Классное руководство тезисы

Государственное
бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя
общеобразовательная школа № 23 им. Б.А. Кучера

299038,
г. Севастополь, ул.
Степаняна, 13, т/ф 41-58-81,
Е-mail:
sc23sev@mail.ru

Тезисы
выступления на методическом объединении классных руководителей

на
тему «Как сделать классное дело интересным и содержательным»

педагога-организатора
Адмакиной Е.Ф.

«Там, где воспитатели не соединены в
коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого
точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса».

А.С. Макаренко

             Как
известно, один из основных принципов воспитания – воспитание через организацию
сплоченного и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейной
направленностью, объединенного общей целью. Такой коллектив, его здоровое
общественное мнение являются опорой, помощником классного руководителя, мощным
орудием воспитательного воздействия. Организация правильных взаимоотношений в
детском коллективе, организация требований к школьнику со стороны коллектива,
приобретение ребенком опыта коллективной общественно полезной деятельности –
важнейший путь формирования полноценной личности.

Коллектив – это устойчивое
объединение людей, которое отличается единством цели, деятельности и
организации.

Признаки:

1.      Наличие у группы
общественно ценных целей (дружба).

2.      Совместная
деятельность группы по достижению цели.

3.      Отношение
взаимоответственности (симпатии, деловые отношения, сотрудничество помогают
понять и увидеть иерархию, принять её).

4.      Организация
самоуправления (внутренняя структура, в которой каждый имеет свою ценность, а
не просто находится в иерархии).

5.      Традиции
(повторяющиеся, эмоционально окрашенные формы коллективной деятельности).

6.  Общественное мнение (мнение, которое выражено
в форме обобщенных оценок, суждений, отношений к деятельности, правил
совместных действий и общений).

      Каждый ученик входит в своей жизни в несколько
коллективов: ближайшее окружение, школьный коллектив, классный коллектив и т.д.
И во всех этих коллективах он занимает определённое «место». Задача воспитателя,
чтобы весь этот набор коллективов помогал решать воспитательные задачи.

Воспитательный коллектив реализует следующие функции:

1.    
Организационная: коллектив организует деятельность каждого через общие
цели, общую деятельность, через «место» в игре.

2.     
Воспитательная: коллектив является носителем определённых нравственных
норм, правил и традиций.

3.     
Стимулирующая: коллектив регулирует поведение членов и взаимоотношения,
побуждает к формированию определённых качеств через общественно-полезную
деятельность.

Коллектив не является статическим образованием,
он изменяется, развивается, проходит определённые стадии. Выделим признаки
коллектива и с помощью их охарактеризуем стадии его развития. Этот подход
использован А.С. Макаренко в его теории развития коллектива. Он разделял стадии
развития коллектива по способу предъявления требований.

Этапы развития коллектива по А. С.
Макаренко

Признаки
коллектива

I этап

II этап

III этап

Общая
цель

Ставит
руководитель

Ставят
органы самоуправления

Каждая
личность

Общая деятельность

По
требованию руководителя включаются все

Предлагается
и организуется органами самоуправления

Каждый
может предложить и организовать общую деятельность

Общественное
мнение

Нет. Его
представляет руководитель

Формирует
актив

Каждый
влияет на общественное мнение, может высказать и дать свою точку зрения для
коллектива

Органы
самоуправления

Назначает
руководитель (формальные лидеры)

Складываются
достаточно самостоятельно (неформальные лидеры)

Каждый
может через чередование поручений выполнять ту или иную роль, активно
участвуя в работе коллектива

Традиции

Нет, их
может предложить руководитель

Актив
класса предлагает дела, привлекающие большинство

Традиции
существуют, сохраняются, благодаря эмоциональной привлекательности и
необходимости для каждого в коллективе

Взаимоотношения

Предъявляет
требования педагог, регулирует, пресекает

Актив,
совместно с педагогом, который контролирует, организует, оценивает. Педагог
доверяет школьникам, советуется с ними в решении вопросов для коллектива

Все
вопросы взаимоотношений решаются коллегиально, совместно; на лицо
сотрудничество и содружество. Стиль общения — демократический.

Основное предназначение ученического самоуправления –
удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде
всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных
проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует
формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного
отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает
социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в
проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих
школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное
дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную
ответственность за его выполнение.

Согласно исследованиям Н.И. Приходько, в
ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное
управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

· 
анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять
причины, их породившие;

·  предвидеть
последствия своих действий и действий коллектива;

·  оценивать
создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

·  анализировать
и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

·  аргументировано
и логично отстаивать свое мнение;

·  устанавливать
деловые отношения с товарищами и педагогами.

Для более
эффективного построения внутриколлективных связей между педагогом и детьми
существуют разнообразные методики.

Основными
являются:

1.       КТД
по разработке И.П. Иванова. (Приложение 1).

2.       ТРИЗ
по разработке Г. С. Альтшуллером. (Приложение
2).

3.       Методы психологической активизации мышления. (Приложение
3).

4.       Теория
игротехники. (Приложение 4).

Приложение
1

Методика
КТД (И.П. Иванов)

 Из работ
И.П. Иванова:

И
как напутствие идущим вслед за нами – два коммунарских девиза: «Наша цель –
счастье людей!» и «Всё – творчески, иначе – зачем!»

КТД – это способ
организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом,
мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство
(инструмент) коммунарской методики. Суть каждого дела – забота о своем
коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Каждое
коллективное творческое дело – это проявление практической з
аботы
об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на
общую радость и пользу. Поэтому оно – ДЕЛО. Оно – коллективное дело, потому что
планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и
воспитателями, как младшими и старшими товарищами по жизненно практической
гражданской заботе – морально-политической, трудовой, познавательной,
художественной, спортивно-оздоровительной, организаторской. Оно – творческое
коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все
воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей,
способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно – творческое
еще и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в
новом варианте. Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих
делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным
опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других
людей. И что особенно важно – в этом процессе теснейшим образом соединяется
развитие всех трех сторон личности нового человека:
познавательно-мировоззренческой (научные знания, коммунистические взгляды,
убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления,
интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и
привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).

Воспитательные
возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным
стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного
творчества.

Первая стадия –
предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ
будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели и задачи. Анализирует сложившуюся
обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе
воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:

Какова основная
идея КТД?

В какой форме
будет проходить КТД?

Кого привлечь к
участию? К кому обратиться за помощью?

Когда провести
стартовую беседу?

В конце данной
стадии педагог проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что
руководитель детского коллектива «зажигает” детей интересным и полезным
делом. Здесь в черновом варианте обсуждается Где? Что? Когда?

Вторая стадия –
коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также
на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива
и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители
микроколлективов и отвечают на вопросы:

Что и для кого
будем делать?

С кем вместе это
будем делать?

Кто будет
участником?

Кто и кому будет
помогать?

Третья стадия – коллективная
подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и
проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который
входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только
во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный
орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется
сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в
микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего
замысла.

Четвертая стадия –
проведение
КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15
минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе – создание
психологического комфорта.

Пятая стадия – подведение
итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может
предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на
размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и
почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен
иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента:
отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить
негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить
перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия – последействие.
На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно
реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной
работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в
учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при
планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

Приложение
2

Методика
ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер)

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, которая учит
«раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов.

Цель ТРИЗ – формирование у детей творческого
мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению
нестандартных задач в различных областях деятельности
.

Главная
цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это – не просто развить фантазию
детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих
процессов. Дать в руки педагогу инструмент по конкретному практическому
воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и
противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Преимущества
методики ТРИЗ:

·       
позволяет развивать воображение, фантазию детей,

·       
позволяет преподносить знания в увлекательной и
интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

·       
стимулирует развитие мышления дошкольников,
проявление творчества как детьми, так и педагогами.

·       
работает на принципах педагогики сотрудничества,
ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации
успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности,
интерес к познанию окружающего мира.

Особое
значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается
получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой,
тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при
этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь. Важно
ребенка научить видеть НОВЫЕ ГРАНИ знакомых вещей!

Работа по системе ТРИЗ с детьми
дошкольного и школьного возраста должна осуществляться постепенно.
 Педагог
не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен
учить ее находить
.

Для решения тризовских
задач можно выделить следующие этапы работы:

·        
Цель первого этапа — научить ребенка находить и различать
противоречия, которые окружают его повсюду.
 

Что
общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

·        
Цель второго этапа — учить детей фантазировать, изобретать. 

Например,
предложено придумать новый портфель, удобный и красивый. Как выжить на
необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

·        
Содержание третьего этапа — решение сказочных задач и придумывание
разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
 

Например,
1) Собралась Золушка на бал, а дверь не открывается. Что делать?

 
    2) Буратино шёл по берегу пруда и уронил золотой ключик в воду.
Черепахи и лягушек поблизости нет, нужно достать ключик самому.  Что
делать? (Буратино деревянный, нырнуть не может, всё время плавает на
поверхности).

·        
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и,
используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из
любой сложной ситуации.

Один
вечером дома и погас свет. Что делать?

(Зажечь
свечку – стандартное решение. 1)Открыть шторы и сосчитать звёзды, светящиеся
окна. 2) Поиграть в таинственный остров.

3)
Угадать, что за звуки издают предметы в темноте.

Программа ТРИЗ дает педагогам и детям методы и инструменты
творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея
единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг
друга.

Приложение
3

Методы
психологической активизации мышления

Методы психологической активизации
творческого мышления направлены на устранение, так называемой инерции мышления,
препятствующей всестороннему глубокому рассмотрению проблемы. Эти методы
позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают
производительность этого процесса.

Наиболее известным из них является «мозговой
штурм»
. «Мозговой штурм» является коллективным методом
поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении
участников на критиков и «генераторов», а также разделение процесса
генерации и критики идей во времени. Кроме этого «мозговой штурм»
предусматривает выполнение ряда правил:

1.   Нельзя
критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

2.   Приветствуются
любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

3.   Поощряется
развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

4.   Идеи
следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

5.   Главная
цель — получить как можно больше идей.

Обязательными условиями проведения
«мозгового штурма» является создание благоприятных условий для
преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за
боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля,
склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть
специалист по методам технического творчества.

«Мозговой штурм» достаточно
универсальный метод, применение которого возможно в науке, технике,
административной, торговой и рекламной деятельности.

Одной из разновидностей «мозгового
штурма» является «Обратная мозговая атака». Здесь процесс
поиска решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные
недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков
формулируются задачи. Вторым и третьем этапом являются этапы обычного
«мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки
объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

Еще одним методом коллективного поиска
новых идей является «Корабельный совет». В этом методе также,
как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать
опыт, знания и фантазию участников совещания. Однако правила проведения этого
совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма».

Вот основные из них:

1.   Высказываться
по проблеме должны все.

2.   Порядок
и очередность выступлений устанавливает капитан — от юнги к капитану, от
младшего к старшему.

3.   Вопросы
задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи
только по команде капитана.

4.   Все
участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи отобранные
капитаном, в том числе и свои собственные.

5.   Итоги
работы Совета подводит капитан.

Таким образом основная суть этого метода
заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех
работы совещания главным образом зависит от умения руководителя создать
спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую участников на активный
поиск решения проблемы.

Такой вид творческого совещания как
«Корабельный совет» обычно используется в коллективе, не обладающем
опытом и навыками проведения «мозгового штурма». Тем не менее этот
метод оказывается достаточно эффективным при решении проблем в условиях
дефицита времени и информации.

Приложение
4

Теория
игротехники

В организации
воспитательного процесса класса игра должна занимать основное место среди
других видов деятельности.

Будучи важнейшим
механизмом социализации личности, игра позволяет сконструировать и «прожить»
многие социальные ситуации, служит средством сплочения коллектива, механизмом
распределения статусов и ролей.

Игр в мире
существует бесконечное множество. Они передаются из поколения в поколение,
изменяются, изобретаются. Для использования в комиссарской работе подходят
практически все известные виды игр, кроме азартных. Но нужно избегать
использования «избитых», надоевших игр. Учитывая многообразие выбора, это
сделать не сложно. Важно лишь проявить максимальную смекалку и
изобретательность.

Классификация
игр по цели:

1.     игры
и тренинги на знакомство;

2.     игры
и тренинги на взаимодействие, общение;

3.     игры
и тренинги на формирование команды (на командную работу);

4.     игры
и тренинги на доверие;

5.     игры
и тренинги на снятие агрессии;

6.     игры
и тренинги на снятие напряжения;

7.     «одноразовые»
игры-«развлекушки»;

8.     игры
и тренинги на развитие творчества.

Пункты 2 и 3, 6 и
7 близки друг к другу, поэтому игры (тренинги) могут использоваться одни и те
же.

Примеры
игр (нумерация соответствует классификации):

1.     Варианты
«Снежного кома»; «Алфавит»; «Муха» («Газетка»); «Поздороваться за руку»; «5
важных (любимых) вещей» (в парах); «Мяч по кругу»; «Ушки» и т.д.

2.     «Пру»;
«Подушечка»; «Рожи» («Передай настроение по кругу»); «Ручки»; «Кельтское
колесо»; «Слова из спичек»; «Порядок»; «Ладошка» и т.д.

3.     «Число
пальцев»; «Посчитать до…»; «М-м-м…»; «Енотовы круги» (круг, треугольник
закрытыми глазами); «Кельтское колесо»; и т.д.

4.     «МММ
по кругу», «Доверительное падение», «Пианино» и т.д.

5.     «Ласковое
слово»; «Ежик»; «Разожми кулак»; «Ручки»; «Рожи» и т.д.

6.     «Электрическая
цепь»; «Я змея»; «Хи-ха»; «Ручки»; «Рожи»; «Ладошка» и т.д.

7.     «Верблюд»;
«Кошечки» и т.д.

8.      
«20 применений для Грязного дырявого
носка; Консервной банки; Воздушного шарика и т.д.».

П Р И Н Ц И П Ы

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  1. Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом. Постараюсь все делать для этого.
  2. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому буду жить по принципу: относись к детям так, как бы ты хотела, чтоб они к тебе относились.
  3. Я не всезнайка. Поэтому я и не буду им казаться.
  4. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
  5. Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли.  Поэтому я буду стараться понимать и принимать детей.
  6. Я люблю, когда меня принимают такой, какова я на самом деле. Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его.
  7. Я – человек и склонна ошибаться. Поэтому я буду терпелива к ошибкам детей.
  8. Почти все, что я знаю, я научилась на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
  9. Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.
  10. Я постараюсь привить детям справедливость, терпимость, упорство. Я научу их ненавидеть ложь и любить правду.
  11. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удар.
  12. Я чувствую страх,  когда я беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

И  ЧТОБЫ  ЭТО   У  МЕНЯ  ПОЛУЧИЛОСЬ.

Я  НЕ  ЗАБУДУ :

  1. Входить в класс с улыбкой;
  2. При встрече заглянуть каждому в глаза, чтобы узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;
  3. Буду всегда выдержанна, терпелива, уравновешенна, внимательна;
  4. Не буду искать легкого пути в общении;
  5. Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации;
  6. Что трудности развивают способности, но не принижать и не завышать планку трудности;
  7. Радоваться маленьким успехам свои учеников, сопереживать их неудачам;
  8. Постараюсь вселить в ребенка веру в себя;
  9. Не боятся признаться в незнании какого-нибудь вопроса, быть вмести с ними в поиске;
  10. Не боятся извиниться, если  не права, быть терпеливой к ошибкам детей;
  11. Среди детей не должно быть «любимчиков», в каждом можно найти предначертанное ему;
  12. Не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать, слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от  них сложно отмахнутся, слишком добрых, их растопчут;
  13. Жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчатся вмести с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимым ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми.
  14. Нести детям добрую энергию.

МОИ    ПРИНЦИПЫ    ОТНОШЕНИЯ

С   РОДИТЕЛЯМИ

  1. Помнить, что дети – самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство;
  2. Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание – вооружить новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
  3. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПОЗИЦИЯ

               Личностно-ориентированный подход представляет собой                          педагогическую систему, включающую в себя: 

        индивидуальный, личностный, разноуровневый,     дифференцированный подходы. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажения какой-либо одной части влечет изменение всего целого.  

«Современный классный руководитель»

“Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребёнка”

В.А.Сухомлинский

Классный руководитель — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Хороший воспитатель – это прежде всего высоконравственный человек. Он честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и действиях. Такой наставник знает и понимает духовный мир своих воспитанников, живет их радостями и печалями, дорожит их доверием, всегда деликатен и тактичен в обращении с ними, не злопамятен, терпелив и отходчив. Он любит и глубоко уважает каждого своего воспитанника, внимателен, заботлив, доброжелателен.

Классный руководитель — ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно — воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Процесс воспитания — это взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности по овладению учащимися социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействие со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
На мой взгляд, воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Воспитывать — это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей вместе со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Цель классного руководителя направлена на:
— создание условий для развития личности ребенка

— воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к трудовой деятельности и нравственному поведению;
— воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;
— формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
Создать
— максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
— благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
— развивать творческие способности школьников;
Основное в деятельности классного руководителя — воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения.

Классный руководитель лишь частично непосредственно организует детскую жизнь и деятельность. Значительно большую роль в этом смысле играют родители, учителя-предметники, наставники, мастера, руководители кружков, секций, студий, организующие быт, учебный и общественно полезный труд, общественную деятельность. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах деятельности, его отношениях в группах, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих детей, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.

Работа классного руководителя — целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу классного коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания. Классный руководитель- член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями. Но по сравнению с другими учителями он чаще и больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьёй. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого ученика. В любом классе, в том числе в самом организованном и дисциплинированном нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. Как уже было сказано, классный руководитель по сравнению с другими педагогами больше общается с семьёй. Он информирует родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию.

Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Не маловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлечённость профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим учащимся. Классному руководителю необходимы и такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Классный руководитель – ближайший наставник учащихся своего класса. Он призван организовать жизнь школьников, управлять их развитием. Его почётное дело — непосредственное воспитание детей и молодёжи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно, здорового поколения.

Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить детей к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Одних нужно вовремя поощрить, других- умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание учащихся поможет уладить недостатки в поведении.

Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.

Однако сегодня до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

Классный руководитель — педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.

Основная задача классного руководителя — скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. Деятельность классного руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного коллектива, каждого конкретного ребенка, и главное в ней — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться  важные моральные, нравственные и этические проблемы.

К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к наносному, чуждому, вредному.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

Еще одной важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.

Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма классного руководителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке классного руководителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, классному руководителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов.

Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. 

    Классный руководитель – это друг, советчик, который остается в памяти ребят на всю жизнь.

Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Мой класс — девчонки и мальчишки,

Такие разные они:

Одни рисуют, любят книжки,

Других компьютер так манит!

Спешу я к ним не только, чтобы

Их как учитель поучать,

Мне с ними весело, еще бы,

Мой класс не может заскучать!

Потехе час и время делу:

Мой класс к успеху устремлен,

Талантом, я признаюсь смело,

Ребенок каждый наделен.

Вхожу я в класс свой, улыбаясь,

И вижу блеск ответный глаз.

Я их люблю, для них стараюсь,

Ведь класс мой – самый лучший класс.

Абрамова Татьяна Владимировна

МБОУ СОШ п. Агроном

Липецкой области

Лебедянского района

Плотникова
Анна Николаевна
,
учитель русского языка и литературы
,
I
категория.

МБОУ
«
Средняя

общеобразовательная
школа
№35
»,

Свердловская
область, г. Каменск-Уральский.

Тезисы

«Проблема
нравственного воспитания подростков
как одна из проблем классного руководства».

Проблема
 воспитания – одна из самых острых
и актуальных не  только  в
 педагогическом, но и социальном
плане. Нравственное воспитание подростков
является важнейшей целью общества.
Ошибки в  нравственном  воспитании
 наносят обществу  невосполнимый
 урон и носят необратимый характер.
По сложившейся традиции в нашем обществе
главную роль в плане нравственного
воспитания по-прежнему отводят школе
и классному руководителю.


Нравственность – сложное и многогранное
понятие. Моральные нормы не  имеют
обязательного  характера,    их
 соблюдение зависит от самой личности.
Нарушители моральных норм в лучшем
случае осуждаются    обществом;
 а в худшем – равнодушно игнорируются
этим обществом.   Таким   образом,
  соблюдение моральных норм и правил
базируется не на принуждении, а главным
 образом  на сознательности самой
 личности,  на  понимание  ею
 этих  норм  и  правил  и
необходимости их соблюдения.

Процесс
 воспитания  осуществляется  в
 различных  формах  при  
помощи разнообразных методов,  приемов
 и  воспитательных  средств.
 Формы   воспитания  классифицируют
в   зависимости   от   количества
воспитанников: охвачен весь класс,
небольшие группы или отдельные  ученики
(фронтальная,    групповая,  
 индивидуальная    работа).
 Основные приемы нравственного
воспитания –
убеждение
и упражнение
.


Основные формы и методы  нравственного
   
убеждения
школьников, которые выделяет педагогическая
наука: классный час, беседа, читательская
конференция, диспут,

метод
коррекции поведения.

-Выделяют
  типа  
упражнений:
   организация   нравственного
  опыта воспитанников  путём
 вовлечения   их   в   разнообразную
  деятельность   и специальные
упражнения для детей (
воспитание
в труде,
 метод
игровых ситуаций, методы стимулирования,

методы воспитывающих ситуац
ий,

методы дилемм).


Мы   проанализировали   методы  
 формирования    нравственного
поведения    школьников.   В  
реальных   условиях педагогического
 процесса  методы   воспитания
  выступают   в   сложном   и
противоречивом единстве. Решающее
значение имеет не  логика  отдельных
«уединенных»   средств,   а  
гармонично    организованная  
 их    система.

   

Система мероприятий по нравственному
воспитанию разрабатывалась с учетом
особенностей 7 «Б» класса Средней
общеобразовательной школы №35 (2011-2012
учебный год): недостаточная степень
сплоченности коллектива, неустойчивость
и несформированность нравственных
позиций, низкий уровень культуры общения
и культуры взаимоотношений. Эти
особенности были выявлены в результате
анкетирования, проведенного в начале
учебного года.


Классный
час

остается самой распространенной и
привычной в современной школе формой
убеждения.
В связи с этим была разработана серия
классных часов по теме «Нравственность»
(«Добрые слова», «Этикет», «Как избежать
конфликтов?», «Добро должно быть с
кулаками?», «Что такое милосердие»,
«Толерантность»). Данные классные часы
проводились в открытой форме для классных
руководителей школ города.


Еще одной формой
убеждения,
принесшей ощутимый результат, была
читательская
конференция
по
повести Е. Мурашовой «Класс коррекции».
В рамках конференции обсуждались
нравственные проблемы, поднимаемые
автором.

— Новой
формой
убеждения
для моего опыта классного руководителя
стал
диспут
«Что значит быть
порядочным
человеком
?».
Финал диспута остался открытым. На
уроках литературы мы вновь обращаемся
к этому вопросу, так как поставить точку
здесь достаточно сложно.


Различные типы
упражнений,
направленных на воспитание нравственности,
позволяет применить и реализовать
социально-педагогический проект «Формула
смелости – 2013», участником которой стал
в этом учебном году 8 «Б». Кроме того,
этот проект способствует постоянному
взаимодействию с родителями, ставшими
равноправными участниками данной игры.


Результатом такого системного подхода
к воспитанию нравственности стало
повышение культуры межличностных
отношений внутри класса, полное отсутствие
конфликтных ситуаций с педагогами и
сотрудниками школы, увеличение степени
сплоченности коллектива; формирование
умения различать понятия
нравственность/безнравственность.
Администрация школы отмечает положительную
динамику в развитии отношений между
родительским коллективом и учителями,
между учащимися класса.

Список
использованных ресурсов:

http://pedsovet.su/load/321-1-0-34463

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая
наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух,
мечта, идея, которые увлекают сразу троих –
 ребенка, учителя, родителя – и тут же
реализуются. Если их нет, значит то не школа, а
обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по
звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и
считают дни до отпуска и минуты до очередного
звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А.Захаренко

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте
взрослого. Ведь иногда так хочется
пофантазировать, представить себя на месте
учителя или даже строгого директора. В мечтах
ребенок чувствует себя взрослым. С его точки
зрения он умеет все: и правильно учить и
интересно рассказывать, помочь  кому – то в
трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за
плохо выученные уроки, советовать, заботиться и
заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто
воспроизводит события, связанные с  жизнью в
школьные годы. Добрая память осталась о том
педагоге, с которым связаны радостные минуты
общения, который помогал в решении личностных
проблем, в выборе жизненного пути, был интересной
личностью. Чаще всего это классный руководитель.
Он действительно ближе всех стоит к ребенку в
педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и
операций, которым педагога можно обучить и
совершая которые он гарантированно достигает
успеха, а деятельность, которую педагог должен
выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её
ценностями, подбирая методы и средства,
сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя
процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного
руководителя является важнейшим звеном в
воспитательной системе учебного заведения,
основным механизмом реализации индивидуального
подхода к воспитанникам. Обусловлена она
современной задачей, которую ставят перед
учебным заведением мировое сообщество,
государство, родители – максимальное развитие
каждого ребенка, сохранение его неповторимости,
раскрытие его талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного, физического
совершенства.

Классный руководитель прогнозирует,
анализирует, организует, сотрудничает,
контролирует повседневную жизнь и деятельность
учащихся своего класса. Современный классный
руководитель в своей деятельности применяет не
только известные формы воспитательной работы, а
так же в свою практику включает и новые формы
работы с ученическим коллективом. Формы работы
определяются исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии,
игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы,
общественно-полезный и творческий труд,
художественно-эстетическая деятельность,
ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили
широкое распространение следующие формы
воспитательной работы:

Публичная лекция – лекция, насыщенная
яркой информацией с необычными примерами,
фактами, позволяющая «высветить» отношение к
рассматриваему явлению или событию.
Открытий микрофон – ученикам предлагается
обсудить события общественной жизни.
«Сократовская беседа» – поиск истины,
обсуждение поставленной проблемы с разных
сторон с поочередным решением дополнительных
вопросов.
Философский стол – обсуждение жизненных
ситуаций воспитанниками философской позиции.
Дискуссионные качели по предложенной теме
– беседы с чередованием суждений ведут две
группы учеников.
Разговор при свечах – беседа на темы
интимно-личностного общения или этического
содержания жизненных ценностей.

Каким должен быть современный классный
руководитель? Какова его роль в современном
воспитательном процессе?

Занимаясь поиском ответов, мною осознана
необходимость оценить данную проблему с двух
позиций: глазами классного руководителя и
глазами ребенка.

Настоящий классный руководитель, владеющий
технологией своей деятельности – это мудрый
воспитатель, который умеет видеть в каждом своем
воспитаннике личность неповторимую, уникальную;
который глубоко изучает каждого учащегося на
основе педагогической диагностики,
гармонизирует отношения с ним, способствует
формированию детского коллектива, базируясь на
личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует
воспитательную систему класса вместе с детьми с
учетом их интересов, способностей, пожеланий,
взаимодействует с родителями, учитывает
этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в
ногу со временем, он методически и
психологически подкован, владеет знаниями по
теории и методике воспитательной работы,
 хорошо разбирается в трудовом
законодательстве, а так же умеет ориентироваться
в основных нормативных документах. Классный
руководитель интересуется вопросами волнующими
 современную молодежь, изучает новинки
информационных технологий.  Кроме того,
классный руководитель хорошо знает
инфраструктуру города, в котором он  живет и
работает, это помогает организовывать
внеклассную работу. Регулярно повышает свою
квалификацию, посещая и участвуя в тематических
секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не
забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного
процесса. Без их участия ни один классный
руководитель не сможет продемонстрировать своё
мастерство, показать навыки работы, поделиться
опытом.  Как  роль классного руководителя
оценивают сами дети?

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6,
9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью
определения мнения о роли классного
руководителя.

Учащимся  были предложены три вопроса.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный
    руководитель?

В результате анкетирования были получены
следующие результаты.

На первый вопрос положительно  ответило 100%
учащихся.

На второй вопрос самая широкая палитра ответов:
от него мы узнаем много нового, с ним посещаем
театры, музеи, стадионы; классный руководитель
помогает при решении проблем в классе;
заступается за нас; является хорошим примером в
жизни и т.д.

Из высказываний учащихся полученных на третий
вопрос видно, что они придают большое значение
личностным качествам классного руководителя. У
каждого ребенка есть свое мнение на этот счет.
Одни считают, что это надежный, искренний,
честный, порядочный. Другие – модный,
аккуратный,  терпеливый, скромный, не слишком
молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные
 качества: образованность, общий кругозор,
эрудиция.

Классный руководитель должен создавать
условия! Он должен помогать реализации ребенком
своих психосоциальных потребностей, которые
есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы
ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел,
стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть
хорошим!

Воспитывать может любая деятельность:
умственная, физическая, организаторская.
Необходимо только, чтобы она была педагогически
инструментирована, а именно развивала ребенка,
его дарования и вместе с тем помогала ребенку
чувствовать удовольствие, наслаждение, радость
от того, что он делает и благодарности
окружающих.

Словом, главная задача воспитания и
воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и
физические умения, не чувства, не волю, не
коммуникабельность, а мотивы и мотивационную
сферу личности ребенка, т.е. его желания,
стремления, потребность быть социальным,
человечным, нравственным, которые подкреплены
умом и чувством, волей и привычкой.

Что же такое современное воспитание?

Это деятельность классного руководителя,
направленная на создание
психолого-педагогических условий для
удовлетворения базовых, психосоциальных
потребностей школьника.

Работа классного руководителя –
целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы
воспитания всего образовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно-ориентированного подхода с
учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических,
межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику  семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного
руководителя в первую очередь направлена на
работу с обучающимися своего класса. Он
формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные
особенности для развития  и стимулирования
познавательных интересов. Через разнообразные
формы и методы индивидуальной работы создает
благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры,
навыков созидательного труда, творческой
индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в
системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач современного
классного руководителя является системная
работа с коллективом класса. Педагог
гуманизирует отношения между детьми в
коллективе, способствует формированию
нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально-ценные отношения и
переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему самоуправления.
Классный руководитель создает ситуацию
защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические условия
для развития личности ребенка, способствует
формированию навыков самовоспитания
обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим
звеном между учеником, педагогами и родителями,
социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный
классный руководитель в первую очередь
взаимодействует с учителями – предметниками,
привлекает учителей к работе с родителями,
включает обучающихся своего класса в систему
внеклассной работы по предметам. Это и
разнообразные предметные кружки, факультативы,
выпуск предметных газет, и совместная
организация и участие в предметных неделям,
тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом 
классный руководитель изучает индивидуальность
учащихся, процесс их адаптации и интеграции в
микро- и макросоциуме. Классный руководитель
координирует связь педагога – психолога с
родителями. При поддержке психолога классный
руководитель анализирует развитие коллектива
класса, определяя познавательные, творческие
способности и возможности воспитанников,
помогая ребенку определиться в выборе будущей
профессии.

Большое значение в деятельности классного
руководителя имеет сотрудничество с педагогами
дополнительного образования. Взаимодействие с
ними помогает использовать все многообразие
системы дополнительного образования детей для
расширения познавательных, творческих
способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению
школьников в различные творческие объединения
по интересам (кружки, секции, клубы), действующие
как в общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования.

В организации внеучебной, внешкольной работы
классного коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом – организатором.
При поддержке педагога – организатора классный
руководитель привлекает к работе  с классом
представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель так же должен тесно
взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью
ребенка и всеми социальными институтами в
разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения,
отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и
современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно
заботиться о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного учреждения.

Одним  из важнейших социальных институтов
воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка.
Классный руководитель привлекает родителей к
участию в воспитательном процессе в
образовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта
ребенка в школе и дома. При этом важнейшей
задачей остается актуализация содержания
воспитательной деятельности, способствующей
эмоциональному развитию обучающегося, его речи,
интеллекта.

Особое место в деятельности классного
руководителя занимает классный час – форма
организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут
подниматься и решаться важные моральные,
нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов
деятельности классного руководителя является
обеспечение обратной связи. Это и в методическом
и психологическом смысле довольно сложная
процедура.

Таким образом, для успешного решения вопросов
обучения, воспитания и развития личности ребенка
необходимо активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя,
горючим материалом которого является тесная
дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,
деловое сотрудничество, сотоварищество,
содружество. И регулирует это пламя классный
руководитель. От него зависит потухнет факел или
будет гореть все ярче и ярче. И главная роль
классного руководителя – поддерживать «огонь» в
каждом ребенке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Процесс покупки квартиры в ипотеку в новостройке пошаговая инструкция
  • Терафлю экстра инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Руководство по прокладке сети
  • Таблетки от цистита для женщин фурадонин инструкция по применению взрослым
  • Первая мировая война германия руководство