Классное руководство формирование классного коллектива

ДОКЛАД 
НА  ТЕМУ:

«Организация 
работы  классного  руководителя

По 
формированию  коллектива  класса в  рамках  внеклассной  деятельности»

Доклад
подготовила  учитель  английского  языка: Касаткина  Екатерина  Викторовна.

МБОУ 
Гимназия №4

Г.Пушкино.

2021г.

Выступление
учителя английского  языка  Е.В.Касаткиной

«ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ

КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ

ПО
ФОРМИРОВАНИЮ

КОЛЛЕКТИВА
КЛАССА В РАМКАХ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

.

 «Если каждый человек на кусочке своей
земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

А.П.Чехов.

Перефразируя
классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня
зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому
ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в
школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в
этом мире».

Профессиональная
миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,-
педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития
личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии —
содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая
поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы
сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном
возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми,
на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его
жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный
руководитель.   Я, как классный руководитель, в своей работе по
организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы :

·       Открытость
совместное планирование (классный руководитель + учащиеся +
родители);

·       Привлекательность
будущего дела –
увлечь учащихся конечным результатом.

·       Деятельность
активное участие в мероприятиях всех уровней.

·       Свобода
участия
– учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во
внеклассном мероприятии.

·       Обратная
связь –
обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).

·       Сотворчество
(сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по
выполняемому делу.

·       Успешность
отмечать реальный успех выполненного дела.

Класс,
конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере
того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив,
складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи,
устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. Свою
деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на
несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии
формирования классного коллектива:

          
I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного
самоуправления, создание классных традиций, установление правильных
взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление
благоприятного психологического микроклимата в классе.

   Считаю,
что на первой стадии формирования классного коллектива, когда детей впервые
объединили в класс, руководящие функции принадлежат классному руководителю.
Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для
развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в
их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Моё
знакомство с ребятами началось с того, что я проанализировала документацию,
имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику),
поговорила с педагогами, преподающими в классе, наблюдала за детьми в учебной и
внеучебной деятельности. В классе обучалось 25учащихся.  Классный коллектив был
сформирован в результате объединения учащихся из двух классов начальной школы.
По этой причине в начале учебного года наблюдалось разделение класса на
микрогруппы, которые сформировались в зависимости от коллектива, в котором
учащийся обучался в начальной школе, интересов и взаимной симпатии. Также были
выявлены трудности в обучении у некоторых ребят класса, которые они испытывали
ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению,
педагогическая запущенность, отсутствие должного контроля со стороны
родителей).

Проанализировав
полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были
поставлены следующие основные цели и задачи:

·       Адаптация
учащихся класса к обучению в среднем звене;

·       Формирование
и сплочение классного коллектива;

·       Воспитание
доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

·       Формирование
и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

·       Улучшение
успеваемости и поведения учащихся;

·       Воспитание
социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным
традициям;

·       Прививать
чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и
взаимопомощь.

Конечно,
каждый класс развивается уникально. Взаимодей­ствие учащихся всегда имеет
сложный и непредсказуемый характер. Каждый ученик должен быть состоятельным и в
учении и в общении. Он должен комфортно чувствовать себя в классном коллективе,
поэтому классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к
другу все члены детского коллектива, значим ли он для них. Для изучения этой
проблемы в работе с учащимися, я использовала следующие диагностические
методики:

·       “Фотография”,
где уч-ся класса предлагалось выступить в роли “фотографов” и сделать “снимок”
(т.е. рисунок)  своего класса.

Анализируя
полученные “фотографии”, я обратила внимание на то, в каком месте на
рисунке-фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников,
классного руководителя и с каким настроением, желанием он выполняет эту работу.

·       “Дом,
в котором я живу”.

Здесь
ученик “заселял” дом значимыми для него людьми. Данная диагностика помогла
изучить привязанность уч-ся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

·       Среди
родителей также проводилось анкетирование.

На основании которого, я
пришла к выводу, что во многих семьях дети предоставлены сами себе, а родители
заняты  работой. Единственное, что родители взяли на себя роль “контролёра” при
выполнении домашних заданий, а какой-либо помощи по интересующим детей
вопросам, со стороны родителей нет.

    Второе,
что я сделала на пути по формированию классного коллектива, — это провела работу
по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены
выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из
ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать,
затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения
каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передела
некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства
по школе, сбор дневников, помощь классному руководителю в выставлении оценок,
объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). Обязанности
были строго распределены. Например, учебный сектор отвечает за ведение
дневников, своевременную запись домашних заданий. Спортивный сектор – за
организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за
организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на
территории школы. Художественный сектор — за классный уголок, стенгазеты.
Сектор культуры за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий.
В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята
охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию
активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не
отказывается.   Не всегда и не всё получается у ребят, но классное
самоуправление, пройдя стадию становления в течение первых трёх четвертей 5
класса,  стало функционировать лучше.  Ребята достаточно доброжелательны
друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между
девочками, девочками и мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в
силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных
ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на
этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.

Параллельно
с работой по организации классного самоуправления закладывались основы классных
традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный
коллектив — это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где
нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе и поговорить
о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что можно приобрести. А
еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими,
добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться
радостью, своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так
зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из
года в год. Традиционными у нас стали поздравления именинников, чаепития в
конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам
(23 февраля, 8 марта, новый год, масленица). На таких мероприятиях также развиваются
дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное
отношение друг к другу. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление
правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности
классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных
мероприятиях. Наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и свою нишу
в воспитательной системе школы. Проводятся совместные внеклассные мероприятия с
ребятами параллели 5-х классов, класс принимает участие во всех школьных
праздниках, декадах и неделях, конкурсах. Соревновательный момент, например,
при проведении спортивных мероприятий с ребятами из параллельных классов также
работает на сплочение классного коллектива.

 На
третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является
установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является
эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти
свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных
мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной
деятельности– классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать,
рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были
выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на
поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение
адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста,

 «Дети – это нежные
загадки, и в самих загадках кроется ответ» (М.Цветаева).

Для
меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных
руководителей, его класс, — самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий
массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. А каждый
ребенок в нем — пока ещё до конца не разгаданная загадка. Загадка, в которой
кроется ответ, и которую, я обязательно попытаюсь разгадать, чтобы и дети, и я
каждый день с радостью приходили в школу и уходили домой.

«Мы все сотворены для взаимодействия»

Малахова Елена Валентиновна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 38» г. Кургана

(из опыта работы по теме: «Формирование детского коллектива» )

        Я прошу вас встать в круг. Сегодня мы поприветствуем друг  друга при помощи «волшебного клубка», протягивая друг другу «дорожки дружбы». Передавая клубок, приветствуйте друг друга такими словами: «Я тебе рад». («Я вам рада»)

        И я вам очень рада! Посмотрите сколько «Дорожек дружбы» от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как это дорожки превратились в волшебную «крышу дружбы», которая защитит нас в этом мире от всех бед. А теперь положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу, которая никогда  не разорвется.

        Прийти вместе – это начало,

        Остаться вместе – это развитие,

        Работать вместе – это успех»

                                             Генри Форд

        Пусть наша совместная работа  принесет нам всем  успех.

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.

        Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы мой  класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Вы думаете классным быть легко?

Не спать от мыслей долгими ночами

И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто недоволен мелочами,

Прожить сто жизней, добрых и плохих,

Чужой бедой болеть однажды.

Да может «классным» быть легко,

Но КЛАССНЫМ ведь становиться не каждый.

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!

        Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная романтика.

1

        Поиграем в игру ассоциаций:

        Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите «КЛАССНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ»?

Координировать и консультировать,

Любить, любить, любить.

Анализировать,

Сотрудничать,

Создать, спешить и больше

Находиться с классом,

Общаясь

Ежедневно, ежечасно.

Развивать,

Учиться и учить.

Корпеть над книгами,

Объединять, осуществить.

Вести и вдохновлять,

Оформить планы,

Другом быть и классной мамой.

Соревноваться,

Трудиться творчески,

Вовлечь родителей иродителей и

Отчитаться!

         Помочь ребенку  научится  жить в коллективе,  может  и должен, прежде всего, классный руководитель.

        Школьный  коллектив – это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести.

Я, как классный руководитель, в работе по формированию коллектива опираюсь на следующие принципы:

Открытость — совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

2

Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.

Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.  

Свобода участия – учитывается мнение учащихся при  выборе участия во внеклассном мероприятии.

Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.

Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).

Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

В этом учебном году у меня 1 класс. И, планируя воспитательную работу в классе, задаешь себе снова вопросы « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?», « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?» Перед собой я поставила ряд задач:

  1. Адаптация учащихся класса к обучению в школе;
  2. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;
  3. Воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и уважения к старшим;
  4. Формирование нравственно — ценностных взглядов учащихся.
  5. Воспитание любви к школе и школьным традициям;
  6. Прививать чувство ответственности за порученное дело; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
  7. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

        Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

  1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
  2. Создание классных традиций, организация классного самоуправления ( насколько это возможно в начальной школе).
  3. Установление правильных взаимоотношений в коллективе.

3

        Я,  как классный руководитель,  стараюсь  в каждом новом классе по-разному работать  по формированию коллектива, здесь   имеются  в виду многие факторы: уровень воспитанности детского коллектива и отдельных детей, характер складывающихся отношений между школьниками, между детьми и родителями, между детьми и учителями.

На первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые переступили порог школы, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по изучению класса. Я начинаю изучения класса в июне месяце на первом родительском собрании, где родителям в анкетировании задаются вопросы о занятии ребенка в кружках, секциях,  что любит ребенок, как называют его в семье, предлагаю родителям в интересах более эффективного сотрудничества между ребенком, родителями   и    педагогами  высказать свои предложения по планированию воспитательной работы в этом учебном году. Эта работа продолжается в сентябре в адаптационный период первоклассников программе Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой “Введение в школьную жизнь”, целями курса является  знакомства с одноклассниками, со школой,   с основными правилами и обязанностями школьника,  умениями работать парами и коллективно, а также ведется работа по организации классного коллектива, где учитель  подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. В этот же период организуется  дежурство  по классу и по школе; начинается оформление классного уголка, папки достижений класса; проходит распределение поручений; и цикл классных часов: « Давайте познакомимся», « Мои увлечения», « Что обозначает твоё имя», «Твой гороскоп» и т.д.

Благоприятный климат в классе устанавливается за счет участия в  школьных мероприятиях. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые  начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Начиная с первых дней работы с детьми, я познакомила учащихся с теми традициями, которые живут в школе.  Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами из других классов, класс принимает участие во всех школьных праздниках, конкурсах – День знаний (Шкодских Анна давала первый звонок), марафон знакомства с первоклассниками – дети приготовили веселую физминутку,  на празднике посвящение в первоклассники – читали стихии танцевали,  посвящение в юные пожарные и пешеходы также читали

4

стихи, в день психологического здоровья изготовили дерево настроений, участие в спортивных мероприятиях   « Веселые старты» и «Соревнования по спортивной гимнастики» среди учащихся 1-х классов принесли нам  1 место .  Стараюсь, чтобы первоклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий: в школьном  конкурсе чтецов, посвященный году учителя, Бухтояров Кирилл получил грамоту за участие;  в оформлении школы к разным праздникам учащиеся также были награждены благодарственными грамотами.

Мои родители тоже не остаются  в стороне. Формирование классных традиций стало и их делом. А началось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. За большим круглым столом все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций:

Традиции

Цели

«Праздник рождения класса».

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Совместная подготовка и проведение в классе осеннего, новогоднего праздника, Масленицы, праздника матери; праздник 8 марта, 23 февраля, праздник семьи и др.

Проводится в конце учебного года «Прощание с 1 классом».

Создание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга.

Осознание своей индивидуальности, одаренности.

Формирование коммуникативных навыков.

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей

В течение учебного года мы стараемся  соблюдать законы жизни в классе, которые выработали сами с начала года:

-человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;

-человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;

-человек должен учиться дружить и иметь друзей;

-человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

Соблюдение этих законов помогает устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.

5

Наблюдения показывают, что уже к концу обучения в 1 классе учебная учебные дела и внеклассная деятельность являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив. Иначе говоря, коллектив школьников  живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.        

Как  примерный ученик,

Стал наш класс вести дневник.

В  нём  отмечен каждый час,

Незабываемый для нас!

Заведём – ка  мы  дневник:

Не обычный школьный,

А  без отметок, вольный

И чуть-чуть прикольный!

        Много разных высказываний известных людей по формированию коллектива. Прочитайте их и выберите то высказывание, которое на ваш взгляд более точно и ярко характеризует работу по формированию коллектива и объясните свой выбор:

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.                                 Барбюс А.

 Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в обществе с другими людьми он может сделать многое.                                                                      А. Шопенгауэр

В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что отделяет от других людей, а то, что у нас ними общего.                                                            Д. Рескин

Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

Марк Аврелий

 Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.                                                 А. С. Макаренко

 Забота о воспитательной силе коллектива — это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений.                               В. А. Сухомлинский

6

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.                          А. Толстой

И в заключение  хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию классного коллектива дает свои результаты.

Дети учатся жить у нас.

Мы учимся жить у детей.

А напоследок я скажу вам,

Что каждый классный —  это режиссер,

Когда он души детские пригреет,

В ответ получит нежность и тепло.

Когда к тебе с доверием, с любовью

Спешит навстречу каждый ученик,

Ты сердцем понимаешь в этот миг,

Идя своей дорогой непростою,

В которой есть и радость и беда, —

Ты защищаешь детские сердца,

И нет призванья выше, чем такое!

Согреть, утешить, приласкать, понять

И песню спеть, и танец показать.

И может быть, услышишь за спиной:

«Она как мама» — вот ответ простой!

7

Из опыта работы по формированию классного коллектива и вовлечению каждого ребенка в общие дела класса

Моё жизненное кредо: «Тот, кто берётся учить сам,

никогда не должен прекращать учиться»

Джон Коттон Дана

В работе педагога есть важная миссия – быть классным руководителем.

Взяв классное руководство в 5-м классе с 1 сентября 2016 года я, наверное, как и каждый учитель, озадачилась вопросами: “Сложится ли наша новая школьная семья? Какими будут наши отношения?” Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся придерживаюсь следующих принципов:

  • Искренность и доверие в отношениях с детьми;

  • Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

  • Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;

  • Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

  • Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии;

  • Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

  • Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;

  • Уважение личности ребёнка;

  • Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

  • Разумное сочетание любви и строгости.

Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:

  • Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;

  • Создание условий для формирования личности каждого учащегося;

  • Формирование нравственно — ценностных взглядов учащихся;

  • Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе;

  • Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

  • Улучшение успеваемости и поведения учащихся;

  • Привитие чувства ответственности в учёбе; навыкв культуры поведения, отзывчивости и взаимопомощи.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми, когда 5-ки пришли ко мне, я уже хорошо знала каждого ребенка и его семью. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований детей по анкетам и тестам, а также аналогичную работу с родителями детей. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику).

Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. «Нельзя создать воспитывающий детский коллектив в школе, где кроме уроков дети ничем не заняты – нужна совместная внеурочная деятельность, которая вызывает обмен мнениями, способствует возникновению различных отношений между ее участниками, приводит к общим переживаниям».

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, — это провела работу по организации классного самоуправления. Каждый из ребят предложил свою кандидатуру на тот или иной пост. На классном собрании кандидатуры ребят были общим голосованием либо приняты, либо отклонены.. После выборов некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства в классе, по школе, в столовой; проверка дневников; функции АХЧ; работа библиотекарей, техников (подготовка ТСО к урокам или внеклассным мероприятиям); редколлегия; объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам)были переданы детям. В результате формируется классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя становление в течение нескольких лет, с каждым годом будет лучше. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, но не всегда это удаётся, тогда приходится вмешаться и классному руководителю с советом. Но иногда, я не вмешиваюсь, а занимаю пассивную позицию, чаще тогда, когда считаю, что они должны справиться без помощи взрослого, чтобы в трудных ситуациях каждый из ребят класса смог найти поддержку у одноклассников, и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.

На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения становится более актуальный вопрос отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке отражаются успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволяет повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывается понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относится к учёбе. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учёба — это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Мои ребята – активные участники всех школьных дел, интеллектуальных и творческих конкурсов. Класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий работает на сплочение классного коллектива.

На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов выбираются как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов:

    • «Учимся сотрудничать»;

    • «Нелегко жить дружно»;

    • «Этикет на каждый день»;

    • «Жить в мире с собой и другими»;

    • «Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты;

    • «Моё место в классном коллективе»;

    • «Азбука поведения или разговор о воспитанности»;

    • «Толерантность»;

    • «Как научиться быть ответственным за свои поступки»;

    • «Мои учебные успехи».

Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.

Построить воспитательную работу в классе без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий…

Смогут ли родители стать моими помощниками? Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми. Часто мы говорим о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Знали бы, как трудно создавать это единство! Ведь работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу… Ведь чтобы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! И поэтому, главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Вся моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

      • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

      • Психолого-педагогическое просвещение родителей;

      • Взаимодействие с родительским комитетом;

      • Совместная деятельность родителей и учащихся – сотворчество.

Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной и сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных и деловых отношений. При каждой встрече с родителями детей я говорю «наши дети…, наш/наша..», « Спасибо вам за то, что доверяете мне своих детей. Они золотые, я их очень люблю. Ваши дети стали и моими детьми. А значит все радости и огорчения у нас с вами общие», — такими словами начиналась моя первая встреча с моим классом. Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Актуальными темами родительских собраний являются:

  • «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Союз семьи и школы»;

  • « Стили воспитания детей в семье»

  • «Возрастание роли семьи в развитии социальных потребностей и творческого потенциала личности»;

  • «Роль родителей в физическом и нравственном воспитании школьников»;

В своей работе использую следующие формы и методы совместной деятельности родителей и учащихся по различным направлениям:

      • совместные экскурсии в музеи, театры, цирк;

      • туристические походы;

      • Дни именинника

      • Совместные праздники.

Эти направления, формы и методы работы с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Огромную помощь в моей работе, как классного руководителя оказывает родительский комитет класса. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса ежегодно. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного и внеклассного плана. При непосредственном участии родителей в классе ежегодно проводятся различные мероприятия.

Разумное чередование разнообразных форм совместной деятельности приводит к тому, что дети и родители не бояться пойти на откровенный разговор между собой, все проблемы решаются сообща, в содружестве педагога, родителей и детей. Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность стольких людей позволит детям моего класса по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что, став взрослыми, и создав свои семьи, они смогут воспитать своих детей в любви и уважительном отношении ко всем участникам воспитательного процесса..

Ребенок – это зеркало нравственной жизни общества, родителей и школы.

Для меня мой класс, как и для каждого из классных руководителей, его класс, — самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

Автор: Коростелёва Ирина Николаевна

Формирование классного самоуправления

«Если каждый человек на кусочке своей земли

сделал бы всё, что он может,

как прекрасна была бы земля наша!»

А.П.Чехов

  Классный руководитель — особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования.

  Цели данной миссии — содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь.

  Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

-Открытость;

-Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители); -Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;

-Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

-Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии;

-Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

-Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;

-Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

  В 2007 учебном году я взял классное руководство в моем 8 классе. И первым вопросами с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза малышей на первом классном часе (до начала учебного года). Для меня они были совершенно незнакомые дети. Прежде всего, я постарался определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?» Перед собой я поставил ряд задач, это, прежде всего:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно — ценностных взглядов учащихся.

4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

   Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми, когда 5-ки пришли ко мне, я знал о них по рассказам учителя нач. классов и по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провел несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировал документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику).

   Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Также были выявлены трудности в обучении у многих ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
  В результате были поставлены следующие основные цели и задачи:

· Формирование и сплочение классного коллектива;

· Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

· Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

 · Улучшение успеваемости и поведения учащихся;

· Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;

· Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

    Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбил на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

  Стадии формирования классного коллектива:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

 II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.      Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Второе, что я сделал на пути по формированию классного коллектива, — это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в какой комиссии он хочет работать, затем в какой комиссии мог бы работать его одноклассник. После распределения по комиссиям выбрал представителя в актив класса, которому я передел некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства по школе, сбор дневников, помощь классному руководителю в выставлении оценок, объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). Обязанности были строго распределены. Например, комиссия «Образование» отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий. «Спорт и здоровье» – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. «порядок и уют» – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. «культура и досуг»  — за классный уголок, стенгазеты, за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя становление в течение нескольких лет, в этом учебном году, стало функционировать лучше. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Всегда совместно оформляем классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения. В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба — это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.      

  Восьмиклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречался с родителями и детьми во внеурочное время, дома. В конце учебного года был проведён кл. час «Давайте поговорим о роли каждого в жизни класса».

    Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей.

    Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Проводятся внеклассные мероприятия с ребятами, класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях, конкурсах. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий работает на сплочение классного коллектива.

    На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности– классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста, например: игра-настройка «Тактильный образ», «Групповая оценка» и другие.. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов: · Учимся сотрудничать» (3 часа); · «Нелегко жить дружно»; · «Этикет на каждый день»; · «Жить в мире с собой и другими»; · «Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты; · «Моё место в классном коллективе»; · «На чём основано взаимопонимание» · «Азбука поведения или разговор о воспитанности»; · «Будь справедливым в словах»; · «Толерантность»; · «Мои жесты»; · «Трудности взаимоотношений в подростковом возрасте»; · «Как научиться быть ответственным за свои поступки»; · «Мои учебные успехи».

   Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.

   И в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию самоуправления в классном коллективе дала свои результаты. Наш класс самый лучший, самый добрый, самый дружный, хотя мы не заняли в данном учебном году 1 место в конкурсе «Класс года!»

     «Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ» (М.Цветаева).

      Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей, его класс, — самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

    Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы. 



В данной статье рассматривается вопрос о формировании классного коллектива.

Ключевые слова: формирование классного коллектива, класс, способы формирования, цели и задачи формирования класса.

Традиционно в России школа не является только образовательным институтом. В течение учебного года ребёнок проводит в школе большее количество времени, нежели дома. Исходя из этого, нельзя недооценивать комфорт/дискомфорт подростка, находящегося в своём втором доме.

Школьную жизнь можно условно разделить на четыре периода: первый класс, начальная школа, средняя школа, старшая школа.

Первый класс. В первом классе ребёнок попадает в новую для себя среду, чем-то напоминающую детский сад, однако в то же самое время имеющую ряд значительных отличий. Как и в детском саду, в первом классе есть коллектив, сверстники, которые первые несколько недель-месяцев узнают друг друга, выстраиваются межличностные отношения, как и в садике есть роль безоговорочного лидера — учителя, чьё слово закон, неподлежащий критике или неповиновению. Есть примерное понимание урочной системы, примерное — потому что временной отрезок занятия в школе продолжительнее подобного отрезка в дошкольном учебном заведении. На этом схожие черты заканчиваются, и начинаются различия. Коллектив новый, однако, в отличие от детского сада дети подросли, и их психофизические особенности ещё больше приблизились к взрослому эталону. Помимо уже существующих поведенческих и физических рамок появились новые правила и условия, которые необходимо безоговорочно исполнять и придерживаться. Роль классного руководителя на первом году школьной жизни для детей является ключевой. На этом этапе пока рано говорить о создании классного коллектива, скорее здесь уместно слово «адаптация», комфортное введение маленького человека в школьное пространство. Именно поэтому большинство предметов преподаёт один учитель, и лишь ряд дисциплин, такие как музыка, изобразительное искусство, технология, английский язык, физкультура, объясняют приглашённые «предметники». В конце первого учебного года достижением цели можно считать освоение учеником определённого небольшого количества локаций, таких как класс, школьная парта, коридор, раздевалка, спортивный зал, столовая. Остальные школьные локации являются для первоклассника — terra incognita.

Со второго по четвёртый класс ученик активно получает предметные знания. В отличие от первого класса уже выставляются оценки, а не звёздочки и кружочки. Если в первом классе детей адаптировали к учебному процессу, то во втором и последующий классах учебная нагрузка в таком процессе постоянно возрастает. На этом этапе уже можно говорить о начале формирования классного коллектива. Прибегнем к терминологии. Википедия даёт следующее определение: «Коллектив — это группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами». Другими словами, у группы каких-либо людей должно быть что-то общее, объединяющее: пространство, распорядок дня, проблемы и радости, впечатления, возможно, цели. С этого момента начинается присвоение учеником классного пространства. Поделки из пластилина и глины, рисунки, фотографии, элементы оформления классной комнаты — всё это призвано перевоплотить неизвестное, возможно даже агрессивную зону в безопасное пространство, где каждый ученик чувствует себя в психологической и физической безопасности. Важную роль играют правила, традиции, классные мероприятия, календарные праздники, такие как: день знаний, день матери, новый год, 8 марта, 23 февраля, день победы и т. д. Эти праздники создают ситуацию единства, общности классного коллектива. Однако не стоит забывать и о личностном становлении каждого ученика в отдельности. Для подобного становления взрослый человек заявляет о себе сам, ребёнку же должны помочь классный руководитель или родители. Этого можно достичь с помощью отмечания дня рождений, организацией тематических вечеров, школьными выездами в театр, кино или на природу. В новой обстановке, не поддаваясь классным правилам каждый ученик имеет возможность показать себя с новой стороны, рассказать о себе не как о ученике, но как о человеке. Следствием этого может быть сближение школьников по интересам, особенностям характера, целям и т. п.

Следующим этапом является временной период с пятого по девятый класс. Данный этап не менее важный, чем начальная школа и не менее сложный. Уже сформировавшийся начальный класс, привыкший к определённым правилам, учителям, классной локации, как и четыре года назад погружаются в новую, удивительно-непонятную среду незнакомых классов, различных учителей, их требований, зачастую отличных друг от друга, и, самое главное, смены самого понятного, независимо от отношения близкого, человека — классного руководителя. Условно агрессивная из-за неизвестности внешняя обстановка также играет на руку новому классному руководителю: для учеников неизученным является всё вокруг, кроме собственного класса, поменяли декорации, но герои остались те же, так или иначе, это так же способствует сплочению коллектива. Важно на каком этапе в пятом классе находится развитие чувства коллектива, распределены ли все роли, насколько микрогруппы/малые группы независимы от классного коллектива в целом, велико ли количество индивидуалистов, есть ли изгои, жертвы буллинга. Так или иначе, со всеми этими достоинствами и проблемами предстоит работать новому классному руководителю. План работы в подобной ситуации не является чем-то особенным. Сперва происходит диагностика классного коллектива. В этом может помочь как обыкновенное наблюдение за внутриклассными отношениями, так и специализированные, узконаправленные психологические тесты. Конечно, необходимо работать с бывшим классным руководителем, на протяжении минимум пятого и шестого классов. Такое взаимодействие необходимо вследствие того, что бывший классный руководитель глубоко проинформирован в области учебой и личностной картины класса в целом и каждого ученика в отдельности. Ему известны социально-психологические особенности своих бывших подопечных, у него уже хорошо налажены контакты с родителями учеников, наработаны схемы взаимодействия в той или иной ситуации и, конечно же, не лишним будет налаживание преемственности в сфере внутриклассной жизни, школьных и внешкольных мероприятий.

В средней школе уже можно использовать психологические тренинги, тимбилдинги, в том числе и с участием родителей. Особым способом взаимодействия является формирование коллектива через урочное интегрирование. Другими словами, при изучении различных предметов, помимо основного материала, каждый учитель внедряет какую-либо проблемную ситуацию, которую можно решить на примере класса. Такое возможно при систематизированном взаимодействии учителей-«предметников». Самым перспективным в этом плане является урок литературы, а именно внеклассное чтение. Учитель подбирает современную актуальную литературу с определёнными структурными особенностями: малый объём, простая лексика, актуальная тема. Такие произведения легко даются школьникам и зачастую не воспринимаются даже как задания. При этом задача данной работы многогранна: углубить литературоведческие познания, привить любовь к чтению, осветить актуальные для класса личностные и межличностные проблемы. Если в классе имеет место буллинг, то учитель подбирает литературное произведение со схожей проблемой. Важно разбирать подобный текст очень осторожно, ни в коем случая, не проводя параллелей с реальным классом. Мастерство педагогики заключается не в преподнесении материала или идеи учителем, но в самостоятельном нахождении, присвоении и анализе какой-либо идеи или материала самим учеником. Только в этом случае процесс личностного и профессионального роста будет иметь высокие результаты.

В старших классах процесс формирования коллектива сам по себе не нужен. Дети знакомы друг с другом и даже процесс соединения классов не является таким уж критичным. Возможно, стоит упомянуть о негласном соперничестве между классами «А» и «Б», но чаще всего подобное коллективное соперничество перерастает в соперничество межличностное. В данный школьный период роль классного руководителя направлена скорее на диагностику, выявление и купирование различного рода конфликтов. В десятом-одиннадцатом классах подростковый коллектив отличается наличием саморегуляции, что является естественным в виду взросления. Учитель уже не наставник, но старший товарищ, к этому этапу важно выстроить доверительные отношения с учащимися для мониторинга и сигнализации любого рода проблем. Как и в средней школе действенны такие методы как тимбилдинг, внутришкольные и внешкольные мероприятия с небольшим отличием в том, что в данных мероприятиях прямая роль учителя может отсутствовать. Что касается чтения, то в идеальной ситуации ребёнок активно читает сам, а задача школы и семьи — предлагать актуальную литературу, способствующую личностному развитию и, как следствие, развитию здорового школьного коллектива.

Задача формирования классного коллектива не является изолированной школьным обучением, ученик, умеющий коммуницировать в социуме, способный к самоанализу, понимающий свои сильные и слабые стороны и возможную роль проще адаптируется в последующих коллективах: в университете, в техникуме, в профессиональной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): классный коллектив, класс, классный руководитель, детский сад, ученик, учитель, бывший классный руководитель, начальная школа, первое, школьная жизнь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ниссан тиида 2013 руководство по эксплуатации
  • Лозартан вертекс 100 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Sho me 525 инструкция по эксплуатации антирадар
  • Метенорм капсулы инструкция по применению отзывы врачей
  • Нанопластырь инструкция по применению цена отзывы аналоги отзывы врачей