Классное руководство в школе 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ильпырская
ОШ»

УТВЕРЖДЕНО _____________

____________________________

____________________________

Директор школы Миникаева Ю.Р./ 
______________/

Положение о классном руководстве

1. Общие положения

1.1.                    
Настоящее Положение
разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 года, Уставом школы и регламентирует работу
классного руководителя.

1.2.                    
Классное руководство — профессиональная деятельность педагога,
направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Классный
руководитель — профессионал-педагог, организующий систему отношений между
обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности
классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения
каждого ребёнка и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе
общеобразовательного учреждения.

1.3.                    
Классный руководитель в своей деятельности руководствуется
Международной Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации,
Законами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, указами
Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации,
Министерства образования и науки РФ, Уставом и локальными правовыми актами
школы.

·       
Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов
Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и
закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета
совместного ведения с Российской Федерацией;

·       
Семейный кодекс Российской Федерации;

·       
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской
Федерации»;

·       
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

·       
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

·       
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей

от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;

·       
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О

мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;

·       
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года №

204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до
2024 года»;

·       
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.

№ 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;

·       
Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об

утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного

стандарта основного общего
образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об

утверждении
федерального государственного образовательного стандарта

среднего общего
образования»;

·       
Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1.4.                    
Деятельность классного
руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности,
свободного развития личности.  Работа классного руководителя —
целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе
программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей
деятельности, позитивных тенденций общественной жизни, на основе
личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом.

1.5.                    
Директор образовательного учреждения назначает и освобождает учителя от
классного руководства приказом по школе, заключает с педагогом  дополнительное
соглашение о закреплении за ним классного руководства. Непосредственное
руководство работой классного руководителя осуществляет заместитель директора
школы по воспитательной работе.

1.6.                    
За
выполнение функций классного руководителя устанавливается денежное
вознаграждение согласно
Положению
об установлении доплат педагогическим работникам за выполнение работ, связанных
с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей.

1.7.                    
Размер дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного
руководителя определяется органами государственной власти Российской Федерации
и (или) субъекта Российской Федерации.

1.8.                    
Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией школы, органами школьного и классного ученического
самоуправления, родителями (законными представителями) обучающихся, классным и
общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом, педагогами школы.

2. Цели и задачи деятельности классного
руководителя

2.1. Цель деятельности классного руководителя – создание
условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной
социализации в обществе.

2.2.  Задачи деятельности классного руководителя:

·       
организация и
координация  воспитательного процесса в классе;

·       
формирование
классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей
социализацию каждого ребенка;

·       
организация
системы отношений и системной работы через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;

·       
создание 
благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,
самоутверждения каждого учащегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;

·       
 формирование
у детей здорового образа жизни и трудовой мотивации, активной жизненной, профессиональной
позиции;

·       
гуманизация
отношений между учащимися и педагогическими работниками;

·       
защита прав и
интересов учащихся;

·       
развитие
культуры межэтнических отношений;

·       
формирование у
учащихся нравственных смыслов и духовных  ориентиров;

·       
организация всех
видов коллективной и индивидуальной, творческой деятельности, вовлекающей
учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.

3. Функции классного
руководителя

3.1.Аналитико-прогностическая
функция, выражающаяся в:

·       
изучении индивидуальных особенностей обучающихся;

·       
выявлении   специфики   и   определении   динамики   развития классного
коллектива;

·       
изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого
ребенка;

·       
изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на
обучающихся класса;

·       
прогнозировании уровней воспитанности и индивидуального развития
обучающихся и этапов формирования классного коллектива;

·       
прогнозировании результатов воспитательной деятельности;

·       
построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной
системе школы в целом;

·       
предвидении последствий складывающихся в классном коллективе отношений.

 3.2 Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:

·       
координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в
целом;

·       
координации формирования классного коллектива, организации и
стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в классном
коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании
общественно значимой деятельности учащихся, организация деятельности органов
ученического самоуправления;

·       
организации взаимодействия деятельности с учителями-предметниками,
педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования,
педагогом-организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским
работником школы, семьей; выполнении роли посредника между личностью ребенка и
всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;

·       
содействии в получении обучающимися дополнительного образования
посредствам включения их в различные творческие объединения по интересам
(кружки, секции, клубы, НОУ) как в общеобразовательном учреждении, так и в
учреждениях дополнительного образования;

·       
координации выбора форм и методов организации индивидуальной и
групповой внеклассной деятельности, организации участия класса в общешкольных
мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;

·       
организации работы по повышению педагогической и психологической
культуры родителей через проведение тематических родительских собраний,
совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном
процессе в образовательном учреждении;

·       
заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, используя
информацию медицинских работников образовательного учреждения и родителей,
здоровьесберегающие технологии;

·       
ведении документации классного руководителя, принятой в образовательном
учреждении.

 3.3.
Коммуникативная функция, выражающаяся в:

·       
развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися,
между обучающимися и взрослыми;

·       
оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;

·       
содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для
каждого отдельного ребенка;

·       
оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими
детьми, социумом;

·       
информировании 
обучающихся  о  действующих  детских  и молодежных общественных организациях и
объединениях.

3..4.
Контрольная функция, выражающаяся в:

  • контроле за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
  • контроле за самочувствием обучающихся.

4.
Обязанности классного руководителя

Классный
руководитель обязан:

 4.1   Осуществлять систематический анализ
состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников.

 4.2   Организовывать учебно-воспитательный
процесс в классе; вовлекать учащихся в систематическую деятельность классного и
школьного коллективов, изучать индивидуальные особенности личности обучающихся,
условия их жизнедеятельности в семье и школе.

 4.3   Отслеживать и своевременно выявлять
девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществлять
необходимую педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и
опасных случаях информировать об этом администрацию школы.

4.4   Оказывать помощь
воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.
Организовывать
социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся.

4.5  Вовлекать в
организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей
учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта,
правоохранительных органов и пр.).

4.5    Пропагандировать
здоровый образ жизни.

4.6    Регулярно
информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или
неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского
комитета.

4.7   Контролировать
посещение учебных занятий учащимися своего класса.

4.8 Координировать работу
учителей-предметников, работающих в классе с целью недопущения неуспеваемости
обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе.

4.9 Планировать свою
деятельность по классному руководству в соответствии с возрастными
особенностями учащихся и требованиями к планированию воспитательной работы.

4.10 Регулярно проводить
классные часы и другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.

4.11   Вести документацию по
классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной
работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты
изучения личности учащегося, справки, характеристики, разработки воспитательных
мероприятий и т.д.)

4.12.  Повышать свою
квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных воспитательных и
социальных технологий. Участвовать в работе методического объединения классных
руководителей.

4.13.  Соблюдать требования
техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время
проведения внеклассных, внешкольных мероприятий.

4.14. 
Быть примером для обучающихся в частной и общественной жизни, демонстрировать
на личном примере образцы нравственного поведения.

4.15.   Классный руководитель обязан по требованию
администрации школы готовить и
предоставлять отчеты различной формы о классе и собствен­
ной работе. Отчет о работе классного
руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения
классных руководителей, педагогическом совете, совещании при директоре.

5.
Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

5.1  Регулярно получать информацию о
физическом и психическом здоровье обучающихся своего класса.

5.2. Выносить на рассмотрение администрации школы,
педагогического совета,  родительского комитета предложения, инициативы, как от
имени классного коллектива, так и от своего имени.

5.3.  Получать своевременную методическую и
организационно-педагогическую помощь от руководства школы.

5.4. Самостоятельно планировать воспитательную
работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с
детьми и их родителями (законными представителями), определять нормы
организации деятельности классного коллектива и проведения классных
мероприятий.

5.6 Приглашать в школу родителей (законных
представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного
руководителя, или другим вопросам.

5.7   Осуществлять свободно-индивидуальный
режим работы с детьми.

5.8   Самостоятельно определять формы
планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных
принципов общешкольного планирования.

5.9   Классный 
руководитель  имеет  право  на защиту  собственной чести,

достоинства и профессиональной репутации в
случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы,
родителей, учащихся, других педагогов.

6. Формы работы классного руководителя.

6.1. В
соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:

  • индивидуальные (беседа, консультация,
    обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения
    проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы
    ученического самоуправления и др.);
  • коллективные (общественно-значимые дела,
    конкурсы, спектакли, концерты, слеты, фестивали, соревнования, походы,
    турниры и др.).

6..2. При
выборе форм работы необходимо руководствоваться:

  • определением содержания и основных видов
    деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • принципами организации образовательного
    процесса, возможностями, интересами и потребностями обучающихся, внешними
    условиями;
  • обеспечением целостного содержания, форм
    и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

7.
Организация деятельности классного руководителя

Деятельность
классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в
соответствии с данной циклограммой:

7.1   Классный
руководитель ежедневно:

·       
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; организует и
контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;

·       
организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том
числе в случае возникновения девиации в их поведении;

7.2. 
Классный руководитель еженедельно:

·       
проводит классный час в соответствии с планом;

·       
организует работу классного актива;

·       
организует работу с родителями (по ситуации);

·       
проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по
ситуации);

·       
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных
учащихся;

7.3  
Классный руководитель в течение учебного периода:

·       
проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за отчётный
период, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;

·       
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый отчётный
период;

·       
проводит классное родительское собрание;

7.4
 Классный руководитель ежегодно:

·       
оформляет личные дела учащихся;

·       
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности учащихся в течение года;

·       
составляет план воспитательной работы в классе;

·       
собирает
и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся
класса.

8. Взаимоотношения
и связи по должности

Классный
руководитель:

8.1. Под руководством заместителя директора школы по
учебно-воспитательной работе планирует свою работу, свой план работы
представляет на утверждение заместителю директора по учебно -воспитательной работе.

8.2. Учитывая большую учебную нагрузку школьного учителя как
преподавателя учебных дисциплин, педагогический коллектив самостоятельно
определяет режим работы классного руководителя, исходя из конкретных
обстоятельств и условий жизни школы, планах общей работы школы и установленных
традициях жизнедеятельности школы.

8.3. Представляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе
письменный анализ результативности воспитательной работы с классом (раз в год)

8.4. Получает от директора школы и непосредственного руководителя
информацию нормативно-правового и организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими документами.

8.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в
его компетенцию, с педагогическими работниками, социальным педагогом, ,
библиотекарем и заместителем директора школы.

8.6. Исполнение обязанностей осуществляется  на основании приказа
директора школы.

8.7. Контроль за деятельностью классного  руководителя осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.

9.
Документация классного руководителя

9.1 Основополагающими документами,
определяющими стратегические направления модернизации деятельности классных
руководителей являются:

Международные документы;

Федеральные законы;

Нормативно-правовые документы, принятые
Правительством РФ;

Ведомственные нормативно-правовые документы
федерального уровня;

Методические письма Министерства образования и
науки РФ;

9.2  Классный руководитель ведет следующую
документацию:

Социальный паспорт класса

Папку классного руководителя

Личные дела учащихся

Характеристики учащихся

Документацию по вопросам профилактики
правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Оказывает педагогическую помощь в ведении
протоколов родительских собраний.

10.
 Критерии оценки работы классного руководителя

10.1.  Эффективность
осуществления функций классного руководителя  оценивается на

основании двух групп критериев:
результативности и деятельности.

10.2. Критерии результативности отражают тот
уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень
общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

10.3   Критерии деятельности  оценивают
реализацию управленческих функций классного руководителя (организация
воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими
работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками
образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).

10.4. Администрация общеобразовательного
учреждения включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению
эффективности реализации функций классного руководителя.

10.5.  Критериальный аппарат оценивания
качества деятельности классного руководителя разрабатывается и утверждается
Педагогическим советом образовательного учреждения. (Приложение 1)

11. Ответственность классного руководителя

За невыполнение и
ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего
трудового распорядка школы, распоряжений директора школы, должностных
обязанностей, педагогический работник несет дисциплинарную ответственность.

Новые выплаты за классное руководство: что важно знать?

Планируется, что с 1 сентября 2020 года будут введены доплаты для классных руководителей в школах в размере не менее 5 000 руб. за счет федерального бюджета. Также предлагается утвердить единый перечень работ, которые может выполнять классный руководитель. Об этом и о том, что представляют собой указанные доплаты, — в данной статье.

Из послания Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020:

Ближе всего к ученикам — их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки. В этой связи считаю необходимым уже с 1 сентября ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5 000 руб. за счет средств федерального бюджета.

Приоритетные задачи классного руководства

Классное руководство как особый вид педагогической деятельности направлено на решение задач воспитания и социализации учеников. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

Специфика классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогом как в отношении каждого ученика, так и в отношении класса как микросоциума. Классный руководитель должен учитывать:

  • индивидуальные возрастные и личностные особенности;
  • образовательные запросы;
  • состояние здоровья;
  • семейные и прочие условия жизни учеников;
  • характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.

Классный руководитель должен взаимодействовать с семьями учеников, другими педагогами, работающими с учениками его класса, администрацией школы, а также с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей.

Приоритетными задачами классного руководства являются[1]:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения учеников;
  • формирование у учеников высокого уровня духовно-нравственного развития;
  • формирование внутренней позиции личности ученика по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности;
  • формирование у учеников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
  • формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции.

В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части.

Инвариантная часть

Вариативная часть

Соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых задач воспитания и социализации учеников независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации

Формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации. К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания учеников в образовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка и т. д.

Права педагогов

Классный руководитель имеет следующие права:

  • самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы с учетом контекстных условий деятельности;
  • вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей учеников;
  • участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школы в части организации воспитательной деятельности и осуществления контроля ее качества и эффективности;
  • самостоятельно планировать и организовывать участие детей в воспитательных мероприятиях;
  • использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
  • получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства для реализации задач по классному руководству;
  • приглашать в школу родителей несовершеннолетних учеников по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
  • давать обязательные распоряжения ученикам своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
  • посещать уроки и занятия, проводимые педагогами (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и коллективом учеников класса;
  • защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей несовершеннолетних учеников, других педагогических работников;
  • повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

А теперь о доплатах…

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2020 № 448 внесены изменения в госпрограмму «Развитие образования», которые предусматривают Правила предоставления трансфертов из федерального бюджета на обеспечение выплат педагогам за классное руководство.

В свою очередь, Минпросвещения направило для использования в работе разъяснения по применению законодательства при осуществлении педагогам доплат за классное руководство (Письмоот 28.05.2020 №ВБ-1159/08). Эти разъяснения предназначены:

  • для органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • для органов местного самоуправления;
  • для руководителей общеобразовательных организаций;
  • для региональных, территориальных и первичных профсоюзных организаций.

Установлены минимальный и максимальный размеры выплат

Денежное вознаграждение за классное руководство будет выплачиваться ежемесячно в размере 5 000 руб., но не более двух выплат одному педагогу при условии осуществления им классного руководства в двух и более классах.

Вознаграждение будет выплачиваться за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества учеников в каждом из классов, а также от реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.

Выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов

Размер предоставляемого бюджету субъекта РФ трансферта будет определяться с учетом:

  • районных коэффициентов и процентных надбавок;
  • заявленной субъектом РФ прогнозируемой численности педагогов общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство;
  • количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство;
  • размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Подчеркнем, что выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов.

Новые выплаты за классное руководство не отменяют ранее установленные субъектами РФ

Денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб. будет выплачиваться дополнительно к выплате за классное руководство, установленной по состоянию на 31.08.2020 из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается.

Причем Минпросвещения рекомендует установить такой порядок выплаты из бюджета субъекта РФ, при котором размер выплаты не должен зависеть от количества учеников в классе. Также субъектам РФ рекомендовано не допускать:

  • ухудшения ранее установленных условий оплаты труда;
  • снижения размеров индексации заработной платы;
  • отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

Доплата за классное руководство является составной частью оплаты труда

Доплата за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника. В связи с этим она:

  • осуществляется педагогам одновременно с выплатой заработной платы;
  • учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ;
  • учитывается при определении отчислений по страховым взносам;
  • учитывается при расчете зарплаты работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
  • учитывается при определении размера среднего заработка;
  • учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Обязанность классного руководства возлагается на педагогов только с их согласия

Согласно квалификационным характеристикам[2] классное руководство не входит в должностные обязанности учителей, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления им соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. из федерального бюджета.

Условие об осуществлении педагогическими работниками классного руководства с доплатой из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора. При надлежащем осуществлении классного руководства вносить какие-либо изменения в трудовой договор без согласия работника не допускается.

При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства:

  • недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменения размеров выплат за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;
  • преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;
  • определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагог знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;
  • временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагога, осуществляющего классное руководство, другим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;
  • возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

Период приостановления учебных занятий — не повод для снижения размера доплат

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных школ, а также периоды отмены (приостановления) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным отпуском педагогических работников, являются для них рабочим временем.

Соответственно, за время работы в указанные периоды оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены занятий по названным выше причинам, с учетом денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. и других выплат за классное руководство.


[1] См. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения РФ от 12.05.2020 №ВБ-1011/08.

[2] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 448,  педагогическим  работникам, осуществляющим  классное руководство, с 1 сентября 2020 года выплачивается денежное вознаграждение в размере 5000 рублей ежемесячно за каждый класс, но не более чем в двух классах,  независимо от количества обучающихся в каждом классе, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.

С целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство,  а также реализации и защиты их академических прав и свобод, устранения избыточной отчетности в их деятельности органам управления образованием субъектов РФ Минпросвещения России направлены согласованные с  Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях  (далее – методические рекомендации).

Классный руководитель — кто он?

Согласно методическим рекомендациям, классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

Классное руководство понимается  как особого вида педагогическая деятельность, направленная, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, а  классными руководителями являются педагогические работники  общеобразовательной организации, осуществляющие классное руководство.

Примечание.  Должность «классный руководитель» в Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. № 678, не значится, а в  приказе Минздравсоцразвития от  26 августа 2010 г. N 761н — отсутствует квалификационная характеристика по этой должности, и   классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит.

Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 г. №536 классное руководство отнесено к дополнительным видам работ и возлагается на педагогического работника с его письменного согласия.

Осуществление педагогическими работниками классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

Распределение классного руководства на новый учебный год осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 22 декабря 2014 года   №1601  в том же порядке, что и распределение учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательной организации.

Обеспечение академических прав и свобод классных руководителей – рекомендации Минпросвещения

Поскольку классными руководителями являются педагогические работники  общеобразовательной организации, то им предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В Методических рекомендациях перечислены следующие права классных руководителей, предоставляемые им с учётом локальных нормативных актов общеобразовательной организации:

самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;

вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов  общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;

самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;

использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;

получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;

приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;

давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;

защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;

повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

О защите академических прав и свобод классных руководителей

Методическими рекомендациями в целях реализации и защиты академических прав и свобод классных руководителей, предусмотренных частью 3 статьи 47 ФЗ  от 29. 2012 г. № 273-ФЗ, а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к их чести и достоинству, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:

— письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г. № ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»;

 — письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г. «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»;

— письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г. № 08415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».

О недопущения избыточной отчетности

«Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством», — отмечается в методических рекомендациях.

Как сказано в методических рекомендациях, классные руководители ведут следующую документацию:

1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и  актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся); 

2) план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

В целях недопущения избыточной отчетности педагогических работников руководителям общеобразовательных организаций необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчетности».

Об оценке деятельности и стимулировании классных руководителей

Для оценки эффективности деятельности классных руководителей в методических рекомендациях предлагается использовать  две группы критериев: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.

В целях стимулирования классных руководителей  рекомендуется использовать  механизмы материального (многофункциональное финансирование, в том числе за счет средств государственно-частного партнёрства и некоммерческих организаций) и нематериального стимулирования (наставничество, участие в управлении организацией, стажировки, все формы морального стимулирования: публичное признание, награждение статусными знакам отличия, установление баннеров  с фотографиями, учреждение почетного звания, региональных наград и т.д.).

С методическими рекомендациями и другими материалами по вопросам классного руководства можно познакомиться в Информационном бюллетене №3 май 2020 года, подготовленном  ЦС профсоюза работников народного образования:

https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf

Также в блоге:

Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве

Как производятся выплаты за классное руководство — разъясняют Минпросвещения и Общероссийский профсоюз образования

О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Классное руководство 2020

Подборка наиболее важных документов по запросу Классное руководство 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Локальные нормативные акты образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)— содержание и порядок организации воспитательного процесса в общеобразовательной организации, в том числе в рамках классного руководства как отдельного вида деятельности, конкретизируют их с учетом контекстных условий работы, сложившегося распределения полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками, устанавливают меры стимулирования к осуществлению классного руководства (п. 2 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Приложение к Письму Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08));

Нормативные акты

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Действия после банкротства физического лица пошаговая инструкция
  • Как зарегистрироваться на mos ru физическому лицу пошаговая инструкция
  • Момат мазь цена аналоги инструкция по применению отзывы аналоги
  • Виды тарифное руководство
  • Как связаться с руководством яндекс маркет