Классное руководство в школе в начальных классах

Особенности работы классного руководителя      в начальной школе

  1. Роль и значение классного руководителя в воспитании.

     Все знают, что работа учителя трудная и многогранная. И одна из этих граней – быть классным руководителем. Он вмещает в себя сразу множество профессий. Классный руководитель должен быть  педагогом, психологом, воспитателем, артистом,  новатором, контролёром, адвокатом, другом и наставником одновременно. Сложность в том, что за всем этим стоит один человек. Сколько сил, здоровья, знаний, энергии, терпения отдаёт учитель, работая с детьми, не считаясь со своим личным временем. Учитель — классный руководитель  – это не профессия, это образ жизни!

     В настоящее время ученик начальных классов находится в школе большую часть времени  и домой приходит вечером вместе с родителями, как после полного рабочего дня. Воспитание ложится на плечи тех, кто находится рядом, а это чаще всего учитель – классный руководитель! Социально-бытовые проблемы не позволяют родителям уделять должного  внимания детям по формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности. Да и школа всецело поглощена задачами обучения, подготовки к экзаменам, заботой о повышении качества знаний, показателях, выполнении множества отчётов. Времени на всё не хватает! Когда сталкиваешься с некорректным поведением учащихся в той или иной жизненной ситуации, слышишь возмущённые голоса взрослых: «Чему вас  только в школе учат?» Но мы — то понимаем, что в школе их учим мы,  учителя,  и учим  хорошо. Так что, хотим мы или не хотим, можем или нет, но школе действительно не обойтись без классного наставника!

  1. Особенности  работы классного руководителя в начальной школе.

 В работе классного руководителя начальной школы есть свои особенности.

     1. Младший школьный возраст – это возраст, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: ученик, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

     2. Главной целью для классного руководителя  является создание психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного сплочённого коллектива. Прежде чем этого достигнуть, нужно пройти ряд важных этапов. Условно, первым этапом можно считать первое полугодие  1 класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей. Задача учителя познакомить их  и научить общаться друг с другом. Учитель рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно. Для маленьких детей он — образец для подражания во всём.

     На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности коллектива. Он изучает интересы каждого ребёнка, его потребности, характер. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми, начинает сплачивать коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.

     Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры. Теперь нужно развивать самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям детей. Актив класса – большая опора для учителя в этот период. Воспитанию отводится большая роль.

     В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё собственное «Я», могут смело проявлять себя.  Класс что-то может делать самостоятельно, распределяя между собой обязанности, что-то под руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими  детьми. Формы  работы с классом самые разнообразные. Это тематические экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, интересные проекты, коллективно-творческие дела. Все эти мероприятия способствуют сплочению класса. При  проведении классных часов и бесед  учитель  должен стараться учитывать  актуальные проблемы класса или отдельных учеников.

     3. Классный руководитель должен быть сам увлечён своим делом, чтобы дети с удовольствием следовали за ним и помогали во всём. Дети не любят пустых надуманных занятий, им важно чувствовать результат и поощрение. Перед ними  лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и подвигала к деятельности. Сплочению коллектива способствует любая  совместная деятельность, которая организует их свободное время. Будь то живое общение, подвижные игры, выездные экскурсии, прогулки, субботники, трудовые поручения, приносящие пользу окружающим.

     4.  Важный момент в работе классного руководителя начальной школы – это умение работать  с родителями. Для ребёнка, переступившего порог школы, содружество учителя и родителей очень важно для целостного развития. Ему одинаково значимы  школа и семья. В начальных классах связь школы с родителями осуществляет учитель. Он делает первый шаг к взаимодействию. Очень важно, чтобы родители стали его единомышленниками и помощниками. Если созданы хорошие, доверительные отношения, в таком коллективе комфортно всем.

   Формы работы классного руководителя с родителями:

— родительские собрания, обмен опытом;

— индивидуальные и тематические беседы, консультации;

— анкетирование;

— изучение и посещение семей учащихся;

— помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (поездки в музеи, театры, экскурсии, походы, праздники);

— родительские чтения и конференции;

— работа с родительским комитетом.

     Чтобы оценить результаты в воспитании, классный руководитель 1 раз в год может проводить мониторинг, чтобы узнать, на каком уровне сплоченности находится его коллектив, социометрию — каковы в его классе межличностные отношения между учениками. Для изучения личности младших школьников есть множество интересных методик. Дети принимают их за игру, а классный руководитель, используя метод педагогического наблюдения и свой опыт, может многое увидеть в детях.

Приведу пример некоторых таких методик.

ΙΙΙ. Методики для изучения личности младших школьников.

Для изучения  желаний школьников можно использовать методику «Если бы ты был волшебником» или «Цветик-семицветик».

Методика «Если бы ты был волшебником». Детям предлагается назвать три желания, которые они бы хотели исполнить: для себя, для близких людей, для людей вообще.

В методике «Цветик-семицветик» . Каждому ребёнку вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которых он записывает свои желания. Обработку результатов можно сделать по такой схеме: сгруппировать желания по смыслу: материальные( вещи, игрушки), нравственные, познавательные, разрушительные и т.д.

Для изучения характера, переживаний школьника используется методика «Радости и огорчения». Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения. Или дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой об огорчениях. По окончании лепестки собираются в ромашку.  Детям 3-4 классов предлагается дополнить два предложения «Больше всего я радуюсь, когда….» «Больше всего я огорчаюсь, когда…»

Для выявления направленности потребностей используется методика «Выбор».

Представь, что тебе дали(или ты заработал …) рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?   Анализируется доминирование духовных или материальных индивидуальных или общественных потребностей.

Для изучения мотивации учения можно использовать методику «Неоконченные предложения». Даётся начало предложения, а школьник должен как можно быстрее придумать к нему предложение. Например:

  1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто….
  2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто….
  3. Мне радостно, когда в школе…
  4. Я боюсь, когда в школе…
  5. Если я не знаю, как решить задачу, я…
  6. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…

Ответы детей можно оценивать по разным показателям мотивации обучения.

Для диагностики отношения ученика к конкретным учебным предметам используется методика «Составление расписания на неделю». Представляем, что дети учатся в щколе будущего,  и им самим можно составлять расписание уроков. На каждый день ученик пишет любое количество уроков и названия нужных предметов. Затем это расписание сравнивается с реальным и выделяются предметы, которых больше или меньше, процент несоответствия и т.д. Проводится диагностика, обсуждение с детьми.

Для определения образцов и идеалов, которым хочет подражать ребёнок, подходит методика «Мой герой». Детям предлагаются устно или письменно ответить на вопрос «На кого ты хотел бы быть похожим и почему?» или пишется сочинение-рассказ-сказка «Я хочу быть, как…»

Для выявления интереса детей к профессиям, есть методика «Кем быть». Детям предлагается нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись или написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»

   Результаты методик дают хороший материал для дальнейших тем и бесед с учениками и родителями.

  ΙV. Планирование воспитательной работы.

     Для системности и результативности своей работы классный руководитель составляет программу воспитательной деятельности на 4 года и ежегодный план воспитательной работы. Планирование  является значимым звеном в деятельности педагога. Оно обеспечивает чёткую организацию, намечает перспективы и способствует реализации воспитательной программы.

Я приведу краткий пример плана воспитательной работы на предстоящий 3 класс. Презентация.

В заключении хочу прочитать вам советы. Может, кому то они пригодятся в работе.

V. Советы для учителей и родителей.

Советы педагогам и родителям

Если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным
  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Спасибо за внимание! Хочу пожелать всем крепкого здоровья, творческих успехов, талантливых учеников, благодарных родителей!

Классный руководитель в начальной школе.

  1. Кто такой классный руководитель.

Классный руководитель — это педагог, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.

Целью работы классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей.

  1. Особенности  работы классного руководителя в начальной школе.

 В работе классного руководителя начальной школы есть свои особенности.

     1) Младший школьный возраст – это возраст, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: ученик, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

     2) Главной целью для классного руководителя  является создание психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного сплочённого коллектива. Прежде чем этого достигнуть, нужно пройти ряд важных этапов. Условно, первым этапом можно считать первое полугодие  1 класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей. Задача учителя познакомить их  и научить общаться друг с другом. Учитель рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно. Для маленьких детей он — образец для подражания во всём.

     На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности коллектива. Он изучает интересы каждого ребёнка, его потребности, характер. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми, начинает сплачивать коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.

     Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры. Теперь нужно развивать самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям детей. Актив класса – большая опора для учителя в этот период. Воспитанию отводится большая роль.

     В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё собственное «Я», могут смело проявлять себя.  Класс что-то может делать самостоятельно, распределяя между собой обязанности, что-то под руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими  детьми. Формы  работы с классом самые разнообразные. Это тематические экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, интересные проекты, коллективно-творческие дела. Все эти мероприятия способствуют сплочению класса. При  проведении классных часов и бесед  учитель  должен стараться учитывать  актуальные проблемы класса или отдельных учеников.

     3) Классный руководитель должен быть сам увлечён своим делом, чтобы дети с удовольствием следовали за ним и помогали во всём. Дети не любят пустых надуманных занятий, им важно чувствовать результат и поощрение. Перед ними  лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и подвигала к деятельности. Сплочению коллектива способствует любая  совместная деятельность, которая организует их свободное время. Будь то живое общение, подвижные игры, выездные экскурсии, прогулки, субботники, трудовые поручения, приносящие пользу окружающим.

     4)  Важный момент в работе классного руководителя начальной школы – это умение работать  с родителями. Для ребёнка, переступившего порог школы, содружество учителя и родителей очень важно для целостного развития. Ему одинаково значимы  школа и семья. В начальных классах связь школы с родителями осуществляет учитель. Он делает первый шаг к взаимодействию. Очень важно, чтобы родители стали его единомышленниками и помощниками. Если созданы хорошие, доверительные отношения, в таком коллективе комфортно всем.

   Формы работы классного руководителя с родителями:

— родительские собрания, обмен опытом;

— индивидуальные и тематические беседы, консультации;

— анкетирование;

— изучение и посещение семей учащихся;

— помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (поездки в музеи, театры, экскурсии, походы, праздники);

— родительские чтения и конференции;

— работа с родительским комитетом.

     Чтобы оценить результаты в воспитании, классный руководитель 1 раз в год может проводить мониторинг, чтобы узнать, на каком уровне сплоченности находится его коллектив, социометрию — каковы в его классе межличностные отношения между учениками. Для изучения личности младших школьников есть множество интересных методик. Дети принимают их за игру, а классный руководитель, используя метод педагогического наблюдения и свой опыт, может многое увидеть в детях.

Приведу пример некоторых таких методик.

  1. Функции классного руководителя.

Классный руководитель имеет определенные функции:

  • воспитание

  • социальная защита

  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива

  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)

  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика

  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий

  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников

  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов

  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе

  • получать помощь от коллектива сотрудников школы

  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями

  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей

  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики

  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников

  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем

  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

Введение

Основным структурным элементом учебно-воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность школьников, формируются социальные отношения между учащимися.

В обеспечении условий для развития индивидуальности школьника в учебном процессе и во внеурочной деятельности важная роль отведена классному руководителю. Особое значение для организации учебно-воспитательного процесса деятельность классного руководителя имеет на начальной ступени образования.

Функции, роль и обязанности классного руководителя на различных этапах развития педагогической науки выступали предметом исследования ряда отечественных педагогов: Н.Н.Бояновской [5], И.Ф.Исаева [7], М.П.Нечаева [10], В.А.Сластенина [11], П.И.Пидкасистого [12], и других.

В свете реформирования современной системы образования и введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, актуальность рассмотрения вопроса специфики деятельности классного руководителя, в том числе, на уровне начальной школы, очевидна.

Объект исследования составляет организация образовательно-воспитательного процесса в начальной школе в современных условиях.

Предмет исследования составляет специфика деятельности классного руководителя в начальной школе в современных условиях построения учебно-воспитательного процесса.

Целью данной работы является рассмотрение специфики деятельности классного руководителя на ступени начального образования в современных условиях.

Задачи работы:

  • раскрыть основные подходы к определению понятия «классный руководитель» в современном научном знании;
  • осветить исторические аспекты становления института классного руководства в России;
  • раскрыть роль классного руководителя в современном воспитательном процессе;
  • рассмотреть особенности деятельности современного классного руководителя на начальной ступени образования.

Работа основана на использовании преимущественно общенаучных методов исследования, основным из которых является анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.

Теоретическую основу исследования составили работы педагогов: Н.Н.Бояновской [5], Г.М.Коджаспировой [8], М.П.Нечаева [10], В.А.Сластенина [11], П.И.Пидкасистого [12], И.В.Петровой [13], А.Г.Ряписовой [15], и других.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами начальной школы результатов исследования для построения эффективного образовательно-воспитательного процесса.

Структура работы обусловлена задачами и логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы деятельности классного руководителя в научно-педагогическом знании

1.1. Основные подходы к определению понятия «классный руководитель»

Элементом построения учебно-воспитательного процесса в современной школе выступает класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.

Классное руководство — традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

Раскроем основные подходы к определению понятия «классный руководитель» в педагогическом знании.

Известный педагог В.А.Сластенин определяет данное понятие следующим образом: «классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе» [11; 112].

Педагогический словарь Г.М.Коджаспировой содержит следующее определение: «классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива» [8; 89].

С позиции М.П.Нечаева, «классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности» [10; 68].

По мнению отечественного ученого М.И.Рожкова, «классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни» [14; 12].

На основании анализа приведенных определений, можно согласиться с мнением педагога Н.Н.Бояновской, что при некотором различии приведенных определений, общим в них является то, что основной целью деятельности классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей [5; 22].

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером детского коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Обратимся к рассмотрению исторических аспектов становления института классного руководства в России.

1.2. История становления института классного руководства в России

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений.

На протяжении XIX–XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных учреждениях.

В ноябре 1804 года (во времена правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось, что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания, но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия» [15].

Циркуляр Министерства просвещения 1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах» предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15 воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения [15].

Как отмечает в своей работе исследователь в области педагогики А.Г.Ряписова [15], во времена правления Николая I (1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения требований педагога. В 1835 г. Министерством народного просвещения России была введена должность классных надзирателей, которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя, приглашались иностранцы (немцы).

В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы» [15].

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя.

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя, как отмечает в своей работе В.А.Сластенин, выступали дополнительными к основной преподавательской работе [11; 114].

В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе [15]. Наиболее известны следующие:

— освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

— организатор параллели классов.Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

— руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

— традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Основными требованиями, выдвигаемыми к классному руководителю современной нормативно-правовой базой, ФГОС НОО [4], Уставами образовательных учреждений, регламентирующих, в том числе, деятельность классного руководителя, выступают следующие:

— наличие высшего или среднего специального педагогического образования;

— знание Закона Российской Федерации «Об образовании» [2], Конвенции о правах ребенка [1], основ трудового законодательства [3];

— владение основами педагогики, детской, возрастной, социальной психологии, школьной гигиены, педагогической этики, теории и методики воспитательной работы.

Краткие выводы по первой главе

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В настоящее время классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

Обратимся к подробному раскрытию специфики деятельности классного руководителя в начальной школе на современном этапе.

См. продолжение статьи

Список использованной литературы

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ  (ред. от 04.11.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  5. Бояновская Н.Н. Организация деятельности классного руководителя в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после. – 2009. — №3. – С. 22-25
  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
  7. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М.: Академия, 2002. — 208 с.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2005. – 176 с.
  9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.
  10. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2007. – 176 с.
  11. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2007. — 576 с.
  12. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2006. — 608 с.
  13. Петрова И.В. Роль классного руководителя в современном воспитательном процессе // https://urok.1sept.ru/articles/571293/
  14. Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 2001.– 280 с.
  15. Ряписова А.Г.  Педагогика. Часть 2. — Новосибирск: ГОУ ВПО НГПУ, 2007 // https://lib.nspu.ru/umk/1d5af45abe00d59c/2/5/3/1/index.html
  16. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.
  17. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 3 с.
  18. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с.

19.07.2022

Роль классного руководителя в начальной школе

Лариса Николаевна Никитина

учитель начальных классов

-Работа классного руководителя
-Цель деятельности классного руководителя
-Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.
-Взаимосвязь классного руководителя с учителями – предметниками.
-Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями.

Оценить★★★

798

Содержимое разработки

Роль классного руководителя в начальной школе

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. Главная задача современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель — это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлека­тельной и захватывающей.

Профессиональный педагог — это единственный человек, кото­рый большую часть своего времени отводит на обучение и воспита­ние детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними за­ботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучени­ем и воспитанием не занимались педагоги, то через несколько по­колений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Учитель и воспитатель в начальной школе — это знаковая фигура. Ни для кого не секрет, что младшие школьники, идеализи­руя своего учителя и подражая ему, при переходе на среднюю сту­пень обучения пытаются перенести стиль взаимоотношений, прин­ципы взаимодействия с ним на других учителей. Хорошо, если их ожидания оправдаются.

В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессио­нально неподготовленные люди, страдают дети. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людь­ми, потери от такого воспитания невосполнимы.

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серь­езных требований. Главным и постоянным требованием, предъяв­ляемым к педагогу, является любовь к детям, к своей профессио­нальной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуи­ция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспита­ния. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогиче­ская деятельность невозможна.

Все перечисленные качества не являются врожденными. Они приобретаются огромным трудом, упорной работой педагога над собой. Хороших учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых — лишь единицы.

Не менее важны для классного руководителя и такие качества, как общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими
школьниками, и не обладающего такими качествами.

Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязан­ные функции:

Забота о развитии каждого ребенка.

Помощь в решении возникающих проблем.

Организация разнообразной деятельности в классе.

Педагог, как руководитель классного коллектива, реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого учени­ка в отдельности. Все поставленные перед ним задачи классный ру­ководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаи­моотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным критерием результатив­ности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп:

Iгруппа — Организация деятельности классного коллектива.

  1. группа — Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.

  2. группа — Организация жизни класса во внеучебное время.

  3. группа — Изучение личности и коррекция в воспитании.

V группа — Работа с родителями.

Главная функция в должности классного руководителя — защита ребенка и создание условий для его духовных и физических сил.Деятельность классного, руководителя в обеспечении здоровья.

Классный руководитель:

  • изучает особенности развития детей;

  • выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;

  • проводит тестирование на выяснение психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамент; а совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания. Физических и дыхательных упражнений.

  • помогает ребенку организовать режим жизни;

  • помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников:

  • ведет работу по профилактике заболеваний, проводит «физкультминутку»;

  • проводит беседы о личной гигиене человека, ведет антиалкогольную пропаганду, проводит профилактическую работу по предупреждениюдорожного травматизма, несчастных случаев;

  • организует спортивные соревнования, игры на воздухе, рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы,

корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся; — пропагандирует здоровый образ жизни.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.

Классный руководитель изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семенного воспитания:

  • исходя из единых (школа — семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;

  • осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;

  • проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать информацией:

  • состояние семейно — бытовых условий ученика;

  • состояние его здоровья;

  • положение в классе;

  • о внешкольных интересах и увлечениях;

  • общественных поручениях;

  • любимых и нелюбимых предметах;

  • отношение к школе, учителям, родителям, товарищам;

  • об уровне воспитанности учащихся своего класса;

  • стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию;

Взаимосвязьклассногоруководителяс учителями – предметниками.

Классный руководитель:

  • должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержание обучения по каждому предмету, координировать решения воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;

  • определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к занятиям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;

  • посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;

  • создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;

  • проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей, уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;

  • вовлекать учащихся в кружки, НОУ, клубы и т.д.;

  • совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.

Работа с классным коллективом.

Классный руководитель:

  • организует дежурство учащихся на переменах;

  • прививает навыки трудового воспитания;

  • привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;

  • развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, технично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнить поручения;

проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т.д.;

участвует со своим классом в общешкольных, районный, городских
мероприятиях.

Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями.

Классный руководитель:

  • изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений:

  • определяет виды и формы совместной работы:

  • ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей:

  • выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов;

  • расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;

  • перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.

Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократи­зацию школы, который должен привести к новому качеству воспи­тания. Что стоит за словами — новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. В первую очередь, это идея формирования базовой культуры лич­ности, культуры жизненного самоопределения: экономической и по­литической, демократической и правовой, нравственной и экологиче­ской, художественной и физической, культуры семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информа­ционное поле для усвоения базовых культурных начал. Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника. В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.В-четвертых, целью воспитательной работы является не прове­дение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе. В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выгля­деть смешно, если они не будут строиться на добровольности уча­стия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляет­ся, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романти­ку, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество. В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, что­бы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни — гражданина, работника, семьянина. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продленного дня во внеучебное время — все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого уча­щегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ре­бят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. Именно в коллективе сверстников у детей и подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статус­ного поведения, разнообразные коммуникативные на­выки. Эти навыки, вместе со специальными знаниями и умениями по предметам, — залог успеха выпускни­ков в меняющихся социально-экономических условиях. Помимо традиционных общих дел в классе, организации ин­тересного досуга, для классного руководителя прин­ципиально важным становится владение такими фор­мами работы, которые создают условия для развития информационно-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореа­лизации, саморазвитию и самосовершенствованию — залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель может и должен учить детей эффектив­ной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/501800-rol-klassnogo-rukovoditelja-v-nachalnoj-shkol

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Специфика работы классного руководителя в начальной школе.


«Покинут счастьем будет тот, 
Кого ребенком плохо воспитали. 
Побег зеленый выпрямить легко, 
Сухую ветвь один огонь исправит».
Саади

Все знают, что работа учителя трудная и многогранная. И одна из этих граней – быть классным руководителем. Он вмещает в себя сразу множество профессий. Классный руководитель должен быть педагогом, психологом, воспитателем, артистом, новатором, контролёром, адвокатом, другом и наставником одновременно. Сложность в том, что за всем этим стоит один человек. Сколько сил, здоровья, знаний, энергии, терпения отдаёт учитель, работая с детьми, не считаясь со своим личным временем. Учитель — классный руководитель – это не профессия, это образ жизни!

Главная цель воспитательной работы в современной школе — всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо: развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности  учащихся.

В настоящее время ученик начальных классов находится в школе большую часть времени. Воспитание ложится на плечи тех, кто находится рядом, а это чаще всего учитель – классный руководитель! Социально-бытовые проблемы не позволяют родителям уделять должного внимания детям по формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности. Да и школа всецело поглощена задачами обучения, подготовки к экзаменам, заботой о повышении качества знаний, показателях, выполнении множества отчётов. Времени на всё не хватает! Когда сталкиваешься с некорректным поведением учащихся в той или иной жизненной ситуации, слышишь возмущённые голоса взрослых: «Чему вас только в школе учат?» Но мы — то понимаем, что в школе их учим мы, учителя, и учим хорошо. Так что, хотим мы или не хотим, можем или нет, но школе действительно не обойтись без классного наставника!

         В работе классного руководителя начальной школы есть своя специфика.

1. Младший школьный возраст – это возраст, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: ученик, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

2. Школа для учащихся младших  классов, особенно на первых порах, — это прежде всего учитель, за работой, за словами и поступками которого непрестанно следят дети. Они замечают все: как он одет, как он общается с людьми, как он относится к разным ребятам — отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение, выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Воспитательная работа классного руководителя  начинается с установления правильных взаимоотношений с учащимися, которые  должны быть основаны  на глубоком взаимоуважении.

Главной целью для классного руководителя является создание психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного сплочённого коллектива. Прежде чем этого достигнуть, нужно пройти ряд важных этапов. Условно, первым этапом можно считать первое полугодие 1 класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей. Задача учителя познакомить их и научить общаться друг с другом. Учитель рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно.

На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности коллектива. Он изучает интересы каждого ребёнка, его потребности, характер. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми, начинает сплачивать коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.           Нередко, ребенок, переступивший порог школы, с трудом адаптируется к новым условиям жизни, испытывает трудности в отношениях  с  детьми. Поэтому перед классным руководителем стоит важная задача — формирование дружного сплоченного коллектива. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия — вот главное условие успешного воспитания.  

Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры. Теперь нужно развивать самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям детей. Актив класса – большая опора для учителя в этот период. Воспитанию отводится большая роль.

В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё собственное «Я», могут смело проявлять себя. Класс что-то может делать самостоятельно, распределяя между собой обязанности, что-то под руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими детьми. Формы работы с классом самые разнообразные. Это тематические экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, интересные проекты, коллективно-творческие дела. Все эти мероприятия способствуют сплочению класса. При проведении классных часов и бесед учитель должен стараться учитывать актуальные проблемы класса или отдельных учеников.

3. Классный руководитель должен быть сам увлечён своим делом, чтобы дети с удовольствием следовали за ним и помогали во всём. Дети не любят пустых надуманных занятий, им важно чувствовать результат и поощрение. Перед ними лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и подвигала к деятельности. Сплочению коллектива способствует любая совместная деятельность, которая организует их свободное время. Будь то живое общение, подвижные игры, выездные экскурсии, прогулки, трудовые поручения, приносящие пользу окружающим.

Деятельность классного руководителя строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, интересов учащихся, личностно — ориентированного подхода. Ведущие ценности, которыми  руководствуюсь в работе — воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ:

-гражданско-патриотическое направление;

-духовно – нравственное направление;

-правовое направление;

— социально-психологическое;

-художественно — эстетическое направление;

-валеологическое направление;

-ученическое самоуправление;

-семейное воспитание

           Одним из важнейших направлений в воспитательной работе школы является духовно-нравственное воспитание учащихся,  которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, она формируется постепенно, с детства.  Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

           Одна из составляющих духовно-нравственного воспитания — экологическая культура. Основой всех материальных благ, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа. Вечным источником добрых чувств детей назвал природу В.А. Сухомлинский. Природу, как средство эстетического воспитания, высоко ценил К.Д. Ушинский: «…Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

             Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Не случайно в воспитательном процессе начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место. Уже с первых дней в школе провожу экскурсии (очные и заочные), конкурсы рисунков на тему: «Краски осени», «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Весна-красна», конкурс на самое красивое предложение или четверостишье. Экскурсии включают в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким необычным явлениям, учит правилам поведения в природной среде, благотворно влияет на развитие мышления, эмоциональной речи, творческих способностей.

            Здоровье школьников — один из элементов экологического воспитания, поэтому уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования  собственного здоровья. Это  физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке и на перемене, нередко сами дети предлагают физкультминутки, игры; праздники, спортивные эстафеты, соревнования, которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.  

В 2019-2020 учебном году я набрала первый класс. На сегодняшний день в классе создан благоприятный социально — психологический климат: преобладают доброжелательные отношения между одноклассниками, каждый ученик чувствует себя в коллективе комфортно, занимает благоприятную социальную позицию, так как именно в коллективе у человека развиваются общественно – ценные качества: товарищество, дружба, взаимопомощь, сочувствие.          

 По результатам тестирования школьного психолога (сентябрь), в классе было выявлено 2 дезадаптированных ребёнка. Известно, что дети этой группы испытывают особые трудности адаптации к школьной жизни, которые с течением времени могут усугубляться. Для предотвращения этого с родителями учащихся была проведена беседа, в ходе которых выяснялся следующий круг вопросов:

  • с удовольствием или неохотно ребенок идет в школу;                                

  • как он реагирует на новый режим жизни, на школьные требования;

  • нет ли активного или пассивного протеста;

  • жалуется ли на усталость, не появились ли признаки детской нервозности (повышенная раздражительность, необоснованное беспокойство, тревожность).

          Далее родителям была оказана консультативная помощь по данному вопросу, с детьми проводилась индивидуальная работа классного руководителя, психолога, социального педагога.

4. Важный момент в работе классного руководителя начальной школы – это умение работать с родителями. Для ребёнка, переступившего порог школы, содружество учителя и родителей очень важно для целостного развития. Ему одинаково значимы школа и семья. В начальных классах связь школы с родителями осуществляет учитель. Он делает первый шаг к взаимодействию. Очень важно, чтобы родители стали его единомышленниками и помощниками. Если созданы хорошие, доверительные отношения, в таком коллективе комфортно всем.

Формы работы классного руководителя с родителями:

— родительские собрания, обмен опытом;

— индивидуальные и тематические беседы, консультации;

— анкетирование;

— изучение и посещение семей учащихся;

— помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (поездки в музеи, театры, экскурсии, походы, праздники);

— работа с родительским комитетом.            

   На протяжении нескольких лет провожу «День открытых дверей». Присутствуя на уроке, родители, сами того не замечая, вовлекаются в учебный процесс, могут увидеть стиль работы учителя, методы, приёмы, современные образовательные технологии, которые я использую в своей педагогической деятельности.

           Традиционными мероприятиями с участием родителей стали: «Первый раз в первый класс», «День Матери», «День именинника», «23 февраля», «8 Марта», Прощание с Азбукой», «Прощание с начальной школой».

Также большое значение уделяю изучению ПДД: «Посвящение в пешеходы», беседы «Правила обязательные для всех», «Осторожно, пешеход!» и др.

Принимаем активное участие в общешкольных конкурсах рисунков и поделок.

          Учитель, классный руководитель  — это профессия, которая требует  постоянного роста, самосовершенствования, поиска новых методов и путей обучения и воспитания. Педагог в современном обществе – это тот же ученик. Он постоянно осваивает новые методики и технологии, внедряет в жизнь инновационные педагогические идеи и вносит личный вклад в повышение качества образования.          

     Воспитательная работа требует от учителя постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и любви  к своему делу. Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. А.С. Макаренко писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов…»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клей титан прозрачный инструкция по применению отзывы
  • Edge knife sharpener инструкция на русском языке
  • Recaro young sport инструкция по сборке
  • Инструкция по заполнению отчета 1 т кадры рб
  • Азацитидин инструкция по применению цена отзывы