Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 448, педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство, с 1 сентября 2020 года выплачивается денежное вознаграждение в размере 5000 рублей ежемесячно за каждый класс, но не более чем в двух классах, независимо от количества обучающихся в каждом классе, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.
С целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, а также реализации и защиты их академических прав и свобод, устранения избыточной отчетности в их деятельности органам управления образованием субъектов РФ Минпросвещения России направлены согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – методические рекомендации).
Классный руководитель — кто он?
Согласно методическим рекомендациям, классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
Классное руководство понимается как особого вида педагогическая деятельность, направленная, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, а классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, осуществляющие классное руководство.
Примечание. Должность «классный руководитель» в Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. № 678, не значится, а в приказе Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н — отсутствует квалификационная характеристика по этой должности, и классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит.
Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 г. №536 классное руководство отнесено к дополнительным видам работ и возлагается на педагогического работника с его письменного согласия.
Осуществление педагогическими работниками классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.
Распределение классного руководства на новый учебный год осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 22 декабря 2014 года №1601 в том же порядке, что и распределение учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательной организации.
Обеспечение академических прав и свобод классных руководителей – рекомендации Минпросвещения
Поскольку классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, то им предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В Методических рекомендациях перечислены следующие права классных руководителей, предоставляемые им с учётом локальных нормативных актов общеобразовательной организации:
— самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
— вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
— участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;
— самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;
— использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
— получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;
— приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
— давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
— посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
— защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
— повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
О защите академических прав и свобод классных руководителей
Методическими рекомендациями в целях реализации и защиты академических прав и свобод классных руководителей, предусмотренных частью 3 статьи 47 ФЗ от 29. 2012 г. № 273-ФЗ, а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к их чести и достоинству, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:
— письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г. № ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»;
— письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г. «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»;
— письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г. № 08415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».
О недопущения избыточной отчетности
«Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством», — отмечается в методических рекомендациях.
Как сказано в методических рекомендациях, классные руководители ведут следующую документацию:
1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся);
2) план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
В целях недопущения избыточной отчетности педагогических работников руководителям общеобразовательных организаций необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчетности».
Об оценке деятельности и стимулировании классных руководителей
Для оценки эффективности деятельности классных руководителей в методических рекомендациях предлагается использовать две группы критериев: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.
В целях стимулирования классных руководителей рекомендуется использовать механизмы материального (многофункциональное финансирование, в том числе за счет средств государственно-частного партнёрства и некоммерческих организаций) и нематериального стимулирования (наставничество, участие в управлении организацией, стажировки, все формы морального стимулирования: публичное признание, награждение статусными знакам отличия, установление баннеров с фотографиями, учреждение почетного звания, региональных наград и т.д.).
С методическими рекомендациями и другими материалами по вопросам классного руководства можно познакомиться в Информационном бюллетене №3 май 2020 года, подготовленном ЦС профсоюза работников народного образования:
https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf
Также в блоге:
Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве
Как производятся выплаты за классное руководство — разъясняют Минпросвещения и Общероссийский профсоюз образования
О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях
Классное руководство — это работа или должностная нагрузка
Практически во всех странах мира воспитательная работа с классом возложена на специального работника, в том числе в странах постсоветского пространства, кроме России, Украины и Узбекистана. Мое глубокое убеждение, что функции классного руководитея — это огромный тяжелый труд, особенно в наше непростое время, связанное с паденим нравственнности и духовности общества При моей нагрузке в 29 часов + 2 ч эллективных курсов + 3 ч кружкрв, работа с классом состовляет 60 % времении и 3% зарплаты. В нашем регионе с 1 января вообще отенили презедентскую доплату. Наше государство всегда экномило и экономит на обазовании и учителях, пытаясь принудить преподавателя заниматься второй работой практически бесплатно! Пора привлечь внимание наших профсоюзов к этой проблеме. Либо вводить штат воспитателей, либо признать, что классное руководство — это не должностная обязанность, а комлекс трудовых функций за которые нужно платить деньги.(Не заставляют ведь в медецине окулиста или стамотолога выполнять обязанности терапевта).
Классный руководитель как человек-функция. Человек есть, а должности такой нет
Оказывается, что профессии и должности «классный руководитель» не существует. Обращаемся к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Что мы там видим:
учитель;
преподаватель;
педагог-организатор;
социальный педагог;
учитель-дефектолог, учитель-логопед;
педагог-психолог;
воспитатель;
тьютор (и это не синоним классрука, тьютор — это организатор индивидуальной работы с обучающимися);
педагог-библиотекарь;
старший вожатый;
педагог дополнительного образования;
музыкальный руководитель;
концертмейстер;
руководитель физического воспитания;
инструктор по физической культуре;
методист;
инструктор-методист;
инструктор по труду;
преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
тренер-преподаватель;
мастер производственного обучения.
Каких действий от нас ждёт Минобр:
1. Организационно-координирующие функции:
Обеспечение связи школы с семьёй. Самое сложное, когда семья не шибко и хочет, чтобы школа с ней общалась. Дети отданы — воспитывайте, вам за это государство платит.
Установление контактов с родителями, оказание им помощи в воспитании. Лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.
Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся.
Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.
Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
Стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей. В первую очередь это проявляется в том, что классруки обязаны написать в электронном журнале о якобы 95% задействованности детей их класса в кружках, секциях, музыкальных школах, олимпиадах и так далее. Очевидно, что это всегда завышенный процент. Всё равно в классе есть 5-6 человек, которые никуда не ходят в силу инертности — своей или родителей (бесплатные кружки есть, но это же ходить нужно). Вот и спасаются классруки тем, что пока можно вписывать в эту графу репетиторов и спортзалы (куда ребёнок может и не ходить).
Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные функции:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические функции:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные функции:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
Учитель Андрей Рябченко собирается участвовать в конкурсе «Самый классный классный». В процессе подготовки он вдруг выяснил, что такой должности (формально) просто не существует.
Хорошая статья, которая выявляет очень много функционала и действий, который от нас ждет Минобр. при этом так низко оплачивается….
А ведь классный руководитель – важный человек в жизни ребёнка, влияющий на становление его личности.
Человек есть, а должности такой нет, есть функция….
Мария Сасина
Классный руководитель — это классная мама! У мамы должности нет, только обязанности.
Горбачёва Марина Юрьевна(эксперт сообщества)
Вот так ДА!!! А сколько сил и времени!
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
В Госдуме предложили повысить статус классных руководителей в школах.
Необходимо повысить статус классных руководителей, так как они несколько лет работают с учениками, в отличие школьных психологов. Об этом заявил замглавы комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР).
Чернышов предложил это после того, как детский омбудсмен Москвы Татьяна Потяева предложила разработать критерии работы с электронными гаджетами для психологической стабильности детей и усилить работу службы психологов в образовательных учреждениях.
«К каждому ученику психолога не поставишь. Нужно здесь повышать статус классного руководителя, который будет руководителем не только для детей, но еще давать необходимые и самое главное — верные советы родителям и учителям, которые работают с детьми», — цитирует Чернышова РИА «Новости».
«Ещё очень важный момент — гаджеты, нельзя все запретить, так как запрещая, мы вызовем обратный эффект. И везде, опять же, не поставить сотрудника, который будет вырывать телефон, планшет, гаджет любого формата из рук ребёнка… Я предлагаю ограничить стоимость гаджета, чтобы не было возможности для каких-то вещей, которые отвлекают внимание школьника».
Борис Чернышов
«Обязательно в школьной программе нужно предусмотреть работу с родителями. Не только классные часы, на которые будут вызывать родителей. Но и возможность совместного интерактивного общения, где учитель с учениками и родителями проводят встречу», — добавил парламентарий https://mel.fm/novosti/1203786-v-gosdume-predlozhili-povysit-status-klassnykh-rukovoditeley-v-shkolakh?utm_medium=social&utm_campaign=k-kazhdomu-ucheniku-psihologa-ne-postavish.
Каракай Лариса Павловна
Это давно известно. Должности нет, поэтому нет и должностных обязанностей.
Это дополнительная работа, которая поручается работнику с его письменного согласия и за дополнительную плату. От дополнительной работы всегда можно отказаться, и работодатель не вправе наказывать за это.
В чем проблема? Не устраивает доплата? Отказывайтесь от такой дополнительной работы…
Отредактировано 05-12-2018 11:23
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
И несмотря ни на что — я классный, и вы, дорогие коллеги, в большинстве своём тоже.
Классный руководитель
- Классный руководитель
-
учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных школах. Должность К. р. введена в советской школе в начале 30-х гг. Основные обязанности К. р. определены уставом средней общеобразовательной школы. К. р. ведет воспитательную работу в сотрудничестве с другими учителями, пионерским вожатым и комсомольской группой; способствует осуществлению единых педагогических требований к учащимся со стороны педагогов, работающих с классом (в том числе объем домашних заданий в пределах установленных норм), и родителей; организует общественно полезный труд и внеклассную работу учащихся; проводит массовые, в том числе оздоровительные мероприятия. К. р. направляет работу органов ученического самоуправления в классе и помогает в работе пионерам и комсомольцам; организует помощь слабоуспевающим учащимся; ведёт документацию класса. В вечерних (заочных) общеобразовательных средних школах К. р. осуществляет тесную связь с предприятиями и учреждениями, где трудятся учащиеся. Должность К. р. существует также в средних специальных учебных заведениях (См. Средние специальные учебные заведения) и многих профессионально-технических учебных заведениях (См. Профессионально-технические учебные заведения). К. р. назначается директором учебного заведения. Для К. р. выпускается журнал «Воспитание школьников».
В. М. Коротов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.
Смотреть что такое «Классный руководитель» в других словарях:
-
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — в общеобразоват. школе Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитат. работы. В нач. классах обязанности К. р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На ср. и ст. ступенях обучения К. р.… … Российская педагогическая энциклопедия
-
Классный руководитель — в Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности К.р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На средних и старших ступенях обучения К.р.… … Педагогический терминологический словарь
-
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: создание благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности учащегося; создание благоприятной микросреды и морально психологического климата для каждого… … Профессиональное образование. Словарь
-
Классный руководитель — это должность, выполняемая учителем, параллельно со своей основной преподавательской работой. В его обязанности входит повседневная организация учебно воспитательной работы с учащимися класса или учебной группы в училище и создание условий для… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
-
РУКОВОДИТЕЛЬ — РУКОВОДИТЕЛЬ, руководителя, муж. 1. Человек, руководящий чем нибудь, возглавляющий что нибудь, являющийся чьим нибудь наставником. Руководитель восстания. Руководитель правительства. «Лозунг кадры решают все требует, чтобы наши руководители… … Толковый словарь Ушакова
-
руководитель — , я, м. Тот, кто руководит кем л., чём л., направляет деятельность кого л., чего л. == Идейный руководитель. ◘ Поэзия не уступала прозе, а делила вместе с ней роль идейного руководителя, выразителя чувств, властителя дум. Маршак, 1960, т … Толковый словарь языка Совдепии
-
классный — 1) классный ая, ое. 1. прил. к класс (в 3 знач.). Классный руководитель. Классное сочинение. Классное собрание. □ Дети постоянно теснились: днем в небольшой классной комнате, а ночью в общей детской. Салтыков Щедрин, Пошехонская старина. || в… … Малый академический словарь
-
классный — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. классно 1. Классным называют то, что имеет отношению к классу. Классный руководитель. | Классная доска. 2. Классным называют специалиста, который обладает высоким мастерством в своей области. Классный… … Толковый словарь Дмитриева
-
Классный час — особая форма организации внеклассной работы в школе. Сущность ее состоит в коллективном обсуждении проблем, затрагивающих интересы членов коллектива, в организации какой либо деятельности, в налаживании отношений между учащимися. Задача классного … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
-
классный — ая, ое. classe f. 1. Отн. к учебному классу. БАС 1. Вечером часу в девятом, пошел я к Брюллову с классным рисунком с натуры. А. Мокрицкий Восп. о Брюллове. // ОЗ 1855 12 2 168. Парадные куртки строились ежегодно осенью, после постройки… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Обязанности классного руководителя, по закону об образовании, — это ответственность педагога-организатора школьной жизни, целью деятельности которого является сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.
Кто такой классный руководитель
Это учитель, преподающий любой из школьных предметов, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) прикрепленного к нему класса и общается с родителями учащихся. Основные права и обязанности классного руководителя в школе определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012. Среди них:
- получать информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- контролировать учебные успехи каждого ученика;
- координировать работу учителей-предметников;
- приглашать родителей в учебное заведение в случае необходимости;
- участвовать в работе различных школьных структур самоуправления;
- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы;
- определять индивидуальный режим работы с учащимися;
- применять новые методы, формы и приемы воспитания;
- выбирать форму повышения собственного педагогического мастерства;
- защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы.
Обязанности
В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.
Периодичность | Функциональные обязанности классного руководителя |
---|---|
Ежедневно | Контроль за посещаемостью, за соблюдением норм и правил, принятых в школе, предотвращение конфликтов между учащимися, решение спорных вопросов, возникающих между учащимися и преподавателями. |
Еженедельно | Еженедельный классный час, включенный в расписание и с записью в журнале. |
Ежемесячно | Проведение не менее двух воспитательных мероприятий в месяц, одно из них общешкольное. |
Каждую четверть | Проведение не менее одного родительского собрания в четверть. |
Кроме того, классный руководитель:
- ведет журналы;
- разрабатывает планы воспитательной работы с классом;
- работает с личными делами учеников;
- ведет протоколы родительских собраний;
- контролирует ведение дневников воспитанниками и т. д.
Должностные обязанности классного руководителя в школе определяют, что педагогу необходимо знать:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики и социальной психологии;
- школьную гигиену;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы;
- основы трудового законодательства РФ.
Объем необходимых знаний и обязанностей предполагает наличие у педагога следующих умений:
- общаться с детьми, поощряя детскую любознательность, ответственность, подавая собственный пример творческого и ответственного отношения к делу;
- видеть и формулировать воспитательные цели;
- составлять план воспитательной работы в классе;
- организовывать внеклассную деятельность, проводить внешкольные мероприятия с учетом возраста детей;
- организовывать и проводить родительские собрания, поддерживать плодотворные взаимоотношения с родителями учеников;
- пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Кроме запретов и ограничений, установленных действующим законодательством, педагогу запрещается:
- Унижать личное достоинство ученика.
- Использовать систему школьных отметок (школьный балл) для наказания ребенка.
- Злоупотреблять доверием учеников.
- Нарушать авторитет семьи и других учителей в глазах учащихся.
Должностная инструкция
Основные обязанности классного руководителя определены должностной инструкцией, но поскольку этот документ не является обязательным ЛНА, то необходимые сведения вносят в трудовой договор или, как сейчас принято говорить, в эффективный контракт педагога. Разработку должностной инструкции, в которой зафиксировано все, что входит в ежедневные обязанности классного руководителя, целесообразно начать с изучения профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.
Скачать образец должностной инструкции педагога с функциями классного руководителя