Классное руководство это искусство

Работа классного руководителя — это искусство и труд.

 Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя
является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы
сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в
его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, а основными
воспитателями являются родители.

 Задача
классного руководителя  состоит в том, чтобы помочь и подсказать им решение
по тем вопросам, с которыми они приходят в школу. Искусство быть классным
руководителем не изучается в институтах. Не существует и никакого института,
который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень
часто приходи
лось просить некоторых
родителей, чтобы они посещали родительские собрания, на которых они мог
ли очень много узнать о своих детях, услышать
важные советы, увидеть их успехи и задуматься над решением некоторых вопросов
учебы и дисциплины, а также здоровья.

 8А класс

            Воспитательная
работа в течение года велась по нескольким направлениям: «Здоровье»
(тематические классные часы «Вредные привычки», «Правила нашей безопасности» ,
классный час-диалог «О режиме дня». Ученики 8а класса приняли активное участие
в общешкольном осеннем кроссе
, проводились
индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями  по вопросам сохранения
здоровья.

            Изучалась
результативность учебной деятельности обучающихся  класса за каждую четверть
для организации коррекционной работы, сотрудничества с учителями- предметниками
по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого
обучающегося. Так неоднократно проводились индивидуальные беседы со
слабоуспевающими обучающимися (Л.О., В.Г.) и их родителями. Принимали участие в
школьном конкурсе чтецов по военной тематике во время проведения предметной
недели по литературе
. Интересно
проходила подготовка к ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ  и все ребята приняли участие в
конкурсе проектных работ «НАУКА!», создав прекрасную презентацию и оформив
альбом «Гордость нашего рода»  (заняли 1 место).  Участвовали в 7 Международной
Олимпиаде по основам наук  и получили дипломы, сертификаты  по учебным
предметам
. Ребята приняли активное
участие в акции «Посылка солдату». Активно участвовали  в конкурсе «КЛАСС ГОДА»
( заняли 2 место среди 5-8 классов и получили грамоту).

  Были проведены
тематические классные часы «В.И.Даль и его толковый словарь» (оформлен был
стенд).

 Была проведена
беседа «О недопустимости употребления бранных слов»; интересны были классные
часы, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта.

     Интересно
прошел классный час, посвященный  Дню Победы, классный час «О милосердии» (о
человеческих пороках – зависти, эгоизме, равнодушии и о том, как они влияют на
жизнь человека).

    Были изучены
потребности, интересы и желания ребят в организации и проведении внеклассных
мероприятий, стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни класса,
предоставление обучающимся возможности самостоятельного и совместного
планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его
выполнение.

  Были проведены
тематические классные часы «Я – гражданин России» (о любви и уважении к своему
Отечеству, о смысле понятия «гражданин»), «России верные сыны» (о наших
земляках-героях и оформлен был стенд «Гордость Ямала»).

  Участвовали в
школьной встрече с участковым милиционером.

Кроме указанных
мероприятий, проводились беседы по противопожарной безопасности, по правилам
поведения в осенне-зимний период. Классные часы проводились с использованием
современных технологий, компьютера, мультимедийного проектора. В подготовке к
классному часу принимали участие и сами ученики. Были созданы
слайды-фотографии. Ребята создают свой архив фотографий «Моя земля!»

   Большая работа
проводилась и по формированию классного коллектива. Ребята участвовали в разных
мероприятиях, сообща решали классные проблемы. Это способствовало развитию
самостоятельности, ответственности, сплочению классного коллектива.

 Проводились
родительские собрания (организационное, «Роль общения в жизни школьника», «Культурные
ценности семьи и их значение для ребенка», итоговое), по мере необходимости
оказывалась консультативно-методическая  помощь по разным вопросам.  Активность
родителей оценивается как «удовлетворительная».

    Ученики класса
успешно завершили учебный год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Болхова

Эссе «Искусство быть классным руководителем»

Тимошина С. П.

Великое искусство — научить своих воспитанников видеть неявное и слышать неслышное, относиться бережно к самому слабому и беззащитному, в несовершенном видеть доброту. Воздействие классного руководителя на ребёнка безмерно. Он ведёт по жизни, закладывает фундамент духовности, нравственности и здоровья. Не секрет, что каждое слово, похвала или унижение создают вокруг ученика особую энергию, которую он сохраняет на всю жизнь. К. Паустовский писал: «…Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радости и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

Снова и снова я вхожу в класс. Ежедневно передо мной встаёт множество проблем и вопросов. И я окунаюсь с головой в школьную жизнь, полную неожиданностей, приятных и не очень, подставляю своё надёжное  плечо неугомонным  девчонкам и мальчишкам 9 класса, подбираю нужные слова, предлагаю интересные и полезные дела, удивляю и удивляюсь.

Я постоянно нахожусь в состоянии творческого поиска. Как пробудить интерес ребёнка? Как развить его мыслительную деятельность? Как активизировать его творческие способности? Как развить ребёнка в меру его сил, не подрывая здоровья? Где же найти ключ к тайнам педагогического мастерства и ответить на многочисленные вопросы, стоящие перед учителем?

Полагаю, в этом отношении полезно обращение к знанию прошлого и современного педагогической науки. Овладевая знанием можно повторить накопленный опыт или преломить его в свете собственных педагогических принципов и сложить свою собственную «педагогическую поэму».

Понять мир ученика, чаще всего мир  другой, не учительской жизни, в какой-то  момент стать на точку зрения ученика, а главное — воспользоваться своим жизненным опытом, специальной профессиональной подготовкой, чтобы помочь ученику трезво взглянуть на свои достоинства и недостатки, умножить первые и избавиться от вторых — в этом, на мой взгляд, заключается сущность педагогического мастерства классного руководителя.

Мне нравиться работать в школе. Школа — это дом, в котором каждый — и взрослый, и ребёнок — открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Радость от общения с детьми, когда есть взаимопонимание, отдача и видишь результаты своего труда, нельзя сравнить ни с чем. Думаю, что умение педагога сопереживать, делить вместе с детьми их радости и горести, — одно из слагаемых успешной деятельности классного руководителя. Где присутствует взаимопонимание, там есть сотворчество, сотрудничество и, как следствие, положительный результат. Каждый человек в жизни открывает для себя какие-то истины, вырабатывает правила, которых придерживается потом в своей работе, быту, в общении с людьми. Работу классного руководителя можно сравнить с работой  дирижёра, а класс — это оркестр, где каждый ребёнок выступает в роли музыканта. От того насколько дирижёр профессионально владеет своим искусством, зависит игра всего оркестра. Но на успех выступления , на мой взгляд, влияет не только технически грамотное исполнение своей партии каждым участником оркестра и руководство дирижёра, но и их внутренний настрой, творческий подъём, желание подарить радость окружающим. Ребёнок не робот! Доброе, внимательное отношение классного руководителя избавит школьника от многих огорчений и ненужных переживаний, поможет избежать стрессов. Благодаря этому у школьников крепнет привязанность к справедливому и ласковому старшему наставнику, они живо откликаются на его просьбы или поручения, стремятся сделать приятное.

Уверена, искусство быть классным руководителем заключается в умении научить детей положительным способам общения: доброжелательно относиться к сверстникам, проявлять доброту, приветливость, справедливость, помогать организовать совместную деятельность, поощрять успехи, учить их дарить радость окружающим людям. Светлее, веселее, интереснее! Вот основной принцип, который следует соблюдать классному руководителю, желающему видеть своих  воспитанников счастливыми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что значит «быть классным руководителем»? Классное руководство – призвание и искусство или просто обязанность?

Работа классного руководителя в начальной школе – непростое и интересное дело. Надо суметь из маленьких и таких разных ребят создать дружный и сплочённый коллектив, увидеть в каждом ребенке личность со своим мировоззрением и мироощущением и сделать все возможное для ее всестороннего и гармоничного развития. Заинтересовать и привлечь родителей к школьной жизни, вызвать у них желание помогать и детям, и педагогу. Разве это не искусство?

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям, общению, положительным эмоциям. Как же сделать так, чтобы в процессе школьной жизни не погасить их лучезарные взгляды, не допустить исчезновения стремлений и желаний?

Мне кажется, добиться этого можно, помня слова Плутарха: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». И ведь именно в воспитательной работе можно применять для этого множество интересных и доступных методов и приемов. А главным ее преимуществом является то, что ребенку не нужно быть круглым отличником, чтобы проявить себя! Здесь можно раскрыть абсолютно каждого! Особенно важно это в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в нашей школе-интернате. Ведь работа классного руководителя по созданию условий для максимальной адаптации и полноценной интеграции детей в общество является не менее важной для них, чем освоение образовательных программ.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически», – говорил К.Д.Ушинский.

Конечно, работая в школе и постепенно приобретая необходимый опыт, становится легче достигать поставленных педагогических целей. Но за этим всегда скрывается упорный, повседневный, самоотверженный труд. И труд этот только в том случае принесет плоды, если он по зову сердца и души, с добротой и с радостью, с любовью к своим ученикам. Именно тогда мы можем создать, так необходимый детям, мир добра, игры и сказки, фантазии и творчества, погружение в который принесет возможность воспитать счастливых, успешных в современном обществе людей.

Быть классным руководителем – значит взять на себя ответственность, уметь слушать и понимать, заботиться и помогать, руководить и поддерживать, оставаясь при этом добрым, но требовательным, знающим и заинтересованным, терпеливым и справедливым.

Как учитель – я стараюсь отдать ученикам свои знания, опыт. Как классный руководитель – свою любовь, доброту, профессионализм и искренность.

Конечно, быть классным руководителем – призвание, основа которого – любовь к детям и своему делу. А заниматься любимым делом – это лучшее, что может случиться с человеком. Не зря говорят: «Делать то, что ты любишь – свобода, а любить, что делаешь – счастье!» И я счастлива оттого, что занимаюсь своим делом, что благодаря своим ребятам имею возможность всегда находиться в прекрасном и беззаботном мире детства.

«Мастерство организаторской деятельности классного руководителя —

условие эффективности воспитания личности обучающихся»

«Жить — вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет …ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте»

Ж. Ж. Руссо

Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог- мастер своего дела, разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».

Ян Амос Каменский (великий чешский педагог) считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство».

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения, реализация педагогического сотрудничества всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей и вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.
Основой деятельности классного руководителя служит подход «встречи–взаимопроникновения – взаимодействия» традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня). Суть заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не «перечеркивать», не отрицать положительный опыт, а интегрировать его с новым, необходимым запросами современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешить проблемы «отцов и детей», противоречия между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных ценностей и идеалов.

Условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивация его деятельности, ориентированная на результат;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– оценка его деятельности по результату.
Основные направления деятельности классного руководителя: работа с учениками, родителями, другими учителями, с социумом и так далее.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия, педагогического мастерства.

Ещё Н.К. Крупская писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать воспитательную деятельность.

Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.

Необходимо работать не только с сильными учащимися, но и с плохими, трудными детьми.
Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. — все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:

Принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план какие — то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности. Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии и т.п.

Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот — растет.

Принцип обратной связи. Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие — классный час, праздник или экскурсию — классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество — в подготовке внеклассного мероприятия — это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников.

Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом.

Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные родительские собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания вместе с детьми. На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях. Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали.

Когда школьники говорят о КР «Нам повезло», они подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям повезло – у них хороший классный руководитель».

Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой. Привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего педагогического мастерства. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

Классный руководитель должен выступать в роли дирижера. Классный руководитель в отличие от всех педагогов в школе, озабочен духовным обогащением и выращиванием личности. Обеспечивает благоприятное преломление влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность каждого школьника.

Классный руководитель является творцом, мастером интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:

– дискуссионных, игровых, состязательных;

– творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;

– психологических (позволяющих ребёнку осознать самого себя).

Составляющие педагогического мастерства:

— мастерство организатора коллективной и индивидуальной учебной деятельности;

— мастерство передачи знаний;

— мастерство формирования опыта деятельности;

— мастерство владения педагогической техникой, технологией.

Какие же существуют уровни профессионального развития классного руководителя, педагога?– схема.

Педагогическая умелость достаточно хорошее владение педагогом системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся

Педагогическое мастерство 1)Педагогическая техника — совокупность различных профессиональных умений преподавателя. 2) Доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество это творчество, направленное на повышение эффективности воспитательного процесса. Характеризуется внесением в воспитательный процесс тех или иных инноваций, приемов и методов воспитания без какой-либо ломки педагогической системы.

Педагогическое новаторство Педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.

Какие бы частные задачи ни решал классный руководитель, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

И в заключении мне еще хотелось бы вспомнить следующее.

Педагогический коллектив, его опыт, знания, сплоченность в дружной целеустремленной работе – вот главный источник успеха классного руководителя, его мастерства в организации коллектива и влияния коллектива на личность каждого школьника.

Список литературы:

  • А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство — это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.

  • Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности».

  • Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство — высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 1 Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем

Вид работы

Периодичность

Норма затрат времени, мин в неделю

Индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации ученика

Еженедельно

25

Работа с активом класса

Еженедельно

10

Классный час: анкетирование, тестирование

Еженедельно

40

Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной воспитательной работы

2 раза в четверть по 1,5 ч

20

Наблюдение учащихся на уроках

1 урок в 2 недели

20

Посещение семей

10 семей в год (1–1,5 ч на посещение)

20

Встречи с учителями, другими специалистами лицея. Участие в малых педсоветах, педагогических консилиумах

3–4 встречи в неделю, 2–3 педсовета в год

30

Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей

1 раз в четверть

20

Контроль посещаемости, организация питания

Ежедневно

20

Дежурство по лицею

По графику

5

Организация уборки кабинета

Ежедневно

40

Организация трудовых дел

Ежемесячно по 1 ч

15

Проверка дневников

Еженедельно

60

Ведение классного журнала

Еженедельно

15

Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчето

По мере необходимости

10

Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий

1 раз в год

10

Итого:

360

В чем цели и задачи современного классного руководителя? И отличаются ли они для учителя, работающего в современной городской или сельской малокомплектной школе? О том, что делается сегодня в регионе для финансовой поддержки классных руководителей – в нашем материале.

Наставник и помощник

Практически каждый из нас помнит свою первую учительницу: добрый, а иногда и строгий голос, внимательный взгляд, особая, почти материнская забота. «Вторая мама» — так ее чаще всего и называют.

На классном руководителе – особая ответственность. Это — наставник для детей, помощник, зримый пример поведения и решения жизненных ситуаций. В жизни каждого ребенка он будет играть особую роль: например, трудному подростку он необходим для социализации и адаптации, улучшения посещаемости, профилактики вредных привычек; обычному, среднестатистическому школьнику, классный руководитель помогает правильно выстроить отношения с одноклассниками, помириться с друзьями, найти общий язык с родителями. Талантливому ребенку наставник нужен отнюдь не меньше, ведь именно учитель может вовремя увидеть сильные стороны ученика, поможет их развить, поделиться опытом, не даст таланту затеряться. Учить, воспитывать, прививать духовно-нравственные ценности и любовь к Родине, стимулировать интерес к учебе, формировать полноценного гражданина своей страны – на классного руководителя возложены эти и многие другие задачи.  

«Классное руководство — это не профессия,  — подчеркивает начальник отдела организации предоставления общего образования департамента образования науки и молодежной политики Оксана Кузнецова. — А огромная ответственности перед детьми, родителями, обществом. Быть классным руководителем – это значит отдать свое сердце и всю свою любовь детям. А для этого нужна колоссальная трудоспособность, умение разглядеть в каждом ребенке неповторимость, уникальность, талант, а потом зажечь в их душах огонь познания самого себя».

Золотые слова? Безусловно! Но за ними кроется огромная работа. Сегодня в Воронежской области обучаются 227 482 школьника в 715 организациях среднего и общего образования. Многие из этих ребят все еще находятся под трепетным надзором классных руководителей (их в регионе 11 543). 

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Согласно официальной классификации функции классного руководителя делятся на три больших группы: целевые, социально-психологические и управленческие. Под целевыми понимается воспитание ребенка, его защита от неблагоприятного влияния социальной среды, помощь в решении личностных проблем и подготовка к самостоятельно жизни.  Под социально-психологическими функциями имеется в виду помощь в выстраивании отношений со сверстниками в классе, сплочение коллектива, организаторские функции. А управленческие функции говорят сами за себя: классный руководитель, словно капитан корабля, должен руководить детским коллективом и учить свою «команду» самоконтролю и самокоррекции, организованности и самостоятельному планированию.

Есть функции классных руководителей, которые сразу видны невооруженным взглядом. Это – организация питания и дежурств школьников, контроль посещаемости и проведение классных часов, наблюдение за здоровьем учеников и их внешним видом. Однако огромная часть работы скрыта от посторонних глаз, но не менее важна. Это, к примеру, взаимодействие с родителями учеников. Вот как об этом рассказывает Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова:

«Взаимосвязь классный руководитель — родитель очень важна. Ведь цель наша общая — благо ребёнка. Когда родители видят, что дети увлечены и с удовольствием ходят в школу, тогда и отношение к преподавателю совсем другое. Родители — мои «союзники» однозначно! А в век информационных технологий это еще проще, ведь мы с ними всегда на связи. Классный руководитель должен быть мобильным».  

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Работа с семьями учеников включает в себя не только проведение родительских собраний, но и педагогическое просвещение родителей, их привлечение к различным внеклассным мероприятиям, изучение условий семейного воспитания, личное посещение семей и изучение условий, в которых живет и воспитывается ребенок, а при необходимости и проведение индивидуальных диагностических бесед и консультативно-коррекционной работы с родителями учащихся. Таким образом, получается, что воспитывая ребенка, классный руководитель берет на себя ответственность за всю его семью. Вот как рассказывает об этом Жанна Тюряева, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101:

«Порой классный руководитель знает гораздо больше о ребенке, чем его родители. Ему отводится роль воспитателя, наставника, психолога, лидера, друга, учителя. И, учитывая это, связь классного руководителя с семьей ребенка должна быть очень тесной. В моем классе родители  — частые гости на внеклассных мероприятиях. Совместные праздники, экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, организация проектной деятельности все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений и талантов».

Получается, что классный руководитель – это не просто учитель, проверяющий тетрадки с домашними заданиями, но и психолог, врач-диагност и даже юрист.  И при этом, он должен находить время на саморазвитие и самообразование, а иначе детям будет с ним попросту неинтересно:

«В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает, — рассказывает Вера Животягина из МБОУ СОШ №105. — Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в какой-либо из областей культуры. Например, увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, и быть для своих воспитанников реальным примером, которому хочется подражать».

Помощь от государства

Сложно ли все это совмещать одному человеку? Безусловно! А сколько душевного тепла и бессонных ночей, а то и просто слез бессилия и усталости тратят эти люди. Как компенсирует государство эти моральные и физические затраты? Помимо заработной платы ежемесячно классные руководители получают региональную и федеральную надбавки за классное руководство.

5000 рублей из федерального бюджета выплачивается с 1 сентября 2020 года, причем она не зависит от количества учеников в классе. А если учитель ведет два класса, то доплату он получит за каждый класс отдельно.     

Кроме того, существуют и региональные выплаты, которые правительство Воронежской области, несмотря на пандемию и связанные с ней экономические трудности, сохранила в полном объёме. В общей сложности в текущем году на выплаты классным руководителям в региональных организациях общего и среднего образования было выделено 313,4 млн. руб.

«В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина на территории Воронежской области 11 543 классных руководителя в общеобразовательных организациях региона получают актуальные выплаты, — пояснил руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов. — Начисления федеральной надбавки проводятся до конца месяца по отдельной ведомости. Региональная выплата, существовавшая ранее, в соответствии с уже действующим порядком, начисляется классными руководителями вместе с заработной платой».

Помимо материальных компенсаций у классных руководителей есть еще и моральные бонусы, к примеру – участие в муниципальном конкурсе «От призвания к признанию». Он состоит из нескольких этапов: заочного и очного. На заочном этапе жюри оценивает учительский сайт, эссе, видео визитку классного руководителя. Во время очного этапа проходит защита воспитательной программы и проводится показательный классный час для детей. Конкурсанты, набравшие максимальное количество баллов, сражаются в финале, где показывают мастер класс для своих коллег.

Многие преподаватели, с которыми мы пообщались, участвовали в данном состязании. Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова, была призером номинации «Молодой педагог», а Александр Захаренко, учитель географии МБОУ СОШ №1 испытал свои силы в номинации «Классный руководитель». Вот как он сам рассказывает об этом событии:

«Скажу честно, поначалу я вообще не хотел участвовать. Время было хлопотное: только набрал 10-ый класс, и нужно было организовать коллектив: экскурсии, тематические классные часы, внеклассные мероприятия и т.д. А ведь ещё и проведение занятий – уроков, которые требуют не меньшего времени и отдачи. Что же всё все-таки меня подтолкнуло к участию? По образованию я учитель географии, а это накладывает свой отпечаток: любовь к путешествиям, открытиям, интерес к новому и неизвестному. Всё это пересилило груз рутинных задач, и я принял решение об участие!»

Как оказалось – не зря: Александр Захаренко стал победителем в вышеупомянутой номинации. Еще один классный руководитель, сумевший завоевать «золото» сразу в нескольких муниципальных и областных конкурсах, таких как «Воспитать человека», «Уроки Победы» и «Растим гражданина» — Валентина Артюшова, учитель истории и обществознания,  классный руководитель 9 класса МКОУ Пчелиновская СОШ. Школа, где она работает, является малокомплектной и это накладывает свою специфику на весь учебный процесс.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

В 9 классе там учатся всего 5 человек — один юноша и четыре  девушки. В этом есть и свои минусы, и свои плюсы. К примеру, из-за малого числа учеников в классе, сложно, а то и невозможно проводить командные  соревнования или групповые квест игры. Ребятам не хватает духа соперничества, который, как правило, присутствует в больших школах. Кроме того рядом со школой нет досуговых центров для молодежи и учреждений дополнительного образования, а значит вся тяжесть воспитательной работы в сельской местности ложится на классного руководителя, который должен заинтересовать, вовлечь детей, организовать их  досуг так, чтобы они развивались и получали  дополнительные знания наравне с учениками городских  школ. 

Однако есть и плюсы: небольшое количество детей позволяет классному руководителю более тщательно раскрыть склонности, достоинства и таланты каждого ребенка. По сути, все они – скорее не класс, а одна крепкая, дружная семья. Валентина Артюшова знает характер и склонности  каждого подростка, его вопросы и проблемы. И это способствует созданию близких доверительных отношений.

Класс под руководством Валентины Артюшовой успел реализовать много проектов и завоевать много наград: ребята развивают свои таланты на базе пчелиновского сельского дома культуры, учатся доброте и милосердию в сотрудничестве с приходом Успенского храма поселка Ясенки, регулярно участвуют в акциях «Белый цветок» и «Из детских рук — частицу доброты», ходят на экскурсии по родному краю,  записывают воспоминания детей войны, приглашают в школу воинов Афганистана и Чечни. К 75-летию  Великой Победы класс подготовил и реализовал проект «Книга памяти села Пчелиновка».

Ученики Валентины Артюшовой — постоянные участники различных муниципальных, региональных и всероссийских состязаний. В их копилке — приз всероссийского кон курса «Мы — гордость Родины» и конкурса «История местного самоуправления».

Вот как говорит о своих воспитанниках сама Валентина Артюшова:

«Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Моя цель — увидеть, разглядеть, не пропустить в ученике всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его».

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Все эти задачи невыполнимы без главной составляющей – любви к работе и своим подопечным. И данную истину как нельзя лучше подтверждают слова Татьяны Тюрнёвой, классного руководителя 9 «А» класса МКОУ Стрелицкой СОШ Семилукского муниципального района Воронежской области:

«Как бы пафосно ни звучали сейчас мои слова, но я люблю свой 9 «А» класс, люблю каждого, а их 21, как своего ребенка, с их недостатками и достоинствами. Как радуется душа, когда видишь, что они растут и взрослеют на твоих глазах, еще вчерашние пятиклашки, а сегодня – юноши и девушки. Если мы обратимся к словарю Ожегова, то увидим, что слово наставник имеет следующее значение – учитель, воспитатель, руководитель. И не зависимо от того, как мы назовём учителя – классный руководитель или наставник, цель одна – сеять разумное, доброе и вечное!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мастер нос капли инструкция по применению взрослым
  • Инструкция по охране труда механика по выпуску автотранспорта на линию
  • Инструкция по установке принтера hp laserjet pro mfp m28w
  • Dr gazex инструкция по применению цена таблетки взрослым
  • Как сделать громоотвод на даче своими руками пошаговая инструкция