Классное руководство как педагогическая деятельность

Цели, принципы, направления и задачи классного руководства как педагогической деятельности.

Цели – то к чему стремятся, чего хотят достичь.

Принципы — основные идеи, следование которым помогает достичь поставленной цели.

Направления — линии движения чего-либо.

Задачи педагогической деятельности — осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе плана необходимых  действий.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно- практического опыта от поколения к поколению.

Нам сегодня необходимо разобраться в сложившейся социально-общественной ситуации, которая определила для нас то, чего хочется обществу достичь в процессе воспитания, какими идеями для достижения результата необходимо руководствоваться, в каком направлении двигаться и каким должен быть план действий для эффективной передачи практического опыта подрастающему поколению.

Классное руководство в современном понимании – это деятельность педагогического работника, которому передан функционал по реализации воспитательного процесса в конкретном классе с конкретным ребенком.

Какого результата в своей педагогической деятельности нам необходимо достичь?

Для начала давайте обратимся к тем вызовам общества, которые и заставили нас сегодня говорить о процессе воспитания.

Видео

Вот они вызовы современного времени, вот оно общество, в котором мы с вами живем. И, действительно, время изменений наступило. И эти изменения происходят уже сейчас.

Сформулирована единая цель воспитательной деятельности для всей страны, выделены ключевые и актуальные направления воспитательного процесса, составлено описание необходимых действий для достижения этого результата.

Все сформулировано документально:

Одна страна одна и цель воспитания для всей страны – ФЗ от 29 дек 2012 №273 ФЗ «Об образов в РФ»

Указ президента РФ от 7 мая 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024»

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025

В данных документах сформулирована одна цель воспитания для всей страны – развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Слова и словосочетания этой цели – это и есть  направления нашей работы

В примерной программе воспитания сформулирована возможная цель воспитания в общеобразовательных организациях.

Она заключается в развитии обучающихся, проявляющаяся в усвоении ими знаний, основных норм, которые общество выработало на основе нравственных ценностей (т.е. усвоении ими социально значимых знаний).

В развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений).

В приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Базовые ценности российского общества:

Семья, труд, отечество, природа, мир, культура, знания, здоровье, человек.

В примерной программе воспитания выделены целевые приоритеты – те действия, которым необходимо педагогу уделить наибольшее внимание. Например, на уровне начального общего образования это создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

На уровне основного общего образования – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников.

На уровне среднего общего образования — создание благоприятных условий для приобретения школьниками опята осуществления социально значимых дел.

Любая деятельность, особенно воспитательная, должна основываться на определенных принципах для достижения результата, но, к сожалению, точно так же как, накапливались вызовы нашего общества к системе образования, параллельно шло формирование бессодержательного классного руководства.

Классный руководитель превратился в администратора, который контролирует, фиксирует, сообщает, но не помогает, развивает, поощряет.

Давайте вспомним эту знакомую картинку, которая до сих пор наблюдается в каждой школе.

Видео

Педагогу, которому доверено осуществлять личностно-развивающую функцию, необходимо принятие существующих педагогических принципов:

Принцип коллегиальности – современные дети не воспринимают нормы и догмы, пришедшие извне, необходимо вырабатывать вместе со своими воспитанниками нормы жизни маленького коллектива под названием класс.

Принцип требовательности и уважения – высокая требовательность к воспитаннику органически сочетается с уважением его человеческого достоинства.

Принцип системности, принцип целесообразности и  природосообразности – выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Принцип открытости, коммуникативности, диалогичности выступает в качестве коммуникативного моста, соединяющего обучающихся с миром общечеловеческой культуры.

Принцип целостности и последовательности – классный руководитель осуществляет деятельность по определенной программе и имеет план деятельности.

Лучше всего, чтобы этот план был согласован с другими специалистами школы – логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.

Приоритетные задачи деятельности по классному руководству соответствующие государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся представлены в письме министерства РФ от  12 мая 2020 г. (№ ВБ-1011/08) «О методических рекомендациях»:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе

Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития

Формирование внутренней позиции личности обучающегося

Формирование у обучающихся активной гражданской позиции

Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества

В рамках реализации образовательных задач в процессе педагогической деятельности классный руководитель самостоятельно выбирает формы, технологии работы с обучающимися и родителями.

Эти формы нам хорошо известны –

Индивидуальные (консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

Групповые (ролевые игры, дебаты, проекты, творческие группы, органы самоуправления)

Коллективные (классные часы, конкурсы, квесты, родительские собрания, игры)

У каждого из нас в арсенале есть интересные формы достижения тех или иных воспитательных целей.

Вызовы, которые у нас с вами сейчас они не ложные, они самые настоящие, они требуют использовать более активные формы, позволяющие вместе с ребятами сформировать нормы и правила, найти выходы из сложившейся ситуации, вместе с ними создавать план воспитательной работы.

Классное
руководство как организационная форма работы с учениками.

 Классное
руководство – особая организационная форма, традиционно возникшая и
укрепившаяся в российском школьном воспитании, не потерявшая своего огромного
предназначения даже при социально-психологических изменениях в системе
общественного образования.

Должностная
фигура классного руководителя возникает в воспитательном процессе там и тогда,
где и когда рождается осознанная потребность в индивидуальности как
культурно-социальной ценности, появляется необходимость позаботиться об
индивидуальном развитии каждого ребенка и посодействовать максимальному
развитию личностных особенностей и способностей каждого растущего человека.

Классный
руководитель курирует стратегическую  задачу развития индивидуальности
школьника, поскольку он является педагогом группы и непосредственно может
прослеживать духовное развитие каждого ребенка. Духовный мир школьника и есть
область профессиональной работы классного руководителя.

Педагог в роли
классного руководителя обеспечивает благоприятное преломление влияний
общешкольной воспитательной системы на индивидуальность. Такое назначение
реализуется благодаря следующим функциям:


индивидуализация восприятия школьником средового окружения (школьного,
семейного, социального);


индивидуализация деятельности школьника;

— оказание
педагогической помощи в разрешении индивидуальных проблем жизни и коррекционное
влияние благодаря этому;


индивидуализация осмысления школьником жизни и положения в мире своего индивидуального
«Я»;


диагностирование индивидуального духовного развития личности школьника.

Разумеется,
профессиональная работа протекает в рамках групповой деятельности и лишь
благодаря организации групповой деятельности как фактора
социально-психологического климата оказывается возможным исполнение указанных
функций.

Содержанием
классного руководства являются проблемы жизни. Если сопоставить
профессиональную работу преподавателя группы и педагога группы, то образно
можно было бы сказать, что преподаватель школьных дисциплин вводит ребенка в
мир современной науки, а классный руководитель вводит ребенка в жизнь на ее
современном высоком уровне культуры.

Содержательное
классное руководство слагается из работы по организации жизнедеятельности детей
как постоянного разрешения жизненных проблем. В такой постановке вопроса нет
ничего удивительного, ибо человек на земле ежедневно и ежечасно решает
проблемы, в отличие от животных. Дети могут не видеть проблемы там, где она
таится. Классный руководитель ставит вопросы жизни, привносит в повседневную
реальность ценностный взгляд на происходящее, научает детей видеть и решать
самостоятельно жизненные вопросы своего существования в семье, обществе, школе.

Роль классного
руководителя чрезвычайно важная, так как увидеть проблему жизни и тем более ее
решение, не под силу школьнику. За куклами, велосипедами, тетрадями, отметками
проблема обнаруживается лишь тогда, когда педагогу удается:

— подняться над
конкретным фактом, обнаружить в нем определенное явление жизни;

— разглядеть за
явлением жизни закономерность;

— из
закономерности жизни извлечь норму человеческой жизни.

Профессиональными
задачами классного руководителя с этих обозначенных позиций становятся
обустройство школьной жизнедеятельности группы, организация предметной разнообразной
деятельности группы, а также организации постоянного духовного осмысления
жизни, как общечеловеческой, социальной, так и личной, индивидуальной. В
процессе выполнения этих задач классный руководитель, прослеживая
воспитательные влияния на школьника всей совокупности социально-психологических
воздействий, выделяет задачу индивидуальной работы со школьником как
педагогический корректив и педагогическая поддержка.

         Обустройство школьной
жизнедеятельности обеспечивает наилучшие условия пребывания ребенка в школьном
доме, поэтому необходимо хорошо продумать расположение детей в классном
кабинете, проанализировать оптимальный характер расписания занятий, определить
места для хранения одежды, учебных принадлежностей и учебного оборудования, продумать
процедуру школьного завтрака, расположения туалетных комнат и правил
пользования ими, создать благоприятный для психологического самочувствия
интерьер школьных помещений, утвердить высокие требования культуры к школьному
платью, обуви и гигиене ухода за телом. Обо всем этом заботится классный
руководитель, прослеживая жизнедеятельность каждого ученика своей группы.

Предметная
разнообразная деятельность вовлекает детей в круг разнообразных связей с миром,
поэтому классный руководитель курирует учебно-познавательный процесс группы,
организует трудовую деятельность детей по сохранению материальных ценностей
школы и преумножению их, вовлекает детей в широкую физкультурную деятельность и
содействует участию в спортивной деятельности, привлекает и организует художественную
деятельность (восприятие художественных произведений и художественная
самодеятельность). Несомненно, педагога заботит качественный результат
предметной деятельности, однако результативность тесно связывается с высокой
мотивацией, поэтому в ходе организации предметной деятельности классный
руководитель одинаково серьезно беспокоится и о мере качественного результата,
и о характере ценностной мотивации.

Духовная
активность детей по осмыслению проблем жизни протекает в контексте всей
школьной жизнедеятельности: когда составляется план работы группы, когда
оценивается происходящее, разрешаются школьные коллизии, когда обсуждается
событие, но также и в моменты социально организованных групповых дискуссий, на
которых выделяется, формулируется и анализируется какой-либо вопрос жизни.
(Такого рода занятия называются воспитательными мероприятиями, иногда их
называют часами общения, порой они значатся в системе школьного воспитания как
«классный час».).

Наблюдая за
деятельностью и поведением детей, оценивая качество предметного результата
деятельности, педагог прослеживает индивидуальное развитие каждого ребенка.
Педагогическое наблюдение —  самый верный, надежный и доступный способ
характеристики развития детей. Его, этот способ, классный руководитель
дополняет серией специальных рабочих диагностик, помогающих уточнить тенденции
духовного развития учеников. Выявление таких характеристик и индивидуальное
влияние на школьника  протекают как единый акт профессиональной деятельности
классного руководителя. В систему индивидуальных влияний входят индивидуальные
беседы с ребенком и его родителями, особые задания и акцентированные оценки
происходящего в школе или обществе, помощь школьнику в самооценке, в
составлении личных планов и определении перспектив, а также психологическая
поддержка.

Необходимо
выделить особую сторону работы классного руководителя, связанную с тем, что ему
приходится постоянно взаимодействовать со всеми преподавателями, работающими во
вверенной классному руководителю группе. Своеобразная координация
педагогических влияний обусловлена тем, что классный руководитель наиболее
близок к ученикам, он хорошо знает обстоятельства их жизни, социальные семейные
особенности, знает и особенности личностного и психологического плана каждого
ученика. Сложные этические отношения возникают порой, когда классный
руководитель, исходя из интересов ребенка, пытается корректировать работу
преподавателей. Поэтому классный руководитель должен обладать тонким искусством
профессионального общения, владеть методиками профессионального взаимодействия.

Основная
документация и профессиональный инструментарий классного руководителя состоят
из программы воспитания школьников (возрастная модификация), плана
воспитательной работы с группой, диагностических материалов и картотеки
персональных сведений об учениках и их личностном развитии.

Должностная роль
классного руководителя предъявляет к его личности некоторые особые требования.
Личностное развитие самого педагога группы должно быть достаточно высоким.
Ключевыми образованиями, допускающими успешность выполнения данной роли,
являются интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Благодаря
этим личностным образованиям классный руководитель с увлечением станет
исполнять возложенную на него должностную роль. А благодаря дополнительному
профессиональному образованию (философское, психологическое, эстетическое  в их
прикладном значении) классному руководителю удается достичь реальных
воспитательных результатов.

В настоящее время
институт классного руководства расширяется и видоизменяется: появляются так
называемые «освобожденные классные руководители» (освобожденные от
преподавательской деятельности), кураторы (педагог двух-трех старших классов
или одного младшего и одного старшего классов), наставники, классные дамы,
воспитатели группы. Заметна тенденция к изменению устойчивой традиционной формы
классного руководства в практике воспитания школьника. Одно остается неизменным
– это необходимость в профессиональной педагогической поддержке
индивидуальности школьника, надобность в старшем компетентном друге для
подрастающих детей.

Исходя из функций
классного руководителя, можно выделить две группы критериев (показателей)
эффективности его работы.

Первая группа –
результативные критерии, показывающие насколько эффективно реализуются целевые
и социально-психологические функции. Результативные критерии отражают тот
уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

Вторая группа –
процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции классного
руководителя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение
педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его
работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения
учащихся он организует.      

Таким образом, эффективен
такой труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и
результативные показатели. При этом приоритетом в работе служат позитивные
изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем
велика роль и процессуальных показателей – тех средств воздействия и той
атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов. В
школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного
руководителя по внешним и формальным показателям – успеваемость, документация,
оформление кабинета и т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическое
мастерство и авторитет учителя у детей, родителей и коллег.

От стиля
руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом
зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между
собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как
равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений,
поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе
непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и
взаимопомощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
– М., 2003.

2.     Аксенова Л.И. и др.
Специальная педагогика. – М., 2005.

3.     Аникеева Н.П. Психологический
климат в коллективе – М., 2008.

4.     Байкова Л.А., Гребенкина Л.К.
Методика воспитательной работы. – М., 2005.

5.     Бордовская Н.В., Реан А.А.
Педагогика. – С-П., 2001.

6.     Буре Р.С., Островская Л.Ф.
Воспитатель и дети – М., 2007.

7.     Выготский Л.С. Педагогическая
психология. – М., 2005.

8.     Денисенкова Н.С.
Педагогический коллектив школы. – М., 2004.

9.     Колесникова И.А., Борытко
Н.М. и др. Воспитательная деятельность педагога. – М., 2005.

10. Коротов В.М. Введение в общую
теорию развития личности. – М., 2005.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития
психики. – М., 2003.

12. Маленкова Л.И. Теория и
методика воспитания. – М., 2003.

13. Мудрик А.В. Социальная педагогика.
– М., 2005.

14. Мясищев В.Н. Психология
отношений. – М., 2003.

15. Нартова-Басавер С.К.
Психология личности и межличностных отношений. – М., 2001.

16. Новикова Л.И. Школа и среда.
– М., 2005

17. Орлов А.А., Агафонова А.С.
Введение в педагогическую специальность. – М., 2005. –

18. Основы педагогического
мастерства. Методические рекомендации. Под ред. И.А. Зезюна, Киев, 2003.

19. Рубинштейн М.М. Проблема
учителя. – М., 2005.

20. Щуркова Н.Е. Классное
руководство (теория, методика, технология). — М., 2001.

21. Щуркова Н.Е. Классное
руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.

Библиографическое описание:


Шкарин, Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14885/ (дата обращения: 24.09.2023).

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.

На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

В пособие Рожкова М. И. «Классному руководителю» приводиться следующие определение: классный руководитель — педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.

Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:

1.                  Формирование и развитие коллектива класса.

2.                  Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

3.                  Формирование здорового образа жизни.

4.                  Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5.                  Защита прав и интересов обучающихся.

6.                  Организация системной работы с обучающимися в классе.

7.                  Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

8.                  Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

9.                  Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А какие же функции выполняет классный руководитель?

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

—                   обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

—                   установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

—                   проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

—                   взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

—                   организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

—                   организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

—                   стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

—                   взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

—                   ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

—                   регулирование межличностных отношений между обучающимися;

—                   установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

—                   содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

—                   оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

—                   изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

—                   определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

—                   контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

—                   контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:

1.                  Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

2.                  Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

3.                  Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

—                   определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

—                   учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

—                   обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.

Литература:

1.                  Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

2.                  Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.

3.                  Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.

4.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.

Классное,
руководство — особая организационная
форма, традиционно возникшая и укрепившаяся
в российском школьном воспитании, не
потерявшая своего огромного предназначения
даже при социально-психологических
изменениях в системе общего образования.

Должностная
фигура классного руководителя возникает
в воспитательном процессе там и тогда,
где и когда рождается осознанная
потребность в индивидуальности как
культурно-социальной ценности, появляется
необходимость позаботиться об
индивидуальном развитии каждого ребенка
и посодействовать максимальному развитию
личностных особенностей и способностей
каждого растущего человека.

Классный
руководитель курирует стратегическую
задачу развития индивидуальности
школьника,
поскольку он является педагогом группы
и непосредственно может прослеживать
духовное развитие каждого ребенка.
Духовный мир школьника и есть область
профессиональной работы классного
руководителя.

Педагог
в роли классного руководителя обеспечивает
благоприятное преломление влияний
общешкольной воспитательной системы
на индивидуальность. Такое назначение
реализуется благодаря следующим
функциям:

  • индивидуализация
    восприятия школьником средового
    окружения (школьного, семейного,
    социального);

  • индивидуализация
    деятельности школьника;

  • оказание
    педагогической помощи в разрешении
    индивидуальных проблем жизни и
    коррекционное влияние благодаря этому;

  • индивидуализация
    осмысления школьником жизни и положения
    в мире своего индивидуального «Я»;

  • диагностирование
    индивидуального духовного развития
    личности школьника.

Разумеется,
профессиональная работа протекает в
рамках групповой деятельности и лишь
благодаря организации групповой
деятельности как фактора
социально-психологического климата
оказывается возможным исполнение
указанных функций.

Содержанием
классного
руководства являются проблемы жизни.
Если сопоставить профессиональную
работу преподавателя группы и педагога
группы, то образно можно было бы сказать,
что преподаватель школьных дисциплин
вводит ребенка в мир современной науки,
а классный руководитель вводит ребенка
в жизнь на ее современном высоком уровне
культуры.

Содержательное
классное руководство слагается из
работы по организации жизнедеятельности
детей как постоянного разрешения
жизненных проблем. В такой постановке
вопроса нет ничего удивительного, ибо
человек на земле ежедневно и ежечасно
решает проблемы, в отличие от животных.
Дети могут не видеть проблемы там, где
она таится. Классный руководитель ставит
вопросы жизни, привносит в повседневную
реальность ценностный взгляд на
происходящее, научает детей видеть и
решать самостоятельно жизненные вопросы
своего существования в семье, обществе,
школе.

Роль
классного руководителя чрезвычайно
важная, так как увидеть проблему жизни
и тем более ее решение, не под силу
школьнику. За куклами, камешками,
велосипедами, тетрадями, отметками
проблема обнаруживается лишь тогда,
когда педагогу удается:

  • подняться
    над конкретным фактом, обнаружить в
    нем определенное явление жизни;

  • разглядеть
    за явлением жизни закономерность;

  • из
    закономерности жизни извлечь норму
    человеческой жизни.

Профессиональными
задачами
классного руководства с этих обозначенных
позиций становятся обустройство
школьной жизнедеятельности
группы,
организация предметной разнообразной
деятельности группы
,
а также организация постоянного духовного
осмысления
жизни
,
как общечеловеческой, социальной, так
и личной, индивидуальной. В процессе
выполнения этих задач классный
руководитель, прослеживая воспитательные
влияния на школьника всей совокупности
социально-психологических воздействий,
выделяет задачу индивидуальной
работы
со
школьником как педагогический корректив
и педагогическая поддержка.

Раскроем
содержание выделенных задач.

Обустройство
школьной жизнедеятельности обеспечивает
наилучшие условия пребывания ребенка
в школьном доме, поэтому необходимо
хорошо продумать расположение детей в
классном кабинете, проанализировать
оптимальный характер расписания занятий,
определить места для хранения одежды,
учебных принадлежностей и учебного
оборудования, продумать процедуру
школьного завтрака, расположения
туалетных комнат и правил пользования
ими, создать благоприятный для
психологического самочувствия интерьер
школьных помещений, утвердить высокие
требования культуры к школьному платью,
обуви и гигиене ухода за телом. Обо всем
этом заботится классный руководитель,
прослеживая жизнедеятельность каждого
ученика своей группы.

Предметная
разнообразная деятельность вовлекает
детей в круг разнообразных связей с
миром, поэтому классный руководитель
курирует учебно-познавательный процесс
группы, организует трудовую деятельность
детей по сохранению материальных
ценностей школы и преумножению их,
вовлекает детей в широкую физкультурную
деятельность и содействует участию в
спортивной деятельности, привлекает и
организует художественную деятельность
(восприятие художественных произведений
и художественная самодеятельность).
Несомненно, педагога заботит качественный
результат предметной деятельности,
однако результативность тесно связывается
с высокой мотивацией, поэтому в ходе
организации предметной деятельности
классный руководитель одинаково серьезно
беспокоится и о мере качественности
результата, и о характере ценностной
мотивации.

Духовная
активность детей по осмыслению проблем
жизни протекает в контексте всей школьной
жизнедеятельности: когда составляется
план работы группы, когда оценивается
происходящее, разрешаются школьные
коллизии, когда обсуждается событие,
но также и в моменты специально
организованных групповых дискуссий,
на которых выделяется, формулируется
и анализируется какой-либо вопрос жизни.
(Такого рода занятия называются
воспитательными мероприятиями, иногда
их называют часами общения, порой они
значатся в системе школьного воспитания
как «классный час».)

Наблюдая
за деятельностью и поведением детей,
оценивая качество предметного результата
деятельности, педагог прослеживает
индивидуальное развитие каждого ребенка.
Педагогическое наблюдение — самый
верный, надежный и доступный способ
характеристики развития детей. Его,
этот способ, классный руководитель
дополняет серией специальных рабочих
диагностик, помогающих уточнить тенденции
духовного развития учеников. Выявление
таких характеристик и индивидуальное
влияние на школьника протекают как
единый акт профессиональной деятельности
классного руководителя. В систему
индивидуальных влияний входят
индивидуальные беседы с ребенком и его
родителями, особые задания и акцентированные
оценки происходящего в школе или
обществе, помощь школьнику в самооценке,
в составлении личных планов и определении
перспектив, а также психолого-педагогическая
поддержка.

Необходимо
выделить особую сторону работы классного
руководителя, связанную с тем, что ему
приходится постоянно взаимодействовать
со всеми преподавателями, работающими
во вверенной классному руководителю
группе. Своеобразная координации
педагогических влияний обусловлена
тем, что классный руководитель наиболее
близок к ученикам, он хорошо знает
обстоятельства их жизни, социальные
семейные особенности, знает и особенности
личностного и психологического плана
каждого ученика. Сложные этические
отношения возникают порой, когда классный
руководитель, исходя из интересов
ребенка, пытается корректировать работу
преподавателей. Поэтому классный
руководитель должен обладать тонким
искусством профессионального общения,
владеть методиками профессионального
взаимодействия.

Основная
документация и профессиональный
инструментарий классного руководителя
состоят из программы воспитания школьника
(возрастная модификация), плана
воспитательной работы с группой,
диагностических материалов и картотеки
персональных сведений об учениках и их
личностном развитии.

Должностная
роль классного руководителя предъявляет
к его личности некоторые особые
требования. Личностное развитие самого
педагога группы должно быть достаточно
высоким. Ключевыми образованиями,
допускающими успешность выполнения
данной роли, являются интерес к жизни,
интерес к человеку, интерес к культуре.
Благодаря этим личностным образованиям
классный руководитель с увлечением
станет исполнять возложенную на него
должностную роль. А благодаря
дополнительному профессиональному
образованию (философское, психологическое,
этическое, эстетическое и валеологическое
в их прикладном значении) классному
руководителю удается достичь реальных
воспитательных результатов.

В
настоящее время институт классного
руководства расширяется и видоизменяется:
появляются так называемые «освобожденные
классные руководители» (освобожденные
от преподавательской деятельности),
кураторы (педагог двух-трех старших
классов или одного младшего и одного
старшего класса), наставники, классные
дамы, воспитатели группы. Заметна
тенденция к изменению устойчивой
традиционной формы классного руководства
в практике воспитания школьника. Одно
остается неизменным — это необходимость
в профессиональной педагогической
поддержке индивидуальности школьника,
надобность в старшем компетентном друге
для подрастающих детей.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Перечислите
    общие условия, при которых педагог
    приобретает профессиональную свободу
    в использовании средств дм организации
    воспитательного процесса.

  2. Как
    связаны средства и формы воспитательных
    влияний педагога?

  3. Оглянитесь
    вокруг здесь и теперь: какие воспитательные
    средства вы видите?

  4. Приведите
    пример, когда одно и то же средство
    выполняет разные функции и когда
    оказывает прямо противоположное влияние
    при разных обстоятельствах.

  5. Как
    вы поняли термин «пленительность
    формы»? В чем назначение данной категории?

  6. Вы
    хотите создать новую форму работы с
    детьми. С чего начнете?

  7. Как
    вы понимаете утверждение, что средства
    и формы нейтральны в своем воспитательном
    влиянии?

  8. Изберите
    одну из традиционных форм работы с
    группой детей, произвольно введите
    какое-либо средство — зафиксируйте
    создание модификации формы.

  9. Представьте
    некоторый общий проект программы
    действий классного руководителя в
    первые 10—12 дней работы с детьми.

Классное руководство как особый вид педагогической деятельности

Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, её самопознания и самоопределения. Опыт работы с классными руководителями показал, что они нуждаются в педагогической помощи и поддержке, особенно начинающие классные руководители. 27 декабря 2022г. состоялось методическое объединение классных руководителей, на котором были рассмотрены такие актуальные вопросы, как внеурочная занятость обучающихся, профориентация и взаимодействие классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса. Грошева Е.Н. наглядно показала всем присутствующим свои виды, направления и формы внеурочной занятости с учащимися на ступени начальной школы ориентированные на воспитательные результаты. Александрова О.В. провела мозговой штурм по координирующей деятельности классного руководителя в системе профориентационной работы школы. Методическое объединение получилось практической направленности, что способствует формированию не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности.

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)

Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Педагогическое руководство учебной группой
  • Есть мануал кавасаки вулкан
  • Витапос мазь для глаз инструкция цена взрослым
  • Капли в нос назаваль инструкция по применению цена отзывы
  • Туя состав для ламинирования бровей инструкция