Классное руководство я профессионал

Впервые в олимпиаде всероссийского уровня «Я – профессионал», итоги были подведены буквально в июне, появилось новое направление «Классный руководитель», которое курирует Московский городской педагогический университет, и сразу набрало популярность, а бронзовым призером олимпиады стал студент из Ноттингема.

Педагогическое направление по количеству дипломантов Всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал» впервые вошло в топ-10, что говорит о повышении престижа профессии учителя. Проходные баллы для поступления на педагогические специальности растут ежегодно, можно сказать, что в педвузы поступают мотивированные работать в современной школе молодые люди.

«Классный руководитель» – новое направление олимпиады 2022 года, в котором принял участие студент третьего курса Института иностранных языков Московского городского педагогического университета Алексей Богданов из Великобритании и сразу стал бронзовым медалистом. Победитель проходит стажировку в университете Ноттингема, где изучает модули, связанные с историей США, культуроведением, теорией и методикой обучения иностранным языкам, а еще испанский язык, который хотел бы преподавать в будущем. Стоит отметить, что все этапы «Я – профессионал» проходили дистанционно.

По мнению победителя профессия классного руководителя намного труднее и сложнее учителя: «Миссия классного руководителя отличается от миссии педагога, который в первую очередь должен научить своему предмету, сформировать навыки и развить умения, а классный руководитель – сплотить коллектив, объяснить, как важно быть добрым и понимающим человеком, предотвратить буллинг. Надеюсь, я смогу стать таким для современных школьников. Я помню, когда я был учеником у нас проходили классные часы и экскурсии, но мне не хватало именно общеклассных мероприятий, которые бы сплачивали коллектив. Если я стану классруком, постараюсь в подростковом коллективе создать атмосферу дружбы и взаимоуважения».

Испытания олимпиады «Я – профессионал» для будущих классных руководителей были не простыми. В индивидуальном треке бронзовый призер разработал план цифрового классного часа, а в групповом задании нужно было за один час создать проект по определенной теме.

Команде Алексея Богданова достался цифровой этикет. Студенты разработали правила общения педагога с учениками в мессенджерах и оформили Правила цифрового этикета в доступной и понятной для детей форме – в комиксах.

Ученый секретарь, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ Роман Комаров считает, что сложность заданий объясняется изменением роли классного руководителя. Современный руководитель класса – это еще и цифровой классрук. В онлайне он проводит занятия, родительские собрания, связываться с детьми во время каникул: «Цифровизация – мощный инструмент для педагога. Пандемия показала, что хорошо себя чувствовали специалисты, которые умели пользоваться современными технологиями».

Организацией классные руководители занимались и раньше – сплочением коллектива, внеурочной деятельностью, профилактикой конфликтных ситуаций учеников между собой, с учителями, родителями, администрацией школы. Современным же школьникам нужен координатор, коммуникатор и организатор в одном лице. Такие функции классруков помогают ученикам участвовать в олимпиадах, посещать городские мероприятия. Функция коммуникатора – совершенно новая. Теперь классный руководитель может собирать запросы от родителей и быть связующим звеном между школой и домом.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.

В этом году олимпиада проходила в пятый раз, но впервые наряду с уже знакомыми направлениями ребята могли попробовать свои силы в треке «Классное руководство».

Почему появилось это направление? Как меняются задачи классных руководителей в современной школе? Какие качества выходят на первый план? Беседуем с разработчиками трека «Классное руководство» олимпиады «Я-профессионал» Романом Комаровым — ученым секретарем Московского городского педагогического университета (МГПУ) и Еленой Ушаковой — начальником департамента Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ.

Почему трек «Классное руководство» появился именно сейчас?

Роман Комаров: Трансформация работы классного руководителя идёт не первый год. Задача — уйти от старых представлений о классном руководстве как о приставке к основной нагрузке учителя. Сегодня это понятие серьезно переформатировалось. Теперь классный руководитель — навигатор, координатор, интегратор, он умеет выстраивать конструктивные отношения с родителями, он значимая фигура в педагогическом коллективе. И он же — психолог детского коллектива. Это очень важно. Это часть большой живой системы. Классный руководитель обязательно должен обладать психолого-педагогическими компетенциями. В одиночку школьный психолог, даже если он есть в школе, не в состоянии справиться со всем многообразием вопросов и проблемных ситуаций, возникающих в школьном коллективе.

Кстати, в 2020 году на базе МГПУ была запущена программа профессиональной переподготовки «Психолог детского коллектива». Это беспрецедентная история для всей России. Единовременно обучение прошли 1400 учителей Москвы — те, кто уже был классными руководителями или только собрался ими стать.

В этом году мы поняли, что подобный опыт будет полезен и для будущих студентов. И не ошиблись: новое олимпиадное направление стало очень востребованным. Так, в финале приняло участие около пятисот бакалавров и магистрантов.

Елена Ушакова: Удивительно, но направление «Классный руководитель» собрало на олимпиаде не только будущих педагогов. Были ребята из разных вузов нашей необъятной Родины, представляющие разные специальности, были даже будущие медики из Сеченовского университета. Это значит, что есть запрос на реализацию своих возможностей не только в узкой предметной области, но и в качестве психолога детского коллектива — на это в нашем треке делался основной акцент. Поэтому смело можно сказать, что направление «Классный руководитель» стало междисциплинарным.

В целом, классное руководство — уникальная деятельность. Нет такой квалификации в перечне профессий — «классный руководитель». Но при этом это та миссия, на которой держится сегодня школа, связующее звено, которое делает общение школы, города, семьи, ребёнка, конкретного родителя благоприятным и формирует позитивный имидж школы.

А что нужно было продемонстрировать участникам олимпиады?

Елена Ушакова: Навыки и умения, которые повышают конкурентоспособность педагога в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, гибкость, способность принимать решения в ситуации неопределенности, исследовательские умения. Да и без цифровых компетенций тоже не обошлось. Ведь все испытания проходили в дистанционном формате.

Роман Комаров: В последние годы в образовании широкую известность приобрел термин «психологическое благополучие». Классное руководство — и об этом тоже. Работа классного руководителя всегда на перспективу, на опережение, тем более, сейчас — в свете последних событий.

Среди участников студенты разных возрастов. Олимпиада для них — как профессиональный экзамен?

Роман Комаров: Термин «экзамен» здесь, наверное, не очень подходит, это все же конкурсное испытание с заданиями разного уровня сложности, тестовыми, в том числе. Но мы понимаем, что тесты — не самое интересное в жизни, хотя они, конечно, позволяют проверить определенные знания, логическое мышление. Но в фокусе финала олимпиады все же были два особых проектных задания — индивидуальное и командное, где упор делался, прежде всего, на интеллект и творчество.

Но ведь участники не встречались раньше, не знают друг друга, как работать в команде?

Роман Комаров: Вы правы, это сложно. Но в этом и суть. На индивидуальном треке финалисты разрабатывали концепцию собственного проекта, причем проекта практико-ориентированного, с тем прицелом, чтобы после небольшой доработки его можно было легко внедрить в образовательный процесс. А командный трек — работа в группе, в условиях с высокой степенью неопределенности и изменчивости, иногда в условиях патовой ситуации. Такие случаются в каждой школе. И учителя, и администрация должны в таких ситуациях работать вместе. Здесь ребята учатся договариваться, принимать совместные решения, делать выбор.

Елена Ушакова: Олимпиада стала платформой для профессионального творческого общения. Ты не знаешь никого, не знаешь, какую задачу тебе поставят, не знаешь про инструменты, с которыми будешь работать. По сути, экстремальная ситуация, в которой нужно работать в команде, найти идею, «рабочее» решение. А кейсы для команд были самые разные, с огромным числом вариантов решений. Все зависело от командного решения и активности каждого участника. И главная ценность состоит в том, что нет правильных или неправильных решений, есть ценные актуальные идеи, которые могут быть использованы в работе классного руководителя. Здесь есть логика, творение, идея, которые превращаются в результат.

Конечно, не стоит забывать, это конкурс — со своими призами и бонусами для каждого.

Какие проекты представляли будущие классные руководители?

Елена Ушакова: Одна из тем, например, «Ребёнок в современном обществе» — суть проекта в том, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в том, что его окружает. Или «Памятка для классного руководителя» — некие алгоритмы по разным направлениям деятельности классного руководителя, например, стратегии управления детским коллективом, или рекомендации по использованию цифровых инструментов в работе классного руководителя. Более того, участники могли сформулировать свою тему и представить ее.

Что такое сегодня классный классный?

Роман Комаров: И сегодня, и всегда это человек с общечеловеческими ценностями, который любит детей, понимает их или старается понять, может прочувствовать и посочувствовать.

При этом класс — живая система, поэтому ему нужно обладать еще и скоростью реакции, и базовой установкой творчески относиться к разным ситуациям, в том числе и нестандартным. А еще классному руководителю надо уметь работать над собой, восстанавливать свои силы, чтобы не выгореть. Надо уметь держать удар — психологически.

Елена Ушакова: Это педагог, но очень близкий для детей, с которым формируются доверительные отношения, который готов оказать помощь и поддержку, который адекватно включается в решение различных вопросов, в том числе организации детской деятельности, взаимодействия с семьей ученика и, конечно, работает в команде. Классный руководитель становится классным для ребенка, когда пропускает детские проблемы через себя и находит разумные решения.

Комментарий

Ларина Айрапетян, победительница трека «Классное руководство» олимпиады «Я профессионал», выпускница филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки):

— Это направление я выбрала не просто так. В школе уже предлагали классное руководство, но я отказалась: не видела системы, не была уверена в своих силах. В этом году решила проверить себя. Здорово, что одно из заданий олимпиады было — разработать концепцию классного руководителя. Теперь в классные руководители — хоть завтра.

Что такое классный классный? Это человек, который рядом, но чуть-чуть впереди. Я видела таких. Их дети счастливы учиться, трудиться, творить. Они подпитываются друг от друга энергией.

В этом году олимпиада проходила в пятый раз, но впервые наряду с уже знакомыми направлениями ребята могли попробовать свои силы в треке «Классное руководство».

Почему появилось это направление? Как меняются задачи классных руководителей в современной школе? Какие качества выходят на первый план? Об этом «Российская газета» побеседовала с разработчиками трека «Классное руководство» олимпиады «Я-профессионал» Романом Комаровым — ученым секретарем Московского городского педагогического университета (МГПУ) и Еленой Ушаковой — начальником департамента Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ.

Почему трек «Классное руководство» появился именно сейчас?

Роман Комаров: Трансформация работы классного руководителя идёт не первый год. Задача — уйти от старых представлений о классном руководстве как о приставке к основной нагрузке учителя. Сегодня это понятие серьезно переформатировалось. Теперь классный руководитель — навигатор, координатор, интегратор, он умеет выстраивать конструктивные отношения с родителями, он значимая фигура в педагогическом коллективе. И он же — психолог детского коллектива. Это очень важно. Это часть большой живой системы. Классный руководитель обязательно должен обладать психолого-педагогическими компетенциями. В одиночку школьный психолог, даже если он есть в школе, не в состоянии справиться со всем многообразием вопросов и проблемных ситуаций, возникающих в школьном коллективе.

Кстати, в 2020 году на базе МГПУ была запущена программа профессиональной переподготовки «Психолог детского коллектива». Это беспрецедентная история для всей России. Единовременно обучение прошли 1400 учителей Москвы — те, кто уже был классными руководителями или только собрался ими стать.

В этом году мы поняли, что подобный опыт будет полезен и для будущих студентов. И не ошиблись: новое олимпиадное направление стало очень востребованным. Так, в финале приняло участие около пятисот бакалавров и магистрантов.

Елена Ушакова: Удивительно, но направление «Классный руководитель» собрало на олимпиаде не только будущих педагогов. Были ребята из разных вузов нашей необъятной Родины, представляющие разные специальности, были даже будущие медики из Сеченовского университета. Это значит, что есть запрос на реализацию своих возможностей не только в узкой предметной области, но и в качестве психолога детского коллектива — на это в нашем треке делался основной акцент. Поэтому смело можно сказать, что направление «Классный руководитель» стало междисциплинарным.

В целом, классное руководство — уникальная деятельность. Нет такой квалификации в перечне профессий — «классный руководитель». Но при этом это та миссия, на которой держится сегодня школа, связующее звено, которое делает общение школы, города, семьи, ребёнка, конкретного родителя благоприятным и формирует позитивный имидж школы.

А что нужно было продемонстрировать участникам олимпиады?

Елена Ушакова: Навыки и умения, которые повышают конкурентоспособность педагога в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, гибкость, способность принимать решения в ситуации неопределенности, исследовательские умения. Да и без цифровых компетенций тоже не обошлось. Ведь все испытания проходили в дистанционном формате.

Роман Комаров: В последние годы в образовании широкую известность приобрел термин «психологическое благополучие». Классное руководство — и об этом тоже. Работа классного руководителя всегда на перспективу, на опережение, тем более, сейчас — в свете последних событий.

Среди участников студенты разных возрастов. Олимпиада для них — как профессиональный экзамен?

Роман Комаров: Термин «экзамен» здесь, наверное, не очень подходит, это все же конкурсное испытание с заданиями разного уровня сложности, тестовыми, в том числе. Но мы понимаем, что тесты — не самое интересное в жизни, хотя они, конечно, позволяют проверить определенные знания, логическое мышление. Но в фокусе финала олимпиады все же были два особых проектных задания — индивидуальное и командное, где упор делался, прежде всего, на интеллект и творчество.

Но ведь участники не встречались раньше, не знают друг друга, как работать в команде?

Роман Комаров: Вы правы, это сложно. Но в этом и суть. На индивидуальном треке финалисты разрабатывали концепцию собственного проекта, причем проекта практико-ориентированного, с тем прицелом, чтобы после небольшой доработки его можно было легко внедрить в образовательный процесс. А командный трек — работа в группе, в условиях с высокой степенью неопределенности и изменчивости, иногда в условиях патовой ситуации. Такие случаются в каждой школе. И учителя, и администрация должны в таких ситуациях работать вместе. Здесь ребята учатся договариваться, принимать совместные решения, делать выбор.

Елена Ушакова: Олимпиада стала платформой для профессионального творческого общения. Ты не знаешь никого, не знаешь, какую задачу тебе поставят, не знаешь про инструменты, с которыми будешь работать. По сути, экстремальная ситуация, в которой нужно работать в команде, найти идею, «рабочее» решение. А кейсы для команд были самые разные, с огромным числом вариантов решений. Все зависело от командного решения и активности каждого участника. И главная ценность состоит в том, что нет правильных или неправильных решений, есть ценные актуальные идеи, которые могут быть использованы в работе классного руководителя. Здесь есть логика, творение, идея, которые превращаются в результат.

Конечно, не стоит забывать, это конкурс — со своими призами и бонусами для каждого.

Какие проекты представляли будущие классные руководители?

Елена Ушакова: Одна из тем, например, «Ребёнок в современном обществе» — суть проекта в том, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в том, что его окружает. Или «Памятка для классного руководителя» — некие алгоритмы по разным направлениям деятельности классного руководителя, например, стратегии управления детским коллективом, или рекомендации по использованию цифровых инструментов в работе классного руководителя. Более того, участники могли сформулировать свою тему и представить ее.

Что такое сегодня классный классный?

Роман Комаров: И сегодня, и всегда это человек с общечеловеческими ценностями, который любит детей, понимает их или старается понять, может прочувствовать и посочувствовать.

При этом класс — живая система, поэтому ему нужно обладать еще и скоростью реакции, и базовой установкой творчески относиться к разным ситуациям, в том числе и нестандартным. А еще классному руководителю надо уметь работать над собой, восстанавливать свои силы, чтобы не выгореть. Надо уметь держать удар — психологически.

Елена Ушакова: Это педагог, но очень близкий для детей, с которым формируются доверительные отношения, который готов оказать помощь и поддержку, который адекватно включается в решение различных вопросов, в том числе организации детской деятельности, взаимодействия с семьей ученика и, конечно, работает в команде. Классный руководитель становится классным для ребенка, когда пропускает детские проблемы через себя и находит разумные решения.

Комментарий
Ларина Айрапетян, победительница трека «Классное руководство» олимпиады «Я профессионал», выпускница филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки):

— Это направление я выбрала не просто так. В школе уже предлагали классное руководство, но я отказалась: не видела системы, не была уверена в своих силах. В этом году решила проверить себя. Здорово, что одно из заданий олимпиады было — разработать концепцию классного руководителя. Теперь в классные руководители — хоть завтра.

Что такое классный классный? Это человек, который рядом, но чуть-чуть впереди. Я видела таких. Их дети счастливы учиться, трудиться, творить. Они подпитываются друг от друга энергией.

Читать материал в источнике

Впервые в олимпиаде всероссийского уровня «Я – профессионал», итоги были подведены буквально в июне, появилось новое направление «Классный руководитель», которое курирует Московский городской педагогический университет, и сразу набрало популярность, а бронзовым призером олимпиады стал студент из Ноттингема.

Педагогическое направление по количеству дипломантов Всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал» впервые вошло в топ-10, что говорит о повышении престижа профессии учителя. Проходные баллы для поступления на педагогические специальности растут ежегодно, можно сказать, что в педвузы поступают мотивированные работать в современной школе молодые люди.

«Классный руководитель» – новое направление олимпиады 2022 года, в котором принял участие студент третьего курса Института иностранных языков Московского городского педагогического университета Алексей Богданов из Великобритании и сразу стал бронзовым медалистом. Победитель проходит стажировку в университете Ноттингема, где изучает модули, связанные с историей США, культуроведением, теорией и методикой обучения иностранным языкам, а еще испанский язык, который хотел бы преподавать в будущем. Стоит отметить, что все этапы «Я – профессионал» проходили дистанционно.

По мнению победителя профессия классного руководителя намного труднее и сложнее учителя: «Миссия классного руководителя отличается от миссии педагога, который в первую очередь должен научить своему предмету, сформировать навыки и развить умения, а классный руководитель – сплотить коллектив, объяснить, как важно быть добрым и понимающим человеком, предотвратить буллинг. Надеюсь, я смогу стать таким для современных школьников. Я помню, когда я был учеником у нас проходили классные часы и экскурсии, но мне не хватало именно общеклассных мероприятий, которые бы сплачивали коллектив. Если я стану классруком, постараюсь в подростковом коллективе создать атмосферу дружбы и взаимоуважения».

Испытания олимпиады «Я – профессионал» для будущих классных руководителей были не простыми. В индивидуальном треке бронзовый призер разработал план цифрового классного часа, а в групповом задании нужно было за один час создать проект по определенной теме.

Команде Алексея Богданова достался цифровой этикет. Студенты разработали правила общения педагога с учениками в мессенджерах и оформили Правила цифрового этикета в доступной и понятной для детей форме – в комиксах.

Ученый секретарь, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ Роман Комаров считает, что сложность заданий объясняется изменением роли классного руководителя. Современный руководитель класса – это еще и цифровой классрук. В онлайне он проводит занятия, родительские собрания, связываться с детьми во время каникул: «Цифровизация – мощный инструмент для педагога. Пандемия показала, что хорошо себя чувствовали специалисты, которые умели пользоваться современными технологиями».

Организацией классные руководители занимались и раньше – сплочением коллектива, внеурочной деятельностью, профилактикой конфликтных ситуаций учеников между собой, с учителями, родителями, администрацией школы. Современным же школьникам нужен координатор, коммуникатор и организатор в одном лице. Такие функции классруков помогают ученикам участвовать в олимпиадах, посещать городские мероприятия. Функция коммуникатора – совершенно новая. Теперь классный руководитель может собирать запросы от родителей и быть связующим звеном между школой и домом.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.

В этом году олимпиада проходила в пятый раз, но впервые наряду с уже знакомыми направлениями ребята могли попробовать свои силы в треке «Классное руководство».

Почему появилось это направление? Как меняются задачи классных руководителей в современной школе? Какие качества выходят на первый план? Беседуем с разработчиками трека «Классное руководство» олимпиады «Я-профессионал» Романом Комаровым — ученым секретарем Московского городского педагогического университета (МГПУ) и Еленой Ушаковой — начальником департамента Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ.

Почему трек «Классное руководство» появился именно сейчас?

Роман Комаров: Трансформация работы классного руководителя идёт не первый год. Задача — уйти от старых представлений о классном руководстве как о приставке к основной нагрузке учителя. Сегодня это понятие серьезно переформатировалось. Теперь классный руководитель — навигатор, координатор, интегратор, он умеет выстраивать конструктивные отношения с родителями, он значимая фигура в педагогическом коллективе. И он же — психолог детского коллектива. Это очень важно. Это часть большой живой системы. Классный руководитель обязательно должен обладать психолого-педагогическими компетенциями. В одиночку школьный психолог, даже если он есть в школе, не в состоянии справиться со всем многообразием вопросов и проблемных ситуаций, возникающих в школьном коллективе.

Кстати, в 2020 году на базе МГПУ была запущена программа профессиональной переподготовки «Психолог детского коллектива». Это беспрецедентная история для всей России. Единовременно обучение прошли 1400 учителей Москвы — те, кто уже был классными руководителями или только собрался ими стать.

В этом году мы поняли, что подобный опыт будет полезен и для будущих студентов. И не ошиблись: новое олимпиадное направление стало очень востребованным. Так, в финале приняло участие около пятисот бакалавров и магистрантов.

Елена Ушакова: Удивительно, но направление «Классный руководитель» собрало на олимпиаде не только будущих педагогов. Были ребята из разных вузов нашей необъятной Родины, представляющие разные специальности, были даже будущие медики из Сеченовского университета. Это значит, что есть запрос на реализацию своих возможностей не только в узкой предметной области, но и в качестве психолога детского коллектива — на это в нашем треке делался основной акцент. Поэтому смело можно сказать, что направление «Классный руководитель» стало междисциплинарным.

В целом, классное руководство — уникальная деятельность. Нет такой квалификации в перечне профессий — «классный руководитель». Но при этом это та миссия, на которой держится сегодня школа, связующее звено, которое делает общение школы, города, семьи, ребёнка, конкретного родителя благоприятным и формирует позитивный имидж школы.

А что нужно было продемонстрировать участникам олимпиады?

Елена Ушакова: Навыки и умения, которые повышают конкурентоспособность педагога в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, гибкость, способность принимать решения в ситуации неопределенности, исследовательские умения. Да и без цифровых компетенций тоже не обошлось. Ведь все испытания проходили в дистанционном формате.

Роман Комаров: В последние годы в образовании широкую известность приобрел термин «психологическое благополучие». Классное руководство — и об этом тоже. Работа классного руководителя всегда на перспективу, на опережение, тем более, сейчас — в свете последних событий.

Среди участников студенты разных возрастов. Олимпиада для них — как профессиональный экзамен?

Роман Комаров: Термин «экзамен» здесь, наверное, не очень подходит, это все же конкурсное испытание с заданиями разного уровня сложности, тестовыми, в том числе. Но мы понимаем, что тесты — не самое интересное в жизни, хотя они, конечно, позволяют проверить определенные знания, логическое мышление. Но в фокусе финала олимпиады все же были два особых проектных задания — индивидуальное и командное, где упор делался, прежде всего, на интеллект и творчество.

Но ведь участники не встречались раньше, не знают друг друга, как работать в команде?

Роман Комаров: Вы правы, это сложно. Но в этом и суть. На индивидуальном треке финалисты разрабатывали концепцию собственного проекта, причем проекта практико-ориентированного, с тем прицелом, чтобы после небольшой доработки его можно было легко внедрить в образовательный процесс. А командный трек — работа в группе, в условиях с высокой степенью неопределенности и изменчивости, иногда в условиях патовой ситуации. Такие случаются в каждой школе. И учителя, и администрация должны в таких ситуациях работать вместе. Здесь ребята учатся договариваться, принимать совместные решения, делать выбор.

Елена Ушакова: Олимпиада стала платформой для профессионального творческого общения. Ты не знаешь никого, не знаешь, какую задачу тебе поставят, не знаешь про инструменты, с которыми будешь работать. По сути, экстремальная ситуация, в которой нужно работать в команде, найти идею, «рабочее» решение. А кейсы для команд были самые разные, с огромным числом вариантов решений. Все зависело от командного решения и активности каждого участника. И главная ценность состоит в том, что нет правильных или неправильных решений, есть ценные актуальные идеи, которые могут быть использованы в работе классного руководителя. Здесь есть логика, творение, идея, которые превращаются в результат.

Конечно, не стоит забывать, это конкурс — со своими призами и бонусами для каждого.

Какие проекты представляли будущие классные руководители?

Елена Ушакова: Одна из тем, например, «Ребёнок в современном обществе» — суть проекта в том, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в том, что его окружает. Или «Памятка для классного руководителя» — некие алгоритмы по разным направлениям деятельности классного руководителя, например, стратегии управления детским коллективом, или рекомендации по использованию цифровых инструментов в работе классного руководителя. Более того, участники могли сформулировать свою тему и представить ее.

Что такое сегодня классный классный?

Роман Комаров: И сегодня, и всегда это человек с общечеловеческими ценностями, который любит детей, понимает их или старается понять, может прочувствовать и посочувствовать.

При этом класс — живая система, поэтому ему нужно обладать еще и скоростью реакции, и базовой установкой творчески относиться к разным ситуациям, в том числе и нестандартным. А еще классному руководителю надо уметь работать над собой, восстанавливать свои силы, чтобы не выгореть. Надо уметь держать удар — психологически.

Елена Ушакова: Это педагог, но очень близкий для детей, с которым формируются доверительные отношения, который готов оказать помощь и поддержку, который адекватно включается в решение различных вопросов, в том числе организации детской деятельности, взаимодействия с семьей ученика и, конечно, работает в команде. Классный руководитель становится классным для ребенка, когда пропускает детские проблемы через себя и находит разумные решения.

Комментарий

Ларина Айрапетян, победительница трека «Классное руководство» олимпиады «Я профессионал», выпускница филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки):

— Это направление я выбрала не просто так. В школе уже предлагали классное руководство, но я отказалась: не видела системы, не была уверена в своих силах. В этом году решила проверить себя. Здорово, что одно из заданий олимпиады было — разработать концепцию классного руководителя. Теперь в классные руководители — хоть завтра.

Что такое классный классный? Это человек, который рядом, но чуть-чуть впереди. Я видела таких. Их дети счастливы учиться, трудиться, творить. Они подпитываются друг от друга энергией.

На адрес университета пришли Благодарственные письма  от И.М.Реморенко,  ректора  Московского городского педагогического университета за подготовку и проведение  Всероссийской  олимпиады   «Я – профессионал».   Саратовский государственный университет в 2021-2022 учебном  году   выступил  вузом-соорганизатором  по направлению «Классный руководитель». В команду экспертов от г.Саратова  вошли преподаватели кафедры педагогики факультета психологии (зав.кафедрой педагогики Е.И.Балакирева, доцент Н.Ю.Курчатова, доцент Е,Г. Евдокимова, ассистент М.В. Браташова),  кафедры методологии образования факультета ППиСО (зав. кафедрой методологии образования  Е.А.Александрова, доцент М.Н.Бурмистрова), представители  Городского комитета по образованию, СОИРО,   специалисты-педагоги  по воспитательной работе лицея-интерната 64 и медико-биологического лицея. Координатором работы  экспертной группы   выступила заведующая кафедрой педагогики Е.И.Балакирева.   С марта по  апрель  36 экспертов из Москвы и Саратова участвовали в обучающих мероприятиях для работы на платформе  Teams, онлайн мероприятиях олимпиады, проверяли домашнее задание и оценивали командные и индивидуальные проекты участников.

В этом учебном году сотрудничество вузов продолжится: началась подготовительная работа рабочих групп  МГПУ и СГУ по организации Всероссийской олимпиады «Я- профессионал» по направлению «Классный руководитель» (VI сезон).

Дарья Прокопьева. Фото: Сайт министерства образования и науки правительства Хабаровского края

В Москве подвели итоги пятого сезона Всероссийской олимпиады «Я — профессионал». Конкурс проходил по 72 направлениям — от журналистики до робототехники. В заключительном этапе олимпиады приняло участие 16 917 человек. Одним из 140 золотых медалистов стала учительница китайского языка из школы села Восточное Дарья Прокопьева, сообщает ИА AmurMedia со ссылкой на сайт министерства образования и науки Хабаровского края.

В рамках отборочного этапа олимпиады педагог прошла тест, а в финале презентовала свой проект по направлению «Классный руководитель». Также педагог стала призером в направлении востоковедения, успешно выступив на китайском языке с докладом на тему «Возможна ли в Китае ситуация, когда муж сидит с детьми, а жена содержит семью».

— За два года целенаправленной подготовки мой уклон сместился в сторону педагогики, я прошла обучение в Московском государственном педагогическом университете по теме «Психолог детского коллектива». Также я постоянно совершенствую своё педагогическое мастерство тесно сотрудничаю с коллегами, — рассказала Дарья Прокопьева.

В прошлом году Дарья стала абсолютным победителем Всероссийской олимпиады «Профессиональные перспективы-2021», победительницей X Всероссийской Герценовской педагогической олимпиады молодых учителей «Образование в цифре», одним из участников и победителей Чемпионата региональных учительских клубов — 2021 (ЧЕРУК).

Отметим, что олимпиада «Я — профессионал» — один из флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Целью олимпиады является выявление и поддержка талантливой молодежи, развития творческих способностей студентов, привлечения наиболее талантливых студентов к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре, предоставления им дополнительных возможностей для профессионального и творческого роста.

Эссе Классный руководитель — личность и профессионал

Классный руководитель – личность и профессионал
Я классный руководитель и считаю, что основное мое предназначение – это создание условий для раскрытия талантов ребенка, умственных, физических, духовных, совершенствования и уникальности.
Быть учителем – значит отдавать свой опыт, свои знания детям. Быть классным руководителем – отдавать любовь и сердце детям. Ведь, классное руководство – это сложное, творческое дело, подразумевающее подбор оптимальной системы воспитания. Был долгий путь наблюдений, терпения, поиска, упорной работы.
Классный руководитель всегда останется старшим товарищем, хорошим человеком с душевной теплотой, которому можно безгранично доверять все свои тайны, успехи и неудачи, симпатии и антипатии.
 В одной из газет я прочитала такую фразу: «Классный руководитель – это не должность, а состояние души». После размышления над данным высказыванием и опыта работы с детьми я поняла смысл этой фразы. Действительно, классный руководитель – это профессионал своего дела, живущий в ногу со временем и непременно любящий детей.И еще, без чего не сможет состояться классный руководитель? Без умения владеть собой, как личностью, как профессионалом, без колоссального терпения. Я стараюсь жить с детьми полной жизнью: шутить и наставлять, радоваться и огорчаться.
Если вдуматься в значение слова классный руководитель, в нем изначально заложена огромнейшая роль классного руководителя в школьной жизни детей. Классный – значит лучший, прекрасный, надежный, понимающий. И в то же время «руководитель!».
Я уверена: классный руководитель – это не должность, это призвание. Ведь только любящий человек, умеющий найти подход к каждому, понять, воспитать – только такой «профессионал» способен быть «классным» классным руководителем.По-моему мнению, педагог современной школы – это не только знаток предмета, не только исследователь, психолог, а в первую очередь яркая, творческая личность, которая способствует самосовершенствованию. Я думаю, наша профессия настолько «жива», что требует развиваться, меняться, творить, дарить частичку себя детям. Бывали мгновения, когда опускались руки, но видя успех детей, открывались новые пути и методики в работе с детьми.
Каким же должен быть современный классный руководитель как личность и профессионал?
Во-первых, идти в ногу со временем, разрабатывать и практиковать в своей работе новые методики и инновационные подходы. Во-вторых, быть личностью с большой буквы. Ведь чтобы дети росли счастливыми, им должна помочь профессиональная личность.
Педагог – это всегда личность творческая и яркая, это всегда готовность стать не только примером для детей, но и другом. И самое главное, на мой взгляд, всегда актуально фраза Д.И. Менделеева «Вся гордость учителя в учениках, в росте взращенных им семян».
Классный руководитель – профессионал дальнейшего действия. Я рада, что меня ценят мои ученики и их родители, это высшая оценка моего профессионализма. Так как, с самого первого вступления на порог школы классный руководитель становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Я рада, что моя путеводная нить привела меня в мир, полный детских голосов, как бурлящий поток, накатывающий с порога.
В чем заключается педагогическая ценность моей философии? Всегда находиться в поиске. Поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка. Как профессионал, я открыла для себя две зеркальные стороны учительской профессии, которые взаимосвязаны и отражаются одна в другой. На одной стороне располагается всем известный фактор учительского долга, ответственности, совершенствования педагогического мастерства, то есть УЧИТЕЛЬ как личность, а на другой – самое главное для детей – овладение знаниями, умениями, навыками, то есть УЧЕНИК как личность. Это как две стороны одной медали: учитель, который хочет помочь, и ученик, которому надо помочь, понять себя и свое предназначение.
Мое педагогическое кредо: научить детей верить в себя. Верь в себя и все получится. И я верю, что у моей профессии «Учитель» большое будущее. Как говорил Я.А. Коменский «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». И наша надежда, прежде всего в нас самих.
Я счастливый человек, потому что выбрала свою профессию и полюбила на всю жизнь.



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

гуманитарного
цикла

Протокол №      
от ___________

Руководитель МО

Ф.И.О

СОГЛАСОВАНО

Зам.
директора по УВР

_________Ф.И.О

«___»__________
20     г

УТВЕРЖДАЮ

                           
Директор

Приказ
от _______ № _____

__________Ф.И.О

Р
А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

учебного курса  «Я профессионал»

Класс:
10 «А», 10 «Б»

Уровень
образования:
среднее полное образование

Срок
реализации программы
—  2017/20 18  
гг.

Количество
часов по учебному плану
: 17 часов

всего
17
часов в полугодие/ 1 час в неделю

Планирование
составлено  на основе:

Данная
программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Технология.10
класс» под редакцией  В.Д. Симоненко, авторская программа «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной
подготовки. Учебно-методическое пособие.» Г.В. Резапкина, М.:
«Генезис», 2011г.

Учебник:

«Технология»:
Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ под. ред.. В.Д.
Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006.

«Психология»
10
класс А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В.
Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых

Рабочую
программу составила
   Бакшеева Любовь Сергеевна,

Педагог-психолог
1 категории

2017  
 г.

Пояснительная
записка

  Данная программа
составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования на основе программы «Технология.10
класс» под редакцией  В.Д. Симоненко

Общая характеристика курса

Основная идея курса: Профессионал — это человек, которому
профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все
потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация).
Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных
качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично
сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими
убеждениями и ценностями. Данная программа является продолжением курса
профессионального самоопределения в 9 классах для закрепления и уточнения
индивидуальной траектории будущей профессиональной деятельности, уточнения
профиля обучения учащихся.

Цель — формирование
психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Задачи:

·               
развития своих профессиональных качеств;

·               
повысить уровень психологической компетентности
учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения
границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;

·               
сформировать положительное отношение к самому
себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно
к реализации себя в будущей профессии;

·               
выявление интересов и склонностей, способностей
школьников;

·               
формировать способности принимать адекватное
решение о выборе дальнейшего направления образования.

Курс включает в себя теоретическую и практическую части.

На занятиях по программе «Я выбираю сформировать знания и умения объективно
осуществлять самоанализ уровня
профессию» школьники в ходе
самодиагностики, проектной деятельности, анализа изучают свои психологические
особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их
эффективность.

     Перечень формируемых знаний и умений:

Учащиеся должны знать: социальную и личностную
значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора
профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора
профессии; понятия о профессиях, специальностях и должностях; отрасли
экономики; способы классификации профессий; понятия о психофизиологических
особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы
выполнения профессиональных проб; требования к оформлению и выполнению
творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны иметь представление: о смысле
и значении труда в жизни человека и общества,  о современных формах организации
труда, о рынке труда, о предпринимательстве.

Учащиеся должны уметь: анализировать
профессиональную деятельность по отдельным признакам, составлять формулу
профессии, соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии, составлять план подготовки к профессиональному самоопределению,
анализировать профессиограммы и психограммы, выполнять профессиональные пробы,
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и
возможностях трудоустройства, выполнять и защищать творческий проект «Мой
выбор».

Ожидаемые,
планируемые  результаты.

Предметные результаты.

Выпускник
научится:

— характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в
сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства
продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их
развития,

— характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет
тенденции ее развития,

— разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных
на региональном рынке труда,

— характеризовать учреждения профессионального образования различного
уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими
образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,

— анализировать результаты и последствия своих решений, связанных
с выбором и реализацией образовательной траектории.

Выпускник
получит возможность научиться:

— предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального
образования для занятия заданных должностей;


анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной
группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов
питания, сервиса, информационной сфер.

Личностные результаты

-Формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию. 

-Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;

-Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

-Освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества.

-Стремление к поиску наиболее эффективных
способов учебной деятельности.

-Формирование коммуникативной компетентности в
общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.

Метапредметные
результаты

-освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;

-формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха; 

-активное использование речевых средств и
средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных
и познавательных задач.

      Усвоение
учебного материала реализуется с применением основных групп
 методов обучения и их сочетаний:

1.     Методы
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные
(рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),
практических, и самостоятельная работа учащихся.

2.     Методы
стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные  и деловые игры,
творческие задания.

3.     Методы
контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный
опрос, фронтальный опрос, письменные работы.

   В процессе изучения
курса используются следующие
 формы промежуточного контроля: выполнение творческого проекта

Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный.

     В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы),
организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал),
мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы


 Место предмета в учебном плане. В
учебном плане ОУ отводится 17 часов.

Основное
содержание курса

Тематический план

тема

Кол-во
часов

Профессиональное
самоопределение

1.

Турнир
«Клуб знатоков профессий»

1
ч.

2.

Профессии
в нашей жизни. Словарь профессий.

3
ч.

3.

Мои
способности, профессиональные интересы и склонности

2
ч.

4.

Современный
рынок труда. Новые профессии – новые возможности

3
ч.

5.

Деловая
игра «Свой бизнес? Да, это возможно»

1
ч.

6.

Творческий
проект «Моё собственное дело»

2
ч.

7.

Профессиональные
качества личности и будущая профессия

1
ч.

8.

Деловая
игра «Я  — профессионал»

1
ч.

9.

Профессиональная
проба.

1
ч.

10.

Профессиограмма
и психограмма

1
ч.

11.

Творческий
проект «Мой профессиональный выбор»

1
ч.

Итого:

17
ч

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту mercedes w211 скачать
  • Руководство гохрана россии
  • Мвд россии по чеченской республике руководство
  • Trados руководство пользователя
  • Инструкция к автосигнализации scher khan logicar