,
законодательные акты, регулирующие
деятельность коммерческих предприятий);

структуры,
определяющие элементы системы
(организационная структура предприятия,
штатное расписание);

положения,
закрепляющие организационный статус
подразделений и порядок их работы
(положения о линейных и функциональных
подразделениях);

должностное
регламентирование, осуществляемое
посредством четкого установления
требований к деятельности определенного
должностного лица (права, обязанности,
задачи, функции, показатели оценки труда
и т.д.);

правила (внутренний
распорядок, правила обслуживания
покупателей, графики выхода на работу
и т.д.);

рабочие инструкции,
разрабатываемые для выполнения
определенных рабочих операций (инструкции
по найму персонала, по технике безопасности,
оформлению взысканий);

б) нормирование
заключается в установлении значений
показателей (нормативов), используемых
для определения и измерения объема и
качества выполняемой работы;

в) инструктирование
заключается в разъяснении работнику
деталей, методов, условий работы при
выполнении определенных действий,
операций. Оно может осуществляться в
устно или письменной формах, посредством
использования оргтехники (персональный
компьютер, телефон), радио, телевидения,
плакатов, схем, рисунков, моделей и т.д.,
путем личных контактов;

распорядительные
методы

обеспечивают реализацию текущей
организационной работы и связаны, как
правило, с решением конкретных задач
организации. К средствам выражения
распорядительной деятельности относятся:
директивы, приказы, распоряжения,
указания, резолюции, предписания;

методы
организационного стимулирования

(перемещение в должности, предоставление
дополнительных прав и функций и т.п.);

методы
дисциплинарного воздействия

представляют
собой меры принуждения, применяемые к
работникам, не исполнившим свои
обязанности должным образом.

Применение методов
дисциплинарного воздействия предполагает
наличие должностной ответственности
за исполнение принятых решений. Различают
общую (административную) и функциональную
(исполнительскую) ответственность.

Нарушение трудовой
дисциплины влечет за собой применение
к провинившемуся работнику дисциплинарных
мер воздействия. Вид взыскания определяется
исходя из тяжести совершенного проступка
и размера нанесенного ущерба.

К мелким
нарушениям

можно отнести единичные случаи опоздания
на работу, случаи непродолжительного
отсутствия на рабочем месте, единичные
факты посторонних разговоров или
занятий, случаи несоответствия внешнего
вида.

Серьезные
нарушения

наказываются дисциплинарными взысканиями,
выговором, строгим выговором. К ним
относятся: неоднократные опоздания на
работу, прогулы, факты некачественного
выполнения установленных обязанностей,
занятия во время работы посторонними
делами и т.д.

К грубым
нарушениям

можно отнести: совершение по месту
работы хищения товарно-материальных
ценностей; наличие серьезных обоснованных
жалоб покупателей на качество обслуживания;
оскорбительное поведение; процедуры,
повлекшие за собой нанесение материальных
ценностей и ущерба имиджу организации,
нарушение конфиденциальности и этических
норм и т.д. При наличии грубых нарушений
следует немедленное увольнение.

Как показывает
практика, применение только
организационно-распорядительных методов
не позволяет в полной мере реализовать
творческую активность персонала на
достижение целей организации.

Экономические
методы управления
,
как способы
непрямого (косвенного) воздействия,
основаны на экономических отношениях
и экономических интересах людей. Они
предполагают материальную заинтересованность
и экономическую ответственность
персонала.

В рамках материальной
заинтересованности

персонала организации различают
экономические методы, осуществляемые:

на уровне коллектива
– реализуются посредством планирования
распределения прибыли в интересах
работников организации, его подразделений
и коммерческого расчета (хозрасчет,
самофинансирование, самоокупаемость);

на уровне отдельного
работника
реализуются
путем денежного и не денежного
материального стимулирования его
труда.

Значимость денежного
материального
стимулирования

обусловлена его ролью в удовлетворении
потребности работника.

Существуют две
основные формы оплаты труда – повременная
и сдельная. Для усиления заинтересованности
персонала в результатах работы персонала
используется премиальная система. При
этом размер и порядок выплаты увязывается
с результатами работы.

В акционерных
обществах все большее применение
получает практика распространения
акций среди работников предприятия.
При рентабельной работе фирмы работники
получают дополнительные дивиденды по
имеющимся у них акциям.

Кроме того, в
организациях могут начисляться бонусы
в виде дополнительных вознаграждений,
премий, надбавок, предоставляться
работникам льготные кредиты, обеспечиваться
льготное страхование жизни работника.

Формами не
денежного материального стимулирования

являются:

выплаты натурального
характера (товары, скидки на приобретение
товаров);

оплата услуг и
различного рода льгот (оплата питания,
жилья, путевок, учебы, транспорты,
медицинских услуг);

вознаграждения и
подарки (праздничные продуктовые наборы,
небольшие подарки и сувениры, билеты в
театр и т.д.);

совместное
проведение досуга, организуемое
руководством (юбилеи, экскурсии,
вечеринки);

оплата медицинских
страховок.

Экономическая
ответственность

персонала осуществляется путём
воздействия на конкретного работника
с помощью денежных санкций (штрафы,
начеты и т.д.) за ущерб, причиненный
организации в результате его нежелательных
действий. Виды и формы экономической
ответственности обычно устанавливаются
нормативно-правовыми документами и
актами, действующими в организации. При
этом различают индивидуальную и
коллективную ответственность за
проступки.

Отрицательная в
некоторых случаях мотивационная
направленность экономических методов
требует от руководителей принятия
продуманных и обоснованных решений,
так как неграмотные действия руководства
могут привести к негативным последствиям.

Социально-психологические
методы управления

представляют собой приемы и способы
воздействия на межличностные отношения
и социальные процессы, протекающие
внутри трудового коллектива. Их механизм
ориентирован на мотивы трудового
поведения, определяемые условиями и
характером труда.

Целями использования
социально-психологических методов
являются всесторонне развитие трудовых
ресурсов, повышение их уровня зрелости,
трудовой активности, создание
благоприятного психологического
климата, обеспечение социальных
потребностей персонала.

По способу
воздействия эти методы можно разделить
на:

методы, учитывающие
психологию поведения личности;

методы
формирования социального взаимодействия
внутри коллектива;

методы
формирования социальных факторов труда,
социально-психологического воздействия,
направленные на обеспечение условий
труда, быта и отдыха работников.

Специфика этих
методов заключается в значительной
доле использования неформальных
факторов, интересов личности, группы,
коллектива.

К основным способам
социально-психологического воздействия
можно отнести: убеждение, как метод
воспитания и формирования личности;
внушение; принуждение; запрещение;
требование; намек, комплимент; похвалу;
порицание; просьбу; совет; обсуждение;
вовлечение; критику и самокритику;
соревнование в коллективе и др.

Существенное
значение для повышения сплочённости
коллектива имеет создание и поддержание
в нём благоприятного психологического
климата. Важнейшими его признаками в
организации являются:

позитивное
настроение в коллективе;

творческая
атмосфера;

отсутствие
«показухи» и формализма в работе;

отсутствие давления
на подчинённых со стороны руководителя;

взаимная
требовательность членов коллектива и
общая ответственность;

доброжелательная
и деловая критика;

свободное выражение
мнений;

высокая степень
взаимопомощи;

достаточная
информированность членов коллектива
о его задачах и состоянии дел;

удовлетворённость
принадлежностью к коллективу и др.

Для решения
практических задач на крупных предприятиях
создают социально-психологические
службы, деятельность которых обычно
протекает по трём направлениям:

исследование
коллективов и отдельных групп различными
методами (наблюдение, тестирование,
опрос, эксперимент и т.д.);

социальное
проектирование – разработка рекомендаций
в части социального развития коллектива;

консультативная
деятельность – оказание помощи
руководителям производства, обучение
персонала и др.

Социально-психологические
методы широко применяются менеджерами
при формировании персонала предприятия,
в управлении формальными и неформальными
группами, для преодоления конфликтных
и стрессовых ситуаций.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Чтобы работа персонала была эффективной, руководителю важно выбрать правильный стиль управления. Как слишком жесткие, так и слишком лояльные методы могут демотивировать сотрудников. Это провоцирует текучку и безответственную, безучастную работу персонала и снижает эффективность всей компании. В статье разберем, какие есть стили управления и как выбрать оптимальный вариант.

Управление — многогранный процесс, который можно осуществить разными способами. Для этого руководителю нужно выбрать стиль. 

Стиль управления — это модель поведения руководителя для управления подчиненными. Стратегию выбирают в зависимости от специфики деятельности организации, характера руководителя и коллектива.

Стили управления классифицировали социальные психологи на протяжении десятилетий. Признанными стали принципы Дугласа МакГрегора, Лайкерта, Блэйка-Моутона и Курта Левина. Это позволяет выбрать классификацию наиболее близкую вашему бизнесу.

Дуглас МакГрегор представил теорию «X» и «Y» в рамках бихевиористского подхода.

Теория «X» основана на утверждениях:

  • Среднестатистический человек обладает отвращением к труду и всеми силами старается его избежать.
  • Многих приходится принуждать трудиться и управлять этим процессом, прибегая даже к угрозе наказания для получения нужного результата.
  • Работник стремится быть защищенным и избегает ответственности. Ему необходимо руководство.

Основные положения теории «Y»:

  • Труд и отдых — естественные явления. У человека нет врожденной антипатии к нему.
  • Отождествление себя с целями порождает самодисциплину, самоконтроль, поэтому наказание излишне.
  • Обязанность в отношении постановки целей заключается в вознаграждении.
  • При определенных условиях человек стремиться брать на себя ответственность.
  • Трудящиеся находчивы и способны к творчеству.
  • Духовный потенциал едва активизируется в индустриальной жизни.

Теория показывает два противоположных типа человека и определяет стиль. Первая — пример авторитарного руководства, а вторая — демократического.

В 1961 году Лайкерт предложил свои варианты управления. Он выделил две крайние противоположные позиции: первая сосредоточена на человеке, а вторая на работе. Между ними находятся остальные.

На основании теории выделяют четыре стиля руководства:

  • Эксплуататорско-авторитарный. Руководитель — автократ, не доверяет подчиненным, все решает сам. Держит подчиненных в страхе наказания за неисполнение обязанностей или ошибок. Вознаграждения редки. Неформальные образования внутри компании находятся в явном противостоянии руководящему звену.
  • Патерналистски-авторитарный. Руководитель позволяет работникам участвовать в принятии решений. Остается угроза наказания. Основной стимул — вознаграждение. При таком стиле неформальной организации наблюдается частичная конфронтация.
  • Консультативный. Стратегия и принятие решений остается за руководителем. А тактика — дело подчиненных. Хороший уровень среди управляющего и подчиненного звена.
  • Демократический. Основан на доверии, когда работники активно участвуют в процессе управления, в том числе, принятии решений. Коммуникации осуществляются и по вертикали, и по горизонтали. Этот подход Лайкерт считает самым эффективным и конструктивным.

Классификация была предложена в 1930-е годы и выделяет три стиля управления:

  • Авторитарный.

Авторитарные лидеры не советуются в принятии решений с остальными членами команды. Когда нужно принимать решение в короткие сроки, это лучший вариант. Приказы и распоряжения руководителя не подлежат сомнениям. При таком подходе высокий уровень текучести кадров.

  • Либеральный.

Подчиненные самостоятельно решают, когда выполнять поставленные задачи, сами определяют временные рамки. Лидер дает распоряжения и при необходимости может оказать поддержку. Высокая удовлетворенность работников и отличная мотивация обеспечивают эффективность. Стоит следить за тем, чтобы позиция лидера не была воспринята как непрофессионализм и попустительство.

  • Демократический.

Руководитель принимает решения вместе с членами команды. Поощряется творческий подход и креативность. Работники ценят такое руководство, имеют высокую мотивацию, эффективно трудятся. Не подходит для срочного принятия решения.

Концепцию разработали в 1964 году, но популяризировали ее именно Роберт Блэйко и Джэйн Моутон. В ней представлены пять стилей управления:

  • Примитивное руководство.

Руководитель не заботится о сотрудниках и производстве. У него нет заинтересованности в своей работе, мотивации работников. В такой компании высокий уровень неорганизованности, постоянно страдают сроки выполнения задач.

  • Авторитарное руководство.

Руководитель заботится только о производстве. Он ответственный и дисциплинированный, у него высокий iq и прекрасные способности организатора. С сотрудниками держит дистанцию. Принимает решения единолично без вовлечения сотрудников. Слишком большая отдаленность руководящего звена может вызвать недовольство сотрудников.

  • Производственно-социальное руководство.

Это компромисс между заботой о производстве и работниках. Руководитель мыслит широко, придерживается современных взглядов. Получается усредненный результат, поскольку лидер не сильно настойчив в достижении поставленных целей.

  • Социальное руководство.

Руководитель заботится о работниках, а не о производстве, в целях повышения мотивации сотрудников. Это улучшает атмосферу внутри коллектива. Но обратная сторона — снижение производительности.

  • Командное руководство.

По мнению создателей данной теории, командное руководство — самый оптимальный стиль управления. Руководитель принимает во внимание и потребности работников, и производственные нужды. Это повышает эффективность производства и создает прекрасную командную атмосферу.

Американский психолог и писатель Д. Гоулман предложил новый подход в классификации. В своей книге «Эмоциональный интеллект» он описал шесть эмоциональных стилей управления.

Подходит для постановки общих целей и для поиска новых направлений в развитии. Руководитель обозначает цели и задачи, а сотрудники сами выбирают методы их реализации.

Стиль управления нацелен на развитие сотрудников и повышение производительности. Способ может быть не всегда действенен, потому что наставничество эффективно при наличии инициативы, иначе работники воспримут его как строгий контроль.

Подход направлен на сближение членов команды и эффективен, когда нужно улучшить коммуникацию и восстановить доверие внутри коллектива. Важно, чтобы в погоне за сплоченностью коллектива руководитель не забывал о производительности.

Отличительная особенность стиля — принятие решений коллективом. Эффективен, когда непонятно, в каком направлении двигаться компании: вовлечение всех сотрудников и сбор мнений поможет найти верный курс. Во время кризисов этот стиль управления не подходит, так как нужны быстрые решения.

Специфический стиль, при котором руководитель считает, что все можно делать и эффективнее, и лучше, и быстрее. Он постоянно задает завышенные производственные стандарты и мотивирует сотрудников на их достижение. Гоулман считает, что применение направляющего стиля требует от руководителя мудрости и умеренности, ведь неправильное применение негативно повлияет на коллектив.

Классический военный подход и самый неэффективный из представленных. При таком управлении руководитель много критикует и не приветствует поощрения, у сотрудников возникает низкая удовлетворенность работой. Гоулман поясняет, что такой подход эффективен в моменты кризисов для быстрого улучшения ситуации.

По классической классификации есть несколько стилей управления в менеджменте. Рассмотрим их преимущества и недостатки.

Характеризуется сосредоточением власти в руках одного руководителя. Преимущества этого стиля в том, что он не требует высоких материальных затрат и позволяет за короткий срок наладить работу между отделами и сотрудниками. Но у авторитарного стиля много недостатков: он подавляет инициативу и самостоятельность, провоцирует чрезмерный контроль и высокую степень бюрократизма, что снижает эффективность деятельности организации в целом.

При этом стиле управления руководитель делегирует полномочия сотрудникам, решения принимаются коллегиально. Его преимущества:

  • стимулирует творческую деятельность;
  • сотрудники мотивированы и удовлетворены работой;
  • благоприятный психологический климат в организации.

Недостаток демократичного подхода — сотрудники могут перекладывать ответственность за выполнение работы.

В центре этого стиля — работник со своими потребностями и ожиданиями. Преимущества личностно-ориентированного стиля в высокой заинтересованности работников. А недостатки проявляются в том, что безответственные сотрудники могут злоупотреблять подходом и недобросовестно выполнять обязанности, из-за чего эффективность производства снижается. Кроме того, стиль не подходит для решения проблем во время кризисов.

Стиль подразумевает сотрудничество руководителя и подчиненного. Он хорош для компаний, которые занимаются творческой деятельностью. Менеджер и подчиненные — партнеры, обладают примерно одним уровнем образования. Контролируют результат работ, а не самих сотрудников.

Преимущества стиля в том, что легче принять целесообразные решения, у сотрудников высокая мотивация, а у менеджера меньше нагрузки. Но есть вероятность, что процесс принятия решений станет медленнее.

Современный метод управления, когда компетенции и ответственность за совершенные действия возлагаются на сотрудника. В таком делегировании много плюсов: оно снимает нагрузку с руководства, позволяет быстро принимать решения и развивает личную инициативу у работников. Оно применимо в любой сфере. Недостатки могут обернуться, если руководитель делегирует только неинтересные рутинные задачи, а жесткая иерархия и ориентированность исключительно на выполнение задач может угнетать сотрудников.

Современный коучинг — структурированная система приемов, принципов, направленных на развитие возможностей индивида, группы. Помогает раскрыть потенциал на 100%. Это не обучение, а помощь и поддержка. Коучинг развивает амбициозность, обучаемость, ориентацию на результат и ответственность.

Коучинг как стиль управления включает в себя:

  • постановку целей;
  • нахождение ресурсов для их достижения;
  • создание нужных отношений внутри команды;
  • анализ полученных результатов.

Главная цель коучинга — построение отношений партнерства среди сотрудников, работа на принципах ответственности и осознанности. Применение коучинга дает лучшие результаты и повышает уровень развития каждого сотрудника в профессиональном и личном планах.

При выборе стиля управления руководитель может ориентироваться на следующие факторы:

  • Уровень стресса. Когда-то эффективнее делегировать полномочия, а когда-то принимать решения самостоятельно и оперативно. Даже либеральный руководитель время от времени должен становиться авторитарным, если того требуют обстоятельства.
  • Сложность поставленной задачи. Простую задачу легко делегировать исполнителю. Важные вопросы стоит решать коллегиально.
  • Команда. Коллектив состоит из индивидов, где каждый со своим характером. Кому-то требуется авторитарный стиль управления, а для кого-то он может стать настоящим угнетением, которое убивает мотивацию.
  • Характер работы. Творческим работникам не подойдут жесткие меры, но если необходимо оперативное решение проблемы, этот стиль вполне конструктивен.

Чтобы выбрать оптимальный стиль управления, нужно рассмотреть, какие внешние и внутренние факторы влияют на компанию. К внешним факторам относят:

  • активную политику конкурентов;
  • изменения в политической и экономической сферах;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • ухудшение или улучшение благосостояния общества;
  • миграционные процессы;
  • внесение корректировок в законодательство.

Внутренние факторы выражаются в аспектах:

  • психологическом климате в коллективе;
  • изменениях в деятельности организации;
  • увеличении или сокращении штата;
  • конфликтах на производстве;
  • мотивации коллектива;
  • планировании деятельности предприятия.

Ошибочный стиль управления персоналом может привести к серьезным последствиям:

  • Угнетающей психологической атмосфере в коллективе. У демократичного руководства, как правило, с этим проблем нет. А вот те, кто работает под страхом наказания, часто имеют заниженную самооценку и теряют мотивацию, интерес к работе.
  • Текучести кадров. Когда стиль управления не устраивает сотрудников, они увольняются или терпят, но работают плохо.
  • Саботажу задач. Проблема возможна при разных стилях, только ее проявление разное. При авторитарном стиле подчиненные могут работать противоположно указаниям, а при демократичном стиле сотрудники могут откладывать задачи и срывать сроки.
  • Упадку в развитии. Новые идеи важны для развития компании. Когда их генерирует всего один человек, это может привести к тому, что организация откатится на прошлые позиции.

Стиль управления — важная составляющая эффективного менеджмента. Он влияет на атмосферу в коллективе, на производственные процессы, на результат и на многое другое. Учитывая внутренние и внешние факторы, руководитель может менять свой стиль, адаптировать его к новым реалиям. 

В ходе прочтения данной статьи формируются следующие компетенции:

  • знание методов управления и особенностей разных методов управления;
  • умение выбирать методы управления исходя из управленческой ситуации;
  • владение приемами выбора методов управления согласно проблемам предприятия.

Система методов 

Определение 1

Методами управления принято называть совокупный объем приемов и способов оказания воздействия субъекта управления на управляемый объект для того, чтобы суметь достичь поставленных целей.

Само слово «метод» имеет греческое происхождение («methodos»), что при переводе обозначает «способ достижения какой-то цели». Методы управления осуществляют ключевое и главное содержание всей управленческой деятельности, т.е. менеджмента. Они являются самыми подвижными и активными составляющими всей управленческой системы, обладают альтернативным характером и направлены на осуществление целей и принципов управления. 

Методы связывают с содержанием трудовой деятельности сотрудников аппарата управления и в общей сумме объединяются в довольно непростую систему. 

Определение 2

Системой методов управления называют совокупность способов и приемов, посредством которых менеджеры в состоянии выполнять закрепленный за ними функционал.

Методы управления используются относительно трудовых коллективов в общем и целом, а также относительно отдельно взятых сотрудников. Количество методов управления и их комбинация безграничны, что обусловлено сложностью и большим числом решаемых задач при регулировании деятельности объектов управления. 

На практике зачастую используются разные методы управления в совокупности, их сочетания и комбинации потому, что они способны органически дополнять друг друга. Методы управления должны перманентно пребывать в динамическом равновесии, исходя из актуальных условий деятельности организаций.

Виды методов

Согласно содержанию, методы управления принято подразделять на такие виды:

  • организационно-административные, которые основаны на непосредственных директивных указаниях;
  • хозяйственные, которые обусловлены экономическими отношениями;
  • общественно-психологические, которые применяются для того, чтобы повысить социальную активность трудового коллектива.

Отличия между организационно-административными, хозяйственными и общественно-психологическими методами управления представлены в таблице ниже.

Таблица 1 — Различия организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления

Виды методов

Все методы управления оказывают воздействие, как правило, в комплексе, поэтому не стоит противопоставлять разные методы друг другу, разделяя их на главные и второстепенные. Более того, их стоит изучать в совокупности и взаимосвязи, так как их комплексное использование помогает оптимально и своевременно достичь поставленных организацией целей.

Организационно-административные методы управления

Посредством организационно-административных методов формируются нужные условия функционирования предприятия. Объективной базой применения данных методов управления являются организационные взаимоотношения, которые составляют звено всего механизма управления. В связи с тем, что данные методы осуществляют одну из самых важных функций управления – функцию организации, задачей организационно-административной деятельности является координация действий рабочего коллектива.

Сущность данных методов состоит в реализации управленцем практических мер, которые направлены на обеспечение согласованного поведения работников для достижения оптимального исхода. 

Организационно-административные методы напрямую оказывают воздействие на управляемый объект с помощью приказов, распоряжений, оперативных указаний, которые отдаются вербально либо невербально, с помощью осуществления контроля за их выполнением, системы административных средств поддержания трудовой дисциплины и проч. Данные методы нужны для обеспечения организационной четкости и дисциплины труда, повышения эффективности функционирования всей системы посредством лучшей управленческой организации.

Организационно-административные методы, которые используются на уровне организации, помогают достичь целей предприятия посредством использования таких видов деятельности, как:

  • формирование оптимальной структуры;
  • рациональная организация и координация работы сотрудников;
  • регламентирование компетентности и ответственности структурных единиц;
  • назначение и ротация в должности;
  • ликвидация дестабилизирующих факторов;
  • распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномочиями;
  • применение контроля, санкций и проч.

Главным отличием организационно-административных методов от других методов является четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых квалифицируется в качестве прямого нарушения исполнительской дисциплины и становится причиной последующих определенных взысканий.

Директивные команды являются обязательными для выполнения, причем в обозначенные временной период, даже если это является невыгодным для исполнителя. По факту, организационно-административные методы управления являются методами принуждения, то есть осуществляется подчинение одной воли другой. 

Замечание 1

В то же время, формам данного подчинения должен быть присущ наиболее благожелательный характер, способствующий прогрессу в трудовом коллективе и не вызывающий нежелательных эмоций, таких как унижение, неловкость, досада, раздражение, а иногда и стресс, что станет исключающим фактором во всяком взаимопонимании между управляющей и управляемой системами.

Организационно-административные методы подразделяются на два больших блока: методы организационного воздействия и методы административного воздействия (табл. 2).

Таблица 2 — Организационно-административные методы управления

Организационно-административные методы управления​​​​​​​

К методам организационного воздействия принято относить: организационное нормирование и планирование, организационный инструктаж, организационное распорядительство, контроль.

Для организационного нормирования применимы:

  • технические стандарты, нормали, технические условия;
  • организационно-структурные нормативы (организационные структуры, типовые схемы управления и проч.);
  • оперативно-календарные нормативы, которые регламентируют протекание производственных процессов;
  • административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила найма и проч.).

Организационное планирование осуществляется посредством оперативно-производственного планирования, что говорит о близкой связи организационно-административных методов управления с хозяйственными.

Организационное планирование включает в себя четыре ключевых элемента:

  1. задание, которое определяет совокупный объем работы;
  2. качественные показатели (структура производства, качество услуг);
  3. лимитирующие показатели ресурсов (обеспечение производства);
  4. план организационно-технических действий.

Организационный инструктаж подразумевает инструктирование специалистов и сотрудников в системе управления для того, чтобы оказать им содействие в ходе устранения трудностей, появляющихся в ходе осуществления управленческих решений.

Организационное распорядительство есть своевременная выдача распоряжений главным, дополнительным и обслуживающим структурным единицам организации.

Организационный контроль – это программа исполнения решений и распоряжений разных органов управления данной организации, а также вышестоящих подразделений.

Методы административного воздействия

Важно понимать, что методы организационного воздействия не должны стагнировать и пребывать неизменными на протяжении долгого периода, ведь они нуждаются в регулярном пересмотре и корректировке.

Методы административного воздействия – это действие, которое осуществляется посредством приказов, распоряжений, директив, указаний, резолюций, которые будут описаны более подробно ниже.

Определение 3

Приказ есть письменное или устное распоряжение руководящего менеджера, направленное на разрешение конкретной задачи и предписывающее: что, когда, кому стоит сделать. При этом, как правило, конкретно изложена ответственность исполнителя.

Приказу стоит быть должным образом оформленным и находиться в соответствии с нормами административного права, ведь в ином случае, он не будет являться правомерным в юридическом отношении.

Распоряжение –  это управленческая команда главного менеджера, которая направлена на разрешение частных вопросов. Зачастую, распоряжение применяется с целью конкретизации задач в пределах отдельно взятых структурных единиц организации.

Директивой принято называть решение о целях перспективного развития объекта управления. Директивы обычно устанавливают общую цель, которая связана с политикой и миссией организации. Они, как правило, рассчитаны на продолжительный промежуток времени и нуждаются в качественных изменениях рабочих приемов.

Указания – постоянное распорядительное воздействие менеджера для разъяснения конкретных заданий, а резолюцией называют распоряжение руководителя, которое зафиксировано на самом документе.

Замечание 2

Методам административного воздействия стоит быть реализованными в ясной и краткой форме, принимая во внимание существующие этические нормы. Можно сказать, что административные методы управления базируются на взаимоотношениях единоначалия, дисциплины и ответственности.

Главным недостатком административных методов управления можно назвать то, что они направляют исполнителей на достижение конкретных результатов, а не на их прирост, то есть занимаются поощрением исполнительности, а не инициативы.

Высококвалифицированный социально развитый человек — менее подходящий объект административного (особенно бюрократического) управления. Это является одной из причин того, что методы директивного управления становятся менее эффективными.

В то же время ослабление внешней регламентации и контроля трудовой и экономической деятельности провоцирует усиление элементов стихийности в развитии экономики. Становится нужной замысловатая и разветвленная система хозяйственных стимулов и санкций. Между тем сформировать, реализовать в жизни и освоить систему экономического управления хозяйством гораздо сложнее, нежели осуществлять управление посредством директив и приказов.

Таким образом, задача заключается в том, чтобы отыскать рациональное соотношение административных и хозяйственных методов управления для тех или иных конкретно представленных условий.

Классификация методов
управления

Практическая реализация функций
управления осуществляется с помощью системы методов управления. Привести в
действие организованную систему, чтобы получить необходимый результат, можно
только через влияние на нее управляющего органа или лица. При этом необходимы
определенные инструменты согласованного воздействия, которые и обеспечивают
достижение поставленных целей. Такие инструменты принято называть методами
управления.

Методы управления — это способы
влияния на отдельных работников и трудовые коллективы в целом, которые
необходимы для достижения цели фирмы (предприятия, организации).

Управление фирмой (предприятием,
организацией) направлено на людей, круг их интересов, прежде всего
материальных. Поэтому основой классификации методов управления является
внутреннее содержание мотивов, которое положено в основу производственной или
другой деятельности человека. По своему содержанию мотивы деятельности можно
разделить на материальные, социальные и мотивы принудительного характера. В
соответствии с этим различают экономические, социально-психологические и
организационные методы управления
[1].

Методы классифицируются по различным
(критериям) признакам:

-по масштабам применения — общие,
относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям
этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая
потребителей, посредников, конкурентов и др.;

-по отраслям и сферам применения — в
государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.;

-по роли на различных этапах
жизнедеятельности организации — методы исследования организаций, формирующие,
упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов ликвидации,
банкротства;

-по степени опосредованности
воздействия — прямые и косвенные;

-по уровню обобщения управленческих
знаний — методы теории и практики управления;

-по управленческим функциям, которые
эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации,
контроля и т.п.;

-по конкретным объектам управления и
характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др
[2].

В отношении последнего из упомянутых
критериев разнообразие методов особенно велико. Существуют методы
инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового
менеджмента, управления производством, сбытом (включая логистику),
коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми
и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы
управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и другие.

Традиционная общепризнанная
классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия:
административные (организационно-распорядительные), экономические и
социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить
каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и
имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах
воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в
отдельности.

Административные методы. Деятельность
по управлению невозможна без разумного применения административных методов
управления, которые нередко называют организационно-административными или
организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы
управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих
права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные
методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое
воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через
административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты,
правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно
регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую
дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на
власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной
мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и
с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого
результата.

Экономические методы. Сущность
экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические
интересы работников и экономических контрагентов с помощью Цен, оплаты труда,
кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный
механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических
стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих
работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников
добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то
распоряжений
[3].

При использовании экономических
методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется
возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от
необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач,
управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в
административном контроле. Распространение экономических методов обычно
сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением
уровня саморегулирования.

Административные и экономические
методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг
друга. Как правило, административные решения — это не просто некие директивы, а
решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же
время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления
тех или иных директив.

Социально-психологические методы.
Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем
воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов
задействовать эффективный механизм работы.

Социально-психологические методы
воздействуют на потребности и интересы человека и группы, их иерархию,
активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.

Данные методы предполагают
использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации,
образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и
эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов — убеждение, внушение,
«заражение», демонстрация примеров поведения. Современная
деятельность по управлению невозможна без широкого применения
социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как
административно-командные, так и экономические методы менеджмента
[4].

Таким образом, управление
представляет собой процесс воздействия на коллективы людей с целью достижения
поставленных целей. Таким образом, объектом управления являются группы людей
занимающихся определенной производственно-хозяйственной деятельностью; субъект
управления – это группа людей, осуществляющих это целенаправленное воздействие.
Система управления предприятием включает две подсистемы – управляющую (субъект
управления) и управляемую (объект управления), которые находятся в постоянном
взаимодействии.

Реализация функций и принципов
управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления — это совокупность
приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения
поставленных организацией целей.

Можно выделить следующие методы
управления:

-организационно — административные,
основанные на прямых директивных указаниях;

-экономические, обусловленные
экономическими стимулами;

-социально — психологические,
применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    
Алексеева А. И. Комплексный экономический
анализ хозяйственной деятельности / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев, А. В.
Малеева, Л. И. Ушвицкий. — М. : КноРус, 2019. — 718 с.

2.    
Алексейчева Е. Ю. Экономика организации
(предприятия) / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. — М. : Дашков
и Ко, 2018. — 292 с.

3.    
Васильева Н. А. Экономика предприятия.
Конспект лекций / Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — М. : Юрайт,
2017. — 192 с.

4.    
Головачев А. С. Экономика предприятия. В 2
частях. Часть 2 / А. С. Головачев. — М. : Вышэйшая школа, 2017. — 464 с.

5.    
Грибов В. Д. Экономика организации
(предприятия) / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. — М. : КноРус,
2012. — 416 с.

6.    
Коршунов В. В. Экономика организации
(предприятия) / В. В. Коршунов. — М. : Юрайт, 2018. — 434 с.

7.    
Косолапова М. В. Комплексный экономический
анализ хозяйственной деятельности / М. В. Косолапова, В. А. Свободин. — М. :
Дашков и Ко, 2019. — 248 с.

8.    
Лялин В. А. Экономика предприятия (фирмы)
/ В. А. Лялин, П. В. Воробьев. — М. : Проспект, 2018. — 638 с.

9.    
Парамонова Т. Н. Маркетинг торгового
предприятия / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк, В. В. Лукашевич. — М. : Дашков и
Ко, 2018. — 284 с.

10.
Раздорожный А. А. Организация производства
и управление предприятием / А. А. Раздорожный. — М. : Экзамен, Харвест, 2009. —
880 с.

11.
Сергеев И. В. Экономика организации
(предприятия) / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. — М. : Юрайт, 2018. — 672
с.

12.
Экономика Организации (Предприятия) /
Безгина ;. — М. : Инфра-М, 2017. — 90 с.

13.
Экономика организации (предприятия) /
Рубцов И.В.. — М. : Омега-Л, 2015. — 332 с.

Метод
(от
греч. methodos
— путь исследования, теория, учение)
в общем смысле означает путь к цели,
способ дости­жения
какой-либо цели, решения конкретной
задачи.

У
Метод
— это совокупность приемов или операции
практического
или теоретического освоения
(познания)
действительности.

В
теории управления сложились два подхода
к трактовке методов
руководства. Первый
подход
основан
на отождествле­нии
методов руководства и методов управления.
Они рассмат-

97

риваются
как способы организующего воздействия
субъектов управления
(неопределенный круг управляющих систем)
на объекты
управления, на процесс служебной
деятельности, силы
и средства. Второй
подход
рассматривает
методы руко­водства в качестве способов
воздействия конкретной управля­ющей
системы (руководителя любого уровня)
на отдельных подчиненных или коллективы
в целом в процессе управления. Отличие
этих подходов связано с различными
взглядами на оценку
их функционального предназначения.

Так
как руководство является составной
частью управле­ния,
встречающееся в литературе отождествление
методов уп­равления
с методами руководства следует признать
не совсем верным.

Система
методов управления (управляющего
воздействия) наряду
с методами руководства включает в себя
и так называ­емые
способы осуществления процесса управления
или, точ­нее,
функциональные методы управления, к
которым относят­ся
методы анализа и оценки обстановки,
планирования слу­жебной
деятельности и т.д. Другими словами,
методами руко­водства
могут пользоваться не все участники
управленческого процесса,
а лишь руководители, т.е. для применения
многих методов
руководства необходимы соответствующие
полномо­чия,
которыми наделены только руководители
(например, отдание приказов, указаний,
распоряжений и пр.).

В
числе основных методов руководства
выделяют методы
убеждения
и
методы
принуждения,
которые
реализуются це­лым рядом производных
от них частных методов руководства.

В
экономической литературе можно встретить
и деление методов руководства на методы
стимулирования и распоряди­тельства.
При этом методы
стимулирования
по
воздействию на субъект управления могут
быть прямыми и косвенными:

  • прямое
    стимулирование:
    поощрение,
    наказание, крити­
    ка, аттестация;

  • косвенное
    стимулирование:
    личный
    пример руководите­
    ля, информирование
    подразделения (сотрудника) о положении
    дел,
    создание ориентирующих ситуаций.

Различие
между этими методами заключается в
наличии или
отсутствии ясно выраженной оценки
действий подчинен­ного
(подразделения, сотрудника).

7 С. Н Князев

98

Методы
распорядительства
(организационно-распоряди­тельного
воздействия) базируются на использовании
«обязы-вания»,
т.е. разрешения или запрета на определенные
дейст­вия
или нормы поведения субъекта. Эти методы
представляют собой инструмент, посредством
которого развивается и конк­ретизируется,
облекается в определенную форму
управленчес­кое
воздействие субъекта. Они достаточно
широко использу­ются в организаторской
деятельности руководителя на всех
уровнях
управления и реализуются в форме приказа,
указа­ния,
установки, предписания, распоряжения.
Успех использо­вания
этих методов определяется тем, что
применяемое воздействие
должно:

  • быть
    правомочным, предельно ясно и четко
    сформулиро­
    ванным;

  • не
    подавлять активности подчиненных, не
    сковывать их
    мелочной
    опекой;

  • учитывать
    предел загрузки сотрудника, не
    допуская
    избыточности
    адресуемых ему поручений, а также
    уровень его
    компетентности;

  • не
    оставлять сомнений в правильности
    отдаваемого рас­
    поряжения;

  • не
    противоречить ранее данным по тому же
    вопросу ука­
    заниям
    или распоряжениям вышестоящих субъектов
    управле­
    ния
    (если они не противоречат закону);

  • подвергаться
    своевременной корректировке, если
    отдан­
    ные
    ранее распоряжения оказались ошибочными
    или не совсем
    удачными.

В этой же группе
можно рассматривать и делегирование
руководителем своих полномочий
подчиненному.

В
любом случае указанные методы дают
ощутимый резуль­тат
только при соблюдении общих для них
требований:

  • объективности (с
    точки зрения объекта управления);

  • научной
    обоснованности;

  • конкретности (для
    объекта управления);

  • системности;

  • соответствия
    правовым и морально-нравственным
    нор­
    мам (с учетом моральных норм
    объекта управления);

  • воспитательной
    направленности.

99

У
Таким
образом, сущность любого метода
управле­
ния
составляет характер воздействия руководи
теля на подчиненных или интеграционное
образо­
вание,
обусловленное диалектическим,
взаимодей­
ствием,
конкретных целей руководства и
использу­
емых
для их достижения средств.

Здесь
выражается противоречие между потребностью
и ра­зумной
достаточностью мер воздействия на
подчиненных. По­нимание
и правильная реализация этого противоречия
форми­рует
эффективный стиль управленческой
деятельности и рабо­ты
руководителя.

Данные
методы на практике чаще всего применяются
комп­лексно,
образуя достаточно устойчивые группы,
в числе кото­рых
выделяются следующие.

Методы
централизованного планового руководства.
Начиная
от современных концептуальных разработок
страте­гических интересов и до их
реального воплощения в жизнь прослеживается
стремление четко определить цели и
задачи организации
на каждом этапе проведения экономических
и по­литических
реформ в Беларуси. В последнее время
централи­зации
управления придается серьезное значение
исходя из особенностей
реформирования системы всех органов
госуправ­ления.

Методы
установления нормативных показателей.
Эти
методы позволяют не только регулировать
и организовы­вать
процесс государственного управления,
но также справед­ливо
оценивать вклад каждого сотрудника и
подразделения в достижение
конечного результата.

Методы
коллегиальной выработки основополагаю­
щих
решений и персональной ответственности
руко­
водителей
за их реализацию.
К
ним относятся методы, развивающие
творчество и привлекающие интеллектуальный
потенциал
сотрудников к заинтересованному участию
в реше­нии
поставленных перед коллективом задач.
Эти методы раз­вивают
стремление к профессиональному росту
сотрудников. f{<
Методы
оптимального соответствия организаци-
Фнноы
структуры
решаемым задачам.
Реформы
и дина­мика
преобразований в обществе постоянно
отражаются на построении
структуры любой организации. При этом
основная

100

сложность
заключается в правильной оценке и
прогнозе изме­нений,
чтобы сохранить в арсенале сил и средств
все самое ценное,
накопленное годами работы. Данные методы
опреде­ляют
возможности для своевременного изменения
организаци­онно-штатной
структуры организации и заложены в
принци­пах
построения системы управления.

Методы
волевого воздействия субъекта управле­
ния
на объекты.
Разум,
энергия и заинтересованность руко­водителей
и руководимых в решении общих задач
формируют отношения
подчиненности. Они создают основу для
участия всех
членов коллектива в созидательной
работе. Не насилие, а воздействие
на сознание подчиненных определяет
пределы применения
методов волевого руководства.

Методы
личного примера руководителя в
организа­
ции
работы и достижении конечного результата.
Только
личное участие в выполнении наиболее
сложных ме­роприятий позволяет
руководителю вести за собой весь
кол­лектив, от формального лидерства
переходить к неформально­му.
Такое участие регулируется личным
опытом и оценкой си­туации
каждым руководителем. Необходимость и
пределы до­пустимого участия
определяются важностью задач, обстанов­кой
в коллективе, уровнем подготовки
исполнителей и многи­ми другими
параметрами. Но руководитель должен не
подме­нять исполнителя, а вести его
за собой и учить в ходе совмест­ной
работы.

Организационные
методы.
Это
— набор приемов и способов
практической реализации планов и
плановых реше­ний.
Его чаще определяют особенности личности
управляюще­го
и управляемых, их знания и практический
опыт, а также соответствующая
оценка ситуации. Организация собственного
рабочего времени, а затем и работы всего
коллектива требует умения
и воли субъекта управления. Именно
поэтому органи­зационные
методы тесно связаны с индивидуальным
стилем работы
любого руководителя, но они изменяются
в зависимос­ти
от уровня управленческой деятельности.

Правовые
методы
опираются
на Конституцию РБ и за­коны,
подзаконные нормативные акты, уточняющие
и регла­ментирующие деятельность
подразделений министерств (ве­домств)
по решению поставленных перед ними
задач.

_ 101

Методы
стимулирования
широко
известны, весьма раз­нообразны
и учитывают практически все
социально-психологи­ческие
аспекты управления. Не только поощрение
и наказание формируют
мотивацию подчиненного к действию.
Известно, что
духовная и материальная сфера жизни
человека тесно соприкасаются.
Необходимо, чтобы идеалы и ценностная
ориен­тация
в обществе и отдельно взятом коллективе
совпадали. Кроме
того, должны учитываться устремления
личности к реа­лизации
заложенных в нее природой и воспитанием
возможнос­тей,
а также к материальной обеспеченности.
Поэтому опытный руководитель
умело использует любой повод и ситуацию
для стимулирования
добросовестной работы своих подчиненных.

Искусство
применения методов управления
подразумева­ет
постоянный поиск руководителем новых
возможностей и пристальное
внимание к отклонениям в функционировании
управляемого
объекта. Самой распространенной ошибкой
яв­ляется
шаблонность и стереотипность методов
руководства, в результате
чего возникает так называемый эффект
накопления погрешностей,
или эффект привыкания. Длительное
исполь­зование
одного и того же метода, пусть даже
полезного перво­начально, постепенно
ведет к тому, что управляемый объект
адаптируется
к нему и утрачивает нужную реакцию на
управ­ляющее
воздействие. Поэтому только та система
управления является
эффективной, которая постоянно развивается
и со­вершенствуется
на основе использования накопленного
опыта.

Соседние файлы в папке 01.Учебники РБ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классификация методов
управления

Практическая реализация функций
управления осуществляется с помощью системы методов управления. Привести в
действие организованную систему, чтобы получить необходимый результат, можно
только через влияние на нее управляющего органа или лица. При этом необходимы
определенные инструменты согласованного воздействия, которые и обеспечивают
достижение поставленных целей. Такие инструменты принято называть методами
управления.

Методы управления — это способы
влияния на отдельных работников и трудовые коллективы в целом, которые
необходимы для достижения цели фирмы (предприятия, организации).

Управление фирмой (предприятием,
организацией) направлено на людей, круг их интересов, прежде всего
материальных. Поэтому основой классификации методов управления является
внутреннее содержание мотивов, которое положено в основу производственной или
другой деятельности человека. По своему содержанию мотивы деятельности можно
разделить на материальные, социальные и мотивы принудительного характера. В
соответствии с этим различают экономические, социально-психологические и
организационные методы управления
[1].

Методы классифицируются по различным
(критериям) признакам:

-по масштабам применения — общие,
относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям
этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая
потребителей, посредников, конкурентов и др.;

-по отраслям и сферам применения — в
государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.;

-по роли на различных этапах
жизнедеятельности организации — методы исследования организаций, формирующие,
упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов ликвидации,
банкротства;

-по степени опосредованности
воздействия — прямые и косвенные;

-по уровню обобщения управленческих
знаний — методы теории и практики управления;

-по управленческим функциям, которые
эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации,
контроля и т.п.;

-по конкретным объектам управления и
характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др
[2].

В отношении последнего из упомянутых
критериев разнообразие методов особенно велико. Существуют методы
инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового
менеджмента, управления производством, сбытом (включая логистику),
коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми
и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы
управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и другие.

Традиционная общепризнанная
классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия:
административные (организационно-распорядительные), экономические и
социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить
каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и
имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах
воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в
отдельности.

Административные методы. Деятельность
по управлению невозможна без разумного применения административных методов
управления, которые нередко называют организационно-административными или
организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы
управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих
права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные
методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое
воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через
административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты,
правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно
регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую
дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на
власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной
мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и
с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого
результата.

Экономические методы. Сущность
экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические
интересы работников и экономических контрагентов с помощью Цен, оплаты труда,
кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный
механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических
стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих
работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников
добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то
распоряжений
[3].

При использовании экономических
методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется
возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от
необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач,
управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в
административном контроле. Распространение экономических методов обычно
сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением
уровня саморегулирования.

Административные и экономические
методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг
друга. Как правило, административные решения — это не просто некие директивы, а
решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же
время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления
тех или иных директив.

Социально-психологические методы.
Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем
воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов
задействовать эффективный механизм работы.

Социально-психологические методы
воздействуют на потребности и интересы человека и группы, их иерархию,
активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.

Данные методы предполагают
использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации,
образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и
эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов — убеждение, внушение,
«заражение», демонстрация примеров поведения. Современная
деятельность по управлению невозможна без широкого применения
социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как
административно-командные, так и экономические методы менеджмента
[4].

Таким образом, управление
представляет собой процесс воздействия на коллективы людей с целью достижения
поставленных целей. Таким образом, объектом управления являются группы людей
занимающихся определенной производственно-хозяйственной деятельностью; субъект
управления – это группа людей, осуществляющих это целенаправленное воздействие.
Система управления предприятием включает две подсистемы – управляющую (субъект
управления) и управляемую (объект управления), которые находятся в постоянном
взаимодействии.

Реализация функций и принципов
управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления — это совокупность
приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения
поставленных организацией целей.

Можно выделить следующие методы
управления:

-организационно — административные,
основанные на прямых директивных указаниях;

-экономические, обусловленные
экономическими стимулами;

-социально — психологические,
применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    
Алексеева А. И. Комплексный экономический
анализ хозяйственной деятельности / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев, А. В.
Малеева, Л. И. Ушвицкий. — М. : КноРус, 2019. — 718 с.

2.    
Алексейчева Е. Ю. Экономика организации
(предприятия) / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. — М. : Дашков
и Ко, 2018. — 292 с.

3.    
Васильева Н. А. Экономика предприятия.
Конспект лекций / Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — М. : Юрайт,
2017. — 192 с.

4.    
Головачев А. С. Экономика предприятия. В 2
частях. Часть 2 / А. С. Головачев. — М. : Вышэйшая школа, 2017. — 464 с.

5.    
Грибов В. Д. Экономика организации
(предприятия) / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. — М. : КноРус,
2012. — 416 с.

6.    
Коршунов В. В. Экономика организации
(предприятия) / В. В. Коршунов. — М. : Юрайт, 2018. — 434 с.

7.    
Косолапова М. В. Комплексный экономический
анализ хозяйственной деятельности / М. В. Косолапова, В. А. Свободин. — М. :
Дашков и Ко, 2019. — 248 с.

8.    
Лялин В. А. Экономика предприятия (фирмы)
/ В. А. Лялин, П. В. Воробьев. — М. : Проспект, 2018. — 638 с.

9.    
Парамонова Т. Н. Маркетинг торгового
предприятия / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк, В. В. Лукашевич. — М. : Дашков и
Ко, 2018. — 284 с.

10.
Раздорожный А. А. Организация производства
и управление предприятием / А. А. Раздорожный. — М. : Экзамен, Харвест, 2009. —
880 с.

11.
Сергеев И. В. Экономика организации
(предприятия) / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. — М. : Юрайт, 2018. — 672
с.

12.
Экономика Организации (Предприятия) /
Безгина ;. — М. : Инфра-М, 2017. — 90 с.

13.
Экономика организации (предприятия) /
Рубцов И.В.. — М. : Омега-Л, 2015. — 332 с.

Чтобы работа персонала была эффективной, руководителю важно выбрать правильный стиль управления. Как слишком жесткие, так и слишком лояльные методы могут демотивировать сотрудников. Это провоцирует текучку и безответственную, безучастную работу персонала и снижает эффективность всей компании. В статье разберем, какие есть стили управления и как выбрать оптимальный вариант.

Управление — многогранный процесс, который можно осуществить разными способами. Для этого руководителю нужно выбрать стиль. 

Стиль управления — это модель поведения руководителя для управления подчиненными. Стратегию выбирают в зависимости от специфики деятельности организации, характера руководителя и коллектива.

Стили управления классифицировали социальные психологи на протяжении десятилетий. Признанными стали принципы Дугласа МакГрегора, Лайкерта, Блэйка-Моутона и Курта Левина. Это позволяет выбрать классификацию наиболее близкую вашему бизнесу.

Дуглас МакГрегор представил теорию «X» и «Y» в рамках бихевиористского подхода.

Теория «X» основана на утверждениях:

  • Среднестатистический человек обладает отвращением к труду и всеми силами старается его избежать.
  • Многих приходится принуждать трудиться и управлять этим процессом, прибегая даже к угрозе наказания для получения нужного результата.
  • Работник стремится быть защищенным и избегает ответственности. Ему необходимо руководство.

Основные положения теории «Y»:

  • Труд и отдых — естественные явления. У человека нет врожденной антипатии к нему.
  • Отождествление себя с целями порождает самодисциплину, самоконтроль, поэтому наказание излишне.
  • Обязанность в отношении постановки целей заключается в вознаграждении.
  • При определенных условиях человек стремиться брать на себя ответственность.
  • Трудящиеся находчивы и способны к творчеству.
  • Духовный потенциал едва активизируется в индустриальной жизни.

Теория показывает два противоположных типа человека и определяет стиль. Первая — пример авторитарного руководства, а вторая — демократического.

В 1961 году Лайкерт предложил свои варианты управления. Он выделил две крайние противоположные позиции: первая сосредоточена на человеке, а вторая на работе. Между ними находятся остальные.

На основании теории выделяют четыре стиля руководства:

  • Эксплуататорско-авторитарный. Руководитель — автократ, не доверяет подчиненным, все решает сам. Держит подчиненных в страхе наказания за неисполнение обязанностей или ошибок. Вознаграждения редки. Неформальные образования внутри компании находятся в явном противостоянии руководящему звену.
  • Патерналистски-авторитарный. Руководитель позволяет работникам участвовать в принятии решений. Остается угроза наказания. Основной стимул — вознаграждение. При таком стиле неформальной организации наблюдается частичная конфронтация.
  • Консультативный. Стратегия и принятие решений остается за руководителем. А тактика — дело подчиненных. Хороший уровень среди управляющего и подчиненного звена.
  • Демократический. Основан на доверии, когда работники активно участвуют в процессе управления, в том числе, принятии решений. Коммуникации осуществляются и по вертикали, и по горизонтали. Этот подход Лайкерт считает самым эффективным и конструктивным.

Классификация была предложена в 1930-е годы и выделяет три стиля управления:

  • Авторитарный.

Авторитарные лидеры не советуются в принятии решений с остальными членами команды. Когда нужно принимать решение в короткие сроки, это лучший вариант. Приказы и распоряжения руководителя не подлежат сомнениям. При таком подходе высокий уровень текучести кадров.

  • Либеральный.

Подчиненные самостоятельно решают, когда выполнять поставленные задачи, сами определяют временные рамки. Лидер дает распоряжения и при необходимости может оказать поддержку. Высокая удовлетворенность работников и отличная мотивация обеспечивают эффективность. Стоит следить за тем, чтобы позиция лидера не была воспринята как непрофессионализм и попустительство.

  • Демократический.

Руководитель принимает решения вместе с членами команды. Поощряется творческий подход и креативность. Работники ценят такое руководство, имеют высокую мотивацию, эффективно трудятся. Не подходит для срочного принятия решения.

Концепцию разработали в 1964 году, но популяризировали ее именно Роберт Блэйко и Джэйн Моутон. В ней представлены пять стилей управления:

  • Примитивное руководство.

Руководитель не заботится о сотрудниках и производстве. У него нет заинтересованности в своей работе, мотивации работников. В такой компании высокий уровень неорганизованности, постоянно страдают сроки выполнения задач.

  • Авторитарное руководство.

Руководитель заботится только о производстве. Он ответственный и дисциплинированный, у него высокий iq и прекрасные способности организатора. С сотрудниками держит дистанцию. Принимает решения единолично без вовлечения сотрудников. Слишком большая отдаленность руководящего звена может вызвать недовольство сотрудников.

  • Производственно-социальное руководство.

Это компромисс между заботой о производстве и работниках. Руководитель мыслит широко, придерживается современных взглядов. Получается усредненный результат, поскольку лидер не сильно настойчив в достижении поставленных целей.

  • Социальное руководство.

Руководитель заботится о работниках, а не о производстве, в целях повышения мотивации сотрудников. Это улучшает атмосферу внутри коллектива. Но обратная сторона — снижение производительности.

  • Командное руководство.

По мнению создателей данной теории, командное руководство — самый оптимальный стиль управления. Руководитель принимает во внимание и потребности работников, и производственные нужды. Это повышает эффективность производства и создает прекрасную командную атмосферу.

Американский психолог и писатель Д. Гоулман предложил новый подход в классификации. В своей книге «Эмоциональный интеллект» он описал шесть эмоциональных стилей управления.

Подходит для постановки общих целей и для поиска новых направлений в развитии. Руководитель обозначает цели и задачи, а сотрудники сами выбирают методы их реализации.

Стиль управления нацелен на развитие сотрудников и повышение производительности. Способ может быть не всегда действенен, потому что наставничество эффективно при наличии инициативы, иначе работники воспримут его как строгий контроль.

Подход направлен на сближение членов команды и эффективен, когда нужно улучшить коммуникацию и восстановить доверие внутри коллектива. Важно, чтобы в погоне за сплоченностью коллектива руководитель не забывал о производительности.

Отличительная особенность стиля — принятие решений коллективом. Эффективен, когда непонятно, в каком направлении двигаться компании: вовлечение всех сотрудников и сбор мнений поможет найти верный курс. Во время кризисов этот стиль управления не подходит, так как нужны быстрые решения.

Специфический стиль, при котором руководитель считает, что все можно делать и эффективнее, и лучше, и быстрее. Он постоянно задает завышенные производственные стандарты и мотивирует сотрудников на их достижение. Гоулман считает, что применение направляющего стиля требует от руководителя мудрости и умеренности, ведь неправильное применение негативно повлияет на коллектив.

Классический военный подход и самый неэффективный из представленных. При таком управлении руководитель много критикует и не приветствует поощрения, у сотрудников возникает низкая удовлетворенность работой. Гоулман поясняет, что такой подход эффективен в моменты кризисов для быстрого улучшения ситуации.

По классической классификации есть несколько стилей управления в менеджменте. Рассмотрим их преимущества и недостатки.

Характеризуется сосредоточением власти в руках одного руководителя. Преимущества этого стиля в том, что он не требует высоких материальных затрат и позволяет за короткий срок наладить работу между отделами и сотрудниками. Но у авторитарного стиля много недостатков: он подавляет инициативу и самостоятельность, провоцирует чрезмерный контроль и высокую степень бюрократизма, что снижает эффективность деятельности организации в целом.

При этом стиле управления руководитель делегирует полномочия сотрудникам, решения принимаются коллегиально. Его преимущества:

  • стимулирует творческую деятельность;
  • сотрудники мотивированы и удовлетворены работой;
  • благоприятный психологический климат в организации.

Недостаток демократичного подхода — сотрудники могут перекладывать ответственность за выполнение работы.

В центре этого стиля — работник со своими потребностями и ожиданиями. Преимущества личностно-ориентированного стиля в высокой заинтересованности работников. А недостатки проявляются в том, что безответственные сотрудники могут злоупотреблять подходом и недобросовестно выполнять обязанности, из-за чего эффективность производства снижается. Кроме того, стиль не подходит для решения проблем во время кризисов.

Стиль подразумевает сотрудничество руководителя и подчиненного. Он хорош для компаний, которые занимаются творческой деятельностью. Менеджер и подчиненные — партнеры, обладают примерно одним уровнем образования. Контролируют результат работ, а не самих сотрудников.

Преимущества стиля в том, что легче принять целесообразные решения, у сотрудников высокая мотивация, а у менеджера меньше нагрузки. Но есть вероятность, что процесс принятия решений станет медленнее.

Современный метод управления, когда компетенции и ответственность за совершенные действия возлагаются на сотрудника. В таком делегировании много плюсов: оно снимает нагрузку с руководства, позволяет быстро принимать решения и развивает личную инициативу у работников. Оно применимо в любой сфере. Недостатки могут обернуться, если руководитель делегирует только неинтересные рутинные задачи, а жесткая иерархия и ориентированность исключительно на выполнение задач может угнетать сотрудников.

Современный коучинг — структурированная система приемов, принципов, направленных на развитие возможностей индивида, группы. Помогает раскрыть потенциал на 100%. Это не обучение, а помощь и поддержка. Коучинг развивает амбициозность, обучаемость, ориентацию на результат и ответственность.

Коучинг как стиль управления включает в себя:

  • постановку целей;
  • нахождение ресурсов для их достижения;
  • создание нужных отношений внутри команды;
  • анализ полученных результатов.

Главная цель коучинга — построение отношений партнерства среди сотрудников, работа на принципах ответственности и осознанности. Применение коучинга дает лучшие результаты и повышает уровень развития каждого сотрудника в профессиональном и личном планах.

При выборе стиля управления руководитель может ориентироваться на следующие факторы:

  • Уровень стресса. Когда-то эффективнее делегировать полномочия, а когда-то принимать решения самостоятельно и оперативно. Даже либеральный руководитель время от времени должен становиться авторитарным, если того требуют обстоятельства.
  • Сложность поставленной задачи. Простую задачу легко делегировать исполнителю. Важные вопросы стоит решать коллегиально.
  • Команда. Коллектив состоит из индивидов, где каждый со своим характером. Кому-то требуется авторитарный стиль управления, а для кого-то он может стать настоящим угнетением, которое убивает мотивацию.
  • Характер работы. Творческим работникам не подойдут жесткие меры, но если необходимо оперативное решение проблемы, этот стиль вполне конструктивен.

Чтобы выбрать оптимальный стиль управления, нужно рассмотреть, какие внешние и внутренние факторы влияют на компанию. К внешним факторам относят:

  • активную политику конкурентов;
  • изменения в политической и экономической сферах;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • ухудшение или улучшение благосостояния общества;
  • миграционные процессы;
  • внесение корректировок в законодательство.

Внутренние факторы выражаются в аспектах:

  • психологическом климате в коллективе;
  • изменениях в деятельности организации;
  • увеличении или сокращении штата;
  • конфликтах на производстве;
  • мотивации коллектива;
  • планировании деятельности предприятия.

Ошибочный стиль управления персоналом может привести к серьезным последствиям:

  • Угнетающей психологической атмосфере в коллективе. У демократичного руководства, как правило, с этим проблем нет. А вот те, кто работает под страхом наказания, часто имеют заниженную самооценку и теряют мотивацию, интерес к работе.
  • Текучести кадров. Когда стиль управления не устраивает сотрудников, они увольняются или терпят, но работают плохо.
  • Саботажу задач. Проблема возможна при разных стилях, только ее проявление разное. При авторитарном стиле подчиненные могут работать противоположно указаниям, а при демократичном стиле сотрудники могут откладывать задачи и срывать сроки.
  • Упадку в развитии. Новые идеи важны для развития компании. Когда их генерирует всего один человек, это может привести к тому, что организация откатится на прошлые позиции.

Стиль управления — важная составляющая эффективного менеджмента. Он влияет на атмосферу в коллективе, на производственные процессы, на результат и на многое другое. Учитывая внутренние и внешние факторы, руководитель может менять свой стиль, адаптировать его к новым реалиям. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Yashtimadhu himalaya инструкция по применению на русском отзывы
  • Мазь ацикловир 5 процентов инструкция по применению
  • Как работает айкос 3 дуос инструкция на русском
  • Пакетница для хранения полиэтиленовых своими руками пошаговая инструкция
  • Каптоприл 0 05г инструкция по применению взрослым таблетки