Классное руководство
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Предложить статью
Определение 1
Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.
Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.
Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.
История развития классного руководства
Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.
Рассмотрим этапы становления классного руководства:
- Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
- Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
- Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.
«Классное руководство» 👇
Целевое назначение классного руководства
Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.
Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.
Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:
- Формирование классного коллектива;
- Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
- Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
- Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
- Создание системы воспитывающего обучения;
- Формирование основ здорового образа жизни;
- Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
- Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
- Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.
Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.
Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные направления классного руководства
Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:
- Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
- Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023
Похожие материалы по теме
Социальная работа
#Статья
Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк
Автор(ы):
Елена Александровна Булахова
Автор(ы):
Нина Петровна Добренко
Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен
Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая
Решение любого учебного вопроса за 300₽
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.
Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Так кто же такой – классный руководитель?
Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).
Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).
Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).
Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.
Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.
Классный руководитель — кто это?
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.
Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Так кто же такой – классный руководитель?
Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).
Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).
Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).
Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.
Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.
-
Классный руководитель, его функции и обязанности.
Классный
руководитель – педагог, призванный
координировать учебную и воспитательную
деятельность одного класса, формировать
ученический коллектив и организовывать
разного вида деятельность этого
коллектива. Классный руководитель
выбирается из числа школьных учителей,
причем, обычно, на эту должность
назначаются наиболее опытные педагоги.
Деятельность классного руководителя
определяется специальным положением,
в котором обозначены его основные
функции: когнитивно-диагностическая,
организаторско-стимулирующая,
объединительно-сплачивающая, координирующая
и личностно-развивающая. Рассмотрим
более подробно каждую из них.
Когнитивно-диагностическая
функция заключается в постоянном
наблюдении, анализе и учете морального
и физического состояния учеников класса.
Классный руководитель должен следить
за уровнем воспитанности учеников и
корректировать недостатки воспитания,
знать о состоянии здоровья детей в
данный период времени. В отличие от
учителей-предметников, у классного
руководителя есть возможность глубинно
разобраться в психологических особенностях
личности каждого ученика вверенного
ему класса. Анализируя и перерабатывая
эту информацию, классный руководитель
должен доводить ее до сведения других
учителей, работающих в классе, для
достижения наилучшего эффекта обучения
и возможности реализации индивидуального
подхода.
Организаторско-стимулирующая
функция заключается в том, чтобы привлечь
учеников к внеклассной деятельности.
Участие в таких видах деятельности не
является обязательным, однако оно играет
значительную роль в формировании
личности, расширяет кругозор, помогает
приобрести новые умения и навыки,
раскрыть в себе новые интересы и
способности и т. д. В связи с этим,
необходимо организовывать внеклассную
работу таким образом, чтобы ученики
стремились принять в ней участие,
проявили активность в ее организации
и подготовке. Для этого каждому нужно
отвести определенное место в осуществлении
такого вида деятельности, каждый ученик
должен чувствовать себя причастным к
общему деру, четко понимать свою роль
и обязанности, тогда у него возникнет
ощущение полезности и необходимости.
Важно подбирать обязанности таким
образом, чтобы они были посильны и
интересны ученику, совпадали с направлением
его склонностей и способностей. Кроме
того, нужно стремиться к эстетичному
оформлению различных праздников,
совместно с ребятами разрабатывать
интересные сценарии, учитывая потребности
и интересы учеников, соответствующие
их возрасту. Каждый раз нужно придумывать
что-то новое, развивая и сохраняя при
этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся
традиции класса.
Объединительно-сплачивающая
функция. Эта функция заключается в
формировании здорового, закономерно
функционирующего ученического коллектива.
Классный руководитель должен стремиться
развить между ребятами дружественные,
сотруднические отношения, побуждать
их к единству основных целей и стремлений,
заботиться друг о друге, принимать
ответственность за состояние коллектива
класса, реагировать на отдельные
проявления его членов. В то же время,
классный руководитель обязан следить
за всеми внутренними отношениями,
возникающими в коллективе с целью
предотвращения образования групп
негативной направленности, подавления
одними учениками других. Во избежание
отрицательных проявлений в коллективе
необходимо чаще проводить различные
совместные мероприятия, развивая тем
самым интересы учеников в положительном
направлении.
Координирующая
функция. Классный руководитель должен
координировать усилия педагогов и
родителей класса, для достижения единого
подхода к воспитанию и обучению учеников,
исключая возможные противоречия и
создавая как можно больше возможностей
для осуществления индивидуального
подхода. Для этого устраиваются
родительские собрания, педагогические
советы и проводятся индивидуальные
беседы с родителями и педагогами. По
возможности стоит привлекать родителей
к различным видам внеклассной деятельности.
Недочеты домашнего и самостоятельного
обучения компенсируются за счет
организации домашнего чтения, различных
заданий и поручений ученикам.
Личностно-развивающая
функция. Педагогическое воздействие
на учеников должно способствовать
развитию их личностных качеств. Выполнение
этой задачи входит в функции классного
руководителя. Для этого необходимо
тщательное изучение личности каждого
ученика и создание условий для его
полноценного развития, оказание помощи
и поддержки со стороны педагогов,
родителей и ученического коллектива.
В обязанности классного руководителя
по этому вопросу входят следующие:
1)
изучение личностей учащихся;
2)
контроль успеваемости учащихся,
регулирование объемов домашних заданий;
3)
разъяснение и контроль соблюдения
правил поведения;
4)
проведение классных собраний;
5)
вовлечение учеников во все виды
внеклассной деятельности (кружки по
интересам, трудовая деятельность,
благотворительная помощь);
6)
активное участие в управлении
учебно-воспитательной деятельностью
в школе, внесение предложений о методиках
воспитания, принятых в школе;
7)
работа, направленная на установление
единого подхода к воспитанию и обучению
учащихся;
налаживание и поддержание контактов с
родителями и семьями учеников;
9)
ведение личных дел учащихся.
Работа
классного руководителя сложна и
многообразна, поэтому требует высокой
квалификации педагога, творческого
подхода и личной заинтересованности в
успешном развитии каждого ученика
класса и ученического коллектива в
целом.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Классный руководитель играет важную роль в образовании ребенка, потому что влияет на формирование личности учащихся, раскрывает их творческий и мыслительный потенциал. А еще хороший руководитель класса всегда защитит права детей и их интересы, выстроит воспитательный процесс по принципам гуманизма. Профессиональный руководитель поможет ученику стать человеком, если деятельность его будет развивающей.
Функции и обязанности классного руководителя
Какое значение в нынешних реалиях имеет классный руководитель? Он является основным организатором учебного процесса школы, должностным лицом, назначенным директором школы для организации воспитательной работы с учащимися. В настоящее время существуют несколько типов классного руководства:
- педагог и преподаватель, одновременно осуществляющий классное управление;
- руководитель класса, освобожденный от других форм деятельности, выполняет только воспитательные действия с учащимися класса;
- куратор класса, отвечающий за определенный набор работ класса;
- тьютор, который покровительствует классу или направляет учащихся в выполнение ими определенного рода деятельности.
Функции классного руководителя:
- Воспитательная деятельность.
- Социальная защита.
- Организация в классе любых видов деятельности, которые способствуют всесторонней подготовке учеников, формированию их индивидуальности, гармоническому существованию коллектива.
- Координирование, направленное на положительное взаимодействие всех участников учебного процесса – педагогов, учеников, родителей.
- Управление, способствующее контролю динамики развития личностей учащихся и коллектива учеников.
Классный руководитель является лицом, обладающим определенными правами и обязанностями:
- быть информированным о здоровье каждого ученика;
- контролировать успеваемость учеников и посещаемость занятий;
- взаимодействовать с администрацией школы и учителями, библиотекой, психологом школы, медработником школы, специализированными службами, родителями учащихся;
- проводить воспитательную работу с учащимися класса по различным направлениям и методикам;
- содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласовывать их в классе;
- получать помощь от коллектива учителей школы;
- проводить индивидуальную работу с учениками и родителями;
- не принимать поручения, которые не касаются прямых обязанностей;
- проводить экспериментальные и исследовательские работы по актуальным педагогическим вопросам;
- организовывать воспитательные мероприятия, которые окажут оптимальное влияние на развитие личности учеников;
- помогать каждому конкретному ученику в решении проблем;
- оказывать помощь родителям школьников в вопросах воспитания детей.
Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования.
Система работы
В последние годы одним из главных требований, связанных с организацией и осуществлением грамотного профессионального классного руководства, является ведение системной работы и в классе, и с каждом учеником в целом. Такой труд должен быть направлен на развитие индивидуальности каждого ученика, а также на неповторимость и успех всего класса. Важнейшим заданием классного руководства является обеспечение взаимопонимания между его учениками и создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе учеников.
Классный руководитель ведёт системное управление на основе следующих принципов:
- Воспитательная программа по концепции, принятой в учебном заведении.
- Анализ результатов деятельности, позитивных и негативных явлений жизни.
- Личностно-ориентированный подход к педагогике.
- Актуальные задачи воспитания.
- Принцип толерантности.
Грамотный классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства.
Система работы руководителя класса включает в себя:
- аналитическую, практическую, организационную деятельность в области воспитания;
- контроль за повседневной деятельностью класса;
- использование современных методов воспитания.
Внедряя и традиционные, и новаторские методы, формы взаимодействия с учениками, классному руководителю следует понимать: чем больше их и чем интереснее они для учеников, тем лучше. Это могут быть разговоры и дискуссии, дебаты и игры, тренинги и экскурсии, интересная встреча, конкурсы, турниры и другие формы общественной и творческой работы. Успешная работа классного руководителя предполагает тесную связь с родителями учеников. Работа с родителями осуществляется при помощи следующих форм:
- проведение родительского собрания;
- совместное мероприятие для учеников и их родителей (праздник, соревнование, игра, турнир);
- родители могут проводить лекции по актуальным педагогическим проблемам.
В первую очередь классный руководитель является профессиональным педагогическим сотрудником, который для учеников является:
- духовным образцом культуры человечества;
- защитником от безнравственности;
- инициатором объединения ученических коллективов;
- стимулом для развития личности и самовыражении каждого ученика;
- консультантом по социализации ребенка;
- консультантом по проблемам повседневной жизни школьников;
- человеком, который помогает осознать ученику социальную и экономическую жизнь в обществе;
- консультантом по профессиональной ориентации;
- координатором совместного усилия педагогов, родителей и общества в области воспитания школьников;
- человеком, позитивно влияющим на нравственный и психологический климат учебного коллектива.
Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:
- Эффективно взаимодействовать с учителями, педагогами, родителями.
- Уважать детей, которые поддерживают инициативу и развивают чувство ответственности.
- Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
- Планировать деятельность.
- Организовывать воспитательные мероприятия./li>
- Использовать методики психологического анализа учеников.
- Внедрять нравственные и эстетические технологий в образовательный процесс, направленные на формирование духовности учеников.
Сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане.
Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:
- Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
- Самостоятельная образовательная работа.
Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:
- Выбор тематики.
- Определение цели и задачи работы.
- Выделение предмета и объекта.
- Подробное исследование литературного источника по выбранной теме.
- Практическое применение результатов своего опыта и эксперимента.
- Анализ выполненной работы, формулировка выводов, рекомендаций, направления дальнейшей работы.
- Оформление работы и представление отчета в педагогическом коллективе.
На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:
- Изучение профессиональной научно-практической литературы и электронных ресурсов.
- Участие в научных организациях, клубах и проектах.
- Ведение научных и экспериментальных работ.
- Изучение современных педагогических практик.
- Посещение библиотеки.
- Поездки на экскурсию.
- Профессиональное общение с учеными и иными интересными и выдающимися личностями.
- Посещение мероприятий, повышение культурного уровня (музея, концерта, выставки и так далее).
Документы классного руководителя
Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.
Общий список документов классного руководителя:
- Годовой план воспитательной работы.
- Внесение информации в классную книгу.
- Таблица родительских сведений.
- Список членов родительской комиссии.
- Подробная информация о содержании протоколов родительского собрания.
- Расписание, содержание занятий учителей различных предметов для изучения образовательных моментов.
- Сценарии мероприятий по воспитанию, классные часы.
- Диагностические методы.
- Информация об индивидуальной работе с проблемными учениками.
- Классный журнал.
- Журнал инструктажа по безопасности и ПДД.
- Отчеты по воспитанию.
- Сведения о посещаемости, их успешности, присутствии, состоянии здоровья учащихся.
- Информация по внеурочным занятиям учащихся.
- Личные дела школьников.
На сегодняшний день классный руководитель является мыслящим педагогом, постоянно развивающимся, ищущим ответы на проблемы, которые волнуют учеников, родителей и учителей. Такая личность открыта для новых свершений, способна положительно повлиять на развитие учеников, сформировать их личность.
Если рассматривать психологическое мастерство с технологической точки зрения, то его можно определить как систему, в число компонентов которой входят профессиональные знания и навыки, общий уровень культуры, способность к творчеству и технологическая компетентность.
Мастерство учителя в основном зависит от его собственной личности, от наличия у него специфических качеств. Данные качества не только должны способствовать формированию профессионального опыта в работе, но также должны самостоятельно организовать свои педагогические действия.
Состав набора качеств преподавателя-профессионала, необходимых, чтобы обеспечить учебный процесс, довольно разнообразен и широк. Здесь и развитое чувство патриотизма, и гражданственность, высокий уровень интеллигентности и гуманизма, а также богатая внутренняя культура.
Педагогическое мастерство также подразумевает любовь к труду во всех его формах и отличную работоспособность. Кроме того, педагог-мастер просто обязан обладать человеколюбием, уметь общаться с людьми различных психологических типов и доводить до них тот объем информации и знаний, которые ему требуется довести в рамках обязательной образовательной программы и мер психологического воспитания.
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета