Классный час это классное руководство

Большеохочевский
филиал

МКОУ
» Охочевская СОШ»

Выступление
на педагогическом совете

»
Классный час как основной элемент системы работы классного руководителя»

Учитель
начальных классов:

Нечаусова
Наталья Фёдоровна

2017
год

       
«В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание
рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе
образования и ориентированная на создание условий для развития духовности
обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им
помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и
профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности»

На сегодняшний день   существует множество
современных подходов и концепций воспитания обучающихся. Все они помогают
педагогу в планировании и организации воспитательной работы с детьми, в решении
сложных вопросов воспитания, расширяют и обогащают педагогическую культуру
учителя.

Но главной целью  воспитательной
работы в современной школе  остаётся всестороннее и гармоничное развитие
личности, способной к самопознанию и саморазвитию.

Этот сложный и многогранный процесс
воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от
содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей,
особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

 В настоящее время, актуальным
остается вопрос о формах воспитательной работы. Широко распространенной формой
воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).

      Это  гибкая по составу и
структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой
специально-организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися
класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его
членов.

В учительской среде с давних пор в
ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так
дорого, как классное руководство». В самом деле,  эта работа поглощает
порой все свободное (и несвободное) время учителя. Для того чтобы эффективно
работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество,
учителя  стремятся привести деятельность классного руководителя в систему,
найти оптимальное сочетание желаемого и возможного.
Почти все знают, что воспитание  требует терпения…но
весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности
и навыка необходимы ещё и специальные знания.  К. Д. Ушинский.

И перед классным руководителем стоит непростая задача, потому
что воспитание включает совокупность методов и способов для всестороннего
развития личности, а что самое главное, воспитание возможно только в том
случае, если будет происходить взаимодействие между воспитателем и щ+

воспитанниками. Какова же роль и место классного
часа в системе внеклассной воспитательной деятельности школы, в воспитании
классного коллектива?

Необходимо
выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под
такой формой воспитательной работы, как классный час. Возьмём и обратимся к
высказываниям известных учёных:

§  «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими
воспитанниками” (В. П. Созонов)

§   «Классный час… — это… та самая
«клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному
педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и
высветить запланированное отношение к определенным ценностям…» (Л. И.
Маленкова)

§ 
 «Классный час — это форма воспитательной
работы, при которой школьники под руководством педагога  включаются в
специально организованную деятельность, способствующую формированию у них
системы к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).

Исходя из
названных определений классного часа, можно выделить его характерные
особенности
Классный час — одна из важнейших форм
организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в
неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсуд
ить. Это
не урок,  э
то
рабочий момент , на успех которого работает каждый.

Классные
часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они
проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут
иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста
учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

По
мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие
воспитательные функции: просветительную, ориентирующую , направляющую и
формирующую

 Просветительная
функция
заключается в том, что классный час расширяет круг знаний
воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике,
литературоведению и другим наукам. Пред­метом классного часа могут быть и
знания из области техники, народ­ного хозяйства, а также сведения о событиях,
происходящих в дерев­не, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения
может стать лю­бое явление социальной жизни. Примерные темы: «Как появился
этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного
общества» и т. д.

  Ориентирующая
функция
состоит в формировании у школьников определенного отношения к
объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и
духовных ценностей. Ес­ли просветительная функция предполагает знакомство с
миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связа­ны
между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к
классической музыке, которую они ни разу не слышали.

 Часто
классные часы помогают ученикам ориентироваться в обще­ственных ценностях. Темы
таких классных часов: «Как стать счастли­вым?», «Кем
быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женствен­ности»
и т. д.

 Направляющая
функция
классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в
область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция
выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их
поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
Ес­ли в процессе проведения классного часа отсутствует определенная
направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно
снижается, а знания не переходят в убеждения. Напри­мер, классный час на тему
«Международный год ребенка», « Твои права и обязанности»

Формирующая  —
формирует навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в
выработке умелого ведения диалога, отстаивания своего мнения.

 Чаще
всего классный час одновременно выполняет  указан­ные функции: он и просвещает,
и ориентирует, и направляет учащихся.

Часы классного
руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам подготовки и
проведения, тем не менее делаются попытки их типизации. Целесообразным
основанием для типизации часов классного руководителя является характер
деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в
подготовке и проведении воспитательного часа.

В
зависимости от этого классные часы можно подразделить на:
Нравственный классный час

• Интеллектуально-познавательный
классный час


Тематический классный час


Информационный классный час

Остановимся
подробнее на каждом из предложенных типов классных часов.

Целью
нравственного классного
часа является: Развитие
нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим
людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение
прощать и быть прощен­ным, умение доказывать свою правоту и признав
ать
правоту других людей, п
росвещение учащихся с целью выработки собственных
нравс­твенных взглядов, суждений, оценок.
Надо отметить, что
нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные
классные часы перестают быть интересными и значимыми. Достаточно проводить
такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни
обучающихся, заметным событием в жизни класса, вызывал желание участвовать в
таких мероприятиях и впредь.

Бывает и такое,
что нравственный классный час проводится неза­планированно, так как связан со
сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча  не
превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час — это
время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного сущес­твования;
извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения.
Целью
интеллектуально- познавательного классного часа является: Развитие
 познавательного
интереса  учащихся,
осознание своих индивидуальных возможностей
, стремление к
самосовершенствованию
. Развитию интеллектуальной сферы учащихся,
их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со
школь­никами:

— интеллектуальные марафоны;

— дни
интеллектуального творчества;

— защита
интеллектуальных проектов;

— интеллектуальные
ринги и викторины;

— заседание клубов
интеллектуалов;

— интеллектуальные
олимпийские игры;

— школа
интеллектуального развития.

Назначение тематического
классного часа
состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся,
способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и
духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.

Тематические
классные часы требуют от педагога серьезной под­готовки и могут быть объединены
определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать
началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена
другими формами внеклассной работы.
Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом
возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном
коллективе.

Планируя
тематические классные часы, необходимо предвари­тельно предложить учащимся
совместно определить темы, которые впоследствии могут стать основой серии
различных внеклассных ме­роприятий по данной теме.
Целью 
тематических классных часов является:

Развитие 
кругозора
учащихся,
формирование их интересов и духовных потребностей.

Главное
назначение информационного часа

формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям
общественно — политической жизни страны, своего города, района. Информационный
час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории ,
разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на
происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут
расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать
исследовательские умения.

Информационный
час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть
своевременной. он должен быть мобильным, а      информация,
которую  подготовили  классный руководитель и учащиеся должна быть интересной и
ненавязчивой.

Основные формы работы во время информационного часа:
         — газетные
сообщения

 — пересказ событий в мире и стране с
использованием цитат из текстов газет и журналов

  — работа со словарем и справочной
литературой;

 — работа с политической картой мира и глобусом;

 — комментированное чтение газетных и журнальных
материалов;

 — формулирование проблемных вопросов и поиск
ответов на них;

 — просмотр и обсуждение телематериалов.

 Формы проведения информационных
часов:

 — викторина (обзорная и тематическая)

 — информационный ринг;

  — конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы
эрудитов;

  — пресс — конференция;

  — праздники газеты и журнала;

 — вечера вопросов и ответов;

  — дискуссии;

 — путешествие во времени (история создания газет
и журналов);

  — рекламная акция.

Продолжительность
классного часа должна быть обоснованной. 

 
Классный час в 1-4 классах может длиться      20—30 минут, в 5-8 классах 30-45
минут,  в 9-11 классах — более 1 часа (когда  рассматривается актуальная тема,
которая заинтересовала каждого школьника).Однако в любом случае надо учитывать
требования к режиму дня учащихся.
  Опытный
классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до
того, как дети почувствуют усталость
.

 Перед проведением классного часа классный руководитель
должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного ча
са,
место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного
часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников,
распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в
любом воспитательном мероприятии, он
учитывает возрастные особенности детей, особенности
классного коллектива, уровень его развития.

 В
структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

 Назначение вступительной части: активизировать
внимание уче­
ников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное
отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и
науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами
классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание
внести изменения в работу класса. Если
говорить о современном классном часе, то необходимо добавить в ход классного
часа этап рефлексию, на этом этапе воспитанники рассуждают о пользе
проведенного группового дела ,высказывают родившиеся суждения, отмечают
главное.

 
 Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто
воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память
остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который
помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью.
Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к
ребенку в педагогическом коллективе школы. 

Классное руководство, безусловно, не
сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако, в суматохе ежедневных
забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя,
очень важная роль.

 Это должно быть потребностью, гармонично
вплетаться в систему школы. Сам классный руководитель должен чётко представить
себе значение еженедельной встречи с классом. Работа классного руководителя
требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно
организовать работу класса, то есть создать благоприятную атмосферу в
коллективе для каждого ученика.

Классный руководитель-это  и педагог, и
воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для
родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают
«мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на
ребенка, а есть ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих
детей. Так пусть же эта доброта, понимание, чуткость всегда сопутствуют в нашем
нелегком труде. Результат не заставит себя долго ждать.

Доклад по теме:

«Классный час в системе

работы классного

руководителя»

Подготовила: Кочергина И.Г.,

МКОУ СОШ №17.

Классный час является одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, прямой фор­мой общения классного руководителя с учениками.

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В.П.Созонов).

«Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя…» (Л.И.Маленкова).

«Классный час можно назвать специально ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич).

Цель классного часа – это тот конечный результат, к которому стремится педагог в системе воспитательной работы. Задачи классного часа – это тот результат, который планирует получить педагог. Задача – ступенька в общем движении к цели.

Класс­ный час может проводиться в форме:

  • классного собрания

  • воспитательного часа (час классного руково­дителя)

  • экскурсии

  • тематической лекции

  • беседа (этическая, нравственная)

  • диспуты

  • встречи с интересными людьми

  • викторины по различным областям знаний

  •  дискуссии (дискуссии могут носить свободный харак­тер, а могут быть дискуссии по заданной теме)

  •  КВНы;

  • интерактивные игры;

  • игры — путешествия;

  • театральные премьеры;

  • психологические игры и тренинги;

  • читательские конференции.

Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.

 Классный час выполняет функции:

  • просветительскую

  • ориентирующую

  • направляющую

  • формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содер­жать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию опреде­ленного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широ­ко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция  вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диа­лога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руко­водителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сде­лать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

  • Определение темы и задач классного часа

  • Определение времени и места проведения классного часа

  • Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные посо­бия, музыкальное оформление  по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)

  • Определение участников подготовки и проведения класс­ного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

  • Анализ его результативности.

Советы по организации классного часа.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию ма­териал или поставить «острый» вопрос, использовать музы­кальную паузу, сменить вид деятельности.

Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений работы педагога:

• Определение содержания классного часа.

• Организационное оформление.

• Планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.

У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка классного часа может строиться по плану:

• Определение темы разговора с учащимися;

• Формулировка целей и задач классного часа;

• Подбор необходимого материала и оборудования;

• Создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися;

• Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.

Каждый классный час неповторим и не всегда, целесообразно придерживаться определённой структуры. Всё зависит от содержания и формы проведения классного часа.

Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключительную. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, непосредственность должны сочетаться с жёсткими правилами поведения, чётким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием учащихся. Иначе непринуждённость перерастёт в разболтанность, свобода в недисциплинированность, а непосредственность в фамильярность.

Традиции в каждом классе конечно должны быть свои. Но не нужно забывать про основу – совокупность поведенческих норм, без соблюдения которых невозможно эффективное проведение классного часа. Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслуживает внимания.

3. Признаём право каждого на любой вопрос.

4. У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают.

5. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Темы, содержание классных часов классный руководитель может определить тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). Формы классного часа могут быть самыми разными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приёмы:

• рассказ,

• чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением,

• обзоры периодических изданий,

• лекции специалистов,

• анкетирование и анализ результатов,

• беседы «за круглым столом»,

• обсуждение конкретных событий,

• знакомство с произведениями искусства,

• элементы творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют),

• работа по творческим группам,

Наиболее распространённая форма классного часа – этическая беседа. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, статьи из газет и т. п. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов. Основные этапы проведения этических бесед:

— сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни,

— объяснение приведённых фактов и их анализ при активном участии школьников,

— обсуждение конфликтных ситуаций,

— обобщение фактов,

— мотивация и формирование нравственного правила,

— применение усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Одним из способов быстрого генерирования идей является «мозговая атака». Этот вид деятельности может быть использован для решения конкретной проблемы в классе. Правила проведения мозговой атаки могут быть следующими:

1. Учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся.

2. Если какое-либо предложение ученика высказано неясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли.

3. Никого не заставляйте насильно высказывать своё мнение.

4. Объясните, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.

5. «Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

В заключении рассмотрите все предложения учащихся, предложите их прокомментировать и оценить.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:

• «Звёздный час»,

• «Что? Где? Когда?»,

• «Слабое звено»,

• «Счастливый случай»,

• «Поле чудес» и др.

Некоторые советы по организации классного часа:

• Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.

• Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

• В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных вопросах, размышлять вместе с детьми и помогать им найти правильное решение нравственной проблемы.

• Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сенсаций и назидательности.

Классный час, или лучше его назвать час общения, играет большую роль в жизни обучающихся, если он интересно задуман и удачно проведён.

Организация и проведение  классного собрания

Классное собрание является важной формой работы классного руково­дителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.

Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две основные функции: стимули­рующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные ре­шения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

  • распределяет поручения;

  • избирает старосту, представителей в органы ученического кол­лектива;

  • слушает доклады учеников о выполнении поручений

 В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, воз­никших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: об­суждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)

 Главным назначением нравственного классного часа является:

  • нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок

  • изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поко­лений

  • критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников

  • развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Вариант тематики нравственных классных часов

5-й класс

1.  «Кто я? Какой я? — игра».

2.    «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.

3.     «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.

4.     «Архив 5 класса — праздничное представление, посвященное
итогам совместного общения за год

6-й класс

1.  Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.

2.                Я — дома, я — в школе, я — среди друзей — интерактивная игра.

3.                Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.

4.                Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.

7-й класс

1.  «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.

2.                «Скажи, кто твой друг и…» — интерактивная игра.

3.                «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности — беседа.

8-й класс

1.  Умею ли я любить? — аукцион мнений.

2.                Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.

3.                Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.

4.                Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.

9-й класс

1.  «Я имею право на…» — разговор на заданную тему.

2.                 Всему начало —  любовь… — праздник.

3.                 Счастливый билет моей судьбы — нравственный экзамен.

4.                 Прекрасное и безобразное в нашей жизни — дискуссия

10-й класс

1.  А если не получилось?.. Что дальше? — диспут.

2.               Я среди людей, люди вокруг меня — деловая игра.

3.               Чувство взрослости. Что это такое? — этическая беседа.

4.               Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.

11-й класс

1.  Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание — разговор.

2.                Есть только миг между прошлым и будущим… — дебаты.

3.       Мой профессиональный выбор. Прав я  или нет? — презентация.

4.       Моя миссия в мире – конференция

 Организация и проведение психологических игр и тренингов

Проведение их не тре­бует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает зна­чительный положительный эффект: в игровой форме, которая наи­более близка детям, ребята осваивают простейшие приемы комму­никации, учатся разбираться в своих комплексах.

 «Комплимент»

Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы по­лучились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер дол­жен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

«Сравнение»

Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очере­ди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «но­вого русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому да­ют характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.

 «Волшебный магазин»

Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Мага­зин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

«Знакомство»

Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой бук­вы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же про­стейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физиче­ским действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

«За что нам нравятся люди»

Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая са­мого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристи­ки. Задача участников угадать, о ком идет речь.

«Рассмешить партнера»

Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рас­смешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из осталь­ных участников. В конце определяется самый смешливый человек и са­мый веселый, обладающий большим чувством юмора.

Организация и проведение тематического классного часа

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного време­ни. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами вне­классной работы.

Примерная тематика классных часов

5-й класс

  1. Мир моих интересов

  2. Памятные даты моей семьи

  3. Обычаи и традиции народов мира

  4. Кем быть и каким быть?

6-и класс

  1. Мир моих способностей

  2. Памятные даты моей страны

  3. Обычаи и традиции моей страны

  4. Профессии милосердия и добра

7-й класс

  1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития

  2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим

  3. Компьютер в жизни человека

  4. Азбука вежливости.

8-й класс

  1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь

  2. Герб моей семьи. Каким он может быть?

  3. О вкусах не спорят?

  4. Профессионал. Кто он?

9-й класс

  1. Простые истории человеческой дружбы

  2. Улицы, от названия которых становится теплей

  3. Мои профессиональные приоритеты

  4. Как научиться говорить «нет»

10-й класс

  1. Как бороться с плохими привычками

  2. Моя страна на карте мира

  3. Я имею право, я обязан…

  4. Дом, в котором я живу…

11-й класс

  1. Любовь в жизни человека

  2. Вступая во взрослую жизнь…

  3. Моя миссия в мире

  4. Все работы хороши, выбирай на вкус.

 Организация и проведение информационного классного часа

Главное назначение информационного часа — формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами се­годняшнего дня, их анализом и отношением к этим про­блемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.

Правила подготовки информационного часа:

  • Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной

  • Информационный час должен быть мобильным

  • Информация должна быть оперативной и неизвестной  в классе

  • Информация в обзоре должна быть беспри­страстной

  • Информационный час может и должен разви­вать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)

Основные формы работы во время информационного часа:

газетные сообщения;

пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;

работа с политической картой мира и глобусом;

комментированное чтение газетных и журнальных мате­риалов;

формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

просмотр и обсуждение телематериалов.

Формы проведения информационных часов:

викторина (обзорная и тематическая);

информационный ринг;

конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;

пресс — конференция;

встречи с интересными людьми;

праздники газеты и журнала;

вечера вопросов и ответов;

дискуссии;

путешествие во времени (история создания газет и журна­лов);

рекламная акция.

Примерная тематика информационных часов в школе

5-й класс

По страницам и континентам.

Главные события страны и мира за неделю.

Газеты и журналы моей семьи.

Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.

Это интересно, это полезно; это необходимо.

Как читать газету.

6-й класс

История первой газеты и первого журнала.

Профессия — журналист.

Это интересно знать

Время, события, люди.

Горячие точки планеты Земля.

У карты мира.

Профессия — репортер.

7-й класс

Ведущие газеты страны и мира

Крупным шрифтом о главном

Главные темы первой полосы

Газетная лексика

Быть газетчиком опасно?!

8-й класс

Газетная сатира.

Журналисты в истории моей страны.

Планета за одну неделю.

Мир глазами журналистов ведущих газет.

Что мы знаем о создании газетного номера.

Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9-й класс

Любимые журналисты о своей профессии.

Достоверная информация в достоверных фактах.

С трибуны главного редактора.

Достоверность и лживость газетных фактов.

Главные события прошедшей недели.

Политический олимп: имена и характеры.

10-й класс

Газетная полемика: методы и результат.

История событий в мире в газетных материалах.

Какой быть сегодняшней газете?

По следам газетных выступлений.

Самые значимые газетные рубрики.

Кто создает имидж газеты?

11-й класс

Роль газеты в моей жизни.

Политическая лексика. Чем она изобилует?

Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.

Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)

Интересное и важное газетной полосы.

Нравственные проблемы на страницах газет.

Организация и проведение читательской конференции

Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем.

Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно – исследовательские или научно — практические конференции.

Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.

Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.

Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.

Планирование читательской конференции.

  1. Побеседовать      с      учителями-предметниками, преподающими в классе родной язык и иностранный язык. Беседа с ними поможет классному руководителю определить  литературные   произведения   и   авторов,   с творчеством   которых   можно   связать   тему   будущей читательской конференции.

  2. Провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся:

Методика подготовки к читательской конференции:

  1. Определение темы читательской конференций.

  2. Согласование       сроков       проведения       читательской конференции  с  будущими  участниками   конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)

  3. Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.

  4. Определение    проблем,    связанных    с    содержанием художественного произведения или творчеством писателя.

  5. Просмотр    спектаклей,    выставок,    фильмов,    музеев, имеющих отношение к теме конференции.

  6. Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.

  7. Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.

  8. Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.

  9. Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.

  10. Обсуждение результатов  конференции  и участия  всех учащихся в ее проведении.

Возможные темы читательских конференций

Смешное и грустное в произведениях Э. Успенского, С.Я. Маршака, А. Барто.

Какие они, сегодняшние молодые?

Великие музы великих людей.

Детские сказки в моей взрослой жизни.

Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В. Высоцкий, Ю. Визбор).

Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу

Книги детства моих родителей и моего детства.

Формы проведения читательских конференций.

турнир литературных героев,

театр миниатюр,

литературный ринг,

литературная гостиная писателя,

праздник встречи с любимой книгой,

литературная встреча.

Организация и проведение викторины

Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.

Правила проведения викторин:

Тема викторины должна быть актуальной.

Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.

Вопросы   должны   учитывать   возрастные   особенности учащихся класса.

Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.

Учащиеся  должны   иметь  право   на  подготовку  своих вопросов к викторинам.

В викторинах всегда должны быть победители.

Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Викторины могут быть тематическими или обзорными.

Популярные темы викторин:

История государств и народов.

Дальние уголки земного шара.

Необыкновенные истории обыкновенных вещей.

Праздники, которые всегда с нами.

Природные катаклизмы.

Сказочные герои и их авторы.

Государства и их правители.

Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.

Растительный и животный мир земного шара.

Великие полководцы и знаменитые солдаты.

Фильмы и их герои.

Знаменитые фразы знаменитых людей.

Великие первооткрыватели, их открытия.

Медицина и здоровье.

Обычаи и традиции народов мира.

Птицы, рыбы, звери…

Предметы, без которых нельзя жить.

Экзотические растения и цветы.

Знаки зодиака и гороскопы.

Автомобили, их создатели и владельцы.

Реки, озера, моря и океаны.

Физика вокруг нас.

Химия нашей жизни.

История войн и побед.

Картины и художники

Развитие интеллектуальных способностей учащихся

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:

-интеллектуальные марафоны;

-дни интеллектуального творчества;

-защита интеллектуальных проектов;

-экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;

-встречи с учеными, изобретателями;

-интеллектуальные ринги и викторины;

-заседание клубов интеллектуалов;

-интеллектуальные олимпийские игры;

-школа интеллектуального развития.

Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся

5 класс

В.И.Даль и его толковый словарь.

Я и мои способности.

Мир энциклопедий.

6 класс

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и
видеть.

Мои «почему?» и ответы на них.

7 класс

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

                                                 8 класс

Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?

Тренировка памяти — залог будущего успеха.

9 класс

Человек и творчество. Веление творения человечества.

Разговор с самим собой по душам.

День творческого представления в школе.

10  класс

Как научиться властвовать собой?

Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11  класс

Пока я мыслю, я вижу.

Юмор в жизни человека.

И на Марсе будут яблони цвести.

Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:

просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр   кинофильмов,   которые   отражают   ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их пре­одоления;

встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;

чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизнен­ных ситуациях,

тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, на­правленное против вредных привычек человека и демон­стрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

нравственные классные часы; интерактивные игры;

пресс-конференции, брифинги по данной теме.

Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подго­товке мероприятий по профилактике вредных привычек:

Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.

Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.

Мероприятия такого рода должны быть очень искренни­ ми и максимально откровенными со стороны взрослого.

Форма общения — не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.

Факты и события, статистика должны быть очень впечат­ляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы лич­ности ученика.

Такие мероприятия не должны требовать от ученика един­ства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.

Традиционные мероприятия в коллективе класса

«Праздник рождения класса» (Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).

 Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир»

 Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза».

Праздник благодарения — праздник восславления мужчины и женщины, человеческих качеств

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни;

Традиция помогать больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления — это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся;

Традиция помощи первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ;

Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным мес­там своего отечества, своей страны;

 Традиция встречи летних каникул, праздник совместного ве­селья и планов на будущее.

КЛАССНЫЙ ЧАС: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ

В обязанности классного руководителя входит организация внеклассной воспитательной работы во вверенном ему классе. Данная работа может осуществляться в самых разнообразных формах.

В педагогическом словаре, авторами которого являются Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю., сказано, что формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приёмы воспитания.

Наиболее распространёнными из них являются экскурсии, походы, прогулки, коллективное посещение кино, театра, музея, встречи с интересными людьми, коллективный труд, организация праздников, конкурсов и выставок детского творчества, викторин, акций, марафонов, игр, спортивных состязаний и т. д.

Эти формы воспитания учащихся могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными.

Особое место среди них занимает классный час. Н. С. Финданцевич даёт следующее определение: классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников.

По существующему положению классный час должен проводиться еженедельно. Лучше, если для его проведения установлен постоянный день и час и указан в общем расписании занятий.

Щуркова Е. Н. и Финданцевич Н. С. считают, что классный час призван осуществить следующие воспитательные функции:

  • просветительскую,

  • ориентирующую,

  • направляющую.

Просветительская функция состоит в том, что классный час непременно должен давать детям новые знания из разных областей окружающей действительности. Он расширяет круг знаний учащихся из тех областей наук, что не нашли своего отражения в учебных планах и программах.

О чём можно говорить с детьми на классном часе? Обо всём! Это может быть разговор на правовые, нравственные, эстетические, гражданско-патриотические, экологические и другие темы. Предметом классного часа могут быть знания из области техники, народного хозяйства, психологии и др. И в то же время это могут быть сведения о событиях, происходящих в родном городе, посёлке, школе. Главное, чтобы тема разговора была доступна детям данного возраста, интересна им и полезна.

Просветительскую функцию зачастую называют функцией «ознакомления с миром».

Ориентирующая функция предусматривает, что в ходе обсуждения какой — либо проблемы у детей будут формироваться собственные взгляды, убеждения относительно предмета разговора, вырабатываться определённые ценности. Если просветительская функция даёт возможность знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценить его. Эта функция классного часа является самой главной, основной. Правда, она неразрывно связана с просветительской. Нельзя ученику передать отношение к объекту окружающего мира, с которым он незнаком. Нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает её красоты. Никогда не удаётся развить уважительное отношение к классической музыке без ознакомления с нею. Будут бесплодными попытки воспитать любовь к прекрасному без организации «встречи» с этим прекрасным.

Чаще всего на классных часах прибегают к ознакомлению детей с тем или иным явлением жизни именно потому, что необходимо воспитать у детей определённое отношение к ним.

Иногда классный час может обладать только ориентирующей функцией. Это бывает в том случае, если обсуждается какое-то хорошо известное всем событие: ранее прочитанное произведение, коллективно просмотренный фильм или спектакль, результаты анкетирования учащихся.

Надо отметить, что проводить классный час только с ориентирующей функцией довольно сложно.

Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в русло практических дел учащихся, предполагает принятие программы дальнейших действий, конкретных дел, связанных непосредственно с классным часом, являющихся его логическим продолжением (если возможно).

«Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с ним. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определённая направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается, а знания не переходят в убеждения, и тогда создаётся благоприятная обстановка для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.

Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьников на реальные практические дела.

Вот примеры классных часов, когда разговор о жизни непосредственно направлял школьников на реальные практические действия:

  • классный час на тему «Способности и талант человека» рождает идею организации в кабинете постоянно действующей выставки творческих работ учащихся;

  • классный час «Сохрани дерево» заканчивается решением собрать макулатуру;

  • классный час «Нет лучше дружка, чем родная матушка» приводит к мысли о необходимости проявлять ежедневно заботу и внимание своим самым близким людям.

Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Например, классный час на тему «Гайдар и тимуровское движение» содержит большую для ребят информацию, является утверждением ценности бескорыстной общественно полезной деятельности «по секрету». Он проводится и для того, чтобы стимулировать такую деятельность в детском коллективе.

Наряду с охарактеризованными основными функциями существуют и другие, являющиеся следствием реализованных трёх основных функций:

  • формирование общественного мнения класса;

  • формирование привычки учащихся всегда обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя;

  • выработка умений вести коллективную беседу;

  • воспитание нетерпимого отношения к асоциальным и отрицательным явлениям жизни.

Классный руководитель должен учитывать и эти «неосновные» функции при организации и проведении того или иного классного часа.

Следует заметить, что дети приходят на классный час со своей совокупностью уже сформировавшихся отношений, со своим жизненным опытом. И эти взгляды, и этот опыт не всегда являются положительными. Но не следует разом перечёркивать то, в чём дети уверены, что принимают за ценность. Прикосновение к взглядам детей должно быть очень тонким, без каких-либо элементов авторитарности.

В связи с этим следует особо подчеркнуть роль слова как основного средства воздействия. К. Д. Ушинский в своё время предупреждал педагогов об осторожном пользовании этим сильнейшим средством: «Что касается до моральных сентенций, то они едва ли не хуже наказаний … Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков». [19]

Классный час как форма организации воспитательной работы имеет свои особенности.

Во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия.

Во-вторых, это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и парных, и индивидуальных форм воспитательной деятельности.

В-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами.

В-четвёртых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

Учителю необходимо заранее спланировать систему классных часов, отразить это в плане воспитательной работы, позаботиться, чтобы их тематика была актуальной для детей и разнообразной. При их планировании следует учитывать и пожелания самих детей.

По своему содержанию классный час может быть организационным и тематическим.

Организационный классный час посвящается решению организационных вопросов в классном коллективе:

  • выборы актива класса,

  • распределение поручений в классе,

  • установление графика дежурства,

  • анализ результатов успеваемости,

  • анализ фактов нарушения дисциплины,

  • обсуждение программы предстоящего праздника и т. д.

Тематический классный час может быть посвящён

  • морально-этическим проблемам (формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, самому себе, родителям);

  • проблемам науки и познания (направлен на выработку у воспитанников правильного отношения к учёбе, науке, литературе как источнику духовного развития);

  • эстетическим проблемам (учащиеся знакомятся с основными положениями эстетики — речь идёт о прекрасном в природе, одежде, быту, труде, поведении; важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал);

  • вопросам государства и права (призван развивать интерес учеников к событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, её успехи на международной арене, учить видеть суть государственной политики);

  • вопросам физиологии, гигиены и здорового образа жизни (содержит формирование элементов культуры и здоровьесберегающего компонента);

  • психологическим проблемам (цель: стимулирование самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения);

  • проблемам экологии (прививает школьникам ответственное отношение к природе).

Кроме того он может быть посвящён школьным проблемам, значимым общественным событиям, юбилейным датам, календарным праздникам. [26]

(Примерная тематика классных часов для учащихся начальных классов представлена в приложении 1)

Один из способов более эффективной внеклассной работы – организация циклов классных часов. То есть педагог выбирает тему и планирует по ней несколько классных часов, формы проведения которых могут быть различными. Приступая к разработке цикла, классный руководитель определяет те направления развития младшего школьника, которые будут обеспечены во внеучебное время, с их учётом отбирает и упорядочивает конкретные темы классных часов, формулирует их задачи, выбирает формы проведения. Далее приведём пример цикла классных часов и тем, актуальных для обсуждения в начальной школе. К концу начального обучения у некоторых младших школьников могут появиться некоторые вредные привычки, которые могут создать серьёзные трудности в средней школе: опоздания в школу, невыполнение домашних заданий (особенно устных), забывчивость (например, в отношении ручек, карандашей, линеек, тетрадей и т.д.). Помочь школьникам устранить такие привычки могут классные часы. Очевидно, что один единственный классный час не может обеспечить воспитательного эффекта. В этом случае будет целесообразным провести цикл классных часов, который предусматривает следующую тематику:

  • «Вредные привычки и полезные советы»,
  • «Про лентяев»,
  • «О вежливости и вежливых»,
  • «Мои вредные привычки».

Иногда классный руководитель может провести с детьми экстренный классный час. Такой классный час, как правило, проводится по горячим следам событий, произошедших в стране, школе или данном классе, которые требуют немедленного обсуждения их с детьми. [9]

Специфические особенности классного часа как формы воспитательной работы дают представление о том, насколько сложно и тонко он должен быть организован, чтобы педагог мог достичь поставленных воспитательных целей. В организации данного воспитательного мероприятия нет важного и маловажного, нет главного и второстепенного, потому что кажущиеся мелочи отрицательно влияют на настроение учащихся. А без соответствующего настроения невозможен задуманный педагогом разговор о жизни.

Вопросы подготовки и проведения классного часа рассмотрим в следующем параграфе.

Список литературы:

  1. Классному руководителю о классном часе / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. — М.: Сфера, 2017.

  2. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2019 г.

  3. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2016.

  4. Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов — на – Дону: Творческий центр «Учитель», 2019 г.

  5. Лупоядова, Л.Ю., Якимович, И.Г. Копилка классного руководителя. — Брянск: Курсив, 2018.

  6. Мазнин, Й. 500 загадок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.

  7. Саляхова, Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. – М.: Глобус, 2017.

  8. Рожков, М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.  — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019.

Классный час является одной из самых распространенных и успешных форм воспитательной деятельности педагога в школе. В процесс вовлечен весь коллектив класса: воспитатель (классный руководитель) и воспитанники.

 Известные ученые считают:

  • «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками».В.П.Созонов
  • «Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру ». Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич
  • « Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя». Л.И.Маленкова

Исходя из этих определений, мы можем сделать определенные выводы.

Классный час-это:

  • это гибкая, живая, по своей структуре и составу форма воспитательной деятельности.
  • это одна из форм взаимодействия воспитателя (классного руководителя) и коллектива

Роль классного руководителя, в данном случае, является ключевой. Именно от его профессионализма, процесса подготовка, педагогической «гибкости», знаний современных методик и поддержки традиций воспитательного процесса зависит успешность проведения классного часа.

Обратимся к методической литературе.

«Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение детей. Форма (восп.) — способ существования воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана с количеством участников, временем, местом воспитания, порядком его осуществления. Одной из самых распространенных форм организации воспитательной работы является классный час. Классный час — это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. В ходе организации и проведения классных часов возможно решение следующих задач:

• обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

• формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

• развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно—смыслового ядра личности ребенка;

• содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

• формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

 Классный час можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий:

  • составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
  • определение цели, содержания, выбор формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;
  • индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
  • проведение классного часа;
  • анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

Классный час, как мы с вами уже выяснили, является лишь одной из форм воспитательной работы в школе. Отталкиваясь от своего опыта работы классным руководителем учеников средней школы, я возьму на себя смелость утверждать, что это одна из самых продуктивных форм воспитательной деятельности.

По мнению Н. Е. Щурковой и «классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наука. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.

Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует, определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка» может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.»

В начале учебного года классные руководители составляют свой план воспитательной работы, опираясь на план воспитательной работы в школы в целом. Чаще всего развитие детей происходит по определенным направлениям. (в каждой школе они могут быть разными)

Воспитательную работу проводить в учреждениях образования необходимо по следующим направлениям:

  • Гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
  • Духовно-нравственное воспитание учащихся.

Исходя из этого и отталкиваясь от общешкольного плана воспитательной работы, светского календаря и нормативных документов мы составляем список классных часов, в соответствии с количеством 1 час в неделю. В первом классе получается 33 часа, а в остальных 34.

Исходя из графика Безопасности Жизнедеятельности учеников, один час в месяц уделяется классному часу специфики ОБЖ. Еще один час уделяется ПДД. Оставшиеся два часа делятся на гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное. В соответствие со светским календарем, классные часы могут быть приурочены к праздникам. (прим. День защитника отечества, как возможность гражданско-патриотческого воздействия)

Выделяются следующие формы классного часа:

  • классное собрание;
  • беседа (этическая, нравственная);
  • диспуты;
  • встречи с интересными людьми;
  • викторины по различным областям знаний;
  • дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
  • КВНы;
  • интерактивные игры;
  • игры-путешествия;
  • театральные премьеры;
  • тренинги;
  • читательские конференции и т.д

Классный час должен быть построен с плавным и логичным переходом от предмета к воздействию и оценке, от информативности к актуальности и значимости проблемы.

Воспитатель (классный руководитель) должен дать максимальную возможность высказаться ребятам. В процессе обсуждения проблемы необходимо выслушать все варианты, взгляды, мнения.

Также необходимо продумать место проведения классного часа и реквизит. Возможно творчески увлечь ребят. «Организация игрового пространства (музыкальный и театральный уголок; зона сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих игр) и предметной среды; создание зон для творческих игр, способствующих психическому, физическому и душевному здоровью ребенка, условий для самореализации личности в творчестве и игре»

Классный час должен иметь тему, определенные цели/задачи, рефлексию и выводы.

Критериями успешности проведения классного часа являются:

  • Интерес воспитанников к теме
  • Активность детей. Вовлеченность в процесс.
  • Отношения учитель/ученик. Взаимодействие
  • Улучшение общего настроения в классе. Работа над построением коллектива
  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс
  • Улучшение качества успеваемости, как следствие воспитательной работы.

Без воспитательной работы учебный процесс не возможен, а традиционной и наиболее успешной формой воспитательного процесса является классный час.

Классный час-это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Личность педагога, воспитателя, классного руководителя, так же имеет большое значение. Помимо того, что я искренне считаю, что для этого нужно призвание, учитель должен быть образован, лаконичен, внимателен. Ученики не должны быть обделены вниманием.

Правильно запланированный и продуманный классный час-залог успешного воспитательного процесса. Данное мероприятие нельзя пускать на «самотёк», к нему нужно тщательно готовиться. В конспекте классного часа, так же, как и в конспекте любого урока должны быть определены:

• Тема

• Цели

• Задачи

• Основная часть (информативная)

• Рефлексия

Так же, при планировании необходимо грамотно рассчитать актуальность классного часа, форму, тип проведения беседы, время.

Классный час как «час классного руководителя»

Прежде чем раскрывать методику подготовки
и проведения любой формы воспитательной
работы, следует оговориться о том, что
мы имеем в виду, употребляя в нашем
контексте понятие «классный час». Это
не какая-то определенная форма работы
(в практике отдельных школ и теоретиков
педагогики именуемая нередко «застойной
формой», относящейся к ушедшему периоду
авторитарной организации воспитательной
работы), а час классного руководителя,
та самая «клеточка» воспитательного
процесса, которая позволяет школьному
педагогу найти время общения с
воспитанниками, открыто провозгласить
и высветить запланированное к воспитанию
отношение к определенным ценностям,
позволяет сделать воспитательное
воздействие систематическим и регулярным,
а сам процесс воспитания не хаотичным,
случайным, а управляемым и целенаправленным.

Для классного часа характерно все
многообразие видов и форм, перечисленных
выше. Классный час предполагает также
проявление специфики личности педагога,
.работающего по авторской, творческой
программе. Исповедываемый им гуманистический
подход к организации воспитательного
процесса может привести к формулированию
своеобразных правил; «Никогда никого
не ругать на классном часе», «Никогда
не обсуждать долгих и нудных организационных
вопросов» (для этого можно найти другое
место и время), «Оптимизм и мажор —
основной стиль и тон общения на классном
часе», «Создать максимум комфорта для
всех участников» (красиво и функционально
оформленное помещение, удобные и свободно
избираемые места, использование цветов,
подарков, сюрпризов…).

Классный час должен быть нерегламентирован
временем (он может продолжать от 2—5
минут до нескольких часов). Не должен
быть «привязан» к месту — классной
комнате: он может быть проведен в музее,
на лоне природы, на улицах города, в
сквере, на квартире у кого-то… Субъектом
его проведения необязательно должен
быть классный руководитель, это может
быть любой работник школы, любой
приглашенный, любой одноклассник, это
может быть и группа людей (группа
студентов, авторский коллектив, творческая
группа и т.д.). Могут быть введены и другие
правила.

Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы

Для подготовки и проведения любой формы
воспитательной работы может быть
составлен определенный алгоритм, некая
схема, позволяющая наиболее рационально
и грамотно организовать воспитательный
процесс. Элементы ее таковы.

1.        Определение
цели и задач. Цель — то запланированное
отношение, которому посвящено организуемое
педагогом дело (Новогодний бал-маскарад,
«Акция милосердия», Неделя школьной
науки и т.д.)- Цель конкретизируется в
серии (!) форм воспитательной работы,
ибо одним актом воспитательного
воздействия отношения не сформировать,
то есть для достижения цели воспитатель
формулирует несколько задач, которые
представляются реальными в данном
воспитательном мероприятии. При этом
имеются в виду цели и задачи, как
предметные (для воспитанников), так и
воспитательные (для воспитателя).

Например, в серии различных форм
воспитательной работы, посвященных
единой цели — формированию музыкальном
культуры учащихся, проводится классный
час «Зачем человеку музыка? Какая музыка
ему нужна?» Его задачи: 1) выявление
музыкальных вкусов и интересов учащихся
(предварительная анкета, принесение
любимых кассет и пластинок); 2) формирование
понятий и представлений, выработка
определенного отношения к различным
музыкальным жанрам… (слово педагога,
выступление учащихся, фронтальная
беседа, дискуссия…); 3) развитие
эмоционально-положительного отношения
к «маленьким шедеврам большой музыки»
(прослушивание музыкальных произведений
в сопровождении рассказа педагога или
учащихся)… и другие задачи.

2.        Выбор формы
воспитательной работы, определение
жанра и названия мероприятия: например,
пресс-конференция «Юность обличает
нацизм», дискуссия «Что происходит в
обществе и моя позиция», вечер отдыха
«Осенний бал», организационный классный
час 1 сентября «Арбузник» и т.д.

3.        Создание
психологического настроя: зажигательный
рассказ о предстоящем деле, мечты о его
результатах, предварительные ритуальные
действия, выпуск стенгазеты, написание
необычного объявления.

4.        Предварительная
подготовка: подбор содержательного
материала, определение средств,
приглашение гостей и участников извне,
распределение ролей и поручений,
определение места, времени и роли каждого
участника, подготовка и отбор средств,
изготовление костюмов, атрибутики,
оформления и т.д.

5.        В проведении
самого воспитательного мероприятия
важны такие его элементы, как:

§   начало (музыкальный, поэтический,
театрализованный зачин, пролог;
литературно-поэтический, философский,
публицистический эпиграф) для создания
психологического настроя;

§   содержательная часть (как
предметная деятельность воспитанников
и педагогов, направленная на достижение
предметной и воспитательной цели);

§   аккордно-финальная часть:
принятие решения, обращение, определенные
ритуалы завершения (песня, речевка,
голосование, награждение победителей,
взаимные благодарности, музыка и т.д.)
— создает определенное эмоциональное
состояние, проецирующее потребность
дальнейшей совместной деятельности;
принятие решений по внедрению достигнутого
отношения в повседневную жизнедеятельность.

6.        Педагогический
анализ, совершаемый на двух уровнях: 1)
обсуждение успешности (неуспешности)
предметного результата вместе с
учащимися, проектирование более
продуктивной деятельности в будущем;
2) собственно педагогический анализ,
осуществляемый взрослыми участниками,
— анализ воспитательного результата,
который может включать такие элементы:

§   мера достижения цели и решение
стратегических и тактических задач;

§   характеристика эффективности
избранных средств, методов и приемов;

§   степень активности участников
и их удовлетворенность от участия в
деле; особенности индивидуальных
проявлений (исполнение своей роли,
вопросы, эмоциональное состояние и
реакции и т.д.);

§   логика и структура воспитательного
мероприятия, их эффективность;

§   характер педагогического
мастерства воспитателя, проявление его
жизненной и педагогической позиции;
манера поведения, характер отношений
с учащимися и т.д.;

§   место проведенного мероприятия
в системе воспитательной работы с
классом, в общешкольной системе и логике
воспитания.

Интересный алгоритм для самостоятельного
конструирования тематических классных
часо.в предложен педагогом Н.П. Капустиным
для технологии адаптивной школы (СНОСКА:
Подробная технология и методика с
конкретными примерами разработок
классных часов. В кн.: Капустин Н.П.
Педагогические технологии адаптивной
школы. М., 1999. С. 200—210
):

1. Тема

2. Цель (предварительный сбор эмпирического
материала)

3. Информация (по материалам предварительной
подготовки)

4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся —
по кругу)

5. «Я-позиция» и общественно значимая
норма

6. Дискуссия

7. Рефлексия (ответы на вопрос: что
изменилось?)

8. Свободный выбор

9. Мотивация (итог, подводимый воспитателем)

10. Реальный результат (педагогический
анализ).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к посудомойке индезит dsg 0517
  • Рамка паспарту для рисунка а3 своими руками пошаговая инструкция
  • Токарно винторезный станок ит 1м руководство по эксплуатации токарных станков
  • Весы ювелирные электронные инструкция по применению
  • Дезоборона дез средство инструкция по применению