Классное руководство социализация

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

   Одной из
основных задач системы нашего образования является воспитание школьников.
Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в
основные документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность,
федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего
образования. Воспитание детей является наиболее организованной и массовой
практикой общественного воспитания.

На современном этапе развития общества основная цель,
поставленная перед российским образованием — достичь нового уровня социализации
подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
.

Согласно самому общему определению, социализация
– процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими
задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в
обществе. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две
составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как
биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и
культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в
социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни
человека– в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования личности – развитие и
самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое
происходит на всех возрастных этапах.

Основная функция социализации: всестороннее, протяженное во времени вхождение
человека в объективный мир –отдельную часть социума, семью или другую общность.
Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других
людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятых норм, их
несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости. Социализация –
один из факторов нормального воспроизводства общества. Общественное
воспроизводство заключается в том, что происходит не только процесс простого
воспроизводства социальной структуры, но и обновления всей системы общественных
отношений.

Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей.

Семья и школа – это два социальных
института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса
воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее,
чем влияние школы.

    Однако, в тоже время семья
не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под
сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с
тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм
гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями».
 

Ориентация на семейные ценности является
важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся.
 Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека,
играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений,
обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов,
впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного
процесса в средней школе,  встречаются такие понятия как «ориентация на принятие
ценностей семьи,  нравственных устоев семьи, ответственности  перед
семьей».

   Система семейных ценностей,
определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания
нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство
обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами
системы являются:

—  ценности, на основе которых
строятся отношения между членами семьи, такие как: 

чувство значимости и необходимости; важно, чтобы
каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются.

Гибкость в  решении семейных
проблем
 — путь к счастью и ощущению комфорта.

Уважение. Важно привить
членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы
сохранить уважение в семье — показать как уважать себя на личном примере.
Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности,
предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу,
на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми.

Честность образует
глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание,
уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие.

Умение прощать. Необходимо
научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком
коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на
все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять , простить, отпустить и
идти дальше.

Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже
на некоторые ваши материальные владения.
 Щедрость — давание, не
думая о том, что вы получите взамен.

Общение — отдельное
искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных
отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты,
надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных
уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более
крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.

Ответственность. Все мы хотим
казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более
ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует
много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.

Идеальная семья немыслима без любви.
Любовь
 — это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила
развития человечества, то ради чего существуем все мы.

Семейные традиции, задающие и
сохраняющие основные семейные ценности;

Круг семейных событий и
праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;

Идеал семейной
жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.

Каждый из нас должен иметь четкие
представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению
фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и
нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения
уверенности к каждому члену семьи.

Наша учительская задача — помочь учащимся
в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую
работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной
цели —  становление духовно-нравственной личности.

Работая с классом в течение 6 лет,
мы имеем довольно крепкие связи с родителями. Они помогают  проводить различные
мероприятия, оказывают посильную помощь в подготовке школы и класса к учебному
году.

Воспитательная
работа в школе предусматривает  различные направления:

1). Основным
содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и
семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности
помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

 
     Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор,
пока не удастся решить главную — возрождение духовности.

Гордиться
родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи,
приумножать их, я считаю,  должен каждый сознательный гражданин своей страны.
Иначе много у нас появится Иванов, не помнящих родства, готовых за кусок хлеба
или медный грош покинуть Родину. Только человек с высокими моральными
качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет
стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее,
приносить ей пользу.

формирование
у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики
(добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость,
милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);


формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России,
об истории развития и взаимодействия национальных культур;

 —
формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности
многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных
традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности
терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного
пространства;


формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на
представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной
ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе
определения индивидуального пути развития и в социальной практике;


формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и
языку своего народа и других народов России.

Действенными
программами и проектами в развитии данного направления воспитательной
деятельности могут быть:


программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по
истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности
национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и молодёжных
общественных объединений историко-культурной и философской направленности);


программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры
обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение «открытых кафедр»,
тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением
деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.),
культуры (например, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и
др.), религиозных и общественных деятелей, сотрудников рганов правопорядка и
здравоохранения;


программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия
обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования
личности (в регионе, в стране, в мире).

2). Патриотическое
воспитание.

Гражданское и особенно патриотическое воспитание
осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого.

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах
героической борьбы, подвигов, талантов россиян — прекрасных иллюстрациях для
подражания. 

Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся
подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники
жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

 В
школе организованы межпоколенческое взаимодействие ( уход за могилами погибших
в годы Вов летчиками, встречи с ветеранами, интересными людьми — поэтами,
писателями, бардами, вахты Памяти), краеведческая  деятельность (работа
кружков, посещение музеев),  профориентационная  работа (оформление презентаций
о профессиях, проведение конкурсов, выступлений), туристско-экскурсионная
деятельность (учащиеся школы в течение многих лет совершают поездки, экскурсии
в различные города нашей страны) , работа школьной картинной галереи и музея
(при школьной библиотеке  собран огромный материал – картины местных
художников, детей, посещающих школу искусств, оформлены альбомы, экологический 
всеобуч.

Гражданско-патриотическое:
(классные часы, беседы, участие в конкурсах, проектах, посвященных 70-летию
Великой Победы, мероприятия школьного и районного уровней, связанные с
празднованием юбилеев  замечательных людей (Ломоносова, Менделеева, Чехова,
Лермонтова и пр.)


воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;


формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской
Федерации, к своей малой родине;


усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству»,
«правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических
категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь»,
«совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др.;


развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте
отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.

3). Положительное
отношение к труду и творчеству:

— 
организация знакомства со спецификой различных профессий;

— 
организация повышения мотивации к обучению;

— 
организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной
деятельности.

Учащиеся
нашего класса постоянно участвуют в творческих делах, в конкурсах  поделок,
занимая при этом призовые места.

4). Здоровьесберегающее
воспитание:

В
школе организована работа по профилактике вредных привычек и различных форм
асоциального поведения (проводим классные часы, круглые столы, на которых
обсуждаем различные вопросы. Учащиеся нашего класса являются постоянными
участниками районных мероприятий по ЗОЖ, участвуют в соревнованиях санпостов и
пр.)

5). Культуротворческое
и эстетическое воспитание:

—   организация
деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;

— 
развитие эстетического воспитания;

— 
создание условий для посещения музеев, выставок и др

Эстетическая культура
личности школьника рассматривается нами как составляющая духовной жизни
ребенка, определяющаяся уровнем развития сознания, способностью создавать, преобразовывать
окружающий мир законам красоты, как совокупность следующих компонентов:
эстетических эмоций и чувств, эстетических мотивов и потребностей, эстетических
знаний и навыков, эстетических умений,
эстетических переживании, эстетических суждений, эстетического
вкуса, умения оценивать эстетические предметы и явления.
 

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым и
нравственным воспитанием. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека:
и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и
установок, и т.д.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в
формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе,
родному краю, поселку, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются
к понятию Родины.

Эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая
тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои
возрастающие силы.

Важную роль в формировании гармонически и
разносторонне развитой личности играет эстетическо-художественное воспитание,
являющаяся могучим средством формирования духовного мира школьников. Одним
 из важнейших средств решения этой задачи является организованная,
планомерная  не только урочная, но и внеурочная деятельность
.

В нашем классе стало традицией  проведение  библионочей. Три
подобных вечера уже состоялись.  Большая подготовительная работа, репетиции, оформление
зала, само праздничное проведение тематических ночей в библиотеке, встречи с
интересными людьми, приобщение к миру книг, прекрасного вызывает у всех
присутствующих ( в первую очередь у самих ребят) чувства восторга,
удовлетворения.

Ученики нашей школы посещают школу искусств, музыкальную
школу, секции и кружки при БКЦиД. В течение нескольких лет работает народный
цирковой коллектив «Фантазия», основными участниками которого являются
дошкольники и школьники нашего поселка.

Коллектив  мажореток «Билив» — а это тоже учащиеся нашей
школы- радует всех своими выступлениями.  Сегодня практически все торжественные
мероприятия в поселке, районе, городе Кимры  проходят с их участием. Четыре
года коллектив выезжал на соревнования  российского уровня – Кубки России,
которые проходят в различных городах Центра. 14 июня 2015 года коллектив
«Билив» принял участие в 7 Кубке России среди мажореток и барабанщиц.
Участниками были команды из 10 городов. Общее число участников- 350человек.
Соревнования прошли по 42 номинациям. Наши ребята представили 22 номера, за
каждый получили призовое место. Они стали Первыми!!! Завоевали Кубок России и
тем самым  обеспечили себе участие  в чемпионате Европы среди мажореток и
барабанщиц. Ездили в Чехию, в город Брно. Грандиозные, масштабные соревнования.
13 стран, 3500 участников. У нас 3 первых места: среди одиночников – Пшеничный
Даниил.  Кубки, Дипломы за 1 место получили и средняя и старшая группы
мажореток. МОЛОДЦЫ!!!

Пшеничный Даниил до Чехии 2 раза принимал участие в
Европейских соревнованиях: в ноябре 2014 года занял 5 место  на Открытом
чемпионате Франции по твирлингу.

В апреле 2015 года Даниил был участником  Чемпионата мира по
твирлингу, который проходил в Италии. Из 19 занял 14 место. На  этом чемпионате
Россия впервые приняла участие. Даниил представлял РФ в составе команды
Федерации спортивной хореографии России.

Вот это уровень!!! Гордость за наших детей!

В поездках сочеталось все: гражданственность и чувства
патриотизма, интернационализм, чувство ответственности за Россию и любовь к
своей  стране, малой родине.

6).Ученическое самоуправление – одно из направлений педагогической
деятельности. В нашей школе традиционно 2 раза в год: на День Учителя и 8 Марта
проводятся Дни самоуправления. Старшеклассники (10-11 классы), являясь
дублерами учителей,  проводят уроки, осуществляют административный контроль за
посещаемостью, дисциплиной.

Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую
жизнь, пройдя школу самоуправления.

Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к
восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в
необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку
успешного жизненного самоопределения молодого человека. Именно так подростки
проходят “уроки жизни”, получают возможность самовыразиться и
самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными
участниками процесса социализации.

7).
Профессиональное самоопределение
обучающихся
является одним из

наиболее
важных направлений государственной социальной политики. Работа по
профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и
непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных
возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся
вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для
самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального
формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.

Основные
принципы профориентационной работы.

Принцип системности, предполагающий
приобщение к

профориентационной работе всех категорий специалистов
с четким наделением их конкретными задачами в обеспечении полноценного психолого-
педагогического сопровождения социально-профессионального

самоопределения школьников.

— Принцип преемственности в
профориентации, заключающийся в

обеспечении профориентационной работы с 1 по 11 классы
при условии

обязательной преемственности этой работы из класса в
класс:

1-4 классы – формирование у
младших школьников уважительного

отношения к труду, понимание его роли в жизни человека
и общества, приоритет нравственных установок выбора профессии через
практическую вовлеченность учащихся в различные виды познавательной, игровой,
общественно полезной, трудовой деятельности;

5-7 классы – осознание
подростками своих интересов, способностей,

общественных ценностей, связанных с выбором профессии
и своего места в

обществе;

8-9 классы – способствование
выбору школьниками направления образования, умений соотносить общественные цели
такого выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными
возможностями;

10-11 классы – формирование
профориентационно значимых компетентностей, коррекция и реализация их
образовательно-профессиональных планов, оценка своих достижений.

— Принцип взаимосвязи
профориентации с трудовой подготовкой

школьников, предусматривающий трудовое воспитание и
обучение.

— Принцип взаимосвязи школ, семьи,
профессиональных образовательных

организаций в профориентации
учащихся.

— Принцип оптимального сочетания массовых,
групповых и

индивидуальных форм  профориентационной 
работы с учащимися и их

родителями.

— Принцип реалистичности, предполагающий учет
конкретной социально-

экономической ситуации в регионе и стране в целом.

8). Дополнительное
образование
обеспечивает права человека на развитие и свободный выбор
различных видов деятельности, в которых происходит личностное и
профессиональное самоопределение детей и подростков.

Актуальной становится
такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека
включаться в общественные и экономические процессы.

Конкурентные
преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами
формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

свободный личностный
выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

вариативность
содержания и форм организации образовательного процесса;

доступность глобального
знания и информации для каждого;

адаптивность к
возникающим изменениям.

В настоящее время в
условиях информационной социализации дополнительное образование детей может
стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской
идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и
технологических перемен.

Развитие инклюзивного
образования

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно
обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное
образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.

Вывод: В школе и конкретно в своем классе провожу
всестороннюю воспитательную работу. И как результат: из 6 лет совместной
школьной жизни мой класс занимал по итогам звание Лучший класс года!!!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»

Доклад

на педагогическом совете

учитель улыбается

                                                                            Подготовила:

                                                                              Ешерова Л. М.

г.Усть-Джегута

2019г.

             Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я».

Этим самым он определил значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начиналась в школе. Именно здесь  проходило детство, взросление и становление  личности  каждого.

«Добрая школа – это хорошо,

Умная школа – это великолепно!

Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.»

Джон Дьюи.

Объектом нашего внимания, является социализация младшего школьника

Что же такое социализация?

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни общества. Это непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека.

Первичная социализация( СЕМЬЯ)

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.

Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе     творческой личности , здоровой  и духовной, и физически способной ,успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности

Классный руководитель  -это педагог – профессионал осуществляющий функции организатора детской жизни в школе.

Основное назначение классного руководителя -это максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования, самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Можно выделить следующие  задачи классного руководителя:

1. Сплотить коллектив.

2. Координировать единые требования со стороны педагогического коллектива.

3. Инициировать помощь родителей и педагогов психологов.

4. Создать условия для привлечения к социально значимой деятельности.

5. Инициировать помощь родителей и методической службы школы.

1. Сплоченность коллектива.

 Меня всегда волновал вопрос, как сделать так, чтобы училось весело и интересно, как сплотить детский коллектив ?

Тяжело приходить учителю в тот класс, где нет единой атмосферы, нет общности и сплоченности. Причин может быть много. Всё закладывается ещё в начальном звене . И если мы, учителя начальных классов , над этим не поработаем, не попытаемся сплотить коллектив, то в среднем звене это будет сделать на много сложнее.

Развитие сплоченности класса способствует любая коллективная деятельность, направленная на достижение общей цели. Это может быть подготовка к какому-то мероприятию, оформление помещения к празднику, и даже уборка кабинета. Обычно подобные коллективные мероприятия удаются с трудом, поэтому я заранее продумываю занятия для каждого учащегося без исключения и обеспечиваю возможность его выполнения,

С целью сплотить детский коллектив, воспитывать чуткость , доброту, отзывчивость по отношению друг другу, умение находить общий язык с окружающими ,я провожу такие мероприятия как « Давайте жить дружно,» « Доброта от века- украшение  человека», Будем вежливы» «Вместе – мы команда.», и т .д.

Дети очень любят играть. Им нравятся чему- то следовать и выполнять какие –то требования. Им больше всего нравится быть действующими лицами какой-то игры. Главное, чтобы участвовали все. От фантазии учителя зависит насколько оригинальной и эффективной будет игра.

Сплоченность коллектива зависит от сказанной похвалы и одобрения.

Одноклассники могут и не знать об успехах друг друга и учитель обязательно должен устранить этот пробел. Чем чаще мы будем беседовать с ребятами, с каждым лично тем больше мы будем погружаться в их мир, в их пространство. Ещё объединяет группу детей совместный успех. В школе обязательно проходят конкурсы, соревнования, мероприятия. Может не всегда удается быть первыми, хотя такое рвение похвально .Но я преследую цель сплочения коллектива, сделав ставку на качество, а не на количество.

2. Координировать единые требования со стороны педагогического коллектива

В школе производят единые требования к ученикам со стороны всего педагогического коллектива. Ежедневное соблюдение таких требований всеми членами коллектива создает благоприятную морально-психологическую атмосферу, повышает эффективность воспитательного процесса.

3.Единые педагогические требования учителя к младшим

 школьникам.                                                                                                          

К поведению в школе                                                                                            

 — Приходить в школу своевременно, без опозданий.
— При входе в школу вытереть обувь, мальчикам — снять головной убор.
— Не приносить в школу предметы, игрушки, отвлекающие от занятий.
— В школе после уроков остаются учащиеся, посещающие группу продленного дня, занятые общественной работой, работой в кружках, спортивных секциях .— Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения;         — Бережно относиться к школьному имуществу,;                                                   — Поддерживать чистоту и порядок в классных комнатах, учебных кабинетах, коридорах.

К поведению на уроке                                                                                          — Своевременно готовить к занятиям необходимые учебные принадлежности, занимать со звонком рабочее  место.
— В процессе урока внимательно слушать объяснение учителя и ответы одноклассников.
— На уроках напряженно работать, проявлять упорство, настойчивость, трудолюбие.
— Бережно относиться к учебникам, книгам, тетрадям, дневникам, учебным принадлежностям.
— Отвечать за чистоту и порядок на своем рабочем месте, в кабинете.

К поведению на переменах

Приготовиться к уроку.

— Завтракать и обедать в установленное режимом время.
— Во время отдыха находиться недалеко от классного помещения, чтобы со звонком занять свое рабочее место.                                                                         

 — На перемене тихо разговаривать, доброжелательно  общаться с одноклассниками, не бегать по коридору,  играть в спокойные игры.

К поведению в общественных местах

— Соблюдать чистоту, вести себя скромно и прилично.
— На улице соблюдать правила движения.
— В транспорте уступать места старшим, не толкаться, разговаривать вполголоса.
— Внимательно относиться к окружающим, проявлять сдержанность и уважение.
— Бережно относиться к зеленым насаждениям.

К поведению на массовых мероприятиях, праздниках                                      

 — Во время проведения мероприятия соблюдать высокую культуру поведения, проявлять сдержанность, уступчивость в обращении с окружающими.
— В случае необходимости уступать место взрослым, мальчикам предлагать места девочкам.
— На общественных мероприятиях нельзя есть конфеты, семечки и пр.
-После окончания мероприятия первыми выходят гости, взрослые, девочки, последними — мальчики.

закаляться.
— Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших.
— Уходя из дома, предупреждать: куда? зачем?; сообщать время возвращения.

3. Инициировать помощь родителей и педагогов психологов

В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения..

Обычно один-два ребенка в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников (и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

Родители часто раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры .В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, с кем общается он, кто общается с ним и т. д.

Зачастую без вмешательства психолога не обойтись. Он поможет организовать тренинг, который позволит не только выговориться ребятам, но и вскрыть ядро проблемы. Психолог должен некоторое время понаблюдать за классом, это поможет ему увидеть общую картину, обозначать проблемные места. Задача учителя настроить детей на тренинг, как на реальную помощь, как на важное для всех событие.

4. Создать условия для привлечения к социально значимой деятельности.
Социально значимая деятельность детей — это благотворительные мероприятия . Благоустройство посёлка, двора, школы; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми

Можно провести социальные проекты в начальной школе такие как: «Книжкин дом» , « Театр здоровья». « Ветеран живёт рядом»

5. Инициировать помощь родителей и методической службы школы.

Родители и педагоги воспитывают одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда. Когда педагоги и родители станут союзниками. Главное же заключается в том, что , дети , оказавшись в едином воспитательном процессе, ощущают себя комфортнее, спокойнее увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Основные формы взаимодействия педагогов и родителей младших школьников:

  1. Родительские собрания
  2. Родительский комитет
  3. Беседа
  4. Дневники
  5. Посещение семьи.

Когда мы набираем класс, перед нами, как классным руководителем, ставятся  множество задач:

-приобретение детьми  опыта по построению отношений со сверстниками,

-осознание учащимися своей важной роли в коллективе,

-формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества,

-установление дружеских взаимоотношений в школьном коллективе

Как мы достигаем выполнения этих задач?

-классные часы, мероприятия, участие в общешкольных мероприятиях,

-экскурсии, походы, участие в субботниках,

-работа с родителями,

-личный пример,

У меня 2 класс. В нем 29 учеников. Ко 2 четверти двух учеников перевели на индивидуальное обучение.

Первое впечатление от встречи с детьми   на подготовительных курсах было удручающим. Дети оказались слишком эмоциональными, адаптация к школьному режиму  проходила медленно.

Под этим же впечатлением я и провела весь первый класс.

Но капля камень точит.

Я провожу классные часы:

-Школа-мой второй дом.

-Я, ты ,он, она-вместе школьная семья.

-Мы умеем уважать старших

    Формировать умение соблюдать культуру поведения помогает и участие в общешкольных мероприятиях. Участвовали мы в различных конкурсах месячника оборонно-массовой работы-конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, минута славы, различных акциях.

  Также сплоченности и детского, и родительского коллектива способствует традиция нашего класса отмечать дни рождения. В начале года купили подарочные энциклопедии. Но дарим их по мере наступления дня рождения. Приходят родители с шарами, готовят презентацию на именинника, звучит музыка, выводят, поздравляют.

    Эффективной формой работы является различные поручения в классе.

Это дежурство в столовой, уход за цветами, раздача тетрадей. Одна девочка  в тетради отмечает дежурных.  Другая  следит за порядком в рядах. Потом меняемся.

Дети чувствуют ответственность, становятся серьезнее.

      Многое меняется , но одно остается неизменным – это дети, наши ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание. И чтобы реализовать это право, надо быть эффективным учителем, разрабатывая технологии превращения детей в хороших учеников.

  Дети должны видеть в нас друга и помощника, они должны верить нам и не сомневаться в нашей искренности. Мы должны быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого.

Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников

Выпускной класс – школьники, требующие особого внимания. Выпускник стоит на рубеже новой жизни, за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.

Перед учителем стоит вопрос: как в условиях традиционной педагогики взрастить личность, способную не только выжить в современном обществе, но и быть востребованным и креативным. Система знаний, умений и навыков не всегда дает возможность выпускнику ощутить себя самодостаточным и успешным в этом мире, поскольку значительная часть этих знаний так и остается неиспользуемой.

Ориентация на конкурентоспособную личность – насущная потребность любой школы.

Задачи классного руководителя:

•Организация и гармонизация системы межличностных отношений внутри классного коллектива

•Создание благоприятной социальной ситуации развития

•Организация учебно-воспитательной деятельности

•Формирование толерантной, поликультурной личности учащихся

•Организация совместной деятельности в классе

Классный руководитель

•Изучает индивидуальные проблемы и особенности развития и становления каждого ученика

•Стремится выстроить со школьниками доверительные отношения

•Регулирует их контакты с одноклассниками и учителями

•Помогает в решении учебных и жизненных проблем

•Оказывает педагогическую помощь родителям

Направления воспитательной работы с классом:

  • гражданское и патриотическое;

  • нравственное и духовное;

  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

  • интеллектуальное;

  • здоровьесберегающее;

  • социокультурное и медиакультурное;

  • культуротворческое;

  • правовое воспитание и культура безопасности;

  • воспитание семейных ценностей;

  • формирование коммуникативной культуры;

  • экологическое.

Выпускник школы, человек у которого…

•Сформирован высокий уровень гражданского самосознания и ответственности за судьбу страны

•Воспитано чувство гордости за принадлежность к родному городу и Донецкой Народной Республике

•Сформированы гражданско-правовые компетентности

•Приобретён опыт общественно полезной гражданской деятельности

•Имеется потребность в изучении истории родного края

•Развита способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики

•Сформирована активная жизненная позиция

Действия классного руководителя:

•Дать психолого-педагогическую характеристику ученика

•Вести индивидуальную работу с учащимися

•Организовать самоуправление в классе

•Проводить классные часы по профориентации

•Контролировать пропуски и опоздания, самочувствие учащихся

•Подводить итог успеваемости, проверять дневники

•Контролировать занятость учащихся во внеурочное время

•Организовывать досуг учащихся

Работа с родителями:

•Собирать общие сведения о семье учащихся

•Повышать психолого-педагогические знания родителей

•Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс

•Приглашать родителей участвовать в управлении классом

•Проводить тематические родительские собрания

•Беседы-консультации

Участники образовательного процесса, задействованные в итоговой аттестации:

•Учащиеся 9-х классов

•Классный руководитель 9 класса

•Учителя-предметники

•Родители

•Администрация

•Психолог школы

Слагаемые работы классного руководителя

Обязанности классного руководителя выпускных классов

Важными целями воспитательной работы с классом считаю:

• создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;

• максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

Свою воспитательную работу веду по следующим направлениям:

1. Индивидуальный подход в воспитании.

Со своими детьми работаю четвертый год, поэтому коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбираю мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать, сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем.

Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые, доверительные отношения, ребята понимают и уважают друг друга. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять.

На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми.

2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, такие как: “я и так все знаю” – отрицание возможности приобретения нового опыта. Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей: родительские собрания, беседы по вопросам воспитания, консультации.

Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей. Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.

Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих в классе. Наши воспитательные действия должны быть едины и дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для социального развития ребенка.

3. Системность в работе.

Невозможно найти ту форму воспитательной работы, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Он является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, час общения, диспут, анкетирование, виртуальные экскурсии, беседы, викторины и др. Функции классного часа различные: просветительская, ориентирующая, направляющая, формирующая.

Большое внимание в воспитательной работе уделяется воспитанию патриотизма и формированию гражданского самосознания. Это всевозможные патриотические акции, уроки мужества, конкурсы рисунков, флешмобы и др.

Серьезный участок деятельности классного руководителя – организация труда и нравственного воспитания учащихся. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д.

Похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, невзирая на его возраст, только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Потому я и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами, чтобы я могла помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

Анализируя проделанную работу, могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добиваемся. И я верю, что мои ученики найдут свое место в жизни, будут востребованы в современном обществе, создадут прекрасные дружные семьи и приведут своих детей к нам в школу.

Задачи классного руководителя с целью организации успешной социализации современного школьника.

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я».

Этим самым он определил значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начиналась в школе. Именно здесь  проходило детство, взросление и становление  личности  каждого.

«Добрая школа – это хорошо,

Умная школа – это великолепно!

Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.»

Джон Дьюи.

Объектом нашего внимания, является социализация младшего школьника

Что же такое социализация?

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни общества. Это непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека.

Первичная социализация( СЕМЬЯ)

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.

Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе     творческой личности , здоровой  и духовной, и физически способной ,успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности

Классный руководите -это педагог – профессионал осуществляющий функции организатора детской жизни в школе.

Основное назначение классного руководителя -это максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования, самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Можно выделить следующие  задачи классного руководителя:

1. Сплотить коллектив.

2. Координировать единые требования со стороны педагогического коллектива.

3. Инициировать помощь родителей и педагогов психологов.

4. Создать условия для привлечения к социально значимой деятельности.

5. Инициировать помощь родителей и методической службы школы.

Сплоченность коллектива.

 Меня всегда волновал вопрос, как сделать так, чтобы училось весело и интересно, как сплотить детский коллектив ?

Тяжело приходить учителю в тот класс, где нет единой атмосферы, нет общности и сплоченности. Причин может быть много. Всё закладывается ещё в начальном звене . И если мы, учителя начальных классов , над этим не поработаем, не попытаемся сплотить коллектив, то в среднем звене это будет сделать на много сложнее.

Развитие сплоченности класса способствует любая коллективная деятельность, направленная на достижение общей цели. Это может быть подготовка к какому-то мероприятию, оформление помещения к празднику, и даже уборка кабинета. Обычно подобные коллективные мероприятия удаются с трудом, поэтому я заранее продумываю занятия для каждого учащегося без исключения и обеспечиваю возможность его выполнения,

С целью сплотить детский коллектив, воспитывать чуткость , доброту, отзывчивость по отношению друг другу, умение находить общий язык с окружающими ,я провожу такие мероприятия как « Давайте жить дружно,» « Доброта от века украшение человека»,Будем вежливы» «Вместе – мы команда.», и т .д.

Дети очень любят играть. Им нравятся чему- то следовать и выполнять какие –то требования. Им больше всего нравится быть действующими лицами какой-то игры. Главное, чтобы участвовали все. От фантазии учителя зависит насколько оригинальной и эффективной будет игра.

Сплоченность коллектива зависит от сказанной похвалы и одобрения.

Одноклассники могут и не знать об успехах друг друга и учитель обязательно должен устранить этот пробел. Чем чаще мы будем беседовать с ребятами, с каждым лично тем больше мы будем погружаться в их мир, в их пространство. Ещё объединяет группу детей совместный успех. В школе обязательно проходят конкурсы, соревнования, мероприятия. Может не всегда удается быть первыми, хотя такое рвение похвально .Но я преследую цель сплочения коллектива, сделав ставку на качество, а не на количество.

2. Координировать единые требования со стороны педагогического коллектива

В школе производят единые требования к ученикам со стороны всего педагогического коллектива. Ежедневное соблюдение таких требований всеми членами коллектива создает благоприятную морально-психологическую атмосферу, повышает эффективность воспитательного процесса.

3.Единые педагогические требования учителя к младшим

 школьникам.                                                                                                              

К поведению в школе                                                                                             — Приходить в школу своевременно, без опозданий.
— При входе в школу вытереть обувь, мальчикам — снять головной убор.
— Не приносить в школу предметы, игрушки, отвлекающие от занятий.
— В школе после уроков остаются учащиеся, посещающие группу продленного дня, занятые общественной работой, работой в кружках, спортивных секциях .— Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения;         — Бережно относиться к школьному имуществу,;                                                   — Поддерживать чистоту и порядок в классных комнатах, учебных кабинетах, коридорах.

К поведению на уроке                                                                                          — Своевременно готовить к занятиям необходимые учебные принадлежности, занимать со звонком рабочее  место.
— В процессе урока внимательно слушать объяснение учителя и ответы одноклассников.
— На уроках напряженно работать, проявлять упорство, настойчивость, трудолюбие.
— Бережно относиться к учебникам, книгам, тетрадям, дневникам, учебным принадлежностям.
— Отвечать за чистоту и порядок на своем рабочем месте, в кабинете.

К поведению на переменах

Приготовиться к уроку.

— Завтракать и обедать в установленное режимом время.
— Во время отдыха находиться недалеко от классного помещения, чтобы со звонком занять свое рабочее место.                                                                           — На перемене тихо разговаривать, доброжелательно  общаться с одноклассниками, не бегать по коридору,  играть в спокойные игры.

К поведению в общественных местах

— Соблюдать чистоту, вести себя скромно и прилично.
— На улице соблюдать правила движения.
— В транспорте уступать места старшим, не толкаться, разговаривать вполголоса.
— Внимательно относиться к окружающим, проявлять сдержанность и уважение.
— Бережно относиться к зеленым насаждениям.

К поведению на массовых мероприятиях, праздниках                                       — Во время проведения мероприятия соблюдать высокую культуру поведения, проявлять сдержанность, уступчивость в обращении с окружающими.
— В случае необходимости уступать место взрослым, мальчикам предлагать места девочкам.
— На общественных мероприятиях нельзя есть конфеты, семечки и пр.
-После окончания мероприятия первыми выходят гости, взрослые, девочки, последними — мальчики.

закаляться.
— Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших.
— Уходя из дома, предупреждать: куда? зачем?; сообщать время возвращения.

3. Инициировать помощь родителей и педагогов психологов

В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения..

Обычно один-два ребенка в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников (и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

Родители часто раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры .В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, с кем общается он, кто общается с ним и т. д.

Зачастую без вмешательства психолога не обойтись. Он поможет организовать тренинг, который позволит не только выговориться ребятам, но и вскрыть ядро проблемы. Психолог должен некоторое время понаблюдать за классом, это поможет ему увидеть общую картину, обозначать проблемные места. Задача учителя настроить детей на тренинг, как на реальную помощь, как на важное для всех событие.

4. Создать условия для привлечения к социально значимой деятельности.
Социально значимая деятельность детей — это благотворительные мероприятия . Благоустройство посёлка, двора, школы; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми

Можно провести социальные проекты в начальной школе такие как: «Книжкин дом» , « Театр здоровья». « Ветеран живёт рядом»

Я выбрала для рассмотрения социально значимый проект ««Школьный дворик»

Первое знакомство ребенка со школой начинается с ее внешнего вида.. Первое впечатление от пребывания в школе может стать позывом к желанию учиться в ней. Именно поэтому решение данного вопроса необходимо начать с оформления пришкольного участка.

Цель – создать проект благоустройства школьного двора

Задачи:

1. Провести акцию «Анализ растений, растущих на пришкольном участке»

2. Провести социологический опрос «Каким вы видите школьный двор»

3. Провести акцию «Выставка рисунков «Школьный двор моей мечты»

4. Провести конкурс сочинений «Школьный двор моей мечты»

5. Выяснить, какие растения можно выращивать на школьных клумбах, какие растения желательно выращивать на пришкольном участке.

6. Создать рекламные щиты провести социально значимую акцию «Школа – мой дом» для привлечения спонсоров.

5. Инициировать помощь родителей и методической службы школы.

Родители и педагоги воспитывают одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда. Когда педагоги и родители станут союзниками. Главное же заключается в том, что , дети , оказавшись в едином воспитательном процессе, ощущают себя комфортнее, спокойнее увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Основные формы взаимодействия педагогов и родителей младших школьников:

  1. Родительские собрания

  2. Родительский комитет

  3. Беседа

  4. Дневники

  5. Посещение семьи.

Многое меняется , но одно остается неизменным – это дети, наши ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание. И чтобы реализовать это право, надо быть эффективным учителем, разрабатывая технологии превращения детей в хороших учеников.

Дети должны видеть в нас друга и помощника, они должны верить нам и не сомневаться в нашей искренности. Мы должны быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого.

Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного 
руководителя в социализации учащихся. 
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, 
как прекрасна была бы земля наша!
А.П.Чехов.
Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, 
сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал 
коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной 
среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, 
возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
Цели данной миссии ­ содействие максимальному индивидуальному развитию 
личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную 
жизнь.
Важно не только учить детей русскому языку, математике и др., но и 
помогать им решать их индивидуальные  проблемы, связанные с физическим и
психическим здоровьем, с общением, успешным продвижением в обучении и, 
наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Отношения со своим классом я строю на основе сотрудничества 
преподавателей, учащихся и родителей. 
На разных этапах нашей совместной деятельности менялись задачи, стоящие 
перед нашим классным коллективом.
Например, в самом начале работы в центре нашего внимания были изучение 
психологических особенностей личности, создание коллектива,  развитие 
творческой активности каждого ученика, укрепление связи семьи и школы.
Затем определились задачи: создание в классе позитивных межличностных 
отношений, сплочение класса, воспитание  сознательного отношения к 
учению, повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся.
На сегодняшнем этапе в центре внимания стоят вопросы самоопределения 
учащегося и формирования активной жизненной позиции взрослеющего 
человека, помощи в социализации.
в центр своей системы воспитания я поставила ребенка и определила для себя
такие способы влияния на его личность, которые помогли бы ему действовать 
в следующих направлениях:
«Учение»
Личность обучается в течение всей жизни. Я развиваюсь, пока мне всё 
интересно. 
Деятельность направлена на координацию работы всех педагогов с учащимися
класса, поскольку на процесс социализации влияет целостный 
образовательный процесс. Учитывая вышесказанное, индивидуальные 
особенности учащихся в классе создаются условия для развития 
индивидуальных способностей, их самоопределения и самоутверждения в 
социокультурном пространстве, что способствует социализации 
подрастающего поколения. При этом я как классный руководитель принимаю 
на себя социальные роли контролера, обеспечивающего включение  учащихся 
в учебно­воспитательный процесс (контроль за посещением уроков, 
наблюдение за поведением детей, за их питанием; индивидуальная работа с учащимися) и проводника – педагога, создающего условия для развития у 
учащихся  познавательного интереса (информирование учащихся и родителей 
об особенностях школы и ее требованиях; организация учебно­
воспитательных мероприятий; помощь учащимся в самообразовании; 
объединение и координация усилий всех учителей, работающих в классе).
Учащиеся со своей стороны получают возможность реализовать свои 
способности, участвуя в проведении предметных недель, в школьных и 
районных предметных олимпиадах, в предметных турнирах и чемпионатах. 
Так как мои учащиеся ­ восьмиклассники, восьмерым психологической 
службой гимназии предложено сдать промежуточную аттестацию в форме 
защиты реферата. Пак Владислав занял первое место с исследовательской 
работой по математике на республиканском конкурсе «СИГМА». 
«Я – гражданин»
Одним из методов формирования социальной компетенции является 
социальный проект. В основе проектной технологии лежит развитие 
познавательных навыков учащихся через умения самостоятельно 
конструировать свое знание. А умения ориентироваться в информационном 
пространстве позволяют развивать критическое мышление, творчество, 
самостоятельность, активность. 
Участие в субботниках, различных акциях не только сплачивает детей, но и 
формирует их гражданскую позицию.
«Досуг» 
То, как человек организует своё свободное время, определяет одно из 
ведущих направлений социализации школьников. 
Изучение потребностей, склонностей и интересов детей шло в процессе 
общения, при анкетировании и участии детей в общих творческих делах 
(творческие конкурсы, совместные экскурсии, поездки, посещение музеев). В 
классе есть свои традиции: поздравление именинников, классные праздники, в
подготовке которых каждый может проявить свои организаторские 
способности, классные часы «Расскажите мне обо мне», «Мой вклад в 
классную копилку».
«Мои нравственные ориентиры»
Высоконравственные личности – признак высоко духовной социальной среды, 
сложившегося общества. 
Сотрудничая с библиотекарем, я расширяю круг чтения каждого 
обучающегося, формирую соответствующее отношение к нравственным 
идеалам, этическим нормам, к осознанию собственной личности. Мы 
участвуем в акциях Добрых дел. Очень нравятся моим учащимся классные 
часы­притчи, которые предполагают обмен мнением (хочется отметить 
свободу в высказывании своего мнения, открытость, умение выслушать 
другого, прислушаться к чужому мнению). 
«Здоровье» 
В современном обществе на первое место выходит физическое здоровье 
человека. Забота о своём здоровье – признак сознательной личности. 
Преодоление этой ступеньки социализации в большей степени зависит от 
самой личности. Освоение знаний в массовой школе нередко дается немалой ценой – ценой 
здоровья подрастающего поколения. Особое место в моей работе занимает 
сохранение физического, психического, нравственного здоровья учащихся. 
Пропаганде здорового образа жизни способствуют индивидуальные беседы с 
учащимися, классные часы, лекции о здоровом образе жизни (с привлечением 
родителей), участие моих учеников в традиционных спортивных 
соревнованиях и победы в них. Второй год мы участвуем в Президентских 
спортивных состязаниях.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Первый опыт социализации учащиеся получают в семье. Я считаю, что мне с 
родителями класса повезло, так как наша работа строится на принципах 
сотрудничества. Сотрудничество в интересах ребенка, формирование общих 
подходов к его воспитанию, совместное изучение личности ребенка, помощь 
ему в обучении, физическом и духовном развитии – главные составляющие 
моей работы с родителями. Они посещают  родительские собрания, 
проводимые в классе и в школе, встречаются с психологами, медиками. 
Родители – мои надежные партнеры в работе по социализации школьников.
Целенаправленная воспитательная работа с учащимися дает им возможность 
приобрести физическое и нравственное здоровье, получить полноценные 
знания, реализовать свои возможности. И, конечно, главную и безошибочную 
оценку школьной программе социализации учащихся даст степень социальной 
адаптации моих учеников во взрослой жизни.
 Это своего рода  мини­проект, такая работа требует комплексного 
обоснования, привлекаются знания  из физической и экономической 
географии. Географическое образование является надежной основой для 
социализации и воспитания хозяина своей страны и земли как общего дома 
человечества. Воспитывать у учащихся таких качеств помогает постановка 
проблемных ситуаций.  
Интересным уроком считаю деловую игру по продаже  отечественных 
автомобилей, где нужно показать качество различных марок, обосновать цену.
Одна группа учащихся представляет  различные регионы страны, другая – 
представляет компании разных стран. Другая деловая игра по 
инвестированию капитала в различные производства. Одна группа учащихся 
При изучении экономико­географического положения РФ особенно 
останавливаюсь на значении для нашей страны Северного морского пути и 
провожу деловую игру в виде заседания круглого стола «Арктика близкая и 
далекая».
Исследовательская деятельность учащихся может быть прослежена и на 
уроке­дискуссии. 
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать   игровые
технологии, а именно технологию деловой игры и различные ее модификации.
Деловая игра как форма проведения урока географии и формы организации
учебной   деятельности   (коллективная,   групповая,   индивидуальная   и   т.д.) вызывают   интерес   школьников,   активизируют   их   получению   социально
значимых знаний.
Игровая деятельность выполняет такие функции:
­функцию   коррекции:   внесение   позитивных   изменений   в   структуру
­коммуникативную: освоение диалектики общения;
­саморегуляции в игре как полигоне человеческой практики;
­диагностическую:   выявление   от   нормативного   поведения,   самопознания   в
процессе игры;
 
личностных показателей;
­межнациональной   коммуникацией:   усвоение   единых   для   всех   людей
социально –культурных ценностей;
­социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм
человеческого общежития.
Следовательно я считаю использование деловых игр способствует получению
учащимися   всех   навыков   необходимых   для   формирования   социальной
компетенции.
Имитационные игры.
На занятиях имитируется деятельность какой­либо организации, предприятия
или   его   подразделения.   Имитироваться   могут   события,   конкретная
деятельность людей.
Например:
  Северный   Кавказ.   Природные   комплексы,  
хозяйственную деятельность человека.8 класс. 
Цель:   Способствовать   формированию   самостоятельности  
школьников при решении познавательных и профессиональных задач.
1.Подготовительный этап.
Класс делится на группы по 4­5 человек. Каждый становится специалистом
определенного   профиля:   картограф,   геолог,   климатолог,   биолог­почвовед,
эколог.
Группы   изучают   общие   сведения   о   Кавказе   и   какой­то   один   природный
комплекс, отвечают на вопросы, предложенные в конверте с заданиями.
.   Данная   модификация   способствует   эмоциональной   приподнятости,
деятельности, соперничеству, конкуренции, учащиеся вовлекаются в некую
жизненную   ситуацию.   Удовлетворяет   потребности   в   самоутверждении
самореализации. Усвоению некоторых профессиональных навыков.  
Операционные игры.
Например:
Урок­ игра по теме : Глобальный энергетический кризис.11 класс.
Цель:   Анализ   проблем   человечества   в   сфере   энергетики.   Формирование   у
учащихся в процессе дискуссии умения полемизировать, отстаивать или при
необходимости   оспаривать   положения,   составляющие   суть   энергетической
проблемы.
Исполнение ролей «Деловой театр».
Например: 
Урок – игра. Экспертиза водных ресурсов Украины. 9класс.
  их   влияние   на   жизнь   и
  суждений Цель:   Выяснить основные причины недоставка водных ресурсов   Украины.
Формирование у учащихся объективной оценки событий.
В   своей   практике   я   использую       приемы,   которые   позволяют   мне
провести ребенка к формированию социально значимых качеств, что является
основой   социальной   компетенции.
  Объяснительно­иллюстративный,
репродуктивный,   частично   поисковый,   исследовательский   (по   характеру
познавательной   деятельности).   Словесный,   наглядный,   практический   (по
источнику знаний). Специфика  деловых игр  представлена мною в таблице.
Одним из основных средств обучения на уроках географии является
карта.  Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте
при различных модификациях деловой игры, позволяет  мне создать условия
для   развития   социальной   компетентности   учащихся   на   разных   уровнях:
репродуктивном, частично­поисковом и исследовательском.
Например,
 репродуктивный   уровень 
предполагает   проверку
географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Покажи на
карте   какой­либо   географический   объект»,   «Определи   географическое
положение объекта» и т.д.
Отличие частично­поискового от репродуктивного уровня заключается
в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту,
интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по
карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Найди по
заданной характеристике или контуру географический объект на карте» и т.д.
И, наконец, третий ­  исследовательский  уровень состоит из заданий
типа: «На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о
каком­либо географическом явлении или процессе».
Планируя уроки, я стараюсь, чтобы используемые   формы обучения
сочетались со всеми остальными компонентами образовательного процесса.
Именно это сочетание позволяет мне добиваться  положительных результатов
при   развитии   социальной   компетентности   учащихся.   Деловая   игра
предполагает групповую форму работы, поскольку она позволяет:
­ обеспечивать   режим   наибольшего   благоприятствования   для   проявления
индивидуальных   качеств   каждого   учащегося   в   системе   межличностных
отношений;
­ исключить пассивную позицию ребенка на уроке;
­
самостоятельно   добывать   теоретические   знания   и   формировать
практические навыки;
­ получать опыт определенного социального поведения .
Следующим   компонентом   представленной   системы   работы   является
социальное взаимодействие, которому я придаю большое значение на своих
уроках,  поскольку   межличностное   общение,   построенное   по   определенным
принципам, позволяет  мне создать атмосферу творчества, комфортности, что
способствует   проявлению   индивидуальности   каждого   ученика.   Основными
принцами, которыми я руководствуюсь, являются: 
­ принятие ребенка таким, какой он уже есть
­
­
справедливость,тактичность, уважение к личности ученика;
 естественное и свободное поведение учеников и учителя; ­
­
­
­

 выдержанность учителя;
  снятие   по   возможности   всех   стрессообразующих   факторов   учебного
процесса, снижение уровня тревожности учащихся;
 спокойное отношение к ошибкам детей;
 стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;
создание ситуации успеха.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прочти руководство знак
  • Руководство по эксплуатации трактора хтз 17221
  • Руководство пользователя ieee
  • Как ликвидировать снт пошаговая инструкция в 2022 году
  • Инструкция к швейной машинке janome 7524а