Классное руководство учебной группы

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное
учреждение

среднего профессионального образования

«Ульяновский электромеханический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

выступления
на методическом объединении классных руководителей

на тему:

СИСТЕМА РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С УЧЕБНОЙ ГРУППОЙ

Разработчик:

Мокринская И.В.

преподаватель

иностранного языка,

классный
руководитель

группы
ИС21

ОГБОУ
СПО УЭМК

Ульяновск

2014

    Изумление человеком –

вот что
должно быть

                                                             
красной нитью всего школьного воспитания.

                                                                                                       
В.А.Сухомлинский

      В
последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к
использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в
управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое
количество педагогических коллективов, пробующих моделировать и создавать
образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются
удачными, ведь применение системного подхода позволяет сделать педагогический
процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.
Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей
деятельности смогли убедиться в целесообразности  использования системного
подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения
в педагогической практике.

       Неслучайно
в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует
воспитательная система учебного заведения в целом, появилось  желание создать
воспитательные системы в учебных группах и классах. Построение воспитательной
системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не
только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной
необходимостью.

    
Воспитательная система группы – это способ организации
жизнедеятельности и воспитания членов группового сообщества, представляющий
собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и
содействующий развитию личности и коллектива.

Она относится к
социальному типу систем, т.е. является «живым» системным образованием.
Воспитательная система группы – это достаточно сложное социально-педагогическое
явление, состоящее из большого количества элементов.

      Основные
компоненты и элементы воспитательной системы группы

Компоненты
воспитательной    системы

Составные
части (элементы)

1.

Индивидуально-групповой компонент

1. Классный руководитель.

2. Студенты группы.

3.Родители студентов.

4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в
воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива группы.

2.

Ценностно-ориентационный компонент

1. Цели и задачи воспитателя.

2. Перспективы жизнедеятельности сообщества группы.

3. Принципы построения воспитательной системы и
жизнедеятельности группы.

3.

Функционально-деятельностный компонент

1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы
организации совместной деятельности и общения.

2. Основные функции воспитательной системы.

3. Педагогическое обеспечение и самоуправление
жизнедеятельностью сообщества группы.

4.

Пространственно-временной компонент

1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и
предметно-материальная среда.

2. Связи и отношения сообщества группы с другими
общностями студентов и взрослых.

3. Место и роль группы в воспитательном пространстве
образовательного учреждения.

4. Этапы становления и развития воспитательной системы.

5.

Диагностико-аналитический компонент

1. Критерии эффективности воспитательной системы.

2. Методы и приемы изучения результативности
воспитательной
системы.                                                              
3.Формы и способы анализа, оценки и

Интерпретации полученных результатов.

Методические
советы по моделированию воспитательной                            системы
группы

     Моделирование воспитательной системы группы – это
процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, студентами и
их родителями по формировании представления о важнейших качествах и компонентах
воспитательной системы группы, об основных ее системообразующих факторах и
связях, о путях, этапах и способах ее построения.

    Для осуществления целенаправленной деятельности по
моделированию воспитательной системы необходимо определить ее основные
направления, задачи и средства.

Основные
направления деятельности

Задачи
деятельности

Средства
реализации задач

1. Изучение научно-методической литературы и
педагогической практики по использованию системного подхода в воспитательной
деятельности

1. Обеспечить теоретическую, методическую и
психологическую готовность педагога к моделированию и построению
воспитательной системы группы.

1. Проведение занятий, психолого-педагогического семинара
по данной проблеме.

2. Содействовать осознанию педагогом необходимости и
целесообразности использования системного подхода в своей практической
деятельности.

2. Создание творческой лаборатории (группы) педагогов для
коллективного обсуждения и решения вопросов о моделировании воспитательной
системы группы.

3. Способствовать развитию системного качества в мышлении
и действиях педагога.

3. Чтение книг, статей, методических материалов по
использованию системного подхода в педагогической деятельности.

4. Ознакомление с практикой успешно работающих классных
руководителей.

2. Диагностическое исследование группы, её студентов,
внутренней и внешней среды коллектива группы.

1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие
личностные характеристики членов коллектива группы.

1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых
занятий», развивающая анкета «Твои умения», составление карты интересов и
увлечений студентов группы.

2. Определить уровень сформированности коллектива группы,
состояния в ней деловых межличностных отношений.

2. Творческая мастерская «Давайте познакомимся»,
вечер-разговор у костра «Расскажу тебе о себе», классный час «Мир моих
увлечений»,

3. Выявить воспитательные возможности родителей и других
категорий взрослых вовлеченных в жизнедеятельность общности группы.

3. Тестирование сформированности коллектива, состояния
межличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Морские командные учения»,
социометрических методов.

4. Определить эффективность учебно-воспитательного
процесса.

3. Совместная работа педагогов, студентов и их родителей
по проектированию целей, перспектив и образа жизнедеятельности сообщества
группы.

1. Сформировать образ группы и жизнедеятельности в ней.

1. Работа творческой мастерской или проведение
организационно — деятельностной игры по проектированию образа группы.

2. Определить место и роль группы в воспитательной
системе колледжа.

2. Конкурс идей и проектов студентов «группа, в которой я
хотел бы учиться».

3. Выявить способы и условия использования возможностей
окружающей среды в развитии личности и формировании коллектива группы.

3. Выпуск стенной газеты «Моя группа сегодня и завтра»

4. Деятельность по сплочению и развитию коллектива
группы, созданию развивающей среды личности студента.

1. Содействовать формированию благоприятной
эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в группе.

1. Праздник именинников, «выход» на природу, культпоходы
и экскурсии.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной
системы группы в жизнедеятельности группового сообщества.

2. Апробация воспитательной системы.

Основные
направления деятельности классного

руководителя

1. Здоровье

1.1. Совместная деятельность с руководителями физической
культуры и медицинскими работниками колледжа по проведению
физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий.

1.2. Загородные экскурсии и походы.

1.3. Консультации специалистов по итогам ежегодной
диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций.

1.4. Индивидуальная работа с каждым студентом по режиму дня
на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

2.
Обучение

2.1. Руководство учебно-познавательной деятельностью
студентов, их самообразование.

2.2. Совместная работа с преподавателями-предметниками,
заведующим отделением по соблюдению учебной дисциплины.

2.3. Посещение уроков с целью выявления способностей и
возможностей студентов.

2.4. Организация консультативной помощи по предметам.

2.5. Включение студентов в исследовательскую работу.

3.
Общение

3.1. Организация систематической работы по нравственному
воспитанию.

3.2. Овладение правилами выживания и сосуществования в
урбанизованной среде.

3.3. Обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

4.
Досуг

4.1. Педагогическое руководство и влияние на досуговую
сферу студентов.

4.2. Создание условий для культурного досуга, использования
клубных форм общения по интересам и т. д.

4.3. Отработка методики внешних взаимосвязей.

5.
Семья

5.1. Изучение условий воспитания детей в семье.

5.2. Организация комплексного подхода к воспитанию детей в
семье.

5.3. Оказание помощи семье и тактичное корректирование
процесса семейного воспитания, обеспечение соответствия предъявляемых
требований возможностям и стремлениям студента, а также осуществления
родителями психотерапевтической помощи своим детям.

    При планировании работы многие классные руководители
сначала определяют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую
часть времени. Такой раздел плана часто называют «циклограмма».

Циклограмма деятельности классного руководителя

Вид деятельности и проводимые мероприятия

Периодичность

 Контроль посещаемости. Встреча с
преподавателями-предметниками, заведующим отделением.

Ежедневно

Классный час. Индивидуальная работа с
родителями и студентами. Внеклассные мероприятия по планам предметных недель.
Ведение классного журнала. Работа с активом группы.

Еженедельно

Посещение уроков своей группы. Генеральная
уборка кабинета.

Ежемесячно

Родительское собрание. Генеральная уборка
кабинетов. Экскурсии и культпоходы. Подведение итогов семестра.

Каждый семестр

Посещение заседаний «круглого стола»

По графику

Проверка личных дел студентов.

Август

День знаний, День здоровья, «трудовой
десант»

Сентябрь

День Учителя

Октябрь

Классные вечера; экскурсии

Ноябрь

Предметные олимпиады, новогодние праздники

Декабрь

Культпоходы на каникулах

Январь

Вечер встречи выпускников; мероприятия,
посвященные годовщине Сталинградской битвы и Дню защитника Отечества

Февраль

Праздник «8 Марта»

Март

Юморина; «трудовой десант»

Апрель

Празднование Дня Победы

Май

 Оформление отчета по работе с группой.
Сдача классного журнала. Ремонт учебного кабинета.

Июнь

 Классный час – является одной
из основных форм работы с группой. Многие именитые ученые-педагоги задумывались
над тем, что такое классный час и каково его место в педагогическом процессе.

Е.В.Титова: «Классный час – это
время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он
использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия»

Л.В.Байбородова: «Час классного руководителя – это форма
воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога
включаются в специально организованную деятельность, способствующую
формированию у них системы отношений к окружающему миру»

   Для успешной работы классный руководитель должен знать:

— закон РФ «Об образовании»;

— конвенцию  о правах ребенка;

— педагогику детскую, возрастную, социальную психологию;

— школьную гигиену;

— педагогическую этику;

— теорию и методику воспитательной работы;

— основы трудового законодательства;

и уметь:

— общаться с детьми, поощряя детскую активность,
ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности;

— видеть и формулировать свои воспитательные цели;

— составить план воспитательной работы в группе;

— организовать групповую деятельность, взаимодействие
воспитанников, провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию,
поход, классный вечер;

— анализировать собственную деятельность и ее результаты;

— организовать и провести родительское собрание;

— пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, вопросниками
и корректно использовать их в воспитательной работе.

Опыт работы классного руководителя группы 3 ФК

Павловского филиала ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» Титовой Елены Владимировны 

Влияние наследственности и среды

корректируется воспитанием

В.В. Зельновский

В ХХI веке российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека — его сознание, чувства, поведение. Новые исторические условия выдвинули ряд проблем, важность которых стала очевидна в воспитательной работе классных руководителей образовательных учреждений. В современной жизни молодежи наблюдается снижение общего уровня образованности и воспитанности, радикальное изменение ценностных ориентаций, безыдейность, негативное отношение к общественно полезной деятельности, безнравственное и асоциальное поведение, тяжелые социальные условия, толкающие подростков на преступления. И эти проблемы не случайны, так как сознание вступающего в жизнь молодого поколения, естественно, подвержено противоречиям и сомнениям.

В период снижения моральных норм и критериев, когда меняются сложившиеся нравственные ценности, растет преступность, сексуальное насилие, обесценивается человеческая жизнь, происходит резкое материальное расслоение граждан, ухудшение медицинского обслуживания, задача классного руководителя – построить правильно процесс воспитательной работы с подростками, которые пришли из школы в профессиональное образовательное учреждение с уже сформировавшейся жизненной позицией. Учитывая все проблемы, которые сложились в российском обществе и образовании, необходимо своевременно оказать юношам и девушкам содействие в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, помогающих сформировать общекультурные и профессиональные компетенции.  

Как бы ни была трудна деятельность классного руководителя, но, несомненно, она необходима студентам, поскольку основное структурное звено в колледже — это учебная группа, представляющая собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, создавать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

С сентября 2014 года по настоящее время являюсь классным руководителем группы студентов 3 курса специальности 49.02.01. «Физическая культура» (3 ФК). Общий стаж моей работы в качестве классного руководителя – 7 лет.

Известно, что в работе классного руководителя необходима систематичность и последовательность как залог успеха и результативности воспитательных воздействий. Исходя из этого, в Павловском филиале ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» мною была разработана система воспитательной работы «Олимпийские резервы», цель которой — сплочение и формирование активной, творческой, нравственно богатой личности на основе духовных и моральных ценностей, направленных на гражданское, патриотическое, спортивно-оздоровительное воспитание. Неотъемлемым качеством личности каждого человека должна быть толерантность, так как только толерантный человек, уважающий не только собственную позицию, но и точку зрения других, может жить и продуктивно работать в нашем постоянно изменяющемся мире. Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей воспитательной работы я определила воспитание у студентов толерантности.

В процессе создания и развития воспитательной системы мною были поставлены следующие задачи:

1 курс: изучить индивидуальные особенности каждого студента, помочь адаптироваться к новым условиям жизни, сплотить коллектив группы и сформировать межличностные отношения через толерантность;

2 курс: сформировать гражданское самосознание, адекватное отношение к общечеловеческим ценностям через создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных, профессиональных, творческих способностей каждого студента;

3 курс: развить индивидуальные способности каждого студента с учетом их интересов и имеющегося жизненного опыта для дальнейшего успешного освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Физическая культура»;

4 курс: выпустить во взрослую жизнь специалиста, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к адаптации в современной социокультурной среде, владеющего навыками самореализации и достижения успеха, с формировавшейся активной жизненной позицией, стремлением к достижению спортивных результатов через формирование потребности в ведении здорового образа жизни.

В воспитательной системе определены пять основных направлений:

  • нравственное воспитание;
  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • спортивно-оздоровительное;
  • интеллектуальное;
  • волонтёрское движение.

Нравственное воспитание предполагает формирование таких качеств, как уважение, забота, взаимопомощь, сострадание, честность, доброта.

Цель данного направления  формирование у подростков нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали, организация и развитие коллектива на принципах духовности, культуры и толерантности.

На первом этапе своей воспитательной работы я изучила личные дела студентов, на линейке, посвященной Дню знаний, познакомилась со своей группой, с их родителями. По моему мнению, залогом успешной воспитательной работы с обучающимися должно быть сотрудничество классного руководителя с родителями, так как семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности подростка. Основным успехом моей воспитательной работы считаю использование системного и индивидуального подхода к каждому студенту в отдельности и группе в целом, формирование межличностных отношений, толерантности, развитие интеллектуальных способностей, которые играют важную роль в воспитании  личности, уважающей и себя, и других. При составлении плана работы с группой использую такие формы, как беседы, классные часы, круглые столы, диспуты, викторины, встречи с интересными людьми, что позволит студентам включиться в организованную деятельность, сформировать систему взаимоотношений.

Успех деятельности классного руководителя не возможен без студенческого самоуправления. Основные принципы деятельности органа самоуправления в группе — это самостоятельность, ответственность, равноправие и сотрудничество, чувство коллективизма. Самоуправление в группе осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, выполнении коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по кабинету и колледжу. Основным координатором деятельности различных секторов в группе совместно с классным руководителем является староста, который помогает составить план воспитательной работы на учебный год, формирует мини-группы для подготовки и проведения классных мероприятий, контролирует посещение занятий. Учебный сектор следит за успеваемостью студентов. Трудовой сектор организует группу на субботники, генеральные уборки. Спортивный — организует участие в общеколледжных, районных и областных соревнованиях по разным видам спорта. Культмассовый сектор осуществляет помощь в организации досуга студентов, повышает их активность в конкурсах, акциях, тематических мероприятиях и т.п. Редколлегия производит сбор информации для выпуска бюллетеней, газет, оформления студенческого уголка.

На 1 курсе мною был создан актив группы, который помог студентам на первоначальном этапе воспитательного процесса адаптироваться в колледже, а в дальнейшем организовать и привлечь их к участию во всех запланированных мероприятиях.

За три года совместно со студентами группы мы подготовили и провели ряд мероприятий:

  • классный час «Жизнь как главная ценность человека» в форме беседы о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы жизнь его имела смысл и цель. Во время беседы выяснилось, что многие из подростков не знают своего предназначения в жизни, поэтому встал вопрос, как развить в этом возрасте у молодых людей потребность быть полезным для окружающих и общества в целом. Возникла необходимость в оказании помощи в поиске себя и своих интересов через вовлечение во внеклассные и спортивные мероприятия;
  • классный час «Толерантны ли мы?» проводился в форме диспута, где сами студенты во время спора, приводя свои примеры из жизни, развили тему толерантности, смогли найти ответы на вопросы: «Всегда ли мы бываем толерантны?», «Почему иногда мы не замечаем, что обидели человека, находящего рядом с нами?», «Можно ли воспитать в себе толерантность?»;
  • открытый классный час в форме круглого стола «Жестокость, равнодушие и сочувствие», цель которого – выявить причины возникновения жестокости и равнодушия в обществе, умение оценить ситуацию, раскрыть возможность молодого поколения в оказании помощи ближнему, воспитать чувство доброты и милосердия. Данное мероприятие помогло проследить отношение подростков в группе к жестокому, безнравственному поведению людей в обществе, рассмотреть их взгляды на решение и оценивание экстремальных ситуаций, связанных с личными качествами и воспитанием. Анализируя проведение классного часа, я пришла к выводу, что мои студенты способны сочувствовать, сопереживать чужому горю, оказывать помощь слабым и беззащитным, старикам и детям;
  • классный час «Я, мы и другие» проведен совместно с педагогом-психологом в форме деловой игры, которая позволила раскрепостить каждого участника, расположить к себе, рассказать о своих родителях, школьных друзьях, интересах и увлечениях;
  • классный час «Умение общаться – путь к успеху!» с участием педагога-психолога колледжа позволил многим студентам группы научиться общаться, говорить друг другу правду, не обидев при этом собеседника.

Гражданское и патриотическое воспитание.

От уровня патриотического сознания подрастающего поколения зависит безопасность страны во всех сферах: политической, военной, социальной.

Цель реализации данного направления — сформировать у подростков уважение и чувство гордости за свое Отечество, ответственность за судьбу своей страны, бережное отношение к национальным традициям.

В группе обучаются юноши допризывного возраста, поэтому основная задача классного руководителя — воспитать чувства гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовности к активному их проявлению в различных сферах жизни общества.

Для реализации поставленных задач мною были запланированы и проведены:

классные часы: «Самобытная словесность старого времени», «Обычаи и традиции моей страны», «Национальные традиции», «Я будущий воин своего Отечества», «Трагедия войны моими глазами»;

фотоконкурсы: «Моя мама — лучшая на свете», «Самая дружная группа колледжа»;

конкурсы сочинений: «Загляните в мамины глаза», «Мое любимое слово в русском языке»;

видеолекторий «Оборона города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков»;

районная и областная Олимпиада по основам избирательного законодательства;

конкурсы стенгазет, посвященных Дню славянской  письменности, Дню Победы.

Ежегодно команда юношей принимает участие в военно-спортивных мероприятиях общеколледжного, районного и областного уровня: «Святое дело – Родине служить», «А ну-ка, парни». Студенты входят в состав знаменной группы,  участвуют в торжественном шествии, несут вахту Памяти в колледже, на Посту № 1 накануне Дня Победы. Все проводимые мероприятия воспитывают у подростков ценностное отношение к истории нашей страны, ее традициям, развивают чувство патриотизма.

Спортивно–оздоровительное воспитание направлено на физическое развитие подростков, стремление и упорство в достижении спортивных результатов через формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений.

Целью реализации данного направления считаю формирование у подростков бережного отношения к своему здоровью, развитие воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, привлечение студентов к регулярным занятиям спортом.

Студенты моей группы занимают призовые места в спортивных соревнованиях разного уровня:

  • 1 место по легкоатлетическим многоборьям в Мемориале памяти мастера спорта СССР О.С. Королёва (22-23.11.2014 г.);
  • 1 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в прыжках в длину (27.04.2014 г.);
  • 1 место по колледжу в соревнованиях по футболу среди юношей (21.09.2016 г.);
  • 1 место по колледжу в соревнованиях по настольному теннису (01.03.2017 г., 14.03.2017 г.);
  • 2 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (27.04.2014 г.);
  • 2 место в финальных соревнованиях по волейболу среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (02.04.2015 г.);
  • 2 место в открытом первенстве г. Россошь по баскетболу среди сборных команд средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (09.12.2015 г.);
  • 2 место в соревнованиях по баскетболу (07.11.2016 г.);
  • 2 место в соревнованиях по настольному теннису среди сборных команд профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (16.03.2017 г.).

За период обучения со студентами проведены классные часы: «Вредные привычки», «Курение и спорт – несовместимые понятия», «Профилактика гриппа и ОРВИ»; анкетирование «Мое отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам», конкурс проектов «Здоровым быть здорово!»; акции: «Всемирный день борьбы с туберкулезом», «Всемирный день борьбы со СПИДом»; игра «Народные забавы»; видеолекторий «Изменения в организме человека при ВИЧ-инфекции»; выпуск стенгазеты «Мы должны всё знать о СПИДе».

Интеллектуальное развитие студента – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Цель данного направления — сформировать у подростков познавательный интерес, развить способность к творческому восприятию, обобщению, критическому мышлению.

С целью развития познавательно-интеллектуального уровня и с учетом способностей и интересов студентов привлекаю их к участию в научно-исследовательской деятельности, различных конкурсах, олимпиадах.

Ежемесячно по итогам учебно-воспитательного процесса провожу собрания и классные часы, где обсуждаются успеваемость и возможные пути ее повышения.

Уже третий год команды, в состав которых входят студенты моей группы, в районной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», Олимпиаде по основам избирательного законодательства становятся победителями.

В 1 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Мыслитель» по учебному предмету «Биология» и 2 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Интеллектуал» заняли 1 место.

Следующее направление воспитательной деятельности группы – волонтёрское движение, предоставляет студентам возможность сделать окружающих их людей немного счастливее. Волонтёры группы занимаются благотворительностью, вселяют тяжелобольным надежду на излечение, занимаются интересными делами, приносящими пожилым и больным людям радость, душевное тепло и хорошее настроение. Многим это помогает обрести смысл жизни.

Цель волонтёрского движения — привить чувства милосердия, доброты, взаимопомощи. Студенты моей группы ежегодно посещают реабилитационный центр с игровой программой и подарками, принимают участие в благоустройстве приусадебного участка ветеранов Великой Отечественной войны, в благотворительных акциях: «Весенняя неделя добра», «Белый цветок»,  «Подарки от Деда мороза», собирают средства для детей – инвалидов, что формирует у молодёжи гуманное отношение к окружающему миру, милосердие и сострадание.

Вся эта деятельность укрепляет студенческий коллектив и способствует формированию у студентов активной жизненной позиции.

В результате реализации программы воспитательной деятельности в группе у студентов сформировались нравственные идеалы, чувство патриотизма и гражданственности, стремление к здоровому образу жизни, к достижению высоких спортивных результатов, желание помочь каждому нуждающемуся и нести ответственность за любое порученное дело.

Надеюсь, что из стен образовательного учреждения мои студенты выйдут конкурентноспособными специалистами, учителями физической культуры, способными обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Методические рекомендации
классным руководителям групп нового набора

Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют классному руководителю оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:

— проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в колледже, профессиональному ориентированию;
— ознакомление классного руководителя с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;

— изучение формирующейся системы межличностных отношений в учебной группе;
— развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
— оказание помощи в научной организации труда студентов;
— оказание помощи студентам в организации самовоспитания.
Перечислим основные задачи, стоящие перед классным руководителем на начальном этапе формирования профессиональных интересов учащихся нового набора:
— выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение;
— определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии;
— определение степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
— диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.

Классному руководителю необходимо основное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие у студентов познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов, например, посещение научно-технических выставок, предприятий и заводов соответствующего профиля и т.п.

Авторы многих исследований отмечают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.

При выполнении перечисленных задач основой деятельности классного руководителя выступает планирование, содержащее алгоритм работы и общую логику его деятельности с учебной группой, в целом отражающие требования к его работе.


Среди требований к классному руководителю можно перечислить следующие:

1. Постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента.
2. Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов: проверка журнала посещаемости, посещение учебных занятий, беседы с преподавателями.
3. Помощь в вопросах, связанных учебным расписанием, занятиями, сессией.
4. Знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в группе.
5. Привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов.
6. Приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации.
7. Индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в колледже, так и с теми, кто стремиться к более глубокому изучению учебных дисциплин. Вопросам взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями, личным проблемам студентов классный руководитель также должен уделять внимание.
8. Работа с родителями: доведение до их сведения необходимой информации о посещаемости (не посещаемости), успеваемости (неуспеваемости), поведении студента в колледже.
9. Этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: контроль за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил внутреннего распорядка в колледже; привитие интереса к культуре и искусству.

Общие подходы к работе классного руководителя:

1. Заочное знакомство с группой
Знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа классного руководителя в этот период заключается в подготовки списка группы (занесением его в журнал классного руководителя), ознакомление с личными делами студентов: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам). Всю необходимую информацию занести в журнал классного руководителя на листы для заметок.

2. 1 сентября: девиз дня – «Мы вам рады»
В первый учебный день классного руководителя:
– присутствует вместе со студентами группы на торжественном собрании первокурсников (как на факультете, так и на общеуниверситетской);
– помогает разобраться с учебным расписанием;
– организует первое знакомство с группой;
– представляет преподавателей, которые ведут занятия в группе в этот день (а лучше, если представить всех преподавателей перед их первым занятием в группе);
– проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах колледжа;
– настраивает студентов на серьезное и ответственное отношение к учебе, к жизни в колледже, бережное отношение к материальным ценностям предоставленным в их пользование (мебель, оборудование, литература и т.д.).
Желательно, чтобы классный руководитель провел большую часть дня 1 сентября с группой: это поможет вам быстрее узнать студентов, а им чувствовать себя увереннее.

3. Знакомство с колледжем, специальностью
Знакомить студентов с колледжем (историей, традициями, особенностями, требованиями к студентам) можно начать уже 1 сентября и продолжить в течение ближайших месяцев.
Знакомить студентов с учебным заведением и специальностью можно следующим образом:
– заочное знакомство: беседы с группой, просмотр фильма об истории колледжа и отделения данной специальности;
– экскурсия по колледжу, по наиболее интересным и необходимым для студентов местам (главный корпус, актовый зал, спорткомплекс, библиотека и т.д.);
– знакомство со студенческой жизнью в колледже: с системой студенческого самоуправления, с подразделениями воспитательной системы, с общественными организациями;
– знакомство и пояснение Устава колледжа, прав и обязанностей студентов.

4. Знакомство в группе
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы необходимо провести знакомство студентов в группе.
Знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, классному руководителю получить максимальное количество информации о студентах.
Для того чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя-качество», «Я не умею» и др.). Можно знакомиться просто во время беседы: задавать вопросы и вызывать к ответу различных студентов. Главное для классного руководителя во время проведения знакомства внимательно наблюдать за группой (наблюдения необходимо затем занести в журнал куратора).
Можно обратиться в психологическую службу колледжа, чтобы педагог-психолог провел тренинг «Знакомство», во время которого в живой и непринужденной форме студенты смогли бы познакомиться друг с другом, наладить общение. Проведение в группе бесед и тренинговых занятий под руководством психолога позволит снизить уровень тревожности, возникающей у большинства первокурсников в первые месяцы адаптации, и поможет студентам развить коммуникативные способности и навыки, расширить круг их психологических знаний и представлений.

5. Выбор актива группы
Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время может быть назначен временный староста). Состав актива группы зависит от существующей системы студенческого самоуправления. В любом случае актив группы представляют староста, заместитель старосты и профорг.
Выборы актива проводит классный руководитель или временный староста в присутствии классного руководителя. До того как проводить выборы, необходимо познакомить студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Также необходимо сразу сказать студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. И не забудьте провести перевыборы в апреле-мае месяце!
Задача классного руководителя во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется вам не верным).

6. Классный час
Классный час проводится один раз в неделю. Тематика классного часа:
– решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
– обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодежи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
– встречи с выпускниками колледжа, специалистами, представителями общественными организаций и др.;
– проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
– индивидуальные беседы со студентами по возникающим проблемам.
Классный руководитель может приглашать в группу на классный час психолога по темам, разработанным в психологической службе колледжа или со своими предложениями.

7. Мероприятия с группой
Кроме классного часа преподавателю необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых на отделении и в колледже.
Классный руководитель в течение учебного года организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами. Направления данных мероприятий:
– посещение культурных мест нашего города: театров, выставок, музеев;
– спортивные (футбол, волейбол, лыжные прогулки и т.д.);
– пешие походы, выезды на природу;
– поездки в другие города, по историческим местам;
– интеллектуальные игры;
– Дни именинников;
– издание настенной газеты;
– мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников;
– дискуссионные клубы и др.

8. Подведение итогов первого семестра и учебного года
Подведение итогов проводится на собрании группы в конце учебного семестра. Итоги подводятся по нескольким позициям:
– успеваемость;
– посещаемость;
– социальная активность студентов;
– сплоченность коллектива, возникающие в этом плане проблемы;
– перевыборы актива группы (в конце учебного года);
– степень реализации поставленных целей и задач.

Отчет классного руководителя.

По окончании каждого учебного семестра необходимо составить письменный отчет и сдать его заместителю директора по воспитательной работе.

Схема отчета:

1.Общие сведения о группе:
— курс, специальность;
— количественный, половозрастной состав группы;
— социальная характеристика группы (городские/сельские, малообеспеченные, благополучные/неблагополучные семьи и т.п.);
— успеваемость студентов группы (заинтересованность в учебе, способности, динамика успеваемости за год)
— социометрическая и психологическая характеристика группы (взаимоотношения в коллективе, группы общения, интересы студентов, уровень ответственности, активности и т.д.).

2. Проведенная классным руководителем работа:
— периодичность работы с группой
— план работы: мероприятия и дела, индивидуальная работа со студентами группы (если проводились).
— анализ проведенной работы со студентами: какой эффект дали проведенные мероприятия, беседы, классные часы, индивидуальная работа (если проводилась).
— работа с родителями (проводилась ли, дала ли эффект и т.д.)

3. Выводы о проделанной работе, пожелания.

Отчет составляется согласно схеме в произвольной форме (текстовый вариант, таблицы, графики и т.д.).

Истинные преподаватели — это те, которые живут, работают, борются и успевают, веря в идеальные ценности своей работы. Под влиянием любви и симпатии они забывают самих себя и живут ради детей, счастливые души которых вверены их любящим рукам. И в каждом уроке, в каждом слове, в каждом взгляде они выражают то свое воодушевление идеалом, которое придает смысл их трудному призванию.

Мы все родом из детства, юношества, а значит и из студенчества. Вспоминая это, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в студенческие годы. Добрая память остается о том преподавателе, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями-предметниками, организация досуга учащихся и многое другое являются сферами заботы классного руководителя колледжа. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития учащегося, становления его мировоззрения.

Те, кто сегодня работает в средних профессиональных учебных заведениях, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие жизни в группе надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители.

Сфера формирования учебной группы — это, прежде всего, мир активного межличностного взаимообмена, коммуникации, где каждый учащийся обладает не только своим «пространством общения», но и четко обозначенным полем притяжения и отталкивания. Какую роль играют в нем социально-личностные и характерологические свойства классного руководителя, едва ли не главного действующего лица из тех, кому общество вверяет духовное, нравственное, эстетическое, физическое развитие молодого поколения? На это мы решили обратить внимание и выяснить мнение, как преподавателей, так и учащихся колледжа.

Какие же черты должны быть присущи классному руководителю как профессионалу, способствующему успешной социализации молодежи в стенах нашего колледжа (особенно, когда у некоторой части уже отбито всяческое желание контактировать с классными руководителями за годы обучения в школе!). Но прежде чем обратиться к научной формулировке этих черт, можно провести в коллективе анкету:

1.                  Каким должен быть классный руководитель?

2.                  Какие требования сейчас предъявляются временем и обществом к современному классному руководителю?

3.                  Чего вам не хватает, чтобы стать «эффективным» классным руководителем?

4.                  Кого из коллег вы могли бы назвать успешным классным руководителем и почему?

5.                  Как выглядит «неэффективный» классный руководитель?

6.                  С чем нужно бороться нашим классным руководителям, чтобы учащиеся ощущали себя рядом с ним «комфортно»?

Классный руководитель по мнению наших преподавателей должен быть «умным, добрым, исполнительным, грамотным, творческим, воспитанным, коммуникабельным, авторитетным для коллег и учащихся, знающий свое дело в совершенстве, ответственным, гуманным, честным, всесторонне развитой личностью, хорошим психологом».

Среди требований, предъявляемых временем и обществом, названы «мобильность и универсальность, профессионализм, гибкость мышления, стремление к постоянному обновлению, принципиальность, ответственность, работоспособность, энергичность, всесторонняя развитость, умение использовать новые технологии, учитывать передовой опыт новаторов».

Чтобы стать эффективным классным руководителем нашим педагогам не хватает исполнительской дисциплины, настойчивости, решительности, опыта, профессиональных знаний, «сдержанности, когда сталкиваются с негативными поступками учащихся», систематичности, последовательности в жизни и работе.

В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам преподавателей отдаются делу полностью, целиком, не считаясь со временем, знают «чем дышит и живет» каждый учащийся группы.

Черты «неэффективного» классного руководителя определены следующим образом: «необязательность, ленивость, нет системы в работе, несдержанность, неуважение к учащимся, отсутствие творческого подхода, грубость, черствость, незаинтересованность в результатах труда, отсутствие контакта с учащимися и, соответственно, отдачи от них, некомпетентность, работа по — старинке, те кто рассматривает классное руководство как наказание».

И, наконец, бороться классным руководителям необходимо «с утратой ощущения чувства молодости души, с авторитарным отношением к учащимся, занудством и педантичностью, эгоизмом, проявлением эмоций, самовлюбленностью, с предвзятым мнением, стараться понимать учащихся с точки зрения настоящего времени, их горести и радости, жить интересами детей».

Мнение учащихся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1.                  Каким должен быть классный руководитель?

2.                  Чего не хватает вашему классному руководителю, чтобы стать лучше?

3.                  Кого вы считаете «успешным классным руководителем»?

4.                  Как выглядит «неэффективный» классный руководитель и есть ли такие в нашем колледже?

5.                  Что для вас значит ваша группа?

В первую очередь наши учащиеся хотят видеть классного руководителя умным, понимающим, добрым, отзывчивым, сдержанным, вежливым, спокойным, честным, активным, умеющим понять и помочь, справедливым, не выделяющим любимчиков, в меру строгим, внимательным, собранным. Было и такое мнение, что если колледж это второй дом, то и классный руководитель должен быть второй матерью.

А вот что считает по этому поводу педагогическая наука. Подлинные профессионалы своего дела культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учащимися, искренне симпатизируя им и тонко воспринимая их непосредственные нужды. При любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах они владеют ситуацией, умея с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, грозящую неприятными последствиями. Профессиональный классный руководитель всегда последователен в своих требованиях, справедлив, относится к учащимся уважительно и ровно.

Для классного руководителя всегда важна внутренняя психологическая сторона дела, вначале он пытается понять точку зрения учащегося, а затем уже действовать на основе этого понимания, группа и ее реакция является для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации, он доверяет учащемся и считает их способными решать — причем вполне адекватно — свои жизненные проблемы, ожидает от них проявления дружелюбия, а не враждебности, учащийся для него всегда личность, обладающая достоинством. Т. е. классный руководитель должен воспринимать группу и их поведение исходя из общей благожелательной установки. Классным руководителем учащиеся должны оцениваться скорее как способные, чем неспособные, дружелюбные, чем недружелюбные, достойные уважения, чем не заслуживающие его, более склонные сотрудничать, чем «ставить палки в колеса», и наконец, он видит в учащихся людей, на которых можно положиться.

Установлено, что «хорошими» считаются классные руководители, обладающие эмоциональной стабильностью, личной зрелостью и социальной ответственностью. Поэтому выделяют следующие личностные качества, необходимые для эффективной работы:

1.                  стремление к максимальной гибкости

2.                  способность понимать чувства других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды

3.                  умение придать личностную окраску воспитанию группы

4.                  установка на создание позитивных стимулов для само восприятия учащихся

5.                  владение стилем неформального, теплого общения с учащимися

6.                  эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Колледжу в буквальном смысле противопоказаны равнодушные и — на что особенно важно обратить внимание — язвительные преподаватели, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у учащихся в группе. Они не только не способствуют процессу усвоения знаний учащимися, но, напротив, вызывают резко негативный эффект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Такие педагоги подрывают потенциальное желание учиться т. е. мотивацию учащихся, сковывают их творческие силы и возможности, отрицательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе таких классных руководителей с подобной личностной направленностью в педагогическом коллективе колледж едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности.

Таким образом, коллективный портрет «эффективных классных руководителей» выглядит следующим образом: это исключительно позитивно настроенные, энергичные люди, с гораздо большим запасом энтузиазма в работе, чем у коллег в среднем. Ответственное отношение к работе с группой сочетается у таких педагогов с верой в способности своих учащихся. Безусловно позитивное отношение ко всем учащимся генерирует познавательный процесс у молодежи, а это, в свою очередь, служит необходимым психологическим подкреплением для педагогов. «Этот цикл повышенных ожиданий, достигнутого успеха, вознаграждения и дальнейшей мотивации выступает как ключевой фактор, удерживающий высококвалифицированных преподавателей в колледже».

Совершенно очевидно, что определенные внутренние присущие личности особенности и органические черты характера могут давать явное преимущество некоторым преподавателям по сравнению с другими, однако в рамках профессии педагога большинство людей могут научиться «действовать эффективно». Важнейшим показателем высококвалифицированной педагогической работы остается стремление или желание быть хорошим преподавателем. В конечном счете, профессиональный успех предопределяется самой личностью.

«Эффективные классные руководители» есть в каждом учебном заведении. Именно они живут, работают, борются и успевают, вкладывая в каждого учащегося частичку своей души. К таким классным руководителям приходят еще «трудные», не поддающиеся на контакт учащиеся, которые, как правило, поступили в колледж не по своей инициативе. Благодаря благоприятному климату, который создан в группе этими классными руководителями, выпускаются целеустремленные, уверенные в себе, уже «взрослые люди».

Есть и молодые преподаватели, которые часто ошибаются, но учатся на своих ошибках, их любят учащиеся и пытаются быть на них похожими, их боятся и обожают одновременно, но в итоге вместе они добиваются конечной цели — это создание одного единого коллектива.

В конце учебного года мы в качестве рефлексии попросили учащихся своих групп продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем». Они довольно серьезно отнеслись к предложенному вопросу, высказали много интересных идей, которые будут непременно в плане воспитательной работы на следующий год, некоторые даже написали, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современной молодежью, то есть они понимают, как непросто быть воспитателем.

Таким образом классным руководителям необходимо Разумно сочетать роль воспитателя с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность учащихся, не командовать, а сотрудничать с ними.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. — М.: Академия: Раритет, 1997. — 702 с.
  2. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, учащийся, руководитель, группа, колледж, преподаватель, классное руководство, работа, развитая личность, учебная группа.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), Устава техникума и Правил внутреннего распорядка.

1.2. Классный руководитель группы назначается директором техникума по представлению заместителя директора по ВР из числа наиболее опытных штатных преподавателей и работников техникума для организации учебно-воспитательной работы, адаптации студентов, создания положительного микроклимата в студенческой группе.

1.3. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя группы его обязанности могут быть возложены на других классных руководителей, воспитателей или преподавателей. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора техникума.

1.4. Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя группы:

1.4.1. Знания и умения по общей и социальной педагогике; общей, социальной и возрастной психологии.

1.4.2. Знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации досуга, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения со студентами).

1.4.3. Знание индивидуальных и возрастных особенностей подростков и молодежи.

1.4.4. Знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам образования.

1.4.5. Знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики.

1.4.6. Наличие организаторских умений и навыков.

1.4.7. Наличие коммуникативных способностей.

1.5. Классный руководитель групп подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.

2. Цели и задачи

2.1. Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их способностей.

2.2. Формирование коллектива группы как воспитательной системы.

2.3. Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей студентов в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию.

2.4. Диагностика, регулирование и коррекция личностного развития студентов.

3. Документация

3.1. План воспитательной работы на учебный год.

3.2. Личная карточка студента.

3.3. Ведомость учета учебных часов, пропущенных студентами.

3.4. Сводная ведомость итоговых оценок за период обучения.

3.5. Ведомость успеваемости студентов.

3.6. График дежурств учебных групп.

3.7. Портфолио студента.

4. Обязанности классного руководителя группы

4.1. Организация воспитательного процесса в группе, руководство им и контроль за развитием этого процесса.

4.2 Содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающегося.

4.3. Контроль за выполнением студентами учебной группы Устава и правил внутреннего распорядка техникума.

4.4. Систематический контроль успеваемости, посещаемости студентов, воспитание ответственного отношения к учебе.

4.5. Систематический анализ состояния знаний и прилежания студентов, в случае необходимости, организация учебной помощи.

4.6. Формирование органов студенческого самоуправления в группе.

4.7. Координация воспитательных действий преподавателей всех других участников учебно-воспитательного процесса.

4.8. Изучение и анализ психологической атмосферы в группе, выявление причин неблагополучного морального климата, создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе.

4.9. Всестороннее изучение характера, запросов, наклонностей, бытовых условий каждого студента группы.

4.10. Подготовка характеристики на каждого студента.

4.11. Привлечение студентов к активному участию в мероприятиях, проводимых в группе, на отделении, в техникуме.

4.12. Вовлечение студентов в объединения по интересам (кружки, студии, спортивные секции и др.).

4.13. Проведение классных часов по общим и тематическим вопросам жизни учебной группы, согласно плану работы, собраний студентов группы по вопросам воспитания, повышения успеваемости, улучшения дисциплины, организации культурно-массовой работы.

4.14. Организация и проведение внеклассных мероприятий в группе: бесед, докладов, экскурсий, встреч, вечеров, спортивных мероприятий, посещение музеев, выставок, театров, кино и других мероприятий.

4.15. Установление контактов с родителями и привлечение их к участию в воспитательной жизни техникума.

4.16. Проведение родительских собраний не реже одного раза в год.

4.17. Проведение активной работы по сохранению контингента студентов.

4.18. Осуществление контроля по оплате за обучение.

4.19. Организация обслуживания закрепленных территорий и аудиторий.

4.20. Воспитание бережного отношения студентов к собственности, имуществу техникума, чувства ответственности за порученное дело, приучение к самообслуживанию.

4.21. Посещение студентов, проживающих в общежитии.

4.22. Осуществление взаимодействия с администрацией, руководителями подразделений, преподавателями и родителями по вопросам учебно-воспитательной работы.

4.23. Ведение документации группы.

4.24. Подведение, итогов работы группы за год.

5. Права классного руководителя группы

5.1. Предлагать на рассмотрение директору план мероприятий по совершенствованию работы техникума.

5.2. Участвовать в организации и проведении мероприятий техникума со студентами.

5.3. Присутствовать на занятиях или мероприятиях, проводимых преподавателями в группе.

5.4. Выносить на рассмотрение администрации, методического Совета предложения по улучшению воспитательной работы, согласованные с коллективом группы.

5.5. Приглашать в техникум родителей (или лиц, их заменяющих) для решения проблем образования студента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция зам заведующего по ахч доу
  • Arc 315 руководство
  • Касса меркурий 115ф инструкция по программированию
  • Читать руководство по игре
  • Диалрапид порошок инструкция по применению цена отзывы аналоги