Классное руководство тяжело

В жизни каждого из нас была своя «классная». У некоторых – даже не одна, у когото классным руководителем был столь редкий в школьном коллективе мужчина. Классные наставники играют важную роль в жизни любого школьника. От них во многом зависит, насколько комфортно чувствует себя в школе ребёнок, насколько он уязвим или защищён, принят в среде или отвергнут, мотивирован на учёбу или равнодушен к получению новых знаний.

Сегодня мы расспрашиваем о классном руководстве молодую учительницу гимназии № 3 Южно-Сахалинска Ксению Бурову

Не конфликт, а недопонимание

Каков ваш личный опыт классного руководства?

Я учитель английского языка и по совместительству классный руководитель теперь уже 9В класса нашей гимназии. В школе я проработала шесть лет. Классное руководство мне доверили только по прошествии двух лет преподавания. Достался пятый класс, набранный из учеников разных школ. Пятый класс – довольно трудный период для школьника: закончилась начальная школа; многие только перешли в гимназию, с её незнакомыми пока правилами, устройством, структурой, мероприятиями; появились новые преподаватели, новые предметы; увеличился объём предметов – они стали более сложными. Я оказалась для детей неким проводником в этом новом мире. Тем не менее первые годы классного руководства я вспоминаю с лёгким чувством: всё складывалось, всё удавалось. Детки были ещё достаточно маленькие, прислушивались ко мне, глаза горели… Но переходный возраст подопечных сильно осложнил моё существование как классного руководителя. Седьмой и восьмой классы дались мне тяжелее: были насыщены сложными моментами, трудными вопросами, конфликтными ситуациями. Сфера интересов ребят сильно изменилась: учёба отодвинулась на задний план, на первый план вышло общение со сверстниками. Авторитет преподавателя (и родителей) пошёл на убыль, теперь ребят гораздо больше интересует мнение друзей или просто знакомых. С одной стороны, это естественно и предсказуемо, с другой – проблемы всё равно возникают и их нужно разрешать.

Чем вы руководствуетесь в своей работе?

Пока я не могу похвастаться большим жизненным опытом, своих детей у меня тоже нет. Приходится опираться в работе на свои личные качества и убеждения. В первую очередь нужно прислушиваться к ребёнку, потом – к родителям; в конфликтных ситуациях (ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, ребёнок – учитель) не ограничиваться одной точкой зрения, не стараться обвинить и наругать, а пытаться понять причину произошедшего. В большинстве случаев оказывается, что никакого конфликта и не было, имело место недопонимание. А устранить недопонимание гораздо проще, чем справиться с реальным конфликтом интересов.

В чём суть классного руководства? Задачи руководителя?

Обязанности есть, они закреплены в уставе. Но без инициативы, без выхода за рамки обязанностей успешного классного руководства всё равно не получится. Правда, некоторые учителя сильно ограничены той нагрузкой в школе, которую составляет их основная работа как преподавателя. С другой стороны, это – тоже один из методов воспитания: если с детьми не носятся с утра до вечера, они становятся более самостоятельными, организованными, ответственными.

Направлять и поддерживать

В чем представления и ожидания от предстоящего наставничества не совпали с действительностью?

Я представляла себе сплошные экскурсии и совместное весёлое времяпровождение. Будем узнавать новое, делиться знаниями. Ещё готовилась помогать в налаживании школьного быта детей: питание, мероприятия. Оказалось, всё гораздо сложнее. Во-первых, много бумажной работы. Во-вторых, недостаточно моего желания просвещать, важнее раскрыть их собственные интересы, понять, чему они сами хотят научиться. Очень важно информировать ребят о разнообразных возможностях развития (лагеря, олимпиады, конкурсы), направлять их, поддерживать уверенность в себе, провоцировать желание попробовать… Многие излишне скромны или закомплексованы, боятся неудачи, не верят в свои силы. Порой и родители не понимают, зачем прилагать «лишние» усилия. В-третьих, классный руководитель отвечает за успеваемость своего класса, выясняет причины отставания ребят, координирует работу с ребёнком, родителями и учителями. В четвёртых, нужно всё время решать проблемы с поведением (даже вне школы).

Приносит ли эта работа удовлетворение? С чем оно связано?

На первых порах мне нравилось всё. Но возникающие сложности иногда заставляют задуматься, а соответствуешь ли ты требованиям, на своём ли ты месте? Сомнения множатся, если никак не получается найти общий язык с ребёнком, помочь ему. Но возможности оставить классное руководство нет – в школах всегда не хватает людей с достаточным для этого свободным временем. Бросить своих детей на полпути тоже никак нельзя – совестно.

А удовлетворение, конечно, есть. Когда у них получается самостоятельно воплощать в жизнь то, чему когдато их учила. Например, в этом году, во время моей командировки, всего семеро мальчишек класса здорово поздравили девочек с 8 марта. Я была очень горда ими. Или когда у детей, с моей помощью, получается развивать свои творческие таланты. Когда есть отличники и меньше двоечников, тоже радуешься. То есть удовлетворение я получаю от их успехов. Конечно, приятно, когда мой класс хвалят другие преподаватели. Это, может быть, немного тщеславное чувство, но что поделать – бывает. Так что работа эта благодарная.

Какие проблемы основные? Возникновения каких ситуаций опасаетесь?

Какихто нерешаемых проблем назвать не могу. Иногда родители не стремятся помочь, равнодушно относятся к возникающим сложностям с ребёнком. Их можно понять, все заняты.

Нередко родители слишком многого хотят от своего ребёнка, требуют от него достижений, результатов. Если он чувствует, что не оправдывает надежд папы и мамы, то начинает замыкаться в себе, переживать, тем самым усугубляя ситуацию с успеваемостью. Тогда приходится учить, воспитывать родителей. Но это тоже естественный процесс, мы всю жизнь учимся: быть учениками, родителями, учителями.

Некоторые родители почему-то не желают разрешать конфликты локально (с другими родителями, с учителем), сразу – в министерство. Но разбираться в ситуации всё равно придется на месте, а не с высоты птичьего полёта.

Плохо, когда родители не знают, с кем дружит ребёнок, не общаются с родителями его друзей. Это бывает сложно устроить, но нужно интересоваться кругом общения ребёнка, раздобывать как-то информацию о нём.

Я давно для себя усвоила, что важно отнестись к любой проблеме не как к досадной сложности, а как к задаче, которую необходимо решить.

Индивидуальный подход против универсального

Каких принципов работы с детьми стараетесь придерживаться, появились ли у вас какие-нибудь личные наработки?

С каждым ребёнком нужно работать индивидуально. Не существует универсального средства для всех детей, даже если мы рассматриваем какую-то определённую проблемную ситуацию. Есть дети, на которых можно влиять (направлять их, подсказывать желательные варианты поведения) через родителей. Есть дети, которые утратили контакт с родителями, и повлиять на них можно только общаясь напрямую. С одними разговаривать нужно мягко и деликатно, без явного вторжения в личное пространство, с другими – играючи, с третьими – уверенно и авторитетно.

Нужно уважать учеников. Иногда это непросто, приходится напоминать себе об этом. Подход к ребёнку должен быть положительным, невзирая на «багаж» знаний о нем, бывшие конфликты, личные обиды. Если ребёнок (да и взрослый) ведёт себя грубо, оскорбляет окружающих, значит, это у него проблемы, что-то сломано внутри, он выплескивает эту энергетику, сам не понимая причины. Доброе слово, нейтральный тон может вовремя отрезвить нарушителя спокойствия, не спровоцировав ещё большую агрессию, не усугубив ситуации. Даже если репутация у ученика «ужасная», не надо воспринимать её как что-то первостепенное, нужно постараться каждый раз начинать общение «с чистого листа», тем самым оставляя и ему эту возможность.

Нельзя позволять детям принижать твое достоинство, твой авторитет. Нужно быть доброжелательным, открытым для общения, но это не должно быть общением «дружков», необходим барьер между учителем и учеником.

Как влияет работа на характер, на личность учителя?

Профессия очень закаляет. Ты привыкаешь и перестаешь бояться любой аудитории. Дети несут в школу разный социальный опыт, и это заставляет учиться находить подход и правильно реагировать на разные варианты поведения.

Бывает, подростки ведут себя провокационно: затрагивают вопросы личной жизни, внешности педагога, позволяют себе вольные шутки, ждут твоей реакции. Со временем ты перестаёшь смущаться, чувствовать себя задетой, понимаешь природу их поведения. Уже получается с лёгкостью игнорировать колкости, продолжая вести урок. На многие вещи начинаешь смотреть более реалистично. Это вовсе не значит, что конфликты перестают тебя трогать, просто формируется более профессиональное к ним отношение.

Дайте совет молодому учителю, впервые берущемуся за классное руководство.

Я жалею, что не обращалась за помощью и за советом к опытным коллегам. Не нужно бояться насмешек и иронии. Лучше спросить совета сразу у нескольких людей, собрать весь опыт коллектива по волнующему вопросу. Это предостережет тебя от многих ошибок, неизбежных у молодого специалиста.

Ещё я настоятельно советую заниматься спортом – это наиболее естественный способ эмоциональной разрядки, а также возможность компенсировать сидяче-стоячий образ жизни учителя. Нужно чаще бывать на природе – в противовес густой концентрации человеческой энергии на работе. Нужно иметь хобби и чтобы переключаться на другую деятельность, и чтобы дети видели, что жизнь учителя интересна и разнообразна, не ограничена школьными стенами. Необходимость саморазвития и самообразования для наставника, учителя тоже очевидна. Несмотря на утверждение, что дети перестали читать, возражу: дети читают, интересуются, что читаешь в данный момент ты, и даже делятся наблюдениями: «А вот учитель географии сейчас читает такую-то книгу…»

Трудности в работе классного
руководителя

Каждый человек, делая первые шаги в
своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым,
непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной
цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой
профессии, для успешного становления и развития ему недостаточно иметь багаж
педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь
огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и
учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть –
помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя.

В работе каждого учителя есть
трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.
 Одни учителя считают ее дополнительной к своей
преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни
была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям,
поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь
организуется познавательная деятельность и формируются социальные отношения
между обучающимися.

Классный руководитель – особый
феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической
ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе.

 Профессиональная миссия педагога, на
которого возлагается функция классного руководителя, это — педагогическое
сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности ребенка
в период его школьного образования.

Классному руководителю важно помнить,
что объектом его труда являются ученики. Опыт работы показывает, что в работе
классного руководителя важными являются не столько его профессионализм, сколько
его индивидуальность и личностный подход к работе.

Ш.А. Амонашвили — известный
советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области
педагогической психологии. писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы
помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы
совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть
гуманным педагогом».

Я считаю, что классное руководство –
это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить
до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для
тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам,
и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и
советчика. 

Давайте вспомним вместе

Основными функциями классного руководителя :

а) аналитическую:

— изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

— изучение и анализ развития классного коллектива;

— анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

— анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно — педагогическую:

— организация и стимулирование разнообразной деятельности
учащихся;

— организация взаимодействия классного коллектива со специалистами
служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативную:

— регулирование межличностных отношений между обучающимися;

— установление оптимальных взаимоотношений «учитель — ученик»;

— создание общего благоприятного психологического климата в
коллективе.

  Также мы с вами взаимодействуем

Каждый классный руководитель взаимодействует с:

Учителями
— предметниками;

Социальным
педагогом;

Дефектологами
;

Библиотекарем;

Медицинским
работником; Заместителями директора

Семьей;

В соответствии со своими функциями я, как классный
руководитель, отбираю формы работы с обучающимися и
родителями:

индивидуальные

(беседа,
консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),

групповые

(советы
дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)

коллективные

(коллективные
творческие дела, конкурсы, концерты, экскурсии, соревнования и др.).

Хочется и конечно Нужно построить работу так, чтобы плоды этой
работы с классом были видны.

У более опытных педагогов уже есть
своя концепция, у меня же она только формируется.

Немаловажную роль в воспитании
обучающихся играет трудовая деятельность, самообслуживание,
общественно-полезный и производительный труд.

Для полноценного прохождения процесса
обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат
между классным руководителем, обучающимися и семьей.

Семья – важнейший институт
социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы ни
взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином
этапе играет семья.

Нередко можно встретиться с мнением,
что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на
детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по
отношению к семье. Но семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а
как партнер.

Любая воспитательная система, имеющая
цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, т.е. что мы хотим
получить в итоге.

Я опираюсь на мнение и интересы ребят
своего класса. Именно они являются помощниками в составлении данной модели
воспитательной системы, потому что вместе с ребятами и их родителями мы решаем
многие задачи, стоящие перед нами.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и
коллегами — процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой,
педагогической индивидуальности в целом.

Чаще всего классные руководители
планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является
педагогической ошибкой.

При планировании воспитательной
работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной
деятельности классного руководителя, обучающихся и родителей. Не следует
забывать, что план работы должен содержать «необходимое, возможное и желаемое».

Великий Авиценна писал: «Учитель —
это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих
знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение».

Уверена, что я и мои ребята находимся
лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам.

Мы все сталкиваемся с трудностями в своей работе

Можно выделить распространённые проблемы и трудности, которые
мешают учителям вести классное руководство.

Как правило, классные руководители – это учителя-предметники.
Никто не освобождает их от прямых обязанностей: проверки тетрадей, оформления
документов (конспекты, планы уроков и т.д.), участия в совещаниях и других
школьных мероприятиях. Для осуществления роли классного руководителя порой
просто не хватает времени.

Невозможность собрать класс в полном составе в силу внеурочной
загруженности детей (одни убегают в кружки, другие – в спортивные секции и
т.д.).

Не сложившиеся отношения родителей и классного руководителя, как
результат – отсутствие интереса к образованию, развитию и воспитанию школьника,
как педагога, так и представителей ребёнка.

У нас есть выделенное время для проведения часов общения, но
иногда этого времени не хватает для решения каких-либо важных вопросов.

Некомпетентность классных руководителей (незнание нормативных
документов, психологии школьников, низкое качество образования), нежелание
учиться, общаться с успешными коллегами.

Подводя итог хотелось бы сказать, что,
вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события,
связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том
педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении
личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще
всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в
педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя,
педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и
развития индивидуальности.

В жестоком сегодняшнем мире ребенок
не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит,
школа должна обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо.
Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в школе
возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный
руководитель.

Обновлено: 23.09.2023

Когда я пришла в школу, классное руководство казалось мне самым романтичным из всего, что может быть в работе учителя. Я с восторгом смотрела на тех коллег, вокруг которых каждую перемену и по любому поводу собирались их дети. Они что-то обсуждали, планировали, решали, у них был свой мир, в который пускали далеко не всех. Но романтическая пелена быстро упала с глаз.

Личностные и профессиональные качества классного руководителя

Как я узнала об изнанке классного руководства

У меня были маленькие дети, поэтому сама я в течение нескольких лет от классного руководства отказывалась, предвидя неудобства с больничными.

Зато в моем кабинете каждый день после уроков работал неофициальный клуб психологической разгрузки. Приходили все, кому нужно было поговорить, посоветоваться или просто скоротать время в ожидании чего-нибудь.

Мне очень нравилось общаться с детьми, а вот от классных руководителей я все чаще стала слышать жалобы на то, что у них не остается времени на это самое общение. Сотрудничество с теми, кто должен быть заинтересован в детских судьбах, как-то очень быстро свелось к требованию предоставить отчет. Точнее, отчеты. Зачастую смысл всех этих бумаг непонятен, за исключением того, что все, кто мог, сняли с себя ответственность за происходящее, а классный руководитель остался виноватым и, соответственно, должным отчитаться.

Дети нарушили комендантский час — а где был классный руководитель, почему не предусмотрел и не пошел ловить нарушителей до появления полиции? Ребенок пришел из дома с синяками — почему классный руководитель не выяснил вовремя, что такое в этой семье возможно, и не предотвратил? Ребенок ушел из дома — что ж вы не поймали и не вернули его?

Добил период карантина. Когда полиции попался ребенок, которого мама отправила в магазин за солью, оказалось, что они ничего не знают о том, что детям нельзя выходить из дома, ведь классный руководитель их не предупредил об этом. Или недостаточное количество раз предупредил. Главное — виноватого определили.

Этот список можно продолжать бесконечно. Некоторые ситуации по прошествии времени кажутся комичными и нелепыми, но в момент, когда все это происходило, было не до смеха. И вообще, тема классного руководства с каждым годом и даже месяцем представлялась мне все более печальной и не такой уж интересной.

Мой неудачный опыт

Я уже привыкла к тому, что я просто учитель-предметник, но однажды на педсовете услышала, что со следующего года буду классным руководителем пятого класса.

К первому сентября я смогла убедить себя, что так надо, и с детьми встретилась с удовольствием, хотя совмещать эту радость с 36-часовой нагрузкой было довольно тяжело.

Дети внимательно слушали мои рекомендации, часто советовались, как поступить, помогали в подготовке мероприятий и повседневных делах, с удовольствием выполняли небольшие поручения. Многие каждый день оставались после уроков и общались в классе, пока я пыталась завершить свои бесконечные дела.

Были проблемы с поведением и успеваемостью. Но радовало то, что 30 человек, из которых 7 пришли из других школ, смогли стать полноценным коллективом, в котором было комфортно.

Но было и то, к чему я никак не была готова:

И вот я вроде справилась со всеми трудностями. Учителя, работающие с детьми, хвалили их и отмечали, как сильно изменился класс. Живи да радуйся! Но в моей жизни появились новые проекты, которые требовали много времени, и я просто физически не успевала все совмещать. Нужно было делать выбор. И я поняла, что тратить свой драгоценный ресурс на классное руководство я не хочу.

Потребовалось довольно много времени, чтобы найти себе замену. К счастью, сейчас у моих детей очень хороший классный руководитель.

Новость о моем уходе дети восприняли очень эмоционально — к этому я точно не была готова. Они переживали так, что я два дня не находила себе места.

Зная о жалобах родителей, коллега сказала, что если я уйду сейчас, то уйду побежденной. Но я понимала, что мне не нужна победа в такой войне. Я вообще не хочу ни с кем воевать.

Я не смогла остаться классным руководителем. Я ушла. Это мое решение. Возможно, когда-нибудь я о нем пожалею. Возможно, буду винить себя и пытаться понять, чего мне не хватило, чтобы остаться.

Без каких качеств невозможно быть классным руководителем

Конечно, все начинается с любви к детям. Если она есть, половина проблем просто исчезает. Но остаётся другая половина.

Работа с подростками — это бесконечная борьба с ними за них же самих. Прекрасно, когда родители готовы сотрудничать с учителем, а вот если нет, тогда к противоборствующей стороне прибавляются еще и они. В этом случае задача становится посложнее, а терпения и остроумия требуется побольше.

Классный руководитель должен быть тонким психологом: чувствовать детей и помогать им принять себя такими, какие они есть, и научиться жить в гармонии с собой и окружающими; чувствовать родителей, уметь вставать на их место, понимать и принимать их переживания и недовольство — куда уж без него — и реагировать на их эмоции так, чтобы и поддержать, и убедить.

Адекватно выполнять свою роль связующего звена между учениками, учителями и родителями. Работать на пользу детям, даже порой защищать их самих и их интересы, но не перегибать палку. Это не так легко, как кажется. В поисках справедливости можно испортить отношения с коллегами, так ничего и добившись.

Педагогу нужно четко обозначить свои требования, определить правила, по которым будет жить класс, и самому неукоснительно соблюдать их. Тогда и дети ответят тем же.

Но, пожалуй, самое важное качество классного руководителя — верить в то, что вполне возможно изменить этот мир к лучшему, и заряжать этой верой всех вокруг.

Идиллическая картина — классный руководитель, его окружают дети, все дружно рассказывают, как им хорошо вместе. Но что такое классное руководство на практике? Изо дня в день? И почему его НЕ должны брать на себя предметники? Разбирается наш блогер Дима Фурманов, который сам был классным руководителем.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Респект тем учителям, которые несут бремя классного руководства.

Почему именно такая формулировка: «бремя»? Ведь вроде бы дети — это счастье. Вроде бы не шаблонная работа. Давайте разбираться.

Если вы не состоите в педагогических чатиках (а — наверняка — вы не состоите в них), то вы не знаете, что очень популярно мнение о том, что классным руководителем не должен быть учитель-предметник. Классным руководителем должен быть отдельный человек. Отдельный человек в штате, должен взять на себя функционал классного руководителя. Какие на это есть причины?

Давайте попробуем перечислить то, что нам дает классное руководство. Сейчас это денежная надбавка, дополнительная бюрократическая нагрузка, общение с детьми и их родителями.

Все, кроме бюрократии выглядит невероятно круто. Но все ли так хорошо?

Начнем с очевидного. Бюрократия. Учителя в принципе завалены отчетами. Когда я только пришел работать в школу, я был должен делать отчеты, которые делил на «ежедневные» и «эти потом». «Эти потом» — это отчеты, которые сдаются в конце семестра, триместра, четверти (нужное подчеркнуть). Туда входит, например отчет учителя-предметника (тот, в котором отмечается успеваемость), отчет о прохождении программы (весьма формальная история, больше для внутреннего пользования, в ней отражается отстаете ли вы по программе, в журнале же должно быть все хорошо). Еще должен был быть закрыт электронный журнал, забиты все контрольные в системы электронного мониторинга. Плюс разные истории, которые необходимы администрации, то есть еще пара-тройка отчетов. «Ежедневные» — это закрытие журнала за день, выполнение показателей «своевременности», т.е. проверка всех работ «день в день» (а это не всегда выполнимо).

Это был учитель-предметник. Уже вроде бы немало. Классный руководитель сдает как ежедневно, так и за четверть (триметр, семестр) отчеты о посещаемости занятий своим классом и об успеваемости этого самого класса. Помимо этого классный должен отчитаться с утра об отсутствующих (т.е. узнать причины отсутствия), проконтролировать, чтобы все покушали, чтобы все дети включили сознательность и посетили все занятия (даже нелюбимую ими физкультуру). А классному руководителю как бы надо готовиться к своим урокам и их вести вообще.

А как же общение? Родители. С родителями классный руководитель общается не по своей воле, но в основном это невеселые поводы

Крайне редко классный руководитель пишет родителям о том, чтобы рассказать, какой их Сережа красавчик. Скорее всего, что-то случилось. В лучшем случае, у Сережи проблемы с успеваемостью. Иногда придется сообщать, что ребенок не явился на занятия. Или что-то еще, что связано непосредственно с их ребенком. Многие родители не склонны к вере в негатив о своем ребенке. Они даже готовы покрывать его прогулы. Порой любыми способами. Но отвечает за ребенка все равно классный руководитель. Кстати, если ребенок что-то натворит в каникулы и познакомится с веселыми ребятами из ОВД, например, то и классный руководитель тоже с ними познакомится. Даже если он в отпуске. Почему? А вот просто так принято.

Кстати, о детях. Общение с детьми. Классный и дети — это одна семья, команда. Ничего подобного. Вполне вероятно, что мечты о единении с классным коллективом разобьются о скалы подросткового бунта. Потому что все обязанности классного руководителя идут вразрез с личным пространством ребенка. Классный должен контролировать. Лично знал случаи, когда неизвестно чем руководствующийся классный руководитель пытался запретить встречаться двум подросткам из своего класса. Но осуждать такое поведение сложно, потому что грань определить сложно. Грань, при пересечении которого классный руководитель не выполняет должностные обязанности, а лезет в личную жизнь подопечного.

Кстати (опять кстати), о личном пространстве. Классного руководителя в разы чаще, чем обычного предметника, беспокоят в нерабочее время (читай: ближе к полуночи) родители учеников. Особенно если дети возраста, далекого от ЕГЭ. А что нам по математике задали — это достойный повод для звонка.

Так вот, раньше это все оценивалось в одну тысячу рублей. Теперь цена — пять тысяч. Неужели, это цена профессионального выгорания? Огромное количество людей, уволившихся из-за перегруза благодаря добровольно-принудительному классному руководству (редко у нас спрашивают согласие, обычно об этом просто уведомляют) — это достойно экономии?

Если мы хотим сохранить нашу великую образовательную систему, то может быть стоит не пожалеть денег на «воспитание», которым и занимаются классные руководители?

Говорят, что человеческие резервы неисчерпаемы. И, прежде всего, это касается классного руководителя.

Вложение Размер
esse_na_konkurs.odt 8.94 КБ

Предварительный просмотр:

Микина Анна Михайловна

учитель начальных классов

Сочинение — эссе на тему:

«Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле, —

Всесильная Судьба распределяет роли,

Мне очень нравится высказывание замечательного философа Ронсара Пьера. Вот и мне Всесильная Судьба определила роль в жизни.

Все началось с моей семьи! В детстве все свое свободное время я проводила в школе, потому что моя мама работала в две смены учителем! Брат, приводя меня в школу, вел к маме, чтобы она заплетала мне косички. А после уроков я сидела на последней парте в мамином кабинете, пока она рисовала газеты с детьми своего класса или готовила выступления к какому-либо мероприятию. А потом мы шли к некоторым ученикам домой, и мама беседовала с их родителями. В каждом доме нас встречали очень тепло, поили чаем с печеньем и конфетами! И каждый раз я говорила своей уставшей маме, что она самая счастливая и как хорошо быть классным руководителем! Но мама всегда отвечала, что не хотела бы такой судьбы для меня! Я обижалась, а иногда даже плакала. Но шли годы.

Я стала учителем начальных классов и, как понимаете, автоматически классным руководителем.

Когда пришло время набирать первый класс снова, то оказалось огромное количество желающих учиться именно у меня! Это стало моей победой! Огромной учительской победой!

Какие бы не были дети вчера, сегодня, завтра — они чувствуют любовь и искренность, а еще веру в них!

Каждый день для меня — это раздумия, разочарования, поиск нового, смех, слезы. Моим жизненным и профессиональным кредо является ВЕРА. Я верю, что мои дети самые умные, самые добрые, самые честные, самые искренние, самые спортивные, самые справедливые, самые талантливые. И что моя профессия самая важная на свете .

Говорят, что человеческие резервы неисчерпаемы. И, прежде всего, это касается классного руководителя! Даже после достижения самых больших высот, не останавливайся! Все впереди.

Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.

Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.

Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:

  • Могу ли я и хочу нести ответственность за жизнь и здоровье ребёнка?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему интересоваться проблемами ребёнка, его увлечениями и интересами и не относиться к ним снисходительно?
  • Могу ли я и хочу контролировать свои эмоции и всегда относиться непредвзято и спокойно к любым проявлениям детей?
  • Могу ли я и хочу защищать свои личные и профессиональные границы от детей, родителей, коллег?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему увлечь детей, быть для них интересным?
  • Могу ли я и хочу организовывать для детей внеучебное пространство: игры, экскурсии, походы, поездки?
  • Могу ли я и хочу всегда при любых обстоятельствах быть справедливым к каждому ребёнку по отдельности и ко всему классу в целом?

Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.

Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.

Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера

  • Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;
  • После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;
  • К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;
  • Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.

Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.

2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Начнём с правил:

  • Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.
  • Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.
  • Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.
  • Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя из соображений безопасности.

Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.

Теперь про алгоритмы:

  • В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.
  • Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.
  • Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.
  • Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.
  • Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.
  • Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.
  • Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.

3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка

Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.

Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников

Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.

4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями

5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий

Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.

Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.

6. Признавайте свою вину и просите прощения

Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.

Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки

Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.

7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции

Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.

5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей

Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.

8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми

Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.

9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.

10. Играйте с детьми

Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.

11. Шутите!

12. Избегайте рутины

Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.

13. Не живите только работой и не жалейте себя

Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:

Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.

Классным руководителем я являюсь уже в течение 15 лет и вот меня попросили стать классным руководителем в 8 классе. Подростковый возраст у детей, частая смена классных руководителей, родители, трудно идущие на контакт — это сопутствующие факторы которые мне достались. В классе были большие проблемы с дисциплиной, часто срывались уроки, дети не желали принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.

К моему назначению дети отнеслись равнодушно, а мне захотелось для этих детей стать самой классной. Это желание было продиктовано тем, что никто из коллектива в то, что в этом классе может что-то измениться, в лучшую сторону не верил. В это поверила я.

Второе — понять причину их поведения (чаще всего это отсутствие внимания со стороны семьи и близких, также может быть желание самоутвердиться).

Третье – ненавязчиво попытаться вовлечь их в какие-то общие дела. Для нас общим делом, стала подготовка к 9 мая. Предложила спеть песню. Ученики сначала отнеслись настороженно, с неохотой. Но я пела вместе с ними, огорчалась когда не получалось, радовалась когда мы заняли первое место в конкурсе военной песни. А в дальнейшем, не я за ними ходила и упрашивала принять участие в мероприятиях, а они за мной.

Четвертое – стать для них своим человеком, человеком, к которому можно всегда обратиться.

Понимать их поступки, не осуждать, а сделать так, чтобы ребенок понял сам, что он сделал не так.

-Но вы, же молчали.

-Зачем произносить слова, которые вам много раз говорили, но вы их не слышали.

Дети настолько привыкли к постоянным поучениям, нравоучениям, что белее эффективным стало простое молчание.

Еще один пример из становления моих отношений с этим классом.

Конечно, описать все невозможно и это только небольшая часть того, о чем мне хотелось рассказать, но мне очень хотелось поделиться своим положительным опытом. У каждого учителя хоть раз в практике встречается такой класс, и я буду рада помочь советом. Пишите.

Читайте также:

      

  • Как финикийцы изобрели стекло кратко
  •   

  • Какие физические изменения происходят в подростковом возрасте 7 класс кратко
  •   

  • В чем состояла специфика югославского социализма кратко
  •   

  • Как определяется достаточность питания обж кратко
  •   

  • Зеньковский педагогические идеи кратко

Моя коллега той поры, когда я работала в школе, частенько говорила, что не представляет себя без классного руководства. Она работает в школе уже 28 лет, и все эти годы берет классы. Вообще, в ее системе приоритетов классное руководство стоит выше, чем преподавание. «Я – вторая мама!» — повторяла она с гордостью. Я знаю еще несколько учителей, которые думают аналогично. Но, когда мы на Педсовете публикуем новости, имеющие отношение к теме классного руководства, мы получаем немало комментариев, в которых учителя об этой своей деятельности отзываются без особой симпатии к ней. 

Ульяна Смекалина: «Я сама готова приплачивать, но только чтобы без классного руководства! Когда-то не представляла себе таких настроений. Всегда был класс и классная жизнь. Есть что вспомнить. Но то, что сейчас происходит, никак не вдохновляет, и никакие деньги не стимулируют. Ну или это должны быть другие деньги, где, как говорится, «как вспомнишь за что, так и ладно».

Сергей Евсютин: «Лучше бы, если бы ввели должности освобожденных классных руководителей. Один классный руководитель на 3-4 класса. В настоящее время многие российские учителя фактически выполняют работу по трем должностям — учителя, классного руководителя и помощника учителя».

Эльвира Сахарова: «Да-а, а аж целых 3 тысячи рублей! Огромные деньжищи за тот, простите, геморрой, который у классных руководителей тире предметников образуется ежедневно и без выходных. 
Мне тоже всегда нравилась идея освобождённых классных руководителей. Люди, действительно, занимались бы воспитанием, успевая вникать в насущные проблемы и потребности своих подопечных, выстраивая стратегии развития и личностного роста ребят. Мечты, мечты… Грустно…»

Ирина Короткова: «Интересно, кто горит желанием вести классное руководство?! Обуза».

Олег Жаровский: «В начале июня ходил на собеседование на новое место работы; директриса сказала: «24 часа и обязательно классное руководство». Я сказал: «С нагрузкой согласен, классное руководство не беру уже 16 лет, и сейчас даже не собираюсь». В начале августа на втором собеседовании перед приёмом на работу — уже предлагают 30 часов. Вопрос вдогонку: «А классное руководство будете брать?» Отвечаю: «Нет». В результате — класс (10А) отдали … завхозу».

Галина Кононова: «Кто это придумал должен сам показать как это выглядит.Классное руководство это каторга за гроши».

Валерий Дикалов: «Анекдот: Два грабителя встречают вечером идущую домой молодую учительницу, останавливают и вежливо предлагают: «Отдай часы, детка!». На это предложение слышат странный ответ: «Часы не отдам, заберите классное руководство, отдам с удовольствием».

О классном руководстве как части работы учителя я поговорила с десятью учителями, живущими и работающими в разных уголках страны.

Учитель-предметник и классный руководитель – это разные профессии

Елена Викторовна, классный руководитель 11 класса, г. Тверь: «Я очень люблю свою профессию, очень люблю детей, но я абсолютно уверена, что учитель-предметник и классный руководитель – это разные профессии и ими должны быть разные люди.

Я бы с огромной радостью навсегда отказалась бы от классного руководства, но, боюсь, мне никогда этого не дадут сделать.

Я преподаю химию, то есть работаю с 8-11 классами, и когда мне дают классное руководство в 5-ом, начинается мое мучение на три года. Я у своих детей не веду уроки, я их не знаю, они не знают меня, встречаемся раз в неделю на классном часе. Как я могу ими заниматься, их воспитывать, вообще что-то им давать в таких условиях?! А родители начинают названивать с 1 сентября. И вот звонит мне в середине сентября мама и говорит: «Здравствуйте, я – мама Вани Иванова, хотела узнать, как там мой Ваня, все ли у него хорошо?» А я понятия не имею, кто этот Ваня, я детей видела всего 2-3 раза. Но признаться же не могу: стыдно. Ох! 

Если совсем честно, для меня классное руководство – это вечный геморрой. И вот сейчас у меня выпускники, через 2 месяца я с ними попрощаюсь, но у меня не получается думать о них с теплотой и нежностью, потому что все мои мысли о том, что с сентября у меня будет очередной пятый класс, и все по новой. Эти мысли мне еще весь отпуск отравят. И ничего с этим мне не поделать».

Учителю никто не доверяет

Светлана Ивановна, классный руководитель 7 класса, г. Екатеринбург: «Я как раз совсем не против классного руководства. У меня 30-летний опыт, я многое умею и знаю, и способна из 30 разных деток создать единый коллектив. Но в нашей системе образования так все устроено, что учителю никто не доверяет.

Я могу составить свой план воспитательной работы на год, тематический план классных часов, но работать по этим планам мне никто не даст, спустив в декларативном порядке совсем другие планы.

Потому что им всем там, наверху, почему-то виднее, какие классные часы и мероприятия нужно мне проводить с моими детьми. И это, конечно, очень обрубает крылья. Приходится выкручиваться и по факту делать двойную работу, чтобы и указания начальства выполнить, и решить свои задачи. 

Про оплату классного руководства даже говорить смешно, мы эту работу делаем как волонтеры: практически бесплатно. Мне, как и многим учителям, приходится подрабатывать репетиторством, так вот одно мое занятие с учеником стоит столько же, сколько месяц классного руководства. 

Сейчас Васильева стала говорить о том, чтобы вернуть в школу воспитание. Странно, что министр образования не в курсе, что оно из школы никуда не девалось. Чем, по ее мнению, занимаются в школе классные руководители, если не воспитанием? Когда я беру маленьких, первые пару месяцев я вынуждена их учить самым элементарным вещам: что утром надо здороваться друг с другом и учителями, что надо говорить такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста», что мальчики должны пропускать вперед девочек, что нужно иметь в кармане носовой платок и им пользоваться и т.д. Это разве не воспитание? Или с точки зрения министра,  воспитание – это непременно патриотические мероприятия? Так чтобы воспитывать патриотизм, надо сначала развить в ребенке какие-то базовые вещи, воспитать человечность, вежливость, милосердие. А уж потом, на эту подготовленную почву можно шарахать патриотизм».

Не самая плохая общественная нагрузка

Ольга Николаевна, классный руководитель 10 класса, г. Москва: «В нашей реальности классный руководитель – это действительно вторая мама или второй папа. Мы проводим с детьми времени ничуть не меньше, чем современные родители. Иногда о детях, о том, что их волнует, о чем они думают, с кем они дружат и враждуют, мы знаем существенно больше, чем их родители. И, когда у родителей возникают проблемы в отношениях с детьми, они приходят именно к нам за советом. 

Знаете, чем у меня забит ящик стола на работе? Там прокладки, пластыри, пузырьки с валерьянкой и т.д. И все это регулярно используется детьми. А еще держу и пополняю запас сушек, пряников, сухариков. Потому что моим детям по 15-16 лет, они все время хотят есть.

А я – нормальная женщина, во мне материнский инстинкт силен и есть потребность накормить, утешить, помочь ребенку, даже если это не мой сын или не моя дочь. Дети – есть дети, и мои школьные дети для меня почти как родные. 

В нашей школе классные руководители еженедельно заполняют журнал классного руководства, в котором мы должны расписать 7,5 часов. Обычно туда вносится классный час, организация питания, подготовка к школьным мероприятиям, работа с родителями. 7,5 часов в неделю! Смешно, правда? Думаю, эту цифру надо умножить, как минимум, на 4, чтобы она отражала реальность. 

Про оплату классного руководства даже говорить не хочу, там говорить просто не о чем. Считаю, что классное руководство для меня – общественная деятельность. Вот кто-то для детских домов вещи собирает, кто-то бомжей кормит, кто-то по выходным в парках мусор собирает, а я каждый день провожу в качестве второй мамы для 28 подростков. Не самая плохая общественная нагрузка».

Никто не заставит меня перерабатывать

Елена Александровна, классный руководитель 7 класса, г. Тольятти: «Для меня классное руководство – просто еще одна часть обязанностей, за выполнение которых мне платят зарплату.

Я не вижу в себе ресурсов и необходимости как-то сильно вовлекаться в эту работу.

Делаю все необходимое, но не больше. Например, я никогда не даю ни детям, ни родителям номер своего телефона. Они знают телефон школы, знают адрес моей электронной почты, этого вполне достаточно для того, чтобы передать мне какую-то информацию. И работаю я только в свои рабочие часы, никто не заставит меня перерабатывать».

Родители – это мной ночной кошмар

Елена Олеговна, классный руководитель 5 класса, с. Андреевское: «Если бы все дети в моем классе были бы сиротами, я была бы самым счастливым классным руководителем! Потому что с детьми у меня проблем не бывает, я умею их строить, но вот их родители – это мной ночной кошмар! Они делятся на две почти равные группы: «яжематери» со всеми вытекающими последствиями и пофигисты, которым наплевать на собственного ребенка. Трудно и с первыми, и со вторыми. 

По опыту знаю, что головная боль из-за родителей у меня будет все оставшиеся 6 лет, до 11-ого класса.

Считаю, что давно пора вообще оградить школу и учителей от родителей. Общаться с ними только 3 раза в год на родительских собраниях, а в промежутке – никаких контактов.

А с классного руководителя пора перестать требовать какой-то работы с родителями: мы их детей воспитываем, пусть и за это «спасибо» скажут. Короче, так: школа отдельно, родители – отдельно, тогда можно будет спокойно работать».

Учитель, у которого нет опыта классного руководства, — неполноценный учитель

Кристина Кирилловна, классный руководитель 5 класса, г. Кольчугино: «Я – можно сказать, начинающий классный руководитель, подходит к концу мой первый год в этой должности. Конечно, было трудно, иногда прямо очень. Дети все разные, собраны из 3 четвертых классов, причем, из классов, которые в начальной школе конкурировали. За год были и ссоры, и драки, и вражда, и слезы. Иногда и я плакала, не при детях, конечно, а дома, когда видела, что у меня ничего не получается. А сейчас я все больше улыбаюсь, потому что, наконец, у нас все хорошо: я нашла подход к детям, мы все сдружились, сплотились и, уверена, летом все будем скучать друг по другу. 

Мне кажется, что учитель, у которого нет опыта классного руководства, — неполноценный учитель. Иногда думаю, что классное руководство даже важнее преподавания предмета.

Потому что именно вот в этом взращивании, пестовании и воспитании детей в течение нескольких лет и можно проявить свой педагогический дар, если он есть. Надеюсь, что у меня есть, и что он мне помогает в общении с моими детьми».

Дети меня прозвали «известным журналистом Мурзилкой»

Ирина Николаевна, классный руководитель 8 класса, г. Павловск: «Никогда так тяжело не работалось классным руководителем, как в последние годы. Сколько бумаг! На каждый чих заявление или справка, или отчет.

Провожу классный час и постоянно думаю не о том, о чем говорим с детьми, а о том, что надо не забыть сфотографировать для отчета. Едем на экскурсию – тоже самое: главное, не забыть сфотографировать для публикации на сайте.

Дети меня прозвали «известным журналистом Мурзилкой», потому что я все время с фотоаппаратом наперевес. Нет, телефоном фотографировать не могу, он у меня дешевый, там настолько плохая камера, что на фотки смотреть не хочется. Пришлось купить фотоаппарат. И вот эта необходимость фиксировать каждый шаг, отчитываться за каждый вздох, собирать с детей заявления от родителей перед каждой поездкой, экскурсией, выходом за пределы школы – меня просто убивает. На это уходит слишком много сил, которых у учителя и так немного. Вот если бы это все убрать, то с остальным справляться было бы не так сложно».

Приходится крутиться как ужу на сковородке

Мария Павловна, классный руководитель 11 класса, г. Москва: «Если честно, в последнее время мне просто страшно быть классным руководителем. Потому что ответственность возросла в разы. То «синие киты», то популярность насвая, то несанкционированные митинги. Дети стали совсем другими. Я их не понимаю. Иногда даже теряюсь, когда они заводят какие-то разговоры на общечеловеческие, политические или философские темы. Не знаю, как ответить правильно. Стараюсь сворачивать всякие опасные разговоры, но этим теряю авторитет, я это чувствую. 

Нынешние подростки более свободные, смелые, открытые по сравнению с их ровесниками даже 10-летней давности. Тем в голову не приходило с учителем, с классным руководителем обсуждать темы гомосексуальных браков, коррупции в высших эшелонах власти или продажности журналистов центральных СМИ. А эти ничего и никого не боятся, то, что их заинтересовало, то и спрашивают.

А я теряюсь в таких разговорах, потому что осознаю возможные последствия. И уходить от ответа, переводить стрелки тоже нельзя: они проявили ко мне доверие, придя с подобными разговорами, не имею права это доверие обманывать. Вот и приходится крутиться как ужу на сковородке.  

Короче, сейчас не позавидуешь классным руководителям старших классов. Кажется, не только я, а вообще все мы, учителя, совсем не готовы работать с такими детьми, мы за ними не успеваем. Выпущу этих и возьму маленьких, с ними проще будет какое-то время».

Муж меня называет подвижницей

Елена Анатольевна, классный руководитель 8 класса, г. Санкт-Петербург: «Муж меня называет подвижницей. Говорит, что я способна горы свернуть, если эти горы будут стоять у меня на пути, когда я иду к своим детям. 

Сейчас у меня мой третий класс, два я выпустила, проработав с ними по 7 лет: с 5 по 11 класс. Да, я для всех них – вторая мама, это точно. А иногда еще и папа. Вот недавно, в апреле, устроила для своих детей мастер-класс по работе с домашними инструментами: учила их гвозди забивать, шурупы вкручивать, дрелью, лобзиком работать, шкуркой защищать. Потому что им по 14 лет, а никто, ни один человек в классе этого не умеет. 

Я многое умею, знаю, могу, и я счастлива, что моя профессия позволяет мне всем мои умения и знания передавать другим людям. Не зря училась всему в жизни. 

Мне нравится быть классным руководителем, потому что мало что в нашей жизни может сравниться с этой работой по осмысленности, полезности и результативности.

Наверное, такой же кайф получают дачники, которые сажают саженец яблони, несколько лет за ним ухаживают и наблюдают, как саженец превращается в сильное, здоровое и обильно плодоносящее дерево. Вот так и я: вкладываю в головки и сердца своих детей то, что могу, и вижу, как они растут, взрослеют, умнеют и превращаются в хороших людей. Я этим счастлива».

Я всегда в ответе за каждого

Ольга Викторовна, классный руководитель 8 класса, г. Краснодар: «Нет ничего хуже, чем быть классным руководителем подростков! У них гормоны играют, мозгов еще нет, силищи много, дури тоже хватает. И каждый день ЧП: то подерутся, то попадутся с сигаретой директору на глаза, то нахулиганят, то вешаться соберутся из-за несчастной любви, то школу прогуляют, то в магазине пакет чипсов украдут. А я всегда в ответе за каждого. И спрашивают всегда с меня, а не с родителей. Если я когда-нибудь уволюсь из школы, то это произойдет из-за моего классного руководства!»

Подписаться на авторский канал Светланы Лаврентьевой

Когда я пришла в школу, классное руководство казалось мне самым романтичным из всего, что может быть в работе учителя. Я с восторгом смотрела на тех коллег, вокруг которых каждую перемену и по любому поводу собирались их дети. Они что-то обсуждали, планировали, решали, у них был свой мир, в который пускали далеко не всех. Но романтическая пелена быстро упала с глаз.  

Личностные и профессиональные качества классного руководителя

Личностные и профессиональные качества классного руководителя

Как я узнала об изнанке классного руководства

У меня были маленькие дети, поэтому сама я в течение нескольких лет от классного руководства отказывалась, предвидя неудобства с больничными. 

Зато в моем кабинете каждый день после уроков работал неофициальный клуб психологической разгрузки. Приходили все, кому нужно было поговорить, посоветоваться или просто скоротать время в ожидании чего-нибудь.

Мне очень нравилось общаться с детьми, а вот от классных руководителей я все чаще стала слышать жалобы на то, что у них не остается времени на это самое общение. Сотрудничество с теми, кто должен быть заинтересован в детских судьбах, как-то очень быстро свелось к требованию предоставить отчет. Точнее, отчеты. Зачастую смысл всех этих бумаг непонятен, за исключением того, что все, кто мог, сняли с себя ответственность за происходящее, а классный руководитель остался виноватым и, соответственно, должным отчитаться. 

Дети нарушили комендантский час — а где был классный руководитель, почему не предусмотрел и не пошел ловить нарушителей до появления полиции? Ребенок пришел из дома с синяками — почему классный руководитель не выяснил вовремя, что такое в этой семье возможно, и не предотвратил? Ребенок ушел из дома — что ж вы не поймали и не вернули его?

Добил период карантина. Когда полиции попался ребенок, которого мама отправила в магазин за солью, оказалось, что они ничего не знают о том, что детям нельзя выходить из дома, ведь классный руководитель их не предупредил об этом. Или недостаточное количество раз предупредил. Главное — виноватого определили.

Этот список можно продолжать бесконечно. Некоторые ситуации по прошествии времени кажутся комичными и нелепыми, но в момент, когда все это происходило, было не до смеха. И вообще, тема классного руководства с каждым годом и даже месяцем представлялась мне все более печальной и не такой уж интересной.

Мой неудачный опыт

Я уже привыкла к тому, что я просто учитель-предметник, но однажды на педсовете услышала, что со следующего года буду классным руководителем пятого класса. 

К первому сентября я смогла убедить себя, что так надо, и с детьми встретилась с удовольствием, хотя совмещать эту радость с 36-часовой нагрузкой было довольно тяжело. 

Дети внимательно слушали мои рекомендации, часто советовались, как поступить, помогали в подготовке мероприятий и повседневных делах, с удовольствием выполняли небольшие поручения. Многие каждый день оставались после уроков и общались в классе, пока я пыталась завершить свои бесконечные дела.

Были проблемы с поведением и успеваемостью. Но радовало то, что 30 человек, из которых 7 пришли из других школ, смогли стать полноценным коллективом, в котором было комфортно. 

Но было и то, к чему я никак не была готова:

  • В течение учебного года мне пришлось убедить родителей написать кучу документов и отправить на обучение по адаптированной программе пять человек, так как по обычной программе они не успевали. При этом получилось со всеми остаться в хороших отношениях. 
  • Нарисовались родители, которые лучше меня знали, как нужно выполнять мою работу и что я делаю не так. Сначала они советовали, потом исчезали, а после этого жаловались всем, кому только можно. И с ними получилось, скажем так, договориться.
  • До сих пор не могу понять, как можно делать выводы и клеймить других людей на основе сплетен, но и это было нашей реальностью. Понятно, что такие родители передают столь ценное умение своим детям. К счастью, их было мало, но все-таки они влияли на погоду в классе. 

И вот я вроде справилась со всеми трудностями. Учителя, работающие с детьми, хвалили их и отмечали, как сильно изменился класс. Живи да радуйся! Но в моей жизни появились новые проекты, которые требовали много времени, и я просто физически не успевала все совмещать. Нужно было делать выбор. И я поняла, что тратить свой драгоценный ресурс на классное руководство я не хочу. 

Потребовалось довольно много времени, чтобы найти себе замену. К счастью, сейчас у моих детей очень хороший классный руководитель.

Новость о моем уходе дети восприняли очень эмоционально — к этому я точно не была готова. Они переживали так, что я два дня не находила себе места. 

Зная о жалобах родителей, коллега сказала, что если я уйду сейчас, то уйду побежденной. Но я понимала, что мне не нужна победа в такой войне. Я вообще не хочу ни с кем воевать. 

Я не смогла остаться классным руководителем. Я ушла. Это мое решение. Возможно, когда-нибудь я о нем пожалею. Возможно, буду винить себя и пытаться понять, чего мне не хватило, чтобы остаться.

Без каких качеств невозможно быть классным руководителем

Конечно, все начинается с любви к детям. Если она есть, половина проблем просто исчезает. Но остаётся другая половина.

Работа с подростками — это бесконечная борьба с ними за них же самих. Прекрасно, когда родители готовы сотрудничать с учителем, а вот если нет, тогда к противоборствующей стороне прибавляются еще и они. В этом случае задача становится посложнее, а терпения и остроумия требуется побольше.

Классный руководитель должен быть тонким психологом: чувствовать детей и помогать им принять себя такими, какие они есть, и научиться жить в гармонии с собой и окружающими; чувствовать родителей, уметь вставать на их место, понимать и принимать их переживания и недовольство — куда уж без него — и реагировать на их эмоции так, чтобы и поддержать, и убедить.

Адекватно выполнять свою роль связующего звена между учениками, учителями и родителями. Работать на пользу детям, даже порой защищать их самих и их интересы, но не перегибать палку. Это не так легко, как кажется. В поисках справедливости можно испортить отношения с коллегами, так ничего и добившись.

Педагогу нужно четко обозначить свои требования, определить правила, по которым будет жить класс, и самому неукоснительно соблюдать их. Тогда и дети ответят тем же.

Но, пожалуй, самое важное качество классного руководителя — верить в то, что вполне возможно изменить этот мир к лучшему, и заряжать этой верой всех вокруг. 

Читайте также:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лекарство цинк цена инструкция по применению
  • Таблетки от кашля оао дальхимфарм инструкция по применению
  • Высшее руководство швейного предприятия считает что осуществляя предпринимательскую деятельность
  • Зодак или зиртек для детей инструкция
  • Двигатель лончин 192fd инструкция по эксплуатации