Классное руководство начало

Несколько советов

молодому классному руководителю

СОВЕТ №1.

Изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю, который учил этих ре5бят с самого начала их поступления в школу. Поинтересуйтесь, как учились дети, есть ли проблемы у некоторых с поведением, кто входил в актив класса, на кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий, постарайтесь узнать как можно больше информации, которая помогает спланировать воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию можно спросить у преподавателей-предметников или заместителя директора по воспитательной работе.

СОВЕТ №2.

Не забывайте, что воспитание начинается в семье. По словам В.А Сухомлинского, «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Основа взаимодействия классного руководителя и семьи – заинтересованность обеих сторон в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. Поэтому основные функции классного руководителя во взаимодействии с семьей следующие:

— ознакомить родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса школы,

— систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей,

— вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,

— обеспечение сотрудничества родителей и педагогов для решения актуальных проблем в обучении и воспитании детей

СОВЕТ №3.

Свою работу начинайте с диагностики семьи. Это необходимо для выявления проблем в воспитании ребенка, изучения жилищно-бытовых условий, в которых он находится, выработки единого взгляда педагогов и родителей на воспитание и развитие детей.

Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о своем приходе. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон должен быть дружелюбным и спокойным. В разговоре ни в коем случае не поучайте родителей, можете только советовать или рекомендовать. Отправляясь на встречу, продумайте заранее вопросы или основные пункты беседы. Хорошо, если во время разговора в квартире находятся все члены семьи, так вы сможете познакомиться со всеми сразу в зависимости от того, о чем вы говорите с родителями, ребенок может находиться, либо с вами, либо под каким-либо предлогом в другой комнате. Не затягивайте свой визит, помните о правилах хорошего тона. После посещения обязательно зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.

СОВЕТ №4.

Работу с родителями стройте дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в воспитании, а другие могут поделиться опытом семейного воспитания. Поэтому не навязывайте всем одинаковые формы взаимодействия, ориентируйтесь на их потребности, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщайте к делам класса, школы. Предоставьте родительскому сообществу информацию о важных для класса и школы дел, чтобы каждая семья могла определить свою форму и меру участия в них.

СОВЕТ №5.

Никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер.

СОВЕТ №6.

Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми, первое родительское собрание.

СОВЕТ №7.

Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому, кому это особенно необходимо.

СОВЕТ №8.

Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.

СОВЕТ №9.

Формула успешной деятельности классного руководителя: Любовь→Доверие→Понимание→Поддержка.

СОВЕТ №10.

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «Сомнение – не в пользу мудрых»,  — говорил Сократ.

СОВЕТ №11.

С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Вспомните мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив — будь им!»

СОВЕТ №12.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

— сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

— написать характеристику класс (если вы взяли классное руководство только в этом году, то постарайтесь это сделать в течение 1 семестра();

— определить цели, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Продумайте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

* учебные дела;

* участие вы общешкольных мероприятиях;

* дела класс;

* работа с родителями;

* индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию: классный журнал;

— план воспитательной работы с классным коллективом;

— тетрадь классного руководителя в любой форме;

— дневники учащихся;

— личные дела учащихся;

— психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

— папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

  1. кабинет, закрепленный за вашим классом;
  2.  помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
  3. прикрепленный пришкольный участок;
  4. дни дежурства по школе;
  5. график дежурства по классу;
  6.  список учащихся на получение справки для покупки проездного билета;
  7. список многодетных и социально незащищенных семей с указанием домашнего адреса, телефона (социальный паспорт класса);
  8.  сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  9.  распределение общественных поручений;
  10. список учителей-предметников, работающих в классе;
  11. расписание занятий класса;
  12. расписание по личной учебной нагрузке;
  13. состав родительского комитета;
  14. цепочка для срочного оповещения учащихся;
  15. дни рождения учеников по месяцам;
  16. дела, которые требуют предварительной подготовки;
  17. акции, в которых может принять участие класс.

СОВЕТ №13.

В зависимости от целей родительских собраний их можно классифицировать по видам и формам проведения:

Виды родительских собраний:

* общие (классные или по параллелям) – проводятся для решения организационных вопросов жизнедеятельности;

* дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) – определяются по запросам родителей в целях решения назревших проблем;

* целевые собрания, определяющие структуру соуправления и связанные с проведением экспертизы (обычно в начале каждого учебного года).

Формы проведения собраний:

— информационно-консультативные,

— дискуссионные,- тематические,

— «круглый стол», творческая встреча и т.д.

В подготовке и проведении собрания рекомендуется учесть следующие моменты:

1. Не забудьте заранее предупредить родителей о теме, дате и времени проведения родительского собрания, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, чтобы в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, последние заранее сообщили об этом, написав записку. Явка на собрание – знак уважения к школе, учителю.

2. Если вы только стали кл. руководителем и не знакомы с родителями, подготовьте для них бейджик с именем, отчеством и фамилией, так будет легче общаться во время собрания. Чтобы создать непринужденную обстановку, можно поставить столы и стулья по кругу, создать так называемый «круглый стол»: все хорошо видят и слышат друг друга.

3. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родители. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

4. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано мнение и неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабоуспевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители могут получить от учителя здесь же, на собрании в письменном виде. Например, каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.

5. Классный руководитель может практиковать лекции-выступления родителей, педагогов, юристов, медиков, затем здесь можно организовать обсуждение возникшей проблемы, обменяться опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

6. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании. На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

7. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.

8. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, с конкретным планом работы на семестр. Договоритесь об оказании с их стороны помощи в организации и проведении классных и школьных мероприятий, пригласите к участию в данных мероприятиях.

10 Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста; о том, в какие дни проходят дополнительные занятия по отдельным предметам.

11. Обязательно скажите родителям о требованиях к внешнему виду учащихся, о наличии у них сменной обуви, о ведении дневников.

12. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек (это минимум). Объявите заранее о днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график по месяцам. Обязательно запланируйте встречу с теми родителями, которые не пришли на собрание.

13. Пригласите на собрание учителей, преподающих в вашем классе, чтобы они рассказали о своих требованиях к предмету, дали соответствующие рекомендации для родителей.

СОВЕТ №14.

Начало каждого года – это часто и переход детей на новый «возрастной этап». Родители могут не знать психологических особенностей детей этого возраста. Поэтому пригласите школьного психолога, который предупредит родителей о возможных осложнениях в поведении детей, сможет дать квалифицированную консультацию по ряду проблем, возникающих в процессе воспитания.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

СОВЕТ №15.

Для получения обратной связи от родителей используйте методику «Незаконченное предложение». Отзыв о встрече они заполняют в конце родительского собрания.

Я узнал, что…

Новым для меня стало…

Я убедился, что …

Меня не смогли убедить в том, что …

Я категорически против того, чтобы…

Я возмущен тем, что…

СОВЕТ №16.

Чтобы создать непринужденную обстановку перед началом собрания, во время заполнения каких-либо анкет может звучать легкая спокойная музыка. Как правило, родители приходят в школу после трудового дня, усталые, а звучащая музыка поможет создать благоприятный эмоциональный фон. Хорошо, если вы совместно с ребятами подготовите выставку о проведенных мероприятиях в классе «День знаний», «День именинника», «Рыцарский турнир» и т.д. Экскурсии тоже могут быть отражены в классной летописи. Видеоматериалы более расширят представление о вашей работе. Позиционируйте свою профессиональную деятельность! Это позволит установить быстрый контакт с родителями. А такие формы взаимодействия позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

СОВЕТ №17.

И еще: не надо думать, что родители чем-то обязаны школе. У родителей свой круг обязанностей и дел. Тем не менее, с каждым из них, даже если родитель избегает контактов с педагогами или просто не в состоянии активно участвовать в школьной жизни, надо пытаться построить партнерские отношения только потому, что его ребенок или дети ходят в эту школу. Именно такая установка и создает психологические предпосылки для сотрудничества.

СОВЕТ №18.

Помните: классный руководитель ответствен за воспитание душ своих учеников. О силе человеческого слова писал М.Пришвин: «В каждой душе живут слово, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». Звезды зажигают звезды. И воспитать в ученике яркую незаурядную личность может только такая же личность.

Памятка начинающему 
классному  руководителю

 Организация учебной деятельности класса

Уделяйте серьезное внимание учебной работе класса:

v 
Наладьте хорошие отношения с учителями, работающими
в классе.

v 
Введите систему  проверки дневников и требуйте от
родителей обязательной росписи в дневнике.  Контроль за успеваемостью лучше
вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную  беседу с
учеником, посетить урок по данному  предмету, встретиться с родителями  с целью
выработки наилучшего способа решения проблемы.

v 
Осторожно  оценивайте неудачи ученика, ведь он и
сам болезненно к ним относится, и имейте в виду, что ребенок не должен уходить
из школы обиженным на учителя.

v 
Ведите повседневный контроль за посещаемостью и
справками, заведите отдельный конверт для справок.

v 
Научитесь своевременно и четко заполнять журнал.

v 
Чаще бывайте на уроках других учителей в своем
классе, наблюдайте на различных уроках за ребятами, вырабатывайте навыки
ответственности и самостоятельности с первого дня, ведите строгий контроль  за
дежурством по школе, по классу и добивайтесь от всех выполнения обязанностей.

  Имейте
в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедайте педагогику
успеха      – она приносит хорошие результаты.

         Как
организовать взаимодействие с педагогами, работающими в классе.

Успешность воспитательного процесса в классе
невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими с
учащимися класса. Взаимодействуя с учителями- предметниками, классный
руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с
учащимися и коллективом.

    Возможные направления и формы взаимодействия между классным
руководителем и учителем- предметником:

  Классный руководитель:

·        
информирует учителя о психофизиологических
особенностях учащихся;

·        
изучает проблемы учеников в сфере «Учение»;

·        
поддерживает учащихся в учебном процессе, в
разрешении его учебных проблем;

·        
информирует учителя о неучебных (личностных,
межличностных, семейных) проблемах, если считает их значимыми в учебной деятельности;

·        
анализирует отношения учащихся класса с учителем,
помогает в налаживании отношений с классом и в случае конфликтной ситуации;

·        
по мере необходимости посещает уроки учащихся 
класса;

·        
оказывает содействие учителю в развитии
познавательного интереса учащихся класса к предмету через внеучебные формы
работы.

          Учитель:

·        
несет ответственность за усвоение учащимися
учебного материала;

·        
знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к
изучению предмета;

·        
готовит памятки- рекомендации, помогающие детям
овладеть учебной дисциплиной, например, «как подготовиться к сочинению», «как
успешно выполнить домашнее задание по физике» и т.д.

·        
своевременно информирует воспитателя  об учебных
проблемах учащихся;

·        
обсуждает с классным руководителем способы
разрешения проблем учащихся в сфере «Учение»;

·        
осуществляет индивидуальный подход к учащимся  в
организации и проведении занятий;

·        
с целью развития интересов у учащихся организует
внеучебную работу по предмету;

·        
по мере необходимости встречается с родителями
учащихся.

      Формы взаимодействия:

·        
текущие собеседования учитель  — классный
руководитель;

·        
собеседование  учитель  — классный руководитель  —
родитель;

·        
проблемные классные собрания, педагогические
советы, родительские собрания, медико-психолого-педагогические консилиумы, «круглые
столы», посвященные конкретному ученику или классу в целом»

·        
совместная организация познавательных дел.

Практические советы начинающему классному руководителю

 Обдумайте
возможность предварительного знакомства со  своим будущим классом.
Познакомьтесь с тем, как это делает Ш.А.Амонашвили (Амонашвили Ш.А.
Здравствуйте, дети! –М., 1983. С. 10-12. Заочное знакомство). Как изменится в
этом случае ситуация первой встречи с детьми?

 Как  добиться
эмоционального благополучия в классе? Перед тем как войти в класс, постарайтесь
добиться ощущения бодрости в теле, мобилизовать себя. Теперь можно входить в
класс. Начинайте действовать уверенно и спокойно.

 Найдите удобное
место и позу, меняйте свое положение, если оно вас почему- то не устраивает,
пока не почувствуете себя хорошо.

 Подумайте, не
мешает ли вам что-нибудь в вашем  теле. Руки – их некуда деть. Займите их
чем-нибудь  необходимым.

 Как
сформировать у себя  непрерывное, устойчивое внимание, навыки перераспределения
внимания, сосредоточения в общении?

 Чтобы внимание в классе в первые минуты не
рассеивалось, соберите его по «кругам внимания» (К.С. Станиславский):

         
сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый
круг» внимания);

         
постепенно расширяйтесь до группы учащихся
(«средний круг»);

         
теперь можно организовать «большой круг» внимания –
видеть весь класс. Как только почувствуете, что внимание рассеивается, начните
все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом
настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, родителей (объясните это
им), а также узнайте, что они думают по этому поводу.

 Предоставьте
ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

 Не подсказывайте
решение, а показывайте путь к нему, разбирайте с ребенком его правильные и
ложные шаги к цели.

 Не пропустите
момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте положительную оценку
поступка.

Как выражать неудовольствие поступками детей?

1.             
Можно выразить
неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.

2.             
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства,
какими бы непозволительными      они не были. Раз они возникли, значит, есть
причины.

3.             
Недовольство действиями ребенка не может возникать
то и дело — иначе это перерастает в неприятие ребенка.

4.             
Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку
ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря
на его оплошность.

5.             
Дайте понять, что когда неприятный разговор будет
окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

 Каковы главные
принципы и правила педагогического общения?

   Основные принципы общения с ребенком – безусловное принятие ребенка: исходное
положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями,
недостатками, промахами, бедами.

 Принимать ребенка
– это

v 
проявлять к нему терпимость, стремиться  понять его
и помочь ему;

v 
проявление уважения к личности и поддержание
чувства собственного достоинства в каждом («Уважать – душевно признавать
достоинства человека» (В.Даль.));

v 
осознание права личности быть непохожей на других;

v 
предоставление права на свободу выбора;

v 
оценка не личности ребенка, а его деятельности;

v 
владение способностью чувствовать (эмпатия),
понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с
его позиции;

v 
учитывать индивидуально- психологические и
личностные особенности ребенка.

Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения:

v 
проявлять педагогический такт (в каждом конкретном
случае применять метод, поддерживающий чувство собственного достоинства
ребенка);

v 
уметь слушать;

v 
уметь по внешним признакам определить состояние
ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с
вниманием и уважением, не прерывать собеседника;

v 
уметь говорить:

-владеть культурой речи (доступность,
образность, логичность высказывания, лаконичность);

-управлять голосом (интонация, дикция);

-управлять мимикой, жестами;

-ведение диалога, а не монолога;

-уметь управлять своим состоянием, чувствами.

Как подготовить и провести классный час

Классный час – одна из основных  форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему
быть – решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения,
доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится
долгожданной.

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие
в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них
системы отношений к окружающему миру.

 Выделяют следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

 Смысл просветительской функции состоит
в том, что кл. ч. позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены
в учебных программах. Какие это знания? Это сведения о событиях в стране и за
ее пределами, интересных людях и проблемах. Словом — обо всем, что волнует ребят,
заставляет их задуматься и переживать, можно вести  разговор на кл. ч.

 Ориентирующая функция классного часа заключается в формировании у учащихся определенных
отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей.

 Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический
опыт учащихся.

 Формирующая функция заключается в
формировании у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести
диалог, договариваться, аргументированно отстаивать свое мнение. Правильно
организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе,
положительное и действенное общественное мнение.

 У классного часа есть очевидные
преимущества перед другими формами внеклассной работы
:

— общение с учащимися в рамках классного часа
дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их
мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;

— результативность классного часа состоит в
том, что он может влиять на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного
или группы учащихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает
важнее мнения взрослого;

 — классный руководитель с помощью классного часа
 может создать определенные условия, с помощью которых он может 
спрогнозировать результативность воспитательной работы.

 Замечено, что воспитательный эффект классного
часа выше, когда  классный час  проводится регулярно, в специально
отведенное время
.

У каждого классного руководителя есть свои
«секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет
подготовительный этап.

 Подготовка классного часа  может строиться по
следующему плану:

— определение темы разговора с учащимися;

— формулировка целей и задач к. ч.;

— подбор необходимого материала и
оборудования;

— создание инициативной группы учащихся,
распределение поручений (если это       предусмотрено сценарием);

определение
целесообразности участия в классном  часе  других педагогов, родителей,
специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

 Традиционная
структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключение.

 Такая структура
позволяет проследить логику проведения классного  часа:  постановка проблемы во
вступлении, обсуждение в основной части,  принятие решения в заключении.

  Очень важно создать комфортный микроклимат в
классе, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать
свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми. Классный 
руководитель может предложить ребятам выработать правила общения  на
классном  часе:

С уважением относимся друг к
другу.

Любое мнение заслуживает
внимания.

Признаем право каждого на любой вопрос.

У каждого есть право быть выслушанным и
понятым. Пока один говорит, все слушают.

О своем желании высказаться сообщаем с помощью
поднятой руки.

В педагогической
практике хорошо зарекомендовали себя такие
формы проведения классного часа:

1.Беседа.

2.Дискуссия
(диспут
).
Позволяет вовлечь ребят в обсуждение
поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать
факты и явления, аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и
понимать иное мнение, позицию.

3.Сюжетно- ролевая игра – форма КТД
(коллективной творческой деятельности), позволяющая ученикам обсудить проблему,
повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с
помощью театра. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение
проблемы, выбор ситуации, распределение ролей, предварительное обсуждение
возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При планировании
ролевой игры учитель обязательно должен оставить время для обсуждения ее
участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения по
поводу спорных вопросов. Варианты проведения ролевых игр:  «инсценированный суд»,
«пресс-конференция», «спрашивали- отвечаем» и т.д.

4.Устный журнал— форма расширения и углубления
знаний  школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее
определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между
творческими группами учащихся.

5.Социально-культурный проект это самостоятельное исследование учащимися
различных социально- значимых проблем и создание социально- значимого
продукта.  Для осуществления проекта требуется время и соблюдение определенного
алгоритма действий:

изучение ситуации в социуме, школе, классе;

формирование социальной проблемы, в решении
которой класс может принять участие;

сбор  информации;

планирование;

формирование микрогрупп и назначение
ответственных;

практические действия;

определение приоритетов результативности;

групповой анализ выполнения поставленных задач.

6. «Мозговая атака»- один из способов быстрого
генерирования идей  (для решения конкретной проблемы или поиска ответа на
вопрос, например: «Как улучшить дежурство в классе?»). Правила проведения «мозговой
атаки» могут выглядеть следующим образом:

  Учитель фиксирует все мнения и идеи
учащихся.

  Если какое – либо предложение ученика
высказано не ясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его
поняли.

  Никого не заставляйте высказывать свое
мнение.

  Объясните детям, что при проведении «мозговой
атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.

  «Мозговая атака» заканчивается, когда все
идеи исчерпаны.

7.Большой интерес у учащихся вызывают классные
часы в
форме интеллектуальных
игр, конкурсов, путешествий, викторин
,
в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звездный час»,
«Что, где, когда», «Аншлаг», «Слабое звено», «Счастливый случай» и  т.д.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

(памятка для педагога)

Родительское
собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его
интересным и продуктивным? Эти советы могут оказаться особенно полезными
начинающему классному руководителю.

1. Для
проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и
постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было
запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2.
Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и
на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое
внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить
столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо
видели и слышали друг друга.

4.
Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще
недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе
с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать
верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы;
отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг
друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6.
Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите
регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе
собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия
родителей.

8. Сделать
общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

 9. При
обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт
наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и
совета школы.

10.
Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила  поведения
 классного  руководителя  на  родительском  собрании

1.
Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с
родителями.

2. С
помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать
ваше уважение и внимание к ним.

3.
Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее
волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи,
одни дети.

4.
Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы
родители всех учеников — и  благополучных, и детей  группы риска — ушли с
собрания с верой в своего ребенка.    

5. Результатом
вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность
родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу
поддержку и помощь других учителей школы.

Необходимым  элементом  проектирования  собственной  деятельности  классного
руководителя  является  разработка  и  составление  плана  воспитательной  работы.

  План
воспитательной работы становится не формальным набором мероприятий в том
случае, когда он создается в процессе тесного творческого, заинтересованного
общения учителя со своими воспитанниками, родителями.

         
Варианты  совместного  с
учащимися  планирования
 могут
быть самыми разнообразными:

1.
Микропрактикум  «Подумаем вместе
»   —  Класс разбивается на 4
группы (по количеству четвертей в году). В каждой группе выбирается
координатор. В ходе жеребьевки координаторы групп определяют четверть, которую
им  предстоит спланировать. Причем  мероприятия в плане должны быть  представлены
по направлениям: учеба, спорт, досуг, общение и т.д. Учащиеся сами определяют, кто
отвечает за проведение конкретного дела. По окончании работы группы  представляют
свои  предложения на листах ватмана и защищают их.

2. «Солнечный
 круг»
  —  На  листе ватмана нарисовано солнышко с лучиками. К ним
классный руководитель прикрепляет записки с заранее написанными формами  внеклассных
 мероприятий (викторины, классные часы, классные собрания, диспуты, праздники и
пр.) причем прикрепляются  они  чистой стороной вверх, чтобы дети не видели,
что на них написано. Ребята снимают  записочки и объединяются в группы
(например, диспуты, праздники, соревнования  и пр.). В группе выбирается  координатор.
В течение 20-25 минут дети должны придумать содержание данного мероприятия.
Свои  мини-проекты  группы сдают в жюри «Важных дел»,  куда войдут по одному  представителю
от каждой группы  и  классный  руководитель (можно привлечь родителей). Жюри
анализирует  мини- проекты  и определяет, какие отвечают  критериям:
занимательность, полезность дела. Результаты  работы  жюри  доводятся  до
сведения коллектива, лучшие проекты  вносятся  в план работы класса, а авторы
получают  возможность его реализовать. Затем в конце четверти или года лучшие
проекты и его авторы награждаются призами.

    Для
определения большей  результативности  плана  воспитательной  работы  в конце
учебного года  можно провести  
анкетирование  учащихся  и  родителей  класса с целью  выяснения  их отношения  к классным
делам и  пожеланий  на следующий учебный год. Примерные вопросы  анкет:  какие
мероприятия понравились, какие нет – почему?; в  каких  мероприятиях  принимали
 участие, в каких нет, но хотели бы?;  что можете предложить, какие  мероприятия
 включить в  план  будущего  года,  на что обратить внимание  классного
руководителя?

Методист
РМК                                                                                                                             Мажирина
И.Н.

Если Вы хотите связать свою жизнь с образованием и воспитанием, то классное руководство — это необходимый опыт, через который вам обязательно надо пройти. И для того, чтобы он прошёл максимально эффективно и приятно для всех участников образовательного процесса, прислушайтесь к рекомендациям от специалистов Института Воспитания и Обрсоюза.

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства.

Для ребёнка нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это его способ познавать мир и стремление, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому. Важно дать понять детям, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.

Каждый родитель также может стремиться к тому, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы и родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем, конечно, не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства — и в том числе для вас.

Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в свободное от неё время, то есть когда работа заканчивается.

Создайте для родителей правила общения, например:

  • Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;

  • После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;

  • К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;

  • Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.

Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно их не нарушать, и быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время.

Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.

2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

Дети должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Правила для детей могут быть такими:

  • Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.

  • Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.

  • Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.

  • Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя в целях безопасности.

Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их можно было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.

Алгоритмы взаимодействия для детей:

  • В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.

  • Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.

  • Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.

  • Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.

  • Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.

  • Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.

  • Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.

Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия нарушений.

Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать. Но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.

3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка.

Тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.

Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу.

Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов.

Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с\ ребёнком сложившуюся ситуацию.

4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями

У вас может возникнуть такое желание это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому, что нужно просто выплеснуть негативные эмоции.

Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете.

Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями. Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.

5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий

Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.

Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.

6. Признавайте свою вину и просите прощения

Ошибки совершают все! Иногда мы теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят, и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться.

Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.

Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки.

7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции

Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять — вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.

Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно — половину родительского коллектива. Ваша задача — в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.

8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми

Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых.

Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу — дети сами найдут эффективные способы решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.

9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

Это очень важный пункт, которым многие пренебрегают. Дело в том, что если «Коля ударил Васю», а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с «мамой Васи». Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга.

В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.

10. Играйте с детьми и шутите

Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.

Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. А для педагога – это почти панацея от профессионального выгорания.

11. Избегайте рутины

Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.

12. Не живите только работой и не жалейте себя

Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:

  • «У меня нет времени на семью!»

  • «Сначала уроки, потом классное руководство, уношу тетрадки домой, не высыпаюсь!»

  • «У меня в классе сложные дети, я схожу от них с ума!»

Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие!

Помните, что по-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым!

Файл: 

Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет


Несколько эффективных стратегий преподавателя…

18 сентября 2017

Статья ориентирована на педагогов средней школы, однако может быть актуальна и для других преподавателей, и даже для родителей.

Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы ученики доверяли ему и при этом уважали.

начальная школа2

Для начала давайте подумаем, каким людям доверяете вы? Кого вы сами считаете авторитетом, специалистом в своей области? Предлагаю вам вспомнить примеры из своей жизни. Как хорошие, когда вы поняли, что можете доверять кому-то больше. Так и плохие, когда вы разочаровались и отдалились от человека. Для нашего мысленного эксперимента будет полезнее, если вы вспомните ситуации из школьной жизни, моменты взаимодействия с вашими педагогами.

Несколько эффективных стратегий преподавателя:

  • Вы искренне сочувствуете ученикам. Это значит, что вы видите, признаете и понимаете их чувства. При этом не обязательно всегда становиться на сторону учеников, все прощать и даже отменять контрольную работу.

  • Вы уважаете мнения учеников. Да, они еще дети, их мнение может много раз поменяться. Но сейчас они действительно могут думать определенным образом и верить в то, что говорят.

  • Вы последовательны и предсказуемы для своих учеников. А также для их родителей. У вас не семь пятниц на неделе, и вы не меняете правила по ходу игры. Это относится ко всему спектру взаимодействия с учениками: работе на уроках, проверке работ, выставлению оценок и многому другому. Чем лучше ученики представляют, чего от вас ожидать, тем лучше они себя чувствуют у вас на уроках. Тем выше доверие к вам как к учителю. Даже если у вас строгие правила.

  • Ваши правила прозрачны. Например, вы цените спонтанный ответ у доски выше, чем заготовленные задания. Или, наоборот, большая домашняя работа будет вами оценена выше, чем труд ученика в классе. Пусть ученики знают о ваших предпочтениях.

  • Вы поощряете вопросы от учеников и обратную связь по поводу занятий. Если ученикам не страшно спросить то, что они не поняли, это существенно повышает градус доверия к учителю. Звучит очень просто, но на самом деле детям и подросткам нужно очень много смелости, чтобы признаться в том, что они что-то не поняли. Поэтому вы можете активно поддерживать тех, кто спрашивает, используя разные приемы. Например, благодарить за вопросы, играть в «данетки» в классный час и проч.

  • Вы признаете свои ограничения, в том числе в знаниях. Буквально это значит, что на некоторые вопросы вы не знаете ответ. И можете об этом сказать ученикам. Вместо того чтобы выдумать ответ или переводить разговор на другую тему, можете сказать, что вам нужно время, чтобы подготовиться.

  • Вы признаете свои ошибки. Если будете открыты к обратной связи от учеников, рано или поздно вам скажут, что вы были в чем-то неправы. Это может показаться возмутительным, но также это может быть правдой. Когда педагог признает свою ошибку перед учениками, отношения с ними выходят на новый уровень. Признать ошибку. Извиниться. Продолжить диалог. Вы не робот, а живой человек и можете ошибаться.

  • Вы уважаете личные границы, как свои, так и учеников. Есть вопросы и темы, которые вы не готовы или не хотите обсуждать. Вы можете сообщить ученикам, что не хотите отвечать на вопрос. Так же и по отношению к детям: могут быть вопросы, на которые им неловко отвечать (при всех или даже тет-а-тет), личная информация про учеников, которую не стоит распространять без необходимости внутри класса и среди педагогов, летающие по классу записки, которые не стоит зачитывать вслух.


Читайте по теме: Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками


Какие действия педагога могут разрушать доверие и авторитет?

  • Необъективность оценок. Все ученики по-разному относятся к предмету, и наверняка есть те, кто с большим прилежанием выполняет задания. Когда учитель перестает замечать ошибки отличников, это замечают остальные дети. Когда учитель подразумевает, что ребенок по умолчанию хорошо знает предмет и не спрашивает его, других детей это очень задевает. Так же как выставление плохих оценок, когда педагог ориентируется на прошлый опыт.

  • Пренебрежение аргументами. Например, учитель говорит: «Ты пока молод и неопытен, поэтому тебя никто не будет слушать», «Вырастешь – поймешь». Эти фразы как бы говорят ребенку, что его мысли никого не интересуют. Найдите другие формы выразить свое мнение в более уважительном ключе.

  • Стать «своим». Бывает, когда учитель объединяется с учениками против школы как целого или против других учителей. Это может выражаться в посвящении детей во «внутреннюю кухню» школы, осуждении при детях действий других преподавателей и т. д. Для учеников вы часть школы, и, когда вы «играете» против школы, это снижает ваш авторитет. Сюда же относятся общие секреты с детьми от других преподавателей, родителей.

  • «Доброта» преподавателя. Например, учитель сначала напугал контрольной, потом ее снисходительно отменил. Когда педагог завышает оценки, прощает недочеты для того, чтобы заслужить хорошее отношение учеников, это производит обратный эффект.

  • Конкуренция с детьми. Одна из самых сложных ошибок, потому что люди в целом редко замечают, что конкурируют. Например, педагог говорит, что знает предмет лучше ученика, и в доказательство этому «заваливает» ученика вопросами, когда тот достаточно хорошо ответил. Стоит обратить внимание на действия педагога, когда он демонстрирует свое превосходство над учениками.

  • Создание сверхблизких отношений с учениками. В отношениях с учениками важно сохранять некоторую дистанцию. Для каждого педагога эта дистанция будет своя. Но создание даже теплых дружеских отношений, походы в кафе и кино с одним-двумя учениками разрушительно действуют на учительский авторитет.

  • Распространение личной информации об учениках. Ученики могут поделиться с педагогом чем-то личным, например ситуацией, которая сложилась в семье, или прошлым опытом. Не стоит использовать эту информацию против ребенка: обсуждать с учителями, при всем классе или даже как аргумент в беседе тет-а-тет с этим же ребенком. Например: «Ты же говорил, что у тебя родители мало зарабатывают. Учись лучше, и не будет у тебя в семье проблем с деньгами». Так не стоит говорить, даже если вы уверены, что это так.

Это были некоторые идеи, как можно сохранить авторитет и доверие учеников, а также исправить ошибки преподавателей. Кроме этого, предлагаю вернуться к результату нашего мысленного эксперимента. Что из вашего ученического опыта подтверждает вышесказанное? Какие были истории и ситуации, которые говорят о важности чего-либо другого? 

Памятка начинающему классному руководителю

Организация учебной деятельности класса

Уделяйте серьезное внимание учебной работе класса:

  • Наладьте хорошие отношения с учителями, работающими в классе.

  • Введите систему проверки дневников и требуйте от родителей обязательной росписи в дневнике. Контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по данному предмету, встретиться с родителями с целью выработки наилучшего способа решения проблемы.

  • Осторожно оценивайте неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имейте в виду, что ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя.

  • Ведите повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведите отдельный конверт для справок.

  • Научитесь своевременно и четко заполнять журнал.

  • Чаще бывайте на уроках других учителей в своем классе, наблюдайте на различных уроках за ребятами, вырабатывайте навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, ведите строгий контроль за дежурством по школе, по классу и добивайтесь от всех выполнения обязанностей.

Имейте в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедайте педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.

Как организовать взаимодействие с педагогами, работающими в классе.

Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими с учащимися класса. Взаимодействуя с учителями- предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Возможные направления и формы взаимодействия между классным руководителем и учителем- предметником:

Классный руководитель:

  • информирует учителя о психофизиологических особенностях учащихся;

  • изучает проблемы учеников в сфере «Учение»;

  • поддерживает учащихся в учебном процессе, в разрешении его учебных проблем;

  • информирует учителя о неучебных (личностных, межличностных, семейных) проблемах, если считает их значимыми в учебной деятельности;

  • анализирует отношения учащихся класса с учителем, помогает в налаживании отношений с классом и в случае конфликтной ситуации;

  • по мере необходимости посещает уроки учащихся класса;

  • оказывает содействие учителю в развитии познавательного интереса учащихся класса к предмету через внеучебные формы работы.

Учитель:

  • несет ответственность за усвоение учащимися учебного материала;

  • знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к изучению предмета;

  • готовит памятки- рекомендации, помогающие детям овладеть учебной дисциплиной, например, «как подготовиться к сочинению», «как успешно выполнить домашнее задание по физике» и т.д.

  • своевременно информирует воспитателя об учебных проблемах учащихся;

  • обсуждает с классным руководителем способы разрешения проблем учащихся в сфере «Учение»;

  • осуществляет индивидуальный подход к учащимся в организации и проведении занятий;

  • с целью развития интересов у учащихся организует внеучебную работу по предмету;

  • по мере необходимости встречается с родителями учащихся.

Формы взаимодействия:

  • текущие собеседования учитель — классный руководитель;

  • собеседование учитель — классный руководитель — родитель;

  • проблемные классные собрания, педагогические советы, родительские собрания, медико-психолого-педагогические консилиумы, «круглые столы», посвященные конкретному ученику или классу в целом»

  • совместная организация познавательных дел.

Практические советы начинающему классному руководителю

Обдумайте возможность предварительного знакомства со своим будущим классом. Познакомьтесь с тем, как это делает Ш.А.Амонашвили (Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! –М., 1983. С. 10-12. Заочное знакомство). Как изменится в этом случае ситуация первой встречи с детьми?

Как добиться эмоционального благополучия в классе? Перед тем как войти в класс, постарайтесь добиться ощущения бодрости в теле, мобилизовать себя. Теперь можно входить в класс. Начинайте действовать уверенно и спокойно.

Найдите удобное место и позу, меняйте свое положение, если оно вас почему- то не устраивает, пока не почувствуете себя хорошо.

Подумайте, не мешает ли вам что-нибудь в вашем теле. Руки – их некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым.

Как сформировать у себя непрерывное, устойчивое внимание, навыки перераспределения внимания, сосредоточения в общении?

Чтобы внимание в классе в первые минуты не рассеивалось, соберите его по «кругам внимания» (К.С. Станиславский):

  • сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый круг» внимания);

  • постепенно расширяйтесь до группы учащихся («средний круг»);

  • теперь можно организовать «большой круг» внимания – видеть весь класс. Как только почувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, родителей (объясните это им), а также узнайте, что они думают по этому поводу.

Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Не подсказывайте решение, а показывайте путь к нему, разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте положительную оценку поступка.

Как выражать неудовольствие поступками детей?

  1. Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.

  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они не были. Раз они возникли, значит, есть причины.

  3. Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело — иначе это перерастает в неприятие ребенка.

  4. Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

  5. Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Каковы главные принципы и правила педагогического общения?

Основные принципы общения с ребенком – безусловное принятие ребенка: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами.

Принимать ребенка – это

  • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;

  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом («Уважать – душевно признавать достоинства человека» (В.Даль.));

  • осознание права личности быть непохожей на других;

  • предоставление права на свободу выбора;

  • оценка не личности ребенка, а его деятельности;

  • владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции;

  • учитывать индивидуально- психологические и личностные особенности ребенка.

Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения:

  • проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство собственного достоинства ребенка);

  • уметь слушать;

  • уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника;

  • уметь говорить:

-владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность);

-управлять голосом (интонация, дикция);

-управлять мимикой, жестами;

-ведение диалога, а не монолога;

-уметь управлять своим состоянием, чувствами.

Как подготовить и провести классный час

Классный час – одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему быть – решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится долгожданной.

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Выделяют следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Смысл просветительской функции состоит в том, что кл. ч. позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены в учебных программах. Какие это знания? Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Словом — обо всем, что волнует ребят, заставляет их задуматься и переживать, можно вести разговор на кл. ч.

Ориентирующая функция классного часа заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический опыт учащихся.

Формирующая функция заключается в формировании у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести диалог, договариваться, аргументированно отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.

У классного часа есть очевидные преимущества перед другими формами внеклассной работы:

— общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;

— результативность классного часа состоит в том, что он может влиять на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы учащихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого;

— классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.

Замечено, что воспитательный эффект классного часа выше, когда классный час проводится регулярно, в специально отведенное время.

У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.

Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:

— определение темы разговора с учащимися;

— формулировка целей и задач к. ч.;

— подбор необходимого материала и оборудования;

— создание инициативной группы учащихся, распределение поручений (если это предусмотрено сценарием);

определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

Традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключение.

Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми. Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:

С уважением относимся друг к другу.

Л юбое мнение заслуживает внимания.

Признаем право каждого на любой вопрос.

У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все слушают.

О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя такие формы проведения классного часа:

1.Беседа.

2.Дискуссия (диспут).Позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.

3.Сюжетно- ролевая игра – форма КТД (коллективной творческой деятельности), позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театра. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение проблемы, выбор ситуации, распределение ролей, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При планировании ролевой игры учитель обязательно должен оставить время для обсуждения ее участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения по поводу спорных вопросов. Варианты проведения ролевых игр: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали- отвечаем» и т.д.

4.Устный журнал— форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.

5.Социально-культурный проект— это самостоятельное исследование учащимися различных социально- значимых проблем и создание социально- значимого продукта. Для осуществления проекта требуется время и соблюдение определенного алгоритма действий:

изучение ситуации в социуме, школе, классе;

формирование социальной проблемы, в решении которой класс может принять участие;

сбор информации;

планирование;

формирование микрогрупп и назначение ответственных;

практические действия;

определение приоритетов результативности;

групповой анализ выполнения поставленных задач.

6. «Мозговая атака»- один из способов быстрого генерирования идей (для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос, например: «Как улучшить дежурство в классе?»). Правила проведения «мозговой атаки» могут выглядеть следующим образом:

Учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся.

Если какое – либо предложение ученика высказано не ясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли.

Никого не заставляйте высказывать свое мнение.

Объясните детям, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.

«Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

7.Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звездный час», «Что, где, когда», «Аншлаг», «Слабое звено», «Счастливый случай» и т.д.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Эти советы могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Необходимым элементом проектирования собственной деятельности классного руководителя является разработка и составление плана воспитательной работы.

План воспитательной работы становится не формальным набором мероприятий в том случае, когда он создается в процессе тесного творческого, заинтересованного общения учителя со своими воспитанниками, родителями.

Варианты совместного с учащимися планирования могут быть самыми разнообразными:

1. Микропрактикум «Подумаем вместе» — Класс разбивается на 4 группы (по количеству четвертей в году). В каждой группе выбирается координатор. В ходе жеребьевки координаторы групп определяют четверть, которую им предстоит спланировать. Причем мероприятия в плане должны быть представлены по направлениям: учеба, спорт, досуг, общение и т.д. Учащиеся сами определяют, кто отвечает за проведение конкретного дела. По окончании работы группы представляют свои предложения на листах ватмана и защищают их.

2. «Солнечный круг» — На листе ватмана нарисовано солнышко с лучиками. К ним классный руководитель прикрепляет записки с заранее написанными формами внеклассных мероприятий (викторины, классные часы, классные собрания, диспуты, праздники и пр.) причем прикрепляются они чистой стороной вверх, чтобы дети не видели, что на них написано. Ребята снимают записочки и объединяются в группы (например, диспуты, праздники, соревнования и пр.). В группе выбирается координатор. В течение 20-25 минут дети должны придумать содержание данного мероприятия. Свои мини-проекты группы сдают в жюри «Важных дел», куда войдут по одному представителю от каждой группы и классный руководитель (можно привлечь родителей). Жюри анализирует мини- проекты и определяет, какие отвечают критериям: занимательность, полезность дела. Результаты работы жюри доводятся до сведения коллектива, лучшие проекты вносятся в план работы класса, а авторы получают возможность его реализовать. Затем в конце четверти или года лучшие проекты и его авторы награждаются призами.

Для определения большей результативности плана воспитательной работы в конце учебного года можно провести анкетирование учащихся и родителей класса с целью выяснения их отношения к классным делам и пожеланий на следующий учебный год. Примерные вопросы анкет: какие мероприятия понравились, какие нет – почему?; в каких мероприятиях принимали участие, в каких нет, но хотели бы?; что можете предложить, какие мероприятия включить в план будущего года, на что обратить внимание классного руководителя?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бивак полио инструкция по применению официальная инструкция
  • Севастопольская транспортная прокуратура руководство
  • Как подать заявку на ипотеку в сбербанке онлайн пошаговая инструкция
  • Синекод при сухом кашле у ребенка инструкция
  • Пармидин инструкция по применению таблетки цена